Арктические войска. Усиление нато в арктике несет для россии смертельную угрозу

Три года назад было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север» со штабом в Североморске. Главной задачей формирования является защита экономических интересов России в Арктическом регионе - от Мурманска до Анадыря. Минобороны РФ сосредоточило усилия на обновлении корабельной группировки, восстановлении сети военных аэродромов и усилении войск ПВО. Результаты и перспективы развития ОСК «Север» - в материале RT.

Бойцы 80-й отдельной мотострелковой бригады Пресс-служба Минобороны РФ

Три года назад, 1 декабря 2014 года, было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север».

Президент России Владимир Путин в апреле 2014 года поручил Минобороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе.

Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, ВКС и ПВО. В СМИ ОСК «Север» принято называть арктической группировкой. С апреля 2016 года командует ОСК «Север» и Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков пояснил RT, что ОСК было сформировано на базе Северного флота и сил нескольких военных округов. Территория, за которую несёт ответственность «Север», простирается от Мурманска до Анадыря. Штаб ОСК находится в Североморске — там же, где и штаб Северного флота.

  • Командующий Северным флотом и ОСК «Север» Николай Евменов
  • РИА Новости

По словам Сивкова, специфика «Севера» заключается в том, что он де-факто осуществляет государственную политику по освоению Заполярья. Цель арктической группировки — надёжная защита природных богатств этого региона и обеспечение безопасности Северного морского пути (СМП).

Военное присутствие

До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.

Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.

В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.

На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.

Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся новая дивизия ПВО, которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года из Арктики вывезли свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.

Титаны флота

«Север» располагает самой многочисленной и мощной корабельной группировкой. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.

Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире — крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Длина атомохода — 172 м, ширина — 23,3 м, осадка в надводном положении — около 11 м, подводное водоизмещение — 49,8 тыс. тонн.

  • Подводная лодка «Дмитрий Донской»
  • РИА Новости

«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.

В 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер — «Юрий Долгорукий» — СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который был спущен на воду 17 ноября 2017 года.

До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».

В декабре 2017 года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать 30-дневные рейды дальностью до 3500 миль, перевозить до 200 морских пехотинцев, 36 бронетранспортёров или 13 танков.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Водоизмещение «Ивана Грена» — 5 тыс. тонн, экипаж — 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов.

Корабль будет вооружён двумя системами залпового огня «Град-М», 76-мм артиллерийской установкой и АК-176М, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматическими орудиями АК-630. На борту может базироваться два транспортно-десантных вертолёта Ка-29.

До конца 2017 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.

Длина фрегата — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля — от 180 до 210 человек.

На вооружении фрегата будут стоять 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут». «Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. В 2018 году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 — «Адмирал Касатонов».

Стратегически важный регион

В Государственной программе вооружений на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил будет урезана. Однако основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев не считает, что это кардинальным образом повлияет на программу военного освоения Арктического региона.

«У России уже есть материально-технический задел для освоения Арктики и укрепления своих северных рубежей. В дальнейшем будет постепенное наращивание количественных показателей техники и вооружений всех родов войск — не только флота, но и ПВО и сухопутной составляющей ОСК», — сказал в беседе с RT Корнев.

Эксперт полагает, что ключевой задачей ОСК «Север» является охрана природных ресурсов Заполярья. По разным оценкам, в регионе сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на нефтяной платформе «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти.

«В интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны идёт строительство атомных глубоководных станций и системы автономных эхолотов и гидролокаторов. Разумеется, экономически важный регион должен быть под надёжной охраной, поэтому и подчёркивается особая роль ОСК в защите Арктики, тем более что некоторые территории региона являются спорными и на них претендуют скандинавские страны, США и Канада», — отметил Корнев.

Подпишитесь на нас

Россия готовится воевать в Арктике. Минобороны должно завершить там формирование группировки войск в 2014 году, согласно поручению верховного главнокомандующего Владимира Путина. На создание арктических войск потребуются десятки миллиардов рублей. Но затраты оправданы: арктический шельф – последняя на Земле неосвоенная кладовая нефти и газа.

Президент Владимир Путин поручил Минобороны в 2014 году закончить формирование воинских частей и развертывание необходимой инфраструктуры в Арктике.

