Анализ фрагмента лирического произведения. Презентация на тему "анализ лирического произведения"

Анализ стихотворного текста всегда предполагал особую эрудицию, редкую чуткость, глубокие методические подходы, а с появлением новых требований для выпускных государственных экзаменов разбор поэтических произведений потребовал еще и высокого профессионализма. Итак, обратимся к теории стиха и методике изучения лирического сочинения.

С чего целесообразно начать разговор о лирическом произведении? С некоторых «внешних», но крайне важных аспектов.

Во-первых, необходимо дать краткий обзор общественных, эстетических тенденций эпохи, когда создавалось анализируемое произведение.

Во-вторых, важно разобраться, в какой период творчества поэта было написано стихотворение, под впечатлением каких событий и переживаний.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Собственно стиховедческий анализ начинается, безусловно, с рассмотрения содержательных элементов лирического текста . Структурируем их и приведем примеры.

Любое стихотворение имеет тему или несколько тем. Тема - это предмет художественного познания. Наиболее распространенные поэтические темы - любовь, дружба, человек и природа, поэт и поэзия, народная жизнь, судьба, память, смысл творчества, предназначение человека, свобода, жизнь и смерть. Например, темой стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву» является свобода, а в стихотворении «Деревня» - несколько тем: поэт и поэзия, человек и природа, свобода.

В поэтических произведениях, аналогично эпическим и драматургическим, могут быть проблемы, хотя для лирики это скорее исключение, чем правило. Проблема - это поставленный в произведении вопрос. А поскольку вопрос предполагает и авторский ответ, то, конечно, проблематика в большей степени связана с аналитическими литературными жанрами, чем с лирическими. Хотя в стихотворениях на общественные, социальные темы проблемы не менее очевидны, чем в эпосе и драме. В послании Пушкина «К Чаадаеву» - это проблема взросления молодого поколения, его освобождения от «сна»-иллюзий, фантазий к пробуждению всей России, которая, в свою очередь, должна расстаться со «сном» пассивности и покорности. В «Деревне» Пушкин ставит проблему освобождения России от крепостного права, это тот ключевой для поэта-гражданина вопрос, который мешает ему быть счастливым и творчески свободным.

В отличие от эпических и драматургических произведений, в лирических текстах наиболее частотны и значимы мотивы. Мотив - это минимальный, художественно не завершенный содержательный элемент, который придает произведениям смысловую индивидуальность, выражает авторские оценки. Тема у разных авторов может быть одинаковая, а вот мотивы обязательно будут разные. Так, в пушкинском стихотворении «К Чаадаеву» на тему свободы звучат мотивы надежды, молодости, патриотических порывов, счастья, веры, устремленности в будущее. А в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» тема свободы раскрывается через совершенно иные мотивы: бури, духовного сиротства, одиночества, поиска, мятежности.

В любом лирическом произведении есть идея или несколько идей. Идея - это авторский ответ на поставленный в произведении вопрос. Главная идея стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» - необходимость взросления молодого поколения во имя будущей свободы России; идея пушкинской «Деревни» - счастье русского народа, российской деревни, любимого Отечества заключается не в прекрасной природе, не в гениальном творчестве поэтов, а в свободе народа, освобождении от крепостного права. Главная идея лермонтовского «Паруса» - только в жизненных бурях, испытаниях судьбы можно обрести духовный покой и счастье, свобода человека заключается в поисках, мятежности, непрестанном движении.

Как известно, содержание лирического произведения очень специфично и принципиально отличается от эпических и драматургических сочинений концентрацией субъективного опыта, авторского присутствия в тексте, открытой эмоциональности. Именно в лирических произведениях так полно и глубоко раскрываются чувства, переживания, настроения человека. Потому и поэтические средства выражения необычного содержания не всегда похожи на содержательные элементы в эпических и драматургических сочинениях. Разберемся со средствами «выстраивания» лирического содержания.

В поэтическом произведении отсутствует как таковой хронотоп. В лирическом тексте достаточно наметить в общих контурах лирическую ситуацию - все остальное будет воссоздано внутренним миром, сердцем читателя. Лирическая ситуация - это общая зарисовка того, где и когда происходят события или в связи с чем вызваны описанные чувства и переживания. Например, лирическая ситуация в стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкина связана с посещением лирического героя родных и дорогих сердцу мест. Лирическая ситуация в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» определена в первой поэтической строке и связана с потребностью философских рефлексий, духовного странничества, поисков счастья.

В поэтическом тексте трансформируется не только хронотоп, но и сюжет. Если речь идет не о лиро-эпических жанрах и стихотворных эпических произведениях (поэмах, баснях, балладах, стихотворных рассказах), а о чисто лирических сочинениях, то вместо сюжета в этих стихотворных текстах предстает лирический сюжет. Лирический сюжет - это движение душевных состояний, настроений человека. Другими словами, это «диалектика души», воссозданная стихом. Так, в произведении Пушкина «Вновь я посетил…» динамика чувств и переживаний лирического героя обусловлена его воспоминаниями, философскими размышлениями о прошлом, настоящем и будущем: на смену грусти по поводу прошедших лет и смерти няни приходит созерцание среднерусской природы и наблюдение за тремя соснами, восхищение семьей, детьми, молодым поколением, духовной победой над физической смертью, возможностями человеческой памяти. В стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» лирический сюжет развивается от настроения торжественного одиночества, попытки единения лирического героя с природой, через мучительные риторические вопросы и философские рефлексии к страстно желаемому обретению счастья и любви.

В лирическом произведении совершенно иная по сравнению с эпическими и драматургическими произведениями образная система . В стихотворении образы вообще могут отсутствовать, может не быть и как таковой системы образов, потому что на первый план выходит эмоциональное, субъективное содержание, состояния и чувства человека. Так, в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога» обращают на себя внимание образы тумана, луны, поляны, дороги, тройки, ямщика, снега и др. При этом поэтические образы не тяготеют к объединению в группы, они не представлены в действии и событийности. В стихотворном произведении все образы «встраиваются» в лирический сюжет и подчиняются динамическому развитию внутренних переживаний.

Важно помнить, что в некоторых поэтических произведениях образы могут брать на себя аллегорический смысл. Образ-аллегория - это образ, за которым стоит одна отвлеченная идея, обусловленная литературными традициями и читательским восприятием. В баснях И.А.Крылова образ лисы - аллегория хитрости, образ зайца - аллегория трусости. В классических произведениях Гименей - аллегория семьи, Аврора - утренней зари.

В других стихотворных сочинениях встречаются метафорические образы. Образ-метафора - образ, который предполагает свободное истолкование в качестве одной отвлеченной идеи. Никакими историческими традициями, читательским восприятием образ-метафора не ограничивается, это скрытое контекстуальное сравнение. Например, в стихотворении Пушкина «Бесы» непогода в природе метафорически перекликается с бесовством в душе человека; ямщик воплощает идею хода времени; дорога является метафорой человеческой жизни.

Наконец, в некоторых стихотворных произведениях образы берут на себя столь безграничный объем содержания, что становятся символическими. Образ-символ - это образ, за которым стоит несколько отвлеченных идей, абсолютно индивидуальных и свободных в содержательной интерпретации. Образ моря в стихотворении Пушкина «К морю» символизирует стихийную свободу, непредсказуемое сердце поэта, необъяснимую судьбу, общественные настроения. А в пушкинском стихотворении «Анчар» древо яда является символом духовной смуты, несвободы, зла, войны.

