10 техники и приемы активизации творческого мышления. Методы активизации мышления

Процесс Управления Релизами состоит из следующих видов деятельности:
разработка политики в отношении релизов и их планирование;
компоновка и конфигурирование релизов;
тестирование и приемка релизов;
планирование развертывания релизов;
оповещение, подготовка и обучение;
распространение и инсталляция релизов.
В действительности эти виды деятельности не располагаются в хронологическом порядке. Определение политики и планирование релизов могут проводиться раз в полгода или в год, в то время как другие действия могут проводиться ежедневно.
Управление релизами

Успешное проведение Управления Релизами зависит от входной информации, поступающей из других процессов ITIL, и от взаимодействия с этими процессами (рис.
1). Главными являются интерфейсы со следующими процессами.
Управление Конфигурациями
Управление Конфигурациями отвечает за регистрацию доступных версий программного и аппаратного обеспечения в базе данных CMDB в качестве Базисных Конфигураций. Программы, включаемые в Библиотеку DSL, и аппаратные средства для DHS регистрируются в CMDB с согласованным уровнем детализации. Мониторинг статуса, выполняемый Процессом Управления Конфигурациями, отражает статус каждой Конфигурационной Единицы, например, «В активном использовании». «В разработке», «В тестировании», «В запасе» или «В архиве».
Управление Изменениями
Деятельность по распространению (тиражированию) релизов контролируется Процессом Управления Изменениями. Кроме того, Управление Изменениями гарантирует, чтобы было проведено адекватное тестирование релизов. Управление Изменениями также принимает решение о количестве изменений, которые могут быть скомбинированы в одном релизе. Управление Изменениями определяет процедуры, обеспечивающие авторизацию изменений, включая анализ степени воздействия и анализ необходимых ресурсов. В большинстве случаев Руководитель Процесса Управления Релизами несет ответственность за внедрение программных и аппаратных изменений и он обычно участвует в работе Консультативного комитета по изменениям.
Управление Уровнем Услуг
ИТ‐сервис обычно включает в себя инфраструктурное аппаратное обеспечение вместе со стандартным или разработанным собственными силами программным обеспечением. Управление Релизами отвечает за ввод в работу программных и аппаратных средств и отслеживает соглашения о доступности программных средств, заключенные в рамках Процесса Управления Уровнем Услуг.
Виды деятельности
На рис. 2 показаны виды деятельности в рамках Процесса Управления Релизами и их связи с жизненным циклом изменения.
Виды деятельности по управлению релизами

Виды деятельности
Выработка политики в отношении релизов и планирование Руководитель Процесса Управления Релизами разрабатывает политику в отношении релизов, определяя когда и каким образом производится конфигурирование релизов. Значительные релизы могут планироваться заранее, одновременно с присвоением номера версии, чтобы в определенные моменты времени можно было рассмотреть возможность внесения изменений. Руководитель Процесса Управления Релизами также определяет, на каком уровне Конфигурационные Единицы могут распространяться независимо друг от друга (релизные единицы). Это зависит от:
Потенциального воздействия релиза на другие компоненты.
Количества человеко‐часов и времени на компоновку и тестирование
раздельных изменений, в сравнении с усилиями, необходимыми для их объединения и одновременного внедрения.
Трудности инсталляции на местах пользователей. Возможно, что инсталлировать полную программу легче благодаря наличию для этого стандартных методов.
Сложности взаимосвязей между новым программным и аппаратным обеспечением и остальной частью ИТ‐инфраструктуры ‐ чем легче изолировать программные или аппаратные средства, тем легче их тестировать. Перед планированием релиза необходимо собрать информацию о жизненном цикле внедряемого продукта, а также обо всех подготовленных к сдаче в рамках данного релиза продуктах, описании соответствующих ИТ‐услуг и их уровней и данные об авторизации соответствующих Запросов на Изменения (RFC) и т. д. При планировании релиза рассматриваются следующие вопросы:
координация содержания релиза;
разработка графика ввода релиза;
согласование графика, территориальных объектов, на которых произойдет распространение релиза, и организационных единиц;
посещение объектов для определения реально используемых аппаратных и программных средств;
разработка плана оповещения (коммуникаций);
согласование ролей и ответственностей;
получение подробных коммерческих предложений и переговоры с поставщиками о новых аппаратных и программных средствах, а также услугах по их инсталляции;
разработка планов на случай возврата к исходному состоянию;
разработка плана обеспечения качества релиза;
планирование приемки релиза руководством и пользователями.
Результаты этой деятельности представляют собой часть плана проведения изменения и включают планы релиза, планы тестирования и критерии приемки.

Проектирование, компоновка и конфигурирование
Рекомендуется выработать стандартные процедуры проектирования, компоновки и конфигурирования релизов. Основой релизов могут быть наборы компонентов (Конфигурационных Единиц - CI), разработанные внутри организации или закупленные у третьей стороны и прошедшие этап конфигурирования. Руководства по инсталляции и конфигурированию релизов должны рассматриваться как часть релиза и в качестве Конфигурационных Единиц должны включаться в число объектов, находящихся под контролем Процессов Управления Изменениями и Управления Конфигурациями. Перед инсталляцией на месте рекомендуется настроить и протестировать все аппаратное и программное обеспечение в «лабораторных условиях». Компоненты программных и аппаратных средств необходимо тщательно конфигурировать и зарегистрировать, чтобы обеспечить возможность их многократного воспроизведения. Необходимо разработать рабочие инструкции таким образом, чтобы каждый раз воспроизводился один и тот же набор компонентов. Часто в резерве имеются стандартизированные аппаратные средства, которые используется только для компилирования или создания образов ПО. Для надежности желательно, чтобы эта часть процесса была автоматизирована. Необходимые для этого программные и аппаратные средства также попадают в сферу действия Процесса Управления Релизами. В среде разработки программ такая деятельность называется Управлением Компоновкой и входит в зону ответственности Управления Релизами.

План возврата к исходному состоянию
В плане возврата к исходному состоянию на уровне релиза в целом определяются действия, необходимые для восстановления услуг в случае сбоя во время внедрения (имплементации) релиза. Ответственность за разработку планов возврата несет Процесс Управления Изменениями, но Управление Релизами должно оказывать в этом помощь для обеспечения практической реализуемости этих планов. В частности, при внедрении пакетного релиза, объединяющего несколько Запросов на Изменения (RFC), может возникнуть необходимость координации различных планов возврата для этого релиза. Если возникает сбой Полного релиза или Дельта‐релиза, рекомендуется свернуть релиз полностью до Прежнего стабильного состояния. На случай невозможности полного свертывания релиза должны существовать Планы восстановления на случай чрезвычайных обстоятельств для возобновления предоставления услуг. Требования плана возврата к исходному состоянию, такие как создание резервных копий и обеспечение запасного сервера, рекомендуется выполнять заранее. В случаях, если внедрение может занять больше времени, чем предполагается, и если задержка может поставить под угрозу нормальное предоставление услуг, в план возврата должен включаться крайний срок, определяющий время приведения в действие плана возврата. Это требуется для своевременного возобновления услуг (например, не позднее 7:00 в понедельник). План возврата к исходному состоянию должен включаться в анализ рисков изменения и должен быть одобрен пользователями. Реальная компоновка релиза может включать компилирование и связывание программных модулей, или наполнение баз данных тестовыми данными, или такими данными, как таблицы почтовых индексов, налоговых ставок, часовых поясов и валютных курсов, а также информацией о пользователях. Часто это выполняется автоматизированными инсталляционными скриптами, хранящимися в Библиотеке DSL вместе с планами возврата. Полные релизы должны отражаться в базе CMDB как Стандартные Конфигурации для облегчения конфигурирования в будущем. Планы тестирования должны включать тестирование и приемку по качеству программного и аппаратного обеспечения, процедур, инструкций по операционной деятельности и сценариев (скриптов) развертывания перед выходом релиза и, возможно, оценочные испытания после внедрения релиза. Должно также проводиться тестирование инсталляционных скриптов. Для этого требуется следующая информация:
определение релиза;
график ввода релиза;
инструкции по конфигурированию и компоновке релиза;
описание позиций, требующих приобретения или лицензирования, с
приложением графиков закупки;
автоматизированные инсталляционные скрипты и планы тестирования;
исходные копии кодов программ для включения в библиотеку DSL;
планы возврата к исходному состоянию.

