А. К

Девятнадцатый век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества. В середине XIX века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение «Край ты мой, родимый край...», в котором прославляет природные красоты своей родины.

Всё стихотворение А.К. Толстого - скрытый восторг поэта, поэтому все предложения произведения представляют собой риторические восклицания:

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!

Родимый край ассоциируется в восприятии лирического героя с конским бегом на воле, с криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле. А.К. Толстой использует назывные предложения, характеризуя художественные образы родины:

Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

В границах двух четверостиший стихотворения заключён полный образ родимого края, возникающий в восприятии лирического героя. При этом поэт стремится показать родину с разных сторон: и её необъятные просторы (небо, поле, «бор дремучий», степь), и многообразие живо тного мира («конский бег», орлиная стая, волк в поле, соловей). Картина родного края наполнена природными звуками, читатель то слышит «конский бег на воле», то «в небе крик орлиных стай», то «волчий голос», то «свист полночный соловья» то гул ветра. Воспевая природу родимого края, поэт мечтает о душевном слиянии с родиной. Из небольшого текста лирического произведения узнаваема изображаемая картина, природа средней полосы России. Стихотворение написано четырёхс топным хореем, что придает поэтическому произведению особую напевность, мелодичность, какой-то юношеский задор:

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Лирический герой ощущает себя частью мира, а его истинное восхищение передается читателю.

А. К. Толстой - известный русский поэт, который в своем творчестве не раз затрагивал тему любви и страстного томления. Его лирика насыщенна и многогранна, а стихотворения известны чувственностью и романтичностью. В этой статье вы можете прочесть анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно».

История создания произведения

Алексей Толстой никогда не был дамским угодником и ловеласом, однако в одной компрометирующей связи был замешан. Он знакомится с Софьей Миллер на светском приеме и влюбляется в нее без памяти.

Причем поэта в первую очередь поразила не красота, а блестящий ум и эрудиция дамы. К сожалению, Софья оказывается женой офицера.

Кратковременное знакомство с незаурядной дамой приводит к скорому написанию стихотворения «Средь шумного бала». В нем Толстой передает свои впечатления от знакомства с Софьей Миллер. Ему бросилось в глаза поведение женщины: на балу она вела себя обособленно, словно была выше мирской суеты, а лицо ее хранило отпечаток печали. Быть может, это след несчастливого брака? В то время поэт не знал о тщательно хранимой ею постыдной тайне. В юности Софья была влюблена в князя Вяземского и соблазнена им, но ловелас женился на более богатой девушке. Брат Софьи вызывает обидчика на дуэль и погибает. А Софья всю жизнь несет эту ношу в своем сердце. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» нельзя составить без этих фактов. Ведь в момент написания его поэт идеализирует Софью.

Тема стихотворения

Произведение, несомненно, принадлежит к любовной лирике. Его можно назвать одним из лучших в творчестве А. К. Толстого. В нем он полностью раскрывает свою душу. Все строки пронизаны светлым образом избранницы, чистотой мгновения их встречи, глубокими чувствами, которые испытал поэт на роковом балу.

Исследователи поэзии замечают сходство этого стихотворения с некоторыми другими произведениями русских поэтов. Анализ стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала» позволяет увидеть это. Особенно схож стих Толстого с пушкинским «Я помню чудное мгновенье». Тематика их одинакова - на балу герой видит очаровательную незнакомку и влюбляется без памяти. В строках даже есть явная перекличка. Параллель можно провести и со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски».

«Средь шумного бала, случайно», А. Толстой: композиция стихотворения

Композиция произведения проста: оно состоит из двух смысловых частей. Сначала они могут показаться разрозненными, но это далеко не так. Между частями стиха существует достаточно крепкая связь. В первой части стихотворения читатель видит бал, ощущает чувства поэта на этом светском мероприятии. Здесь же описывается и первое впечатление лирического героя от возлюбленной дамы.

