10 бальная система оценок в школе расшифровка. Пятибалльная система оценки знаний: за и против - мнения

Анаит Сарксян
Сценарий праздника «Путешествие в страну мультипликации»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГБОУ СОШ № 1420 корпус № 10

Самаркандский бульвар, 32 к. 2, Москва,109472

Телефон :(495) 372-1490 факс :(495) 372-1941 e-mail:[email protected]

Сценарий праздника

<< Путешествие в страну мультипликации> ;>

Провела : Воспитатель Сарксян А. С.

Участвовали : воспитатели Гуруева З. М. Алибаева Н.

Сценарий праздника

<< Путешествие в страну мультипликации > ;>

Мульти-Пульти :

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Скажите ребята, а вы меня узнали? Я – Мульти-Пульти . А как вы думаете где я живу? Мое постоянное место жительства – страна мультипликаций . У нас там очень весело. Можно встретить героев любого мультфильма … хотите с ними повстречаться? (Да) Скоро вы их увидите, а сейчас давайте назовем героев мультфильмов , которых вы знаете, хорошо.

Весел он как балалайка,

А зовут его … (Незнайка)

В сумке у нее –не киска,

В сумке у нее- Лариска,

Для него прогулки- праздник ,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник,

Медвежонок … (Вини-Пух)

Кто в телефонной будке жил,

Пел песни, с Геною дружил?

Он мягкими ушами

Запомнился нам с вами. (Чебурашка)

Ребята все эти герои очень любят играть, а вы любите играть (ДА)

<< солнышко и дождик >>

<<Пронеси мяч, не задев кубик>>

Вдруг за кулисами кто-то плачет…

Мульти-Пульти :

Ой, что случилось? Кто там плачет? Ты кто? Что ты здесь плачешь? Мы собрались в страну , мультипликаций но мы же не можем тебя так оставить. Ребята, я, кажется, знаю кто это! Это Царевна Несмеяна! Она так и будет рыдать, пока мы ее не развеселим. Что же делать? А давайте позовем веселых бабушек! Уж они-то ее смогут развеселить!

Начинает играть музыка. На сцене появляются дети

Танец «Бабушки-старушки» .

После выступления детей Несмеяна улыбается.

Царевна Несмеяна :

Вот спасибо вам, ребята – развеселили вы меня, а то мне уж и плакать надоело… а вы заметили как попали в страну мультипликаций ? Я ведь героиня мультика . Помните такой? Вот и мне захотелось принять участие в вашем путешествии , а чтобы его продолжить давайте с вами поиграем. <<Собери шарики>>

<<Кто быстрее возьмет мультяшного героя > ;>

Мульти-Пульти :

Ребята загадки любите отгадывать (Да)

<<Герои мультфильмов> ;>

Взяв для подкрепления

Баночку варенья,

Отправляется в полёт

Человечек-вертолёт. (Ответ : Карлсон)

Я серого волка в лесу повстречала

И бабушкин домик ему показала.

Случилась беда;

Волк обманщиком был

И бедную бабушку он проглотил.

(Ответ : Красная Шапочка

Он однажды появился

В деревянной мастерской.

Папа Карло потрудился

Над игрушкою смешной.

(Ответ : Буратино)

Мульти-Пульти :

А вот и он!

Под музыку выходит Буратино

Буратино :

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Вы меня узнали? Я Буратино! Нравится вам у нас в стране мультиков ? (Да.) А вы песенки из мультиков знаете ? Вот сейчас и проверим. Внимательно слушайте и потом назовете название песни или мультфильм , из которого эта песня.

Звучат отрывки песен из мультфильмов . Дети их называют.

От улыбки станет всем теплей

И слону, л даже маленькой улитке.

Так пускай повсюду на земле, -

Будто лампочки, включаются улыбки. (Крошка Енот". Муз. В. Шаинского, сл. М. Плятсковского)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий, верный друг. (Тимка и Димка".Муз. Б,Савельева, сл. М. Плятсковского) .

Я на солнышке лежу,

Я на солньпшко гляжу,

Все лежу и лежу

И на солнышко гляжу. ("Как Львенок и Черепаха пели песню". Муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова.)

Мульти-Пульти :

Какие ребята у нас молодцы все песенки из мультфильмов знают . А сейчас мы всех приглашаем поиграть с нами. Игра для всех <<Звонкий мяч >>

Мульти-Пульти :

Ребята, как хорошо, что мы с вами попали в страну мультипликаций ! Здесь так интересно! Сколько моих друзей встретили!

Мульти-Пульти :

Вот и пришла пора прощаться! Пора нам в мультики возвращаться . До свидания, ребята!

Сегодня мы рассмотрим те мультфильмы с новогодней тематикой, которые были созданы до 1990 года (есть и 2-я часть: ). Обзор сделан так: по каждому мультфильму можно прочесть краткую аннотацию, узнать имена авторов и продолжительность, а затем — сразу перейти по ссылке и включиться в одну из новогодних историй.

Может быть, вы даже удивитесь — есть не только старые добрые мультфильмы, посвящённые Новогодней тематике, но и, можно сказать, старинные… С детьми школьного возраста во время зимних каникул можно проследить, как развивалась мультипликация шаг за шагом , просматривая как знакомые и любимые, так и практически неизвестные новогодние мультфильмы, а также мультфильмы о зиме — со снегом, холодами, испытаниями и, неизменно, счастливым концом.

Новогодние мультфильмы: старые, добрые, знаменитые и не очень

Один из первых в мире новогодних мультипликационных (или анимационных) фильмов сделан в 1913 году, «Рождество обитателей леса» , автор Ладислав (Владислав) Старевич, кукольный 6,5 минут. «Этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий», — вот что сказал об авторе Уолт Дисней. .

«Самоедский мальчик» (1928 г.) Режиссеры и сценаристы З. и В. Брумберг, Н. и О. Ходатаевы, рисованный, 7 мин. О судьбе маленького ненца, который после многих приключений попадает в Ленинград и возвращается в родное стойбище образованным молодым человеком.

Один из старейших новогодних мультфильмов, которые дети до сих пор смотрят с удовольствием, «Дед Мороз и серый волк» был выпущен еще в 1937 году по сценарию всеми нами любимого Владимира Сутеева, режиссер О. Ходатаева.

Сюжет немного напоминает сказку «Волк и семеро козлят», но главные действующие лица – зайчата и, конечно, Дед Мороз, который помогает зайчатам избавиться от преследований злого волка и принести из леса чудесную новогоднюю ёлку. Рисованный, 11 минут.

Лучшие новогодние и рождественские книжки для детей

В 1978 году Владимир Сутеев снова пишет сценарий – для режиссёра В. Бордзиловского. Этот «Дед Мороз и серый волк» - своего рода римейк мультфильма 1937 года и, в то же время, новогоднее продолжение мультфильма «Мешок яблок». Этот фильм ярче первого, в нём больше юмора. Здесь появляются Снеговик и Снегурочка, на помощь волку приходит ворона. Но, как и в первом фильме, Дед Мороз спас зайчат, доставил им ёлку и вручил подарки. Рисованный, почти 17 минут.

