Архитектор баженов и его работы. Возрождение русского стиля в архитектуре

Архитектор Василий Иванович Баженов родился в 1737 году 1 марта в Калужской губернии (по другим данным - в 1738 в городе Москве). Выходец из семьи псаломщика, который был переведен в Первопрестольную после рождения сына.

С детских лет любил рисовать. Первыми его работами стали рисунки храмов и церквей, надгробий и различных зданий, которые он видел вокруг дома.

Отец будущего архитектора пожелал, чтобы сын стал продолжателем его дела и определил того в Страстной монастырь. Но талант и желание было не унять: Баженов в свои 15 лет сумел уговорить местного живописца, бывшего уже в весьма преклонном возрасте, взять к себе на обучение.

Баженов, хоть и учился живописи в монастырских стенах, все же был живописцем-самоучкой, сумевший овладеть и одной из самых сложных техник живописного искусства - офортом. Благодаря своему таланту, он в неполные восемнадцать лет стал живописцем 2-го класса.

Во время работ по восстановлении пострадавшего при пожаре дворца Головина, Василия Баженова приметил архитектор и пригласил в созданную им архитектурную школу на правах вольного слушателя. Этот статус помогал молодому человеку, не имеющего достаточного количество средств, присутствовать только на нужных ему занятиях, а остальное время подрабатывать. Дополнительные заработки помогал получать Василию и сам Ухтомский, рассмотревший талант своего ученика.

В 1755 году Василий Баженов поступает на учебу в Московский университет, где увлекся иностранными языками. Непосредственно в художественных классах, юноша занимался написанием картин, скульптурой, а также архитектурой.

По протекции И.И. Шувалова в 1757 году юношу определяют в Академию художеств города Санкт-Петербурга, где он был принят на курс к зодчему Савве Ивановичу Чевакинскому. Там он проявил в полной мере свои способности, и был приглашен учителем помощником на строительство Морского Собора.

За достигнутые успехи, в 1759 году, Академия художеств отправляет Баженова в Париж, поставив его на полный пансион. Там молодой человек изучал европейское зодчество и в 1760 году поступил в Парижскую Академию художеств, где учился у профессора Шарля Девальи - приверженца стиля классицизм.

В 1762 году Василий Иванович отправляется уже в Италию, где предметом его изучения становятся античные памятники.

В этот период архитектор Баженов был принят в члены Болонской, а также Флорентийской академий, а академия святого Луки в городе Риме вручила ему диплом академика и присвоила звание профессора.

Возвращение в Париж состоялось в 1764 году.

В Санкт-Петербург зодчий возвращается в 1765 году и получает звание академика в своей альма-матер. Он должен был получить и профессорскую должность, но поменявшееся в академии руководство ему в этом отказало. Не были исполнены и другие обязательства, после чего архитектор Василий Иванович Баженов уходит в отставку с академической службы.

Переезд в Москву состоялся в 1767 году, где мастер должен был приступить по указу Екатерины II к строительству . В период с 1767 по 1773 годы он создал грандиозный проект, предусматривающий реконструкцию всего ансамбля московского Кремля. Проект был в целом одобрен, и в 1773 году прошла церемония закладки первого камня.

В этом же году Баженов выполнил в дереве модель намеченного к строительству Большого Кремлевского дворца. На 120 санях она была отправлена в тогдашнюю столицу и выставлена к осмотру в Зимнем дворце. Что случилось, непонятно, но императрица проект здания не утвердила (в наши дни модель хранится в ).

Во время работы в Москве архитектор создал и увеселительный комплекс, который возвели на Ходынском поле для проведения торжеств по случаю годовщины подписания мирного договора между Российской империей и Турцией. На местности были построены исполненные в разных архитектурных стилях (русском, классическом, а также готическом) церкви, дворцы, средневековые крепости и замки.

Еще одним поручением Екатерины Второй было строительство ее резиденции в подмосковном поселении Черная Грязь (ныне - парк Царицыно). Комплекс возводился в псевдоготическом стиле и в него вошло порядка 17 строений, среди которых Большой дворец, Хлебный дом и Оперный дом. К сожалению, место не стало резиденцией русской царицы. Кроме этого, по ее поручению большую часть уже имевшихся построек просто сравняли с землей.

Все эти перипетии, что с Кремлевским дворцом, что с Черной Грязью (Царицыно), сказались на здоровье талантливого зодчего и выбили его надолго из колеи.