Вторая часть произведения переносит читателя с шумного бала вглубь мыслей героя. Мы видим его душевные терзания, переживания и озарения. Переломный момент своей жизни Толстой переносит в «Средь шумного бала, случайно». Анализ стихотворения позволяет заглянуть в его внутренний мир. Толстой не таит свои чувства, он открывает сердце перед своими читателями.

Кстати, в композиции стиха можно выявить завязку. Она связана с прошлой жизнью лирического героя. Прошлое, как и настоящее, описано туманно.

Выразительные средства, используемые автором

Герой произведения представлен автором с разных сторон, при этом используется достаточно простой слог и выразительные средства. Ярче всего здесь представлены противопоставления. При помощи контрастов автор показывает всю глубину чувств героя. Для подчеркивания особенности своей избранницы А. Толстой использует противоречивые словосочетания, такие как «грустный смех», «тревога мирской суеты». Подчеркивает лиричность и душевность произведения и его напевное плавное звучание. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» позволяет выявить использование здесь перекрестной рифмовки. Она придает стихотворению органичное звучание.

Образность произведения

Образность стиха не назовешь оригинальной и самобытной, но Толстой столь умело использует художественные средства выразительности, что это не бросается в глаза. Автор в своих строках пользуется сложными предложениями, они подчеркивают глубину его мысли. Анализ стихотворения «Средь шумного бала, случайно» выявляет главный образ произведения - образ Софьи Миллер (естественно, не названной здесь). Ее образ полон конкретизации.

Он реален - без присущих романтичным образам ярких деталей. Особое внимание автор уделяет глазам и смеху таинственной возлюбленной. На балу он не видел ее лица, заметив лишь взгляд под маской.

Судьба оказалась благосклонна к героям, они встретились еще раз. Софья Миллер призналась, что не любит мужа и мечтает о разводе. Тогда Толстой и вручил ей рукопись «Средь шумного бала, случайно». Анализ стихотворения позволил понять, какие чувства пленили душу поэта. Находясь в запретных любовных отношениях семь лет, Толстой и Миллер все же женятся.

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №1

Методическая разработка урока с элементами

проектно-исследовательской деятельности

Анализ стихотворения А.К.Толстого

«Не ветер, вея с высоты…»

Разработала:

учитель литературы

Жевора Марина Васильевна

2017

Тема урока: Анализ стихотворения А.К.Толстого «Не ветер, вея с высоты…»

Цель проекта : анализируя каждую строку стихотворения, познакомиться с биографией и творчеством А.К.Толстого; интерпретация стихотворения.

Задачи:

Обучающие : научиться интерпретировать поэтический текст; дать возможность ученикам творчески подойти к тексту.

Развивающие : обогащение словарного запаса; овладение выразительными свойствами языка; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные : помочь ученикам осознать ценность совместной деятельности в группах; воспитание эстетического вкуса;

Сроки реализации проекта:

1-й урок - исследование «Творческая лаборатория»;

2-й урок - представление проекта.

Используется интерактивный метод работы в группе: кооперативное обучение.

Ход урока:

Толстой всегда верен себе - и это главное.

Не надевая масок, он широко и щедро

дарит нам богатства своей души, а его

лира органически неспособна издавать

фальшивые звуки - слишком верный

камертон у сердца поэта. В такие лица

хочется вглядываться, с такими

личностями хочется общаться. И кажется,

что сам становишься лучше. Полезно,

не правда ли?

Из статьи А.В.Федорова «Литературный портрет

А.К.Толстого»

На экране: Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной;

Моей души коснулась ты-

Она тревожна, как листы,

Она, как гусли многострунна.

Житейский вихрь ее терзал

И сокрушительным набегом,

Свистя и воя, струны рвал

И заносил холодным снегом.

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье,

Как от цветов летящий пух,

Как майской ночи дуновенье.

(Одновременно звучит романс «Не ветер, вея с высоты…»

Н. Римский- Корсаков)

Обращение к классу:

П.И.Чайковский говорил: «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов». Сегодня мы с вами поймем правоту его слов. Более ста романсов на его стихи написано разными композиторами.

