Актуальность изучения психологии. Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения развития мотивационно-потребностной сферы студентов

В странах постсоветского пространства не принято обращаться за помощью к психологу, но вы должны откинуть все предрассудки, и понять, что квалифицированный психолог может стать единственным человеком, способным помочь вам разобраться в себе и в своих проблемах!

Последствия компьютеризации

В эру компьютерных технологий, когда каждый живет в своем маленьком мирочке в виде модного гаджета, люди перестали общаться. А это в свою очередь налаживает негативный отпечаток на личность и приводит к не умению общаться. А что значит общение..? Это возможность найти поддержку, помощь в тяжелый период жизни.

Общение дает человеку возможность открыться и быть счастливым. Но мы сами у себя забираем эту возможность, проводя огромное количество времени в сетях интернета.

Как результат, люди замыкаются, накапливая эмоции, которые съедают человека изнутри. Такому человеку просто необходима консультация психолога http://rostduha.ru/consultatii/ , в целях восстановления контакта с людьми и своего места в социуме.

Техника - для комфортной и счастливой жизни

Миллионы инженеров по всему свету ежедневно создают тысячи новых машин предназначенных для создания комфорта в нашей жизни. Только вот почему-то все больше людей это все не радует, а пробуждает "жабу", мы вынуждены сутками работать для того чтобы заработать на новый гаджет, мы следим за новинками в технике переставая уделять внимания своему полноценному отдыху, вот и получили комфортную и счастливую жизнь. Как следствие - психическое переутомление, нервный срыв депрессия и вот мы опять вернулись к актуальности помощи психолога.

Помощь актуальна

Можно много перечислять, что нас убивает и почему кто-то более счастлив имея всего ничего, а кто-то имея золотые горы плачет в подушку. Ответить на этот вопрос сможет только психология. К сожалению 50% населения планеты так и не знают что они хотят, и это не из-за того что они плохие, ленивые или глупые. Просто их не направили в нужное русло. Ведь посмотрите вокруг - модно быть начальником, модно учиться в университетах, модно ходить по барам, но никто не говорит о том, что нужно именно конкретному человеку. Не всем же быть директорами, кто-то должен и улицы мести. Именно в определении значения человека в этом мире и заключается основная помощь психолога в наши дни.

Кому, где и когда

Для того чтобы психология была не только актуальна, но и эффективна начинать надо с родителей, ведь мы - это отражение недочетов наших родителей. Необходимо до них донести актуальность помощи психолога и научить пользоваться законами психологии, особенно в вопросах воспитания детей, это обеспечит хорошие взаимоотношения между родителями и детьми. Кроме того, заложит хороший крепкий фундамент для формирования полноценного счастливого общества.

Специфика психологических проблем.

В помощи психологов люди нуждались практически на протяжении всей истории. Однако, хорошая и необходимая методологическая база, позволяющая решать психологические проблемы, появилась только на стыке 19-20 веков и совершенствуется до наших дней.
Ритм современной жизни требует больших физических и мыслительных усилий, с которыми человеку не всегда по силам справиться. Зачастую у человека даже нет времени разобраться в себе, а обращаться за помощью к близким родственникам или друзьям не хочется. Не каждый человек желает рассказывать о своих проблемам близким людям, ведь это может только усугубить ситуацию, вызвав психологические проблемы и у них. Ну а некоторые проблемы и вовсе не решаемы без помощи квалифицированного специалиста. В связи с этим, оказание психологической помощи в наши дни является важным фактором здоровья человека.

Основные виды психологической помощи.

Современными психологами разработан массивный методологический аппарат, позволяющий воздействовать на человека и помогать ему как на стадии, когда проблема ещё практически не возникла, так и в самые трудные жизненные моменты. Для того, чтобы в будущем избежать психологических проблем необходимо позаботиться о психопрофилактике и психологическом просвещении. Если человек будет иметь представление о сущности и процессе возникновения психологических проблем, то существует большая вероятность, что ему удастся их избежать. Следующим моментом в работе современных психологов является психодиагностика, которая помогает выявить (если они имеются) те или иные проблемы.
Когда проблемы выявлены, но они не совсем существенные, то лучше всего обратиться к психологам за консультацией. С помощью специфических методов они помогут решить ваши проблемы и вернут вам душевное спокойствие.
На более поздних стадиях потребуется более серьёзное воздействие на внутренний мир человека. Для это разработаны такие методы лечения как психотерапии, психиатрия, психокоррекция.

Преимущества обращения за помощью к квалифицированным психологам.

Обращаясь за помощью к квалифицированному психологу, вы должны понимать, что он изначально берёт на себя целый ряд обязательств: не оценивать вас как человека, а оценивать только ваши поступки; принимает вашу систему ценностей, а не общества; происходящие разговоры в его кабинете, останется только в стенах его кабинета. Поэтому вам не стоит бояться того, что подумают окружающие. Анонимность будет гарантирована. Психолог грамотно оценит ваше состояние и поможет найти выход из сложившейся ситуации. Консультации и помощь сейчас доступна во всех городах, психологи работают в школах, детских садах, вузах, присутствуют на предприятиях. Поэтому помощь психолога сейчас актуальна как никогда.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АЛГОРИТМ ПРОФЕССИОГРАММЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Шантырь Е.Е. Актуальность практической психологии и алгоритм профессиограммы практического психолога //
Психолог. — 2015. - № 4. - С.116-138. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.4.15267.
URL: http://e-notabene.ru/psp/article_15267.html

Шантырь Евгений Евгеньевич,
психолог, заведующий кафедрой практической психологии Днепропетровского института
Межрегиональной академии управления персоналом, доцент, кандидат медицинских наук

