А. В

Александр Викторович Либин (Alexander Libin) — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, в настоящее время на длительной стажировке в Джорджтаунском университете (США).

Книги (3)

Дифференциальная психология

Первое учебное пособие по психологии индивидуальных различий на русском языке. Пособие охватывает широкий круг индивидуальных особенностей человека на всех уровнях.

В нем приведено и систематизировано большое количество новейших отечественных и зарубежных исследований по многим аспектам дифференциальной психологии, предложена единая теория индивидуальности человека.

Стиль человека: психологический анализ

Стиль рассматривается как универсальная характеристика жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты бытия. Стиль человека проявляется во всем - от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.

Авторы представленных работ - психологи, психиатры, социологи, искусствоведы - не всегда единодушны в своих взглядах на природу стилевого своеобразия и источники стилевого единства. Однако их объединяет понимание актуальности темы и стремление обсуждать возникшие разногласия.

Психографический тест

Предлагаемое издание является единственным официальным авторским изданием первой отечественной проективной методики ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ, конструктивный рисунок человека из геометрических форм™ (ТиГр), в котором авторы подробно описывают основные принципы проведения, анализа и интерпретации психографического проективного теста.

Системное изложение основных принципов разработки теста, начиная с подробной инструкции по его проведению и интерпретации уникальной диагностической системы, дополняется иллюстрациями и случаями из консультативной практики, обширным аналитическим обзором литературы по рисуночным методикам.

Комментарии читателей

Александр Либин / 28.07.2014 Дмитрий, спасибо за добрые слова С Удовольствием бы ознакомился с Вашей работой!
А.В.

Вера / 3.06.2011 Один минус - в "Дифференциальной психологии" потерялись иллюстрации и схемы, а без них теряется часть информации. Где их теперь можно найти эти схемы?

Панченко Дмитрий Феодосиевич / 7.02.2009 Уважаемый Александр Викторович, я искренне вам благодарен за умную и своевременную книгу (ТиГр). Ваша книга во многом позволила мне рассмотреть природу оптимизма человека и провести успешное исследование "Картины мира" людей в дипломной работе на тему "Отражение образных представлений людей с разным уровнем субъективного благополучия в изображении "картины мира"". Большое Вам Спасибо.
И хотя наши "прикладники" от психологии в виду отсутствия прикладных рассчётов работу "освистали". Я Счастлив. Так как рецензент с кафедры философии Чуб Людмила Ивановна к.ф.н., доцент рекомендовала нашему ДВГУ опубликовать работу и предложила мне идти в аспирантуру от их кафедры. Ещё раз Большое Спасибо. С увадением, Дмитрий.

Александр Викторович Либин (Alexander Libin) — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, в настоящее время на длительной стажировке в Джорджтаунском университете (США).

Книги (3)

Дифференциальная психология

Первое учебное пособие по психологии индивидуальных различий на русском языке. Пособие охватывает широкий круг индивидуальных особенностей человека на всех уровнях.

В нем приведено и систематизировано большое количество новейших отечественных и зарубежных исследований по многим аспектам дифференциальной психологии, предложена единая теория индивидуальности человека.

Стиль человека: психологический анализ

Стиль рассматривается как универсальная характеристика жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты бытия. Стиль человека проявляется во всем - от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.

Авторы представленных работ - психологи, психиатры, социологи, искусствоведы - не всегда единодушны в своих взглядах на природу стилевого своеобразия и источники стилевого единства. Однако их объединяет понимание актуальности темы и стремление обсуждать возникшие разногласия.

Психографический тест

Предлагаемое издание является единственным официальным авторским изданием первой отечественной проективной методики ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ, конструктивный рисунок человека из геометрических форм™ (ТиГр), в котором авторы подробно описывают основные принципы проведения, анализа и интерпретации психографического проективного теста.

Системное изложение основных принципов разработки теста, начиная с подробной инструкции по его проведению и интерпретации уникальной диагностической системы, дополняется иллюстрациями и случаями из консультативной практики, обширным аналитическим обзором литературы по рисуночным методикам.

Комментарии читателей

Александр Либин / 28.07.2014 Дмитрий, спасибо за добрые слова С Удовольствием бы ознакомился с Вашей работой!
А.В.

Вера / 3.06.2011 Один минус - в "Дифференциальной психологии" потерялись иллюстрации и схемы, а без них теряется часть информации. Где их теперь можно найти эти схемы?

Панченко Дмитрий Феодосиевич / 7.02.2009 Уважаемый Александр Викторович, я искренне вам благодарен за умную и своевременную книгу (ТиГр). Ваша книга во многом позволила мне рассмотреть природу оптимизма человека и провести успешное исследование "Картины мира" людей в дипломной работе на тему "Отражение образных представлений людей с разным уровнем субъективного благополучия в изображении "картины мира"". Большое Вам Спасибо.
И хотя наши "прикладники" от психологии в виду отсутствия прикладных рассчётов работу "освистали". Я Счастлив. Так как рецензент с кафедры философии Чуб Людмила Ивановна к.ф.н., доцент рекомендовала нашему ДВГУ опубликовать работу и предложила мне идти в аспирантуру от их кафедры. Ещё раз Большое Спасибо. С увадением, Дмитрий.

