Аспекты стресса у психологов. Психологический стресс

Введение……………………………………………………...………3

1. Понятие стресса………….…………………………………...…..4

1.1. Стадии стресса…………...…..........................................10

1.2. Причины и признаки стрессового состояния….…...10

2.Адаптация к стрессу……………………………………………..14

3. Стресс в жизни человека………………………………………..20

Заключение………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………...23

Приложение 1…………………………………………………….24

Приложение 2…………………………………………………….26

Приложение 3…………………………………………………….27

Введение.

Цель нашей курсовой работы - изучение воздействия стресса на жизнь человека.

  • раскрыть теоретические аспекты проблемы стресса;
  • определить и проанализировать уровень стресса у нескольких групп людей согласно выдвинутой гипотезе;
  • определить уровень стрессоустойчивости.

В нашем исследовании мы выдвигаем предположение, что подростки больше подвержены влиянию стресса по сравнению с людьми более старшего возраста и обладают меньшей стрессоустойчивостью.

Объекты исследования - две группы испытуемых: группа № 1 - юноши и девушки в возрасте от 15 до 20лет; группа № 2 - мужчины и женщины в возрасте от 30 до 40 лет.

Предмет исследования - стрессоустойчивость.

Методы исследования: теоретический - изучение выделенной проблематики в исследованиях отечественных и зарубежных ученых; практический - тест Бостонского университета, тест на самооценку стрессоустойчивости личности.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, нулевой стресс невозможен.

Стресс - это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных - в состояние нервно - эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям и др.

1. Понятие стресса.

Проблема возникновения стресса у человека, его протекания и последствий привлекает внимание специалистов различных областей науки, от медиков до социологов и психологов. В последние годы значительно возросло число публикаций по прикладным аспектам изучения стресса, затрагивающих самые разные стороны жизни человека. В то же время, до сих пор не достигнуто не только концептуального, но даже терминологического единства. Это привело к расширению понятийного аппарата, когда под термином «стресс» стали понимать очень широкий круг явлений, что особенно четко прослеживается на примере психологического стресса.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешне и внутренние требования" . Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.

Любое событие, факт или сообщение может стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.

В переводе с английского стресс - это давление, нажим, напряжение, а дистресс - горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности индивида. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы органов и систем организма. Например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация.

Стресс, сказывающийся положительно на активности организма, был назван Г. Селье эустрессом. При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Избыточно сильные воздействия и требования ситуации могут сопровождаться возникновением дистресса, ухудшающего состояние и поведение человека. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время. Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которого предложен П. Т. Вонг и показан на рис. 1, приложение 1.

Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую называют "Я сила", "умственная сила", психическая энергия, или внутренние ресурсы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным, связанным со стрессом, расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

Следующая область - внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней - работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий - загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.

1.1. Стадии стресса.

Известный зарубежный психолог, Ганс Селье - основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса, как процесса:

  • Фаза тревоги - осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение рабатоспособности.
  • Фаза резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза.
  • Фаза истощения - поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй стадиях, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среда и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

1.2. Причины и признаки стрессового состояния.

Как уже упоминалось выше, стресс для человека весьма многостороннее явление, в связи этим, стресс был разделен на два основных вида: системный (физиологический) и психический.

Системный или биологический стресс может вызываться стрессовыми ситуациями, к которым относятся охлаждение и перегрев, недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, гипогликемия, заболевания, операции, раны, шумовые воздействия, внезапный испуг, беспокойство, боль и гнев, сильные физические и нервно-психические нагрузки, в том числе необычайно тяжелая работа, так, например, во Франции «популярностью» пользуются самоубийства на рабочем месте: на электростанции в Шиноне, где нацеленность на результат занимает первое место двое рабочих, покончивших с собой являлись сотрудниками, выполнявшими крайне ответственную работу по контролю за работой реактора и управлением всей электростанцией. В этом смысле Франция поставила мрачный рекорд: она занимает первой место в списке стран, где число самоубийств среди мужчин трудоспособного возраста растет начиная с 1975 года и в 2000 году достигло 11 тысяч человек в год, или «более 1 человека в час»; причем, как с тревогой отмечают социологи Кристиан Бодло и Роже Эстабле в их недавно опубликованном исследовании, «всегда и везде в основе суицида лежит глубокий разлад между требованиями среды и стремлениями личности».

Данные статистики показывают, что каждый день во Франции 2 человека погибают в результате несчастных случаев на производстве, 8 - от последствий работы с асбестом, около 2,5 миллионов человек ежедневно подвергаются воздействию различных канцерогенных веществ… Миллионы людей постоянно находятся на пределе того, что морально и физически может вынести человек .

Психический стресс, в свою очередь, некоторые авторы условно разделили на две большие группы: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса или эмоциональной напряженности большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной, генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Физиологически эмоциональная напряженность выражается в изменениях в эндокринной системе организма. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

  • стресс - состояние организма - его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
  • стресс более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
  • явления стресса имеют место тогда, когда нормальные адаптивные реакции недостаточны.

Следует подчеркнуть, что подобное деление стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. Данная классификация исходит из основных характеристик причин, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональные стрессоры и определить какие из стрессоров являются ведущими. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с получением информации. Очень часто в результате ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева. В свою очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации. В большинстве работ психический и эмоциональный виды стресса отождествляются.

Психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

В качестве основного условия возникновения стресса многие авторы указывают наличие угрозы. Но бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. Согласно классификации Д. Роттера, люди делятся на экстерналов (видящих причину всего происходящего с ними во внешних обстоятельствах и воздействиях) и интерналов (склонных брать на себя ответственность за то, что происходит в их жизни, уверенные в себе и рассчитывающие на самого себя). Интерналы более устойчивы к воздействию стресса, но при таком стрессогенном воздействии, когда интернал теряет веру в себя, у него могут проявляться свойства экстернала, и он становится даже боле беззащитным, чем экстернал, оказавшийся в подобной критической ситуации.

Люди с низкой самооценкой и высокой личностной тревожностью менее устойчивы к воздействию стресса. Очень важно, как воспринимает себя человек в возникшей критической ситуации: как жертву или как индивида, способного активно воздействовать на возникшую проблему. Люди, склонные воспринимать себя как жертву, больше подвержены влиянию дистресса, активно действующий человек испытывает меньший стресс, чем пассивный. При этом стресс-факторы могут быть как психосоциальными, так и физическими .

2. Адаптация к стрессу.

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

  • оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
  • установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

— ощущение неопределенной угрозы;

— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

— неопределенное беспокойство,

представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1. ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2. гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3. собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

4. страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

5. ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6. тревожно-боязливое возбуждение — вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.

Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

1) аллопсихический механизм — действует, когда происходит модификация поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее.

2) интрапсихический механизм — обеспечивает редукцию тревоги благодаря переориентации личности.

Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:

1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;

2) фиксация тревоги на определенных стимулах;

3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;

4) концептуализация.

Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фрустрацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

3. Стресс в жизни человека.

В нашем исследовании участвовало 2 группы по 10 человек для сравнительного описания и анализа влияния стресса на жизнь опрашиваемых в зависимости от их возраста и пола: группа № 1 - от 15 до 20 лет; группа № 2 - от 30 до 40 лет.

Каждая группа состояла на 50% из мужчин и на 50% из женщин.

Для определения уровня стресса использовался тест, разработанный исследователями Медицинского центра Университета Бостона (приложение 2).

Тестирование показало, что, как и предполагалось, уровень стресса в группе № 1 значительно выше, чем в группе № 2, что отчетливо видно на графике 1, приложение 1.

С физиологической точки зрения это связано с тем, что в группе № 2 более грамотно распределено время для работы и отдыха; более организовано питание и сон, нежели в группе № 1.

Представители обеих групп имеют большое число знакомых и друзей, ведут достаточно активный образ жизни, но подростки менее уверены в себе. Им недостает внимания и поддержки. Так, например, на третий вопрос опросника «Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен?» все 100 % представителей группы № 2 выбрали ответы «да» или «скорее да, чем нет», в то время, как в группе № 1 эти ответы выбрали для себя 60% опрошенных.

Также повышенный уровень стресса в группе № 1 объясняется тем, что они менее открыты в выражении негативных чувств и эмоций и склонны держать многое в себе.

Также интересно распределение стресса внутри каждой группы (график 2, приложения 1). В ходе исследования стало известно, что наиболее подвержены влиянию стресса девушки от 15 до 20 лет. Чем же именно они так обеспокоены стало понятно из второго теста - на самооценку стрессоустойчивости личности (см. приложение 3).

Из графика 3, приложения 1 видно, что стрессоустойчивость выше среднего наблюдается у мужчин (показатели 1.2 и 2.2). Это объяснятся тем, что мужчины в целом лучше переносят критику, меньше переживают за качество своей работы и не боятся ее потерять, в целом оценивают себя как достаточно сильных, приспособленных к жизни, способных к самовыражению.

В отличие от них женщины часто думают, что их недооценивают в коллективе, гораздо больше мужчин переживают за качество своей работы, хуже переносят критику и более эмоционально и болезненно переживают любые неприятности. И в отношении двух групп возрастных групп женщин все вышеперечисленное наиболее остро выражено у девушек младшей группы, а также, в их случае, дополняется страхом не поступить в институт и нехваткой времени и возможности на реализацию своего потенциала.

Примечательно, что из всех 4 групп лишь мужчины после 30 выразили удовлетворение получаемыми доходами. Юноши высказались более сдержано, а у женщин возраст никак не повлиял на мнение - 9 из 10 женщин оказались недовольны своими доходами.

В целом же оказалось, что в группе № 2 наблюдается нормальный уровень стресса, характерный для человека, ведущего активный образ жизни; стрессы оказывает немалое влияние на жизнь группы № 1, в особенности на ее женскую половины.

Итак, стресс - это общая неспецифическая реакция организма в ответ на любые внешние воздействия или внутренние переживания.

На самом деле, стресс - это нормальная реакция организма. Наша жизнь невозможна без стрессов, ведь личностное развитие каждого человека происходит только благодаря им.

Заключение.

Итак, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждена. Подростки действительно больше подвержены стрессам. Итоги нашего исследования подтверждаются социологами, которые по результатам опроса общественного мнения выяснили, что наиболее счастливый возраст в жизни человека наступает между 35 и 45 годами. Именно в этом возрасте люди получают достаточную самостоятельность и независимость, к этому возрасту занимают свою нишу, как в профессиональной деятельности, так и в семейной жизни, ведь именно крепкая семья способствует уверенности человека в себе.

Причины, вызывающие стресс - прежде всего в изменениях, которые происходят в жизни каждого человека и которые мы не в силах контролировать или изменить.

Человек ощущает стресс, когда его возможности не соответствуют ситуации, в которой он оказался. Стрессовые ситуации могут быть любыми - все зависит от индивидуальной реакции на стресс.

Когда в сознании человека это воздействие носит разрушительный характер, существенно снижается его работоспособность, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации и т.д.

