Бандитская Одесса. Бандиты времен стагнации

В СССР было два города, которые считались неофициальными криминальными столицами страны – «Одесса-мама» и «Ростов-папа». В Одессе всегда существовали крепкие воровские традиции, и местные жулики славились своей изобретательностью.

Легенды

Хотя и сегодня вместе с остальными туристскими достопримечательностями Одессы гостям города показывают «места боевой славы» Соньки Золотой Ручки, Мишки-Япончика и других криминальных исторических деятелей, былая популярность «мамы» как некоего авторитетного воровского центра уже утрачена.

Хитры на выдумки

Одесским ворам было скучно красть обычные вещи привычными способами – они то и дело придумывали что-то необычное. Соответственно, слухи о проделках жуликов с Дерибасовской и Малой Арнаутской молниеносно распространялись по Советскому Союзу и даже попадали в произведения литературы и кинематографа. Широко известна история с похищением Федькой Быком громадных вокзальных часов, вошедшая в повесть «Зеленый фургон» Александра Козачинского. Этот писатель и журналист с уникальной судьбой – на заре становления советской милиции служил в уголовном розыске, был замешан в криминале и даже осужден и едва не расстрелян. Проделка еще двух одесских воров, неких Фукса и Гладштейна, задела даже самого градоначальника. Жулики несколько дней стояли у дверей канцелярии главы города и вежливо просили посетителей оставить им ручную кладь (портфель, сумку, корзину) – чтобы начальник всея Одессы ненароком не подумал, что человек пришел на прием со взяткой или иным подношением. Одесситы верили, что их мэр таким образом борется скоррупцией и вещи оставляли. Фуксу и Гладштейну только того и надо было – они исчезали с чужой поклажей. И это только немногие из реализованных придумок одесских воров, прославивших их на весь советский преступный мир.

Послевоенный разгул

Широко известна экранизация истории о бандитизме и воровстве послевоенной Одессы – фильм Сергея Урсуляка «Ликвидация». В послевоенное время приморский город захлестнула война криминала, и действительно одну из главных ролей в процессе усмирения криминалитета приписывают маршалу Жукову, сосланному в 1946 году Сталиным командовать Одесским военным округом. В фильме тема с операцией «Маскарад», когда контрразведчики Жукова переодевались в гражданское и по ночам отстреливали уличных налетчиков, одна из основных. Тогда как документального подтверждения она до сих пор не имеет.

Разборки в 90-х

Как и на всем постсоветском пространстве, в Одессе с развалом СССР начали активно действовать организованные преступные группы (ОПГ). Самую мощную группировку возглавлял Виктор Куливар по прозвищу Карабас, его в 97-м году застрелил киллер. После гибели Карабаса начались кровавые разборки по дележу сфер влияния в городе между другими ОПГ. «Воры в законе» в эту войну не встревали, но и свои «поляны» другим не уступали – у Валерия Шеремета (Шарика) под контролем были карманники, у Антимоса Кухилавы (Антика) – незаконный оборот наркотиков.

Почему Одесса – уже не криминальная «мама»

Не смотря на то, что Одесса именуется признанной столицей воровского мира, «воры в законе» после 90-х там не в таком уж почете. Влиятельные одесские «законники» много лет назад оттуда выдавлены – Антик выслан в Грузию, Шарика после эмиграции посадили в германскуютюрьму. Рассказывали, что в свое время даже у Куливара не было желания получить этот высочайший воровской статус. На Украине с началом нулевых с «ворами в законе», как с так называемыми «апельсинами» (самозванцами), так и с реальными авторитетами, начали довольно жесткую борьбу. Многие из «законников» «пошли в отказ» сами, письменно сняв с себя воровской статус. К примеру, одному из самых знаменитых одесских карманников, 76-летнему Алексею Слюсаренко (погоняло «Дубина»), умершему 2 года назад в возрасте 85 лет, пришла в голову мысль самостоятельно придти в местное УБОП, чтобы отречься от преступного титула. Алексей Тимофеевич заявил, что на старости лет отошел от дел и хочет дожить последние годы честным человеком.

Евреи до революции жили в Одессе как боги. Море, орт, порто-франко контрабанда - в такой ситуации расцветали криминальные бизнесы,
формировалась основа одесских банд.

котовский
Наиболее яркими личностями среди бандитов были Нафталий Френкель и Миша
Япончик.

Нафталий Аронович Френкель был сатана в человеческом облике. Занимался он, как и все, криминальным бизнесом. Но таким, который отличался жестокостью и не имел ограничений.

Дело в том, что у еврейских бандитов были определенные ограничения, табу. Например, Миша Япончик никогда, ни при каких обстоятельствах не убивал.
Американский бандит Меер Лански имел много криминальных бизнесов, но
категорически запрещал своим “подчиненным” заниматься торговлей наркотиками и живым товаром (проституция, сутенерство).