Открывает творческую лабораторию 1 группа (поэтапное исследование по строкам стихотворения)

Направления в работе: биография А.К.Толстого; неординарность личности А.К.Толстого и С.А.Миллер (Бахметьевой); испытания в любви; переписка; свидетельства современников.

Моей души коснулась ты-

Она тревожна , как листы…

Результаты исследовательской работы группы:

Обнаружив в стихотворении «Не ветер, вея с высоты…» следы биографии А.К.Толстого, узнав незнакомые нам жизненные обстоятельства этого человека, мы сделали вывод, что, несмотря на богатырское телосложение, невероятную физическую силу, поэт был нежным, мягким, отзывчивым человеком, особенно это было видно по отношению к Софье Андреевне Миллер.

Так отчего же все-таки тревожна душа автора?

Мы считаем, что тревога в душе писателя сохранялась до тех пор, пока влюбленным не удалось узаконить свои отношения. Этому мешали со стороны Толстого его мать, со стороны Софьи – муж. Какую нужно было иметь веру в любимого, какую волю, чтобы ждать 12 лет. Только сила духа и внутренняя независимость, только напряженная творческая работа над собой и невероятная любовь помогли выдержать эти испытания. О родстве душ Алексея Константиновича и Софьи Андреевны, об их гармоническом духовном единстве свидетельствует сохранившаяся переписка:

«Если б у меня был бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа – быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо».

Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в нее всечеловеческую любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основу мироздания. Поэт любит свою возлюбленную именно такой идеальной, вселенской любовью, преодолевающей земное горе, превозмогающей ограниченные законы земли. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к возвышенному и идеальному. Поэтому поэт придает понятию «любовь» божественный и созидающий смысл. Для Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Так было и в любви. Он уверен в своих чувствах и высказывает их прямо. Само его отношение к любимой почтительное, великодушное и бережное. Следующие строки из письма подтверждают сказанное: «Клянусь тебе, как поклялся бы перед Судилищем Господним, что люблю тебя всеми движениями, всеми страданиями и радостями своей души…»

Но жена была не просто Музой. Она – постоянная помощница, строгий критик и даже редактор его произведений.

« Твоя же речь ласкает слух…»

А.К.Толстой любил слушать Софью Андреевну. Грудной бархатный голос, вкрадчиво – мягкая женственная манера, необыкновенный ум и образованность опутывали, увлекали и успокаивали Алексея Константиновича. Его жена была чрезвычайно одаренным человеком. По свидетельству знавших ее людей, она владела 16-ю языками: современными и древними, среди них и санскритом. Она легко цитировала Гете, Шекспира, Ронсара. У нее был отменный литературный вкус, которому полностью доверял Толстой. Она много читала и ложилась спать только под утро. Супруги встречались за чаем во втором часу дня, и он обычно говорил: «Ну, Софочка, слушай и критикуй». И читал ей вслух написанное за ночь.

Кто знает, появился бы на свет Козьма Прутков, если бы не Софья Андреевна? Шуточные стихи, пародии и пьесы под коллективным псевдонимом Козьмы Пруткова А.Толстой сочинял вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми. Их горячей поклонницей была Софья Андреевна, обладавшая, кроме всех своих достоинств, еще и хорошим чувством юмора.

Е.Матвеева, двоюродная сестра А.К. Толстого, вспоминала: «Толстой называл ее своей Энциклопедией. Он говорил, что, когда ему нужна какая – то справка, то нет надобности рыться в книгах, надо только спросить у Софы. Но ученостью своей Софья никогда не козыряла, и Толстой гордился своей Софой, любил ее беззаветно, тушевался перед нею охотно».

Наиболее счастливый и плодотворный период жизни четы Толстых связан с имением Пустынька. И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.А.Фет, П.И.Чайковский называли Пустыньку монастырем, где граф Толстой поклонялся своему божеству - Софье Андреевне Миллер.

«Житейский вихрь ее терзал…»

Когда в жизни Толстого началась череда болезней, Софья Андреевна старалась быть рядом с ним, за что он был бесконечно ей благодарен. Во время Крымской войны он заболел тифом, Софья, не таясь, приехала выхаживать его.

В конце 60-х годов этот физически невероятно сильный человек (он связывал в узел кочергу, разминал пальцами, как воск, серебряную монету, один ходил на медведя) заболел. Его мучила астма и страшные невралгические головные боли. Иногда ему приходилось ездить за границу на лечение без жены. Находясь вдали от любимой, поэт скучает и пишет ей письма. Вот одно из них: «…Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять, и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной, все – лишь свет и счастье».

Представление проекта на 2 уроке в виде презентации

Работа 2 группы(раскрыть смысл одной строки стихотворения)

Направления в работе: особенности любовной лирики Толстого; особенности творчества поэта и писателя.

Результаты работы 2 группы:

«Она, как гусли , многострунна…»

В этой любви Алексей Константинович обрел новые силы. Пришло ощущение наполненности бытия. На смену слабости и сомнениям пришло духовное возрождение. Любовь для Толстого стала высшим прозрением. Писатель признавался, что долгие годы его не покидало чувство творческого одиночества, что ему недоставало того, что он называл «артистическим эхом». «Теперь я его нашел,- писал он Софье Андреевне,- это ты». Тогда- то и родились крылатые строки:

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало…

Неизвестно, написал бы это стихотворение – признание А.К.Толстой при всем своем даровании, если бы его любимой была другая. Смогла бы та, другая, так коснуться его души? По сути дела, именно Софье Андреевне русская культура обязана литературным расцветом графа Толстого. Вся его лирика, начиная со строк «Средь шумного бала, случайно…» (момент их встречи), - это дневник отношений с одной женщиной. Только ей, единственной, он посвящал свои стихи: «Не ветер, вея с высоты…», «То было раннею весной», «Не верь мне, друг», «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Острою секирой ранена береза», «Ты не спрашивай, не распытывай…», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость…», «Когда кругом безмолвен лес дремучий…», «Смеркалось, жаркий день белел неуловимо…»

Как мы видим, поэт считал и любовь, и природу проявлениями красоты духовного мира. Он удивительно точно сочетал пейзажную лирику с любовной. Согласно собственной теории поэта, внутренний мир человека и мир природы отражаются друг в друге и подчиняются только законам абсолютной любви. Поэтому в стихах, посвященных ей, почти вовсе нет бытовых деталей, эпизодов, по которым можно было бы восстановить подлинную историю их взаимоотношений, как это можно сделать по стихам Некрасова, Тютчева, Огарева. Лишь солнце, земля и ветер являются активным действенным началом в его произведениях.

С годами любовь в сердце Алексея Константиновича не угасала. Да, ее пламень стал спокойнее и ровнее, чем после первой встречи с незнакомкой, навсегда вошедшей в его жизнь:

Минула страсть, и пыл ее тревожный

Уже не мучит сердца моего,

Но разлюбить тебя мне невозможно!

Все, что не ты, - так суетно и ложно,

Все, что не ты, - бесцветно и мертво.

Она пережила мужа на 20 лет. Останки с ее телом поставили в склепе рядом с гробом поэта - такова была обоюдная воля обоих.

Особенности творчества

Любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры; фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.

На 50-е годы 19 века приходится расцвет поэтического таланта Толстого. А в 60-е годы он уходит в отставку, много пишет в разных жанрах: лирика, баллады, былины, притчи,

исторические поэмы, исторические повести, охотничьи очерки. Переводит с английского, немецкого и французского.

Наиболее известные из них:

Баллады и стихотворения: «Василий Шибанов», «Бунт в Ватикане», «Благовест»

Поэмы: «Грешница», «Иоанн Дамаскин», «Алхимик», «Сон Попова», «Портрет», «Дракон», «Памятник в имении Красный Рог»

Драматургия: « Фантазия», «Дон Жуан», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», «Посадник»

Роман «Князь Серебряный» и т.д.

Представление проекта на 2 уроке: обзор творчества писателя, выставка книг, выразительное чтение наизусть стихотворений из любовной лирики (по выбору учащихся)

Работа 3 группы: интерпретация стихотворения (в т.ч. использовать термины, данные в учебнике: психологический параллелизм, простое и развернутое сравнение, анафора, аллитерирование стиха, композиционная антитеза, недоговоренность финала)

Направления в работе группы: тема, идея, композиция, анализ изобразительно-выразительных средств, стихотворный размер, рифма, синтаксис, лексика

Результат работы группы:

В лирике А.К.Толстого нет тяжелых сомнений и усложненного философствования, здесь прямо и ясно выражены сильные чувства, а сама русская природа очерчена четкими линиями, дана в неяркой красе.

В небольшом по объему стихотворении - признании «Не ветер, вея с высоты…», написанном в 1851(1852) году, автор сумел показать перипетии своей судьбы, «струны» своей души и, конечно, просто, ярко, незабываемо передать чувство любви к С.А.Миллер.

Стихотворение проникнуто романтическим пафосом, поэтому при чтении мы одновременно ощущаем и нежность, и тоску, и любование самым близким поэту человеком.

Стихотворение состоит из 13-ти строк, которые условно можно разделить на две части. Этот прием называется композиционной антитезой.

В первой части, используя психологический параллелизм, с помощью простого и развернутого сравнения автор рассказывает о своей жизни, передавая чувство тревоги, безнадежности. Поэтому в тексте так много выразительных эмоциональных и оценочных эпитетов («она тревожна», «многострунна», «сокрушительным набегом», «холодным снегом»). В 6-9 строках поэтом используется развернутая метафора («Житейский вихрь ее терзал…») и восходящая градация («терзал», «рвал», «заносил»), чтобы показать, как нелегко человеку переносить удары судьбы. Ощущение тревожности передается следующими ключевыми словами: «ветер», «ночью», «вихрь», «набегом», «снегом». Лишь лексические повторы («коснулся», «коснулась ты», «она», «она») говорят о том, что присутствие рядом любимой помогает преодолевать жизненные трудности и ощутить радость бытия.

Как мы видим, во 2-й части стихотворения поэт не скрывает своих чувств. Они искренны, легки, поэтому и подбор ключевых слов полностью противопоставлен 1-й части («прикосновенье», «пух», «дуновенье», «дух»). Все мысли и чувства автора направлены к любимой, она одна в жизни поэта:

Твоя же речь ласкает слух,

Твое легко прикосновенье…

Здесь Алексей Константинович намеренно использует анафору, сравнение («Как от цветов летящий пух») и аллитерацию (« ласкает», «легко», «летящей»). И каждый из нас понимает, что лирический герой счастлив. Сам поэт считал именно любовь и природу проявлениями красоты духовного мира человека.

Стихотворение написано двусложным стихотворным размером (четырехстопным ямбом). Поэт использует перекрестную рифму с мужским и женским окончаниями. В стихотворении использованы бессоюзные сложные предложения и простое осложненное предложение.

Проанализировав стихотворение, мы можем сделать вывод,что, по мысли Толстого, только любовь обладает божественной и созидающей силой.

Литература:

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений:Ч.2.- «Русское слово», 2009.

Федоров А.В. Литературный портрет А.К.Толстого// Литература в школе.-2002.,№3, с.2

Н.Сухова. Чувство природы у А.Н.Майкова, А.К.Толстого и А.А.Фета// Литература в школе.- 1996.,№3,с.93

Википедия

В произведении «Бедные люди» Лев Николаевич Толстой показывает, что человек даже в самой трудной жизненной ситуации остается добрым и имеет сострадание к другим людям. Читатель после прочтения рассказа, должен подумать, какие ценности важнее в жизни для человека.

В произведении описывается рыбацкая хижина, обстановка бедна, но очень уютная. В ней живут Жанна с мужем и пятеро детей. Муж ловит рыбу и с самого утра отправляется на своей лодке в море, в любую погоду, он знает, что ему необходимо кормить семью.

Жанна выполняет заказы на пошив, наводит в доме чистоту и создает уют. Она понимает денег не хватает на хорошее питание, а у детей нет обуви, и они бегают босиком.

Женщина сидит у окна и ждет мужа, она тревожиться за него. На улице бушует ветер, идет сильный дождь, что даже не видно полосу моря. Пока дети спят, она пошла навестить соседку, которая сильно больна. Войдя в холодную и бедную лачугу, Жанна понимает, что женщина умерла еще вчера, а возле нее прижавшись, друг к другу спят ее маленькие дети.

Жанне стало жалко малышей, ведь они могут умереть от голода и холода. Она не стала долго думать и унесла спящих деток к себе в дом. Положила их рядом со своими детьми, она задернула полог. После чего у нее началось сомнение, а что скажет муж, вернувшись с рыбалки. Она боялась, что он может не одобрить ее решение, ведь кормить придется своих пятерых детей и двух приемышей.

Не могла бедная женщина поступить по-другому, как она будет жить спокойно дальше, зная, что рядом в доме умирают два малыша. Сострадание к другим людям победило у Жанны боязнь бедности и нищеты.

Когда стихла буря, муж вернулся домой, и Жанна рассказала ему о случившейся беде с соседкой. Не смотря на усталость и то, что он только что не погиб в море от шторма, он отправляет жену забрать детей к себе. Он так же понимает, что малыши умрут без матери в холоде и голоде. Он берет на себя обязательство прокормить еще двоих детей.

Жанна, отдернув полог у кровати, показала мужу, что забрала соседских ребятишек, со словами «Вот они».

Вариант 2

В рассказе Льва Николаевича Толстого «Бедные люди» описывается непростая жизнь жителей революционной России в начале 20 века. Тогда семьи были в основном многодетные, муж добывал пропитание, а жена занималась ведением домашнего хозяйства.

Главные герои рассказа семейная пара, у которой пятеро детей. Муж ловит рыбу и выходит в море при любой погоде, ведь дома его ждут голодные дети и любимая жена. Она сидит с детьми и занимается пошивом вещей на заказ, но денег в семье всегда очень мало и не хватает на хорошее питание. Дети их одеты плохо, у них даже нет обуви, поэтому они бегают босиком по улице.

Каждый раз Жанна ждет мужа с трепетом в сердце с рыбалки. Случается так, что море бушует и это во многом осложняет рыбную ловлю, подвергая опасности самого рыбака. Герои рассказа любят друг друга, ведь он каждый раз отправляется за добычей пропитания, а жена всегда ждет его волнуясь. Но они всегда надеются на лучшее.

Однажды в ненастную погоду муж снова отправился к морю за рыбой. Бушевал порывистый ветер, шел сильный дождь, огромные волны набегали на берег. Не было видно даже линии моря. Жанна невозможно переживала за мужа и чтобы хоть как-то отвлечься решила проведать свою болеющую подругу Симону, которая жила в бедности без мужа и с двумя детьми.

Войдя в лачугу, где жила подруга, Жанна почувствовала что-то неладное. Вдруг она заметила, что Симона неподвижно лежит на кровати. Жизнь впроголодь, в холоде и болезнь добили окончательно Симону. Ее организм этого не выдержал. Рядом с ней спали прижавшись друг к другу двое маленьких детей. Жанна, недолго думая, забрала малышей с собой, надеясь на лучшее, ведь их никак нельзя было здесь оставлять.

Только милосердная и храбрая женщина могла так поступить. Женщина пожалела сирот и не испугалась гнева мужа. Она понимала, что у них самих жизнь далеко не сладкая. Пятеро детей и еще вдобавок двое малышей подруги, конечно же, усложнят их существование, но деваться было некуда. Ради спасения детей Жанна сделала этот шаг. Она очень переживала насчет того, что скажет муж, когда вернется и даже успела пожалеть о содеянном своем поступке.

Рыбак пришел домой злой и без улова, так как шторм помешал ему хоть что-либо поймать. К тому же он порвал все сети. Рассказывая мужу о случившемся несчастье с подругой, Жанна внутренне трепетала от страха. Она сообщила о том, что сиротки теперь у них. Но как ни странно рыбак принял мудрое решение оставить чужих детей в своей семье. Несмотря на все трудности, он все равно решил воспитать этих малышей.

В этом рассказе автор наглядно показывает тяжелую жизнь бедных людей, которые, невзирая на все невзгоды, остаются человечными и не равнодушными к чужой беде. Это очень важное качество для каждого человека и оно присуще далеко не всем. Не каждый бы богатый человек сделал подобное. После этого рассказа невольно задумываешься об основных ценностях жизни. Лев Николаевич попытался донести до читателя основную мысль о том, нужно быть всегда великодушным и не гнаться за наживой.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Одна ночь Быкова

    Наверное, всегда, когда слышишь слово «война», то сразу же в мысли приходит большое количество горя и несчастья, ведь огромное количество молодых парней и девушек, а также и взрослые погибли на этой войне и не вернулись домой.

  • Образ и характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого

    Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать

  • На данный момент состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. К числу серьезных проблем, определяющих сложившуюся ситуацию

    Каждый из нас знает, что существует не только красота внешняя, но и внутренняя, которая подчас затмевает правильные и изящные черты лица, шелковистые волосы и тонкий стан.

  • Образ и характеристика Рассказчика Игнатича в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение

    В рассказе история Игнатича во многом напоминает судьбу самого Солженицына. Отчество героя похоже на авторское Исаевич. Главный герой перенес тяготы войны, заключение и ссылку

Звон колоколов для каждого человека имеет свои ассоциации, и в случае с данным автором неудивительно, что его ассоциации, вызванные звоном колоколов, переносились в его детство. Когда поэт был ребенком, его набожная бабуля регулярно водила мальчика в храм. Повзрослевший поэт попытался передать свои чувства, которые возникают у него в связи с колокольным звоном, и рассказать о тоске по родному краю, где прошло его детство.

Главная тема стихотворения

Строки стихотворения наполнены покаянием за все грехи, и глубочайшей тоской. Автор погружается в переживания, связанные с прошлым. В произведении есть упоминание об отречении "от дела злого", что свидетельствует о покаянии поэта за недавний грех, и ему действительно есть о чем жалеть.

Упоминание греха, скорее всего, относится к периоду, когда автор решил завязать отношения с замужней женщиной, что в те времена довольно сильно осуждалось. Тогда весь Петербург был полон слухов об этой греховной связи, и сплетни разносились повсеместно, что не могло отразиться на психологическом состоянии автора.

В последних строчках поэт рассуждает о том, как благостный звон воздействует на дущевное состояние человека. В данном случае описание звона тесно связано с образом не только храмов, но и кладбища, которое автор воспринимает, как некую связь с другими мирами.

Структурный анализ стихотворения

Для передачи переживаний используются слова, которые позволяют подчеркнуть ностальгическое настроение: "забытый", "благодатный", "мечтою чудесной". Множество ярких прилагательных обеспечивают яркие эмоциональные оттенки, чтобы передавать состояние лирического героя.

Эмоциональная насыщенность обеспечивается различными как фонетическими, так морфологическими или синтаксическими средствами. Основной мыслью, которая не выражается явно, но чувствуется в строчках стихотворения, является необходимость, по мнению поэта, быть добрее к окружающим людям, милосерднее в отношении других личностей.

В III строфе поэт использует для акцентирования внимания читатля ассонансный классический повтор звука, и то же самое можно отметить в IV строфе. В VI и VII строфах происходит нарастание бодрящего и радостного звука р, что передает соответствующее изменение настроения лирического героя и, конечно, читателя.

Само по себе слово Благовест - радостное, доброе и хорошее, и смысл такого названия скрывает мысль о том, что лирический герой "получил благую весть" от колокольного звона. Под благой вестью подразумевается положительный настрой и выводы, которые делает персонаж стихотворения в конечном итоге и получает после глубоких размышлений.

Вывод

Поэт старается не только передать собственные переживания, но и используется некоторый ряд педагогических приемов в попытке рассказать другим людям о том, что стоит менять себя, и быть более добрым к окружающим. Религиозные нотки, а также ностальгические элементы подчеркивают не только настроение, но и горечь глубокого раскаяния.