Сразу отметим и другие новогодние фильмы по сценариям В. Сутеева – их вы увидите в любом рекомендуемом списке.

«Когда зажигаются ёлки» (1950 г.) Режиссер: М. Пащенко рисованный, 20 минут. Перед Новым годом Дед Мороз вместе со Снеговиком – своим шофёром, отправляется в детский сад на ёлку с мешком с подарками. В мешке есть специально для сестры и брата Люси и Вани белый зайчик и плюшевый медвежонок. Но по дороге зайчик с медведем вываливаются из мешка и остаются в лесу. Игрушки пытаются сами попасть на праздник, чтоб «подариться» ждущим их детям.

«Снеговик-почтовик»(Новогодняя сказка) (1955 год) по сказке В. Сутеева «Ёлка». Режиссер Л. Альмарик, рисованный, 18.5 мин. Перед Новым годом дети пишут письмо Деду Морозу о том, что они очень хотят к празднику ёлку, потом делают Снеговика, который и должен отнести это письмо к нему в лес. В полночь Снеговик оживает и отправляется искать Деда Мороза вместе с маленькой собачкой по кличке Дружок. В лесу им встречаются лиса, волк и филин, который пытаются отнять у Снеговика письмо. Снеговик и Дружок преодолевают все препятствия и возвращаются из леса с ёлкой и подарками.

«Ёлка. Новогодняя сказка» (1942 год) снят режиссером М. Цехановским вместе с П. Носовым (по его сценарию) в эвакуации в в г.Самарканде на студии Союзмультфильм, музыка знаменитого композитора Никиты Богословского, рисованный, около 9 минут. Лесные зверушки готовятся к встрече Нового года, запасаясь ёлками. Дед Мороз спешит с подарками. Злые волки хотели помешать этой встрече.

Целая группа новогодних мультфильмов была снята в послевоенный период 1945 – 1959 годы. Пожалуй, именно это время было самым урожайным на мультфильмы о зиме и зимних праздниках

«Зимняя сказка» (1945 год) — режиссёр И. Иванов-Вано, сценаристы И. Иванов-Вано, Е. Шварц рисованный,12,5 минут – это музыкальная новогодняя сказка на музыку П.И. Чайковского о том, как лесные животные встречают Новый Год.

С этим же названием, но по сказке С.Козлова «Зимняя сказка» фильм Ю.Бутырина снят в 1981 году про Медвежонка и Ёжика, рисованный, 9.5 минут.

«Новогодняя ночь» (1948 г.) Сценарий и постановка: О. Ходатаева и П. Носов, рисованный, 10.5 мин. Мультфильм о Деде Морозе и его приключениях именно в новогоднюю ночь - как Дед Мороз для детей самую лучшую ёлку искал.

«Чемпион» (1948 год) Режиссёр А. Иванов, сценарий И.Винокурова, рисованный, 10.5 мин. Чемпион лыжного спорта Серый Волк самонадеянно пренебрегает тренировками. Во время очередных соревнований он уступает первенство хорошо подготовленному Бобику и даже … Барсуку. Звери восторженно приветствуют нового чемпиона – Бобика.

«Неженка» (1950 год) — фильм грузинских мультипликаторов. Режиссёр Шалва Гедеванишвили, рисованный, 10.5 мин Как спорт укрепил здоровье неженке-медвежонку.

«Дедушка и внучек» (1950 год) Режиссёр А. Иванов, сценарий В. Ласкина, рисованный, около 18 мин. О том, как медвежонка, бывшего в зимней спячке, друзья по лесу привели в «Лесную спортивную школу», в которой он научился фигурному катанию.

«Таежная сказка» (1951 год) Режиссер О. Ходатаева по народной сказке эвенков, рисованный, 10.5 минут. О том, как две простодушные таёжные росомахи собрались переезжать на новые места. Прикинувшись их другом, Лиса овладевает лодкой с пожитками. Умный и благородный Дятел выручает попавших в беду росомах. Едва не утонув, Лиса спасается бегством.

«Сармико» (1952 год) Режиссеры О. Ходатаева, Е. Райковский, сценарий К. Шнедер, рисованный, около 20 минут. Этот мультфильм – лауреат 7-го международного кинофестиваля в Карловых Варах (ЧССР) в 1952 год. О мальчике Сармико, который охотился на моржа, плавал на льдине в открытом море и сделал рисунки обо всём, что с ним происходило.

«Снегурочка» (1952 год) Режиссёр-постановщик: И. Иванов-Вано, по мотивам пьесы А.Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л.Шварца. рисованный, продолжительность 1 час 5 минут.

«Храбрый заяц» (1955 год) Режиссёр: И. Иванов-Вано Экранизация сказки Д. Мамина — Сибиряка «О храбром зайце — длинные уши, короткий хвост», рисованный, 16.5 минут. История о трусливом зайчишке, который, благодаря случайным обстоятельствам, напугал Волка и обрёл веру в себя.

«Двенадцать месяцев» (1956 год) Режиссёр И. Иванов-Вано, сценарий С.Маршака и Н.Эрдмана, рисованный, около 56 минут. О девочке, которая искала подснежники в зимнем лесу.

«В яранге горит огонь» (1956 г.) Режиссёр О. Ходатаева, сценарий Ж. Витензон по мотивам сказок народов Севера, рисованный, около 20 минут. Далеко на Севере, в маленькой бедной яранге жила вдова с двумя детьми - сыном и дочерью. Дети были ленивые и непослушные, они не хотели помогать матери и собирать хворост для костра. И когда огонь в очаге погас, злая старуха Пурга ворвалась в ярангу. Мать пыталась защитить своих детей, но Пурга унесла её. Брату и сестре пришлось забыть про свою лень и отправиться на поиски, проделать долгий путь, преодолеть много опасностей, прежде чем они найдут жилище Пурги и спасут свою маму…

«Снежная королева» (1957 год) Режиссёр: Л. Атаманов. Экранизация одноимённой сказки Андерсена о Кае, Герде, Снежной королеве, рисованный, продолжительность — около 1часа.

«Сказка о Снегурочке» (1957 год) Режиссёры В. Данилевич, В. Дегтярев, по мотивам русской народной сказки, кукольный, около 10 минут.

По этой же народной сказке был сделан рисованный мультфильм «Снегурка» в 1969 году Режиссеры Н. Эрдман, В. Дегтярев. Около 10 минут. Мультик о Снегурочке, дочке, вылепленной Дедом и Бабой из снега.

«В некотором царстве..» (1957 год) Режиссёры И. Иванов-Вано, М. Ботов. По мотивам русской народной сказки «По щучьему велению», сценарий Н. Эрдмана, рисованный, 28,5 минут.

