Беседа с учениками о плохой учебе. Как разговаривать с неадекватными родителями учеников и предотвратить их агрессию

Одной из педагогических ситуаций является нарушение дисциплины учащимися. Педагоги предъявляют требования к поведению учеников ,которые последние должны выполнять. Однако, часто этого не происходит. И мы имеем факт проявления негативного отношенияученика к учителю ,которое проявляется в форме конфликтного поведения.

Как же грамотно разрешить подобную ?

3.Определить стратегию действий педагога , с целью постепенно снизить количество подобных проступков этого ученика в дальнейшем.

Какие же могут быть мотивы конфликтного поведения ученика ?

Нарушающий дисциплину, понимает, что его поведение неправильное. Но чаще всего, он не в состоянии осознать мотивы (причины и цели) своего поведения в данной ситуации. Ситуациинарушения дисциплины учащимися могут быть аналогичными. Но мотивы действий учеников всегда индивидуальны.

Педагог должен понять мотивы плохих поступков и эффективно взаимодействовать с учащимися . Тогда будет постепенно уменьшаться количество проявлений проблемного поведения . Правильная стратегия заключается в создании условий, в которых ученики смогут самостоятельно принять решение изменить свое поведение. Такой выбор ученик может сделать, если в процессе взаимодействия педагог поймет скрытые мотивы его неправильного поведения. Задачей педагога является помочь ученику почувствовать себя полноправным членом большого школьного коллектива.

Чтобы выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с каждым проблемным учеником , необходим анализ ситуации педагогом . Конечно, это требует затрат времени и сил. Но эти затраты принесут позитивный результат. Так как создается более комфортная ситуация успеха и согласованных действий участников учебного процесса.

Мотивы проблемного поведения учащихся.

I.Ученики часто ищут внимания к себе, которого им не хватает в повседневной жизни. Для этого они разыгрывают настоящие мини-спектакли, выступая в роли артистов. Они активно провоцируют учителя, одноклассников, или действуют пассивно, например, нарочито медленно выполняют требования педагога .Таким ученикам просто нужна аудитория. Они просто не знают, как можно позитивно общаться.

Задача учителя -в дальнейшем уделить такому ученику больше внимания.

А в момент конфликта :

1.Не реагировать на «выходки» ученика .

2.Установите с ним зрительный контакт. Ваш взгляд станет для ученика сигналом, что он ведет себя неправильно. И это нужно прекратить.

3. Можно встать возле него, Не говоря ничего,и не глядя на него.

4.Вставляя в контекст урока имя этого ученика, дать ему понять, ч то он ведет себя неправильно.

5.Без лишних слов, положить перед ним на парту записку,написав вежливую просьбу прекратить неправильное поведение.

6.Используйте прием «разрешающего поведения». Его суть в том, что запретные действия ученик разрешаются, но только в заранее оговоренных рамках: не хочешь сидеть, постой, хочешь говорить плохие слова, говори, но только в течение указанного отрезка времени и т.д. Но этот прием эффективен лишь с случаях, когда ученик своим поведением добивается внимания.

7.Не используя резкие окрики,спокойно объясните ученику , почему этого не нужно делать.

8.Используйте прием неожиданности:

Юмор (смех разрядит ситуацию)

Со словами: «Скажите мне, когда вы будете готовы продолжить»,остановите на время ход урока

9.Используйте прием отвлечения внимания:

Задавайте вопросы, отвлекающие внимание, спрашивая мнение учеников по какому-то поводу

Попросите о помощи (собрать тетради, принести журнал. мел и т. д.);

Измените вид деятельность учащихся , дав другое задание).

10.Поменяйте учеников местами. Например, сев на заднюю парту и лишившись зрителей, ученик может успокоиться.

II. Часто мотивом плохого поведения ученика является стремление завоевать роль лидера и утвердить свою власть над кем-то, чтобы манипулировать другими людьми . Такие ученики демонстративно и систематически бросают вызов педагогу. Например, делают назло, произносят бранные слова, демонстративно делают то, что нельзя или не делают то, что обязаны. Эти действия рассчитаны на публичность, при всем классе. Поэтому положение педагога становится сложным.

Некоторые ученики оказывают пассивное сопротивление. Они на словах соглашаются с учителем, но поступают наоборот и не подчиняются требованиям.

