Баженов годы жизни. Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты

В. И. Баженов - великий русский зодчий эпохи классицизма, зачинатель псевдоготики в русской архитектуре, теоретик этого вида искусства и педагог.

Обретение профессии

Родился он 1(12).03.1738 года в Москве. Будучи сыном бедного дьячка Ивана Федоровича Баженова, служившего в придворной кремлевской церкви, будущий великий архитектор, казалось бы, не имел особых шансов на блестящую карьеру. Но в детстве обнаружился у мальчика талант рисовальщика: Василий бродил по Москве и срисовывал разные здания. Его необычное увлечение, интуитивный вкус в выборе произведений зодчества для своих зарисовок, точность изображения заметил архитектор Д. В. Ухтомский, взяв его в ученики.

После школы Ухтомского Василий Баженов поступил в . В процессе учебы способности Баженова настолько укрепились и созрели, что его преподаватель С. И. Чевакинский пригласил молодого человека к себе в помощники, когда он строил Никольский морской собор. А в 1759 г. Баженов был удостоен чести быть первым пенсионером (стипендиатом) Академии художеств, которого направили учиться за границу. В Париже Баженов стал учеником профессора Шарля Давайи, занимался изготовлением деревянных моделей архитектурных частей и даже целых зданий, наиболее знаменитых в городе. Такова была, например, модель галереи Лувра.

В Риме юный архитектор учился гравированию и тоже моделировал знаменитые объекты, в частности - Собор Святого Петра. Получив звание профессора архитектуры от Римской и Флорентийской Академий и став членом Болонской Академии, Баженов возвратился в Россию с мировой известностью. Ему предрекали великое будущее.

Зрелое творчество

На родине Баженов стал участником академической программы на профессорскую степень, когда рассматривались проекты комплексов увеселительных сооружений для императрицы Екатерины. Но ожидания Баженова не оправдались. Он не получил ни звания, ни должности и уволился с академической службы. Работа для Баженова нашлась в Артиллерийском ведомстве князя , который взял его на должность главного архитектора, присвоив чин капитана. К этому периоду относится строительство дома Пашкова в Москве, авторство которого, предположительно, принадлежит Баженову. Кроме того, но это уже достоверно известно, Баженов проектировал и строил в Царицыне дворцовый комплекс.

Судьба этого комплекса трагична. Это был ансамбль сооружений с новаторским сплавом элементов барокко образца 17 века с западноевропейским готическим декором. Когда Екатерина приехала в первопрестольную и посетила строительство дворцового , она была возмущена тем, что императорский и великокняжеский дворцы были равными по размеру, и велела снести оба. Баженова она отстранила от этой работы. Зодчий пытался открыть «партикулярную» академию, набрать учеников, чтобы обучать молодежь архитектурному искусству. Но и в этой затее оказалось слишком много препятствий, чтобы осуществить задуманное.

Баженову приписываются еще несколько архитектурных объектов: некоторые постройки в Кремле, Старый Арсенал в Санкт-Петербурге, Владимирская церковь в пригороде Москвы (Быково), Каменноостровской дворец великого кн. Павла Петровича в Петербурге и другие. Документальных подтверждений не сохранилось, поэтому доказать или опровергнуть эти предположения не представляется возможным. Точно установлено, что авторство Баженова принадлежит большому мосту в Царицыно - это, кстати, один из немногих объектов, сохранившихся до наших дней. Известно также, что Баженов участвовал в разработке проекта Михайловского замка в Петербурге, но и здесь работали несколько мастеров, например, Франсуа Виолье, В. Ф. Бренна. Павлом Петровичем был принят и затем осуществлен проект В. Ф. Бренны.

Последние годы

Отвергнутый , лишенный служебной карьеры и заработков, Баженов стал принимать частные заказы. Немилость императрицы современники объясняли сложным самолюбивым характером зодчего, а также его связью с масонами, к которым имел отношение и наследник Павел. Екатерина усматривала в создавшейся ситуации некие политические цели, и первым, на кого обрушился ее гнев, оказался Баженов. Поэтому он и был отстранен от службы.

С 1796 г., когда вступил на престол, Баженов вместе с другими гонимыми Екатериной, был вновь приближен ко двору. Как вице-президент Академии художеств он должен был собрать чертежи наиболее значительных зданий в России, по которым можно было бы проследить и изучить развитие отечественной архитектуры. Кроме того, он должен был исследовать вопрос перспективы развития талантов молодых русских художников, которые уже приняты или будут приняты в Академию художеств. Баженов с воодушевлением принялся за порученное дело и многое бы сделал, если бы внезапная смерть не оборвала радужные планы.

