Анна иоанновна ледовый дом. В ледовых банях уж не жарят? Дом, где соединяются сердца

В книге использованы фотографии из семейных архивов героев, а также фотографии М. Моисеева, Ю. Маковейчук, С. Чапнина, В. Ходакова

Дорогой читатель!

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».

Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную.

Как это сделать – узнайте на нашем сайте

Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на

Спасибо !

Об этой книге

Книга, которую вы держите в руках, – это рассказы девяти женщин о своей жизни. Все эти женщины очень разные: москвички и петербурженки, работающие и домохозяйки, разного возраста и воспитания, у кого-то из них много детей, у кого-то нет, кто-то вырос в православной семье, а кто-то пришел к вере в зрелом возрасте. Объединяет их одно: это жёны священников; их называют «матушками», по аналогии с тем, как священников при обращении к ним называют «батюшками». Основа книги – прямая речь. Каждая героиня рассказывает о своей семье, своем жизненном пути, о доме и близких, о детстве и обстоятельствах сегодняшней жизни.

Признаюсь, с матушками было трудно договориться об интервью. Как правило, семейная жизнь духовенства тщательно скрывается от постороннего взгляда. Матушки внимательно следят за впечатлением, которое они производят, ведь по ним судят и об их муже, и о приходе, на котором муж служит. Их жизненный опыт – во многом опыт ежедневных жертв и компромиссов, с одной стороны, и постоянного творческого переосмысления семейных традиций – с другой. Кто-то готов часами делиться этим опытом, другие – лишь пунктиром намечают главное. Поэтому тексты, вошедшие в этот сборник, очень неоднородны: каждый отражает характер и личную философию героини.

И вместе с тем эта книга не сборник советов по практическому устроению православной семьи. Напротив, чем старше и опытнее матушка, тем меньше она склонна давать советы. Чтение этих историй помогает разрушить стереотипы. Нет идеальных православных семей. Есть очень разные реальные семьи, каждая – отдельный живой организм. Впрочем, книга и не о семье как таковой. Она о судьбах, о преемстве поколений – в семье и в Церкви. Поэтому многие героини стремятся как можно больше рассказать о том, откуда они родом: о предках, о детстве, родительских семьях. В рассказе Анастасии Сорокиной читателю приоткрывается мир Печор и Псково-Печерского монастыря в 1970-х годах. Ольга Ганаба говорит о подмосковной приходской жизни того же периода, но ведет свой рассказ с гораздо более раннего времени – с 1920-1930-х годов, когда ее отец, архиепископ Мелхиседек (Лебедев), начинал свое церковное служение. В рассказе матушки Наталии Бреевой предстает церковная Москва 1950-х годов, но из описания трагических страниц семейной истории читатель узнает и о коллективизации, и о блокаде Ленинграда. В этих простых рассказах обычных женщин, ставших свидетельницами времени, оживает история России и Церкви в XX веке.

Ольга Юревич и Калисса Лобашинская, обе москвички, рассказывают, как поехали за своими мужьями: одна – в Сибирь, другая – в маленький городок в Калужской области. Светлана Соколова делится воспоминаниями о том, как, будучи студенткой Московской консерватории, из далеких от Церкви кругов, входила в семью Соколовых, священнический род которых, не прерываясь, существовал триста лет, как приняли ее, некрещеную девочку, в семье будущего мужа, продолжательницей традиций которой ей суждено было стать. Олеся Николаева говорит о людях, которых встречала она и ее муж, протоиерей Владимир Вигилянский, на своем пути в Церковь.

Отдельная тема, которой так или иначе касаются все героини, – детство. Порой от кратких – всего несколько строчек, а порой подробных, детальных рассказов о своем детстве они перекидывают мостик к собственным детям. Слово «воспитание» слишком холодное, официальное, чтобы описать отношение к детям в семьях, о которых идет речь. Почти все героини книги рано или поздно столкнулись с выбором между своей

работой (чаще всего – любимой) и детьми. Кто-то, как Марина Митрофанова, не смог оставить сына в детском саду, кто-то, как Ольга Ганаба, увидел, что без маминой поддержки очень трудно дочке-подростку. Физик-ядерщик Лариса Первозванская и архитектор Ольга Юревич отказались от карьеры, потому что семьи стали многодетными.