Все, что было сказано выше о содержательных элементах стихотворного текста, неразрывно взаимодействует с тем главным образом, на котором базируется любое поэтическое произведение, - с лирическим героем. Лирический герой - содержательный центр стихотворного текста; образ, связанный с автором произведения, но не тождественный ему; обобщенный герой, чувства и настроения которого раскрываются в лирическом произведении. Лирический герой может быть представлен либо в статике, либо в динамике, но диапазон его эмоциональных и интеллектуальных переживаний очень значим, так как образ лирического героя является объединяющим началом всех содержательных элементов поэтического произведения. Каков лирический герой стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»? Это поэт-гражданин, сильный духом человек, истинный патриот, «глас» народа, человек свободолюбивый, милосердный и мудрый.

Наконец, следует обратить внимание на название сочинения или его отсутствие. Если название стихотворения есть, то оно, бесспорно, связано с основными идеями и общим содержанием текста. В название может быть вынесен главный образ стихотворения или адресат в случае с поэтическим посланием, названием может быть тема произведения или один из мотивов, нередко название настолько значимо, что оно становится образом-символом, символом-идеей для синтезирования смысловых нюансов.

СНЕГ ИДЕТ

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет, -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Стихотворение Пастернака «Снег идет» написано в 1957 г., в поздний период творчества поэта. Позади - жизненные сложности, духовные поиски, творческое самоопределение, критика и успех; в конце 1950-х годов - болезнь, история с «Доктором Живаго», безусловная слава и нравственное «самостоянье». Возможно, именно этими обстоятельствами объясняется философская тематика стихотворения. «Снег идет» - о ходе времени, скоротечности человеческого бытия, единстве человека и природы.

Жизненный опыт Пастернака, названные философские темы стихотворения обусловили его название. Идет снег - это закон природы, который изменить нельзя, подобно тому, как нельзя остановить движение жизни, ход времени, которое всегда, увы, однолинейно: от прошлого к настоящему и будущему, от рождения к старости и смерти. Как идет снег - так проходит и время, и жизнь человека. Но законы природы отличны от человеческого бытия. Человек смертен, а природа вечна. Именно поэтому Пастернаку важно передать это бесконечное движение: снег идет и несет за собой другие времена года, за которыми снова будет идти снег, сменяя год за годом, проводя человека через бесконечный круговорот природы, десятилетий, эпох. Название стихотворения подчеркивает некую вечность, беспрерывность, неизбежность - снег идет, и это то, что человек изменить не может, это от Бога.

Несмотря на не совсем «веселые» темы, стихотворение Пастернака звучит радостно и вдохновенно, что продиктовано авторской позицией, выраженной через мотивы. В стихотворении звучат мотивы движения, полета, единства всех явлений мира, неразрывной связи земного и небесного - вместе с ними слышатся мотивы восхищения, радости бытия, удивления, смятения и в то же время некого «раздорожья», «перекрестка». Жизнь всегда непредсказуема, и кто же знает, куда судьба повернет на этом «перекрестке»?

Темы, мотивы в стихотворении Пастернака абсолютно едины с лирической ситуацией, которая сводится все к тому же «снегопаду». Идет снег, за которым приходит в движение и душа человека. Лирический сюжет не просто динамичный, он, как и бытийность снегопада, тоже бесконечный, непрерывный и даже не поддающийся остановке - все стихотворение завершается фразой «перекрестка поворот», но ведь за ним - новое движение жизни, внутреннего мира, чувств и переживаний лирического героя. Лирический сюжет развивается равномерно, без резких эмоциональных переходов.

Спокойствие снегопада передается лирическому герою, обусловливая его умиротворенный, оптимистичный, бесконфликтный «ход» чувств. Лирический герой - духовно незаурядный человек, для которого богатство окружающей действительности - в ее единстве, многообразии, неожиданных «сцеплениях» и ассоциациях. В мире все цельно, неделимо и одинаково значимо, неповторимо: цветы герани, окно, ступени лестницы, небосвод, чердак, слова в поэме, новый год, святки, пешеход, растенья, перекрестка поворот.

В лирическом сюжете, подчиненном чувствам лирического героя, все названные образы «мелькают» как снежинки. Образов в стихотворении очень много, как и в окружающей действительности, но они все взаимосвязаны и составляют «объемность» человеческого бытия и внешнего мира. Подобно поэтическим образам, все содержательные элементы стихотворения Пастернака - темы, мотивы, лирическая ситуация, лирический сюжет, лирический герой - тоже цельны, взаимообусловлены и органичны. В этом - философская уникальность Пастернака и его поэтическая гениальность.

В данном контексте хочется представить ученическую работу, выполненную в формате письменного задания к государственному экзамену. Это ответ выпускника средней школы на вопрос «Каков смысл названия стихотворения А.С.Пушкина “Пророк”?» .

Стихотворение «Пророк» относится к реалистическому периоду творчества А.С.Пушкина. В этом произведении поэт размышляет на тему поэта и поэзии. Мотивы Божьей воли, единства земного и небесного, «духовной жажды» звучат достаточно определенно. Название стихотворения имеет особое значение: пророк - это не просто поэт, это человек от Бога, который явился к нему в виде шестикрылого Серафима. Поэт-пророк - это тот статус человека, который совмещает в себе и земное, и божественное: у него намного лучше развиты зрение, слух, у поэта-пророка точнее речь, он мудрее, а его сердце - трепетное и горящее. Название стихотворения обусловливает его идейное содержание: смысл существования поэта-пророка - в служении народу («Глаголом жги сердца людей»). Необходимо подчеркнуть высокий стиль стихотворения, который взаимосвязан с исключительным назначением поэта («зеницы», «уста», «десница», «глас»). Градация также важна в стихотворении: содержание с каждым стихом, с каждой строфой становится все более эмоциональным, ведь лирический герой из простого человека превращается в поэта-пророка. Таким образом, название стихотворения Пушкина «Пророк» имеет глубокий смысл, оно говорит читателю об избранничестве поэта, его назначении в земной жизни: этот смысл - в духовном «служении народу».

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирическое сочинение - это особое, «эмоциональное» содержание, поэтому и форма этого «эмоционально-лирического» содержания специфическая, принципиально отличающаяся от эпических и драматургических произведений. В стихе содержательно значим каждый звук, каждая интонация, потому что стих, подобно музыке, - явление звучащее и насыщенное дополнительными нюансами и скрытыми смыслами. Главная задача комплексного исследования стихотворного произведения - определение содержательных функций того или иного приема. Это непременное методическое требование, которое необходимо соблюдать: нахождение стихотворного приема - определение его содержательного смысла; обнаружение взаимосвязи поэтических средств - формулирование его идейных функций. В противном случае анализ стихотворного произведения «измельчится» до рифм, ассонансов, анафор, а главное в исследовании исчезнет: почему автор обратился именно к этим художественным средствам, что поэт хотел выразить и разъяснить своим читателям?

  • Итак, стихотворная речь предполагает звучание, вот почему в лирических произведениях так значима фонетическая организация и приемы, связанные со звуковой структурой текста. Чаще всего поэты стремятся к эвфонии (благозвучию) стиха, потому каждый звук вступает в определенные отношения с остальными. Фонетический строй в поэтическом произведении может быть абсолютно нейтральным - и это тоже прием, так как в этом случае основная содержательная нагрузка в стихотворении передоверяется другим художественным «уровням» (лексическому, синтаксическому и др.). Но нередко фоника стиха подчеркивается автором, на звуковую структуру текста возлагается особая эстетическая функция, и в связи с этим необходимо говорить о двух основных фонетических приемах.

Ассонанс - настойчивый повтор ударных гласных звуков в стихотворной строке. Речь идет именно об ударных гласных, так как безударные гласные в русском языке подвергаются редукции. Кроме того, чрезвычайно важно последовательное проведение повтора, практически в каждой ударной позиции, а не единичные, «мерцающие» созвучия гласных звуков. Так, в стихотворении Пушкина «Зимнее утро» в первом двустишии наблюдается последовательный ассонанс «о» и «е»: «Моро з и со лнце; де нь чуде сный! // Еще ты дре млешь, друг преле стный…».

