Антропология как наука - основные понятия. Антропология как наука

(греч. учение о человеке). Понятие А. в совр. значении, как науки о природе и происхождении человека и расах, в совр. и будущем этапе развития гоминид (человекообразных) восходит к Аристотелю. Своим всеобъемлющим осмыслением природы он заложил основы научной А., исходящей из систематич. наблюдения и сравнительной анатомич. классификации всего животного мира. Человек в представлении Аристотеля являлся частицей космоса, воплощал в себе единство духа и тела, венчал все многообразие живых существ. Однако различия между людьми рассматривались А. не с точки зрения их телесной дифференциации, а с социально-психологич. позиций. Выводы Аристотеля о месте человека в природном мире были сформулированы Линнеем лишь два тысячелетия спустя. Согласно дошедшим до нас сведениям, вопросами наследования внешних черт людьми занимались Платон, Гиппократ и Аристотель. Гл. внимание обращалось на внешние различия представителей отдельных народов. Геродот, родоначальник этнографии, тщательно описывал наблюдаемые им телесные и культурные особенности народов. Вместо рас Геродот употреблял понятие этнос. Его труды позволяют сделать вывод, что причину возникновения расовых различий он видел не только в наследств, факторах и влиянии климатич. условий, но и в различных укладах жизни народов. В глубокой древности у эллинов сложились представления, согласно которым их отношение к соседним и удал, народам характеризовалось не презрением, а скорее их идеализацией. (Это было распространено и у римлян, о чем свидетельствуют, например, высказывания Тацита о германцах.) Варварские народы представлялись выразителями некоего безмятежного, «чистого», первобытного состояния человечества. Военные кампании Александра Македонского позволили расширить этнографич. картину мира; идеализируемые народы были отодвинуты на периферию. Новыми «идеальными» народами стали индийцы и другие. «Расового вопроса» не существовало, людей различали не по их нац. принадлежности или цвету кожи, а делили на свободных и рабов. Никогда пе делалось даже попытки разделить людей по расовому признаку; известны только случаи разделения людей на основе психич. особенностей. Так, например, в трудах по страноведению и народоведению Посидония содержатся наблюдения о якобы психич. примитивности менее цивилизованных народов, сделаны выводы о взаимосвязи биологич. приспособляемости и степени цивилизованности, трактуемой в качестве доместикации (утверждалось, что народы, как растения и животные, могут успешно развиваться только на своей родине; переселившиеся на Ю. сев. народы утратили свою первозданную силу, выродились и изнежились, как доместицированные, т. е. прируч. животные), и перенесены эти взгляды на всю психофизиологич. конституцию народов. Теория Посидония о расовых различиях носит отчетливые космологич. черты (например, что причина телесных различий между представителями сев. народов, имеющих крупное телосложение и белый цвет кожи, и более низкорослыми и смуглыми представителями юж. народов - астральные и атмосферные влияния). Изображения человека в греч. искусстве свидетельствуют о тщательных наблюдениях за манерой поведения людей и их движениями, а также о блестящем знании внешней топографич. анатомии тела. При этом типич. и расовые особенности людей не передавались; также и индивидуальное во многом оттеснялось на задний план. В качестве идеала искусства выступала некая обобщ. благородная греч. личность. Рим. ученые не внесли в А. к.-л. кардинально новых знаний. Богатейший и единств, в своем роде материал о народах и расах, объедин. под властью Рима, не был научно осмыслен. Др.-греч. утверждение о том, что люди рождаются свободными и рабами, нисколько не потеряло в Риме своей актуальности и продолжало разделять людей по социальному, а не по антропологич. признаку.

