Альфонсо X Мудрый. Альфонс x мудрый

Альфонсо (Альфонс) X Мудрый (El Sabio ; 23 ноября 1221, Толедо; † 4 апреля 1284, Севилья) - король Кастильи, Леона и Галисии с 1252 по 1282 г., избранный император Священной Римской империи с 1257 г. по 1273 г. (не получил согласия папы римского).

Альфонсо был первенцем Фердинанда III Святого и Елизаветы (нареченной позднее Беатрисой Испанской), дочери немецкого короля Филиппа Швабского и внучки Фридриха Барбароссы из рода Штауфенов. Взойдя на трон после смерти отца в 1252 г., Альфонсо унаследовал сплоченное государство, традицию ведения успешных военных действий против мавров и покровительства наукам и искусствам. Альфонсо был одаренным, универсально образованным человеком и вошел в историю как законодатель, философ, ученый (астроном, химик), хранитель национальной истории, композитор, поэт. Всемирную известность получили его «Cantigas de Santa Maria» - «Песнопения Пресвятой Богородице», огромное собрание духовных песен, прославляющих Божию Матерь и Ее чудеса.

Альфонсо стремился дать своей стране свод законов и надежную правовую систему. Он завершил начатый отцом свод законов «Семь разделов» («Siete partidas»). Поскольку во времена Альфонсо Реконкиста еще не охватила всей страны, этот свод законов не мог быть сразу принят по всей Испании. Между тем впоследствии «Семь разделов» не были забыты, но вошли во всеобщее употребление почти три века спустя, в 1501 г. Это первый свод законов, написанный в романской Европе не на латыни, а на народном языке. Трудом Альфонсо является также «Королевская привилегия» («Fuero real») - примерный муниципальный устав.

Повелением Альфонсо в Толедо была создана переводческая школа, в которую входили христиане, мусульмане и иудеи. Такое объединение означало не вероотступничество со стороны короля, но стремление объединить под своей эгидой ведущих ученых той эпохи, создать своего рода Академию. Недаром 8 мая 1254 г. Альфонсо даровал первый устав первому университету Испании в Саламанке, основанному в 1218 г. дедом короля, Альфонсо IX. Благодаря попечению Альфонсо Саламанкский университет стал в один ряд с Парижским и Болонским. Плодом деятельности толедской переводческой школы стал перевод Ветхого Завета с латыни (Вульгата) на испанский язык, а также переводы классических арабских трудов по астрономии, математике и философии. Сам Альфонсо был автором трактатов по философии, музыке, астрономии, минералогии и химии. Наиболее известными его трудами являются «Книги о науке астрономии» («Libros del saber astronomia»), «Лапидарий» («El lapidario», книга о камнях и металлах) и «Книга игр» («Libro de los juegos», также «Codex Alfonso») - произведение, посвященное настольным играм, прежде всего, шахматам и тавлеям. Иллюминованный пергаменный кодекс, оконченный в королевском скриптории в 1283 г., содержит, среди прочего, 103 шахматных задачи, представляющие собой арабские мансубы - начатки мировой шахматной композиции.

Птолемеева геоцентрическая система мира, изложенная в «Великой книге» - Альмагесте, была в то время основой астрономии. В 1252 г. король Альфонсо выдал «временному творческому коллективу» христианских, мусульманских и еврейских ученых 40000 дукатов для исправления арабской редакции Птолемеевых планетных таблиц, которые после этого получили название «Таблиц Альфонса» (1252 г.) и оставались непревзойденными по точности в течение двух последующих веков. В новое время заслуги короля в области астрономии также получили признание: в его честь был назван лунный кратер Альфонс.

Альфонсо выступил как основатель кастильской национальной литературы. По его повелению и под его руководством были созданы два крупных труда: «Всеобщая хроника» («Crónica general») и «Всеобщая мировая история» («General estoria»). Особенно интересна «Всеобщая хроника», в которую в качестве исторических источников включены материалы из ныне утраченного испанского эпического цикла. Кроме того, стараниями Альфонса были сделаны многочисленные переводы с арабского - научных трактатов, в основном по астрономии, а также ряда работ на разнообразные темы, в частности, об охоте и шахматах. В царствование Альфонсо во всеобщее употребление входят официально-деловые тексты (грамоты) на народном языке.

