Александр 3 трагедия с поездом. Крушение императорского поезда

Осенью 1888 года Александр III вместе со своим семейством побывал на Кавказе, планируя вернуться в Петербург в конце октября, к началу зимнего сезона. 29 октября царский поезд, в котором находился император с женой, детьми, близкими и штатом придворных, приближался к Харькову. День был холодным и пасмурным, с мокрым снегом и пронизывающим ветром, как это нередко бывает в преддверье ноября. В час дня Александр Александрович и Мария Федоровна вместе с четырьмя старшими детьми сели за обеденный стол в «столовом» вагоне. Младшая дочка, шестилетняя Ольга обедала в «детском» вагоне с няней.
Старый дворецкий принес гурьевскую кашу к общему столу и замер в ожидании. После того, как тарелки императора, императрицы и великих князей будут наполнены, можно унести блюдо в детскую, чтобы накормить младшенькую царевну и ее няню… Но завершить обед никому не удалось. Неподалеку от станции Борки поезд вдруг резко и очень сильно качнуло, потом еще раз. Пассажиры потеряли равновесие и попадали на пол. Никто не успел понять, в чем дело, когда буквально через секунду вагон разорвался на куски, словно картонная коробка. Тяжелая металлическая крыша рухнула вниз и застряла, не достав до голов лежавших на полу пассажиров лишь пару сантиметров. Спасло императорское семейство только то, что колеса и пол вагона отлетели, как будто срезанные ножом, и люди оказались прямо на железнодорожном полотне, на том самом ковре, который покрывал пол столовой. Если бы пол вагона удержался на своем месте, их просто раздавила бы рухнувшая крыша.
Император, обладавший богатырским сложением, ухитрился приподнять тяжелейшую вагонную крышу и несколько минут держал ее на своих плечах и спине, пока все его близкие и слуги не выбрались наружу и не оказались в безопасности. Золотой портсигар, бывший у Александра III в заднем кармане, сплющился в лепешку. Император всегда отличался невероятной физической силой, а экстремальная ситуация буквально удесятерила ее.
«Это был поистине подвиг Геркулеса, за который ему пришлось потом заплатить дорогой ценой, хотя в то время этого еще никто не знал », - говорила великая княгиня Ольга Александровна, спасшаяся, как и остальные дети императора, в момент этой страшной катастрофы.


«Детский» вагон, в котором находились Ольга и ее няня, был прицеплен сразу за «столовым» вагоном и пострадал от крушения не менее сильно. Когда поезд тряхнуло, в детской попадали на пол вещи, разбились стеклянные вазы, усыпав все вокруг мелкими острыми осколками… Няня успела подхватить на руки испуганную девочку и прижала ее к себе в тот момент, когда вагон разорвался на части. Очнулась Ольга на мокрой земле в стороне от искореженного поезда - силой взрыва ее выбросило из вагона, который, как и соседний «столовый», теперь представлял собой груду обломков.
Шестилетнему ребенку показалось, что вокруг царит настоящий ад. Ни няни, ни мамы, ни отца, ни старших братьев не было видно. Часть вагонов, мгновенно превратившихся в кучи искореженного металла, тормозила движение. Но задние вагоны, разогнавшиеся до большой скорости, продолжали двигаться, наскакивали на те, что уцелели, переворачивали и корежили их. Слышался лязг железа, дикие крики раненых, что-то горело, у полотна дороги лежали изуродованные трупы…
Поначалу и сам император, и осматривавшие его после катастрофы медики обратили внимание лишь на внешние повреждения - ссадины, порезы, придавленную обломками ногу… Самое страшное проявилось не сразу - от удара и нечеловеческого напряжения у Александра III пострадали почки, и это очень быстро привело к тяжелейшей хронической болезни, справиться с которой не мог даже такой крепкий организм, каким обладал государь. Впрочем, выбравшись из-под обломков, Александр III меньше всего склонен был оценивать собственное состояние. Он даже позволил себе пошутить:
- Представляю, как будет разочарован Владимир, узнав, что все мы остались живы!
Наверное, в этой «черной шутке» была некоторая доля истины. Если бы император и все его сыновья, находившиеся в одном вагоне с отцом, погибли, к великому князю Владимиру Александровичу, брату государя, перешел бы вожделенный царский венец.


Императрица Мария Федоровна «по свежим следам» описала пережитую катастрофу в письме своему брату, греческому королю Георгу I:
«Невозможно представить, что это был за ужасающий момент, когда мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие и силу Господа, когда Он простер над нами свою защитную руку…
Это было такое чудесное чувство, которое я никогда не забуду, как и то чувство блаженства, которое я испытала, увидав, наконец, моего любимого Сашу и всех детей целыми и невредимыми, появляющимися из руин друг за другом.
Действительно, это было как воскрешение из мертвых. В тот момент, когда я поднималась, я никого из них не видела, и такое чувство отчаяния овладело мною, что это трудно передать. (…)
Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Все падало и трещало как в Судный день. В последнюю секунду я видела еще Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз… В этот момент я инстинктивно закрыла глаза, чтобы в них не попали осколки стекла и всего того, что сыпалось отовсюду. (…) Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось. (…)
Это был самый ужасный момент в моей жизни, когда я поняла, что жива, но что около меня нет никого из моих близких. Ах! Это было очень страшно! (…) Потом вдруг я увидела мою милую маленькую Ксению, появившуюся из-под крыши немножко поодаль с моей стороны. Затем появился Георгий, который уже с крыши кричал мне: «Миша тоже здесь!» и, наконец, появился Саша, которого я заключила в свои объятья... За Сашей появился Ники, и кто-то крикнул мне, что Baby (Ольга) целая и невредимая, так что я от всей души и от всего сердца могла поблагодарить Нашего Господа за его щедрую милость и милосердие, за то, что Он сохранил мне всех живыми, не потеряв с их голов ни единого волоса!
Подумай только, одна лишь бедная маленькая Ольга была выброшена из своего вагона, и она упала вниз с высокой насыпи…
Но какую скорбь и ужас испытали мы, увидев множество убитых и раненых, наших дорогих и преданных нам людей.
Душераздирающе было слышать крики и стоны и не быть в состоянии помочь им или просто укрыть их от холода, так как у нас самих ничего не осталось!
Все они были очень трогательны, особенно когда, несмотря на свои страдания, они прежде всего спрашивали: «Спасен ли Государь?» - и потом, крестясь, говорили: «Слава Богу, тогда все в порядке!» Я никогда не видела ничего более трогательного. Эта любовь и всепоглощающая вера в Бога действительно поражала и являлась примером для всех.
Мой дорогой пожилой казак, который был около меня в течение 22 лет, был раздавлен и совершенно неузнаваем, так как у него не было половины головы. Также погибли и Сашины юные егеря, которых ты, наверное, помнишь, как и все те бедняги, кто находился в вагоне, который ехал перед вагоном-рестораном. Этот вагон был полностью разбит в щепки, и остался только маленький кусочек стены!
Это было ужасное зрелище! Подумай только, видеть перед собой разбитые вагоны и посреди них - самый ужасный - наш, и осознавать, что мы остались живы! Это совершенно непостижимо! Это чудо, которое сотворил Наш Господь!
Чувство вновь обретенной жизни, дорогой Вилли, непередаваемо, и особенно после этих страшных мгновений, когда я с замиранием сердца звала своего мужа и пятерых детей. Нет, это было ужасно. Можно было сойти с ума от горя и отчаяния, но Господь Бог дал мне силы и спокойствие перенести это и своим милосердием вернул мне их всех, за что я никогда не смогу отблагодарить Его должным образом.
Но как мы выглядели - это было ужасно! Когда мы выбрались из этого ада, все мы были с окровавленными лицами и руками, частично это была кровь от ран из-за осколков стекла, но в основном это была кровь тех бедных людей, которая попала на нас, так что в первую минуту мы думали, что мы все были тоже серьезно ранены. Мы были также в земле и пыли и так сильно, что отмыться окончательно смогли только через несколько дней, настолько прочно она прилипла к нам…
Саша сильно защемил ногу, да так, что ее удалось вытащить не сразу, а только через некоторое время. Потом он несколько дней хромал, и нога его была совершенно черная от бедра до колена.
Я тоже довольно сильно защемила левую руку, так что несколько дней не могла до нее дотронуться. Она тоже была совершенно черная.., а из раны на правой руке шла сильно кровь. Кроме того, мы все были в синяках »…


