21 сентября какой день воинской славы. Ход знаменитой битвы

21 сентября в нашей стране отмечается День воинской славы России - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине 14 века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их.

Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. (8) 16 сентября 1380 года недалеко от места впадения реки Непрядва в Дон разгорелась ожесточенная битва.

Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Согласно летописям, битва на Куликовом поле произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю). Князь Дмитрий возлагал большие надежды на помощь Богородицы и вознес ей свои молитвы.

В храме Рождественского монастыря города Владимира, где покоилось тело князя Александра Невского, в ночь на Рождество Богородицы (с 7 на 8 сентября по старому стилю) молились служители, прося Александра оказать помощь Дмитрию. И тут произошло чудо - возле гроба князя зажглись свечи, князь Александр поднялся над гробом, посмотрел на монахов и сделался невидимым.

Матерь Божия не отвергла молитв православных христиан и поддержала их дух и силы в нелегком бою. С тех лет Русская Православная Церковь в день Рождества Пресвятой Богородицы празднует и победу над Мамаем.

Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Руси как единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения русских земель.

В середине 19 века на месте, которое считалось Куликовым полем, был установлен и торжественно открыт памятник, изготовленный по проекту архитектора А.П. Брюллова. В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте битвы был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». И сегодня здесь ежегодно проходит международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово».

Здесь надо сказать, что хотя само событие произошло в 1380 году 8 сентября по старому стилю, то есть 16 сентября - по новому, но официально праздник - День воинской славы - отмечается 21 сентября. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый.

Поскольку, при назначении даты не было учтено правило: при переводе дат 14 века к старому стилю прибавляется 8 дней, а прибавили по правилам Русской Православной церкви 13 дней (по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый век всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда оно произошло).

Из-за этих несоответствий в календарях и получается, что верная календарная годовщина битвы приходится на 16 сентября, а государственное и православное празднование остается 21 сентября.

21 сентября отмечается День воинской славы России - День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

Куликовская битва - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды.

Во второй половине XIV века начался распад Золотой Орды , где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход.

Князь Московский Дмитрий Иванович, узнав в конце июля о движении монголо-татар, обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне. Под стяги великого князя московского Дмитрия Ивановича собрались дружины 27 русских городов и княжеств. Общая численность войска превышала 100 тысяч человек.

План похода состоял в том, чтобы, не ожидая соединения на Оке Мамая со своими союзниками, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Поход войска происходил в августе - начале сентября.

19 (6 сентября по старому стилю) по Старой Данковской дороге русские полки достигли реки Дон. На военном совете было решено переправляться через реку и встретить врага за Доном и Непрядвой. В ночь с 20 (7) на 21 (8) сентября войска переправились через Дон и ранним утром 21 сентября начали разворачиваться в боевой порядок между балкой Рыбий верх и рекой Смолкой на фронте около 1 км лицом на юго-восток, к водоразделу, откуда двигались силы Мамая.

В авангарде русского войска были отряды Сторожевого полка. В передней линии находился Передовой полк. Основная линия русского боевого построения имела трехчленное деление. В центре располагался Большой полк, его фланги прикрывали полки Правой и Левой руки, которые упирались краями в заросшие лесом отроги балки и речки. За большим полком располагался резерв.

Предугадывая ход битвы, русские полководцы разместили восточнее полка Левой руки в большом лесном урочище «Зеленая Дубрава» Засадный полк, состоявший из отборных конных дружин. Мамай также расположил свою конницу и наемников в линейном порядке.

Битва началась поединком русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем. В этом поединке оба воина погибли. Затем татарская конница, смяв передовой полк, начала теснить большой полк; русские полки несли значительные потери; был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Великий князь Дмитрий в доспехах рядового воина бился среди воинов того же полка.

Однако русские выстояли, и тогда, создавая численный перевес, Мамай бросил последние свежие силы на полк Левой руки. Понесший значительные потери полк Левой руки начал отступать. Не спас положение и выдвинутый на помощь резерв. Огибая фланг Большого полка, золотоордынская конница стала выходить в тыл московской рати. Создалась реальная угроза окружения и уничтожения русских сил. Наступила кульминация сражения. В этот момент в спину прорвавшимся ордынцам ударил Засадный полк.

