Базовые характеристики межпредметной интеграции в школе. Межпредметная интеграция как условие развития целостной картины мира младших школьников

Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы.

Межпредметная интеграция – необходимое условие

современного образования.

В 21 веке становится очевидным, что главная ценность личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а «современные достижения» науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.

Излишняя категоричность учебников порою гасит познавательный интерес ребёнка, создавая впечатление, что открытия уже невозможны. Бурное развитие принципов и методов обучения, модернизация программ и учебников, появление новых типов образовательных учреждений не избавило современную школу от преобладания информативности над развитием. Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки. Без развития воображения всякие разговоры о творчестве несостоятельны. Принципы развивающего обучения приводят к вопросу об их реализации в ежедневной школьной практике. Практика уже ответила на этот вопрос, обратившись к интегрированию.

Другая сторона вопроса заключается в том, что принятие Базисного плана жёстко ограничило максимально допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья, тем временем объём требуемых знаний, умений и навыков растёт. Углубляется несоответствие объёмов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Оптимально решить данную проблему позволяет использование межпредметной интеграции.

Таким образом, межпредметная интеграция сегодня – важнейший фактор развития образования, многообразна практика её применения, все реально существующие варианты трудно охватить.

Психологические и философские основы межпредметной

интеграции.

Научные основы данной педагогической технологии берут начало в трудах И.П.Павлова и И.М.Сеченова. Далее учёные-психологи, проанализировав особенности мышления и памяти, пришли к выводу, что обучение должно быть построено так, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

Важнейшими характеристиками запоминания являются приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Следовательно, овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность, повышает эффективность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.

Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира. Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых в сфере получения знаний. Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности. Традиция системно-целостного рассмотрения процесса обучения разработана в 60-70-е годы Ю.К.Бабанским, А.М.Даниловым и др., и понимание личности как продукта целостного педагогического процесса вошло в педагогику.

Интеграция как цель и средство обучения.

Интегрирование (от лат.) – восстановление; состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому. Исследователи трактуют интеграцию обучения по-разному. Ю.М.Колягин, например, считает, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» принимает два значения: как цель и как средство обучения.

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

Сложность проблемы заключается в том, как динамически развиватьинтеграцию от начала к концу обучения. Если в начале целесообразно усвоить «немного обо всём», затем – синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать «всё о немногом», то есть это узкая специализация, но на новом интегративном уровне.

Анализируя литературу по данной проблеме, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.

Уровни интеграции.

Само понятие интегрированного урока остаётся спорным. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи и представляющий собою новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствие нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателями уровня интегрированности. Уровень этот определяется тем кругом задач, которые можно выполнить только благодаря интеграции. В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.

На 1-ом уровне интеграции учебный материал интегрируется внутри одного конкретного предмета. Не заучивание, а исследование учебного материала даёт возможность перехода от предметного образования к комплексному, когда из разных частей учебного материала создаётся единое целое.

На 2-ом уровне происходит объединение понятийно- информационной сферы разных предметов с целью наилучшего запоминания сведений, сопутствующего повторения, введения в тему дополнительного материала.

3-й уровень связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения и выражается в выработке у школьников умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.

На 4-ом уровне интеграции школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения, устанавливать связи и закономерности, применяют выработанные учебные умения. Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научит детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.

Нестандартные формы интегрированных уроков.

Интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала, но и способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера. Интегрирование позволяет направить урок в русло сотрудничества, где мнения могут быть противоречивы, но любое мнение уважаемо всеми, даже если с ним не согласны. Это помогает развить одно из ценнейших достоинств: умение слушать другого, вникать в его доказательства, сравнивать чужую точку зрения со своей. «Чувство приобщённости к тем, кто размышляет о предмете, исследуемом на занятии, - одна из главных составляющих мотивационной сферы урока. Это чувство способно развить самую человеческую из всех страстей – страсть к познанию» (В.А.Сухомлинский)

Комплексность подачи учебного материала раздвигает рамки урока, превращает интегрирование в процесс, соединяющий воедино обучение, воспитание и развитие. Урок любой формы и любого типа может быть построен как интегрированный, где интеграция понимается как способ решения учебной задачи, способ действий на уроке с целью создания устойчивого интереса к предмету.