anthropology) А., или наука о человеке, - это ярлык, к-рый вполне можно было бы прикрепить к тому, что принято называть психологией. Подобно психологии, А. развивалась как широкая дисциплина, посвященная научному изучению человека; как и психология, А. является разнородной дисциплиной, представителей к-рой не всегда можно четко отличить от представителей др. дисциплин, занимающихся научным изучением человека. То, что наиболее последовательно отличает А. от родственных ей дисциплин, - это ее сосредоточение на сравнении об-в друг с другом (в особенности дописьменных или т. н. "примитивных" об-в), интерес, выражающийся как в тщательном описании характеристик конкретных об-в, так и в формулировании принципов, к-рые отражают фактическое знание о вариациях этих характеристик в различных об-вах. Этот интерес по-разному проявляется в трех широких субдисциплинах: 1. Археологии, или учении о предыстории челов. об-в, опирающемся на выводы, сделанные на основе физ. свидетельств их существования, получаемых в результате раскопок. 2. Физической А., или изучения происхождения челов. групп путем исслед. распределения физ. характеристик (включ. не только макроскопические, но и микроскопические характеристики, такие как хим. состав крови и гены) и сравнительного изучения др. видов, родственных челов. виду генетически или по условиям жизни. Межвидовое сравнение распространяется на поведенческие исслед., к-рые сходны с нек-рыми видами исслед. в сравнительной психологии и зоологии поведения. 3. Социокультурной А., к-рая занимается изучением культурной и соц. структуры челов. об-в. Наряду с различными специальными областями сюда входит тж антропологическая лингвистика, представители к-рой имеют гораздо больше общего с лингвистами, чем с др. категориями антропологов. Все эти субдисциплины А. потенциально релевантны тому или иному аспекту психологии. Остальная часть этой статьи, однако, будет посвящена рассмотрению социокультурной А., к-рая имеет наиболее развитые взаимосвязи с психологией и подчеркивает свою релевантность психологии. С научным введением в большинство разделов социальной и культурной А. можно ознакомиться в учебнике под ред. Хонигманна. Антропологический метод Антропологи располагают большим набором методов исслед., часть к-рых была заимствована ими из других соц. научных дисциплин. Исключительно антропологическим методом являются полевые исслед., к-рые предполагают проживание исследователя в изучаемом им об-ве на протяжении продолжительного периода времени; участие, насколько это возможно, в его повседневной жизни; наблюдение за такой жизнью даже тогда, когда исследователь не может принимать в ней активное участие, и интервьюирование членов этого об-ва не только как конкретных людей, изучаемых с определенными целями, но и как информантов - т. е., носителей информ. об об-ве, его повседневной жизни и верованиях. Антропологическая теория Б. ч. антропологической теории связана с попытками объяснения истории культуры. В основе большинства таких теорий лежит понятие эволюции, принимающее разнообразные и порой неожиданные формы. Антропологи XIX в. рисовали слишком упрощенную картину развития культуры как последовательного прохождения через ряд взаимосвязанных стадий. В начале XX в. этот подход б. ч. уступил место функционализму, изучающему, каким образом отличительные черты, присущие успешно развивающейся культуре, поддерживают и обусловливают друг друга. Психологи могут обнаружить сходство идей, лежащих в основе работ функционалистов, с идеями многих психол. теорий, и поэтому не вызывает удивления то обстоятельство, что нек-рые исследователи-антропологи находили полезным для себя использовать понятия бихевиоризма и психоанализа при разработке своих объяснений культуры. Менее четкая связь с психологией и порой даже уклонение от обращения к психол. теории отличает два др. антропологических подхода: диффузионизм, занимающийся разработкой систематического знания о распространении и передаче культурных особенностей от одного об-ва к другому, и когнитивную, или структурную А., к-рая рассматривает культуру как сеть смыслов и значений, подлежащих интерпретации. Материал полевых исследований как источник данных Проведение полевых исслед. может мотивироваться теорет. интересами и личным интересом антрополога к специфической географической области или народу. Весь накопленный материал полевых исслед., охватывающий различные культуры всего мира, является результатом многолетних усилий А. по разработке теорет. проблем и совокупности интересов всех соц. исследователей. Эту совокупность этнографии (как называют научное изучение культур) используют и психологи, пытающиеся найти ответы на интересующие их вопросы; в большинстве случаев такие этнографические данные являются единственным источником информации, из к-рого можно получить искомый ответ, поскольку они содержат сведения о многих об-вах либо уже не существующих, либо претерпевших значительные изменения в результате продолжительных контактов с индустриальными об-вами. Все ли челов. сообщества склонны к ведению войн? Всегда ли тяжесть войны ложится гл. обр. на плечи мужчин, а не женщин? Повсюду ли распространена вера в жизнь после смерти? Лежит ли в основе орг-ии всех об-в семья? Всегда ли запрещается инцест? Этнографические отчеты позволяют найти ответы на подобные вопросы. Хотя такие ответы не всегда оказываются простыми, они позволяют достичь более точного знания об универсалиях челов. природы по сравнению с тем, к-рое можно получить путем простого обобщения знаний лишь о своем собственном об-ве и нек-рых др. при использовании их в качестве первоисточников. Знание универсалий челов. природы оказывается весьма полезным при объяснении индивидуального развития в любом отдельно взятом об-ве и при планировании психол. исслед. Универсальность, конечно, не подразумевает существования некой врожденной и не подлежащей приобретению склонности. Любой индивидуум развивается в об-ве, и все об-ва вырабатывают определенные правила, на основе к-рых осуществляется контроль за социализацией его новых членов. Способы мышления Антропологи приложили много усилий, чтобы понять значение ритуалов, мифов, магических обрядов и др. культурных феноменов и описать связанные с ними способы мышления. Подобно литературным критикам, пытающимся понять конкретное художественное произведение, они в большей степени тяготеют к тщательному изучению конкретного материала и его контекста, нежели к абстракции и созданию общей теории. Поэтому результатом таких исслед., как правило, является детальное истолкование имеющегося конкретного набора фактов в отношении конкретного об-ва, а не теория, претендующая на универсальную валидность, и это истолкование поддается эмпирической проверке отнюдь не легче, чем интерпретация художественного произведения литературным критиком. Однако когнитивные антропологи затрагивают такие аспекты мышления, к-рым когнитивные психологи уделяют мало внимания, и появляющиеся в этой области публикации вносят ценный вклад в изучение челов. мышления. Универсальность процесса Б. ч. психол. исслед. подвергается серьезной критике на том основании, что их выводы могут быть культурнообусловленными: если полученные принципы прошли проверку лишь в рамках одной культуры, вероятнее всего, они будут валидными только для нее самой. Психологи могут ответить на эту критику, проведя повторные исслед. в условиях др. культур; результаты такого рода исслед. обобщаются в руководствах по кросс-культурной психологии. Вместе с тем в отношении нек-рых выводов может применяться менее прямой подход, но допускающий более широкие выводы. Нек-рые особенности культуры обусловливают челов. научение, к-рое может приводить к развитию др. особенностей, и этот процесс, до известной степени, может быть спрогнозирован на основе принципов, выведенных из монокультурных исслед. Антропологическое знание является преимущественно продуктом XX в. Однако со временем возможностей для полевых исслед. дописьменных об-в, особенно тех, к-рые еще не претерпели радикальных изменений в результате взаимодействия с индустриальными об-вами, остается все меньше. Методы и теории, разработанные антропологами, в настоящее время все чаще применяются в ходе исследований нашего собственного и др. индустриальных об-в. См. также Аккультурация, Кросс-культурная психология, Культурные различия, Обряды перехода, Социальная психология, Табу И. Л. Чайлд

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛО́ГИЯ

(от греч. ἄνϑρωπος – человек и – учение) – о происхождении человека и его рас, об изменчивости строения тела человека во времени и территориально. Человек качественно отличается от всех др. живых существ: будучи биологич. организмом, он вместе с тем – обществ. существо. Правильное биологич. эволюции человека невозможно без анализа закономерностей развития человеч. общества. В силу этого А. тесно связана не только с биологич., но и с обществ. науками. Энгельс указывал, что А. является наукой, "опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории" ("Диалектика природы", 1955, с. 146). За рубежом, особенно в Англии и в США, в А. включают также археологию и этнографию. Собственно А. определяется там как физич. антропология. Несмотря на тесную А. с этнографией и археологией, сов. исследователи не разделяют этой т.зр. и придерживаются строгого разграничения указанных наук, обусловл. спецификой их задач и методов.

Формирование А. как самостоят. дисциплины относится к 19 в. Наиболее ранними признаками зарождения А. принято считать анатомич. познания древних египтян, их умение в настенной живописи и в скульптуре отражать племенные и расовые отличия известных им групп людей.

Значит. развития А. достигла в Др. Греции и Риме. Термин "А." принадлежит Аристотелю. Его заслугой является разработка важнейших морфологич. критериев для характеристики человека, многие из к-рых могут быть приняты и в наст. . Лукреций в поэтич. форме изложил историю естеств. развития человека и его материальной культуры. С именем рим. врача Галена связывается расширение анатомич. знаний. В средние века антич. сохранялись в Передней и Ср. Азии. Бурный подъем естеств. наук, в т.ч. и анатомии человека, связан с открытием новых стран, материков Австралии и Америки и знакомством с неизвестными народами и племенами. Важное имело более широкое знакомство европейцев с различными видами обезьян, особенно человекообразных, с их анатомич. строением и поведением. Упорядочение накопленных материалов вызвало в его классификации. Возникали систематич. построения, охватывающие человека и его (Бернье, 1684, Лейбниц , 1700). Линней (1735) выделил в своей классификации животного мира отряд приматов, куда включил и человека как особый Homo sapiens, разделенный на четыре расы.