Стрессовые ситуации часто возникают в жизни любого человека. На какие-то из них мы можем воздействовать, изменив ситуацию к лучшему, на какие-то - нет. Поэтому очень важно по возможности объективно оценивать реальность и действовать там, где это необходимо и возможно, а там, где наши действия бесполезны, просто принять ее как данность.

Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!»

Список литературы.

  1. Аболин Н.М. Теоретический и экспериментальный анализ подходов к исследованию проблемы стресса. // Учение записки Казанского государственного университета, т. 150, книга 3.
  2. Анни Тебо-Мони. Рабочее место как место насилия и смерти. // Свободная мысль, 2007, № 8.
  3. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - 11-е изд. - СПб: Питер, 2004. - 1167с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  4. Колосов В.П. Жизнь в состоянии стресса опасна и разрушительна. // Управление персоналом, 2006, № 8.
  5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. 2008. - 583с.: ил. - (Серия «Учебники для вузов»).
  6. Мельник Ю. Управление стрессами или 6 типов личностей, реагирующих на стресс. // Управление персоналом, 2000, № 3.
  7. Секач М.Ф. Психология здоровья: учебное пособие для высшей школы. - 2-е изд. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. - 192с. - («Gaudeamus»).
  8. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М., «Педагогика», 1975.
  9. Юнусова С.Г., Розенталь А.Н., Балтина Т.В. Стресс. Биологический и психологический аспекты. // Учение записки Казанского государственного университета, т. 150, книга 3.
Содержание. Введение........................................................................3 1. Понятие стресса............................................................4 1.1. Стадии стресса.........................................................

Современный человек все меньше сталкивается с естественными биологическими стрессорами, которые требуют немедленных действий, и все больше испытывает давление психологических факторов, обусловленных цивилизацией, на которые он не может реагировать обычными способами, присущими его природе. Тем не менее, стресс современной жизни, будучи психосоциальным по сути, реализуется через вполне определенные биологические механизмы, затрагивающие неизменную биологическую сущность человека. К томуже и для понимания роли стресса в старении и болезнях, важно рассмотреть природу стресса как сложного биологического явления.

В реализации различных фаз стресс-реакции в организме участвует множество регуляторных систем - центральная нервная система, вегетативная нервная система и система нейро-эндокринной регуляции. В рамках стресс-реакции (особенно при длительно действующих, хронических, негативных сигналах социальной среды) особая роль принадлежит гипоталамо-гипофизарно-кортикоидной оси (ГГКО).

Гипоталамическая зона мозга – это главный регулятор метаболических процессов, насыщенный скоплениями нейросекреторных клеток. Как часть лимбической системы, гипоталамус тесно взаимодействует с префронтальной корой мозга, лимбической системой, центрами обработки сенсорной информации и стволовыми структурами, тем самым участвуя в интеграции эмоциональных реакций, сферы принятия решений и нейро-эндокринной регуляции обмена веществ и различных видов поведения. Нейроны гипоталамуса не только имеют обширные входящие и исходящие связи в пределах мозговых структур, но и являются коллектором информации обо всех внутренних процессах в организме через рецепторы к гормонам, метаболитам и прочим физиологически активным молекулам.

Под влиянием внешних негативных стимулов (то есть стрессовых сигналов) или внутренних переживаний (то есть эмоциональных реакций, которые связаны, например, с фрустрацией или ожиданием неприятного события), опосредованных вышеупомянутыми мозговыми структурами, запускается следующая цепь событий:

активация (скорее всего, как следствие входящего нейронного электрического сигнала) протоонкогена c-fos, кодируемого геном FOS (из числа немедленных ранних генов, являющихся транскрипционными факторами);

протоонкоген c-fos активирует экспрессию гена CRH;

ген CRH активирует секрецию клеткам паравентрикулярного ядра гипоталамуса полипептида, известного как кортикотропин-релизинг-гормон (КРГ, СRH) или кортиколиберин;

КРГ через межклеточные пространства мигрирует в передний гипофиз, где стимулирует продукцию клетками-меланотрофами проопиомеланокортина (ПОМК) - крупного полипептида, являющегося предшественником целого ряда регуляторов: адрено-кортико-тропного гормона (АКТГ), эндорфина, липотропинов и меланотрофинов (определенную роль в регуляции выброса АКТГ также играют гормоны задней доли гипофиза – окситоцин и аргинин-вазопрессин, особенно при хроническом стрессе) [повышение концентрации АКТГ в крови по механизму обратной связи через рецепторы гипоталамуса тормозит дальнейший синтез КРГ];

АКТГ через соответствующие рецепторы клеток коркового вещества надпочечников индуцирует повышение уровня кортизола в крови (и по принципу отрицательной обратной связи тормозит секрецию КРГ);

свободный кортизол (повышение концентрации кортизола является опасным для организма, поэтому вначале его избыточные количества связываются с белками сыворотки крови) легко проникает через плазматические мембраны и барьеры и связывается со специфическим рецепторным белком, который представлен во всех видах тканей и клеток, включая нервную ткань;

комплекс кортизола с рецепторным белком (являющийся транскрипционным фактором) активирует ряда генов, которые, в свою очередь, стимулируют образование новых белков-ферментов, биорегуляторов и модуляторов различных систем организма, включая иммунную систему; происходят значительные метаболические перестройки в различных тканях, особенно в мышцах, жировой ткани, костях и в печени:


    ■ повышение уровеня глюкозы в крови (на фоне усиления глюконеогенеза) и снижение интенсивности ее утилизации тканями (кортизол антагонист инсулина);
    ■ усиление липолиза и протеолиза (увеличение свободного пула жирных кислот и аминокислот);
    ■ подавление способности иммунных клеток реагировать на различные химические сигналы (подавление воспалительной реакции);
    [в долгосрочной перспективе] снижение уровня коллагена в коже, нарушение обмена веществ в мышцах и, особенно, в костной ткани (остеопороз);