У Нафталия Френкеля таких ограничений не было. Когда его вместе с бандой взяли, то расстреляли всех, кроме него. Его отправили в СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. Он мог там умереть. Но дьявольская голова хорошо работала. Из лагеря он отправил письмо Сталину. Это было даже не письмо, а четко разработанный проект, аналога которому в двадцатом веке не было.
Френкель предложил создать новую систему, при которой основной труд будет
осуществляться заключенными в лагерях. До этого просто не знали, что с
заключенными делать - кормить и лечить их надо, а что дальше? Идея была
такова: заключенных можно не кормить, не лечить, а только отправлять на тяжелые работы.

По расчетам Френкеля, в среднем??аключенный мог быть использован от двух
до трех лет, потом он умирал. Затрат на него было - копейки, а доход с тяжелейшего многочасового труда - огромный. Френкель предложил создать
огромную колонию рабов: поселить их в резервациях, для чего создать лагеря.
По сути, это был проект ГУЛАГа.

Начиная с момента, когда был получен и рассмотрен этот проект, во все города спускался план - к такому-то числу арестовать столько-то тысяч человек. Органы - ЧК, ГПУ, НКВД - получали разнарядку обеспечить
определенное количество бессловесных рабов, которые будут работать, пока не
умрут, а потом их заменят другими.

Во главе управления лагерями встал Нафталий Френкель, став для миллионов
заключенных кошмаром.

Нафталий Френкель был дьявольски умен. Он звериным своим нюхом почуял, что приходит время, когда всю верхушку ГУЛАГа будут менять. Власть запустила проект, который будет работать как хорошо смазанная машина, и больше он не нужен. Почувствовав это, он вышел на пенсию по болезни и жил в маленьких
заштатных населенных пунктах, в то время как основное руководство ГУЛАГа
было расстреляно. Неприятно говорить, но он дожил до шестидесятых годов
двадцатого столетия и умер в своей постели в возрасте семидесяти семи лет.
Это был один полюс среди того, что представляли собой одесские бандиты.

Но был и другой полюс, это Миша Япончик. Мы будем звать его Мишей, потому
что Мишкой его пренебрежительно называли большевистские газеты, а вся
Одесса звала его - Миша.

Создание того, что впоследствии станет Мишей Япончиком, началось задолго до его рождения. Это произошло, когда в Одессе случился первый погром. Причина погрома была чисто одесска я.

Как мы уже говорили, Одесса была вратами империи благодаря порту. Прибывали
морем, в том числе и итальянские труппы на гастроли в Россию. Первым
местом, где они выступали, была Одесса. Считалось, что если ты прошел Одессу, где население было избаловано всевозможными знаменитостями и
зрелищами, значит, гастроли будут удачными. Конфликт возник между еврейским
и греческим населением Одессы из-за итальянских примадонн. Евреи выбрали
себе в любимицы одну итальянскую оперную певицу, греки - другую.

Разборки по поводу примадонн закончились огромной уличной дракой. Но на этом дело не затихло. Греки сумели поднять и организовать отребье, которое устроило кровавые еврейские погромы. И тогда евреи Одессы начали вооружаться. Практически во всех еврейских лачугах, домах, дворах стало появляться оружие. База для появления армии, которая станет потом армией Миши Япончика, была готова.

Миша был уникальным явлением. В Библии сказано: десятину отдай тем, кто
живет хуже тебя. Это стало Мишиным принципом. Можете себе представить, когда, к примеру, проходит свадьба бедняков, и вдруг на этой нищей свадьбе появляется Миша со своими мальчиками, их так и звали - Мишины мальчики, и на нищий стол выкладываются апельсины, кавьяр, устрицы. Миша мог неожиданно появиться на такой свадьбе и вручить кошелек с золотом в качестве приданого невесте.

Характерен для Миши и следующий пример. В некоем клубе идет бал, где много
богатых одесситов, вдруг появляется Миша со своими мальчиками и говорит:
“Дорогие господа и не менее дорогие дамы! Леди и джентльмены! В то время,
когда вы здесь пируете, трудящиеся Молдаванки голодают. И у вас же кусок
будет останавливаться в горле, если вы не подумаете о трудящихся Молдаванки. Так вот, дорогие господа и не менее дорогие дамы, ШОБ вы не страдали от собственного аппетита, вы сейчас отдадите часть денег в пользу
трудящихся Молдаванки, ШОБЫ им было хорошо, и у вас ничего в горле не застревало”. Под прицелом “дружелюбных” лакированных браунингов начинался сбор колец, серег и прочего. Самое поразительное, что некоторая часть этого
отправлялась трудящимся Молдаванки.

