Адмирал ямамото и хиромантия в императорском японском флоте. Исороку Ямамото — маршал Японии, адмирал флота

Гибель адмирала Ямамото

Большое значение для хода войны на Тихом океане имела гибель адмирала Исороку Ямамото 18 апреля 1943 года. Двумя днями раньше американские шифровальщики расшифровали перехваченную радиограмму, в которой сообщалось, что командующий Объединенным Флотом вылетит из Рабаула на остров Буин проинспектировать состояние обороны. Его визит держался в строжайшей тайне, и было принято множество предосторожностей. Адмирала даже заставили сменить его белый мундир на менее заметную форму цвета хаки, которую носило большинство морских офицеров в этом районе. Однако командир базы гидросамолетов на островах Шортленд возле южного побережья Бугенвилля известил свое командование, что Ямамото собирается посетить этот район. Именно его радиограмму и перехватили американцы.

17 апреля из Вашингтона на аэродром Гендерсон прибыла директива, предписывающая приложить максимум усилий, чтобы покончить с адмиралом. Было установлено, что самолет Ямамото вылетит из Рабаула в 6.00 и сядет в Буине на южной оконечности Бугенвилля в 9.45. Затем адмирал Ямамото должен был на охотнике за подводными лодками пересечь Шортленд-Харбор. Расстояние от аэродрома Гендерсон до Буина, включая повороты, чтобы не быть обнаруженным противником, составляет 435 миль. Это было слишком много для истребителей флота, но не для армейских истребителей Р-38 «Лайтнинг» с подвесными баками. Но требовалось успеть доставить эти баки вовремя.

Ночью 17/18 апреля 4 транспортных самолета прилетели на аэродром Гендерсон. Они доставили 18 подвесных баков по 310 галлонов каждый. Механики работали всю ночь, чтобы установить эти баки на двухмоторных «Лайтнингах». Были собраны самые опытные пилоты из 3 эскадрилий «Лайтнингов», базирующихся на аэродроме Гендерсон. Их самолеты были оснащены 310-галлонными подвесными баками и стандартными 165-галлонными дополнительными баками. 14 «Лайтнингов» должны были прикрывать ударную группу из 4 истребителей, которым было поручено сбить 2 бомбардировщика «Бетти», на которых летел Ямамото со своим штабом.

Из 4 самолетов ударной группы один вышел из строя сразу – у него на взлете лопнула шина. Другой Р-38 был вынужден вернуться из-за проблем с дополнительными баками. Из состава группы прикрытия в ударную группу были переведены 2 других самолета. В 9.35 американские истребители увидели вожделенную цель.

«Лайтнинги» сбросили подвесные баки и начали набирать высоту. Один из Р-38 ударной группы не смог сбросить подвесной 310-галлонный бак и повернул назад, его ведомый последовал за ним. Ударная группа снова сократилась до 2 истребителей.

Адмирала Ямамото и его штаб, летевших на 2 бомбардировщиках «Бетти», сопровождали 6 (или по некоторым данным 9) «Зеро». Пилоты бомбардировщиков, заметив «Лайтнинги», бросили самолеты вниз, к самым верхушкам деревьев, чтобы уклониться от атаки. «Зеро» сбросили свои подвесные баки и повернули навстречу американцам.

«Лайтнинги» вступили в бой. 2 американских истребителя выбрали своей целью «Бетти», а остальные дрались с «Зеро». Один Р-38 сбил «Зеро», прежде чем спикировать на самолет адмирала Ямамото. «Бетти» быстро был подбит, загорелся и упал в джунгли. Второй «Бетти» тоже был сбит и упал в море. 2 штабных офицера и пилот второго бомбардировщика были единственными людьми, которым удалось спастись. Погибли более 20 японских офицеров. В ходе боя был сбит один «Лайтнинг», а большинство остальных получили повреждения. 2 американских истребителя не сумели дотянуть до аэродрома Гендерсон на одном моторе и были вынуждены сесть на другом острове.

В этом воздушном бою погибли командующий Объединенным Флотом и несколько лучших японских штабных офицеров. Преемником Ямамото стал адмирал Минеити Кога, неплохой офицер, который служил заместителем начальника Морского Генерального Штаба и командовал японским флотом в китайских водах в начале войны. По сравнению с Ямамото его считали консервативным и невозмутимым. Адмирал Кога в частной беседе как-то заметил: «Адмирал Ямамото погиб вовремя. Я ему в этом завидую».

Следующую операцию в районе Соломоновых островов авианосцы союзников провели летом 1943 года при участии американского авианосца «Саратога» и английского авианосца «Викториес». В декабре 1942 года англичане вывели «Викториес» из состава Флота Метрополии, чтобы пополнить потрепанные американские авианосные силы на Тихом океане. Он пересек Атлантику, прошел через Панамский канал и в марте 1943 года прибыл в Пирл-Харбор. Март и апрель прошли в тренировках с самолетами американской постройки. «Викториес» получил истребители F4F «Уайлдкэт» и торпедоносцы TBF «Авенджер». В мае он прибыл в Нумеа, сменив на 10 недель потрепанный «Энтерпрайз». Этот авианосец стоял на ремонте в Пирл-Харборе. «Викториес» с американской авиагруппой на борту провел несколько совместных учений с «Саратогой» – единственным американским авианосцем в юго-западной части Тихого океана. Оба авианосца добились отличного взаимодействия. Они провели несколько рейдов против японских баз, не встретив серьезного сопротивления со стороны японских самолетов или кораблей.

Выпускник Академии военно-морского флота Японской империи, Военно-морского колледжа США и Гарвардского университета (1919-1921).

Ямамото занимал несколько важных постов во флоте Японской империи, и провёл в нём ряд изменений и обновлений, особенно в развитии военно-морской авиации. Был главнокомандующим во время первых, довольно успешных для Японии, лет войны в Тихом океане, провёл такие битвы, как Пёрл-Харбор и Мидуэйское сражение . Погиб во время инспекционного вылета на фронтовые позиции на Соломоновых островах , когда его самолёт был сбит американскими истребителями Локхид P-38 «Лайтнинг» . Его смерть нанесла огромный удар по духу японских войск во время Второй мировой войны.