Умер архитектор 2(13).08.1799 года в Санкт-Петербурге. Баженова похоронили в Петербурге, но в 1800 г. его останки перевезли на родину, в с. Глазово (Тульская обл.).

МОСЛЕНТА продолжает рассказ о зодчих, благодаря которым наш город обрел свой неповторимый облик. Сегодня речь пойдет о гениальном художнике, коренном москвиче Василии Ивановиче Баженове - создателе самого красивого дома столицы, одного из символов нашего города, знаменитого Дома Пашкова.

История архитектуры часто несправедлива к людям, ее творящим. Порой великолепные здания доходят до нас, имена же их создателей теряются в веках. А иногда в людской памяти остаются имена зодчих, а плоды их деяний уходят в Лету. А еще бывает так, что здания ассоциируются у нас не с именами их создателей, а с совершенно другими людьми, порой совсем не соответствующими их масштабу. Такова судьба одного из архитектурных шедевров нашего города, известного как Дом Пашкова - возможно, самого красивого и гармоничного здания Москвы. Оно увековечило имя торговца водкой, чудака-миллионера Петра Пашкова, хотя по справедливости должно было прославить другого человека - гениального архитектора Василия Ивановича Баженова.

О роли водки в градостроительстве

Род Пашковых известен со времен Ивана Грозного, при первых Романовых его представители выбились в воеводы. Егор Иванович был денщиком при молодом Петре Первом, к Полтавской баталии стал капитаном гвардии, потом был прокурором Военной коллегии, а к старости получил назначение на должность астраханского губернатора. Прославился тем, что участвовал во многих расследованиях, связанных с казнокрадством, и упек в Сибирь немало вороватых бояр и чиновников. Заодно разжился конфискованным имуществом, что в те времена было делом законным.

Сын его Петр Егорович с детства был записан в гвардию, но дальше капитан-поручика Семеновского полка по службе не продвинулся. Зато он поднаторел в том, что тогда именовалось откупами: в стране была монополия на водку (что давало до 40 процентов бюджета), а он выкупал у казны за фиксированную плату право производства и продажи зелья. При правильном ведении торгового и кабацкого бизнеса выгода получалась огромной. Пашков стал миллионером. Но вот беда: уважения в высшем обществе подобные занятия не приносили, скорее, наоборот. Самолюбие Пашкова было уязвлено, и он решил ответить в духе, вполне логичном для людей его типа: построить роскошный дворец, который затмит всех «аристократов духа».

Иоганн Рихтер

«Moskwa. Eine Skizze», 1799 год

Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа

Для этого миллионер скупил земли на высоком Ваганьковском холме, напротив Кремля, и пригласил самого знаменитого архитектора своего времени - Василия Баженова, предоставив ему полный творческий карт-бланш и почти неограниченные средства. Так благодаря тщеславию водочного короля и таланту великого мастера Москва получила дворец, ставший ее украшением на века.

Гравюра «Вид Моховой улицы у дома Пашкова» Жерара Делабарта

Великолепный вид дворца со стороны Боровицкой площади, на самом деле, его обратная сторона или задний фасад. Зодчий хотел поставить дворец в самом выигрышном месте - на краю холма, смотрящего на Кремль и Москву-реку. Но с этой стороны холм был очень крутым, что исключало возможность удобного подъезда для карет. Баженов нашел выход: парадный въезд и главный вход он расположил с противоположной стороны, но само здание спроектировал так, что его задняя часть выглядела не менее презентабельно и изящно, чем передняя. Дворец расположен чуть по диагонали к прямому углу Моховой и Воздвиженки, зато отлично смотрится издали. Склон же холма был отдан под парк с фонтанами и небольшим зверинцем. Он отлично просматривался со стороны Моховой улицы, из-за чего вдоль ограды дворца всегда толпились зеваки.

«Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа». Иоганн Рихтер, «Moskwa. Eine Skizze», 1799 год .

Кстати, изящной лестницы, которую мы видим сейчас, изначально не было, она появилась лишь через полтора века, в 1934 году. Ее автор - знаменитый ландшафтный дизайнер и архитектор Виталий Долганов.