«Россия все активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов», - заявил Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны во вторник.

По его словам, уже начато восстановление аэродромов в арктической зоне. «До конца года планируется заключить госконтракт на разработку документации на развитие, а по сути на возрождение аэродрома Тикси и выполнение строительно-монтажных работ на аэродроме Североморск-1», - добавил Путин.

Он поблагодарил военнослужащих и специалистов, которые восстанавливали военную базу на Новосибирских островах, которые, по словам Путина, имеют «ключевое значение для контроля над ситуацией во всем арктическом регионе».

На земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах уже начато восстановление аэродромов и причальных сооружений, а также отремонтирован и введен в эксплуатацию аэродром «Темп». В будущем, по словам министра обороны Сергея Шойгу, планируется восстановить еще как минимум семь северных аэродромов в городах Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь и в упомянутом Путиным городе Тикси, а также в поселке Рогачево и на погранзаставе Нагурское.

В последние несколько лет Арктика упоминалась в основном с проблемами экологии, и эти проблемы в публичное пространство вывел именно Путин. В 2010 году он посетил Землю Франца-Иосифа и был впечатлен огромной свалкой мусора, накопившегося с предвоенных времен прошлого века. Путин решил выделить из бюджета на уборку Арктики 2,3 млрд руб, о чем и заявил на Первом арктическом международном форуме «Арктика – территория диалога».

Большинство пугающих предсказаний, связанных с соперничеством за Арктику, не имеет под собой никаких оснований, заявлял в 2010 году Путин (тогда он занимал пост премьер-министра).

«Приходится сталкиваться с разного рода футуристическими предсказаниями о грядущей битве за Арктику. Мы внимательно следим за развитием ситуации в регионе. Ясно видим, что большинство подобных пугающих сценариев в Арктике не имеет под собой реальной почвы», - говорил Путин на арктическом форуме в Москве.

По словам премьера, негативные сценарии рассчитаны на то, чтобы «столкнуть, рассорить государства региона, а затем попробовать поживиться на этом, половить, как у нас говорят, рыбу в этой мутной воде».

В то же время он признал, что в Арктике пересекаются серьезные геополитические и экономические интересы. «Но у меня абсолютно нет сомнений, что существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнерства, путем переговоров, на основе действующих международно-правовых норм», - отмечал Путин.

Но на коллегии Минобороны 27 февраля этого года Путин предложил взглянуть на Арктику под другим углом. Он предупредил об опасности «милитаризации Арктики». И поставил задачу создать полноценные военные группировки «на всех стратегических направлениях». Теперь Арктика становится территорией противостояния экономических интересов сопредельных стран. А раз так, то необходимо вооружаться, следует из заявлений военного руководства России.

Арктические войска будут оснащены самыми современными образцами вооружения и техники. Уже в этом году вооруженные силы получили 56 самолетов, 122 вертолета, 6 кораблей и катеров, одну подводную лодку. Завершаются испытания ракетной подводной лодки стратегического назначения «Александр Невский». Часть этого вооружения будет задействована в Арктике. Минобороны планирует в 2014 году довести оснащенность армии современными образцами вооружения и техники до уровня 30%, заявил во вторник министр обороны Шойгу.

В Арктике действительно есть за что бороться. По данным Управления энергетической информации США, в Арктике может содержаться до 58 млрд тонн нефтяного эквивалента, то есть примерно 22% мировых запасов. Причем 78% этих ресурсов составляет природный газ и большая его часть находится в российском секторе Северного Ледовитого океана.

Кроме того, здесь добывается почти шестая часть рыбной продукции страны. А Северный морской путь является самой короткой трассой из Европы в Америку и Азию и может быть использован для транспортировки нефти и газа с арктических месторождений.


Приблизительно половина территории арктического побережья - это земли Российской Федерации, около одной четверти побережья приходится на долю Канады, 15% - на США и 10% - на Норвегию, Данию и Исландию. Тем не менее международно-правовой режим Арктики до сих пор является неопределенным. Большинство арктических держав все-таки признает, что разграничение территорий должно опираться на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

Согласно данному документу, который ратифицировали все арктические державы, кроме США, государство, имеющее границу с Арктикой, имеет право претендовать на 200-мильную исключительную экономическую зону (ИЭЗ), которая может быть расширена до 350 миль в том случае, если арктическая держава может убедить Комиссию ООН по границам континентального шельфа, что дно, простирающееся за 200-мильной зоной, является продолжением материкового шельфа данной страны.