С учётом того или иного распределения обязанностей между учителем и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:

Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки, чтобы, проверяя знания одноклассников, каждый школьник имел удобную и всем известную шкалу (систему) показателей для оценки.

Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.

Урок-издание газеты или альманаха. Группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.

Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Патентное бюро», «Учёный совет» и др.

Уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Уроки, напоминающие публичные формы общения – «Пресс-конференция», «Аукцион», «Бенефис», «Митинг», «Панорама», «Телемост», «Рапорт», «Живая газета», «Устный журнал» и др.

Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков»» и др.

Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.

Для начальной школы наиболее характерны уроки-праздники, путешествия, сказки, КВН, уроки с элементами ролевых игр, экскурсии.

Решение задач современной школы с помощью метода

межпредметной интеграции.

Основными задачами современной школы являются под готовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребёнка, органично соединить логические и

эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса – ученика. Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.

Фактически в процессе интегрирования стираются границы между обучением и воспитанием, развиваются способности каждого ребёнка, учитель практически и целенаправленно реализует следующие педагогические идеи:

1. демократизация и гуманизация образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование высоких духовно-нравственных ценностей и активной личностной позиции;

2. обеспечение непрерывности и преемственности образовательно- воспитательного процесса на всех ступенях развития;

3. создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка;

Наряду с интеллектуальными задачами урока при использовании межпредметной интеграции можно решать более сложные задачи:

1. формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;

2. формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;

Межпредметная интеграция как средство реализации инновационных подходов.

Межпредметные связи в современной дидактике и методике обучения рассматриваются как одна из важнейших дидактических условий повышения научного уровня преподавания любого учебного предмета и повышения эффективности всего процесса обучения.

Исследование познавательных процессов, эмоциональной сферы школьников осуществляли К. Ушинский, А. Потебня, И. Огиенко и др. Опираясь на их труды, современные ученые доказали, что межпредметная интеграция - одно из перспективных

направлений компетентностно-ориентированного, системно-деятельностного и личностно-ориентированного обучения.

Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоения знаний из разных областей. Потоки информации, ее объемы так велики, что становится трудно вовремя и качественно отслеживать необходимую информацию по каждому из направлений научного знания. Интеграция выступает как средство реализации инновационных подходов, обеспечивая полноту и целостность в осмыслении окружающей действительности.

Как отмечает В. Огневьюк, «межпредметность и интегрированность в образовании и науке становятся отличительным признаком настоящего, способствует фундаментализации образования и инкорпорации постоянно растущих научных достижений в содержание образования». И. Бех отмечает, что интеграция, как «объединение в целое частей и элементов», выступает необходимым дидактическим средством, «с помощью которого можно представить ученикам целостную картину мира».

Интегративный подход реализуется при изучении интегрированных курсов или отдельных предметов, когда целостность знаний формируется благодаря интеграции их на основе общих для всех предметов понятий, при применении методов и форм обучения, контроля и коррекции знаний учащихся, которые направляют учебный процесс на «единение знаний».

Объектами конструирования интегративного содержания могут служить учебные элементы и дидактические единицы одного учебного предмета, обладающих большим количеством взаимосвязей с учебными элементами и дидактическими единицами других предметов.

Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.

Например, рассмотрим результаты реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании при интегрированном подходе.

Таким образом, интеграция позволяет решать успешно задачи по развитию мотивации, обеспечивает мотивацию абсолютного большинства на уроке, включая слабоуспевающих учащихся, так как предполагает новизну материала, форм и способов действия. Возможность создания ситуаций успеха значительно увеличивается. Кроме мотивации интеграция ведет к успешности учебной деятельности, за счет возможности постановки далеко не единичных промежуточных и конечных целей. Воспринимая мир по разным каналам (различные предметы, различные виды деятельности), подросток усваивает не только факты, но и закономерности - формируется мировоззрение.