Г., в должности вице-президента Академии художеств. Баженов имел природный талант к искусству, который обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Б. внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Б. перешел в Акад. худож. Здесь он оказался знающим архитектуру настолько, что учитель этого искусства, С. И. Чевакинский, сделал талантливого молодого человека помощнивом своим при постройке Николаевского морского собора. В сент. г. Б. был отправлен для окончательного развития таланта в Париж . Поступив в ученики к профессору Дювалю, Б. занялся деланьем моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже, напр., сделал он, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель храма св. Петра. Изучение архитектуры на моделях привело Баженова к изучению труда римского архитектора Витрувия . По возвращении в Россию , живя в Москве, Б. составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790-1797 гг. в Петербурге, в типографии И. А. Х. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Б. был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству «инаугурации» здания Академии художеств (29 июня г.). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Проект здания нынешнего дворца в екатерингофском парке , с оранжереями , зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Б. по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом Академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость заставила Б. взять увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Б. построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке , дом Пашкова (теперь Московский румянцевский музей), а в окрестностях столицы - дворец в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым, - его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема , которая на модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла а Царицынский дворец Б. Екатерина, летом года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев ее на Б. обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург . Б. строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии худ. и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767-75. План. Исторический музей. Москва.

Баженов, Василий Иванович ( -99), архитектор переходного стиля от барокко к классицизму . Баженов один из наиболее талантливых русских зодчих. Главные работы Б.: незаконченный дворец в Царицыне (под Москвой), дом Пашкова, впоследствии Румянцевский музей , ныне Ленинская библиотека (предположит.), проект (невыполненный) грандиозного Кремлевского дворца.

Литература : Грабарь И., История русского искусства, т. III, M. (б. г.).

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.

Баженов Василий Иванович , русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753-55) и в Московском университете (1755); в Петербурге - у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758-60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота ; как пенсионер петербургской АХ - в Школе изящных искусств в Париже (1760-62) у Ш. де Вайи. В 1762-64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ.

Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767-75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель - в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля.

В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787.

Баженов - выдающийся русский архитектор эпохи Екатерины II и Павла I - основоположник классицизма в России, теоретик архитектуры, живописец и график, внесший большой вклад в развитие мировой художественной культуры.

Баженов Василий Иванович родился 1 марта 1737 году в Калужской губернии, село Дольское, в семье псаломщика (из других источников - в 1738 году в Москве), который после рождения сына был переведен в Москву. С малых лет Василий любил рисовать. Срисовывал храмы, здания, надгробия, а зимой из снега лепил свои первые архитектурные творения. Отец хотел, чтобы Василий пошел по его стопам и отдал его учиться на певчего в Страстной монастырь. Но желание рисовать не прошло и в монастыре, и в 15 лет Баженов уговорил бедного старого живописца взять его к себе. С ним Василий принимал участие в восстановлении после пожара (1753) дворца Головина, где расписывал печи под мрамор. Баженов был живописцем самоучкой, овладевшим еще и офортом (сложнейшая техника живописи), и благодаря своим способностям стал живописцем 2-ого класса, не достигнув 18 лет.

Во время работ во дворце способности В. Баженова заметил Д.В. Ухтомский, и взял его в 1751 году в свою архитектурную школу вольным слушателем. Это давало возможность Василию Баженову, не имеющему средств к существованию, не присутствовать на занятиях постоянно, и иметь возможность подрабатывать. Очень часто возможность подработать талантливому ученику предоставлял сам Ухтомский. Как один из лучших учеников Василий Баженов был послан Ухтомским для разрисовки, разборки и установки Креста в Сретенском монастыре. Большой Крест с изображением библейских сцен и значимых событий из жизни Христа был выполнен известным резчиком Григорием Шумаевым.

В 1755 году Баженов поступил в Московский университет, где увлекся изучением иностранных языков, особенных успехов он добился в изучении французского. В художественных классах занимался живописью, скульптурой и архитектурой. В 1757 году по ходатайству И.И. Шувалова был отдан на учебу в Академию художеств в Санкт-Петербург к знаменитому архитектору С.И. Чевакинскому. Работая в мастерской архитектора Василий Баженов проявил большие способности к архитектуре. И Чевакинский при постройке Никольского Морского Собора взял его к себе помощником. В 1758 году был принят в архитектурный класс, где учился и работал у известных архитекторов Де-ла-Мотта и Кокоринова.