Планирование внедрения
Составленный на предыдущих этапах план теперь дополняется информацией о действиях по внедрению.
Планирование развертывания релиза включает:
составление графика, а также перечня задач и требуемых людских ресурсов;
составление перечня инсталлируемых и снимаемых с использования Конфигурационных Единиц, с указанием способа вывода из операционной среды;
составление плана действий для каждого территориального объекта с учетом запаса времени на развертывание и часовых поясов, если речь идет о географически распределенных организациях;
рассылку уведомлений о релизе и другие контакты с вовлеченными сторонами;
составление планов закупки аппаратного и программного обеспечения;
закупку, размещение на хранение, определение и регистрацию всех новых CI для данного релиза в базе CMDB;
планирование встреч с руководством, управляющими подразделениями, персоналом по Управлению Изменениями и представителями пользователей.

Существует несколько способов осуществления развертывания:
полное развертывание релиза ‐ подход «большого скачка»;
поэтапное развертывание релиза, включающее несколько разновидностей:
- функциональное наращивание, когда все пользователи получают
одновременно новые элементы функциональности;
- наращивание по объектам, когда развертывание ведется от одной группы
пользователей к другой
- эволюционное развертывание с поэтапным расширением
функциональности.
Оповещение, подготовка и обучение
Персонал, находящийся в контакте с заказчиками (Служба Service Desk и Управление Взаимоотношениями с Заказчиками - CRM), операционный (обслуживающий) персонал и представители пользователей должны быть в курсе планов внедрения и его возможных последствий для повседневной деятельности. Для этого можно организовать совместное обучение, сотрудничество и совместное участие в приемке релиза. Необходимо согласовать распределение ответственностей, с соответствующим уведомлением каждого. При поэтапном развертывании релиза пользователи должны быть проинформированы о планах и времени, когда для них будут доступны новые функции. Необходимо заранее информировать весь задействованный персонал об изменениях в Соглашения> об Уровне Услуг (SLA), Операционных Соглашениях об Уровне Услуг (OLA) и Внешних Договора> (UC).
Распространение релизов и инсталляция
Управление Релизами осуществляет мониторинг процессов логистики/материально‐технического обеспечения по закупке, хранению, транспортировке, поставке и передаче программного и аппаратного обеспечения. Этот процесс поддерживается процедурами, регистрационными записями и такими сопроводительными документами, как упаковочные листы, что необходимо для предоставления достоверной информации в Процесс Управления Конфигурациями. Склады аппаратного и программного обеспечения должны быть надежными и доступными только для авторизованного персонала.
Для распространения и инсталляции программного обеспечения рекомендуется, по возможности использовать автоматизированные инструментальные средства. Это позволит сократить время, необходимое для распространения ПО, и повысить качество при сокращении затрат на ресурсы. Часто такие инструментальные средства также облегчают проверку успешности инсталляции. Перед началом любой инсталляции необходимо проверить, удовлетворяет ли среда, где предполагается внедрение релиза, необходимым требованиям, таким как достаточное дисковое пространство, безопасность, требованиям к окружающей среде или ограничениям эксплуатационных условий, например кондиционирование воздуха, площадь помещения, источники бесперебойного питания (UPS), сете вое питание и т. п.
После инсталляции необходимо обновить информацию в базе данных CMDB для облегчения проверки лицензионных соглашений.

Очень важно пробуждение поисковой активности при усвоении изобразительных знаний и умений и навыков, в работе с натуры, по представлению, в тематическом рисовании, иллюстрации, выполнении декоративно-прикладных работ.

Можно выделить два вида методов помогающих активизировать творческое мышление:

Инструментальные методы: (рациональные и иррациональные) мозговой штурм, синектика, рабочие листы, морфологический анализ, АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), майевтика и др.

Личностные методы: групповая динамика, трансцендентальная медитация, методика формирования целостности и веры в себя и др.

· «Мозговой штурм» - метод брейнсторминг или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году Алексом Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Основной принцип: творческий процесс разделен на два этапа: этап генерации идей, «генераторы»; и этап экспертизы идей, «эксперты». Суть МШ – критика правилами проведения штурма запрещена, хаотическое генерирование идей.

· Синектика (с греч. Syn - вместе). Метод предложен в конце 50 годов XX столетия У. Гордоном. Основной принцип: сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, т.е. изменить сложившийся взгляд на вещи.

Синекторы должны владеть следующими приемами:

1. личностная аналогия (уподобление), при которой надо отождествить себя с изучаемым объектом, процессом, прибором и т.п. и представить возможные варианты своего действия и аналогичной ситуации;

2. прямая аналогия – поиск сходных процессов, явлений из совершенно других сфер;

3. символическая аналогия или применение литературных образов для формулировки задачи;

4. фантастическая аналогия – предлагает решение, не соотносимое с законами природы. Метод синектики помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устранять стереотип мышления.

Возможность направлять поиск аналогий и тем самым развивать ассоциативное мышление Гордон видит в метафоре.

· Метод морфологического анализа (от греч. Форма + …логия), его автор - Ф. Цвики (швейцарский астроном), 1942 год. Термин «морфология» ввел Иоганн Гёте в 1796. Предполагает использование совершенно другого принципа. Комбинирование, как возможность систематизировать процесс перебора вариантов – суть метода «морфологический анализ».

Цели метода:

- решение сравнительно простых задач;

Анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть…);


Развитие управляемого воображения и фантазии;

Сущность метода:

1. Точно и четко формируется проблема.

2. В исследуемой системе выделяют важные и характерные для нее признаки. Это могут быть части, свойства, режимы, словом те параметры системы, от которых зависит решение проблемы.

3. По каждому признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки варианты их исполнения располагают в форме таблицы.

4. В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают все возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производится оценка всех вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.

· Метод рабочие листы (автор С. Парнз). Представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу. Этот метод организует и упорядочивает процесс мышления, разбивая его на определенные этапы, помогает сформулировать вопросы и осуществить поиск недостающей информации.

· АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач). Комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий.

· ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, что обеспечивает ее целенаправленность – разработаны в конце 40-х годов инженер-изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер (Г. Альтов).