    кортизол имеет несколько очень важных точек приложения действия непосредственно в головном мозге (структуры лимбической системы):

    ■ гиппокамп: в физиологических условиях в этой структуре кортизол, потенцируя эффекты катехоламинов, обеспечивает запоминание эмоционально важной информации, в том числе о событиях, которых следовало бы избегать; клеточные элементы гиппокампа в процессе формирования следов памяти используют глутаматергические механизмы, связанные с перевозбуждением, вследствие чего сами легко повреждаются при стрессе, гипоксии и нейроинтоксикациях; многочисленные экспериментальные исследования и данные нейровизуализации у людей показывают, что в условиях хронического стресса повышенные концентрации кортизола оказывают прямое нейротоксическое действие на нейроны гиппокампа; в итоге в связи с гибелью нейронов объем гиппокампа уменьшается, и это становится причиной когнитивных нарушений, в частности ослабления автобиографической памяти, из-за чего индивидуум, как полагают, теряет способность вырабатывать успешные стратегии совладания с проблемными ситуациями; таким образом, кортизол, который при нормативном уровне стресса обеспечивает формирование поведенческих реакций, ответственных за умение избегать опасности или успешно справляться с ними, при хроническом или тяжелом повреждающем стрессе (дистрессе) ухудшает функционирование и ослабляет приспособляемость к жизненным трудностям;
    ■ амигдала (миндалина): выполняет роль регулятора таких эмоций как настороженность, страх, тревога, ярость, агрессия; в силу этого амигдала участвует в реализации поведенческих реакций, связанных с реагированием на опасность, социальным доминированием, или наоборот, подчинением, что сопряжено с проявлением (или подавлением) агрессии; при нормативных сигналах среды эти реакции выполняют важные социальные функции, поддерживая статус индивидуума и обеспечивая социальное функционирование, однако при хроническом стрессе гиперактивация амигдалы порождает постоянную тревогу, панические атаки и способствует развитию депрессии;


следует при этом иметь в виду, что и гиппоккамп, и амигдала, и другие структуры лимбической системы, а также фронтальная кора имеют нейронные проекции в гипоталамус и участвуют в «запуске» ГГКО при стрессовых ситуациях «психологического» характера (связанных с переживаниями, обусловленными социальными интеракциями, а не с прямой физической угрозой);

в стресс-реакции свой вклад вносит и кортиколиберин (кортикотропин-релизинг-гормон [КРГ]), который не только стимулирует выброс АКТГ в системе «гипоталамус - гипофиз», но и синтезируется в различных отделах мозга - коре, амигдале и стволе; нейроны разных структур, продуцирующие кортиколиберин, имеют связи с паравентрикулярным ядром гипоталамуса (главным источником КРГ) и стволовыми образованиями (которые являются основными источниками норадреналина и серотонина и имеют проекции в префронтальную кору):


    1 - голубое пятно (locus coeruleus): компонент ретикулярной формации, содержащее богатые адреналином нейроны и участвующее в физологической реакции на напряжение и тревогу;
    2 - ядра шва (nuclei raphes): участвуют в поддержании циркадных ритмов;
в силу этого КРГ при стрессе стимулирует нейро-эндокринные реакции через ГГКО, эмоциональные реакции страха и тревоги через амигдалу, когнитивные и поведенческие реакции напряжения через кортикальные нейроны и вегетативные реакции через стволовые структуры; он также вносит вклад в развитие нарушений сна и депрессии, влияя на серотониновую систему.

Все перечисленные механизмы во многом объясняют, почему хронический или тяжелый повреждающий стресс (дистресс) сопровождается тревогой, напряжением, подавленным настроением, то есть важнейшими предпосылками депрессии (самого распространенного последствия хронического стресса). Обычно эти изменения преходящи и в большинстве случаев сменяются восстановлением устойчивого настроения. В то же время у некоторых индивидуумов (примерно у 10% женской части популяции и у 3% мужской) результатом стресса становится клиническая депрессия, примерно у такого же количества лиц после тяжелых травматических событий развивается посттравматический стрессовый синдром (ПТСР), у значительного числа лиц со временем развиваются различные аддикции. Таким образом, негативное воздействие стресса охватывает большие контингенты, но расстройства психического здоровья формируются лишь у наиболее уязвимой части популяции.Также хронический стресс приводит организм к тому или иному хроническому заболеванию, поражающему эндокринную систему, сердечно-сосудистую систему, почечную ткань, печень, мышцы или костный скелет. Иными словами хронический или тяжелый повреждающий стресс постепенно разрушает физическое здоровье, оказывая влияние, по-видимому, и на вероятность возникновения злокачественных опухолей.

В последние годы представлено много доказательств на экспериментальных моделях и на клиническом материале (с очень хорошей согласованностью проявлений у грызунов, приматов и людей), что разнообразные стрессовые ситуации и негативные жизненные события раннего периода развития вызывают долговременные анатомические и функциональные нарушения в различных мозговых структурах. При этом специальное внимание уделялось фактору времени - периоду, в течение которого наносилось повреждающее стрессовое воздействие. На основании этого значительного массива информации, обобщенного сравнительно недавно в ряде обзоров, можно сделать следующие выводы:

Наиболее сильным повреждающим влиянием обладают пренатальные негативные воздействия. Если мать во время беременности испытывала сильный стресс, интенсивную тревогу или депрессию, или же получала глюкокортикоиды, это может привести к снижению веса и размеров тела плода при рождении, снижению размеров гиппокампа, клеточным нарушениям в мозге. В последующей истории жизни у такого ребенка с высокой вероятностью могут проявиться многочисленные нарушения психического здоровья, включая депрессию, аддикции, тревожные расстройства, асоциальные проявления, синдром гиперактивности и дефицита внимания. Все это связывают с множественными нарушениями клеточных механизмов в мозге и преимущественным поражением гиппокампа, дофаминергических структур мезолимбической системы и амигдалы.