Основой разработки интегрированных уроков является интегрировано-тематический подход. Он позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана

    другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана и темами воспитательной работы. Большую роль при разработке мероприятий играет хроника событий, происходящих в конкретный период времени. Любое событие в жизни местного сообщества, страны, мира имеет отношение к урокам гуманитарного цикла. Более того создается реальная, доступная, наглядная (благодаря СМИ) возможность соединить учебный процесс с социальным пространством, применить полученные знания, развить критическое мышление. Подобное интегрирование сближает науки, связывает отдельные части в единое целое; меняется содержание урока, внеклассного мероприятия, создается при этом наиболее полная картина мира; увеличивается информативная емкость урока; повышается социальная активность.

При проведении интегрированных уроков ученикам предоставляется возможность быть в позиции творческого субъекта, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. Создаются условия для сохранения физического и психического здоровья школьников за счет регулярного рационального изменения видов учебной деятельности. Создаются благоприятные условия для сотрудничества с различными социальными институтами и тому подобное.

Развитие современной науки и интегрированного подхода к обучению усилило интеграцию предметов общественно гуманитарного цикла. В содержание общественно-гуманитарных курсов вносятся материалы по географии, экологии, информатики. Наиболее полно интеграция содержания различных дисциплин и реализация межпредметных связей выражена в форме интегрированных курсов, которые позволяют определить экономные во времени учебные планы, программы, учебники; все это способствует рационализации учебного процесса в целом. Программы таких курсов включают отдельные предметные блоки, изучаемых в различных вариантах: а) параллельное изучение; б) параллельное с опорой на пройденный материал другого блока; в) совместное изучение материала двух блоков; г) совместное использование основных понятий, алгоритмов, моделей и др, используемых и при решении задач различных блоков. Это позволяет реализовать идею обобщения знаний (основных частных идей, теорий и понятий) и способов их усвоения, что способствует оптимизации и интенсификации обучения.

Средства реализации межпредметных связей в процессе обучения могут быть различными: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации, познавательные задачи, учебные проблемы межпредметных характера и другие.

      практике обучения находят применение такие приемы, как включение учебного материала другого предмета в рассказ учителя; беседа с воспроизведением знаний по другому предмету; работа с наглядными пособиями, приборами, демонстрация фрагментов диафильмов и кинофильмов по другим предметам; решение количественных и качественных задач, кроссвордов межпредметного содержания; сообщения, доклады учащихся по материалу другого предмета; работа с учебниками нескольких предметов на уроке групповая работа учителей над решением межпредметной учебной проблемы.

Вопросы межпредметных характера направляют деятельность учащихся на воспроизведение ранее изученных в различных учебных предметах знаний и на их применение при изучении нового учебного материала. Особое значение для активизации познавательной деятельности учащихся имеют проблемные вопросы. Проблемным называется вопрос, содержащий видимое или предполагает познавательное противоречие. Это противоречие может отражать связь с различным предметами. Тогда проблемный вопрос будет носить межпредметный характер. Межпредметные проблемные вопросы служат различным целям в обучении. Это могут быть отдельные ситуативные вопросы, которые обобщают определенные понятия, изучаемые в различных предметах, но эти вопросы не объединяются учителем общей задачей. Подобные вопросы важны. Но на уроке они играют лишь вспомогательную роль. Межпредметные проблемные вопросы могут быть связаны единой учебной задачей. Совокупность таких вопросов помогает раскрыть одно из центральных понятий содержания урока. С помощью проблемных вопросов учитель может создать межпредметную проблемную ситуацию.