«Таким образом, многие страны стремятся доказать то, что дно, расположенное дальше 200-мильной зоны является продолжением их континентального шельфа», - говорит старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Илья Усов.

По его словам, самые горячие споры вызывает подводный хребет Ломоносова, на который предъявили свои права сразу три государства: Россия, Канада и Дания. Здесь могут возникнуть очаги военного противостояния.

Канада считает, что трансарктический хребет Ломоносова является продолжением Американского материка, Дания полагает, что он является затонувшей частью острова Гренландии, которая принадлежит Дании. А Москва еще в 2001 году подала заявку на 1,2 млн кв. км шельфа, считая, что хребет Ломоносова является соответственно продолжением российского шельфа.

Власти Канады в понедельник подали в ООН заявление о расширении границ арктического шельфа: официальная Оттава считает, что имеет право на 1,2 млн кв. км территории, а значит и право на разведку и добычу углеводородных ресурсов на этой территории. Помимо членов «арктического клуба» интерес к Арктике проявляют Великобритания, Германия, Южная Корея, Франция, Швеция, Нидерланды и, конечно, Китай.

Арктику сейчас защищает одна бригада российских войск, укомплектованная для ведения в Заполярье классических военных действий, и по этой причине ее эффективность не высока, отмечает член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. «Нужна еще одна небольшая по численности, но мобильная бригада, которая будет отслеживать передвижения потенциального противника с помощью РЛС. Способная оперативно перебросить войска по воздуху в любую точку Арктики. А также имеющая на вооружении подводные лодки и ледоколы», - говорит Коротченко.

Если дело дойдет до применения силы, то воевать придется не с отдельными странами, например, Евросоюзом или с Канадой, а с НАТО. «Несмотря на то что отдельные члены Альянса конкурируют и с Россией, и друг с другом за доступ к Арктике, воевать между собой они не будут», - предупреждает Коротченко.

«Не думаю, что дойдет до военных действий, но российское руководство исходит из того, что чем мощнее военный потенциал России в Арктике, тем меньше будет поводов для военного конфликта», - говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Хотя, по его мнению, уже сейчас военный потенциал России в Арктике в разы больше, чем военный потенциал наших соседей по заполярным территориям Норвегии, Дании и Канады вместе взятых.

По словам советника Центра политических исследований России Дмитрия Евстафьева, Арктика - это территория, где традиционно проверяется уровень боеготовности, военной мощи любого государства. «Было время, в 20-30-х годах прошлого века, когда норвежские моряки ловили рыбу прямо в территориальных водах России. Ловили до тех пор, пока туда не направили флот», - говорит Евстафьев.


По его словам, Россия должна была жестко заявить о себе в Арктике еще 3-4 года назад, но погрязла в дискуссии о необходимости усиливать контроль в этом направлении. Сейчас точка в дискуссии поставлена. «Если не заявить о создании арктических войск сейчас, то лет через пять в Арктике будет Майдан, двоевластие», - иронизирует Евстафьев.

Эксперты затруднились оценить предполагаемые расходы на создание арктических войск. «Речь о десятках миллиардов рублей. Но не дороже олимпиады в Сочи», - уверен Евстафьев.


Со временем покорения Арктики минуло, без малого, сто лет. Для арктических исследователей прошлого, дело изучения Арктики, было делом, лишенным политической подоплеки. Для того, чтобы крупные государства обратили свое внимание на этот безжизненный ледяной регион, понадобилось несколько десятков лет и Холодная война. Именно с её началом интерес к Арктике, начал расти по экспоненте. Траектории баллистических ракет, направленных в сторону противника, на долгое время заменили в Арктике реальные границы, сделав дискуссию о международном разграничении региона невозможной.

Сейчас Арктика воспринимается мировым сообществом не как безжизненные ледяные просторы, представляющие ценность лишь для деятелей науки и военных. Арктика сейчас – это сокровищница, скрытая в ледяном саркофаге. И неудивительно, что в последнее время, многие страны, некоторые из которых весьма далеки от объекта своего вожделения, все глубже втягиваются в противостояние за обладание своим куском «ледяного пирога».

