Автомобили-душегубки - автомобильный журнал. Душегубка

Одним из наиболее ярких символов программы массовых убийств, осуществлявшихся нацистами и на территории Германии, и на временно оккупированных вермахтом территориях, является т.н. «душегубка» (по-немецки gaswagen).

Газваген чаще всего описывается как грузовой автофургон с герметичным цельнометаллическим (или обитым металлическими листами кузовом), в который через специальное отверстие подаются выхлопные газы, в результате чего находящиеся в фургоне люди умирают от отравления угарным газом и удушения. Смерть весьма мучительная; причём мучения длятся долго – до двадцати минут и даже более. В общем, типичный пример звериной фашисткой жестокости (точнее, нацистской – но это не столь уж важно).

Однако мало кому известно, что первым изобретателем душегубки был вовсе не Вальтер Рауф, которому обычно – и совершенно безосновательно – приписывают изобретение этого дьявольского орудия массовых убийств, а Исай Давыдович Берг, лейтенант госбезопасности (аналог армейского капитана) начальник административно-хозяйственного отдела (завхоз, проще говоря) Управления НКВД по Московской области.

Хотя массовые убийства (расстрелы) в сталинском СССР практиковались как минимум с начала 1935 года (после убийства С.М. Кирова), а то и ранее, к середине 1936 года на расстрельные полигоны в Бутово и на «Коммунарку» стали вывозить настолько большим партиями, что это превратилось в серьёзную организационную проблему.

Во-первых, в СССР было принято расстреливать по одному – из пистолетов или револьверов в затылок и к окончанию расстрела партии из нескольких десятков человек (а в некоторые дни расстреливали буквально сотнями) исполнители еле держались на ногах, а у некоторых просто, грубо говоря, «ехала крыша». Во-вторых, существовал риск серьёзного бунта приговорённых, которым терять было совершенно нечего (а в тот год – в самое начало т.н. «Большого Террора» расстреливали в основном крепких мужчин – как наиболее «социально опасных элементов»). В-третьих, оружие (в основном использовались малокалиберные пистолеты – отечественные ТК и закупленные за рубежом Вальтеры и Браунинги) быстро перегревалось и клинило. В общем, чудовищная система массовых убийств уже не справлялась с таким количеством жертв. Возникла объективная потребность в более эффективном средстве массовых убийств.

Исай Берг проявил редкостную изобретательность и инициативу, предложив использовать передвижную газовую камеру на основе широко распространённого фургона для перевозки хлеба, созданного на основе шасси стандартного грузовика ГАЗ-АА (лицензионной копии американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года.). В кузов, обшитый изнутри оцинкованным железом, проделывалось отверстие, в которое с помощью резинового шланга, надетого на выхлопную трубу грузовика, подавались выхлопные газы.

Приговорённых пресловутыми «тройками» к смерти сначала раздевали догола (спустя всего каких-то пять лет нацистские эйнзацгруппы тоже будут раздевать догола – евреев перед расстрельными рвами). Одежду смертников присваивали себе сотрудники НКВД (через пять лет одежду и прочие личные вещи расстрелянных евреев заберут себе русские, украинские и прочие полицаи – пособники нацистов). Затем приговорённых связывали, затыкали им рты и запихивали в фургон – как селёдок в бочку. Двери плотно закрывали - и отправляли в последний путь. Рычаг переключали в рабочее положение, после чего выхлопные газы начинали нагнетаться в фургон. Где-то через 20-30 мучительных минут все пассажиры фургона умирали от отравления.

В Бутово или на Коммунарку доставляли уже трупы, которые взбунтоваться уже никак не могли. Да и в исполнителях нужды уже не было. Прибыв на место захоронения, работники ГУЛАГа специальными крючьями вытаскивали умерших и сваливали в братскую могилу. У изобретения советского «гения» Исая Давидовича Берга был только один недостаток: после каждого рабочего рейса душегубку приходилось отмывать водой из шланга, потому что убиваемых таким зверским способом людей нещадно рвало.

«Большой Террор» (именовавшийся в просторечии «ежовщиной» по имени тогдашнего наркома внутренних дел Николая Ежова) подошёл к концу в августе 1938 года. С его окончанием отпала и потребность в «советских душегубках». Нет, убивать невинных людей, конечно, не перестали (сталинский террор продолжался до самой смерти тирана в марте 1953 года). Но партии обречённых существенно уменьшились и с ними можно было «справиться» уже более «традиционным» способом. И, как водилось тогда в СССР, с отпадением надобности в «инструменте» отпала надобность и в его «творце». С соответствовавшими тому жуткому времени последствиями для оного.

3 августа 1938 г. «гения» вызвали в Управление НКВД по Московской области. Формально - для дачи объяснений по поводу безобразной пьянки и непристойного поведения в доме сослуживца (пожаловалась теща хозяина квартиры). Из Управления он уже не вышел. 7 марта 1939 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Исая Берга к высшей мере наказания с конфискацией имущества. В тот же день Берга расстреляли. Надо отметить, вполне заслуженно.

В его следственном деле было прямо сказано: Подследственный Берг являлся начальником оперативной группы по приведению в исполнение решений «тройки» УНКВД МО. С его участием были созданы автомашины, так называемые «душегубки». В этих автомашинах перевозили арестованных, приговорённых к расстрелу, и по пути следования к месту исполнения приговоров они отравлялись газом.

А что же нацисты? А нацисты создали и использовали первую душегубку только в сентябре 1939 года (по другим данным – вообще в конце того года) – для умерщвления душевнобольных в рамках «программы эвтаназии» (т.н. «Акции Т4»). Принцип действия немецкого варианта был несколько иным – в герметичный фургон с надписью «Kaisers-Kaffe» («Кофе Кайзера») подавался чистый моноксид углерода (СО) из специальных баллонов. Что было несколько более «гуманным» (если в этом контексте вообще можно говорить о каком-то гуманизме) способом убийства, чем «метод Исая Берга», использовавший выхлопные газы.

Впрочем, и этот метод нацисты в своё время «приняли на вооружение». Для массовых убийств на оккупированных территориях, начиная с конца 1941 года. Сначала тех же душевнобольных (когда на захваченные территории была распространена соответствующая «программа эвтаназии»); затем – заложников, которых убивали в отместку за убийство партизанами или подпольщиками солдат и офицеров вермахта; а затем – и евреев (по программе т.н. «окончательного решения еврейского вопроса»). В частности, этот метод убийства был стандартным в лагере смерти в Хелмно в Польше (пока не были построены стационарные газовые камеры в которых использовался цианид – «Циклон Б»).

Знали ли нацисты об «изобретении Берга» и были ли их «газенвагены» сконструированы на основе «советского дизайна»? Вряд ли. Скорее всего, в немецких «газвагенах» выхлопные газы использовались по вынужденной необходимости – слишком уж хлопотно было везти баллоны с СО из Берлина куда-нибудь под Смоленск. Да хоть в Лодзь, неподалёку от которого и находился лагерь смерти в Хелмно. Или в Белград. Хотя в руки победоносного (на тот момент) вермахта летом-осенью 1941-го попало немало сотрудников НКВД, некоторые из которых вполне могли быть в курсе использования «советских душегубок»…

Что же следует из всего вышеизложенного? А следует из него очень простая истина, которую упорно продолжают отрицать всевозможные российские «ура-патриоты». Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Освенцимом; между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти.

Это не я сказал. Это сказал глава отдела внешних церковных связей Московской Патриархии архиепископ Иларион (Алфеев). Я просто с ним полностью согласен…

На пике сталинских репрессий в 1937-м сотрудник НКВД Исай Берг изобрёл способ усовершенствовать процесс: приговорённых к расстрелу сначала душить выхлопными газами в машине. Но случай Берга интересен и другим: сначала он променял 3 года заключения за хищения на расстрел, а затем усилиями родственников стал в Оттепель одним из первых реабилитированных палачей НКВД.

Исай Давидович Берг родился в 1905 году. В 15 лет записался в Красную Армию и затем, несмотря на 4 класса образования, сделал быструю карьеру. В начале 1930-х — он работник Кунцевского райотдела НКВД — района, где размещалась дача Сталина. Летом 1937 года он получил завидный пост начальника административно-хозяйственного отдела (АХО) УНКВД МО. Другими словами — завхоза НКВД Московской области.