В творении Баженова можно найти все архитектурные стили, присущие второй половине XVIII века (строительство велось в 1784-86 годах). В основе классические формы, с портиками, колоннами и бельведером. Контуры здания гармоничны и изящны. В то же время автор не поскупился на богатый декор, который более соответствует барочной, а в некоторых деталях даже готической традиции. Но мы уже не раз говорили, что большой художник всегда выше узких стилистических рамок и работа Баженова - это лишнее тому подтверждение. Дом Пашкова чем-то напоминает французские замки в долине Роны или Луары, а чем-то - русские ампирные дворцы последующей эпохи. Во многом Баженов опередил время, но это было в его характере. Он вообще был фигурой, которая трудно укладывалась в общепринятые рамки.

Первый пенсионер Академии

Василий Иванович Баженов родился в семье церковного псаломщика в 1737 году или годом позже. По одним данным, его отец служил в Страстном монастыре, по другим - в церкви Иоанна Предтечи, «за золотой решеткой» в Кремле. Василий с детства пел в церковном хоре, но его истинной страстью было рисование.

«...я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником... Отец мой, бедный человек, не имел понятия о срочности моей, а хоть и примечал во мне, только у него денег не было отдать меня куда-нибудь учиться. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте, где я находил за способ... по зимам из снегу делывал палаты и статуи, чтобы и теперь я желал то видеть» .

Неизвестный художник. Портрет Василия Ивановича Баженова

Фото: Василий Федосеев / РИА Новости

Юный самоучка начал подрабатывать на росписях церквей, даже стал зарабатывать. Его талант привлек внимание, и Василия Иванова (молодых людей в документах того времени именовали без фамилий, но по отчеству) определили в архитектурную школу знаменитого московского зодчего князя Дмитрия Ухтомского. Но молодому человеку не хватало базовых знаний, и его отдали на обучение в Московский университет. Оттуда покровитель университета Иван Шувалов перевел его в только создаваемую Академию художеств. Она располагалась в Санкт-Петербурге, хотя числилась при Московском университете. Шувалов перевез талантливого юношу в столицу и поселил в своем дворце, поручив его заботам другого известного мастера Саввы Чевакинского. Ухтомского и Чевакинского сам Баженов впоследствии называл своими учителями.

Баженов оказался в самом центре общественной и политической жизни страны. Он набирался опыта на строительстве Никольского Морского собора, а благодаря тому, что жил в доме всесильного елизаветинского фаворита, мог общаться с виднейшими людьми своего времени. Во многом этот просвещенный круг и сформировал его ценности и идеалы. Около 1760 года Василия Баженова и художника Антона Лосенко командировали для продолжения обучения в Париж - они вошли в историю как первые пенсионеры Академии художеств.

За границей Баженов пробыл пять лет - сначала во Франции, затем в Италии. Он с золотой медалью окончил Парижскую академию, первым из русских архитекторов получил звание профессора Римской академии, стал членом Флорентийской и Болонской академий. Много рисовал, проектировал, делал макеты.

«...Академия художеств мною первым началась, откуда я был послан в чужие края, во Франции учился в теории, за что похвалы имело от всей Академии Парижской, примечал я и практику, где все архитекторы сматривали мои дела с большею охотою, а мои товарищи французы молодые у меня крадывали мои продукты и с жадностью их копировали...» (из автобиографии В.И.Баженова) .

Академик-артиллерист

Вернувшись в Россию, Баженов попал в новую, екатерининскую Россию. Под влиянием молодой императрицы страна менялась, всерьез шли разговоры о скорой отмене крепостного права. Конечно, восторженный молодой художник всецело окунулся в общественную жизнь, даже стал членом модной тогда масонской ложи. Он практически сразу получил императорский заказ на перестройку Екатерингофа, по выполнении которого ему было присвоено звание академика. А вот оплачиваемого звания профессора Академии художеств он не получил из-за сложных отношений с новым главой академии Иваном Бецким. Строптивый характер зодчего еще не раз аукнется ему в дальнейшем…

В итоге Баженова «приютил» всемогущий фаворит Григорий Орлов, возглавлявший артиллерийское ведомство. Зодчий получил звание капитана и статус главного архитектора артиллерийской Канцелярии, ему было поручено строительство нового Арсенала и дворца на Каменном острове. Проект получил восторженные оценки, но в реальность так и не воплотился, оставшись в чертежах.