Семейные корни

Подготовка к войне, 1920-1930-е годы

Адмирал флота Исороку Ямамото

В политическом отношении Ямамото был сторонником мирного решения всех конфликтов. Он был абсолютно против войны с Соединенными Штатами - эта позиция появилась в результате его обучения в Гарварде , службы помощником адмирала, и службы военно-морским атташе (два раза) в Вашингтоне . Он был продвинут по службе в звание капитана в 1923 году , а в 1924 году , когда ему исполнилось 40, он сменил специализацию с морской артиллерии на морскую авиацию. Первым кораблём под его командой стал крейсер «Исудзу» в 1923 году , а следующим - авианосец «Акаги ». Ямамото был большим сторонником военно-морской авиации, и в чине вице-адмирала , до принятия поста командующего Первым авианосным дивизионом, служил начальником отдела аэронавтики.

Он принял участие во второй Лондонской морской конференции в 1930 году , в звании контр-адмирала , и уже в звании вице-адмирала в Лондонской Мореходной Конференции 1934 года . Японское правительство считало, что кадровый военный специалист обязан сопровождать дипломатов во время обсуждения сокращения вооружений. Ямамото лично не поддерживал ни вторжение в Маньчжурию в 1931 году , ни последующую войну с Китаем (1937 год), ни Берлинский пакт (1940 год) с нацистской Германией и фашистской Италией. Как заместитель министра военно-морских сил, он извинился перед послом Соединённых Штатов Джозефом К. Грю (англ. Joseph C. Grew ) за бомбардировку канонерской лодки «Панэй» (англ. USS Panay ) в декабре 1937 года . Все эти поступки сделали его мишенью провоенных милитаристов.

Ямамото был против строительства линейных кораблей «Ямато » и «Мусаси», с его точки зрения это было не самое умное использование финансовых и технических ресурсов.

Ямамото провёл ряд обновлений в военно-морской авиации Японской империи. Несмотря на известность за его работу с авианосцами, преимущественно из-за Пёрл-Харбор и Мидуэй , ещё больший вклад Ямамото внёс в развитие береговой авиации, особенно в разработку средних бомбардировщиков G3M и G4M . Его требования большей дистанции полёта и возможности вооружения самолётов торпедами , возникли из-за японских планов уничтожения американского флота во время передвижения последнего через Тихий океан . В результате нужная дальность перелёта для бомбардировщиков была достигнута, однако, истребителей сопровождения дальнего действия по-прежнему не было. Бомбардировщики были лёгкими, и с баками, полными горючего, они были особенно беззащитны против огня противника. За эти качества американцы прозвали G4M «Летающая Зажигалка» (англ. The Flying Cigarette Lighter ). Смерть настигнет Ямамото в одном из этих самых самолётов.

Дальнобойность G3M и G4M подняла задачу для разработки дальнобойных истребителей. Частично это повлияло на требования по разработке А6М Зеро , который ценился за дальность полёта и манёвренность. Оба качества были приобретены за счёт облегчённой конструкции и легкой воспламеняемости - недостатки, которые дополнили высокие потери А6М в развивающейся войне.

Адмирал флота Ямамото, архивное фото США

Япония двигалась всё ближе к войне в 1940 году, и Ямамото двигался как к стратегическим так и к тактическим новшествам, часто со смешанными результатами. Под влиянием молодых и талантливых офицеров, таких как Минору Гэнда , Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в Первый Воздушный Флот - кулак, который собрал в себя шесть самых больших авианосцев Японии. Это нововведение представляло собой мощную ударную силу, но также собирало авианосцы в одну компактную мишень - две стороны одной монеты, которые одинаково проявили себя во время войны. Ямамото был во главе формирования, похожего по своей организации на Первый Воздушный Флот, берегового 11-го Воздушного Флота, который позже нейтрализовал американскую авиацию на Филиппинах и потопил британское соединение Зет, используя бомбардировщики G3M и G4M.

В январе 1941 года, Ямамото пошёл ещё дальше и предложил радикальный пересмотр японской военно-морской стратегии. В течение двух десятилетий Генеральная Ставка Военно-морского флота Японской империи следовала по стопам доктрины капитана Альфреда Маана . Япония планировала боевые действия с использованием легких сухопутных формирований, подводных лодок и береговой авиации, которые бы измотали американский флот во время переброски последнего через Тихий океан, после чего японский флот вступил бы в завершающее «Решающее Сражение» в северном районе Филиппинского Моря (между островами Рюкю и Марианами), с линейными кораблями , вступившими в традиционную перестрелку.

Ямамото верно указал, что этот план не работал даже во время японских учений, и в то же время понимая размах американского военного потенциала, он предложил решить американский вопрос путём нанесения раннего удара, таким образом сокращая противостоящие силы противника, а после этого вступить в «решающее сражение» как атакующая сторона, вместо ведения оборонительных действий. Ямамото надеялся (но, скорее всего, не верил) на то, что американцы не перенесут такой страшный удар так рано в войне, и что они захотят дипломатически окончить этот конфликт. На самом деле, послание, которое официально разорвало дипломатические отношения с Соединёнными Штатами, было доставлено с опозданием, и как он и думал, американцы были преисполнены желания отомстить и не собирались вести переговоры. Размышления Ямамото на это тему, годы спустя, были драматически переданы в монологе «О спящем исполине», приписанном ему в фильме «Тора! Тора! Тора! ».

Штаб Военно-морского флота отказался содействовать с Ямамото, и чтобы добиться своего, тот был вынужден подать заявление об уходе в отставку, играя на своей популярности во флоте. Адмирал Осами Нагано и остальной штаб, в конце концов, прогнулись под его давлением, но пока только согласились провести атаку на Пёрл-Харбор . Элемент неожиданности имеет долгую традицию в военном деле в начале многих войн, и Япония решила использовать этот тактический ход - в случае успеха, атака давала им шесть месяцев для захвата ресурсов Голландской Ост-Индии, без вмешательства американского флота.

Первый Воздушный Флот начал приготовления для налёта на Пёрл-Харбор, решая множество технических недостатков по пути, включая пуск торпед в мелководье Пёрл-Харбора и производство бронебойных бомб путём механической обработки снарядов от корабельных орудий. .

Атака на Пёрл-Харбор, декабрь 1941 года

Как Ямамото и планировал, Первый Воздушный Флот в составе шести авианосцев с около 400 самолётами на борту открыл боевые действия против США 7 декабря 1941 года , выслав около 350 самолётов против Пёрл-Харбора в две волны. Эта атака была успешна, так как она выполнила все поставленные боевые задачи: потопить, по крайней мере, четыре американских линкора и предотвратить вмешательство флота США в юго-западное наступление Японии, по крайней мере на шесть месяцев.