На посту завхоза Берг сразу выступил с рацпредложением — модернизировать процесс приведения смертных казней в исполнение. В ведении НКВД Московской области оказался Бутовский полигон — туда привозили на казнь не только из области и Москвы. В 1937-38 годах туда ежедневно на расстрел привозили 350-400 человек, пиковое значение — 28 февраля 1938 года, когда за день было расстреляно 562 человека. Казнью занимались сначала 6 человек, потом 8, в начале 1938 года — уже 12 человек. Но орудием труда был обычный револьвер, на каждого палача приходилось по 30-40 расстрелянных за день. Но ещё труднее им давался не сам процесс казни, а предшествующая ей обстановка — кричащие люди, слёзы, истерики, попытки к бегству. Только за ноябрь и декабрь 1937 года 3 человека из расстрельной команды попали из-за «перегрузок» в психические или неврологические клиники.

Вот тогда на помощь и пришло рационализаторство Исая Берга. Он предложил использовать передвижную газовую камеру — на базе фургона для перевозки хлеба, созданного на основе шасси стандартного грузовика ГАЗ-АА (лицензионной копии американского грузовика Форд модели АА образца 1929 года). В кузов, обшитый изнутри оцинкованным железом, проделывалось отверстие, в которое с помощью резинового шланга, надетого на выхлопную трубу грузовика, подавались выхлопные газы.

Приговорённых тройками к казни связывали, затыкали им рты и запихивали в фургон - как селёдок в бочку (набивалось по 35-40 человек). Двери плотно закрывали — и отправляли в последний путь. Рычаг переключали в рабочее положение, после чего выхлопные газы начинали нагнетаться в фургон. Через 20-30 минут все пассажиры фургона теряли сознание, через 40-60 минут — умирали.

В Бутово, если поездка была долгой, доставляли уже трупы, которые не могли кричать или бежать, и раздражать этим палачей. Далее работники НКВД вытаскивали умерших и сваливали в братскую могилу. У изобретения Берга был только один недостаток: после каждого рабочего рейса душегубку приходилось отмывать водой из шланга, потому что убиваемых выхлопными газами людей рвало.

Получается, нацисты создали и использовали первую душегубку только спустя два года после «изобретения» Берга — в сентябре 1939 года- для умерщвления душевнобольных в рамках «программы эвтаназии» (т.н. «Акции Т4»). Принцип действия немецкого варианта был несколько иным - в герметичный фургон с надписью «Kaisers-Kaffe» («Кофе Кайзера») подавался чистый моноксид углерода (СО) из специальных баллонов.

Берга арестовали его коллеги по НКВД в рамках расследования по знаменитому «квартирному делу» Кунцевского райотдела НКВД. Блог Толкователя писал об этом деле — сотрудники этого райотдела репрессировали советских граждан, чтобы заполучить их квартиры.

Исайю Берга уговаривали признать моральное разложение и «самоснабжение», обещая за это срок всего в три года. Позднее Берг описывал, как шло следствие:

«Тительман вызывал меня на допросы и уговаривал, чтобы я признался в злоупотреблениях. Говорил, что я воровал деньги, что я жулик, а не контрреволюционер. Закупал незаконно Заковскому мебель и т.д. Я категорически свою вину в присвоении денег отрицал, но Тительман мне говорил, что признавайся в этом и ты уедешь работать в лагеря, а то смотри, из тебя сделают троцкиста и тогда будешь отвечать за контрреволюционные дела».

В общем, Берг не согласился на 3 года заключения. Но во время следствия по «кунцевскому делу» с поста комиссара НКВД снимают Ежова, на его место приходит Берия. И начинается вал процессов над бывшими работниками НКВД, участвовавшими в репрессиях. Попал под этот каток и Берг. Ему переквалифицировали дело на участие в контрреволюционной троцкистской организации. В эту же «группу» включили и его следователя Тительмана. В феврале 1939 года Берг был расстрелян.

2-минутное видео об «изобретении» Берга

Сразу после смерти Сталина и ареста Берии, в июле 1953 году семья Берга была первый раз подала документы на реабилитацию своего изобретательного родича как жертвы сталинских репрессий. Это прошение стало в числе первых от семей работников НКВД. Семье тогда отказали - слишком свежи были в памяти следы «работы» Берга, и всплыли документы об изобретении им душегубки. Но родственники не унимались, второй раз прошение о реабилитации они подали в 1956 году. Дело стали неспешно рассматривать, и в итоге 6 июня 1962 года Исай Берг был посмертно реабилитирован как незаконно репрессированный по надуманному обвинению - в «контрреволюционном троцкизме».

В итоге изобретатель передвижной газовой камеры Исай Берг сегодня считается незаконно репрессированным политзаключённым, его дело размещено на

Решил опубликовать собранный мною материал о машинах-душегубках. Может быть, кому-то будет интересно почитать, поскольку существует не так много материалов по данной тематике, особенно про историю, устройство и эксплуатацию такого автомобиля. Нужно учитывать то, что делал я доклад по предмету "История Холокоста", потому мнение автора может не совпадать с мнением читателей по вопросам Холокоста. Было бы получить комментарии касательно автомобиля, документации, фактов, особенно, фотографий, если такие существуют.

Здесь можно скачать вариант в формате.doc: http://www.sendspace.com/file/84l9s8

Содержание:
1. Введение. 4
2. История создания "газвагена". 5
3. Технология. 6
4. Документальное подтверждение. 7
5. Заключение. 18
6. Использованные материалы. 21

1. ВВЕДЕНИЕ.
Данный материал посвящён одной теме, которая редко когда – либо подробно изучалась в работах, посвящённых истории Холокоста, а также мирового автомобилестроения – машинам – «душегубкам». Сохранилось мало свидетельств очевидцев, письменных работ, документов, которые могли бы помочь найти истинные и объективные причины для использовании столь странного и ужасного средства для уничтожения людей, а также каких – нибудь технических параметров, чтобы воссоздать приблизительное представление об этом автомобиле. Сразу возникает масса вопросов кто, для чего, когда создал столь странное техническое изобретение? Насколько оно было оправдано в применении? А существовало ли оно вообще? Для того, чтобы ответить на эти вопросы и был создан этот доклад и ответ будет однозначным – да, такое орудие для убийства людей существовало безусловно. Материал можно поделить на три больших части. Первая будет посвящена истории создания автомобиля – «душегубки», вторая – техническим характеристикам этого автомобиля, а третья – доказательству существования «душегубок». Последняя глава посвящена одному из направлений, сторонники которого причисляют себя к историческому ревизионизму, пересматривая историю Второй мировой войны и отрицая нацистскую политику уничтожения евреев. При создании материала использовалась информация работ, посвящённых Холокосту, периодической печати, Интернета, книг по автомобилестроению, а также юридическая литература.

2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
"Специальный автомобиль", в просторечии "душегубка". Плод "творческой" фантазии унтерштурмфюрера СС доктора Беккера. Производимый с 1941 года на автомобильном заводе Заурера. И широко применявшийся спецкомандами СС во время второй мировой войны, особенно на территории СССР и Восточной Европы. Внешне он ничем не отличался от обыкновенных крытых грузовиков. Но был сконструирован так, чтобы выхлопные газы поступали в герметичный кузов. В него загружались подлежащие уничтожению ничего не подозревающие мирные жители числом от 15 до 25 человек. Автомобиль "зондер" стали производить в целях "гуманизации" этнических чисток после того, как присутствовавший при расстреле группы евреев в Минске Гиммлер не вынес такого зрелища и упал в обморок. Обер - нацисты чувствовали, как это грубо и непрактично. Нужно было срочно измыслить способ уничтожения большого количества людей, «достойный цивилизованной европейской страны». Так родилась идея «фергазунгсвагена», или, говоря по-русски, машины-душегубки. Работа устройства считалась успешной, в случае если на лицах и телах жертв не оставалось следов агонии, то есть когда под воздействием ядовитых газов они медленно засыпали. К январю 1942 года «достойные цивилизованной страны» «газвагены» имелись в распоряжении всех айнзацгрупп, ответственных за выполнение разнарядок плана «Ост» Идея простая и эффективная. Тем не менее, работавший при разгрузке персонал постоянно подвергался отравлению. Из-за чего некоторые зондеркоманды, в конце концов, вернулись к "негуманным" способам умерщвления - расстрелам. Кроме больших грузовиков, существовали и мини-модели. Автор "Истории Гестапо" (Париж, 1962, Смоленск, 1993) Жак Деларю утверждал, что в Хелмно (район Лодзи) с помощью таких автомобилей было "профильтровано" 340 000 евреев. Как позднее стало известно, только в одном Харькове посредством душегубок было умерщвлено около 30 000 людей.

