Аттракция: психологическая сущность, приемы, правила. Проблема межличностного восприятия

Экзаменационный билет № 17

    Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.

    Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.

    Культурный шок: причины, протекание, психологическая помощь. «Буферная группа».

    Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.

Воображение - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально - смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

В психологии В. рассматривают как отдельный психический процесс наряду с восприятием, памятью, вниманием и т.д. В последнее время все большее распространение получает идущее от И.Канта понимание В. как всеобщего свойства сознания. Ключевая функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов.

В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действия с ним) ещё до того, как сложится само это понятие. Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденцией развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.

В процессах воображения мы можем различать разную степень активности. Крайним случаем совершенно пассивного воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно, сами собой изменяются и вступают в неожиданные, причудливые, иногда совершенно бессмысленные сочетания. Непроизвольной в основе своей является также деятельность воображения, развёртывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активное воображение , при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, и пассивное , при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Человек может вызывать пассивное воображение преднаме­ренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пас­сивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где спол­на удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамерен­но. Это происходит главным образом при ослаблении деятель­ности сознания.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. (при чте­нии).

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред­полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъем­лемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустоймечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Воображение может быть четырёх основных видов : активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся. Но при этом в образе она всё же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на людей в ходе совместной Д. и общения.

Люди не просто воспринимают др. др., но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции .

Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения, возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов. "Если весь процесс межл. перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека" Исследования аттракции - это выявление механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку. "Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения."

1) Каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека

2) Какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к положительным отношениям между людьми. Н-р "изучается вопрос "о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия", о роли экологических характеристик (пространственная близость партнеров по общению, частота встреч, "экстремальность" обстановки и т. п.)

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения.

Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь .

Симпатия – устойчивое одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.д. Симпатия обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Иногда – как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера др. человека.

В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение, либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, даже перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях симпатия – один из факторов интеграции людей и сохранения психологического комфорта.

Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе др. людей), взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Развитие дружбы предполагает следование неписанному «кодексу» (взаимопомощь, доверительность и т.д.). Серьезные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к вражде.

Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется ценностно-ориентационное единство.

Любовь – 1) Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: л. к родине, к матери, к детям, к музыке и пр. 2) Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности др. так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Др. вариант:

Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения, возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов. "Если весь процесс межл. перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека" Исследования аттракции - это выявление механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку. "Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. Некоторое качество отношения."

Эта многозначность термина в контексте перцептивной стороны общения проявляется в вопросах:

Каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека

Какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

"Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении." (Андреевой важно про общественные и межличностные отношения)

Раньше не исследовали аттракцию, так как считалось, что дружба, симпатия, любовь не могут научно изучаться. Это область искусства, литературы… Но еще важны этические проблемы, и до сих пор некоторые считают, что из-за них невозможно изучать эти явления.

Однако сейчас ведется множество исследований: Гозман предлагает рассматривать аттракцию как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент: "Другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к положительным отношениям между людьми. Н-р "зучается вопрос "о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия", о роли экологических характеристик (пространственная близость партнеров по общению, частота встреч, "экстремальность" обстановки и т. п.)

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Еще нет удовлетворительной теории аттракции. Отечественные исследования немногочисленны. Интересно посмотреть, как аттракция проявляется в группе. Сейчас начинаются эти исследования. "естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе."

Структурные компоненты межличностных отношений

    Дистанция – степень психологической близости.

    Валентность – оценка отношений: положительные, отрицательные, нейтральные, противоречивые.

    Позиция партнера – доминирование, зависимость, равенство.

    Степень знакомства – родственные, вражеские, любовные.

Внешние факторы аттракции:

    Степень выраженности у человека потребности в аффилиации

    Эмоциональное состояние партнеров по общению

    Пространственная близость.

Потребность в аффилиации - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравится, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностных поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей и наоборот.

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей.

Пространственная близость - при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Внутренние факторы аттракции:

К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции можно отнести:

    физическую привлекательность партнера по общению.

    Демонстрируемый стиль общения.