«Храбрый оленёнок». (1957 год) Режиссёры О. Хадатаева, Л. Аристов, сценарий Ж. Витензон по рассказу Е. Фрейберга. Мультфильм, где «вручную прорисован каждый штрих», около 20 минут. Об оленёнке, который зимой на севере спасал свою маму. Во время длительного перехода к плодородным землям, где много сочного и вкусного ягеля, олени Тангене и Айхо отстали от стада, когда во время путешествия на них нападают голодные волки… Маленький оленёнок Айхо, найдя в себе мужество и силы, бросается на розыски стада оленей и, таким образом, спасает свою мать Тангене, попавшую в полынью.

«Лиса и Волк» (1958 год) Режиссёр П. Носов по русской народной сказке, рисованный, 10 минут.

«Новогоднее путешествие» (1959 г.) Режиссёр П. Носов по сценарию А. Аркадьева и И. Булгарина, рисованный, около 11 минут. Добрая сказка о маленьком мальчик, который очень хочет помочь своему папе весело встретить Новый Год. Вместе с Дедом Морозом и разными зверушками он везёт ёлку папе-полярнику.

В период 1960 – 1970 годах было снято несколько зимне-новогодних фильмов, но — это не самый яркий период.

Можно упомянуть 2 спортивных мультфильма режиссера Б. Дежкина, сценарий С. Рунге, Б. Дежкин, А. Кумма:

«Снежные дорожки» (1963 г.) рисованный, около 10 минут. Весёлый мультик о забавных хоккеистах, их приключения на лыжных дорожках.

«Шайбу! Шайбу!» (1964 год), рисованный, около 20 минут. Дружная команда новичков усердно готовится к матчу по хоккею с отличными, но зазнавшимися мастерами этого вида спорта. Дисциплинированные новички не пропускают ни одной тренировки, постоянно совершенствуются, а их соперники почивают на лаврах победителей и совсем уже разленились. И — победу одержала трудолюбивая и весёлая команда новичков!

«Тимошкина ёлка» (1966 г.) Режиссёр В. Дегтярёв, сценарий А. Зубковой, кукольный, около 10 минут без слов, с музыкой. Мальчик Тимошка и его друг-щенок принесли из леса ёлку и наряжали её. И собака случайно разбила игрушку. А мальчик выгнал щенка на улицу – в ночь, темноту, холод. Обиделся щенок и ушёл далеко в лес, где и нашли его помощники Деда Мороза и привели домой встречать Новый Год.

«В новогоднюю ночь (Франтишек)» (1967 год) режиссер В. Курчевский по сказке чешского писателя Милоша Мацуорека, кукольный, около 15 минут. О маленьком морозике Франтишеке, который, в отличие от других морозов, рисовал цветными красками.

«Случилось это зимой» (1968 год) Режиссеры В. Попов, В. Пекарь. Сценарий по своему рассказу написал Н. Носов, рисованный, около 9 минут. Из серии «охотничьих рассказов». Один охотник пошёл как-то на охоту, а ружьё дома забыл. Идёт он по лесу, а тут волки, целая стая. Вылез охотник на высокое дерево, а волки под деревом сидят и ждут. Но тут откуда-то взялся медведь, разогнал волков и сам стал охотиться на мужика. Еле охотник ноги унёс.

«Времена года » (1969 год), режиссёры И.Иванов-Вано и Ю. Норштейн, сценарий И. Иванов-Вано. Кукольный, около 9 минут. Без слов — музыкальный мультфильм на тему цикла П. И. Чайковского «Времена года» (зимние пьесы) с использованием в изображении кружев и вятской игрушки.

Следующие 2 десятилетия – 70-е годы – 80-е годы — пора расцвета советской мультипликации. В том числе, и фильмов новогодне-зимней тематики в эти годы было создано немало.

А начнем с фильма 1969 года – весёлого, красочного, с запоминающейся музыкой «Дед Мороз и лето» режиссёра В.Караваева по сценарию В. Ливанова, рисованный, около 19 минут. Однажды на Новый год Дед Мороз узнаёт у детей, что бывает лето. С тех пор он никак не может об этом забыть и очень хочет узнать, что же такое это лето? Тогда Дед Мороз решает прийти к детям летом, чтобы самому всё увидеть.

Следом появился любимый детворой фильм режиссёров В. Попова и В. Пекаря по сценарию Ю. Яковлева «Умка» (1969 год) и «Умка ищет друга! (1970 г.) В этих фильмах использована музыка Е. Крылатова. Рисованные, по 10 минут. О дружбе белого медвежонка и мальчика и о том, как Умка отправляется на поиски своего друга-мальчика. и

«Бабушка-метелица» (1971 год) Режиссер А. Осокина, сценарий Ю. Слепцовой по мотивам народных сказок о злой мачехе, ленивой дочери и трудолюбивой падчерице. Кукольный, 16 минут.

«В лесу родилась ёлочка» (1972 г.) Режиссёр и автор сценария Б. Бутаков. Рисованный, 6.5 мин. Общеизвестная детская песенка в фильме, конечно, звучит, но фильм, скорее, о том, что ёлочку, которая выросла в лесу, лучше в лесу и оставить – не рубить.

«Новогодняя сказка» (1972 г.) Режиссёр В. Дегтярев, он же написал сценарий вместе с Л. Васильевой. Музыка О. Фельцмана. Объёмный, 16,5 минут. Сказка о том, как детки пригласили Чудище-Снежище встречать вместе с ними Новый Год.

«Щелкунчик» (1973 г.) Режиссёр Б. Степанцев. По мотивам сказки Гофмана и балета Чайковского, рисованный, 26 минут. О Щелкунчике, девочке и Мышином короле. Этот мультфильм получил несколько премий и дипломов на кинофестивалях.

В 2004 году совместным производством Великобритании, Германии, России, США, Хорватии была создана новая современная версия «Щелкунчик» . Режиссёр и автор сценария российской версии Т. Ильина, рисованный, 1 час 20 минут. Это рождественская история живых людей и оживших игрушек, разыгрываемая под волшебную музыку в прекрасных старинных интерьерах Петербурга начала XX века. Мастер Дроссельмейер ищет девушку, которая сможет помочь Принцу, заколдованному в Щелкунчика. В его магазин заходят Маша и Николка, привлечённые удивительными игрушками. Маша сразу замечает Щелкунчика, после чего мастер Дроссельмейер показывает детям небольшое представление, рассказывающее об истории заколдованного Принца…

«Почему у ёлочки колючие иголочки» (1973) Режиссёр Н. Василенко, сценарий В. Лещенко, рисованный, 9.5 мин. Без слов с музыкой. Про юного Ветерочка, который всеми силами пытался уберечь красивое деревце от злого Дракона, выползшего из-под земли. На помощь ему пришёл Мороз и подарил деревцу иголочки для защиты.

«Ну, погоди № 8» (1974 г.) Новогодняя серия из знаменитого мультсериала Режиссёр В. Котёночкин, сценаристы А. Курляндский, А.Хайт, рисованный, 9,5 минут. Помните: «А ну-ка, давай-ка, плясать, выходи!» — «Нет, Дед Мороз, нет, Дед Мороз, нет, Дед Мороз – погоди!»

