26 октября 1612 год событие. Смутное время (Смута)

Уже сейчас понятно, что для народа праздник этот - лишь дополнительный выходной день. Даже если его назвать «Днем народного пофигизма» или «Днем народного пессимизма». Народ прав. Весь образ действий второго ополчения в Москве летом-осенью 1612 года подводит к тому.

В 1612 году, когда Кремль в Москве заняли поляки, по призыву патриарха Гермогена в Поволжье было собрано второе земское ополчение, которое в конце концов и освободило Москву.
Решающую роль в сборе средств и организации ополчения сыграл нижегородец Кузьма Минин Сухорук. На сходках горожан он добился принятия решения о сборе средств во что бы то ни стало, хотя, как выяснилось позже, выполнять эти решения никто не желал.

Тогда Минин со своими подручными захватил в заложники жен и детей нижегородских купцов и выставил их на продажу. Пришлось отцам семейств выкупать своих домочадцев.
В результате ополчение под воинским водительством Д. Пожарского и финансовым руководством К. Минина было собрано и выступило в поход.

И вот, земская рать Минина и Пожарского, состоявшая главным образом из дворянского ополчения, а также добровольцев от городов и местных стрельцов, прибыла к Москве 20 августа 1612 г. Практически все российские историки единодушно отмечают, что земские ополченцы боялись не столько поляков, сколько своих «союзников» - казаков. Казачье войско и блокировало в Кремле и Китай-городе польский гарнизон и его русских сторонников.

Казаки 1612 года - это в большинстве своем крестьяне, разоренные Смутным временем, или холопы, чаще всего даже не беглые, а отпущенные хозяином по причине невозможности далее их содержать. Вот они и шли казаковать, жить вольно за счет грабежа и поборов.

Князь Пожарский расположил свои силы по черте Белого города (по линии нынешнего Бульварного кольца) от Петровских ворот до Чертольских (на месте ст. метро «Кропоткинская»). В то время как казачьи таборы стояли на Воронцовом поле. 22 августа на горизонте появился отряд гетмана Ходкевича. Он сопровождал обоз с продовольствием для польского гарнизона в Кремле.

Оставив обоз у Новодевичьего монастыря, Ходкевич повел наступление на Земляной вал (нынешнее Садовое кольцо) в районе Остоженки и сумел потеснить войско Пожарского до Чертольских ворот. Трубецкой с казаками, заняв Замоскворечье, весь день наблюдали за боем, не выражая ни малейшего желания вмешаться.

В течение следующего дня Ходкевич перегруппировал силы и переместился в район Донского монастыря. 24 августа польская кавалерия, запорожские казаки и венгерская пехота нанесли по валу удар в районе Серпуховских ворот. Ополченцы Пожарского были обращены в бегство, прижаты к Москве-реке и спаслись, лишь переправившись на ее левый берег. Положение было критическим, а казаки и не думали вступать в бой.

Вместе с тем Ходкевич понял, что продовольствие осажденным он не доставит, и ушел на запад. Участь кремлевского гарнизона была решена.

Из дневника полковника Иосифа Будзило, одного из польских начальствующих лиц в Кремле:
«23 сентября русские с гиком бросились на Крым-город (Кремль. - А.М.), но легко были отбиты.
2 октября… Пожарский устроил батареи на Пушкарском дворе (на месте нынешнего ЦУМа. - А.М.).

14 октября… осажденные, не видя возможности выносить далее голода, снова отправили к гетману двух товарищей, Бельского и Вольского, с просьбой подать им помощь на этой неделе, потому что дальше они не могут вынести своего положения, потому что томит невыносимый, неслыханный голод. Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий, чтобы кто-либо, сидящий в осаде, терпел такой голод… когда не стало трав, мышей, собак, кошек, падали, то осажденные съели пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли; пехота сама себя съела и ела других, ловя людей…

6 ноября. Когда нас, несчастных осажденных, злополучие охватило со всех сторон, когда мы не могли получить никакой помощи от короля нашего государя, когда колесо нашего счастья опрокинулось и настал иной конец наших дел… мы принуждены были войти с русскими в договор, ничего не выговаривая себе, кроме того, чтобы нас оставили живыми. Русские того же дня дали присягу, что сохранят нам жизнь и будут держать в чести…
7 ноября русские вошли в крепость…».

Согласно польскому источнику, Кремль был сдан 7 ноября (по григорианскому календарю). Получается, что День народного единства выпадает все на то же мистическое 7 ноября, ради отмены которого и затеяли весь этот сыр-бор.