    фактор сходства между партнерами по общению

    выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Понятия: физическая привлекательность (эффект ореола - «красивый, значит хороший»), фактор сходства (приятный человек - это человек, который со мной согласен), дополнительность, фактор поддержки (аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь - на отрицательные.

(Межличностное общение, В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М.Погольша)

    Культурный шок: причины, протекание, психологическая помощь. «Буферная группа».

Культурный шок - Дезориентация индивида при вхождении в инокультурную среду. Суть культурного шока – конфликт старых и новых культурных норм и ориентации, старых – присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, то есть представляющих то общество, в которое он прибыл. Собственно говоря, культурный шок – это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

Термин был введен К. Обергом в 1960 г. Процесс межкультурной адаптации сопровождается: 1) чувством потери друзей и статуса из-за оторванности от привычного окружения; 2) чувством отверженности; 3) удивлением и дискомфортом при осознании различий между культурами; 4) путаницей в ролевых ожиданиях, ценностных ориентациях и в собственной личностной идентичности; 5) чувством бессилия из-за невозможности эффективно взаимодействовать со своим новым окружением. Симптомами культурного шока могут оказаться недостаток уверенности в себе, тревожность, раздражительность, бессонница, психосоматические расстройства, депрессия и др. Чаще всего культурный шок ассоциируется с негативными последствиями, но необходимо обратить внимание на его позитивную сторону, хотя бы для тех индивидов, у кого первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей, аттитюдов, моделей поведения и в конечном счете важен для саморазвития и личностного роста.

Причины культурного шока:

    переживание утраты (горе, потеря). Любая утрата – это травма. (симптомы – физиологическое состояние – возбудимость; flash back эффекты – навязчивые воспоминания; навязчивое избегание).

    неприятие ценностей, состояние фрустрации. (влияет на фиксацию на стадии «кризис»)

    недостаток социальной поддержки (наличие людей, которые меня поддержат, выслушают).

    нехватка социальных умений

    нереалистические ожидания – людям свойственно надеяться на лучшее. Избавить человека от иллюзий, привести к реальному восприятию.

Протекание культурного шока:

Кривая Оберга

Медовый месяц – ощущение эйфории отчего-то нового.

Эта кривая не всегда подтверждается на практике, она всего лишь показывает, что должно быть, чтоб достичь интеграции. Случается иллюзия интеграции, если «медовый месяц» сразу перешел в интеграцию.

Питер Адлер попытался описать процесс и установить последовательность стадий переживания К.-ш. Его модель включает пять стадий: а) первичный контакт, или стадия «медового месяца», когда новоприбывший испытывает любопытство и возбуждение «туриста», но при этом его базисная идентичность все еще связана корнями с родной почвой; б) вторая стадия связана с дезинтеграцией старой системы знакомых ориентиров, при к-рой чел. ощущает себя сбитым с толку и подавленным требованиями новой культуры; типично тж чувство самообвинения и собственной несостоятельности перед лицом возникших трудностей; в) третья стадия предполагает реинтеграцию новых ориентиров и возросшее умение функционировать в новой культуре. Типичные эмоции, связанные с этой стадией, - гнев и обида по отношению к новой культуре как причине трудностей и менее подходящему для жизни месту, чем прежняя среда. Поскольку на этой стадии гнев направлен вовне, то таким лицам очень сложно оказать к.-л. помощь; г) на четвертой стадии продолжается процесс реинтеграции в направлении приобретения автономии и увеличения способности видеть положительные и отрицательные элементы как в новой, так и в старой культуре;) пятая стадия характеризуется независимостью: чел. достиг, наконец, «бикультурности» и теперь способен функционировать и в старой, и в новой культуре.

Психологическая помощь:

По мнению Бока , существуют пять способов разрешения конфликта двух культур на уровне индивидуального сознания:

Первый способ можно условно назвать геттоизацией (от слова гетто). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду – окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.

Второй способ разрешения конфликта культур – ассимиляция , по сути противоположная геттоизации. В случае ассимиляции индивид, наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры.