«Карусельный лев» (1974 год) Режиссер В. Данилевич по сценарию Ю.Яковлева, кукольный, 8.5 минут. В парке жил добрый лев, который летом катал детей на карусели, а когда наступила зима, дети помогли льву согреться.

«Как Ёжик и Медвежонок Новый Год встречали» (1975 г.) Режиссёр А. Грачева по ещё одной зимней сказке С. Козлова. Рисованный, 7.5 минут. Ёжик и Медвежонок не смогли найти ёлку для встречи Нового года. Тогда Ёжик решил нарядиться ёлкой, чтоб лучший друг не огорчался.

«Новогодний ветер» (1975 год) Режиссеры М. Каменецкий, В. Шилобреев по сценарию Л. Васильевой-Гандус, кукольный, 16 минут. Медвежонок и маленький Морозец выпускают на волю добрый новогодний ветер, разносящий по всему свету ёлочные игрушки и подарки.

«Чудо-мороз» (1976г) Режиссер Ц. Оршанский. Автор сценария В. Беляков, кукольный, 9.5 минут. По мотивам северных сказов Б.Шергина о таких морозах, что даже слова не выговариваются. И вот чудо-мороз создал такие узоры, что не просто смотреть, но даже и петь хочется!

«Серебряное копытце» (1977 год) Режиссер Г. Сокольский, сценарий Г. Сапгира по сказу П. Бажова. Рисованный, 9.5 минут. Про сказочного козлика, у которого из-под копыт летят драгоценные камни.

«Первая зима» (1978 год) Режиссёр: Ц. Оршанский, сценарий П. Высоцкого. Рисованный, 7.5 минут. Про Медвежонка, который очень хотел узнать, что такое зима.

«Дядюшка Ау в городе» (1979 год) Зимняя серия из кукольного мультсериала (всего 3 серии), режиссёр М. Муат. Сценарий Э. Успенского по мотивам сказочной повести финского писателя Х. Макеля, 18.5 минут. О волшебном лесном человечке Дядюшке Ау, который оказался в городе как раз перед новогодней ночью.

«Жёлтый слон» (1979 год) Режиссёр В. Данилевич по сценарию Ю.Яковлева, кукольный, 6 минут. Две девочки на новогоднем карнавале изображали слона, но потом поссорились, и игра не состоялась. Дружные мальчики заменили их, и карнавал продолжился.

«Приезжайте в гости» (1979 год) Режиссёр Л. Каюков, сценарий В.Капнинский, рисованный, 9 минут. Лесные звери наших широт приглашают на новогоднюю ёлку… слонёнка.

«Северная сказка» (1979 год) Режиссёр Р. Страутмане, сценарий А. Тимофеевского по мотивам фольклора народов севера, рисованный,8 минут. О том, как дети обидели свою маму: трое сыновей целыми днями играли и не хотели помогать ей. Как-то раз мама заболела, однако сыновья так заигрались, что совсем этого не заметили. А вечером, возвратившись домой, они увидели, маму, которая обернулась в птицу и улетела…

«Новогоднее приключение» (1980 г.) Режиссёр Ю. Калишер, сценарий Л. Бердичевский, кукольный, 16 минут. История знакомства двух пап - папы мальчика и папы медвежонка. Один папа не успел ёлку купить и в лес за ней поехал, а папа-медведь в город пошёл игрушки для лесной елки искать. Так они и встретились. Две семьи, человеческая и медвежья, объединяются, чтобы вместе весело встретить Новый Год.

«Странный зверь» (1980 год) Режиссёр А. Полушкин. Новогодняя история для малышей по мотивам сказки С. Летовой, кукольный, 15 минут. Под Новый Год маленькая девочка играла в кубики, складывала из них разных зверушек, и почему-то сейчас у неё ничего не сложилось, а получился непонятный какой-то зверь. А потом мультик по телевизору интересный начался, а там, глядишь, уже и спать пора. Так и остались игрушки разбросанными, а кубики сложенными в невиданного зверя. Это была новогодняя ночь и …. произошло чудо: ожили лежавшие как попало игрушки, и зверь на картинке тоже ожил.

«Зимовье зверей» (1981 г.) Режиссёр Н. Голованова. Сценарий В. Голованова по мотивам русской народной сказки, рисованный, 9.5 минут. Собрались вместе перезимовать гусь, петух, баран, свинья и бык. Выстроили себе избу, стали заготавливать еду впрок. Вначале между ними возникали разногласия, но с приходом настоящих холодов, а особенно после того, как к ним наведалась стая голодных волков, друзья объединились и справились со всеми трудностями зимовки.

С таким же названием есть белорусский мультфильм 1999 года режиссера А. Ленкина по белорусской сказке о том, как домашние животные готовились к зиме.

«Мороз Иванович» (1981 г.) Режиссёр И. Аксенчук, сценарий Г. Сапгира по мотивам русской сказки, рисованный, около 10 минут. Cказкa о двух сёстрах — прилежной Дуняше и ленивой Малаше, об их приключениях в зимнем лесу и о том, как каждой из них Мороз Иванович воздал по заслугам.

«Жил-был пёс» (1981 год) Режиссёр Э. Назаров по украинской сказке, рисованный, около 10 минут. Очень известный мультфильм о том, как старый пёс и волк помогают друг другу. Зимой происходит действие во второй части мультфильма.

«Тигрёнок на подсолнухе» (1981 год) Режиссёр Л. Носырев, сценаристы Ю.Коваль и Л. Носырев, рисованный, около 10 минут. Об уссурийском тигре, который жил в тайге, и не было у него дома. Замёрз тигр и решил попросить погреться у белогрудого медведя, но он его к себе не пустил. И остался он зимовать просто под небом на снегу. Лёг он на росточек, а когда проснулся — оказался на высоком и большом подсолнухе, который и стал его домом. Он семечко обогрел, а теперь оно его греет.

«Приходи на каток» (1981 год) Режиссер Б. Дежкин, сценарий С.Рунге и Б. Дежкина, рисованный, 9 минут. Хоккеисты и фигуристы тренируются на одном катке, между ними завязывается дружба. Но… там была ещё и прорубь! В конечном итоге — все живы, здоровы и веселы.

«Снежные дорожки» (1981 год) Режиссёр Б. Дежкин, сценарий С.Рунге, А.Кумма и Б. Дежкина, рисованный, 10 минут. В заснеженной местности есть спортивная школа, в которой ребята учатся кататься на лыжах. Некоторые её ученики уже прекрасно лавируют между деревьями на склонах, кто-то ещё совершает ошибки, но все они очень стараются. Однажды у них завязывается соревнование с местными ребятами, которые считают, что и так замечательно умеют кататься.

«Мы с Джеком» (1982 год) Режиссёр В. Самсонов, сценарий В. Злотникова, рисованный, около 10 минут. Мальчик со своим псом Джеком отправляется на Северный Полюс, чтобы совершить там подвиг. По дороге они спасают девочку, упавшую в прорубь.

«Кто придёт на Новый Год?» (1982 год) Режиссёр: К. Малянтович Сценарий М. Киселевой, кукольный около 10 минут. Как Зайчонок готовился к встрече Нового года.