Баженов был первым учеником в открывшейся Академии Художеств и первым «пенсионером» отправленным осенью 1759 года в Париж, для изучения европейской архитектуры. В 1760 году в Париже выдержал экзамен в Академию художеств, в течении двух лет учился и работал у профессора Шарля де Девальи, который обучал Баженова всем тонкостям нового архитектурного стиля - классицизма. После Парижа в 1762 году Баженов едет в Италию, где занимался изучением подлинной античности. Особенно Баженов стал известен созданием своих моделей из дерева и пробки. В Париже им создана модель Луврской галереи, а в Риме Собора св.Петра. Баженов был избран членом Болонской и Флорентийской академий, а диплом академика и профессора Баженову был присужден академией св. Луки в Риме. В 1764 году он снова вернулся в Париж, для продолжения изучения европейских архитектурных стилей.

Весной 1765 года Василий Баженов вернулся в Санкт-Петербург и получил звание академика Академии художеств. Он также рассчитывал получить обещанную должность профессора, но руководство Академии художеств к этому времени поменялось, а новое Баженову в должности отказало. Хотя предложило получить степень профессора по академической программе, в которую входило создание комплекса увеселительных сооружений в Екатерингофе, с чем Баженов блестяще справился. Но ни степени, ни должности он так и не получил, и посчитав это несправедливостью уволился с академической службы. В конце 1766 года князь Г.Г.Орлов определил Баженова в Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В 1767 году Баженов приехал в Москву из Санкт-Петербурга, для возведения Большого Кремлевского дворца по указанию Екатерины II. Баженов создал грандиозный проект (1767-1773), по которому предстояла реконструкция ансамбля Кремля. По замыслу Баженова ансамбль Кремля должен был стать огромным общественным комплексом с площадью для народных собраний, театром. Главный фасад Большого Кремлевского дворца выносился на линию кремлевских стен, а к главной овальной площади сходились бы основные улицы. Проект был одобрен Екатериной II. Состоялась церемония закладки первого камня в 1773 году и в этом же году Баженов создал деревянную модель Большого Кремлевского дворца. На 120 санях модель была отправлена в Санкт-Петербург для утверждения Екатериной II и выставлена в Зимнем дворце, но проект не был утвержден. В настоящее время модель находится в Оружейной палате Кремля.

Баженовым был возведен увеселительный комплекс на Ходынском поле для праздничных торжеств в честь годовщины заключения мира между Россией и Турцией. Построены были храмы, дворцы, замки, крепости, где Баженов использовал разные архитектурные стили - средневековый русский, классический и готический. Сочетание красно-белых цветов строений с зеленью природы в июне месяце и разными цветами - мундиров, ярких нарядов цыган и простого народа с изысканными нарядами аристократов все это придало неповторимую красоту праздничным торжествам на Ходынском поле.

Следующим поручением Баженову от Екатерины II , было строительство резиденции в Царицыно (имение Черная Грязь). В построенный (1775-1785) комплекс в псевдоготическом стиле входили Большой дворец, "Оперный дом", "Хлебный дом" (кухонный корпус) всего было 17 построек и каменные мосты. Екатерина II сказала, что Дворец очень мрачный и уехала. Дворец в Царицыно так и не стал императорской резиденцией. По приказу Екатерины II была снесена вся центральная часть ансамбля и ряд построек, но большая часть их сохранилась и до наших дней. Строительство нового дворцового комплекса было поручено архитектору М.Ф. Казакову. Немилость Екатерины II к Баженову была связана с его причастностью к кружку Новикова, по заданию которого Василий Иванович должен был передать цесаревичу весть о выборе его в верховные мастера московскими масонами. Баженов был исключен Екатериной II со службы и перешел из придворного архитектора в опальные, что повлияло на его служебную карьеру.

Екатерина II сыграла трагическую роль в судьбе архитектора. Почти восемь лет титанического труда по созданию проекта Большого Кремлевского дворца и реконструкции ансамбля Кремля остались на бумаге. Десять лет ушло на создание проекта и строительство императорской резиденции в Царицыно, центральная часть которой была разрушена по приказу императрицы. Это надолго выбило архитектора из колеи и отразилось на его здоровье.

В 1784 году Баженов получил частный заказ на строительство Дома от П.Е.Пашкова, внука денщика Петра I. Дом был построен на Ваганьковском холме напротив Кремля. Этот архитектурный шедевр, стал лучшей работой Баженова. Дом Пашкова больше похож на дворец - величественный трехэтажный корпус в светлых тонах, построенный в стиле классицизма, с портиком увенчанным круглой надстройкой. К дому примыкают разно уровневые галереи и флигеля. Дом Пашкова и сегодня является одним из красивейших зданий Москвы, в нем в настоящее время расположена Российская государственная библиотека. В 1790 году Баженовым разработан один из проектов Михайловского замка.