ДИСЦИПЛИНА

РАЗДЕЛ 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ, СВЯЗАННЫЕ С

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ

Тема 1. Характеристика основных понятий

Функции полушарий и профили функциональной асимметрии

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Тема 1. Способности в структуре индивидуальности Тема 2. Психологические модели интеллектуальных способностей Тема 3. Понятия одаренности и гениальности

РАЗДЕЛ 4. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК СВОЙСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Тема 1. История становления теории темперамента Тема 2. Конституциональные и психологические теории темперамента Тема 3. Структура темперамента в теории В.

М.Русалова

РАЗДЕЛ 5. ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Тема 1. Проблема дифференциации характера и личности; характера и темперамента Тема 2. Развитие и формирование характера Тема 3. Психология характера в работах А.

Ф.Лазурского и Г.Хейманса – Р.ЛеСенна Тема 4. Характер как ответ личности на фрустрации

РАЗДЕЛ 6. СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Тема 1. Структурно-содержательные характеристики стиля в контексте жизненного пути Тема 2. Стили совладающего поведения (копинг-стратегии) Тема 3. Понятие когнитивного стиля в психологии индивидуальности

РАЗДЕЛ 7. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ

Тема 1. Исторические этапы и основные направления в исследовании половой дифференциации Тема 2. Генезис половой идентичности Тема 3. Теории половой дифференциации Тема 4. Половые различия в психологических качествах и гендерные стереотипы

РАЗДЕЛ 8. ЭТНИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

Тема 1. Этнос и культура Тема 2. Проблема определения целостной модели особенностей индивида в культуре: базовая личность, модальная личность, национальный характер, ментальность Тема 3. Феномен «загадочной русской души»

Тема 4. Этнокультурные различия в познавательных процессах и межличностных отношениях.

РАЗДЕЛ 9. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ И

ХАРАКТЕРА

Тема 1. Классификация как научный метод Тема 2. Психологические типы, выделенные К.

Г.Юнгом Тема 3. Психоаналитическая диагностика Н.

Мак-Вильямс

РАЗДЕЛ 10. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Черты как психологическая категория Тема 2. Факторная структура личности Дж.

Гилфорда и теория черт Г.Айзенка и Р.Б.Кеттелла Тема 3. Модель Большой Пятерки РАЗДЕЛ 1.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ

ДИСЦИПЛИНА

Тема 1. Историческая и научная логика становления дифференциальной психологии. Современная структура.

Дифференциальная психология имеет свою историю, начало которой следует искать в «недрах жизненной феноменологии», направленной на осмысление факта индивидуальных различий. Перефразируя И.М.Сеченова, можно сказать, что «смутное валовое ощущение» себя, потребность отделиться от остального мира, движет человеческим существом с момента его рождения. Ощущение и осознание себя как неповторимой индивидуальности является стержнем личности взрослого человека и основой межиндивидуальных различий, в контексте которых складываются наши взаимоотношения с окружающими в течение всей жизни. Также как из процесса внутрииндивидуального различения возникают межиндивидуальные различия, формирование личности возникает на базе индивидуально-типологических особенностей.

Факт появления дифференциальной психологии как направления в психологических исследованиях знаменует собой одну из важнейших тенденций в современной психологии: в процессе выявления общих закономерностей (это характерно для любой молодой науки) постепенно обнаружились индивидуальные вариации психического, которые необходимо изучать для получения более объективной картины.

А.В.Либин обращает внимание на парадоксальность предмета изучения дифференциальной психологии – человеческой индивидуальности, заключающейся в тройственности ее определения. Человеческая индивидуальность включает в себя: во-первых, неповторимое своеобразие субъективного мира человека; во-вторых, целостность индивидуальности как саморазвивающейся системы с присущими ей интегральными эффектами (адаптивностью, оптимальностью, результативностью, компенсаторностью), и, наконец, в-третьих, объективно регистрируемые отличия (индивидуальные, типологические, групповые) между людьми.

Индивидуальное своеобразие человека всегда было и остается предметом внимания в житейской психологии. Этому феномену посвящены произведения искусства, а также исследования в области генетики, антропологии, биохимии, физики и др.

Дифференциальная психология ставит своей целью не просто познание индивидуальных особенностей на основе систематизации жизненных наблюдений, путем использования исключительно художественного или статистического методов анализа, но научное изучение механизмов, закономерностей становления и развития человеческой индивидуальности как целостного феномена, существующего в поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей.

В настоящее время дифференциальная психология представляет собой отрасль научного знания, которая, с одной стороны, изучает причины, закономерности возникновения и развития индивидуальных и последствия психологических особенностей; с другой, рассматривает основания классификации психологических признаков, их дифференциации и типологизации.

Задачи дифференциальной психологии носят и практикориентированный характер, то есть непосредственно связаны с проблемой разработки теоретических основ психодиагностических исследований и психокоррекционных программ В современной психологии выделяются взаимопересекающиеся и вместе с тем самостоятельные области: общая психология, сравнительная психология, возрастная психология, дифференциальная психофизиология. С точки зрения А.В.Либина, это деление носит довольно условный характер, поскольку нет психических процессов, на которые бы не распространилась «власть личности», и вместе с тем не существует личностных образований вне психики.

Дифференциальная психология отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когдато этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

Тема 2. Основные проблемы, направления и подходы дифференциальной психологии.

Проблема биологического и социального в психике человека.

