Автор высказывания поэтами рождаются ораторами становятся является. Корпоративные тренинги: менеджерами рождаются или становятся? Ораторами становятся, поэтами рождаются

Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном
звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции,
чтобы поддерживать порядок.
Эмерсон

Цель:

  • развитие интеллектуального потенциала;
  • общеучебных навыков (в частности презентационных);
  • артистических способностей;
  • развитие навыков речевой культуры;
  • ораторского мастерства.

Подготовка к занятию: Слайды со схемами.

Кадры из фильма “Карнавал”

Раздаточный материал:

  • Скороговорки
  • Рекомендации
  • Карточки с заданиями к упражнениям
  • листы А-4 для рефлексии – 3 шт. и цветная бумага для отметки.

Ребята! Каждому человеку необходимо уметь говорить понятно, четко, правильно выражать свои мысли и передавать их окружающим. В жизни бывают такие ситуации, когда необходимо будет красиво подать себя или свою работу. Некоторые из вас пишут исследовательские работы. Выполнение исследования – это только часть работы, всех, кто занимается исследованиями ожидает публичный этап – демонстрация полученных результатов на научной конференции.

В исследовательской деятельности необходимо обладать презентационными умениями и навыками. Презентовать – это красиво подавать себя, свою работу.

Презентационные умения и навыки, это:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения.

Результаты опроса , который мы провели на предыдущем занятии, показали, что наиболее трудно для вас: выступать с докладом не читая, а рассказывая и говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников. Этому мы будем учиться сегодня.

Навыки монологической речи (информирование)

Монологическая речь не предполагает высказываний слушающих, говорит всегда один человек. К монологической речи относятся лекции, доклады, выступления. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а так же умения устанавливать контакт с аудиторией.

Достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор – зависит во многом от того, владеете ли вы ораторским искусством . Ораторское искусство – это особое мастерство выступающего. Ораторами не рождаются и, значит, этому мастерству можно и нужно учиться.

Практика выступления лучших ораторов мира показывает, что сухое, деловое выступление, когда передается только “голая информация”, как правило, вызывает скуку и даже раздражение, слушается без интереса. Ораторы используют специальные приемы, чтобы разнообразить, украсить свою речь.

К таким приемам относятся использование речевых оборотов (образных выражений): сравнений, метафор, эпитетов. Ораторы используют крылатые слова, пословицы, поговорки. Не малую роль играет словарный запас выступающего. Чем богаче словарь, тем ярче, разнообразнее речь.

Взгляните на экран. Вы видите “Схему ораторского искусства” . Сейчас мы узнаем, как подготовить речь для выступления:

  1. Подбор содержания выступления.
  2. Составление плана выступления, распределение его в логической последовательности. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух.
  3. Литературная обработка содержания речи Лучше запоминается начало выступления и конец, поэтому они должны быть особенно яркими.
  4. Заучивание, запоминание речи. Лучше текст рассказывать, а не читать.
  5. Работа над интонацией, мимикой, жестами.
  1. Не прячьтесь за трибуной.
  2. Не бойтесь передвигаться на сцене.
  3. Стойте прямо, перенесите центр тяжести с пяток на носки.
  4. Наладьте зрительный контакт с отдельными слушателями.
  5. Меняйте тембр голоса, чтобы не быть монотонным. Голосом подчеркивайте новые и важные мысли, контролируйте скорость речи, при быстрой речи аудитория ее не воспримет, при медленной люди будут отвлекаться.
  6. Развлеките публику анекдотом, драматическим началом выступления, поставьте несколько вопросов.
  7. Меняйте положение. Не цепляйтесь за трибуну и не налегайте на нее. Не пренебрегайте жестами.
  8. Произносите слова четко.
  9. Отдайтесь вдохновению. Не скрывайте своего воодушевления. Публика будет внимательней, если увидит, что вы убеждены в своих мыслях и идеях.
  1. Каша во рту, то есть слова звучат невнятно и на одной ноте.
  2. Запинания: речь сбивчива, бессвязна; в ней много вводных слов, заиканий.
  3. Выступление плохо спланировано, не акцентируется внимание на главной мысли.
  4. Безразличие к аудитории.
  5. Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения материала неубедительна.
  6. Оратор не позаботился о том, чтобы тщательно отрепетировать свою речь.
  7. Недостаточное знание предмета.