Третий способ разрешения культурного конфликта – промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии.

Четвертый способ – частичная ассимиляция , когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, то есть в какой-то одной из сфер жизни: например, на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере – нормами своей традиционной культуры.

И, наконец, пятый способ преодоления конфликта культур – колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения.

Группа буферная

Реальная или условная группа мигрантов, территориально сосредоточенная или рассредоточенная в определенном пространстве. Буферная группа личностно значима для индивида-мигранта, поскольку она опосредствующее звено в процессе выхода потенциального мигранта из своего исконного социума, вхождения его в новый социум, возвращения в прежний социум (может быть даже через несколько поколений), сохранения отдельных, наиболее личностно и коллективно значимых духовных ценностей и атрибутов, присущих покинутому социуму. Длительность функционирования и активности данных типов буферных групп во времени - различна. В качестве "хранителя ценностей", буферная группа может активно существовать в течение нескольких поколений активных мигрантов. Ее распаду способствует прекращение притока вновь прибывших и окончательная интеграция и ассимиляция в новом социуме последних хранителей ценностей. В таких случаях ценности прежнего социума перестают быть для мигранта личностно значимыми и утрачивают свои объединяющие функции. Тем не менее, их следы могут проявиться в скрытой, расплывчатой форме, поскольку внедрившись в структуру вновь приобретенных ценностей, они могут придать особые, личностно значимые ориентации поведению дальнейших поколений бывших мигрантов, что будет отличать их от других членов социума.

Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, т. е. расположить к себе.

Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина важно иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте перцептивной стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой, какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно со вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Многие ученые выявляли связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего определенного отношения, то процесс аттракции есть возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.

Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для интерпретации ее функций, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.

Выделим различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.



Законы аттракции.

Первый закон: понять - это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека - не противоречили друг другу.

Условия принятия: непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям; необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей.

Второй закон: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).

Вывод: в узком смысле, можно обозначить аттракцию как процесс притяжения, привлечения одного человека к другому. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, расположить к себе и обсуждаемой проблеме.

Факторы межличностной аттракции. Относительно устойчивые эмпирические основания межличностной аттракции получили название факторов аттракции.

К ним относятся:

Физическая привлекательность . Житейская эмпирия и результаты исследований подтверждают народную мудрость - по одежке встречают. Очевидно, что влияние внешней привлекательности велико на этапе установления взаимоотношений. Эмоционально положительный образ начинает позитивно достраиваться. Внешне привлекательный человек, наделяется рядом положительных свойств и качеств - эмоциональностью, теплотой, успешностью и т. п. Подтверждение этому может быть найдено и в народных сказках, в которых положительный герой всегда привлекателен или, в конечном итоге, становится таковым, а негативный наделен неприятной внешностью, примером чему является Баба-Яга. Другое дело, что в жизни часто все случается наоборот. Зафиксированное утверждение, конечно же, надо воспринимать как абстрактную констатацию, реальная интерпретация которой может быть опосредована личным эмпирическим опытом межличностных отношений конкретного человека, спецификой его интересов, ценностей, вкуса, привязанностей и т. п. Безусловно лишь то, что для развития отношений необходимо (особенно на начальном этапе), уделять внимание своей внешности как усилителю продуктивности будущих взаимоотношений. При отсутствии привлекательной формы мало у кого возникнет интерес пусть даже к богатейшему содержанию.

Пространственная близость или дистанция общения. Межличностная аттракция определяется также и пространственной дистанцией между партнерами, как в буквальном так и в переносном смыслах. С увеличением привлекательности изменяется и дистанция общения. Чем ближе друг к другу люди в личностном смысле, тем комфортнее они себя ощущают в общении на пространственно более близкой дистанции. В данном случае не срабатывает эффект отрицательной реакции на вторжение в личностную зону. Любое приближение в эту зону человека, не вызывающего положительных эмоций, может вызвать дискомфорт. Это связано и с полем контроля за партнером - чем более знаком и приятен партнер, тем меньше источников информации о нем человек удерживает в поле контроля (влюбленному достаточно фиксировать в поле внимания глаза партнерши), и, наоборот, чем менее позитивны отношения, тем больше источников информации необходимо контролировать на случай негативного развития взаимоотношений.