Вопросы А. интересовали Ломоносова, Радищева, Каверзнева. Радищев, напр., высказал о близости обезьяны и человека, о влиянии климатич. условий на расовые признаки.

Середина 19 в. является самым важным периодом в истории А. Эволюц. Дарвина ["Происхождение видов путем естественного отбора" (1859), "Происхождение человека и половой " (1871)], подготовленная идеями трансформизма Ламарка (1809), археологич. исследованиями Буше де Перта, геологич. работами Лайеля, нанесла удар креационистским представлениям в вопросе о происхождении человека. Начиная с 60-х гг. 19 в. резко возрос к осн. антропологич. проблемам (происхождение человека, происхождение и человеч. рас, расселение человечества). Создаются антропологич. об-ва в Париже (1859), Лондоне (1863), Москве (1864), Берлине (1869) и т.д. Они становятся науч. и пропагандистскими центрами в области А. В это же время разрабатываются методич. приемы (Брока, Бэр), конструируется спец. инструментарий. Одной из форм популяризации А. были антропологич. выставки. Антропологич. выставка в Москве (1879) была организована по инициативе одного из основателей рус. антропологии Богданова.

Конец 19 и нач. 20 вв. – период более или менее окончат. формирования А. как науки (проводится унификация осн. методич. приемов исследования, вводятся методы статистич. анализа). В 1914 вышло в свет капитальное сводное руководство швейц. антрополога Мартина "Учебник антропологии в систематическом изложении" (R. Martin, Lehrbuch der Anthropologie in der sistematischen Darstellung, 1914), сохраняющее свое науч. и методич. значение до наст. времени.

В СССР осн. антропологич. исследования (включая приматоведение) производятся в Ин-те и Музее антропологии МГУ и на кафедре антропологии МГУ, в секторе антропологии Ин-та этнографии АН СССР (Москва и Ленинград), в Ин-те морфологии АН Груз. ССР, в Ин-те археологии и этнографии АН Эст. ССР, в Ин-те экспериментальной патологии и терапии Академии мед. наук в Сухуми, в ун-тах Томска, Ташкента, Тарту и др. местах. Научно-просветит. работу в области А. ведут Музей антропологии и энтографии АН СССР в Ленинграде, Музей ин-та антропологии МГУ в Москве, а также отд. выставки в др. городах. Подготовка кадров проводится кафедрами антропологии Московского и Средне-Азиатского ун-тов. Сов. антропологи публикуют свои труды в периодич. издании "Вопросы антропологии".

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, гл. 5; Энгельс Φ., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М., 1952; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1952; Ленин В. И., Империализм, как высшая капитализма, Соч., 4 изд., т. 22; его же, Рабочий и неомальтузианство, там же, т. 19; Сталин И. В., Марксизм и , Соч., т. 2; его же, Национальный и ленинизм, там же, т. 11; Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, "Русский антропол. ж.", М., 1900, No 1; Бунак В. В., Антропометрия, М., 1941; его же, Опыт типологии пропорций тела и стандартизация главных антропометрических размеров, "Уч. зап. МГУ", вып. 10 – Антропология, М., 1937; Бунак В. В., Ηестурх М. Ф., Рогинский Я. Я., Антропология, Μ., 1941; Гремяцкий Μ. Α., Анатомия человека, М., 1950; Дарвин Ч., Происхождение человека и половой отбор, Соч., т. 5, М., 1953: Дебец Г. Ф., Палеоантропология СССР, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", Нов. сер., т. 4, М.–Л., 1948; его же, Сорок лет советской антропологии, "Сов. антропология", 1957, No 1; Дебец Г. Ф., Левин М. Г. и Трофимова Т. А., Антропологический материал как источник изучения вопросов этногенеза, "Сов. этнография", 1952, No 1; Левин М. Г., Этническая антропология и проблема этногенеза народов Дальнего Востока, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", т. 36, 1958; Ηестурх Μ. Φ., Человеческие расы, М., 1954; его же, Происхождение человека, М., 1958; Плисецкий М. С., Классовая в науке , М., 1951; Рогинский Я. Я., Теории моноцентризма и полицентризма в проблеме происхождения современного человека и его рас, М., 1949; Ρогинский Я. Я. И Левин М. Г., Основы антропологии, [М.], 1955; Чебоксаров Η. Η., Основные направления расовой дифференциации в Восточной Азии, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", Нов. сер., т. 2, 1947; Якимов В. П., Неандертальская проблема в трудах советских антропологов, "Сов. антропология", [М.], 1957, No 2; его же, О двух морфологических типах европейских неандертальцев, "Природа", 1949, No 10; Ярхо А. И., Алтае-саянские тюрки, Абакан, 1947; его же. Против идеалистических течений в расоведении СССР, "Антропол. ж.", 1932, No 1; Наука о расах и , [Сб. статей], М.–Л., 1938; Происхождение человека и древнее расселение человечества, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", т. 16, М., 1951; Теория и методы антропологической стандартизации применительно к массовому производству изделий личного пользования, , 1951; Cооn С. S., The races of Europe, N. Υ., 1939; Μаrtin R., Lehrbuch der Anthropologie, 2 Aufl., Bd 1–3, Jena, 1928.

В. Якимов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АНТРОПОЛОГИЯ" в других словарях:

    Область научного познания, в рамках к рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде. В совр. науке встречаются разл. варианты систематизации антропол. дисциплин. Так, к А. относят:… … Энциклопедия культурологии

    - (от греч. anthropos человек, и logos слово). Наука о человеке со стороны физической и духовной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРОПОЛОГИЯ наука о человеке вообще, как по отношению к телу, так и… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (anthropology) В буквальном смысле означает науку о человеке; в широком значении это слово использовалось в английском языке в течение нескольких веков. В XVIII и большей части XIX в. к антропологии в первую очередь относили исследования… … Политология. Словарь.

    антропология - и, ж. anthropologie f. Учение о происхождении человека и его рас (религ. мифологич. и естественно научное), о физических и духовных особенностях человека. Сл. 18. Антропология наука о естестве человеческом вообще. Корифей 1 22. И, не будучи… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Антропология - (гр. antropos – адам және logos – ілім) – кең мағынада адамның шығуы мен дамуы туралы, оның табиғаты мен мәні туралы ілім. Ол негізінен әлеуметтік, медициналық, мәдени, теологиялық т.б. және философиялық антропология болып жіктеледі. Қазіргі… … Философиялық терминдердің сөздігі

В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент. В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас. С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии; с точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов (антропобиология, социальная и культурная антропология, доисторическая археология, этнолингвистика).

Физическая антропология

изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой. Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов. Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.

Культурная антропология

занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.

Этнолингвистика.

Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли коммуникаций в культуре лингвистов интересуют также вопросы истории, и с этой целью они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы свидетельствовали, в отсутствие других адекватных документальных источников, об исторических отношениях между народами.

Доисторическая археология.

Изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. Эта наука позволяет с помощью последних достижений физики, химии и биологии датировать и определять предназначение ископаемых остатков и артефактов, помогая воссоздать образ жизни наших предков.

Культурная антропология.

Третий обычно выделяемый подраздел культурной антропологии имеет одноименное с ней название. Но в разных странах (например, в Великобритании) эквивалент культурной антропологии известен там как социальная антропология (семейная, политическая, социальная организация человеческого бытия). В США большинство антропологов считает, что изучение «социальных институтов» является лишь частью, а не всей целостностью предмета, куда входят еще и такие разнообразные элементы, как техника, интеллектуальная организация системы ценностей и т.д. Среди российских антропологов также нет единства по этому вопросу; в последнее десятилетие значительная часть из них приняла американский подход, объединяя обе дисциплины под шапкой «социо-культурной антропологии».

Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество типов специализации, два из них представляют особую важность. К сожалению, последовательности в присвоении наименований этим двум дисциплинам не наблюдается, однако приводимые здесь термины достаточно распространены и вытесняют альтернативные варианты. В данном случае речь идет об этнографии и этнологии. Этнография занимается изучением конкретных культур. В большинстве случаев ее предметом служит существующая культура, но возможны также и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму . В некотором смысле археология является этнографией прошлого. Этнология, напротив, представляет собой общее изучение культуры, по сути дела, это сравнительная научная дисциплина.

Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами. Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (См . ЭТНОЛИНГВИСТИКА; ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).

Единство антропологии.

Возникает вопрос о том, является ли антропология единой наукой. Из вышеприведенного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием. Причем, это перечисление далеко не полное. Однако есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной. Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов. В США, напротив, существует чувство понимания взаимозависимости между различными областями знания, что проявляется в работе ученых, выдвигающих различные гипотезы и обобщения, сочетающие в себе большое разнообразие методов. В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека и этническая антропология – «расоведение»). В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.

В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор , лингвистику и т.д. По мере развития и усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. Так в нем стали выделять медицинскую антропологию (психология человека, генетика человека), экологию человека и т.д.

Области приложения антропологии.

Главной по важности сферой приложения антропологии сегодня является «образование» в самом широком смысле этого слова. В современном мире с его значительно расширившимися политическими, экономическими и социальными горизонтами растет число контактов между народами с различными по своему происхождению культурами. Через преподавательскую деятельность и литературу о культурных различиях антропологи стремятся внести свой вклад в развитие у людей толерантности , взаимного уважения, способствуя, в конечном счете, росту взаимопонимания между ними. Антропология является важной составной частью современного образования.

Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах. Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания. Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела, позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды. Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам, способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут, например, сопровождаться массированные технологические преобразования.

Сферы приложения физической антропологии.

Детально изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов, чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда. Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов, более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела. Особо важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов с человеком на борту. Например, они участвовали в разработке одежды и многих видов экипировки (таких как кислородные маски) для космонавтов будущего.

Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами.

Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции. Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.

Сферы приложения культурной антропологии.

Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи, делает их особенно полезными в сфере образования.

Частные промышленные компании с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж. ООН привлекает антропологов для участия в программах экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике, а в некоторых случаях и для координации целых программ. Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.

Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских, представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении находившимися в их владении территориями. В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов. Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.

Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.

Литература:

Проблема человека в западной философии . М., 1988
«Антропологический поворот » в философии ХХ века . Вильнюс, 1989
Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез . М., 1989
Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека ). М., 1993
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда . М., 1993
Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии . М., 1996
История ментальностей, историческая антропология . М., 1996
Культуральная антропология . СПб, 1996
Минюшев Ф.И. Социальная антропология . Курс лекций. М., 1997
Шаронов В.В. Основы социальной антропологии . СПб, 1997
Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации . М., 1998
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию . СПб., 1998
Марков Б.В. Философская антропология . СПб, 1998
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология . М., 1999
Леви-Строс К. Структурная антропология . М., 2001
Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений . – В кн.: Введение в гендерные исследования, ч. 2. Харьков – СПб, 2001
Глебкин В.В. Труды по культурной антропологии . М., 2002
Дерягина. Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты . М., 2003
Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии . М., 2003
Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З. Антропология . М., 2004

 АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos-человек и logos-учение), естественная история человека, учение о месте, занимаемом человеком в ряду животных, об особенностях физ. строения человека и его породах (расах), о явлениях изменчивости его типа. Рассматривая человека как зоологическую особь, А. все же не может быть определена как одна из глав зоологии (по аналогии, напр., с орнитологией, ихтиологией и т. п.). С одной стороны, породы человека представляют собой в зоологическом отношении гораздо более тесную группу, чем отряды или даже роды одного семейства-физ. различия между людьми сравнительно невелики и относительны. С другой стороны, А., стремясь дать законченное естественно-историч. учение о человеке и уделяя большое место вопросам сравнительной анатомии и филогении человека, эмбриологическим и палеонтологическим данным, изучению наследственности и влияния среды, является комплексом нескольких отделов биол. наук, изучающих человека и объединяемых единством и своеобразием метода и целевой установки. В отличие от близкой по своему предмету науки-описательной анатомии человека, к-рая является наукой нормативной, т. е. изучает строение человека вообще, его норму,-А., как наука типологическая, не знает единой нормы строения человека, а оперирует с множественными нормами, соответствующими каждая особому типу-расовому, возрастному, половому, социально-культурному и т. д. История антропологии.-А. как самостоятельная дисциплина могла развиться лишь после того, как наука обогатилась фундаментальными фактами, относящимися к анатомии, общей биологии, народоведению. Поэтому до XVIII в. история А. в значительной степени совпадает с историей перечисленных выше наук, хотя уже в классической древности были заложены основы для развития знаний по естеств. истории человека. У Аристотеля(IV в. до хр. э.) в «Истории животных» формулировано представление о принадлежности человека по его физ. организации к миру животных и дано законченное рассмотрение особенностей строения человека как зоологической особи. У Гиппократа находится первое описание физ. различий в пределах человеческого рода. В трактате «О воздухе и о воде и о местностях» он описывает типы жителей различных климат, зон, равнинных и горных областей известного в его эпоху мира; травянистые степи Скифии производят коренастых, тучных людей с темными волосами, горные области-высокорослых крепких людейи т.д. Здесь нашла себе выражение идея о могущественном влиянии внешних условий на физ. особенности и о передаче по наследству приобретенных свойств (хотя у того же автора можно найти и иное мнение по этому вопросу). В трудах Геродота (V в. до хр. э.) содержится описание внешнего облика и образа жизни главнейших племен, известных древнему миру. Для дальнейшего развития А. большое значение имели труды Галена, римского врача и анатома, жившего во II в. и своими вскрытиями обезьян положившего начало точной описательной анатомии человека. В новый период европ. истории, кроме оживления интереса к произведениям античных мыслителей, существенными для развития А. оказались два обстоятельства: 1) начавшаяся эра заокеанских путешествий, познакомившая европ. ученых с племенами Америки, юж. Африки, дальней Азии и давшая первые попытки классификации человеческих рас (Bernier, 1684 г.); 2) значительный прогресс анатомии после того, как стало возможным производить вскрытие человеческих трупов (XVI в.-Везалий). Много ценных наблюдений антропологического характера было сделано Леонардо да-Винчи, Дюрером. Однако, оформление А. как науки относится лишь к XVIII в. Сочинение Э. Тиссона «Орангутанг, или лесной человек, или сравнительная анатомия обезьяны, пигмея и человека» положило ясное начало сравнительной анатомии человека. В 1735 г. появился капитальный труд Линнея «Система природы»; здесь человеку отводится уже вполне определенное место в системе животных. Линней выделил отряд приматов, или высших млекопитающих, в котором, наряду с летучими мышами, лемурами, обезьянами, выделяет семейство «Homo», составляющееся из родов «человек разумный» (Homo sapiens), или «собственно человек» и «человек лесной или пещерный», объединяющий известных уже в то время оранга и шимпанзе. Линней пытался дать и дальнейшее подразделение рода «Homo sapiens», описывая разновидности американскую, африканскую, азиатскую, европейскую и наряду с ними группы «дикий человек» и «чудовищный (аномальный) человек». Современник Линнея Бюффон в своей многотомной «Общей и частной истории животных», отказываясь от систематического применения Линнеевских терминов «вид, род» и давая последовательные описания разных групп животных, установил, что все они связаны многочисленными неуловимыми переходами. Он допускал изменчивость видов и происхождение одних форм от других и первый применил термин «раса» к человеку (раньше термином «раса» обозначались только породы домашних животных). XVIII в. обогатил А. конкретными знаниями о вариации строения человека, приведение к-рых в законченную научную систему является заслугой Блюменбаха. Его труд «О природных различиях человеческого рода» являет--ся основой всей последующей А. В нем дается характеристика положения человека среди других животных и отдельные породы человека рассматриваются как разновидности одного вида, образование к-рых аналогично формированию рас домашних животных; дается также систематический анализ антропологических вариаций (окраски покровов, формы волос, роста, пропорций тела и т. д.). Отмечая физиологические факторы образования этих вариаций под влиянием особенностей климата, питания и т. д., Блюменбах занимает, однако, крайне осторожную позицию в вопросе о наследовании приобретенных свойств. Последняя часть описывает выделенные Блюменбахом пять разновидностей человеческого рода - кавказскую, монгольскую, эфиопскую, американскую, малайскую, с их детальными подразделениями. Другим классическим трудом Блюменбаха было описание его коллекций черепов человеческих рас, долгое время служившее фундаментом расовой краниологии. Начало XIX в. ознаменовалось в А. дискуссией по вопросу об едином или множественном происхождении человеческих рас от животных форм, а вместе с тем спором о существе расовых особенностей и значении природных отличий и внешних воздействий. Дискуссия приобрела далеко не научный характер, т. к. полигенизм был использован без всяких теоретических оснований для рабовладельческих теорий европейских колонизаторов и американских плантаторов. Все же и те и другие авторы оставили после себя б. или м. обширные и систематические трактаты по А. и обогатили ее рядом новых фактов, относящихся к отдельным человеческим племенам. Сравнительно-анат. данные были пополнены Кювье, Эт. Жоффруа Сент-Илером. Для общего теоретического освещения проблемы эволюции человека большое значение имели труды Ламарка. Из всех отраслей А. наибольшее развитие в первой половине XIX в. получила краниология (Мортон, Ван-дер-Ховен, Ретциус). Тогда же получает широкое распространение и самый термин А., но употреблялся он в ином смысле, чем в наст, время. У Аристотеля и в XVI в. (Хундт) этот термин относился к науке о псих, свойствах человека, позднее у нем. философов (Кант и др.)