· Метод фокальных объектов – метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Делается это в четыре шага.

Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства.

Например: для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект.

Второй шаг: выбирается несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик,

Третий шаг: для этих объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.

Например: электрическая лампочка – светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть…

Воздушный шарик – летает, надувается, не тонет, отскакивает…

Телевизор – показывает, говорит, поет, имеет ручки для управления…

Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.

· Метод «звуковая клякса», метод ассоциаций.

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками ил свойствами другого объекта. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любое воспоминание, образ или символ, даже запах, или звук.

Если аналогия – это сходство, анализ – расчленение, то ассоциация – это связывание каких-либо свойств, качеств.

Виды ассоциаций:

- по смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей – пчелы, медведь – зима – берлога, зима – мороз – снег…

- по сходству, подобию, т.е. похожее по какому-то признаку: форме, цвету, восприятию.. Например: мяч – арбуз, лимон – лимонад, снег – вата.

- по контрасту, т.е. противоположное по любым свойствам. Например: добро – зло, гора – равнина, искры – снежинки.

· Метод майевтика (от греч. повивальное искусство) впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад, использовался для развития в собеседнике знаний с помощью наводящих вопросов, искусно заданных философом. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. По мнению Сократа, диалогическое общение, названное им майевтикой, помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя.

Типы вопросов:

1. Осведомительные. Цель – получение новой информации. Что это? Зачем это?

2. Контрольные - на проверку знаний своих и чужих. Эти вопросы побуждают вспоминать. Частными случаями контрольных вопросов являются – экзаменационные и тестовые вопросы.

3. Наводящие на решение проблемы вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию. Их еще можно назвать «сократовскими».

4. Проблемные или развивающие вопросы, побуждающие думать и понимать. Их можно назвать – творческими, проблемными (Зачем? Почему? Найди ошибку).

5. Критикующие. Их цель – оценить и выявить недостатки. Не путать с «критиканством». Всё новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.

6. Провокационные. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая» - настороженность, мгновенная готовность противостоять нападению, подвоху, обману и предательству.

7. Оскорбительные.

8. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов – осмысление создавшейся ситуации, самоанализ (Что я хочу? Чего мне надо? Это я делаю для себя или для детей?)

9. Мудрые вопросы.

10. Глупые вопросы

11. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы. Например – при игре в данетку детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос: «это Буратино?» - слабый, а вопросы: «Это живое? Это рукотворное?» - сильные, отсекающие.

12. Олимпиадные вопрос. Вопросы повышенной сложности. Проверяют готов ли ребенок к серьезной умственной работе.


Список литературы

Основная литература:

1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М: Просвещение, 1997.

2. Ермолаева-Томина Л.Б. «Психология художественного творчества». – М.: Академический проект, 4 из 4. 2003.

3. Педагогическая практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 28 с.

4. Преддипломная практика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / составила Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 24 с.

5. Кузин В.С. Психология живописи [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. "Изобразительное искусство" : рекоменд. УМО по спец. пед. образования 3 из 3 2005.

6. Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. [Текст] : хрестоматия: учеб. пособие для художественно-графич. фак. пединститутов. : допущ. Госкомитетом по нар. образованию СССР 1989

7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 368 с. : ил

8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Народное искусство. Рисунок. Живопись. Декоративное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Сокольников. - 4-е изд., стереотип.. - М. : Академия, 2008. - 365 с. : цв.ил., ил.. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 357-361 2500 экз. Экземпляры: всего:3 - АБ.1нт(3)

Дополнительная литература

1. Акимов И. О природе таланта. О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе: Концепция, Том 1 1994

1. «Словарь практического психолога». Минск, «ХАРВЕСТ», 1998г.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков «ФОЛИО», Москва «АСТ», 2002.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

4. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М.: Наука, 1990.

5. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 256 с., ил.

6. Волков И. П. «Художественная студия в школе». Изд. «Просвещение». Москва, 1993г.

7. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.

8. Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация». Москва, «Эксмо», 2002г.

9. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

10. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве». Ленинград, 1990 г.

11. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». М., 1994.

12. Красило А.И. «Психология обучения художественному творчеству». Москва, «Институт практической психологии», 1998 г.

13. Лук А. И. Мышление и творчество. - М., 1976.

14. Макарова Е. «В начале было детство». Москва, «Педагогика», 1990г.

15. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

16. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. – М.: Просвещение, 1985.

17. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» - М. изд. «просвещение» 1987.

18. Неменский Б.Н. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 и 5-9 классы в двух книгах». – М., 1995.

19. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб:Речь, 2006.

20. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. – Минск: Попурри, 1996. –с. 240.

21. Полуянов Ю. А. «Изобразительное искусство». Пособие для учителя в начальной школе. Изд. «Интер». Москва. 1995.

22. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 725 с. – (Библиотека практической психологии).

23. Пучков А.С., Триселев В.В. «Методика работы над натюрмортом». Изд. «Просвещение». Москва, 1987 г.

24. Рисунок. Живопись. Композиция. Учебное пособие для пединститутов. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. Пединститутов. – 3-е издание, доп. И перераб. – М.1989.

25. Рождественская И.В. Психология художественного творчества. - СПб., 1995.

26. Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию». - М.: изд. «Просвещение», 1982.

27. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-графических факультетов педагогических институтов / Н.Н. Ростовцев. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М. : Просвещение, 1984. - 240 с. : ил

28. Степанов А.В. «Объемно-пространственная композиция», М. Стройиздат, 1993г.

29. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – Спб.: Изд. «Михаил Сизов», 2002.

30. Фаворский В. А. «Теория композиции». Москва.1988г.

31. Чистякова М.И. «Психо-гимнастика». Москва, «Просвещение», 1990г.

32. Эдвардс Б. Откройте в себе художника/Пер. с англ. П.С. Самсонов – Мн.: ООО "Попурри", 2000.

33. Эдвардс Б. Художник внутри вас/Пер. с англ. – Мн.: ООО "Попурри", 2000.

Информационные ресурсы:

2. kazinka.narod.ru - В помощь молодому учителю (сайт муниципальной Казинской средней общеобразовательной школы)

3. www.iro.yar.ru - материалы по дидактике

4. www.edu.ru - Российский федеральный портал www.yspu.yar.ru - Журнал «Педагогический Вестник». (ЯГПУ им.К.Д.Ушинского)

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

13.2. Методы индивидуальной активизации творческого мышления

Но творческий подход зачастую помогает вот в чем: одна идея наталкивается на другую, и в итоге мы придумываем множество возможных решений проблемы.

Р.Э. Ален, С.Д. Ален.

Винни-Пух решает проблемы

К числу основных факторов, влияющих на творчество, обычно относят следующие компоненты: эмоциональность, визуализацию, аналогии, метафоры, юмор.

1. Эмоциональность рассматривается как метод объединения левосторонних и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии головного мозга. Обработанная обеими частями мозга информация запоминается надежнее.

2. Визуализация представляет собой воображение, видение, например, будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее решения. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение – это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления.

3. Аналогии – сравнения из различных дисциплин или отраслей знаний. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику.