Домашние задания межпредметного характера. Учебные программы школы ориентируют на домашнее задание не только по предмету, который изучается, но и по другим предметам. При изучении каждой учебной темы необходимо восстановить опорные знания из других курсов. Такие знания выполняют различные функции в познании. В одном случае они позволяют объяснить причинно-следственные связи новых явлений, во втором - они необходимы для конкретизации общих положений, в третьем - на их основе вводятся новые, более сложные понятия. Домашнее задание связанные с другими предметами могут быть различными: постановка вопросов на размышление, подготовка выступлений на уроке, написание рефератов, изготовление оригинальных наглядных пособий, требующих знаний учащихся по другим предметам, составление кроссвордов с использованием терминов, используемых в других курсах.

Комплексные задачи. Большие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся дает самостоятельная работа на межпредметной основе, которая носит комплексный характер. Комплексной может быть задача, которая требует всесторонней характеристики объекта на основе применения знаний из нескольких предметов. Комплексные задачи развивают умения анализа и синтеза, выбора и переноса предметных знаний, их сравнение и обобщение с учетом выбранной тематики. Комплексные задачи целесообразно оценивать учителям нескольких предметов. Это рационализирует организацию учебного процесса.

Межпредметные задачи. Это такие задачи, которые требуют подключения знаний по различным предметам, или задачи, составленные на материале одного предмета, но используются с определенной целью в преподавании иного предмета.

Комплексные наглядные пособия. Для обобщения знаний по различным предметам

    процессе обучения большое значение имеют комплексные наглядные пособия (обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, карты и т.п.). Они позволят ученикам наглядно увидеть ту совокупность знаний по различным предметам, которая раскрывает тот или иной вопрос межпредметного содержания. К составлению комплексных наглядных пособий возможно вовлечения самих учащихся. Это развивает их самостоятельность в установлении межпредметных связей.

Большое количество методических приемов осуществления межпредметных связей приносит значительный эффект, когда они используются в соответствии с изменением и усложнением учебных задач в системе уроков. Отмеченные средства реализации межпредметных связей в процессе обучения направлены на воспроизведение, повторение, закрепление, систематизацию и применение знаний учащихся в различных учебных дисциплинах. Они обеспечивают сочетание репродуктивной и поисковой познавательной деятельности учащихся, которая реализуется под непосредственным руководством учителей.

Использование межпредметных связей в обучении побуждает учителей к творческому поиску новых специфических методических приемов обобщения и систематизации знаний учащихся по различным предметам.

Разделы: Начальная школа

Во все времена и в разных странах школьное образование подвергалось критике со стороны общественности, семьи, педагогов. Это объективное явление показывает, что по сравнению с растущими требованиями общества к уровню образованности подрастающего поколения школа несёт на себе элементы консерватизма, не успевает корректировать педагогический процесс согласно возрастающим общественным потребностям. С этой точки зрения можно признать критику школьной системы справедливой.

Если провести анализ исторического пути развития начальной школы, то становится очевидным, что цели, как компонент методической системы менее всего подвергались изменениям и корректировкам. Они оставались практически неизменными со времен первых народных школ, когда в результате обучения, ребёнок должен был приобрести умения и навыки чтения, письма, счёта, ориентировки в окружающем мире. Такая приоритетная цель начального обучения была оправдана, так как значительная часть населения на этом завершало своё образование.

Переход школы на семилетнее образование внёс корректировку в цели обучения, определив их как гармоническое развитие личности школьника. Но эти цели не были подвержены соответствующим изменениям в содержании и методах обучения, остались на декларативном уровне. Массовая школа продолжала работать по старинке, делая основной упор на формирование предметных знаний-умений-навыков.

Сейчас абсолютно очевидно, что начальная школа должна реализовать следующие приоритетные цели:

  • целостное гармоничное развитие личности, т.е. развитие ребёнка, как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее: формирование учебной самостоятельности –желание и умение учиться в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребёнка.
  • становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Смена приоритетов в целях начального образования создаёт основы для разработки новых предметов.

Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует новые требования.

Важнейшим требованием к отбору содержания обучения становится интеграция.

Проблема изучения и практического применения интеграции в процессе обучения младших школьников в общей системе дидактики и методики предполагают осмысление её функций в свете общего развития ребёнка, формирование всесторонне развитой личности, что является актуальным на современном этапе развития общества.