«Что такое Новый год?
Это - ягоды и мёд.
Это всё без исключенья
От орехов до печенья.
Вот что значит, вот что значит Новый год!»

«Верное средство» (1982 год) Режиссёр Ю. Прытков, сценарий В.Капнинский, рисованный, музыкальный (композитор Е. Птичкин), около 10 минут. Все медведи зимой должны спать, но у медвежонка никак не получается заснуть, он всё время отвлекается и отвлекается. Тётушка куропатка советует ему считать до ста, но и это не помогает. Тогда на помощь медвежонку приходит лесной оркестр в составе зайчонка, белочки, мышки и бобра. Они играют ему колыбельную, и он сладко засыпает под песню «Спи, моя радость, усни…».

Сценарий познавательно-игрового мероприятия для учащихся начальных классов «Любителей мультфильмов приглашаем!»

Енина Тамара Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ Климоуцевская СОШ, Амурская область.
Описание материала: Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов по теме: «Любителей мультфильмов приглашаем!» Данный материал будет полезен учителям начальных классов и учителям литературы для проведения предметной недели. Это конспект познавательного и развлекательно-игрового мероприятия, посвященный Дню мультипликации, который отмечается 30 августа.

Сценарий «Любителей мультфильмов приглашаем!» (начальные классы).

Цель: Формирование уважительного отношения к создателям мультфильмов, расширение сведений о русской мультипликации.
Задачи: 1. Обобщить знания учащихся о самых известных русских аниматорах, мультфильмах, о современном развитии мультиндустрии.
2. Развивать интерес учащихся к российской мультипликации.
3. Воспитывать уважение к труду мультипликаторов.

Демонстрационный материал: рисунки учащихся «Мои любимые герои мультфильмов», портреты Клары Румяновой, Анатолия Папанова, Олега Анофриева, Олега Табакова.
Предварительная подготовка: каждый класс получил задание выучить песню из мультфильма: 4 класс – (на выбор) «Бременские музыканты», 3 класс – песенка Винни-Пуха, 2 класс – песенка крокодила Гены, 1 класс – песенка Львенка.
Оборудование: Аудиозапись музыкальной заставки из мультфильма «Ну, погоди!», «Ну, погоди!» 18 выпуск, мультфильм «Машины сказки».

ХОД мероприятия.
На сцене актового зала появляются два ведущих и клоун, в их роли могут выступать старшеклассники или приглашенные родители.
1 ведущий: - Здравствуйте, ребята, посмотрите на замечательные иллюстрации, нарисованные вами, мы разместили их по всему актовому залу: тут и проказник Карлсон, и грустный Слоненок, сколько портретов Маши с Медведем, а вот Кощей Бессмертный с мечом, а там Емеля на печи, Колобок по дорожке катится.
- Почему же мы о них вспомнили сегодня? (Дети отвечают, что это их любимые герои мультфильмов).
- Ребята, знаете ли вы, какой праздник нужно отмечать 30 августа?
(Многие дети не знают, что 30 августа – День мультипликации).
Мы с вами на познавательно-конкурсной программе «Любителей мультфильмов приглашаем!» , посвященной большому празднику всех, кто обожает мультики, Дню мультипликации.
2 ведущий: - Сто пять лет российской мультипликации исполняется 30 августа.
А как появились первые мультфильмы, кто их придумывал, нам расскажет добрый Клоун.
Клоун: - Считается, что первым создателем мультфильма был биолог Владислав Старевич, произошло это в далеком 1910 году, в его обучающем кукольном фильме жуки двигались с помощью тоненьких проволочек, прикрепленных к лапкам.
Съемка была очень трудоемкой, чтобы снять новый кадр, нужно было передвинуть жуков, придать им новое положение, а потом опять снять на пленку эту сцену. Представляете, сколько времени потрачено на создание трехминутного сюжета?!
1 ведущий: - Ребята, кто из вас видел мультфильмы «Сказка о царе Салтане», «Конек - Горбунок», «Мойдодыр»? Сняты эти замечательные ленты на специально организованной мультипликационной студии «Союзмультфильм», она начала свою работу тоже очень давно, в 1936 году.
2 ведущий: - Мало того, что нужно снять мультфильм, так его еще нужно и озвучить. Первый отечественный мультфильм со звуком – "Почта" – снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году.
(Звучит музыкальная заставка из мультфильма «Ну, погоди!»)
1 ведущий: - А что это за музыка только что прозвучала? Вы догадались?
Давайте послушаем нашего доброго Клоуна.

Клоун:
- Знакомые всем с глубокого детства Волк и Заяц покорили сердца еще ваших мам и пап. А как же все начиналось? Какой путь прошли режиссер Вячеслав Котеночкин, сценарист Александр Хайт, пока перед юными зрителями впервые появился наш ответ «Тому и Джерри» в 1969 году.
Вы привыкли слышать веселый голосок Зайца и хрипловатый голос Волка, чтобы их озвучить Кларе Румяновой и Анатолию Папанову пришлось немало потрудиться над образами своих мультперсонажей.
1 ведущий: - Скажите, ребята, с какой детской игрой можно сравнить мультфильм «Ну, погоди!»? (Игра «Догонялки», Заяц всегда убегает, а Волк – догоняет).
- Чем привлекателен Волк в мультфильме? (Детям жалко Волка, Заяц часто его обманывает, хитрит).
- Волк всегда вызывает вашу симпатию? (Иногда Волк обижает маленьких зверей, курит, ломает чужие вещи).
- А сколько серий вошло в этот знаменитый мультсериал? (20 серий).
Об этом нам расскажет добрый Клоун.
Клоун: - Всего было снято 18 серий «Ну, погоди!», потому что люди, работавшие над народным детским сериалом стали, к сожалению, умирать, сначала не стало Анатолия Папанова, потом ушли из жизни Клара Румянова, стольким мультипликационным фильмам давшая свой чудный голос, и режиссер Вячеслав Котеночкин. Однако история мультфильма закончилась только в 2006 году, пережив своих создателей. В Минске на VIII международном фестивале детского и юношеского кино «Листопадик» состоялась премьера 19-й и 20-й серий мультика. Снял их сын знаменитого режиссера Алексей Котеночкин. И сразу же после показа сообщил, что Волк и Заяц отправлены на пенсию.
(Показывается отрывок из мультфильма «Ну, погоди!» 18 выпуск).
2 ведущий: - (Физминутка). Давайте поиграем в веселую игру «Конница, атака, пулемет». Когда я говорю: - Конница, вы – топаете ногами, Атака! – вы поднимаетесь со своих мест и кричите: Ура! А когда я скажу: - Пулемет, вы захлопаете в ладоши! Договорились? Начинаем!