Дневников русские люди тогда не вели, журналов военных действий - тем более. Поэтому с датой освобождения в дальнейшем возникли проблемы. Квартет наиболее выдающихся русских историков определил ее по принципу, кто во что горазд.

В.О. Ключевский был лаконичен: «В октябре 1612 г. казаки взяли приступом Китай-город. Но земское ополчение не решилось штурмовать Кремль; сидевшая там горсть поляков сдалась сама…».

С.М. Соловьев на основе разрядных книг (были такие, куда записывались все вызовы дворян и бояр на службу) вывел заключение: «22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. В Кремле поляки держались еще месяц… 27 ноября войско и народ вошли в Кремль…».

И.Е. Забелин дату будущего «народного единства» определил так: «22-26 октября Кремль был очищен».

С.Ф. Платонов подошел к определению дат основательно. Он обратился к «Новому летописцу», последней по времени русской летописи. Во всех многочисленных списках «Нового летописца» указано, что Китай-город был взят «на память святого Аверкия Иерапольского». А его память празднуется православной церковью 22 октября. В переводе на новый стиль это будет 1 ноября. Что согласовывается с датой штурма в польском источнике. Однако там указывается, что 4 ноября (25-го по старому стилю) русские опять пошли на штурм Китай-города (по их версии, уже взятого ими три дня назад!), но были отбиты.

Касательно Кремля С.Ф. Платонов назвал дату 26 октября и решительно заявил, что у него имеется неопровержимое тому подтверждение - свидетельство самого князя Пожарского. Документ этот - письмо князей Пожарского и Трубецкого, а также земской думы новгородскому митрополиту Исидору с известием об освобождении Москвы от 15 ноября 1612 г.

Однако в этом письме обнаруживается следующий текст: «сентября в 22 день, прося мы у Бога милости, город Китай взяли взятьем… и в город (Кремль. - А.М.) вошли октября в 26 день…»
Получается, что прав Соловьев, когда писал, что после падения Китай-города поляки продержались в Кремле месяц.

Все вышеприведенные коллизии заставляют громко вопросить: а был ли вообще мальчик?!
Не в том, конечно, смысле, было или нет освобождение Москвы? Оно было. Вопрос в том, установилось ли с этого дня долгожданное народное единство? Или же кремлевские политтехнологи в очередной раз вешают лапшу на уши доверчивых россиян?

Всем торжественно возглашающим об освобождении Москвы от поляков следует знать один непреложный факт: поляки, собственно, не захватывали Москву, их гарнизон пригласило в Кремль русское боярское правительство, так называемая Семибоярщина. Персонально: Ф. Мстиславский, И. Воротынский, А. Голицын, Б. Лыков, И. Романов (дядя будущего царя), А. Трубецкой, Ф. Шереметев. Пригласило для собственной безопасности. Ибо это правительство, пренебрегши мнением общества, наплевав на земское представительство, предоставило русский престол польскому королевичу Владиславу.

Но народ не захотел Владислава. Ярчайший в русской истории пример, когда он выступил против собственного начальства. Может быть, в этом увидели кремлевские мечтатели народное единство?
Известно, что боярское начальство больше года сидело в Кремле, осаждаемом казаками и народным ополчением. Но менее известен и откровенно замалчивается тот факт, что в Кремле все это время находился будущий царь всея Руси Михаил Федорович Романов. За день до капитуляции поляки предложили покинуть Кремль женам и детям бояр и других русских сторонников Владислава. По предварительной договоренности с Пожарским они тайно вышли через Троицкие ворота Кремля по Каменному мосту через Неглинку. Это в нынешнем Александровском саду, а тогда в глубоком расположении ополчения Минина и Пожарского, далеко от казаков.

Сама капитуляция Кремля началась с того, что опять через Троицкие ворота на Каменный мост вышли все бояре и их русские сторонники. Для их охраны сюда было стянуто все войско Пожарского. Лишь только после того, как бояре под усиленной охраной ополченцев разъехались по своим имениям, открылись все ворота Кремля и началась сдача гарнизона.
В 1618 г. войска королевича Владислава и запорожские казаки гетмана Сагайдачного огнем и мечом прошлись по России. Захватили большую часть Москвы, осадили русских в Кремле и Белом городе. Осадили Троице-Сергиев монастырь, после чего было заключено перемирие на выгодных для Польши условиях.

А нам, простодушным, подкидывают 4 ноября 1612 г. Для празднования победы над «польскими захватчиками» выбрана дата за шесть лет до прекращения их «захвата»! Это все равно, как если бы победу в Великой Отечественной войне администрация президента повелела нам праздновать 5 декабря 1941 года - в день остановки немецкого наступления на Москву.

