Анализ философско-эстетической основы поэтики Б.А. Ахмадулиной

Прекрасная Белла, прогремевшая в своё время, до сих пор звучит – в записях, в каждом своём стихотворении, в каждой, даже не озвученной – немой ещё, строчке.

Анализ стихотворения Ахмадулиной Игры и шалости

Очень милое – именно милое – стихотворение. Кто-то играет с поэтессой, она догадывается, кто. И помогает читателям понять, упоминая мороз и, конечно, солнце, чудесный день, впряженных (по воле Поэта) коней. Это игра строками, но это и процесс преемственности, наследования и немного влюбленности. Для поэтессы Пушкин, действительно, реален.

Анализ стихотворения Август Ахмадулиной

Здесь месяц одушевлен: щедр и прекрасен. Казалось, что звезды с неба падают на плечи. И он подарил Белле любовь. В стихотворении воспоминаются прогулки-закаты, игра на пианино в четыре руки. Но осенью всё должно было завершиться.

Ахмадулин а Снегопад анализ стихотворения

Естественно, передана прелесть зимы, могущество природы. Но здесь и философская нота ощущения себя частью Вселенной, и мысли о творчестве. Величие природы – повод для «удачи ума», то есть человеку (лишь с помощью чего-то большего, чем он сам) везёт создать стихотворение – соединение мысли и звука в слове и мировой душе.

Анализ стихотворения Свеча

Это произведение стало песней. Простая восковая свеча возрождает времена благородных кавалеров и дам. Опять появляется образ Пушкина, а поэтесса родную речь пробует на вкус – чистый вкус.

Анализ стихотворения Декабрь

Всего четыре строчки о красоте и радости. Оказывается, что у зимы свои правила игры, в которых смех обязателен. И основное – придать форму снегу, приподняв его с земли, где он снова окажется, пролетев снежком или постаяв снежной бабой.

Анализ стихотворения Ахмадулиной Прощание

Известнейшая песня на стихи Беллы. Даже закрадывается сомнение, что этот роман мог быть написан так недавно, настолько тонко, чувственна каждая строка о страдании и расставании, даже обмане. Героиня прощает обманщика, благословляет его и просит ничего не обещать, как он, видимо, собирается сделать.

Анализ стихотворения В тот месяц май

Это стихотворение стало особенно известном в популярном сериале «Оттепель». Строки о взрослении. Сначала легкомысленная, радостная и щедрая героиня, сравнивая себя со щеглом, окунает крылья в воздух. Но со временем стала эта птица строже, а сравнивает свою улыбку с усмешкой еврея – тем более старого. Но она не хочет стать скучной женщиной за вязаньем. И вдохновляется к жизни видом ребенка, нарушающего порядок взрослых.

Анализ стихотворения Два гепарда

Два гепарда прямо сравниваются с двумя влюбленными. Гепарды смогли найти свою любовь, несмотря на решетки зоопарка, под прицелом взглядов потешающихся посетителей… И гепарды лежат рядом, ни на что не обращая внимания, будто в джунглях. Любовь, даже в смеси с тоской, сильней всех искусственных правил.

Анализ стихотворения Молоко

Удивительное стихотворение о материнстве. Начинается с молока, которым читатель запивает, например, пряники. Просто молоко. Но если вместе с поэтессой вдуматься в понятие молока, ощутить его силу… Если весь мир воспринимать не как привычную данность, а чудом Вселенной, тогда и жизнь станет одухотворенной.

Прочувствовав каждое стихотворение, читателю захочется бросить своё равнодушие. К неравнодушию и призывала своей поэзией Ахмадуллина.

Анализ стихотворения Ахмадулина по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Некрасова Размышления у парадного подъезда для 7 класса

    Данное стихотворение делится на три части: Первая часть посвящена описанию обычных будней министра. Как он принимает более богатых лиц, как не уважает простых крестьян, которые пришли за помощью.