Аннотация. В данной статье показана актуальность практической психологии в современном обществе. В условиях постоянной интенсификации жизни человека и нарастания кризисных явлений прогрессивные личностные преобразования в обществе должны происходить достаточно быстро и массово, что позволит обратить вспять кризисные явления и нынешнюю направленность современного человечества к саморазрушению и самоуничтожению. Проблемы, с которыми сегодня сталкивается человечество, являются результатом нынешнего духовно-психологического кризиса. Уровень эволюции человеческого сознания, как носителя психических процессов, не обеспечивает во многих случаях, адекватную реакцию социума и его индивидуумов на существующие ныне вызовы и не приводит к своевременной выработке нового мировоззрения по преодолению кризисных явлений. В этих условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной наукой, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций.Вместе с тем, профессия психолога пока ещё далеко не однозначно воспринимается сегодня в современном обществе, сама практическая психология не заявила о себе должным образом, а деятельность практических психологов не стала конкретной и понятной людям. Ключевой причиной этого является, прежде всего, отсутствие четко сформулированных основ профессиограммы практического психолога, позволяющих отделить психологическую помощь от всех других близких по содержанию парапсихологических и астрологических видов деятельности. Методология исследования данной работы включает в себя анализ научного материала и теоретическая разработка основной концепции деятельности практического психолога. Научная новизна представленных материалов заключается в том, что автором предложен и обоснован алгоритм профессиограммы практического психолога, деятельность которого, в отличие от других профессий, должна быть направлена, прежде всего, на развитие психических процессов человека с целью формирования новой личности, способной в любых условиях адекватно решать свои конкретные проблемы. При этом автором разработан и описан метод гуманитарно-поведенческого психоанализа, который отражает основное содержание работы практического психолога. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере психологических услуг: студентам, преподавателям, практическим психологам и госслужащим системы образования.

Ключевые слова: психология, практическая психология, актуальность, интенсификация, кризис, алгоритм профессиограммы психолога, психические процессы, психологические консультации, гуманитарно-поведенческий психоанализ, социум

УДК: 159.99

DOI: 10.7256/2409-8701.2015.4.15267

Современное общество характеризуется разнонаправленным многообразием социально-политических, религиозных, культурно-образовательных, семейно-брачных, а также межличностных отношений,в том числе по половому признаку. На протяжении последнего времени мы становимся свидетелями более важных технологических прорывов и социально значимых изменений в обществе на протяжении одного десятилетия, или даже одного года, чем те, что люди прежних исторических эпох переживали за целые столетия . Человечеству удалось проникнуть в тайны ядерной энергии, посылать космические корабли на Луну и ко всем планетам Солнечной системы, передавать вокруг земного шара звук и цветные изображения, взломать код ДНК, начать опыты с клонированием и генной инженерией и многое другое. Тем не менее, эти и многие другие, столь впечатляющие интеллектуальные успехи цивилизации, привели современное человечество на грань глобальных катастроф . Очень часто, достижения науки и техники используются для удовлетворения первобытных эмоций и инстинктивных влечений, которые не очень-то отличаются от тех, что правили поведением людей в каменном веке . Такое положение дел привело к тому, что помимо призрака ядерной войны человечеству угрожают несколько менее зрелищных, но не менее коварных и более предсказуемых сценариев конца света. В первую очередь это относится к промышленному загрязнению почвы, воды и воздуха, разрушению озонового слоя, парниковому эффекту в атмосфере, угрозе ядерных отходов и катастроф, возможному истощению на планете запасов кислорода, опасности токсичных добавок в пище и напитках. К этому ещё можно добавить некоторое число социальных явлений, менее апокалиптических по природе, но не менее разрушительных. Прежде всего, это нищета и голод с одной стороны, а с другой - пресыщение людьми материальными благами, наличие избыточного веса и ожирения среди значительной части населения планеты . Угрожающего размаха приобрели также распад семьи, кризис материнства и отцовства , исчезновение духовных общечеловеческих ценностей , утрата естественной связи человека с природой, рост всеобщего отчуждения и агрессии в отношениях между людьми и, даже, целыми этническими группами, отсутствие спланированных и благоприятных перспектив на будущее развитие целых регионов .

Вызов нашего времени - это всё возрастающая интенсивность далеко неоднозначных процессов во всех сферах человеческой жизни. Социально-политическая, производственная, информационная, религиозная, культурно-образовательная, а также сфера семейно-брачных и межличностных отношений претерпевает изменения буквально на глазах. Резко возрастает интенсивность производства, наблюдаются интенсивные, далеко не всегда благоприятные, преобразования в обществе , ускоряются интенсивные, часто деструктивные изменения личностных качеств человека , его состояния здоровья , имеет место интенсивное лечение, обучение и многое, многое другое .

Сама по себе интенсивность не является проблемой, а скорее, наоборот, она вызвана самим ходом исторического развития и призвана удовлетворять растущие социальные, духовные и материальные потребности современного человека. В то же время, именно, такая "скоростная" ситуация порождает опасность накопления не решенных проблем в социуме. В ходе постоянной интенсификации жизни очень быстро растёт число конфликтных ситуаций и соответствующих состояний психики в результате отставания общества или отдельного человека от требования современного мира . Это в свою очередь неизбежно формирует ошибочное, не адекватное, а порой и просто агрессивное поведение личности и даже целых этнических или социальных групп . Такое положение дел порождает возникновение и непримиримое противостояние различных мировоззрений и, самое главное, приводит к конфликтам и проблемам, которые, к сожалению, в условиях современной цивилизации всё чаще перерастают во враждебность и человеческие трагедии. При этом такие тенденции наблюдаются во всех сферах жизни общества, но, особенно, в социально-политической сфере и в личной жизни человека .

И как следствие вышеупомянутых причин нынешнее человечество живёт в условиях постоянной психо-эмоциональной напряженности, находясь на самом краю им же созданных катастроф. И это происходит в то время, когда современная наука предлагает обществу почти сказочные производственные технологии, которые с легкостью бы могли решить большинство насущных социальных и материальных проблем сегодняшнего мира. Но этого не происходит, а, следовательно, существующие проблемы по своей природе не являются технологическими, экологическими или даже политическими, их глубинный смысл находится внутри человеческой личности, в его психике и самих психических процессах .

Становится всё более и более очевидным тот факт, что в современном мире административные и законодательные меры, экономические и общественные санкции, силовые сценарии, военные вторжения и другие подобные действия и мероприятия практически не приводят к желаемому результату. Более того, они обязательно порождают, новые гораздо более сложные проблемы, чем были призваны решить изначально. Уже с самого начала их применения, как правило, можно с уверенностью утверждать, что они обречены на провал, потому что их стратегия, призванная устранить или хотя бы облегчить тот или иной региональный кризис в социуме, коренится в той же самой идеологии, которая и явилась первопричиной возникновения самого кризисного явления.