Ранний постнатальный стресс связан, прежде всего, с дисфункциональными материнско-детскими взаимоотношениями, нарушениями механизмов привязанности ребенка к матери. Многочисленные наблюдения за грызунами и приматами убедительно показали, что недостаток материнского тепла и ухода приводит к негативному программированию ГГКО мозга, причем в этот процесс активно вовлекается гипоталамическая область. В итоге, наряду с нарушениями аффективной сферы и поведенческими расстройствами, в последующем при взрослении могут проявляться метаболические дисфункции, диабет, нарушения пищевого поведения (анорексия или булимия). Одной из особенностей стресса в данном периоде жизни является формирование не только готовности к постоянному повышению активности ГГКО, но и противоположное явление - гипокортикозолизм (то есть стабильно низкий уровень кортизола), признаками которого могут быть синдром «ингибированного ребенка», депрессия и ожирение (по-видимому, гипокортикозолизм обусловлен гиперактивностью механизма обратной связи за счет повышенной чувствительности центральных рецепторов к кортизолу).

Стресс в подростковом периоде имеет свои особенности. Именно в этом периоде наиболее ярко начинают проявляться все психопатологии и поведенческие расстройства, обусловленные гормональным негативным средовым программированием, имевшим место в пренатальном и раннем постанатальном периоде развития. Эти расстройства возникают в ответ на тот или иной стрессовый эпизод в жизни подростка, при этом высокая реактивность ГГКО и сопряженных систем сопровождается у таких индивидуумов изменениями в структурах фронтальной коры, снижением размеров поясной извилины, а также уменьшением размеров гиппокампа. Вследствие этого симптоматика смещается в сторону личностных расстройств, асоциальности, конфликтности, нарушений навыков преодоления жизненных трудностей и склонности к самоповреждениям (суицидальности).

Следует отметить, что негативные тенденции у жертв ранней травмы наблюдаются вплоть до зрелого и позднего возраста, а не ограничиваются только периодом взросления. У пожилых людей это проявляется в торможении нейрогенеза (за счет стволовых клеточных элементов) в гиппокампе и раннем ослаблении когнитивных функций. Таким образом, стресс ранних периодов жизни ответственен за нарушения памяти у пожилых. Возможно именно в связи с этим общее соматическое здоровье и высокая мышечная активность после 45 лет, связанная с более эффективной продукцией стволовых клеток, препятствует этому.

О переживаниях связанных с психологическим аспектом стресса, далеко не всегда говорят просто "я в стрессе". Гораздо чаще описывают это состояние в связи с эмоциями такими как: гнев, ярость, беспокойство, вина, стыд, ревность. Таким образом, переживание, связанное со стрессом, несомненно, является эмоциональным переживанием. Большинство психологов разделяют эмоциональные переживания на два типа: приятные, или положительные эмоции и неприятные, или отрицательные эмоции.

Изучение психологических реакций на стресс посвящено большое число исследований, хотя многие из них и не имеют этого конкретного названия. Следует указать несколько четко очерченных областей, в которых велись исследования. При изучении животных исследователей интересовали поведенческие компоненты эмоций, (особенно отрицательных, таких, как страх), влияние на поведение наказания и поведения в конфликтных ситуациях. В исследованиях, проводимых на людях, интерес концентрировался на клинических, производственных и военных ситуациях. При изучении клинических ситуаций основное внимание обращалось на этиологию нервных расстройств и предшествующих им изменениях в психическом состоянии. При рассмотрении производственных или военных ситуаций интерес также сосредотачивался на исследовании состояния индивида, более подробно изучалась его деятельность в экстремальных условиях. Основная проблема в понимании психологических реакций человека на стресс касается его способности справиться со стрессогенной ситуацией. В результате всех этих исследований было разработано несколько разных моделей для объяснения психологических реакций на стресс, каждая из которых более или менее отвечает своим специфическим условиям, но лишь частично адекватна как общая модель. Ни одна из существующих моделей не может представить полного объяснения стресса. Переживание стресса у человека рассматривается как причина, вызывающая нарушение психологического равновесия, которая приводит в действие механизмы, направленные на ослабление этого нарушения. Это механизмы преодоления стресса, которые являются частью поведения. Если же нормальная реакция преодоления не достигает успеха в ослаблении или преодолении стресса, то это может привести к дезорганизации поведения. Если же продолжительность и устойчивость стресса сильнее, то это может привести к коллапсу поведения. Концепция преодоления многим обязана трудам Лазаруса, "преодоление, - пишет он, - лучше всего считать формой решения проблемы, целью которого является благополучие человека, в то время как человеку не совсем ясно, что нужно делать". Это особенно относится к трудным ситуациям, которые воспринимаются как стрессогенные. Путем преодоления человек делает попытку овладеть ситуацией. Согласно Лазарусу, преодоление включает два процесса, один - непосредственная двигательная реакция, и другой - временное облегчение.