4. Метафора как метод побуждения творчества основан на соединении двух различных предметов или явлений по общему принципу, например, электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще – с водой, текущей по трубам, а времени приписываются качества человека – «суровые годы», «счастливые дни», «смутные времена». Метафоры стимулируют игру с понятиями. Метафорическое мышление – творческий процесс на основе сравнений проблем различных областей науки и практики с целью содействия поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к появлению таких, например, понятий, как выживание, адаптация к внешней среде, санации.

5. Юмор активно объединяет рациональные процессы левого полушария мозга и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндофрин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами, что содействует развитию чувства благополучия.

Схематично техники активизации мышления представлены на рис. 13.2.

Рассмотрим их подробнее.

Трамплины представляют собой мысли, которые возникают после осознания проблемы и ведут к возможным вариантам решения. Конструктивная компонента таких умозрительных мыслей создает возможность взлететь, как лыжник с трамплина, посмотреть на проблему с высоты этого полета и увидеть невидимое в обычных условиях решение. Например, когда Александр Флеминг в 1928 г., убирая свою лабораторию и разбирая старую медицинскую посуду, обнаружил, что грибок плесени уничтожил колонию стафилококка, полет фантазии позволил ему найти долгожданное решение борьбы с инфекциями. Спустя 17 лет он получил Нобелевскую премию за открытие пенициллина.

Экскурсией называют процесс работы нашего подсознания над проблемой, когда мы, отвлекаясь, размышляем над тем, что не относится к решаемой проблеме. Такое размышление часто случайным образом создает новые идеи. Иногда подобная связь между проблемой и отвлечением кажется абсурдной, но, как говорил в свое время Альберт Эйнштейн, проблемы не могут быть решены, если они ограничены теми рамками, в которых были созданы. Например, решая проблему названия нового майонеза и отталкиваясь от классического «Провансаль», можно устроить путешествие по географической карте (но не Франции, а, например, Владимирской области: «Юрьев-Польский», «Покровский», «Муромский»), или предпринять экскурсию в историческое прошлое («Боярский», «Царский», «Купеческий») и т. д.

Некоторая абсурдность (невозможность, алогичность, недоступность, недостижимость, опасность, скандальность и т. д.) расширяет диапазон возможных вариантов решения проблемы, увеличивает потенциальную новизну возникающих идей и ослабляет самоцензуру за счет работы подсознания.

Например, вообразите, что вы стали частью неодушевленного или живого объекта (голосовыми связками человека), а затем попробуйте описать свои ощущения и связать их с решаемой проблемой (сухости и боли в горле): так хочется дождя в виде аэрозоля с полезными капельками биопарокса, которые успокоят кашель.

Аналогии возникают в результате пересечения интуитивных и логических процедур мышления (обмена информацией между левым и правым полушарием) (рис. 13.3).

Рассмотрим четыре вида аналогий: прямые, личные, символические и фантастические аналогии.

1. Прямая аналогия представляет собой поиск, который обеспечивает процесс сравнения уже существующих решений в близких областях. Он предполагает рассмотрение методов, применяемых в других отраслях теории и практики – как там решаются аналогичные задачи – и требует включения механизмов выявления в своем опыте или опыте природы и общества подобия того решения, которое требуется. Пример прямой аналогии – полет птицы и полет самолета, гордый полет орла и полет человеческой души.

Личная аналогия построена на эмпатии – отождествлении личности одного человека с личностью другого. В этом случае, пытаясь «вжиться» в образ рассматриваемого объекта, стараются найти в себе какой-то отзвук того, что «делает» этот объект, понять его трудности, достоинства и недостатки как свои собственные.

Человек как бы сливается с объектом, которому приписываются чувства, цели, эмоции, что позволяет лучше понять (ощутить) возможные варианты решения проблемы.

Символические же аналогии используют для описания предметов (или явлений) объективно существующие образы. Это, как правило, состоящее из двух слов определение предмета. Цель такой аналогии заключается в том, чтобы дать возможность обнаружить в привычном явлении удивительное противоречие (парадокс). Слова характеризуют предмет и одновременно являются противоположностями. Например, раствор (взвешенная неразбериха), храповой механизм (надежная прерывистость), фотография (мгновенная вечность), целевая ориентация (дерево целей) и т. д.

Фантастические аналогии предлагают поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд, что помогает представить вещи такими, какими они на самом деле не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Это «творческий бред», позволяющий создать художественные образы некоего идеала. Суть состоит в использовании сказочных, фантастических идей. Например, ковер-самолет, живая вода, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, огненный коготь и т. д.

Подобного рода аналогии часто включают различные метафоры:

Бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»);

Метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат», «полный идиот»);

Метафоры-загадки («туман над лесом» – косынка, «полная горница людей» – огурец, «девица в темнице, а коса на улице» – морковь).

Ментальные карты, принципиальные возможности которых рассмотрены ранее, облегчают создание общего представления, общего понимания проблемы, а сам процесс их составления приводит к новым идеям.

Составление ментальных карт активизирует пространственно-образное мышление и делает возможным восприятие новой точки зрения на проблему. Следует, однако, понимать, что такие карты глубоко индивидуальны и ценны для тех, кто их составил. Они являются отражением мышления конкретного человека и могут дать толчок к новым идеям, но при этом не способны заменить сами идеи.

Бисоциации сводят воедино две прежде не связанные плоскости мышления, благодаря чему появляется креативный результат. Конфигуратор принципа бисоциации представлен на рис. 13.4.

Из рисунка 13.4 следует, что для проблемы, расположенной в первой плоскости мышления, имеется аналогия, расположенная во второй плоскости, для которой известно решение-аналог. Последний отображается в первой плоскости и дает искомое решение проблемы. Четыре стадии, отраженные на рисунке, содержат следующие шаги.

1. Определение проблемы : спросите себя – о чем здесь, по сути, идет речь? Попробуйте обдумать проблему со всех сторон. Во многих случаях полезно составить список тех требований, которым должно соответствовать решение. Например, само по себе застегивание и расстегивание (завязывание и развязывание) создает проблему не только тогда, когда мы торопимся.

2. Обнаружение второй «плоскости мышления» творческая работа: нужно найти «вход» в эту плоскость. Следует подумать: на что похоже то, чего необходимо достичь? В какой области работает то, что не работает в рассматриваемой области? Например, это похоже на смыкание и размыкание, приставание и отставание. В неживой природе это работает у репейника (приставание и отставание) и в перьях птиц (смыкание компонентов пера и размыкание).

3. Распознавание аналогий – внимательный поиск общих принципов и закономерностей, которые можно перенести в рассматриваемую область (плоскость). Становиться экспертом в «чужой области» не обязательно, важно суметь перенести решение из этой области в проблемную область. Например, у репейника большое количество маленьких крючочков, которые цепляются за одежду человека, а у пера птицы – большое количество крючочков, которые входят в зацепление друг с другом.

4. Перенос решения-аналога должен быть таким, чтобы адаптация решения к новым условиям обеспечивала решение проблемы.

Так, например, надоедливый репейник подсказал модель для застежки-липучки; структура птичьего пера натолкнула на изобретение застежки-молнии (точно так же как поверхность кожи пингвинов позволила оптимизировать движение подводных лодок).

Стратегия Диснея разработана по мотивам произведений Уолта Диснея и включает этапы работы мечтателя, реалиста и критика.