Зная, чего не следует делать оратору, мы вместе с вами разработаем рекомендации выступающему. Учитывая первый недостаток, какую рекомендацию можно дать?

Успех публичного выступления оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, насыщенности информацией. Высокий уровень культуры речи предполагает совершенствование техники речи.

К составляющим техники речи относятся:

  1. Дикция – это четкость и ясность произношения, слов, и отдельных звуков и фраз.
  2. Звукопроизношение – умение четко и правильно произносить отдельные звук.
  3. Сила голоса – это не только громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание.
  4. Темп речи – число слов, произносимых в минуту. Оптимальный темп – 120 слов минуту.
  5. Тембр голоса – это звуковая окраска голоса, которая создает оттенки голоса.
  6. Интонация – выделение голосом отдельных отрезков речи, слов, фраз, предложений.

Без интонации все богатства языка были бы мертвы.

Вы, наверное, слышали, что родиной ораторского искусства считают Древнюю Грецию Здесь по законам страны каждый должен был защищать себя в суде сам, а для этого нужно было уметь говорить.

Гермоген, Квантилиан, Перикл, Демосфен, Цицерон – вот имена великих ораторов, чьи пламенные речи изучаются до сих пор в риторике?

– Кто знает, что это за слово?

Огромным трудом и работой над, собой прославился Демосфен. Он был неотразимым оратором. Известно, что с рождения он имел слабый голос, речь его была шепелявой, с большго дефектами. Попытки публично выступать кончались негодованием и свистом толпы: никто не хотел слушать такого оратора. Но Демосфен был упорен. Несколько лет тренировался в произнесении речей, ходил на берег моря и старался перекричать шум бури. Каждый день он набирал в рот мелкие камушки и, держа их во рту, часами произносил речь, стараясь выговаривать отчетливо каждое слово... И Демосфен стал тем, кем он хотел стать: слушать его речи съезжались со всей Греции.

Сейчас вашему вниманию предлагается отрывок их фильма “Карнавал”, в котором мы увидим, как тренирует технику речи, по методике Демосфена, героиня фильма.

(Просмотр кадров из фильма “Карнавал”)

Практические задания

А сейчас мы переходим к практической части нашего занятия. Для начала необходимо подготовить (“разогреть”) речевой аппарат: руки, губы, язык.

(Вытягиваем вверх, вниз, вправо, влево).

Следующее упражнение: произносим слова громко, тихо, шепотом, быстро, очень быстро

“По горе идет отряд, барабанщик очень рад
Барабанит, барабанит полтора часа подряд”.

Мы подготовили свой речевой аппарат к работе.

Всем известно, что хорошо тренируют речь скороговорки (улучшают артикуляцию, дикцию).

Игра “Вступительный экзамен в театральный институт”.

У вас есть листочки с текстами. Эти тексты необходимо четко и правильно произнести перед “приемной комиссией”. (У каждого своя скороговорка.)

“Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем, после душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши и не пачкай тушью уши”.

Дома следует тренировать произношение, для этого необходимо проговаривать трудные слова или словосочетания. Сначала нормальным голосом, потом потише, потом шепотом, а затем мысленно, в уме так же отчетливо.

Если эти упражнения вы будете записывать на магнитофон, то получите возможность наблюдать за тем, как меняется ваш голос и дикция день ото дня.

В этом упражнении нужно произнести текст выразительно.

Чтение с листа: деление текста на смысловые куски, которым должна соответствовать определенная интонация.

Пусъки бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонилисъ. И Калуша волит. Оее, оее! Бутявка-то – некузявая! Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась сопритюкнулась и усякала с напушки. А Калуша волит: бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудунятся. А бутявка волит за напушкой: Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пусъки бятые!!

Упражнение “Выделение интонацией”

Произносим фразу “Я тебе говорила, что билеты в наш театр стоят 30 рублей”, выделяя интонацией по очереди каждое слово.

(Для этого упражнения нужны девять человек).

Мы видим как меняется смысл фраз.

Упражнение “Оратор”

Произносите речь дома перед семьей, друзьями. Снова и снова повторяйте ее. Чем больше практики, тем лучше получится выступление!

Сейчас вам нужно будет произнести небольшое выступление.