Аллитерация - настойчивый повтор согласных звуков в стихотворной строке. Это могут быть сонорные, шипящие, глухие, свистящие, звонкие согласные. Важно то, чтобы они повторялись в строке последовательно, а не спонтанно. Например, в стихотворении «Послание в Сибирь» («Во глубине сибирских руд…») Пушкин использует аллитерацию сонорного звука «р»: «Во глубине сибир ских р уд // Хр аните гор дое тер пенье, // Не пр опадет ваш скор бный тр уд…».

Ассонансы и аллитерации называются еще звукописью . При этом важно помнить о двух художественных функциях этих приемов. Во-первых, чаще всего звукопись выполняет усилительную, выделительную нагрузку в произведении (усиливает и выделяет звучание той или иной строки, группы стихов), подобно двум приведенным примерам из сочинений Пушкина. Во-вторых, ассонанс и аллитерация нередко служат для звукоподражания, подчеркивая слуховые впечатления выраженного в стихе содержания. К примеру, в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило…» в рефрене звучат аллитерации «ш», «м» и «н» - они передают и «шумящие» звуки ветра, и «волнующиеся» переливы океана: «Ш ум и, ш ум и, послушн ое ветрило, // Волн уйся подо мн ой, угрюм ый океан …».

Но, пожалуй, самым распространенным фонетическим приемом в стихотворном тексте является рифма. Бесспорно, рифма в стихе - это и метро-ритмический феномен (мужские, женские, дактилические, гипердактилические рифмы), но прежде всего - звуковой, фонетический прием (точные, неточные рифмы). Рифма - это повтор звуков в конце поэтических строк. При этом рифма еще и композиционно значима, так как в зависимости от способа рифмовки поэтические строки вступают в определенные взаимоотношения, усиливающие ассоциативные связи, смысловое единство фрагментов. Основных способов рифмовки три.

Парная (смежная) рифмовка (аавв) - когда рифмуются первый со вторым, третий с четвертым стихи. Как в стихотворении «Узник» Пушкина: «Сижу за решеткой в темнице сырой . // Вскормленный в неволе орел молодой , // Мой грустный товарищ, махая крылом , // Кровавую пищу клюет под окном …».

Перекрестная рифмовка (авав) - когда рифмуются первый с третьим, второй с четвертым стихи. Например, в стихотворении Пушкина «К***»: «Я помню чудное мгновенье : // Передо мной явилась ты , // Как мимолетное виденье , // Как гений чистой красоты …».

Кольцевая (опоясывающая) рифмовка (авва) - когда рифмуются первый с четвертым, второй с третьим стихи. Как в четвертой строфе стихотворения Пушкина «К морю»: «Как я любил твои отзывы , // Глухие звуки, бездны глас // И тишину в вечерний час , // И своенравные порывы !..».

Стихотворный текст чаще всего рифмованный, но может быть и безрифменным. Белый стих - это безрифменный поэтический текст. От отсутствия рифмы лирическое произведение не становится ни хуже, ни лучше, ни талантливее, ни бездарнее. Без рифмы стих все равно остается стихом, так как сохраняет главные признаки стихотворной речи - деление на поэтические строки и наличие межстиховой паузы. А подчеркивается окончание строк рифмами или нет - на самом деле фактор малозначительный. Белым стихом написано, к примеру, стихотворение Пушкина «Вновь я посетил…»: «…Вновь я посетил // Тот уголок земли, где я провел // Изгнанником два года незаметных. // Уж десять лет ушло с тех пор - и много // Переменилось в жизни для меня…».

  • Наряду с фонетическим строем, в стихотворном тексте чрезвычайно важен лексико-морфологический уровень. Имеется в виду не только значимость и частотность употребления каких-либо частей речи (существительных, прилагательных, глаголов), что всегда содержательно экспрессивно и рождает или номинативность, или описательность, или динамичность произведения. Подразумевается прежде всего выразительность прямого или переносного значения слова. В стихотворении переносных смыслов (тропов) может не встретиться вообще, но лирический текст и без них останется в истории литературы как гениальный. Но кроме прямого лексического значения в поэтическом произведении могут быть актуализированы именно переносные значения слова - некоторые тропы необходимо знать современным выпускникам школ и уметь их определять.

Гипербола - это преувеличение. Так, в стихотворении Пушкина «Анчар» древо яда одиноко - ни много ни мало - во всей Вселенной: «…Анчар, как грозный часовой, // Стоит - один во всей вселенной…». Противоположна гиперболе литота - художественное преуменьшение .

Эпитет - красочное, образное определение предмета или явления. К примеру, экспрессивные эпитеты наблюдаются в стихотворении Пушкина «Туча»: «…И ты издавала таинственны гром // И алчную землю поила дождем…».

В поэтических произведениях нередко встречаются постоянные эпитеты. Постоянный эпитет - красочное определение, повторяющееся в фольклорных текстах или сочинениях, ориентированных на устное народное творчество. Например, «добрый молодец», «красна девица», «море синее», «небо темное».

Сравнение - прием, с помощью которого значение одного явления углубляется через сопоставление с другим. А) Сравнение может быть либо двучастным со сравнительными оборотами «как», «как будто», «словно» («…Душе настало пробужденье: // И вот опять явилась ты, // Как мимолетное виденье, // Как гений чистой красоты…». Стихотворение Пушкина «К***»). Б) Либо это может быть так называемый «творительный сравнения», где существительное употребляется в творительном падеже (Стихотворение Пушкина «Бесы»: «Мчатся тучи, вьются тучи; // Невидимкою луна // Освещает снег летучий…»).

Метафора - иносказание, основанное на сходстве явлений. Это скрытое сравнение, которое всегда может быть трансформировано в сравнение полное, явное, очевидное. В стихотворении метафора - это яркая, экспрессивная неожиданность, которую необходимо «разгадать», «перевести» на язык прямых лексических значений. «…Товарищ, верь: взойдет она, // Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна…» - в этом фрагменте послания Пушкина «К Чаадаеву» «звезда пленительного счастья» - это метафора свободы, «сон России» - метафора пассивности, бездействия, неволи.

Олицетворение - это разновидность метафорических иносказаний, когда неодушевленные предметы наделяются свойствами одушевленных. Например, в пушкинском стихотворении «Погасло дневное светило…»: «…Волнуйся подо мной, угрюмый океан…» - неодушевленный океан «волнуется» подобно человеку, лирическому герою, к тому же он еще и «угрюмый».

Метонимия - иносказание, основанное на смежности явлений. Чаще всего в функции метонимий используются формы единственного числа - вместо множественного (как у Пушкина в «Узнике» - «Туда, где за тучей белеет гора» - вместо «тучи» и «горы»), а также части того или иного явления - вместо целого явления (как в пушкинской «Зимней дороге» - «Звучно стрелка часовая // Мерный круг свой совершит» - «стрелка часовая» заменяет все явление в целом, «часы»). В результате употребления метонимий возникает емкая типизация, широкое обобщение, усиление необычных смысловых граней, содержательных ракурсов.

  • Фонетический, лексико-морфологический строй «вливается» в более объемный структурный уровень организации стихотворного текста - интонационно-синтаксический . Конечно, в лирическом произведении очень важно, какие предложения преобладают и формируют интонационно-мелодическое развитие содержания и динамику чувств и переживаний: простые, осложненные, сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные или многочленные. И все-таки некоторые интонационно-синтаксические фигуры необходимо различать именно как приемы, художественные средства выражения поэтического содержания.