3. ТЕХНОЛОГИЯ.
Обычно применяемое нами топливо (уголь, дрова, бензин и т.д.) состоит из атомов углерода (С) и водорода (Н). Процесс горения - это процесс присоединения к этим атомам атомов кислорода (О), которые, как правило, берутся из воздуха. При горении водорода продуктом горения всегда получается вода (Н2О). А вот с углеродом сложнее. Стараются, чтобы один атом углерода присоединил два атома кислорода и получился газ (СО2), который в химии называют двуокисью (диоксидом) углерода, или углекислым газом. Последнее название используется и в быту. Когда углерод сгорает с получением углекислого газа, то выделяется максимально возможное количество тепла. Но такой процесс горения не всегда получается (а иногда его специально не ведут). В ряде случаев углерод присоединяет лишь один атом кислорода и продуктом горения получается другой газ - СО. Химики называют его моноокисью (оксидом) углерода, а в быту его называют угарным газом. Вода и углекислый газ для человека безвредны, а вот угарный газ - это очень сильный и коварный яд. Во-первых, его невозможно почувствовать. Скажем, сероводород тоже яд, но запах тухлых яиц вы почувствуете задолго до того, когда концентрация сероводорода достигнет пределов, при которых наступает отравление. А угарный газ почувствовать невозможно даже в больших концентрациях. Во-вторых, нет беспокоящих человека симптомов накануне отравления - человека не тошнит, он не задыхается. Человеку хочется просто немного вздремнуть. Он засыпает и, если не принять мер, не просыпается никогда. Раньше это знали все, поскольку отравление угарным газом было одной из самых распространенных причин бытовых несчастных случаев. Ведь избы и здания отапливались печами и для экономии топлива, хозяйки старались перекрыть дымоход печи пораньше, чтобы через трубу ушло поменьше теплого воздуха из дома. В печи оставались угли, из-за отсутствия тяги при закрытой трубе к углям уменьшался приток воздуха и процесс горения начинал идти с образованием не только углекислого газа, но и угарного. Семья засыпала и не всегда ее на утро можно было оживить. Бытовой термин этой смерти - "угорели", отсюда и название этого газа. Кроме этого, угарный газ раньше производили специально в огромных количествах и разводили его трубами по домам. Использовался он и для освещения улиц и домов, поэтому у него есть и второе название - светильный. Утечка этого газа в домах давала такой же эффект отравления. Сегодня в городах центральное отопление и электрическое освещение, об угарном газе забыли и жертвами его остаются в основном автолюбители. Стандартная ситуация отравления: автолюбитель зимою ремонтирует в гараже машину. А чтобы было теплее, оставляет работающим двигатель при закрытых воротах. Потом его находят не только заснувшим, но и холодным. Угарный газ всегда содержится в выхлопе карбюраторного автомобиля, особенно много его при неправильно отрегулированном карбюраторе (контролем чего занимается сегодня ГАИ-ГИБДД). В отличие от бензинового, дизельный двигатель экономичнее и угарного газа в его выхлопе существенно меньше.
То, что были автомобили-душегубки, где умерщвление людей проходило с помощью угарного газа выхлопа автомобиля, можно объяснить рационализацией или экономией. Но есть слухи о том, что умерщвление проходило с помощью выхлопных газов дизельного двигателя - это не так. Дело в том, что во время войны в Германии катастрофически не хватало жидкого топлива, кстати, дизельного даже больше не хватало, чем бензина. Сотни тысяч автомобилей в Германии в то время были оснащены газогенераторами. Организация сети газонаполнительных станций требовала значительных капиталовложений для производства высокопрочных баллонов; для сжатого газа необходима была легированная сталь. Отсутствие необходимой производственной базы сделало эти причины решающими и поставило в центр внимания создания газогенераторов. Давайте рассмотрим что это. В бензиновом двигателе в карбюраторе бензин смешивается с воздухом и засасывается в цилиндры. Там эта смесь поджигается, и бензин сгорает: водород бензина сгорает с образованием воды, а углерод - с образованием углекислого газа (к этому стремятся) и угарного газа (органический дефект двигателя). Выделяемое тепло разогревает и расширяет газы, они толкают поршни. При нехватке бензина на автомобиль вешается небольшая печка (газогенератор) в которую закладывается лёгкодоступное сырьё (некондиционная древесина, горбыль (были опыты с торфом, антрацитом и даже соломенных брикетов)). Сначала они горят с избытком воздуха и образованием углекислого газа, уходящего в дымовую трубу. Тепла выделяется в печке много, дрова превращаются в угли, и раскаляются. После этого трубу перекрывают, а подачу воздуха в печь уменьшают. Продуктом такого горения становится угарный газ, который подают в переделанный карбюратор двигателя. Там угарный газ смешивается с воздухом, засасывается в цилиндры, поджигается свечёй и сгорает, образуя углекислый газ. Выделяется тепло, расширяются газы, толкают поршни и автомобиль едет. Большие трудности вызывало создание долговечной и эффективной камеры сгорания - выбор конструкции и материала, т.к. они достаточно быстро прогорали. Газогенераторные установки (генератор, охладители и очистители газа) были довольно громоздкими и тяжёлыми. Их масса колебалась от 400 до 600 кг. Плохо, но едет. И таких печек (газогенераторов) в Германии было сотни тысяч. Зачем нужно было травить людей выхлопными газами дизельного двигателя, если были газогенераторы? В дизеле на образование 1 кг отравляющего газа (угарного) нужно сжечь сотни килограмм дефицитнейшей солярки, а в газогенераторе - меньше килограмма недефицитных дров. Документация на изготовление "душегубок" отсутствует, даже при всей немецкой педантичности - это три-четыре листа писчего формата, уничтожить которые можно в течение минуты.
4. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ.
15-18 декабря 1943 года в Харькове состоялся первый в истории судебный процесс над немецкими военными преступниками - экипажем машины-душегубки. Обвинительный приговор харьковского суда послужил правовым прецедентом для Международного военного трибунала в Нюрнбергском дворце юстиции, вынесшего национал - социализму суровый и справедливый вердикт. На Харьковском процессе подсудимый Буланов, шофер «фергазунгсвагена», по-деловому описывал его устройство: «Это двухосный автомобиль, примерно на пять-семь тонн. Окрашен в серую краску. Мотор шестицилиндровый. Кузов имеет двухстворчатую дверь, она герметически закрывается. Внутри кузов обит оцинкованным железом, внизу - деревянная решетка. Это пол, на который становятся арестованные. Внизу машины находится выхлопная труба мотора, от которой через специальный шланг в кузов проходит отработанный газ». Инструкция по эксплуатации запрещала шоферам для ускорения «процедуры» нажимать акселератор до отказа. Вследствие этого казнимые умирали от удушья, а не от отравления. При правильном положении рычага управления люди «впадали в глубокий сон». После освобождения города экипаж одной из этих машин смерти - три нациста и русский коллаборационист оказались в советском плену. Фашистских палачей во имя самой Справедливости нужно было судить, но неожиданно возникли правовые проблемы. В 1939 году, когда Вторая мировая война началась, не было закона об уголовной ответственности за развязывание агрессии. Как же судить за то, чего нет в законе? Ведь это было бы нарушением основного правового принципа - nullum crimen sine lege, то есть «нет преступления без закона». В международном праве имелась также доктрина иммунитета глав государств, в соответствии с которой руководитель страны мог быть осужден только своим, национальным, судом. Если же главы государств не привлекаются к судебной ответственности, то на каком же основании можно судить и карать исполнителей - генералов, офицеров, солдат, которые выполняли приказы своих непосредственных начальников? Ведь каждый солдат, говорили юристы, носит «свое уголовное уложение в собственном ранце» - преступление, если оно и совершено им, подлежит только юрисдикции его страны. Экскурс в прошлое также не давал необходимых оснований для суда - история войн, как бы жестоки и кровавы они ни были, не знала процедуры наказания виновников преступлений. Разве судили короля гуннов Аттилу, опустошившего Галлию и разрушившего Рим? Или крестоносцев, устроивших массовую резню в Иерусалиме? Правда, после Первой мировой войны, унесшей десять миллионов человеческих жизней, страны-победительницы сделали попытку привлечь к судебной ответственности правящую верхушку кайзеровской Германии. Но по сути никто из военных преступников наказан не был. До 1943 года по вопросу суда над гитлеровцами не было единства и среди стран антигитлеровской коалиции - войны, как считал У. Черчилль, должны заканчиваться контрибуциями, репарациями, изменением границ, но отнюдь не судебными процессами. Советское руководство заняло другую позицию - чудовищные преступления нацистов на оккупированных территориях требовали отмщения. 19 апреля 1943 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в соответствии с которым дела о преступлениях немецких военных должны были рассматриваться советскими военными судами. Учитывая твердость позиции СССР, руководители Великобритании и США пошли на подписание «Декларации об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства». Этот документ был опубликован 2 ноября 1943 года, сделав правый суд над фашистскими палачами реальностью. Экипаж харьковского «газвагена» - капитана Лангхельда, лейтенанта СС Рица, старшего ефрейтора Рецлава и русского шофера Буланова судили в декабре 1943 года. Процесс был открытым, присутствовали известные литераторы Алексей Толстой, Константин Симонов, Илья Эренбург, Леонид Леонов многочисленные зарубежные журналисты, за его ходом следили все телеграфные агентства мира. Подсудимым были предоставлены переводчики и адвокаты. Немцы вели себя спокойно, сотрудничали с судом, на вопросы отвечали четко по-военному: да, убивали, на то был приказ. Складывается впечатление, что до последнего момента они не верили в обвинительный приговор, ведь они были простыми исполнителями. Капитан Лангхельд, лично убивший, по его же признанию, не менее ста советских людей, упрямо твердил: «Не один я творил зверства, такова вся немецкая армия». Но отвечать пришлось ему. Первому. Вина подсудимых была неопровержима, и суд от имени тысяч расстрелянных, сожженных и задушенных газом приговорил всех четверых к смертной казни через повешение. Так 18 декабря 1943 года на процессе в Харькове впервые была применена декларация трех союзных держав о наказании военных преступников. Впервые на весь мир было заявлено, что пресловутый «бефель» (приказ) не освобождает исполнителей кровавых злодеяний. Харьковский юридический прецедент впоследствии был закреплен в решениях Нюрнбергского международного трибунала, осудившего уже не старшего ефрейтора Рецлава, а рейхсмаршала Геринга. В конце ХХ века благодаря первому юридическому шагу в Харькове неотвратимость наказания за военные преступления стала общепризнанной нормой международного права. Преступники были повешены на Благовещенском базаре, где раньше оккупанты сами проводили публичные казни, в присутствии 40 тысяч харьковчан 19 декабря 1943 года.