  • Анализ стихотворения Ахматовой Любовь

    Анна Ахматова, поэтесса писавшая стихи о земной любви. Её искрение пронзительные строки о этом сложном чувстве наполняют всю ее жизнь. В то же время язык понятен любому, ведь каждый человек на Земле

  • Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

    Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

  • Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина

    Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.

  • Анализ стихотворения Безнадежность Бунина

    На самом деле русская природа по большей части – природа севера. Конечно, в России есть и юные регионы, но если смотреть по основным параметрам, то Россия все-таки именно северная страна. Суровая и стойкая как сосна.

Белла Ахматовна Ахмадулина (1937 – 2010) – русская поэтесса, писательница, переводчица второй половины XX века.
В 1960 г. окончила Литературный институт. Первый сборник стихов «Струна» появился в 1962 году. Таким образом, стихотворение «Заклинание», написанное в 1968 относится к раннему периоду творчества.
Ахмадулину называли последовательницей Ахматовой и Цветаевой, в ее поэзии множество перекличек с поэтической традицией прошлого. Стихотворение «Заклинание» не исключение.

Стихотворение называется - «Заклинание». Согласно Большому толковому словарю слово «заклинание» имеет следующие смыслы:
1) словесная формула, обладающая магическими свойствами;
2) страстная мольба, просьба.
В первой же строке данного стихотворения мы читаем эту «словесную формулу»:

Не плачьте обо мне – я проживу…

Эта фраза повторяется в стихотворении 4 раза и еще 4 раза в усеченном варианте:

Я проживу.

Это подтверждает наш выбор трактовки слова «заклинание» в пользу первого варианта. Это не случайная фраза. Это фраза, призванная оказать суггестивное воздействие: заставить поверить, внушить, загипнотизировать. Из 5 глаголов, имеющихся в данном стихотворении, 2 составляют эту фразу («не плачьте» повторяется 4 раза, а «проживу» - 8 раз).

Кроме того, что данная фраза оказывает внушающее (суггестивное) воздействие, она содержит противоречие и конфликт, существенный для понимания стихотворения:
Первая часть фразы «не плачьте обо мне» - демонстрирует внешнюю слабость лирической героини, которая вызывает беспокойство у окружающих. При этом вторая часть фразы: «Я проживу» - демонстрирует внутреннюю силу.
Противоречие, обозначенное уже в первой строке стихотворения, усиливается в дальнейшем, т.к. после этой фразы идет целая цепочка оксюморонных сочетаний:
- счастливая нищая,
- добрая каторжанака,
- озябшая южанка.

И, наконец, в конце первой строфы лирическая героиня противопоставляет себя всему окружающему миру: «чахоточная на молярийном юге». Чахотка может быть отсылкой к поэтам «Серебряного века», преемницей которых считала себя Ахмадулина. В начале ХХ века чахотка была очень распространенным заболеванием.
Интересна также фонетическая организация первой строфы: повторяющиеся звуки [ж], [ч], [ш], [ш’] создают иллюзию шепота, который оправдан предложенной ситуацией – чтение заклинания.
Вторая строфа продолжает линию противопоставления себя – миру: она не боится быть ни смешной, ни осуждаемой, ни юродивой: ни «пьяницей», ни «хромоножкой», ни «богомазом». Ей важно лишь одно – остаться верной самой себе и выжить.
Пока пропустим 3 строфу и перейдем к 4, в которой как бы случайно, между прочим (союз «да») упоминается «пресветлая звезда» некой Марины. В данном стихотворении нет явных примет, по которым можно идентифицировать эту Марину. Но если обратиться к другим стихотворениям Ахмадулиной 1960-х годов, можно найти еще по меньшей мере 2 стихотворения («Урок музыки» 1963 и «Клянусь» 1968) упоминающих то же лицо. Опираясь на них можно с уверенностью утверждать, что речь идет о М.И. Цветаевой.
Поняв кто является образцом для подражания для молодого автора, можно по-новому взглянуть на противоречия данного стихотворения, на противопоставление себя миру. Это узнаваемая характеристика цветаевского мироощущения.
Становится понятной и 3 строфа. Это скрытая цитата, достаточно прозрачная перекличка с известным цветаевским «Моим стихам, написанным так рано…», весь пафос которого в вере в будущность своей поэзии. Это единственная строфа, в которой значимой оказывается категория времени: «грядущесть» хоть и «нечеткая» непременно осуществится, стихи Ахмадулиной «будут знать» (еще 2 глагола из 5).