В результате атаки 5 американских линкоров были потоплены, 3 получили повреждения, 11 других кораблей - крейсера , эсминцы и вспомогательные суда были или потоплены, или серьёзно повреждены. Японские потери составили 29 самолётов сбитыми, и более чем 111 с повреждениями различной степени. Большинство повреждённых самолётов были пикирующими и торпедными бомбардировщиками - из-за этого у японцев не осталось достаточно огневой мощи, чтобы развивать атаку далее. Командующий Первым Воздушным Флотом вице-адмирал Тюити Нагумо приказал отступить. Позже Ямамото сурово критиковал решение Нагумо, поскольку тот не сумел использовать ситуацию, чтобы обнаружить и уничтожить американские авианосцы, которые отсутствовали в гавани, или продолжить бомбардировку стратегических объектов на острове Оаху. Нагумо ничего не мог выяснить о местонахождении американских авианосцев; в этой ситуации, если бы он выслал свои самолёты на их поиск, он рисковал быть обнаруженным и атакованным американскими силами до возвращения своих лётчиков. Его бомбардировщики не имели нужного боевого груза для атаки ремонтных доков и судостроительных мастерских, или даже топливных хранилищ, уничтожение которых могло нанести гораздо большие потери, чем бомбардировка самих кораблей. В любом случае, после двух волн атаки, уже не оставалось достаточно дневного света, что послать и вернуть обратно ещё одну волну самолётов, и у эсминцев сопровождения Нагумо не было достаточно топлива для длительного дрейфа. Многое из того, что мечтал сделать Ямамото, не случилось, но нужно принять к сведению, что Нагумо никоим образом не был наказан за его отступление, которое было также здоровой частью изначального плана и правильным решением в тот момент.

На политическом уровне, эта атака прошла полным провалом для Японии, возбудив американский гнев и желание отомстить за «трусливую атаку». Но как должное, Япония начала все свои современные войны таким образом, и все ожидали, что она сделает это ещё раз - только не в Пёрл-Харборе. Шок от атаки в неожиданном месте, с такими огромными потерями, и игра «не по правилам», без официального объявления войны (из-за неважной работы японского посольства нота об объявлении войны была передана после начала атаки), буквально взбурлили общественное мнение Америки - мстить без пощады. В середине 1941 года премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ спросил Ямамото, о том что тот думает об исходе возможной войны с Соединенными Штатами, ответ Ямамото широко известен: Если поступит приказ вступить в бой

Это предсказание воплотилось в жизнь, когда Япония с лёгкостью захватывала территории и острова в первые шесть месяцев войны, а потом понесла огромное поражение в Мидуэйском сражении 4-7 июня 1942 года , в битве, которая сдвинула чашу весов в Тихом океане в сторону США, и позволила Америке начать наступательные действия против Японии в Гуадалканал.

Со стратегической точки зрения, атака удалась - американские силы были не способны вмешаться в завоевание Голландской Ост-Индии в течение шести месяцев, но не с точки зрения Ямамото, он считал эту атаку бессмысленной. Военно-морские силы США отказались от всех планов по атаке через Тихий океан к Филиппинам ещё накануне войны в 1935 году (следуя за развитием военного плана «Орандж» (англ. War Plan Orange )). В 1937 году ВМС США ещё больше убедились, что только мобилизация личного состава флота военного времени займёт не менее шести месяцев, а неимоверное количество остального оборудования, необходимого для пересечения Тихого океана, просто не существовало, и его производство заняло бы ещё два года после начала войны. В 1940 году , Главнокомандующий Морскими Операциями, американский адмирал Харольд Старк (англ. Harold Stark ) написал «План Дог» (англ. Plan Dog ), который делал ставку на оборонительную войну в Тихоокеанском театре, пока США концентрирует ресурсы против Германии , и предписал Тихоокеанскому флоту адмирала Хасбэнда Киммеля (англ. Husband Kimmel ), просто удерживать японцев из восточной части океана, прочь от путей сообщения с Австралией .

И лишь как тактическая операция эта атака достигла полной победы, успешно выполнив поставленные задачи, при потере только 29 самолётов и пяти карликовых подводных лодок

Шесть месяцев побед. Декабрь 1941 - май 1942

Добившийся нейтрализации большинства американского флота в Пёрл-Харбор, Объединённый флот Ямамото развернулся для исполнения большего Японского стратегического плана, разработанного Армией Имперской Японии и Генеральным штабом Военно-морского флота. Первый Воздушный флот продолжил круговое движение по Тихому океану, нанося удары по американским, австралийским, голландским и британским базам, от острова Уэйк к Австралии к Цейлону (теперь Шри-Ланка) в Индийском Океане . 11-й Воздушный Флот сумел нанести удар по самолётам американской 5-ой Воздушной Армии на Филиппинах, пока те ещё были на аэродромах, буквально в считанные часы после Пёрл-Харбора, а потом, в открытом море, потопили британскую формировку Зет (линкор «Принц Уэльский » и линейный крейсер «Рипалс »).

Под командой талантливых подчинённых Ямамото, вице-адмиралов Дзисабуро Одзавы , Нобутакэ Кондо и Ибо Такахаси , японцы смели остатки американских, британских, голландских и австралийских морских формирований в Голландской Ост-Индии, с помощью высадки морских десантов и нескольких морских сражений, которые завершились Битвой в Яванском Море 27 февраля 1942 года . После оккупации Голландской Ост-Индии, и доведения американских позиций на Филиппинах до мелких очагов сопротивления на Батаанском полуострове и острове Коррегидор, японцы захватили «Южную Зону Ресурсов» с её нефтью и каучуком.

Достигнув начальные цели с удивительной скоростью и лёгкостью (и также воюя с плохо подготовленным противником), Япония остановилась чтобы обдумать её следующий ход. Поскольку ни Британия, ни Америка не желали вести переговоры, японцы стали думать как укрепить и удержать их новые территории, и также как покорить или выбить из войны одного или нескольких противников.

Различные планы были разработаны для этой стадии, включая бросок на запад к Индии , на юг к Австралии и на восток к США. Ямамото принимал горячее участие в обсуждении этого вопроса, поддерживая разные планы в разное время, с различным энтузиазмом и для разных целей, включая свои собственные.

