Анализ результатов егэ по русскому языку. Анализ егэ по русскому языку

Анализ результатов пробного ЕГЭ по русскому языку

11 А класса

Место проведения-СОШ№53

Количество участников: 29

Продолжительность ЕГЭ по русскому языку: 3,5 часа (210 минут)

27 декабря 2016 года учащиеся 11 класса приняли участие в муниципальном пробном тестировании по русскому языку.

Общие результаты контрольной работы

Результаты пробного ЕГЭ по русскому языку представлены в таблице:

От 80 до 100

баллов

От 60 до 79 баллов

От 36 до 59 баллов

Менее 36 баллов

11А

нет

итого

1 чел. (3%)

22 чел. (76%)

6 чел. (21%)

(0%)

Таким образом, все участники тестирования показали результаты, достаточные для прохождения так называемого порога ЕГЭ по русскому языку (36 и более баллов). Средний балл в 11А классе – 65,5.

Тестовые задания по русскому языку, предложенные обучающимся 11 А класса, по структуре соответствовали спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2017 году государственной (итоговой) аттестации.Экзаменационная работа состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;

– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов, которые переводятся в 100 баллов (процентов).

Анализ заданий части 2

11А класс

Номер задания

Тема

Количество допустивших ошибки

Процент допустивших ошибки

Информационная обработка письменных текстов различных жанров и стилей

1 человек

3,4%

1 человек

3,4%

Лексическое значение слова

10 человек

34,4%

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

13 человек

44,8%

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

12 человек

41,3%

Морфологические нормы

5 человек

17,2%

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

2 человека

6,8%

Правописание корней

9 человек

31%

Правописание приставок

2 человека

6,8%

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- / –НН-)

3 человека

10,3%

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

6 человек

20,6%

Правописание НЕ и НИ

6 человек

20,6%

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

9 человек

31%

Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи

11 человек

37,9%

Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.

3 человека

10,3%

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

5 человек

17,2%

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

16 человек

55,1%

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

4 человека

13,7%

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

11 человек

37,9%

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

17 человек

58,6%

Функционально-смысловые типы речи

14 человек

48,2%

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

18 человек

62%

Средства связи предложений в тексте

8 человек

27,5%

Речь. Языковые средства выразительности

1 человек

3,4%

Анализ заданий части С (сочинение-рассуждение)

В сочинении предъявлялись следующие требования:

Формулировка проблем исходного текста,

Комментирование к сформулированной проблеме исходного текста,

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (примеры из художественной литературы и из жизненного опыта),

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения,

Точность и выразительность речи,

Соблюдение орфографических норм,

Соблюдение пунктуационных норм,

Соблюдение языковых норм,

Соблюдение речевых норм,

Соблюдение этических норм,

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

Из 24 возможных баллов в сочинении набрали:

11А класс

от 5 до 15 баллов - 5 человек (17%),

от 16 до 19 баллов - 19 человек (66%),

от 20 до 23 баллов - 4 человека (14%),

не выполнили задание – 1 человек (Хомин Вадим) (3%)

Учащиеся 11А класса не выполнили следующие требования (без учета не выполнявшего задание):

Формулировка проблем исходного текста – 3 человека (10,3%),

Комментирование к сформулированной проблеме исходного текста – 3 человека (10,3%),

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (из художественной литературы и из жизненного опыта) – 5 человек (17,2%),

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения –1 человек (3,4%),

Точность и выразительность речи – 2 человека (6,8%),

Соблюдение орфографических норм – 3 человека (10,3%),

Соблюдение пунктуационных норм –7 человек (24,1%),

Соблюдение языковых норм –11 человек (37,9%),

Соблюдение речевых норм – 4 человек (13,7%),

Соблюдение этических норм – 2 человека (6,8%),

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале –9 человек (31%).

На основании анализа результатов тренировочного тестирования по русскому языку можно сделать следующие выводы: уровень подготовки учащихся 11 класса средней школы по русскому языку удовлетворительный.

РЕШЕНИЕ:

1. Учителю Абдульменевой продолжить подготовку обучающихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по репетиционным тестам и отработку навыков заполнения бланков.

2.Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, с целью повышения уровня качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход).

3.Продолжить подготовку к ЕГЭ по Демоверсиям 2017 г., расположенных на сайте ФИПИ.

Справка подготовлена заместителем директора Прасовой Т.М,

руководителем ШМО учителей русского языка и литературы Абдульменевой Э.Р.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 84

имени Героя России Дмитрия Петрова

Первомайского района города Ростова-на-Дону

СПРАВКА

30.06.2014 г.

