Бессознательные чувства стыда и вины. Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства

У нормальных людей отход от истины и честности приводит к накоплению чувства вины, затем подавляемого из- за своей неприятности и болезненности. Таким образом, со временем чувством вины наполняется обширный резервуар, который таится от внимания и сознания и обнаруживается только при бесстрашных исследованиях. Это очень распространенное состояние, вносящее свой вклад в развитие социальных конфликтов. Моральным/этическим промахам часто находится оправдание при помощи рационализации, но подсознание не обмануть: оно знает, когда лгут ему или другим.

Распространенным источником социальных конфликтов является всепроникающая политизация всех аспектов общества, требующая рациональных объяснений. Это приводит к искажению свидетельств, которые могли бы ослабить из

бранные позиции. Примером может быть довод за то, чтобы публично не упоминать о религии или Божественном. Когда приводится цитата из Конституции: «не должно издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии», упускается «либо запрещающего свободное ее исповедание». Конституция деистическая, а не теистическая, вот в чем разница.

Прибегание к полуправдам ради получения положения рационализируется, и вина подавляется. Есть множество примеров противодействия социальным программам, о которых оппоненты намеренно не упоминают, или поддержки прав преступников при одновременном попрании прав жертв. Накопление социальной вины проявляется в публичных обвинениях или поношениях, которые затем требуют дальнейшего оправдания, создаваемого на основе тонких искажений и умелого использования риторики.

Вина и ненависть смягчаются принятием ограничений эго/ разума с его внутренней структурой и дефектами. Вместо ненависти приходит грусть при виде того, как люди разрушают свою собственную жизнь, а также жизни других. Также достаточно очевидно, что ненависть к ним не несет в себе никакой выгоды. Способность к прощению возникает из принятия с честным смирением ограничений, присущих человеческой природе, которая, в конце концов, опирается просто на кривую научения в эволюции сознания. Лишь в последние 20 лет общий уровень человечества поднялся над уровнем Истины 200, и 78% мировой популяции все еще находятся ниже 200 (49% в Америке).


ЧУВСТВО ВИНЫ И ПРОЦЕСС ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Духовные искатели часто спрашивают, как начинать внутреннюю работу и к чему стремиться. Во-первых, обычно существует период накопления духовного знания путем учения, посещения духовных групп или лекций, встреч и семинаров. Затем приходит сосредоточение на внутреннем путешествии к самопознанию, которое для того, чтобы быть успешным, должно иметь некое направление, а не состоять из хаотичных движений, что слишком часто приводит к разочарованию и отказу от проекта вообще.

Очень важно, прежде чем начать внутреннее моральное исследование, узнать больше о собственной совести и том, как она действует. Важно, чтобы она смягчилась и использовалась конструктивно, так как, если она не пересмотрена таким образом, она приводит к самообвинениям или нарастанию чувства вины, стыда или потере самоуважения. Должно быть отчетливо видно, что все дефекты присущи внутренней структуре самого эго - наивного и не умеющего отличить внешность от сущности. Оно не обладает способностью разделять истинное и ложное - ни в отношении мира, ни в отношении личного «Я».

Лучше всего говорить с внутренней совестью и убедить ее стать надежным союзником и учителем, а не мучителем. Важно решительно сделать ее целью научение. Человек должен принять решение, что зрелая совесть - это полезный инструмент и проводник, быть в согласии с которым человек решил по собственной воле. Волевым усилием затем совести можно запретить становиться потакающим своим желаниям, наполняющим чувством вины, парадоксально эгоистическим агрессором.

Важно осознавать, что одеваться в рубище и посыпать себя пеплом очень мелодраматично, но все это не несет пользы миру и не способствует духовной целостности и, на самом деле, является ловким потворством своим прихотям. Чувство вины может смениться сдержанным сожалением о природной человеческой ограниченности, в сравнении с которой совершенство является в равной степени нереалистичной идеализацией. Чувство вины облегчается принятием ограниченности, которая, в свою очередь, является позитивным следствием человеческого состояния. Таким образом, чувство вины может быть отброшено как еще одна форма потакания себе.