При самом тщательном рассмотрении нынешний глобальный кризис человечества в своей основе является ни чем иным, как кризисом духовно-психологическим, ибо он отражает уровень эволюции человеческого сознания, как носителя психических процессов. Именно поэтому трудно себе представить, чтобы этот кризис мог бы быть разрешен без коренного преобразования личностных качеств человеческого индивидуума, что определяется, в конечном счете, уровнем развития его сознания, как носителя психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных, функциональных и духовных . Другими словами, сегодня миру нужен человек, как личность, с качественно новым мировоззрением, интеллектуально и духовно зрелый, с приоритетом общечеловеческих и духовных ценностей .

На первый взгляд подобная задача кажется слишком сложной и даже научно-фантастической. Возможность превращения современного человечества в вид индивидов, способных на мирное сосуществованиесо своими собратьями, невзирая на расу, цвет кожи, религиозные и политические убеждения, не говоря уже о других отличиях, разумеется, не выглядит слишком уж правдоподобной с учетом всей предыдущей истории развития человеческой цивилизации. Однако, ситуация не столь безнадёжна, как может показаться вначале. Коренные духовно-психическое преобразования человечества не только возможны, но и постоянно происходят, в том числе и в наши дни .

Что же является основополагающим фактором прогресса, как всего человечества, так и отдельно взятого индивидуума? Это, безусловно, эволюционное, в соответствии с интенсивностью современной жизни, комплексное и гармоничное развитие человеческого сознания, как носителя психических процессов.

Эволюция психических процессов представляет собой непрерывное, постепенное и длительное развитие психики всех живых организмов в условиях адаптации их к Земным параметрам жизни. Психика, как совокупность психических процессов, возникла по данным литературных источников, более 500 миллионов лет назад и на протяжении всего этого периода постоянно эволюционировала . В доступных нам источниках литературы и на сайтах Интернета выделяются три основных уровня эволюции психики:

1. Межвидовой уровень эволюции - на данном этапе происходит постепенное изменение психики от наиболее простых к более сложным формам по мере развития различных видов животных от простейших к млекопитающим и самому человеку. Он раскрывает все происходящие явления жизни на планете Земля.

2. Филогенетический (внутривидовой) уровень эволюции - заключается в плавном переходе психики по мере развития животного или человека, как вида. В данном случае человек выступает как один из видов млекопитающих, существующих около 3 миллионов лет. На протяжении всего этапа наблюдается постепенное не прерывное изменение самой психики.

3. Онтогенетический уровень эволюции - раскрывает развитие психики в онтогенезе, т. е. в процессе всей жизни человека (либо животного), начиная с момента рождения до смерти.

Безусловно, в процессе эволюции, психика как жизненное явление, постоянно претерпевает глубокие качественные преобразования . Смысл этих преобразований, если говорить коротко, заключается в том, что первоначально свойства психических процессов предоставляют возможность живым объектам удаляться от неблагоприятных факторов, затем обеспечивают поиск благоприятных условий для организма и, в конечном счете, психика выступает как инструмент для изучения и преобразования всей окружающей среды. Качественно новые характеристики психических процессов, которые появились в результате развития живого объекта в онтогенезе, в дальнейшем проявляются в последующих поколениях на филогенетическом (внутривидовом) уровне эволюции животного или человека.

Вместе с тем, если рассматривать историю человечества, то она свидетельствует, что эволюция психических процессов и в целом психики человека, наряду с неоспоримыми достижениями, сопровождалась и сопровождается, к сожалению, целым рядом негативных явлений: войнами, социальными бедствиями, техногенными катастрофами и другими кризисными явлениями. Следовательно, развитие психики, как совокупности психических процессов человека, особенно в нынешних условиях, требует научно обоснованных профессиональных подходов и представляется нам архи важным для будущего всей человеческой цивилизации. И главная задача здесь заключается в том, чтобы в условиях нарастания кризисных явлений и постоянной интенсификации жизни человека качественно новые прогрессивные личностные преобразования в обществе происходили достаточно быстро и массово, что позволит обратить вспять кризисные явления и нынешнюю направленность современного человечества к саморазрушению и самоуничтожению.

В этих условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной дисциплиной, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций. Именно этим можно объяснить актуальность и всё возрастающую потребность в обществе профессии практического психолога. Наблюдается нарастающее внедрение этой специальности во все сферы государственных служб и образовательных учреждений, религиозных, культурных, медицинских и других заведений, а также растет востребованность этой профессии в частном бизнесе и в решении проблем личной жизни .

Вместе с тем, профессия психолога пока ещё далеко не однозначно воспринимается сегодня в современном обществе. Можно сказать, сложился некий парадокс: с одной стороны наблюдается всё возрастающая потребность и востребованность в психологической помощи, а с другой стороны существует огромное недоверие людей ко всему, что связано с психологическими услугами . Такое положение дел очень часто объясняется достаточно невысоким уровнем психологической грамотности населения, что, бесспорно, имеет своё подтверждение в действительности. Но всё-таки главная причина недоверия и отсутствия должного авторитета профессии психолога в социуме, заключается, на наш взгляд, именно в том, что сама практическая психология не заявила о себе должным образом, а деятельность практических психологов, увы, не стала конкретной и понятной людям.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что в настоящее время работа практического психолога стала почти в один ряд с целителями, астрологами, ясновидящими, экстрасенсами и др. специалистами подобного рода. В Санкт-Петербурге, например, имеется более 400 различных школ целительства, которые могут называться центрами, институтами и даже академиями. Все они рекламируют услуги по оказанию психологической помощи: индивидуальные психологические консультации, тренинги, коучинги и т.д. . Ключевой причиной этого факта, на наш взгляд, является отсутствие четко сформулированной и понятной нормативной базы, позволяющей отделить психологическую помощь от всех других видов деятельности, которые мы ни сколько не преуменьшаем. Нужен некий алгоритм профессиограммы практического психолога. Это необходимо, также, и для организации необходимого контроля за профессиональной деятельностью практического психолога и повышения его ответственности за предоставленные им услуги, а то в настоящее время оказание психологических услуг, кроме как совестью специалиста, никаким образом не регламентируется .