Основные понятиями дифференциальной психологииявляются индивид, личность, индивидуальность. Именно в контексте этих понятий рассматривается одна из важнейших проблем психологии, имеющая неоспоримую актуальность и для дифференциальной психологии, - проблема соотношения биологического и социального в психике человека.

Как известно, индивидрассматривается как физический носитель психологических характеристик человека. К индивидным свойствам относятся пол, возраст, тип нервной системы, расовая принадлежность, межполушарная асимметрия и др.

Личность, согласно А.Н.Леонтьеву, считается системным качеством индивида, приобретаемым им в ходе культурно-исторического развития и обладающим свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности.

По вопросу соотношения личности и индивидуальности представлены противоречивые точки зрения. Существенно различаются подходы к решению данного вопроса А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина и др. Имеется огромное количество обозначений индивидуальности у различных авторов: целостная индивидуальность (С. Л. Рубинштейн и В. М.

Русалов), комплексная индивидуальность (Б. Г. Ананьев), интегральная индивидуальность (В. С. Мерлин), субъектно-деятельностная индивидуальность (А. В. Брушлинский).

Разными являются и научные представления относительно вклада биологического и социального факторов в формирование индивидуальности.

Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации. 1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен (Ф.Гальтон, Ст.Хол). 2. Социогенетические теории утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabularasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой).Ребенок понимается как пассивное существо, объект влияния (Дж. Локк). 3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний; считали, что среда накладывается на факторы наследственности. В рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений (К.Бюлер, В.Штерн, А.Бине). 4. Учение о высших психических функциях (культурноисторический подход) Л.С.Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. Для формирования высших психических функций необходимо, чтобы ребенок активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.

Впервые проблему целостной индивидуальности поставил С. Л.

Рубинштейн, который ввел в научный оборот понятие совокупной человеческой индивидуальности, состоящей из свойств биологического и социального происхождения. С. Л. Рубинштейн понимал индивидуальность как многоплановое образование, рассматривая индивидуальность во взаимодействии его разноуровневых психических процессов и свойств Б. Г. Ананьев подошел к проблеме человеческой индивидуальности со стороны комплексной целостности, внутренней замкнутости ее основных свойств. В его понимании структура индивидуальности многоступенчатая и многоуровневая. Началом иерархии служат первичные свойства индивида (общесоматические, нейродинамические, билатеральные) и вторичные свойства индивида (темперамент, задатки). На третьем уровне человек рассматривается как личность.

Составляющими личностной подсистемы являются социальные роли в зависимости от социального статуса личности, мотивы поведения, цели, ценности, мировоззрение личности, характер, склонности. На четвертом уровне человек рассматривается как субъект деятельности. Таким образом, интеграция свойств индивида, личности и субъекта деятельности является основой индивидуальности. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что свойства низшего уровня выступают как общая причина, порождающая свойства высшего уровня.

В. С. Мерлин ввел понятие интегральной индивидуальности, подчеркивая, что все природные и социальные качества (биохимические, общесоматические свойства, темперамент, свойства личности, социальные роли в социальной группе и исторических общностях) плотно связаны.

Индивидуальность - это саморазвивающаяся, саморегулируемая, автономная, уникальная и неповторимая биопсихосоциальная система. Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы развития человека. Это форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешний и внутренних изменений. Иными словами, индивидуальность - биопсихосоциальное своеобразие человека, а совокупность индивидуальных свойств человека следует рассматривать как иерархическую саморегулирующуюся систему.

Проблема определения психологической нормы. Как известно, дифференциальная психология «поставляет» информацию для психодиагностики. Именно в психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. Поэтому очень важным является понятие психологической нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора.

1. Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества.

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других). Так, например, на протяжении последних лет показатель маскулинности по опроснику MMPI у девушек устойчиво повышен; однако это говорит не о том, что они поголовно ведут себя как юноши, а о необходимости пересмотра устаревших норм.

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья.

4. Наконец, представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Итак, нормы – это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

Объектом внимания современной дифференциальной психологии иногда оказывается отдельный признак – например, тревожность, острота восприятия, профессиональная ориентация, а иногда – индивидуальность в целом.

В.Штерн выделил четыре направления функционирования психологии индивидуальных различий, которые продолжают развиваться и обогащаться. Так, если изучать, насколько вариативным оказывается рассматриваемое качество, насколько велик размах его значений в данной выборке, мы проводим исследование первого направления. Если интересно выявить, с какими еще качествами одновременно проявляется интересующий нас признак, мы проводим другое исследование. При этом мы ни в первом, ни во втором случаях не задаемся вопросами генезиса и прогноза данного качества, мы ограничиваемся одномоментным срезом. Если же мы подходим к индивидуальности как к целостному явлению, нам необходимо соблюдать исторический подход, открывать причины и основные моменты развития интересующего нас качества. Историчными мы должны быть и в том случае, если пытаемся раскрыть многоуровневость и многофакторность индивидуальности – мы не знаем, что и с чем может проявляться одновременно, и должны обеспечить себе возможность применения типологического подхода. Поэтому в исследованиях второго и третьего типа мы проводим не поперечные, а продольные (лонгитюдные) срезы.

Психология индивидуальных различий сохранила свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем не связана с эволюционной теорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности.

Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии – это интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.

В своем развитии психология, как и все остальные научные дисциплины, прошла через три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы.

Донаучное знание характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения.