Структура стихотворения: Стихотворение состоит из 4 пятистиший, написано 5-стопным ямбом с пиррихиями. В стихотворении использованы кольцевые рифмы, анафоры, эпифоры, звуковые повторы – все это создает спиралеобразный строй текста и иллюстрирует мысль автора о развитии истории по спирали и объясняет преемственную позицию автора по отношению к предыдущим поколениям литераторов.

Поэзия Ахмадулиной – поэзия мыслящего и познающего чувст­ва. Ее лирическая героиня обживает и наделяет только ей прису­щими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комна­та (“Ночь”, 1962), или заснеженный арбатский двор (“Как никогда беспечна и добра”, 1974). Она обращена к внутреннему миру ли­рической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству – при этом поэтесса пропускает поток впечатлений сквозь призму своей души и прежде всего выстраивает их в свою образную систему, подчиняет законам своего собственного языка. Например, образ свечи, традиционный в русской поэзии, становит­ся чисто ахмадулинским – с ее пристальным вниманием к разным сторонам одного и того же предмета (“Свеча”, 1962). Поэзия Беллы Ахмадулиной отличается пристальностью и тон­костью психологического анализа, метафоричностью, переходами конкретно-чувственной образности в причудливую игру аллегорий, непосредственности признания – в изысканную стилизацию. Ли­рическую героиню Ахмадулиной характеризует сосредоточенность – иногда чрезмерная – на самовыражении и самоанализе.

Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной (книга “Струна”, 1962) обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию: Необъятна земля, но в ней нет ничего, Если вы ничего не заметите… Героиня Ахмадулиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. Не случайно слово “дружба” обрело в ранней поэзии Ахмадулиной свой искон­ный, полнокровный смысл. В ее мире мужчину и женщину связы­вают прежде всего “простые”, дружеские чувства, возведенные в ранг самых таинственных и сильных (“Мои товарищи”, “Гостить у художника”, “Зимняя замкнутость”). Эти отношения были столь напряженны для Ахмадулиной, что остальные человеческие чувства оказались в тени. Стихи о любви, которых было немало в первом сборнике “Струна”, на какое-то время вообще перестали писаться. В “Уроках музыки”, ее второй, гораздо более зрелой книге, поэтес­са окончательно закрепляет за собой столь для нее важный статус товарища. В стихотворении “По улице моей который год”, напи­санном в 1969 году, Ахмадулина грустит о друзьях, которые поки­дают ее: По улице моей который год Звучат шаги – мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход Той темноте за окнами угоден. Чувство одиночества “холодно замыкает круг”. Пытаясь забыть­ся, героиня посещает концерты и библиотеки, но ей не дано забыть тех, кто “умерли или доселе живы”: И я познаю мудрость и печаль, Свой тайный смысл доверят мне предметы. Природа, прислонясь к моим плечам, Объявит свои детские секреты. И вот тогда из слез, из темноты, Из бедного невежества былого Друзей моих прекрасные черты Появятся и растворятся снова.