В практической психологии принято выделять две главные составляющие: консультационная работа и так называемое психотерапевтическое, мы назовем его эволюционное направление, как вид деятельности, связанный с применением методов практической психологии для развития психических процессов человека. При этом следует подчеркнуть, что психотерапия, как и другие медицинские термины, применяемые в практической психологии, ни какого отношения к лечению, т.е. к терапии не имеют, о чем подробно описано нами в работе "Вопросы образования и интерпретации профессий в сфере психологических услуг" .

Консультационное направление по смысловому содержанию оказываемой психологической услуги можно классифицировать на 3-и вида:

1). Информация о проблеме с точки зрения современной психологии и других смежных наук и религии.

2). Информация, как рекомендация психолога по решению или смягчению действия проблемы в жизни человека.

3). Информация, как совместное решение, выработанное психологом и клиентом в процессе общения по конкретной проблеме.

Что касается эволюционного (психотерапевтического) направления, то в современной практической психологии существует три основных методологических подхода:

1). Психодинамический (психоаналитический, глубинный).

2). Когнитивно-поведенческий (бихевиоральный, бихевиористский).

3). Гуманистический, гуманитарный (феноменологический, экзистенциально-гуманистический).

Все три подхода, в настоящее время, объединяют в себе около 500 различных методов и подходов. Нет возможности, да и нет, конечно, необходимости описывать их все в данной работе. Для ознакомления с ними в открытом доступе существует множество ресурсов Интернета, а также источников литературы .

При всём вышеуказанном методическом многообразии возникает вопрос, какой же основной смысл или алгоритм работы вложить в концепцию профессиограммы практического психолога в эволюционном (психотерапевтическом) направлении, т.е. в направлении использования психологом всего комплекса методов практической психологии? Что конкретно понимать под деятельностью практического психолога по развитию психических процессов? Какими основными теоретическими положениями ему необходимо руководствоваться в эволюционном направлении вне зависимости от социальной или производственной области своей деятельности и специфики отношений с конкретным клиентом? При этом, что особенно важно, алгоритм профессиограммы практического психолога не должен противопоставлять методологические подходы и ограничивать возможность психолога в выборе методов, применяемых на практике. Все три направления и весь перечень методов в эволюционном (психотерапевтическом) направлении практической психологии необходимо объединить в одну базовую концепцию профессиограммы практического психолога.

Если суммировать всё вышесказанное, то можно утверждать, что алгоритм профессиограммы практического психолога должен включать в себя консультационную помощь и реализацию гуманитарно-поведенческого психоанализа. Консультационная помощь должна проводиться в трёх, указанных выше, смысловых направлениях, каждое из которых требует, безусловно, своего дальнейшего профессионального совершенствования, хотя вопросы консультирования в настоящее время, достаточно широко представлены на многочисленных сайтах Интернета и в источниках литературы .

Что касается термина "гуманитарно-поведенческий психоанализ", то мы его вводим впервые, с целью объединить все три методологических направления практической психологии и, тем самым, включить все существующие методы практической психологии в арсенал деятельности практического психолога. Какое же смысловое значение содержит в себе гуманитарно-поведенческий психоанализ, как алгоритм профессиограммы практического психолога в эволюционном направлении?

Прежде всего, в самом названии уже отражается конкретное содержание алгоритма профессиограммы практического психолога. Гуманитарная составляющая включает в себя усилия психолога направленные на формирования у клиента "Феномена" личности человека, его уникальности и неповторимости, личности, которая обладает в полной мере необходимым потенциалом, "искрой Божьей", для решения любой своей проблемы. В центре внимания здесь выступают высшие ценности: любовь, свобода, творчество, самоактуализация личности, ответственность, а также смысл жизни человека и главные цели реализации его личностных качеств. Для этого практический психолог может использовать всю теоретическую базу феноменологической философии, а также теоретические подходы и весь набор методов гуманистической психологии, гуманитарной психологии, экзистенциально-гуманистический и трансперсональной психологии.

Вторая, поведенческая составляющая алгоритма профессиограммы практического психолога направлена, в первую очередь, на выработку и реализацию конкретных практических шагов по формированию у клиента нового мышления и адекватных поведенческих реакций, как по отношению к его проблемным ситуациям в окружающем мире, так и по отношению к самому себе. Эта та часть работы по преодолению кризисных ситуаций в жизни клиента, которая наиболее доступна с точки зрения осуществления конкретных изменений. Ведь своими мыслями и поведением человек, как личность, всегда имеет возможность управлять. Следовательно, менять свою жизнь, в самом широком смысле этого слова, человек может начинать непосредственно в любой текущий момент, тем более при поддержке психолога. Для работы в этом поведенческом аспекте практический психолог может использовать теоретическую базу и необходимые методы когнитивно-поведенческий (бихевиоральный) и коммуникативной психологии.

И, наконец, психоанализ, как наиболее сложный процесс в работе практического психолога, является третьей частью алгоритма профессиограммы практического психолога. Применяется он для поиска скрытых, глубинных подсознательных механизмов, порождающих кризисные явления в жизни конкретного человека. Методологические подходы проведения психоанализа могут быть разные и базироваться на психоанализе Фрейда, аналитическом психоанализе Юнга, индивидуальном психоанализе Адлера, неофрейдизме, физиологической и биоэнергетической психологии, гештальтпсихологии, а также на многих других подходах.

Мы предлагаем в смысловую основу проведения психоанализа положить поиск заблуждения, ошибочного убеждения, которое находится в глубинах подсознания человека в виде определенной энергии. Основываясь на "энергийности" сознания, согласно интегративной психологии , это ошибочное убеждение, (заблуждение) при его осознании, так называемом инсайте, трансформируется в положительную энергию рационального суждения. Для такой трансформации, прежде всего, необходимо отказаться от ошибочного убеждения и на основании психоанализа выработать рациональное, адекватное мышление по отношению к рассматриваемому явлению или событию в жизни конкретного человека или даже его предшествующих поколений.