Принято считать, что царствование Альфонсо Мудрого в целом отличается скорее духовными и культурными, нежели политическими достижениями. Это не совсем так. Альфонсо был активным политиком, но XIII в. в Западной Европе был драматической эпохой. В 1275 г. Альфонсо вступил в войну с Францией, спровоцированную спором об испанском престолонаследии, и одержал победу. Затем при поддержке Арагона, Каталонии и Валенсии он начал крестовый поход против мавров (опыт войны с ними он приобрел, еще будучи инфантом) и покорил Херес, Медину-Сидонию, Сан-Лукар, Кадис, часть Альгарве и присоединил Мурсию к Кастилии. Казалось бы, все должны были сплотиться вокруг Альфонсо, по крайней мере, его ближайшее окружение. Однако ни в стране, ни при дворе Альфонсо не было мира. Знать часто поднимала мятежи против короля. Его сын Санчо и вельможи, ища опоры своей власти, тайно поддерживали мавров. Когда же Альфонсо в политических целях заключил союз с Абу Юсуф Якубом, последним маринидским султаном Марокко, дон Санчо и кастильские вельможи объявили короля врагом веры. Альфонсо, в свою очередь, пожелал разделить свое королевство в пользу внуков. Тогда дон Санчо и его союзники отрешили короля от власти в 1282 г. Движение в пользу низложенного короля началось в последние годы его жизни, но было уже поздно: после ряда неудачных попыток вернуть власть он в 1284 г. скончался в Севилье, где жил одиноко, на положении изгнанника. Перед смертью король оставил завещание, в котором указал на такой раздел наследства, который не позволял бы вспыхнуть гражданской войне.

Главный труд Альфонсо Мудрого - «Cantigas de Santa Maria» - объединяет 401 песнопение на галисийском диалекте португальского языка, традиционном для средневековой испанской поэзии. Возможно, труд в целом представляет собой компиляцию, созданную по королевскому указу, но автором ряда песнопений, особенно хвалебных, безусловно, был сам король. В юности Альфонсо писал любовные стихи, которые, согласно тогдашней поэтической традиции, полагались на музыку и исполнялись самим автором. Исследователи уверены, что Альфонсо сам сочинял музыку к своим песнопениям во славу Пресвятой Богородицы; вероятна также его музыкальная редакция других песнопений этого труда. Уместно указать, что именно Альфонсо в 1254 г. учредил кафедру музыки в университете Саламанки и, собрав университетскую коллегию, повелел, чтобы «там был наставник-органист» («que aya un maestro en organo»).

Испанский музыковед Ихинио Англес сказал, что даже если бы не сохранилось никаких иных свидетельств о ранней испанской музыке, кроме «Cantigas» Альфонсо Мудрого, этого было бы достаточно, чтобы представить место Испании в культуре средневековой Европы. «Cantigas de Santa Maria» дошли до нашего времени в четырех роскошных рукописях (три - с нотацией), одна из которых хранится в Национальной библиотеке в Мадриде, одна - в Национальной библиотеке во Флоренции, а две - в монастыре Эскуриал. Корпус песнопений подразделяется на песни о чудесах Божией Матери («Cantigas de miragre») и хвалебные гимны («Cantigas de loor»). Произведения отличаются глубиной богословской мысли, непосредственностью повествований о чудесах, изяществом и многообразием хвалебных стихов и виртуозностью поэтической формы.

Сам Альфонсо Мудрый оценивал «Песнопения Пресвятой Богородице» как свой главный труд. В его завещании сказано: «А еще повелеваем, чтобы все книги Cantares de loor de Santa Maria, пребывали в церкви, где будет погребено Наше тело, и чтобы из них пели на все праздники Пресвятой Богородицы».