Цель вашего выступления : сообщить нам тему своей работы, почему вы ее выбрали. Нужно рассказать об этом так, чтобы мы тоже захотели писать работу на эту тему. Постарайтесь учесть все рекомендации по ораторскому мастерству. А мы своими аплодисментами выберем самого красноречивого оратора.

На сегодняшнем занятии мы учились ораторскому мастерству. Надеюсь, то, чему научились на этом занятии, пригодится вам в дальнейшем для ежедневных тренировок, развития ваше ораторского мастерства.

В заключение я предлагаю свое мнение о занятии оставить на листочке.

(Для рефлексии листы с фразами):

  1. Я узнал (а) много нового.
  2. Мне было интересно.
  3. У меня остались вопросы, не все понятно.

Список литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум, 2001.
  2. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Издательство “Дело”, 2002.
  3. Колтунова М.В. Нормы. Риторика. Этикет. Москва “НПО "Экономика"”, 2000.

Введение
Давно стало привычным выражение «сила слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: « Словом можно убить,словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода – это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших туинформацию и то эмоциональное воздействие, которые были им необходимы. Так было и древнейшие времена. Воздействие выступающего, цель которого – убедить людей в том, что необходимо оратору, называют линией софистов – древнегреческих учителей красноречия, которые отошли от обучения мудрости и искусству речи и стали учить доказывать что угодно, так как это им было более выгодно.
Иное назначение ораторского искусствавидел древнегреческий мыслитель, «отец всех философов» Сократ. Его риторический идеал переняли гуманисты средних веков, которые полагали: «Окружающий мир воплощает в себе истину. Но обнаженную истину человека не видит. Риторика одевает истину в словесные одежды и дает возможность увидеть и познать ее. Принося наслаждение, риторика побуждает людей к еще более активной мудрости. Она становится особымстимулом к добру и просвещению человечества».
Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Следует заметить, что Цицерон сказал это, защищая поэта Архия, которого хотеливыселить из Рима за греческое происхождение. Цицерон подчеркнул редкость поэтического дарования и поставил его даже выше ораторского мастерства. Говоря же о возможности стать оратором, Цицерон отмечал значение природных данных, необходимых, впрочем, в любом деле, а в искусстве особенно: «Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, наскольковам позволит природа».
Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторскогоискусства; во-вторых, выделить основные роды и виды ораторского искусства; в-третьих, определить из чего должна состоять речь оратора.
При работе мной были изучены труды ученых О.А. Баева, Л.А. Введенской, А.В. Медведева и др.
На основе полученных знаний я постараюсь полно и всесторонне осветить поставленные мной вопросы.

1. Понятие об ораторском искусстве
Термин ораторское искусство (лат. оratoria)античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия// Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.
2. Перен. Эффектность, внешняя красивостьречи, напыщенность.
3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.
Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.
Выражение ораторское искусство также имеет несколько...

Мне грустно. Но бывает хорошая грусть. Она знакома многим педагогам. Выпускной вечер в школе, прощальный бал в институте. И у тех, кто прощается со своими учениками, всегда навертываются на глаза слезы. Очищающие слезы. Звучит сентиментально. Но, может быть, нам всем чуть-чуть не хватает сентиментальности, и жаль, что мы отбрасываем сентиментальность, предпочитая натиск, грубость, браваду.

Так хочется, чтобы слово, обращенное к ученикам, запомнилось. И если даже не вернулось бы к тебе спустя годы благодарственным письмом, то хотя бы не обернулось противоположным - когда по воле случая или в силу обстоятельств ты обратился к тем, кому пытался передать знания, привить порядочность, честность, развить благородство, а наткнулся на раздражение, хамство, черствость, равнодушие, необязательность... (Такое бывает, я и сам с подобными ситуациями сталкивался.)

Я говорю вам: до свидания! Хорошее слово - «до свидания». Прекрасное слово. Мы прощаемся, но мы же встретимся. Произнося «до свидания», мы как бы обещаем, надеемся, что произойдет встреча. До свидания - не прощание, когда люди расстаются навсегда.

Каждый, кто занимался, сам способен оценить свои успехи: стало ли легче общаться, исчезла ли скованность, появилось ли терпение при общении с другими людьми, возникло ли еще большее понимание себя и других людей?

Большинство людей не умеют выступать публично.

Большинство людей не умеют общаться.

Большинство людей не способны вести обычную беседу.

И сами от этого страдают.