Арктические льды могут полностью растаять к 2030 году. Активное таяние арктического льда началось в 90-х годах прошлого века, а пик сокращения ледяного покрова пришелся на 2012 год. За этот период площадь арктических ледников уменьшилась в два раза и сейчас составляет 3,37 миллиона квадратных километров. Благодаря этому северный морской путь стал более доступным для грузоперевозок, что существенно увеличило трафик проходящих по нему судов. Прогнозируют, что уже к 2021 году грузовые перевозки по Северному морскому пути увеличатся в десять раз, с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. И большую часть этого пути, контролирует Россия. А это в свою очередь новые порты, новая инфраструктура и иностранные капиталы, привлеченные в наши северные регионы прямой выгодой от сотрудничества с нашей страной. А ко всему прочему это и стремительное развитие наших северных территорий, превращение их из сырьевой периферии в реальные центры международной торговли. Все это вместе создаст условия лучшей жизни не только для бизнеса, но и для простых граждан. Кроме этого, только Россия обладает атомным ледокольным флотом, а стоимость (от $850 млн до $1 млрд) и время постройки (8-10 лет) ледоколов неатомного типа представляют объективные трудности в освоении Арктики другими странами, включая США.

А ведь прямые выгоды от увеличения судоходного трафика, это лишь верхушка арктического айсберга. Большую часть своих богатств Арктика скрывает под толщей льда и соленых вод Северного ледовитого океана. Уже сейчас началась нешуточная гонка за право обладания запасами углеводородов покоящихся на дне океана. Одни только запасы Охотского моря, в марте этого года, полностью переданного под юрисдикцию Российской Федерации, могут достигать трех миллиардов баррелей.

В сентябре этого года, компания «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого, по словам ученых, сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. И когда в августе компания запускала на платформе WestAlphaразведывательное бурение, мало кто верил в успешный результат. Сейчас это месторождение носит имя «Победа».

Но, как и любую победу, эту, арктическую «Победу», тоже необходимо защищать. Ведь благодаря спорной политике наших западных партнеров и торжеству ценностей демократии по всей планете, мир вновь вернулся к пресловутой парадигме «Права сильного». И значит, Россия должна напомнить всем, кто желает претендовать на наши земли в Арктике, что наша страна не так слаба, как некоторым хотелось бы. Исходя их этих, сугубо оборонительных, соображений, Россия сейчас, наряду с экономическим, наращивает и свое военное присутствие в Арктике.

Для защиты национальных интересов России в Арктике по указанию министра обороны Сергея Шойгу Генштаб разворачивает за Полярным кругом полноценную войсковую группировку и создает там военную инфраструктуру. В марте и апреле в арктических широтах были проведены две десантные высадки частей ВДВ. 14 марта на Новосибирских островах высадился батальон из 350 человек - это первые арктические учения такого масштаба в мире, заявлял командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Через месяц свыше 50 десантников на парашютах спустились на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана рядом с Землей Франца-Иосифа. Парашютно-десантная операция такого рода - первая в истории освоения Арктики.

Не случайно в рамках наращивания военного присутствия ведутся работы по восстановлению заброшенных советских аэродромов и причалов на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Щитом России в Арктике призваны стать авиация и флот. Сухопутные войска будут относительно небольшими по численности, преимущественно несколькими бригадами, подготовленными для действий в экстремальных арктических условиях. Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников отмечал, что первая бригада будет создана не ранее 2015 года, когда армия примет на вооружение специальную технику, «отвечающую всем требованиям».

Арктика для России это залог успеха в будущем страны. Оставить этот регион на милость других претендентов, можно расценивать как преступление не только против государства, но и будущего всего российского народа. И если в Советском Союзе, Арктика была в первую очередь рубежом обороны, то в наше время ей уготована роль моста, который свяжет экономическими узами Европу, Азию и Америку. И благодаря своевременной и умелой политике наших властей, контроль над этим мостом, будет в руках нашей страны.

