30 ые годы 19 века. Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века)

В 1841 году англичане берут Кантон, Амой и Нинбо. В 1842 англичане захватывают Шанхай и Чжэньцзян. Угроза Нанкину заставила Китай просить мира. Китай уступил Гонконг Англии, открыл для английской торговли Кантон, Амой и Фучжоу, вернул Нинбо и Шанхай Британии и выплатил контрибуцию в 20 млн. долларов

Примечания:

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Литература и источники:

Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.

После разгрома декабристов прогрессивная общественная мысль сосредоточилась в кружках. Главным вопросом общественной мысли России второй четверти 19 века были:

«Каково настоящее и будущее России?»

«По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Общественное движение в 30- 50 годах 19 века. После разгрома декабристов прогрессивная общественная мысль сосредоточилась в кружках. Главным вопросом общественной мысли России второй четверти 19 века были: «Каково настоящее и будущее России?» «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»

В годы правления Николая Первого власти не ограничивались подавлением инакомыслия, но и взяли на вооружение теорию, оправдывавшую существующий в стране порядок.

Теория «официальной народности» была сформулирована в 1832 году министром просвещения графом С. С. Уваровым. По его мнению, основами русской жизни являются православие, самодержавие и народность.

Виднейшими литераторами, выражавшими в печати проправительственную точку зрения, были издатели журнала «Сын Отечества» газета «Северная пчела» Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч

Однако значительную часть русской интеллигенции такая позиция не удовлетворяла. Возникли кружки «Общество любомудрия», братьев Критских, Станкевича, Грановского.

Основные направления.

Консервативное направление- отстаивающее неизменность политического строя. Либеральное направление- сторонники демократических свобод. Радикально- демократическое- сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства. Причем эти изменения часто планировалось проводить насильственными методами.

К концу 1830-х годов в либеральном течении складываются два оппозиционных направления

Западники во главе с Т. И. Грановским считали, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути, и начало движению страны по этому пути положил Петр Первый.

Западники были сторонниками конституционной монархии. Выступали за отмену крепостного права и прогрессивные преобразования. Западниками являлись: К. Д. Кавелин В. П. Боткин М. Н. Катков

Славянофилы под руководством А. С. Хомякова выдвигали идею самобытного пути России. В основе самобытности России лежит общинное начало жизни народа и православная религия

Гармоничный уклад русской жизни был разрушен, по мнению славянофилов, реформами Петра Первого.

Лозунгом славянофилов было: «Сила власти – царю, сила мнения – народу.» «Община – основа России.» Выступали за совещательное народное представительство при монархе, демократические права и свободы. Славянофильства придерживались: братья Киреевские братья Аксаковы Ю. Ф. Самарин

Общим для западников и славянофилов было то, что оба направления выступали за реформы – отмену крепостного права, ограничение монархии, прогрессивные преобразования, отрицали революционные действия.

А. И. Герцен писал об отношениях западников и славянофилов: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно».

Вокруг журналов «Современник» и «Отечественные записки» группировались представители радикального течения

А. И. Герцен Н. П. Огарев В. Г. Белинский они видели спасение России в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.

Русские социал – демократы отрицательно относились к западноевропейскому капитализму и считали основой социализма сохранившуюся в России с глубокой древности крестьянскую общину. Они склонялись к революционным методам борьбы

В 1844 году в Петербурге возник кружок В.М. Буташевича – Петрашевского, где обсуждались философские, литературные, общественные проблемы.

Постепенно возникли планы создания тайного общества с целью свержения самодержавия и отмены крепостного права. В деятельности кружка участвовали: Ф. М. Достоевский А. Н. Плещеев М. Е. Салтыков – Щедрин А. Н. Майков

Большинство петрашевцев выступало за республиканское устройство. В 1849 году кружок был разгромлен 21 участник группы, в том числе М. В. Петрашевский и Ф. М. Достоевский приговорены к расстрелу, но в последний момент объявили о замене казни на каторгу, ссылку, арестантские роты.

В конце 1840-х годов Герцен в эмиграции, в Лондоне основал Вольную русскую типографию. Здесь печатали листовки, а в 1855 году – альманах «Полярная звезда».

Итогом общественного движения при Николае Первом стала радикализация определенной части интеллигенции. Она ненавидела правительство за постоянные и зачастую бессмысленные притеснения и теперь воспринимала его не как силу, способную реформировать страну, а как врага, с которым возможна лишь бескомпромиссная борьба.


Россия являлась одной из крупнейших держав Европы. Территория ее на протяжении XVIII столетия увеличилась на одну треть, а население возросло в два с половиной раза и к началу XIX в. достигло 36 млн. человек. В начале XIX в. в России продолжался… … Всемирная история. Энциклопедия

Вестник Европы (начало XIX века) - Вестник Европы двухнедельный журнал, издававшийся в Москве в 1802 1830 годах. В разные годы тираж колебался от 580 до 1200 экземпляров. Идея создания журнала принадлежит арендатору типографии Московского университета И.Попову. Он предложил… … Википедия

Вестник Европы (конец XIX века) - «Вестник Европы», обложка журнала «Вестник Европы» (Вѣстникъ Европы) ежемесячный журнал, основан в 1802 году Н. М. Карамзиным издавался два года в Санкт Петербурге, позже возродился и выпускался с 1866 по 1918 год. С 1866 по 1868 год журнал… … Википедия