Веер императрицы Марии Федоровны с портретами мужа и детей

Цесаревич Николай выбрался из-под рухнувшей крыши в числе последних - он, как и отец, сперва помог тем, кто слабее: сестре Ксении, младшим братьям… А «бедная маленькая Ольга» скатилась с насыпи и в полном отчаянии кинулась бежать неизвестно куда, лишь бы не видеть больше этого ужаса.
Но уцелевшие взрослые уже приходили в себя. Один из лакеев догнал царскую дочку и принес ее к отцу, успевшему спасти остальных детей. Ольга была в такой истерике, что не помнила себя и исцарапала преданному слуге лицо, не понимая, кто этот человек и почему он несет ее обратно, к этому жуткому месту. Лакей воспринимал это стоически. Любимица императора, младшая дочь, была передана отцу с рук на руки. Отец отнес ребенка в один из немногих уцелевших вагонов, где уже находилась няня Ольги, миссис Франклин. У женщины были сломаны ребра и повреждены внутренние органы - в момент взрыва она прикрыла Ольгу собой.
Наверное, для любящих родителей было бы вполне естественно остаться с детьми, успокоить их после перенесенного потрясения, утешить, проверить, нет ли скрытых ран и ушибов. Но Александр и Мария, убедившись, что дети живы, оставили их одних - вокруг было множество тяжело раненых, умирающих людей, и царь с царицей отправились помогать лейб-медику, который растерянно метался между сотнями пострадавших.
Мария Федоровна, одна из немногих, не потеряла голову и старалась по мере сил облегчить страдания людей. О себе она совершенно забыла, хотя ее руки и ноги были в порезах от осколков стекла, а лицо и тело покрывали синяки и ссадины, императрице было важно одно - муж и дети живы. Значит, теперь все силы можно отдать другим людям. А в помощи нуждались многие - в катастрофе пострадали свыше двуста восьмидесяти человек, и двадцать один из них, к несчастью, погибли.
«Мама вела себя как героиня , - вспоминала Ольга, - помогая доктору как настоящая сестра милосердия ».
Императрица распорядилась развести костры из всего, что только могло гореть, чтобы оказавшиеся в чистом поле раненые люди могли хоть немного согреться, и приказала принести свой личный багаж. Когда уцелевшие слуги разыскали и доставили императрице ее чемоданы, она принялась резать на бинты собственные вещи. Любые предметы из льняного или хлопчатобумажного полотна пошли в дело. Мария Федоровна без всякой жалости расправлялась с любимыми блузками, украшенными уникальной вышивкой, нижними юбками, ночными сорочками и бинтовала истекающих кровью людей.
Прошло много времени, прежде чем из Харькова на выручку царской фамилии и всем пострадавшим прибыл вспомогательный поезд. Но ни царь, ни царица не пожелали сесть в вагон до тех пор, пока в составе не разместили всех раненых и не погрузили в него всех убитых…


Спустя месяц после катастрофы Александр III написал брату Сергею, отправившемуся незадолго до того вместе с женой Эллой в поездку по святым местам на Ближний Восток:
«Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную тяжесть, и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, всего моего семейства от мала до велика! Что мы перечувствовали, что мы испытали и как возблагодарили Господа, ты можешь себе представить! Этот день не изгладится никогда из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чуден, потому, что Христос желал доказать всей России, что Он творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость ».
Железнодорожная катастрофа в Борках произвела тяжелое впечатление на семью императора. Сыновья, и особенно Николай, считали нужным демонстрировать мужество, подражая отцу, но девочки долго находились под воздействием шока. «Именно тогда я стала бояться темноты », - признавалась Ольга Александровна уже в старости.