Внезапное введение в бой свежих русских сил коренным образом изменило ситуацию. Вступление в бой Засадного полка послужило сигналом к всеобщему наступлению московской рати. Началось массовое бегство войска Мамая . Преследование велось русской конницей до наступления темноты.

Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Однако русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Семь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов.

Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монголо-татарским гнетом. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании Русского государства.

В 1848 году на Красном Холме, где была ставка Мамая, был установлен памятник.

В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте легендарного сражения был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».

Территория музея-заповедника занимает юго-восток Тульской области, географически - это участок ландшафта северной лесостепи Русской равнины в бассейне верхнего течения Дона и Непрядвы. Она включает историческое место битвы с прилегающими участками, а также комплекс уникальных археологических, мемориальных, архитектурных, природно-ландшафтных памятников.

С 1996 года по инициативе музея на берегу реки Дон вблизи деревни Татинки ежегодно проводится международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» . В нем принимают участие клубы военно-исторической реконструкции из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики. Победители конкурсной программы фестиваля принимают участие в большом театрализованном представлении во время праздничных мероприятий, посвященных годовщине Куликовской битвы.

В 2002 году в селе Монастырщина, где по преданию захоронены русские воины, павшие в Куликовской битве, была заложена Аллея памяти . Здесь представлены памятные знаки от различных земель России.

Международный день мира

По решению Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция от 30 ноября 1981 года) Международный день мира отмечался в третий вторник сентября - день открытия очередной сессии ГА ООН. В резолюции от 7 сентября 2001 года Генеральная Ассамблея постановила, что начиная с 2002 года Международный день мира будет ежегодно отмечаться 21 сентября. Ассамблея заявила, что этот день будет отмечаться как день глобального прекращения огня и отказа от насилия, и предложила всем государствам и народам соблюдать прекращение военных действий в течение этого дня. Ассамблея призвала все государства-члены, организации системы Организации Объединенных Наций, региональные и неправительственные организации и отдельных лиц соответствующим образом отмечать Международный день мира, в том числе путем просвещения и информирования общественности, и сотрудничать с ООН в обеспечении прекращения огня во всем мире. В июне 1954 года Организации Объединенных Наций Японией был преподнесен «Колокол мира». Он отлит из монет, собранных детьми из 60 стран мира, и укреплен под сводом типично японского сооружения из кипарисового дерева, напоминающего синтоистский храм. В колокол, находящийся в центральном учреждении ООН, принято звонить два раза в год: в первый день весны - день весеннего равноденствия, и 21 сентября, в Международный день мира. Надпись на колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Ежегодно в Международный день мира люди во всем мире собираются для того, чтобы вновь подтвердить эту мысль, помянуть жертв конфликтов и заявить о своей готовности посвятить себя построению более безопасного и более справедливого мира.

Рождество Пресвятой Богородицы

День Рождества Пресвятой Богородицы считается первым в цикле великих двунадесятых праздников. Согласно церковному преданию, благочестивые родители девы Марии - Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. Уже в преклонные годы они родили дочь Марию, что было предсказано ангелом, который возвестил им о ее рождении. Об этом событии ничего не сказано в Писании. Неизвестно также и время установления праздника. Упоминания о нем есть у святителя Иоанна Златоуста, святителей Прокла, Епифания и блаженного Августина. В V веке о празднике говорит служебник Геласия. Песнопения на этот день, которые поются в церкви и поныне, начали составлять с VI века, имена авторов - Стефан Святоградский и Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Студит. Святой Андрей, архиепископ Критский, в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» писал: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников... Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом - соединение Слова с плотию; это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое».

Торжественно славословит в этот день святая православная церковь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе ко возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Народ называет этот праздник Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками. Нередко день этот звали в разных регионах России Аспожка, или Спасовым, Аспасовым днем, Осенинами. В древней, еще языческой Руси возносили хвалу Осенине - покровительнице плодородия, любви и брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину. Старшая молодица стояла с овсяным караваем, а молодые пели возле нее обрядовые песни. Потом хлеб разламывали и раздавали присутствующим. Позже, с тех пор как Россия стала православной, у крестьянок и женщин других сословий появился обычай обращаться у воды к Богородице. В этот день приговаривали: «Богородица Пречистая! Избави от маеты, Надсады от души отведи, Мое житье-бытье освети!».