Задача педагога заключается в том, что нужно, не подавляя позитивных качеств личности такого ученика , стремящегося к лидерству, научить его строить правильные взаимоотношения с людьми.

Если ученик проявляет мстительное и властное поведение, можно использовать следующие приемы поддержки учеников :

1. Принять ученика . должен принимать его, несмотря на все его недостатки, глупые и неправильные проступки. Это даст возможность ученику сохранить самоуважение и изменить поведение в лучшую сторону.

2.Проявлять искреннее внимание (приветствие, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби).

3.Проявлять уважение. Признание нужно каждому человеку. Если педагог покажет ученикам , что он их уважает, что их дела очень значимы для школы или класса,он и будут учиться строить правильные взаимоотношения с людьми. Но похвала должна быть правильной и касаться продукта труда и поведения, а не самого ученика . Тогда ученик не зазнается.

4.Высказывать одобрение. Если педагог говорит ученикам , как ему нравятся их положительные черты характера, попытки что-то делать, их увлечения и достижения, ученики хорошо относятся к себе и к учителю .

5.Дарить теплые чувства. Если учитель умеет создать теплую эмоциональную атмосферу, ученики отвечают ему взаимностью. И вопрос о дисциплине в классе не будет стоять.

III. Другие ученики неосознанно или сознательно руководствуются стремлением к мести. Одни активно нарушают требования педагога , хамят, обижают других ученико в и т.д. Своими поступками они провоцируют учителя . Другие пассивны, открыто не нарушают требованияучителя . Но они недружелюбны, не идут на контакт, демонстративно не общаются с учителем и не подчиняются ему, будто стремясь нанести обиду педагогу .

Задача учителя в дальнейшем - направить отрицательную энергию такого ученика в позитивное, созидательное русло, стать его партнером,установив с ним контакт.

А в момент конфликта:

а. Нужно найти дипломатический ход, который даст возможность всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать развития конфликта.

Б. Лучше признать позицию ученика . Ведь чем сильнее учитель будет давить на него, тем сильнее нарушитель будет сопротивляться. Если сказать ученик у: «Я поняла, что ты не будешь выполнять это задание», ему нечего возразить, ведь в этих словах нет команды, ни наставления. Урок продолжится, а ученик присоединится ко всему классу.

3.Нужно убрать зрителей. Ведь конфронтация усилится при зрителях. Отложите обсуждение конфликта на другое время, например, до перемены. Ученик останется без зрителей и потеряет интерес к конфронтации.

4.Попробуйте перенести обсуждение конфликтного вопроса на другое время, сказав: «Я не хотела бы обсуждать этот вопрос сейчас», «Может быть, ты прав. Давай поговорим об этом потом».

5.Можно назначить время для обсуждения конфликтного вопроса, сказав; «Я согласна с тобой обсудить этот вопрос. Тебе подойдет время после 5-го урока?» И продолжайте урок в спокойном тоне.

6.Попробуйте озадачить ученика , сказав:» Может быть, ты прав… Но сейчас мы лучше продолжим урок», «Я подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме урока…»

7.Используйте прием временной изоляции ученика. Но помните, что нельзя удалять детей в коридор или в *никуда*.

Можно удалить (но это на крайний случай):

В пределах классного кабинета на отдельную парту или стул)

В другой класс или помещение (по договоренности с другим педагогом, психологом, социальным педагогом и т.д.) При этом,ставьте его перед выбором:»Ты можешь выбрать,что тебе больше нравится -сидеть в классе и работать с нами или пойти в кабинет к завучу.

8.Можно установить для каждого конкретного нарушения поведения, сказав: «Если ты сделаешь это…, то… (конкретное последствие)».

При этом важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены именно в школе, а не дома. Санкции должны быть адекватны проступку и логически связаны с нарушением (если сломал, то почини, если намусорил, то убери, если испачкал,то вымой, если оскорбил,то извинись). Адекватность санкций не унижает гордости ученика , но служит уроком.

Применять лучше именно санкции , а не наказания .

Санкции и наказания внешне похожи. Однако, часто бывает несправедливо, если оно неадекватно проступку. Поэтому наказания не конструктивны. Они порождают ненависть и делают сотрудничество и партнерство невозможными.

Какие можно применить санкции :

Лишить ученика какого-то свободного времени (на перемене, после урока)

Лишить права пользоваться спортивным снарядом, техникой т.п.