Анализ ЕГЭ по русскому языку в 11 «А» и 11 «Б» классах (2014г.)

Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трех компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная.

В 2014 году ЕГЭ по русскому языку сдавали 15 выпускников 11 « А» и 19 выпускников 11 «Б» класса – всего 34 обучающихся. Все участники успешно преодолели экзаменационные испытания. Экзаменационная работа по русскому языку для выпускников 11 класса школы имеет свое назначение – оценить подготовку выпускников средней школы по русскому языку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в ссузы и вузы.

Выполнение экзаменационной работы потребовало от выпускников следующих умений:

Проводить различные виды анализа языковых единиц. Анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

    Осуществлять речевой самоконтроль. Оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

    Разграничивать варианты норм. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

    Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов. Использовать основные приемы информационной переработки текста.

    Извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать собственные речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

    Владеть основными приемами информационной переработки текста.

Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа экзаменуемых учащихся наиболее подготовленных.

В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компетенцию экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвисти ческую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и классифицировать их – и коммуникативную компетенцию – способность понимать высказывание, связно, а также логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.

Основные общие результаты экзамена по русскому языку

В 2014 году средний тестовый балл по русскому языку: в 11А – 61 балл, в 11Б 54 балла. Средний тестовый балл по школе составляет 57 баллов (в прошлом учебном году 63,2), что ниже показателей этого года по Первомайскому району, городу, Ростовской области и России в целом, а также в сравнении с предыдущими годами.

Результаты выпускников школы ЕГЭ по русскому языку можно условно разделить на несколько групп:

класс

Качество знаний в 11А выше, чем в 11Б. Средний результат на уровне 50%, что даже с учетом пониженного проходного балла является невысоким достижением.

Результаты выполнения заданий базового уровня сложности (часть А)

Работа состоит из 39 заданий: заданий базового уровня сложности 24, повышенного - 7, высокого - 8. Заданий с выбором ответа (тип А) - 30, с кратким ответом (тип В) - 8, с развернутым ответом (тип С) - 1.

Для аттестации выпускников школы важны, прежде всего, результаты выполнения заданий первой части (А), которая проверяет сформированность умений, обеспечивающих владение устной и письменной речью на базовом уровне. В таблице представлены результаты выполнения всех заданий первой части экзаменационной работы:

Процент выполнения заданий по темам можно представить следующим образом.

Уровень сложности задания: Б- базовый, П- повышенный, В – высокий.

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что выпускниками хорошо усво- ены следующие темы:

1.Морфологические нормы (88%).

2.Синтаксические нормы (85%).

3. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложний в тексте (88%).

4.Средства связи предложений в тексте (85%).

5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (82%).

6. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров (85%).

7. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста (94%).

Примечателен тот факт, что учащиеся справились с заданиями повышенного уровня сложности лучше, чем с заданиями базового уровня (53% - 94%).

Низкие результаты показали выпускники при выполнении таких заданий:

1.Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи (44%).

2.Части речи (38).

3.Знаки препинания в простом осложненном предложении с однородными членами (44%).

Из 15 выпускников 11А и 19 выпускников 11Б классов никто не справился с выполнением заданий части А на 100%, что свидетельствует о непрочности знаний учащихся. Максимальное количество правильных ответов в части А (29) у Нискубиной М. (11А класс). Минимальное количество (7 баллов) у Варосяна С. (11Б класс). Только три задания (А4, А7, А28) выполнены учащимися на 100%. Самый низкий результат (38%) учащиеся показали в части А11 (части речи). Это серьезный пробел в знаниях выпускников, т.к. отсутствие представления о частях речи влечет за собой ошибки в правописании слов, пунктуационные и грамматические ошибки (ошибки в практическом применении знаний).

Результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности

(часть В)

Задания открытого типа с кратким ответом ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбором ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на материале текста.

В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями повышенного уровня сложности.

Вторая часть работы ориентирована как на итоговую аттестацию выпускников школы, так и отбор абитуриентов для продолжения учебы в вузе. Традиционно эти задания вызывают у выпускников наибольшие затруднения.

Уровень сформированности той или иной компетенции можно определить по результатам выполнения групп заданий, проверяющих соответствующие умения. Видно, что общий результат выполнения заданий повышенного уровня сложности низкий. Данные представлены в таблице ниже.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

В8 0 б

Крайне низкие результаты показали выпускники при выполнении таких заданий:

В2. Части речи (29%);

В4. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные (38%);

В6. Сложное предложение (32%).