Сегодня в эпоху глобализации состояние любой современной экономики определяется ее обеспеченностью энергетическими ресурсами. Существующая зависимость сохранится и в обозримом будущем, даже не смотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктический регион, благодаря огромным запасам углеводородов и удобным воздушным и морским маршрутам, привлекает к себе внимание многих стран мира и транснациональных корпораций. В Арктике сталкиваются национальные и групповые интересы, обостряются споры о принадлежности арктических зон, повышается военная активность. На этом фоне логичными выглядят действия России по усилению своего военного влияния в данном регионе.

Значение Арктики для России


Арктика – это часть земного шара, находящаяся севернее Полярного круга. Общая ее площадь 21 млн. квадратных километров. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и окраинные моря, расположенные здесь острова и прилегающие части суши Европы, Азии и Северной Америки. В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия. Согласно конвенции ОНН по морскому праву от 1982 года приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.

С международно-правовой точки зрения Арктика по-прежнему остается «ничейной землей». Вопрос о делении региона на международном уровне пока не решен. В 1909 году Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, заключенный между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на Северном полюсе. Тогда ее поддержала только Россия, приняв в 1916 году аналогичный закон. Три других приарктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью.

В последнее время все чаще звучат призывы к пересмотру данного деления, так как в Арктике были обнаружены крупные месторождения природных ископаемых. Так по оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана располагается до 20% мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы газа оцениваются в 47,3 трлн. м3, газового конденсата в 44 млрд. баррелей, нефти в 90 млрд. баррелей. Наиболее крупные газовые месторождения находятся у берегов Сибири и Аляски. В будущем арктический шельф может стать очень важным или даже основным источником углеводородного сырья. Помимо углеводородов здесь были открыты крупные залежи руд, включая залежи редкоземельных металлов. Вдобавок к этому в Арктике сосредоточены крупные биоресурсы планеты, здесь только рыб водится более 150 видов, при этом ряд из них являются основными в мировом рыболовном промысле.

России принадлежит практически половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Только одно Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3 800 млрд. м3 газа (для сравнения – это газопотребление Франции за 80 лет). В настоящее время России намерена подать в ООН заявку на расширение своих арктических владений еще на 1,2 млн. км2 (три площади Германии). В Американском секторе запасы нефти только Чукотского моря оцениваются в 15 млн. баррелей, а газа свыше 2 000 млрд. м3. Крупные запасы углеводородов расположены и в канадском секторе.

Помимо ресурсного Арктика обладает важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, для старта баллистических ракет и расположения систем ПРО. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение значительной части года.


Еще одним важным значением региона является транспортное. Через Арктику проходят кратчайшие воздушные и морские пути между Евразией и Северной Америкой. При уменьшении площади льдов в Арктике протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком можно будет сократить на 40%. Сейчас использование данных транспортных путей сдерживается сложностями плавания и полетов в данных широтах, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.

Арктические войска будут созданы к 2015 году

На прошлой неделе 21 февраля главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников объявил о том, что первая мотострелковая арктическая бригада будет создана к 2015 году. «В соответствии с ожидаемым поступлением перспективной спецтехники в 2015 году бригада, которая будет отвечать всем требованиям региона, должна быть создана в этот срок», – отметил главком.

По словам Александра Постникова, технической основной новых арктических бригад в ближайшей перспективе будут бронированные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ. В будущем это будет машина, относящаяся к семейству боевой и обеспечивающей техники, на базе двухзвенной бронированной гусеничной унифицированной платформы. Данная техника сможет передвигаться по глубокому снегу и работать при температурах воздуха около -50 градусов по Цельсию.

Для того чтобы военнослужащие не замерзали, для них разработан специальный вариант зимней униформы. По словам начальника вещевого управления департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны полковника Андрея Подопригорина, в такой униформе солдат сможет провести ночь в сугробе без последствий для своего организма. Данная форма предназначена для обеспечения военнослужащих, которые служат в регионах с особо холодными климатическими условиями. Во время ее испытаний в Заполярье солдат российского спецназа благополучно проспал 4 часа в сугробе без последствий для своего организма, отметил Подопригорин.

Подготовка офицерских кадров для службы в арктических бригадах будет проводиться на базе Дальневосточного Высшего военного командного училища. Об этом осенью 2011 года заявил начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов. По словам Грызлова, в настоящее время проработаны предложения Главкомата Сухопутных войск об обучении в училище взвода курсантов по специализации «Применение мотострелковых подразделений в арктических условиях». Срок программы обучения 4 года.