Риторические обращения, риторические восклицания, риторические вопросы - это риторические фигуры, которые не предполагают логических ответов и способствуют углублению содержательного и эмоционального строя, раскрытию внутреннего мира лирического героя, усилению экспрессивного воздействия стихотворного текста. «…Зачем поэту // Тревожить сердца тяжкий сон? // Бесплодно память мучит он. // И что ж? Какое дело свету? // Я всем чужой!..» (Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»).

Инверсия - обратный, а не прямой порядок слов; нарушение общепринятого грамматического порядка слов. Например: «И путник усталый на Бога роптал…» (Пушкин. «Подражания Корану»).

Параллелизм - это параллельное, сходное построение элементов художественного текста. Различают две разновидности параллелизма. А) Синтаксический - когда фразы или предложения построены единообразно (как в пушкинском «Узнике»: «…Туда, где синеют морские края, // Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»). Б) Образный параллелизм - когда схожими становятся два художественных образа, чаще всего человек и образ из мира природы (как в том же «Узнике» Пушкина образ несвободного лирического героя и «вскормленного в неволе» молодого орла).

Содержательные аспекты (история создания, название, тематика, проблематика, мотивы, идеи, лирическая ситуация, лирический сюжет, поэтические образы, лирический герой), фонетические, лексико-морфологические, интонационно-синтаксические приемы в конечном счете подчиняются метро-ритмическим и композиционным законам, завершая формально-художественное структурирование лирического произведения.

  • Итак, остановимся на особенностях метро-ритмической организации лирических произведений. Что делает стихотворную речь стихом? Первичный ритм , заключающийся в делении речевого потока на поэтические строки и - соответственно - в возникновении межстиховых пауз. Но внутри поэтических строк тоже есть ритм - так называемый вторичный ритм , который связан с той или иной системой стихосложения, обусловленной эпохой и определенной стиховой культурой.

Хронологически первой системой стихосложения в отечественной словесности был устный народно-песенный стих, ритмическая организация которого напрямую зависела от музыки и основывалась на тоничности, ударности, акцентности внутри поэтической строки. При этом слоговая структура строки была малозначительной.

Напротив, в первой литературной системе версификации XVII в. - силлабической - на первый план выходит стремление к изосиллабизму, одинаковому количеству слогов в поэтических строках, а акцентная конфигурация играет второстепенную роль.

Реформа В.К.Тредиаковского - М.В.Ломоносова - А.П.Сумарокова в середине XVIII века способствовала нахождению в отечественной словесности «классической» системы стихосложения - силлабо-тонической, метро-ритмика которой основывалась на правильном чередовании ударных и безударных слогов, то есть стоп. Стопа - это группа из одного ударного и одного или двух безударных слогов. Повторение стоп в строке задает поэтический размер. С другой стороны, в классической системе версификации оказались одинаково значимы и тонический (акцентный), и силлабический (слоговой) принципы организации поэтической строки.

В русском силлабо-тоническом стихосложении различаются:

Двусложные метры - хорей (чередование ударного и безударного слогов) и ямб (последовательность безударного и ударного слогов). «Сквозь волнистые туманы…» (Пушкин «Зимняя дорога», хорей); «Любви, надежды, тихой славы…» (Пушкин «К Чаадаеву», ямб).

Трехсложные метры - дактиль (чередование одного ударного и двух безударных слогов), амфибрахий (последовательность безударного, ударного и снова безударного слогов), анапест (чередование двух безударных и одного ударного слогов). «Третью уж ночь вот на этом холме за оврагом…» (А.А.Фет «Морской залив», дактиль); «Не бойся вечернего сада…» (Фет «Вечерний сад», амфибрахий); «На заре ты ее не буди…» (одноименное стихотворение Фета, анапест).

В стихотворных произведениях поэтические строки могут быть разной длины. В этом случае поэты чаще всего обращаются к вольному стиху. Вольный стих - это композиционно не упорядоченный разностопный силлабо-тонический стих. Вольный нельзя путать с белым и свободным стихом, это совершенно разные поэтические явления! «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, // Из Петербурга воротясь, // С министрами про вашу связь, // Потом разрыв…» (А.С.Грибоедов «Горе от ума», действие 3, явление 3. Чередование шестистопного, четырехстопного и двустопного ямба).

На рубеже XIX–XX вв. модернисты обратились к музыкально-поэтическим инновациям, которые основывались на расшатывании классической силлаботоники. В результате метро-ритмических экспериментов символистов, акмеистов, футуристов в русском стихосложении появились совершенно новые стихометрические формы.

Дольник - переходная форма с равноударной организацией поэтических строк и вариативными междуударными интервалами в один-два слога. «Вхожу я в темные храмы, // Совершаю бедный обряд…» (одноименное стихотворение А.А.Блока, трехударный дольник).

Декламационно-тоническая система стихосложения, или акцентный стих - стихосложение, возникшее на рубеже XIX XX вв., основанное на чередовании строк с приблизительно одинаковым количеством ударных слогов и свободной структурой междуударных интервалов от 0 до 4 безударных слогов. «…Вот вы, мужчина, у вас в устах капуста // где-то недокушанных, недоеденных щей; // вот вы, женщина, на вас белила густо, // вы смотрите устрицей из раковин вещей…» (В.В.Маяковский «Нате!», четырехударный акцентный стих).

Верлибр - это свободный стих, не имеющий метра. Можно сказать, что это проза, разделенная на поэтические строки. В верлибре сохраняется только первичный ритм стиха (деление на строки), а вторичный ритм (внутри поэтических строк) отсутствует. «Послушайте! // Ведь, если звезды зажигают - // значит - это кому-нибудь нужно?..» (Маяковский «Послушайте!»).

Необходимо хорошо усвоить, что начиная с рубежа XIX–XX вв. в русской поэзии активно используются как классические силлабо-тонические размеры, так и дольники, акцентный стих, верлибр и другие стихометрические формы. В то время как в лирике второй половины XVIII в. и в течение всего XIX столетия поэты обращались исключительно к пяти силлабо-тоническим метрам.

Существует ли некий «алгоритм» определения силлабо-тонических размеров? Попробуем остановиться на следующей «схеме», которая предполагает обязательную скандовку (произнесение с подчеркиванием стиховых акцентов). Изображение метрических схем может только усложнить ситуацию. Метро-ритмика стихотворения должна звучать, скандироваться!

1) Найдем в стихотворении строку, которая бы начиналась с безусловно ударных лексических единиц: «Моро́з и солнце; день чудесный!..». Слово «мороз» - самостоятельная часть речи с явным лексическим ударением, а не двойственно ударная служебная часть речи типа «лишь», «уже», «про» и др.

2) В найденной строке прочитаем начало стиха до первого ударного слога: «моро́з».

4) Потом необходимо определить ритмику стопы: какой слог в ней ударный, какой или какие - безударные. В итоге нужно назвать метр стиха: хорей, ямб или др. В данной пушкинской строке первый слог - безударный, второй - ударный. Значит, перед нами - ямб.

  • Завершим разговор о принципах целостного анализа стихотворного текста рассмотрением наиболее значимых композиционных приемов и структурных закономерностей лирических произведений.

Итак, начнем с того, что минимальной композиционной и ритмической единицей в стихотворении является поэтическая строка, или стих. Стих - это одна поэтическая строка. Все произведение - это стихотворение. Нельзя подменять эти понятия!

В поэзии встречается астрофический стих , то есть без деления на строфы, но чаще используется строфический. Строфа - это группа стихов. Двустишия, катрены, октавы и др. - все это разновидности строф.

Строфы, образы, идеи, приемы и т.д. в лирическом тексте могут соотноситься между собой на принципе антитезы. Антитеза - это противопоставление. В «Деревне» Пушкина на антитезе представлены две части стихотворения: первая написана в идиллической, лирической тональности, вторая - в обличительной, гневной, гражданской. Поэт в стихотворении Пушкина - не «чистый» лирик, он - поэт-гражданин.