Все указанные темы теснейшим образом связаны между собой. Пробелы в морфологии вызывают пробелы в синтаксисе, а далее – в пунктуации.

Задание В8 (анализ средств выразительности текста) предполагает оценивание от 0 до 4 баллов. Оценка зависит от количества правильных ответов. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

4 балла заработали 27 учащихся (55%).

3 балла – 7 учащихся (14%).

2 балла –5 учащийся (10%).

1 балл – 5 учащихся (10%).

0 баллов – 5 учащихся (10%).

Тот факт, что 10% выпускников не справилось с заданием В8, свидетельствует об отсутствии у них знаний, умений и навыков выявления художественных средств выразительности. Значит, в своей практике речевого общения они также не используют в полной мере ресурсы русского языка. Следовательно, их речь бедна и однообразна. А это говорит о том, что выпускники испытывают трудности при выражении своих мыслей, что скажется на их дальнейшей учебе.

Результаты выполнения заданий высокого уровня сложности

(часть С)

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных коммуникативных умений и навыков:

    анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

Анализ результатов ЕГЭ-2016 по русскому языку в 11а и 11б классах

Дата проведения ЕГЭ по русскому языку: 30.05.2016

Количество учащихся в 11ых классах: 47

Количество учащихся, сдавших ЕГЭ по русскому языку: 47

Выполнение тестовой части работы:

№ задания

Проверяемые элементы содержания

Максимальное количество баллов за задание

Баллы, полученные учащимися

Количество учащихся, не приступивших к выполнению

задания

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Лексическое значение слова

Орфоэпические нормы(постановка ударения)

Лексические нормы

Морфологические нормы

Синтаксические нормы

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-)

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание НЕ и НИ

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Знаки препинания в простом осложнённом предложении(с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами(определениями, обстоятельствами приложениями, дополнениями)

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Функционально-смысловые типы речи

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Групп слов по происхождению и употреблению

Средства связи предложений в тексте

Речь. Языковые средства выразительности

Задание 25. Сочинение.

Формулировка проблем исходного текста

Комментарий к сформулированной проблеме

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

Смысловая цельность, речевая связность

Точность и выразительность речи

Соблюдение орфографических норм

Соблюдение пунктуационных норм

Соблюдение языковых норм

К10

Соблюдение речевых норм

К11

Соблюдение этических норм

К12

Соблюдение фактологической точности

Проходной балл по ЕГЭ набрали все учащиеся 11-ых классов.

На 100 баллов выполнили работу 2 ученика (4,25%): Доброхотов Н., Романова К.

Количество учащихся, выполнивших работу от 80 до 100 баллов, – 35 (из 47) или 74,46%:

100 баллов – 2 ученика: Доброхотов Н., Романова К.;

98 баллов – 4 ученика: Галиева А., Гришанов О., Сергеева А., Хайрутдинов Р.;

96 баллов – 2 ученика: Батыршина К., Гасишвили В.;

93 балла – 4 ученика: Андреев П., Закирова З., Сорокина Н., Шагиева А..

91 балл – 5 учеников: Бочкова В., Галанцева А., Закирова Д., Кузьмин М., Шигаев В..

88 баллов – 2 ученика: Комарова О., Наумов Д.;

86 баллов – 5 учеников: Бутяков С., Егорова Е., Кириллова М., Новиков Ю., Шилова А.;

83 балла – 6 учеников: Гафиятуллина Э., Герасимова В., Зубков А., Плотников А., Феоктистова К., Шилова Ан.;

81 балл – 5 учеников: Булушева А., Полякова Е., Тухватуллин Б., Хабибулина И., Хисамова Л.

Учащиеся, выполнившие работу ниже 80 баллов:

78 баллов – 2 ученика: Калимуллина Д., Колпакова А.;

76 баллов – 1 ученик: Рахматуллина Г.

73 балла – 1 ученик: Князева А.

72 балла – 2 ученика: Неробов К., Окружнов Т.

71 балл – 1 ученик: Чередов М.

70 баллов – 1 ученик: Ксенофонтов Н.

66 баллов - 1 ученик: Спешилова М.

65 баллов – 1 ученик: Толкин Д.

64 балла – 1 ученик: Александров К.

61 балл – 1 ученик: Потасьев Д.