Конечно, девять небольших рассказов не могут охватить всего многообразия семейной и церковной жизни. Но они дают возможность читателю задуматься о том, что такое семья и преемственность поколений. Пристальное вглядывание в жизненную философию современных христиан может помочь увидеть проявление живого, творческого начала в тех областях нашей жизни, о которых современная литература и публицистика говорят слишком редко.

И последнее. Я благодарю всех матушек, которые согласились участвовать в работе над этой книгой. Я прекрасно понимаю, что и для них, и для их батюшек это было непростое решение, и тем не менее они согласились рискнуть.

Очень надеюсь, что у этой книги будет продолжение.

Ксения Лученко

Олеся Николаева

Протоиерей Владимир Вигилянский (р. 1951) – руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, клирик домового храма мученицы Татианы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, публицист и литературный критик. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Член Союза журналистов России и Союза российских писателей.

Олеся (Ольга) Николаева (р. 1955) – поэт, прозаик, эссеист, автор нескольких книг стихов и романов, лауреат множества премий, в том числе Российской национальной премии «Поэт». Преподает литературное мастерство в Литературном институте им. А. М. Горького. Член Союза писателей; член русского Пен-центра. Вырастила троих детей.

Я родилась в московской писательской семье. Мой отец – Александр Николаев – писал стихи, был заместителем главного редактора журнала «Дружба народов», а моя мать была журналисткой и переводчицей. Мое детство совпало с хрущевской «оттепелью» – временем, которое казалось интеллигенции очень радужным. Вот и атмосфера нашего дома всегда была праздничной: дом был полон друзей и гостей, среди которых оказывались и известные поэты, и режиссеры, и актеры. Кстати, это ощущение праздничности жизни – жизни как праздника – у меня осталось до сих пор, правда, само понятие праздника изменилось.

Из людей, с которыми дружили мои родители, кажется, никто в ту пору в храм не ходил. Единственный церковный человек, который был рядом, – это моя бабушка Надя. Но жила она с другими внучками, которых и покрестила во младенчестве, а меня как-то не очень церковно просвещала. Может быть, она считала, что этим должны заниматься мои родители. Правда, она время от времени рассказывала мне удивительные истории про святых и юродивых, про пророчество юродивой Паши Саровской Государю Императору о рождении сына, который «наследником будет, а царем – нет». Все это, как я слышала от бабушки, юродивая Паша наглядно изображала, играя в тряпичные куколки, что меня очень поразило.

Кроме того, папа, когда мне было семь лет, повез меня с собой в командировку в Ленинград, там повел в Исаакиевский и Казанский соборы, в Русский музей, в Эрмитаж, где было много икон и картин на евангельские сюжеты, и очень подробно и точно объяснял, что на этих иконах явлено, а на картинах изображено. Так я узнала о Христе, увидела Его распятым на Кресте и тогда сразу же уверовала в Него. Фреска «Избиение младенцев», картины «Страдания мученика Севастиана», «Распятие апостола Петра» и т. д. – все это меня потрясло.

Одна из своеобразнейших забав императрицы Анны Иоанновны, придуманная камергером А. Д. Татищевым в 1740 г. и связанная с потешным браком придворного шута императрицы, князя Михаила Алексеевича Голицына, и одной из ее приживалок, калмычки Авдотьи Ивановны, носившей фамилию Бужениновой. Специальная маскарадная комиссия под председательством кабинет-министра А. П. Волынского избрала для постройки «Ледяного дома» место на Неве между Адмиралтейством и Зимним Дворцом [еще в 1733 г. была выстроена на Неве ледяная крепость; постройки изо льда, в смысле курьезов, встречались и в Западной Европе]; под ее наблюдением и был выстроен дом, исключительно из плит чистого льда, положенных одна на другую и для связи политых водою; он имел восемь сажен в длину, две с половиной в ширину и три в вышину. Впереди дома стояло шесть ледяных пушек и две мортиры, у главных ворот — два дельфина, из пасти которых била горящая нефть. Кровля дома украшена была статуями. Внутреннее устройство дома также сделано было изо льда. По сторонам дома воздвигнуты были высокие пирамиды с примерными часами и с фонарями на окнах; вблизи помещались ледяной слон, из хобота которого бил горящий нефтяной фонтан, и ледяная баня, которую топили соломою.