В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу - небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов за собранный урожай и просили ее помощи на год будущий. Народные поговорки гласят: «На Пречисту в поле чисто», «Придет Пречиста, будет чисто-чисто».

День воинской славы России - день победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);в честь победы в Куликовской битве (1380)

Страшные бедствия принесло татаро-монгольское иго на русскую землю. Но во второй половине XIV века начался распад Золотой Орды, где фактическим правителем стал один из старших эмиров - Мамай. В то же время на Руси шел процесс образования сильного централизованного государства путем объединения русских земель под властью Московского княжества. Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. 21 сентября недалеко от места впадения реки Воронеж в Дон, после поединка русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, которые замертво рухнули с коней, пронзенные копьями, разгорелась ожесточенная битва. Лично князь Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву. Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.

1708 - родился Антиох Дмитриевич Кантемир, писатель-сатирик, поэт, философ-просветитель, дипломат

Антиох Кантемир родился 21 сентября 1708 года в Молдавии, в семье ученого-энциклопедиста, молдавского князя Дмитрия Кантемира. В 1711 году семья Кантемира покинула Молдавию после захвата ее турками и переместилась в Россию, где Дмитрий Кантемир был пожалован в князья. Антиох Кантемир получил блестящее для своего времени образование. Изучал историю, древнегреческий, латинский, итальянский, старославянский, русский языки. Некоторое время учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1723 году вместе с отцом участвовал в Персидском походе Петра I. В 1724-1726 годах слушал лекции по физике, математике, истории, философии в Академическом университете в Санкт-Петербурге. Занимался литературной деятельностью: перевел с французского «Некое итальянское письмо, содержащие описание Парижа и французов» (1726), а также философский труд «Таблица Кевика - философа» (1729). Горячо приветствовал петровские реформы. Входил в кружок богослова Феофана Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантемира. В первой из них - «На хулящих учение» («К уму своему», 1729) - выступил против представителей церковных и светских кругов, пытавшихся после смерти Петра I вернуть Россию к дореформенным порядкам.

Борьба за сохранение прогрессивных, по мнению Кантемира, достижений была продолжена во второй сатире - «На зависть и гордость дворян злонравных» («Филарет и Евгений», 1730), посвященной защите петровской Табели о рангах, идее «физического» равенства людей и внесословной ценности человека. В 1730 году, при вступлении на престол Анны Иоанновны, Кантемир принял деятельное участие в борьбе против «верховников» (членов Верховного тайного совета), пытавшихся ограничить самодержавие. В 1730 году перевел трактат Фонтенеля «Разговор о множестве миров» (опубликован в 1740 году), где в популярной форме отстаивалась гелиоцентрическая система мира. Перевод книги и примечания к ней (1742), многие из которых вошли в письма «О природе и человеке», сыграли значительную роль в разработке русской научной терминологии (Кантемиром введены такие термины, как начало (принцип), понятие (идея), наблюдение, плотность, вихри и др.). В 1756 году перевод трактата был конфискован Синодом как «богопротивный», «полный сатанического коварства» (переиздан в 1761 и 1802 годах).

В начале 1730-х годов Кантемир работал над поэмой «Петрида, или Описание кончины Петра Великого» (не окончена) и двумя новыми сатирами. В сатире «О опасности сатирических сочинений» («К музе своей», 1730) изложены основные этические взгляды Кантемира. Однако правительство Анны Иоанновны, недовольное чрезмерной политической и литературной активностью Кантемира, сочло за лучшее назначить его в 1731 году русским послом в Лондоне. За границей он много пишет, переводит Горация, Анакреонта и безуспешно пытается добиться публикации своих стихов в Петербурге. Одновременно Кантемир выполнял в Лондоне поручения Санкт-Петербургской Академии наук (покупка книг, математических и астрономических приборов, привлечение к работе в академии европейских ученых и др.) и частных лиц. В сентябре 1738 года Кантемир был переведен полномочным министром в Париж (с декабря того же года - чрезвычайный посол). В Париже Кантемир познакомился с Монтескье (перевел на русский язык его «Персидские письма»; перевод не сохранился), Вольтером, поддерживал тесные связи с многими учеными.