Но Баженов в фаворе - его командируют в Москву, где Екатерина задумала строительство нового Кремлевского дворца. Главным архитектором проекта и был назначен Василий Иванович, которому не было и тридцати.

Форум для императрицы

То ли деньги в казне из-за Крымской войны и восстания Пугачева кончились, то ли замысел показался слишком революционным, то ли еще что-то, вплоть до баженовского масонства

План зодчего был грандиозен и концептуален. Он задумал полное изменение идеологии Кремля и градостроительной структуры центра Москвы. Для этого предлагалось снести часть уже не актуальных крепостных стен, не самых значительных церквей и старых построек, несколько изменить ландшафт и создать единый ансамбль, в который вошли бы древние кремлевские храмы и площади. Их должны были соединять колоннады и портики, в которые вписывались новые дворцы и общественные здания. Центром комплекса должен был стать амфитеатр, где просвещенный монарх мог общаться со своим народом. Зодчий назвал все это «Форумом Великой Императрицы».

    Модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова в Музее архитектуры

    Фрагмент модели Большого Кремлевского дворца в Москве работы зодчего Василия Баженова

Замысел Баженова был настолько неожиданным, что вызвал неоднозначные оценки - восторг одних и активное неприятие других. Кого-то пугала потеря исторического облика Кремля, кого-то - демократические новации. Екатерина поначалу оценила идею положительно и дала указание приступать. 1 июня 1773 года торжественно заложили первый камень. Строители успели снести южную стену Кремля (которая вдоль Москвы-реки), после чего из канцелярии поступило указание остановить работы. Сначала стройку законсервировали, а потом и вовсе отказались от нее. Официальная причина так и не была названа, а домыслов в избытке: то ли деньги в казне из-за Крымской войны и восстания Пугачева кончились, то ли замысел показался слишком революционным (пугачевщина сильно повлияла на взгляды Екатерины), то ли еще что-то, вплоть до баженовского масонства.

Макет был выставлен на всеобщее обозрение (для него даже был построен специальный павильон) и его показывали как одну из достопримечательностей Москвы. Сейчас он находится в Музее архитектуры имени Щусева, так что каждый желающий может ознакомиться с ним и составить свое мнение о грандиозном, но несбывшемся проекте.

Баженов семь лет отдал Кремлю. За эти годы вокруг него сформировался кружок молодых зодчих, из которых впоследствии выйдет целая плеяда выдающихся мастеров - Матвей и Родион Казаковы, Иван Еготов. Кроме этого, архитектор занимался благотворительностью: «Набирал беднейших я, для их обучения выписывал нужные книги, покупал эстампы, редкие картины, гипсы и все, что касается до художества». Вполне в духе эпохи просвещения. Из-за этого Баженов влез в долги, которые всю жизнь будут его преследовать.

Несмотря на незавершенность кремлевской эпопеи, мастер по-прежнему получал заказы от казны. Например, вместе с другом и учеником Матвеем Казаковым Баженов строил комплекс павильонов на Ходынском поле для празднования победы над турками, а потом получил заказ на строительство нового московского императорского дворца в Черной Грязи, которую по этому случаю переименовали в Царицыно.

Несбывшаяся мечта гения

Царицынская история схожа с кремлевской - замысел автора был столь грандиозным, что полностью реализован он так и не был. В секвестрированном виде комплекс достраивал Казаков, но тоже не достроил. Это вторая большая трагедия в жизни Баженова, ведь Царицыно он отдал десять лет жизни…

И снова причины, по которым стройка остановилась, остались в тумане. Из писем архитектора становится понятно, что были серьезные проблемы с финансированием: деньги выделялись нерегулярно, да и смета оказалась сильно превышенной. Баженов вкладывал свои деньги, снова погряз в долгах и даже вынужден был продать свой московский дом, коллекцию картин и библиотеку. Многодетная семья архитектора ютилась в деревянном доме прямо на стройке.

В советские времена, когда модно было из любого человека делать борца с самодержавием, именно версия о сложных отношениях художника с властью стала особенно популярной

Вторая причина - неудобство дворца для проживания. Увлеченный концептуальным замыслом, зодчий не всегда заботился о комфорте будущих обитателей, что вызвало недовольство Екатерины. Во время визита в Царицыно она обратила внимание на какие-то бытовые нюансы и приказала остановить строительство. При этом на словах она была милостива с мастером, допустила «к руке» его супругу. Третья версия, как обычно бывает, конспирологическая и связана с масонской деятельностью Баженова. К этому времени императрица окончательно отошла от демократических увлечений своей молодости, и те, кто не уловил это, постепенно оказались в опале. Достаточно вспомнить репрессии в отношении Александра Радищева и Николая Новикова. Баженов же не скрывал дружбы с последним, а в готическом царицынском декоре активно использовал масонские символы. В советские времена, когда модно было из любого человека делать борца с самодержавием, именно версия о сложных отношениях художника с властью стала особенно популярной.