Впервые о необходимости наращивания военного потенциала на Северном морском пути Министерство обороны объявило в марте 2011 года. Новое соединения для действия в условиях Арктики должно было быть сформировано на базе 200-й мотострелковой бригады, которая дислоцируется в Печенге. Спустя несколько месяцев министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что для защиты российских интересов в Арктике будет создана не одна, а две армейских арктических бригады. Возможными местами их дислокации он назвал Мурманск и Архангельск. Глава оборонного ведомства особо подчеркнул, что при создании новых подразделений военные будут учитывать опыт вооруженных сил Норвегии, Финляндии и Швеции.

Развертывание новых арктических бригад Минобороны будет проходить в рамках реализации принятых Советом безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В рамках данного документа в ближайшие годы в северных районах страны будут созданы группировки сил, которые будут в состоянии обеспечить военную безопасность арктического региона при различных вариантах военно-политической обстановки.

Бывший генеральный инспектор Минобороны России адмирала флота Иван Капитанец считает, что Арктика должны рассматриваться как потенциальный театр военных действий, поэтому России просто необходимо наращивать свое военное присутствие в данном регионе. По его мнению, существующий оборонно-промышленный комплекс позволит России нарастить мощный морской боевой потенциал в северных районах страны, а северное направление и Северный флот должны быть усилены АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей».


Специальная техника

Для действия в условиях Арктики должна использоваться специальная техника. Российская армия уже сейчас располагает образцами техники, которая успешно эксплуатируется в условиях Крайнего севера. Примером таких машин являются МТ-ЛБВ и ДТ-30ПМ «Витязь». МТ-ЛБВ является вездеходной модификацией бронированного армейского тягача.

Данная модификация имеет более широкие гусеницы и пониженное давление на грунт (на уровне 0,27 кг/см2), что практически равно давлению на грунт среднестатистического человека. При весе машины в 11 тонн это очень хороший показатель. МТ-ЛБВ предназначен для использования в арктических регионах. По желанию заказчика машина может комплектоваться гусеницами основного или снегоболотоходного исполнения, а также дополнительной системой обогрева кузова, которая использует тепло от системы охлаждения двигателя. Высокая проходимость и приличная скорость – до 60 км/час делают машину незаменимой в армейских частях, дислоцированных в тяжелых климатических и природных условиях.

Цельнометаллическая двухдверная теплошумоизолированная кабина на 2 посадочных места, оборудуется дополнительным сиденьем и верхними люками, предназначенными для аварийного покидания тягача. Машина обладает хорошим обзором с места водителя при движении и днем, и ночью. Ночью водитель может использовать для уверенного движения 2 фары и фару-искатель. Закрытый обогреваемый кузов МТ-ЛБВ имеет объем 7,3 м3 и рассчитан на 10 посадочных мест. Наличие автономного отопителя, который может работать в сочетании с использованием тепла, которое отводится от системы охлаждения двигателя, создаёт комфортные условия для экипажа и пассажиров МТ-ЛБВ. Общая вместимость машины составляет 12 человек (1+11).

вездеход «Витязь» ДТ-30ПМ


Еще более совершенной машиной для действия в районах Арктики является гусеничный бронетранспортер «Витязь» ДТ-30ПМ, представляющий собой военную версию гражданского вездехода, имеющую шифр «Вездесущий». Благодаря универсальности конструкции вездеход «Витязь» может успешно применяться в роли шасси для размещения комплексов вооружений, погрузочно-разгрузочного, землеройного, грузоподъемного и другого оборудования разного назначения.

Высокие свойства гусеничного движителя, которые сочетаются с преодолением водных преград и уверенным маневрированием в любых природных условиях, позволяют считать двухзвенные вездеходы «Витязь» уникальными снегоболотоходными машинами, которые в состоянии без инженерного оборудования маршрута движения и предварительной разведки преодолеть большие расстояния, недоступные для других транспортных средств.