Храм Христа Спасителя в Борках, возведенный в честь спасения императорского семейства. Разрушен большевиками в 1919 году

Итак, что же это все-таки было? Трагическая случайность или очередное грамотно спланированное покушение? И современники Александра III, и исследователи, изучавшие документы столетие с лишним спустя, расходились во мнении - считать ли катастрофу в Борках несчастным случаем, результатом преступной халатности или жестоким террористическим актом?
Следствие тянулось вяло и не смогло дать ответа на все вопросы. Версии выдвигались разнообразные, зачастую противоречивые. Сергей Юльевич Витте, занимавший крупный пост в железнодорожном ведомстве, выступал в деле в качестве эксперта. Понятно, что он желал спасти «честь мундира» и стремился всячески преуменьшить последствия катастрофы и свести дело к заурядной железнодорожной аварии, в которой никто не виноват; вот разве что сам император, приказавший ехать с высокой скоростью. Других экспертов, выражавших несогласие с его точкой зрения, он объявил «не знающими железнодорожной практики »…
Но даже по тому, как Витте описывает саму катастрофу: «Весь поезд упал под насыпь, и несколько человек было искалечено », ясно, что его слова противоречат рассказам очевидцев. Да, Витте, собственно, очевидцем и не был - его вызвали в Харьков из Киева, когда крушение уже давно произошло…


Между тем, великая княгиня Ольга Александровна, хотя и была маленьким ребенком в момент катастрофы, запомнила все в мельчайших деталях и однозначно говорила о взрывах - «секунду или две спустя вагон разорвался как консервная банка » - и настаивала, что ее выбросило из вагона взрывной волной…
И действительно, похоже, что поезд был именно взорван, а не просто сошел с рельсов, из-за чего опрокинулось несколько вагонов. Сошедший с рельсов вагон сначала наклоняется, падает, после падения деформируется, а не разлетается на месте в одну секунду, да так, что пол в нем вообще исчезает, и пассажиры оказываются прямо на шпалах, а сорванная крыша падает на них…
Подобные искусственно спровоцированные железнодорожные катастрофы террористы пытались взять на вооружение задолго до происшествия в Борках. Осенью 1879 года, во времена царствования Александра II, несколько групп террористов, принадлежавших к обществу «Народная воля», в разных местах Российской империи готовили катастрофы императорского поезда, мечтая о гибели государя. «Рыцари революции» сочли, что организация железнодорожных катастроф - дело весьма перспективное в плане террористических актов. Мысль о десятках, а то и сотнях случайных жертв, неизбежных при крушениях поездов, как всегда, никого не останавливала.
Динамит под железнодорожное полотно был заложен в трех местах по пути следования императорского состава. И спасло людей от гибели во всех трех случаях только чудо.
Сперва машинист изменил маршрут и повел поезд не через Одессу, а через Александровск… Взрывчатка, подложенная группой Веры Фигнер на безлюдном перегоне под Одессой, просто не пригодилась. А динамит, подложенный группой Андрея Желябова под насыпь в Александровске, успел отсыреть и не взорвался в нужный момент.
Третья группа под руководством Софьи Перовской готовила катастрофу под Москвой. Из погреба стоявшего неподалеку от дороги дома народовольцы «героически» вырыли тоннель в сторону железнодорожного полотна и заложили в него мощное взрывное устройство.
И тут-то взрыв произошел без всяких осечек! Но… опять это вечное но , то губительное, то спасительное! На одной из станций царский поезд почему-то задержался, его обогнал другой состав - со свитой - и вырвался вперед. А ведь «свитский» состав должен был идти в Москву вторым!
Народовольцы, не догадываясь, что поезда поменялись местами, грохнули свой динамит под «свитским» поездом. Зная, что Александр II находится в четвертом вагоне, они оставили лишь мокрое место и от четвертого вагона, и от следующего за ним пятого. На счастье, в этих вагонах состава сопровождения людей не было - в них везли южные фрукты и другую провизию для царского стола. Государь легко пережил гибель своих персиков и винограда. Но если бы в этих вагонах были люди, все оказалось бы куда как трагичнее.


Катастрофа поезда при покушении на Александра II в 1879 году

Анализируя картину катастрофы 1888 года в Борках, трудно не заметить ее схожесть с той давней катастрофой в семи верстах от Москвы.
И в императорском семействе, без сомнения придерживались версии теракта, который «прохлопала» охрана, не обнаружив взрывного устройства. Ольга Александровна, которая хорошо знала, о чем говорили в семье после катастрофы, спустя годы рассказывала:
«Причина катастрофы так и не была установлена следствием. Все были уверены, что крушение произошло из-за халатности Железнодорожного полка, в обязанности которого входило обеспечивать безопасность императорских поездов, и что в железнодорожном полотне находились две бомбы (выделено мной. - Е.Х.). По слухам, руководитель террористической группы сам был убит при взрыве, но доказать это не удалось ».
Конечно, достоверно утверждать что-либо можно было бы лишь в том случае, если бы специалисты по железнодорожному делу и взрывотехнике провели серьезную экспертизу следственных материалов. Но как бы то ни было, информация по «делу о гнилой шпале» (как окрестили его в обществе), преданная гласности, вызывает слишком много вопросов...
Похоже, император Александр III решил просто не привлекать внимание общества к мысли, что страшная железнодорожная катастрофа могла быть не несчастным случаем, а спланированным террористическим актом, очередным покушением революционеров на жизнь правящего императора. Вероятно, он полагал, что известие о том, что террористы почти одержали победу, вдохнет новые силы в подпольные организации и придаст революционерам уверенности.

Во время крушения царского поезда в Борках Александр III держал крышу вагона, пока его семья выбиралась наружу. Этот фантастический сюжет излагается даже в серьезных исторических трудах.

БОМБА В ПОЕЗДЕ

Осенью 1888 года царская семья возвращалась из Крыма в Петербург. 17 октября у станции Борки под Харьковом поезд потерпел крушение — 10 из 15 вагонов сошли с рельсов. По счастливой случайности все члены императорской семьи остались целы.

Катастрофа в Борках породила по меньшей мере две легенды. Первая — причиной аварии стал взрыв бомбы, подложенной в поезд революционерами.

Эта версия не выдерживает критики. Сразу после аварии была назначена комиссия, которая расследовала ее причины. В комиссию вошли такие известные люди, как тогдашний управляющий Юго-Западными железными дорогами Сергей Витте и сенатский прокурор Анатолий Кони.

Члены комиссии разошлись во мнениях. Витте считал, что причина аварии — превышения скорости. Царский поезд весил, как грузовой, а шел со скоростью пассажирского экспресса. Коллеги Витте главную причину видели в состоянии железнодорожных путей — гнилые шпалы, недостаточно хорошо сделанная насыпь. Во всяком случае, ни о какой бомбе комиссия даже не упоминала.