ОТРЫВКИ ИЗ НЮРНБЕРГСКОГО ПРОЦЕССА. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПОМОЩНИКА ГЛАВНОГО ОБВИНИТЕЛЯ ОТ СССР Л. Н. СМИРНОВА.
{ЦГАОР СССР, ф 7445, оп. 1, ед. хран. 26.}
Стенограмма заседаний военного трибунала 14, 15, 18 и 19 февраля 1946 г.
Перехожу к предъявлению доказательств, связанных с применением немецко-фашистскими преступниками специальных машин для умерщвления людей выхлопными парами бензина - "зондермашин", "газвагенов", или "душегубок", как их правильно называли советские люди. Самый факт применения этих машин для массового умерщвления людей является тягчайшим обвинением руководителей германского фашизма. Специальные устройства для массового уничтожения людей в закрытых герметических автомашинах, выхлопные трубы двигателей которых соединялись с кузовами при помощи особых подвижных шлангов, были применены гитлеровцами впервые в СССР в 1942 году. Я напоминаю уважаемому Суду, что впервые упоминание о "душегубках" мы находим в предъявленном уже мной Трибуналу акте о злодеяниях немецко-фашистских 166 захватчиков в городе Керчи (документ под номером СССР-63); это относится к весне 1942 года. Я напоминаю Трибуналу включенную в акт выдержку из показаний свидетельницы Дарьи Демченко, которая видела, как из двух "душегубок" немецкие военнослужащие в Керчи выбрасывали трупы умерщвленных в противотанковый ров. Однако с бесспорной очевидностью явствует, что массовое умерщвление людей "душегубками" впервые было установлено Чрезвычайной Государственной Комиссией в Ставропольском крае. Это видно из документа под номером СССР-1. Расследование злодеяний немецких фашистов в Ставропольском крае проходило под руководством ныне покойного выдающегося русского писателя, члена Чрезвычайной Государственной Комиссии, академика Алексея Николаевича Толстого. Организовано было весьма тщательное расследование с привлечением к нему крупных специалистов, судебных медиков, ибо мышление человеческое, ставящее определенные логические границы преступлениям, с трудом воспринимало тогда существование этих машин. Однако в результате следствия и показаний очевидцев о "душегубках" совершенные с их помощью немецкими фашистами массовые мучительные убийства мирных людей были полностью подтверждены.
В Сообщении Чрезвычайной Государственной Комиссии по Ставропольскому краю содержится первое подробное описание устройства "душегубок": "Установлено массовое истребление немцами мирного советского населения путем отравления окисью углерода в специально оборудованных автомашинах-"душегубках". Военнопленный Фенихель E. M. сообщил: "Работая автомехаником, я имел возможность детально ознакомиться с устройством автомашин, специально приспособленных для удушения - уничтожения людей выхлопными газами. Таких машин в городе Ставрополе при гестапо было несколько. Устройство ее было таково: кузов длиной примерно 5 метров, шириной 2,5 метра, высота кузова также, примерно 2,5 метра. Кузов имел форму вагона, без окон, внутри обит оцинкованным железом, на полу, тоже обитом железом, лежали деревянные решетки; дверь кузова обита резиной, с помощью автоматического замка плотно закрывалась. На полу автомашины под решеткой находились две металлические трубы... Трубы эти между собой были соединены поперечной, такого же диаметра, трубой... Эти трубы имели частые полусантиметровые отверстия; от поперечной трубы вниз через отверстие оцинкованного пола выходит резиновый шланг, на конце которого шестигранная гайка с резьбой, соответствующей резьбе на конечности выхлопной трубы мотора. Этот шланг навинчивается на выхлопную трубу, и при работающем моторе все выхлопные газы идут во внутрь кузова этой герметически закрытой машины. В результате скопления газов находящийся в кузове человек через непродолжительное время умирал. Кузов машины может вместить 70-80 человек. Мотор на этой автомашине установлен марки "Заурэр"..."
В Ставропольском крае "душегубка" была применена для умерщвления 660 человек больных в местной больнице. Далее я обращаю внимание уважаемого Суда на Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии о злодеяниях немецко-фашистских преступников в Краснодаре. Этот документ я представляю Суду под номером СССР-42. Здесь также констатируются факты массовых убийств людей с помощью "душегубок". Я предъявляю Суду под номером СССР-65 приговор военного трибунала Северо-Кавказского фронта. Из этого приговора я в целях сокращения времени приведу короткую цитату: "Судебным следствием также установлены факты систематического истязания и сожжения гитлеровскими разбойниками многих арестованных советских граждан, находившихся в подвалах гестапо, и истребления путем отравления газами окиси углерода в специально оборудованных автомашинах-"душегубках" около 7 тысяч невинных советских людей, в том числе свыше 700 человек больных, находившихся в лечебных заведениях города Краснодара и Краснодарского края, из них детей в возрасте от 5 до 16 лет 42 человека". Я предъявляю затем Суду Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии о зверствах немецко-фашистских захватчиков в городе Харькове и Харьковской области. Документ под номером СССР-43. Я обращаюсь к приговору военного трибунала 4-го Украинского фронта, который представлен под номером СССР-32. "Для массовых убийств советских граждан немецко-фашистские захватчики применяли так называемые "газвагены" - большие закрытые автомашины, которые известны у русских как "душегубки". В эти "газвагены" немецко-фашистские захватчики загоняли советских граждан и умерщвляли их путем пуска специального смертельного газа - окиси углерода. С целью сокрытия следов совершенных чудовищных злодеяний и массового истребления советских людей путем удушения окисью углерода в "газвагенах" немецко-фашистские преступники сжигали трупы своих жертв". В доказательство того, что "душегубки" применялись не только в тех пунктах, о которых я говорил, я ссылаюсь на Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии, предъявленное Суду под номером СССР-9, о злодеяниях немцев в Киеве. Суд найдет там доказательства применения "душегубок" в Киеве. Я остановлюсь на данных о широком применении "душегубок" на территории временно оккупированных районов Союза ССР, то есть на Сообщении Чрезвычайной Государственной Комиссии по городу Ровно и Ровенской области. "...3. Уничтожение мирных граждан и военнопленных в городе Ровно производилось путем массовых расстрелов из автоматов и пулеметов, умерщвлением угарным газом в машинах-душегубках", и в отдельных случаях люди сбрасывались в могилы и засыпались живыми. Часть расстрелянных людей, в частности в карьерах у села Выдумка, подвергалась сожжению на заранее подготовленных и приспособленных площадках". Ссылаюсь в подтверждение этого на Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии по Минску: "От рук немецких палачей погибли тысячи советских граждан в концентрационных лагерях". Перехожу к показаниям свидетеля Мойсиевича. Он говорит: "Я был очевидцем того, как немцы уничтожали людей в "душегубках". В каждую "душегубку" они насильно вталкивали от 70 до 80 человек и увозили в неизвестном направлении". В Минске убийцами принцип "душегубки" был применен для устройства стационарных газовых камер, которые устраивались преступниками в обычных банях. Об этом также сказано в этом Сообщении Чрезвычайной Комиссии. ...
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЕВРЕЕВ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ОБВИНЕНИЯ ОТ США У. УОЛША
В качестве средства массового уничтожения евреев были использованы газовые автомашины. Описание этих машин ужаса и смерти и их действия подробно изложено в совершенно секретном отчете от 16 мая 1942 г., который был адресован оберштурмбаннфюреру СС Рауфу в Берлин, Принцальбрехтштрассе, 8, доктором Бекером, унтер-штурмфюрером СС. Документ ПС-501, США-288.
"Осмотр газовых автомобилей группы "О" и "С" окончен. В то время как газовые автомобили первой серии могут использоваться и в плохую погоду, автомобили второй серии "Заурер" совершенно выходят из строя в дождливую погоду. Например, если они пробыли под дождем в течение получаса, то их нельзя использовать потому, что они буксуют. Эти автомобили можно использовать только при абсолютно сухой погоде. Вопрос заключается теперь в том, можно ли использовать газовый автомобиль тогда, когда он стоит на месте казни. Во-первых, его следует доставить к этому месту, что возможно только при хорошей погоде. Во-вторых, место казни обычно находится в 10 - 15 километрах от шоссе и к нему трудно добираться. В грязь или в сырую погоду к нему вообще нельзя проехать. Если лиц, подлежащих уничтожению, перевозят или ведут к этому месту, то они быстро начинают соображать, что происходит, и начинают беспокоиться, чего следует избегать, насколько это возможно. Остается один только способ - грузить их на автомашины в одном пункте, а затем перевозить к месту казни. Я приказал замаскировать автомашины "О" под прицепы, приспособленные под жилье, приделав по одной паре оконных ставен с каждой стороны малого газового автомобиля и по две пары ставен на каждой стороне больших автомобилей так, чтобы это походило на крестьянские домики, какие можно видеть в сельской местности. Эти машины стали настолько хорошо известными, что не только власти, но и гражданское население называют эти автомобили "душегубками", Я думаю, что невозможно даже в течение короткого промежутка времени не только держать в секрете газовый автомобиль, но и замаскировать его...”.