Некоторые планы были довольно грандиозными, например оккупация Индии или Австралии, или захват Гавайских островов . Но все они были забракованы, так как армия не могла выделить достаточное количество формирований из Китая для первых двух планов, и средств перевозки для вторых двух. (Средства перевозки были распределены и цепко удерживались между флотом и авиацией. ) Вместо этого Имперский Генеральный Штаб поддержал бросок армии на Бирму , в надежде соединиться с индийскими националистами и начать там революцию против британского правительства, атаковать Новую Гвинею и Соломоновы Острова , чтобы перерезать морские пути сообщения между Австралией и Соединёнными Штатами. Ямамото настаивал на «Решающем Сражении», чтобы добить остатки американского флота, но более консервативные офицеры Генерального Штаба ВМФ не хотели рисковать.

В середине обсуждения планов, воздушный налёт Дулитла (англ. Dolittle Raid ) ударил по Токио и прилегающим районам, показав штабным офицерам возможности американским авианосцев, и здравость плана Ямамото. Генеральный Штаб согласился на Мидуэй Операцию Ямамото, идущую в ногу с планом захвата позиций на Алеутских островах , которая впоследствии стала первой из операций против путей сообщения Австралии и Америки.

Ямамото начал быструю разработку планов по Мидуэю и Алеутам и в то же время сформировал группировку под командованием контр-адмирала Такэо Такаги , включив в неё Пятый Авианосный Дивизион (новые крупные авианосцы Сёкаку и Дзуйкаку), для поддержки захвата островов Тулаги и Гуадалканал, которые были нужны для морских и авиационных плацдармов, а также города Порт-Морсби на южном берегу Папуа-Новой Гвинеи, для плацдарма в направлении Австралии.

Операция по захвату Порт-Морсби вышла совсем иначе, чем планировалось. Несмотря на то что острова Тулаги и Гуадалканал были взяты, флот на пути к Порт-Морсби был вынужден ретироваться, после того как Такаги столкнулся с американскими авианосцами, и вступил в Сражение в Коралловом море в начале мая. Японцы потопили американский авианосец «Лексингтон » (англ. Lexington ), в обмен на более малый авианосец, но «Сёкаку » был повреждён до такой степени, что нуждался в доковом ремонте. Американский зенитный огонь и истребители, а также и японские операционные неудачи, заметно потрепали пикирующие бомбардировщики и торпедоносные самолёты на «Сёкаку » и «Дзуйкаку ». Эти потери оставили «Дзуйкаку» без действия, пока не прибыли новые самолёты и не были обучены лётчики.

Мидуэйское сражение. Июнь 1942 г.

План Ямамото для Мидуэйской Операции, был продолжением его стараний для нейтрализации Тихоокеанского флота США на достаточно долгое время, чтобы укрепить японский периметр обороны на цепи Тихоокеанских островов.

Долгое время существовало мнение, что Япония собиралась выманить американские силы - и возможно даже и авианосцы - на север от Пёрл-Харбор, и, чтобы достичь этого, Пятый Флот (два лёгких авианосца, пять крейсеров, 13 эсминцев и четыре транспорта) был послан против Алеутов, с задачей атаковать Голландскую гавань и остров Уналашка , а также захватить дальние острова Кыска и Атту . Но современные исследователи японских документов открыли , что эта авантюра была идеей одного лишь генерального штаба военно-морских сил, и что Ямамото согласился выполнить эту операцию, только лишь если его Мидуэйская операция будет одобрена.

Японский план заключался в том, что в то время, когда Пятый Флот продвигается на Алеуты, Первая Быстроходная Группа (4 авианосца, 2 линкора, 3 крейсера и 12 эсминцев) должна атаковать остров Мидуэй и разгромить всю авиацию противника, находящуюся на нём. Когда авиация будет нейтрализована, Второй Флот (1 лёгкий авианосец, 2 линкора, 10 крейсеров, 21 эсминец, и 11 транспортёров) должны были высадить десант в размере 5000 бойцов, и выбить американских морских пехотинцев с атолла .

Ожидалось, что после захвата Мидуэя американские авианосцы повернут в приготовленную ловушку на западе, где Первая Быстроходная Группа вступит в бой и разгромит противника. После этого Первый Флот (1 лёгкий авианосец, 7 линкоров, 3 крейсера и 13 эсминцев), в содействии с элементами Второго флота, должен будет очистить этот сектор от остатков сил противника и завершить разгром Тихоокеанского флота США.

Чтобы предотвратить какие-либо неожиданности, Ямамото решил провести две операции для подстраховки. Первой стал воздушный разведочный вылет (Операция К) в Пёрл-Харбор, чтобы убедиться, что американские авианосцы находились именно там. Второй стала пикетная линия подводных лодок, чтобы заметить передвижение авианосцев противника к острову Мидуэй вовремя, и таким образом дать возможность Первой Быстроходной Группе, и Первому и Второму флотам сгруппироваться для атаки по ним. Но получилось, что первая операция была отменена, а вторая началась с опозданием, и авианосцы были упущены.

Подготовка плана была очень быстрой и полна компромиссов, но в результате, план вышел хорошо продуманным, организованным, и осуществлялся в самый удобный момент для Японии. Против четырёх авианосцев, двух лёгких авианосцев, 11 линкоров, 16 крейсеров и 46 эсминцев, которые должны были участвовать в сражении, американцы имели возможность выставить лишь три авианосца, восемь крейсеров и 15 эсминцев. Перевес в силах был просто огромным, только лишь по количеству самолётов и подлодок стороны были равны. Несмотря на все проблемы с планировкой, выглядело, что Ямамото держит все козырные карты.

Но ужасная катастрофа поджидала Ямамото, кошмар любого командира, когда враг узнаёт о планах операции до её исполнения - американские связисты сумели расшифровать японский военный код Д (ДжейЭн-25 в США). В результате американский адмирал Честер Нимиц , командующий Тихоокеанским флотом, сумел увильнуть от обеих мер подстраховки Ямамото, и сумел разместить свои меньшие силы, чтобы провести разрушительную для японцев засаду. По расчётам Нимица, три авианосца, плюс авиация на острове Мидуэй, давали ему достаточно сил для уничтожения Первой Быстроходной Группы Нагумо .

Война после Мидуэйского сражения

В 1976 году был снят фильм «Мидуэй» . Здесь описывается сражение, которое повернуло ход войны в Тихом океане, в роли Ямамото снялся Тосиро Мифунэ . Показано, как он планирует атаку на атолл и видит, как его планы рушатся, и четыре авианосца идут на дно 4-6 июля 1942 года . В отличие от «Тора! Тора! Тора!», все японские персонажи этого фильма говорят по-английски.