Пространственная близость имеет значение и в непосредственном контексте: лишь пересекаясь с человеком в пространстве (мысленном или физическом), получаешь возможность развития взаимоотношений с ним.

Знакомство . Знакомство с человеком также может выступать фактором аттракции. Повторное предъявление многих стимулов приводит к положительному отношению к ним. Это происходит и с фотографиями незнакомых людей при их повторном разглядывании. Данный факт имеет много объяснений. Одно из них - неопределенность прогноза в отношении объекта, человека или события часто повышает уровень тревожности, в то время как наличие информированности о них приводит к ощущению контролируемости. В частности, во многих исследованиях зафиксирован факт возникновения внутреннего напряжения при столкновении с объектами, которые не могут быть категоризированы в собственном эмпирическом опыте человека.

Доступность. Легко доступные люди, взаимоотношения с которыми не требуют сверхусилий, воспринимаются положительнее. На этом моменте, в частности, нередко строятся так называемые «выходы в народ» политических деятелей в период предвыборных кампаний. Хотя в данном случае надо иметь в виду, что факт доступности начинает приобретать свою силу лишь после исходной недоступности, чем также пользуются квалифицированные бюрократы, первоначально создавая массу искусственных преград, а потом милостиво снисходя к человеку. Постоянная же доступность с течением времени снижает привлекательность объекта.

Ожидание продолжения взаимодействия. В логике теории баланса, антиципация будущего развития позитивных взаимоотношений увеличивает привлекательность человека при условии, что эти отношения носят позитивный характер.

Взаимность. Симпатия или антипатия к человеку во многих случаях подчиняется принципу взаимности, в соответствии с которым нам нравятся те люди, которым нравимся мы, и наоборот. Тем не менее, проявления этого фактора не носят универсальный характер. Далеко не все люди, симпатизирующие нам, вызывают положительные эмоции, как и наоборот. Исследования показывают, что лица с высокой самооценкой более самодостаточны, в то время как лица с заниженной самооценкой подвержены воздействию данного фактора. Влияние взаимности может быть детерминировано и природой конкретной ситуации. Если оно основывается на величине поощрения, то результат во многом будет определен отношением к поощрению. Фактор взаимности обладает рядом контекстов, учет которых важен для понимания социально-психологической феноменологии. В частности, он может лежать в основе объяснения «рационально необъяснимой» тяги благополучного ребенка к бомжам, у которых он получает то, чего ему не дают родители.

Сходство. Фактор сходства, проявляющийся в тенденции позитивного отношения к людям сходных взглядов, поступков, убеждений и т. п., в отличие от уже анализировавшихся, является значительно более комплексным. В его рамках исследовалось много измерений, наиболее устоявшимися из которых являются сходство аттитюдов, ценностей и предпочтений в действиях. Не вызывает сомнений, что особенно для этапа установления межличностных отношений факт обнаружения сходства в партнере имеет едва ли не решающее значение. Даже для начала беседы с незнакомым попутчиком в транспорте необходимо найти общую тему диалога, что способствует быстрому развитию взаимоотношений и формированию позитивного эмоционального фона.

В качестве механизма, определяющего значимость сходства как детерминанты аттракции, различными исследователями определяется механизм валидизации собственной «я-концепции» и мировоззрения. Людям присуща необходимость в поддержании обратной связи с другими людьми в порядке уточнения верности собственных представлений. Получение подтверждений, как бы в знак благодарности, увеличивает привлекательность людей, подтверждающих их. Другое объяснение предполагает, что аттрактивность сходных других связана с тем, что взаимоотношения с ними более комфортны. Этот же фактор лежит и в основе «ошибки репрезентативности», согласно которой люди, находясь в состоянии сомнения по какому-либо вопросу, начинают обращаться за советом к другим. При этом часто не учитывается, что они, как правило, придерживаются сходных взглядов и оценок (собственно говоря, почему они и выбираются в качестве значимых) и не отражают всего существующего спектра мнений. Взаимодополняемость. В противовес теории сходства Winchсформулирована теория дополняемых потребностей. Мы в своих отношениях стремимся к поиску людей, способных содействовать удовлетворению наших актуальных потребностей. В пользу этой гипотезы свидетельствует определенная жизненная эмпирия, заключающаяся в том, что люди часто проявляют склонность к установлению взаимоотношений с теми, при посредстве которых они получают возможность стать более приспособленными к решению прагматических задач.