Непосредственная двигательная реакция относится к реальному поведению, направленному на изменение взаимоотношений человека с окружающей средой. Имеет формы в виде: подготовки к защите от вредных воздействий, агрессия, избегание и пассивность. Под понятием "избегание" Лазарус подразумевает удаление себя от реально существующей опасности или угрозы. Подготовка к защите от вредного воздействия является формой истинного поведения избегания, при которой человек может предпринять определённые действия в отношении опасности. Реакция студентов на экзаменах является хорошим примером подготовки к защите от вредных воздействий. Поскольку экзамены обычно соответствуют чётко установленной форме, у студентов имеются месяцы для подготовки к ним. По мере того как приближается опасность (провал на экзаменах со всеми вытекающими отсюда последствиями), всё большее число студентов начинает интенсивно заниматься, постоянно увеличивая время занятий и глубину изучения материала. Агрессия, по-видимому, часто сопутствует стрессу, но не всегда бывает адекватной и, следовательно, эффективной формой преодоления. Она выражается в нападении личности на источник возникновения проблем, который может восприниматься или как конкретный человек, группа людей, или организация. Уничтожение или хотя бы частичное поражение источника, вызывающего проблемы, может избавить человека от опасности или уменьшить переживания, связанные со стрессом. Человек может нападать на свою жену, тогда как истинным источником его проблем является его непосредственный начальник на работе. Однако его жена может быть более уязвимой целью с меньшей способностью к противодействию. Чтобы такое непрямое нападение стало эффективной формой преодоления, человек должен воспринимать свою жену как источник вреда в его стрессогенной ситуации. Если очевидно, что это неверное восприятие, тогда в дальнейшем может возникнуть чувство вины, которое ещё более усилит переживание стресса. Спор между соседями, который привел к словесным оскорблениям друг друга в очевидной вспышке ярости, сопровождавшейся соответствующей позой и размахиванием руками. Это событие может быть проанализировано следующим образом: цель - конкретный индивид, характер агрессии - словесные оскорбления с соответствующим поведением, эмоция - гнев. Подобное поведение может разрешить спор с позиции сильнейшего и устранить источник стресса или повысить уважение к себе (в связи с победой) и тем самым ослабить переживание стресса.

Бегство является третьей формой непосредственной двигательной реакции, так же, как гнев часто обозначают как эмоциональный коррелят агрессии, так и страх связывают с понятием бегства. Случаи, когда солдаты бегут с поля боя или дезертируют, могут служить примером бегства от страха. Лазарус рассматривает агрессию и бегство как реакцию на стресс. Четвертой формой является пассивность. Это замирание как непосредственная реакция на воздействие стресса. Пассивность также можно рассматривать как продолжительную реакцию на хроническое переживание стресса. Это можно связать с депрессией и чувством безнадёжности. Депрессия является общей клинической реакцией на длительное воздействие сильного хронического стресса. Это одна из форм относительной пассивности, выражающейся, очевидно, в чрезвычайной замедленности и вялости реакций на любые раздражители [цит.6; стр.103] "Некоторые ситуации, вызывающие, могут не оставлять никакой надежды на то, что можно облегчить стресс или устранить действительный вред. Вероятно, из-за отсутствия, каких бы то ни было очевидных способов преодоления, человек не станет развивать своего стремления справиться с трудностями и совсем потеряет способность делать это, - считает Лазарус - пассивность может являться результатом явной безнадёжности ситуации".

"Ещё не решено, - считает Кокс - что же такое безнадёжность - отсутствие возможности преодоления или одна из форм преодоления стресса, параллельная реакция замирания или, возможно, симуляция смерти".

Преодоление может выражаться не в форме непосредственной двигательной реакции, а в форме временного облегчения. Временное облегчение выражается в смягчении страданий, связанных с переживанием стресса, и в уменьшении психофизиологических воздействий. Временного облегчения можно добиться несколькими способами. По Лазарусу двумя, симптоматическим и интрапсихическим. Первый способ включает употребление алкоголя, транквилизаторов и седативных препаратов, тренировку мышечной релаксации и другие методы, направленные на улучшение физического состояния человека. Интрапсихический способ временного облегчения рассматривается в плане механизмов когнитивной защиты. Описание этих механизмов во многом обязано развитию психоанализа. Фрейд использовал выражение "защитные механизмы" для обозначения бессознательного психологического механизма, с помощью которого человек может ввести себя в заблуждение относительно присутствия угрозы или внешней опасности. Смысл этой "защиты" заключается в том, что уменьшается восприятие угрозы опасности, а не сама угроза. Интрапсихическое временное облегчение по Лазарусу рассматривается с точки зрения этих механизмов, и называются: идентификация, перемещение, подавление, отрицание, формирование реакции, проекция и интеллектуализация. Перемещение агрессивности можно наблюдать, например, когда человек сдерживает свое агрессивное поведение, направленное на более сильного противника, и проявляет агрессию по отношению к другому менее сильному. (В случае, когда муж проявляет агрессию на жену, хотя виноват начальник). При отрицании человек преодолевает угрозу или опасность, просто отрицая, что она существует. Отрицание обычно считают тесно связанным с подавлением в том, что подавление подразумевает отрицание внутренних угрожающих импульсов. Чтобы отрицание было эффективным, может понадобиться создание сложных когнитивных механизмов для восприятия информации, делающей ложным отрицание. Например, врач, который сообщает больному с тяжёлым сердечным приступом, о тяжести и серьёзности его заболевания, с позиции отрицания может быть дискредитирован в глазах больного, и информация врача не будет принята к сведению. Интеллектуализация является способом защиты, при которой человек может реагировать на угрожающую ситуацию бесстрастно, оценивая её аналитически как предмет для улучшения или интересное явление. Профессионал - врач, психолог или медсестра по этой причине не любят лечить тех, кто им эмоционально близок. В такой ситуации трудно сохранить бесстрастность.