___________________________________________

АЛЬФОНС Х МУДРЫЙ (Alfonso X el Sabio) (1221–1284), король Кастилии и Леона. Сын предводителя испанской реконкисты Фердинанда III Святого и Беатрисы Швабской, внучки императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы. Родился в Толедо 23 ноября 1221. Сопутствовавшие его правлению политические и экономические провалы резко контрастируют с интеллектуальными достижениями, выразившимися, в частности, в издании единого свода законов и в разработке целостной концепции национальной истории. Взойдя на трон после смерти отца в 1252, Альфонс унаследовал сплоченное государство, а также традицию ведения успешных военных действий против мавров. Однако старания заручиться поддержкой со стороны знати и церкви широкой раздачей ленов, феодальных прав и других привилегий, сумасбродные попытки добиться заочного избрания императором Священной Римской империи (то было время «междуцарствия», когда императорский престол пустовал), а также характерная для короля неспособность противостоять давлению со стороны, – все это привело не только к неудаче попыток завершить реконкисту и перенести войну в Африку, но помешало удержать власть даже над собственным королевством. После двойного, сухопутного и морского, поражения при Альхесирасе в 1279 сын Альфонса Санчо IV Воинственный, недовольный колебаниями Альфонса относительно провозглашения его наследником в отвоеванной у мавров провинции Хаэн, при поддержке знати поднял в 1282 мятеж и добился того, что король оказался запертым в Севилье, единственном городе, сохранившем ему верность. Умер Альфонс в Севилье 21 апреля 1284.

Велики заслуги Альфонса в деле учености и образования. Благодаря его попечениям Саламанкский университет встал в один ряд с Парижским и Болонским университетами. Впрочем, многочисленные дошедшие под именем Альфонса сочинения никоим образом нельзя считать принадлежащими ему лично (за исключением поэтических). Скорее то был плод коллективного творчества многих ученых, привлеченных Альфонсом. Составленные по-испански Семь разделов (Siete partidas , 1256) представляют собой первый объемный свод европейских законов, написанный на народном (а не латинском) языке. Из кружка Альфонса вышла также Королевская привилегия (Fuero real ) – примерный муниципальный устав. Исторические изыскания нашли отражение в двух больших трудах: Всеобщая испанская хроника (Crónica general ) и Всеобщая мировая история (General estoria ). Особенно интересна первая, завершенная уже в правление Санчо IV, куда без всякой критической оценки включены материалы из ныне утраченного испанского эпического цикла. Кроме того, стараниями Альфонса были сделаны многочисленные переводы с арабского – научных трактатов, в основном по астрономии, а также ряда работ на разнообразные темы, в частности об охоте и шахматах. В 1252 по заданию короля группа мусульманских, иудейских и христианских ученых завершила работу над т.н. Таблицами Альфонса (Tablas Alfonsinas ), астрономическими таблицами, составленными на основании арабских наблюдений, с внесением необходимых поправок. Таблицы оставались непревзойденными по точности в течение двух столетий и получили распространение по всей Европе. Вероятно, самому королю принадлежат Гимны (Сantigas ), прославляющие чудеса Девы Марии и написанные не на кастильском наречии, а на галисийском диалекте португальского языка – традиционном для поэзии средневековой Испании.

Будет лишь немного корректировать старые тексы и добавлять медиаприложения.

А льфонс Х Мудрый /Alfonso decimo el Sabio/ - кастильский король, родился в 1221 г. (Толедо) - умер в 1284г. (Севийя). Он был музыкантом и покровительствовал . От его времени сохранился знаменитый сборник "Cantigas" (Гимны), включающий 401 произведение. Они делятся на светские и религиозные. Светские гимны содержат среди других и сатирические мотивы, разработанные автором с грубоватой непринуждённостью и даже порой в скабрезном духе. Религиозные гимны Альфонса Х посвящены богоматери. Они составляют особую группу "Cantigas de Santa Maria" (Гимны Святой Марии). Возможно, что Cantigas является компиляцией, составленной по королевскому указу, но несомненно, что некоторые кантиги были написаны самим Альфонсом. Менендес-и-Пелайо полагает, что музыку к ним сочинил сам поэт.

В 1254 году Альфонс Мудрый учредил кафедру музыки в Саламанкском университете . От него дошел до нас и теоретический трактат, пополнивший довольно большой список испанской литературы этого рода.