PS Люди из той же администрации, заявляя дату 4 ноября, утверждают, что акцент здесь вовсе не на поляках, а на единстве. Не нашлось среди близких к администрации советчиков исторически образованного человека, который смог бы доходчиво объяснить: было в истории взаимоотношений двух народов еще одно 4 ноября - 1794 года. В этот день русские войска под командованием А.В. Суворова штурмом взяли Варшаву. Это был заключительный аккорд подавления восстания конфедератов во главе с Тадеушем Костюшко. После чего последовал известный в истории третий раздел Польши.

История - это не художественный фильм, где яркий положительный герой, как правило, бьется со злобным отрицательным антигероем. История, как и натура человеческая, весьма сложна и противоречива. Однако в нашей стране, как и в ряде других, историю порой пишут, как сценарий художественного фильма, откровенно передергивая факты, выделяя там одиозных героев и антигероев. Вот и новомодный 1612 год пытаются представить как простую схватку добра со злом.

И ПРИШЕЛ МИНИН?

Страна погибает, народ стонет под гнетом захватчиков, но тут появляется Минин и всех спасает. Примерно так выглядит официальная сказка о нижегородском ополчении, материализовавшаяся в новый праздник – День народного единства. В действительности нижегородцы проявили способности брать инициативу в свои руки гораздо раньше.

Первый раз это случилось после убийства самозванца Лжедмитрия I, когда московские бояре наспех провозгласили царем князя Василия Шуйского. Собственно это и привело к расколу страны, когда многие регионы отказались признавать власть «боярского царя», а часть людей при этом взялась за оружие.

По стране разливался огонь гражданской войны. Фигурой, которая стала притягивать всех недовольных, оказался Лжедмитрий II, обосновавшийся в Тушино под Москвой. Нижегородцы же, в отличие от жителей Балахны и Арзамаса, а также татар, чувашей и марийцев, встали за Шуйского. Фактически город оказался в окружении.

В отличие от соседей нижегородцы выступали за стабильность и порядок. Только эти условия могли обеспечить процветание волжской торговле, которой жил Нижний. В течение 1608 – 1609 годов наши вели успешные боевые действия против тушинцев. Таким образом, еще до прихода Минина нижегородцы героически противостояли интервентам и их сторонникам.

БЫЛО ЛИ ВОЗЗВАНИЕ К НАРОДУ?

Благодаря картине К.Е. Маковского, а также сделанному по ее мотивам памятнику на пл. Минина, многие представляют себе воззвание земского старосты Минина к народу как некое пламенное революционное выступление у церкви Иоанна Предтечи на Нижнепосадском торгу, которая была перестроена в 1683 г. в камне и в таком виде дошла до наших дней.

Однако никаких реальных исторических сведений о том, что Минин устраивал митинги и публичные обращения, нет. По мнению известного нижегородского историка Павла Чеченкова, если такой призыв и имел место, то он должен был состояться у церкви Николы на Торгу, возле которой располагалась земская изба. На месте храма сейчас возвышается бизнес-центр «Муравей».

Предложение Кузьмы Минина, как считает Чеченков, являлось деловым, практическим и требовало серьезного обсуждения сначала с единомышленниками, потом с более широким кругом представителей посада, затем с городскими властями, а не криков и театральных поз на Базарной площади. Некоторые современные ученые, анализируя источники, приходят к выводу о том, что первоначальная идея состояла в создании отрядов самообороны, и лишь потом она превратилась в нечто большее.

Нередко вводит в заблуждение слово «ополчение». По аналогии с 1941 годом люди полагают, что оно означает толпу добровольцев, вставшую на защиту родины. Именно поэтому многие думают, что Минин попросту призвал весь народ браться за оружие и идти освобождать Москву.

Но и это не так: он лишь предложил посадскому населению выполнить свой долг, т.е. собрать деньги для найма ратных людей – профессионалов в своем деле. Таковыми являлись, прежде всего, дворяне. Следует напомнить, что в средневековом обществе существовало представление об «установленных всевышним» обязанностях сословий: духовенство пасет божье стадо, дворянство с оружием в руках защищает, а горожане и крестьяне трудятся и всех содержат.

Таким образом, пресловутое «ополчение» состояло вовсе не из простолюдинов с топорами и вилами, а из профессиональных ратников, получавших зарплату по контракту.

БЫЛИ ЛИ ИНТЕРВЕНТЫ?

Основой предстоящего праздника считается некая победа над некими «интервентами», одержанная благодаря «народному единству». То есть как бы еще одна «отечественная война». В действительности же никаких армий «ляхов», грабивших русские города, не было.