Честность с собой требует смелости, смирения, терпения и сострадания к незрелым аспектам совести, которые, в конце концов, оказываются заложенными еще в детстве. Следовательно, она обычно либо разрастается, либо от нее отказываются, если она препятствует проявлению импульсивности. Задача состоит в том, чтобы честно признать внутренние дефекты характера, не допуская приступов чувства вины в виде ненависти, гнева или сожаления о себе или других.

Эго/разум представляет собой набор приобретенных видов поведения, и конечной целью является преодоление его программы и функционирование посредством силы Сияния «Я», которое милосердно помещает жизнь в новый контекст. Присутствие «Я» переживается как сострадание ко всему живому во всех проявлениях, включая эволюцию личного «Я». В результате прощение сменяет порицание, и это является признаком того, что теперь, при отсутствии ненужного стресса, можно безопасно погрузиться в серьезное внутреннее исследование.

Описанный выше процесс представляет коллективную мудрость всех успешных 12-шаговых групп самопомощи. Он представляет также исходное допущение, за которым следует углубленный анализ, такой как психоанализ, где основное правило состоит в том, чтобы всегда подходить к исследованию внутрипсихических конфликтов со стороны суперэго. Полезно также помнить, что миру необходима мудрость, а не ненависть, порицания или чувство вины. На пути к внутреннему открытию человек встречается с воспоминаниями и событиями, которые заслуживают сожаления и просто приводят к решению впредь поступать лучше.

Другим очень полезным инструментом в духовной и терапевтической работе является чувство юмора, проявляемое в отношении изнанки мирового театра абсурда. Юмор является следствием способности видеть сквозь иллюзии парадокса.

В то время как великие учителя считали основным человеческим недостатком невежество, еще более полезно видеть человеческое ограничение в наивности. При достаточной подготовке внутренняя работа и честность перед собой могут быть безопасными и не вызывать стыда, отчаяния, безнадежности, самопорицания, депрессии или потери самоуважения. Как заметил пойманный с поличным преступник: «Что ж, мы все несовершенны, не так ли?»

В то время как в мировых религиях существуют формальные периоды покаяния и размышления, их часто разделяют и рассматривают также как нечто неприятное. Зрелая духовная работа приводит в результате к росту и обучению, а затем - к радости и счастью. Покаяние носит эпизодический характер; духовный рост - постоянен.


ТЕОЛОГИЯ И ЧУВСТВО ВИНЫ

Человечество представляет собой прогрессивно эволюционирующий вид, предки которого были весьма примитивными и ничего не знали о реальности. Теологические верования древних цивилизаций были рождены из мифов дремучего воображения, которое имело склонность к негативности, соответствовавшей низким уровням сознания. Иносказание об Адаме и Еве имеет уровень 70, а уровень истины идеи, что человек был «рожден в грехе», составляет всего 30. Божественное воспринималось как нечто подавляющее и пугающее.

Альтернативное представление, которое опирается на исследования сознания, гласит, что люди появились невинными, но невежественными, и имеет уровень 200. Существует также мнение, выраженное Сократом, что все люди внутренне невинны потому, что они могут сделать выбор лишь в пользу того, что воспринимают как добро, но они неспособны отличить истинное добро от ложных иллюзий мира (утверждение Сократа находится на уровне 700). Исследования, а также клинический и духовный опыт подтверждают мнение Сократа.

Так как человек не обладает способностью отличить истинное от ложного, была введена система добра и зла, которая была практической и имела социальную ценность для детей и большой части населения, уровень сознания которой был ниже 200. Так как неразвитые или незрелые не имеют чувства духовных/этических/моральных стандартов, их направляют «правила добра и зла». При уровне сознания ниже 200 забота о других отсутствует, и, следовательно, «нормы добра и зла» компенсируют недостаток осознанности. То, что вводит в искушение незрелого человека, бывает немыслимым для людей более развитых (например, убить кого-то ради денег и т. д.). Преступность напрямую связана с личным уровнем сознания (заключенные в тюрьмах обычно имеют уровень сознания 50). Таким образом, чувство вины выполняет важную функцию там, где это необходимо, в качестве социального противовеса выражению примитивных инстинктов.