В 2001 году снят фильм «Пёрл-Харбор» продюсера Джерри Брукхаймера , в основном закрученный на любовном треугольнике американских персонажей. Несколько раз в нём показывают японцев, разрабатывающих атаку на Пёрл-Харбор. В роли Ямамото - актёр Ивамацу Мако , названный кандидатом на «Оскара», звезда картины «Горец: Последнее Измерение» . Одна из цитат Ямамото из этого фильма: «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну».

В 2011 году был снят фильм, посвящённый адмиралу - Командующий Объединённым флотом Ямамото Исороку (яп. рэнго: кантай сирэй тё:кан ямамото исороку )

Источники

Литература

  • Agawa, Hiroyuki; Bester, John (trans.). The Reluctant Admiral . New York: Kodansha, 1979. ISBN 4-7700-2539-4 . A definitive biography of Yamamoto in English.
  • Хироюки Агава Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор Издательство - Центрполиграф Год издания - 2003 ISBN - 5-9524-0195-3
  • Davis, Donald A. Lightning Strike: The Secret Mission to Kill Admiral Yamamoto and Avenge Pearl Harbor . New York: St. Martin’s Press, 2005. ISBN 0-312-30906-6 .
  • Dull, Paul S. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1978. ISBN 0-87021-097-1 .
  • Evans, David C. and Mark R. Peattie. Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy 1887-1941 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. ISBN 0-87021-192-7 .
  • Glines, Carroll V. Attack on Yamamoto (1st edition). New York: Crown, 1990. ISBN 0-517-57728-3 .
  • Hoyt, Edwin P. Yamamoto: The Man Who Planned Pearl Harbor . New York: McGraw-Hill, 1990. ISBN 1-58574-428-X .
  • Lundstrom, John B. The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1984. ISBN 0-87021-189-7 .
  • Miller, Edward S. War Plan Orange: The U.S. Strategy to Defeat Japan, 1897-1945 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1991. ISBN 0-87021-759-3 .
  • Peattie, Mark R. Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909-1941 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-432-6 .
  • Prados, John. Combined Fleet Decoded: The Secret History of American Intelligence and the Japanese Navy in World War II . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2001. ISBN 1-55750-431-8 .
  • Ugaki, Matome; Chihaya, Masataka (trans.). Fading Victory: The Diary of Admiral Matome Ugaki, 1941-45 . Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1991. ISBN 0-8229-5462-1 .
  • Гордиенко А. Н. Командиры Второй мировой войны. Т. 1., Мн., 1997. ISBN 985-437-268-5

Ссылки

  • Биография Ямамото From Spartacus Educational (англ.)
  • База данных Второй мировой войны: Биография Исороку Ямамото (англ.)
  • База данных Второй мировой войны: Смерть Ямамото (англ.)
  • Адмирал Исороку Ямамото, Японский военно-морской флот US Naval Historical Center (англ.)
  • Крушения Тихого океана. Место, куда упал бомбардировщик с Ямамото на борту (англ.)
  • Великая тихоокеанская война (англ.)
  • Убийство Ямамото в 1943 году (яп.)
  • Гибель Ямамото Документальные кадры.

Противник войны с США, участник конференции по морскому разоружению 1930 года и автор плана нападения на Пёрл-Харбор . Погиб 18 апреля 1943 года во время специальной операции американских ВВС, целью которой и являлся.

Биография

Исороку Ямамото родился 4 апреля 1884 года в г. Нагаока японской префектуры Ниигата в семье старого, но обедневшего самурайского рода. Имя Исороку, данное при рождении, в переводе со старояпонского обозначало возраст его отца на тот момент, а именно 56 лет. Фамилию Ямамото получил в 1916 году, когда был усыновлён одноименной семьёй. В 24 года Исороку женился. У него было два сына и две дочери.

Русско-японская война

В 1904 году Исороку окончил Академию военно-морского Флота и был отправлен служить на крейсер Nissin в звании кадета. Участвуя в Цусимском сражении, он был ранен при взрыве орудия, в результате чего лишился двух пальцев на левой руке.

Межвоенный период

В 1914 году Ямамото закончил Военно-морской колледж высшего командного состава. Первым кораблем, которым он командовал, стал крейсер Isuzu в 1928 году. Затем Исороку стал заниматься морской авиацией и в декабре 1928 года получил под свое командование авианосец Akagi . В 1930 году, после получения звания контр-адмирала, принимал участие в Лондонской конференции по разоружению в качестве военного эксперта при дипломатической делегации Японии.
Исороку не скрывал свое негативное отношение к идеи войны с США, берлинскому пакту и вторжению в Маньчжурию. Это послужило поводом для неприязни со стороны многих высокопоставленных лиц Японской империи.

Однако, профессиональные качества Ямамото и его хорошее отношение к подчиненным позволили сделать карьеру во флоте, несмотря на существующие разногласия. 30 августа 1939 года Исороку был назначен главнокомандующим Объединённым флотом.

Вторая мировая война

Ямамото сыграл очень важную роль в Второй мировой войне в целом и в том, как в неё вступила Япония в частности. Именно он разработал план нападения на Пёрл-Харбор и добился его воплощения в жизнь. Несмотря на свое отношение к предстоящей войне, он понимал, что не в силах предотвратить неизбежное. Поэтому, будучи преданным офицером, постарался сделать всё чтобы Япония имела шанс победить. Создание первого Воздушного Флота из 6 самых крупных авианосцев, влияние на военно-морскую стратегию Японии, вклад в развитие авиации - это только часть заслуг Ямамото.
При этом многие моменты имели две стороны. Так например внезапная атака на Пёрл-Харбор стала провалом в политическом смысле, так как началась до официального объявления войны. С точки зрения стратегии, создание Первого Воздушного Флота, который служил основной ударной силой японского флота, было оправданным, но имело и вторую сторону - большую уязвимость. И если в начале войны такое решение принесло ряд побед, то в Мидуэйском сражении способствовала гибели сразу четырех авианосцев.

Гибель

Влияние Ямамото на ход войны и боевой дух флота было настолько высоко, что в апреле 1943 года по приказу Рузвельта был осуществлен план по его устранению. Расшифровав радиопереговоры о планах перемещения адмирала, 18 апреля американцы отправили эскадрилью истребителей на перехват бомбардировщика, на котором перемещался Исороку во время инспекции войск на Соломоновых островах. Группа прикрытия не смогла противостоять превосходящим силам врага и самолет адмирала был сбит и взорвался, упав в джунгли.
Японское правительство признало гибель главнокомандующего только 21 мая 1943 года. Посмертно Исороку Ямамото было присвоено почетное звания адмирала флота (маршала-адмирала). Похороны состоялись 3 июня 1943 года.

