4 понятия конфликт конфликтная ситуация инцидент. Понятие конфликта и конфликтной ситуации


Технология разрешения неслучайных конфликтов

Помимо случайных конфликтов существуют так называемые неслучайные. Они составляют около 20 % от общего числа конфликтов, но по своему разрушительному воздействию на психику человека намного опаснее других.

С чего начинать разрешение конфликта? С установления причин. Истинные причины нередко скрываются, поскольку могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, в затянувшийся конфликт втягивается все больше новых участников. Тем самым расширяется список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин разногласий. Опыт разрешения конфликтов показал, что выйти из сложной ситуации намного проще, зная формулы конфликта.

Первая формула конфликта

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Конфликтная ситуация – это обстановка, которая сложилась в результате накопившихся противоречий, содержащих первопричину конфликта.

Инцидент – это случай, происшествие, являющиеся поводом для конфликта.

Конфликт – это открытое противоборство как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы следует, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Разрешить конфликт – это значит:

1.устранить конфликтную ситуацию;

2.исчерпать инцидент.

Случается, что конфликтную ситуацию разрешить невозможно по объективным причинам. Формула конфликта показывает: чтобы избежать конфликта, следует проявлять максимальную осторожность и не создавать инцидента. Конечно, первое сделать сложнее. Поэтому, к сожалению, в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре один употребил оскорбительные слова в адрес другого. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», – заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?

Обратимся к формуле конфликта. Конфликт здесь – жалоба; конфликтная ситуация – не сложившиеся отношения между сотрудниками; инцидент – сказанные слова. Заставив извиниться, руководитель действительно исчерпал инцидент.

А конфликтная ситуация? Она не только осталась, но и усугубилась. Обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться, отчего антипатия его к пострадавшему только увеличилась. Тот, в свою очередь, понимая фальшивость приносимого извинения, не изменил в лучшую сторону своего отношения к обидчику.

Таким образом, своими формальными действиями руководитель не разрешил конфликт, а только усугубил конфликтную ситуацию (несложившиеся отношения) и тем самым увеличил вероятность новых конфликтов между этими работниками.

Конфликт между людьми можно сравнить с сорняком: конфликтная ситуация – это корень, а инцидент – та часть, что на поверхности. Ясно, что, оборвав стебель, но не тронув корень, мы только усилим работу сорняка по впитыванию из почвы веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтной ситуации, мы создаем условия для углубления конфликта.

Вторая формула конфликта

Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация = Конфликт

Конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Каждая из них играет роль инцидента для последующей. Разрешить конфликт по этой формуле – значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

В векторном виде первую и вторую формулы конфликта можно представить следующим образом:

Первая формула конфликта

К – конфликт

И – инцидент

КС, КС1 , КС2 – конфликтные ситуации

Типы конфликтов

Приведенные схемы возникновения конфликтов позволяют оценить степень неизбежности каждого из них.

Классификация конфликтов
по степени их неизбежности

Тип А. Конфликты этого типа случайны. Во-первых, потому что нередко случаен первый конфликтоген. Во-вторых, не всякий конфликтоген приводит к конфликту. И, в-третьих, может не последовать ответного конфликтогена.

Тип Б. Если не стремиться предотвратить конфликтную ситуацию, то конфликт рано или поздно произойдет. Ведь при накопившихся противоречиях для возникновения конфликта достаточно инцидента. Им может быть любой конфликтоген.

Тип В. При наличии нескольких конфликтных ситуаций конфликт неизбежен. Ведь каждая новая конфликтная ситуация добавляет противоречий и тем самым увеличивает вероятность конфликта.

Зная схемы возникновения и типы конфликтов, мы получаем основу для создания алгоритмов их профилактики и разрешения. Поскольку ключевую роль в этом играет правильная формулировка конфликтной ситуации, то назовем правила, позволяющие с достоверностью установить первопричину конфликта.

Правила формулирования конфликтной ситуации

Правило 1. Помните: конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.

Следовательно, не годятся формулировки типа: конфликтная ситуация в этом человеке, в социально-экономической ситуации, в нехватке автобусов на линии и т.п., поскольку мы не имеем никакого права устранить человека, ни один из нас не изменит социально-экономическую обстановку и не увеличит количества автобусов на линии.

Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту. Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит конфликтная ситуация, затем инцидент и уже потом конфликт.

Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать. Обратимся к рассмотренной ранее конфликтной ситуации. Поскольку первопричина ее –несложившиеся отношения, то чтобы разрешить конфликт, сотрудникам следует вести себя более сдержанно, постараться принять коллегу таким, каков он есть, и по возможности как можно реже общаться друг с другом.

Правило 4. Задавайте себе вопрос: «Почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины. Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не срывайте стебель, не вырывайте только часть корня – оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.

Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов, которые вы используете, чтобы описать конфликт. Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, т.е. о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщений. Так и появляются в формулировке слова, которых не было первоначально.

Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются дополнительные смыслы. Вот уж как нигде уместен афоризм: «Краткость – сестра таланта».

Конфликтные личности

Немало конфликтов возникает из-за сложности характера людей. Можно выделить 6 типов конфликтных личностей.

Демонстративные. Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии, каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

Ригидные. Отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и ведет к конфликту с окружающими. Это те люди, которые убеждены: если факты нас не устраивают, тем хуже для фактов. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.

Неуправляемые. Отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение агрессивное, вызывающее.

Сверхточные. Скрупулезные, предъявляющие ко всем (начиная с себя) завышенные требования. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям, подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются чрезмерной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все это нередко приводит к неустроенности личной жизни.

Рационалисты. Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность через конфликт достичь личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например до тех пор, пока под начальником не закачается кресло. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

Тема: Конфликт и конфликтные ситуации.

2. Понятие конфликта; динамика его развития.

3. Стили поведения педагога в конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликтов.

4. Управление конфликтными ситуациями.

Литература.

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика.- Калининград.:1996, с77-105.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001,

3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: 2000.,

5. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М.: 1999.

6. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликт.- М.: 1992.

7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.:2001., с.1006-119.

8. Сергеева В.П. Классное руководство: планирование и организация работы от А до Я.- стр.56-58.

9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… .- стр.64-90.

10. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-

1. Понятие конфликтной ситуации.

«Конфликтная ситуация – это ситуация, в которойучастники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объекта конфликта».

Оппоненты (участники, субъекты конфликта- противники в споре)- отличаются друг от друга позицией, «силой», рангом (т.е. социальными характеристиками). Каждый оппонент имеет свои цели и интересы. У каждого – свои мотивы и своё отношение к объекту конфликта и друг к другу. У них уже сложены определённые отношения друг с другом.

Объект конфликта - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию; это то, по поводу чего возникло(ли) непонимание или раздражение.

Конфликтная ситуация:

Цели - ОП- ОБ КОН -ОП- - Цели

Мотивы ПО- ЪЕ ФЛИ -ПО- -Мотивы

Интересы НЕ- КТ КТА -НЕ- -Интересы

НТ-1 -НТ-2

О Т Н О Ш Е Н И Я.

Среди потенциально конфликтных ситуаций выделяют-

(виды потенциально конфликтных ситуаций):

Ситуации деятельности;

Ситуации поведения;

Ситуации отношений.

Ситуации ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (конфликтные) - возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и не учебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникать в случае отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя, и пр.

Ситуации ПОВЕДЕНИЯ (конфликтные) – возникают в связи с нарушением правил поведения при условии, когда учитель, не выяснив мотивов и не вникнув в ситуацию, делает поспешный и ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся.

Ситуации ОТНОШЕНИЙ (конфликтные) – возникают тогда, когда затрагиваются эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности; когда деловые отношения подменяются межличностными; когда даются отрицательные оценки не поступку, а личности ученика.

Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? –НЕТ! Конфликтные ситуации имманентно (т.е. внутренне, объективно) присущи всему процессу обучения и воспитания.

Сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать, например, право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий; право учащихся распоряжаться своим свободным временем; право и учащихся и учителей на чувство собственного достоинства, и т.п. Другими словами, возможность конфликтных ситуаций заложена … в должностных функциях учителя (!).

Конфликтная ситуация может существовать долго, НЕ переходя в открытый конфликт.

В то же время, конфликтная ситуация – это своеобразный сигнал (звонок, набат) какого-то непонимания или нарушения. Поэтому, не замечать этот сигнал – конфликтную ситуацию – нельзя!