ГЛУПОСТЬ, ДОСТОЙНАЯ СВОЕГО ТВОРЦА!..

Выступив из мрака ночи с своими огнями, ледяной дом сиял металлическим блеском и далеко бросал от себя свет на Луговую линию, очертивши им пестрый полукруг лиц и ног; площадь казалась вымощенною верхушками голов. Нередко усиленный крик ледяного слона, или огненный фонтан, бивший из хобота его, или новая смешная фигура на окнах заставляли зрителей вторгаться за черту, заказанную слободскими десятскими и сотскими. Русские остроты сыпались часто под русскою палкою.

Посмотри, братец, - говорил один, - на первой картине немец в трехугольной шляпенке, в изодранном кафтанишке, худой, как спичка, бредет со скребницей и щеткой в руке, а на последней картине разжирел, аки боров; щеки у него словно пышки с очага; едет на бурой кобылке, на золотом чепраке, и бьет всех направо и налево обухом.

Эка простота! - возражал другой, - там входил он на Русь пешком, а тут гуляет по ней верхом; там, вишь, он чистил лошадку, а здесь едет на чищенной.

Ванька, а Ванька! это что за изба? - спрашивал один.

Баня, - был ответ...

Э! господин десятский, поберегите для переду свой веничек; здесь, на морозе, негоже поддавать пару...

Ступайте мимо, господин сотский; видишь, мы-ста сами стоим впереди тысячи.

Слышь? ледяной слон кричит!

И камни вопиют во времена тяжкие, - произнес какой-то книжник важным, поучительным тоном.

Таким образом, наши Бомарше с бородками, площадные ценсоры своего времени, тешили вдоволь глаза и языки свои. Казалось, они остротами отмщали на знати свою бедность и унижение и согревались от жестокого задушавшего мороза.

Государыня, государыня! - закричали сотские - и все замолкло благоговейною тишиной.

Заскрипел снег, тиснутый сотнями подков, зашипел он от множества порезов; показался эскадрон гусар и вслед затем сани государынины, за коими тянулся ряд экипажей. Из ледяного дома выступило несколько придворных на крыльцо и впереди всех Волынской. Когда сани поравнялись с ним, он был подозван к ее величеству. Она изволила милостиво расспрашивать его об устройстве дома и смеялась очень карикатурным изображениям, часто переменявшимся на окнах. Кабинет-министр давал замысловатые объяснения. Вдруг, при одной перемене, кто-то за санями государыни вскричал с сердцем:

Глупость, достойная своего творца!.. Чрезвычайно глупо!..

Не знаю, на чьей стороне глупость!..

ПРИДВОРНЫЙ ШУТ

По именному высочайшему повелению, к «курьезной» свадьбе Голицына с Бужениновой были доставлены в Петербург, из разных концов России, по два человека обоего пола всех племен и народов, подвластных русской государыне. Всего набралось триста человек. Маскарадная коммиссия снабдила каждую пару местной народной одеждой и музыкальным инструментом.

6-го февраля 1740 года, в день, назначенный для празднества, после бракосочетания сиятельнаго шута, совершеннаго обычным порядком в церкви, разноплеменные «поезжани» потянулись со сборнаго пункта длинным поездом. Тут были: абхазцы, остяки, мордва, чуваши, черемисы, вятичи, самоеды, камчадалы, якуты, киргизы, калмыки, хохлы, чухонцы и множество других «разноязычников и разночинцев», каждый в своем национальном костюме и с своей прекрасной половиной. Одни ехали на верблюдах, другие - на оленях, третьи - на собаках, четвертые - на волах, пятые - на козлах, шестые -на свиньях и т. д., «с принадлежащею каждому роду музыкалиею и разными игрушками, в санях, сделанных на подобие зверей и рыб морских, a некоторые в образе птиц странных». Шествие открывали «молодые», красовавшиеся в большой железной клетке, поставленной на слоне.