- к разным отделам философии, этики, эстетики и т. п. Франц. энциклопедисты понимали под А. всю совокупность наук о человеке. Лишь Брока окончательно придал А. значение синонима естественной истории человека, правда, в широком смысле, включающем и народоведение. В своих теоретических работах Брока исходил из учения Дарвина, оказавшего огромное влияние на дальнейшее развитие А. Брока открыл новую эпоху в науке о человеке, разработав заново почти все области А., в частности, ее методы. Он положил в основу измерения и описания вариаций строения человека определенный план, охватывающий все существенные свойства, точно разработал приемы, инструментарий, номенклатуру, методы обработки собранных данных. Его «Инструкции по антропологии» и «Инструкции по краниометрии» являются основой современной антропологической методики. В 1859 г. Брока основал «Парижское антропологическое общество», различные издания к-рого способствовали окончательному оформлению А. как науки. Им же была основана свободная «Антропологическая школа»; при ней впоследствии образовалась особая «Антропологическая лаборатория».-Одним из сподвижников Брока был Топинар, которому принадлежит капитальный труд «Элементы общей антропологии» (1885 г.).- Вторая половина XIX в. ознаменовалась созданием учения об ископаемом человеке. До того времени господствовало мнение, что человек появился лишь в современную геологическую эпоху. Уже в середине XIX в. Буше-де-Перт открыл в отложениях ледникового периода кремни со следами обработки их человеком, но только постепенно укрепилось убеждение, что они, действительно, представляют собой каменные орудия, приготовленные человеком, жившим одновременно с вымершими животными в ледниковый период. Изучение ископаемого человека и его деятельности оформилось как особый отдел А.-палеоантропология (ем.). Преемником и продолжателем Брока в Парижской антропологической школе был Мануврие, автор исследований об относительном весе мозга, об особенностях строения костей, о пропорциях тела, о росте, об ископаемых и древних черепах и многих других. В области изучения человеческих рас в целом нужно отметить труды Деникера, давшего в книге «Человеческие расы» незаменимую сводку всех положительных знаний по этому вопросу, имевшихся к началу XX в. Из остальных франц. антропологов нужно отметить Ляпужа, одного из основателей «Социальной антропологии», изучавшего антропологические особенности различных соц. классов. Зиго положил начало антропологическому изучению конституции-человека. Из англ; антропологов следует назвать сподвижника Дарвина-Гексли, разработавшего сравнительную анатомию человека и давшего оригинальную классификацию человеческих рас.-В начале XX в. в Лондоне создалось особое, основанное Пирсоном, направление-«биометрическое», заключающееся в применении строго статистических методов к изучению типов и углубившее представление о сущности вариаций. Школа Пирсона оказала большое влияние на антропологию и генетику. В Германии А. разрабатывалась во второй половине XIX в. большим числом анат. ин-тов и специальных музеев. Из крупных работников в области А. следует назвать Э. Гек-келя, Вейсбаха, Ранке, Р. Вирхова, основателя Берлинского антропологического общества и редактора его изданий, автора многочисленных антропологических работ, Фриче, Вальдейера, Штида, фон-Лушана, Швальбе. Недавно скончавшийся Р. Мартин в значительной степени дополнил, уточнил и улучшил методику Брока. Трактат Р. Мартина «Учебник антропологии в систематическом изложении» является в наст, время главнейшим и авторитетнейшим руководством А. Видные современные немецкие антропЪлоги (Моллисон, Шлягин-гауфен, Э. Фишер), а в известной мере и все современные антропологи, являются прямыми или косвенными учениками Мартина. Ряд крупных исследователей и авторитетных работников в области А. можно назвать и в других европейских странах. В последнее время антропологические об-ва и кафедры основываются и во внеевропейских странах (Япония, Корея, Австралия и т. д.). В С.-А. С. Ш. после войны между Северными и Южными штатами появились обширные антропометрические исследования Гульда, долгое время бывшие классическими; аналогичное исследование американских солдат было произведено и после мировой войны. По изучению африканских рас многое сделано Боасом, Хрдличкой, по генетике- Девенпортом, по сравнительной морфологии-Уайльдером. В России А. начала развиваться, если не считать трудов путешественников XVIII в., давших кое-какие сведения о физ. типе народов Сибири и Туркестана, лишь в середине XIX в., с вступлением в Академию Наук известного натуралиста Э. Бера, ! написавшего несколько работ по А. и содействовавшего пополнению анат. музея антрополог. коллекциями. Усилия Бера в Петербурге остались, однако, на долгое время без продолжателей. Реальным началом А., как науки, в России нужно считать основание в Москве, по инициативе проф. зоологии А. П. Богданова, Антрополог, отдела Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии (1869 г.). Богданов перевел на русский яз. инструкции Брока и издал составленные Брока вспомогательные таблицы для антрополог, вычислений, долгое время бывшие единственными в Европе, объединил в Об-ве ряд заинтересовавшихся А. ученых, начал печатание антрополог, трудов, подготовил и провел «Антропологическую выставку», коллекции которой, пожертвованные Московскому ун-тету, положили начало организации Антропологич. музея. Богданов начал изучение древнего населения Москвы и напечатал ряд работ о его типе. Им были добыты средства для основания в Московском ун^гете кафедры А. и был намечен кандидат для занятия ее. Это был Д. Н. Анучин, обогативший А. вообще и русскую науку в частности рядом первоклассных работ, в том числе работой об аномалиях черепа и о вариациях роста. Анучин значительно пополнил Антрополог. музей, превратив его в одно из крупнейших учреждений этого рода. Под его руковод- ством дело антрополог, изучения народов России начало успешно развиваться, и результаты его составили внушительную серию изданий Антрополог, отдела, в к-рых были описаны едва ли не все главнейшие племена Европейской и Азиатской России, а также появился ряд общих антропологич. работ. В большей или меньшей связи с Антрополог. отделом в 80-х и 90-х гг. появился ряд антропологич. исследований по анатомии и по антропометрии. Из них нужно упомянуть труды проф. Зернова, гигиениста проф. Эрисмана, давшего образцовое в свое время исследование физ. развития рабочих, д-ра Дементьева-на ту же тему и др. В Петербурге проф. анатомии Таренецким было основано Антрополог, общество при Военно-медицинской академии; он дал ряд краниологических работ по разным племенам России. Выпущены были несколько томов трудов общества с работами целого ряда лиц. В 90-х гг. в С.-Петерб. ун-те велись занятия по А. проф. Петри, автором ряда антропологич. работ и учебника А. С 1888 г. открылось «Антропологическое общество при С.-Петербургском Университете», выпустившее ряд изданий и развившее значительную деятельность под руководством сперва проф. Малиева, потом Ф. К. Волкова, известного исследователя украинской А. и этнографии. Во многих провинциальных городах также велись антрополог, исследованиям Томске- Чугуновым, в Казани-Малиевым, в Дерп-те-Штида (до его перехода в Кенигсберг), ученики которого представили ряд ценных антропологических диссертаций. Методы. Можно различать три рода антрополог, методов: 1) методы получения объектов, подлежащих изучению, 2) методы установления антрополог, свойств собранных объектов, 3) методы обработки собранных данных. Единичные объекты могут представлять для антрополога самостоятельный интерес (т. е. не как часть целого) лишь в исключительных условиях (ископаемые кости, какие-либо мало известные аномалии, очень редкие или, напротив, очень типичные сочетания признаков). Обычно А., как типологическая наука, имеет дело с группой однородных объектов. В зависимости от рода изучаемых особенностей возрастных, племенных, проф. и т. п., группа должна быть одинакова по возрасту (конечно, также и полу), племени, профессии, территории и т. д. Смешение в одну группу разных типов недопустимо, число объектов в группе и самое разделение их на группы должны быть различны в зависимости от изучаемого свойства. Объектами, подлежащими