Надо стремиться ПРОЖИВАТЬ конфликтную ситуацию НЕ доводя её до конфликта.

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты.

Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов.

Конфликтная ситуация может возникнуть в ходе дискуссии, спора. Спор – это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерно уважение обеих сторон друг к другу, проявление ими такта.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил:

Ограничивать предмет спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

Учитывать уровень знаний, компетентность в данном вопросе противника; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а если малокомпетентный спорщик упрям, конфликтная ситуация может перерасти в конфликт;

Учитывать степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора эмоционально легко возбудимы, упрямы, спор неизбежно перерастет в конфликт;

Контролировать себя, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничению возможностей другого лица реализовывать свои интересы.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака. Конфликт всегда возникает на основе противоположного направления мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.)

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и ли суждений, а также состояние противоборства между ними.

Конфликт – это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выясняют, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но, чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.


Познавательное развитие в дошкольном возрасте
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у норма...

Факторы формирования впечатлений
Особенностью нашего исследования является изучение данной тематики с точки зрения актуальности полученных ранее результатов на сегодняшний день. Современный контекст, в котором испытуемые формируют представление о личности по предложенным им (оригинальным) чертам, характеризуется высоким темпом изменений (на уровне образа жизни, ценност...

Различия в возрасте и продолжительности полового созревания.
1. Гормональные изменения, знаменующие начало половой зрелости, созревание гениталий и морфологические трансформации по-разному протекают у разных индивидов между 10 и 16 годами у девочек и между 12 и 17 годами у мальчиков. 2. При отсутствии каких-либо признаков сексуальной зрелости у девочек в 14 лет и у мальчиков в 15 можно говорить...

По поводу самого понятия «инцидент» и его места и роли в структуре и динамике социального (политического) конфликта у исследователей нет единого мнения. Многие считают, что инцидент - это и есть начало открытого противоборства, что, на наш взгляд, не в полной мере соответствует действительности.

Для того чтобы разобраться в сути проблемы и обосновать свою точку зрения, приведем несколько вариантов определения понятия «инцидент».

Инцидент - случай или происшествие, как правило, неприятное, затрагивающее интересы одной или обеих враждующих сторон и используемое ими для развязывания конфликтных действий (Бабосов Е. М.).

Инцидент - столкновение, которое служит «детонатором» конфликта, поводом для перехода его субъектов к открытым конфликтным действиям (Дмитриев А. В.).

Инцидент - начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон (Ратников В. П.).

Инцидент - первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон (Анцупов А. Я.).

Инцидент - столкновение противодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие сторон (Аклаев А. Р.).

Из приведенных вариантов определения исследуемого понятия наглядно видны различия в понимании инцидента. В первых двух определениях инцидент трактуется как «случай», «происшествие», «повод», «детонатор» конфликта. В последующих трех - как «начальный этап в динамике конфликта».

Обосновывая свою точку зрения, В. П. Ратников пишет, что инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало.

Для ответа на возникшую проблему прежде всего необходимо обратиться к этимологии слова инцидент, так как, по нашему мнению, именно в его первооснове кроется сущность данного (и любого иного) явления. Итак, «инцидент [лат. /"«сй/е/м (тас1еп1:15) - случающийся] - случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение». Следовательно, инцидент случается, т. е. происходит случайно или непреднамеренно. Уже в силу своей случайности он не может быть началом открытой стадии конфликта, так как конфликт предполагает осознанные и целенаправленные действия, а не случайность. Так, авторы книги «Внимание: конфликт!» Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк на основе анализа различных видов конфликтов приходят к выводу о том, что конфликтная ситуация и инцидент, таким образом, «ведут себя» в определенном смысле независимо. Например, конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а инцидент - возникнуть случайно.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Он возможен и как результат естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Но даже тогда, когда инцидент провоцируется кем-либо (противостоящей стороной (сторонами), «третьей силой» и т. д.), главной целью «провокации» является создание основания для повода. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 1914 г., было хорошо спланированной акцией. Но для мировой общественности и для находившихся в состоянии конфронтации Австро-Германского блока и Антанты это событие было случайным инцидентом, который стал формальным поводом для начала Первой мировой войны. Хотя объективные противоречия и напряженность в отношениях между Антантой и Германским военным блоком существовали уже много лет, именно эти противоречия стали истинной причиной мировой войны, а не инцидент.