В период с 1971 по 1977 г. в лаборатории клинических исследований стресса в Стокгольме Леви и Коган развили взгляд Селье на стресс и разработали теоретическую модель для описания психологических факторов как посредников в возникновении физического заболевания.

Их основная гипотеза заключается в том, что психосоциальные ситуации могут быть причиной ряда таких расстройств. Леви и Коган предполагают, что в большинстве случаев изменения условий существования вызывают физиологическую стрессовую реакцию, которая готовит личность к активному физическому противодействию стрессору. Леви и Коган представляют этот процесс на диаграмме в виде блок-схемы. Внешние влияния, определяемые как психосоциальные стимулы, переплетаются с генетическими факторами и с влиянием окружающей среды. Эти индивидуальные факторы Леви и Коган называют "психобиологической программой". Вместе психосоциальные стимулы и психобиологическая программа определяют ответную реакцию на стресс, которая, в свою очередь, может вызвать состояние, предшествующее заболеванию, а затем и саму болезнь.

Ещё исследования В. Кеннона (1927-1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство своей внутренней среды, постоянство уровней функционирования своих систем, когда возникают новые условия, происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на ином уровне. Новые условия могут определяться не только физическими раздражителями, но и психологическими приемами.

По Шмидту, в схеме обращают на себя внимание несколько моментов:

· сам по себе психологический стресс приводит к симптомам напряжения, он имеет приспособительный характер и может быть целесообразен. Затруднять спортивную деятельность могут явления тревоги, вызывающие напряжение мускулатуры, меняющие выработанный навык. Это определяет и профилактические мероприятия в этом периоде: снижение тревоги и предупреждение изменений мышечного тонуса;

· лишь на последующих этапах, а именно начиная с появления дезинтеграции, выявляется отрицательная симптоматика, в которой всегда отмечаются и психические расстройства;

· развитие отрицательной симптоматики имеет определенную поступательность. Между нормальной адаптационной реакцией напряжения и формированием невроза или выраженных психосоматических заболеваний обнаруживается промежуточные, временные состояния функциональных расстройств (в том числе психических);

По мере усиления роли психического стресса не подлежит сомнению, что в исследованиях необходимо сочетание методов медикобиологических, психосоциологических, клинических, ибо психический стресс - это проблема комплексная.

4590 0

Стресс — это состояние организма человека, возникающее при действии чрезвычайных и патологических раздражителей и приводящее к напряженной деятельности неспецифических адаптационных механизмов организма. Термин «стресс» ввел в медицину в 1936 г. Г. Селье, который определил стресс как состояние организма, возникающее при предъявлении к нему любых требований.

Компенсаторные возможности организма человека, позволяющие ему приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, большие. Условиями, необходимыми для становления полноценной адаптации, являются: оптимальное состояние механизмов адаптации (здоровье человека), интенсивность и продолжительность воздействия раздражителей внешней и внутренней среды организма и время, необходимое для становления процесса адаптации.

К числу механизмов, осуществляющих адаптацию организма, относятся изменения деятельности сердца, дыхательного аппарата, обмена веществ и иммунной системы. В становлении адаптационных механизмов огромная роль принадлежит нервной системе и эндокринным органам (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.).

Стрессовые реакции могут возникать под влиянием самых разнообразных раздражителей (травмы, ожоги, болезни и др.), а также при эмоциональном воздействии — эмоциональный стресс. Состояние стресса у большей части населения провоцируют или вызывают многочисленные неблагоприятные экологические факторы. Неоптимальными для сохранения здоровья являются условия жизни и привычки, сформировавшиеся в больших группах людей. Экологически опасным становится все увеличивающийся поток информации, получаемой индивидом по своей воле или помимо ее.

Нередко возникают ситуации информационного стресса. Навязываемая по утрам населению радиопрограммами поп-музыка нарушает естественный ритм вхождения в рабочее состояние организма, особенно у людей среднего и пожилого возраста. Высокоскоростной, эмоциональный ритм современной жизни, особенно в городах, создает нагрузку для функционирования основных центров нервной системы. Различные раздражители придают стрессу свои особенности, обусловленные возникновением специфических реакций на качественно различные воздействия.

Научно-технический прогресс создает все новые стрессовые ситуации: высокие темпы жизни, информационные перегрузки, перенапряжение при нервной ответственной работе, умственные перегрузки, утомление от монотонной однообразной работы. Научно-технический прогресс в высокоразвитых странах привел к возрастанию удельного веса интеллектуального труда. Изменился характер труда рабочих в результате широкого внедрения механизации и автоматизации производственных процессов. Рабочие все в большей степени обслуживают машины и механизмы, занимаясь не физическим, а интеллектуальным трудом. Возросший поток информации захлестнул не только ученых.

С момента изобретения книгопечатания до 1945 г., т.е. за 500 лет, в мире было опубликовано около 30 миллионов разных книг, такое же количество книг опубликовано за последующие 25 лет. Усложнился и увеличился объем учебных программ школ и вузов, возросла учебная нагрузка. Резко возросло количество времени, которое посвящено просмотру телевизионных программ и кинофильмов. Многие из них, особенно с сюжетами ужасов, насилия и убийств, вызывают сильнейшие, отрицательные эмоциональные реакции, сопровождающиеся резким увеличением содержания в крови адреналина (сердцебиение, повышение артериального давления).

Возникновение и характер стресса во многом определяются реактивностью самого организма, которая, в свою очередь, зависит от функционального состояния физиологических систем, наследственных свойств организма, ранее перенесенных заболеваний, от возраста и других факторов.