На этапе мечтателя вы мысленно очертите ближайший участок пространства, нарисовав взглядом некий воображаемый круг, и превратитесь в мечтателя, готового приступить к генерированию идей: вы вольны творить без всяких ограничений. С этой целью вступите в воображаемый круг и с максимальной непосредственностью и полнотой переживите эти позитивные ощущения. Достигнув нужного состояния, выйдите из круга.

На этапе реалиста мысленно очертите другой участок, где превратитесь в реалиста: нужно проанализировать свои мечты, упорядочить их и начать действовать, разрабатывать успешный план действий. Вступите в круг и вновь переживите эти положительные ощущения. Постарайтесь добиться психологического эффекта закрепления, мысленно ассоциировать своего «реалиста» с этим участком пространства и, когда почувствуете, что это удалось, выйдите из круга.

На этапе «критика» вам предстоит выбрать место, где вы будете критиковать или оценивать. Вспомните ситуацию, когда вы подвергли проект конструктивной критике. И вновь выйдите из круга.

Итак, созданы три участка пространства, или три настроя, каждый из которых закрепляет определенный тип мыслительного процесса, и теперь можно возвращаться к ним в любое время. Такой метод позволяет привести ум в состояние, необходимое для генерирования идей (рис. 13.5).

Слова как вербальные модели реальной действительности возбуждают ассоциации, опирающиеся на комбинацию отдельных элементов опыта человека, что позволяет формировать решения проблем.

Анализ слов-раздражителей представляет собой процедуру, основанную на раздражении сознания случайными входящими сигналами в виде слов. Источниками таких сигналов могут быть книги, газеты, журналы, словари, списки случайно выписанных слов или карточки с так же случайно выписанными словами (рис. 13.6). Такими же источниками могут стать изображения, музыкальные фрагменты, запахи и т. д.

В основе лежит один принцип: включить случайный элемент в процесс поиска решения проблем так, чтобы выбор слов действительно решил случай. Более того, не следует выбирать слова, которые напрямую связаны с проблемной областью. Например, для решения проблемы, которая звучит следующим образом: «Нужно срочно позвонить, но телефон разрядился, а зарядного устройства нет под рукой», – выберем по одному слову из 10 книг методом «случайного тыка», открывая их наугад. Выбраны такие слова: «медвежонок», «свободное время», «прорыв», «сидение дома», «колбаса», «после», «баланс», «обратимся», «Икар», «размышление», «более тщательное изучение».

Отмеченная процедура выполняется так: вначале следует понять суть исследуемого вопроса, после чего определить несколько понятий. Например, следует раскрыть книгу на любой странице и, не глядя, ткнуть в одно из слов. Или в заранее составленном списке из нескольких десятков слов выбрать одно наугад. Еще лучше занести каждое слово на отдельную карточку и, вытянув из стопки одну из них, прочитать размещенное на ней слово.

Выбранное слово подвергается анализу. Следует ответить на следующие вопросы:

В чем особенность слова?

Какие у него внешние признаки?

Для чего оно предназначено?

Есть ли у него символическое значение?

Как выстроены связи этого слова с другими словами?

Ответов должно быть не меньше пяти и не больше десяти.

Произвольно выбранные слова могут стать началом ассоциативного ряда, который либо приводит к конкретным идеям, либо показывает направление для пошагового креативного процесса разработки идеи или нового направления поиска решения проблемы. Так, в нашем примере возможны такие сочетания:

«медвежонок» (самокат, такси) – взять такси и доехать до человека, с которым необходимо срочно поговорить;

«свободное время» – попросить у кого-нибудь телефон, засечь время разговора и заплатить за звонок;

«прорыв» (авария, пожар) – с телефона-автомата бесплатно набрать «01» и попросить передать своему абоненту срочное сообщение;

«сидение дома» – добраться до своего дома, зарядить аккумулятор и позвонить;

«колбаса» (гастроном, администратор Сидоров, за углом) – пройти к Сидорову и позвонить по городскому телефону;

«после» – отложить звонок и сформулировать объяснение причины, по которой вы так поступили;

«баланс» (телефонный) – попросить у кого-либо телефон, вставить свою сим-карту и позвонить;

«обратимся» – обратиться к Интернету и передать сообщение по электронной почте;

«Икар» (крылья, птица) – пустить почтового голубя с сообщением;

«размышление» – поразмыслив, кратко сформулировать суть сообщения, чтобы сэкономить время переговоров с чужого телефона;

«более тщательное изучение» – изучение обстановки вокруг с целью понять, у кого можно одолжить телефон для звонка.

«Волшебные» слова, предложенные Алексом Осборном, работают как элементы алгоритма перебора случайных комбинаций слов, относящихся к постановке проблемы, и стандартных слов. Например, «волшебные» слова, предложенные Майклом Микалко, выглядят так:

«заменить» (например, заменить телефонный аппарат, трубка которого связана с ним шнуром, на беспроводной телефон с автономной трубкой);

«скомбинировать» (например, скомбинировать обычный йогурт с ванилью, затем добавить ароматизаторы, кусочки настоящих фруктов или орехи, после всего этого – карамельную крошку и т. д.);

«применить в другой области» (например, силденафил цитрат разрабатывался как средство от ангины, но его применение сопровождалось таким побочным эффектом, как «вздымание» и устранение дисфункции эрекции, что позволило запатентовать препарат «виагра»);

«увеличить» или «уменьшить» (например, мегаторги и минителефоны);

«исключить» (например, исключение камеры из покрышки позволило создать бескамерные шины, что решило проблему проколов и спускания шин);

«изменить на противоположное» (например, заменить контроль ситуацией бесконтрольности – перевести подразделение на работу в условиях самоорганизации и бюджетирования).

Само «волшебное» слово вписывается в ячейку против соответствующей проблемы, после чего остается продумать возможный сценарий развития проблемной ситуации.

Вопросы как метод активизации творческого мышления нужны для того, чтобы посредством ответов них направить ход мысли к наиболее сильным решениям.

Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач.

Прежде чем выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру проблемы, следует ее уточнить. Затем необходимо последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы. Все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска, надо фиксировать. В результате может быть получен целый спектр оригинальных решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

При этом вопрос скорее должен стимулировать мысль, чем подсказывать идею решения. Вопросы должны давать новый, неожиданный взгляд па проблему. В качестве примера можно привести следующий список вопросов.

1. Какова основная функция объекта (процесса)?

2. Что представляет собой идеальный объект (процесс)?

3. Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?

4. Какие функции выполняют данные объекты (процессы), нельзя ли часть из них сократить?

5. Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)?

6. В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?

7. Можно ли разделить объект (процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?

8. Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?

9. Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные?

10. Нельзя ли использовать вредные факторы и функции?

11. Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?

12. Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить?

В качестве системы наводящих вопросов могут служить и такие варианты: «Что, если заменить этот элемент другим?», «Изменить возраст персонажа, форму объекта?», «Не взять ли другой материал?», «Что, если внести изменения: сделать его больше, меньше, сильнее, слабее, тяжелее, легче и т. д. в сочетании с чем-нибудь другим?», «Нельзя ли перекомпоновать, объединить, заменить?», «Не сделать ли наоборот?» и т. п.