Свадебный поезд, управляемый Волынским и Татищевым, с музыкою и песнями, проехав мимо дворца и по всем главным улицам, остановился у манежа герцога курляндскаго. Здесь, на нескольких длинных столах, был приготовлен изобильный обед, за которым каждая пара имела свое народное блюдо и свой любимый напиток.

Во время обеда Тредияковский приветствовал молодых следующим стихотворением:

«Здравствуйте, женившись, дурак и дурка.
Еще... тота и фигурка!
Теперь-то прямое время нам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься…»

После обеда, «разноязычная» пары плясали каждая свою национальную пляску, под свою национальную музыку. Потешное зрелище это чрезвычайно забавляло императрицу и вельможных зрителей. По окончании бала, пестрый поезд, предшествуемый по прежнему «молодыми», возседавшими в клетке на слоне, отправился в „Ледяной дом», который горел огнями, эффектно дробившимися и переливавшимися в его прозрачных стенах и окнах; ледяные дельфины и ледяной слон метали потоки яркаго пламени; «смешныя» картины в пирамидах вертелись, к полному удовольствию многочисленной публики, встречавшей новобрачных громкими криками.

Молодых, с различными церемониями, уложили на ледяную постель, а к дому приставили караул, из опасения, чтоб счастливая чета не вздумала раньше утра покинуть свое не совсем теплое и удобное ложе...

Через девять месяцев после «курьознаго» праздника, императрица Анна Иоанновна скончалась, завещав, как известно, русский престол племяннику своему, принцу Брауншвейгскому, Иоанну Антоновичу. За малолетством последняго, управление государством перешло в руки матери его, принцессы Анны Леопольдовны, женщины доброй, мягкой, обладавшей прекрасными душевными качествами. Анна Леопольдовна, в первый же день своего правления, уволила всех шутов, наградив их приличными подарками. С этого времени оффициальное звание «придворнаго шута» уничтожилось навсегда. Хотя потом шуты и продолжали появляться при дворе, но уже под другим именем и не в шутовской одежде. В заключение, нам остается сказать несколько слов о дальнейшей судьбе князя Михаила Алексеевича Голицына.

В 1741 году он удалился в Москву, где его жена-калмычка вскоре умерла. От нея он имел двух сыновей: князя Алексея, умершаго холостым, и князя Андрея, женившагося на Анне Федоровне Хитрово и оставившаго многочисленное потомство. В 1744 г., князь Михаил Алексеевич обвенчался, в четвертый раз, с Аграфеной Алексеевной Хвостовой и прижил с ней трех дочерей: Варвару и Елену (младшую), умерших в девицах, и Анну, вышедшую замуж за отставнаго поручика конной гвардии Федора Григорьевича Карина, составившаго себе, в исходе прошлаго столетия, некоторую известность литературными трудами. Князь Михаил Алексеевич скончался в 1778 году в глубокой старости. Тело его погребено в селе Братовщине, по дороге от Москвы в Троице-Сергиеву Лавру.

Издавна потехами русского народа зимой были ледяные горки и снежные крепости. Но зимой 1740 года императрица всероссийская Анна Иоанновна превзошла самое себя. Именно этой зимой был построен ледяной дом. По этому поводу писатель Ложечников написал одноименный роман, в котором приводится точное описание дома академика Георга Крафта, который надзирал за работами по строительству ледяного чуда.


Зима 1740 года была самой лютой в 18 веке. Морозы в 30 градусов держались до середины марта.

Плиты для дома вырезали однорукими пилами из природного льда Невы. Он был прозрачным, с голубым отливом.

Ледяной дом строили как дворец фиктивного бракосочетания. У Анны Иоанновны был особо близкая и любимая приживалка Авдотья, уже не молодая и некрасивая калмычка. Фамилия ей была дана по любимому блюду Императрицы - Буженинова.