Лишить права доступа в определенные помещения школы

Обязать возместить убытки

Обязать встретиться с администрацией школы

Беседа с родителями.

IV. Другие учащиеся настолько не уверены в себе, что стараются не делать вообще ничего, чтобы не иметь негативный результат. Такие ученики «заболевают» в день контрольных и зачетов, уходят с урока, где они могут получить плохие отметки, под надуманным предлогом.

Задача учителя - помочь такому ученику поверить в себя, уважать себя. Но педагог должен создать для этого условия (ситуацию успеха).

Меры педагогического воздействия при проявлениях проблемного поведения учащихся, которые избегают деятельности по причине неуверенности:

Изменить методы объяснения учебного материала. Материал для этих учеников нужно сделать необходимо делать более привлекательным, понятным. Нужно объяснять его неоднократно. Для них нужно готовить специальные задания и специальные формы работы (например, работу в парах)

Создавать ситуацию успеха. При этом, постоянно подбадривать:» Ты сможешь, у тебя получится!»

Формирование отношения к ошибкам как к нормальному явлению;

Формировать веру в успех. Педагог должен проявлять внимание к любым улучшениям и раскрывать сильные стороны ученика

Оказывать индивидуальную помощь ученику

Чтобы решить все вышеназванные задачи, учитель должен и сам проанализировать свои плюсы и минусы в данных педагогических ситуациях .

Главное, что нужно решить учителю : что же мешает ему наладить партнерские отношения с данным учеником ?

План действий учителя.

Нужно решить пять задач:

1.Понять мотивы неправильного поведения

2.Выбрать методы для прекращения конфликта

3.Создать тактику поддержки ученика

4.Совместное решение проблемы с родителями и педагогами .

При этом педагог решает последовательно 5 задач, делает 5 шагов.

Для решения этих 5 задач, педагогу нужно:

1.Быть объективным, не добавляя эмоциональной составляющей, в оценке проступка ученика .

2.При возникновении подобной педагогической ситуации , в процессе обсуждения ее с учеником, коллегами, родителями нужно делать акцент не на личность ученика , а на данный неправильный поступок. При этом, не нужно обобщать, преувеличивать, вспоминать прошлое и прогнозировать будущее. Говорить нужно твердо, но в доброжелательном тоне.

2.Стремиться понять мотивы проблемного поведения ученика

3. Внутренне твердо верить, что этот ученик может измениться к лучшему. И эту веру внушить ученику, чтобы повысить его самоуважение.

4.Держать под контролем негативные эмоции. Так ка гнев — плохой советчик. Это — именно то, чего хочет добиться ученик , действующий назло педагогу .

5.Напряженность ситуации нужно стремиться разрядить, а не нагнетать повышением голоса, критикой,сарказмом, втягиванием других людей в данный конфликт и другими неправильными с точки зрения психологии приемами,которые лишь усилят конфликт.Они не способствуют формированию уважительных отношений педагога и ученика .

6.Не нужно начинать «разборки» во время конфликта или сразу после него. Лучше,например, оставить ученика после уроков, когда эмоции улягутся, и учитель сможет быть объективным.

7. Не доводите конфликт до высшей точки кипения. Если это в данной ситуации возможно, не настаивайте на немедленном и точном выполнении ваших требований. Позвольте ученику «сохранить лицо» и выполнить ваши требования, хоть и с оговорками, не сразу и т.п.

8.Демонстрируйте ученикам доброжелательность, готовность к сотрудничеству. Не нужно уподобляться мстительному, агрессивному ученику . Потому что в противном случае, ученик будет считать, что это дает ему право вести себя подобным образом.

Подключение родителей и коллег-педагогов к борьбе за дисциплину.

Общие цели и совместная партнерская стратегия педагогов и родителей позволит получить хорошие результаты в учебе.

Нужно наладить отношения с родителями проблемных учеников .

Это можно сделать, используя правила:

1.Нужно рассказывать родителям о плохом поведении их ребенка только конкретно и объективно.

2.Не нужно обрушиваться на родителей и рассказывать сразу обо всех проступках ученика. Лучше назвать 2-3. Иначе родители ли опустят руки, или будут бить своего ребенка от бессилия и злобы.

3.Не нужно пытаться запугивать родителей. Нужно просто проанализировать даннуюпедагогическую ситуацию (получил двойку, поссорился с одноклассником, не выполнил домашнее задание, нарушил дисциплину.) Не нужно говорить родителям о том, что может произойти за эти нарушения.