Справились без ошибок с тестовой частью экзаменационной работы – 12 учащихся (25,53%)

Самыми проблемными при выполнении стали для учащихся задания:

№ 21 (Функционально-смысловые типы речи) – ошибки в нём допустили 12 учащихся (25,5%);

№ 20 (Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста) – 9 учащихся (19,1%);

№ 13 (Слитное, дефисное, раздельное написание слов) – 8 учащихся (17%);

№ 5 (Лексические нормы) – 7 учащихся (14,8%);

№ 17 (Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения) – 7 учащихся (14,8%).

Задание № 25 (сочинение) выполнили все учащиеся, с работой все справились хорошо.

Написали на полные баллы – 5 учащихся (10,63%).

Учитель: Семенова Т.А.


Анализ ЕГЭ по русскому языку 30.05.2016г.

Учитель Сурганова Т.В.

Экзаменационная работа по русскому языку для выпускников 11 класса, как и в прошлые годы, имела свое назначение – оценить подготовку выпускников средней школы с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в вузы. Выполнение экзаменационной работы потребовало от выпускников следующих умений:

Анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

Оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;

Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Использовать основные приемы информационной переработки текста;

Оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Создавать собственные речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Осуществлять речевой самоконтроль.

Комиссией по шкалированию Рособрнадзора определено минимальное количество баллов ЕГЭ, свидетельствующих об освоении школьного курса по русскому языку в 2016 году – 24 балла по 100 бальной шкале . Все учащиеся 11 класса – 24 человека - набрали минимальное количество баллов, т.е. экзамен сдали все. Наименьший балл – 24 (Бадретдинов Вадим), наивысший балл – 88 – 2 человека (Красильникова Наталья и Смольникова Екатерина). Средний балл – 61% из 100.

Структура ЕГЭ по русскому языку

В 2016 году тест ЕГЭ по русскому языку состоял из двух частей, включающих в себя 25 заданий.

Часть 1: 24 задания (1–24) с кратким ответом, являющимся числом (цифра) или словом (несколько слов).

Часть 2: одно задание (25) является сочинением по прочитанному тексту.

За часть 1 (задания 1 - 24) можно набрать 33 балла, а за часть 2 (задание 25) - 24 балла. Общее число: 57 первичных баллов.

Выполнение части 1.

Средний балл – 22 из 33. Наименьший балл – 8 (Бадретдинов В.), наивысший балл – 32 (Смольников Д.).

При выполнении части 1 затруднения вызвали следующие задания:

21(определение верных ответов и типов текста) – справились лишь 5 человек - 21%

16(расставьте знаки препинания (причастный и деепричастные обороты) – 13 человек - 54%.

Хорошо обучающиеся справились с заданиями, оцениваемыми в несколько баллов:

Задание №1 (главная информация текста) – (мах. 2 балла) – 17 (2) -5 (1) – 2 (0) – 92%

Задание 7
Оно предполагает установление соответствий примеров и их описания. Задание проверяет не только знания, но и «умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и т. п.». Для анализа предложены 9 предложений, 5 из 9 примеров содержат те или иные нарушения грамматических норм, а 4 являются во всех отношениях верными. Максимальный балл – 5.

С данным заданием справились 22 человека – 92% (5(5) – 5(4) – 5(3) – 5(2) – 2(1) -2(0))

Задание 24 - поиск средств выразительности. Максимальный балл – 4. С данным заданием справились тоже 22 человека – 92% (9(4) – 4(3) – 4(2) – 5(1) -2(0))

Часть 2. За сочинение в целом - 24 балла.

К написанию сочинения-рассуждения (часть 2) приступили 24 выпускника –100% Средний балл за сочинение – 13 из 24. Лучшие результаты за выполнение части С принадлежат Смольниковой Екатерине (23 б.), Красильниковой Наталье (21 б.). Наименьший балл – 2 балла (Бадретдинов Вадим).

21 учащийся верно определили проблему исходного текста (21 чел. – 87,5%), прокомментировали её, выявили авторскую позицию и выразили свою, верно аргументировали поставленную проблему (83%), из них 4 человека (17%) получили по этому критерию наивысший балл (3 балла). Смысловая цельность, последовательность изложения и выразительность речи наблюдается у 23 (96%) писавших сочинение выпускников, также справились с критериями К9 (грамматические нормы) - 79% и К10 (речевые нормы) 87,5%. Высшие баллы (3 балла из 3) за соблюдение орфографических норм получили 6 выпускников (25%). Нарушений этических норм (критерий К11) не наблюдается.