Действительно, повод и инцидент - разные явления. Но повод, по нашему мнению, надо рассматривать не как «конкретное событие», а в качестве субъективно созданной ситуации, основанием для которой могут быть реальные или вымышленные события. В понимании самого «инцидента» мы солидарны с мнением Е. М. Бабосова и А. В. Дмитриева о том, что он используется в качестве предлога для начала конфликта. Поэтому инцидент - это еще не конфликт, а лишь случай, который может быль использован в качестве предлога для начала противоборства сторон.

А. Р. Аклаев пишет, что инцидент неизбежно вызывает ответные действия1. Данное утверждение, на наш взгляд, также требует определенных уточнений. Если конфликтная ситуация полностью «созрела» и обе находящиеся в состоянии конфронтации стороны только и ждут этого самого повода (инцидента), то он непременно приведет к взаимному противоборству. Но возможны варианты, когда одна или обе стороны не готовы к конфликту или одна из сторон не желает вступать в открытую схватку в силу различных обстоятельств.

Тогда инцидент не приведет к конфликту. Так, например, политический режим М. Саакашвили в Грузии, стремясь силовыми методами решить конфликты с Абхазией и Южной Осетией, систематически провоцирует различные инциденты в зонах противостояния. При этом

Грузия рассчитывает не столько на свою военную мощь, сколько на вовлечение в конфликт миротворческих сил НАТО. Такое развитие событий является неприемлемым для Абхазии, Южной Осетии и выполняющей миротворческую функцию в зоне конфликта России. Поэтому они не поддаются на провокации грузинской стороны и инциденты не приводят к открытой войне.

В целом же в условиях сложившейся конфликтной ситуации возможны три основных варианта поведения сторон при возникшем инциденте: 1)

стороны (сторона) стремятся уладить возникшую в результате инцидента проблемную ситуацию и найти компромисс, не вступая в открытую борьбу; 2)

одна из сторон делает вид, что ничего особенного не произошло (уход от конфликта); 3)

инцидент становится поводом к началу открытого противостояния.

Инцидент также может стать поводом для эскалации уже существующего конфликта и его перехода в новую, более острую форму противоборства. Например, случайная гибель или преднамеренное убийство одного из лидеров конфликтующей стороны может явиться поводом для начала открытых боевых действий.

Выбор соответствующего варианта поведения во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентаций) сторон и их потенциальной готовности к конфликту. При этом учитываются и внешние условия (среда развития конфликтной ситуации). Порой именно окружающая среда «заставляет» стороны урегулировать возникшую проблемную ситуацию (инцидент) неконфликтными методами.

Итак, инцидент - это случай (происшествие), который в условиях сформировавшейся конфликтной ситуации может стать формальным поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Одним из главных условий успешного разрешения любого конфликта является разграничение инцидента и реальной причины противоборства - объекта (предмета) конфликта. Существуют конфликты, в которых такое разграничение инцидента (повода) и причины является вполне очевидным. Но есть и конфликты, для анализа которых необходимо содействие специалистов. Так, например, в сентябре 2006 г. в Венгрии разразился политический конфликт, который вывел на улицы Будапешта и других городов страны десятки тысяч недовольных граждан. Поводом для массовых выступлений стала 25-минутная аудиозапись, появившаяся накануне на веб-сайте государственного радио. Сделанная еще в конце мая, она озвучивала признание премьера Дюрчаньа о том, что он вводил граждан в заблуждение относительно экономического положения в стране. Очевидно, что данный инцидент (утечка информации) не привел бы к конфликту, если бы правительство проводило эффективную экономическую политику. Но, по мнению аналитиков, «Бунт зрел давно. С 1 сентября в Венгрии повышен НДС - с 15 до 20 %, на 100 % выросли отчисления на социальное страхование. Подорожали лекарства. Подскочили цены на газ, электроэнергию, бензин. Предвыборные обещания социалистов не выполнены. Застой наблюдается во всем»129.

При анализе конфликта также необходимо учитывать, что существуют конфликты, в которых инцидент как таковой (как повод) отсутствует. Это происходит в тех случаях, когда одна из сторон нападает «без объявления войны». Например, нападение фашистской Германии на Советский Союз (22 июня 1941 г.). Назвать инцидентом (случаем) одновременное начало боевых действий на всей многотысячной советско-германской границе, на наш взгляд, некорректно. Нападение грабителя на прохожего - пример, аналогичный предыдущему.