По своим политическим убеждениям Кантемир был защитником господства дворянства, «просвещенного абсолютизма», воплощением своих идеалов считал правление императора Петра I. По своим философским воззрениям являлся сторонником естественного права, разделял идеалы просветителей. Отстаивал идею равенства людей перед законом и судом. Считая, что все люди рождаются равными (сатира «Филарет и Евгений»), доказывал, что характер человека не зависит от природы, его формирует воспитание («О воспитании, или К князю Никите Юрьевичу Трубецкому»). Осуждал крайности крепостного состояния, предлагал помещикам облегчить положение крестьян, уменьшить подати. Умер Антиох Дмитриевич Кантемир в Париже 11 апреля 1744 года. Творчество Кантемира сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения; он первым ввел жанр стихотворной сатиры.

1868 - родилась Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса, народная артистка СССР

Имя Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой неразрывно связано с двумя важнейшими явлениями русской культуры: Московским Художественным театром и Антоном Павловичем Чеховым. Художественному театру она отдала почти всю свою долгую жизнь, с момента основания театра и практически до самой смерти. С Чеховым были связаны только шесть лет - но она называла их «самым светлым временем» своей жизни. Это были последние годы Чехова, умершего у нее на руках. Родилась Ольга Леонардовна 21 сентября 1868 года году в Вятской губернии (ныне - в составе Нижегородской области). Окончила музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, училась в классе Владимира Немировича-Данченко, который сразу оценил талант будущей актрисы. Одна из первых актрис МХТ (с 1898 года). Дебютировала в роли царицы Ирины («Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого). Характерные черты искусства актрисы - благородство сценической манеры, глубина чувств и сдержанность их выражения, психологическая тонкость и строгость - раскрылись прежде всего в чеховских пьесах, где она была первой исполнительницей ролей Аркадиной, Елены Андреевны, Маши, Раневской («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»). Среди лучших ролей также Анна Маар («Одинокие» Гауптмана), Наталья Петровна («Месяц в деревне» Тургенева). Ольга Книппер-Чехова прожила очень долгую, насыщенную жизнь. Скончалась 22 марта 1959 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1938-1959 годах жила Книппер-Чехова - мемориальная доска.

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь сильное войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и наголову разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход. (8) 16 сентября 1380 года недалеко от места впадения реки Непрядва в Дон разгорелась ожесточенная битва. Лично Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал неожиданного удара и стал отходить, а затем пустился в бегство. Войско Мамая было полностью разгромлено. Отряды Ягайло, узнав о победе русских, скорым маршем вернулись в Литву.

Согласно летописям, битва на Куликовом поле произошла в день Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю). Князь Дмитрий возлагал большие надежды на помощь Богородицы и вознес ей свои молитвы. В храме Рождественского монастыря города Владимира, где покоилось тело князя Александра Невского, в ночь на Рождество Богородицы (с 7 на 8 сентября по старому стилю) молились служители, прося Александра оказать помощь Дмитрию. И тут произошло чудо — возле гроба князя зажглись свечи, князь Александр поднялся над гробом, посмотрел на монахов и сделался невидимым. Матерь Божия не отвергла молитв православных христиан и поддержала их дух и силы в нелегком бою. С тех лет Русская Православная Церковь в день Рождества Пресвятой Богородицы празднует и победу над Мамаем. Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Руси как единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения русских земель.

В середине 19 века на месте, которое считалось Куликовым полем, был установлен и торжественно открыт памятник, изготовленный по проекту архитектора А.П. Брюллова. В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте битвы был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». И сегодня здесь ежегодно проходит международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово». Здесь надо сказать, что хотя само событие произошло в 1380 году 8 сентября по старому стилю, то есть 16 сентября — по новому, но официально праздник — День воинской славы — отмечается 21 сентября. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый. Поскольку, при назначении даты не было учтено правило: при переводе дат 14 века к старому стилю прибавляется 8 дней, а прибавили по правилам Русской Православной церкви 13 дней (по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый век всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда оно произошло). Из-за этих несоответствий в календарях и получается, что верная календарная годовщина битвы приходится на 16 сентября, а государственное и православное празднование остается 21 сентября.