Естественнонаучная парадигма провозглашает необходимость установления причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента и обобщает эти закономерности (подход, отражающий общие свойства явлений, называют номотетическим). Генезис свойств и закономерностей при этом рассматривается не всегда. Единичное обладает относительной ценностью для развития познания.

Гуманитарная парадигма, в противоположность этому, сосредоточивается на уникальности рассматриваемого явления, не ставя перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных (подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, называют идиографическим).

Современная психология позволяет себе стремиться к психографии, познание – к пониманию и описанию. Таким образом, дифференциальная психология естественно выделилась из общей психологии, в рамках которой она существовала длительное время под именем психологии индивидуальных различий. Поскольку значимость особенного в общем становится все большей, то и целью изучения становится индивидуальность.

Термин «Дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В.Штерн в своей работе «Психология индивидуальных различий», опубликованной в 1900 году.

Первыми крупными представителями нового научного направления были А.Бине, Дж.Кеттелл, Ф.Гальтон, В.Штерн, в России – А.Ф.Лазурский.

Основным методом исследования вначале были индивидуальные и групповые тесты, тесты различий умственных способностей, а позже – проективные методики для измерения установок и эмоциональных реакций.

Оформление дифференциальной психологии в отдельную науку стало возможным благодаря следующим предпосылкам:

1. Внедрение в психологию экспериментального метода. В 1879 году В.

Вундт открыл первую экспериментально-психологическую лабораторию, где он начал в экспериментальных условиях (хотя и при помощи метода интроспекции) изучение психических процессов, в частности апперцепции.

После этого стали появляться факты, позволяющие говорить о возможности измерять, оценивать и изменять психику. Вместе с тем увлечение экспериментальным методом, сточки зрения А.Анастази, несколько затормозило развитие интереса к единичным явлениям психики, которые активно изучались на донаучном этапе.

2. Использование методов статистического анализа. Каждое психическое качество, любая особенность психики может быть рассмотрена как точка на континууме, выражающем изменение этой черты от минимума к максимуму. Почти каждый раз, когда рассматриваемое качество является результатом действия многих переменных, получается кривая нормального распределения, то есть малых (субнормальных) и больших (супернормальных) значений обычно меньше, чем значений средней величины (нормальных).

Применение теории вероятности к социально-психологическим явлениям первыми посчитали возможным А.Кетле и Ф.Гальтон.

Статистические методы – это приемы прикладной математики, используемые психологией для повышения объективности и достоверности получаемых данных, для обработки экспериментальных результатов.

Сейчас выделяют несколько направлений использования статистических методов в психологии:

а) описательная статистика, включающая группировку, классификацию, графическое представление данных;

б) теория статистического вывода, используемая для предсказания результата по данным обследования выборок;

в) теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными.

Обычно используют следующие приемы статистического анализа.

Дисперсионный анализ позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей (так, понятно, что при одинаковых средних показателях размах распределения может существенно меняться). Для некоторых исследовательских и практических задач именно дисперсия дает основную информацию. Поскольку психологический смысл, стоящий за средним баллом, может быть совершенно различным.

Корреляционный анализ удостоверяет наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными. При этом подтверждается одновременность проявления этих признаков, но вовсе не их причинная обусловленность. Существует несколько формул подсчета коэффициентов корреляции, которые могут принимать значения от +1 до -1. Близкие к нулю корреляции не могут подтверждать наличие зависимости между переменными.

И, наконец, факторный анализ – это группа методов, предназначенных для определения свойств, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно. Задача факторного анализа состоит в самом общем виде в том, чтобы уменьшить количество переменных, свести все их многообразие к нескольким общим факторам. В том случае, если по результатам подсчета коэффициентов корреляции прослеживаются особо плотные связи между несколькими показателями (корреляционные плеяды), можно предположить, что за ними стоит общий фактор – переменная более высокого уровня обобщения.

Чтобы использовать методы статистического анализа, нужно быть уверенным в нормальности распределения изучаемого качества; но даже и при этом условии существует вероятность того, что полученные результаты окажутся случайными. Эта вероятность называется «уровнем значимости».

3. Использование данных психогенетики – пограничной с генетикой области психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании. Наиболее информативным явился близнецовый метод в его вариантах, который позволяет максимально уравнять воздействие среды и отдифференцировать в зависимости от источника дисперсию изучаемых качеств на аддитивную (передаваемую из поколения в поколение), неаддитивную (присутствующую у сиблингов, имеющую значение только для родственников одного поколения) и дисперсию, связанную с разницей в окружении.

Дифференциальная психология (ДФ) как наука возникла из недр житейской феноменологии и знаменует собой одну из важнейших тенденций современной психологии: внимание к индивидуальным вариациям в процессе выявления общих закономерностей. В 1900 году термин «ДФ» был введен в научный обиход В.Штерном.

Основной целью ДФ является не только описание феноменологии человеческой индивидуальности, но и изучение механизмов, закономерностей становления и развития индивидуальных, типологических и индивидуальных различий.

Одной из основных проблем ДФ является определение вклада биологического и социального факторов в формирование индивидуальности.

В контексте концепции В.С.Мерлина индивидуальность представляется как саморазвивающаяся, саморегулируемая, автономная, уникальная и неповторимая биопсихосоциальная система.

В ДФ при изучении личностных характеристик предпринимается намеренный отказ от нормативного подхода и применяется термин «особенности».