1 ведущий: - В современное время мультипликация не вытеснена из нашей жизни. В 2003 году мультфильм художника – мультипликатора Юрия Норштейна «Ежик в тумане» (1975год) был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных cтран.
Режиссер "Союзмультфильма" Гарри Бардин снял лучшие свои мультфильмы в 1980-х годах. В мультфильме "Выкрутасы" проволочный человек строит проволочный мир. Картина получила золотую пальмовую ветвь в 1988 году.
Другое громкое имя в 80-е годы – Александр Татарский, ставший автором пластилиновых мультфильмов. Самые известные его творения – "Пластилиновая ворона" (1981), "Падал прошлогодний снег" (1983), "Крылья, ноги и хвосты" (1986). Он автор знаменитой заставки к программе "Спокойной ночи, малыши".
2 ведущий: - Когда только зарождалась мультипликация, для того, чтобы сделать десятиминутный мультфильм, нужно было нарисовать десять - двадцать тысяч картинок. Сейчас аниматоры делают свои работы на компьютере, хотя старые работники утверждают, что мультики докомпьютерной эпохи хранили тепло их рук и жар души. И именно поэтому до сих пор взрослые и дети так любят мультипликацию.

1 ведущий: - Знаете ли вы современные мультфильмы, назовите их.
- Чем похожи «Ну, погоди!» и «Маша и Медведь»?
- Кто делает мультфильмы для нас? (Режиссер, оператор, сценарист, актеры, художники, композиторы и поэты).
Клоун: - А можно я тоже спрошу ребят, внимательно ли они нас слушали:
– Сколько надо сделать рисунков для мультфильма на десять минут? (До двадцати тысяч рисунков).
– Знаете ли вы актёров, говорящих голосами Вини Пуха, Карлсона, Волка и Зайца из «Ну, погоди!», кота Матроскина? (Евгений Леонов, Василий Ливанов, Анатолий Папанов и Клара Румянова, Олег Табаков)
– Кто из героев любил произносить: «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд).
– Какие виды спорта предпочитал Волк из «Ну, погоди!» (Бег, прыжки).
– Как звали старушку, любившую крыс? (Шапокляк).
– Как ел бутерброды Кот Матроскин? (Колбасой вниз).
– Какое лекарство и зачем прописал Доктор Леопольду? (Лекарство «Озверин», чтобы умел постоять за себя).
– Что говорили два мышонка в конце каждой серии коту Леопольду? (Прости нас, Леопольд).
– Как дразнили рыжего мальчика? (Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой…).
– Какие лекарства спасали Карлсона от самых страшных болезней? (Варенье, торт, плюшка).
2 ведущий: - Закончите стихотворение о мультипликационном герое:
- Весел он как балалайка,
А зовут его … (Незнайка)

В сумке у нее – не киска,
В сумке у нее – Лариска,
Вредной быть любит она, страсть как,
И зовут ее …(Шапокляк)

Он не весел, и не злобен,
Этот чудный малышок.
С ним хозяин – мальчик Робин,
И приятель – … (Пятачок)

Для него прогулки – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (Винни-Пух)


1 ведущий: - А вот о последнем герое поговорим подробнее. Первый мультфильм про Винни-Пуха вышел на экраны в 1969 году. Зрители сразу и навсегда влюбились в этого неуклюжего, немножко жадного, но очень обаятельного медвежонка. И никто даже не догадывался, как помучились создатели фильма, прежде чем придумали Пуха.
Первым героя нарисовал художник Владимир Зуйков: шерсть у мишки тогда торчала во все стороны, и он сильно напоминал взбесившийся одуванчик, глаза были разного размера, нос съехал на щеку, а уши вообще выглядели так, как будто их кто-то долго жевал. Над "имиджем" Винни-Пуха пришлось работать всем: и режиссеру, и художникам, и постановщикам, и даже актеру Евгению Леонову, который озвучивал медвежонка.
Героя избавили от излишней лохматости и привели в порядок мордочку. Только одно ухо решили оставить "пожеванным". Режиссер Федор Хитрук придумал для этого очень изящное объяснение: у Пуха мятое ухо, потому что он на нем спит. В конце концов медвежонок стал своим внешним видом сильно напоминать писателя Бориса Заходера, который перевел книжку Милна "Винни-Пух и все-все-все" и был одним из авторов сценария мультфильма.
С Пятачком тоже пришлось повозиться. Все поросята, которых долгое время рисовали художники Эдуард Назаров и Владимир Зуйков, были похожи на вертикальную толстую сардельку. Но как-то раз Зуйков взял и вырисовал у одной из этих колбасок тоненькую шейку - и сразу получился Пятачок.
Песенку Винни – Пуха приготовили ребята из 3 класса, послушаем их.
2 ведущий : - Очень много песен звучит в нашем любимом мультфильме «Бременские музыканты». А знаете, ребята, что все роли в нем озвучивает один актер, которому исполнилось 20 июля 85 лет, Олег Анофриев.


Композитор Геннадий Гладков и поэт Юрий Энтин сочинили музыкальную сказку.
Актер Василий Ливанов вспоминал:
- На ходу стали придумывать, как будут выглядеть герои. Вот, например, один из персонажей – Осел, бродячий артист. И мы представили его с длинной косматой гривой и челкой - стричься ему ж некогда, он все время в дороге. Грива его на солнце выгорела и стала совсем светлой, желтой. Чтобы голову не припекло, он носит легкую кепку с козырьком вроде велосипедиста. А собака у нас будет с синей шерстью. Кот умеет показывать фокусы, Петух - барабанщик... Мультипликация - очень увлекательное занятие!
Песню «Ничего на свете лучше нету…» исполняют учащиеся 3 класса.
Клоун: - Ребята, подскажите мне, пожалуйста, кто сказал эти слова:
- Как хорошо, что вы такой плоский и зеленый! (Старуха Шапокляк).
- Гена, тебе очень тяжело? Давай я возьму чемоданы, а ты возьмешь и понесешь меня! (Чебурашка).
- Кто людям помогает, тот тратит время зря! (Старуха Шапокляк).


Правильно, поговорим о любимом мультфильме второклассников – «Крокодил Гена и Чебурашка».
Художник – постановщик Леонид Шварцман вспоминал о работе над мультфильмом так:
- Первый образ Чебурашки появился так: я нарисовал циркулем круг, приделал к нему уши, глаза - готово! Затем от эскиза к эскизу увеличивались уши и уменьшались ножки - это сделало героя забавнее.
А вот образ Гены родился довольно просто. Я представил себе джентльмена, который носит шляпу и курит трубку.
Послушаем известную песню «Голубой вагон» в исполнении второклассников.
1 ведущий: - Так хочется лечь на теплый песочек, закрыть глаза и запеть:
- Я на солнышке лежу…
Режиссер мультфильма Инесса Ковалевская на вопрос, о чем это мультфильм говорила: - Этот фильм просто дарит хорошее настроение. А началось с того, что детский сказочник Сергей Козлов принес свои стихотворные сказки об Африке. Композитор Геннадий Гладков написал к ним музыку. С озвучиванием не было сомнений - Черепахе свой голос подарил Ростислав Плятт, Львенку - Олег Анофриев. Образ Черепахи быстро утвердили. А вот над Львенком художнику пришлось попотеть, прежде чем остановили выбор на самом веселом, улыбающемся, с «солнечной» гривой...