Макет «Панорама Царицына» на выставке в Среднем дворце Екатерины II (Оперный дом) в музее-заповеднике «Царицыно» в Москве

Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Но борцом с самодержавием Баженов, конечно же, не был. Он был гениальный художник, творец. А ремесло архитектора подразумевает сочетание полета фантазии с расчетом - как физическим, так и сугубо материальным. Нужно просчитывать нагрузку, освещение, вентиляцию и тысячи других нюансов. А еще финансы: от стоимости каждого кирпича до зарплаты рабочих. И учитывать традиционное воровство и разгильдяйство. С последним у Баженова всегда возникали проблемы.

Но «нет худа без добра». Уволенный (точнее, ушедший в отпуск по состоянию здоровья) с государевой службы Баженов стал активно работать частным образом, и именно в эти годы были созданы его лучшие шедевры, в том числе уже упомянутый Дом Пашкова. А еще дом Юшкова на Мясницкой, стоящий по сей день напротив Почтамта. Сейчас там расположена Российская академия живописи, ваяния и зодчества, что очень символично. Стоит обратить внимание и на знаменитый дом Румянцева на Маросейке, в котором сейчас посольство Белоруссии. Хотя здание сильно перестроено, незаурядный почерк Баженова в нем заметен. Довольно много строил мастер и в Подмосковье, в частности, ему приписывают авторство Владимирской церкви в Быково, построенной по заказу московского градоначальника Михаила Измайлова. Возможно, по проекту Баженова построена и Знаменская церковь в селе Вешаловка Липецкой области, где располагалось имение Татищевых. Это из того, что сохранилось.

Здание Российской академии живописи, ваяния и зодчества («Дом Юшкова»)

Фото: Эдуард Межерицкий / Фотобанк Лори

Здесь стоит оговориться, что документальных подтверждений авторства во многих случаях нет. Во-первых, когда работа велась по частному заказу, то документация могла не вестись вовсе. Во-вторых, документы могли быть утрачены, как случилось с бумагами по Дому Пашкова, которые сгорели во время пожара 1812 года. Практически все дома не раз меняли владельцев, что также не способствовало сохранению старых документов.

В 1796 году умерла императрица Екатерина, и на престол вступил Павел. Для Баженова, который был дружен с императором, наступил самый счастливый период карьеры. Он получает чин действительного статского советника (генеральский чин, дававший право на потомственное дворянство), становится вице-президентом Академии художеств, получает в дар деревню «с тысячей душ», что наконец решило его финансовые беды. Павел поручает Баженову проектировку и строительство своего нового дворца - Михайловского замка. К сожалению, этот счастливый период был недолгим - в 1799 году мастера разбил паралич, и вскоре он скончался. Закончить последнюю работу Баженов так и не успел.

По разным причинам, Баженову не удалось полностью раскрыть свой потенциал. Но даже того, что он сделал, достаточно, чтобы признать его абсолютным гением. И прежде чем опровергать это утверждение, поезжайте в центр Москвы и еще раз посмотрите на Пашков дом. И желание спорить, скорее всего, пропадет.

Георгий Олтаржевский

Архитектор Василий Иванович Баженов родился в 1737 году 1 марта в Калужской губернии (по другим данным - в 1738 в городе Москве). Выходец из семьи псаломщика, который был переведен в Первопрестольную после рождения сына.

С детских лет любил рисовать. Первыми его работами стали рисунки храмов и церквей, надгробий и различных зданий, которые он видел вокруг дома.

Отец будущего архитектора пожелал, чтобы сын стал продолжателем его дела и определил того в Страстной монастырь. Но талант и желание было не унять: Баженов в свои 15 лет сумел уговорить местного живописца, бывшего уже в весьма преклонном возрасте, взять к себе на обучение.

Баженов, хоть и учился живописи в монастырских стенах, все же был живописцем-самоучкой, сумевший овладеть и одной из самых сложных техник живописного искусства - офортом. Благодаря своему таланту, он в неполные восемнадцать лет стал живописцем 2-го класса.