Этот принцип десятины и постоянная готовность Миши явиться на помощь, создали ему такую славу и обожание всего бедного населения города, что, когда Мишу взяла контрразведка, произошло невозможное. Представьте: грохот, цоканье, лязганье - в пролетках мчится вся Одесса - грузчики, мельники,
извозчики с ультиматумом, что если через пятнадцать минут Миша не выйдет на
волю, через шестнадцать минут контрразведки не будет, они ее разнесут к чертовой матери. Тем пришлось согласиться, и через пятнадцать минут Миша
появился на крыльце, поприветствовал собравшихся своей неизменной
тросточкой, сел в фаэтон и отбыл восвояси.

К Мише приходили за советом, за помощью, просто навести на дело. Но Мише были важны не столько деньги, хотя, конечно, он ими не брезговал, сколько его звание некоронованного короля Одессы. Именно поэтому пребывание в банде
у Миши, а банда была огромная - ни много, ни мало, около двадцати тысяч
человек, было почетным и уважаемым делом. Его мальчики не были просто
бандитами, они были одесскими робингудами. Их любили, уважали, и они
чувствовали себя суперзвездами. Даже люди далеко не бедные, с весьма
устойчивым бизнесом вдруг бросали все и уходили к Мише в банду. Так поступил Меир Зайдер по кличке Майорчик. Те, кто смотрел сериал о
приключениях Мишки Япончика, должны помнить этого персонажа. У него был
хороший бизнес - самый большой бордель в Одессе. Но он все бросил и ушел к
Мише в банду. Возможно, в других бандах можно было больше заработать, но
там у тебя не было такого потрясающего статуса.

Был такой писатель Александр Владимирович Козачинский, который написал
повесть “Зеленый фургон”. Этот человек бросил журналистику и тоже ушел к
Мише в банду, в ней было место и для неевреев.

Мише было отпущено жизни всего двадцать девять лет. За эти годы он успел жениться на красавице Циле. У них родилась дочка Ада. На их свадьбе гуляла вся Одесса. Миша не был красавцем: небольшого роста, строен и, главное, этот азиатский разрез глаз, за который его и прозвали Японцем. Но женщины его обожали за галантность, благородство, истинно королевскую
снисходительность. Он же всегда любил только Цилю.

С Котовским и Мишу, и Майорчика связывали давние отношения. Миша, когда был
еще пацаном и его загребли в кутузку, оказался в одной камере с Котовским.
Между ними установились дружеские отношения. С Майорчиком была другая
история. Когда Котовский бежал из тюрьмы, он забежал в дом к Майорчику и
сказал: “Быстро помоги!”. Тот сказал: “На чердак!”. А когда ворвались полицейские, Майорчик заявил: “Господа полицейские, о чем вы говорите? Какой Котовский? Здесь никого нет”. Полицейские убрались, а Майорчик понес на чердак женское платье и парик. Перед тем, как убежать, Котовский
сказал: “Запомни, у тебя есть друг навсегда”.

Впоследствии, когда именно по наводке Котовского Миша будет пойман и убит,
Майорчику удастся спастись. Но не пройдет и года после расстрела Миши, как
Котовский будет убит Майорчиком. Правда, позже люди из отряда, а лучше
сказать банды Котовского, убьют и самого Майорчика. Но это уже совсем другая история.

Facebook

Twitter

Издавна Одесса манила не только романтиков, но и воров и мошенников всех мастей. Этому способствовали как близость границ, так и морской порт. Всё это давало возможность в случае чего быстренько дать дёру. Да и контрабандой заниматься в этих местах, как говорится, сам бог велел. Ещё с середины XIX века воровство здесь было в почёте. В Одессе располагались многочисленные малины и процветали воровские школы. Существовали целые династии воров, а о многих из них даже складывались легенды. Все мы, как ни странно, знаем Мишку Япончика, Соньку Золотую Ручку, хотя иногда не помним видных градоначальников.

Свержение царского режима оказалось на руку большинству одесских мошенников. Поскольку молодая власть рабочих и крестьян нуждалась в кадрах, многие воры и налётчики оказывались в рядах Красной армии и даже милиции. Впрочем, позже советская власть в свойственной ей манере избавилась от случайных и сомнительных кадров. А мы решили вспомнить истории самых знаменитых одесских бандитов, тех, кто не просто прославился, а попал в художественную литературу и потом на экраны наших телевизоров.

Сонька Золотая Ручка

Большую часть жизни легендарной преступницы Соньки Золотой Ручки можно воссоздать лишь по судебным документам. До сих пор биографы спорят о точной дате и месте её рождения. В разных документах указаны то 1846-й, то 1851-й год рождения, а за право считаться родным городом знаменитой воровки соперничают Одесса и Варшава.

Прирождённая авантюристка Софья Блювштейн (в девичестве Шейндля-Сура Соломониак) сама же в значительной мере и фальсифицировала свою биографию. Королева одесских воров обладала незаурядными артистичными способностями и могла в два счёта перевоплотиться из богатой дворянки в служанку. Золотая Ручка умело пользовалась гримом и париками. Обладая феноменальной ловкостью рук, незаметно извлекала кошельки из карманов своих жертв и подсыпала им в вино снотворное.