П онятно, что на "музыкальном" сайте биографические сведения персоналий освещаются сообразно выбранной теме (в конце статьи размещены миди-примеры из «КАНТИГАС» ), но Альфонс Х Мудрый был в первую очередь королём, и проявил себя более разносторонне.

А льфонс Х Мудрый, сын короля Фернандо III, ещё будучи инфантом, участвовал в войне с маврами. Во время своего правления (с 1252 по 1284 год) он пытался расширить и укрепить свои владения, однако все политические планы Альфонса Х потерпели крах. Но его труды в области культуры увенчались большими успехами.


Э тот король был выдающимся учёным своего времени. Он обладал обширными по тому времени познаниями в самых разнообразных областях знаний - от астрономии до логики и от риторики до права. Его интересовали самые разные сферы человеческой деятельности, вплоть до игры в шахматы и кости. Он оказывал покровительство арабским и еврейским учёным, которые жили при его дворе. Из всех наречий средневековой Испании Альфонс X предпочитал кастильское и, создав на нём прозаические произведения, способствовал превращению его в основу испанского литературного языка. Напротив, Cantigas король написал на галисийском, а не кастильском наречии. В Галисии, близкой Провансу, существовала традиция куртуазной лирики, лирики трубадуров. Та часть гимнов, что посвящены Богоматери, уступая поэмам Гонсалеса де Бресео в изяществе и живописности изображения, превосходит их музыкальностью и метрическим разнообразием. Одни из них носят повествовательный характер и описывают чудеса Богоматери, другие – лирические – содержат хвалу ей. Сюжеты повествовательных произведений, заключающих чудеса Богоматери, Альфонс X взял из различных средневековых источников. Они довольно разнообразны.


П од руководством Альфонса Десятого Мудрого развернулась и деятельность по созданию исторических трудов.



М онументальный свод «Всеобщая хроника» (Crónica General) объединяет разносторонние испанские хроники и стремится дать связную историю Испании. Она распадается на две части. Первая часть охватывает историю Испании с того момента, как там появились первые поселенцы, и до вторжения мавров. В создании этой первой части принимал участие Альфонс Десятый. Вторая часть редактировалась позднее, уже в царствование Санчо IV, и отличается от первой и с точки зрения языка (Альфонс X был более строг к языку, чем последующие редакторы).
А льфонс X работал и над созданием «Великой и всеобщей истории» (General e grand Estoria), в которой излагает историю человечества от сотворения мира. Источниками ему служат Библия, «Хроники Троянской войны», сочинения отцов церкви . Кастильский король истолковывает историю в назидательно-аллегорическом духе. Так, он рассматривает греческие мифы как аллегорическое изображение борьбы добра со злом и стремится объяснить их в духе христианской морали.
С тремясь усилить королевскую власть и положить конец непрекращающимся феодальным междоусобицам, Альфонс X Мудрый составляет свод законов - «Семь частей» (Las siete partidas). Сам король указывает, что начал работу над этим сочинением в 1251 году. Ему помогала целая группа юристов. Не так давно этот памятник испанского права был опубликован в переводе на русский язык. Чтобы ознакомиться с ним ищите сборник «История Испании и Португалии» выпущенный в 2002 году издательством МОНОЛИТ-ЕВРОЛИНЦ-ТРАДИЦИЯ (Москва), где и напечатаны «Семь партид мудрого короля дона Альфонсо» .