Во время работ по восстановлении пострадавшего при пожаре дворца Головина, Василия Баженова приметил архитектор и пригласил в созданную им архитектурную школу на правах вольного слушателя. Этот статус помогал молодому человеку, не имеющего достаточного количество средств, присутствовать только на нужных ему занятиях, а остальное время подрабатывать. Дополнительные заработки помогал получать Василию и сам Ухтомский, рассмотревший талант своего ученика.

В 1755 году Василий Баженов поступает на учебу в Московский университет, где увлекся иностранными языками. Непосредственно в художественных классах, юноша занимался написанием картин, скульптурой, а также архитектурой.

По протекции И.И. Шувалова в 1757 году юношу определяют в Академию художеств города Санкт-Петербурга, где он был принят на курс к зодчему Савве Ивановичу Чевакинскому. Там он проявил в полной мере свои способности, и был приглашен учителем помощником на строительство Морского Собора.

За достигнутые успехи, в 1759 году, Академия художеств отправляет Баженова в Париж, поставив его на полный пансион. Там молодой человек изучал европейское зодчество и в 1760 году поступил в Парижскую Академию художеств, где учился у профессора Шарля Девальи - приверженца стиля классицизм.

В 1762 году Василий Иванович отправляется уже в Италию, где предметом его изучения становятся античные памятники.

В этот период архитектор Баженов был принят в члены Болонской, а также Флорентийской академий, а академия святого Луки в городе Риме вручила ему диплом академика и присвоила звание профессора.

Возвращение в Париж состоялось в 1764 году.

В Санкт-Петербург зодчий возвращается в 1765 году и получает звание академика в своей альма-матер. Он должен был получить и профессорскую должность, но поменявшееся в академии руководство ему в этом отказало. Не были исполнены и другие обязательства, после чего архитектор Василий Иванович Баженов уходит в отставку с академической службы.

Переезд в Москву состоялся в 1767 году, где мастер должен был приступить по указу Екатерины II к строительству . В период с 1767 по 1773 годы он создал грандиозный проект, предусматривающий реконструкцию всего ансамбля московского Кремля. Проект был в целом одобрен, и в 1773 году прошла церемония закладки первого камня.

В этом же году Баженов выполнил в дереве модель намеченного к строительству Большого Кремлевского дворца. На 120 санях она была отправлена в тогдашнюю столицу и выставлена к осмотру в Зимнем дворце. Что случилось, непонятно, но императрица проект здания не утвердила (в наши дни модель хранится в ).

Во время работы в Москве архитектор создал и увеселительный комплекс, который возвели на Ходынском поле для проведения торжеств по случаю годовщины подписания мирного договора между Российской империей и Турцией. На местности были построены исполненные в разных архитектурных стилях (русском, классическом, а также готическом) церкви, дворцы, средневековые крепости и замки.

Еще одним поручением Екатерины Второй было строительство ее резиденции в подмосковном поселении Черная Грязь (ныне - парк Царицыно). Комплекс возводился в псевдоготическом стиле и в него вошло порядка 17 строений, среди которых Большой дворец, Хлебный дом и Оперный дом. К сожалению, место не стало резиденцией русской царицы. Кроме этого, по ее поручению большую часть уже имевшихся построек просто сравняли с землей.

Все эти перипетии, что с Кремлевским дворцом, что с Черной Грязью (Царицыно), сказались на здоровье талантливого зодчего и выбили его надолго из колеи.

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца - 2 августа 1799, Санкт-Петербург) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, масон. Член Российской академии 1784 год Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Собора Св. Петра, учился гравированию. По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) и Петровский путевой дворец, построенный Казаковым Матвеем Фёдоровичем, - его помощником. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768-1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён. В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много.» До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917 г, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса Шпекле, Карл Иоганн. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. "Большой мост через овраг в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также сношениями с кружком Николая Ивановича Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора Виолье, Анри Франсуа Габриэль, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен Бренном Винченцо и он был осуществлен.

По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

(1737-03-12 ) Место рождения Дата смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки
  • проект Михайловского замка ,
  • Владимирская церковь в Быково
Научные труды

Полный перевод всех 10 книг архитектуры Витрувия

Василий Иванович Баженов на Викискладе

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта или , Москва , по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца - 2 августа , Санкт-Петербург) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма , масон . Член Российской академии (1784 год).