ОТРЫВКИ ИЗ РЕЧИ ИЗРАИЛЬСКОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА НА ПРОЦЕССЕ АДОЛЬФА ЭЙХМАНА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗ КНИГИ «6 000 000 ОБВИНЯЮТ».
ГЛАВА IV. «ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ» ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА (С.62).
“…Всё, что касается уничтожения евреев, - его (Адольф Эйхман - прим. Б.П.) дело…Он проверял систему истребления в «душегубках» ещё до того, как их стали применять для массового пользования…”.
ГЛАВА VI. ИСТРЕБЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И ПРИСОЕДИНЁННЫХ К НЕМУ СТРАНАХ (С.99). ОТРЫВОК КОМАНДИРА «ОТРЯДА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ Д» ОТТО ОЛЕНДОРФА, ОПИСАВШЕГО В СВОЁМ ПОКАЗАНИИ, КАК БЫЛ ИСПОЛНЕН ПРИКАЗ ОБ УБИЙСТВЕ 90 ТЫСЯЧ ЕВРЕЕВ.
“ ... В начале 1942 года шеф Полиции безопасности и СД прислал нам «душегубки»… и когда набиралось достаточное количество жертв, эти машины пускались в ход. Мы держали их вблизи транзитных пунктов, куда собирались жертвы. Им говорили, что их перевозят в другое место, грузили их в кузов и, закрыв дверцы, впускали через отводные трубы газ. Через 10-15 минут все были мертвы. Машины отъезжали к месту погребения; там вытаскивали и закапывали трупы ”.
ГЛАВА VII. ИСТРЕБЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ В СЕВЕРНОЙ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЕ (С.120). БЕЛЬГИЯ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЧЁТ БЕЛЬГИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА О ВЫВОЗЕ ЕВРЕЕВ В БЕЛЬГИЙСКИЙ ЛАГЕРЬ МАЛИН:
«Когда они прибыли в Малин и были отворены дверцы, представилось страшное зрелище. Из каждого злосчастного грузовика вырывались густые клубы дыма с отвратительным запахом. И из дверей, открывшихся под давлением изнутри, высыпалась – как рыба, которую выгружают из рыбацкой лодки, опустив одну из стенок – жуткая масса распухших багровых и синеватых тел, с глазами, выступившими из орбит, и одеждой, пропитанной потом и испражнениями. Девять трупов было снято с грузовых машин; восемьдесят полумёртвых человек были посланы в лазарет».
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ М. М. АЛЬТМАН «ОТРИЦАНИЕ ХОЛОКОСТА.ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ».
ВВЕДЕНИЕ (С.4)
“Для уничтожения евреев на советской земле применялись не только массовые расстрелы... Уже осенью 1941 года зловещие машины – “душегубки”, в которых людей убивали выхлопными газами, были опробованы именно на советских евреях”.
ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ «НЕИЗВЕСТНАЯ ЧЁРНАЯ КНИГА» СВИДЕТЕЛЬСТВ ОЧЕВИДЦЕВ О КАТАСТРОФЕ СОВЕТСКИХ ЕВРЕЕВ (1941-1944).
II. БЕЛОРУССИЯ.2.1. МИНСК. ПЯТЬ ПОГРОМОВ В МИНСКЕ. РАССКАЗЫ ПЕРЛЫ АГИНСКОЙ, МАЛКИ КОФМАН, ДАРЬИ ЛЮСИК И РАИСЫ ГЕЛЬФОНД. ЗАПИСАЛ МАЙОР А. КРАСКОВ. (С.241)
“...После третьего погрома участились ночные налёты. По ночам немцы уничтожали семьи евреев, заподозренных в связях с партизанами. С наступлением темноты до рассвета по гетто шныряли чёрные крытые машины. Это были душегубки. В эти машины сажали пойманных евреев. Мотор работал и был слышен сильный стук в машине, а через две – три минуты из машины не доносилось никаких звуков. Каждую ночь, кроме субботы и воскресенья, к воротам гетто подходила душегубка.
В конце лета 1942 года по улицам гетто были расклеены приказы. Оставшимся в живых евреям предлагалось собраться на площади 25-го Октября для поучения синих нашивок. Когда люди собрались, полицейские окружили площадь. Подошли те же чёрные крытые машины, которые работали четыре дня подряд. Трупы замученных немцы возили к местечку Тростянец, где их сваливали в яму.
После четвёртого погрома стало сравнительно тише. Тем не менее, истребление евреев продолжалось. В первое время в гетто были детский и инвалидный дом, но вскоре и их обитатели были вывезены в душегубках.
Жители Минска помнят, как немецкие разбойники и кинжалами убивали детей, помнят детские просьбы к немцам: «Дяденьки, не бейте, мы сами пойдём в машину...».
II. БЕЛОРУССИЯ. 2.1. МИНСК. ОНИ ТОРГОВАЛИ ДЕТЬМИ. РАССКАЗЫ МАРИИ ГОТОВЦЕВОЙ, МАРФЫ ОРЛОВОЙ, ФЕНИ ЛЕПЕШКО. ЗАПИСАЛ А. ВЕРБИЦКИЙ (С.244).
“...Захватив Минск, гитлеровцы долго не обращали внимания на детей, прозябавших в приютах и детских домах. Летом 1942 года местным фашистским властям стало известно, что среди безнадзорной, осиротевшей детворы много еврейских детей, и они решили приступить к ликвидации тысяч маленьких советских граждан.
Газовые автобусы – «душегубки» вылавливали еврейских детей на улицах, во дворах, в больницах и детских домах. Детьми набивали огромные кузова машин. Груды маленьких тел выбрасывали в ямы деревни Большой Тростянец...”.
II. БЕЛОРУССИЯ. 2.1. МИНСК. ВОСПОМИНАНИЯ ВРАЧА ЦЕЦИЛИИ МИХАЙЛОВНЫ ШАПИРО. ЗАПИСАЛ А. В. ВЕЙСБРОД. 20 СЕНТЯБРЯ 1944 г. (С.253).
“... Наиболее усовершенствованным орудием истребления явились пресловутые душегубки, которые вскоре стали применяться в широком масштабе...
При истреблении в душегубках молодых женщин привязывали за косы к осям машин и в таком виде волокли живыми по городу, пока не наступала смерть. Внутри же душегубок производилось в то время умерщвление газом тех, кто там находился...”.
II. БЕЛОРУССИЯ. 2.1. МИНСК. ОТРАВЛЕНИНЕ ЖИТЕЛЕЙ МИНСКА ГАЗОМ В МАШИНАХ – ДУШЕГУБКАХ И РАССТРЕЛ МИНСКИХ ЕВРЕЕВ. СТЕНОГРАММА ДОПРОСА НЕМЕЦКОГО ОФИЦЕРА РАЙХОФА ЮЛИУСА. 21 ИЮЛЯ 1944 г. ИЗ ДОКУМЕНТОВ ЧГК (С.264).
“...В разговоре с ним в столовой штаба дивизии в сентябре 1942 года, не помню какого числа, Гомайер мне сообщил, что в городе Минске работниками «СД», фамилий он мне их не назвал, для уничтожения советских граждан при помощи отравляющих газов применяется специальная машина, которая называется душегубкой. Устройство машины-душегубки следующее: она имеет форму грузовой машины с крытым кузовом. В кузов, куда немцы сажали советских граждан с целью отравления, от мотора машины была проведена труба. Машина герметически закрывалась, и люди, находившиеся в ней, под действием отработанных газов через несколько минут отравлялись. Какой период действовала в Минске машина - душегубка и сколько при помощи её было отравлено советских граждан, я не знаю.
...Лично мне видеть так называемую машину-душегубку, при помощи которой производилось массовое отравление советских граждан, мне не приходилось, я о ней впервые узнал от обер-лейтенанта Гомайер Эвальда, а впоследствии от знакомых жителей города Минска. Кто из работников «СД» обслуживал в Минске машину – душегубку и отравлял советских граждан при помощи этой машины, я не знаю и показать что–либо существенного по данному вопросу ничего не имею.
...Все злодеяния и уничтожение советских граждан при помощи душегубки производилось в соответствии приказов и указаний германского правительства, о чём я показывал выше на предыдущем допросе...”.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Учитывая узкую направленность данной темы, очень трудно найти достоверную информацию, поскольку нет точной технической документации; мало кто разбирал этот вопрос подробно. Остались свидетельства очевидцев и просто упоминания в различных работах, что такие автомобили существовали. Поэтому, человека очень легко ввести в заблуждение, чем и пользуются недобросовестные журналисты, пытаясь отстоять свою точку зрения, основываясь на ложных фактах. При создании этой работы приходилось часто сталкиваться с этим явлением. Маскируясь под словом «ревизионизм», они пытаются перечеркнуть прошлое, извратить историю, надругаться над памятью миллионов. Это движение отметает все существующие на данный момент факты, архивные документы, вещественные источники и свидетельства участников событий. Создаётся впечатление, что оставшиеся на свободе нацисты и их пособники развернули кампанию, целью которой стало отрицание, преуменьшение или оправдание гитлеровского нацизма. Особенно много публикаций, авторы которых ставят под сомнение или прямо отрицают факт Холокоста и его масштабы. К сожалению, кампания эта хорошо организована и продолжает служить обоснованию и оправданию антисемитизма и Холокоста. Одной из причин заявлений, отрицающих или оправдывающих злодеяния нацизма и Холокост, является их полная безнаказанность в России. В стране все еще не принят закон об ответственности за публикации, которые оскорбительны для еврейского народа и, кроме того, разжигают национальную вражду, антисемитизм. Таким образом, отрицание Холокоста является частью идеологии современного экстремизма и несёт опасность для всех, кто верит в свободу, демократию, здравомыслие и общечеловеческие приоритеты. Оно оскорбительно не только для памяти евреев – жертв Холокоста, но и для всех жертв нацизма, а также всех, кто хочет сегодня знать и сохранять прошлое ради общего для всех будущего. Следует отметить, что в ряде западных стран, пострадавших от нацизма, - Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Италии и других, - действуют правовые нормы, предусматривающие уголовную ответственность за отрицание или оправдание злодеяний нацизма. Так, в Австрии Конституционный закон о запрете НСДАП (нацистской партии) от 8.05.45 гласит: "Параграф 3(з). Подлежит наказанию также тот, кто в публикации, по радио или другому средству информации или иным способом публично отрицает, грубо преуменьшает, восхваляет или пытается опровергнуть национал-социалистские преступления против человечности". По этому параграфу предусмотрено наказание лишением свободы до 20 лет. И эти законы действуют. Так, во Франции в 1998 г. за отрицание факта Холокоста и антисемитские высказывания были оштрафованы на крупные суммы известные политические деятели Роже Гароди и Ле Пен, причем последний лишен политических прав.
По мере ухода из жизни немногих чудом оставшихся в живых свидетелей Холокоста, голоса тех, кто противоречит истине, становятся все громче. Поэтому надо сделать все, чтобы новые поколения людей знали правду о Холокосте.