В словаре иностранных слов термин интеграция (латинское – integration – восстановление, восполнение или integer – целый) переводится, как объединение в единое целое каких-либо частей, элементов.

Интеграция в современном начальном образовании - явление довольно “модное”. Вместе с тем интеграция рассматривается, как установление устойчивых связей между разными учебными предметами, при этом “изолированность” каждого из них не исчезает.

В этом случае основой интеграции является общее содержание разных образовательных областей.

Термин “интеграция” следует понимать как тенденцию взаимопроникновения идей, понятий, принципов, подходов в развивающем обучении при решении дидактических задач в школе.

Следовательно, для педагогики данная проблема не нова. Идеи интеграции в обучении берут свои начала в трудах великого дидакта Я.А.Каменского, утверждающего:

“Всё, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком”.

Однако в современной школе обучение не соответствует динамике развития общества. Поэтому и возникла идея, использовать в обучении детей нетрадиционную, интегрированную систему.

Каковы же истоки этой системы обучения учащихся – интеграции? Работая учителем начальных классов, я использовала межпредметные связи. Однако вскоре я убедилась, что межпредметные связи, являясь эффективным средством обучения школьников, служат лишь для дополнения, подтверждения знаний обучающихся в родственных предметах.

Межпредметные связи – не постоянная, целостная система, а важная ступенька к интеграции. Они могут быть использованы по желанию учителя при изучении отдельных тем учебного материала.

Межпредметные связи не являются системой, а интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.

Например, урок чтения в 3-м классе по теме: “Наша Родина – Россия” прошёл более эффективно потому, что в основу запланирована интеграция трёх предметов (литературного чтения, русского языка и краеведения). На этом уроке обучающиеся формировали не только навыки правильного выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи, но и обогащали её за счёт интенсивной словарной работы и глубокого проникновения в лексическое значение слова, формировали научное мировоззрение на основе материалов краеведения и экологии, взятых для данного урока. Дети работали с энтузиазмом, с желанием выполняли творческие задания. Был отмечен возросший интерес к изучению природы своего края.

Такие уроки способствуют развитию творческого потенциала личности обучающихся, интересны, а значит и запомнятся надолго.

Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интеграция как средство обучения способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных знаний.

Как единая целостная система интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более современных методов, приёмов, форм и новых технологий в образовательном процессе. Эта система включает в себя элементы различных предметов соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая, предметы, способствует эффективной реализации триединой дидактической цели.

Кроме того, интенсифицируя процесс обучения, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости обучающихся за счёт переключения их внимания на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:

  • предельной чёткостью, компактностью, информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке;
  • логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока.

Отличительной особенностью современной педагогики является превраще – ние интеграции в ведущую закономерность.

Данный факт получает отражение в проекте “Государственных образовательных стандартов”, “Концепции модернизации образования до 2010 года”.

Базисный учебный план предусматривает новое дидактическое понятие - “образовательная область”. Образовательная область – это общность нескольких учебных

предметов, практиковавшихся ранее независимо друг от друга. Таким образом, интегра – ция становится одним из важнейших и первостепеннейших методических направлений в процессе модернизации начального образования.

В настоящее время накоплен интересный опыт по реализации на практике идей интеграции в начальной школе.

Например, разработана программа четырёхлетней начальной школы под руководством профессора Натальи Фёдоровны Виноградовой “Начальная кола XXI века”.

В проекте “Начальная школа XXI века” интеграция является его сущностной характеристикой, то есть её применение связано с существенными особенностями концептуальных и методических подходов. В эту зону попадают и связи разных образовательных областей, изучаемых ребёнком, например естествознания и обществознания, истории и географии и др. Эта позиция стала основной разработкой интегрированного курса “Окружающий мир”, интегрированного предмета “Грамота”, “Чтение и письмо”. Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью обучающегося.

