Ангола (население и культура). Республика Ангола - сувениры, местные жители, природа

Эти неоновые зеленые грибы, или хлорофос Mycena, появляются в течение сезона дождей в японских и бразильских лесах, рассеивая пол пылающими спорами. Свечение грибов происходит из-за биолюминесценции, одной из удивительных реакций, которые происходят у некоторых растениях и животных.

В 1840 году знаменитый английский ботаник Джордж Гарднер описал необычное зрелище, которое ему пришлось наблюдать в Бразилии: группа мальчиков играла со светящимся объектом, который оказался люминесцентным грибом.
Дети называли его «цветком кокоса» и показали Гарднеру место, где рос гриб – на опавших листьях у основания карликовой пальмы.
Гарднер отослал необычный гриб в Англию, где тот получил описание и название Agaricus gardneri. С тех пор вплоть до 2009 года подобные грибы ученым больше не встречались.


Но теперь исследователям из Государственного университета Сан-Франциско (США) удалось собрать новые экземпляры утерянного вида и реклассифицировать его. Гриб получил название Neonothopanus gardneri




Этот вид эукариотов так ярко светится в темноте, что позволяет в этих условиях даже читать. Ученые надеются, что тщательное изучение этого гриба и его биолюминесцентных собратьев из других частей света поможет ответить на вопрос, каким образом и по какой причине грибы светятся.


Изучив анатомию, физиологию и генетическое происхождение гриба, сотрудники Университета Сан-Франциско определили, что его следует отнести к роду Neonothopanus. По словам ученых, собрать новые образцы этого вида чрезвычайно трудно – поиск этого гриба требует особого подхода и сопряжен с большими сложностями.
Чтобы увидеть зеленое свечение биолюминесцентного гриба, ученым приходилось ночами бродить по лесу в период новолуния, соблюдая при этом большую осторожность, чтобы не столкнуться со змеями и ягуарами. Облегчали положение только цифровые камеры, благодаря которым ученым и удалось обнаружить светящиеся грибы.


Биолюминесценция, или способность организма производить собственный свет, весьма широко распространенное в животном мире явление, которое происходит за счет ряда химических процессов. Ученые предполагают, что грибы должны светиться примерно так же, как всем известные жуки-светляки, т.е. благодаря люциферин-люциферазной смеси.
Однако пока этих соединений в грибах не обнаружено. Кроме того, для ученых остается загадкой, зачем грибам нужен подобный механизм. Существует несколько предположений, однако, подтвердить их пока не удалось.

Гриб мицена вида Mycena Chlorophos - это один из 71 видов биолюминесцентных грибов, которые светятся зеленым светом. Биолюминесцентные грибы растут в Малайзии, Индонезии, Бразилии,Японии, Мексике и Пуэрто-Рико, и отличаются мягким желто-зеленым свечением.

Биолюминесцентность обусловлена веществом похожим на то, что присутствует у светлячков.

Эти неоновые зеленые грибы, или хлорофос Mycena, появляются в течение сезона дождей в японских и бразильских лесах, рассеивая пол пылающими спорами. Свечение грибов происходит из-за биолюминесценции, одной из удивительных реакций, которые происходят у некоторых растениях и животных.

В 1840 году знаменитый английский ботаник Джордж Гарднер описал необычное зрелище, которое ему пришлось наблюдать в Бразилии: группа мальчиков играла со светящимся объектом, который оказался люминесцентным грибом.

Дети называли его «цветком кокоса» и показали Гарднеру место, где рос гриб – на опавших листьях у основания карликовой пальмы.

Гарднер отослал необычный гриб в Англию, где тот получил описание и название Agaricus gardneri. С тех пор вплоть до 2009 года подобные грибы ученым больше не встречались.

Но теперь исследователям из Государственного университета Сан-Франциско (США) удалось собрать новые экземпляры утерянного вида и реклассифицировать его. Гриб получил название Neonothopanus gardneri.

Этот вид эукариотов так ярко светится в темноте, что позволяет в этих условиях даже читать. Ученые надеются, что тщательное изучение этого гриба и его биолюминесцентных собратьев из других частей света поможет ответить на вопрос, каким образом и по какой причине грибы светятся.

Изучив анатомию, физиологию и генетическое происхождение гриба, сотрудники Университета Сан-Франциско определили, что его следует отнести к роду Neonothopanus. По словам ученых, собрать новые образцы этого вида чрезвычайно трудно – поиск этого гриба требует особого подхода и сопряжен с большими сложностями.

Чтобы увидеть зеленое свечение биолюминесцентного гриба, ученым приходилось ночами бродить по лесу в период новолуния, соблюдая при этом большую осторожность, чтобы не столкнуться со змеями и ягуарами. Облегчали положение только цифровые камеры, благодаря которым ученым и удалось обнаружить светящиеся грибы.