Однако выводы расследования были известны только узкому кругу лиц. А в народе пошли гулять легенды. Не только про бомбу, но и про Александра III, который, словно Геркулес, держал на своих плечах крышу вагона. И надорвался, заработав болезнь почек — нефрит, от которого через шесть лет умер.

Эта легенда попала в «Воспоминания» Витте: «Во время крушения Государь со своей семьею находился в столовом вагоне; вся крыша столового вагона упала на Императора, и он, только благодаря своей гигантской силе, удержал эту крышу на своей спине и она никого не задавила».

СУДНЫЙ ДЕНЬ

При катастрофе в Борках Александр III не держал крышу вагона

Александр III действительно обладал недюжинной силой. Великий князь Александр Михайлович вспоминал, как император разрывал колоду карт напополам и завязывал узлом железный прут. Но историю с крышей вагона великий князь однозначно относит к разряду легенд.

Впрочем, ни Витте, ни Александр Михайлович не были в Борках во время аварии. Дадим слово очевидцу событий — жене Александра III императрице Марии Федоровне. Она описала трагическое происшествие в письме к родному брату — греческому королю Георгу I.

«Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого все мы оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться, — пишет Мария Федоровна. — Все падало и трещало как в Судный день. В последнюю секунду я видела еще Сашу (Александра III. — Прим. ред.), который находился напротив меня за узким столом и который затем рухнул вниз вместе с обрушившимся столом».

Как видим, император не держал крышу, а «рухнул вниз». Мария Федоровна обожала своего супруга. Если бы он совершил подвиг, она, безусловно, похвасталась бы перед родней. Но подвига не было. «Саша сильно защемил ногу, да так, что ее удалось вытащить не сразу, а только через некоторое время. Потом он несколько дней хромал, и нога его была совершенно черная от бедра до колена». Так что перенапрягся Александр III, когда выбирался из-под обломков.

После аварии императорская чета и в самом деле вела себя достойно. Мария Федоровна помогала раненым, хотя сама «довольно сильно защемила левую руку, так что несколько дней не могла до нее дотронуться». Царская семья покинула Борки только тогда, когда всем пострадавшим была оказана помощь.

А для Витте, заранее предупреждавшего, что превышение скорости может привести к аварии, катастрофа в Борках стала своеобразным трамплином. Царь оценил предусмотрительного железнодорожного служащего и через несколько месяцев назначил его начальником департамента железных дорог. Так началась головокружительная государственная карьера Сергея Юльевича. К Александру III он на всю жизнь сохранил любовь и уважение. Поэтому, видимо, и изобразил его Геркулесом в своих воспоминаниях.

17 октября 1888 года российский телеграф сообщил трагическое известие: на участке Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, возле станции Борки, находящейся в семи верстах южнее Харькова, произошло крушение поезда, на котором император Александр III с женой и детьми возвращались в Санкт-Петербург после отдыха в Крыму. Это была самая крупная железнодорожная авария того времени - но государь и члены августейшей семьи серьезно не пострадали, и их спасение расценивалось не иначе как чудо.

Языком цифр

В 14 часов 14 минут состав, насчитывающий два паровоза и 15 вагонов, спускался с уклона со скоростью около 64 верст в час (68 километров в час). Неожиданно последовал сильный толчок, сбросивший людей с мест. Состав сошел с рельсов, 10 из 15 вагонов завалились на левую сторону насыпи. Некоторые вагоны разрушились, пять из них - почти полностью. На месте аварии погиб 21 человек, еще двое от ее последствий скончались позже. Раненых насчитывалось 68, из них тяжелые ранения получили 24 человека. Царская семья в момент катастрофы находилась в вагоне-столовой, который сильно пострадал, в нем были разбиты вся мебель, оконные стекла и зеркала.

Наибольшие повреждения получил вагон, где располагались придворные и буфетная прислуга, - все 13 человек, находившихся в нем, погибли.

Через пролом в стене малолетнюю великую княжну Ольгу Александровну и ее няню выбросило на насыпь. У старшей дочери императора Ксении в результате внезапного падения в дальнейшем образовался горб. По мнению врачей, от полученных в тот день ушибов у Александра II! позже развилась болезнь почек, от которой он скончался через шесть лет.


Когда не хватает бинтов

Что же осталось за рамками сухой статистики? Прежде всего - героическое поведение российского государя, его супруги Марии Федоровны и наследника престола Николая Александровича (будущего императора Николая II). После того как вагон сошел с рельсов, стены его просели и крыша стала заваливаться. Александр III, обладавший недюжинной силой, поддерживал крышу, пока остальные не выбрались наружу. Цесаревич помогал всем покинуть вагон и вместе с отцом вышел оттуда последним.

Царь с супругой приняли активное участие в поиске и спасении людей. Именно Александр III с помощью безымянного солдата достал из-под обломков своего малолетнего сына Михаила, который оказался живым и здоровым. Императрица в одном платье, несмотря на холод и повреждение левой руки, помогала раненым.

Поскольку бинтов не хватало, Мария Федоровна распорядилась принести чемоданы с ее одеждой и сама разрезала наряды так, чтобы можно было перевязывать раненых.

У выброшенной из вагона шестилетней великой княгини Ольги началась истерика, император успокаивал ее, нося на руках. Няня девочки, миссис Франклин, получила перелом ребер и серьезные повреждения внутренних органов - во время падения она закрывала ребенка своим телом.

Чтобы увезти царскую семью, из Харькова прибыл вспомогательный поезд. Но император распорядился погрузить в него раненых, а сам остался вместе с другими разбирать завалы.

Работы продолжались до сумерек, пока спасатели не убедились, что нуждающихся в помощи больше нет. Только тогда царская семья села в другой поезд и отбыла назад на станцию Лозовая. Там в зале третьего класса (как наиболее просторном) ночью был отслужен благодарственный молебен за спасение государя и его близких. Утром Александр III и его семья уехали в Харьков, а когда завалы были разобраны - в Санкт-Петербург.

Версия о теракте

Следствие по делу о крушении императорского поезда возглавил знаменитый юрист Анатолий Кони.

Первой версией было предположение о террористическом акте. В воспоминаниях военного министра России генерал-адъютанта Владимира Сухомлинова упоминается, что авария могла быть вызвана действиями помощника повара, имевшего связи с революционными организациями. Этот человек сошел с поезда на остановке перед крушением и срочно уехал за границу. У него была возможность заложить в вагоне-столовой бомбу с часовым механизмом.