В исследованиях используется идиографический подход, согласно которому акцент делается не на статистические подтверждения достоверности данных (с помощью дисперсионного, корреляционного и факторного анализа), а на уникальность рассматриваемого явления.

Вопросы и задания.

1. В начале ХХ века А. Бине утверждал, что к базовым понятиям индивидуальной психологии относится норма и отклонение от нормы, но установление норм - это только начало. Насколько актуально это положение в настоящее время?

2. Как вы понимаете утверждение В.Штерна о том, что универсальность или всеобъемлемость присуща дифференциальной психологии, так же как и общей, но имеет при этом другое обоснование.

3. В чем заключаются преимущества и недостатки проективных методик при изучении индивидуальности?

4. Крупнейший специалист в области научного анализа психологии здравого смысла Г.Келли отмечает, что взаимодействие между житейской и научной формами знаний о человеке есть обратимый процесс – повседневная культура воздействует на мысли и поступки ученого, а результаты науки модифицируют житейские представления. Приведите примеры такой связи, основываясь на собственных наблюдениях.

5. Приведите примеры попыток в житейской психологии систематизации наблюдений за человеческим поведением. В чем заключаются ее отличие от научной психологии?

6. В романе П.Коэльо «Победитель остается один» один из героев рассуждает: «Все люди одинаковы!». Нет, это не так. Все люди - разные, и право отличаться от других надо отстаивать до конца и не заботясь о последствиях». Какие особенности становления индивидуальности отражены в этих словах?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ, СВЯЗАННЫЕ С

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ

Тема 1. Характеристика основных понятий Межполушарная асимметрия мозга - (от лат. asymmetriaнесоразмерность) характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга; фундаментальная закономерность работы головного мозга не только человека, но и животных.

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии изучается, прежде всего, в рамках функциональной специфичности больших полушарий.

Функциональная специфичность больших полушарий - это специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными полушарными факторами. Иными словами, это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию.

Как известно, правое и левое полушария мозга соединены мозолистым телом и рядом комиссур, которые выступают в качестве проводников, через которые полушария обмениваются информацией и «улаживают» проблемы взаимодействия. Кроме того, исследования последних десятилетий показали, что существуют определенные анатомические различия между двумя полушариями, которые проявляются уже с момента рождения человека (Е. Д.

Хомская).

В физиологии животных используют понятие «лапость» (аналогично «рукости»), и наблюдения показывают, что у млекопитающих также все парные органы имеют ту или иную степень асимметрии, существуют доминирующие и подчиненные конечности.

Но абсолютного доминирования не существует - у каждого человека наблюдается индивидуальное сочетание церебрального доминирования, доминирования руки, ноги, глаза и уха. Встречаются люди, в равной степени владеющие правой и левой рукой, - их называют амбидекстрами.

Правши составляют около 90 % всех людей, по-видимому, доминирование правой руки существовало уже у пещерных предков человека. Предположительно, при создании наскальных изображений человека контур руки нередко наносился с помощью трафарета, которым служила свободная рука самого художника, и в 80 % таких случаев это была левая рука, и, следовательно, контур обводился обычно правой рукой.

На разных этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними, поэтому до пяти лет можно говорить не об эквипотенциальности полушарий, а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая и способствует нарастанию функциональной асимметрии. В то же время этот период высокой способности к компенсации. Так, например, пренатальные повреждения, вплоть до полного удаления полушария (в раннем возрасте), практически не сказываются на овладении ребенком речью.

Церебральное доминирование по функциям – это не состояние, а процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека. Если на ранних этапах изучения асимметрии использовались в основном данные клинической практики, то с появлением новых методов было установлено, что любая психическая функция осуществляется благодаря совместной работе обоих полушарий, причем ее анатомический субстрат представлен дважды – в правом полушарии образный, конкретный уровень осуществления функции, а в левом – абстрактный, вербально-логический. И если вначале был отмечен лишь принцип доминантности для речевых функций, то теперь говорят о разных стратегиях переработки информации:

левое полушарие осуществляет ее последовательно, аналитично, правое – параллельно, синтетически.

Тема 2. Теории происхождения асимметрии.

Функции полушарий и профили функциональной асимметрии Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов: средовых (включая культурные), генетических и патологических.

Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели. Другая модель (М. Аннет) основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L - в левом полушарии и доминирует, l - в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие - контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с).

И, наконец, третья модель (Дж. Леви и Т. Нагилаки) основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии. Таким образом, данный ген определяет не только рукость, но и церебральное доминирование.

Последняя модель в наибольшей мере охватывает факты, накопленные в области изучения асимметрии.

Альтернативными «генетическим» представляются гипотезы возникновения межполушарной асимметрии, базирующиеся на признании главенствующей роли культурных условий. Сторонники данной концепции рассматривают левшество и правшество как результат социального воспитания, опыта, условий жизни.

Наряду с представленными выше теориями, широко распространены представления о патологическом происхождении левшества. Среди сторонников данной точки зрения можно обнаружить представления о том, что любое проявление леворукости есть следствие и родовой травмы, и врожденной энцефалопатии, и др.

В процессе эволюции предков человека каждое мозговое полушарие приобретало все большую специализацию, что в особенности проявилось в предпочтительном пользовании правой или левой рукой, развитии речи, пространственной ориентации и полярности эмоциональных состояний.