Например, в аэродинамической трубе не модель самолета движется со сверхзвуковой скоростью, налетая на воздух, а наоборот – воздух со сверхзвуковой скоростью устремляется на модель самолета.

Список Т. Эйлоарта (английского изобретателя) считается одним из эталонов контрольных вопросов, который рассматривается как программа поиска решения проблем методом проб и ошибок.

Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.

Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.

Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, предложения.

Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.

Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).

Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т. д.; различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.; переходные состояния: замерзание, конденсацию, переход через точку Кюри и т. д.; эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.

Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

Узнать мнения некоторых совершенно не осведомленных в данном деле людей.

Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.

Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т. д.

Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, пить, есть, играть в теннис, плавать в бассейне – все с ней.

Бродить там, где стимулирует сама обстановка (на свалке лома, в технических музеях, в магазинах дешевых вещей), просматривать журналы, комиксы.

Составить таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

Определить идеальное решение, разработать возможные.

Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т. д.

Вообразить, что залезаете внутрь механизма.

Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

Ответить на вопросы: «Чья это проблема?», «Почему его?»

Найти ответы на вопросы: «Кто первый придумал это?», «Какова история вопроса?», «Какие ложные толкования этой проблемы имели место?»

«Кто еще решил эту проблему?», «Чего он добился?»

Контрольная таблица Алекса Осборна позволяет создать новые решения из уже имеющихся идей или подсказать, что и где именно можно изменить, для того чтобы прийти к креативному решению.

Опрос оформляется в виде таблицы, в строках которой помещены контрольные указания и соответствующие им решения (табл. 13.2).

Таблица 13.2

Контрольная таблица Осборна (на примере борьбы с лишним весом)

Ментальная провокация как техника креативности разработана Эдвардом де Боно и в отличие от метода анализа слов-раздражителей не использует случай, а намеренно создает кажущиеся противоречивыми высказывания (рис. 13.7).

Смысл провокации состоит в том, чтобы внезапно вырваться из общепринятой, застывшей модели восприятия и войти в состояние нестабильности, которое покажет путь к новой идее.

В этой технике необходимо делать утверждение, которое считается нереализуемым и находится в противоречии с известным опытом или даже полностью противоречит убеждениям. Сомнение в реальности устоявшихся точек зрения и утверждений создает провокационную ситуацию. Для этого следует поставить убеждения под сомнение, перевернуть все наоборот, преувеличить или преуменьшить без всякой меры, представить себе, что желания абсолютно ничем не ограничены, или связать воедино две вещи, которые на самом деле несоединимы друг с другом. Например, утверждение о том, что нельзя ходить по потолку, опровергается, как только мы попадаем в состояние невесомости (в космос).

Контролируемое безумство проявляется в таком изменении привычного направления движения мыслей, при котором ментальная провокация как искра разжигает огонь креативности сознания. В этом случае сама ментальная провокация становится объектом исследования. Например, в Бельгии сознательно запускают воров-профессионалов в супермаркеты, для того чтобы проверить эффективность охраны магазина и получить рекомендации по совершенствованию работы служб безопасности и автоматизированных охранных систем.

Разрушение парадигм строится на основе разнообразных способов передачи информации, разрушающих детерминированную картину мира. К основаниям подобного рода следует отнести визуальные образы (рисунки, диаграммы, чертежи, светокопии, двумерные и трехмерные изображения); вербальные модели (грамотно подобранные слова, тексты, звуки); концептуальные положения; эмоциональные оттенки (чувства и настроения), а также использование цифр, формул и попутных находок нового видения проблемы. Например, визуализация статистической информации о темпах «развития» развитого социализма в свое время разрушала миф о строительстве светлого будущего.

NIE-формулировки предполагают поэтапное продвижение к решению проблемы на основе отрицания утверждений, сделанных первоначально.

Ниже перечислены пять этапов решения проблемы.

1. Сформулировать проблему (например, взятки чиновников сдерживают развитие государства).

3. Образовать NIE-формулировки, отрицающие утверждения, которые сделаны на втором этапе (взятки чиновников стимулируют развитие государства).

4. Поиск новых идей, исходя теперь уже из NIE-формулировок (чиновники берут взятки и платят с них налоги, что повышает наполнение бюджета и ведет к развитию государства).

5. Выбор и последующая реализация решения (закон, регулирующий оплату услуг чиновников).

Концептуальное абстрагирование представляет собой стремление изменить плоскость рассмотрения проблемы за счет понимания ее сути на более высоком уровне абстракции. На этой основе удается последовательно разработать множество вариантов решения проблемы.

Концептуальный веер Эдварда де Боно основан на том, что последовательное абстрагирование создает своего рода веерообразную иерархическую структуру вариантов решения. Прогрессирующее абстрагирование Х. Гешка позволяет последовательно приближаться к сути проблемы или, другими словами, возвращаться в своих размышлениях «к самому началу».

Принцип работы рассматриваемых процедур прост: следует исходить из того, что «неустраивающее» решение проблемы необходимо выводить на более высокий уровень абстракции. Необходимо понять: какая концепция стоит за этим неудачным решением.

Алгоритм, который можно повторять сколько угодно раз, включает три шага.

1. Определить, о чем, по сути, идет речь.

2. Открыть новые альтернативы для своих действий.

3. Выбрать одно из решений.

В качестве иллюстрации приведем пример из книги.

«Вы хотите повесить доску в лекционном зале. Ваша первая мысль: надо забить в стенку гвоздь и повесить доску на него. Но есть маленькая проблема: вы никак не можете найти молоток.

1. В чем суть вопроса?

Вы переводите свою проблему на более высокий уровень. Разумнее всего не абстрагироваться сразу слишком сильно. В нашем примере речь идет о том, чтобы найти какой-нибудь предмет, способный вбить в стенку гвоздь.

2. Какие у вас есть альтернативы?

Исходя из этой концепции, вам надо подумать о других возможностях ее реализации. В нашем примере вы будете искать то, чем можно вбить гвоздь в стенку: отрезок металлической трубы, или толстую доску, или камень подходящей формы. Или подумаете о том, можно ли просверлить нужное отверстие, чтобы засунуть в него гвоздь.

3. Какое решение выбрать?

Все варианты вы проверяете на приемлемость, а затем решаете в пользу одного из них. Итак, если вам удалось найти подходящее бревно, вы решили свою проблему.

4. Если ни одно из решений вас не удовлетворяет ?

В этом случае надо продолжать абстрагироваться! И тогда этот четвертый шаг будет соответствовать первому, только теперь вы станете работать на более обобщенном уровне и сможете принять во внимание еще больше возможностей.

Это последовательное абстрагирование создает веерообразную структуру возможных решений (рис. 13.8).

Чем «выше» вы будете продвигаться, т. е. чем более обобщенно формулировать свою проблему, тем больше опций получите на нижних уровнях. Разумеется, для этого вам надо вывести эти опции из вышележащих концепций.

Если вы так и не нашли подходящую замену молотку или же вас проинформировали о том, что вообще нельзя вбивать в стену гвозди, определите следующий уровень проблемы: вам нужны возможности закрепить доску на стене.

При помощи этой концепции вы, быть может, придете к решениям вроде «приклеить доску» или «подвесить ее к потолку». Для найденных решений вы снова сможете искать дальнейшие способы их реализации.