Эмпатия. Особая роль в формировании аттракции играет эмпатия, представляющая собой сочувствие, сопереживание человеку; Розельфельд, объясняя эмпатийный аспект аттракции, указывал на его связи, прежде всего с чувством защищенности, неодинаковости человека. Наличие подобного рода отношений позволяет человеку уменьшить негативное эмоциональное напряжение, что и приводит к чувству благодарности к их носителю. Но и эмпатия не всегда выступает универсальным фактором аттрактивности. Как минимум, она должна быть ожидаемой. В случае проявления эмпатии в ситуации, когда человек ее не ждет, эффект может быть противоположным.

Способствование достижению личностно значимых целей. Очевидно, что человек, способствующий достижению актуальной цели, обладает высоким потенциалом аттрактивности, и наоборот, люди, фрустрирующие ее достижению, менее аттрактивны. Этот вывод находится в полном соответствии с предположением о том, что кооперативное взаимодействие или представления о нем ведут к возрастанию межличностной аттракции. Очевидно, что если кто-либо, обладающий необходимым потенциалом, оказывает вам содействие в достижении значимой цели, то аттрактивность будет высока.

Личностная гармония . Понимание сложной взаимообусловленности различных факторов и исследования гармоничных супружеских пар вели к выдвижению фактора личностной гармонии. Выдвинув в качестве ведущего основания гармоничных взаимоотношений потребности включенности, контроля и привязанности, предположимо, что именно их гармоничное сочетание и приводит к высокой аттракции. Под потребностью включенности понималось чувство собственной необходимости для других; под потребностью контроля - необходимость участия в выработке и принятии значимых решений; под потребностью привязанности - необходимость в аффилиативных, эмпатийных отношениях.

Под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. В настоящее время начинает оцениваться сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют друг к другу определенные отношения. На основе определенных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, и получила название исследования аттракции.

Вопрос 22. Аттракция и психологическая совместимость как феномен межличностных отношений

Аттракция.

Аттракция – притяжение, расположенность, взаимная симпатия. Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения меду людьми, взаимной симпатии. Это прежде всего эмоция, имеющего своим предметом другого человека. Можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека. Во многих работах выявилась связь с «помогающим поведением». Выделены различные уровни аттракции симпатия, дружба, любовь. Аттракция зависит от характеристик общения, субъекта, объекта.

Объяснительные модели.

      Исследования Дж. Морено и Т. Ньюкомба.

Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Морено и Ньюкомб.

Внимание, уделяемое этому феномену, привело к появлению многочисленных и разнообразных исследований. Особый интерес вызывали вопросы возникновения аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви. У исследователей в силу разных причин присутствовала иллюзия того, что закономерности, выявленные в экспериментах со студентами, носят исключительно универсальный характер. Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих рекомендаций. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.

      Аттракция как аттитюд.

Новая волна исследований сформировалась на гребне очередного детища социальных психологов - аттитюда. Аттракция стала рассматриваться как аттитюд, направленный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его компонента: когнитивный (представления о человеке), аффективный (чувства к человеку) и поведенческий (тенденции к определенномy поведению во взаимоотношениях с человеком). Причем, как правило, подчеркивалась взаимозависимость каждого из этих компонентов.

      Теории баланса.

В теоретических построениях доминировали идеи симметрии, баланса и соответствия между ними. Например, в теории баланса утверждалось, что люди положительно относятся к тем, кто проявляет симпатию к ним, т.е. любят своих друзей и ненавидят врагов. Теория баланса наряду со всеми ее достоинствами имела существенный недостаток - одномерность трактовок, такую связь с реальной жизнью, можно вообразить универсальное действие, приводящее вне зависимости от контекста, динамики отношений к неизбежной аттракции.