4.Но позитивные предсказания конструктивны. Нужно акцентировать на положительных качествахученика , отметить его малейшие успехи в чем-то, выразить уверенность в будущем успехе,еслиродителями будет оказана помощь своему ребенку.

Нужно помнить, что родители — обычные люди. Педагог не должен обижаться на них,если они что-то не понимают или не умеют. Часто педагоги требуют от родителей то, что является — проблемой учителей , а не родителей (к примеру, негативное отношения ребенка к какому-то предмету, грубое общение с конкретными учителями или учениками ).

1. Вопросы по теме «Ощущение и восприятие».

Как тебе легче учить новый материал – слушая объяснения учителя/преподавателя или читая по книге или конспекту? Как ты думаешь, почему?

Слушая объяснения учителя. Так как объяснение учителя более легко к восприятию, чем самостоятельная работа с новым материалом.

Как тебе легче повторять изученный материал – перечитывая учебники и конспекты или рассказывая вслух кому-то другому? Как ты думаешь, почему?

Рассказывая вслух кому-то другому. Так как повторяя вслух-лучше запоминается.

2. Вопросы по теме «Память».

Какой учебный материал тебе легче всего запоминать? Какой запоминается особенно трудно? Как ты думаешь, почему?

Легче- учебный материал по гуманитарным предметам. Немного сложнее с математикой и физикой.

Что из изученного в прошлом году ты можешь вспомнить сейчас сразу, не прилагая особых усилий? А с позапрошлого учебного года? Что общего в том, что ты запоминаешь надолго?

Уроки по биологии помню очень хорошо,и прошлый и позапрошлый год. Историю Беларуси могу рассказать. Общее в том, что преподаватели доступно объясняли темы.

Как ты запоминаешь новый материал? Отличаются ил твои способы учения для разных видов материала и разных учебных предметов? Используешь ли ты какие-то специальные техники и приемы для лучшего запоминания? Если да, то какие?

Перечитываю конспект или параграф учебника по новой теме. В принципе нет. Да, вслух сама себе объясняю материал.

Как ты думаешь, что можно было бы изменить в учебном процессе для того¸ чтобы тебе было легче запоминать учебный материал?

Не знаю, все нормально.

3. Вопросы по теме «Внимание».

Что ты делаешь, когда на уроке/лекции ты невольно начинаешь отвлекаться на посторонние предметы? Когда это обычно происходит? К чему приводит?

Стараюсь не отвлекаться. Это происходит крайне редко.

Что ты делаешь, чтобы не отвлекаться при подготовке к занятиям и выполнении домашнего задания? Используешь ли ты какие-то специальные приемы для концентрации внимания? Если да, то какие?

Просто отдыхаю перед выполнением домашнего задания.

4. Вопросы по теме «Мышление».

4.1. Какого рода учебные задания тебе проще всего выполнять? Какого – сложнее? Как ты думаешь, почему ?

По-моему разницы особой нет. Разве что, иногда трудно выполнять задания по математике. Наверное у меня не математический склад ума.

4.2. Какие задания тебе больше всего нравится выполнять, какие – меньше всего? Как ты думаешь, почему?

Больше всего люблю решать задачи по химии, мне нравиться анализировать и объяснять. Меньше всего- переписывать упражнения с учебника- это скучно.


4.3. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего похожи на те задачи, которые тебе предстоит решать после окончания школы/вуза?

Наверное, по литературе. Там ведь всегда анализируешь произведение, героев- так и в жизни.

4.4. Как ты думаешь, какие из учебных заданий больше всего развивают твое мышление? Почему?

Думаю: химия. Нужно анализировать, сооброжать.

5. Вопросы по теме «Речь».

5.1. Какие учебные задания тебе легче выполнять – устные или письменные? Почему? Есть ли какие-то отличия для разных предметов?

Отличия есть. Если математика, химия или физика - письменно. Если гуманитарные- устно.

5.2. Как ты думаешь, легко ли одноклассникам/однокурсникам и учителям/преподавателям понимать те идеи, которые ты хочешь донести до них в своих ответах?

Думаю, да.

5.3. Что ты можешь сделать, чтобы улучшить качество своей устной и письменной речи? Насколько это для тебя важно?

Читаю много художественной литературы. Это для меня важно, мне это нравится.