Основным назначением вездехода в армии является транспортировка вооружений, военной техники и личного состава вооруженных сил в особо тяжелых климатических условиях. При массе в 30 тонн, вездеход обладает такой же грузоподъемностью и может перевозить до 19 человек (2 члена экипажа + 17 десантников). Максимальная скорость машины на суше – 45 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 700 км.

Сочетание в одном транспортном средстве таких качеств, как высокая маневренность и проходимость, максимальная скорость и запас хода, плавучесть и грузоподъемность, возможность преодоления всевозможных препятствий и водных преград с полной нагрузкой и многофункциональность позволяют считать ДТ-30ПМ «Витязь» машиной, не имеющей аналогов в мире.

Россия сделала ещё один важнейший шаг на пути к возобновлению своего военного присутствия в Арктике и созданию арктической группировки войск. На острове Котельный архипелага Анжу начинается воссоздание аэродрома «Темп» и подготовка к появлению других объектов военного назначения.

Как это делается

3 сентября отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота вышел из Североморска для второго масштабного похода в Арктику. Так же как и в предыдущем походе, отряд возглавляет флагман Северного флота атомный . В прошлом году крейсер прошёл по Северному морскому пути (СМП), дойдя до Восточно-Сибирского моря, отрабатывая различные боевые задачи, в том числе и обеспечение высадки десанта на остров Котельный. За поход крейсер был удостоен ордена Нахимова - такие дальние арктические походы боевых кораблей до этого почти не совершались.

В этом году в Арктике задействован весь атомный надводный флот России - тяжёлый и четыре атомных ледокола: «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр». Ледоколы и большие десантные корабли (БДК) «Кондопога» и «Оленегорский горняк» доставили на остров Котельный строительную и инженерную технику, личный состав, жилые и технические блоки новой арктической базы, 46 тонн горюче-смазочных материалов и 43 тонны продовольствия. Расчистку и разметку фарватера, а так же другие гидротехнические работы осуществляют килекторные суда «КИЛ-164» и «Александр Пушкин».

Немного истории. Аэродром «Темп» на острове Котельном начал работать в 1949 году. Сначала он был удобной промежуточной базой высокоширотных воздушных экспедиций «Север». А с 60-х годов работал для обеспечения военных объектов, расположенных на архипелаге. В начале 90-х аэродром был законсервирован, а все поселения опустели. В 2011 году, в ходе экспедиции «Новосибирские острова-2011», было проведено рекогносцировочное обследование островов Ляховских и Котельного с целью размещения на архипелаге базового полевого лагеря. Тогда было определено, что взлётно-посадочная полоса (ВПП) за 20 лет почти не разрушена и вполне подлежит восстановлению.

Теперь в короткий срок аэродром будет подготовлен для приёма транспортных самолётов Ан-72, Ан-74 и Ан-26. Работы будут вестись с высоким темпом. Очистку взлётно-посадочной полосы, установку радио- и светотехническое оборудования необходимо завершить в кратчайшие сроки, пока в Арктику не пришла непогода. Первые самолёты аэродром сможет принять уже в октябре.

В дальнейшем ВПП будет расширена и удлинена, чтобы «Темп» смог принимать тяжёлые самолёты Ан-22 и Ил-76, а в перспективе использовать его для действий стратегической авиации. Заместитель министра обороны Аркадий Бахин сказал, что «авиасообщение будет регулярным, круглогодичным и всепогодным. Мы должны восстановить полностью полярную авиацию и её инфраструктуру. И мы это сделаем ».

Следует сказать, что географическое положение архипелага Анжу является стратегически важным для обеспечения безопасности России на северном направлении . Он расположен восточнее полуострова Таймыр, разделяя море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Архипелаг «прикрывает» собой восточную часть Северного морского пути и позволяет действующей с него авиации контролировать обширную прилегающую зону, расположенную восточнее Таймыра и западнее Чукотки. На архипелаге в ближайшее время будут размещены пункты береговой и противовоздушной обороны, технической разведки, материального обеспечения, метеорологических исследований, экстренного спасения, обеспечения судоходства, а так же контингент охраны объектов.

Кроме архипелага Анжу, подобные военные базы будут в ближайшее время созданы в районе Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. Сейчас там работает экспедиционный отряд в составе гидрографического судна Северного флота «Горизонт» и морского буксира «МБ-56».