Песенку Львенка и Черепахи споют наши самые маленькие гости праздника – первоклассники.

2 ведущий: - С 2010 года на каналах «Россия» и «Карусель» стали показывать анимационный мультсериал «Фиксики», созданный по мотивам повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». С помощью маленьких человечков Дим Димыч, восьмилетний мальчик, а также все дети могут узнать устройство пылесоса, телевизора, компьютера и другой техники, находящейся в доме.


Как утверждают создатели фильма, благодаря появлению в сериале учёного-исследователя и нового места действия у сериала появляются новые возможности. Главное, что теперь можно коснуться таких тем, о которых в обстановке обычной квартиры и с помощью героя-ребенка было не рассказать. Например, запускаются в производство серии «Огнетушитель», «Подушка безопасности», «Провода», «Экотестер». Всё это позволит сериалу «Фиксики» стать более универсальным и ответить на большее количество «почему?», которые родители слышат от детей.
Клоун: - Уже шесть лет самое популярное имя девочки среди детей - Маша, и знаете почему? Ведь мультсериал «Маша и Медведь» обаял всех без исключения жителей нашей страны. И сегодня, завершая наш праздник, посвященный 105-летию российской мультипликации, мы посмотрим одну серию из цикла «Машины сказки» по мотивам русских народных сказок.

Учитель истории МБОУ «ООШ с.Зубочистка

Вторая» Хайбуллина Э.Ф.

Тема для семинара учителей истории:

«Система оценивания учащихся в современной школе»

1. Актуальность изучения вопроса о современных способах оценивания успешности учащихся
На современном этапе развития образования, когда педагоги активно внедряют в учебный процесс инновационные (интерактивные) технологии преподавания, возникает противоречие между процессом личностно-ориентированного обучения и существующей системой оценивания результатов обучения. Среди учителей уже давно существует неудовлетворенность «пятибалльной», а фактически «трехбалльной» системой, которая не в состоянии отразить реальный уровень обученности и развития учащихся.
Форма выставления традиционных пятибалльных отметок нарушает принцип адаптивности, то есть возможность ученика приспособиться, найти свое место в учебном процессе на уровне успешности. Вместе с «двойкой» ученик получает установку на неуспех. Это противоречит такому условию личностно-ориентированного обучения, как «мотивация на успешность, опора на внутренние мотивы ученика к учению». Кроме того, с помощью традиционной пятибалльной шкалы невозможно оценить все нюансы достижений учащихся, так как критерии, отделяющие «пятерки», «четверки», «тройки» весьма размыты, их легко произвольно и субъективно трактовать. Кроме того, они часто закрыты для ученика, поэтому такой вид контроля противоречит принципу психологической комфортности, который является необходимым условием личностно-ориентированного обучения.
Полученные учеником отметки не содержат информацию о том, что именно научился делать ученик и какими умениями для этого овладел, так как отметка, полученная учеником за контрольную работу, получена за всю контрольную работу целиком, а не за отдельные задания. В результате, качественный показатель «оценка» подменяется количественным – «отметка». Более того, выставление отметок - привилегия учителя, таким образом, самооценкой и объективной взаимооценкой ученик не овладеет. Это противоречит еще одному принципу личностно-ориентированного обучения - оценочной деятельности. В то время как умения контроля, самоконтроля и рефлексии - неотъемлемый этап любой деятельности, без этого этапа невозможно осознать достигнут ли планируемый результат развития. Сложившаяся система контроля и оценивания не учитывает личностный рост учеников, уровень развития компетенций учащихся, исключает самооценку и взаимооценку, создает для учеников, родителей и учителей стрессовые ситуации.
Цель развивающих технологий - формирование функционально грамотной личности. Конкретные знания в личностно-ориентированном обучении рассматриваются как ориентир, основа для планирования и осуществления учащимися каких-либо продуктивных действий. Но цель развивающего обучения расходится с целью существующей системы контроля (проверочные, контрольные работы, тесты), которая предполагает оценивание не умений, а знаний учащихся.
Чтобы следовать принципам личностно-ориентированного обучения и достичь целей развивающего обучения, необходимы новые критерии оценивания успешности учебной деятельности учащихся.

2. Требования к новой системе оценивания учебных достижений учащихся:

Данная система должна проверять, как ученик овладел умениями по использованию знаний, то есть реальными качествами функционально грамотной личности;
- основой контрольного материала должны являться продуктивные задачи, а не репродуктивные вопросы;
- форма фиксации результатов контроля должна давать информацию об овладении учеником конкретными умениями (предметными и общеучебными), то есть о том, как достигаются цели обучения;
- качественная оценка должна преобладать над количественной отметкой в сознании учителей, учеников и родителей;
- система оценивания должна отражать на этапе контроля базовый принцип – принцип минимакса;
- новая система оценивания должна ориентировать ученика на успех, избегать всего, что создает некомфортную, стрессовую обстановку в классе.

3.Новые системы оценивания учащихся

В современном мире важным приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи, а результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Но процесс формирования компетенций учащихся не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания.

Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.

Существующая на сегодняшний день оценка знаний с помощью баллов, по мнению некоторых педагогов, имеет ряд преимуществ. Это наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Оценки удобны для проведения конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т. п.

Однако, каждый учитель оценивает знания учащихся исходя из своих интуитивных представлений. В школе не существует однозначных критериев оценки. Учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика. Постановка баллов портит отношения между учителем и учениками, создает почву для постоянных столкновений и обоюдного недоверия. Ученик привыкает видеть в учителе не источник знания, а в первую очередь контролера, который нередко ошибается и которого иногда удается обмануть. Баллы приносят вред и самому учителю. Они отвлекают его от основных обязанностей и превращают урок в скучное выспрашивание.

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Как учесть и оценить качественное приращение каждого ученика? Безусловно, оценка качества должна заключаться не в оценке объема полученных знаний, а в оценке уровня сформированности комплекса компетентностей. При оценивании необходимо учитывать совокупность операционных действий;что достигнуто – результат,каким образом– постановка цели, планирование, использование источников, обработка информации, участие в диалоге; какой продукт получен – его оригинальность, нестандартность, демонстрация личностной позиции.

На всех этапах развития школы на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.

Предлагаются новые способы оценивания учащихся. Такие, например, как:

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

1) весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

2) по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

3) в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Большую роль при работе по технологии индивидуального обучения играет учет. Из выше изложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащиеся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).

Итак, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и преподавателей.

Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;

Обучение становится личностно-ориентированным;

Рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

    Самооценка

Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной и внеурочной деятельности. Воздействия учителей, воспитателей должны совпадать с собственными усилиями школьника в освоении учебной деятельности, с его активностью по "образовыванию" себя.

Самоконтролем называют особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности и общения.

Самоконтроль необходим на разных этапах учебного процесса, и соответственно на разных этапах урока учащихся следует ему обучать.