В 1792 году Баженов переезжает в Санкт-Петербург и снова был принят на службу в Адмиралтейств-коллегии.

Вступив на престол Павел I пожаловал Баженову чин действительного статского советника. А в 1799 году издал Указ о назначении Баженова вице-президентом Академии художеств Санкт-Петербурга. Павел I велел Баженову составить документ о возможности оказания помощи в развитии талантов русских художников в Академии художеств. А также собрать чертежи зданий построенных по проектам российских архитекторов, для проведения исторического исследования отечественной архитектуры. Этим планам не дано было осуществиться.

2 августа 1799 года в Санкт-Петербурге скоропостижно скончался русский архитектор Баженов Василий Иванович.

Не установлено также, где находится село Глазово, в котором Баженов, по его завещанию, был похоронен.

Работы в Москве

  • 1767-1773 гг - Проект реконструкции Московского Кремля;
  • Здание Арсенала и Сената по Знаменке;
  • 1784-1786 гг - построен Дом Пашкова (Российская государственная библиотека)
  • 1775-1785 гг - проектирование и строительство Дворцового комплекса в Царицыне
  • Работы в Санкт-Петербурге

  • 1765 г - проект дворца в Екатерингофе
  • Здание Арсенала на ул.Литейной (здание судебных учреждений)
  • 1790 г - разработал один из проектов Михайловского замка

Историческая справка:


1737(1738)г – родился в селе Дольское, Калужской губернии (1738г Москва)
1751г – учеба в архитектурной школе Ухтомского
1755г – учеба в Московском университете
1757г – учеба в Академии художеств Санкт-Петербург
1759-1765 гг – отправлен «пенсионером» от Академии художеств во Францию и Италию, где учился и изучал архитектуру. Получил диплом академика и профессора присужденный академией св.Луки в Риме. Избран членом Болонской и Флорентийской академий
1760 г – выдержал экзамен в Академию художеств в Париже
1765 г – вернулся в Санкт-Петербург из-за границы и получил звание академика в Академии художеств
1766 г – определен главным архитектором в чине капитана в Адмиралтейское ведомство
1767 г – переехал в Москву из Санкт-Петербурга
1792 г – снова принят на службу в Адмиралтейств-коллегии в Санкт-Петербурге
1799 г – вице-президент Академии художеств
1799 г – 2 августа умер в Санкт-Петербурге

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца - 2 августа 1799, Санкт-Петербург) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, масон. Член Российской академии 1784 год Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Собора Св. Петра, учился гравированию. По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) и Петровский путевой дворец, построенный Казаковым Матвеем Фёдоровичем, - его помощником. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768-1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён. В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много.» До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917 г, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса Шпекле, Карл Иоганн. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. "Большой мост через овраг в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также сношениями с кружком Николая Ивановича Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора Виолье, Анри Франсуа Габриэль, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен Бренном Винченцо и он был осуществлен.

По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Что известно о великом архитекторе Василии Баженове, то, что он родился в 1737 году, и маленьком селе. Ранние годы жизни провел в Москве. Известно, что отец работал в церкви церковным служащим.

С детства было стремление к архитектуре. Поэтому первые азы освоил в архитектурной команде Ухтомского. После поступает учиться в гимназию при Московском университете.

А уже в 1758 году успешно сдает вступительные экзамены и поступает в Академию художеств в Петербурге. Завершив с отличием обучение был направлен в Италию, для дальнейшего обучения.
В 1765 году получил звание академика. А в 1767 году приступает к созданию Кремлевского дворца в Москве.

Строительство осуществлялось до 1775 года, но так и не завершилось. Екатерина 2 запретила дальнейшее строительство. Данный проект требовал многих затрат, на которые правительство было не согласно. В эти годы шла война русских с турецкими войсками.

Василия Баженова не остановило полученное разочарование и он продолжил дальше осуществлять свои замыслы.
По его чертежам был построен не один дом. Также архитектор разрабатывал грандиозный проект Михайловского замка в Петербурге, он был сооружен в 1797 по 1800 год.

Помимо архитектурной карьеры достиг и художественную, мог работать преподавателем и преподавать архитектуру теоретически.

В 1799 году принял должность вице-президента в Академии художеств. Но к большому сожалению не успевает осуществить всех своих замыслов и умирает в Петербурге 13 августа 1799года.

Исторические факты о личной жизни Василия Ивановича Баженова остаются не известными.