Нередко в стихотворном произведении материал выстраивается не на приеме резкого противопоставления, а на основе более мягкого сопоставления. Контраст - это сопоставление художественного материала. На контрасте построено стихотворение Пушкина «Поэт», которое тоже состоит из двух частей: в первой части поэт показан непрактичным земным человеком; во второй - творчески одаренной личностью, находящейся под властью «божественного глагола». Но у Пушкина поэт - это всегда и земной человек, и «человек от Бога», эти два начала неразделимы, потому и композиция стихотворения не содержит резкой антитезы, она всего лишь контрастна.

Композиция стихотворного текста может подчиняться приему градации. Градация - это нарастание или ослабление эмоционально-смысловой значимости частей. Например, в «Пророке» Пушкина идейно-художественный смысл произведения стремительно нарастает по ходу развития лирического сюжета и достигает своей кульминации на «гласе Бога»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…// Глаголом жги сердца людей» - то есть все пушкинское стихотворение структурируется градацией.

Вместе с тем очень яркими в композиционном отношении являются интонационно-синтаксические фигуры, основанные на приеме повтора и подчеркивающие общую архитектонику стихотворного текста.

Лексический повтор - это композиционно не упорядоченный повтор слова или словосочетания, способствующий усилению мотивов, образов, идей в стихотворении. Например, в «Бесах» Пушкина: «…Еду, еду в чистом поле; // Колокольчик дин-дин-дин…// Страшно, страшно поневоле // Средь неведомых равнин!..». Метель в природе «повторяется» в душе лирического героя, в которой тоже пурга, бесовство, безверие.

Анафора (единоначатие) - повтор слов или словосочетаний в начале самостоятельных фрагментов текста. Это могут быть анафоры полустиший, стихов, двустиший, четверостиший, частей стихотворения. Так, в стихотворении Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…» фраза «я вас любил» повторяется трижды в начале стихов - анафора структурирует не только композицию всего произведения, но и подчеркивает идею жертвенной любви лирического героя, способного отречься от возлюбленной во имя ее счастья с другим человеком.

Эпифора - это повтор слов или словосочетаний в конце самостоятельных фрагментов стихотворения. В известном стихотворении А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» стих «тебя любить, обнять и плакать над тобой» повторяется дважды в конце второй и четвертой строф, выявляя двучастную композицию произведения. Вместе с тем эпифора подчеркивает любовные переживания лирического героя, одинаково сильные как в прошлом, так и во время новой встречи с лирической героиней.

Кольцо (кольцевая композиция) - словесный повтор в начале и в конце какого-либо построения (строфы, стихотворения). Например, в пушкинском послании «К морю» обращение к «свободной стихии» звучит в самом начале произведения («Прощай, свободная стихия!..») и в несколько варьированном виде в конце стихотворения («Прощай же, море! Не забуду…»), что «закольцовывает» композицию послания и подтверждает преданность лирического героя морю, стихийной свободе, духовному «самостоянью».

Рефрен - многократный повтор композиционно обособленного фрагмента. В стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило….» двустишие «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан» проводится, как своеобразный припев, трижды, являясь совершенно очевидным рефреном, усиливающим волнение лирического героя.

Далее необходимо весь теоретический материал, изложенный выше, рассмотреть в практическом русле, применив стиховедческие термины и художественные приемы для анализа фонетических, лексико-морфологических, интонационно-синтаксических, метро-ритмических, композиционных особенностей стихотворения Б.Л.Пастернака «Снег идет» , разбирая при этом идейно-содержательную нагрузку всех художественных средств.

Стихотворение Пастернака «Снег идет» имеет необычное художественное строение. Так, например, в единстве с содержательными особенностями выступают прежде всего фонетические средства. В шестой строфе Пастернак уточнил, что «снег идет ГУСТОЙ-ГУСТОЙ». Ощущению специфичной «густоты», «нисхождения» снега с небосвода на землю вторят ассонансы, которые поражают количественно: они используются как минимум в 23 строках из 33. Пастернак самым настойчивым образом повторяет ударные гласные «е», «о», «а», «ё». В результате возникает впечатление «обволакивания», «погружения» в снежную массу, стихи словно поются, наполняясь вокальной формантой: « …Сне г иде т, сне г иде т, // Сне г иде т, и все в смяте ньи: // Убеле нный пешехо д, // Удивле нные расте нья, // Перекре стка поворо т». Процитированная последняя строфа стихотворения ассонирована полностью, что встречается достаточно редко.

При этом аллитерации в тексте наблюдаются как исключения - в пяти поэтических строках повторяются сонорные «н» и «р», которые, аналогично ассонансам, тоже способствуют появлению напевного, достаточно громкого и даже какого-то «округлого» звучания: «…Черн ой лестн ицы ступен и, // Пер екр естка повор от…». Хотя надо заметить, что звукопись не выступает в стихотворении на первый план, она всего лишь фонетически «уплотняет» текст, делает его выразительным и певучим.

Снег идет непредсказуемым образом, это природная стихия - данная идея подчеркивается вариативной рифмовкой и разнообразной структурой строф. Пастернак отказывается от однотипных звуковых и строфических повторов в конце строк и чередует то перекрестную, то кольцевую рифмовку. Строфика и рифмовка импровизационны, экспромтны, подобно снежному «бурану».

Это стихотворение - позднего периода творчества Пастернака, когда поэт писал ясно, просто, емко. Потому с точки зрения лексико-морфологических средств в стихотворении преобладают слова с прямым лексическим значением. Исключительны эпитеты («удивленные растенья»), метафоры («оконный переплет»), метонимии («убеленный пешеход»). Зато в стихотворении явно заметны олицетворения: «все пускается в полет, черной лестницы ступени», «сходит наземь небосвод» и др. Это неслучайно, ведь природа, время и человек в стихотворении Пастернака едины. Идет снег, а вместе с ним проходят годы и жизнь человека. Пастернак вообще был убежден, что все мироздание в целом отличается неделимостью, «неразложимостью» на составляющие элементы. Эта философская идея подчеркивается еще одним чрезвычайно заметным приемом в стихотворении - сравнением, которое развернуто проводится в трех строфах: третьей, четвертой и седьмой. Снег падает как небосвод в «заплатанном салопе»; снег идет словно небо сходит с чердака, «играя в прятки»; снег идет подобно словам в поэме.

С интонационно-синтаксической точки зрения стихотворение отличается традиционностью, классичностью. В поэтическом тексте деление на строки совпадает с синтаксическим членением фраз и предложений, преобладают осложненные синтаксические конструкции. Хотя обращают на себя внимание два простых предложения, которые подчеркивают взаимосвязь главных идей стихотворения и неопровержимость природных явлений: «Снег идет, снег идет»; «Потому что жизнь не ждет». Философичность подчеркивается и двумя риторическими вопросами, звучащими в конце произведения: «…Или с той же быстротой, // Может быть, проходит время?..».

Говоря о метро-ритмике, отметим следующее. В стихотворении «Снег идет» Пастернак обращается не к инновационным стихометрическим формам XX в., а к классической силлаботонике и пишет стихотворение четырехстопным хореем. В теории стиха ямб принято считать «разговорным» метром, а хорей - «песенным». Потому кажется закономерным, что стихотворение написано именно хореем, ведь в единстве с многочисленными ассонансами рождается напевность, музыкальность.

Хотя удивительным выглядит вот какой метро-ритмический прием: в начале 1, 2, и 8 строф в строке «снег идет, снег идет» наблюдается внутреннее усечение стопы, которое привносит в эти стихи метрический перебой, так как между ударными слогами в середине строки пропадает необходимый безударный слог. Этим приемом Пастернак, видимо, хотел подчеркнуть «падение» снега и вместе с тем отсчет времени, подобно часам, ходу «стрелки», подвластность человека фатальному движению лет и десятилетий. То, что метрический перебой звучит в трех строфах, способствует появлению необычных композиционных соотношений в стихотворении.