Фактически речь шла о гражданской войне между сторонниками и противниками польского короля Сигизмунда III. Многие бояре и служилые люди поддерживали последнего, признав своим царем. Собственно, сам по себе факт воцарения иностранной династии был не нов для России, ведь те же Рюриковичи пришли к нам из Скандинавии. А с середины XVIII века страной правили немцы. И никого это не возмущало.

Посему вопрос, от кого же освободили Москву в 1612 году, является весьма спорным. Московский гарнизон Речи Посполитой, как официально именовались войска «оккупантов», засевшие в столице, был пестрым по этническому составу, и поляки в нем отнюдь не преобладали: там были литовцы, украинцы, наемники из Германии и Франции, а по большей части русские, в том числе казаки.

Согласно распространенной версии. события начала ноября 1612 года предстают некой решающей победой над «интервентами». В действительности положение поляков в России стало критическим уже в конце 1611 года, когда их московский гарнизон был практически изолирован и почти не получал подкрепления и продовольствия.

Сдача города была лишь вопросом времени. Последней надеждой оккупантов был корпус гетмана Ходкевича, который пытался прорваться к Москве с провиантом. Однако в ходе тяжелейшего трехдневного сражения 5 – 7 сентября (по новому стилю) ополченцы разгромили противника и захватили всю предназначавшуюся полякам еду. Именно этот бой, по сути, стал решающей победой.

Далее начались переговоры о капитуляции, перемежавшиеся мелкими стычками и схватками. Что касается 4 ноября, то в этот день один из отрядов ополченцев захватил часть укреплений Китай-города, заставив поляков отступить в Кремль. Сей эпизод отнюдь не был «решающим» и предопределившим окончание Смутного времени. Бои местного значения шли и 5 ноября, и только вечером того же дня командование гарнизона подписало капитуляцию. А открывание ворот и сдача вообще произошла уже 6 ноября. Таким образом, Кремль - олицетворение государственности России - был освобожден именно в этот день.

Откуда тогда взялась отмечаемая ныне дата 4 ноября? Все дело в том, что согласно церковной мифологии находившийся в плену Архангельский архиепископ (по названию одноименного собора в Кремле, где хоронили царей) Арсений Елассонский именно в ночь на 5 ноября увидел «чудо».

Ему, якобы, явился дух Сергия Радонежского и сообщил пророчество, что не далее как завтра состоится «извержение врагов из града». Весть эта удивительным образом совпала с праздником почитаемой иконы Казанской Божьей Матери. Церковь, естественно, узрела в этом не случайное совпадение, а символическую связь «чудотворной иконы» с «пророчеством» и освобождением Москвы.

И в последующие столетия получился православный праздник «два в одном».

В 1612 ГОДУ РОССИЯ ОТСТОЯЛА СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ?

Согласно официальной версии не далее как 11 июня 1613 года у России появился новый царь – Михаил Романов. Однако «царь» - это одно название! Было тогда Михаилу 16 лет, и править самостоятельно он не мог. Фактически правлением занималась его мать – инокиня Марфа, в миру Ксения Романова, а также ее ближние родственники.

Через шесть лет в Москву вернулся Филарет – отец «царя» Михаила и муж инокини Марфы. Он быстро вошел в государственные дела и узурпировал власть в стране. Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич».

Однако и это не главное. А главное то, что формально Московским царем и Великим князем Московским до 1634 года был сын Сигизмунда III - Владислав IV Ваза. Еще в 1610 году он был приглашен на царство московскими боярами и духовенством и 17 августа того же года был торжественно коронован в Успенском кафедральном соборе.

Впоследствии Владиславу присягнули на верность почти все жители Москвы и многих западных городов. То есть в момент, когда Минин и Пожарский собирали ополчение, у России уже был законный и признанный народом царь!

Неудивительно, что западные короли и монархи не восприняли всерьез последующее «воцарение» Михаила Романова. Ведь Московитская корона хранилась в Польше у Владислава Вазы и надевалась им только на официальные мероприятия. Кроме того, именно польский король в то время был реальным правителем большей части русских и украинских земель.

Граница проходила всего в 100 км от Москвы, а за ней лежали земли, заселенные в основном не русскими, а мордвой, чувашами, татарами и другими неславянскими народами. При этом до 60-х годов XVII века Московия официально являлась младшим вассалом Речи Посполитой и вассалом Швеции.

Таким образом, главный миф заключается в том, что ополчение Минина и Пожарского боролось за независимость России. Фактически же речь шла о банальной борьбе за власть между двумя группировками, на стороне одной из которых и выступили «спасители».