При этом в оптимальном варианте практический психолог вместе с клиентом в процессе психоанализа должны стремиться определить корневую заблуждающуюся мысль, так называемый "первородный грех", который и является основным источником проблем и не правильных решений в жизни человека. Хотя устранение не правильных умозаключений на любом уровне "ошибочного древа" будет способствовать смягчению кризисной ситуации и порождать положительную динамику в жизненных обстоятельствах человека.

Схематично гуманитарно-поведенческий психоанализ включает в себя следующие этапы работы практического психолога:

Определить и сформулировать проблему.

Установить причину проблемы.

Обосновать причинно-следственную связь проблемы и причины.

Выработать решение.

Психоаналитическое содержание каждого этапа следующее:

1. Определить и сформулировать проблему:

Анализ жизненных обстоятельств с момента рождения.

Анализ жизни родных и близких.

Анализ кризисных ситуаций в жизни человека.

Анализ и формулировка проблемы человека.

Краткая и четкая текстовая запись сформулированной проблемы.

2. Установить причину проблемы:

Анализ мыслей человека по отношению к себе.

Анализ мыслей человека по отношению к окружающим.

Анализ эмоциональных состояний и реакций человека.

Определить главную ошибочную мысль (корень зла, так называемый первородный грех).

Краткое и четкое формулирование и текстовая запись ошибочной мысли.

3. Обосновать причинно-следственную связь:

Обосновать связь судьбоносных событий в жизни человека с ошибочной мыслью.

Обосновать связь эмоциональных состояний и реакций человека с ошибочной мыслью.

Обосновать жизненные обстоятельства человека и его психо-эмоциональное состояние с наличием ошибочной мысли.

4. Выработать решение:

Сформулировать вместо ошибочной рациональную (правильную) мысль и сделать её текстовую запись.

Сформулировать и записать производные мысли (аффирмации) от новой рациональной (правильной) мысли.

При необходимости определиться с методом практической психологии для дальнейшего развития психических процессов.

Все три этапа проведения гуманитарно-психологического анализа в условиях их практической реализации сами по себе, что уже очень важно, способствуют развитию всех групп психологических процессов психики человека, но в первую очередь, конечно, как видно из самого перечня выполняемых заданий, в развитие вовлечены интеллектуальные психические процессы. К ним относятся воображение, мышление, память, внимание и речь . Именно этим психическим процессам, главным образом, человечество на протяжении всей своей истории обязано своему интеллектуальному прогрессу во всех сферах своего бытия. Проблема всегда является результатом каких-то заблуждений, а прогресс - это всегда результат нового более совершенного интеллектуального состояния, как общества в целом, так и конкретного человека. Следовательно, деятельность практического психолога по развитие этих психических процессов и, в первую очередь, мышления, как основы высшей познавательной деятельности, особенно в условиях постоянной интенсификации жизни и нарастанию кризисных явлений в современном обществе представляется нам наиболее актуальной задачей сегодняшнего дня.

При этом следует отметить, что практическая психология в настоящее время заинтересована в дальнейшем становлении своего имиджа исключительно на основе гуманитарной терминологии. Необходимо в теоретических описаниях и практических действиях полностью отказаться от чисто медицинских терминов, таких как диагностика, диагноз, врач, лечение, терапия и связанных с ними словосочетаниями. Отказавшись от медицинского подхода к человеку с точки зрения лечения проблемы (болезни, патологии), профессия практического психолога станет профессией для здорового человека, как оно и есть на самом деле в контексте развития, подчеркнём, не лечения, а именно развития психических процессов. Даже если у человека есть медицинский диагноз, какой-то болезни, то для практического психолога он остаётся здоровым человеком, личностью, которая с помощью развития психических процессов и появлению более совершенных личностных качеств решает свои проблемы, в том числе, и в отношении своего здоровья. Привлекательность профессии практического психолога для социума заключается именно в развитии человека, как личности, а не в его лечении. Лечением занимаются врачи, усилия психолога направлены на личностный рост человека.

Таким образом, подводя итог сказанному в этом разделе, мы акцентируем внимание на следующих основных положениях:

1). Актуальность практической психологии и всё возрастающая потребность в обществе профессии практического психолога сегодня продиктована интенсификацией всех сфер жизни человека и угрожающим нарастанием кризисных явлений в современном обществе. Качественно новые прогрессивные личностные преобразования в обществе должны происходить достаточно быстро и массово, что позволит обратить вспять кризисные явления и нынешнюю направленность человечества к саморазрушению и самоуничтожению.

2). Алгоритм профессиограммы практического психолога включает в себя деятельность, направленную на развитие психических процессов человека, путём проведения консультаций и реализации гуманитарно-поведенческого психоанализа, который последовательно включает в себя все три основные методологические направления практической психологии: психодинамическое, когнитивно-поведенческое и гуманистическое.

3). Практический психолог - гуманитарная профессия, которая не включает в себя врачебное мировоззрение и лечебные манипуляции и, соответственно, не предусматривает использование медицинской терминологии. Главной целью работы практического психолога является личностный рост человека путем развития его психических процессов.

Библиография

.

Александров А.А. Интегративная психотерапия. СПб: Питер, 2009. 352 с.

.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2001. 272 с.

.

Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. 2003. №7. С.193-200.

.

Башмакова О.В. Емоційні та психологічні чинники ставлення до здоров"я. Дисертація канд. психол. наук / Одеський держ. медичний ун-т. К., 2007. 234 с.

.

Берн Э.Л. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы / Общ. ред. М.С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 2006. 270 с.

.

Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.

.

Бондаренко О.Ф., Кучеровська Н.О. Контент-аналіз структури професійної мотивації практикуючих психологів // Теоретико-методологічні проблеми розвитку особистості в системі неперервної освіти: Матеріали методологічного семінару АПН України, 16 грудня 2004 року / За ред. академіка С.Д.Максименка. К., 2005. С. 614-619.

.

Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. 2003. № 7. С. 100-105.

.

Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 3. С. 90-101.

.

Васюк К.М. Особливості прояву егоцентризму особистості в періоди життєвих криз. Дисертація канд. психол. наук / Нац. акад. пед. наук України, Ін-т психології ім. Г.С.Костюка. К., 2012. 200 с.