В следующем учебном году необходимо:

Обсудить аналитические материалы по результатам ЕГЭ на заседании МО;

Использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход;

Использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке творческих работ учащихся;

Продолжить изучение материалов ЕГЭ по русскому языку в системе методической работы в ОУ. Своевременно знакомиться с Демоверсией ЕГЭ, Спецификацией, Кодификатором, отражающими требования образовательного стандарта по русскому языку. Информировать учащихся об изменениях, корректировать учебно-тематическое планирование и содержание обучения;

Отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста. Создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать с текстом, обучать анализу текста, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;

Освоить критерии оценивания сочинения и использовать их при проведении промежуточной аттестации учащихся;

Комплексно использовать работу над сочинениями и изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;

Регулярно проводить тестовый контроль для того, чтобы учащиеся могли овладеть техникой работы с тестами и могли работать в формате ЕГЭ (начиная с 5-го класса);

Ознакомить родителей и школьников с нормативной базой проведения ЕГЭ;

Работать в системе СтатГрад.

В 2015-16 учебном году в Свердловской области не было проведено репетиционного тестирования по русскому языку. С моей точки зрения, как учителя, работающего в 11 классе, учащимся не дали получить оценку эксперта за сочинение, ведь были изменены критерии оценивания (К2, К4).

Анализ ЕГЭ по русскому языку 2016 год.

Всего в ЕГЭ – 2016 по русскому языку приняли участие 12 учащихся.

Успеваемость – 100 %

Средний балл по школе составил - 80,33 %;

Целевой ориентир был не ниже 69, 42 %, перевыполнен на 10,91 %.

Количество учащихся, получивших наивысшие баллы:

максимально 100 баллов – 1 (Фазлиева Аделия), что составило 8,33 % от общего числа сдававших;

высокобалльник (от 90 и выше) – 1 (Иванова Татьяна);

(более 80) – 4 (Соловьева Ангелина, Шилов Александр, Петров Сергей, Ляплина Надежда).

Наименьший балл – 67 у Кучинской Евгении.

Учитель: Павлова Г. Л.

Анализ выполнения частей

получили баллы 2 балла-12 уч.

100 %

Синтаксические нормы (употребление союза)

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

3 уч.

25 %

Морфологические нормы (образование форм слова). Паронимы.

2 уч.

16, 67 %

Орфографические нормы

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчинённых предложений

Получили баллы 5б- 9 уч.

4б-3 уч.

75 %

25 %

Найти проверяемую гласную

3 уч.

25 %

Правописание приставок

Выбрать слово без ошибки

1 уч.

8,33 %

Спряжение глаголов

3 уч.

25 %

Слитное написание слова с не

Слитное написание союзов

2 уч.

16, 67 %

Правописание -н- и –нн-

2уч.

16, 67 %

Поставить одну запятую в простых предложениях с однородными членами или в сложносочиненных предложениях

Получили баллы

1б.-0

2б. -12 уч.

100 %

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)

6 уч.

50 %

Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

1 уч.

8,33 %

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

4 уч.

33,33 %

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

7 уч.

58,33 %

Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами

Средства связи предложений в тексте

2 уч.

16,67 %

Речь. Языковые средства выразительности

1б. - 2 ч.

2 б. - 1ч.

3 б. – 3 уч.

4 б. – 6 уч.

16,67 %

8,33 %

25 %

50 %

Более подробная информация о выполнении заданий 1,7,15,24

Задание 1 на знание текста максимальный балл – 2 выполнили все учащиеся, 100 % выполнения.

Задание 7 на грамматические ошибки. Максимальный балл – 5 баллов получили 9 учащихся, что составляет 75 %, 4 балла – 3 учащихся (25 %), ни один не получил 0,1 или 2 балла, что свидетельствует о высоком уровне знаний по синтаксической норме.

Задание 15 тоже выполнили все учащиеся на максимальный балл- 2 балла, 100 % знание по постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложносочиненном предложении.

Максимальная оценка задания 24 – 4 балла

Как мы видим, из 12 учащихся, допустивших ошибки при выполнении задания, не получили 0 баллов. Подавляющая часть сдававших справилась с заданием на 3 - 4 балла, но есть и по 1 и 2 балла, хотя на пробных экзаменационных работах дети справлялись с этим заданием лучше.

Западающими темами стали задания 16 и 21.

Задание 16 проверяет знания на тему « Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: определениями, обстоятельствами, приложениями». С этим заданием не справились 6 учащихся, что составляет 50 % от числа выполнивших.