В заключение следует сказать, что сама Смута в 1612 году тоже не закончилась. В 1613 – 1614 гг. юго-восток страны охватило движение атамана Заруцкого, в 1615 г. в центральных уездах вспыхнуло восстание казаков, едва не захвативших Москву.

В последующие годы, а фактически весь XVII век разоренную страну сотрясали бунты, восстания и иные антиправительственные выходки; по сути это была столетняя гражданская война. Так что ни о каком «народном единстве» не может быть и речи.

В декабре 2004 года президент России президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен многими; возникло движение за освобождение столицы от поляков.

Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов оказалось недостаточно. Был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».


Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля

Смутным временем названа лихая година конца XVI — начала XVII веков, когда Русское царство оказалось в глубоком социальном кризисе. Шел процесс становления крепостнической системы, который вызвал широкий протест крестьянских масс и городских низов. Истоки Смуты надо искать и в войнах, и в тирании и репрессиях царя Ивана IV, и в боярской междоусобице, которые подорвали экономику, моральные силы народа. Наследники Грозного не смогли противостоять разрушению сильной государственной власти, натиску ожидавших легкой добычи внешних врагов.

Молодое централизованное Российское государство в результате польской и шведской интервенции было поставлено на грань национальной катастрофы. Пали главные пограничные твердыни — города-крепости Смоленск и Новгород. В течение двух лет древняя первопрестольная Москва находилась в руках иноземцев. Страна, которой изменила правящая боярская верхушка, подверглась страшному опустошению.

Казалось, что России не пережить «великого разорения». Но захват поляками Москвы вызвал мощную патриотическую волну, которая поднялась в Нижнем Новгороде и поставила во главе народного (земского) ополчения князя и простого горожанина . Проявив недюжинные организаторские и военные дарования, они добились освобождения столицы Отечества от иноземцев.


Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Кузьма Минич Минин (Анкудинов)

Москва была захвачена поляками в силу измены Боярской думы («седмочисленных бояр», «семибоярщины») во главе с князем Федором Мстиславским. Страшась собственного народа и ища защиты от него, бояре провозгласили королем малолетнего сына польского короля Сигизмунда III королевича Владислава: «Лучше государю служить, нежели от холопов своих побитыми быть».

В ночь на 21 сентября (1 ноября) 1610 г. «семибоярщина» впустила в Москву 8-тысячное польское войско гетмана Жолкевского. Поляки заняли Кремль и Китай-город с их каменными стенами. Перед этим бояре отправили из столицы для борьбы со шведами почти весь московский гарнизон, и столица оказалась без защитников.


Гетман Станислав Жолкевский

Первое земское ополчение рязанского воеводы , созданное для освобождения Москвы от иноземцев, своей задачи не выполнило. Оно подступило к столице с опозданием, когда антипольское восстание москвичей (одним из его руководителей был князь Дмитрий Пожарский) в марте 1611 г. потерпело неудачу, а большая часть города была сожжена. Ополченцы блокировали город, но разногласия между казаками и служивым дворянством привели к гибели Ляпунова. Ополчение разошлось по домам, под Москвой остались только казаки во главе с атаманом Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким.

В таких условиях знамя освободительной борьбы взял на себя Нижний Новгород. В ответ на грамоты находившегося в заточении у поляков патриарха нижегородский земский староста Кузьма Минин из числа «молодчих торговых людей» (мелких торговцев) в октябре 1611 г. обратился к горожанам с призывом создать новое народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.


Б. Зворыкин. Святейший патриарх Гермоген в подземелье Чудова монастыря


П.П. Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

Патриотический призыв получил самый горячий отклик у нижегородцев. По совету Минина горожане давали на создание и содержание земской рати «третью деньгу», то есть треть своего имущества.


М.И. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.

Сам староста отдал на нужды ополчения не только «всю свою казну», но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены. Но поскольку добровольных вносов не хватало, был объявлен принудительный сбор со всех нижегородцев: каждый из них должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов от промысловой и торговой деятельности.


А.Д. Кившенко. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам. 1611 г.

Нижегородцы облекли Кузьму Минина званием «выборного человека всею землею». Созданный в городе «Совет всея земли» по сути дела стал временным правительством. По совету Минина на должность главного (первого) воеводы ополчения был приглашен «худородный» князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который после ранения лечился в недалеком селе Мугреево Суздальского уезда. К нему было отправлено почетное посольство.

Пожарский принял приглашение возглавить земское войско, то есть организацию вербовки ратных людей, обучение ратников, командование ими в походах и боях. Кузьма Минин стал заведовать ополченческой казной. Так эти два человека, избранные народом и облеченные его доверием, стали во главе нижегородского ополчения.