Но может выясниться, что у вас вообще нет никакой возможности закрепить доску на стене. Опять задайте себе вопрос: о чем, собственно, идет речь? Может быть, вы придете к решению, что ее можно установить таким образом, чтобы было видно всем посетителям. Тогда вы сможете выработать новые варианты: прислонить доску, держать ее на весу, установить у входа и т. д.

На более высоком уровне вы, возможно, отойдете от самой доски и разработаете такие опции, как работа с проекционным аппаратом, распространение тезисов в печатном виде или же проведение лекций таким образом, который позволит пренебречь дополнительной визуальной информацией.

Возможно, это слишком простой пример, но он показывает, как работает этот часто очень эффективный метод, ведь многие и многие проблемы можно решить, не продолжая, образно говоря, напряженно искать молоток, а просто рассмотрев, причем систематично, другие возможности».

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Этапы творческого мышления Первый шаг в преодолении концептуальных блоков состоит в осознании того факта, что творческое решение проблем является навыком, поддающимся развитию. Эта способность не относится к разряду врожденных – тех, которыми одни люди обладают от

Из книги Управление персоналом автора Шевчук Денис Александрович

4.3. Измерение индивидуальной стоимости работника Хотя использование первоначальных или восстановительных издержек человеческих ресурсов позволяет в какой-то мере оценить их стоимость для организации, такая оценка довольно условна и приближенна. Так, два работника, на

Из книги Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе автора Котлер Филип

Эра творческого общества и духовного маркетинга Третья сила, обеспечившая подъем маркетинга 3.0, – возникновение и развитие творческого общества. Люди здесь используют ресурсы правого полушария мозга. Они работают в творческих секторах: наука, искусство,

Из книги Fast-менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как автора Нестеров Федор Федорович

Технология перестройки образа мышления на образ мышления руководителя Как вы теперь уже поняли, главное, в чем должен измениться руководитель, – он должен научиться думать как руководитель, изменить свою картину мира, свои подходы к постановке цели, определению

Из книги Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров автора Шепель Виктор Максимович

Технология индивидуальной работы с персоналом "Ищу человека", - так отвечал древнегреческий философ Диоген, когда его спрашивали, почему он бродит днем с фонарем.Рождение человека-начало отсчета жизни. Личностью надо стать. Формирование личности - социальное развитие

Из книги Инфобизнес за один день автора Ушанов Азамат

Из книги Безотказные продажи: 10 способов заключения сделок автора Нежданов Денис Викторович

Глава 12 Методы активизации продаж Не пытайтесь продавать! Помогайте клиентам покупать! Люди любят покупать, но ненавидят, когда им продают. Джон Вон Эйкен В данной главе рассказывается о технологиях стимулирования продаж, которые пригодятся как управляющим продажами,

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

Глава 13. Методы активизации творческого мышления На одной идее, которая идет вразрез с общественным мнением, можно сколотить целое состояние. Бернард Шоу 13.1. Креативность мышления Единственный способ определить границы возможного – выйти за эти границы. Артур

Экология жизни. Лайфхак: Существует секрет, который знают наиболее успешные и вдохновляющие люди мира. Этот секрет заключается в том, что, хотите ли вы увеличить свой доход, встретить свою половинку (изменить ваши текущие отношения) или достичь любой другой цели в любой сфере вашей жизни – ваше мышление - это то, что либо поможет вашему успеху, либо сделает его невозможным.

После того, как изменится ваше мышление, все вовне будет меняться вместе с ним.

Существует секрет, который знают наиболее успешные и вдохновляющие люди мира. Этот секрет заключается в том, что, хотите ли вы увеличить свой доход, встретить свою половинку (изменить ваши текущие отношения) или достичь любой другой цели в любой сфере вашей жизни – ваше мышление - это то, что либо поможет вашему успеху, либо сделает его невозможным.

Ваша внутренняя система убеждений о том, кто вы, на что вы способны и что вы думаете о том, чего вы заслуживаете, может:

    помочь вам совершить квантовый скачок к вашей цели

    или будет вас держать застрявшим в настоящем времени, желая другой реальности.

Есть еще кое-что…

Очень немногие люди рождаются с «мышлением успеха»! Большинству людей приходится работать, чтобы развить его. Хорошая новость заключается в том, что не нужно слишком тяжело работать, чтобы этого достигнуть.

Вот 5 быстрых способов, которые вы можете начать применять уже сегодня, чтобы развить мышление успеха и продвинуться вперед к достижению ваших целей , а не чувствовать себя вместо этого застрявшими на одном месте.

Изменяющее убеждение № 1: Будьте готовы узнавать что-то новое

Всегда продолжайте учиться. Подпишитесь на какую-то системную программу обучения, как, например, программа личного коучинга, классов иностранного языка или даже запишитесь на серию танцевальных классов.

Когда этот курс закончится, найдите что-то еще, что выглядело бы интересно для вас и запишитесь на него. Приверженность обучению и возможность пробовать новые вещи на постоянной основе будет держать ваш мозг в тонусе и развивать ваше стратегическое мышление. Плюс это здорово для повышения вашего уровня уверенности в себе!

Изменяющее убеждение № 2: Окружите себя людьми, которые уверены в том, что все является возможным и досягаемым

Точно так, как говорится в известном высказывании: «Вы то, что вы едите», вы - среднее арифметическое пяти людей, с которыми проводите большую часть своего времени.

Проводя время с положительно мыслящими людьми, которые считают, что жизнь - это то, что вы из нее делаете, поможет вам напомнить, что единственными ограничениями в вашей жизни являются те, которые вы ставите перед собой сами. Это очень важно, если вы хотите добиться новых и захватывающих целей, которые пока находятся за вашей зоной комфорта.

Изменяющее убеждение № 3: Подумайте над тем, чтобы выключить телевизор

Может быть, действительно классно почувствовать себя расслабленным, включить телевизор и сидеть, сложа руки, отдыхая после долгого дня. Но ведь так легко провалиться в его просмотр на несколько часов, даже не осознавая, когда прошло время! А что в этом плохого, возможно, спросите вы?

Дело в том, как показали исследования, длительный просмотр телевизора на самом деле замедляет вашу мозговую деятельность, даже после того, как вы выключили телевизор! Чтобы сохранить ваш мозг счастливым, здоровым и работающим на полную мощность, постарайтесь ограничить время его просмотра до часа (может быть, двух) в день.

Изменяющее убеждение № 4: Относись хорошо к своему телу

Помните ли вы такие слова «здоровое тело, здоровый ум»? Это так верно!

Употребляя достаточное количество воды и здоровой, «живой» пищи (такую как салаты и сырые овощи, например), вы усиливаете функцию мозга, что, конечно, приведет к большей креативности и производительности.

Так что, старайтесь никогда не пропускать завтрак, пейте воду регулярно и старайтесь иметь, по крайней мере, один свежий «живой» прием еды каждый день, чтобы быть уверенным, что вы заправляете ваше тело хорошим топливом.

Это Вам будет интересно:

Изменяющее убеждение №5: Составьте план

Над чем вы работаете? Какая ваша конечная цель, ваш результат?

Как правило, я определяю три большие цели для себя на каждый год. Плюс также устанавливаю мини-цели, в направлении которых я работаю каждый месяц.