Прошлое России большое и славное. Как благодарность предкам за формирование единого народа 21 сентября вся страна празднует победу Дмитрия Донского над Мамаем.

Причины нарастания конфликта

Большая роль в истории России отводится противостоянию Дмитрия Донского и Мамая. День памяти Куликовской битвы ежегодно отмечают непосредственно на месте боя. Эта дата важна, ведь привела к освобождению от ига орды, объединила русские земли и сформировала единую нацию.

Поводом для войны стало увеличение влияния и могущества Московского княжества. Это сломало систему, которая годами работала на руку татарам. Для начала боевых действий нужен был весомый повод. Вскоре такой нашелся.

Поняв свою мощь, Дмитрий І Иванович (впоследствии Донской) в 1374 году разрывает договоренности с Ордой и отказывается увеличить дань.

День памяти Куликовской битвы в Российской Федерации - это осознание себя как единого русского народа.

Поиск союзников

Далее события развивались очень стремительно. Противники приобретали новых друзей. Так, на сторону Орды стало Литовское королевство. Но сила врага не испугала россиян. Было собрано войско, возглавляли которое отличные полководцы и стратеги.

Мамай готовился к нападению, но незначительные битвы, такие как на в 1378 году, ослабили его армию. Полномасштабное наступление постоянно приходилось откладывать.

Проблемы возникли не только у хана. Московский князь упорно искал поддержки. В помощи ему отказала Тверь. Двоякую роль играла Рязань. Князь Олег поддерживал Мамая, но рассказывал о планах татар другим князьям.

На стороне Донского стояли Нижегородско-Суздальское и Смоленское княжества. Под руководством отважных военачальников в бой смело шли тысячи мужчин из разных земель. Именно поэтому день памяти Куликовской битвы в России - это праздник каждого патриота, который готов защищать свою родину от захватчиков.

Ход знаменитой битвы

7 сентября 1380 года войска приблизились к Места, где проходили боевые действия, имели как плюсы, так и минусы. Преимущество в том, что монголы потеряли бы много сил, переплывая реку. Недостаток - то, что тыл был открыт для сторонников Мамая, которые могли появиться в любую минуту. Молниеносное решение было принято: дружина переправилась через Дон и разбила за собой мосты.

Все знаки предвещали победу. Это вдохновляло солдат. Много значил для них и отважный поступок князя. Он надел простые латы и стал плечом к плечу с собратьями в большом полку.

Схватка началась на следующее утро. Именно 8 сентября - день памяти описать ход маневров можно так: силы были построены по классической системе. Возглавлял войско большой полк, где сосредоточивалась главная сила. По левую и правую руки стояли еще по одной группе войск. Четвертая часть армии сидела в засаде.

Орда пыталась пробить левый полк, но на помощь вышли солдаты, которые до сих пор прятались в лесу. Разбитые и напуганные татары (атаки их отражали каждый раз с большей силой) считали, что бог отвернулся от них. Полная победа принадлежала Москве.

Ошибка, которая завуалировала настоящую дату

Долго царила Золотая Орда на русских землях. Но в середине ХІV века сила ханов начала угасать. Пиком стало поражение на События, изменившие историю, происходили 1380 году. Еще с лета Мамай готовился к войне. 8 сентября две стороны встретились. Победу одержал Донской. Позже эти события были описаны в летописях. Но если баталия началась 8 сентября, почему сегодня мы отмечаем День памяти Куликовской битвы 21 сентября?

Ответ прост. Летописцы отметили, что поединок состоялся в Рождество Богородицы (сегодня это 21.09), что по старому стилю приходилось на 8 сентября (по Тогда логично заметить, что чествовать воинскую славу нужно было бы 16 числа. Ведь именно 8 дней добавляется при переводе дат на старый стиль. Но исследователями была допущена ошибка. Они добавили 13 суток, руководствуясь правилами православной церкви. Из этого понятно, что настоящая дата победы - 16 сентября.