Великая княгиня Ольга Александровна также неоднократно утверждала, что вагон не разрушился, а именно взорвался и ее вместе с няней выбросило на насыпь взрывной волной.

Еще не забылась железнодорожная катастрофа 1879 года, когда несколько групп революционеров из тайного общества «Народная воля» осуществили террористический акт для убийства отца Александра III, императора Александра II. Сразу в трех местах по пути следования его поезда под рельсы был заложен динамит. Императора и его семью спас ряд чудесных обстоятельств. Сначала поезд изменил маршрут и поехал не через Одессу, а через Александровск - и взрывчатка, которую подложила группа Веры Фигнер на перегоне под Одессой, не понадобилась. Взрывное устройство, установленное группой Андрея Желябова возле Александровска, отсырело и не сработало. А под Москвой, где террористы под руководством Софьи Перовской, чтобы заложить динамит, вырыли туннель под железнодорожное полотно из погреба стоявшего рядом дома, царский поезд и состав со свитой в результате поломки локомотива неожиданно поменяли местами - и народовольцы взорвали вагоны, где императора не было (к счастью, теракт не привел к человеческим жертвам).

Анатолий Кони и подчиненные ему следователи объявили, что следов взрывного устройства обнаружить не удалось. Но среди ближайшего окружения императора ходили слухи, что это было сделано по распоряжению государя: Александр III просто не захотел привлекать внимание к возможному теракту, поскольку полагал, что известие об успешном подрыве укрепит революционное движение. Катастрофу объявили несчастным случаем. Косвенно эти слухи подтверждает тот факт, что расследование согласно указаниям императора было быстро прекращено и никого, по сути, так и не наказали.


Слишком много виноватых

Следственной группе предстояло установить, чьи действия способствовали аварии: работников поезда или сотрудников железной дороги. Выяснилось, что свой вклад в катастрофу внесли и те, и другие.

Поезд не соблюдал расписания, он часто отставал и потом, чтобы войти в график, ехал с превышением скорости. Два локомотива были разнотипными, это сильно ухудшало управляемость. У одного из вагонов (по нелепому случаю, это был вагон министра путей сообщения Константина Посьета, сопровождавшего императора) лопнула рессора, он был перекошен. Поезд формировали с целью добиться наибольшего комфорта для его пассажиров, и сделали это технически неправильно: самые тяжелые вагоны, не имевшие тормозов, оказались в центре. Кроме того, незадолго до аварии сразу у нескольких вагонов отказала система автоматического торможения, а кондукторов забыли предупредить, что им следует воспользоваться ручным тормозом по свистку паровоза. Получалось, что тяжелый, плохо управляемый состав двигался с повышенной скоростью практически без тормозов.

Руководство железной дороги также не отличалось правильными действиями. На путях были уложены гнилые шпалы, принятые инспекторами за взятку. Надзора за насыпью не велось - в результате от дождей она стала гораздо круче, чем полагалось по нормативам.

Через год Курско-Харьковско-Азовскую железную дорогу должно было выкупить государство. Ее стоимость определялась по средней чистой прибыли, поэтому частные владельцы всячески урезали расходы на эксплуатацию - сокращали любые ремонтные работы, уменьшали штаты и снижали зарплаты техническому персоналу.

Выводы следственной группы были следующими: поезд ехал слишком быстро; пути находились в ненадлежащем состоянии; из-за скорости и гнилых шпал у одного из паровозов началось вихляние, из-за чего развалился и сошел с рельсов сначала вагон министра путей сообщения, а затем и другие вагоны.

Помощь святой иконы

До наказания виновных дело так и не дошло - министр путей сообщения Константин Посьет был отправлен на пенсию и тут же назначен членом Государственного совета. Ушли в отставку главный инспектор железных дорог барон Канут Шернваль и управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер Владимир Кованько - но суда над лицами, допустившими катастрофу, не было.

В 1891 году на месте крушения по проекту архитектора Роберта Марфельда были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса (часовню поставили там, где опрокинулся вагон-столовая; по преданию, государь имел при себе икону Спас Нерукотворный, которая помогла ему и его семье спастись). Оба сооружения передали в ведение министерства путей сообщения. Рядом с ними на средства министерства и частные пожертвования выстроили больницу, дом престарелых для железнодорожников и бесплатную библиотеку имени императора Александра III. До своей смерти государь ежегодно приезжал сюда во время пасхальных торжеств. Оборудованная здесь железнодорожная платформа, а потом и выросшее рядом село получили название Спасов Скит.

После прихода к власти большевиков храм закрыли, в нем устроили склад, позже - детский приют. Село сменило название на Первомайское. Во время войны храм сгорел, его остатки были превращены в огневую позицию и разрушены. Жителям села удалось спрятать некоторые уцелевшие мозаичные картины, сейчас их можно увидеть в местном музее.

Реставрационные работы в часовне проходили в 2002-2003 годах. Была воссоздана железнодорожная платформа в стиле конца XIX века, и станции вернули прежнее название Спасов Скит. Сегодня это крупный туристический центр Харьковской области, напоминающий об одной из страниц нашего прошлого.

Елена ЛАНДА

Царь Александр III Романов (26.02.1845 - 20.10.1894) Российский предпоследний император. Отец Николая II. В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание мира монарх получил официальное прозвание "Миротворец".
В октябре 1888 года царь с семьей, на поезде возвращался в Петербург из Крыма, где он находился на отдыхе.

В 14 часов 14 минут на 295-м километре линии Курск - Харьков - Азов южнее Харькова произошла железнодорожная катастрофа, с участием императорского поезда. При этом с рельсов сошли десять вагонов.
Техническое состояние вагонов было отличным, они проработали 10 лет без аварий. В нарушение железнодорожных правил того периода, ограничивавших число осей в пассажирском поезде до 42, в императорском, состоявшем из 15 вагонов, было 64 оси. Вес поезда был в рамках установленных для грузового, но скорость движения соответствовала экспрессу. Поезд вели два паровоза, и скорость составила около 68 км/ч.

Путь в месте крушения проходил по высокой насыпи (около 10 метров). По рассказам очевидцев, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем произошел второй толчок, ещё сильнее первого, а после третьего толчка поезд остановился. Вагон с императорской столовой, в которой находились Александр III и его жена Мария Федоровна с детьми и свитой, был полностью разрушен. Очевидцы трагедии утверждали, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из под завалов. Обсыпанные землей и обломками, из-под вагона выбрались император, императрица, цесаревич Николай - будущий российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, лица свиты, бывшие приглашенными к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделалось легкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметьева, которому раздробило палец руки. Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб.

