Беседы с учениками в школе. Схема индивидуальной беседы с учащимися

Многие учителя, даже опытные, испытывают опасение, когда речь идет о том, чтобы поговорить с родителями о плохом поведении их ребенка .

Как правило, педагог, боится трех вещей:

Родители будут сердиться и защищать своего ребенка.

Родители будут задавать вопросы о компетенции учителя в вопросах обучения.

Родители будут жаловаться и требовать оставить в покое их ребенка.

Эти опасения вполне обоснованы.

При обсуждении плохого поведения ученика , учителя, как правило, говорят о том, что это бездействие родителей, критикуют ребенка. Думаю-это неправильный путь. И, потому, что темой разговора является их собственный любимый ребенок, родители отвечают агрессивно. Срабатывает защитный барьер, разгораются эмоции, и в одно мгновение вы, не добившись целей беседы, вынуждены закончить ее.

Этого можно избежать. Необходимо обсудить плохое поведение таким образом, чтобы найти поддержку в лице родителей и готовность их помочь своему ребенку улучшить свое поведение.

Вот как:

Будьте дружелюбны.

Улыбайтесь, будьте доброжелательны и поддерживайте дружественные отношения во время всей беседы. Негативный настрой может привести к тому, что вы упретесь в стену непонимания еще до того, как приблизитесь к цели вашей встречи. Будьте спокойны с самого начала.

Проинформируйте родителей.

Вашей единственной целью при разговоре с родителями должно быть информирование. Вот и все. Держите свои критические замечания, мнения и советы при себе. Несмотря на то, что вы можете думать, нельзя сразу же озвучивать критические замечания. Однако если родители попросят вас озвучить критические замечания, можно высказать их, но осторожно.

Придерживайтесь фактов.

Скажите родителям именно то, что произошло или то, что происходит, что побудило вас провести с ними беседу. Озвучивайте только то, что вы знаете, не нужно каких-либо слухов, сплетен или домыслов.

Следите за тоном.

Распространенной ошибкой учителя может быть следующее. При разговоре с родителями вы говорите: «Ну и что вы собираетесь с этим делать». Это выглядит почти также, как если бы вы ждали от родителей, чтобы они пообещали вам, что такого не повторится. Вы не должны так делать. Предмет разговора-плохое поведение.

Не стесняйтесь говорить прямо.

Можно и нужно говорить: «Это поведение, которое демонстрирует ваш ребенок, и любое поведение, как это, которое мешает обучению не допускаются в моем классе». В данном случае не нужно лукавить. Правда является наиболее полезным и влиятельным языком, который вы можете использовать в беседе о плохом поведении ребенка с его родителями.

Объясните, как вы разрешаете конфликтную ситуацию.

После предоставления фактов инцидента или поведения, расскажите родителям, какие меры принимаете лично вы для предотвращения подобного поведения, расскажите какая ответственность и наказание грозит за это.

Будьте кратки.

Ваша беседа с родителями не должна длиться долго. Как только вы закончите объяснять проблему, скажите, "Спасибо за вашу поддержку. Позвоните мне или приходите ко мне, если у вас появятся вопросы».

Беседа с родителями.

Если вы будете следовать приведенным выше указаниям, вы обнаружите, что при разговоре с родителями вам нечего опасаться. Вам не нужно сердиться, жаловаться. Родители смогут выслушать вас, вы сможете повлиять на них.

Беседа С УЧАЩИМИСЯ

«Зачем я хожу в школу»

Вы выбрали разговор о школе.

Тема его «Зачем я хожу в школу».

Важен ли этот разговор для каждого из вас? Почему?

Сегодня нам предстоит выяснить, как каждый из вас относится к школе, какое значение она имеет для каждого. А, может быть, есть и такие ребята, кому она не нужна. Давайте выяснять.

Для дальнейшей работы нужно распределиться на группы.

1. Игровое упражнение.

Предлагаю всем встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить.

Закройте глаза.

Детям на спины скотчем приклеиваются рисунки: книга – 8 человекам, портфель – 8человекам. На столы ставятся 2 символа: портфель и книга

У каждого из вас спине приклеен символ, который подскажет, за какой стол нужно сесть. Помните, что вы не одни, и можете обратиться за помощью друг к другу.

Дети должны подходить друг к другу.