Основатель музея

Одна из достопримечательностей российской культуры - государственный музей заповедник “Куликово поле”, который находится в с. Монастырщино Тульской области. Расположен он под открытым небом. Максимум гостей принимает в сентябре. Тогда поле превращается на арену боевых действий. Его главная особенность - театрализованные выступления.

Условная история музея началась еще с досоветских времен. Коллекцию начал собирать Степан Нечаев, которого впоследствии стали называть первым историком и археологом поля. Этот человек, ссылаясь на летописи, определил место, которое описывали хронологии. Поле находилось в его собственности. Можно сказать, что Нечаев был отцом музея и основателем такого праздника, как День памяти Куликовской битвы. Фото инициатора, который поднял проблему поиска Мамаева побоища, можно увидеть во всех учебниках истории.

Сейчас музей объединяет несколько экспозиций. Одна из них - церковь Сергия Радонежского, которая характеризуется традиционным архитектурным ансамблем. Этот чудотворец и мудрец благословил Донского на войну. Еще одно звено - комплекс в селе Монастырщина, где якобы похоронены погибшие воины.

Возвращение на поле битвы

Россияне гордятся своей историей. Поэтому ежегодно на поле, где проходила схватка между Дмитрием Донским и Мамаем, проводятся массовые собрания, известные как фестиваль «Поле Куликово». Приветствует фанатов истории Тульская область. Действо пытается полностью отразить времена Золотой орды и Московской Руси. В День памяти Куликовской битвы эта часть современной России превращается в средневековые земли.

Ежегодно план фестиваля обновляется. Но традиционно празднование начинается с богослужения в храме Сергия Радонежского.

Стартовал фестиваль в 1997 году и с тех пор проводится без перерывов.

Где отпраздновать победу над Мамаем?

Очень важно, что музей не только развлекает, но и учит. Дом Куликовской битвы организовывает фестиваль таким образом, чтобы донести до гостей максимум информации из великого прошлого. Мероприятие отличается широкой программой. Сотни мужчин, которые изучали военное искусство, соревнуются в ловкости. Проводятся различные конкурсы на лучшие доспехи, костюмы и оружие тех времен. Показывают свои умения лучники, фехтовальщики. Происходят рыцарские турниры.

Помогут окунуться в атмосферу ХІV века конные поединки, пехотные столкновения и парные бои русских дружинников и ордынцев. Для зрителей постоянно открыты ярмарки, которые удивляют избытком сувенирной продукции. Кроме этого, можно посетить десятки мастер-классов. Работает

Фестиваль - это лучшее место, чтобы провести День памяти Куликовской битвы. Положительные впечатления и приятное настроение гарантированы.

Миф Тульской области

Многие источники говорят о том, что встреча двух войск произошла между реками Дон и Непрядва. Но кроме обелиска-современника там ничего нет. Обычно на таких местах сводили курганы, храмы, монастыри. Работа археологов также не увенчалась успехом. За десятки лет раскопок нашли только несколько подтверждений теории того, что именно в этом районе проходила знаменитая битва. Но и они не стали стопроцентными доказательствами. Наконечники стрел могли принадлежать охотникам, а кольчуга старше на два века от этих событий. Не найдено захоронений врагов.

Когда День памяти Куликовской битвы отмечается, знают все, но мало кому известно, что есть документы, доказывающие, что Кимовский район Тульской области далек от побоища Мамая.

Мемориал на Кулишках

Ученые нашли много объяснений аномалиям. Например, отсутствие оружия и лат толкуют так: все вооружение было убрано с места боя из-за того, что было дорогое и редкое. Но есть десятки фактов, которые невозможно объяснить.

Появилось много кричащих идей. Так, по одной из версий, битва происходила на территории современной Москвы. Столица имеет район Кулишки, который полтысячелетия назад был обширным полем. Доном раньше называли все крупные реки, в том числе и Москву-реку. Также в этом районе было село Напрудное, откуда вытекала река, которой могли дать имя Непрядва. Там стоит основанная Донским в ​​память воинам, погибшим 8 сентября 1380 года. Поэтому именно в том месте можно отмечать День памяти Куликовской битвы.