Блювштейн знала несколько языков, в частности, русский, украинский, идиш, польский, французский и немецкий, что позволяло ей промышлять в Варшаве, Баден-Бадене, Киеве и Москве.

В Одессе первыми пострадавшими от ловких рук молодой Софьи Блювштейн стали зажиточные постояльцы гостиниц. Из их номеров пропадали деньги и драгоценности. Позже выяснилось, что воровка по утрам с помощью отмычки проникала в номер. И пока постоялец спал, она потрошила его личные вещи. Если хозяин неожиданно просыпался, молодая аферистка переходила на немецкий и, жалуясь на плохое зрение, делала вид, что перепутала чужой номер со своим.

Промышляла Золотая Ручка и поездными кражами. Жертвами воровки становились банкиры, иностранцы и зажиточные землевладельцы.

Впрочем, воровская жизнь на колёсах не особо влекла аферистку, поэтому она стала выдавать себя за жену богатого купца. А свой интерес с зевак-толстосумов переключила на ювелирные магазины.

Воровская малина Соньки в Одессе была в нескольких местах: и в Шалашном переулке возле Привоза, и на Запорожской улице, и на Спиридоновской, и, конечно, на Молдаванке. Кроме того, в Одессе аферистка содержала школу малолетних воров.

Воровскому арсеналу Соньки Золотой Ручки позавидовал бы любой иллюзионист. В гардеробе воровки было несколько специально скроенных платьев, позволявших в многочисленных карманах и под складками выносить из магазинов драгоценности. Также у неё была обувь, позволявшая в углублении в подошве выносить из ювелирной лавки оброненные украшения. При этом аферистка ловко успевала подменить упавшую драгоценность подделкой.

В середине второй половины XIX века в Одессе орудовали организованные банды налётчиков и воровские шайки, но Сонька Золотая Ручка всегда оставалась воровкой-одиночкой. А если уж без сообщников было никак, то ими становились либо её бывшие мужья, либо многочисленные любовники.

Именно слабость к драгоценностям и мужчинам погубила королеву воров, вследствие чего она надолго отправилась за решётку. Очередной её ухажер, 20-летний одесский налётчик Вольф Бромберг, в день ангела, 30 сентября 1880 года, подарил Софье бриллиантовое колье, которое взял под залог в местной ювелирной лавке. На второй день Бромберг вернул приказчику украшение, но поддельное. Вскоре в лавке выявили подлог и в дверь молодого налётчика постучала полиция. Не долго думая тот переложил всю вину на Соньку Золотую Ручку, не забыв указать жандармам точный адрес знаменитой аферистки.

У Софьи предположительно было трое дочерей, все они были покинуты матерью и судьба их неизвестна.

Сонька в искусстве:

В 1915 году появился немой черно-белый фильм "Приключения знаменитой авантюристки Софии Блювштейн" режиссеров Владимира Касьянова и Юрия Юрьевского.

В 2007 году вышел российский сериал "Сонька - Золотая ручка" режиссёра Виктора Мережко, в 2009 году вышло его продолжение.

Соньке посвящены несколько песен разных музыкальных групп, песню с названием "Сонька" исполняет также Любовь Успенская. Образ воровки использован Борисом Акуниным в детективном романе "Пиковый валет".

Прообраз налётчика и романтика Бени Крика из "Одесских рассказов" Исаака Бабеля Мойша Винницкий, или как его звали в криминальном обществе - Мишка Япончик, родился в 1891 году и вырос на улице Глухой в криминальном районе Молдаванка.

Этот район ещё в середине XIX века имел дурную славу. Здесь располагались многочисленные воровские малины и дешёвые дома терпимости.

Стать налётчиком в среде, где процветало воровство и мародёрство, для осиротевшего Винницкого было вопросом времени.

В начале XX века в Российской империи запахло революцией, и этой идеей воспользовались не только романтики, но и проходимцы. 14-летний Винницкий не был исключением. Он вошёл в ряды анархистско-террористической организации "Молодая воля", которая занималась вымогательством денег в помощь подпольному революционному движению.

Впрочем, в 1907 году юный вымогатель попал в руки полиции - его взяли прямо в публичном доме. И если бы не большевистский переворот, он провёл бы на каторге 12 лет. Но в 1917 году Винницкого, как и многих политических арестантов, амнистировали и он снова оказался в родном городе. После революции Мишка переметнулся к красным и даже командовал полком.

В те смутные времена власть в Одессе переходила из рук в руки. Неудивительно, что Япончик, получивший своё прозвище за раскосые глаза, невысокий рост и смуглую кожу, начал промышлять вымогательством и грабежами.

Шайка под его руководством отличалась особой дерзостью и занималась кражами, вооружёнными ограблениями и нападениями на зажиточные квартиры и усадьбы. Если жертва не желала отдавать свои сбережения, драгоценности или зерно, её с лёгкостью могли лишить жизни.