Биолюминесценция, или способность организма производить собственный свет, весьма широко распространенное в животном мире явление, которое происходит за счет ряда химических процессов. Ученые предполагают, что грибы должны светиться примерно так же, как всем известные жуки-светляки, т.е. благодаря люциферин-люциферазной смеси.

Однако пока этих соединений в грибах не обнаружено. Кроме того, для ученых остается загадкой, зачем грибам нужен подобный механизм. Существует несколько предположений, однако, подтвердить их пока не удалось.

Ангола располагается на материке Африка и занимаемая территория Анголы составляет 1246700. Численность населения Анголы составляет 18993000 человек. Столица Анголы расположена в городе Луанда. Форма государственного устройства Анголы - Республика. В Анголы говорят на португальском языке. С кем граничит Ангола: Мавритания , Замбия , Намибия .
В основном Ангола знаменита своими достопримечательностями: более полутора тысяч километров океанского побережья, впечатляющая пустыня Намиб, жаркий тропический лес и живописная саванна. В некоторых районах страны до сих пор сохранились удивительные племена, образ жизни которых очень близок к каменному веку. Культурных достопримечательностей здесь не так много, это связано и с многолетней войной, и с тем фактом, что в течение пятисот лет местные жители вывозились в Америку с целью продажи в рабство.
С колониальных времен столицей Анголы является основанная в 1571 году Луанда. Город знаменит своими памятниками архитектуры, красочными тротуарами, выложенными мозаикой, а также необычным смешением эпох и стилей в застройке.
Большой популярностью пользуются музей Данду и Музей Анголы с прекрасной этнографической коллекцией, а кроме того, колониальные здания крепости Сан-Мигель (семнадцатое столетие) и Университета.
Достопримечательностями можно также считать удивительно красивые ангольские пляжи, леса и саванны, богатый животный мир и пестрые стаи экзотических птиц.
В районе Намиб пустыня, саванна и море встречаются, создавая удивительные пейзажи и замечательные погодные условия. Между Томбва и Намибе лежат просторы, на которых растет так называемая вельвичия мирабилис – удивительный представитель пустынной флоры, напоминающий внешним видом огромного осьминога. Пустыня Намиб – это прекрасное место для охоты, а лежащее поблизости побережье славится превосходными пляжами и берегами – их облюбовали поклонники песчаного слалома.
Примерно в ста пятидесяти километрах от Луанды располагается графство Бибала – очень красивая область, которая знаменита своими минеральными водами с весьма сильно выраженным лечебным эффектом. Город Томбва, находящийся на побережье, не только один из демографических центров страны, но и крупнейший в области рыбацкий порт. Каждый день отсюда в море уходят сотни судов, и иногда местные рыбаки позволяют иностранным любителям спортивной рыбалки присоединиться к ним. Это действительно очень увлекательное занятие, особенно учитывая, что здешние воды по количеству рыбы не уступают Карибскому морю, а возможно даже и превосходят его.
Небезынтересным покажется и город Бенгела: он знаменит прекрасно сохранившимся колониальным фортом, который был возведен в шестнадцатом веке с целью защиты процветавшего в те времена работоргового региона. За свою весьма долгую жизнь форт успел принять участие во множестве прокатившихся по здешней земле войн.
Кроме того, государство славится своими национальными парками, такими как Кисама, Миландо, Лвандо, Кванза-Сул, Муна, Камея и Йона. Несмотря на широко распространившееся браконьерство, эти места по-прежнему хранят следы былой красоты, а благодаря правительственным программам по их санации обещают вскоре стать настоящим украшением Анголы.
Заповедник Кисама (или Бенго) находится примерно в семидесяти километрах от столицы на северо-западе страны. С запада 120-километровую границу парка формирует Атлантический океан, а южные и северные границы составляют реки Лонга и Кванза соответственно. Широкая территория этого парка занимает почти десять тысяч квадратных километров земли. «Интерьер» заповедника составляют большие поля, густой тропический лес и саванна с весьма большим количеством деревьев для этого региона. Все это создает для местной фауны и флоры очень благоприятные условия. Из-за засилья браконьеров, двадцатилетней войны и некоторых других факторов сохранились далеко не все из изобилующих здесь когда-то видов животных, но возрождение фауны идет довольно быстро. Сейчас на этих территориях, помимо прочих животных, обитают слоны, уникальные гигантские соболя, антилопы, красные буйволы, а также морские черепахи и манати.

Страна Ангола когда-то была колонией Португалии, нынче же это республика, которая расположилась на краю и с одной стороны омывается Атлантическим океаном. Особенность этих мест - изобилие бананов, нефти и алмазов.