Биография

Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского , принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора . В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств , отправленным за границу.

Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Собора Св. Петра , учился гравированию.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова , а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) и Петровский путевой дворец , построенный Казаковым Матвеем Фёдоровичем , - его помощником. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768-1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много.» До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917 г, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса Шпекле, Карл Иоганн. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. "Большой мост через овраг в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также сношениями с кружком Николая Ивановича Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора Виолье, Анри Франсуа Габриэль, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен Бренном Винченцо и он был осуществлен.

По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Память

  • Улица Баженова (Казань)
  • Улица Баженова (Калуга)
  • Улица Баженова (Жуковский)
  • Почтовые марки СССР , 1949 год .

Галерея

Царицынский музей-заповедник

Примечания

Литература

  • Чернов Е. Г., Шишко А. В. Баженов: 1799-1949 / Е. Г. Чернов, А. В. Шишко. - М .: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1949. - 160 с. - 5 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Михайлов А. И. Баженов / Суперобложка, переплет, форзац, титул и заставки художника Э. Б. Бернштейна. - М .: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1951. - 372 с. - 6 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова: Сборник. - М., 1951.
  • Пигалев В. А. Баженов / Вадим Пигалев; Серийная обложка Ю. Арндта. - М .: Молодая гвардия , 1980. - 224, с. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Выпуск 5 (601)). - 100 000 экз. (в пер.)
  • Разгонов С. Н. Баженов. - М .: Искусство , 1985. - (Жизнь в искусстве).
  • Пучков В. В. В. И. Баженов и Михайловский замок в Петербурге: Новые материалы // Царицынский научный вестник.
  • Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост., вступ. ст. и прим. Ю. Я. Герчука . - М.: Издательский дом «Искусство», 2001. - (Мир художника) - 304 с.

Ссылки

  • Василий Баженов и строительство Дворцового комплекса в Царицыно

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 12 марта
  • Родившиеся в 1737 году
  • Умершие 13 августа
  • Умершие в 1799 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Архитекторы по алфавиту
  • Архитекторы Москвы
  • Архитекторы Санкт-Петербурга
  • Переводчики России
  • Архитекторы Гатчины
  • Члены Академии Российской
  • Музей-заповедник «Царицыно»
  • Архитекторы Российской империи
  • Масоны России
  • Пенсионеры Императорской Академии Художеств
  • Архитекторы Липецкой области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Баженов, Василий Иванович" в других словарях:

    - (1737/1738 1799), русский архитектор, график, теоретик архитектуры. Представитель классицизма. Был живописцем в архитектурной команде Д. В. Ухтомского; учился в Московском университете (с 1755), в Петербурге у С. И. Чевакинского (с 1756) … Художественная энциклопедия

    Баженов Василий Иванович - (1737/1738 — 1799), архитектор; представитель классицизма. С 1756 жил в Петербурге, где обучался у С. И. Чевакинского, с 1758 в АХ у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота. В 1760—62 учился в парижской АХ; в 1762—64 посетил… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Баженов (Василий Иванович) художник архитектор, сын церковника одной из придворных кремлевских церквей, воспитанник Императорской Академии Художеств с основания ее и первый ее пенсионер, отправленный за границу. Родился 1 марта 1737 года в Москве … Биографический словарь

    Русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве… … Большая советская энциклопедия

    - (1737 или 1738 1799) российский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлен), романтический дворцово парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784 86, ныне старое… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1737 или 1738 1799), архитектор; представитель классицизма. С 1756 жил в Петербурге, где обучался у С. И. Чевакинского, с 1758 в АХ у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота. В 1760 62 учился в парижской АХ; в 1762 64 посетил Италию. С… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Академик архитектуры и первый вице президент Императорской Академии Художеств, род. 1 го марта 1737 г. в Малоярославском уезде Калужской губ., ум. 2 го августа 1799 г. в Петербурге, от паралича. Сын дьячка дворцовой церкви, он получил… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1737/1738 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлён), романтический дворцово парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784 1786, ныне старое здание… … Энциклопедический словарь

    Баженов, Василий Иванович - В.И. Баженов. Дом Пашкова в Москве. БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект дворца Московского Кремля (1767 1775, не осуществлен), романтический дворцово парковый ансамбль в … Иллюстрированный энциклопедический словарь Подробнее