Действительно, композиция произведения совершенно уникальна. Она отличается сквозным развитием, в ней не нужно искать деление на части - это исказит авторские идеи и лирический сюжет произведения. Как ход времени неумолим, так и композиция стихотворения однолинейна, подобно движению часовой стрелки… Цельность текста возникает благодаря двум художественным приемам.

Во-первых, благодаря использованию многочисленных анафор и композиционных повторов: 3 и 4 четверостишия «скреплены» скрытыми анафорами «словно» и «сходит», 6 и 7 строфы - анафорой «может быть». Но самая масштабная анафора связана с троекратным повтором стиха «снег идет, снег идет» в 1, 3 и 8 строфах и его варьированными изменениями во 2, 6, 7 и 8 строфах: «снег идет, и все в смятеньи», «снег идет, густой-густой», «следуют, как снег идет». В результате только 4 и 5 четверостишия оказываются без этой настойчивой анафоры. А в заключительной строфе можно даже наблюдать «двойное сцепление»: в ней звучит стих «снег идет, снег идет» и два стиха из второй строфы - «снег идет, и все в смятеньи», «перекрестка поворот». Текст оказывается неделимым, пронизанным в самом своем основании лейтмотивным словосочетанием, которое еще вынесено и в название. Композиция стихотворения оказалась на редкость монолитной.

Во-вторых, середина стихотворения не «выпадает» из общего развития лирической композиции по причине использования еще одного необычного приема. Строфическое деление стихотворения импровизационно, так как в нем объединяются строфы разной величины: трехстишия, катрены и пятистишия. Но строфическая структура у Пастернака нередко опровергается интонационно-синтаксической динамикой и приближается к астрофической - интонация из одной строфы требует своего дальнейшего развития в следующей, как это можно наблюдать на стыке 4 и 5 четверостиший: «…Сходит небо с чердака. // Потому что жизнь не ждет…». Между строфами происходит интонационное и логическое «сцепление», «точка» в конце 4 строфы опровергается, нарушается, реально превращаясь в «запятую». Подобное явление можно заметить и на стыке других строф, что еще раз доказывает цельность композиции и одночастную форму стихотворения Пастернака.

Как видим, все художественные приемы в стихотворении Пастернака используются очень органично, ни один из них не выступает на первый план, давая развиваться прежде всего лирическому сюжету и философским идеям. Поэтическая мысль структурируется прозрачно и ясно, но в то же время ассоциативно непредсказуемо и динамично.

Завершить разговор о целостном анализе лирического произведения хочется ученическими работами.

Первая работа - ответ выпускника средней школы на вопрос «Как связаны заключительные реплики поэта с основными идеями стихотворения А.С.Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”?».

Стихотворение А.С.Пушкина связано с романтическими представлениями о назначении поэта и поэзии. Мотивы славы, одиночества, свободы творчества, истинного искусства звучат ясно и определенно. Заключительные реплики поэта напрямую перекликаются с главными идеями всего стихотворения. Пушкин считал, что поэт - это избранник Бога, который далек от любых меркантильных, земных проявлений, он должен творить «из вдохновенья, не из платы», то есть не ради славы, а ради самой поэзии, «служения муз». По мнению Пушкина, поэт не может зависеть от общественного мнения, ведь он свободен в своем творчестве. Но в этом стихотворении лирический герой, поэт, принимает условия общества, им овладевает желание славы, книгопродавец «подкупает» его своими речами, и поэт перестает быть поэтом, он говорит не стихами, а прозой. Стихотворение Пушкина построено на антитезе, что подчеркивает особый статус поэта среди земных людей: он - человек от Бога. Таким образом, заключительные реплики поэта имеют огромное значение для раскрытия идейного содержания произведения, в них заключена основная мысль Пушкина: как только поэт принимает земные условия и приспосабливается к эпохе, он теряет свой Божий дар.

Вторая ученическая работа - ответ на вопрос «В каких стихотворениях поэты XIX века размышляют на философские темы, в чем их можно сравнить с «Парусом» М.Ю.Лермонтова?».

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» относится к ранней лирике поэта, которую отличает бунтующий лирический герой, находящийся в схватке с судьбой. Рассуждая на темы свободы и смысла человеческой жизни, поэт утверждает, что жизнь имеет смысл лишь тогда, когда в ней есть «бури», к чему и стремится «парус», олицетворяющий в стихотворении свободу, движение, но вместе с тем одиночество, которое, по мнению автора, неразрывно связано со свободой. Также на темы судьбы, свободы и смысла жизни рассуждает основоположник русского романтизма В.А.Жуковский, который в элегии «Море» воплощает идею романтического двоемирия. В данной элегии «море», олицетворяющее неволю, приземленность, стремится к «небу», то есть мечте, идеалу, из-за чего вынуждено, как и герой Лермонтова, вступить в схватку с судьбой, «бурей». Но «буря» в элегии лишь нарушает покой, гармонию между «небом» и «морем», в то время как в стихотворении «Парус» главное для лирического героя - это свобода, бунт, то есть сами «бури». Кроме того, на тему свободы размышляет и А.С.Пушкин. В стихотворении «Узник», написанном в романтический период творчества, лирический герой так же, как и герой Лермонтова, стремится к свободе. Однако, в отличие от «Паруса», борьба с судьбой еще не началась, в «Узнике» проявляются лишь стремления к ней, выраженные через аллегорический образ орла: именно он призывает лирического героя к «буре», побегу, свободе. Таким образом, в стихотворениях В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова лирические герои по-разному видят смысл своей жизни, свободы, одиночества и выбирают различные формы борьбы с судьбой.

Перед читателем лирического произведения не может не возникнуть вопрос, а с кем же он разговаривает, в чью речь вслушивается, о ком узнает столь много неожиданного и интимного? Разумеется, авторский голос слышен в любом произведении вне зависимости от его родовой принадлежности. С этой точки зрения особой разницы между эпопеей «Война и мир», драмой «Три сестры» и лирической миниатюрой Фета не существует. Важно другое. В лирических стихах авторский голос становится смысловым центром, именно он скрепляет стихотворение, делает его цельным и единым высказыванием.

Лирическое «я» в разных стихах звучит по-разному, разное означает: порой поэту важно дать ощущение полной слитности «я», существующего в литературе, и «я» реального. Но бывает и иначе. В предисловии к переизданию сборника «Пепел» (1928 г.) Андрей Белый писал: «...лирическое “я” есть “мы" зарисовываемых сознаний, а вовсе не “я" Б. Н. Бугаева (Андрея Белого), в 1908 году не бегавшего по полям, но изучавшего проблемы логики и стиховедения». Признание весьма серьёзно. Андрей Белый увидел в своих стихах «другого», а между тем именно этот «другой» был центром едва ли не важнейшей книги поэта. Как же следует назвать подобное явление?

За несколько лет до предисловия Белого была написана статья Ю. Тынянова «Блок»; здесь, резко отделив Блока-поэта от Блока-человека, исследователь писал: «Блок самая большая тема Блока... Об этом лирическом герое и говорят сейчас». Далее Тынянов рассказывает, как складывается в поэзии Блока странный, всем знакомый и как бы сливающийся с реальным А. Блоком образ, как образ этот переходит из стихотворения в стихотворение, из сборника в сборник, из тома в том.

Оба наблюдения связаны не с поэзией «вообще», но с конкретными поэтами, принадлежащими к одной творческой системе — русскому символизму. Ни Белый, ни Тынянов, ни серьезные ученики последнего не собирались распространить термин на всю мировую лирику. Более того, «теория лирического героя» предполагала, что большинство текстов строится по иным законам, что лирический герой — понятие специфическое. Попытаемся выяснить, какова же его специфика?