Путём отравления угарным или выхлопным газом. Начало применения серийных газвагенов относится к ноябрю - декабрю 1941 года (Киев, Полтава, Рига и Хелмно). С весны 1942 документально подтверждено их применение в Югославии (Сербия) .

О применении нацистами газвагенов стало известно в 1943 году после суда над участниками преступлений против человечества , совершенных на территории Краснодарского края СССР, где около 6700 человек гражданского населения были убиты путём отравления газом в «душегубках» . Материалы об использовании данных машин смерти на территории СССР были представлены советскими обвинителями на Нюрнбергском процессе главных военных преступников .

Общее число жертв данного орудия смерти за период Второй мировой войны неизвестно. В нацистском документе из оккупированного Минска, датированном 5 июня 1942, указывается, что с декабря 1941 по июнь 1942 в 3 газвагенах было уничтожено 97 тысяч человек. По меньшей мере 152 тысячи было уничтожено в концлагере Хелмно возле Лодзи (Польша). Известно, что на 23 июня 1942 года компанией-производителем Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH было передано 20 газвагенов 2 версий (на 30-50 и на 70-100 человек) из 30 первоначально заказанных. Ни одного из выпущенных газвагенов не сохранилось.

О названии

В захваченных немецких документах это приспособление именовалось как Sonder-Wagen , Sonderfahrzeug , Spezialwagen и S-Wagen (специальный транспорт); также встречается вариант Entlausungswagen (дезинфекционный автомобиль). Первое известное упоминание термина Vergasungswagen (автомобиль для применения газов) приводится в документах Нюрнбергского трибунала (документ 501-PS). В то же время в западной популярной, научной литературе и мемуарах, вышедших после окончания Второй мировой войны, применяется термин Gaswagen или англоязычная калька (gas-van ). В русскоязычных изданиях чаще встречается термин «газенваген», нежели оригинальная транскрипция с немецкого - «газваген». В советской исторической литературе также используется название «душегубка».

Выбор названия Gaswagen для автомобилей-душегубок имеет довольно простое основание. Германия в ходе войны испытывала серьёзный дефицит моторного топлива, и неответственные перевозки осуществлялись с использованием автомобилей, работающих на генераторном газе . Эти автомобили назывались «генераторгазвагенами» или просто «газвагенами». Если они работали на сгоревшем дереве (а таких было большинство), то они также назывались «хольцгазвагенами», что в буквальном переводе означает «древесные газовые фургоны». В англоязычных странах такие автомобили, как правило, назывались газогенераторными автомобилями (producer gas vehicles ).

Обвинители на Нюрнбергском процессе не затруднились в выборе названия; вслед за «газовыми камерами» лагерей вполне логично применить и «газовые автомобили», тем более автомобилей на генераторном газе было порядка 500 тысяч, и название «газваген» знал любой.

История появления

По сохранившимся архивным документам известно, что нацисты по меньшей мере с осени 1939 применяли угарный газ для умерщвления психически больных, умственно отсталых и физически неполноценных людей. По свидетельству очевидцев, для этого применялся буксируемый трактором герметичный фургон, в который из баллонов подавался угарный газ (СО). На фургонах была нанесена маркировка Kaisers-Kaffee-Geschäft (Кофейня Кайзера). Ответственным за разработку и применение техники умерщвления при помощи угарного газа был Kriminaltechnisches Institut (KTI) Главного управления имперской безопасности .