Особенность таких «безынцидентных» конфликтов, на наш взгляд, состоит в следующем: 1)

в этих конфликтах отсутствует конфликтная ситуация как таковая, нет, как правило, и напряженности в отношениях между потенциальными сторонами предполагаемого конфликта (вернее, потенциальной стороной ощущает себя лишь будущий агрессор); 2)

агрессор прежде всего рассчитывает на фактор внезапности, поэтому до нападения он тщательно скрывает свои намерения; 3)

агрессор обычно полностью уверен в своей победе, поэтому он рассматривает своего противника не как «дееспособного» субъекта (сторону) конфликта, а в качестве жертвы, объекта нападения; 4)

односторонняя агрессия может трансформироваться в реальный конфликт (противоборство) только в том случае, если

предполагаемая жертва сумеет дать агрессору достойный отпор и станет отстаивать свои интересы, т. е. если выбранный агрессором объект нападения трансформируется в субъект (сторону) конфликта.

В «нереалистическом» конфликте (в котором нет реального объекта) инцидент может выполнять роль несуществующего объекта. В таком конфликте инцидент (повод) выдается за объект (причину), и решить такой конфликт весьма непросто. Но в любом случае для решения конфликта необходимо находить реальную причину, а не повод или инцидент.

Если противоречия интересов, которые отразились на предконфликтной этапе, решить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидной ю всем. Противоречие интересов достигает такой степени, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они мешают нормальной взаимодействия сторон и превращаются в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открытое защищать собственные интересреси.

На этой стадии развития конфликта противодействующие начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться к юридическим органы для защиты или подтверждение своих интересов. Каждый из субъектов противоборства стремится не перетянуть на свою сторону как можно больше союзников, материальные, финансовые, политические"информационные, административные и другие ресурсы. В ход идут не только общепринятые, но и"грязные"средства и техноло гии давления на оппонента, который с тех пор считается не иначе как"противникомм".

Достаточно вспомнить предвыборную кампанию внеочередных выборов в. Верховную. Раду Украины 2007 года и противоборство различных. СМИ, выливали на кандидатов в депутаты немало грязи зависимости от того, к какому го блока или партии они принадлежали и чьи интересы выражал то или иное средство массовой информации.

На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, и, напротив, доминирует установка на противоборство, в подтверждение собственных интересов. При. Этому м на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные отношения и различия, которые углубляют ситуациию.

Такова общая характеристика этого этапа развития конфликта. Однако и внутри этого открытого, этапа можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конф фликтологии обозначаются как: инцидент, эскалация и завершения конфликту.

. А). Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборства происходит в результате того или иного инцидента (от лат incidens-случай, что случается). Инцидент - это то событие, которое инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его поводу. Привод - это конкретное событие, которое служит непосредственным толчком к началу конфликта. При этом она может возникнуть случайно, а может и специально создаваться, но во всяком случае повод еще не является причиной конф фликту. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начатоок.

Например, убийство наследника австро-венгерского престола. Франца. Фердинанда и его жены, осуществленного 28 июня 1914 в городе. Сараево, было использовано. Австро-Венгрией как повод для решения. П. Первой мировой войни.

. Инцидент - конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент от дбуваеться осознание собственной включенности в конфликтахт.

. Инцидент информационный - событие, которое помогло хотя бы одному из противоборствующих субъектов осознать отличие (полную или частичную) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия

. Инцидент деятельностный - повод для объявления конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций, это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

Инцидент может быть спровоцированным, но чаще он является спонтанным, то есть это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает пределы своей толерантности. Он также может быть скрыта им (проходящей на уровне эмоциональных переживаний и не проявляется внешне) или открытым (проявляется внешне является серией определенных действий).

Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так от дбуваеться том, что стороны конфликта расстаются, чтобы больше не встречаться, а в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, поскольку оппонентам удается во время инцидента решить все проблемми.

Важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: сбор информации о действительных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте против иборство имеет относительно локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется, хотя все силы уже начинают приводиться в боевой стан.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров, и прийти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать эт ственной мирою.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и тд. Конфликт вступает в следующий этап - происходит его е эскалация (нарастаниея).