Заслуживает внимания интегрированный эстетический курс для начальной школы автора Ильенко Людмилы Петровны. Она разработала и предлагает тематическое планирование эстетического курса, который интегрирует литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, составлено для обучающихся 1–4 классов из расчёта 4-х часов в неделю. Конструирующим, стержневым предметом в предлагаемом курсе является литературное чтение, учебный материал, которого взаимопереплетается на каждом этапе урока с изобразительным искусством и музыкой, усиливая реализацию дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.

Также интересны интегрированные курсы “Чтение и природоведение”, “Русский язык и чтение”, “Математика и конструирование”.

Но проблема учителей начальных классов заключается в том, что многие с опаской относятся к интегрированным урокам, потому что недостаточно владеют методической основой проведения таких уроков. А ведь интегрированные уроки имеют определенные преимущества:

  • повышают мотивацию, уровень обученности и воспитанности, формируют познавательный интерес;
  • способствуют формированию целостной научной картины мира;
  • способствуют развитию устной и письменной речи;
  • позволяют систематизировать знания;
  • способствуют в большей степени развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся;
  • обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого обучающегося в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
  • формируют рациональные навыки учебного труда.

И на мой взгляд способствуют повышению профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий образовательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучечения.

Приложение
Межпредметная интеграция как условие развития целостной картины мира у младших школьников

Межпредметные связи как основа интеграции.