По инициативе Александра III расследование причин катастрофы поезда было поручено прокурору уголовного кассационного департамента Сената А. Ф. Кони. Основной версией было крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и повышенной скорости поезда. Были привлечены к следствию и уволены в отставку министр путей сообщения адмирал К. Н. Посьет, главный инспектор железных дорог барон Шернваль, инспектор императорских поездов барон А. Ф. Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер В. А. Кованько и ряд других чиновников. Через несколько месяцев незавершенное расследование было прекращено по высочайшему повелению. Другая версия событий была изложена в воспоминаниях В. А. Сухомлинова и М. А. Таубе (сына инспектора императорских поездов). Согласно ей, крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара императорского поезда, связанный с революционными организациями. Заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, рассчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, он сошел с поезда на остановке перед взрывом и скрылся за границу.

Существует версия, что когда царь лично вызволял тех, кто оказался под обломками, кругом раздавались крики: "Какой ужас! Покушение! Взрыв!". И тут Александр III произнес фразу: "Красть надо меньше".

17 октября 1888 года Россию облетела тревожная новость: у железнодорожной станции Борки (в нескольких километрах южнее Харькова) произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III возвращался с женой и детьми после отдыха в Крыму.

Катастрофа произошла днем, в 14 часов 14 минут, шел дождь, повсюду была слякоть. Состав спускался с уклона на значительной для того времени скорости 68 километров в час, и вдруг неожиданно сильный толчок сбросил людей с их мест, последовал страшный треск, и поезд сошел с рельс.
Это был специальный императорский состав из 10 вагонов, на котором Александр III с семьей и свитой ежегодно выезжали в крымское имение императрицы Марии Александровны — Ливадию. Состав: паровоз заграничной постройки, вагон-салон, вагон-кухня, вагон-опочивальня, вагон-столовая, служебный вагон и свитские вагоны (кстати, давшие престижную аббревиатуру СВ).

Царский вагон

Голубой вагон императора был длиною 25 м. 25 см. Золоченые двуглавые орлы украшали окна, расположенные на две стороны. Потолок был обтянут белым атласом, стены обиты стеганым штофом малинового цвета. Этот же материал применялся для обтяжки мебели, для чего пригласили французских декораторов из Лиона. На столах стояли бронзовые часы, интерьер украшали также вазы севрского фарфора и бронзовые канделябры. Двери мозаичной работы открывались и закрывались совершенно бесшумно, а свежий воздух доставлялся по бронзовым вентиляционным трубам, украшенным наверху флюгерами в виде орлов. Трубы отопления замаскировали бронзовыми решетками, служившими также эффектными деталями декора. Вагон императрицы представлял собой «три изящно убранные комнаты, с камином, с кухней, погребом и ледником».

Страшная катастрофа

Состав был сброшен на левую сторону насыпи и представлял ужасный вид: без колёс, со сплюснутыми и разрушенными стенами, вагоны полулежали на насыпи; крыша одного из них лежала частью на нижней раме. По свидетельству очевидцев, первым толчком повалило всех на пол, а когда после страшного треска и разрушения пол провалился, и осталась одна рама, то все оказались на насыпи, придавленные крышей.

Чудесное спасение

Часть вагонов разнесло буквально в щепки, погибло 20 человек, в основном из прислуги. В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Вагон, большой, тяжелый и длинный, был укреплен на колесных тележках, которые при крушении оторвались, покатились назад и нагромоздились друг на друга. Тем же ударом были выбиты поперечные стенки вагона, а боковые стены треснули, и крыша стала падать. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, остальных бывших в вагоне спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Образовалось треугольное пространство, позволившее практически уже обреченным августейшим путешественникам выбраться из вагона — пораненными, перепачканными, но живыми.

Царь не подвёл

Александр III был не из робкого и слабого десятка. Говорили, что рослый и сильный император поддерживал крышу, пока из-под нее вылезали его близкие. Едва выбравшись из-под обломков, он занялся оказанием помощи пострадавшим.

Как установило следствие, причиной катастрофы стало значительное превышение скорости тяжелого царского состава и допущенные дефекты при строительстве железной дороги. Поездам такого объема тогда не разрешалось ехать быстрее 20 верст в час, а царский поезд по расписанию должен был делать 37 верст в час. На деле перед крушением он шел со скоростью под семьдесят.

Молебен о спасении

В Харькове, куда была доставлена императорская семья, отслужили торжественный молебен о ее спасении. Действительно, был какой-то высший промысел в происшедшем. На месте катастрофы был воздвигнут православный семиглавый храм: Царь, царица, пять детей. Впоследствии на протяжении многих лет император приезжал сюда во время пасхальных празднеств.


В многовековой истории Императорского Дома Романовых имеется множество событий, которые в популярных произведениях обросли мифами или значительно отличаются от действительности. Например, в нашем родном Петропавловске считается, что здание Романовского училища подарил нам лично Николай Второй к 300-летию своей династии, и Западно-Сибирскую железную дорогу тоже он построил. На самом деле, все было иначе.

Решение о Транссибе принял его отец Александр Третий, когда сын был еще наследником. В 1887 была утверждена программа развития путей сообщения на предстоящие четверть века, предусматривающая строительство 62 тысяч километров железных дорог. За тринадцать лет правления императора Александра Третьего в России было построено более двенадцати тысяч километров стальных магистралей, в том числе значительная часть Великого Сибирского пути. Но во многих исторических работах освещается не столько роль императора в развитии транспорта, сколько трагическое происшествие, случившееся 130 лет назад — 17 октября 1888 года недалеко от станции Борки на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге, — крушение царского поезда, в котором царь Александр III с женой и детьми после отдыха в Крыму и на Кавказе возвращались в столицу.