Независимость страны была провозглашена в 1975 году, однако лучше ситуация не стала, так как после этого началась изнурительная гражданская война. В результате масса людей погибла, ещё пара миллионов жителей спасалась бегством.

Такая борьба двух партий (МПЛА и УНИТА) сделала Анголу не свободной, а упадочной, её называли очень опасной и криминальной. Такой образ бедной и злой страны совсем не соответствовал проживающим там людям, отзывчивым и бескорыстным, а также удивительной природе.

Войну удалось закончить лишь в 2003 году, когда не стало основных повстанцев: лидера Национального объединения УНИТА Жонаса Савимби вместе с заместителем.

История земель Анголы очень древняя, так как здесь люди были и в доисторические времена. Когда же европейцы впервые добрались до этих территорий, то тут были раннефеодальные государства:

  • Ндонго;
  • Конго;
  • Лунда и прочие.

Ндонго ещё называли Ангола, так как именно эта династия здесь правила, это же название и прижилось потом.

Первые португальцы, ступившие на ангольские земли, приплыли в 1482 году, они сумели наладить контакты с Конго. С 1575 года начался захват территорий Анголы, когда португалец Паулу Диаш ди Новаиш с военной экспедицией нарекал пройденные земли португальскими владениями.

Местные сразу же оборонялись от иностранных завоеваний. Агрессоры ощутили мощный отпор в 16 веке, когда руководить освободительными действиями стал вождь Килуанжи. Такое же положение дел было и при ангольской королеве Нзинге Мбанди Нгола, после смерти которой португальцы всё же одержали желанную власть над Ндонго и Матамба.

Для Португалии очень выгодной стала Страна Ангола. Народы Анголы стали ценнейшим товаром для европейцев, рабов массово продавали на американский континент, выручая за это большие богатства.

И хотя ангольцы были очень подавлены и ограничены в собственном развитии, они накопили достаточно сил, чтобы эффективно сопротивляться оккупантам.

В процессе раздела африканских земель в начале 20 века сформировались границы Анголы, тогда же и завершилась полная оккупация Португалией.

Всё это время продолжалась борьба ангольского народа за свою свободу. С приходом 20 столетия в стране появились организации, которые культивировали идеи независимости коренных жителей Анголы, они отстаивали национальные права.

В конце 1956 года образовалась МПЛА - патриотическая организация, которая активно начала вооружённые действия, направленные на освобождение от колонистов.

Такая активная борьба привела к получению долгожданного результата - 11 ноября 1975 года Ангола стала Народной Республикой. Однако собственный суверенитет от всевозможных посягательств стране пришлось ещё долго отстаивать.

Народы страны Анголы

В Анголе более всего представлены такие этнические группы:

  • овимбунду (около 37 %);
  • амбунду (мбунду) (около 25 %);
  • баконго (конго) (около 13 %).

Есть и такие мелкие народности:

  • чокве;
  • амбо;
  • гангуэла;
  • гереро;
  • нханека-хумбе;
  • ксиндунга;
  • куаньяма.

Народы в Анголе чаще всего разделены территориально. В северной части страны поселились бантуязычные конго, их язык - киконго. Этот народ включает в себя такие племена:

  • сосo;
  • йембе;
  • солонго.

Южнее проживают амбунду, которые заняли бассейн местной реки Кванза, там же находится и столица Анголы - Луанда. Для них распространённым языком считается кимбунду.

Центральная возвышенная часть страны занята овимбунду, говорящими на умбунду.

На востоке встречаются менее многочисленные народы - чокве, лунда. На юге Анголы живут куаньяма.

Помимо африканских народов в Анголе можно встретить белых (их около 1 %), которые представлены переехавшими сюда португальцами, и мулатов африкано-европейского происхождения (коло 2 %).

Больше половины всех жителей исповедуют христианство:

  • католики - больше двух третьих из них;
  • протестанты (баптисты, методисты и конгрегационалисты) - меньше одной трети.

Все остальные верны традиционной местной религии. А около 2 % из ангольских народов почитают ислам.

Коренные жители в основном пользуются языками банту, а вот те, кто имеет европейское происхождение, говорят на португальском, он же распространён в городах.

Контрастных границ между народами чаще всего нет, так как ангольцы легко разговаривают на нескольких, употребляемых на этих землях, языках, да и браки между представителями различных этносов тоже частые.

Конфликтными являются лишь отношения между основными группами в населении Анголы:

  • «асимиладуш» - ассимилированные африканцы и мулаты, которые переняли португальскую культуру;
  • «индиженат» - местные жители, сохраняющие традиционный жизненный уклад.