МЕСЯЧНОЕ МЕНЮ СЕРЕДИНЫ 90-х ГОДОВ XIX ВЕКА (для повторения каждый месяц) - Скоромный стол № 1 1. Рассольник со смоленской крупой 2. Соус из телячьих ножек со свежими огурцами 3. Дрозды жареные 4. Пирожки с повидлом № 2 1. Суп из макарон с… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

История русского масонства XIX века (книга) - История русского масонства XIX века Жанр: история масонства

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература 1‑й половины XIX века - Литературная жизнь начала XIX в. определялась все более явными признаками кризиса самодержавно крепостнической системы, национальным подъёмом Отечественной войны 1812, созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного… … Литературный энциклопедический словарь

Солнечные затмения XIX века - Первая фотография полного солнечного затмения, сделанная в Кёнигсбергской обсерватории 28 июля 1851 года дагеротипистом Берковским Основная статья: Солнечное затмение Это список солнечных … Википедия

История Иберии от античности до XIX века - Пиренейский полуостров Первоначальная история И., у греков называвшейся Иберией, нам неизвестна. Первые колонии в этой стране, населенной первоначально иберами, кельтами и кельтиберами, принадлежали финикиянам; около 1100 года они поселились на… … Википедия

Репертуар Московского Малого театра XIX века - Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XIX век … Википедия

Дело (журнал XIX века) - У этого термина существуют и другие значения, см. Дело. Дело Журнал «Дело», 1869 год, февраль … Википедия

Книги

  • Естественное отделение Императорского Московского уни-верситета в 90-е годы XIX века. Сборник воспоминаний , Е. Ю. Жарова. Естественное отделение Императорского Московского университета в 90-е годы XIX века. Сборник воспоминаний. Под-готовка к публикации Е. Ю. ЖаровойКнига знакомит читателей с историей…

После невиданного возрастания количества тайных общественно-освободительных организаций после завершения Отечественной войны, императорская власть строго следила за деятельностью дворян, в целях недопущения их участия в освободительных движениях.

После декабристского восстания в 1825 году, все его участники понесли строжайшее наказание: организаторы были расстреляны, а участники – отправлены в ссылку. Народ, который возглавил на декабристов огромные надежды, остался разочарован

Период приостановления общественных движений

В 30-х годах 19 века начался постепенный спад общественных движений в стране. Просвещенная общественность понимала, что если декабристы со всей их тщательной подготовкой не смогли добиться успехов, инициировать новые восстания против императорской власти нет смысла.

Вывести страну из летаргии и напомнить о необходимости создавать новые общественные организации смог П.Я. Чаадаев. В своем произведении «Философские письма» он указал, что нынешнее нежелание вести общественно-освободительные движения объясняется влиянием на русский менталитет исторической эпохи зарождения Христианства в Руси.

Критиками такая теория воспринималась как абсурдная, но стоит отдать должное Чаадаеву – после публикации его произведения, в стране заметно оживилась общественная жизнь.

Виды общественных движений в 30-50х гг

Новообразованные общественные движения имели три основных направления – это сторонники консервативной идеологии, либерального направления развития страны и приверженцы открытого революционного вектора.

Интересным является тот факт, что общественное движение, которое имело консервативное начало , возглавил сам Император Николай 1. Членами таких организаций отстаивалась политика Императора, они считали, что с падением крепостнического строя незамедлительно исчезнет и Российское государство.

Либеральное направление состояло преимущественно из обществ славянофилов и поклонников запада. Основой движения славянофилов была идеализация допетровской Руси. Они считали, что петровские реформы обрекли Российскую Империю на медленное уничтожение ее самобытности и культуры.

Самыми ярыми поклонниками восстановления старого уклада жизни были братья Киреевские, Аксаковы и Н. Данилевский. Западники состояли преимущественно из литераторов, философов и историков. К ним относились К. Кавелин, М. Катков, И. Тургенев, которые были сторонниками европейского пути государственного развития и видели Россию не империей, а парламентской республикой с монархией, которая носила бы символический характер.

Также этот период стал временем зарождения первых радикальных революционных движений , активными участниками которых были Герцен, Белинский и Петрашевский. Они понимали, что сейчас осуществить революцию невозможно, поэтому делали ставку на агрессивно настроенную молодежь.

Ими были созданы специальные кружки, в которых обсуждались темы необходимости революционной перестройки в государстве. За активной революционной деятельностью последовала и правительственная реакция: Петрашевский был расстрелян, Герцену пришлось бежать в Европу. Революционные движения возобновились только в 1956 году.

Вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

В 30-40 гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С.Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П.Погодин, С.П.Шевырев.

Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В.Кириевские, И.С. и К.С.Аксаковы, Д.А.Валуев), в богословии (А.С.Хомяков), в социологии, экономике и политике (Ю.Ф.Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».

Западничество возникло в 30-40 гг. 19 в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, Е.Ф.Корш, П.В.Анненков, В.П.Боткин). Реформаторскую деятельность Петра I они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х годов приобрел литературный кружок М.В.Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Плещеев, А.Н.Майков, П.А.Федотов, М.И.Глинка, П.П.Семенов, А.Г.Рубинштейн, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой).


С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А.Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

Отцом «теории русского социализма » был А.И.Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г.Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.