Рауфф отдал приказ своему подчинённому Праделю (SS-Hauptsturmführer Pradel), отметив, что это указание Гейдриха . Прадель, в свою очередь, даёт указание своему подчинённому Вентриту (Wentritt) исследовать и доложить о технической осуществимости данного задания (доставка газов в герметический фургон). Получив положительный ответ, Прадель доложил наверх и вскоре получил от Хиса инструкции по конструированию и применению спецмашины. По приказу Рауффа Прадель и Вентрит посещают в Берлине компанию Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH , производящую герметичные конструкции, под предлогом необходимости производства герметичных фургонов для перевозки трупов из зон эпидемий. В заключённом контракте оговаривалось, что RSHA поставит шасси, а компания установит на нём необходимое оборудование. Вскоре первые 6 машин были готовы.

Испытания

Испытания одного из готовых образцов проводились в ноябре в концлагере Заксенхаузен . В машину поместили 30 мужчин, смерть которых от угарного газа констатировал химик KTI Лейдинг (Leiding). Несколько других образцов были направлены в Киев, куда они прибыли в ноябре 1941, и один из них вскоре был использован во время уничтожения еврейского населения в Полтаве. Один экземпляр прибыл в концлагерь Хелмно (Польша). В декабре 1941 два газвагена было доставлено в Ригу.

Практика применения

На основании свидетельских показаний на процессе в Германии в 1960 году исследователи приводят такую информацию о применении данного устройства:

Перед посадкой в фургон людям приказывали сдать все ценные вещи и одежду. После этого двери закрывались, и система подачи газа переключалась на выпуск. Для того, чтобы не вызывать преждевременно страха у жертв, в фургоне имелась лампочка, которая включалась, когда двери закрывались. После этого водитель включал двигатель на нейтральной передаче примерно на 10 минут. После того как движение в фургоне прекращалось, трупы отвозились к месту кремации/погребения и выгружались (также известен ряд случаев, когда газвагены размещались прямо у крематориев/рвов).

Первые модели «газвагенов» имели конструктивный недостаток, из-за которого помещённые в них люди мучительно умирали от удушья, а кузова потом приходилось убирать от экскрементов и других выделений, что вызывало недовольство обслуживающего персонала. С начала весны 1942 этот дефект был устранён - помещённые в кузов постепенно теряли сознание и уже потом умирали.

Конструкция

По сохранившимся документам о разработке и производстве данного устройства указывается, что оно представляло собой газонепроницаемый фургон с герметически закрывающимися дверями, с отверстием для впуска газа (в полу), закрытым перфорированным металлическим листом. Известно о производстве фургонов 2 типов - на 30-50 человек и 70-100 человек (по последнему приводится информация о том, что для него разрабатывалось специальное устройство для выгрузки трупов). Фургоны устанавливались на шасси грузовых автомобилей грузоподъёмностью около 3,5 тонны (малый фургон) - Опель-Блиц, Даймонд Рео, Рено, - и 6,5-тонный «Заурер»-большой фургон. Шасси и двигатель дорабатывались и дооснащались специальным образом.

По свидетельству нескольких механиков, ремонтировавших газвагены из концлагеря Хелмно, мотор, устанавливавшийся на газвагенах, отличался от других моторов, которые они видели на аналогичных машинах. Также он потреблял вдвое больше топлива, нежели обычный двигатель, и имел необычную систему выхлопа.

География применения

В СССР совпадала с зонами ответственности Айнзацгруппы А, В, С и D - в частности, они были задействованы в уничтожении Минского гетто и в концлагере Малый Тростенец . В Польше документально подтверждено их применение в Хелмно . С весны 1942 применялись в Югославии (Сербия) и ряде других мест массового уничтожения людей в Европе.

Данные машины обычно использовались для умерщвления женщин, детей, стариков и больных .

Фотографии газвагена

В ряде источников приводится информация о том, что в концлагере «Хелмно» был найден оставленный немцами газваген на шасси «Магирус» . При более детальном исследовании этого фургона в ноябре 1945 на заводе в Польше выяснилось, что никаких следов установки на нём элементов, похожих на описание конструкции газвагена, нет.

Количество произведённых газвагенов

Известно, что на 23 июня 1942 года компанией-производителем Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH было передано 20 газвагенов двух версий (на 30-50 и на 70-100 человек) из 30 первоначально заказанных. Оставшиеся 10 в связи с нехваткой материалов и загруженности планировали достроить на заводе Sodomka в Hohenmauth (современное Vysoké Mýto , в Чехии) - но в связи с тем, что все рабочие были чехи - по соображениям секретности от переноса производства отказались, и весь первоначальный заказ был завершен в Берлине.

Архивные документы

Полевая почта 32/704 Киев, 16 мая 1942 Секретный документ государственной важности! Оберштурмбанфюреру СС Рауфу:

Переборка моторов автомашин в группах D и С закончена. … Я приказал замаскировать машины группы D под машины для жилья, для чего на маленьких машинах велел сделать по одному оконцу с каждой стороны, а на больших машинах - по два оконца подобных тем, которые мы часто видим на крестьянских домах в деревне. Эти машины настолько приобрели известность, что их не только официальные лица, но и гражданское население называли «душегубками», лишь только появлялась одна из таких машин. По моему мнению, эти машины невозможно замаскировать и держать в секрете сколько-нибудь длительное время. … Отравление газами зачастую происходит неправильно. Чтобы как можно скорее закончить процедуру, водители всегда дают полный газ. Вследствие этого казнимые умирают от удушья, а не засыпают, как это было предусмотрено. Мои указания привели к тому, что теперь при правильной установке рычага смерть наступает быстрее и притом заключённые мирно засыпают. Искаженные лица и испражнения, которые наблюдались раньше, более не замечались. В течение сегодняшнего дня я перееду в группу В, куда можно присылать мне дальнейшие сообщения. Доктор Беккер, унтерштурмфюрер СС

После суда над участниками преступлений против человечества, совершенных на территории Краснодарского края СССР , где около 6700 человек гражданского населения были убиты путем отравления газом в «душегубках» или были замучены и расстреляны. Материалы об использовании данных машин смерти на территории СССР были представлены советскими обвинителями на Нюрнбергском процессе главных военных преступников .

Общее число жертв данного орудия смерти за период Второй мировой войны неизвестно. В нацистском документе из оккупированного Минска, датированном 5 июня 1942, указывается, что с декабря 1941 по июнь 1942 в 3-х газвагенах было уничтожено 97 тысяч человек. По меньшей мере 152 тысячи было уничтожено в концлагере Хелмно возле Лодзи (Польша). Известно, что на 23 июня 1942 года компанией производителем Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH было передано 20 газвагенов 2-х версий (на 30-50 и на 70-100 человек) из 30 первоначально заказанных. Ни одного из выпущенных газвагенов не сохранилось.

О названии

Автомобиль с газогенераторной установкой, Берлин, 1946

В захваченных немецких документах это приспособление именовалось как Sonder-Wagen , Sonderfahrzeug , Spezialwagen и S-Wagen (специальный транспорт); также встречается вариант Entlausungswagen (дезинфекционный автомобиль). Первое известное упоминание термина Vergasungswagen (автомобиль для применения газов) приводится в документах Нюрнбергского трибунала (документ 501-PS). В то же время в западной популярной, научной литературе и мемуарах, вышедших после окончания Второй мировой войны, применяется термин Gaswagen или англоязычная калька (gas-van ). В советской исторической литературе можно встретить название «душегубка». С начала 90-х годов XX века в русскоязычных изданиях чаще встречается термин «газенваген», нежели оригинальная транскрипция с немецкого - «газваген».

Выбор названия Gaswagen для автомобилей-душегубок имеет довольно простое основание. Германия в ходе войны испытывала серьёзный дефицит моторного топлива, и неответственные перевозки осуществлялись с использованием автомобилей, работающих на генераторном газе . Эти автомобили назывались «генераторгазвагенами» или просто «газвагенами». Если они работали на сгоревшем дереве (а таких было большинство), то они также назывались «хольцгазвагенами», что в буквальном переводе означает «древесные газовые фургоны». В англоязычных странах такие автомобили, как правило, назывались газогенераторными автомобилями (producer gas vehicles ). Однако не менее подходящим названием для них было бы и «автомобили на ядовитом газе» - по той простой причине, что вырабатываемый ими газ был крайне ядовитым.

Обвинители на Нюрнбергском процессе не затруднились в выборе названия; вслед за «газовыми камерами» лагерей вполне логично применить и «газовые автомобили», тем более автомобилей на генераторном газе было порядка 500 тысяч, и название «газваген» знал любой.