Хронология получения званий

Дата Звание
14.11.1904 Младший лейтенант (яп. 海軍少尉候補生 Kaigun Shōi Kōhosei )
31.08.1905 Лейтенант (яп. 海軍少尉 Kaigun Shōi )
28.09.1907 Старший лейтенант (яп. 海軍中尉 Kaigun Chūi )
11.10.1909 Капитан-лейтенант (яп. 海軍大尉 Kaigun Daii )
13.12.1915 Капитан 3 ранга (яп. 海軍少佐 Kaigun Shōsa )
01.12.1919 Капитан 2 ранга (яп. 海軍中佐 Kaigun Chūsa )
01.12.1923 Капитан 1 ранга (яп. 海軍大佐 Kaigun Daisa )
30.11.1929 Контр-адмирал (яп. 海軍少将 Kaigun Shōshō )
15.11.1934 Вице-адмирал (яп. 海軍中将 Kaigun Chūjō )
15.11.1940 Адмирал (яп. 海軍大将 Kaigun Taishō )
18.04.1943 Адмирал флота (яп. 元帥海軍大将 Gensui Kaigun-Taishō )

Образ в искусстве и медиа

18 апреля 1943 года состоялась операция «Месть»: ликвидация главнокомандующего японским флотом адмирала Ямамото.

Чтобы поднять боевой дух войск после поражения на Гуадалканале, Ямамото решил лично провести инспекцию войск южного Тихого океана.
14 апреля 1943 года, в ходе разведывательной операции США, кодовое название «Мэджик», был совершен перехват и расшифровка радиопередачи, которая содержала специфические детали о вылете Ямамото, включая расписание прибытия на все объекты, а также номера и тип самолётов на которых он и его сопровождение будут передвигаться. Из шифровки было ясно, что Ямамото полетит из Рабаула на аэродром Баллалае, на острове Бугенвиль на Соломоновых островах, утром 18 апреля 1943 года.

Президент США Франклин Д. Рузвельт попросил министра ВМС Фрэнка Нокса «достать Ямамото». Нокс передал пожелания президента адмиралу Честеру У. Нимицу. Адмирал Нимиц посоветовался с адмиралом Уильямом Хэлси-младшим, командующим южно-тихоокеанской группой, и после этого разрешил провести операцию 17 апреля с задачей перехватить и сбить самолёт Ямамото.

Для проведения перехвата была выбрана 339-я истребительная эскадрилья 347-й истребительной группы 13-й Воздушной армии, так как их машины P-38 «Лайтнинг» имели достаточную дальность полёта. Пилоты были уведомлены, что они будут проводить перехват «важного старшего офицера», но не были поставлены в известие об имени их мишени.

Утром 18 апреля, несмотря на советы местных командиров отменить полёт из-за опасения засады, Ямамото вылетел из Рабаула по расписанию на бомбардировщике «Бетти» (Ямамото сидел в рубке слева от пилота) для перелёта в 315 миль.

Вскоре после этого восемнадцать специально оборудованных дополнительными топливными баками P-38 стартовали с Гуадалканала (один не смог подняться, один вернулся из-за поломки, и два упали в море). Они летели на очень малой высоте и поддерживали радиомолчание почти всё время перелёта на расстояние 430 миль, чтобы не быть обнаруженными. В 09:34 по Токио, группы встретились, и завязался воздушный бой между 14-ю P-38 (минимум 2-м не удалось сбросить дополнительные баки перед атакой, и минимум 2 других были вынуждены прикрывать их, так что численное превосходство американской эскадрильи не было подавляющим) и шестью истребителями «Зеро» из сопровождения Ямамото.

Лейтенант Рекс Т. Барбер атаковал первый из двух японских бомбардировщиков, который и был самолётом Ямамото. Он поливал самолёт огнём из пулемёта, пока левый мотор бомбардировщика не задымился. Барбер развернулся, чтобы атаковать второй бомбардировщик; в этот момент самолёт Ямамото рухнул в джунгли. Второй «Бетти», подвергавшийся атакам Барбера и других американских пилотов, начал снижаться и совершил аварийную посадку на воду. Находившиеся в нём офицеры штаба Ямамото, за исключением вице-адмирала Угаки и ещё двух человек, погибли.

После битвы другой пилот, капитан Томас Джордж Ланфье-младший пытался доказать, что именно он сбил главный бомбардировщик. Это заявление начало спор, который продолжался несколько десятилетий, пока специальная экспедиция не провела анализ направления пуль на месте крушения. Большинство историков в наше время приписали этот бомбардировщик на счёт Барбера.

Итоги боя

На следующий день японский спасательный отряд под командованием армейского инженера лейтенанта Хамасуны, нашёл в джунглях место крушения и тело адмирала Ямамото, к северу от бывшей австралийской береговой заставы Буин. По словам Хамасуны, Ямамото был выброшен из фюзеляжа самолёта под дерево, тело сидело прямо, пристёгнутое к сидению, и рука в белой перчатке сжимала рукоятку его катаны. Хамасуна сказал, что опознать Ямамото было довольно легко, его голова наклонена, как если бы он задумался. Аутопсия показала, что Ямамото получил два пулевых ранения, одно в заднюю часть левого плеча, другое в нижнюю часть нижней челюсти, с выходным отверстием над правым глазом. Несмотря на все доказательства, вопрос о том, пережил ли адмирал крушение, стал предметом споров в Японии.

В данном бою погиб только лишь один американский пилот - лейтенант Рэймонд Хайн. Его самолёт не вернулся на базу после того, как был подбит пилотом 504 авиагруппы Императорского флота Японии Сёити Сугитой. С учетом того, что истребителям пришлось драться на пределе радиуса действия, с учетом дополнительных топливных баков, подбитый летчик не имел никаких шансов вернуться.

Это была самая длинная операция по воздушному перехвату за всю историю войны. В Японии она стала известна как «Военно-морской инцидент». Она подняла боевой дух в США, и шокировала Японию, которая официально признала этот инцидент лишь 21 мая 1943 года. Чтобы не поставить японцев в известность о расшифровке их кода, американские газеты сообщили, что гражданские наблюдатели видели, как Ямамото садился на самолёт на Соломоновых островах. Имена американских пилотов также не были опубликованы - брат одного из них был в японском плену, и они опасались за его безопасность.