Образ одиночества в стихотворении реализуется в ряде сложных метафор: “Одиночество замыкает свой круг”, взяв в плен лириче­скую героиню; одиночество призывает, голубая стужа одиночества и др. Само одиночество, по мысли Ахмадулиной, содержит способы его преодоления. Появившиеся из темноты “прекрасные черты” друзей – лучшее свидетельство того, что нет забвения в ее душе. Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом. Тема дружбы звучит и в стихотворениях Ахмадулиной, посвя­щенных выдающимся поэтам-современникам: “Памяти Бориса Пас­тернака” (1962), “Зимняя замкнутость” – Булату Окуджаве (1965), ему же – “Снегопад” (1968), “Воспоминание о Ялте” (1969), “Пе­сенка для Булата” (1972), “За что мне все это?..” – Андрею Возне­сенскому (1975), “Владимиру Высоцкому” (1980), “Москва: дом на Беговой улице” (1982). Обращаясь к Булату, как к учителю и вдох­новителю, Ахмадулина пишет: “Мой этот год – вдоль бездны путь. // И если я не умерла, // то потому, что кто-нибудь // всегда молился за меня. // Все вкривь и вкось, все невпопад, // мне страшен стал упрек светил, // зато – вчера // Зато – Булат! // Зато – мне ключик подарил!” Воспринимая смерть Высоцкого как тяжелую утрату, Ахмадулина отзывается стихотворением “Владимиру Высоцкому”: Хвалю и люблю не отвергшено гибельной чаши. В обнимку уходим – все дальше, все выше, все чище, не скаредны мы, и сердца разбиваются наши. Лишь так справедливо. Ведь если не наши – то чьи же?

Стихотворник “Мои товарищи” (1963) посвященное Андрею Воз­несенскому, другу и товарищу по поэтическому цеху, помогает уви­деть юного поэта таким же пылким и порывистым, каким он был в жизни: Все это так. Но все ж он мой товарищ. А я люблю товарищей моих. Люблю смотреть, как, прыгнув из дверей, выходит мальчик с резвостью жонглера. По правилам московского жаргона люблю ему сказать: “Привет, Андрей!” Понимая и ценя талант своего друга, Ахмадулина пророчески предсказывает ему грядущую славу: И что-то в нем, хвали или кори, есть от пророка, есть от скомороха, и мир ему – горяч, как сковородка, сжигающая руки до крови. Последние три строки стихотворения обращены к друзьям: Да будем мы к своим друзьям пристрастны! Да будем думать, что они прекрасны! Терять их страшно, бог не приведи! Они содержат в себе парафразу из Пушкина, из знаменитого стихотворения о лицейском братстве. Вслед за Цветаевой и Ахма­товой Ахмадулина выбирает в Пушкине свое – “восторги” друже­ского чувства. Культ дружбы, ревностно утверждаемый Ахмадули­ной, сохраняется и в ее более поздних стихотворениях. Тема любви, только намечавшаяся в ранней поэзии, приобрета­ет в 70-е годы полнокровное звучание: “Люблю, когда ступая, как летая, // проноситесь, смеясь и лепеча. // Суть женственности, вечно золотая, // И для меня – священная свеча”. Классическая женст­венность, так импонирующая ей в Марине Цветаевой, получила новую окраску в лирике Ахмадулиной. Ее стих “проносится, смеясь и лепеча”, удивляя нас витиеватостью и прихотливостью словаря и синтаксиса – своего рода кружевами, оборками, воланами. Ахмадулинская версия современного женского характера противостоит порожденному новой формацией образу мужеподобной женщины, лишенной тайны и женской привлекательности: “В гортани моей, неумелой да чистой, // жил призвук старинного русского слова. // Я призрак двусмысленный и неказистый // поэтов, чья жизнь не зате­ется снова” (“Ночь перед выступлением”, 1973), “Я вас люблю, кра­савицы столетий, // за ваш небрежный выпорх из дверей, // за право жить, вдыхая жизнь соцветий // и на плечи накинув смерть зверей” (“Я вас люблю, красавицы столетий”, 1973).