Деловые переговоры, личные отношения, общение в семье...

Все это тесно связано с нашим умением слышать и слушать, говорить, убеждать, доказывать, отстаивать свои идеи... И этому можно научиться.

Отбросим лукавство: конечно, чтобы научиться говорить публично, нужно проделать огромную работу по самовоспитанию, самосовершенствованию.

Каждый из нас способен развить силу собственного голоса, сделать его более сочным, проникновенным, запоминающимся. Ведь нет двух одинаковых голосов, как нет одинаковых отпечатков пальцев и абсолютно одинаковых почерков. Голос - это всегда и характеристика человека.



Я знал специалиста, способного, прослушав фонограмму, почти безошибочно определять возраст, характер, внешность человека, его сексуальную жизнь (да-да, даже это!), он мог, анализируя голос, точно рассказать о детстве человека.

Ритм, темп речи, ударное слово, верно поставленная точка, предложение с многоточием... Умение держать паузу. Всему этому можно научиться.

Но главное, как я уже не один раз говорил, - предмет разговора, убежденность в своей позиции.

Почему я взялся за создание книги «Учимся говорить публично»? Мне казалось: если люди научатся слушать друг друга, смогут контролировать себя, научатся общаться, поймут, как находить настоящих друзей и единомышленников, а не просто поддерживать отношения с нужными людьми (в этом ничего плохого нет, но не надо исключать и подлинную дружбу), смогут, как говорили в старину, сеять доброе, вечное, то всем нам станет легче жить.

Доказать?

Пожалуйста!



Родился ребенок. Как с ним говорят мать и отец? Как с ним общаются другие взрослые?

Сю-сю-кают! А потом кричат на малыша, ибо он их раздражает. У многих взрослых хватает времени на все - работу, телевизор, пьянки (чувствуете, я рьяный противник пьянства, которое нас губит, но мы никак не можем это понять), а на нормальное, спокойное, методичное (подчеркиваю: методичное) общение с детьми времени не остается. А потом мы удивляемся, почему у детей не речь, а сленг. Да все дело в том, что дети создают свой мир, они отгораживаются от нас, взрослых, они не верят, что мы способны понять их.

Как все просто! Как все сложно. Один человек не способен понять другого. И у нас это происходит не только в личном общении, но и на государственном уровне.

По тому, как человек говорит, можно многое сказать о нем. (Я вынужден повторить уже сказанное ранее.) Но как же важно вслушаться в речь другого человека и постараться точно определить его сущность. Тогда будет меньше ошибок. Мы скажем «нет» лгуну, фарисею, корыстолюбцу, человеку, актерствующему в жизни, а не на сцене.

Может быть, все в жизни бывает, именно сейчас читает меня тот человек, которого действительно стоит поддержать. Читает тот, кому хочется оставить о себе память своими добрыми делами. Может быть, меня читает будущий президент. С чего ему начать свое вхождение во власть? С личной образованности. С того, чтобы научиться говорить.

Мы живем среди людей. Так постарайтесь, чтобы все, кто с вами общается, лучше поняли вас, а вы других. Пусть у вас будет свой микромир, но чтобы царил в вашем доме дух взаимопонимания и взаимоподдержки.

Начиная курс, я думал, что он нужен деловым людям. Но они, деловые люди, считают, что у них нет времени для занятий. Что ж, им виднее. Только не понимают они, деловые люди, что, потратив два-три часа в неделю на занятия, они сэкономят десятки часов в будущем, когда их просьбы будут выполняться с первого раза, а не после десятого, а то и сотого напоминания, иногда переходящего в крик и угрозы.

(С непониманием деловых людей я столкнулся, когда пытался убедить их в полезности слепого десятипальцевого набора на клавиатуре компьютера).

Один врач мне сказал, что сорок процентов инфарктов происходят из-за неверного общения людей. Мы доводим друг друга до инфаркта. Но каждый забывает: сегодня он довел кого-то до инфаркта, как раньше говорили, разрыва сердца, а завтра кто-то другой поступит с ним так же.

Как же быть, если тебя не понимают? В чем причины того, что тебя не могут понять, не слышат? Только ли неумение говорить, убеждать, доказывать?