С. Малиновский. Нижегородский подвиг. 1611 год. 1996 г.

В ополчение принимались разные люди, готовые сражаться за правое дело «очищения» Москвы от поляков: стрельцы и служилые дворяне, казаки, посадские люди и крестьяне. Кузьма Минин пригласил в земскую рать большой отряд служилых смоленских дворян, которые после падения Смоленска ушли с семьями в Арзамасский уезд, показав на деле верное служение Отечеству.

В начале марта нижегородское ополчение выступило в поход. Его торопило и время, и наступавшая весна, грозившая дорожной распутицей.


Князь Пожарский во главе ополчения. Хромолитография по картине Т. Крылова. 1910 г.

Перед этим князь Пожарский занял город Ярославль, послав туда конный отряд под командованием своего двоюродного брата князя Дмитрия Лопаты-Пожарского. По пути отдельными отрядами занимались города - Кострома, Суздаль и ряд других.

В Ярославле ополчение задержалось на целых четыре месяца: оно пополнялось людьми, которые проходили воинское обучение, добывалось оружие и казна. Устанавливались связи с Русским Севером (Поморьем), волжскими городами и Сибирью. На местах создавалась новая администрация. В Ярославле окончательно оформилось «земское правительство». В городе был создан Денежный двор, работали приказы, в числе которых был Посольский.

За время «ярославского сидения» второе земское ополчение удвоило свои силы. Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин привели под стены Москвы свыше 10 тыс. служилых поместных людей (дворян), до 3 тыс. казаков, не менее тысячи стрельцов и большое число «даточных людей» (военнообязанных крестьян). О числе артиллерии сведений нет. Это не считая тех отрядов, что были разосланы из Ярославля по стране, прежде всего для защиты северных земель от шведов, захвативших Новгород.



Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы. Горельеф. Восточный угол северной стены храма Христа Спасителя

У нижегородцев сложились сложные отношения с предводителями остатков первого земского ополчения («подмосковных таборов») - князем и атаманом . Они претендовали на главенствующую роль в предстоящей борьбе за Москву. Атаман Заруцкий пошел даже на организацию покушения на Пожарского в Ярославле. После его неудачи, он при подходе нижегородцев бежал с частью своих казаков из-под Москвы.

Нижегородское ополчение выступило из Ярославля 27 июля (6 августа) 1612 г. с получением известия о том, что польский король отправил на выручку московскому гарнизону 12-тысячное войско во главе с гетманом литовским Яном-Каролем Ходкевичем. Следовало опередить его, поэтому князь Пожарский выслал вперед к Москве сильный конный отряд князя Василия Туренина, приказав ему занять Чертольские (ныне - Кропоткинские) ворота. Главные же силы нижегородцев заняли позиции у Арбатских ворот.

Подойдя к Москве 20 (30) августа, Пожарский и Минин отказались стать единым лагерем с «казачьими таборами» князя Дмитрия Трубецкого, стоявших близ Крымского моста, и где имелось много брошенных землянок и шалашей. Пройдя городские пожарища, нижегородское ополчение заняло позицию между Арбатскими и Чертольскими воротами. Фланги прикрывались отрядами конницы. Было сооружено несколько острожков со рвами.

Войско Ходкевича (большую его часть составляли находившееся на службе у короля Польши запорожцы) подошло к Москве утром 21 (31) августа. Неприятель имел свыше 15 тыс. человек с учетом полков Струся и Будилы, засевших за крепкими стенами Кремля и Китай-города. Силы сторон, как считают исследователи, были не равными. По подсчетам историка Г. Бибикова, прибывшее к столице ополчение Пожарского и Минина могло иметь не более 6-7 тыс. ратников. Остальные его силы были распылены по пути. Трубецкой имел примерно 2,5 тыс. казаков.

На рассвете 22 августа (1 сентября) гетман Ходкевич начал прорыв к Кремлю, чтобы доставить туда огромный обоз с провиантом для осажденного гарнизона. Сражение началось с боя конницы на Девичьем поле (у Новодевичьего монастыря). Этот бой длился семь часов, и только тогда королевские люди стали теснить противника. После этого бой начался среди развалин выгоревшего города. Сражение в тот день завершилось смелой атакой казачьих отрядов атаманов Афанасия Коломны, Дружины Романова, Филата Можанова и Макара Козлова, после чего гетман приказал отступить.