Жизнь поэта не сливается с его стихами, пусть даже на биографической основе написанными. Для того чтобы почти любой жизненный факт оказался неразрывно сцепленным с поэзией, втянутым в орбиту стиха, и необходим лирический герой. Это не герой одного стихотворения, но герой цикла, сборника, тома, творчества в целом. Это не явление собственно литературное, но нечто возникающее на грани искусства и бытия. Сталкиваясь с таким явлением, читатель неожиданно оказывается в положении незадачливого редактора ахматовской «Поэмы без героя», не может разобраться, «кто автор, а кто герой». Грань между автором и героем становится зыбкой, неуловимой.

Поэт по большей части пишет о себе, но пишут поэты по-разному. Иногда лирическое «я» стремится к идентичности с «я» поэта — тогда поэт обходится без «посредника», тогда возникают стихи, подобные «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина, «Сну на море» Тютчева или «Августу» Пастернака.

Но бывает и иначе. Ранняя лирика Лермонтова глубоко исповедальна, почти дневник. И все же не Лермонтов, а кто-то другой, близкий поэту, но не равный ему, проходит сквозь его стихи. Тексты живут лишь в одном ряду, один тянет за собой другой, вызывает в памяти третий, заставляет думать о том, что было «между ними», особую смысловую роль обретают даты, посвящения, пропуски текста, трудно расшифровываемые намеки. Стихи тут не самодостаточные, замкнутые миры (как в только что приведённых случаях), но звенья цепи, в пределе — бесконечной. Лирический герой возникает как средоточие и результат развития своеобразного «пунктирного» сюжета.

Лирический герой может быть достаточно однозначным. Вспомним поэзию русского романтизма. Для большинства читателей Денис Давыдов — лишь лихой поэт-гусар, молодой Языков — поэт-студент, Дельвиг — «ленивец праздный». Маска наложена на биографию, однако тоже оказывается художественно выстроенной. Для целостного восприятия стихов читателю вовсе не обязательно знать о трудах Давыдова по военной теории, о горькой судьбе и тяжёлой болезни Дельвига. Разумеется, лирический герой немыслим без «биографического подтекста», но сам подтекст поэтизируется в соответствии с основным духом творчества.

Надо также понимать, что Лирический герой — не «постоянная величина», он появляется в тех случаях, когда жизнь поэтизируется, а поэзия дышит фактом. Недаром В. Жуковский написал в итоговом для романтического периода стихотворении:

И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

С романтической культурой, для которой характерен своеобразный лирический «взрыв», когда сама жизнь поэта стала почти художественным произведением, - связано появление лирического героя, странного «двойника» автора; с эпохой символистской — его второе рождение. Отнюдь не случайно отсутствие лирического героя в зрелом творчестве Баратынского или Некрасова, выросшем в глубоком и серьезном споре с романтизмом, или у поэтов, споривших с символизмом, — Мандельштама, Ахматовой, поздних Пастернака и Заболоцкого. Не случайна и характерная для последних неприязнь ко всему игровому в литературе. Строгие слова Пастернака звучат неожиданным ответом Жуковскому:

Когда строку диктует чувство.
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.

Не будем сравнивать больших поэтов, чей диалог в веках организует сложное целое русской поэтической традиции, важно понять другое: лирический герой много даёт поэту, но и требует от поэта не меньшего. Лирический герой большого поэта достоверен, до пластичности конкретен. Таков он у Блока, проходящий долгий путь «через три тома». Блок не обмолвился, назвав их «трилогией». У «трилогии» есть и «лирический сюжет», не раз прокомментированный в письмах поэта: от озарений «Стихов о Прекрасной Даме» через иронию, скепсис, снежные и огненные вакханалии II тома — к новому, уже иному приятию жизни, к рождению нового человека в томе III. Давно известно, что не чистая хронология, но логика целого руководила Блоком при составлении циклов, при выработке окончательного композиционного решения. Многим стихам III тома по времени место во II, однако внутренняя история «лирического героя» диктовала поэту их перестановку.

Заметим, что отношения поэта с собственным порождением не всегда идилличны, поэт может уйти от старой маски, уже привычной для читателя. Так случилось с Языковым. Поздние стихи его никак не вяжутся с обликом хмельного дерптского бурша, переход к новому стилю, к новому типу поэтического мышления потребовал категорического разрыва со старым амплуа как формой контакта с читателем. Отказ от лирического героя — чёткая грань между «старым» и «новым» Языковым. Таким образом, антитеза «Лирический герой» — «прямой» голос автора оказывается значимой не только для истории поэзии как целого, но и для творческой эволюции того или иного (не каждого!) поэта.

Задумываясь над проблемой лирического героя, следует быть осмотрительным, всякий «быстрый вывод» здесь приводит к путанице. Увидеть его у современного поэта очень легко. Сама ситуация века массовой информации чрезвычайно приблизила, разумеется лишь внешне, поэта к аудитории, вырвала его из прежней «таинственной отдаленности». Эстрада, на которой выступают отнюдь не только «эстрадные» поэты, а затем и телевидение сделали лицо стихотворца, его манеру чтения и поведения «всеобщим достоянием». Но напомним ещё раз — для объективной оценки необходимы перспектива, взгляд на всё творчество, временная дистанция, а их критик-современник лишён. Лирический герой существует, пока жива романтическая традиция. Читатель ясно видит и напряжённо-волевого героя лирики И. Шкляревского, и «книжного мальчика», чей образ создаёт А. Кушнер, и меланхолично-мудрого «певца» Б. Окуджавы. Нет нужды объяснять, что реальный облик поэтов многомерней и сложней. Важно, что образы эти живут в читательском сознании, иногда переживая поэтическую реальность.

Конечно, никому не заказано пользоваться термином и в других значениях: для одних он кажется синонимом «образа автора», для других — поощрительным призом, для третьих — способом сурового укора. Поэт не становится лучше или хуже в зависимости от того, есть у него лирический герой или нет. А термин — «инструмент» очень хрупкий, поэтому использовать его надо осторожно.

Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант темы сочинения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта". Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать сочинение. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).

Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.

Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.

Схема анализа лирического произведения 1:

  1. Рассуждения "Я и поэзия; я и прочитанное стихотворение".
  2. Дата, сведения из истории создания стихотворения; при необходимости связь стихотворения с фактами биографии автора; кому посвящено стихотворение; прототипы и адресаты стихотворения.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Идейно-тематическое содержание стихотворения:
    • ведущая тема;
    • основная мысль, ее развитие;
    • эмоциональная окраска и способы ее передачи; развитие чувств;
    • общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении.
  5. Особенности композиции стихотворения.
  6. Особенности стихотворной формы 2:
    • размер; особенности ритмики;
    • рифма и способы рифмовки;
    • специфика строфики;
    • стилистические фигуры; художественные приемы (тропы: метафорика; эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты; художественное значение тропов);
    • звуковые приемы (звукопись).
  7. Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение. Личностное истолкование образов стихотворения.
  8. Образ лирического героя; сопоставление автора и лирического героя.
  9. Место стихотворения в творчестве автора.
    1. Порядок разбора пунктов схемы произволен, вы сами выбираете логику рассуждений и последовательность раскрытия идейно-художественного содержания стихотворения.
    2. Этот пункт схемы обязателен только в том случае, когда анализ формальных особенностей стихотворения помогает раскрыть его образность и истолковать смысл. Просто демонстрировать техническое умение отличить четырехстопный хорей от трехстопного амфибрахия не следует.