Авдотье очень хотелось замуж и Императрица обещала устроить счастье любимой шутихе. В женихи был выбран 50-летний князь Михаил Голицын - разжалованный в шуты из-за тайного венчания с католичкой.

Дворянин из древнейшего рода подавал императрице квас, за что и назывался Голицын Квасник.

Невиданная стройка на площади между Зимним дворцом и Главным Адмиралтейством по одним данным, сооружение Ледяного дома продолжалось с 1 (12) января по 6 (17) февраля 1740 года, а по другим - было завершено уже к 1 января.

Денег на свадьбу не жалели. Все делалось с размахом. Дом был настоящим и имел 2,5 сажень в ширину, 8 саженей в длину и 3 сажени в высоту, по нашим меркам это 5,5 метров ширины, 17 метров длины и 6 с лишним метров высотою. Полировали стены угольными утюгами, которые очень быстро остывали, но стены от этого становились полностью прозрачными. Весь дом был покрашен под мрамор. Было в этом доме все, что должно было иметь в доме. И камин, в котором горели дрова, и часы на каминной полке, и стол, стулья, кровать, окна, скульптуры, была даже баня, в которой парились и даже ледяные карты для приятного времяпрепровождения.

Ниже я привожу очень сокращенное описание дома членом Санкт Петербургской Императорской Академии Наук, профессором физики ГЕОРГОМ ВОЛФГАНГОМ КРАФТОМ.

ПОДЛИННОЕ И ОБСТОЯТЕЛЬНОЕ

О П И С A H И E

построеннаго В САНКТПЕТЕРБУРГЕ

в Генваре месяце 1740 года

ЛЕДЯНАГО ДОМА

и ВСЕХ НАХОДИВШИХСЯ В НЕМ ДОМОВЫХ ВЕЩЕЙ и уборов c

приложенными при том гридорованными фигурами, также и некоторыми примечаниями о бывшей в 1740 году во всей

Э В P О П Е

жестокой стуже

сочиненное для охотников до натуральной науки

чрез ГЕОРГА ВОЛФГАНГА КРАФТА

Санктпетер6ургския Императорския Академии Наук члена и Физики Профессора.

ПЕЧАТАНО ПРИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

174 1.

Художество употребляет к произведению таких вещей , которые человеческому роду отчасти пользу , а отчасти увеселение приносить могут , многия различныя материи ; и самая натура не производит почти ни одной дорогой или простой вещи , которой бы человек своим остроумием и искусством различными образами некоторой пользы и приятности придать не мог . Лед между такими материями , над которыми бы искусство свою силу и деиство показать могло , по сие время почти никогда , или весьма ретко счислялся ; и коль необходимо нужна и полезна нам житкость воды , столь неполезна и к делу неспособна казалась твердость оныя многим художникам .


Здесь в Санктпетербурге художество гораздо знатнеишее дело изольду произвело . Ибо мы видели из чистаго льду построенной дом , которой по правилам но - веишеи архитектуры расположен , и для изряднаго своего виду и реткости достоин был , чтоб по крайней мере таковож долго стоять , как наши обыкновенные домы , или чтоб в Сатурна как в число звезд перенесен был . Первое о строении сего дому похвалы достойное предложение учинил господин Камергер , Алексеи Данилович Татищев , а высочайшее на то соизволение , и потребное к сему достопамятному строению немалое иждивение происходило от милости и щедролюбия ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА блаженныя и Вечнодостойныя памяти Государыни Императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ , которая великая Монархиня остроумных , и иногда к одному только увеселению склоняющихся трудов своих подданных своею милостию не оставляла . По принятии сего намерения в последних месяцах 173 9 году начато было немедленно , и со всякою ревностию оное строение сперва на льду Невы реки перед Императорским зимним домом , причем была та способность , что потребные к строению материалы , а именно твердая и житкая вода там в близости находились .