Сражение возобновилось через день, 24 августа (3 сентября). Теперь Ходкевич наносил удар через Замоскворечье. Схватки вновь приняли самый упорный и ожесточенный характер. Потеснив ополченцев, поляки ввели в пределы города огромный обоз. До Кремля было уже совсем близко. В ходе боя казаки князя Трубецкого ушли в свои «таборы». Вернуть их на поле битвы смогли только уговоры келаря Троице-Сергиевой лавры и Кузьмы Минина.

Уже под самый вечер Минин, взяв три резервных конных дворянских сотни и отряд перебежчика ротмистра Хмелевского, переправился через Москва-реку и у Крымского двора решительно атаковал вражеский заслон. Поляки обратились в бегство, которое стало в гетманском войске общим. Ополченцы перешли в общую контратаку, но князь Пожарский расчетливо приказал прекратить преследование бежавших.


Знамя князя Пожарского. 1612 г.

Гетман Ходкевич ушел на Воробьевы горы, простоял там всю ночь и рано утром 25 августа (4 сентября) с «великим срамом» бежал от Москвы на Запад. Огромный обоз с провиантом для «кремлевских сидельцев» (неудачно ходивших на вылазку) стал главным трофеем победителей. Теперь дни осажденного в Кремле и Китай-городе польского гарнизона были сочтены.


Разгром польских интервентов в Москве

В конце сентября 1612 г. нижегородская рать объединилась с остатками первого земского ополчения в единое войско. Стала единой и государственная власть. Тем временем осажденные стали голодать. Но поляки упорно не хотели капитулировать из-за боязни ответственности за совершенные злодеяния и в ожидании новой попытки их короля оказать им помощь.

Переговоры о сдаче начались 22 октября (1 ноября). В тот день казаки, не желавшие никаких уступок врагу, взяли штурмом Китай-город, откуда осажденные бежали в Кремль. 26 октября (5 ноября) кремлевский гарнизон согласился сложить оружие и сдаться на милость победителей. Договор был подписан и скреплен крестным целованием. В нем говорилось, что королевским людям будет сохранена жизнь на условии, если они сдадут в казну имевшиеся у них награбленные государственные ценности.

На следующий день, 27 октября (6 ноября), началась сдача королевского гарнизона. Полк Струся, вышедший в лагерь князя Трубецкого, был почти полностью истреблен казаками, среди которых было много беглых крестьян и холопов из мест, которые поляки подвергли в Смуту страшному разорению. Полк Будилы в ходе капитуляции в целом уцелел, поскольку князь Пожарский не допустил кровопролития. Военнопленные были разосланы по городам, где они содержались до обмена на русских людей, находившихся в польском плену.

В тот же день, 27 октября (6 ноября) 1612 г., народное ополчение торжественно, под колокольный звон вступило в опустошенный и оскверненный захватчиками Кремль

В воскресенье, 1 (11) ноября, на Красной площади у Лобного места состоялся благодарственный молебен. Москвичи вместе с ополченцами-нижегородцами и казаками праздновали очищение первопрестольной столицы от иноземных захватчиков. До освобождения всего Отечества от польских и шведских интервентов было еще далеко. Но прочное основание этому делу было уже положено благодаря трудам князя-воеводы Дмитрия Пожарского и «выборного человека всею землею» Кузьмы Минина.


И.П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.
Сооружен в 1818 г.

Одержанная великая историческая победа окружила героев «битвы за Москву» ореолом вечной славы освободителей Москвы от поляков в лютую годину Смутного времени. С тех лет князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин стали для России символом самоотверженного служения Отечеству, его национальными героями.


Гробница Кузьмы Минина в усыпальнице Спасо-Преображенского собора в Нижегородском кремле с выбитыми на камне словами Петра Великого — «Здесь лежит спаситель Отечества». 1911 г.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории)
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Смутное время — Хронология событий

Хронология событий помогает лучше представить, как развивались события в исторический период. Хронология смутного времени, представленная в статье, поможет учащимся лучше написать реферат или подготовится к докладу, а преподавателям выбрать ключевые события, о которых стоит рассказать на уроке.

Смутное время — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы. Этот период ознаменован стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Хронология событий смутного времени

Преддверие смутного времени

1565-1572 - опричнина Ивана Грозного. Начало системного политического и экономического кризиса в России.

1569 - Люблинская уния Польского королевства и Великого княжества Литовского. Образование Речи Посполитой.

1581 - убийство Иваном Грозным в припадке гнева старшего сына Ивана Ивановича.

1584,18 марта - смерть Ивана Грозного за игрой в шахматы, вступление на престол Федора Ивановича.

1596. Октябрь - Раскол в церкви. Собор в Бресте, распавшийся на два собора: униатский и православный. Киевская митрополия разделилась надвое – верные православию и униаты.