Перед началом знакомства с темой и выполнением заданий обязательно познакомьтесь с теорией к темам №7 (Лирический род литературы: Жанры лирики) и №8 (Лирический род литературы: Начала стиховедения), так как вся сложная стиховедческая терминология объяснена там. Повторяться мы не будем.

При выполнении работы внимательно читайте план анализа стихотворения.

  • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
  • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадона", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
  • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
  • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору; поэма "Двенадцать"
  • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
  • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
  • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
  • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
  • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"
Рекомендованная литература к работе 8:
  • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
  • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
  • Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986.

Данилова В.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Заинская СОШ№2»
Заинского муниципального района
Республики Татарстан

1. Дата написания. Реально биографический, фактический комментарий.

2. Жанровое своеобразие:

Лирический род литературы и его жанры.

Особенности:

  1. ОДА - торжественное воспевание героических подвигов людей, величественные события в жизни общества, либо грандиозные явления природы.
  2. ЭЛЕГИЯ - проникнута настроением грусти. Повествование от первого лица, изображение радостей и горестей любви, бренность человеческого существования.
  3. ПОСЛАНИЕ - отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам. Носит дружеский, сатирический характер. Обязательно имеет адресата.
  4. ЭПИГРАММА - тоже имеет адресата, но в эпиграмме зло высмеивается какое-либо лицо или общественное явление.
  5. МАДРИГАЛ - небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера, адресован конкретному лицу.
  6. ЭПИТАФИЯ - надгробная надпись.
  7. ЭПИТАЛАМА - свадебная песнь.

3. Поэтика заглавия.

Типы заглавий:

  1. Авторское или заглавие - аннотация.
  2. Читательское заглавие.
  3. Именной заголовок - «Анна Каренина»
  4. Заголовок -символ - «Дым» Тургенева.
  5. Заглавие с указанием на способ повествования - «Обыкновенная история» Гончарова.
  6. Заголовок - оксюморон (совмещение несовместимого) - «Горячий снег», «Мертвые души».
  7. Реминисценция - «Сильна как смерть» Мопассан, «Шум и ярость»
  8. Заглавие - антитеза (союзные и бессоюзные) - «Преступление и наказание», «Война и мир», «Барышня - крестьянка»
  9. Название, содержащее образное определение - «Бедная Лиза»
  10. Тематическое заглавие - «Отцы и дети»
  11. Проблемно заглавие - «Кому на Руси жить хорошо?»
  12. Временное заглавие - «Осень» Пушкина.
  13. Заглавие, обозначающее место - Пушкин «К морю»

4. Ведущая тема:

  1. Любовь
  2. Одиночество.
  3. Поэт и поэзия и др.

5. Основная идея.

Необходимо найти в произведении в самой смысловой строке. К какому литературному направлению принадлежит автор: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (течения модернизма _ акмеизм, футуризм, символизм, иммажинизм), постмодернизм.

6. Структура стихотворения.

А) Основные изобразительные средства:

1. Сравнение: - развернутые (Гоголь: «И хлынула ручьем молодая кровь подобно дорогому вину»);

  • общеупотребительные (Белый, как снег)
  • авторские (окказиональные) (Маяковский «И упал 12-й час как с плахи голова казненного»)

2. Гипербола. Чаще всего используется в сатирической поэзии, цель которой - высмеивание пороков и глубже затронуть сознание читателя. Позволяет полнее понять образ.

  • количественное преувеличение («Щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов» из «Евг. Онегина».
  • Преувеличение действия (Мцыри был рад грозе

Рукою молнию ловил»)
Гиперболизированные бывают характеры: Плюшкин, Коробочка
психология: герои Достоевского)

3. Литота - преуменьшение - (Мальчик-с-пальчик)

4. Антитеза - служит для усиления художественного эффекта. Факты, основанные на контрасте, воспринимаются ярче:

  • словесная (Пушкин «Созданье ада и небес»);
  • образная (Честный Гринев, бесчестный Швабрин);
  • оксюморонная (И загорится влажно и светло)
  • композиционная («Деревня» Идиллия деревни).

5. Метафора.

Для понимания метафоры и ее роли в создании художественного эффекта необходимо проследить ряд ассоциаций:

  • общеупотребительная М. (Легкий человек, небесный свод);
  • индивидуально - стилистическая М. (автора). Суть ее раскрывается только в контексте.
  • Олицетворяющая М. Используя которую, автор выделяет неодушевленные предметы или явления природы свойствами живого существа - недремлющий берег
  • Овеществляющая (каменное слово)

6. Синекдоха. Часть вместо целого. (Сидишь, пехота?; Предложение руки и сердца).

  • синэстетические (Розовый запах шалфея);
  • постоянные (фольклорные) - добрый молодец, земля-матушка.
  • авторские
  • оксюморонные - веселая грусть

8. Перифраз помогает избежать стилистически стертых повторов (вместо имени) - Солнышко, доченька, Золотая курочка, Весна моих умчалась дней (Весна - молодость).

9. Эмблема очень часто говорят: Олива - эмблема мира, перчатка - вызов ссоры.

10. Повтор - необходим для того, чтобы подчеркнуть элементы несущие концептуальную нагрузку.

  • анафора (разновидность повтора - единоначатие) - Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты.
  • эпифора - (повтор конечных слов);
  • аналепсис (стык) - горит, горит звезда моих полей;
  • анадиплосис (кольцо) - мутно небо, ночь мутна;

11. Параллелизм
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю природы.

12. Градация
Не час, не день, не год пройдет
Не век, не год, не день

13. Плеоназм Грусть - тоска, житье-бытье.

14. Инверсия. С помощью инверсии автор может расставить акценты в тексте, придать ему дополнительно выразительность.
Что ищет он в стране далекой - Что он ищет в далекой стране - т.е. порядок слов.

15. Эллипсис - пропуск слов.

16. Риторический вопрос, восклицание, риторическое обращение.
Направлен на привлечение внимания читателей. Заставляет подумать и сделать выводы.

Б) Основные особенности ритмики

Силлабика, тоника, силлабо - тоника.

Размер - ямб - (2,4,6,8,10)
- хорей (1,3,5,7,9)
- дактиль (1,4,7,10,13)
- амфибрахий (2,5,8,11,14) замедленное повествование
- анапест (3,6,9,12,15)

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет - хорей - 1,3,5,7 - четырехстопный

Я пом/ню чуд/но/е/мгно/ве/нье - 2,4,8 - четырехстопный ямб с пиррихием в третьей строке. (т.е. выпадение слога)

Швед/рус/ский/ко/лет/ру/бит/ре/жет 1,2,4,6,8, - 4хстопный ямб со спондеем (увеличивается ритмика, динамика) т.е. лишняя цифра.

В) РИФМА.

Мужская - ударение падает на последний слог последнего слова.
Женская - предпоследний слог последнего слова.
Дактирическая - третий слог с конца.
Гибердактирическая - 4 слог с конца.

Рифма бывает:
Точная далекой - родной
Неточная - далекий - родной

Богатая - гребя - гремя (см. начало слова, даже если есть 1 согласный)
Бедная - гребя - дитя

Грамматическая (части речи).
Неграмматическая

Г) СПОСОБ РИФМОВКИ
- парный;
- перекрестный;
- кольцевой
н/р: одинокий
голубой
далекой перекрестная
родной

Д) Сопоставление и развитие словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации.

Е) СТРОФИКА

  • двустишие;
  • терцина (Трехстишие);
  • катрен (4);
  • пятистишие;
  • секстина (6);
  • септина (7);
  • октава (8);
  • сонет (9);
  • онегинская строфа (14).

Ж) ЗВУКОПИСЬ - (ассонанс (гласные), аллитерация (согласные), звукоподражание)

7. Место произведения в творчестве поэта и личное отношение к стихотворению.