Прежде всего учащихся надо обучать предварительному (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику для того, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи, требований учителя. Ученику надо подсказать, что сделать это он может, задавая педагогу вопросы, уточняя у него условия задачи и исходные данные, а также проверяя готовность своего рабочего места, средств труда.

На исполнительском этапе самостоятельной деятельности, в процессе решения учебной задачи педагогу следует поощрять и "провоцировать" текущий (коррективный) самоконтроль учащихся. Специфическими действиями этого вида самоконтроля являются слежение, сравнение промежуточных результатов с заданным эталоном, фиксация расходуемого времени, выбор адекватных средств достижения цели и способов решения учебной задачи и др.

На заключительный (констатирующий) самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определенного вида деятельности, после самостоятельной работы.
Любой вид деятельности на уроке учитель может использовать для научения детей самоконтролю, самоанализу, самооценке.

Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, то третьим важным условием формирования самоконтроля является использование в учебной работе планов.

Планирование учения – сложный вид деятельности и вызывает у школьников определенные трудности. В сотрудничестве с учителем эти трудности могут быть преодолены, если ребят побуждать к самостоятельности и обучать умению планировать умственные и практические действия при выполнении разнообразных заданий.

Необходимо подчеркивать важность плана в любом деле. Учитель объясняет ученикам, что составить план деятельности – это значит: во-первых, выделить главные моменты в том, что ты собираешься делать; во-вторых, наметить, в какой последовательности будешь их выполнять, то есть выделить этапы работы; в-третьих, решить, какими способами и приемами будешь пользоваться; в-четвертых, наметить, когда будет выполняться работа; сколько времени на нее будет затрачено, к какому сроку она должна быть сделана.

Опыт показывает, что учащиеся успешнее справляются с планированием (а значит и самоконтролем) деятельности, если задана цель и выполняется работа прикладного характера. Практическая реализация плана, точное ему следование отождествляется, таким образом, с привитием навыков самоконтроля.

Еще одним важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы взаимопроверки. Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Необходимо помнить, что способности учащихся к самоконтролю и самооценке не могут развиваться независимо от остальных свойств и качеств личности, не могут быть не взаимосвязанными с другими компонентами личностной структуры. Эти способности прежде всего связаны с развитием интеллектуальной сферы и в целом умственных способностей, поскольку речь идет об осмыслении имеющейся информации о себе и других людях, "делании" умозаключения относительно себя и других людей. Кроме того, способности к самоконтролю и самооценке обуславливаются и развитием мотивационной сферы учащегося, так как опираются на потребность ребенка в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованность в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в учебной деятельности.

    Портфолио

Из огромного разнообразия видов портфолио выделяются портфолио документов, а также портфолио работ.

В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты, официально признанные на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад, документы об участии в грантах, об окончании музыкальных и художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования.

«Портфолио работ» - это комплект различных исследовательских, проектных и других работ выпускника. Портфолио работ может включать:

Проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);

Исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);

Техническое творчество: модели, макеты, приборы (практическое описание конкретной работы);

Работа по искусству (даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках, театре, оркестре, хоре);

Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место её прохождения, продолжительность);

Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;

Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях;

Данный вид портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентирования на выбранный профиль обучения и другое. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере его предпрофильной подготовки.

Не менее важен и следующий вид портфолио - «портфолио отзывов». Именно в нём ученикам предлагается представить отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и в самых разных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия собственной деятельности. Бывает, что ребёнок предоставляет неплохие результаты по каким - либо предметам, образовательным областям или конкурсам, олимпиадам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чём часто никто и не подозревает. В результате он может получить рекомендации, заниматься на профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребёнку найти себя, грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио, где будет представлена Саморефлексия ребёнка на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

Виды образовательных портфолио разнообразны, педагоги и учащиеся вправе выбрать тот вид, который помогает организовать деятельность обучающихся. Но наиболее оптимальный вариант портфолио образовательных достижений обучающихся - это смешанный вид, в котором представлены его результаты обучения, активной социальной жизни и моменты самооценивания собственных результатов.

Таким образом, перед учителем возникает непростая задача – учесть множество аспектов и уровней деятельности учащихся на уроке, отследить эффективность и продуктивность произведённых действий и высказываний. При этом необходимо оценить работу каждого ученика, отследить степень его качественного приращения. Выход видится в применении комплексной оценки, которая не только характеризует знания, умения, но и учитывает систематичность, самостоятельность и творческое начало в учебной работе, степень проявления сформированных компетенций, мировоззренческую глубину, гражданскую позицию, оригинальность и нестандартность полученных образовательных продуктов. Конечный результат оценивания может быть представлен в интегрированном виде: оценка учителя, самооценка и взаимооценивание, рефлексия.

Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.

Таким образом, изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.

Кроме этого:

Процессы итогового оценивания и выставления текущих отметок будут разделены, что поможет искоренению «процентомании»;

При текущем контроле будут созданы комфортные условия для ученика, преодолен его страх перед негативной отметкой, что позитивно скажется на мотивации, самоуважении, ответственности выпускника;

При текущем контроле будет поощряться прежде всего продвижение в становлении компетенции личности;

Учащимся будут заранее предъявляться «открытые» требования к оцениванию выполняемых ими заданий и критерии оценивания;

В содержание обучения будут включены методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов по критериям, выработанным совместно с учителем и остальными учащимися;

Процедуры текущей и итоговой аттестации будут адекватными технологии единого экзамена, аттестации и сертификации знаний выпускника.

Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся.

Библиографический список

1. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1.

2. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. – 2001 - №4

3. Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. – 2003 - №6

4. Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16-30 ноября (№22).

5. Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 1999

6. Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000

7. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио»// Директор школы.-2004. - № 7

8. Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №5.

9. Пейн С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000.- № 1.

10. Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа.- № 5. - 2004.

11. Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, № 12

12. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6.

Проштудировал официальные документы и готов пояснить, за что ставится каждая отметка.

Первый уровень (низкий): 1−2 балла

Узнавать, распознавать и различать понятия — требования по самым низким отметкам. Да-да, никаких нулевых знаний.

Второй уровень (удовлетворительный): 3−4 балла

Отметки 3 и 4 выставляются ученикам, которые излагают учебный материал по памяти, т. е. на удовлетворительные баллы хватает зазубренной теории.

Третий уровень (средний): 5−6 баллов

Чтобы получить 5 или 6 баллов, учебный материал необходимо не просто воспроизводить, а понимать. Плюс уметь описывать и анализировать действия с объектами изучения.

Четвёртый уровень (достаточный): 7−8 баллов

Ученик, который претендует на отметки достаточного уровня, легко применяет знания на практике и приводит свои примеры, схожие с теми, что даются в учебнике. На основе обобщённого алгоритма он решает и новые учебные задачи. Ещё одно требование — умение разбираться в сущности изучаемых объектов и выполнять действия с чётко обозначенными правилами.

Пятый уровень (высокий): 9−10 баллов

Претенденты на «9» и «10» применяют знания в незнакомых, нестандартных ситуациях. Причём для решения качественно новых задач. Они самостоятельно описывают, объясняют и преобразовывают объекты изучения.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях