А скончался благоверный князь михаил. Киев город, Михайловская площадь

Особо важное место в воспитании милосердия занимают отношения внутри семьи. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботливое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям вообще, становится возможным успешное воспитание и развитие милосердия к окружающим. Родители, любя своего ребенка, должны уважать его и понимать, что он - личность, обладающая чувствами, желаниями, потребностями, что он имеет право на понимание и сочувствие.

Организация преемственности в воспитании у детей милосердия предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов. Работу с родителями целесообразно строить в форме диалога, предусматривающего взаимную заинтересованность, доверие, готовность совместными усилиями развивать у ребенка сострадание, способность к жалости и действенной помощи окружающим.

Чтобы помочь семье в решении проблем воспитания милосердия, целесообразно использовать индивидуальные консультации с учетом результатов диагностики уровней проявления милосердия у детей. Полезны также тематические родительские собрания, диспуты, праздники, коллективные творческие дела, педагогические мастерские, в ходе которых используются приемы, обеспечивающие активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление и способствующие построению модели воспитания милосердия в семье.

Особую роль играют индивидуальные консультации, которые способствуют выработке согласованных действий родителей и педагогов, опираясь на единую программу корректировки поведения на основе диагностики. Для каждого ребенка целесообразно подобрать свой арсенал средств, стимулирующих проявление гуманности, заботы и сопереживания к окружающим. Так, для одних необходимо создавать ситуации приобретения положительного опыта взаимодействия, для других - овладения эмоциональной стороной помощи нуждающимся. Важно также организовывать такую практическую деятельность, в которой можно проявить сострадание к окружающим.

Для того чтобы показать роль семьи в развитии эмпатийных процессов у детей, нужно познакомить родителей с методами воспитания милосердия, нацелить их на поощрение способности ребенка к состраданию и душевной щедрости. Для этого целесообразно использовать такую нетрадиционную форму занятий с родителями, как педагогическая мастерская.

Затруднения в работе с родителями создает отсутствие общих требований семьи и педагога, доверительных отношений с ребенком, низкий культурный уровень некоторых родителей. Многие педагоги видят решение проблемы воспитания милосердия у детей в налаживании сотрудничества с родителями, подчеркивают важность такой совместной работы. Оптимально выбранные формы и методы работы с семьей помогут осознать родителям важность их собственного влияния на развитие в детях способности к эмпатическим переживаниям и проявлениям милосердия. С одной стороны, педагоги на основе сотрудничества с семьей смогут более полно использовать учебно-воспитательную работу в целях подкрепления и стимулирования у детей милосердия. С другой - родители получат необходимую педагогическую помощь и смогут моделировать для ребенка в семье ситуации проявления душевного тепла и заботы об окружающих. Преемственность в использовании основных методов и приемов воспитания милосердия родителями и педагогами помогает целостно воздействовать на сознание, деятельность и чувства детей, повышая продуктивность общения педагогов и родителей с детьми. Рассматривая милосердие как важнейшее нравственное качество личности, необходимо формировать его у детей на основе гуманистического подхода к ним педагога и родителей.

В воспитании нравственности многое зависит от личности преподавателя. Если учитель стал ребенку другом, то в сердце ребенка никогда не появится зло. Учитель подбирает такой учебный материал, который имеет большую нравственно-воспитательную нагрузку. Уроки ориентированы на доброту, постижение моральных ценностных основ, взаимопомощь. При этом ребенку не навязывается какая-то определенная позиция, он сам делает выводы из ситуации, и задача учителя - направить ребенка на путь постижения нравственности.

Я считаю, что для воспитания такого важного, необходимого нашему обществу нравственного качества как милосердие необходимо уделять особенное внимание. Обязательно нужно находить для этого время и возможность. И школа, и семья должны действовать как единый организм.

Помимо выше перечисленных способов можно придумать что-то еще, какую-то действенную помощь. Например, дети могут оказывать посильную помощь старым людям, ветеранам войны, инвалидам. Да, в младшем школьном возрасте им не по силам выполнить какую-то тяжелую физическую работу, но вполне возможно организовать концерт. Ведь старым людям и тем, кто в силу каких-либо причин, не может жить полноценной жизнью, больше всего не хватает внимания и общения.

Незаслуженно, на мой взгляд, забыта практика помощи одноклассникам отстающим в учебе по каким-либо предметам, когда отличники брали шефство над двоечниками. Я думаю, что в такой ситуации ребенок отчасти тоже проявляет милосердие.

Нельзя забывать и о такой составной части этики, как биоэтика (область нравственного отношения к окружающему человека миру). Воспитание у детей доброго отношения к животным так же воспитывает в них милосердие. Ребенок легче эмпатирует, т.е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче поэтому сопереживать с другим существом. Известно, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок по отношению к животному воспринимается как тяжелая драма; жестокость родителей к животным иногда служит причиной отчуждения ребенка от родителей, неприязни к ним.

Помимо любви к животным необходимо прививать детям и милосердное отношение к окружающему нас миру природы в целом, так как он является и нашим домом тоже.

Многие педагоги современности в своих работах уделяют большое внимание формированию милосердия (Макаренко А.С., Амонашвили Ш.А., Лихачев Д.С.), в литературе рассматривается многообразие методов и средств, направленных на реализацию данной задачи. Выделим основные из них, наиболее приемлемые, на наш взгляд, в работе педагога.

Самыми простыми из словесных методов является разъяснение и рассказ.

Разъяснение - пояснение, анализ, истолкование, доказательство различных положений излагаемого материала.

Рассказ - метод повествовательного сообщения, изложение изученного материала учителем и активная деятельность учащихся.

Следующим методом по сложности является диспут.

Диспут - метод формирования суждений, оценок, убеждений, основанных на давно открытых закономерностях, суть метода состоит в анализе понятия, в защите своих взглядов, в обнаружение слабых и сильных сторон в суждении оппонента. Целью диспута является создать ориентировочную основу для формирования милосердия .

Самым сложным словесным методом является беседа.

Беседа - основанный на фактах обмен мнениями с приходом к решению определенной проблемы.

Цели беседы:

Оценка событий и поступков явлений;

Формирование у учащихся отношения к окружающей действительности.

Следующая группа методов относятся к методам формирования умений навыков привычек, воли характера.

Самым простым методом из этой группы является пример.

Пример - действие, служащее образцом для подражания. Цель подражания: формирование социально нравственного поведения.

Упражнение более сложный метод, поэтому он используется после

Упражнение - многократное выполнение определенных действий. Цель упражнений: выработка и совершенствование умений и навыков. Учителю для формирования милосердного отношения ко всему живому необходимо создавать условия для многократного повторения действий.

Поручение сочетает в себе волевую и эмоциональную сферу деятельности. Поручение - возложение на учащегося заботы о ком-либо.

Группа следующих методов относится к методам развития переживаний, отношений .

Поощрение используется учителем в качестве «подбадривания» ученика. Заключается в стимулировании развития ребенка в выбранном направлении (гуманистическом) при выявлении положительного поведения. Это вселяет в школьника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует воспитание и самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. Поэтому в поощрении особенно нуждаются дети, которые не очень уверены в себе. Поощрять необходимо не только за результаты, но и за старание.

Противоположный поощрению метод, наказание должен применяться учителем очень редко только в крайнем случае, против грубого нарушения норм (равнодушие или издевательство над человеком, попавшим в беду).

Физически наказания должны быть полностью исключены из практики воспитателя, целью которого является воспитание гуманизма в личности. Наказаниями могут являться только порицание со стороны коллектива и учителя, и они должны относиться к конкретному поступку личности, а не к ней самой.

Помимо методов воспитания милосердия используются различные средства. Ими являются: художественная литература, народное творчество, фильмы, картины, средства массовой информации, природа и другие. Рассмотрим подробно некоторые из них.

1. Средства массовой информации (СМИ). На сегодняшний день нельзя отрицать влияние СМИ на воспитание детей, социологическими опросами доказано, что современные дети слишком много времени проводят у телевизора, получая массу информации, которая оказывает стихийное влияние на личность ребенка. На диспутах и беседах также необходимо использовать информацию, предоставленную СМИ, она является актуальной для общества в целом.

2. Природа. Как средство она употребляется в воспитании милосердия во время походов. Природа помогает учителю создавать психологически благоприятный климат в классном коллективе. Так же через бережное отношение к природе, которое воспитывается на уроках экологии, можно развивать чувство заботы обо все живом, и уважение ко всем живым существам. Эти чувства можно будет развивать воспитателю в дальнейшем процессе воспитания милосердия.

3. Общественная жизнь. Каждый день ребенок испытывает на себе множество влияний общества, его требования к личности, конечно, они могут быть не только положительными, но и отрицательными, о чем будет сказано позже. Поэтому необходимо воспитывать стойкость к отрицательным влияния и восприимчивость к положительным, что достигается путем реализации принципа активности личности.

4. Деятельность. Является основным средством приобретения умений и навыков милосердного поведения. Для педагога очень важно организовать умения школьников, направить ее в нужное русло, например, организовать трудовой десант, целью которого будет являться помощь пожилому человеку. Если деятельность будет мотивироваться учителем, то задачи перейдут во внутренние мотивации, это является целью воспитания милосердия.

По мнению педагогов и психологов современности, воспитание нравственных чувств происходит путем интериоризации моральных норм и превращения их в убеждения личности. Поэтому кроме методов и средств формирования воспитанности, существуют несколько методик помогающих воспитателю в решении данной задачи, одной из них является методика актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.. Так как милосердие является нравственным качеством, следовательно, его так же можно воспитывать через данную методику. Суть методики состоит в предании задаче значимости ведущей, первоочередной, неотлагаемой в своем решении. Задача объективно актуальная должна стать субъективно актуальной для школьника. Схематически процессуальная структура представлена в приложении № 1.

Первый этап актуализации задачи идет на уровне сознания классного руководителя. Здесь требуется умение педагога соотнести общие цели воспитания (в данном случае воспитания милосердия) с уровнем воспитанности школьников выявленном на диагностическом этапе. Ведущим на данном этапе является то, что если воспитатель обнаруживает недостаточное развитие определенного качества (милосердия), его задачей становится воспитание этого качества, через последующие 4 этапа методики:

1. Подведение учащихся к осознанию недостаточности личностного нравственного развития в конкретном направлении и необходимости его формировании. Данный этап реализуется:

а) через организацию соответствующих видов практической деятельности, в которой бы учащиеся ощущали недостаток отсутствующего качества. Например, предложить или помочь однокласснику, если они откажутся, сравнить их с другим классом, в котором взаимопомощь хорошо развита;

б) путем формирования убеждений общественной и личностной значимости данного морального развития (беседы, диспуты, примеры). Например: беседа на тему: «Милосердие в обществе»;

в) путем использования естественных и создание искусственных ситуаций, их анализов в целях осознания недостаточности необходимого нравственного развития (анализ поступка одного из учеников на классном часе).

2. Выдвижение требования и цели по формированию милосердия.

Организационно - методическая сторона данного этапа может быть разнообразной: прямая постановка требования цели или опосредованная (через коллектив). Личность, выдвигающая цель должна быть авторитетной. Должна присутствовать атмосфера заботы. Цель должна иметь значимость для школьников (мотивация учеников). По воспитанию милосердия проводиться дискуссия, к которой ставятся цели и перспективные линии развития качества с соблюдением остальных требований.

3. Формирование личностного отношения к цели и ее практике. На данном этапе учитель организует критически-оценочную деятельность по оценке цели, а так же объективных условий ее достижения. На данном этапе формируется мотив принятия цели нравственного роста и совершенствования. Просмотр фильма о милосердии и обсуждение его содержания с переносом на личностный опыт учащихся.

4. Формирование плана реализации практической цели нравственного роста и совершенствования. Педагог совместно с учащимся на данном этапе обсуждает деятельность, предстоящую учащимся, ее виды. Опосредованное поведение учащихся в процессе деятельности и общения, согласно принятой цели, постепенно формирует нравственную саморегуляцию переходящую в устойчивые качества личности.

Однако, применяя данные средства и методы формирования милосердия необходимо помнить, что выбор каждого из них зависит от уровня сформированности этого свойства личности и от возрастных особенностей учащихся, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

Возрастные особенности старшего подростка

Прежде всего, необходимо отметить, что подростковый возраст считается трудным для воспитания, но в тоже время в этот период школьник решает для себя очень важные задачи: каким быть и как быть.

Важную роль в становлении личности подростка играет нравственное воспитание и развитие. Формируются нравственные убеждения, принципы и идеалы. Воспитание милосердия необходимо особенно интенсивно проводить именно в подростковом возрасте. Для этого воспитателю необходимо знать особенности психического развития в старшем подростковом возрасте. Их исследованием занимался Крутецкий В.А. и Краковский А.П.. Они называют следующие особенности.

Идеалом для подростка является не конкретный человек, а обобщенный образ, как совокупность идеальных качеств. По этой причине учителю необходимо дать подростку как можно больше информации и примеров милосердных людей, чтобы он мог на этой основе составить подробное представление об идеале гуманного человека.

Четкость и сочувствие часто воспринимается подростками как качество слабых личностей, а они хотят быть мужественными и сильными. Для решения этой проблемы автор Марьенко И.С. предлагает проводить с воспитанниками этические беседы, на которых разъяснять то, что проявление милосердия и потребность в нем это не слабость, а сила.

Подростку необходима аргументация точек зрения, прямое, грубое воздействие оказывает отрицательное воздействие на их самооценку и вызывает еще более грубое противодействие. Вот почему так необходимо выполнять правила общения, иначе воспитатель не сможет общаться с коллективом, а, следовательно, и воспитывать его.

У подростка возникает чувство взрослости, которое выражает в отношении подростка к себе, как к взрослому. Педагогу необходимо строить общение и взаимоотношения с подростками на основе восприятия их как равных и в то же время соблюдать дистанцию, основываясь на наличии педагогического опыта.

Подросток стремится к самовыражению и самовоспитанию. Педагогу необходимо рекомендовать подросткам книги по самовоспитанию и направлять их на нужный путь развития.

У подростка имеется стремление к активному участию в жизни коллектива, стремление к лидерству. Воспитатель должен помнить об этих стремлениях и обеспечивать подросткам возможность самостоятельно готовить классные часы под его контролем.

Таким образом, осознавая особенности старшего подросткового возраста, его проблемы, воспитатель должен помочь ученику в их разрешении, учитывая особенности возраста, не нарушая внутреннего мира личности. Учителю необходимо уметь использовать данные особенности на благо воспитательного процесса и самого подростка.

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата (память 23 ноября). При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался.

Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана.

По смерти великого князя Андрея Александровича († 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери.

Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. «Отче, – сказал святой, – много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи».

В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет». По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн, получив и перед самой смертью христианское напутствие.

По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом († 1318).

Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: «Князь Михаил – святой, невинно убитый». Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле.

Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого.

24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство. Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник святой Михаил.

обитания народов по числу ангелов Божиих, но и каждому верующему человеку

Достался ангел. Ибо когда отроковица стала говорить, причем перед дверями

Стоял апостол Петр, избежавший и Ирода, - ее словам не поверили: это не

Отроковица, а ангел его". Свидетельствует же и этим Господь, говоря:

"Видите, не пренебрегайте и единым от малых сих; ибо говорю вам, что ангелы

Их видят лицо Отца моего, пребывающего на небесах". Еще же и в каждой церкви

Христос поставил хранителя ангела, как открывает он Иоанну, говоря: "Скажи

Ангелу, находящемуся в церкви Измуренской: "Видел нищету твою и скорбь, но

Ты богат..."". Хорошо известно любящим нас ангелам, как молитвенникам за нас

Перед Владыкою. Ибо они служебные духи, как и апостол говорит: "Посылаемые

На служение к тем, кто хочет удостоиться спасения". Им они защитники и

Помощники, как и теперь ты слыхал про Даниила, как он вводит архангела

Михаила к персам в час гнева (Божия) ради нашего освобождения. Ибо (Михаил)

Принуждал людей работать на персов, как было сказано, это (Даниил) старался

Освободить пленных. И одолевает Михаил врага, ибо евреи, перейдя Евфрат, с

Тех пор вновь возымели оседлость и построили и город, и церковь. Также и

Великий Епифаний говорил: "К каждому народу ангел приставлен"; и Писание

Ведь Даниилу говорило: "Ангел и властителя еллинам назначил и Михаила

Властителем иудеям"; говорит же: "И установи места жительства (народам) по

Числу ангелов".

И вот опять же, как Ипполит говорит, толкуя Даниила: "В третий год

Царствования Кира царя я, Даниил, плакал три недели; к концу же первого

Месяца смирился, после того как 21 день молил Бога, прося его открыть тайну.