Луимбе и вамбунду, умбе, иногда объединяемые названием вагангела. На северо-востоке, в бассейне Касаи и в районе водораздела Конго – Замбези, обитают и валуэна, а на крайнем востоке, в верховьях Замбези, – . В южной части атлантического побережья и далее на вплоть до водораздела рек – расселены ванья-нека, на крайнем юге, вдоль границы с Намибией, – овагереро и , на юго-востоке, в бассейнах Кубанго и ,- вамбуэла и вайейе. Кое-где на юге и юго-востоке Анголы встречаются отдельными небольшими группами .

При колониализме в Анголе было много лиц европейского происхождения (около 600 тыс.). Среди них преобладали португальцы; к концу 1975 г. страну покинули свыше 300 тыс. человек.

Несмотря на многовековую активную европейских миссионеров – католических и отчасти (на севере) протестантских, большинство коренных жителей Анголы до сих придерживается анимистских традиционных верований. Христиане (это преимущественно католики) составляют немногим более населения страны. Некоторым влиянием на севере Анголы пользуются христианско-африканские секты, сочетающие христианские догмы с местными традициями.

Города строились в прошлом по образу и подобию провинциальных городов Португалии. Сейчас для них (по крайней мере для благоустроенных кварталов) характерна современная , но в облике старых городов еще сохраняются черты колониального периода. Планировка городов в однотипна: на побережье – или причал, вдали от побережья – или , затем деловая часть, административные, а также бывшие аристократические кварталы и рабочие пригороды.

Планировка ангольских деревень круговая: в центре селения находится « собраний» (чаще всего просто большой навес), вокруг него располагаются жилые хижины, за ними – хозяйственные постройки, за которыми начинаются огороды и поля.

Итоги четырехсотлетней «цивилизаторской» деятельности португальцев в Анголе оказались весьма жалкими: среди коренного населения неграмотность составляла более 90%. Несмотря на рост числа учебных заведений и количества учащихся, в 1965-1970 гг. системой начального и среднего образования была охвачена примерно % детей школьного возраста. Нужда в рабочих кадрах заставляла колонизаторов организовывать профессиональную подготовку очень небольшого числа специалистов из среды местного населения.

Центром культурной жизни Анголы была и остается столица страны – Луанда. Здесь помимо многочисленных школ и лицея находится единственный в стране университет.

В Анголе развиты художественная резьба и . Резные изображения, которыми украшается , иногда представляют собой сложные скульптурные композиции, отражающие различные бытовые сцены. Из дерева вырезают и предметы религиозных культов – стилизованные статуэтки людей и животных, которым приписывается магическая . Распространены резные деревянные ритуальные маски. Еще чаще для изготовления масок используют ткань из пальмового волокна; поверх нее накладывается смола, из которой вылепляют лицевую часть и затем раскрашивают ее красной и белой глиной. Изготовленные из тростника, травы, веток или соломы корзины, циновки и другие плетеные изделия имеют четкий геометрический . Изделия местных гончаров тоже украшаются геометрическим узором.

В стране развито музыкальное и танцевальное искусство. Музыкальные и хореографические жанры тесно связаны не только с трудовыми процессами, но и с различными традиционными обычаями, религиозно-мистическими церемониями, в том числе траурными. Нередко в танцах участвует почти все деревни. Пляшут под барабанов, разного рода ксилофонов, труб из слоновых бивней и других музыкальных инструментов.

Богатое устное ангольского народа – множество мифов и легенд, сказок, пословиц, поговорок, поэм изучено еще не полностью, но ангольские деятели культуры провели в этом направлении большую работу. На основе народных легенд современный ангольский писатель Каштру Сороменью создал книгу « Черной Земли» (1960 г.).

Письменная , в основном португалоязычная, зародилась в конце XIX в. Ее представляли такие деятели культуры, как Кордейру да Матта, Тадеу Бастуш, Силвериу Феррейра, Пайшао Франку, Асиз Жуниор. В произведениях современных ангольских писателей, таких, как Антониу Жазинту и другие, выражен призыв к живущим и будущим поколениям ангольцев создавать нового человека, готового отстоять свое национальное . И не случайно послевоенное Анголы, вдохновленное чтением этой литературы, в 1948 г. основало культурного направления «Идем открывать Анголу», которое воспитало многих борцов национально-освободительного движения.

В ангольской литературе развивается патриотическое направление, для которого характерны темы, посвященные разоблачению колониализма и империализма, борьбе за свободу и человеческое достоинство, революционной войне и трудовым подвигам сегодняшнего дня. Появилась молодых талантливых поэтов и писателей. К числу выдающихся поэтов современной Анголы и Африки принадлежит президент Агостиньо Нето, творчество которого пронизано идеями борьбы за народа Анголы, всей Африки и человечества от гнета колониализма и эксплуатации.