. Б). Эскалация конфликта

. Эскалация конфликта - это ключевая, напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. Это уже не локальный бой, а а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических тощщо.

На этой стадии становятся бесполезными любые переговоры или иные мирные пути решения конфликта. Эмоции часто начинают затмевать разум, а логика уступает чувством. Главная задача состоит в том, что о любой ценой нанести как можно больше вреда противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта, а на первое место выдвигаются новые причины и новые цели. В пр оцеси этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентаций. Развитие конфликта приобретает спонтанного, неуправляемого характерктеру.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить следующие:

Создание образа врага;

Демонстрацию силы и угрозу ее применения;

Применение насилия;

Тенденцию к расширению и углублению конфликта. Создание образа врага - это один из важнейших моментов этапа развития конфликта. Он начинает формироваться еще на его ранней стадии и окончательно ст ладаеться в период эскалации. Существование определенных врагов является обязательным элементом, необходимым для поддержания единства членов группы и для осознания ими этого единства как одного из своих жизненных интересов, это может даже считаться проявлением политической мудростисті.

Как известно, внутреннее единство группы укрепляется, если на идеологическом уровне создается и постоянно поддерживается образ врага, с которым нужно вести борьбу и против которого следует объединиться. Образ враг га дополнительные социально-психологические и идеологические факторы для сплоченности группы, организации или общества. В этом случае их члены осознают, что они борются не за собственные интересы, а за общее дело, за страну, народ. Враг действительности может быть как реальным, так и воображаемым, то есть он может быть вымышленным или искусственно сформированным для укрепления единства группы или обществтва.

Демонстрация силы и угроза ее применения-это следующий важный элемент и характеристика эскалации конфликта. Одна из сторон или обе с целью устрашения противника постоянно пытаются показать что мощность и ресурсы одной стороны превосходят мощность другой стороны. При этом каждая сторона надеется, что такая позиция приведет к капитуляции противника. Однако обычно это приводит к того, что противник мобилизует все свои ресурсы, что ведет к дальнейшей эскалации конфликта. В психологическом плане демонстрация силы или угроза применения связана с нагнетанием эмоциональной напряженность ности, вражды и ненависти к противникника.

Часто этот прием реализуется через объявления различного рода ультиматумов другой стороне. Понятно, что к ультиматума может прибегать только та сторона, которая в каком-либо отношении сильнее другую. Поэтому объявления ультиматума - это удел сильных, хотя не всегда идет о физический или материальный силы. Объявления голодовки в знак протеста против действий власти-или администрации предприятия - это тоже уль. Атум. В этом случае и власть, и администрация часто идут на уступки перед угрозой смерти человека и перед угрозой проявить свою собственную жестокость и антигуманностьість.

Естественной реакцией на демонстрацию силы и угрозу ее применения является попытка защититься. Впрочем, как известно, лучший способ защиты - нападение. Если мощность и ресурсы противника не намного превышают или в вообще не превосходят силу того, кому угрожают, то угроза силой чаще всего провоцирует насилие и дальнейшую эскалацию конфликтату.

Применение насилия - еще одна существенная характеристика этапа эскалации конфликта. Насилие выступает более жестким средством воздействия. Это последний аргумент в конфликте, его применения свидетельствует о том е, наступившей предел в эскалации конфликта, высшая фаза его развитияку.

Речь идет не только о физическом насилии. Это могут быть самые разнообразные его виды: экономическое, политическое, моральное, психологическое и т.п.. Если начальник в ответ на справедливую критику заставляет подлое еглого освободиться"по собственному желанию", это насилийво.

Насилие может проявляться не только в открытой форме-убийство, задачи физического или материального ущерба, хищения собственности и т.п., но и выступать в замаскированной форме, когда создаются определенные в условия, ограничивающие права людей, или препятствия для отстаивания их законных интересов. Не предоставление возможности пойти в отпуск в удобное время, отсутствие возможности опубликовать в центральной газете к ритичну статью на государственного чиновника - все это примеры замаскированного насилияа.