И Отец, услышав мою мольбу, поведал, чему суждено быть с ними и что сбылось

На великой реке; хорошо было, чтобы Бог явился там, где хотел грехи

Отпустить. И я, подняв глаза свои, увидел: вот муж, одетый во все красное;

На первый взгляд точно Гавриил ангел, когда летит; здесь же не так, но видел

Самого Господа, видел же не настоящего человека, но только образ

Человеческий, как сказано: "И вот муж, одетый во все пестрое, и бедра его

Препоясаны чистым золотом, и тело его, точно топаз, и лицо у него, точно

Молния, и глаза у него, точно свечи огненные, и мышцы и плечи подобны меди

Точно бы рука человеческая, и поставила меня на колени, и сказал мне: "Не

Бойся, Даниил. Знаешь, чего ради я пришел к тебе? Войну хочу начать с князем

Персидским, но поведаю тебе, что написано в Писании истинном, и нет никого,

Кто спорил бы со мною, кроме Михаила князя вашего; ибо его я оставил тут, и

С того дня, как устремился я молиться Богу твоему, услышал он молитву твою и

Отпущен я на брань с князем персидским; некоторые считали, что не следует

Отпускать людей, чтобы скоро исполнилась молитва твоя: и противился этому, и

Оставил Михаила князя вашего". Кто же такой Михаил, если не ангел,

Приставленный к людям?". Как и Моисею говорит (Бог): "Не пойду с вами в

Поход, потому что люди жестоковыйные, но ангел мой пойдет с вами".

Так вот и теперь, с Божьей помощью, по молитвам Богородицы и святых

Ангелов, возвратились русские князья восвояси со славой великою, разнесшейся

Ко всем людям, так и по всем дальним странам, то есть к грекам, венграм,

Полякам и чехам, даже и до Рима дошла она, на славу Богу, всегда ныне и

Вечно и во веки веков, аминь.

В тот же год скончалась вдова Всеволодова, октября в 7 день, и положена

Была у святого Андрея в монастыре. Того же лета скончался Иоанн, епископ

Черниговский, ноября 23.

В год 6620 (1112). Индикта 5. Ярослав, сын Святополка, ходил на ятвягов

И победил их; и, возвратясь с войны, послал в Новгород, и взял себе в жены

Дочь Мстиславову, внучку Владимирову, мая 12, а приведена была июня 29. В

Том же году повели Ефимию Владимировну в Венгрию за короля. В том же году

Скончался Давыд Игоревич месяца мая 25 и погребено тело его 29 в церкви

Святой Богородицы Влахернской на Клове. В том же году скончалась Янка, дочь

Всеволода, сестра Владимира, ноября 3 и погребена была в церкви святого

Андрея, которую создал отец ее; там ведь она и постриглась, в той церкви, в

Девичестве.

На исходе же этого года поставили Феоктиста епископом в Чернигов,

Были этому князь Давыд и княгиня, ибо был он ей отец духовный, и бояре, и

Все люди радовались; ибо перед ним был епископ больной, не мог служить и

Пролежал в болезни лет 25; потому-то князь и люди ждали епископской службы и

Теперь радовались, славя Бога. Так же оно было и с братией, оставшейся без

Игумена: собралась тогда вся братия и назвала себе игуменом Прохора попа, и

Возвестила о нем митрополиту и князю Святополку. И повелел князь митрополиту

Поставить его с радостью игуменом. И поставлен он был на масленой неделе в

Четверг, февраля 9. И так вступила в пост братия с игуменом.

В год 6621 (1113). Явилось знаменье на солнце в 1 час дня. Было видно

Всем людям: осталось от солнца мало, вроде как месяц вниз рогами, марта в 19

День, а луны - в 29. Это бывают знаменья не к добру; бывают знаменья с

Солнцем или с луною, или со звездами не по всей земле, но если в какой

Стране будет знаменье, та его и видит, а другая не видит. Так вот и в

Древности, в дни Антиоховы, были знамения в Иерусалиме, стали там являться в

Воздухе люди, рыщущие на конях с оружием в руках, и грозились оружием, и это

Было в Иерусалиме только, а в других землях не было того. Так же бывшее в

Солнце знаменье предзнаменовало Святополкову смерть. После этого знаменья

Приспел праздник Пасхи, и праздновали его; а после праздника разболелся

Князь. А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком,

Месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и

Привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему

Бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в

Церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро

Разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились

Люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на

Десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру (Мономаху),

Говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много

Плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор

Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь

Киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то

Знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и

Евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри,

И будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это,

Владимир пошел в Киев.

Начало княженья Владимира, сына Всеволодова. Владимир Мономах сел в

Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со

Всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов

Своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали половцы о

Смерти Святополка, собрались они и пришли к Выру. Владимир же, собрав

Сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же