В сборнике “Тайна” (1983) контуры ахмадулинского мира резко меняются. Он поражает нас прежде всего удивительной для Ахма­дулиной пустынностью ландшафта. Городской пейзаж сменяется в ее поэзии безлюдными сельскими проселками, деревенским уеди­нением, уже не нарушаемым приездом “старого товарища”, как это обычно происходило в ранних стихах. Природа в “Тайне” превра­тилась в главный оплот красоты, пленяя не только своим живым цветением, но и бессмертными строками, ею внушаемыми. Голоса любимых поэтов от Марины Цветаевой до Пушкина озвучивают безмолвный мир этой книги: “Я предана этим бессветным местам, // безлюдию их и безлунью, // науськавшим гнаться за мной по пятам // поземку, как свору борзую”. Как пишет Виктор Куллэ, “дикий романтический сад, ставший у зрелой Ахмадулиной устойчивым синонимом не только поэзии, но и мироздания, предполагает не только упругость и первозданность поэтической ткани, но и некую безответственность стихотворца. В какой-то степени это стало болезнью ее “длинных” стихотворений… на смену акмеистической зоркости к деталям приходит нагромож­дение невнятных автоперепевов. Но замечательно, что весь приве­денный набор отрицательных качеств служит в итоге лишь пере­гноем, тем сором, которого немало в поэтической кухне каждого берущегося за перо. А сад все-таки есть”. Однако уже в следующем своем сборнике “Сад” (1987) Ахмаду­лина пусть ненадолго, но выходит из “сада”, вновь попадая в шум­ную городскую толчею. Но совсем не такую, как прежде. Теперь пе­ред нами уже не московские переулки, которые оглашаются несущимися из гнесинской школы трелями, а площади провинци­альных городков, скажем, Тарусы, с присущей им музыкой: “Суб­ботник шатается, песню поющий. // Приемник нас хвалит за наши свершенья”. И уже не “в маленьком кафе на площади Восстанья” случаются, как это было когда-то, гаданные и негаданные встречи, но в “Оке”, “заведенье второго разряда”.

“Белла Ахмадулина” – поэт гораздо более высокой личностной и стилистической чистоты, нежели большинство ее сверкающих или непрозрачных современников. Ее стихотворения отличишь от чьих бы то ни было мгновенно. Вообще ее стих размышляет, меди­тирует, отклоняется от темы; синтаксис вязкий и гипнотический – в значительной степени продукт ее подлинного голоса. Развертывание ее стихотворения, как правило, подобно розе, оно центростремительно и явственно отмечено напряженным женским вниманием к деталям – напряженным вниманием, которое иначе можно назвать любовью. Чистый результат, тем не менее, не салон­ная и не камерная музыка; результат – уникальное ахмадулинское смешение частного и риторического – смешение, которое находит отклик в каждой душе. Этим объясняется ее популярность – не только в кругу знатоков поэзии, но и у широкого русского читателя” (Иосиф Бродский).

(Пока оценок нет)

– это текст, так как он имеет заглавие, для него характерна тематическая и композиционная цельность. Он объединен темой процесса творчества и идей постижения сути поэзии, поисков собственного стиля; есть смысловая связность, композиционная завершённость. Текст структурно упорядочен, делится на предложения, имеет определённую тему – тему поэзии, самого процесса творчества; в нём прослеживается стилистическое единство. Это поэтический текст, так как он состоит из строф и имеет рифму. Стихотворение относится к художественному стилю речи.

Белла Ахмадулина приобрела известность в начале 1960-х годов. В это время её творчество было выражением бурной активизации духовной жизни, духовным раскрепощением.

Поэты — «шестидесятники» учили, просвещали своих читателей и слушателей. Было ощущение свободы, ощущение ответственности за преобразования в стране, ощущение необходимой моральной перестройки общества. Автор понимает, что творчество поэта должно восприниматься читателем не только как источник духовного наслаждения, но и как действенное орудие, способное влиять на окружающих. Поэзия – это проникновение в «саму сокровенную суть мира».

Стихотворение «Другое» было написано в 1966 г. К середине 60-х годов надежды на обновление, на возрождение угасли. Для литературы этого времени характерны утрата веры в будущее и в возможность социальных преобразований, поэтому уж целый год стихи не слагаются, а раньше в творчестве было «другое что-то».
Уже первые слова стихотворения привлекают наше внимание:



слагать стихи…?

В стихотворении поэт разговаривает с самим собою и со всем миром. Он ищет причину «немоты тяжёлой». Не находит. Вновь ищет… Может быть, поэтому так трудно постичь суть поэзии? Ведь каждое из стихотворений – душа автора, его боль и надежда, грусть и радость, мечта и реальность. В этом стихотворении Б. Ахмадулина не использует малоупотребительные слова. Здесь нет ярких и броских поэтических образов, требующих расшифровки. В чём же причина такого сильного эмоционального воздействия этих строк? Прежде всего, очевидно, в их удивительной простоте и правдивости.