      Модели подкрепления.

В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться модель подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, в отношении к ним и формируется аттракция.

Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления-эмоций Берне и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.

Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:

    Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.

    Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные - с наказанием.

    Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна - при возникновении негативных чувств.

    Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели. К тому же анализ эмпирики человеческих отношений показывает наличие довольно строгой зависимости между поощрением и характером эмоциональных отношений. В частности, практически все рекомендации, сформулированные Дейлом Карнеги, обладают стимульно-реактивной природой, подчиняясь формуле "поощряй другого".

В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

      Теории обмена.

Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат / приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии - человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются – отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

Наряду с Хомансом развитие идей социального обмена связано с разработками Тибо и Келли – авторами теории взаимозависимости. Согласно подходу Тибо и Келли, самым важным условием любого диадического взаимодействия обмен вознаграждениями (положительное подкрепление) и издержками (отрицательное подкрепление). Таким образом, согласно предположениям необихевиористов, чтобы отношения развивались и поддерживались, партнеры должны получать друг от друга и от самого процесса взаимодействия как можно больше поощрений и как можно меньше издержек. Авторы предполагают, что взаимодействующие стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов (андр.богом).

По мнению Тибо и Келли вознаграждения и издержки, получаемые партнерами по взаимодействию в итоге, зависят от внешних и внутренних факторов. Одной из экзогенных детерминант вознаграждений и издержек в социальных отношениях является дистантность . То есть партнеры, находящиеся на расстоянии затрачивают большее усилий на поддержание взаимодействия, соответственно сталкиваются с большим количеством издержек. Комплементарность является еще одной экзогенной переменной, которую рассматривают авторы. Они полагают, что образование диады проще дается тем сторонам, которые способны вознаграждать друг друга с наименьшими издержками для себя. В таких отношениях исходы являются позитивными для обоих, так как издержки для обоих участников низкие, а вознаграждения высоки. В отличие от эндогенных факторов, экзогенные возникают в ходе взаимодействия как его продукт, определяющие, будут ли планируемые исходы действительно достигнуты.

Авторы теории говорят о том, что у каждого индивида есть два стандарта, с которыми он сравнивает исходы взаимодействия. Одним из них является уровень сравнения индивида. Под этим уровнем понимается средняя величина позитивных исходов, которые он имел в своих предыдущих отношениях с другими. Исход расценивается как благоприятный, если он выше среднего уровня. Вторым стандартом является уровень сравнения альтернатив. Под ним понимается лучший исход, который человек может получить в ходе взаимодействия. Таким образом, индивид предпочтет то взаимодействие, в ходе которого он получит наибольшее вознаграждение

Еще одной теорией, часто привлекаемой к объяснению межличностной аттракции, является теория равенства. Она связана с рассмотрением двух типов ситуаций:

    Взаимным обменом ресурсов (например, супружеские отношения).

    Обменом, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (например, компенсация ущерба).

В обеих ситуациях теория равенства постулирует, что люди стремятся к справедливому распределению ресурсов, основанному на вкладе каждого. По Адамсу, равенство между двумя индивидами А и Б имеет место тогда, когда вклад и полученный результат А равен вкладу и полученному результату Б. Человек выводит своеобразную пропорцию того, что он должен вложить в данные отношения и что должен учить в итоге. Эта пропорция соотносится с пропорциями других участников взаимоотношений. Если пропорции равны, то распределение ресурсов считается справедливым и честным, и наоборот. Таким образом, взаимоотношения рассматриваются как равные, если все участники пропорциональны в их вкладе и полученных результатах взаимоотношений. Эта пропорциональность обычно определяется как правило справедливого распределения, введенное Хомансом.

Логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обоснованной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системы отношений. В реальной жизни процесс выведения пропорции справедливости в распределении ресурсов связан со многими сложностями, в том числе с динамикой оценки собственного вклада, субъективными ожиданиями, попытками "переиграть" партнера и т.п. Отчасти эта проблема решается при помощи стандартов распределения, принятых в обществе и выступающих в виде социальных норм. Среди них обычно выделяют:

    Нормы равенства, такие, как правило, справедливого распределения.