О короле Молдаванки Мишке Япончике ещё при жизни слагали легенды. Ему приписывали даже те преступления, которых он не совершал. Если собрать воедино всё, что о нём рассказывали, то вырисовывается образ злодея, до которого далеко и самому Аль Капоне.

Однако некоторые из легенд основаны на вполне реальных историях. Например, известно, что члены банды Винницкого взяли штурмом и подожгли обслуживающий Молдаванку полицейский участок. При этом полностью сгорели все следственные документы участка, а арестанты сбежали. Безусловно, большая их часть влилась в ряды шайки Япончика.

Некоторые историки уверяют, что в банде Винницкого тогда насчитывалось более 4 тыс. профессиональных мошенников, карточных шулеров и воров. Такая разветвлённая сеть информаторов позволяла ему с точностью спланировать будущие налёты.

На полученные от вымогательства деньги Винницкий устраивал на Молдаванке шумные пиры. Часть денег предприимчивый налётчик вкладывал в собственный бизнес. В Одессе Япончику принадлежали ресторан "Монте-Карло" на ул. Мясоедовской и синематограф "Корсо". Также вор владел извозным делом.

Пользуясь авторитетом у местных воров и на волне безвластия Винницкий объявил о создании независимой Молдаванской республики. Позже Япончик встал под красные знамёна большевиков и даже руководил 54-м имени Ленина стрелковым полком, который всё равно состоял из отпетых уголовников и занимался мародёрством и вымогательством.

Окрепшей большевистской власти было не по пути с таким опасным и сомнительным союзником, поэтому в 1919 году Винницкого ликвидировали.

Мишка Япончик в искусстве:

Именно он стал прообразом Бени Крика в повестях и рассказах Исаака Бабеля.

С начала 1960-х годов в одесском театре музыкальной комедии шла оперетта Оскара Сандлера "На рассвете", где роль Мишки Япончика исполнил сам Михаил Водяной.

Одесском гангстеру посвящено множество песен как в репертуаре шансон-исполнителей, так и в попсе.

Герой Мишка Япончик появляется не в одном фильме, а в 2011 году снят сериал "Жизнь и приключения Мишки Япончика", режиссера Сергея Гинзбурга.

Григорий Котовский

Знаменитый герой Гражданской войны, а также бесчисленных советских анекдотов Григорий Котовский в начале XX века был отпетым уголовником. До большевистского переворота будущий комбриг, или, как он сам себя тогда именовал, Атаман Адский, был главарём шайки налетчиков. Его банда, состоявшая из отъявленных мошенников, убийц и воров, держала в страхе богатых предпринимателей Одессы и зажиточных купцов Молдавии. Кстати, в 1918 году Котовский водил тесную дружбу с Япончиком.

Ограбления банды Котовского отличались особой дерзостью и театрализованностью. Лысеющий атаман уже тогда брился наголо, но при этом гримировал себя париками и накладными бородами. Историки уверяют, что Котовский обожал эффектно появляться на публике. Якобы он со своей вооружённой шайкой входил в дом богатого купца, в магазин или в ресторан и, направив на жертву револьвер, громко произносил: "Я Котовский!"

Впрочем, поскольку Атаман Адский с пяти лет страдал от заикания, эта фраза, скорее всего, звучала не столько угрожающе, сколько комично. Но как бы там ни было, жертвам Котовского было не до смеха. Члены его банды отбирали у своих жертв всё: деньги, часы, украшения и драгоценности.

На счету шайки было более сотни вымогательств, разбоев и ограблений банков и контор. А о дерзости его нападений ходили легенды.

При царском режиме будущий комбриг имел несколько судимостей. Но и на каторгах он был признанным авторитетом. Подтверждением тому служили вытатуированные под нижними веками точки - знак, что он пользуется особым уважением со стороны осуждённых. Во время одной из ходок Атаман якобы пристрастился к морфию.

Котовский, пожалуй, единственный из всех орудовавших в Одессе воров уделял особое внимание личному пиару. Это позволило ему быстро стать настоящей звездой местного криминалитета. Он подкупал местных газетчиков, которые писали хвалебные статьи о местном Робин Гуде. Нередко репортёры местных газет оказывались на месте совершённого Котовским преступления задолго до жандармов.

Поняв силу печатного слова, власти разместили в газетах объявление, пообещав за поимку Котовского награду в 5 тыс. рублей. И это дало результат. Атамана Адского сдал полиции член его же банды.

Котовского приговорили к смертной казни, но повесить так и не смогли - в стране пал царский режим. Новое правительство объявило широкую амнистию. В итоге бывшему главарю банды одесских налётчиков ничего не оставалось, как признать большевистскую власть, которая тут же отправила бывшего атамана штрафником на фронт. Благодаря своим фронтовым заслугам перед большевиками Котовский и вошёл в советскую историю как герой Гражданской войны, а не отпетый уголовник.