Задание 21 направлено на информационную обработку письменных текстов различных стилей и жанров, с этим заданием не справились 7 учащихся, что составляет 58,33%.

Анализ выполнения части 2

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привел не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

3 б.

41,67 %

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привел 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

2 б.

50 %

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но

экзаменуемый не привел ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,

или

в комментарии допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста

1 б.

8,33 %

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или прокомментирована без опоры на исходный текст,

или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент

0 б.

К3

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1 б.

100%

или

0 б.

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной

литературы )

3 б.

66,67 %

не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2 б.

25 %

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1 б.

8,33 %

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов ,

или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе

0 б.

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста

2 б.

91,67 %

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1 б.

8,33 %

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0 б.

К6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2 б.

33,33%

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

1 б.

58,33 %

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0 б.

8,33%

К7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3 б.

66,67 %

допущено не более 2-х ошибок

2 б.

25 %

допущено 3–4 ошибки

1 б.

8.33%

допущено более 4-х ошибок

0 б.

К8

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3 б.

33,33%

допущено 1–3 ошибки

2 б.

58,33 %

допущено 4–5 ошибок

1 б.

8,33 %

допущено более 5-и ошибок

0 б.

К9

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

2 б.

50 %

допущено 1–2 ошибки

1 б.

50 %

допущено более 2-х ошибок

0 б.

К10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2 б.

41,67 %

допущено 2–3 ошибки

1 б.

41,67 %

допущено более 3-х ошибок

0 б.

16,67 %

К11

Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют

1 б.

100%

допущены этические ошибки (1 и более)

0 б.

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1 б.

91. 67%

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0 б.

8.33 %

Анализ выполнения содержательной части сочинения (критерии 1 – 4) свидетельствует о том, что большинство учащихся адекватно воспринимают прочитанный текст, умеют определить и сформулировать его проблему, выявить авторскую позицию.

Большинство экзаменуемых не испытывает затруднения при комментировании проблемы исходного текста: 5 учащихся смогли дать комментарий на 3 максимальных балла, 6 получили по 2 балла, 1 ученик – 1 балл из 3 возможных, 0 баллов – 0.

Небольшие затруднения у учащихся вызвало аргументирование собственного мнения: 8 учащихся смогли получить максимально 3 балла, 3 учащихся - по 2 балла, 1 учащийся - на 1 балл, привел один аргумент.

При написании сочинения учащиеся продемонстрировали достаточно высокий уровень орфографической грамотности: 3 балла – 8 учащихся, 2 балла – 3 учащихся, то есть 2-3 балла по этому критерию получили 11 учеников – 91,67 %. Такой же процент получили и по критерии К 8 пунктуационные навыки: допустивших более пяти ошибок- 0; 3 балла получили – 4 ученика, 2 балла – 7 учащихся, 1 балл- 1 учащийся. Очень хорошо справились с критерием К9 на грамматические ошибки: 6 учащихся получили максимальные 2 балла и еще 6 учащихся по 1 баллу. Есть 0 баллов на фактическую ошибку у 1 учащегося и на точность и выразительность речи.

Следует обратить внимание на К10 речевые навыки: максимальных 2 балла получили 5 учащихся, еще 5 по 1 баллу и 0 баллов – 2 учащихся.

Средний балл выполнения сочинения составляет – 19, 58 баллов из максимально возможных 24 баллов. Из 12 учащихся самый высокий балл по сочинению получили 2 (максимально 24 балла Фазлиева Аделия, 23 балла Иванова Татьяна); 22 балла – 2 учащихся, 21балл – 1 уч., 20 баллов – 1 уч., 18 баллов – 2 учащихся; 17 баллов – 3 уч., 16 б. –1 уч.

Можно предположить, что отдельные просчёты в обучении русскому языку связаны с игнорированием ключевой роли планомерной работы по развитию и со­вершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи на протяжении всех лет обучению русскому языку. Деятельностный подход должен стать ведущим на уроке. При этом в процессе преподавания русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся (устную и письменную); формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы ар­гументации собственных мыслей, умение делать выводы; учить вести любой диалог эти­чески корректно. При подобном подходе в центре внимания оказываются интересы и творческий потенциал ученика, его личный и читательский опыт, что соответствует тре­бованиям реализации личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку.

Следует обратить внимание на западающие темы при подготовке к экзаменам, на речевые ошибки, выразительные средства языка, информационную переработку текста, на типы текста.