Капитан Ватанабэ и его сопровождение кремировали останки Ямамото в Буине, пепел был возвращён в Токио на борту линкора «Мусаси» - последнего флагмана Ямамото. Ямамото был почётно похоронен 3 июня 1943 года, и получил звание Адмирала флота и орден Хризантемы (первого класса) посмертно. Немецкое правительство также наградило его Рыцарским Орденом Железного Креста с дубовыми листьями и мечами. Часть его праха была погребена на общем кладбище в Таме, а остаток на его древнем семейном кладбище у храма Тюко-дзи в Нагаоке.

Летчики 339-й истребительной эскадрильи 347-й истребительной группы 13-й Воздушной армии США, пилотировавшие истребители P-38 «Лайтнинг», участвовавшие в операции «Месть» («Operation Vengeance»), которая проводилась 18 апреля 1943 года с целью перехватить и сбить самолет с главнокомандующим японским флотом адмиралом Исороку Ямомото, совершавшим инспекционную поездку. Сидящий в центре — лейтенант Рекс Т. Барбер (Rex T. Barber), который, по официальной информации, и сбил самолет с адмиралом.

Американцы читали японский военно-морской шифр. И вот, на основе радиоперехвата в их руки попадает ценнейшая инфа-план, время, место инспекционной поездки адмирала Ямамото на остров Бугенвиль.

Для выполнения нелёгкой задачи американское командование выбрало двух опытных летчиков — майора Джона Митчелла, на его счету было 8 побед, и капитана Томаса Ланфьера который одержал 6 побед. Главное, что оба офицера понимали действия и планы друг друга очень хорошо, проведя в воздухе много часов.
До взлета оставалось менее 12 часов. Были разработаны два варианта: сбить адмирала Ямамото в воздухе, по дороге к острову Бугенвиль, и уничтожить его вместе со сторожевым кораблем, на котором он продолжит инспекцию. Право выбора было предоставлено командующему операцией, майору Митчеллу. Остановились на первом варианте. С самолета трудно выявить нужную цель, а тем более попасть в нее, если в гавани много кораблей и судов. "Даже если мы и потопим японский сторожевик, в опасной близости от японских баз, то у Ямамото будут шансы спастись. Если же я собью его самолет - шансов не будет вообще", аргументировал своё решение Митчелл. И оказался прав.

Для операции Митчелл выбрал своих лучших пилотов. Все были разбиты на два отряда. «Отряд Киллеров» («Killers Group») - четыре самолета, которые должны были невзирая ни на что, уничтожить бомбардировщик, в котором летел адмирал. Второй отряд из 14 истребителей должен был прикрывать " Киллеров" от эскорта Ямамото и истребителей, придущих на помощь японской с базы. Это более чем 80 самолетов. Американцам повезло, так как японцы после ряда поражений уже не имели такого количества машин в этом районе. В первом отряде были: Лейтенант Томас Ланфьер(командир отряда), лейтенант Рекс Барбер, лейтенант Джо Мур и лейтенант Джим МакЛанаган. Второй отряд возглавил сам Митчелл.

На всем протяжении полета, для сохранения секретности, американцы должны были сохранять радиомолчание. Летчикам предстояло проделать многосоткилометровый полет на высоте 10 метров, малая высота была избрана с целью избежать преждевременного обнаружения японскими радиолокаторами, а затем за 5-10 минут найти и уничтожить самолет адмирала. В противном случае истребителям просто не хватило бы топлива на обратную дорогу.

Отряды состояли из истребителей дальнего радиуса действия "Lockheed P38-Lightning", единственными машинами, способными преодолеть расстояние в 425 миль от ближайшей американской базы до Бугенвиля, и вернуться обратно. Эти крылатые машины были вооруженных четырьмя пулеметами калибра 0.5 дюймов и 1х20-миллиметровой пушкой. Также помимо основных топливных баков на 300 галлонов топлива, к самолетам были подвешены дополнительные 165-галлоновые баки.
Каждому летчику выдали объемистый мешок с английской валютой для оплаты услуг дружественного населения Соломоновых островов в случае, если самолет будет сбит.

Взлет был назначен на 7.25, 5 минут отводилось на построение в колонну пар. Полет в район Бугенвилля по расчетам занимал 2 часа. По приходу в расчетную точку предполагалось быстро набрать высоту «Убийцам» 3100 м и 6000 м — группе прикрытия. Атаковать самолет Ямамото планировали с востока, то есть со стороны солнца. Приказ был таковым, что выйти из боя и вернуться обратно могли только после уничтожения адмирала.

Ликвидация

18 апреля 1943 года буквально перед самым вылетом, при рулежке самолет ударной группы "убийц" – летчика Мура был повреждён и не взлетел. Второй "убийца" – МакЛанаган сообщил об отказе бензосистемы: на его машине не вырабатывалось топливо из подвесных баков. Ланфьер жестом приказал летчику возвращаться. Их заменили двумя пилотами из группы прикрытия - лейтенантами Бесби Холмсом и Реем Хайном. Это стоило немалых трудов. И как оказалось в последствии обоих постигла неудача. Режим радиомолчания неуклонно соблюдался с момента взлета.

Американские самолёты прибыли на место во время, в 9.30 и через несколько минут обнаружили японские самолёты. Капитан Каннинг из группы Митчелла первым заметил японцев: «Bogey, ten o"clock high» - «На десять часов выше!». Конечно если бы лётчики прибыли на место с запасом времени, они успели бы набрать высоту. Но времени катастрофически не хватало. Атака снижу лишала важного преимущества превосходства в скорости. Ещё одной задачей стало какой из двух бомбардировщиков «Nakajima G4M2 "Betty"» надо сбивать. Адмирал был в одном из них. Но в каком? Сбивать оба! Времени на раздумья не было.
Митчелл как командир всей группы приказал своему отряду набрать высоту 6 тыс. м и набросился на японские истребители прикрытия, а четырём Р-38 приказал уничтожить бомбардировщики. Американские истребители сбросили дополнительные топливные баки и ринулись в атаку. И тут случилось ещё одна беда, один из "группы убийц", лейтенант Холмс, из-за технической неисправности не смог сбросить топливный бак. Пилот бросил машину в крутой вираж, надеясь, что положительная перегрузка поможет ему отделаться от ненужных уже баков, но и это не помогло! Р-38 с подвешенными баками настолько терял в скорости и маневренности, что для «Зеро» он становился «сидящей уткой». Ланфьер отдал приказ и Холмс вышел из боя вместе с напарником Реем Хайном. То есть ударная группа теперь состояла из двух самолётов и на каждого по цели.