Потребные для возведения материалы Нева рекав довольном числе подавала, и надлежало только выбрать такое место, которое бы c ие достопамятное строение способнее нести могло. Оное найдено было в знатнеишеи части сея столицы, и между двумя весьма достопамятными стро-ениями, а именно между созданною от блаженныя и Вечнодостоиныя памяти Императора ПЕТРА Перваго Адмиралитеискою крепостью, и построенными от блаженныяж и Вечнодостоиныя памяти Государыни Императрицы АННЫ новым Зимним домом, которой для своего велпколепия достоин всяка-го удивления. На сем месте строение опять началось; самой чистой лед на подобие больших квадратных плит разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулом и линеикою размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали, а каждой ряд водою поливали, которая тотчас замерзала, и вместо крепкаго цементу служила. Таким образом чрез краткое время построен был дом, которой был длиною в 8 сажен, или в 56 Лондонских футов, шириною в 2 сажени с половиною, а вышиною вместе с кровлею в 3 сажени, и гораздо великолепнее казался, нежели когда бы он из самаго лучшаго мармора был построен, для того что качался зделан быть бутто бы из одного куска, и для ледяной прозрачности и синяго его цвету на гораздо дражаишеи камень, нежели на мармор походил.



Но каждой день всякому позволено было в сие строение ходить, и оное смотреть, но от того произошла было беспрестанная теснота, так что вскоре надлежало там караул поставить, дабы оной при чрезвычаином собрании народа, которой туда для смотрения приходил,содержал некоторои порядок.

Для помянутой же причины около всего ледянаго строения воткнуты были деревянные колышки и соединены брусками. Напереди перед домом стояло 6. ледяных точеных пушек, которыя имели колеса и станки ледяныяж. Помянутыя пушки величиною и размером против медных трех фунтовых зделаны и высверлены были. Из оных пушек не однократно стреляли, в котором случае кладено в них пороху по четверти фунта, а при том посконное или железное ядро закачивали. Такое ядро некогда в присутствии всего Императорскаго придворнаго штата в расстояние 6о шагов доску толщиною в два дюйма насквозь пробило.

Ещеж стояли в mo м же ряду с пушками две мортиры. Оныя мортиры зделаны были по размеру модных мортир против двух пудовой бомбы, из которых многократно бомбы бросали, причем на заряд в гнездо по четверти фунта пороху кладено. Напоследок в том же ряду у ворот стояли два делфина.Сии делфины помощию насосов огонь от зажженной нефти из челюстей выбрасывали , что ночью приятную потеху представляло. Позади по-мянутаго ряду пушек и мортир зделаны были около всего дому из ледяных баляс изрядные перилы, между которыми в равном расстоянии четвероугольные столбы стояли. Когда на оной дом из близи смотрели, то с удивлением видна была вверьху на кровле четвероугольными столбами и точеными статуами украшенная галерея, а над входом преизряднои фронтишпиц в разных местах статуами украшенно. Самой дом имел дверные и оконнишные косяки также и пилястры выкрашеные ; краскою на подобие зеленаго мармора. В оном же доме находились крыльцо и двои двери, при входе вдом были сени, а по обеим сторонам покои без потолоку с одною только крышкою. В сенях были четыре окна, а в каждом покое по пяти окон, в которых как рамки, так и стекла из тонкаго чистаго льду зделаны были. Ночью в оных окнах не однократно много свечь горело, и почти на каждом окне видны были на полотне писанныя смешныя картины, причем сияние сквозь окна и стены проницающее преизряднои и весьма удивительнои вид показывало. В перилах кроме главнаго входа, находились еще двои сторонния ворота и на них горшки с цветами, и с померанцовыми деревь-ями; а подле них простыя ледяныя деревья, листья и ветви ледяныяж имеющия, на которых сиделиптицы, что все изрядным мастерством зделано было.