Котовский в искусстве:

В его честь названы улицы, села и даже города. По всей территории бывшего Союза стоят памятники Котовскому, как военочальнику.

Образ Котовского появляется во многих фильмах, в 1942 и в 2010 выходят фильмы "Котовский" полностью посвященные его жизни.

На мифологизированной фигуре Котовского основан одноимённый персонаж романа В. Пелевина "Чапаев и Пустота". Г. И. Котовский и котовцы упоминаются в книге "Как закалялась сталь" Н. Островского.

Файтельберг-Бланк Виктор Рафаилович

Бандитская Одесса 8. Бандиты времен стагнации

Академик Виктор Рафаилович Файтельберг-Бланк - продолжатель славной медицинской династии Рафаила Осиповича Файельберга, доктора медицинских наук, профессора, академика - родился в Одессе в 1934 году. Его мать была кандидатом медицинских наук и заведовала диагностической лабораторией в Одесском институте стоматологии.

В 1957 году он закончил лечебный факультет Одесского медицинского института; через два года стал кандидатом наук, а в возрасте 29-ти лет, в Ленинграде, на заседании Совета АН СССР и Военно- медицинской академии защитил докторскую диссертацию. С 1965 по 1969 годы заведовал кафедрой патологии Целиноградского медицинского и, параллельно, сельскохозяйственного, а затем - Одесского сельскохозяйственного института. Вел большую клиническую работу по урологии и сексопатологии.

В. Р. Файтельберг-Бланк неоднократно избирался председателем всесоюзных и республиканских научных конференций и съездов; был неизменным главным редактором всесоюзных и республиканских научных сборников. Он широко известен как видный прогрессивный ученый - и в СНГ, и в странах дальнего зарубежья. Статьи Виктора Рафаиловича, как лучшие публикации года, не раз перепечатывались в научных журналах США, Англии, Франции, Италии и других стран.

В 1979 году он выступает в защиту «опальных» и преследуемых ученых страны и становится диссидентом. Партийная номенклатура называет его «пособником Сахарова на юге Украины», изгоняет его вместе с отцом с должностей заведующих кафедрами. С этого момента профессор занимается только клинической работой, поскольку преподавание в вузе ему было запрещено «вследствие растлевающего влияния на умы молодежи». Однако студенты и ученые Одессы всячески поддерживали Виктора Рафаиловича, одновременно выражая тем самым и свой протест против коммунистического засилья.

Лишенный возможности заниматься научной деятельностью, ученый с головой окунулся в литературную работу. Еще в 70-е годы он совместно с академиком Н. И. Гуской опубликовал в молдавском книжном издательстве «Штиинца» свою первую художественную монографию о выдающемся ученом- медике прошлого века профессоре Б. В. Вериго. Эта книга из серии ЖЗЛ была переведена на румынский и французский языки. Тогда же увидели свет его работы об одесском периоде жизни и творчества И. М. Сеченова и его ученика П. А. Спиро, а также о В. К. Стефанском.

В 1998 году была издана его автобиографическая повесть «Записки сексопатолога (по извилистым путям жизни)», а вслед за ней семитомник невыдуманных криминальных историй под общим названием «Бандитская Одесса», изданный в Москве, Одессе и Симферополе, который обошел чуть ли не весь мир и продавался в Нью-Йорке, Амстердаме, Брюсселе, Париже, Риме и особенно широко в Израиле и Канаде.

Статьи и рассказы Виктора Рафаиловича публикуются также в различных печатных изданиях России и Украины - в газетах «Совершенно секретно», «Вечерняя Одесса», «Юг», «Криминальное обозрение», «Вестник региона», «Одесские известия»; в журналах - «Милиция России», «Знание - сила», «Перекресток», «Порто-франко», «Альянс», «Ночные искушения», «Время Ч» и др.

Виктор Рафаилович является президентом Одесской медико-фармацевтической ассоциации имени академика Богомольца.

В 1992 году профессору было присвоено почетное звание «Почетный гражданин России» - за излечение от бесплодия более тысячи российских граждан.

В 1997 году профессору было присвоено почетное звание «Академик естественных наук Высшей школы Украины» по Одесскому филиалу, а в 1999-м он был избран академиком Международной академии духовного единства мира, а также является председателем областного - регионального комитета партии «Мира и единства народов Украины».

Академик Файтельберг-Бланк - член Союза журналистов Украины, Редактирует медицинскую газету Южного региона Украины «Ваш доктор», а также газеты: «Криминал-экспресс», «Тет-а-тет», является членом редколлегий журналов: «Шалун» и «Ночные искушения», президентом общественной организации «Поиск», куда входят работники правоохранительных органов различных уровней и специализаций, а также врачи, психологи и фармацевты. Общество «Поиск» занимается розыском пропавших без вести граждан Одесской области (а таковых - свыше 2-х тысяч в год), а также реабилитацией жертв сексиндустрии и наркобизнеса.