изучению, одинаково являются живые люди и трупный материал-как трупы в целом, так и отдельные части их, черепа и прочие кости, мозги, внутренности, мышцы, покровы-кожный, волосяной и пр. Антрополог. значение они приобретают постольку, поскольку относятся к определенному территориальному, возрастному, племенному и т. д. типу и образуют б. или м. многочисленную группу, позволяющую установить этот тип. Для изучения коллективов живых особей исследователь должен обращаться, в зависимости от задач и условий работы, в те или иные мед. учреждения, школы, фабрики, воинские части и т. д. Для получения мертвого материала главнейшими источниками служат раскопки древних погребений или оставленных кладбищ. Чтобы доставить материал, представляющий научную ценность, раскопка, упаковка и транспорт материала должны производиться продуманно. Другим источником служит коллекционирование материала и препаровка трупов в моргах, секционных залах и т. п. Некоторые образцы, напр., образцы волос, можно коллекционировать и у живых особей; при этом должны быть применены целесообразные методы препаровки, монтировки, консервирования и музейного хранения. Во многих случаях для антрополог, изучения служат не самые объекты, а их воспроизведения в виде фотографий, слепков или масок-отпечатков. Антрополог, фотография приобретает за последнее время все большее значение и требует специального изучения. Свойства, подлежащие установлению, определяются природой объекта и задачами его изучения. Самые же методы установления свойств в общей форме заключаются в 1) глазомерной оценке, 2) определении путем сравнения с моделями, 3) измерении; вспомогательным методом является 4) графическое воспроизведение. В основу каждого из этих методов современная А. кладет ряд принципов, имеющих целью обеспечить сравнимость полученных результатов (см. Антропометрия). Методы обработки антрополог, материала в настоящее время основываются на принципах вариационной статистики (см.). Подразделение антропологии. По Бунаку, наиболее целесообразным представляется подразделение А. на: 1) зоологическую,А. (Брока), содержащую сравнительную анатомию отдельных групп приматов, сравнительную эмбриологию и палеоантропологию (сравнительную анатомию ископаемых форм в связи с палеоэтнологией или учением об ископаемой первобытной культуре); 2) сравнительную морфологию человека-общее изучение вариаций отдельных органов и организма в целом в пределах человеческого типа и в зависимости от разных факторов-пола, возраста, племени, места обитания, профессии и т. д.-т. е. типологию человека, или то, что Мартин называет спец. антропологией, а современные франц. ученые-морфологической А.; 3) описательную А. или систематику человеческих рас; 4) биологию человека, изучающую изменчивость и эволюцию человеческого рода, взаимодействие среды и наследственности (акклиматизация, метисация, селекция типов и т. п.); 5) функциональную А. (французских авторов), включающую сравнительную физиологию и психологию человеческих типов, и 6) прикладную антропологию. Главнейшие проблемы А. В зоологической антропологии в наст. время твердо установлено, что человек и крупные человекообразные обезьяны представляют собой одну довольно тесную систематическую группу-подотряд. Что касается отношения этой группы к приматам, то строение зубов (бугорки корен- ных зубов), плацента, отчасти череп - сближают ее до известной степени с широконосыми обезьянами, ряд др. признаков- с обезьянами собакообразными. Единого мнения об относительной близости этих групп не существует. Совокупность эмбриолог, и палеонтолог, данных убеждает, что предки человека на известном стадии обладали четвероногим хождением, более сильно развитым рельефом черепа и т. д. Взгляды Клаача и др. авторов, выводивших человека от примитивных прыгающих двуногих форм, не нашли себе широкого признания. - Не существует единого мнения также и относительно эпохи и места происхождения человека, отношения известных ископаемых типов к современным. Одну из главнейших проблем типологической морфологии человека составляют законы роста (см.). В систематике человеческих рас (см.) в наст. время господствует воззрение Джуффида-Ружиери, по к-рому человеческие расы в период первоначальной диференциации различались между собой как отдельные виды одного рода, но, вследствие скрещивания всех, даже далеких, типов, утратили ясную обособленность, превратились в разновидности. Т. о., разновидности представляют, в сущности, несколько утратившие свои особенности виды, а их совокупность, т. е. все современные расы в целом, представляет собой то, что в систематике называется сборным- видом (species collectiva). От общего корня человеческого рода диференциация шла в нескольких различных направлениях, и различные группы остановились на разных ступенях этой специальной эволюции. Законченных, наиболее специализованных типов (вариететов), по Штратцу-архиморф-ных типов, обычно принимают 3 или 4: африканский, азиатский, европейский, нек-рые допускают еще американский, другие же считают его не особым типом, а частью как бы менее специализованным азиатским, т. е. метаморфным типом, частью - метисным. Первонач. стадии диференциации - прото-морфные группы-ныне сохранились лишь в виде остатков (палеорас или проторас). Они принадлежат к более ранним формациям и были оттеснены позднейшими мета-морфными и архиморфными расами. Такого рода схема принимается большинством современных антропологов, однако, не всеми. Во всяком случае она требует конкретизации с более основательным изучением многих примитивных народностей. До сих пор нет единогласного мнения, можно ли в бушменах видеть древнейшее население Африки, одного ли типа т. н. пигмеи Африки и Азии, в каком отношении они находятся к примитивным волнистоволосым народам Индонезии. Неясно многое и в А. Европы; для некоторых рас общепринято, что они имеют общее происхождение с населением Северной Африки (еурафриканцы); вероятно участие и др. типа-еуразиатского в составе населения Европы, но до сих пор нет единого мнения относительно родственных отношений многих европ. разновидностей. В А. славянского населения русской равнины большую проблему представляет отношение современных типов к древнейшему населению.-В последнее время вновь усиленно дебатируется вопрос о метисации человеческих рас. Мнение о неблагоприятном влиянии метисного происхождения усиленно защищается одними учеными, оспаривается другими. Возможное неблагоприятное влияние метисации, как таковой, при изучении метисов далеких рас, трудно отделимо от недостатков, создаваемых меньшей способностью к акклиматизации. В этом признаке человеческие типы существенно различны.-Значение естественного отбора (селективные факторы в детской и взрослой смертности, отбор типов по профессиям и т. д.) составляет другую, также недостаточно разрешенную проблему, во всем ее объеме поставленную Пирсоном. Физиологическая А. до сих пор еще только в зачатке. Динамо- и спирометрические исследования нуждаются в значительном усовершенствовании инструментария и пока дают лишь довольно общие характеристики групп. По отношению ко многим свойствам еще только намечаются подходы для выделения типов.