У меня также есть своя собственная «система вознаграждения». Когда я достигаю какой-то из моих целей, я вознаграждаю себя чем-то, что мне нравится. Например, любимый напиток в уютном кафе, вкусный ужин в ресторане, массаж или, возможно, даже отпуск там, где я давно мечтала побывать.

Установите цель, работайте над ее достижением и не забывайте себя вознаграждать за победы! опубликовано

Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия - это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.

Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.

Для активизации творческого мышления существует немало методов. Самые распространенные из них и наиболее адекватные для применения в бизнес-среде:

  • - Мозговой штурм - широко известный метод группового генерирования творческих решений.
  • - Алгоритм разработки инновационных решений - техника, основанная на принципах мозгового штурма, более сложная, дающая возможность генерировать идеи как в групповом режиме, так и в индивидуальном.
  • - Коучинг-менеджемент - стиль управления, близкий к демократическому, при котором руководитель для решения сотрудником порученной задачи, не подсказывает ответ, а использует развивающие вопросы (более подробно про коучинг мы также писали в пятом номере в статье, специально посвященной этому методу).
  • -Метод обучения действием - сотруднику в решении выбранной задачи помогает группа, также задавая развивающие вопросы.
  • - Техника решения изобретательских задач (ТРИЗ) - специальная технология, разработанная в нашей стране в середине 20-го века.

Метод мозгового штурма в настоящее время изучен хорошо. Группе задается какая-либо тема, например, надо выделить конкурентные преимущества компании. Дается некоторое время всем подумать в тишине, набросать свои мысли на бумаге. А затем каждый по очереди озвучивает одну из своих мыслей до тех пор, пока те не закончатся. Если названная идея оказалась еще у кого-либо в списке, то ее не называют повторно. Задача ведущего - составлять общий список идей и следить за тем, чтобы участники мозгового штурма не критиковали идеи друг друга. Принимаются все идеи без исключения, и дельные, и безумные. Смысл в том, что своими идеями сотрудники стимулируют общий творческий процесс, например, бредовое предложение одного сотрудника может навести другого на какую-то дельную мысль. Затем группе остается выбрать решение. Еще раз подчеркнем, что на этапе генерации идей очень важно соблюдать следующие правила:

запрет критики,

запрет обоснований выдвигаемых идей,

поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические.

В случае же, когда стоящая перед группой задача сложна, в основе разбираемой проблемной ситуации лежат многие факторы, Классический вариант мозгового штурма может и не дать желаемого результата - задача покажется непосильной для такой проработки. В этом случае можно применить алгоритм разработки инновационных решений, который мы приводим ниже в таблице 1:

Таблица 1

Алгоритм разработки инновационных решений

Предварительное обсуждение

  • * Продумайте и обсудите все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения
  • * Отберите подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

Выбор источников информации

  • * Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Вы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдайте себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего
  • * Отберите самые предпочтительные источники информации.

Поиск решения

  • * Придумайте всевозможные идеи - «ключи» к проблеме. Эта часть процесса мышления требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
  • * Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

Проверка решения

  • * Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь вы опять нуждаетесь в творческом мышлении.
  • * Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

Принятие решения

  • * Представьте себе все возможные области применения. Даже если ваше окончательное решение подтверждено экспериментально, вы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях.
  • 10. Дайте окончательный ответ.

Как видно из таблицы 1, каждый из этапов мозгового этого алгоритма включает стадию генерирования идей и стадию их критического осмысления и отбора. Это облегчает работу со сложными задачами.

Метод обучения действием не столь распространен в нашей стране, однако, его применение для стимулирования индивидуального творчества и выхода из «идейного кризиса» дает очень хорошие результаты. Суть метода заключается в следующем: сотрудник, испытывающий трудности при решении задачи, требующей творчества, генерации новых идей и подходов, обращается к своим коллегам за помощью. Когда они собираются вместе, сотрудник озвучивает задачу, и возникшие в процессе ее решения сложности. Коллеги задают ему уточняющие вопросы для прояснения ситуации, если это необходимо. Когда задача и проблема ясны, коллеги начинают задавать развивающие вопросы. Это вопросы, которые не подсказывают решение, но стимулируют поиск его путей. Например: «Что для тебя будет хорошим вариантом решения этой задачи? Кто или что может помочь тебе найти ее решение? В какой обстановке ты работаешь пытаясь найти ответ? В какой обстановке на твой взгляд это решение могло бы найтись быстрее? К каким источникам ты прибегал в поисках вдохновения? Как можно обойти стоящие перед тобой преграды?» и так далее. Категорически запрещается давать советы в форме вопросов, как-то «А не пробовал ли ты делать то-то и то-то?». Такие вопросы провоцируют на сопротивление и возражения, вместо того, чтобы сподвигать к творчеству. После того, как все вопросы заданы, сотрудник, выдвинувший проблему, говорит, какие вопросы показались ему наиболее полезными, и берет на себя перед группой обязательства по реализации появившихся идей.

Последний момент очень важен. Ведь ограничиваться одним стимулированием творческого процесса нельзя, иначе мы получим творчество ради творчества, процесс ради процесса. Задача руководителя - не только пробудить при необходимости творчество в своих подчиненных, но и «направить их энергию в мирное русло». Все, что порождено коллективом, должно документироваться и структурироваться, дабы не растерять драгоценные крупицы инноваций. Сотрудник, ушедший в «творческий полет» должен представить конкретные и ощутимые результаты. Контролировать, чтобы подчиненный не «улетел в стратосферу», должен начальник. И в этом ему помогают старые добрые функции менеджмента - контроль процесса и результатов исполнения и корректировка действий сотрудника или полученного результата.

Для подготовки творческих результатов существуют определенные творческие методы, из которых можно выделить пять классических:

  • 1) Эволюция - метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Наглядным примеров является история автомобилестроения или любого другого продукта технологического прогресса, где с каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте. Эволюционный метод творчества функционирует согласно следующему критическому принципу: «Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом». Творческие мыслители не разделяли идею - «как только проблема решена, она может быть забыта», или «Работает? Не трогай!». Философия творческого мыслителя состоит в том, что «нет такой вещи как несущественное усовершенствование».
  • 2) Синтез - в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.
  • 3) Революция - метод действует по принципу: лучшая новая идея - совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей. Например, если рассмотреть эволюцию технологии для фото- и видеосъемок, то здесь производитель не пошел по пути улучшения фото- и видеопленки, а наоборот был сделан революционный шаг в развитии с использованием цифровых технологий, и вместо пленки носителем информации становится электронный носитель.
  • 4) Повторное использование - данный метод заставляет нас посмотреть на что-то старое под новым углом, не зацикливаясь на мнении предшественников, устранив предубеждения, ожидания и предположения и дает возможность увидеть, что можно повторно применить. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.
  • 5) Смена направления - заключается в переключении внимания от одного ракурса проблемы к другому, это еще можно назвать творческой проницательностью. Он заключается в том, чтобы решить проблему иногда необходимо посмотреть на нее с другой стороны и найти порой неожиданное решение, когда один путь решения не работает, переключайтесь на другой. Не обязательно следовать конкретному пути, нужно следовать конкретной цели. Фиксация на одном пути решения иногда может быть проблемой для тех, кто не понимает этого; они становятся зацикленными на одном, не работающем, пути решения и в результате получают только разочарование результатами.