Повествование ведётся от 1-го лица. В том, что автор делится с читателем своими сокровенными чувствами, убеждают следующие личные местоимения: я не могу, я не о том, во мне уже стара привычка ставить слово после слова. Автор избрал форму непринуждённого, доверительного монолога, в ходе которого делится своими размышлениями с читателем, повествуя о том, что случилось («Что сделалось?» ), вспоминает эпизоды из своей жизни («Как это прежде было?» ).

Это произведение обладает особой структурой повествования: повествователь и герой здесь тождественны, объектом изображения служит авторское «я». Речь повествователя содержит особые слова – сигналы припоминания (знало, шалило, смеялось, плакало), вводящие описание ситуации в прошлом и свидетельствующие об избирательной работе памяти (забыла). Речь повествователя, содержащая воспоминание, включает его оценки, отражает различные его эмоции.

По своему словарному материалу язык стихотворения «Другое» прозаически простой и понятный. Стихотворение воспринимается как обычный современный текст, без каких-либо затруднений. И всё же замедленное и пристальное чтение текста обязывает сделать несколько пояснений. В стихотворении есть два лексических архаизма –уста, ведать. Это собственно-лексические архаизмы, так как слова вытеснены в пассивный словарный запас словами с другой непроизводной основой.

Собственно-лексические архаизмы традиционны для поэзии. Ахмадулина, ориентируясь на традиции, тоже обращается к этим весьма выразительным лексическим ресурсам.

Архаизмы органично входят в ткань лирического произведения, участвуя в образовании неповторимого поэтического стиля, и употребляются для поэтизации речи, создания высокой экспрессии. Употребляя слова, обозначающие части человеческого лица и тела (губы, рука), Ахмадулина в большей степени отдаёт дань традиции.

Обратим внимание на первую строфу этого стихотворения, где фигурирует слово губы, противопоставленное с экспрессивной точки зрения слову уста. Вариант губы имеет в контексте ярко выраженную отрицательную эмоциональную окраску:

Что сделалось? Зачем я не могу
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжелую в моих губах имею?

В стихотворении доминирует слово уста. Такое его положение отчасти объясняется существованием логической связи между такими образами, как уста и слово:

Да, да, другое, разве знало страх,
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?

Традиционным поэтическим средством у Ахмадулиной выступают абсолютные синонимы. Наличие в стихотворении нескольких слов для обозначения одного и того же понятия оправдывается и обусловливается различием выполняемых ими функций. Синонимы служат выражению тонких смысловых оттенков данного понятия, эмоциональной или стилистической окраски.

Сравним синонимы: уста – губы, знать – ведать. Различие между ними выражается в характерной для каждого слова эмоционально-экспрессивной и стилистической принадлежности: слова знать и губы являются межстилевыми и нейтральными, а слова ведать и уста – устаревшими, поэтическими.

Избранное:


Анализ стихотворния Беллы Ахмадуллиной «А напоследок я скажу...»

Белла Ахмадуллина - автор прекрасных стихов, многие из которых стали популярными романсами. Но она теряется в плеяде многих известных поэтов – песенников. А ведь эта женщина прекрасно воспела самое чудесное на земле чувство – любовь. Мало кто из поэтов умел так, как она, перед лицом любви пренебречь всеми доводами рассудка, так отдаться нахлынувшему чувству и добиваться взаимной любви, несмотря ни на какие препятствия.

Любовь у Ахмадуллиной бывает разная: страстная, нежная, грустная, прощальная, но никогда – спокойная. Для поэтессы чувство – это вихрь эмоций, неважно, каких, которые затрагивают все струны души. Потому ее стихи о любви так популярны у читателей, от них невозможно оторваться. Всегда как бы сопереживаешь героине Ахмадуллиной в ее чувстве, находишь и в своей душе похожие эмоции.