Современная жизнь полна внешних стрессовых раздражителей, которых невозможно избежать. Город порождает шум и загрязнение воздуха наряду с высокими скоростями, столпотворением, преступностью и грубостью. Для того чтобы любой стрессовый раздражитель, например шум, вредно воздействовал, ему необязательно быть громким. Стрессовый эффект наступает при любом повторяющемся неконтролируемом шуме.

Эмоциональный стресс

Эмоциональный стресс (волнение, возбуждение, напряжение) — это субъективное состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком (удовольствие или неудовольствие, радость, страх, гнев и т.д.) конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных и биологических потребностей.

Ответственные реакции организма на эмоции зависят от поведенческих реакций, психологических особенностей и воспитания человека. Сложность данной проблемы состоит в том, что в отличие от дикаря цивилизованный человек обязан сдерживать свои эмоции, т.е. оставаться выдержанным, спокойным. Такой человек стремится погасить возникший в организме пожар, т.е. сдержать соматические проявления, двигательные ответы и речевые реакции. И тут-то проявляется конфликт: усилием воли человек подавляет двигательные реакции. В результате вегетативная буря обрушивается на сердце и сосуды. Чем меньше тренированность организма к предельным нагрузкам, в том числе психогенно-эмоциональным, тем в большей степени возрастает состояние максимальной мобилизации сердечно-сосудистой системы. Важно подчеркнуть, что индивидуальные особенности человека, его адаптационные возможности противостоять стрессовым ситуациям весьма различны. Так, в частности, выделяют психологический и поведенческий типы ответных реакций организма.

Эмоции возникают за счет первичной активации специализированных структур мозга. Возбуждение одних структур вызывает положительные эмоции, которые организм стремится усилить, продлить или повторить. Активация других структур сопровождается появлением отрицательных эмоций, которые организм стремится устранить или ослабить.

Биологическое значение эмоций определяется их оценочной функцией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быстро реагировать на изменения окружающей среды, мобилизовать энергетические ресурсы, необходимые для действий, направленных на удовлетворение непосредственных потребностей.

Эмоции лежат в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта (обучения), способствуя выработке, закреплению и сохранению биологически целесообразных форм поведения. Эмоции служат средством повышения надежности и расширения приспособительных возможностей организма, а также одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Эмоции человека в основном социально обусловлены. Они, так же как и поступки человека, обусловливаются нормами морали и права. Высшие формы эмоций возникают на основе социальных (нравственных) и духовных (эстетических, интеллектуальных) потребностей.

Эмоциональные возбуждения строятся на основе специфических нейрохимических механизмов (нейромедиаторов). Периферические компоненты эмоций подразделяют на произвольно управляемые (движение, деятельность мышечной мускулатуры, речевая функция, дыхание) и неуправляемые (деятельность сердца, гладких мышц сосудов, бронхов, кишечника и эндокринных желез).

Из всех стрессов следует особо выделить те, которые вызывают отрицательные эмоции. «Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимает страх, печаль, малодушие, уныние, тоска, зависть», — писал еще в XVIII в. Х.Ф. Гуфеланд. Действительно, печаль, страх, тоска угнетают психическую деятельность, мышечную активность, тормозят любые ответные реакции организма. Гнев же, ярость, ненависть, наоборот, повышают энергообеспечение, стимулируют деятельность рецепторов мышц, центральной нервной и сердечно-сосудистой систем.

К числу положительных эмоций относятся радость, надежда и др., которые приносят здоровье, силу, работоспособность. «Веселые люди всегда выздоравливают» (Амбруаз Паре). Как отметил Н.И. Пирогов, раны у солдат-победителей заживают быстрее, чем у побежденных. Положительная эмоция пропорциональна величине снятого состояния напряжения. Положительные, эмоции особенно важны для функционирования сердечно-сосудистой системы.

Адреналин, наводняющий организм человека во время стресса, вызывает целый каскад реакций: повышается кровяное давление, напрягаются мускулы, дыхание становится поверхностным и быстрым, мозг находится на вершине бдительности, а чувства обострены до предела. Рассказывают, что Юлий Цезарь выбирал себе тех воинов, которые краснели, а не бледнели при внезапном стрессе. Оказывается, что при реакции страха в организме человека увеличивается выделение адреналина, который вызывает сужение сосудов и бледность, а при реакции гнева выделяется норадреналин, вызывающий расширение сосудов, и человек краснеет.

Широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, предательством, обманом, разочарованием. В подобном положении конфликт людей, оказавшихся в сложной обстановке, заключается в потребности реализовать оборонительную реакцию самосохранения и невозможностью ее осуществить в создавшихся условиях. Однако большинство людей, поставленных в безвыходные ситуации, не погибают, а приобретает ту или иную степень устойчивости к этим стрессорным ситуациям.

При воздействии различных экстремальных факторов (физических, психических) в организме возникают нейроэндокринно-гуморальные изменения, направленные па преодоление действий этих факторов путем адаптации организма к предъявляемым требованиям. Выраженность адаптационного синдрома зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем организма и характера поведения человека.

Повседневный жизненный опыт, а также данные экспериментов на животных, наблюдения над больными свидетельствуют о том, что возникновение эмоции нередко предшествует нашим действиям, что именно эмоции оказываются поводом к действиям. Эмоциональное возбуждение может возникнуть до того, как человек успеет составить программу действий, и даже до того, как он сможет хотя бы сознательно оценить ситуацию. Эмоция зачастую представляет собой первую импульсивную реакцию на внезапно возникшую чрезвычайную обстановку. Лишь потом уже следует анализ и оценка обстановки и необходимые обдуманные действия.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.