    Нормы социального благосостояния, выражающиеся в правиле пропорционального распределения ресурсов в соответствии с потребностями.

    Нормы равновесия, проявляющиеся в правиле равного распределения.

Эти социальные нормы у отечественного читателя могут вызвать известную ассоциацию с недавним прошлым и связанными с ним проблемами. Более того, данная теоретическая конструкция равенства еще раз демонстрирует сложное переплетение различных психологических факторов, их процессуальный и динамический характер. Одновременно приведенный анализ показывает сложность соотношения статического и динамического компонентов человеческого поведения. Тем не менее, без определения относительно стабильных факторов становится невозможным построение какого-либо прогноза и какого-либо устойчивого эмпирического основания.

    Факторы возникновения.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (не связаны с взаимодействием) и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

      Внешние.

    Степень выраженности у человека потребности в аффилиации. Потребность в аффилиации (Генри Мюррей) – потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Наоборот – постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. В этом случае она усиливает привлекательность другого человека, особенно на первом этапе знакомства.

    Эмоциональное состояние партнеров по общению – если хорошее настроение распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. В ситуации угрозы мы стремимся симпатизировать другим людям. Влияют различные факторы внешней среды.

    Пространственная близость – чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Влияет и на продолжительность отношений (прекращение отношений под воздействием пространственной разделенности). Люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде, пользуются сходной социальной инфраструктурой. Роберт Зайонц – неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего (то, что знакомо, нравится больше).

    Частота контактов - насколько часто пересекаются пути

      Внутренние.

    Физическая привлекательность . 1 – красота является подкрепляющим стимулом (бихев.), 2 – более коммуникабельны из-за условий социализации, 3 – повышает уровень привлекательности своего партнера, 4 – эффект ореола. Успех на начальном этапе.

    Демонстрируемый стиль общения : один стиль нравится, другой – нет. Нравятся: щедрые, великодушные, энтузиасты, живые, коммуникабельные, решительные. Не нравятся: самовлюбленные, высокомерные, заносчивые; догматичные, постоянная склонность не соглашаться, противоречивы собеседнику; двуличные, неискренние.

    Фактор сходства между партнерами по общению – нам нравятся и мы скорее нравимся тем людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. В основе принцип когнитивного соответствия (люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности). Не всегда (одно рабочее место). Некоторые факторы усиливают воздействие сходства на аттракцию:

Число вопросов по которым люди достигают согласия

Важность, значимость тех или иных взглядов

Взаимность

    Выражения личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка) – аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные. Зависит от того, как интерпретируются положительные действия (атрибуция). Сообщения воспринимаются как поддержка:

Обращение к партнеру по имени

Комплименты с небольшим преувеличением положительных качеств

Прямое признание (согласие и прямое об этом сообщение)

Выражение положительных чувств к тому, что было сказано

Выражение благодарности

Сообщения воспринимаются как отказ в поддержке:

Уход от обсуждения

Безличные предложения

Прерывание говорящего

Противоречие между вербальным и невербальным содержанием (неконгруэнтность)

    Нам нравятся те, кому нравимся мы.

    Теория дополняющих потребностей Р. Винча (противоположные люди дополняют друг друга)

    Аттракция и психологическая совместимость.

Межличностная совместимость - это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат - появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости - это несовместимость, а чувства, вызываемые ею - антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Встречающиеся в научной литературе попытки классификации разнообразных исследований, в той или иной мере касающихся совместимости, пока что далеко еще не совершенны, однако отдельные из них заслуживают хотя бы краткого здесь упоминания.