Нет. Все сложнее. Вы можете прекрасно говорить, а вас не поймут. Почему? Да просто те, к кому обращены ваши слова, не способны вас понять. Такое бывает. И не стоит в таких случаях тратить энергию. Иногда можно уговорить (убедить, доказать свою правоту) зал на несколько тысяч мест - и не суметь воздействовать на одного человека, ибо этот человек запрограммирован на непонимание. Не тратьте в этом случае свои силы. Оставьте в покое такого человека, пожалейте его узколобость, зашоренность, запрограммированность. Он никогда вас не поймет.

А вы продолжайте жить. Ищите единомышленников среди других людей. Живите, но не торопитесь жить.

Мы торопимся умереть. Стоит ли?

Я надеюсь, что меня правильно поймут, надеюсь.

Как оценить эффективность курса?

Помните, в самом начале книги я просил записать на магнитофон свою речь?

Создайте еще один вариант речи.

Прослушайте его. И сравните с той, первой речью. Что, обе не получились? Тогда с самого начала, пожалуйста, выполните все задания.

С уважением и признательностью ко всем, кто читал (а может быть, и занимался) нашу школу «Учимся говорить публично»,

Ваш Владимир Шахиджанян

P.S. В 61 году до н.э., защищая греческого поэта Архия (оспаривалось римское гражданство), Цицерон произнес фразу: «Poёtae nascuntur, oratores fiunt». Смысл этого выражения прост: поэтический талант - это от природы, ораторский можно развить путем упражнений.

А высказывание Цицерона в переводе на русский язык звучит так: "ПОЭТАМИ РОЖДАЮТСЯ, ОРАТОРАМИ ДЕЛАЮТСЯ ".

Спасибо за ваши терпение и внимание.

Ораторами становятся, поэтами - рождаются
С латинского: Oratores Jinnt, poetae nascuntur (ораторэс фиунт, поэтэ на-скунтур).
Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106 - 43 до н. э.) из его «Речи в защиту Ар-хия», которую он произнес в 61 до н. э. Архий - греческий поэт, чье римское гражданство оспаривалось неким Грацием.
Смысл выражения: талант дается природой (он либо есть, либо его нет), а ораторскому искусству можно научиться, трудом, упорством и т. п. довести его до высокой степени совершенства.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Ораторами становятся, поэтами - рождаются" в других словарях:

    См. Ораторами становятся, поэтами рождаются. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …

    Из книги «Второй пол» («Le deuxieme sexe», 1949) французской писательницы Симоны де Бовуар (1908 1986), которая писала в ней о проблеме женской эмансипации. Возможно, что она просто перефразировала известное изречение, которое приписывается… … Словарь крылатых слов и выражений

    - (от греческих слов άστρον, светило, и νόμος, закон) наука о небесных светилах. В обширном значении этого слова А. включает в себе исследование всего того, что можно знать о небесных светилах: солнце, луне, планетах, кометах, падающих звездах,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Поэтами рождаются, ораторами становятся. Видоизмененный Цицерон Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы. Ралф Эмерсон Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь была видна каждого. Петр I… …

    - (106 43 гг. до н.э.) государственный деятель, оратор, писатель Я (…) доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне. Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над… … Сводная энциклопедия афоризмов

    В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в … Википедия

Книги

  • Цицерон – мастер публичных выступлений, или Роман об истинном римлянине , Василий Владимирович Князев. Здравствуйте,«Поэтами рождаются, ораторами становятся», так красиво в свое время сказал величайший оратор Марк Туллий Цицерон. Вся книга целиком посвящена этой выдающейся личности. В ней…

>>Українська мова: Зв’язне мовлення. Основні поняття про мовлення і спілкування. Види мовленнєвої діяльності. Різновиди читання і аудіювання


Виступ під час дискусії

295. Пригадайте, що означають слова дискусія, диспут, полеміка. В разі потреби скористайтеся тлумачним словником. Чи доводилося вам брати участь у дискусії? Що вам здалося найскладнішим?

296. Прочитайте текст. Визначте його основну думку. Складіть план (складний) прочитаного.