6. Вопросы по теме «Эмоции».

6.1. Что в учебном процессе вызывает у тебя радость? Помогает ли радость твоей учебной деятельности? Почему?

Я радуюсь, когда все получается и все понятно.

6.2. Что в учебном процессе вызывает у тебя раздражение? Как оно влияет на твою учебную деятельность и почему?

Не люблю, когда нужно торопиться. Решаешь задание, а времени мало -начинаю нервничать.

6.3. Как ты справляешься с тревогой и страхом перед важными контрольными работами/экзаменами?

Повторяю все, чтобы быть уверенной в своих силах.

6.4. Какие эмоции больше всего влияют на результаты твоей учебной деятельности и почему? Что ты можешь делать, чтобы регулировать свое эмоциональное состояние?

Положительные. Если все хорошо, то и учиться легко. Стараюсь поднять себе настроение- общаюсь с друзьями, слушаю музыку.

7. Вопросы по теме «Мотивация».

7.1. Что в учебной деятельности вызывает у тебя наибольшее желание учиться? Что препятствует этому желанию? Почему?

Больше всего хочется поступить в Мединститут, поэтому стараюсь.

7.2. Интересно ли тебе учиться? Почему? Для чего ты учишься?

Учусь для себя, чтоб голова пустой не была, чтобы родители гордились.

7.3. Как ты думаешь, что в учебном процессе можно было бы изменить для того, чтобы учебная деятельность стала для тебя более интересной и значимой и приобрела большую осмысленность?

Меня все устраивает, все нравится.

Надежда Мухина
Конспект беседы с учениками старших классов «Давай поговорим о любви»

Цель. Понять, что такое любовь, какие бывают этапы любви .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Основная часть.

Всё начинается с любви…

Твердят : «Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова :

Всё начинается с любви .

Всё начинается с любви :

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка –

Всё начинается с любви !

Всё начинается с любви !

С любви ! Я это точно знаю.

Всё, даже ненависть –

Извечная сестра любви .

Всё начинается с любви :

Мечта и страх, вино и порох,

Трагедия, тоска и подвиг –

Всё начинается с любви .

Весна шепнет тебе : «Живи…»

И ты от шепота качнешься,

И выпрямишься, и начнёшься…

Всё начинается с любви !

Р. Рождественский.

Что такое любовь? Можем ли мы это объяснить?

Что такое любовь? (притча)

Мне было лет 15, когда в тихий вечер ранней осени, сидя с бабушкой под развесистой яблоней и глядя на отлетающих журавлей, я спросил :

Бабушка, а что такое любовь?

Самое сложное она умела объяснить сказкой. Её черные глаза стали задумчивыми и тревожными. Она смотрела на меня с каким – то словно бы затаенным удивлением.

Что такое любовь? …Когда Бог создал мир, он научил живые существа продолжать свой род – рожать себе подобных. Поселил Бог мужчину, женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине – горсть зерна.

Живите, продолжайте свой род, - сказал Бог, - а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас…

Приходит Бог к людям через год с архангелом Гавриилом. Приходит рано – рано, до восхода солнца. Видит, сидят мужчина и женщина возле шалаша, перед ними дозревает хлеб на ниве. Сидят и смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. В тот миг, когда глаза их встречались, Бог видел в них какую – то неведомую силу, непонятную для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и звезд – это и есть любовь. (В. А. Сухомлинский.)

«Величайшее приобретение человечества» .

В чем, по-вашему, сходство между дружбой и любовью?

Почему дружбу можно назвать школой любви ?

В чем основной смысл понятия «любовь» ? Подумайте над этими вопросами в течение всего занятия.

Вильям Шекспир писал : «Любовь – блеск солнечный, дождю идущий вслед… Любовь всегда свежа, как яркий вешний цвет». А вот слова Гёте : «Счастье душа познает лишь любя» . Мольер проникновенно заметил : «В душе померк бы день и тьма настала б вновь, когда бы из неё изгнали мы любовь». Удивительно признание А. П. Чехова : «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить». О любви писали Гомер и автор «Слова о полку Игореве» , Лев Толстой и Стендаль, Пушкин и Гёте, Горький и Шолохов… Великие умы человечества размышляли о её природе, назначении, роли в жизни каждого человека и общества в целом.