Японцы совершенно не ожидали американцев в этом районе, они не заметили появление группы Р-38. Поэтому шестёрка «Зеро» не меняла курса вплоть до того момента, когда Ланфьер оказался на одной высоте с ними. Только после этого тройка японских истребителей метнулась ему навстречу, а другое звено перестроилось, заняв положение между американцами и своими транспортными «Nakajima G4M2 "Betty"».

Оба бомбардировщика же взяли курс на ближайшую японскую базу, снизившись до верхушек деревьев лежащего внизу острова.

«Ланфьер довернул свою машину и поймал мчавшийся ему навстречу «Зеро» в прицел. Переволновавшись, он слишком рано открыл огонь и промахнулся. Ответные трассы «Зеро» тоже прошли мимо. Следующая очередь крупнокалиберных пулеметов уперлась в крыло японского истребителя, и тот неожиданно взорвался. Ошеломленные ведомые проскочили мимо самолета Ланфьера. Ведущий ударной группы автоматически бросил свою машину в боевой разворот и все же успел заметить на фоне зеленых зарослей тень «Бетти».«Нарушение боевого порядка противника — половина победы». Эта мысль, по-видимому, посетила пилота японского транспортника, заставила его направить самолет в сторону острова и снизиться до высоты верхушек деревьев. Ланфьер не стал ждать приглашения. Он спикировал на «Betty», даже не убрав газ. Скорость стремительно нарастала, и бросившаяся ему наперерез вторая тройка «Зеро» не успела отразить удар. Ланфьер сознательно пренебрег собственной безопасностью, подставив хвост японским истребителям, зато он получил несколько бесценных мгновений для ведения прицельного огня. Не обращая внимания на тройку «Зеро», повисшую у него за хвостом, капитан Ланфьер нагнал «Betty», пристроился ему в хвост, дал по нему длинную очередь из всех стволов, первой очередью выбил правый мотор, а второй поджег машину противника. Для «Betty» такое ранение было смертельным: японский самолет не имел средств пожаротушения. Адмирал Ямамото был уже обречен — даже если бы он выпрыгнул с парашютом, тот не успел бы раскрыться на такой малой высоте. Через полминуты ярко пылавшая «Betty» с грохотом зацепилась за верхушки деревьев и разлетелась на куски

Барбер сбил второго бомбардировщика, и теперь можно было лететь домой. Но положение Ланфьера было опасным: японские истребители атаковали его сзади сверху. Ланфьер успел крикнуть по рации: «Эй, Митч, сбрось этих обезьян с моего хвоста». Митчелл со своими лётчиками без труда отсекли японцев от самолета Ланфира, после чего пилоты «Зеро», убедившись в большом численном преимуществе американских истребителей, сочли за благо выйти из боя. После чего все направились в сторону Гуадалканала, на базу Хендерсон (Henderson Field).

На обратном пути тройку, возглавляемую Барбером, перехватили японские истребители. В последовавшем воздушном бою был сбит и погиб лейтенант Хайн, но главный герой операции Томас Ланфьер вернулся на базу невредимым и вскоре был награжден высшей наградой США — медалью Конгресса.

Награждение Т. Ланфьера серебряной медалью Конгресса.

Японское командование долго не хотело открывать факт гибели адмирала, чтобы не вызвать тяжелого удара по моральному состоянию войск. Но всё равно его смерть нанесла огромный удар по духу японских войск во время Второй мировой войны. 21 мая 1943 года, адмирал Исороку Ямамото был официально признан погибшим в авиабою. Официальные торжественные похороны состоялись 3 июня. Согласно традициям, тело адмирала было кремировано, а часть его праха было захоронено на кладбище "Tuma", в Токио. Другая часть праха была отправлена в его родной город Нагаока, в храм "Chuko-Ji"

Японская секретная служба начала расследование. Однако американская разведка настолько засекретила эту операцию, что японцам не удалось ничего узнать. Чтобы не поставить японцев в известность о расшифровки их кода, американские газеты сообщили, что гражданские наблюдатели видели, как Ямамото садился на самолёт на Соломоновых Островах. Имена американских пилотов также не были опубликованы — брат одного из них был в японском плену, и они опасались за его безопасность.
Они даже не догадывались о расшифровке их передач. Японские специалисты сошлись на том, что адмирал Ямамото погиб в результате стечения случайных обстоятельств. Якобы американцы охотились на малую, а попали на большую дичь. На этом и закрыли дело. Вот почему японцы и в дальнейшем не применили более серьезных дополнительных мер, касающихся секретности своих планов.

Лейтенант Рекс Барбер (Rex T. Barber) при получении «Морского креста» (Navy Cross) за участие в операции по уничтожению самолета G4M «Betty» с японским адмиралом Исуроку Ямомото на борту 18 апреля 1943 года. Тогда

Аж до 1975 года лейтенанты Ланфьер и Барбер рвали на себе рубахи, в попытке доказать, в чей же послужной список будет занесена такая "жирная цель". Однако, 13 июня 1975 года, последний из выживших пилотов японского эскорта, Kenji Yanagiya, дал показания. Он сказал, что видел как один из "P38-Lightning", игнорируя огонь истребителей "Зеро", преследовал бомбардировщик с адмиралом Ямамото на борту и сбил его над джунглями острова. Бомбардировщик упал на землю и взорвался. Соответственно, пилотом, сбившим адмирала, был лейтенант Рекс Барбер.

Также дал интервью в 1984 году и лидер спасательной команды японцев, вылетевшей тогда к месту катастрофы. Именно он опознал тело адмирала Ямамото. Также он установил, и дал показания, что адмирал скончался еще в полете от ранения пулеметной пулей в голову.

пы.сы.

Когда Адмирал погиб, Футида плакал не в день его смерти, а спустя месяц, наблюдая, как на флот, потерявший своего бога, вместо несгибаемого достоинства упала тень покорности и безверия...

пы.пы.сы .

Футида Мицуо (1902-1976) - японский военачальник, капитан 1 ранга, выдающийся офицер морской авиации. В начале Второй мировой войны командовал авиационным формированием в авианосном соединении специального назначения. Принимал активное участие в организации, подготовке и осуществлении налёта авиации на Пёрл-Харбор, а также последующих операций. Участник сражения у атолла Мидуэй. Занимал должность офицера по вопросам авиации в оперативном отделе штаба Объединённого флота.