Что это был за поезд! Истинно царский! Специальный императорский состав из 10 вагонов, на котором Александр III с семьей и свитой ежегодно выезжали в крымское имение императрицы Ливадию, был настоящим шедевром. Чудо тогдашней техники – новейший паровоз, далее вагон-церковь, вагон-салон, вагоны-опочивальни для каждого взрослого члена семьи, детская, кабинет императора, вагон-кухня, вагон-столовая, служебный вагон и в конце несколько свитских вагонов (кстати, давшие престижную аббревиатуру СВ) – все соединены крытыми переходами. Каждое помещение отделано дорогими сортами дерева, стены и потолки затянуты изысканными тканями — везде атлас, бархат…

Голубой вагон императора был длиною 25 м. 25 см. Золоченые двуглавые орлы украшали окна, расположенные на две стороны. Потолок был обтянут белым атласом, стены обиты стеганым штофом малинового цвета. Этот же материал применялся для обтяжки мебели, для чего пригласили французских декораторов из Лиона. На столах стояли бронзовые часы, интерьер украшали также вазы севрского фарфора и бронзовые канделябры. Двери мозаичной работы открывались и закрывались совершенно бесшумно, а свежий воздух доставлялся по бронзовым вентиляционным трубам, украшенным наверху флюгерами в виде орлов. Трубы отопления замаскировали бронзовыми решетками, служившими также эффектными деталями декора. Вагон императрицы представлял собой «три изящно убранные комнаты, с камином, с кухней, погребом и ледником».

Уверяют, что было несколько таких составов, примерно одинаково оформленных на лучших зарубежных заводах.Они стояли где-то в депо, и никто не знал, какой из них оправится в путь по первому требованию императора. А ему вместе со свитой часто приходилось путешествовать по важным государственным делам. Бывал он и на обожаемой охоте или рыбалке, но на более простом транспорте – на лошадях. Чаще в пригородах Санкт-Петербурга первое лицо страны могло целый день простоять в болоте с удочкой, как говаривала его жена, или отправиться на поезде, например, в Беловежскую пущу или на Кавказ, как в то лето 1888 года.

«Усталые, но довольные» пребыванием в диких местах Кавказа и Крыма (если таковой считать царскую резиденцию Ливадию), члены императорской семьи и сопровождающие их лица возвращались на зимние квартиры – в Санкт-Петербург.

Утром 17 октября вся семья и около 20 приглашенных свитских собралась за завтраком в вагоне-столовой. Не было только маленькой Ольги, которая со своей няней осталась в купе. Поезд приближался к Харькову, где все было готово для встречи царской фамилии. Поезд, постукивая колесами на стыках рельсов, приближался к станции Борки. Впереди был высокий склон и крутой поворот. Императрица Мария Федоровна, женщина романтичная, живая и непосредственная, за что ее очень любили и близкие, и свитские, в прекрасном настроении угощала свою семью и избранных гостей. Около 60 поваров, кухонных рабочих и официантов, готовых продолжать подавать изысканные блюда, находились в буфетной и в соседнем вагоне – кухне.Настала очередь любимой всеми гурьевской каши (кстати, придуманной купцом – рыбопромышленником Гурьевым из казахстанского города, который сейчас называется Атырау).

В ту минуту, когда стали подавать эту самую гурьевскую кашу, вдруг раздался треск и жуткий грохот — закачался и упал набок вагон-столовая. Первый сильный толчок сбросил людей на пол, а крыша вагона стала рушиться прямо на них. Затем — второй толчок, еще более мощный, чем первый. Третий толчок был слабым, и после него поезд остановился.

Все, кто смог подняться, бросились вон и увидели ужасную картину: из 15 вагонов 10 были сброшены под откос с высокой насыпи. Вагон-столовая полностью разрушен, без колес и сплющен, как портсигар в кармане императора. Казалось, все погибли.

Уцелевшие пассажиры бросились искать императорскую семью. Из искореженного вагона-столовой выбрались император с супругой, цесаревич Николай (будущий император), великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна и свита, приглашенная к завтраку.

Многие отделались царапинами и ушибами, только флигель-адъютанту Владимиру Шереметеву раздробило палец руки. Великая княжна Ольга Александровна в момент катастрофы была с няней в вагоне царских детей. Их выбросило на насыпь, а маленького великого князя Михаила Александровича из-под обломков извлек солдат при помощи государя. Только пять вагонов и оба локомотива уцелели благодаря сработавшим автоматическим тормозам.

Весть об ужасной аварии пресса, российская и зарубежная, разнесла по всему миру. Утверждалось, что спас семью сам император Александр. Он якобы удержал на могучих плечах обвалившуюся крышу вагона. «Несмотря на крайне плохую погоду — лил дождь с изморозью, кругом грязь и слякоть, император сам распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов». Подобное утверждение и сейчас можно найти во многих исторических работах. Но все было не так однозначно.

Профессор хирургии Харьковского университета В. Ф. Грубе, находившийся в том поезде, утверждал: «Их Величества изволили обходить всех раненых и словами утешения ободряли ослабевших и упавших духом. Императрица Мария Феодоровна обходила с медицинским персоналом пострадавших, оказывала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания».У императрицы руки были в своей и чужой крови – она порезалась стеклом и повредила руку выше локтя. Под дождем со снегом она оставалась в одном платье, пока кто-то из офицеров не накинул на плечи царицы шинель, в которой она и оказывала помощь раненым.

Сергей Юльевич Витте, с 1886 года занимавший пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог, а значит, отвечающий за случившееся, не был в поезде, но по отчетам подчиненных написал в мемуарах, что «вся крыша столового вагона упала на Императора, и он, только благодаря своей гигантской силе, удержал эту крышу на своей спине, и она никого не задавила». Конечно, император Александр III был могучим мужчиной почти двухметрового роста, гнул в ладонях монеты и ломал подковы, но удержать многотонную крышу вагона…Пардон, как говорили в то время. К тому же у него была повреждена ударом балки спина.

Назначенный руководителем комиссии по расследованию причин железнодорожной катастрофы известный юрист, прокурор Сената по уголовным делам Анатолий Федорович Кони считал это утверждение неправдоподобным, «поскольку сама крыша весила несколько тонн и удержать ее никакому человеку было не по силам». Комиссия А.Ф. Кони установила, что при столкновении стальные балки вагона — кухни влетели в столовую и образовали «некую опору для упавшей крыши». Пол вагона сразу провалился, в образовавшееся пространство и удалось выбраться на рельсы, а затем на насыпь почти всем участникам завтрака, кроме официантов, стоявших в буфетной. Удар рухнувших с соседнего вагона стальных балок обрушился на них. В основном оттуда и достали 13 изувеченных трупов.

Всегда пишут о чудесном спасении царского семейства, меньше – о причинах катастрофы.