А льфонс X утверждает, что король должен иметь право издавать законы, чеканить монету, отправлять правосудие. Отрицательно относясь к тиранам, Альфонс полагает, что тираном может быть не только тот, кто захватил власть, но и тот, кто является законным государем, но ведёт себя как тиран: «…если бы даже человек встал во главе государства законным путём, одним из тех, которые мы изложили в предшествующих статьях, и впоследствии употребил бы свою власть во зло способами, сейчас нами изложенными, народ всегда имеет право считать его тираном, потому что власть его, бывшая законной, становится беззаконной». Хотя, справедливости ради, надо отметить, что по свидетельству российского историка начала ХХ века В.К.Пискорского, опубликованному в упомянутом выше сборнике «История Испании и Португалии»: «Правление Альфонса Х Мудрого (1252-1284), несмотря на свой внешний блеск, было крайне бедственно. Содержание пышного двора, притязания на престол Германской империи, щедрые подарки учёным и поэтам и другие затеи короля дорого обходились народу. Для приобретения необходимых средств Альфонс прибегал к порче монеты, преследованию евреев и вымогательству у них денег. Кроме того, при нём происходили неурядицы из-за престолонаследия. После смерти его старшего сына, Фердинанда де ла Сера, оставившего двух сыновей, наследником был признан второй сын Альфонса, Санчо; но мать инфантов де ла Сера, Бланка, дочь французского короля Людовика IX, вступилась за их права. Кортесы, собравшись в Вальядолиде в 1282 г., объявили Альфонса низложенным и провозгласили королём сына его Санчо. Отец и сын вступили в борьбу, продолжавшуюся до самой смерти Альфонса. Царствование Санчо IV (1284-1295), равно как и двух его ближайших преемников Фердинанда IV (1295-1312) и Альфонса XI (1312-1350), наполнено гражданскими войнами, главной причиной которых явилось честолюбие знатных фамилий, а также соперничество городов с дворянством. Социальные отношения Кастилии в эту эпоху уже вполне определились…» . Тут надо принять во внимание когда издана книга, исходя из этого в какие годы писалась – т.е. сразу после революции 1905 г.(!) И господин Пискорский в некоторой степени сумбурно излагает факты, у него даже толком непонятно в чём конфликт между инфантами ла Сера (точнее их мамой) и Санчо, и за что кортесы низложили Альфонсо. Так что вернёмся к прежним «источникам», и продолжим знакомство с их мнением.


И так, известные литературоведы считают, что этот человек принадлежал к тому типу исторических личностей, которые во многом опередили своё время. Его политическая программа и правовые установления, основанные на принципах единовластия и борьбы с феодальной анархией, носили, по-своему, прогрессивный характер. Однако абсолютистские устремления монарха не могли найти ещё почвы в стране, где в процессе реконкисты сильно возвысилась светская и духовная знать, а вольные города яростно отстаивали свои древние права. Жестокая схватка короля Кастилии с феодалами, принявшие внешние формы династической распри с его собственным сыном Санчо (будущим Санчо IV Храбрым), окончилась для него трагически. В 1282 году Альфонса Х низложили кортесы, от него один за другим отреклись все города, кроме Севильи . Король пожаловал ей титул «Благороднейшей, верной, героической и непобедимой» и в качестве девиза и поныне встречающуюся анаграмму: «Она меня не покинула». Не прекратив борьбы, Альфонс Х умер в 1284 году в Севилье, прокляв перед смертью сына.

иллюстрация из Cantigas

В заключение следует отметить, что Альфонс X придавал большое значение своим гимнам (Cantigas ). В своём завещании, где он не упоминает ни о каком другом своём труде, он указывает, чтобы эти гимны сохранялись в той церкви, где его похоронят, и чтобы их пели над его могилой в День Богоматери. Вот таков он, кастильский король Альфонс X, прозванный Мудрым, - яркая личность, неординарный человек той далёкой эпохи.


(не мной) сайта посвящённого всему наследию этого короля, но результат мне неизвестен.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ: Мартынов И. "Музыка Испании". М. Советский композитор 1977.
Штейн А.Л. "История испанской литературы". М. Высшая школа 1976
Плавскин З.И. "Литература Испании IX - XV веков". М. Высшая школа 1986
Каптерева Т.П. ИСКУССТВО ИСПАНИИ очерки . М. Изобразительное искусство 1989
История Испании и Португалии. /сборник/ М., МОНОЛИТ-ЕВРОЛИНЦ-ТРАДИЦИЯ 2002

ИСТОЧНИКИ WEB-a: www.spanish-books.net
CANTIGAS DE SANTA MARIA Alfonso el sabio
Интересная ссылочка в тему: Кузин перевод CANTIGAS DE SANTA MARIA на русский язык.


Король Кастилии (Испания) в 1252--1284 гг. Император "Священной Римской

империи" в 1257--1273 гг. Сын Фердинанда Ш и Беатрис Швабской. Ж.: с 1246 г.