Посмотрите, все ли правильно расселись по своим местам.

Почему у вас всё получилось?

Смогли бы вы справиться с заданием, не общаясь друг с другом? Почему?

- Так, сформулируйте первую причину, зачем вы ходите в школу ( общение). .

Перед вами на столах ителлект – карты, сих помощью мы можем выразить все свои мысли. ассоциации. Когда вы слышите слово школа, какие Ассоциации у вас возникают, подпишите с помощью стрелочек. В школе вы действительно учитесь общаться с одноклассниками, ребятами из других классов, взрослыми людьми

- Конечно, общение общению рознь .

Предлагаю вам, поработать в группе, и составить правила общения в школе.

· будь всегда вежлив

· умей выслушать другого, не перебивай

· не конфликтуй

Назовите правила, которые вы выбрали.

Как не нужно общаться в школе? Почему?

Скажите, названные правила общения следует применять только в школе? Почему?

Конечно, школа – это место, где вы общаетесь. Но, есть и другие причины, зачем вы ходите в школу.

2. Анализ ситуации.

Мне очень нравится одна история, послушайте её.

Учиться никогда не поздно

Когда к старому учителю музыки пришёл новый ученик, все дети рассмеялись.

- Вы не туда попали, дедушка! - крикнул кто-то.

- Тихо, дети. Познакомьтесь, это дедушка Бао. Когда-то у меня учились его дети. Они давно выросли и стали известными людьми. Теперь Бао не надо работать, и он хочет осуществить свою мечту - научиться играть на флейте, - объяснил учитель.

- Разве старики могут учиться? - удивились дети.

- В учении неважно - молод или стар; постигнешь - и станешь мастером, - ответил учитель.

Первое время дети посмеивались над Бао, но вскоре старик научился играть на флейте так, что учитель стал давать ему отдельные уроки.

Прошло два года. Флейтиста Бао, как его теперь стали называть, приглашали во многие дома с концертами, хотя он ещё считался учеником.

- В этом году вместо заключительного экзамена лучшие ученики будут выступать на конкурсе флейтистов в столице, - объявил однажды учитель.

- А дедушка Бао тоже поедет? - поинтересовались ребята.

- Конечно, он же наш лучший ученик. Это будет его экзамен на звание музыканта.

Почётными гостями конкурса были король с королевой. Они приготовили приз для лучшего музыканта - золотую флейту.

Когда подошла очередь Бао, его не хотели пускать на сцену.

- Вы не туда попали, дедушка, это конкурс учеников! - сказали ему.

- А я ученик! - гордо ответил дедушка Бао. Своей игрой он заворожил весь зал. Даже король и королева встали, аплодируя ему.

Когда дедушке Бао вручили золотую флейту, его учитель произнёс:

- В учении неважно - молод или стар; постигнешь - и станешь мастером.,у чёба, вот, что главное!

Подумайте, согласны ли вы с ним.

Конечно, это учёба в школе.

Что подразумевается под словом учёба?

В школе вы получаете новые знания, изучаете новые предметы, становитесь умнее.

Что нового вы узнали за время обучения в школе?

3. Просмотр фильма.

- Общение и получение новых знаний – это, наверное, одни из главнейших серьёзных сторон вопроса «Зачем я хожу в школу?», но есть причины менее серьёзные, а, в некотором смысле, даже смешные. Посмотрите фильм. Постарайтесь запомнить некоторые из них.

Для прикола, просто так, наряды показать, все новости узнать, из-за оценок, для уроков, чтобы учиться – мне это в жизни пригодиться.

4. Мне в жизни это пригодиться.

- Зачем ребята ходят в школу?

Какие из причин смешные?

Какая важная?

Как же учёба в школе может пригодиться? Подумайте, обсудите в группах.

Хорошая учёба в школе – это залог успешного будущего. Не забывайте об этом.

5. Формулирование причин.

Мы говорили много, а назвали только три причины «Зачем вы ходите в школу». С помощью своих интеллект-карт назовите их: общение, учёба, успешное будущее.

А может быть есть другие причины, про которые мы не сказали? Назовите их.

6. Работа с пословицами.

Люди давно стали подмечать ситуации, связанные с разными сторонами жизни человека, в том числе и со школой, учёбой. Они высказывали мудрые мысли, которые стали пословицами, поговорками.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Эта пословица соответствует теме разговора? Почему?