Мы имеем в виду прежде всего классификацию, предложенную М. Шоу , согласно которой выделяются два типа межличностной совместимости:

    потребностная совместимость - предполагается, что в одних случаях в ее основе лежит сходство в потребностных характеристиках партнеров, тогда как в других речь идет либо о комплементарное™ этих характеристик, либо о каких-то более сложных, комбинированных их сочетаниях;

    поведенческоя совместимость - предполагается, что определенные личностные свойства партнеров по взаимодействию детерминируют типичные поведенческие модели, способные продуцировать либо совместимость, либо несовместимость между ними.

Подход У. Шутца стимулировал множество разработок в области межличностной совместимости и применительно к ней до сих пор является, пожалуй, наиболее ярким примером эмпирико-прикладного воплощения научных идей. Другое дело, насколько адекватен этот подход существу изучаемого явления. Из работ, выполненных в рамках потребностной совместимости, назовем также выдвинутую много лет назад гипотезу комплементарности Р. Винча. Гипотеза предполагает, что совместимость людей базируется на принципе взаимодополнительности их потребностей. Согласно Р. Винчу, диада совместима, если один из ее членов склонен, например, к доминированию, лидированию, а другой - к подчинению, принятию роли ведомого. Ученый проводил свои исследования в супружеских парах. Однако в дальнейшем его идеи нашли приложение в работе с многими иными типами диад.

Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н. Н. и А. Н. Обозовыми. Они описали следующие три подхода к изучению этого феномена:

    структурный - в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров;

    функциональный - совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;

    адаптивный - в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.

Аттракция (дословно - привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция – привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления (и процесса, и "продукта" его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.



Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот "другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли "экологических" характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.



Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе

13. Об­щая характеристика различных типов стихийных групп: толпы, массы, публики.

Стихийная группа - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, нации, профессии, возрастов и т.д. Такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, тем не менее, может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения.

Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших орга­низованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание.

Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлении общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств, строится по принципу похожести «моих» взглядов и взглядов других людей. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества предшествующего формированию таких групп, весьма важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения между тем послужить в определенный момент стимулом для созда-ния стихийной группы и ее массовых действий. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источ-ников. Образовавшийся сплав суждений, и утверждений начинает функционировать в мас-се или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает спе-цифические формы общения и взаимодействия. (2, 238)

Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: ДТП, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента (толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован). В то же время, особенно, если имеется повод для недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты, отказались выдавать деньги), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например, к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникнуть элементы организованности (если находится человек, который может ее возглавить). Но, даже если такие элементы и возникли, он очень нестабильны: толпа может легко смести возникшую организованность.

Таким образом, основной фон поведения толпы - стихия, что часто приводит к агрессивным формам поведения.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса - не обязательно сиюминутное образование (как толпа). Она может быть достаточно организована (определенные слои населения собираются ради какой-либо акции - демонстрации, митинга и т.д.). Здесь роль организаторов более высока: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее: это - лидеры тех организованных групп, которые принимают участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В то же время масса, как и толпа, достаточно разнородна, а поэтому достаточно неустойчива.

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В закрытых помещениях публика называется аудиторией. В публике элемент стихийности выражен слабее, так как она собирается ради общей и заранее определенной цели, а поэтому более управляема. Но в то же время здесь также действуют законы массы; достаточно какого-то инцидента, чтобы она стала неуправляемой (страсти болельщиков на футболе и их последствия).

Каков главный отличительный признак коммуникации в стихийной группе? Здесь возникает стихийная передача информации (вначале официальная, а затем неофициальная информация, самовоспроизводящиеся слухи и сплетни). В результате ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Утрачивается необходимость собственной интерпретации получаемой информации, происходит групповое стимулирование действий.

Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

Функции общения.

1) прагматическая функция общения отражает его потреб-ностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:

Передача информации или обмен ею;

Восприятие друг друга;

Взаимооценка партнеров.

Общение - процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

Контактная функция - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

Информационная функция - обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

Побудительная функция - стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

Координационная функция - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания - адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

Эмотивная функция - возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.

Функция управления - изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция - общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция - средство объединения людей.

Функция самовыражения - средство раскрытия своей психологической сущности.

Трансляционная функция - передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция - взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля - регламентация поведения и деятельности. .

Функция социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция - привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.