В целом, выделяют моторную, сенсорную, психическую асимметрии.

Таблица 1. Виды ассиметрии

–  –  –

Наблюдения ученых за работой обоих мозговых полушарий, ставших независимыми после перерезки мозолистого тела (первые операции подобного рода были произведены для облегчения состояния больных с тяжелыми формами эпилепсии при безуспешном терапевтическом лечении судорожного состояния), позволили выявить важную роль мозолистого тела в межполушарных взаимодействиях и в особенности значение доминантного полушария в объединении информации.Так, например, нервные сигналы, вызванные раздражением левой руки и приходящие в правое полушарие, автоматически передаются в доминантное левое полушарие, и лишь после того, как левое полушарие ознакомится с информацией, в правое посылается команда, заставляющая левую руку выполнить нужное движение.Результаты исследований на расщепленном мозге подтвердили левостороннюю локализацию центров речи у большинства людей (у подавляющего большинства людей центры речи расположены в левом полушарии и только 5% правшей и 30 % левшей разговаривают с помощью правого полушария), доминирование правого полушария в восприятии пространственных отношений между частью и целым, а также доминирование правого полушария при внешнем выражении понимания зрительной информации.

Дальнейшие исследования показали, что в различных системах организма фактическая асимметрия мозга может быть неодинаковой и неравной по значимости участия левого и правого полушария в осуществлении ВПФ. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, а также чтение и счет, тогда как функциями правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (например, человеческих лиц), продуцирование сновидений. По-видимому, каждое полушарие отвечает и за направленность чувств человека и их вербальную или негативную окраску.

Так, например, если патологический очаг у больного эпилепсией находится в левом полушарии мозга, человека нередко охватывает беспредметный смех, а если в правом, то больной более склонен к грусти и слезам. Кроме того, удалось обнаружить, что у людей в состоянии депрессии в области правого полушария нередко регистрируются аномальные электрические волны. Все перечисленное привело к предположению, что правое полушарие ответственно за негативные эмоциональные состояния и способствует тому, что человек видит прежде всего отрицательные стороны событий, а левое придает эмоциям положительную окраску. Основные функции левого и правого полушария представлены в таблице.

Таблица 2. Функции левого и правого полушария Левое полушарие Правое полушарие логическое мышление образное мышление вербальный интеллект невербальный интеллект математические вычисления образная память произвольное запоминание непроизвольное запоминание аналитические тенденции восприятия синтетические тенденции восприятия устная речь метафорический смысл речи, интонации, размер прозы и поэзии чувство юмора ритм музыки звуковысотные соотношения сознательное тембр и гармония в музыке правая рука бессознательное правый глаз левая рука чтение и письмо левый глаз двигательная сфера ориентировка в пространстве интерпретация мимики и жестов чувственная сфера запоминание имен распознавание мимики и жестов, узнавание лиц детерминирует второсигнальный детерминирует первосигнальный тип (по И.

П. Павлову) тип с левым полушарием связаны с правым полушарием связаны шизоидность, психастения истероидность, эмоциональная лабильность Латерализация функций полушарий развивается постепенно и завершается в период полового созревания. Существуют данные, свидетельствующие о наличии асимметрии в раннем периоде жизни, полученные при анатомическом исследовании мозга плодов и новорожденных.

Рядом ученых была отмечена и значимость асимметрии в стимуляции сенсорных каналов, обусловленная взаимоотношениями ребенка и матери с первых же дней жизни. Данные, собранные в различных культурах, говорят о том, что в манере матери держать ребенка наблюдается явная левосторонняя тенденция, то есть младенец находится чаще слева от материнской груди, что приводит к неодинаковой стимуляции его левых и правых рецепторов.

В настоящее время известны работы по определению пренатальных признаков функциональной асимметрии, которыми являются правостороннее предпочтение поворота головы плода, сосание большого пальца ведущей руки. Описаны ранние постнатальные признаки латеральности, проявляющиеся в асимметрии коленных рефлексов, хватательных рефлексов начальных шагательных движений и др.

Следует добавить, что существует предположение, что предиктором доминантности руки может служить и предпочитаемое спонтанное положение младенца в позе «фехтовальщика». Здесь детерминантой является то, в какую сторону направляется голова и рука младенца (направо или налево). Эта поза обусловлена тоническим шейным рефлексом, который наблюдается у плода и сохраняется в течение 8 месяцев после рождения.

Применение метода дихотомического прослушивания позволило отметить асимметрию уже у новорожденных, по-разному реагирующих на речевую и неречевую информацию. Использование ЭЭГ показывает изменение активности головного мозга в зависимости от качества стимуляции (речь - левое полушарие, музыка - правое).

В целом же, результаты исследований в области изменения асимметрии с возрастом весьма вариабельны, что говорит о преждевременности какихлибо окончательных выводов по данному вопросу.

Профиль асимметрии - это преобладание левой или правой частей в совместном функционировании парных органов (рук, ног, органов зрения и слуха). Профиль асимметрии является одним из параметров индивидуальности. Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина приводят следующую частоту распределения различных профилей у мужчин и женщин.

–  –  –

При изучении профилей у здоровых испытуемых было зарегистрировано только 38 % полных правшей и ни одного полного левши.