-Большие успехи в последнее время сделало изучение крови, в частности, агглютининов, к-рые можно рассматривать как проявление одного из важных фнкц. свойств. Если вопрос о расовом значении этого признака до сих пор еще не вполне решен, то характерные типовые различия в этом признаке уже твердо установлены. Проблемы физиологической А. связываются с морфологическими (см. Конституция). Прикладное значение А. Целый ряд разработанных в теоретической антропологии методов и теорий получил уже практическое применение. В терап. и профилак-тич. диагностике, в педологии, для определения типа конституции и для учета физического развития отдельных групп широко пользуются антропометрическими измерениями (см. Антропометрия). Они же должны лечь, повидимому, в основу при определении шаблонов для фабричного изготовления предметов массового потребления (обуви, головных уборов, костюмов). Этот метод был широко применен в последнюю войну в Америке (а также и в СССР для военного обмундирования). Необходимость антропологического контроля над ходом развития детей в школах и прохождением курса физической культуры требует сознательного применения А., что повело в Америке к созданию особых кафедр педологической А. Развивающаяся все более практика проф. отбора неизбежно должна включить в себя ряд антрополог, определений пригодности субъекта к той или иной работе. Здесь важны различные свойства- рост, сложение и конституция, пропорции тела, физ. сила и ряд специальных признаков в отдельных профессиях. В судебно-по-лицейской практике для установления личности уже давно пользуются антрополог. признаками определения тактильных узоров пальцев и т. д. Организация посемейных исследований может успешно развиваться лишь на базе теоретической антропологии. С этим связан ряд вопросов метисации, акклиматизации, переселения и т. д. Не может быть сомнения в том, что антрополог. науке предстоит сыграть большую практическую роль в высоко-организованном обществе будущего, но и в наст, время, помимо огромного просветительного значения, она содействует прямо и косвенно разрешению многих актуальных практических проблем. Еще Вирхов считал А. базой научной медицины и утверждал, что научно-мыслящий врач должен быть антропологом. В той же мере это можно сказать относительно педагога и многих других практических деятелей. Постановка изучения А. Как наука сравнительно молодая А. занимает в высшей и средней школе положение, не- -равноценное с другими естественными науками. Специальные кафедры А. существуют далеко не во всех ун-тетах; их 4 в Германии, 3 в Англии, по 2 в Швейцарии и Испании, по одной в Чехии, Австрии, Венгрии, Португалии, Голландии. Только в Италии и Польше специальные кафедры А. имеются почти во всех ун-тетах. Имеются они также во внеевропейских странах, в С.-А. С. Ш.- во многих университетах. Во Франции и Бельгии специальных антропологических кафедр нет, но в Антрополог, школе"и при Музее естественной истории ведется очень серьезное и систематическое преподавание, и командируемые правительством в колонии врачи, административные и военные агенты, миссионеры, а равно и многие другие лица обычно прорабатывают соответствующие дисциплины. Несмотря на сравнительно небольшое количество специальных кафедр, преподавание А., в целом или частичное, ведется, однако, в большей части ун-тетских городов Европы в виде доцентских или приват-доцентских курсов, семинариев и т. д., чаще всего при кафедрах анатомии, иногда при кафедрах географии, зоологии, биологии, геологии или даже на медиц. факультетах при тех или иных клиниках. Все специальные кафедры и многие иные учреждения являются центрами более или менее интенсивной антропологич. научной работы, о чем свидетельствует постоянно растущая библиография специальных антропологических публикаций, исходящих не только из специальных, но и смежных научных ин-тов, особенно анат., биолог, и др. Существенную роль как исследовательские учреждения играют также музеи как специальные, так и общие, многие из к-рых содержат ценнейшие антрополог, собрания. Из них широкую известность в этой области имеют: в Лондоне-Royal College of surgeons, в Париже, Брюсселе, Вене - Антрополог. отделы музеев естеств. истории, в Берлине и Гамбурге-музеи народоведения, в Мюнхене, Праге, Риме, Флоренции, Болонье- музеи при антрополог, ин-тах, в Вашингтоне при Смитсонианском ин-те. Имеются и специальные исследовательские ин^гы по А. (не преподавательские) в Берлине, Париже, Варшаве и т. д. Антрополог, научные общества имеются во всех странах, во многих даже по несколько. Почти все они издают особые публикации. Главнейшие периодические издания, перечисленные в нижеследующем списке, конечно, далеко не исчерпывают всех антропологич. публикаций, а тем более общих и специальных биол. и медицинских журналов, где появляются антрополог, работы. В 1920 году основан Международный антропологический институт, имеющий отделения в большей части европейских стран, и Центральное бюро- в Париже. Институтом созываются каждые 3 года конгрессы. В СССР специальные антропологические кафедры имеются при следующих четырех университетах: в Москве (1 МГУ), Ленинграде, Ташкенте и Владивостоке. В Казани, Иркутске и в Харькове имеются кафедры антропологии и этнографии (или географии). Кроме того, преподавание антропологии, обычно частичное, ведется при многих специальных ВУЗ"ах-институтах физической культуры, педагогических и медицинских институтах или факультетах, при последних на кафедрах анатомии или соц. гигиены. Очередной вопрос о введении в план мед. образования основательного курса А. до сих пор не получил разрешения. Имеются и специальные исследовательские антрополог. ин-ты в Москве (при 1 МГУ), Харькове (научно-исследовательская кафедра), в Киеве-при Украинской Академии Наук. Исследовательская. работа ведется также в музеях и научных антрополог, об-вах. Главнейшие антропологич. музеи: Московского ун^гета, занимающий одно из первых мест среди европейских учреждений этого рода, и Музей А. и этнографии Академии Наук. Антрополог, коллекции в меньших размерах имеются и во многих др. музеях, центральных и местных, ведущих также исследовательскую работу и печатающих в своих изданиях антропологические работы. Главнейшие научные общества: Антропологический отдел Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, Медико-антропологическое общество в Ленинграде, аналогичное общество в Ростове-на-Дону. Лит.: Новейшая антропологическая литература сосредоточена в следующих периодических изданиях: «Journal of the В. Anthropological Institute of Great Britain a. Ireland», «Man», «Publications of Galton Eugenic Laboratory», «Biometrica» (английские издания). Франц. издания: «Revue anthropologique», «Bulletins de la Societe d"Anthropologie de Paris», «L"Anthropologies. На нем. языке: «Archiv fur Anthropologies, «Zeitschrift fur Morphologie u. Anthropologies «Antbxopologischer Anzeiger», «Archiv fur Rassen-u. Gesellschaftsbiologie», «Mitteilungen der anthro-pologischen Gesellschaft in Wien», «Zeitschrift fur Ethnologie», «Prehistorische Zeitschrift». В Италии: «Atti della Societa di Antropologia di Roma», «Ar-chivio per Antropologia e Etnologia». В Польше: «Kosmos», «Serya antropologiczna naukowego Towa-rzystwa imemaKopermka»(Lwow).B C.-A.C. HI.: «Journal of physical Anthropology», «American Anthropologist», «Publications of t. Eugenic Record Office». В СССР: «Русский Антропологический Журнал». В перечисленных изданиях можно найти значительную часть антрополог, публикаций последнего времени, а в виде рефератов, рецензий или по крайней мере ссылок и библиографий в них упомянуты почти все антрополог, работы. Главнейшие сводные и общие трактаты по А. след.: Б и р к н е р, Расы и народы земли, Москва, 1914; Б у ш а н, Наука о человеке (очень популярна); Martin R., «Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung», 1914 (готовится второе издание); Frassetto F., «bezzi-oni di Antropologia», v. I-П, Bologna, 1909-11; Duckwarth, «Morphology and Anthropology, Cambridge, 1911; Wert, Der fossile Mensch, 1919; В ou 1 e M., Les homines fossils, P.,1920;Deniker J., Les races et les peuples de la terre, 1922 (есть русский перевод); К е a n, Ethnology, 1921; Bauer-F i s с h e r-L e n z, Erblichkeitslehre und Rassenhy-giene, 1922.В. Бунак.