Наиболее известным стихотворением, которое было положено на музыку и вошло в кинофильм, является «А напоследок я скажу…» Тема этого стихотворения – расставание с любимым человеком. Героиня прощается с ним, его любовь ей уже не нужна: «Прощай, любить не обязуйся». Но это прощание не дается героине легко, в ней все бушует, и она чувствует: «С ума схожу иль восхожу К высокой степени безумства».

Это повторение разными словами одного явления, «сумасшествия», подчеркивает, усиливает внимание на этих словах. Чувства у героини – вне ее контроля. Она не в состоянии управлять ими: так глубоко ее горе.

Героиня упрекает героя: «Как ты любил, ты пригубил». То есть она говорит о том, что он не сумел глубоко вникнуть в ее чувство, понять всю глубину ее эмоций. Здесь идет скрытое сравнение героини с бокалом вина. Именно к слову «вино» уместно использования глагола «пригубил», то есть слегка отпил, чуть касаясь губами. Так же и в отношении лирической героине - герой просто воспользовался ее чувствами. Она упрекает его не в том, что он ее погубил, а в том, что он «погубил так неумело». То есть лирический герой растоптал все ее чувства, не оставил ей никакой надежды. Теперь же героине не на что опереться в жизни.

Вторая строфа начинается так: «А напоследок я скажу». Складывается впечатление, что героиня просто никак не может проститься с любимым, пытается задержать его еще на одно краткое мгновение. В этой строфе она описывает свое, уже предобморочное, состояние: мозг перестает работать, «пали руки»: «И стайкою наискосок Уходят запахи и звуки». Возможно, героиня ждет, что бывший возлюбленный пожалеет ее, не оставит, а, возможно, она говорит о своем состоянии уже тогда, когда неважно, слушает тебя кто-либо или нет.

Итак, в этом стихотворении раскрывается любовная тема - расставание с любимым человеком. Оно представляет собой лирический монолог героини, обращенный к неверному любимому.

Хотя стихотворение небольшое по объему, но оно очень содержательно по смыслу, по выражению чувства. Этому способствуют и изобразительно-выразительные средства, выбранные Ахмадулиной. Здесь присутствует: «С ума схожу, иль восхожу / К высокой степени безумства». Есть перифразы, которые придают лиричность монологу: «Работу малую висок еще вершит», «стайкою уходят запахи и звуки». Есть также и сравнения: «стайкою» - сравниваются со стайкой рыбок, которые очень быстро меняют направление движения.

В этом стихотворении очень много синтаксических средств выразительности. Это и инверсия: «С ума схожу…», «Как ты любил…», «И стайкою наискосок» и т. д. Много обращений, которые выражаются личным местоимением «ты», присутствует анафоры: «А напоследок я скажу», «Как ты любил…».

Очень много в стихотворении повторов. Это уже названные «А напоследок я скажу», глаголы «любил», «погибель», «погубил». Повторения акцентирует внимание на них. Мы понимаем, что здесь они будут являться ключевыми словами, то есть самыми главными словами стихотворения, в которых и заключен основной смысл.

Кроме того, стихотворение насыщено глаголами действия, но это не придает ему большого динамизма, так как глаголы повторяются и описывают не физические действия, а проявление чувств.

Кстати, третья строфа стиховторения представляет собой повтор первой строфы. Поэтому можно сказать, что произведение обладает кольцевой композицией. Оно показывает: от чего героиня шла, к тому и пришла. Лирическая героиня простилась со своим возлюбленным, хотя это и больно, но, наверное, не отпустила его. Это кружение по кругу показывает, что героиня так и не сможет расстаться с любимым человеком. Хотя вторая строфа завершается тем, что она уже как бы свыклась с этой мыслью, она нечувствительна к реальному миру, ее окружающему.

В конце мне хотелось бы привести слова самой Ахмадуллиной как доказательство того, что главнее всего в жизни она считает любовь: «Любовь моя – вот мой туманный довод. Я воспою ее. А вы судите».