История появления

По сохранившимся архивным документам известно, что нацисты по меньшей мере с осени 1939 применяли угарный газ для умерщвления психически больных, умственно отсталых и физически неполноценных людей. По свидетельству очевидцев, для этого применялся буксируемый трактором герметичный фургон, в который из баллонов подавался угарный газ (СО). На фургонах была нанесена маркировка Kaisers-Kaffee-Geschäft (Кофейня Кайзера). Ответственной за разработку и применение техники умерщвления при помощи угарного газа был Kriminaltechnisches Institut (KTI) в Reichssicherheitshauptamt (RSHA)

15−16 августа 1941 в Барановичах и Минске с инспекторской проверкой прибывает рейхсфюрер СС Гиммлер и знакомится с ходом выполнения задач подразделениями Einsatzgruppe B . По записям в дневнике сопровождавшего его Бах-Залевского Гиммлер получил от увиденного нервное потрясение и приказал руководителю Einsatzgruppe B Артуру Небе (Arthur Nebe) разработать «более гуманные методы убийства, чем расстрел».

По распоряжению Гиммлера в конце августа 1941 из KTI в Минск были доставлены несколько баллонов с угарным газом. Но без герметичных помещений их использование не принесло ожидаемых результатов. Попытки применить обычные выхлопные газы не принесли желаемого результата в силу ряда технических сложностей.

В результате этого возникла идея по созданию мобильных газовых камер, в которых бы использовался вырабатываемый мотором угарный газ. Небе и глава KTI Хис (SS-Sturmbannführer Heess) в конце сентября обратились для практического воплощения этих планов к начальнику подразделения II D RSHA Рауфу (SS-Obersturmführer Rauff).

Рауф отдал приказ своему подчиненному Праделю (SS-Hauptsturmführer Pradel), отметив, что это указание Гейдриха . Прадель в свою очередь даёт указание своему подчиненному Вентриту (Wentritt) исследовать и доложить о технической осуществимости данного задания (доставка газов в герметический фургон). Получив положительный ответ, Прадель доложил наверх и вскоре получил от Хиса инструкции по конструированию и применению спецмашины. По приказу Рауфа Прадель и Вентрит посещают в Берлине компанию Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH, производящую герметичные конструкции, под предлогом необходимости производства герметичных фургонов для перевозки трупов из зон эпидемий. В заключённом контракте оговаривалось, что RSHA поставит шасси, а компания установит на нём необходимое оборудование. Вскоре первые 6 машин были готовы.

Испытания

Испытания одного из готовых образцов проводилось в ноябре в концлагере Заксенхаузен . В машину поместили 30 мужчин, смерть которых от угарного газа констатировал химик KTI Лейдинг (Leiding). Несколько других образцов были направлены в Киев, куда они прибыли в ноябре 1941, и один из них вскоре был использован во время уничтожения еврейского населения в Полтаве. Один экземпляр прибыл в концлагерь Хелмно (Польша). В декабре 1941 два газвагена было доставлено в Ригу.

Практика применения

На основании свидетельских показаний на процессе в Германии в 1960 году исследователи приводят такую информацию о применении данного устройства:

Перед посадкой в фургон людям приказывали сдать все ценные вещи и одежду. После этого двери закрывались, и система подачи газа переключалась на выпуск. Для того, чтобы не вызывать преждевременно страха у жертв, в фургоне имелась лампочка, которая включалась, когда двери закрывались. После этого водитель включал двигатель на нейтральной передаче примерно на 10 минут. После того как движение в фургоне прекращалось, трупы отвозились к месту кремации/погребения и выгружались (так же известны ряд случаев когда газвагены размещались прямо у крематориев/рвов).

Первые модели «газвагенов» имели конструктивный недостаток, из-за которого помещённые в них люди мучительно умирали от удушья, а кузова потом приходилось убирать от экскрементов и других выделений, что вызывало недовольство обслуживающего персонала. С начала весны 1942 этот дефект был устранен - помещённые в кузов постепенно теряли сознание и уже потом умирали.

Конструкция

По сохранившимся документам о разработке и производстве данного устройства указывается, что оно представляло собой газонепроницаемый фургон с герметически закрывающимися дверями, с отверстием для впуска газа (в полу), закрытым перфорированным металлическим листом. Известно о производстве фургонов 2-х типов - на 30-50 человек и 70-100 человек (по последнему приводится информация о том, что для него разрабатывалось специальное устройство для выгрузки трупов). Фургоны устанавливались на шасси грузовых автомобилей грузоподъёмностью около 3,5 тонны (малый фургон) - Опель-Блиц, Даймонд Рео, Рено, - и 6,5-тонный «Заурер»-большой фургон. Шасси и двигатель дорабатывались и дооснащались специальным образом.

По свидетельству нескольких механиков, ремонтировавших газвагены из концлагеря Хелмно, мотор, устанавливаемый на газвагенах, отличался от других моторов, которые они видели на аналогичных машинах. Также он потреблял вдвое больше топлива, нежели обычный двигатель, и имел необычную систему выхлопа.

География применения

В СССР совпадала с зонами ответственности Einsatzgruppe А, В, С и D - в частности, они были задействованы в уничтожении Минского гетто и в концлагере Малый Тростенец. В Польше документально подтверждено их применение в Хелмно. С весны 1942 применялись в Югославии (Сербия) и ряде других мест массового уничтожения людей в Европе.

Данные машины обычно использовались для умерщвления женщин, детей, стариков и больных

Фотографии газвагена

В ряде источников приводится информация о том, что в концлагере «Хелмно» был найден оставленный немцами газваген на шасси «Магирус» . При более детальном исследовании этого фургона в ноябре 1945 на заводе в Польше выяснилось, что никаких следов установки на нём элементов, похожих на описание конструкции газвагена, нет.

Количество произведенных газвагенов

Известно, что на 23 июня 1942 года компанией производителем Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH было передано 20 газвагенов 2-х версий (на 30-50 и на 70-100 человек) из 30 первоначально заказанных. Оставшиеся 10 в связи с нехваткой материалов и загруженности планировали достроить на заводе Sodomka в Hohenmauth (современное Vysoké Mýto , в Чехии) - но в связи с тем что все рабочие были чехи - по соображениям секретности от переноса производства отказались и весь первоначальный заказ был завершен в Берлине.

Архивные документы

Полевая почта 32/704 Киев, 16 мая 1942 Секретный документ государственной важности! Оберштурмбанфюреру СС Рауфу:

Переборка моторов автомашин в группах D и С закончена. … Я приказал замаскировать машины группы D под машины для жилья, для чего на маленьких машинах велел сделать по одному оконцу с каждой стороны, а на больших машинах - по два оконца подобных тем, которые мы часто видим на крестьянских домах в деревне. Эти машины настолько приобрели известность, что их не только официальные лица, но и гражданское население называли «душегубками», лишь только появлялась одна из таких машин. По моему мнению, эти машины невозможно замаскировать и держать в секрете сколько-нибудь длительное время. … Отравление газами зачастую происходит неправильно. Чтобы как можно скорее закончить процедуру, водители всегда дают полный газ. Вследствие этого казнимые умирают от удушья, а не засыпают, как это было предусмотрено. Мои указания привели к тому, что теперь при правильной установке рычага смерть наступает быстрее и притом заключенные мирно засыпают. Искаженные лица и испражнения, которые наблюдались раньше, более не замечались. В течение сегодняшнего дня я перееду в группу В, куда можно присылать мне дальнейшие сообщения. Доктор Беккер, унтерштурмфюрер СС

Письмо начальника полиции безопасности и СД Остланд гауптштурмфюрера Трюгеса по вопросу газовых автомобилей:

Транспорты с евреями, которые должны быть подвергнуты особому способу обращения, прибывают еженедельно в управление начальника полиции безопасности и службы безопасности Белоруссии. Три газовых автомобиля, которые имеются там, недостаточны для этой цели. Я прошу, чтобы прислали еще один газовый автомобиль (пятитонку). В то же время я прошу, чтобы переправили 20 газовых труб для трех автомашин, которыми мы располагаем (две - Диамонд, одна - Заурер), так как имеющиеся трубы уже пропускают газ. Полевая почта 32/704 Киев, 16 мая 1942 Секретный документ государственной важности! Оберштурмбанфюреру СС Рауфу Берлин, Принц-Альбрехтштрассе, 8.

Утверждения о существовании аналогов в СССР

Как утверждает Л. А. Головкова, каких-либо документов, однозначно доказывающих создание Бергом аппаратов, аналогичных «Газвагену», так и не было представлено; при реабилитации И. Берга обвинения в их создании также не были доказаны. Мнения бывших работников НКВД насчёт возможности создания подобных машин разнятся .

См. также

Примечания

Литература

  • «Душегубки» // Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия / под ред. М. М. Козлова . - М .: Советская энциклопедия , 1985. - С. 256. - 500 000 экз.
  • СС в действии. Документы о преступлениях СС. / Пер. с нем. - М .: СВЕТОТОН, 2000.