Василий Баженов прожил достаточно насыщенную и интересную жизнь. Успел добиться многих целей в своей жизни и доказать всем насколько он талантливая личность. Ведь не каждый человек сможет не опустить руки после потерпевших неудач, а у выдающегося архитектора получилось. Он, несмотря на многие разочарования в работе, не останавливался, не падал духом и продолжал свою творческую деятельность. Поэтому им можно гордиться, а его ставить в пример подражания.

Биография 2

Никто точно не знает, когда (в 1737 или 1738 году) и где (Москва или Калужская область) родился архитектор. Он происходил из семьи бедного священнослужителя - младшего дьяка одной из многочисленных кремлевских церквей. В детстве он служил в Страстном монастыре в Москве и, согласно традиции, суждено было следовать по пути своего отца. Но он любил рисовать лучше. «Я мысленно положил святых на стены и сделал их частью моего сочинения, и меня часто избивали за это», - писал он позже в своей автобиографии. Помимо рисования, он также любил моделировать различные кремлевские здания из деревянных осколков.

В 15 лет ему удалось найти учителя рисования, художник-сверстник, который взял мальчика «ради Бога» (т. Е. Бесплатно) и научил его некоторым элементарным приемам. Вскоре они оба оказались участниками огромного и срочного проекта строительства. Деревянный императорский дворец в пригороде Лефортово внезапно сгорел, и императрица Елизавета приказала немедленно перестроить. Он был установлен как в сказке - всего за один месяц. Вероятно, в это время молодой Василий, чья работа заключалась в том, чтобы рисовать печи в подражание мрамору, начал думать о том, чтобы стать архитектором.

Его способности были замечены на строительной площадке, и главный московский архитектор князь Дмитрий Ухтомский начал задавать ему некоторые творческие задачи. В 1755 году Василий был принят в недавно созданный Московский университет. В следующем году он был переведен в гимназию Академии художеств в Санкт-Петербурге, а в 1758-1606 годах - в архитектурные классы Академии художеств.

Он познакомился с императрицей Елизаветой и прошел обучение в мастерской архитектора Саввы Чевакинского. Здесь Баженов изучал французский язык и математику и усердно копировал рисунки антикварных колонн и напольных покрытий (в то время Азбука архитектурного образования). Летом он работал на строительных объектах в Санкт-Петербурге, которые контролировались его энергичным и трудолюбивым наставником, в том числе Свято-Николаевским морским собором

В 1760 - 1764 годах Василий Баженов продолжил учебу во Франции и Италии. Он стал одним из первых двух получателей стипендии на поездки из Академии художеств (другой был награжден Иваном Старовым, который также позже превратился в видного архитектора).

Баженов вернулся в Санкт-Петербург именно для большого празднования в честь нового устава Академии художеств. Но Академия оскорбила Баженова. Умная униформа была приспособлена для него в 1765 году - одного из академиков, но ему не давали давно обещанного профессора. Кроме того, Баженов должен был пройти тест, чтобы подтвердить свое академическое звание - создать небольшой архитектурный дизайн. Он исполнил его красиво, намного превысив скромные требования к испытаниям, но тем не менее должен был искать работу самостоятельно.

Баженов работал на графа Григория Орлова, миньона Екатерины II и командующего артиллерией и укреплениями, а также на Павла Петровича, преемника юного престола (будущего императора Павла I), поддержку которого он пользовался до конца своей жизни. Наконец Орлов представил Баженова на суд императрицы, необычный для архитектора с званием артиллерийского капитана.

В 1792 году Баженов переехал в Санкт-Петербург, чтобы заполнить относительно скромную должность главного архитектора в Адмиралтействе. В 1796 году Екатерина II умерла, и Павел, старый покровитель Баженова, стал императором. Вступив на трон, Павел I поручил Баженову спроектировать Михайловский дворец с его золотым запахом и отдельными павильонами.

Накануне 19-го века Баженов был полон великих планов, но, как оказалось, у него не было времени их реализовать. Архитектору суждено было умереть в возрасте 62 лет. Летом 1799 года он был поражен параличом и умер 2 августа.

Фалес Милетский считается основоположником греческой философии, а, соответственно, и европейской философии вообще. Милет – город на периферии греческой цивилизации, где по большей части и зарождалась философия

  • Ломоносов Михаил Васильевич

    Ломоносов являлся одним из начинателей русской литературы. Учёный по образованию, он смог добиться того, что благодаря его произведениям было сформировано народное сознание и увеличена роль литературного языка.