Самым частым было левшество слуха, затем ног, третье место занимало левшество зрения, и реже всего встречалась леворукость. При смешанном профиле чаще всего встречалось проявление левшества в сочетании слуха и зрения, затем слуха и ногости и лишь затем зрения и ногости и зрения и рукости.

В целом, данные о проявлении леворукости колеблются между 4,3% и 7%. Многие авторы отмечают большую выраженность леворукости среди мужчин, а также среди транссексуалов и гомосексуалов. Имеются данные и о различной частоте левшей в разных регионах земли. Так, в Голландии леворукость установлена у 11,2%, а в средней полосе России - у 6,7%.

Установлен рост леворукости, в последнее время что связывают как с улучшением акушерской помощи и врачебной помощи новорожденным, что уменьшает летальность детей, рожденных с мозговой патологией, которая связана с вероятностью компенсаторной леворукости в дальнейшем, так и со снижением социального давления на леворуких (в частности, отход от переучивания).

Левоногость выражается в доминировании левой ноги по частоте использования, скорости и точности движения, длине шага. Левоногие при ходьбе по необозначенной местности отклоняются право за счет большей длины шага левой ноги (кривая движения приближается к кругу с направлением по ходу часовой стрелки).

Известно, что частота левоногости у детей увеличивается с возрастом.

Левшество в зрении исследуется по прицельной способности, при этом чаще всего регистрируется такое распределение: правая симметрия - 63%, левая - 30%, симметрия - 7%. Асимметрия слуха проявляется в остроте восприятия, локализации источника вука. Метод определения слуховой асимметрии - метод дихотомического прослушивания. Левоухость часто сочетается с праворукостью у детей и взрослых и может быть единственным признаком левшества в правом профиле асимметрии.

Следует отметить, что, в целом, теории происхождения асимметрии, данные относительно функций левого и правого полушарий и представленности профилей функциональной асимметрии чрезвычайно противоречивы, несистематизированы, исследование латерализации крайне актуально и является одним из самых перспективных направлений в психологии будущего.

Исследование асимметрии еще раз продемонстрировало вклад генетических факторов в онтогенетические процессы: наследственность определяет нормы вариативности, а содержание актуальной ситуации – конкретное распределение доминирования.

Межполушарная асимметрия мозга - характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга;

фундаментальная закономерность работы головного мозга не только человека, но и животных. В настоящее время проблема межполушарной асимметрии изучается, прежде всего, в рамках функциональной специфичности больших полушарий.

Функциональная специфичность больших полушарий - это специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными полушарными факторами.

Процесс становления асимметрии называется латерализацией.

Латерализацияоснована на функциональной асимметрии и взаимодействии полушарий мозга в обеспечении психической деятельности человека.

Происхождение леворукости связывают с действием трех групп факторов: средовых (включая культурные), генетических и патологических.

Профиль асимметрии - это преобладание левой или правой частей в совместном функционировании парных органов (рук, ног, органов зрения и слуха). Профиль асимметрии является одним из параметров индивидуальности.

Вопросы и задания.

1. Перечислите основные теории функциональной асимметрии.

2. Каковы функции правого и левого полушария?

3. С какими факторами связывают рост леворукости в современном мире?

ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Тема 1. Способности в структуре индивидуальности Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Самыми главными в определении способностей представляются три момента: во-первых, указание на то, что способности отличают одного человека от другого, во-вторых, что, в отличие от дефектов, они обеспечивают успех, в-третьих, факт несводимости способностей к знаниям, умениям, навыкам.

Способности невозможно расположить на одном уровне индивидуальности; имея комплексную природу, они «прорастают» сквозь все уровни, взаимодействуя с другими качествами.

Существует несколько концепций способностей. 1. Теории наследственности понимают способности как биологически детерминированные явления, развитие и проявление которых зависит целиком и полностью от унаследованного фонда (Ф.Гальтон); 2. Теория приобретенных способностей, согласно которой посредством воспитания можно сформировать гениальность любого уровня (Гельвеций). 3. Наконец, третий подход, утверждающий диалектику врожденного и приобретенного в способностях, развивался в основном в отечественной психологии.

Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, а сами способности - результат становления (причем врожденное и наследуемое не отождествляется). Способности являются результатом интериоризации, поскольку формируются в деятельности, зависят от ее содержания и от общения со взрослыми, дающими ребенку эталоны действий и достижений.

Способности - явление динамическое; нельзя говорить об их присутствии до того, как они проявились, и нельзя считать их окончательно развившимися. Они историчны и отвечают запросу культурной практики:

абсолютный слух у ребенка не проявляется, пока он не оказался перед задачей распознавать звуки по высоте. Появление новых видов профессиональной деятельности также высвечивает, обнаруживает и новые виды способностей - экономические, к программированию и т.д.

Представляя собой психофизиологическую основу способностей, задатки содержат в основном свойства нервной системы. А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев отмечали, что сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, способствуя коммуникативным и волевым качествам, улучшают деятельность, в которой эти качества необходимы. А слабая (чувствительная) нервная система благоприятна для занятий искусствами.

Способности описывают посредством нескольких характеристик. Так, они обладают качеством (определяющим ту деятельность, которой они благоприятствуют) и количеством (мерой выраженности). По качеству чаще всего выделяют общие способности (систему индивидуально-волевых качеств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности) и специальные, или частные (систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности - музыкальной, сценической, математической).