.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 670 с.

.

Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991. 754 с.

.

Генон Р. Царство количества и знамения времени. М.: Беловодье, 2003. 450 с.

Актуальность психологического консультирования для системы дошкольного образования.

А.А. Медведева, педагог-психолог

ГБОУ детский сад №932 СВУО

Практика психологического консультирования в системе дошкольного образования переживает в настоящее время период своего активного становления. Это требует от педагога-психолога, с одной стороны расширения его методического арсенала и соответствующего круга психологических представлений, с другой стороны, классификации уже имеющегося опыта, выделения определенных научно-методических подходов, более ясного обозначения позиций..

Детский психолог - это, прежде всего, человек, хорошо знающий и глубоко понимающий ребёнка, разбирающийся как в общих закономерностях его психического развития, так и в возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он ориентируется и в психологии взрослых людей, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребёнку. Родители в процессе психологической консультации сами находят возможные варианты решения вопроса, а психолог подводит их к точным выводам..

За психологической консультацией обращаются как родители воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения, так и родители детей, не посещающих детский сад. На базе ГБОУ д/с№932 организована работа консультативного пункта, где плодотворно ведется психологическая консультативная практика. Запросы родителей имеют несколько направлений:

1. Адаптация к дошкольному учреждению. Каждый малыш по-своему переживает отрыв от мамы, да и родители, приняв решение о посещении ребенком дошкольного учреждения, далеко не всегда сами готовы к этому. Психолог начинает консультировать родителей еще до прихода ребенка в детский сад, что позволяет родителям грамотно подойти к этой проблеме и максимально улучшить процесс адаптации. В нашем дошкольном учреждении 90% детей легко адаптируются к ДОУ, а организованные группы кратковременного пребывания позволили достичь практически 100% успешного результата. Плодотворное взаимодействие с родителями с первых минут посещения дошкольного учреждения позволяет в дальнейшем строить доверительное и продуктивное общение на индивидуальных консультациях.

2. Потеря контроля. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Родители - теряя контроль над ребенком, решают посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.

3. Страхи. Помощь психолога необходима, если ребенок испытывает страхи, чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Родители на консультации узнают, что страхи в определенном возрасте - явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка, узнают, как правильно общаться с дошкольником. Психолог помогает безболезненно преодолеть дискомфортный для ребенка момент.

4. Чрезмерная активность. С проблемой гиперактивных детей родители сейчас сталкиваются очень часто. Такие дети подобны урагану или вулкану, который не знает границ и может взвиться под потолок в любую минуту. Сосредоточиться или высидеть спокойно какое-то время в процессе деятельности для таких детей - большая проблема. Психолог помогает родителям найти оптимальный способ общения с ребенком, овладеть методиками снятия излишнего возбуждения.

5. Агрессивность. Многие родители сталкиваются с этой проблемой. Ребенок сердится, может обидеть другого ребенка, причинить боль животному, демонстративно сломать игрушку. Педагог – психолог находит вместе с родителем причины такого поведения, планирует действия в семье и группе детей.

6. Застенчивость. Застенчивые дети избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Первостепенно таким детям необходима помощь семьи, педагог-психолог проговаривает с родителями их особенности и тонкости общения.

Поводов обращения родителей к педагогу-психологу множество. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть близкого человека, развод родителей; появление нового члена семьи. И в каждой конкретной ситуации психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, поможет пережить семье случившееся. Родители все чаще обращаются не за решением конкретной проблемы, а просто за информацией о достижениях в развитии ребенка. Наряду с индивидуальным консультированием становится актуальной организация родительских клубов, проведение круглых столов с родителями.

Литература.

1.Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып.2 / Под ред. Н.В. Пилипко. – М.: УЦ «Перспектива», 2000.

2.Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. Педвузов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

3.Чиркова Т.И. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку // Вопр. психол. – 1987. – №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - психологическое консультирование семьи.

Современные психолого-педагогические исследования показы­вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...

Психологическое консультирование родителей, имеющих гиперактивного ребенка

Гиперактивность является распространенным нарушением дошкольного возраста и представляет собой сложную и актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, он...

Консультация для родителей "Влияние психологического консультирования на уровень тревожности младших школьников"

Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее....

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.Общение

1.1.Понятие общения, его виды и функции

2. Общение и личность

2.1. Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности

Заключение

Введение

Актуальность проблемы исследования: Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. личность процесс общение деятельность

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.

Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - формирования личности в нем.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

1.Общение

1.1 Понятие общения, его виды и функции

Необходимость общения, взаимодействия, взаимной помощи возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному человеку.

Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возникает с целью установления контактов при осуществлении совместной деятельности и поведения. Общаясь люди, занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Общение - это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки.

Г. И. Андреева полагает, что общение - более широкое понятие, включающее коммуникацию, как один из своих аспектов. Она предлагает следующую модель общения:

Как видим, в модели общения Г. И. Андреевой в структуре общения выделены 3 взаимосвязанные стороны:

· коммуникативную, которая заключается в обмене информацией общающимися индивидами;

· интерактивную, предполагающая взаимодействие общающихся индивидов, в процессе которого происходит не только обмен информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение личные характеристики партнеров;

· наконец, общение имеет также и перцептивный аспект, представляющий собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к достижению взаимопонимания и сближению позиций.

Общение включает в себя обмен информацией, мыслями, чувствами, духовными ценностями. Оно может осуществляться как в форме диалога, так и в форме монолога. Главный результат общения - доверие, возникающее между людьми. Потребность в общении - это базовая потребность человека. В общении мы получаем возможность высказать себя, найти своих единомышленников.

Как и всякое сложное явление, общение имеет свои мотивы, средства, способы и виды.

Мотивы общения могут быть личные и социальные. Личные мотивы связаны с субъективными психологическими состояниями людей, с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Социальные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми определенной категории в соответствии с должностными обязанностями.

Средства общения бывают вербальные и невербальные. Основным средством общения является язык, который представляет собой, как уже указывалось, систему словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства общения являются вспомогательными и используются как дополнительные к языковым средствам. Это мимика, пантомимика, жесты, прикосновения и т.д.