15 декабря 1596 - Королевский универсал к православным с поддержкой решений собора униатов, с запретом повиноваться верному Православию духовенству, приказ принять унию (в нарушение закона о свободе вероисповедания в Польше). Начало открытого гонения на православие в Литве и Польше.

Начало смутного времени

1598 - смерть Федора Ивановича, прекращение династии Рюриковичей, избрание царем на Земском соборе боярина Бориса Федоровича Годунова, шурина покойного царя.

01 Января 1598. Кончина царя Феодора Иоанновича, прекращение династии Рюриковичей. Слух о том, что царевич Димитрий жив, впервые распространяется на Москве

22 февраля 1598. Согласие Бориса Годунова принять царский венец после долгих уговоров и угрозы патриарха Иова отлучить от Церкви за неповиновение решению Земского собора.

1600 Епископ Игнатий Грек становится представителем Вселенского патриарха в Москве.

1601 Великий голод на Руси.

Распространяются два противоречащих друг другу слуха: первый, что царевич Димитрий убит по приказу Годунова, второй – о его «чудесном спасении». Оба слуха были восприняты всерьез, несмотря на противоречие, получили распространение и обеспечили антигодуновским силам подспорье в «массах».

Самозванец

1602 Побег в Литву иеродиакона Чудова монастыря Григория Отрепьева. появление в Литве первого самозванца, выдававшего себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия.

1603 - Игнатий Грек становится архиепископом Рязанским.

1604 - Лжедимитрий I в письме папе Клименту VIII дает обещание распространить католическую веру в России.

13 апреля 1605 - Кончина царя Бориса Феодоровича Годунова. Присяга москвичей царице Марии Григорьевне, царю Феодору Борисовичу и царевне Ксении Борисовне.

03 июня 1605 - Прилюдное убийство в пятидесятый день царствования шестнадцатилетнего царя Феодора Борисовича Годунова князьями Василием Вас. Голицыным и Василием Мосальским, Михаилом Молчановым, Шерефединовым и тремя стрельцами.

20 июня 1605 - Лжедимитрий I в Москве; через несколько дней он назначает Игнатия Грека – патриархом.

Тушинский лагерь

17 мая 1606 - Заговор под руководством кн. Василия Шуйского, восстание в Москве против Лжедмитрия I, низложение и смерть Лжедимитрия I.

1606-1610 - правление «боярского царя» Василия Ивановича Шуйского.

03 июня 1606 - Перенесение мощей и канонизация св. благоверного царевича Димитрия Угличского.

1606-1607 - восстание под руководством «воеводы царя Дмитрия» Ивана Болотникова.

14 февраля 1607 - Прибытие в Москву по царскому повелению и по просьбе патриарха Гермогена «бываго» патриарха Иова.

16 февраля 1607 - «Разрешительная грамота» – соборное определение о невиновности Бориса Годунова в смерти царевича Димитрия Угличского, о законных правах династии Годунова и о виновности московских людей в убийстве царя Федора и царицы Марии Годуновых.

20 февраля 1607 - Чтение челобитной народа и «разрешительной грамоты» в Успенском соборе Кремля в присутствии свв. Патриархов Иова и Гермогена.

1608 - поход на Москву Лжедмитрия II: самозванец осаждал столицу 21 месяц.

Начало русско-польской войны, семибоярщина

1609 - договор Василия Шуйского со Швецией о военной помощи, открытое вмешательство польского короля Сигизмунда III в русские дела, осада Смоленска.

1610 - убийство Лжедмитрия II, загадочная смерть талантливого полководца Михаила Скопина-Шуйского, поражение от польско-литовских войск под Клушином, свержение с престола Василия Шуйского и носильное пострижение его в монахи.

1610, август - вступление войск гетмана Жолкевского в Москву, призвание на русский престол королевича Владислава.

Ополчения

1611 - создание Первого ополчения рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым, неудачная попытка освободить Москву, захват шведами Новгорода и поляками Смоленска.

1611, осень - создание Второго ополчения во главе с нижегородским посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

1612, весна - Второе ополчение двинулось к Ярославлю, создание «Совета всея земли».

1612, лето - соединение Второго и остатков Первого ополчения у Москвы.

1612, август - отражение попытки гетмана Ходкевича пробиться к осажденному в Кремле польско-литовскому гарнизону.

1612, конец октября - освобождение Москвы от захватчиков.

Выборы царя

1613 – Земский собор избирает царём Михаила Романова (21 февраля). Приезд Михаила из Костромы в Москву (2 мая) и его венчание на царство (11 мая).

Разгром Заруцкого и Марины Мнишек у Воронежа.