Если бы мы задавались целью прочитать всё , что написано о любви , нам не хватило бы всей жизни. И всё же тема любви остается малоизведанной. Она неисчерпаема – так богато и разносторонне по содержанию чувство любви , так неповторимо оно по форме проявления, так удивительно его развитие.

Любовь – это только любовь мужчины и женщины?

А кого вы ещё любите?

Задание. Начертите круг тех людей, вещей вокруг своего «Я» , которых вы любите.

Любовь к родине, к матери, любовь к музыке, к кино, к книгам, любовь к девушке, женщине, мужчине, любовь к своему делу, к жизни и т. д. Неисчерпаема многозначность и многогранность этого понятия. Но оно почти всегда означает чувство самоотверженной привязанности, сложнейшее, высшее человеческое чувство.

В глубокой древности отношения между мужчиной и женщиной были проявлением полового инстинкта. Постепенно отношения стали приобретать человеческий, социальный характер. Однако характеризовать эти отношения как любовь ещё было нельзя. Прошли многие – многие века до того времени, когда появился момент избирательности. В основе лежали внешние физические данные, молодость, здоровье.

Развиваясь, усложняясь и облагораживаясь, любовь к человеку другого пола стала основываться на оценке красоты. Важным этапом в дальнейшем развитии этого чувства была любовь рыцарская – поклонение женщине, Прекрасной Даме. Такую любовь называют романтической. В рыцарской любви ещё преобладало поклонение физической красоте женщины, и в то же время она мало затрагивала внутренний, духовный мир люде. «Дама сердца» была для рыцаря идеалом, но отнють не другом; оказывая ей знаки внешнего поклонения, он еще не снисходил до признания в ней равного себе человека.

Итак, существуют три этапа любви : любовь - платоническая, любовь – страсть, любовь – родство.

На ваш взгляд, чем отличаются эти этапы друг от друга?

Любовь в среде буржуазного мира. Любовь существует вне брака. В рабовладельческом и феодальном обществах любовь часто не имела отношения к браку. Но любовь – это основа брака, а брак без любви редко бывает счастливым.

4. Итог занятия.

Как вы считаете, влияет любовь на преобразование самого человека, его личных качеств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХ БЕСЕД


в 5-12 классах


Цели развивающей беседы :


q развивать способность ученика к самоонализу и самооцениванию;


q предупреждать сложные проблемы, связанные с поведением или успеваемостью ученика;


q формировать отношения с учеником и его родителями через взаимопонимание;


q поддерживать ученика и его развитие путем консультирования родителей;


q выражатьположительные ожидания школы;


q получать обратную связь


Вопросы, приведенные ниже, носят рекомендательный характер, и могут быть составлены учителем по своему усмотрению. Беседу лучше построить так, чтобы она охватывала учебные и коммуникативные компетенции, а также вопросы самооценки. Не нужно давать ученику все вопросы из списка. Достаточно выбрать 5-10, в зависимости от того, что наиболее целесообразно для конкретного ученика.

5 основных вопросов, которые всегда помогают учителю при проведении развивающей беседы.


q Что тебе наиболее интересно на занятиях?


Вопросы для развивающей беседы в 5-6-7 классе


Учебные компетенции:


Для чего ты ходишь в школу?

Для чего ты изучаешь этот материал?
Легко ли тебе отвечать на вопросы учителяили написанные в конце параграфа?
Выясняешь ли ты непонятные моменты в новых темах? Как?
Какие предметыты особенно любишь?

Сколько времени обычно ты тратишь на подготовку домашних заданий?
Нуждаешься ли ты в помощи, когда готовишь домашнее задание?
Что ты предпринимаешь, если не справляешься с домашним заданием?
Что говорят тебе родители, если ты получишь плохую отметку?
При каких учебных условиях ты добиваешься наилучших показателей успеваемости (работая индивидуально, с своседом по парте, в групповой работе, отвечая устно, письменно)?

Что положительно влияет на твою учебную деятельность?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты справлялся?

Какой предмет для тебя наиболее сложен?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Расскажи о случае, когда ты испытывал удовлетворение от своих результатов учебы.

Коммуникативные компетенции:

Нравится ли тебе проводить время с одноклассниками?
Что ты любишь делать на перемене?
Как ты считаешь, от чего или от кого зависит твое поведение?
Удается ли тебе отстаивать свое мнение среди одноклассников?
С какими людьми тебе нравится общаться?
С какими людьми тебе сложно общаться?
Тебя можно назвать общительным человеком?

Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Какие отношения у тебя с учителями? (Если выясняется проблема, то:Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Нравятся ли тебе школьные мероприятия?

Как ты предпочитаешь проводить время?



Самооценка:


Как ты думаешь, каким человеком тебя считают одноклассники\ учителя\ родителя?

Что, по-твоему мнению, ты умеешь делать хорошо?
Что для тебя значит быть вежливым?
Что тебе в себе нравится?

Что бы ты изменил в себе?
Как ты считаешь, как человек должен правильно к себе относится? А как этого достичь?
Можешь ли ты назвать себя ответственным человеком?
Расскажи о случае, когда ты гордился собой.

Дополнительтные вопросы :


Чем ты увлекаешься, в какие кружки ходишь?
Какие твои домашние обязанности?
Насколько ты доволен своей жизнью в классе? Что ты любишь делать с ребятами на перемене и после уроков?
Какой предмет нравится тебе больше всего? Почему?
Какой урок тебе не нравится? Почему?

Что тебе больше всего нравится в учебном процессе?
Что тебе в учебе нравится меньше всего?
Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?
Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Что для тебя значит быть вежливым?

Какие цели у тебя есть? Как ты их добиваешься?
Как ты считаешь, что тебе мешает учиться лучше? Как ты с этим справляешься?
Что в данный момент у тебя в учебе вызывает наибольшие трудности?
Тебе больше нравится на уроках работать самостоятельно или в группе?
С каким настроение ты обычно идешь в школу?
Как ты считаешь, каким учеником тебя считают учителя? Почему?
Расскажи о своих увлечениях.
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?
Что тебя больше всего огорчает и радует в школе?

Вопросы для учеников 8-9 классов

Учебные компетенции

Чему ты хотел бы научиться в процессе дальнейшей учебы?
Какие знания, получаемые в школе для тебя особенно ценны?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Берешь ли тызаведомо трудные учебныезадачи? Как ты с ними справлялся?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты с ними справился? Что бы ты теперь сделал по-другому?
Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?

Какой подход (стиль преподавания) учителянаиболее подходит тебе?

На каком месте в ранге ценностей у тебя стоит учеба? Как это влияет на качество твоей учебы?
Какого признания ты добился в учебе? В чем ты еще добился признания?
Что в процессе учебы для тебя является самым сложным?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей?
Расскажи, какие учебные навыки тебе помогают в школьной жизни?
Какие из твоих учебных навыков требуют дальнейшей работы над ними. Что ты для этого делаешь?
Что в учебной деятельности у тебя хорошо получается и ты испытываешь от этого удовлетворение.

Коммуникативные компетенции

Что ты думаешь о людях, у которых много друзей?
Тебя можно назвать общительным человеком?
Чего ты ждешь от своих учителей?

Что для тебя значит быть вежливым?
Нравится ли тебе участвоватьв школьных мероприятиях?
Опиши случай твоего несогласия с учителеми каким образом ты вышел из положения?
Если ты не согласен с мнением коллектива, то как ты себя обычно ведешь?
Бывает ли, что ты соглашаешься в каких-то вопросах с ребятами, хотя сам так не думаешь и не поступил бы так. Если да, то как ты думаешь, почему так происходит? Если нет, то как тебе это удается, ведь это довольно сложно – сохранить свое мнение в коллективе сверстников.
Что бы ты посоветовал сверстнику, который ведет двойную жизнь, неблагоприятно отражающуюся на учебе.

Самомоценка

Какие твои наибольшие достижения?

Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Ставил ли ты перед собой цели? Если да, то удавалось ли их достичь?

Считаешь ли ты себя индивидуалистом или человеком команды
Как ты считаешь, тебя понимают учителя?

Дополнительные вопросы:


Расскажи о своих увлечениях.

Как ты считаешь, должны ли быть в жизни человек увлечения? Почему?
Каких правил и принципов ты придерживаешься в жизни\ в дружбе\ в учебе
Что ты ценишь в людях?
Где ты видишь себя через 3\5\10 лет?
Как ты планируешь свое время?
Опиши, пожалуйста, свой обычный школьный день.

Вопросы для учеников 10-11класса

Учебные компетенции

Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?
Какие пройденные курсы будут полезны тебе в дальнейшем?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей успеваемости?
Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)


Как ты считаешь, в чем состоит секрет успешной учебы?