Изменения, происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни, вызывают необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания учащихся. С этой целью обновляется содержание школьного образования, корректируются учебные планы, совершенствуются программы и учебники, методы и формы организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что в имеющихся методических пособиях и рекомендациях для учителей не находят должного отражения современные достижения в дидактике и методиках преподавания основ наук. Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предусматривает автономное рассмотрение отдельных действительности и ориентирует учащихся на усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. Между тем, начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для дальнейшего развития ключевых знаний в последующих этапах общеобразовательной школы. Специфика учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? А тем, что каждый предмет представляет собой базовые знания из разных областей действительности. Так, например, природоведение объединяет 7 областей знаний, математику – 3 и т.д. При отборе учебного материала учитываются возрастные особенности младших школьный, а также современный уровень развития науки. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей в целях интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов. Отметим, что проблема межпредметных связей – это не новая проблема для педагогики. Дидактическая важность этой проблемы всегда обосновывалась философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Актуальность задачи использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды подчёркивали Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Гербарт, А.Дистверг, К.Д.Ушинский. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют комплексные программы 20-х годов. «Отличительная черта новой программы – стремление провести комплексный метод. Этот метод состоит в том, что изучаются не изолированные учебные предметы, но выдвигаются так называемые центральные темы… Так, например, выдвигается тема «Наступление зимы»; при разработке этой темы ученики изучают природу и жизнь человека ранней зимой – наблюдают, записывают, читают, рисуют и лепят, производят математические вычисления… Предлагаемые программы дают центральные опорные темы и демонстрируют, как можно при разработке их связывать даваемые из различных областей знания воедино – связывать воедино так называемое трудоведение, обществоведение, природоведение, навыки языка, искусства, математические»1. Наряду с указанным достоинством (взаимосвязь учебных предметов и разных областей знаний) комплексные программы имели существенные недостатки (снижение значения теоретических знаний; идеализация опыта ребёнка; искусственные, надуманные связи между предметами пол их формальному сходству) и поэтому были заманены программами, предусматривающими самостоятельность учебных предметов. В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию к их обоснованию и классификации. Разработкой данной проблемы занимались такие известные учёные, как Г.И.Белинский, И.Д.Зверев, Д.М.Кирюшкин, П.Г.Кулагин, Н.А.Лошкарёва, В.Н.Максимова, Т.Ф.Федорец, В.Н.Фёдорова и другие, высказывающие свою точку зрения на дифинирование, функции, типы и виды межпредметных связей. На наш взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф.Фёдорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую функции в их органическом единстве»2. Как видим, в данном определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей. Исходя из этого, подчёркивается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбора методов и форм обучения. Такого рода изменения в содержании и методах обучения могут обеспечивать качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника. Вместе с тем, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме межпредметных связей показывает, что она в большей степени разработана на дидактическом уровне и в методике преподавания разных дисциплин в среднем и старшем звеньях средней школы, а в дидактике и в методиках начальных классов исследована крайне недостаточно. Так, если в программах для среднего и старшего концентров по различным учебным предметам существует раздел «межпредметные связи», то в программах начальных классов такого раздела нет ни в одном учебном предмете. Для того чтобы выявить понимание учителями начальных классов значения межпредметных связей в учебном процессе, а также оценить опыт их работы по установлению связи между предметами и выявить мнения относительно интегрированного подхода к начальному обучению, учителям была предложена следующая анкета: 1. Каково, на Ваш взгляд, значение межпредметных связей в учебном процессе? 2. Устанавливаете ли Вы межпредметные связи при обучении младших школьников? Если да, то, между какими предметами? 3. Ваше мнение о создании интегрированных курсов в начальных классах? Анализ материалов анкет показал, что большинство учителей осознают необходимость использования межпредметных связей в процессе обучения. Ими приводятся, например следующие аргументы: «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого», «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников», «развивается умственная деятельность», «усиливается желание учиться», «формируются нравственные качества» Данные ответы свидетельствуют о понимании учителями позитивной роли межпредметных связей в решении задач образования, развития и воспитания учащихся начальных классов. Правда, в ответах в основном указывалась лишь одна из названных выше функций. К сожалению, некоторые учителя вообще не смогли ответить на первый вопрос. Далее, преобладающее большинство опрошенных решают проблему межпредметных связей на уровне только двух учебных дисциплин. В итоге получилось достаточно много парных комбинаций, применяемых учителями, а именно – 13. Например, учителями объединяются чтение и русский язык, математика труд, физкультура и музыка, ИЗО и музыка, природоведение и чтение и др. Как уже отмечалось выше, никто из учителей не указал на установление связей между более, чем двумя предметами. Отвечая на третий вопрос, все учителя подчёркивали важность создания интегрированных курсов в начальных классах. И решение данной проблемы они правомерно связывают с новым характером подготовки преподавателей школ. Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах, является природоведение. Содержание курса природоведения может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Установление межпредметных связей с предметами различных направлений позволяет подойти к формированию ведущей идеи курса – «взаимосвязь природы, человека и общества» - в её целостности и с позиции экологической проблематики. Обратимся к программе по природоведению с целью выявления межпредметных связей и анализа, содержания учебных тем с интегративных позиций. В данном случае мы солидарны с мнением Г.Ф.Фёдорца, утверждающего, что тематическое рассмотрение проблемы обеспечивает возможность осуществления межпредметных связей между темами самых различных учебных предметов. Этот подход позволяет избежать ограниченности двухсторонних связей и так называемый «цикловой координации» учебных дисциплин, когда связи искусственно ограничиваются рамками двух предметов или определённого цикла (естественно - математического, гуманитарного, художественно-эстетического и т.д.) 3. Проблема интеграции является актуальной для современной школы. Существуют разные подходы к решению данного вопроса. Ряд авторов предлагает специально разработанные интегрированные курсы для старшего, среднего и младшего школьного возраста. В таком случае возникает проблема подготовки учителя, владеющего знаниями по данным курсам, а также проблема создания учебно-методических комплектов. Иной подход – объединение отдельных учебных тем на межпредметной основе, который исключает систему в интегрированном обучении. Итак, проанализировав литературу и опыт работы учителей по проблеме межпредметных связей, мы пришли к следующим выводам. 1. Интеграция на основе межпредметных связей – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. 2. При разработке системы интегрированных уроков ориентированных на установление межпредметных связей, учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изученного материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные постановленной цели, спрогнозировать результат. 3. Система интегрированных уроков межпредметного характера должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины. 4. Многогранное раскрытие явлений и процессов, изучаемых, в частности в природоведении и основанное из взаимосвязи естественно - научных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребёнка, умеющий мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.