Для задатков частных способностей существуют периоды, особо благоприятные (их называют сензитивными), в течение которых задатки могут раскрыться ярче. Музыкальные, математические способности обычно проявляются рано, до 5 лет, когда активно развиваются слух и музыкальная память ребенка, а лингвистические или изобразительные - несколько позже.

В проявлении способностей могут также выделяться уровни репродуктивный (воспроизводящий, когда человек демонстрирует лишь то, чему его научили) и продуктивный, творческий (талант и гениальность, прикоторых человек порождает нечто субъективно или объективно новое).

Тема 2. Психологические модели интеллектуальных способностей Если обратиться к индивидуальным различиям интеллекта, то большинство психологических моделей включает те переменные, которые выделяются, если существует подходящий инструмент для их измерения, поэтому такие теории и называют факторными.

Первая из них была создана в 1927 году Ч.Спирменом, который выделил два фактора. Ч. Спирмен отмечал, что в каждой интеллектуальной деятельности содержится общий фактор g (general) и множество специфических s (specific), свойственных только данному виду деятельности (вспомним разделение способностей на общие и специфические). Специфические отражают особенности ситуации, поэтому бессмысленно стараться измерить их. А фактор g проявляется в высокой корреляции между отдельными тестами и, таким образом, отражает устойчивые характеристики человека. Психодиагностика в основном стремится к вычленению и измерению именно фактора g, для чего создаются культурно-свободные тесты типа прогрессивных матриц Дж.Равена или теста интеллекта Р.Кеттелла.

Позже стали создаваться многофакторные теории. А.Л.Терстоун в 1938 году выделил целых 12 факторов (первичных умственных способностей, как он их называл), среди которых наиболее часто встречаются следующие (1):

V- вербальное понимание (чтение, аналогии, предложения с нарушенной структурой);

W- беглость речи (анаграммы, рифмовки, наименования);

N - число (скорость и точность арифметических действий);

S- пространство (восприятие неподвижных форм и их соотношений и «манипулятивная визуализация», посредством которой воспринимаются пространственные изменения; возможно, фактор S содержит в себе два фактора);

М - ассоциативная память (механическое запоминание; возможно, можно расщепить на слуховую и зрительную память);

Р- скорость восприятия (быстрота и точность схватывания визуальных подробностей);

I (R) - индукция, или общее рассуждение (способность выводить правила; изначально содержал в себе индукцию и дедукцию).

Нартова – Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2008.

Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2011.

Дополнительная

    Аугустинавичюте, А. Соционика: Введение/ А. Аугустинавичюте. – СПб., Terra Fantastica, 1998.

    Блюм, Г. Психоаналитические теории личности/Г. Блюм. - М.: КСП, 1996.

    Лазурский, А.Ф. Очерк науки о характерах /А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 1995.

    Леонгард, К. Акцентуированные личности/К. Леонгард. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000

    Лесгафт П. «Семейное воспитание ребенка и его значение»/П. Лесгафт. – Избранные педагогические сочинения. Т.1. – М.: Изд. АПН РСФСР, - 1951

    Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко. –Л.: Медицина, 1983.

    Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ /С. Мадди. – СПб.: Изд-во "Речь", 2002.

    Платон. Политика, или государство / Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003.

    Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: Астрель, 2008.

    Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Бахрах-М, 2009.

    Прутченков, А.С., Сиялов, А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им)/ А.С. Прутченков, А.А. Сиялов. – М.: Новая школа, 1994.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2011 . - 720с.

    Оллпорт Г.В. Личность в психологии/Г.В. Олпорт. – «КСП+», М.; «Ювента», СПб, 1998.

    Феофраст. Характеры /Феофраст// Древняя Греция. - Л.: Наука, 1974.

    Фромм, Э. Бегство от свободы/Э. Фромм. – Минск: Харвест, 2004.

    Юнг, К.Г. Психологические типы/К.Г. Юнг. - (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001.

Творческое задание

- Прочтите монографию и статьи о типологиях характера одного из указанных авторов (А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.С. Братусь, А. Е. Личко, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм и др.) и выделите основные положения, касающиеся этой категории.

Подготовьте сообщение или презентацию об одной из типологий характера

Сформулируйте несколько спорных положений, встречающихся в той или иной типологии характера

Разработайте примерную программу работы с ребенком, подростком, имеющим определенное нарушение характера.

Контрольные вопросы.

    Что такое тип характера.

    Как соотносятся тип характера и индивидуальные его особенности.

    Какие существуют типологии характера

    Каковы отличительные особенности психологических типологий характера.

    Назовите отличительные особенности социокультурных типологий характера.

    В чем состоит специфика социальных типологий характера.

    Каковы особенности клинических типологий характера.

    Каковы основные положения типологии характера А.Ф. Лазурского.

    Рассмотрите основные положения о типах характера в классическом психоанализе.

    Рассмотрите типологию характера, основанную на понятии акцентуация.

    Основные представления К. Юнга о характере.

    Опишите детские (школьные) типы характера Ф. Лесгафта.

    Выделите основные параметры типологии характера Э. Фромма.

    Что лежит в основе типологии характера по А.Адлеру.

    Назовите формы девиантного поведения.

    Перечислите социальные детерминанты девиантного поведения.

    Перечислите биологические предпосылки отклоняющегося поведения.

    Раскройте характер взаимодействия социальных и биологических факторов поведения личности.

    Назовите психологические факторы развития девиантного поведения.