Чему, самому важному, на твой взгляд, ты научился в школе?
Насколько доволен ты своими учебными результами?

Коммуникативные компетенции

С какими людьми тебе сложно общаться?

Какие отношения были у тебя с учителями? (если выясняется проблема, то:Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Опиши какой-либо случай твоего несогласия с учителем. Как ты вышел из положения?

Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты считаешь, легко ли окружающим людям с тобой общаться и жить в одном коллективе?
Насколько важным для себя ты считаешь умение общаться?

Самооценка

Что ты умеешь делать хорошо, какими навыками и умениями обладаешь?

Что тебе нравится в себе, как в личности?
Что ты хотел бы изменить в своем характере?
Удавалось ли тебе побеждать свои слабости? Приведи пример.
Ты человек коллектива или индивидуалист?
Назови свои сильные стороны личности. Благодаря чему они сформировались?
Назови свои слабые стороны личности. Как ты над ними работаешь?

Дополнительные вопросы:


По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Какие сферы досуга ты предпочитаешь?
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?

Что ты думаешь о своем будущем?
Где ты видишь себя через 3\5 лет?


Вопросы для учеников 12 класса

Учебные компетенции


Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)

Какие предметы или курсы ты особенно любишь?
Какие темы тебя особо заинтересовали?

Что для тебя было самым сложным\ трудным\неприятным в школе? Как ты с этим справлялся?


Какое отношение учителей к тебе было наиболее полезным для твоей учебы?


Как ты считаешь, какие навыки, полученные за годы учебы в школе, тебе будут наиболее полезны?

Знания, которые ты получал в школе, отвечали твоим потребностям в познании мира?
Есть ли такие темы, которые остались для тебя непонятыми?
Что тебя особенно побуждало учиться?
Что\ чему ты хотел понять\ научиться, но так и не смог это сделать в школе? Намерен ли ты в дальнейшим овладеть этими знаниями (или понятиями)?

Коммуникативные компетенции

Что значат для тебя твои одноклассники?

Легко ли тебе с ними общаться?
Считаешь ли ты умение общаться необходимым условим для реализации в обществе?
Легко ли тебе вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения?
С какими людьми ты предпочитаешь общаться?
Как ты считаешь, будет ли ваш класс поддерживать свои отношения после окончания школы? Заинтересован ли ты в этом?

Самооценка

Каким ты видишь себя в будущем?

Как ты считаешь, каким учеником ты был? Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Какие черты твоей личности раскрылись в школе?
Как ты считаешь, на формирование каких черт твоей личности оказала влияние школа (и на какие – семья)? Каким образом?

Дополнительные вопросы

Какие амбиции (ожидания, цели, мечты) у тебя были в школьные годы?

Какие качества в людях ты ценишь?
Какие шаги ты уже предпринял или намерен предпринять для достижения своих целей?
Как ты считаешь, кем бы ты мог стать в будущем?
Какие цели ты ставишь для себя на будущее, на ближайшие 5\10 лет?



("Merlecons ja Ко ")


Вопросы для развивающей беседы с родителями ученика
1. Что Вам нравится в вашем ребенке? Какие его сильные стороны?
2. Какие интересы и увлечения есть у Вашего ребенка?
3. Как вы оцениваете отношение ребенка к школе, одноклассникам, учителям?
4. Как Вы оцениваете способности своего ребенка?
5. Есть ли у Вашего ребенка домашние обязанности? Какие?
6. Как ведет себя ребенок в конфликтной ситуации?
7. Как ведет себя ребенок, если получит в школе плохую отметку? Как реагируете на это Вы сами?
8. Что Вы любите делать вместе всей семьей и какое участие в этом принимает сам ребенок?
9. Сколько времени обычно тратит Ваш ребенок на подготовку дом.задания?
10. Насколько самостоятелен он при выполнении дом.заданий? Кто помогает ребенку в случае затруднений?
11. Какие проблемы возникают при посещении ребенком школы? Какие решения проблемы видите Вы сами?
12. Насколько вы удовлетворены работой классного руководителя?
13. Насколько удовлетворены Вы работой учителей-предметников?
14. Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?
15. Какие Ваши ожидания от школы? Ваши пожелания.


Проведение с учениками развивающих бесед и бесед по результатам успеваемости
Форма 3
САМОАНАЛИ3 УЧEHИKA