Способы общения могут быть непосредственными и опосредствованными. Непосредственное общение осуществляется при помощи различного рода движений головой, туловищем, конечностями, речевых органов и предполагает непосредственное восприятие идущей от субъекта информации. Опосредствованное общение предполагает применение специальных средств для установления контакта и обмена информацией посредством знаков, символов, радио, телевидения, светофоров и т.д.

Виды общения бывают: материальные, символические, речевые и ролевые. Материальное общение является самым древним способом обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком. Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в связи с их способом существования и свойствами им присущими.

Речевое общение дает возможность получать разностороннюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, желаниях, мечтах и идеалах. Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и письменным.

Устное речевое общение может осуществляться как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так и при помощи специальных аппаратов, воспроизводящих звуковую речь человека (радио, телефон, магнитофон, телевидение и т.п.).

Письменное речевое общение основано на использовании графических знаков и образов слов, которые являются продуктом трансформации звуковых и моторных образов слов. Благодаря письменной речи человек может получить безграничную во времени и в пространстве конкретную и отвлеченную информацию о внешнем мире и о внутренних состояниях человека.

Ролевое общение имеет место при выполнении людьми своих социальных функций. В официальных группах ролевое общение имеет должностной характер, в неофициальных - межличностный. В неформальных группах ролевое общение имеет неофициальный характер и его форма зависит от психических свойств общающихся и от межличностных отношений, которые существуют между ними.

1.2 Классификация общения. Общение как потребность

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен.

Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Выделяют два типа коммуникаций - ролевые и личностные. В ролевом общении люди действуют совместно как представители одной социальной общности. Например, ролевым будет общение учителя со школьником, директора завода с начальником цеха, тренера со спортсменом. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.

Личностное общение более свободно, не связано общественными регуляторами и ограничителями, зависит от индивидуальных особенностей лиц, вступивших в контакт, и взаимоотношений между ними. Примеры личностного общения - дружеская беседа, отношения между членами одной семьи.

Оба типа общения могут быть открытыми и закрытыми. Существуют и смешанные виды общения. Это "одностороннее выспрашивание" и, что чаще встречается во взаимоотношениях учителя и школьника, "нежелание учесть чужие обстоятельства". Однако эффективное общение успешно осуществляется только при открытости обеих сторон.

При открытом общении обе стороны не скрывают свою точку зрения и готовы учесть позицию оппонента. Между ними в таком случае возникает психологическая совместимость. Совместимость - не одинаковость. Она может возникнуть между людьми разного пола, возраста, темперамента, между личностями, занимающими неодинаковое общественное положение. Но для совместимости необходимы взаимный интерес и обязательная взаимная уступчивость.

Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Что же касается вербального общения и его роли в психологическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