Часть первая

ОГЛЯДЫВАЯСЬ В ПРОШЛОЕ

«Как у нас в районе Молдаванки», или Герои Бабеля и реальность

Исаак Бабель - видный писатель советской эпохи. В своих произведениях талантливо показал становление советской власти в процессе революционных потрясений. Но кое-что из этого нуждается в дополнении.

Бабель писал о том, что лучше всего знал. А знал он прежде всего Одессу, где родился и где прошли его отроческие и юношеские годы. Писатель был также хорошо знаком с буденновской конармией, в которой он сражался уже будучи совершеннолетним пареньком. Кроме того, в рассказах Бабеля о жизни до- и революционной с большим мастерством и пониманием описаны быт и нравы жителей Южной Пальмиры.

Парии общества

Бабель представляет Молдаванку с ее неповторимым одесским жаргоном, которого нет больше ни в одном городе мира. Это сочный и неповторимый язык - смесь русского, молдавского, но прежде всего еврейского. Ведь на Молдаванке обитали преимущественно евреи - нищие и бесправные парии общества. Они пытались выжить сначала в дореволюционной Одессе, затем в период гайдамацкого и белого правления, а потом уже при «братишках большевиках».

Бабель беспристрастно и красочно описывает жизнь этих обездоленных людей, показывая читателю их поистине прекрасные души: заботливых родителей, подрастающих в страшной нужде детей, стремление старших в любой, самой забитой семье дать образование и специальность своим чадам. Ведь только в этом виделось спасение от произвола, нищеты, а подчас и голода.

Вместе с тем в условиях дикой нищеты в ряде одесских семей подрастали и дети, входившие в конфликт с законом. Это понятно. Изощренный и изворотливый еврейский ум, сформировавшийся в результате неблагоприятных условий, дал миру не только Спинозу, Иоффе и Канта, но и известных бандитов и воров, которые вошли в историю криминалистики благодаря особому почерку и даже «шику».

Исаак Бабель описал некоторых из них. Известно, что прототипом Бени Крика был известный одесский бандит Мишка Япончик. С присущим ему одесским юмором Бабель описывает похождения Япончика - например, организованный Мишкой пожар в городском полицейском участке, его схватку с

Страница 3 из 10


Во время «винного бунта» Япончику удается устранить своего конкурента в преступном мире «Акулу» - Н Дрогаева и стравить банды соседних районов - Пересыпа и Слободки. Слободка превратилась в «бандитский фронт», где «сражались» за влияние несколько банд (только в ночь на 4 ноября там было обнаружено 11 трупов). В конце ноября 1917 года район Молдаванки, где хозяйничал Япончик, объявил о создании независимой «Молдаванской республики».

В середине ноября Япончик инспирировал бунт в Одесской тюрьме. Заключенные, вырвавшись из бани, напали на стражников и, обезоружив их, открыли камеры и ворота тюрьмы. Во время бунта было убито шесть человек, бежало 50 опасных рецидивистов, которые влились в банду Япончика.

В это время Япончик призвал бандитов Одессы не грабить рабочих, а «перенести свою деятельность в центральные, буржуазные кварталы». Один грабитель даже был убит «людьми» Япончика за ограбление рабочих, и к его одежде было приколото воззвание, написанное Япончиком, в котором говорилось о терроре против грабителей трудящихся. Грабить, приказывал Япончик, теперь можно только буржуазию и офицеров.

Против власти Центральной Рады «единым фронтом» выступили русские патриоты, интернационалисты-большевики, эсеры, анархисты, меньшевики, лидеры «бандитского мира» и профсоюзов. В городе насчитывалось только 3–4 тысячи гайдамаков, верных Центральной Раде, а силы «антиукраинской оппозиции» составляли около 7 тысяч красногвардейцев, дружинников, солдат и матросов Черноморского флота. Власть не смогла урезонить «дружинников-налетчиков», что, кстати, грабили, в основном еврейских лавочников и аферистов.

Япончик в Семнадцатом не прерывает своих старых контактов с анархистами. Тогда, как грибы после дождя, возникают новые анархистские группы. Была в Одессе даже группа «анархистов-обдиралистов», то есть обдирающих буржуазию. Именно эта группа устроила на Дерибасовской мощный взрыв, требуя прекратить самосуды народа и милиции над пойманными ворами и грабителями, которые учинялись прямо на месте преступления. В противном случае они угрожали «начать террор над местным населением за издевательства над ворами». «Обдиралисты» заявили, что их 500 вооруженных «бойцов» при двух пулеметах.

Анархисты и бандиты захватили в центре города, на улице Дворянской, публичный дом Айзенберга. Они выдали проституткам по 500 рублей из реквизированных денег, и 50 анархистов перебрались жить в публичный дом, устроив там свой штаб, причем «бездомным» проституткам было предложено разделить «место под крышей» с анархистами.