Усні виступи звичні в нашому житті. Кожному потрібно вміти виступити і на зборах, і з лекцією чи доповіддю, взяти участь у диспуті тощо.
Виступ під час дискусії - це роздум проблемного характеру. Автор такого роздуму намагається знайти вирішення певної проблеми чи складного питання. Оскільки багато проблем, які постають у нашому житті, не передбачають однозначного вирішення, то роздуми часто мають дискусійний характер.
Щоб виступ під час дискусії був цікавим, виступаючий повинен сам бути зацікавленим у предметі свого виступу. Коли кажуть: людина спроможна добре виступити перед аудиторією, вміє самостійно роздумувати, сперечатися, відстоювати свої думки, судження та ін., це означає: вона не просто володіє необхідними знаннями, а й уміє їх використовувати практично.
Отже, виступ дискусійного характеру здебільшого будується таким чином: у виступі мають бути вступна частина (вказівка на те, що говоритиме виступаючий і чому), основна частина (виклад власних поглядів на певну проблему чи питання, докази), висновки (пропозиції). У такому виступі часто використовується ілюстративний матеріал для доведення основної думки (тези) висловлювання. Ним може бути так званий місцевий матеріал (приклади з життя свого класу, школи тощо). Такий матеріал, безумовно, ожив¬ляє виступи, привертає увагу слухачів, викликає до нього інтерес. Крім того, під час такого виступу слід чітко уявляти, з якою метою виступаючий буде говорити, якої реакції слухачів він домагається.
Виступ дискусійного характеру намагайтеся будувати з доброзичливістю. Навіть виступ проти якоїсь ідеї, думки потрібно будувати як підтримку позитивного, що є в запереченнях того, хто з вами сперечається.

297. Прочитайте текст. Визначте його основну думку. Користуючись матеріалом тексту, скажіть, яких вимог слід додержуватись під час дискусії. Запишіть їх у формі пам"ятки. З"ясуйте значення слова опонент за тлумачним словником.

ВМІННЯ ПЕРЕКОНУВАТИ
Під час дискусії необхідно уміти швидко визначити головні проблеми й зосередити зусилля на їх розв"язанні.
Досвід показує, що в дискусії слід керуватися правилом: «Поступись опонентові усім, чим можна поступитися, і не стверджуй нічого такого, чого не можеш довести».
Якщо ви хочете переконати слухачів у правильності того, що говорите, то не досить буде сказати «це так і ось так». Не думайте, що люди повірять вам лише тому, що ви їм про це говорите. Щоб їх переконати, треба неодмінно викласти докази у формі фактів або свідчень.
Одним із видів доказу є посилання на авторитет. Адже більшість знань нам опосередковано передали люди, які були або є фахівцями у тій чи іншій галузі.
Щоб доказ був переконливим, необхідно назвати ім"я та прізвище авторитетної людини, на яку посилаєтесь. Замало сказати: «Багато визначних учених вважають, що...»
Щоб вплинути на аудиторію, промовець повинен бути впевнений у своїх силах, уміти завоювати повагу слухачів своїм виступом. Його мова має свідчити про те, що він досконало знає предмет і добре підготувався до виступу. Початок виступу має вирішальне значення для створення у слухачів приємного враження. Жести і міміка повинні бути невимушеними, а темп мовлення ні монотонним, ні надто швидким.
Запальна дискусія закінчилася. Ваші аргументи перемогли, більшість учасників дискусії з вами погодились. Аргументи іншої сторони були відкинуті. Поставте себе на місце опонента. Подбайте про те, щоб ваш супротивник після дискусії не залишався самотнім, щоб він не відчував озлобленості і гіркоти поразки.
Запам"ятайте, що там, де один тріумфує, у другого виникає неприємне відчуття програної справи. Натомість там, де ніхто не поводиться як переможець, ніхто не відчуває себе переможеним. (За І. Томаном.)

298. Уявіть ситуацію: якось в одному класі виникла дискусія на тему «Чи кожна людина може стати гарним оратором?» Думки учнів розділилися: одні говорили, що тільки природні дані можуть зробити людину оратором. Інші стверджували, що властивості гарного оратора набуваються, розвиваються, виховуються. Якої думки дотримуєтеся ви? Підготуйте виступ дискусійного характеру, скориставшись матеріалом поданого нижче тексту. Пам"ятайте про композицію виступу під час дискусії (чужа думка, що привернула увагу; погоджується чи не погоджується виступаючий з цією думкою; ствердження своєї думки (тези); докази (аргументи); висновок).