2. Общение и личность

  • 2.1 Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности
    • Человек, как и все живое в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека - это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни, характер его протекания определяется во многом окружающей средой, но вместе с тем зависит от личностных характеристик и свойств человека.
    • Первоначальное развитие человека рассматривается в психологии как переход от простого, нераздельного тождества индивида и рода к выделению единичности. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми.
    • Л. С. Выготский описал признаки развития, наиболее важными из них являются дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Также он различал два типа развития. Преформированный тип развития представляет такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и конечный результат. Непреформированный тип развития не предопределен заранее, он не дает конечных форм.
    • Л. Ф. Обухова отмечает, что развитие, прежде всего, качественное изменение, характеризующееся появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
    • В.С. Мухина считает, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией - определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе.
    • В самом общем виде «развитие личности», по мнению В. А. Петровского, есть становление особой формы целостности, которая включает в себя четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения, субъекта самосознания. Развитие совершается во «внутреннем пространстве личности», но это пространство его связей с другими людьми. «Осознавая себя в другом, как бы возвращаясь к себе, человек никогда не может добиться тождества с самим собой, его отраженное Я не совпадает с действующим.
    • В то время как активно-неадаптивные действия (Я-действующее) строятся без прототипа и открыты неизвестному будущему, в воспроизведениях своих (отраженное Я) они достраивают себя до степени завершенности и тем самым «теряют» себя в них, противоречат себе; сущностное в личности человека (быть первопричиной активности) вступает в противоречие с существованием (быть отраженным в других людях и в себе самом). Субъективно это противоречие переживается как сомнение в подлинности себя в качестве причины, что побуждает к поиску новых возможностей самополагания - новых актов свободы. В этом порождении себя как субъекта, отражении, и вновь порождении совершается развитие личности».
    • По мнению В.А. Петровского, развиваясь как личность, человек формирует и развивает собственную природу. Присваивает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед самим собой, т. е. человек вступает в мир четырех «миров»: «Природа», «Предметный мир», «Мир другого», «Я сам».
    • Описывая взаимоотношения между этими мирами, автор выделяет два следующих утверждения. Первое - любой объект «на земле или на небе» входит, по крайней мере, в один из миров; второе состоит в том, что любой объект входит в каждый из четырех «миров». Каждый из этих четырех миров находится в тесной взаимосвязи с остальными, они представляют несколько граней одного единого мира.
    • В. С. Мухина полагает, что условием развития личности помимо реальности природы является реальность созданной человеком культуры. Автор классифицирует данную реальность следующим образом: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, реальность социального пространства, природная реальность. Деятельности, которые вводят человека в пространство современной ему культуры, с одной стороны, являются компонентами культуры, а с другой - выступают условием развития личности человека.
    • А.Н. Леонтьев отмечал, что процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Главное то, что этот процесс протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности человека к той или иной группе, среде.
    • С. Л. Рубинштейн характеризовал личность следующим образом. Человек является личностью в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличности, равнодушия, поэтому для развития личности фундаментальное значение имеет сознание, но не только как знание, но и как отношение.
    • Личность в общении сочетает в себе уникальное и всеобщее. Достигшая состояния совершенства, внутреннего единства, она устанавливает новые отношения с обществом, в котором живет, поднимается над цивилизацией, к которой принадлежит. При этом она сопротивляется приобщению к массовой культуре, становится в большей степени членом рода человеческого и в меньшей - членом локальной группы общения.
    • Экзистенциалисты, как известно, делают акцент на предельном одиночестве и единственности человека. И именно эта идея придает остроту проблеме контакта, взаимодействия, взаимопроникновения в общении. Вербальная коммуникация не может решить проблему «связи между людьми в их единственности». Понимание возможно посредством «интуиции и сопереживания, любви и альтруизма, отождествления себя с другими и гомономии в целом».
    • Именно этот феномен межличностной и межкультурной коммуникации- развитие глубинной человеческой сущности, ее восхождение к своему духовному совершенству- и составляет истинную природу общения. Потребность в развитии и саморазвитии побуждает человеческие объединения не только к самопознанию, но и к взаимопроникновению- в процессе развития человеческой цивилизации. Взаимное проникновение реализуется как в позитивных, дружелюбных, так и негативных, конфликтных, иногда в агрессивных формах.
    • Следовательно, можно сделать вывод о том, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.
    • В психологии и последние годы дискутировалась проблема соотношения процессов общения и деятельности. Одни утверждают, что общение - это деятельность или, по меньшей мере, частный случай деятельности, другие исходят из того, что это два самостоятельных и равноправных процесса. Нет оснований соглашаться ни с одной, ни с другой точкой зрения, не потому, что кто-либо здесь не прав, а потому, что на самом деле противоречие отсутствует.
    • Действительно, вопрос о том, является ли общение частью (стороной) процесса деятельности или, наоборот, деятельность - стороной общения, применительно к традиционному пониманию общения как акта коммуникации явно не имеет однозначного решения. Совершенно очевидно, что если мы понимаем взаимоотношения людей как опосредствованный субъект-объект-субъектный процесс, то отношения двух или более людей опосредствуются предметом деятельности, и здесь деятельность выступает как сторона коммуникационного акта. Если понимать их как субъект-субъект-объектный процесс (а именно так понимаются деятельностные отношения), то отношение субъекта к объекту, содержанию, цели деятельности опосредствуется взаимоотношением с участником деятельности и тогда общение - это сторона, часть деятельности.
    • Принципиальная обратимость субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных отношений полностью снимает поставленную проблему. Попытки же выяснить приоритет в истории человечества либо общения, либо деятельности были бы подобны классической проблеме яйца и курицы.
    • Но вопрос о соотношении общения и деятельности может быть углублен в контексте предлагаемой концепции.
    • Для того чтобы производить, человек должен объединиться с другими людьми (установить с ними контакт, добиться взаимопонимания, получить должную информацию, сообщить им ответную). Здесь общение, как уже было сказано, выступает как часть, сторона деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация. Но, создав предмет в процессе деятельности, включившей в себя общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается. Он транслирует через созданный им предмет себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, для которых он создал этот предмет. Среди них могут быть и те, кто участвовал в создании этого предмета. Среди них может быть и сам этот человек. Через созданный предмет человек трансцендирует в социальное целое, обретая в нем свою идеальную представленность, продолжая себя в других людях и в себе как в "другом".
    • Это уже общение второго рода (в отличие от коммуникации, имеющей вспомогательный, "обслуживающий" характер), то есть общение как персонализация. Здесь деятельность выступает как сторона, часть, необходимая предпосылка общения. Общение в деятельности производит общее между людьми, которое выступает дважды: в условиях коммуникации - своей информационной стороной и в условиях персонализации - личностной. В этом отношении русский язык, в отличие от других, в более выгодном положении: в нем могут быть использованы два понятия - коммуникация и общение.
    • Итак, еще раз подтверждается давняя истина: многие споры происходят из-за того, что один и тот же предмет называют разными словами, или, как это получилось с понятием "общение", из-за того, что одно и то же слово используют для обозначения разных предметов.
    • Таким образом, потребность "быть личностью" возникает на основе социально генерированной возможности осуществления соответствующих действий - способности "быть личностью". Эта способность, можно полагать, есть не что иное, как индивидуально-психологические особенности человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, обеспечивающие его адекватную персонализацию в других людях.
    • Таким образом, в единстве с потребностью в персонализации, являющейся источником активности субъекта, в качестве ее предпосылки и результата выступает социально генерированная, собственно человеческая способность "быть личностью", обнаруживающаяся с помощью метода отраженной субъектности.
    • Заключение
    • Общение - важная духовная потребность человека как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
    • Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
    • Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого.
    • Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо.
    • Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.
    • По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: 1999, 374 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: 1983, 265 с.

3. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения. - М.: 1992.

5. Казаринова Н.В., Погольша В. М. Межличностное общение. Хрестоматия.-СПб.: Питер, 2001. 512 c.

6. Выготский Л. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2007. - 352 с.

7. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. М., 1985. 106 с.

8. ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998 - 525 c.

9. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост., авт. коммент. и послесл.: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб. и др.: Питер, 2002. - 712 с.

11. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: 2004. - 528 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Аспекты проблематики затрудненного общения. Факторы, создающие трудности в общении, причины их появления. Психологическая классификация типов общения. Общая характеристика личности и затрудненного общения. Влияние общения на личность, личности на общение.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Исследование влияния феномена общения на психическое развитие личности, на нравственную сферу, мировоззрение. Понятие общения: виды, функции, классификация. Раскрытие взглядов и трудов Выготского, Леонова, Гиппенрейтера о роли общения в развитии личности.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2011

    Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Влияние имиджа делового человека. Тактика общения.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Понятие, виды и функции общения, характеристика и значение в психологическом развитии человека. Техника и приемы общения. Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека. Методики исследования ценностей и смыслов личности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2009

    Информационно-коммуникативная функция общения. Знаковые системы в невербальной коммуникации. Перцептивный и интерактивный компонент общения. Роль восприятия в процессе общения. Главный регулятор в построении общения. Схемы запуска эффекта ореола.

    реферат , добавлен 08.01.2012

    Общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Реализация социальных отношений людей. Виды и классификации общения. Основные функции общения. Речь как средство и источник общения. Структура, зоны и дистанции речевого общения.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия "общение". Функции общения. Личность и общение. Личность как субъект общения. Свойства личности. Реальность и необходимость общения. Реализация функций обучения и воспитания.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции. Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.