Главком ВМФ Виктор Чирков сообщил, что в задачи отряда входит оценка навигационно-гидрографической обстановки, уточнение карт и морских лоций, гидрометеорологические наблюдения, обследование геодезических пунктов, изучение возможностей плавания не ледокольных судов. Иными словами - полный спектр подготовительной работы. Отряд моряков работает на острове Рудольфа (самый северный остров Земли Франца-Иосифа). Кроме островных баз, вдоль СМП создаются и новые материковые: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре.

Зачем всё это делается

Теперь несколько слов о том, для чего всё это. Необходимость постоянного военного присутствия в Арктике вызвана двумя причинами .

Во-первых , по соображениям стратегической безопасности . На северном направлении Россия довольно слабо защищена от различных средств нападения, как воздушного, так и морского базирования. И это положение необходимо исправлять. Особенно учитывая усиление присутствия в Арктике иностранной военной силы. США расширяют и модернизируют приарктические военные базы, американские ВМС учатся действовать в арктических условиях не только подводными, но и надводными силами. Это становится возможным благодаря значительному освобождению Арктики ото льдов и увеличению периода навигации. В планах имеется даже размещение элементов ПРО корабельного базирования в Баренцевом море.

В Военно-морском колледже США (NWC, Ньюпорт, штат Род-Айленд), с 26 июля начала работу Группа арктических региональных исследований, задачей которой является помощь ВМС в подготовке к оперативным и стратегическим действиям в Арктике. Первый директор Группы, профессор Уолтер Бербрик так обозначил свои задачи:

«В ряде прогнозов утверждается, что Арктика будет полностью открыта для судоходства в летний период уже с 2023 года. Это предъявляет новые требования к военно-морским силам США, которые должные поддерживать присутствие и необходимый уровень боеготовности в суровых условиях Арктики ».

Во-вторых , необходимость российского военного присутствия нужна для отстаивания национальных интересов в этом важнейшем районе . Северный морской путь начинает эксплуатироваться всё активней, что сделает его в обозримой перспективе одним из важнейших мировых транспортных коридоров. Для России СМП станет более важен ещё и потому, что он позволит активно разрабатывать арктические материковые и шельфовые месторождения полезных ископаемых. Сегодня их добыча во многом осложнена трудностью освоения месторождений и трудностью транспортировки добытых природных ресурсов.

Однако без поддержки военной силы реализовать свои экономические интересы невозможно нигде. Мы уже рассматривали причины усиления военного присутствия американцев в Арктике и необходимость ответных мер с нашей стороны. Достаточно вспомнить, что США считают вызовом своим национальным интересам сам факт усиления хозяйственной деятельности других стран (прежде всего России) в этом регионе . А одной из главных задач своих ВМС считают обеспечение международного (читай, своего) управления Арктикой, её транспортной функцией и природными ресурсами.

США открыто заявляют о готовности противодействовать попыткам использовать Арктику в сугубо национальных интересах какого-либо государства, подразумевая, естественно, освоение Арктики Россией . Ставку американцы делают на Арктический совет - международную организацию, которую стараются сделать управляющей региональной силой. А в качестве обоснования превосходства международного права в Арктике над национальным используют заботу о «защите общих интересов благосостояния всех приарктических государств», а также необходимость «охраны окружающей среды» (смотри текст Национальной стратегии США по Арктическому региону, принятой в мае этого года).

Заботу американцев о доступе к нашей Арктике можно понять. Иллюстрация из уже ведомственной арктической стратегии Береговой охраны США (USCG) наглядно демонстрирует две вещи:
— во-первых, американская береговая охрана изучает наши северные ресурсы;
— во-вторых, изменение климата, произошедшее за последние 20 лет, открыло мало новых экономических возможностей для США и очень много для России.

В исследовании отражено изменение ледового покрова, транспортного потенциала, рыбных ресурсов и разведанных нефтяных месторождений региона. И оно показывает, что эти изменения американцев обделили, а нас - наградили.

О специфическом поведении американцев в мире можно рассказывать долго и эмоционально. Однако наступивший век, который многие называют веком нового масштабного освоения Севера, - будет веком не американской, а Русской Арктики. У нас есть все возможности для того, чтобы отстоять свои интересы и использовать ресурсы Русского Севера для своего развития.