Предлагаю вам сообща в группе сочинить свою пословицу о школе...

7. Общий свод причин.

Зачем человек ходит в школу?

1) Общаться.

2) Получать новые знания.

3) Для успешного будущего.

Распределите эти причины по степени значимости для себя на данный момент.

Что для вас из перечисленного важнее всего?

8. Итог. - Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов и, высоких результатов в вашей работе.

Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование : тема записана на доске, памятки.

Ход беседы Вступительное слово

Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

Мне нравится, когда мои друзья...

Я не люблю, когда меня...

Мне очень приятно говорить друзьям...

Своим друзьям я всегда...

Я могу дружить с теми, кто...

Со мной можно дружить, потому что...

Вывод . Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит. Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства

Подведение итогов

Что такое дружба?

Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей?

Вместе с ним мы проанализировали его поведение и выделили то, что подлежит изменению.

Беседа окончилась обещанием мальчика вести себя хорошо и выполнять все, что условлено.

В первые дни после беседы поведение Володи резко изменилось.

Беседа проводилась 23/1.1955 г. Учительница сообщила, что Володя хорошо вел себя 23/1 и 25/1. Он остался заниматься в школе, не отвечал грубыми возражениями на полученную «двойку». Вовремя приходил на урок после перемены.

25/1 Володя встретил нас улыбкой, обрадовался встрече, сказал, что все хорошо.

26/1 вел себя также. Но уже 27/1, т.е. на пятый день после беседы, он снова начал вести себя хуже.

28/1М. И. жаловалась, что Володя вел себя очень плохо. Грубил на уроке, во время контрольной работы требовал, чтобы ему тут же объяснили то, чего он не понимает, ушел с урока и гулял по школе.

28/1 Володя очень хмуро встретил нас, был молчалив, угрюм. На вопрос, что случилось, ответил: «Я не смог хорошо себя вести». — «Почему?» — «Не мог, не знаю почему, не выходит ничего».

Таким образом, беседа выполнила свою роль — создания у Володи намерения и изменения его отношения к своим поступкам, о чем можно судить по тому, как он вел себя в первые дни, и по тому, что был огорчен своим неумением сохранить появившиеся новые формы поведения. Однако в результате того, что мы не использовали описанные выше приемы, направленные на выделение для сознания мальчика отдельных конкретных отрезков поведения, нуждающихся в исправлении (запись их, контроль, самоконтроль), оказалось, что Володя не смог выполнить принятого решения; старые привычные формы поведения снова выступили на смену еще неустойчивым новым формам. Мы объяснили мальчику, что это временная неудача, что он уже привык вести себя определенным образом, и поэтому сразу трудно все изменить. Предложили записать, что надо сделать для того, чтобы исправиться.

Выделили и записали следующие пункты.

1. Оставаться готовить уроки в школе.

2. Не отвечать, если товарищ обратится к нему на уроке.

3. Ничего не говорить на уроке, если получит плохую отметку. Если не понял, за что такая отметка, спросить М. И. после урока.

4. Не просить разрешения выйти на уроке.

5. Перемену проводить с Витей (с мальчиком, который согласился помочь Володе овладеть своим поведением).

6. Сразу после звонка на урок бросать все свои дела и отправляться в класс.

Условились, что Володя будет ежедневно отмечать против всех пунктов выполнение (знаком плюс) или невыполнение (знаком минус) того, что записано.


13.06.2018

В работе любого учителя, педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями учеников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д.

Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных учителей, и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки учителя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда учитель не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.

О том, уже шла речь на нашем сайте, а как же быть с «неадекватами», с явно необоснованными требованиями, хамоватыми, грубыми людьми?

Как правило, «неадекваты» — «профессиональные» скандалисты : они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило : отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В школе с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

  • Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
  • Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.

Но есть и другое мнение:

«Попускать такое отношение — значит, просто лелеять их (неадекватов) паранойю и дурные мысли. То есть нарушается баланс между получением и отдачей. Ведь если подумать — мы, принимая подобное поведение и мирясь с ним, просто перекладываем чужой воз на свои плечи. Просто посчитать, сколько терпения и нервов стоит просто привести такого человека в чувство, выслушивать нелепые придирки…До какой грани возможно терпеть подобные издевательства?»
А как считаете вы?