Пам"ятка
Як володіти голосом під час виступу
1. Пристосовуйте свій голос до обстановки, де відбувається спілкування (не говоріть голосно в громадських місцях).
2. Хто говоріть занадто тихо, справляє враження людини, яка не вірить у свої сили.
3. Не говоріть занадто голосно - це справляє враження агресивної людини.
4. Постійно тренуйте свій голос; найзручніший спосіб для цього - читання вголос, під час якого постійно контролюється правильність вимови.
5. Голос підвищують тоді, коли ставлять запитання, висловлюють радість, здивування. Якщо вам потрібно когось переконати, відповісти на запитання, то голос понижують.
6. Будьте тактовні: спочатку зважте, чи нікого не образить те, що ви хочете сказати, а тоді вже говоріть.

ПОЕТАМИ НАРОДЖУЮТЬСЯ,
ОРАТОРАМИ СТАЮТЬ

Багато тисячоліть тому знаменитий оратор Стародавнього Риму, видатний теоретик ораторського мистецтва Марк Туллій Цицерон виголосив фразу, яка стала крилатою і дійшла до наших днів: «Поетами народжуються, ораторами стають». Великий римлянин був впевнений, що з поетичним талантом людина народжується, а оратором можна стати, якщо прикласти для цього певних зусиль.
Цікаве і висловлювання А. Коні (юриста і громадського діяча, видатного судового оратора) про те, що потрібно розрізняти красномовність та вміння говорити публічно. Якщо красномовність - це дар, яким наділена людина від природи, то вміння виступати набувається в результаті повсякденної практики, систематичних тренувань і вправ.
Дійсно, гарним оратором може стати лише той, хто хоче ним стати, хто прагне цього хто багато працює над собою. Звичайно, при¬родні дані допомагають людині досягти кращих результатів, але самі по собі вони не є запорукою успіху.
Давайте звернемося до історії ораторського мистецтва.
Кому не відоме ім"я знаменитого давньогрецького оратора Демосфена? Проте, мабуть, не всі знають, що його виступи спочатку не мали успіху. Коли Демосфен виголошував першу промову, то народ сміявся з нього і, висловлюючи своє невдоволення, так кричав, що оратор не міг закінчити її. Тільки ціною величезних зусиль, постійної і наполегливої праці Демосфен домігся визнання сучасників.
Давньогрецький історик Плутарх в книзі «Порівняльний життєопис» розповідає про те, як Демосфен зумів побороти свої слабості, позбувся недоліків, які йому заважали. Щоб зміцнити свій слабкий голос, навчитися жестикулювати, позувати перед слухачами, володіти мімікою, він влаштував собі в підземеллі кімнату для занять і працював там щодня.
Демосфен навчався ораторському мистецтву в інших відомих ораторів, його сучасників. Він уважно слухав їхні виступи, стежив за ходом роздумів, відзначав для себе позитивні і негативні сторони. Він запам"ятовував вдалі слова і вирази, а потім використовував їх у своїх виступах, придумував різні варіанти висловлення однієї і тієї ж думки, вносив до них поправки, шліфував, відточував, вибирав серед них кращий і найбільш точний варіант.
Вся майстерність Демосфена-оратора, вся його сила були здобуті постійною, наполегливою, цілеспрямованою працею.
Надзвичайно освіченим, різнобічним і невтомним оратором, за словами Плутарха, був Цицерон. Ще будучи підлітком, він з пристрастю вбирав всяку науку, не нехтуючи ніякими знаннями. Завдяки працьовитості і природним здібностям, Цицерон став відомим серед своїх ровесників, а їхні батьки навіть приходили на заняття, щоб власними очима побачити Цицерона і переконатися в його блискучих успіхах.
Закінчивши шкільні заняття, Цицерон продовжував навчатися з величезною старанністю: знайомився з філософськими вченнями різних шкіл, вивчав грецьку мову, штудіював різні науки. Він відточував свою красномовність, як зброю. Наполегливо працював сам, відвідував знаменитих ораторів. Коли Цицерон став виступати захисником в суді, то його промови зразу ж привернули увагу сучасників.
Як бачите, видатні оратори багато працювали над собою, приділяли велику увагу повсякденній підготовці до публічних виступів.
І хай їхня ораторська діяльність буде прикладом для тих, хто захоче навчитися виступати в аудиторії, хто захоче стати справж¬нім оратором. (За Л. Введенською.)

299. Підготуйте робочі матеріали до виступу на класних зборах на тему дискусійного характеру «Чи всяка справа може бути цікавою і творчою».