Насилие как высшая стадия эскалации конфликта может охватывать различные сферы человеческой деятельности (экономическую, политическую, бытовую и т.д.) и различные уровни организации социальной системы (индивида, группу, спил льнисть, общество). Одним из наиболее распространенных видов насилия сегодня семейное насилие. Это наиболее циничный и скрытый от посторонних взглядов вид насилия. Насилие в семье имеет найризно манитниши проявления и формы. Оно не ограничивается только побоями, а может быть и экономическим, сексуальным или психологическим. Домашнее насилие характеризуется тем, что оно не только носит скрытый характер, но и нередко продолжается в течение многих. Рокироків.

Тенденция к расширению и углублению конфликта - еще один этап эскалации конфликта. Конфликт не существует в постоянных рамках и в одном состоянии. Начавшись в одном месте, он начинает охватывать новые сферы, территории, социальные уровни и даже страны. Возникнув как чисто деловой конфликт между членами организации, он в дальнейшем может охватывать социально-психологическую и идеологическую сферу, с межличностного уровня пе рейты на межгрупповой и т т.д.

Спор между продавцом на базаре и покупателем может начаться из-за того, что они не сошлись в цене. Но потом они могут уже обвинять друг друга во всех смертных грехах и, к тому же, в нем могу ут вмешаться окружающие. Следовательно, со временем это уже не спор между продавцом и покупателем, а противостояние двух лагереів.

. В) 3авершення конфликта

. Завершение конфликта -это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его завершения и может выражаться в коренном изменении ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность его продолжениемня.

На этом этапе развития противоборства возможны разные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпания ими ресурсов, что не позволяет вести дальнейшее противоборство;

Очевидная бесперспективность продолжения конфликта и осознание этого его участниками;

Выявление значительного преимущества одной из сторон и ее способность навязать

свою волю оппоненту;

Появление в конфликте третьей стороны, ее желание и способность прекратить противоборство

Способы завершения конфликта:

Устранение (уничтожение) одного или обоих участников конфликта;

Устранение (уничтожение) объекта конфликта;

Изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

Участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения (силового давления);

Обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его помощью третейского судьи;

Ведение переговоров как одного из эффективных путей решения конфликта

По характеру завершения конфликты бывают:

а) за реализацией целей противоборства:

Победными;

Компромиссными;

Уязвимыми;

б) по формам разрешения конфликта:

Мирными;

Насильственными;

в) по функциям конфликта:

Конструктивными;

Деструктивными;

г) с точки зрения эффективности и полноты решения:

Полностью завершенными;

Отложенными на определенный или неопределенный срок

Следует заметить, что понятие завершения конфликта и разрешение конфликта не тождественны. Разрешение конфликта - одна из форм завершения конфликта, что выражается в положительном, конструктивном решении проблем мы основными участниками конфликта или третьей стороной. Формами завершения конфликта могут бытьи:

Затухание (угасание) конфликта;

Устранение конфликта;

Перерастание одного конфликта в другой конфликт

послеконфликтная период

Последней стадией в динамике конфликта есть после конфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, а отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и д доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта ведет к миру и согласию. Случается так, что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем аб бсолютно в других сферах жизнедеятельности. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической сфере, а после решения политических проблем может наступить период идеологического противостояния и тт.д.

Таким образом, после конфликтный период включает две фазы:

1 частично нормализация отношений, которая характеризуется наличием негативных эмоций, которые не дают возможности спокойно реагировать на действия противодействующей стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысления ния своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношение к партнеру, обострение чувства по отношению к нему. При таком завершении конфликта может наступить постконфликтный синдром, что проявляется в напряженных взаимоотношениях бывших участников конфликта, а при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объект ом конфликта, на новом уровне и с новым составом учасникиків.

2. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. На этом этапе приходит пора подведения итогов, оценки результатов и достигнутых или утратит ачених ценностей, отношений, ресурсов. Но в любом раскладе закончен конфликт влияет как на участников конфликта, так и на социальную среду, в котором происходил конфликт. Последствия конфликта весь ные для всевсіх.

В заключение следует сказать, что нельзя все конфликты подвести под единую универсальную схему. Есть конфликты типа столкновений, когда противников разделяют непримиримые противоречия и они рассчитывают т только на победу; есть конфликты типа дебатов, где возможна спор и определенные маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты вроде игр, где стороны действуют в предел х одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаютсяя.

Таким образом, предложенная схема рассматривает идеальную модель развития конфликтной ситуации, тогда как реальность дает нам множество примеров протекания конфликтов