Иоланда, дочь короля Арагона Хайме 1 (Умер 1300 г.). Род 1220 г. Умер 1284

Еще будучи инфантом, Альфонс проявил политические и военные дарования,

участвуя в государственном управлении и многочисленных войнах своего отца.

Но сделавшись сам королем, он во многом отошел от ясной национальной

политики Фердинанда III. Правда, войны с маврами продолжались, но они велись

без должной энергии, эпизодически и часто оканчивались поражениями. Вместо

того чтобы сосредоточиться на войне. Альфонс пошел на большие издержки ради

избрания в 1257 г. императором "Священной Римской империи". Этот пустой

титул не принес ему ничего, кроме ссоры с римской курией. Внутренние дела

также не давали королю возможности всецело отдаться реконкисте. Вообще, его

правление, отмеченное смутами, мятежами и серьезными кризисами, было сложным

и противоречивым. Сам король был человеком щедрым и великодушным, но слишком

преданным пустому тщеславию и роскоши. К тому же ему часто не доставало

твердости в проведении своей линии Военным экспедициям он предпочитал ученые

занятия и многими трудами на этом поприще заслужил у современников и

потомков прозвище Мудрого. Он не жалел денег для университета в Саламанке,

учредил здесь новые кафедры, увеличил его привилегии и, в конце концов,

придал этому кастильскому учебному заведению столько значения и блеска, что

оно стало соперничать со знаменитыми парижским и болонским университетами.

Глубоко увлекаясь астрономией, Альфонс велел построить обсерваторию и

поручил 50 астрономам составить новые астрономические таблицы, названные по

его имени Альфонсовыми. Кастильский язык приобрел при Альфонсе важное

значение во всех областях жизни: он поощрял литературу, велел писать на

кастильском наречии государственные акты и законы, взамен прежнего обычая

пользоваться варварской латынью, даже Библия была по его указанию переведена

на кастильский язык. Большая работа была проделана при Альфонсе по

упорядочению и унификации права. Взамен множества местных законов король

постарался дать стране общий кодекс, основанный на традициях римского права

(он получил название "Законов семи частей"). Новое Уложение последовательно

проводило идею всемогущества королевской власти, права знати и городов были

в нем значительно урезаны. Но эта тенденция отражала скорее пожелания

центральной власти, чем ее реальные возможности. Дальнейшие события

показали, как далеки были понятия "Законов семи частей" от действительности.

В 1275 г. умер старший сын короля инфант Фернандо. По новому закону,

установленному самим Альфонсом, наследником престола должен был считаться

старший сын Фернандо. Но по старинному кастильскому обычаю права наследника

переходили к младшему брату умершего -- дону Санчо. Многие знатные кастильцы

встали на сторону Санчо. Альфонсус-тупил им и объявил сына своим преемником.

Невестка короля Бланка Французская (вдова Фернандо) отказалась признать это

решение, бежала к своему брату французскому королю Филиппу III и уговорила

его взять под защиту племянников. Филипп отправил в Испанию войско, которое

несколько лет опустошало приграничные с Наваррой области Кастильского

государства. Альфонс попробовал договориться с французским королевским домом

и выделил для своего старшего внука королевство на территории Хаэна,

поставив его в вассальную зависимость от Кастилии. Санчо возмутился против

этого раздела. Между ним и отцом начались ссоры, переросшие в 1281 г. в

открытую войну. Почти вся кастильская знать встала на сторону Санчо и

воевала против своего короля. В 1282 г. кортесы, созванные в Вальядолиде,

объявили, что правительственная власть отнимается у Альфонса и передается

его сыну. Покинутый родными и вельможами, король объявил Санчо лишенным

наследства, проклял его и обратился за помощью к владетелю Марокко

Абу-Юсуфу. Таким образом, мусульмане вмешались в распри христиан и стали

опустошать Кастилию наряду с французами и арагонцами. В разгар этой войны

Альфонс заболел и умер в Севилье. Своим посмертным завещанием он еще более

запутал дело: наследником он назначил своего внука Фернандо, а для младших

сыновей Хуана и Хайме выделил особые королевства -- Севилью, Бадахос и