1 декабря на улицах Одессы разгорелся бой между анархистами и гайдамаками. Двадцать анархистов на Греческой площади напали на гайдамацкий патруль после чего гайдамаки попытались штурмовать один из штабов анархистов, а анархисты в отместку бросили бомбу в районный комиссариат.

Декабрь 1917 года в Одессе был памятен продолжением винных погромов и перестрелками гайдамаков с красногвардейцами, что унесли 23 жизни. Для бандитского мира и Япончика это месяц удачных экспроприации: бриллиантов на 500 тысяч у купца Карского, много ценностей при нападении на дачу Сухомлинова, 40 тысяч рублей при налете на кассу мылораренного завода, в магазине Тоскано было похищено товара на 200 тысяч. Тогда же были ограблены военный склад на Дальницкой, предприниматель Кухта и кожевенный завод Шаца (эти ограбления принесли 60 тысяч рублей). Однако не все было так гладко...

Украинский комиссар Одессы создал летучие отряды по борьбе с бандитизмом, которые располагали автомобилями, мотоциклами и лошадьми. В конце года были проведены грандиозные облавы в бандитских районах: на Молдаванке, Пересыпи, Косарке, Сахалинчике. Но несколько сот арестованных бандитов было вскоре освобождено...

В новогодние дни банда Япончика реквизировала деньги у князя Абамелика и товары в магазине Гольдштейна. К сахарозаводчику Гепнеру бандиты пришли на пышный новогодний банкет со 130 приглашенными. Япончик тогда заявил: «Мы очень извиняемся, мы люди бедные, а вы богатые, едите и пьете, а на Молдаванке есть нечего. Так что вы должны уплатить 50 тысяч, чтобы молдаванские тоже праздновали Новый год, постарайтесь вести себя примерно, и мы не принесем вам зла». Когда хозяин вынес только две тысячи, грабители, с тарелкой в руках, начали обходить гостей, забирая у них бумажники, драгоценности. Грабители постоянно шутили и решили вернуть своим жертвам по 10 рублей «на извозчика», а врачу были оставлены все «трудовые деньги».

5 января 1918 года Одесса осталась без света, так как забастовали рабочие электростанции. В эти дни банда Япончика, пользуясь ситуацией, «погуляла» по буржуазным кварталам.

Уже через 10 дней в Одессе начались уличные бои, названные позже «одесским Октябрем». Около 130 человек, с обеих сторон, погибли, а более 300 были ранены. Каждая из сторон защищала «светлое будущее народа». Дружина Япончика приняла участие в уличных боях за Молдаванку, вокзал, Штаб округа вместе с подобными формированиями большевиков, анархистов, левых эсеров. «Люди» Япончика напали на Бульварный участок и освободили тридцать уголовников.

Пока шли бои, продолжалась и послевоенная неразбериха; оказавшиеся на свободе арестанты десять дней держали в страхе город. Закончилась «одесская революция» нападением уголовников на Регистрационное бюро милиции. Во дворе милиции было сожжено 16 тысяч карточек на уголовников Одессы. Погибли и все сведенья о Мишке Япончике и его дружках, собранные за много лет их «карьеры». Сейчас сведения о жизни Япончика до 1918 года пришлось собирать по крупицам, используя подшивки дореволюционных газет, воспоминания, обрывочные документы гражданского архива.

После победы над «украинцами» в Одессе была провозглашена Одесская советская республика со своим правительством - Совнаркомом. Еврейская боевая дружина Япончика вошла в состав Одесской советской армии как резерв правительства и командования и была переведена на государственное содержание. М. Винницкий после «одесского Октября» стал известным и «славным» революционером. Он был «вхож» к руководству «красной» Одессы - к Муравьеву, Юдовскому, Мизикевичу.

Тогда, в начале 1918 года, состоялась грандиозная свадьба Япончика и Цили - простой работницы фабрики Жакко. Добавим, что, пережив своего мужа, она в 1923 году уехала за границу и поселилась во Франции, дожив до глубокой старости. Сотни людей отплясывали «семь сорок» в зале танцклассов Двойреса, где состоялась свадьба. Вскоре у молодоженов родился ребенок - дочка Ада.

В дни Одесской республики Япончик продолжал реквизиции «для нужд армии и революции». Так, были реквизированы товары в магазине Блажевского. Через анархиста Рыта Япончик пытался контролировать одесский «Союз безработных». Тогда был выдвинут оригинальный лозунг «Все дома - безработным! Вся власть - безработным!» Среди 25 тысяч членов союза безработных добрую половину составляли босяки и уголовные элементы, которые и не стремились честно трудиться.

В газете «Одесская почта» за 2 февраля 1918 года было напечатано воззвание «группы воров Одессы». Воры-профессионалы обязывались грабить только богатых и требовали к себе «уважения». Они писали:

«Мы, группа профессиональных воров, также проливали кровь в печальные январские дни, идя рука об руку с товарищами матросами и рабочими против гайдамаков. Мы тоже имеем право носить звание граждан Российской республики!»