Итак. «Галопирующие в разных ритмах два паровоза на скорости 68 км/ч, расшатали слабое верхнее строение пути частной железной дороги, второй паровоз фактически провалился между разошедшимися рельсами. При таких условиях произошёл сход 10 вагонов. Причём путь в месте крушения проходил по высокой насыпи (около 5 сажен). Тяжелые царские вагоны раздавили своей массой обычные вагоны с прислугой, поставленные в голове поезда».

По словам самого Витте, в то время начальника Южной железной дороги, еще на станции отправления на глазах императора он вступил в конфликт с чиновниками железных дорог, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей.

Позже С. Витте, так объяснял причины аварии: «Поезд тащили два товарных локомотива, и двигался он очень быстро. Эти машины не предназначены для таких скоростей. Когда локомотив данного типа развивает чрезмерную скорость, он наклоняется, и возникает опасность отрывания плохо прикрепленного рельса, что может привести к крушению поезда. Именно это и произошло. Поезд сошел с рельсов и полетел под откос… В момент катастрофы крыша вагона провалилась внутрь. Однако царь удержал ее, спасая тем самым от смерти тех, кто находился в вагоне. В минуту страшной опасности он не утратил ни присутствия духа, ни доброты сердца».

Но императора звали в столицу дела, и поезд помчался со огромной для того времени скоростью вместо допустимой 40 км/час. К тому же к составу добавили сверх принятой нормы ещё 5 вагонов, в которых ехали свитские – придворные любители отдыхать в Ливадии. Правда, у всех были благородные поводы для путешествия. Император всегда в любых условиях до глубокой ночи работал с документами – руководил страной, его сопровождали помощники. Его жену и дочерей обслуживали и развлекали фрейлины, а каждой из них, по штату, тоже была положена горничная и «мужик» для выполнения тяжелых работ. У малышей – бонны и няньки и т.д., и т.п. Так набралось еще целых два свитских поезда, которые следовали вслед за царским. Менее роскошные, но все-таки … Оказавшись на месте крушения, потрясенные пассажиры сразу стали помогать потерпевшим.

О травмах, полученных членами царской семьи, прессе не сообщалось. Известно только, что у Александра III был сильный ушиб ноги: «его серебряный портсигар в боковом кармане от удара падающей балкой сплющился в лепешку, следовательно, удар был сильный. Но о себе он не молвил ни слова ни тогда, ни после, - писал Катков. — Все свитские генералы тоже получили ушибы, но легкие. Только начальнику конвоя генералу В. А. Шереметеву раздавило грудную клетку и переломало пальцы».

Харьковский профессор хирургии В. Ф. Грубе был убежден в прямой связи смертельной болезни царя с полученными им при крушении травмами: через шесть лет Александр Александрович умер от тяжелого заболевания почек – нефрита. Навсегда стала инвалидом его дочь — великая княжна Ксения. В результате полученной при крушении травмы позвоночника она вынуждена была носить специальный корсет.

Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб. Только в сумерки, когда все погибшие были опознаны и не осталось без помощи ни одного раненого, царская семья на втором свитском поезде отбыла на станцию Лозовую, где ночью было отслужено первое благодарственное молебствие за чудесное избавление царской семьи от смертельной опасности. Затем императорский поезд отбыл в Харьков для дальнейшего следования в Санкт-Петербург. Никакой торжественно встречи на перроне, конечно, не было.

Александр III писал своему брату, Великому Князю Сергею Александровичу: «Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и доныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и Его великую милость».

До сих пор точно неизвестна непосредственная причина аварии. С.Ю. Витте настаивал, что она была вызвана превышением скорости. Это освобождало от ответственности подведомственное ему железнодорожное управление. Другая комиссия решила, что виноваты гнилые деревянные шпалы и некачественный гравий, неправильно уложенный строителями 10 лет назад. В недосмотре обвинили… давно отошедшего от дел и умершего подрядчика.

Представитель правительства А.Ф. Кони переложил вину на руководство железной дороги, что освобождало от ответственности государственных должностных лиц. Словом, как обычно бывает у нас: «Иван кивает на Петра».

Подоплека этих «киваний» — в конкуренции между государственными и частными строителями железных дорог. Тогда миллионеры появлялись как грибы после дождя, наживая свои бешеные миллионы на взятках и криминальной «экономии» стройматериалов. Вот и сползали рельсы и поезда с насыпей, обрушивались на головы молящихся купола храмов. Это тогда родилось присловье, что строителей железных дорог можно сажать в тюрьму сразу после торжественной сдачи объекта в эксплуатацию. Особенно много аварий случалось на южных железных дорогах, построенных частными предпринимателями раньше Сибирской магистрали.

Невозможно промолчать еще об одной версии трагедии. В мемуарах некоторых официальных лиц того времени говорится о возможном теракте.

Якобы крушение было вызвано взрывом бомбы, заложенной помощником повара императорского поезда, связанным с народовольцами. (Не будем забывать о гибели от бомбы Александра Второго). Говорили, заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, рассчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, повар-террорист перед взрывом сошёл с поезда на остановке и скрылся за границу. Эту версию поддерживала великая княжна Ольга Александровна, которой в момент крушения поезда было… 6 лет. Якобы она слышала разговоры в семье, что версия о неисправности путей была придумана, «дабы избежать вдохновления других возможных злоумышленников».

В конце концов Александр решил дело тихо закрыть, отправив в отставку некоторых особенно одиозных чиновников железнодорожного ведомства, и назначить Витте ди⁠ректором императорских железных дорог. Не зря этого императора называли Миротворцем. Сейчас некоторые исследователи истории российских железных дорог считают, что благодаря именно С.Ю. Витте (позже министру финансов) Великая Сибирская магистраль была построена быстро, качественно и обошлась не так уж дорого.

Царская семья несколько раз посещала место своего спасения и устраивала там молебны при большом стечении народа.На деньги, собранные железнодорожниками Харькова и Лозовой, были построены церкви, заложены скверы, а также названы именем императора учебные заведения. Один из храмов находился рядом с санаторием «Форос», где «болел» и провел критические для Родины дни М.С. Горбачев.

После революции большинство памятных объектов постигла судьба почти всех храмов страны. В наши дни восстановлена часовня, построенная вскоре после крушения царского поезда близ станции Борки. Сейчас там устроено нечто, вроде мемориала в память о давней трагедии.