Теперь посмотрим, каким образом убраны были покои. Половина покоя. Тут стоял уборной стол, на котором находились зеркало, несколько шандалов с свечами, которыя по ночам будучи нефтью намазаны горели, карманные часы, и всякая посуда, а на стене висело зеркало. В другой половинеа видны были преизрядная кровать с завесом , постелею, подушками и одеялом, двои туфли, два калпака, табурет и резной работы комель, в котором лежащия ледяныя дрова нефтью намазанныя многократно горели. Половина другого покоя- Там стоял стол, а на нем лежали столовые часы, в которых находящаяся колеса сквозь светлои лед видны были. Сверьх сего на столе в разных местах лежали для играния примороженныя подлинныя карты с марками. Подле стола по обеим сторонам стояли резнои работы два долгия стула, а в углах две статуи. В другом покое стоял по правую руку резнои угольнои поставец с разными небольшими фигурами; а внутри онаго стояла точеная чайная посуда, стаканы, рюмки и блюда с кушаньем. Всеоныя вещи изольду зделаны, и приличными натуральными красками выкрашены были.

Наружное и прочее сего дому украшение состояло в следующих вещах. Во первых, на всякои стороне на педестал с фронтишпицом поставлено было по четвероугольнои пирамиде. Помянутыя пирамиды внутри были пусты, которыя ззади от дому вход имели. На каждой оных стороне высечено было по круглому окну, около которых снаружи размалеванныя часовыядоски находились, а внутри осьмиугольнои бумажнои большой фонарь висел, у котораго на каждой стороне всякия смешныя фигуры намалеваны были, и в котором ночью свечи горели. Онои фонарь находившеися внутри потаинои человек вкруг оборачивал, дабы сквозь Каждое окно из помянутых фигур одну за другою смотрители видеть могли.

Второе, по правую сторону дома изображен был слон в надлежащей его величине, на котором сидел Персианин с чеканом в руке, а подле ево еще два Персианина в обыкновенной человоческои величине стояли. Сеи слон внутри был пуст, и так хитро зделан, что днем воду вышиною на 24фута пускал, которая из блисконаходившагося канала Адмиралитеискои крепости трубами приведена была, а ночью с великим удивлением всех смотрителей горящую нефть выбрасывал. Сверьх же того мог он как живой слон кричать, которой голос потаенной в нем человек трубою производил. Третье, на левои стороне дома по обыкновению северных стран изольду построена была баня, которая казалась, бутто бы из простых бревен зделана была, и которую несколько раз топили, и деиствительно в ней парились.

Такого состояния был сей ледянои дом; и понеже жестокая стужа с начала Генваря месяца по самой Март почти бесперерывно продолжалась, то и онои дом до тогож времени стоял, без всякаго повреждения. В исходе Марта месяца начал он к падению клониться, и помаленьку особливо с полуденной стороны валиться; причем из обвалившихся льдин самыя большия в Императорской ледник отвезены были.

6 (17) февраля 1740 года состоялась знаменитая петербургская потешная свадьба шута князя Голицына-Квасника с шутихой Бужениновой. Уникальную ледяную потеху, не имевшую себе равных по роскоши, играли по всем правилам и традициям, с соблюдением всех церемоний в манеже герцога Курляндского.
Гостями на свадьбе были по два представителя каждого племени, населяющего тогда Российскую империю. Свадебное шествие возглавляли молодожены, которые ехали в клетке, на спине слона, затем ехали украинцы на волах, фины на пони, татары на свиньях,якуты на собаках, калмыки на верблюдах и другие. Всего было 150 пар.


Тогдашний первый пиит Василий Тредиаковский читал свою оду, посвященную прзднеству. Начиналась она так

" ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЖЕНИВШИСЬ, ДУРАК И ДУРКА ,

ЕЩЕ ЖОПА ТА И ФИГУРКА!

ТЕПЕРЬ ТО ВРЕМЯ НАМ ПОВЕСЕЛИТСЯ,

ТЕПЕРЬ ТО ВСЯЧЕСКИ ДОЛЖНО БЕСИТСЯ."

Молодоженов после праздника оставили в ледяной опочивальне, на ледяной кровати, под надзором стражи. Их выпустили только под утро, еле живых от холода.

Граф Панин в последствии по этому поводу сказал:

" Во всем этом деле, вижу я верх сумасбродства. Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и насмехаться над ним."

Никогда и нигде больше не будет такого сказочного варварства и таких диких забав, как в тот последний год жизни Императрицы Анны Иоанновны.

Вложение: