Аннотации к портретам ученых химиков. химик органик биография выдающийся


Итальянский физик и химик. Заложил основы молекулярной теории. В 1811 г. открыл закон, названный его именем. Именем Авогадро названа универсальная постоянная - число молекул в 1 моль идеального газа. Создал метод определения молекулярных масс по экспериментальным данным. Амедео Авогадро


Нильс Хендерик Давид Бор гг. Датский физик. Создал в 1913 г. квантовую теорию атома водорода. Построил модели атомов других химических элементов. Связал периодичность свойств элементов с электронными конфигурациями атомов. Нобелевская премия по физике в 1922 г.


Йенс Якоб Берцелиус гг. Шведский химик. Научные исследования охватывают все глобальные проблемы общей химии первой половины XIX в. Определил атомные массы 45 химических элементов. Впервые получил в сободном состоянии кремний, титан, тантал и цирконий. Обобщил все известные результаты каталитических исследований.


Александр Михайлович Бутлеров гг. Русский химик. Создатель теории химического строения органических веществ. Синтезировал полиформальдегид, уротропин, первое сахаристое вещество. Предсказал и объяснил изомерию органических веществ. Создал школу русских химиков. Занимался вопросами биологии сельского хозяйства, садоводством, пчеловодством, разведением чая на Кавказе.


Джон Дальтон гг. Английский физик и химик. Выдвинул и обосновал основные положения химической атомистики, ввел фундаментальное понятие атомного веса, составил первую таблицу относительных атомных весов, приняв за единицу атомный вес водорода. Предложил систему химических знаков для простых и сложных атомов.


Кекуле Фридрих Август. Немецкий химик-органик. Предложил структурную формулу молекулы бензола. С целью проверки гипотезы о равноценности всех шести атомов водорода в молекуле бензола получил его галоген-, нитро-, амино-, и карбоксипроизводные. Открыл перегруппировку диазоамино- в азоаминобензол, синтезировал трифенилметан и антрахинол гг


Антуан Лоран Лавуазье гг. Французский химик. Один из основоположников классической химии. Ввел в химию строгие количественные методы исследования. Доказал сложный состав атмосферного воздуха. Правильно объяснив процессы горения и окисления, создал основы кислородной теории. Заложил основы органического анализа.


Михаил Васильевич Ломоносов гг. Создатель многих химических производств в России (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Изложил в гг. основы своего атомно-корпускулярного учения, выдвинул кинетическую теорию теплоты. Первым из русских академиков написал учебники по химии и металлургии. Основатель Московского Университета.


Дмитрий Иванович Менделеев гг. Выдающийся русский химик, открывший периодический закон и создавший периодическую систему химических элементов. Автор известного учебника "Основы химии". Провел обширные исследования растворов, свойств газов. Принимал активное участие в развитии угольной и нефтеперерабатывающей промышленности России.


Лайнус Карл Полинг гг. Американский физик и химик. Основные работы посвящены изучению строения веществ, изучению теории строения химической связи. Участвовал в разработке метода валентных связей и теории резонанса, ввел понятие относительности электроотрицательности элементов. Лауреат Нобелевской премии (1954 г.) и Нобелевской премии мира (1962 г.).


Карл Вильгельм Шееле гг. Шведский химик. Работы охватывают многие области химии. В 1774 г. выделил свободный хлор и описал его свойства. В 1777 г. получил и исследовал сероводород и другие сернистые соединения. Выделил и описал (гг.) свыше половины известных в XVIII в. органических соединений.


Эмиль Герман Фишер гг. Немецкий химик-органик. Основные работы посвящены химии углеводов, белков, пуриновых производных. Разработал методы синтеза физиологически активных веществ: кофеина, теобромина, аденина, гуанина. Осуществил исследования в области углеводов и полипептидов, создал методы синтеза аминокислот. Лауреат Нобелевской премии (1902 г.).


Анри Луи Ле Шателье гг. Французский физико-химик. В 1884 г. сформулировал принцип смещения равновесия, названный его именем. Сконструировал микроскоп для изучения металлов и другие приборы для изучения газов, металлов и сплавов. Член Парижской академии наук, почетный член Петербургской академии наук (с 1913 г.) и Академии наук СССР (с 1926 г


Владимир Васильевич Марковников гг. Исследования посвящены теоретической органической химии, органическому синтезу и нефтехимии. Сформулировал правила о направлении реакций замещения, отщепления, присоединения по двойной связи и изомеризации в зависимости от химического строения (правила Марковникова). Доказал существование циклов с числом углеродных атомов от 3 до 8; установил взаимные изомерные превращения циклов в сторону как увеличения, так и уменьшения числа атомов в кольце. Ввел много новых экспериментальных приемов анализа и синтеза органических веществ. Один из основателей Русского химического общества (1868 г.).

Немецкий физик. Создатель специальной и общей теории относительности. В основу своей теории положил два постулата: специальный принцип относительности и принцип постоянства скорости света в вакууме. Открыл закон взаимосвязи массы и энергии, заключенной в телах. Исходя из квантовой теории света, объяснил такие явления, как фотоэффект (закон Эйнштейна для фотоэффекта), правило Стокса для флюоресценции, фотоионизацию. Распространил (1907)…

Немецкий химик-органик. Работы посвящены химии углеводов, белков, пуриновых соединений. Исследовал строение пуриновых соединений, что привело его к синтезу физиологически активных производных пурина — кофеина, теобромина, ксантина, теофиллина, гуанина и аденина (1897). В результате проведенных исследований углеводов эта область химии превратилась в самостоятельную научную дисциплину. Осуществил синтез сахаров. Предложил для углеводов простую номенклатуру, используемую до сих…

Английский физик и химик, член Лондонского королевского общества (с 1824 г.). Родился в Лондоне. Учился самостоятельно. С 1813 г. работал в лаборатории Г. Дэви в Королевском институте в Лондоне (с 1825 г. — ее директор), с 1827 г. — профессор Королевского института. Научные исследования начал в области химии. Занимался (1815-1818 гг.) химическим анализом известняка, с…

Химик и физик. Родилась в Варшаве. Окончила Парижский университет (1895 г.). С 1895 г. работала в Школе индустриальной физики и химии в лаборатории своего мужа П. Кюри. В 1900-1906 гг. преподавала в Севрской нормальной школе, с 1906 г. — профессор Парижского университета. С 1914 г. руководила химическим отделом основанного при ее участии в 1914 г….

Немецкий химик. Опубликовал (1793) работу «Начала стехиометрии, или способ измерения химических элементов», в которой показал, что при образовании соединений элементы вступают во взаимодействие в строго определенных пропорциях, впоследствии названных эквивалентами. Ввел понятие «стехиометрия». Открытия Рихтера способствовали обоснованию химической атомистики. Годы жизни: 10.III.1762-4.V.1807

Австрийско-швейцарский физик-теоретик. Один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля. Сформулировал (1925) принцип, названный его именем. Включил спин в общий формализм квантовой механики. Предсказал (1930) существование нейтрино. Труды по теории относительности, магнетизму, мезонной теории ядерных сил и др. Нобелевская премия по физике (1945). Годы жизни: 25.IV.1890-15.XII.1958

Русский ученый, чл.-кор. Петербургской АН (с 1876 г.). Родился в Тобольске. Окончил Главный педагогический институт в Петербурге (1855 г.). В 1855-1856 гг. — учитель гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. В 1857-1890 гг. преподавал в Петербургском университете (с 1865 г. — профессор), одновременно в 1863-1872 гг. — профессор Петербургского технологического института. В 1859-1861 гг. находился…

Русский ученый, академик Петербургской АН (с 1745 г.). Родился в д. Денисовка (ныне с. Ломоносове Архангельской обл.). В 1731-1735 гг. учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1735 г. был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. — в Германию, где учился в Марбургском университете (1736-1739 гг.) и во Фрейберге в Школе…

Французский химик, член Парижской АН (с 1772 г.). Родился в Париже. Окончил юридический факультет Парижского университета (1764 г.). Слушал курс лекций по химии в Ботаническом саду в Париже (1764-1766 гг.). В 1775-1791 гг. — директор Управления порохов и селитр. На свои средства создал прекрасную химическую лабораторию, ставшую научным центром Парижа. Был сторонником конституционной монархии. Во…

Немецкий химик — органик. Родился в Дармштадте. Окончил Гисенский университет (1852 г.). Слушал в Париже лекции Ж. Дюма, Ш. Вюрца, Ш. Жеpapa. В 1856-1858 гг. преподавал в Гейдельбергском университете, в 1858-1865 гг. — профессор Гентского университета (Бельгия), с 1865 г. — Боннского университета (в 1877-1878 гг. — ректор). Научные интересы преимущественно были сосредоточены в области…

Россия - страна с богатой историей. Многие знатные личности-первооткрыватели прославили своими достижениями большую державу. Одними из таковых являются великие русские химики.

Химией сегодня называют одну из наук естествознания, которая изучает внутренние составы и строение материй, разложения и изменений веществ, закономерность образований новых частиц и их изменений.

Русские химики, прославившие страну

Если говорить об истории химической науки, то нельзя не вспомнить величайших людей, определенно заслуживающих всеобщего внимания. Список известных личностей возглавляют великие русские химики:

  1. Михаил Васильевич Ломоносов.
  2. Дмитрий Иванович Менделеев.
  3. Александр Михайлович Бутлеров.
  4. Сергей Васильевич Лебедев.
  5. Владимир Васильевич Марковников.
  6. Николай Николаевич Семёнов.
  7. Игорь Васильевич Курчатов.
  8. Николай Николаевич Зинин.
  9. Александр Николаевич Несмиянов.

И многие другие.

Ломоносов Михаил Васильевич

Русские ученые химики не смогли бы работать в условиях отсутствия работ Ломоносова. Михаил Васильевич был родом из деревни Мишанинская (Санкт-Петербург). Родился будущий ученый в ноябре 1711 года. Ломоносов - химик-основатель, давший химии верное определение, ученый-естествоиспытатель с большой буквы, мировой физик и знаменитый энциклопедист.

Научные работы Михаила Васильевича Ломоносова в середине 17-го века были близки к современной программе химико-физических исследований. Ученый вывел теорию молекулярно-кинетического тепла, которая во многом превосходила тогдашние представления о структуре материи. Ломоносов сформулировал много фундаментальных законов, среди которых был закон о термодинамике. Ученый основал науку о стекле. Михаил Васильевич первым открыл тот факт, что у планеты Венеры есть атмосфера. Он стал профессором химии в 1745 году, через три года, после того как получил аналоничное звание в физической науке.

Дмитрий Иванович Менделеев

Выдающийся химик и физик, русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев родился в конце февраля 1834 года в городе Тобольске. Первый русский химик был семнадцатым ребенком в семействе Ивана Павловича Менделеева - директора училищ и гимназий Тобольского края. До сих пор сохранилась метрическая книга с записью о рождении Дмитрия Менделеева, где на старинной странице значатся имена ученого и его родителей.

Менделеева называли самым гениальным химиком 19-го столетия, и это было верное определение. Дмитрий Иванович - автор важных открытий в химии, метеорологии, метрологии, физике. Менделеев занимался исследованиями изоморфизма. В 1860 году ученый открыл критическую температуру (кипения) для всех видов жидкостей.

В 1861 году ученый издал книгу “Органическая химия”. Он исследовал газы и выводил правильные формулы. Менделеев сконструировал пикнометр. Великий химик стал автором многих работ по метрологии. Он занимался исследованиями угля, нефти, разработал системы для орошения землеугодий.

Именно Менделеев открыл одну из главных природных аксиом - периодический закон химических элементов. Им мы пользуемся и теперь. Он дал характеристики всем химическим элементам, теоретически определив их свойства, состав, размеры и вес.

Александр Михайлович Бутлеров

Родился А. М. Бутлеров в сентябре 1828 года в городе Чистополе (Казанская губерния). В 1844 году стал студентом Казанского университета, факультета естественных наук, по окончании которого был оставлен там для получения профессорского звания. Бутлеров интересовался химией и создал теорию химического строения органических веществ. Основатель школы “Русских химиков”.

Марковников Владимир Васильевич

В список “русские химики” без сомнений входит еще один известный ученый. Владимир Васильевич Марковников, уроженец Нижегородской губернии, появился на свет 25 декабря 1837 года. Ученый-химик в области органических соединений и автор теории строения нефти и химического строения материи в общем. Его труды сыграли важную роль в развитии науки. Марковников заложил принципы органической химии. Он проводил много исследований на молекулярном уровне, устанавливая определенные закономерности. Впоследствии эти правила получили названия в честь их автора.

В конце 60-х годов 18-го века Владимир Васильевич защитил диссертацию о взаимном воздействии атомов в химических соединениях. Вскоре после этого ученый синтезировал все изомеры глутаровой кислоты, а потом - циклобутандикарбоновой кислоты. Марковников открыл нафтены (класс органических соединений) в 1883 году.

За свои открытия был награжден золотой медалью в Париже.

Сергей Васильевич Лебедев

С. В. Лебедев родился в ноябре 1902 года в Нижнем Новгороде. Образование будущий ученый-химик получил в Варшавской гимназии. В 1895 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета.

В начале 20-х годов 19-го века советом народного хозяйства был объявлен международный конкурс на выработку синтетического каучука. Предлагалось не только найти альтернативный способ его изготовления, но и предоставить результат работы - 2 кг готового синтетического материала. Сырье для производственного процесса также должно было быть дешевым. Каучук требовалось получить высокого качества, не хуже натурального, но дешевле последнего.

Стоит ли говорить, что Лебедев принял участие в конкурсе, в котором стал победителем? Он разработал специальный химический состав каучука, доступного и дешевого для всех, завоевав себе звание великого ученого.

Николай Николаевич Семёнов

Николай Семенов родился в 1896 году в г. Саратове в семье Елены и Николая Семеновых. В 1913 году Николай поступил в Петербургский университет на физико-математическую кафедру, где под наставлением известного российского физика Иоффе Абрама стал лучшим студентом на потоке.

Николай Николаевич Семенов занимался изучением электрических полей. Он проводил исследования по прохождению электротока через газы, на основе чего была разработана теория теплового пробоя диэлектрика. Позже он выдвинул теорию о тепловом взрыве и горении газовых смесей. Согласно данному правилу, тепло, выделяемое при химической реакции, при соблюдении некоторых условий может привести к взрыву.

Николай Николаевич Зинин

25 августа 1812 года в городе Шуши (Нагорный Карабах) родился Николай Зинин, будущий химик-органик. Николай Николаевич закончил физико-математический факультет в Петербургском университете. Стал первым президентом в русском химическом обществе. которая была подорвана 12 августа 1953 г. После этого последовала разработка термоядерной взрывчатки РДС-202, мощность которой составила 52 000 кт.

Курчатов являлся одним из основоположников применения в мирных целях ядерной энергии.

Известные русские химики тогда и сейчас

Современная химия не стоит на месте. Ученые со всего мира трудятся над новыми открытиями ежедневно. Но не стоит забывать, что важные основы этой науки были заложены еще в 17-19-м веках. Выдающиеся русские химики стали важными звеньями в последующей цепочке развития химических наук. Не все современники используют в своих исследованиях, к примеру, закономерности Марковникова. Но давно открытой таблицей Менделеева, принципами органической химии, условиями критической температуры жидкостей и прочим мы пользуемся до сих пор. Русские химики прошлых лет оставили важный след в мировой истории, и этот факт неоспорим.

всегда выделялись среди других, ведь многие наиболее важные открытия принадлежат именно им. На уроках химии ученикам рассказывают о самых выдающихся ученых в этой области. Но знания об открытиях наших соотечественников должны быть особенно яркими. Именно русские химикисоставили наиболее важную таблицу для науки, проанализировали минерал обсидиан, стали основоположниками термохимии, стали авторами множества научных работ, которые помогли продвинуться другим ученым в изучении химии.

Герман Иванович Гесс

Герман Иванович Гесс - это еще один знаменитый российский химик. Герман родился в Женеве, но после обучения в университете его выслали в Иркутск, где он работал врачом. В это же время ученый писал статьи, который отправлял в журналы, специализирующиеся на темы химии и физики. Спустя некоторое время Герман Гесс обучал химии знаменитого

Герман Иванович Гесс и термохимия

Главным в карьере Германа Ивановича стало то, что он сделал множество открытий в области термохимии, что сделало его одним из ее основоположников. Он открыл важный закон, который называется законом Гесса. Спустя некоторое время он узнал состав четырех минералов. Помимо этих открытий, он исследовал минералы (занимался геохимией). В честь русского ученого даже назвали минерал, который был впервые исследован именно им - гессит. Герман Гесс и по сей день считается знаменитым и почитаемым химиком.

Евгений Тимофеевич Денисов

Евгений Тимофеевич Денисов является выдающимся русским физиком и химиком, однако, про него известно крайне мало. Евгений родился в городе Калуга, выучился в Московском государственном университете на химическом факультете по специальности физической химии. Затем продолжил свой путь в научной деятельности. Евгений Денисов имеет несколько печатных трудов, которые стали весьма авторитетными. Также у него есть цикл работ на тему циклических механизмов и несколько моделей, построенных им. Ученый является академиком в Академии творчества, а также в Международной академии наук. Евгений Денисов - это человек, который всю свою жизнь посвятил химии и физике, а также обучал молодое поколение этим наукам.

Михаил Дегтев

Михаил Дегтев выучился в Пермском университете на химическом факультете. Через несколько лет он защитил диссертацию и закончил аспирантуру. Он продолжил свою деятельность в Пермском университете, где возглавил научно-исследовательский сектор. За несколько лет ученый провел множество исследований в университете, а затем стал руководителем на кафедре аналитической химии.

Михаил Дегтев сегодня

Несмотря на то, что ученому уже 69 лет, он до сих пор трудится в Пермском университете, где пишет научные труды, проводит исследования и обучает химии молодое поколение. Сегодня ученый руководит двумя научными направлениями в университете, а также работами и исследованиями аспирантов и докторантов.

Владимир Васильевич Марковников

Трудно недооценить вклад этого знаменитого русского ученого в такую науку, как химия. Владимир Марковников родился в первой половине 19 века в дворянской семье. Уже в десятилетнем возрасте Владимир Васильевич начал проходить обучение в Нижегородском дворянском институте, где окончил гимназические классы. После этого он прошел обучение в Казанском университете, где его учителем был профессор Бутлеров, известный российский химик. Именно в эти годы Владимир Васильевич Марковников открыл в себе интерес к химии. После окончания Казанского университета Владимир стал лаборантом и усердно работал, мечтая получить профессорское звание.

Владимир Марковников изучал изомерию и уже через несколько лет успешно защитил свой научный труд на тему изомерии органических соединений. В этой диссертации уже профессор Марковников доказал, что такая изомерия существует. После этого он был послан на работу в Европу, где работал с самыми известными зарубежными учеными.

Кроме изомерии, Владимир Васильевич изучал и химический Несколько лет он проработал в Московском университете, где обучал молодое поколение химии и до самой старости читал свои лекции студентам на физико-математическом отделении.

Помимо этого, Владимир Васильевич Марковников еще и выпустил книгу, которую назвал "Ломоносовским сборником". В ней представлены практически все знаменитые и выдающиеся русские химики, а также поведано об истории развития химии в России.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие познавательной активности учащихся, популяризация химических знаний.

Порядок проведения конкурса:

Конкурсные вопросы разбиты по тематическому признаку на пять групп:

РАЗДЕЛ “Ученые химики - лауреаты Нобелевской премии”

РАЗДЕЛ “Великие химики в искусстве”.

РАЗДЕЛ “Ученые химики в годы Великой Отечественной войны”

РАЗДЕЛ “Открытия, которые изменили мир”

РАЗДЕЛ “Великие химики России”

Каждый тематический блок содержит по пять вопросов различной степени сложности. Вопросы различных уровней сложности оцениваются различным количеством баллов.

Команды в очередности, определенной жеребьевкой, выбирают тематику и уровень сложности вопроса. На выбранный вопрос отвечают в письменной форме все команды одновременно. Время на письменный ответ 2 минуты. По истечении времени ответы на специальных бланках собирают рефери. Правильность ответов и количество набранных баллов определяет счетная комиссия и оглашает текущие результаты игры через каждые пять вопросов. Окончательный итог конкурса подводит жюри конкурса.

1. РАЗДЕЛ “Ученые химики - лауреаты Нобелевской премии”

1. Где и когда вручается Нобелевская премия по химии?

Ответ: Нобелевская премия по химии - высшая награда за научные достижения в области химии, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме 10 декабря.

2. Кто, в каком году и за что получил первую нобелевскую премию по химии?

Ответ: 1901 год Вант Гофф Якоб Хендрик (Нидерланды) Открытие законов в области химической кинетики и осмотического давления.

3. Назовите фамилию русского химика, первым получившим нобелевскую премию по химии.

Ответ: Николай Николаевич Семёнов, удостоенный этой награды в 1956 г. “за разработку теории цепных химических реакций”.

4. В каком году Д,И. Менделеев выдвигали на присуждение премии и за что?

Создание периодической системы элементов датируется 1869 г., когда появилась первая статья Менделеева “Опыт системы элементов, основанной на атомном весе и химическом сходстве”. Тем не менее в 1905 г. в Нобелевский комитет поступили первые предложения о присуждении ему премии. В 1906 г. Нобелевский комитет большинством голосов рекомендовал Королевской академии наук присудить премию Д. И. Менделееву. В обширном заключении председатель комитета О. Петтерсон подчёркивал, что к настоящему времени ресурсы менделеевской таблицы отнюдь не исчерпаны, а недавнее открытие радиоактивных элементов ещё более расширит её рамки. Однако на тот случай, если академики усомнятся в логике их аргументации, члены комитета в качестве альтернативы назвали и другую кандидатуру - французского учёного Анри Муассана. В те годы академики так и не сумели преодолеть существовавшие в уставе формальные препоны. В результате лауреатом Нобелевской премии 1906 г. стал Анри Муассан, награждённый “за большой объём проделанных исследований, получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику электрической печи, названной его именем”.

5. Назовите фамилии химиков дважды лауреатов Нобелевской премии.

Ответ: Трое лауреатов получили Нобелевскую премию дважды. Первой удостоилась столь высокого отличия Мария Склодовская-Кюри. Вместе с мужем, французским физиком Пьером Кюри, в 1903 г. она стала обладательницей Нобелевской премии по физике “за исследования явлений радиации, открытых профессором Анри Беккерелем”. Вторая премия, теперь уже по химии, была присуждена Склодовской-Кюри в 1911 г. “за заслуги в исследованиях открытых ею элементов радия и полония, выделении радия и изучении природы и соединений этого удивительного элемента”.

“За исследование природы химической связи и объяснение с её помощью структуры комплексных соединений” в 1954 г. стал нобелевским лауреатом американский химик Лайнус Карл Полинг. Всемирной его известности способствовали не только выдающиеся научные достижения, но и активная общественная деятельность. В 1946 г., после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, он включился в движение за запрещение оружия массового уничтожения. Наградой ему послужила Нобелевская премия мира 1962 г.

Обе премии английского биохимика Фредерика Сенгера - по химии. Первую он получил в 1958 г. “за установление структур белков, особенно инсулина”. Едва завершив эти исследования и ещё не дождавшись заслуженной награды, Сенгер погрузился в проблемы смежной области знаний - генетики. Спустя два десятилетия он, в сотрудничестве с американским коллегой Уолтером Гилбертом, разработал действенный метод дешифрирования структуры цепей ДНК. В 1980 г. это выдающееся достижение учёных было отмечено Нобелевской премией, для Сенгера - второй.

2. РАЗДЕЛ “Великие химики в искусстве”.

1. Кому Ломоносов посвятил эти строки и в связи, с каким событием?

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать
Что может собственных Плутонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
Науки юношей питают, отраду старым подают
В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха, и в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде: среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине, в покое сладки и в труде!

Ответ: Царица Елизавета Петровна благоволила Ломоносову. В день восшествия императрицы на престол, в 1747г., Ломоносов пишет для нее оду, в которой обращается к молодежи, призывая ее овладевать знаниями, служить отечеству.

2. Звучит фрагмент из оперы “Князь Игорь” - “Улетай на крыльях ветра”

Ответ: (портрет) великий музыкант – химик Александр Порфирьевич Бородин.

3. А.П. Бородин своей основной профессией считал химию, но, как композитор, он оставил в истории культуры больший след. Бородин-композитор имел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны. Чтобы сохранить их, Бородин-химик покрывал рукопись.........

Ответ: раствором желатина или яичным белком.

  • “Нерукотворный спас”
  • “Апостол Петр”
  • “Александр Невский”
  • “Бог – отец”

Ответ: Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Ломоносова сильно интересовали работы итальянских мастеров, мозаиков, сумевших создать тысячи оттенков, выполненных из цветного стекла, смальт, как их тогда называли. В его мастерской было создано много мозаичных картин. Ломоносов с большим уважением, даже обожанием относился к Петру I. В память о нем он хотел создать мавзолей, где картины, пол, стены, колонны, гробницы – все должно было быть сделано из цветного стекла, но болезнь и смерть оборвали его планы.

5. В течение всей своей жизни Менделеев много путешествовал: он посетил более 100 городов мира, был в Европе, Америке. И всегда находил время интересоваться искусством. В 1880-х гг. Менделеев сблизился с представителями русского реалистического искусства, передвижниками: И.Н.Крамским, Н.А.Ярошенко, И.Е.Репиным, А.И.Куинджи, Г.Г.Мясоедовым, Н.Д.Кузнецовым, К.А.Савицким, К.Е.Маковским, В.М.Васнецовыми; он был близок и с художником-пейзажистом И.И.Шишкиным.

В доме Менделеева собирались все, кто был ему дорог в науке и искусстве. И сам он посещал выставки, мастерские художников. Менделеев высоко ценил картины Куинджи.

Решая проблему долговечности красок, выясняя возможности их смешения, Дмитрий Иванович Менделеев с Архипом Ивановичем Куинджи проделали много опытов по изготовлению красок.

Он охотно делился своими мыслями, которые внушали ему, ученому, произведения искусств. Об этой картине Куинджи 13 ноября 1880 г. в петербургской газете “Голос” появилась заметка Менделеева: “Перед...... А.И.Куинджи, как я думаю, забудется мечтатель, у художника явится невольно своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия – всякому она дает свое”. Пейзаж картины кажется волшебным видением: лунный свет озаряет бескрайнюю равнину, серебристо-зеленоватым светом мерцает Днепр, в окнах мазанок горят красные огоньки. Назовите картину.

Ответ: “Лунная ночь на Днепре”.

3. РАЗДЕЛ “Ученые химики в годы Великой Отечественной войны”

1. Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия. На Северном Урале в начале войны под руководством академика Д.В.Наливкина было открыто месторождение бокситов. К 1943 г. производство алюминия по сравнению с довоенным возросло в три раза.До войны алюминий использовали при производстве бытовых изделий. В предвоенные годы возникла острая необходимость в создании легких металлосплавов для производства самолетов и некоторых частей корпусов кораблей и подводных лодок. Чистый алюминий, несмотря на легкость ( = 2,7 г/см 3), не обладал необходимыми для изготовления оболочек самолетов и конструкций кораблей прочностными свойствами – морозостойкостью, коррозийной стойкостью, ударной вязкостью, пластичностью. Многочисленные исследования советских ученых в 1940-е гг. позволили разработать сплавы на основе алюминия с примесями других металлов. Один из них использовался при создании конструкций самолетов в конструкторских бюро С.А.Лавочкина, С.В.Ильюшина, А.Н.Туполева. Назовите этот сплав и его качественный состав.

Ответ: Таким сплавом является дуралюмин (94% Al, 4% Cu, 0,5% Mg, 0,5% Mn, 0,5% Fe, 0,5% Si).

2. Многие наши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. Начинкой таких бомб была смесь порошков Al, Mg и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Напишите уравнения происходящих реакций, и объясните почему Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой.

Ответ: уравнения реакций, происходящих при взрыве бомбы:

4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3 ,

2Mg + O 2 = 2MgO,

3Fe 3 O 4 + 8Al = 9Fe + 4Al 2 O 3 .

Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскаленный магний реагирует с водой:

Mg + 2Н 2 O = Mg(ОН) 2 + Н 2 .

3. Зачем американские летчики брали в полет таблетки гидрида лития?

Ответ: Таблетки LiH служили американским летчикам портативным источником водорода. При авариях над морем под действием воды таблетки моментально разлагались, наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары-антенны:

LiH + H 2 O = LiOH + H 2 .

4. Искусственно созданные дымовые завесы помогли сохранить жизни тысяч советских бойцов. Эти завесы создавались при помощи дымообразующих веществ. Прикрытие переправ через Волгу у Сталинграда и при форсировании Днепра, задымление Кронштадта и Севастополя, широкое применение дымовых завес в берлинской операции – это далеко не полный перечень использования их в годы Великой Отечественной войны. Какие химические вещества использовались для создания дымовых завес?

Ответ: Одним из первых дымообразующих веществ был белый фосфор. Дымовая завеса при использовании белого фосфора состоит из частичек оксидов (Р 2 О 3 , Р 2 О 5) и капель фосфорной кислоты.

5. Бутылки с зажигательной смесью были привычным средством партизан. “Боевой счет” бутылок впечатляет: по официальным данным, за годы войны с их помощью советские бойцы уничтожили 2429 танков, самоходных артиллерийских установок и бронемашин, 1189 долговременных огневых точек (дотов), деревоземельных огневых точек (дзотов), 2547 других укрепительных сооружений, 738 автомашин и 65 военных складов. “Коктейль Молотова” остался уникальным русским рецептом. Что представляли собой эти бутылки?

Ответ: К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
Реакции, иллюстрирующие действие запала

3KClO 3 + H 2 SO 4 = 2ClO 2 + KСlO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O,

2ClO 2 = Cl 2 + 2O 2 ,

C 12 H 22 O 11 + 12O 2 = 12CO 2 + 11H 2 O.

Три компонента запала берутся в отдельности, их нельзя смешивать заранее, т.к. получается взрывоопасная смесь.

4. РАЗДЕЛ “Открытия, которые изменили мир”

1. У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около лабораторного стола. В одной бутылке Куртуа приготовил для опыта суспензию золы водорослей в этаноле С2Н5ОН, а в другой находилась концентрированная серная кислота H2SO4. Бутылки разбились, и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде мельчайших черно-фиолетовых кристалликов с металлическим блеском и едким запахом.

Какое химическое вещество было открыто?

Ответ: иод

2. Индикаторы (от английского indicate-указывать) - это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. С помощью индикаторов качественно определяют реакцию среды. Вот как они были открыты: В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати зашел садовник. Он принес корзину с фиалками. Ученый очень любил цветы, но предстояло начать опыт. Он взял несколько цветков, понюхал и положил их на стол. Опыт начался, открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Когда же опыт кончился, Ученый случайно взглянул на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса- фиалки, их темно- фиолетовые лепестки, стали красными. Ученый велел готовить помощнику растворы, которые потом переливали в стаканы и в каждый опустили по цветку. В некоторых стаканах цветы немедленно начали краснеть. Наконец, ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества содержатся в растворе. Затем он заинтересовался, что покажут не фиалки, а другие растения. Эксперименты следовали один за другим. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Тогда Ученый опустил в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски. Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их. Эти хитрые бумажки назвали индикаторами, что в переводе с латинского означает “указатель”, так как они указывают на среду раствора. В настоящее время на практике широко применяют следующие индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый. Назовите фамилию ученого.

Ответ: Впервые индикаторы обнаружил в 17 веке английский химик и физик Роберт Бойль .

3. Взрывчатые свойства хлората калия KClO 3 были открыты случайно. Один ученый начал растирать кристаллы KСlО 3 в ступке, в которой на стенках осталось небольшое количество серы, не удаленное его помощником от предыдущей операции. Вдруг произошел сильный взрыв, пестик вырвало из рук ученого, лицо его было обожжено. Так впервые осуществили реакцию, которую много позднее станут применять в первых шведских спичках. Назовите фамилию ученого и напишите уравнение этой реакции.

Ответ: Бертолле

2KClO 3 + 3S = 2KСl + 3SO 2 . хлорат калия KСlО 3 долгое время называли бертолетовой солью.

4. В 1862 г. немецкий химик Вёлер пытался выделить металлический кальций из извести (карбоната кальция CaСО 3) путем длительного прокаливания смеси, состоящей из извести и угля. Он получил спекшуюся массу сероватого цвета, в которой признаков металла не обнаружил. С огорчением Вёлер выбросил эту массу как ненужный продукт на свалку во двор. Во время дождя лаборант Вёлера заметил выделение какого-то газа из выброшенной каменистой массы. Вёлера этот газ заинтересовал. Анализ газа показал, что это ацетилен С 2 Н 2 , открытый Э. Дэви в 1836 г. Что Велер выбросил на помойку? Напишите уравнение реакции этого вещества с водой.

Ответ: так впервые был открыт карбид кальция СаС 2 , взаимодействующий с водой с выделением ацетилена:

СаС 2 + 2Н 2 О = С 2 Н 2 + Са(ОН) 2 .

5. Современный способ получения алюминия был открыт в 1886 молодым американским исследователем Чарлзом Мартином Холлом. Став в 16 лет студентом, Холл услышал от своего преподавателя, Ф.Ф.Джуэтта, что если кому-нибудь удастся разработать дешевый способ получения алюминия, то этот человек не только окажет огромную услугу человечеству, но и заработает огромное состояние. Неожиданно Холл заявил во всеуслышание: “Я получу этот металл!” Шесть лет продолжалась упорная работа. Холл пытался получать алюминий разными методами, но безуспешно. Холл работал в сарае, где устроил маленькую лабораторию.

Через шесть месяцев изнурительного труда в тигле, наконец, появилось несколько маленьких серебристых шариков. Холл немедленно побежал к своему бывшему преподавателю, чтобы рассказать об успехе. “Профессор, я получил его!”, – воскликнул он, протягивая руку: на ладони лежал десяток маленьких алюминиевых шариков. Это произошло 23 февраля 1886. Сейчас первые шарики алюминия, полученные Холлом, хранятся в Американской Алюминиевой компании в Питтсбурге как национальная реликвия, а в его колледже стоит памятник Холлу, отлитый из алюминия.

Ответ: В специальных ваннах при температуре 960–970° С подвергают электролизу раствор глинозема (технический Al2O3) в расплавленном криолите Na3AlF6, который частично добывают в виде минерала, а частично специально синтезируют. Жидкий алюминий накапливается на дне ванны (катод), кислород выделяется на угольных анодах, которые постепенно обгорают. При низком напряжении (около 4,5 В) электролизеры потребляют огромные токи – до 250 000 А! За сутки один электролизер дает около тонны алюминия. Производство требует больших затрат электроэнергии: на получение 1 тонны металла затрачивается 15000 киловатт-часов электроэнергии.

Метод Холла позволил получать с помощью электричества сравнительно недорогой алюминий в больших масштабах. Если с 1855 до 1890 было получено лишь 200 тонн алюминия, то за следующее десятилетие по методу Холла во всем мире получили уже 28 000 т этого металла! К 1930 мировое ежегодное производство алюминия достигло 300 тыс. тонн. Сейчас же ежегодно получают более 15 млн. т. алюминия.

5. РАЗДЕЛ “Великие химики России”

1. Он был в семье последним, семнадцатым ребёнком. Тема его докторской диссертации “О соединении спирта с водой” (1865 год). Работая над трудом “Основы химии”, он открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы.

В 1955 году группой американских ученых был открыт химический элемент и был назван в честь него. Его любимая опера “Иван Сусанин” М.И.Глинки; любимый балет – “Лебединое озеро” П.И.Чайковского; любимое произведение – “Демон” М.Ю.Лермонтова.

Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев

2. В стенах пансиона, где он жил мальчиком, его пристрастие к химии сопровождалось взрывами. В наказание его выводили из карцера с черной доской на груди с надписью “Великий химик”. Он окончил университет со степенью кандидата за сочинение по зоологии на тему “Дневные бабочки Волго-Уральской фауны”. Он основал в Казани школу химиков-органиков. Он создатель классической теории химического строения веществ.

Ответ: Александр Михайлович Бутлеров

3. Родился в семье сельского зубного врача, вольноотпущенного крепостного. Еще во время обучения в Московском университете он начал проводить исследования свойств многоатомных спиртов в лаборатории В.В.Марковникова. Он является пионером нового раздела физической химии - электрохимии неводных растворов. Разработал метод получения брома из рапы Сакского озера в Крыму.

Ответ: Иван Алексеевич Каблуков

4. В 1913 году он окончил реальное училище в Самаре. Еще в старших классах школы увлекался химией, имел небольшую домашнюю лабораторию и читал много книг по химии и физике. В 1956 году ему совместно с англичанином Сирилом Норманом Хиншелвудом была присуждена Нобелевская премия по химии за работы по механизму химических реакций. Награждён 9 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии 2-й степени. Награждён Большой золотой медалью имени М.В.Ломоносова АН СССР.

Ответ Николай Николаевич Семенов

5. Он является основоположником Казанской школы химиков. Его учеником был Александр Михайлович Бутлеров. Новому металлу наш герой дал название

Открытый металл был назван им в честь своей страны - рутением.

Весть об открытии нового металла была встречена зарубежными учеными с недоверием. Однако после повторных опытов Йенс Якоб Берцелиус написал автору открытия: “Ваше имя будет неизгладимо начертано в истории химии”.

Ответ: Карл Карлович Клаус

Подведение итогов