Чувство вины играет сходную роль у детей, которые, не имея достаточного чувства реальности, не различают добро и зло (например, «плохо» тискать новорожденного котенка). В этом случае чувство вины имеет положительный аспект уравновешивания примитивных инстинктивных стремлений неразвитого, «нецивилизованного» эго.

Более зрелые люди могут неожиданно пережить прорыв примитивных инстинктов, преодолевающих защиты, в форме импульсивности, о которой впоследствии сожалеют или считают глупой ошибкой и, следовательно, полезным предупреждением, которое повышает осознание и внимательность. Взросление - это процесс длиною в жизнь, и, как гласит пословица: «Время вплетает серебряные нити в волосы». Некоторая степень сожаления о совершенных ошибках прошлого неизбежна и даже необходима для развития сострадания к себе и другим. Прощение ошибки человека свидетельствует о милосердной, реалистичной совести.


ДУАЛИЗМ НЕНАВИСТИ И ЧУВСТВА ВИНЫ

Последствия - как для себя, так и для других - чувства вины и ненависти, вне зависимости от того, направлены они внутрь или вовне, заслуживают серьезного внимания. Эти усилия окупятся ощущением счастья. Освобождение от чувства вины и ненависти - благо на всех уровнях жизни, так как эти позиции эго несут вред и для человека, их переживающего, и для других. Стойкость негативности объясняется тем тайным удовольствием, которое эго получает из нее.

Дуализм ненависти и чувства вины

Влечение Неприятие
Судить Оставлять право судить Богу
Наказывать себя или других Прощать себя или других
Отказываться от милосердия Принимать милосердие и сострадание
Оправдывать негативность Отказываться от тайного удовольствия
Проецировать чувства Принимать ответственность
Выбирать впечатление Выбирать суть
Закостенелое,узкое видение Гибкое всестороннее видение
Сожаление, потакание себе Служение другим
Приверженность своей позиции Прошение Бога о чудесах
Оправдывать Смягчаться, делать выбор
Выражать Выходить за пределы
Наслаждаться грубостью Наслаждаться милосердием к себе/другим
Действовать против себя и других Действовать, помогая себе и другим
Выбирать негативное Выбирать позитивное
Быть «правым» Ошибаться
Беспомощность, застревание Гибкость, рост
Поддерживать Выходить за пределы
Застревать в прошлом Жить в настоящем
Злоба, жестокость Мягкость, милосердие
Скупость Щедрость
Проецировать ответственность Выбирать авторство
Мстительность Прощение
Быть маленьким Быть «больше этого»
Накопительство Щедрость

АПАТИЯ (Уровень 50)

ВСТУПЛЕНИЕ

Уровень Апатии характеризуется небрежностью, равнодушием, бедностью и, на самых последних уровнях, отчаянием и безнадежностью. Мир и будущее выглядят тусклыми; основной темой жизни становится печаль. Это состояние беспомощности. Его жертвы не имеют не только ресурсов, но и энергии для того, чтобы воспользоваться тем, что доступно. Если окружающие люди не проявляют к ним заботы, в результате пассивного суицида может наступить смерть. Без воли к жизни погруженный в безнадежность человек равнодушно смотрит и не реагирует на стимулы. Глаза перестают моргать, и энергии не хватает даже на то, чтобы проглотить предложенную еду.

Это уровень бездомных и бродяг. Таковы судьбы и многих пожилых людей, а также тех, кого изолировала хроническая или прогрессирующая болезнь. Апатичные люди зависимы; они «тяжелы» и чувствуют себя бременем для окружающих. Они являются человеческим выражением тамас - одного из трех классических индуистских качеств: тамас (инерция, сопротивление), раджас (высокая энрегия) и саттва (умиротворение), которые существуют в этом мире.

Обществу часто не хватает достаточной мотивации для того, чтобы оказать реальную помощь культурам или отдельным людям на этом уровне, так как оно считает это расточительством ресурсов. Это уровень улиц в Калькутте, где отваживались бродить лишь святые - такие, как мать Тере-


Незамеченная апатия лежит в основе многих социальных, а также личных проблем. Неспособность бюрократических/государственных служб «позаботиться» и принять ответственность может привести к массовым катастрофам. Существует множество примеров неспособности действовать или функционировать, например, таких как неготовность к нападению на Перл Харбор, «слепота» во время Корейской войны, предупреждения перед террористическим актом 11 сентября и другими атаками Аль-Каиды, бездействие после нападения на американский эсминец «Коул», неготовность военных к боевым действиям в Ираке, запоздалая реакция на ураган «Катрина» и многое другое.

Апатия указывает на низкий уровень энергии и интереса. Она может быть присуща культурам и регионам, включая мегаполисы и бедные территории. Равнодушие может незаметно передаваться культурально разными способами. «Что толку?» - заразная позиция.

Леность является одним из семи смертных грехов, потому что представляет собой отказ от Божественного дара жизни и потакание себе в отсутствие любви. В этом состоянии не существует заботы о благополучии других или даже должной заботы о качестве собственной жизни. Такое же отношение часто проецируется на Бога, который считается отвергающим, недоступным и равнодушным. Пустая трата собственной жизни приводит к созданию концепции Бога как далекого, осуждающего и недоступного. Это вызывает безнадежность и пессимизм.

Апатия часто становится основой пассивности и самоосуждения, приводящих к низкой самооценке и отрицательному

образу себя. Чувство никчемности подкрепляет негативные социальные позиции и поведение, что порождает бедность и низкое качество жизни. Безнадежность ведет к дальнейшему спаду, который затем используется в качестве рационализации, призванной «сохранить лицо». Суть в том, что ответственность отвергается и сменяется хронической позицией жертвы, которая стремится избежать встречи с настоящими проблемами путем проецирования предполагаемого источника во внешний мир, который удобно винить как «причину». Двойственное разделение жертва/агрессор подкрепляется также и современными «постмодернистскими», релятивистскими теориями, которые поддерживают иллюзию.

Ошибки родительского воспитания, такие как недостаток любви и обычных мотивирующих поведенческих факторов, оказывают сильное влияние на формирование поведения в раннем возрасте. Все это приводит к неадекватной внутренней системе вознаграждения и низкой самооценке, а разочарование углубляет проблему. Хотя «эго-идеал» может развиваться, героические фигуры могут вызывать восхищение, из-за безнадежности и скептицизма существует внутреннее убеждение в том, что идеализируемое недостижимо. Нормальный человек получает некоторое признание за усилие и попытки, даже если они не оканчиваются успехом. Человек, переживающий безнадежность, не видит смысла в том, чтобы хотя бы попытаться действовать на более высоком уровне.

Энергетическое поле аттрактора апатии притягивает к себе другие выражения энергетического поля такого же низкого уровня (хорошо известный принцип «разбитого окна»). Оно может также стать причиной ипохондрии, хронического нездоровья и зацикленной на себе личности, которая пассивна, нефункциональна и стремится к зависимым отношениям. Пристрастие к наркотикам может также служить способом избегания внутренней бедности. Когда временная, вызванная наркотиками эйфория заканчивается, возвращение в прежнее состояние становится непереносимым, поэтому наркотическая зависимость - это не только зависимость, но и стиль жизни. Самоподдерживающаяся нисходящая спираль может привести к отчаянным попыткам выжить, включая проникнутые жестокостью отношения. Самопорицание проецируется на Бога и общество, на которое, таким образом, возлагается вина за существующее положение дел.

Сущностью расстройства является неспособность или отказ принять личную ответственность, что приводит к чувству вины, стыда и низкому уровню энергии и, в итоге, возможно, к бездомности, бродяжничеству и социальной зависимости. Недоразвитость жизненных навыков ведет к периодическим провалам в глубокую депрессию, которая может стать причиной суицида.


ПРЕОДОЛЕНИЕ АПАТИИ

Моменты или даже целые периоды апатии, когда охватывает уныние, могут случаться в жизни почти любого человека. Весь стиль жизни становится отрицанием ценности жизни и Божественности как ее истока.

Единственным выходом является Воля, только она имеет потенциальную силу компенсировать нехватку интрапсихиче- ской энергии. Волю, духовную по природе и происхождению, не стоит путать с «силой воли» - духовной и психологической. В состоянии апатии личная воля слаба и неэффективна. Из этого состояния можно выйти, только обратившись к Божественной Воле, которая имеет уровень 850 и обладает силой восстановления. В то время как эго/я привычно приписывает себе заслугу выживания, на самом деле она принадлежит присутствию Божественного как «Я». И именно благодаря «Я» эго способно быть самостоятельным. Оно только принимает жизненную энергию, а не является ее источником, как само считает.

Просьба к Божественному может привести к желаемому результату, а может и не привести, потому что для «Я» несчастье или даже физическая смерть может быть единственным способом побороть эго. Для «Я» отказ от личного мира или физического тела может быть необходим как трансформация души. Таким образом, в этом мнимом парадоксе разрушение эго/разума/тела является, на самом деле, жертвой временным - ради вечного (эволюция души) и, следовательно, кармическим приобретением.

В то время как личная воля находится на том же уровне, что и сам человек (крайне низком в состоянии апатии, примерно 30), Воля имеет очень могущественный уровень. Эти условия демонстрируют динамические силы, скрытые за истиной, «несчастье для человека - возможность для Бога».

Пробуждение для Божественного можно наблюдать на примере двенадцатишаговых групп, первые шаги в которых примерно таковы: «Мы приняли свое бессилие в жизни и то, что только Бог может вернуть нам здравомыслие». Признание личного бессилия и отказ от эго означают решение направить свою жизнь к Богу. Вслед за этим происходит бесстрашное моральное исследование и поиск помощи в молитве и установлении закономерностей духовной жизни («Двенадцать шагов и двенадцать традиций», 1996).

Описанный выше процесс оказался эффективным при работе со многими очень сложными и безнадежными человеческими проблемами миллионов людей по всему миру. Происходящие трансформации часто описываются как чудо из-за своего масштаба. Эта простая программа изначально родилась в Оксфорде (Англия) и была привезена в США Роландом, безнадежным пациентом известного шведского психоаналитика Карла Юнга, честность которого помогла Роланду достичь дна, когда он сказал: «Алас, ни я, ни мое искусство не можем помочь тебе, твоя единственная надежда - полностью отдаться духовной программе, так как в истории были случаи, пусть и редкие, когда выздоровление наступало при таких обстоятельствах». В конце концов, выздоровление Роланда положило начало парадигме того, что сегодня стало мировым 12-шаговым движением, а также другими основанными на вере программами, и доказало свою эффективность в 35% случаев закоренелых преступников.

Апатия лежит в основе кажущихся безнадежными состояний, которые человеческая воля и человеческое общество не в силах решить. Выходу из таких состояний способствует участие в духовных группах, так как их общая энергия находится на уровне 540, уровне Безусловной Любви, редком для популяции в целом (0,4%).

Другой не духовной, но сильной программой, посвященной восстановлению и улучшению человеческой жизни путем принятия ответственности, является ОСЭ (Обучающие Семинару Эрхарда), уровень которых составляет 400. Техника заключается в постоянной конфронтации с безответственностью и отказе от всех оправданий, рационализаций и уклонений.

В том, что кажется апатией, присутствует, на самом деле, упорное внутреннее противостояние завуалированно проявляющейся гордыни и эгоизма в виде «я не могу» или «я не хочу». Эго так упорно, что часто необходима масштабная катастрофа, такая как война или землетрясение, для того чтобы заставить его сдаться. Таким образом, через коллективную карму целые группы людей притягивают определенные ситуации, которые могут казаться катастрофическими, но несут незримое кармическое благо.


СЛУЧАЙНОСТИ

Бесконечное поле сознания Вездесуще, Всесильно и включает все Мироздание. Таким образом, ничто не может произойти вне его бескрайней сферы, потому что это Источник Мироздания. В его бесконечном поле существуют нисходящие уровни энергетических полей. По мере того, как они все в большей степени обретают выраженную форму (линейность), их относительная сила снижается до уровня индивидуума. Гигантское поле можно сравнить с колоссальным электростатическим полем, в котором индивидуум подобен заряженной частице, благодаря бесконечной силе поля непроизвольно ориентирующейся в нем в соответствии со своим индивидуальным «зарядом». Заряд кармического духовного тела задается намерением, решением и целенаправленной ориентировкой. Неискушенному восприятию кажется, что не имеющее интеллектуального объяснения является «случайным», особенно тогда, когда событие непредсказуемо. Так как бесконечное поле сознания не ограничено, ничто не может случиться вне его. Все, что происходит внутри, управляется его воздействием, и, следовательно, в Реальности нет ничего «случайного».


АПАТИЯ У ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

Периоды апатии происходят, время от времени, в жизни практически каждого человека в качестве временного и преходящего феномена. Для тех, кто ориентирован духовно, проникновение в суть феномена ради понимания его происхождения приводит к положительному результату. Апатия у нормального обычного человека, как правило, касается определенных сфер жизни, в отношении которых проявлялось пренебрежение, самоустранение или же человек отказывался брать на себя за них ответственность. Все это выражается также и в неприязни, и в ощущении привлекательности, которые, как видно после изучения, основаны на иллюзиях. Почти любые сопротивление, отвращение или иллюзия могут исчезнуть благодаря полному и абсолютному отказу от них и готовности оставить иллюзорные цели. Практически это может быть описано как отказ от линейного (эго) ради нелинейного (Божественности).


ДИХОТОМИЯ ПАССИВНОСТИ/АГРЕССИВНОСТИ

Стыд, апатия и чувство вины являются формами агрессии, направленной на себя, выражающейся в ненависти к себе, обвинениях и осуждении. Альтернативные стороны этих механизмов используются в защитных маневрах проецируемых, экстернализированных обвинений и ненависти. Апатия также представляет собой форму сопротивления процессу взросления и является формой отрицания и отказа, то есть скрытого упрямства.

Этими механизмами личная ответственность вновь отвергается, и кажущиеся во всех остальных отношениях нормальными люди могут периодически проявлять крайнюю агрессию к другим. Когда червь ненависти к себе с нападения на «Я» переключается вовне, он выражается в брани, злобе, злорадстве, клевете и даже общественных злодеяниях.

Ненависть к себе, выражающаяся вовне, имеет очень низкий уровень, потому что представляет собой отрицание истины на глубоком уровне и является разрушительной для общества и его стандартов. Эта направленная вовне агрессия находит социальное одобрение и, следовательно, выражается в войнах, действиях преступных банд, терроризме, поджогах, давках, возникновении Ку Клукс Клана и тому подобном. Эти проекции возможны, только если совесть либо отсутствует, как в случае психопата, либо успокоена рационализациями (борцы за освобождение оправдывают месть, «священные» или политические войны и т. д.).

Нахождению оправдания способствует накопление недовольства, искаженная интерпретация общества и «накопление» несправедливостей. Когда этот психологический механизм действует через харизматичного лидера, тысячи или даже миллионы людей периодически умирают. Этот синдром называется «опасным мессианским нарциссизмом» и подробно описан в книге «Истина vs ложь» (см. главу 15). О крайности патологии таких людей свидетельствуют убийства их сограждан, на которых обращается ненависть и которые считаются «псами», пушечным мясом или «заслуживающими смерти». Такие извращенные личности презирают любовь (и, следовательно, женщин), считая ее слабостью и проявлением внутренне страшащей их уязвимости. Когда эти проецируемые механизмы не могут найти внешнего выхода, происходят внутренние конфликты в сознании, и такие мессианские лидеры часто лишают себя жизни.

Эти же механизмы действуют бессознательно, но более ограниченно и скрытно, в стремящихся к известности враждебных личностях, проявляясь в обвинениях и искажении событий.

С психоаналитической точки зрения происходит отрицание сильной негативности путем проецирования ради того, чтобы поддержать иллюзию «хорошего Я», несмотря на прозрачность такой маскировки. Следствием нечестности часто является высокое самомнение и представление о себе как о человеке, превосходящем других. Эго также в бастионах своей защиты использует духовные образы и концепции, которые, таким образом, превращаются в свою полную противоположность, оправдывающую убийства неверующих, язычников, еретиков и т. д., которые «заслуживают» смерти. Проекция презрения к себе за мнимую внутреннюю слабость была драматически осуществлена японскими солдатами в отношении американских заключенных и в Маньчжурии, и Китае, когда они предали смерти всех сдавшихся солдат.

Поля очень низкой энергии могут рационализироваться интеллектом, который затем считает псевдорелигиозные искажения истиной и странным образом приветствует мученичество и самоубийство. Харакири является классическим примером внешнего выражения и преувеличенного представления того, что в случае обычных здоровых людей было бы подавлено как внутренний конфликт.

Внутрипсихическое подавление неприемлемых побуждений и конфликтов истощает психическую энергию, приводя к ее нехватке для обычных адаптивных действий. Это вызывает апатию, выражающуюся в истощении, усталости и неспособности получать удовольствие от жизни (агедония).

Неспособность получать удовольствие от жизни нормальными способами может искусственным образом компенсироваться через различные зависимости. Когда бегство от жизни невозможно, внутренняя депрессия возвращается, что может привести к использованию отчаянных мер избегания. Многие предпочитают смерть встрече с внутренними конфликтами и признанию ответственности либо за сам конфликт, либо за поиск помощи в решении.

Нисходящая спираль часто в итоге приводит к таким социальным кризисам, как арест, развод, потеря работы, банкротство, госпитализация и бездомность. Следовательно, конфронтация является одним из положительных следствий того, что может казаться бедствием, а в действительности является скрытым спасением.

Статистически успешнее всего выход из разрушительного образа жизни происходит в условиях духовных групп, так как честность перед собой является сложным, если не невозможным процессом для большинства людей в отсутствие надежной поддержки. Восстановление требует наличия поддержки и опытных советчиков, и пример восстановившихся членов группы обычно воодушевляет, как и приверженность моральной честности и признанию негативных черт характера без ощущения вины. Кроме того, помощь другим благотворна и повышает самооценку.

Хотя исключительно психологические меры могут приносить временное облегчение, эти расстройства обычно имеют хронический характер, и восстановление требует духовных по своей природе программ, так как они работают с самой сутью, а психологические и поведенческие проблемы рассматривают как вторичные. Лежащая в их основе ненависть к себе требует вмешательства сознания очень высокого уровня, такого как уровень Безусловной Любви, составляющий 540. Психологическим мерам, которые имеют уровень 400, не хватает силы для того, чтобы произошло внутреннее исцеление. Процесс исцеления требует наличия советчика или консультанта, который будет наставлять и станет примером любви и уважения. За десятилетия работы таких групп было показано, что только выздоровевший и укрепившийся член группы обладает необходимым влиянием, которое вызывает уважение и, следовательно, терапевтический перенос или отождествление. Через этот механизм любовь возвращается в приемлемой форме, и ее принятие облегчается реалистичным, духовно искренним смирением.

Духовное смирение не стоит путать с его социальной интерпретацией - «унижением». Парадоксально, но духовная скромность не может быть унижена, и, следовательно, ошиб ки могут быть приняты без потери самоуважения. Принятие своих собственных недостатков позволяет уважать без осуж­дения других и сострадать всему человечеству.


АПАТИЯ И МОТИВАЦИЯ

Человеческое поведение может направляться инстинктами или же притяжением или мотивацией позитивных, идеализированных целей. «Эго-идеал» Фрейда представляет собой интернализацию качеств, достижений, героических персонажей, вызывающих восхищение и предоставляющих возможность для роста и развития. Вызывающие восхищение фигуры выбираются в соответствии с индивидуальным уровнем сознания, поэтому для каждого уровня существуют свои соответствующие лидеры. Отсутствие такой интернализированной фигуры может объясняться недостатком или отсутствием родительской заботы или низкой самооценкой, или недостаточным чувством собственного достоинства, что приводит к ожиданию провала, пессимизму и «синдрому отсутствия мотивации».

Построение уверенности в себе обычно лучше всего проводить поступательно, при поддержке и воодушевлении со стороны. Негативный образ себя мог сложиться под влиянием провалов прошлого или неодобрения сверстников или родителей, приводящего к ощущению того, что «я не могу» или «я не достоин этого». Старая поговорка: «Если успех не пришел сразу, пытайся снова и снова» не находит отклика потому, что апатия обычно защищена множеством рационализированных оправданий, помогающих избежать стыда. В некоторых своих проявлениях апатия может следовать за клинической депрессией, вызванной нарушением химии мозга и требующей применения антидепрессантов для коррекции дисбаланса в качестве, по крайней мере, временной меры для реорганизации психики.

Классическими противовесами апатии и негативного образа себя являются «вера, надежда и любовь». В обществе отчетливо видна польза помощи другим, осуществляемая в результате сознательного выбора, вдохновения или даже принуждения. Часто для того, кто упал очень низко, даже простая помощь животным может стать хорошим началом, о чем свидетельствуют программы дрессировки собак-поводырей, которые весьма успешно проводятся в среде заключенных- рецидивистов, и кто-то из них даже решает задержаться после освобождения, чтобы завершить работу со своими собаками. Апатичные пожилые люди оживляются при появлении собак в доме престарелых. Современные исследования показывают, что простое наличие в доме животного снижает уровень депрессии и напряжения и оказывает положительное воздействие на здоровье в целом. Следовательно, забота о другом живом существе приносит терапевтический эффект, что подтверждают случаи безнадежных алкоголиков, которые начинают помогать новичкам и подавленным спортсменам оставить позади пораженческие настроения, искренне подбадривая других членов команды.

В духовной работе участие в группе возвращает мотивацию как следствие внутренней духовной энергии группы. Таким образом, помогающие организации служат великой цели, как и наставники, инструкторы, мотивирующие ораторы, гуманитарные организации, духовенство и учителя. У среднего человека обычно имеются ограниченные зоны апатии, по крайней мере, на протяжении ограниченного периода времени, это зоны пренебрежения, возникающего из-за экономии времени, энергии или интереса.

Достаточно распространена также духовная апатия, являющаяся следствием избегания и нежелания встречи с внутренними конфликтами, что становится препятствием на пути прогресса и роста. Такие замедления можно преодолеть при помощи молитвы и вдохновения, присущего активным духовным группам. Мотивация практически в любом человеческом действии усиливается при наличии наставника, доверенного человека или друга. Апатия часто является результатом изоляции и излечивается вовлечением в позитивные отношения, являющиеся источником заботы. Апатия свидетельствует об отсутствии любви, которая и есть самое действенное противоядие. Это состояние может быть ситуативным или же являться следствием отвержения любви из-за эгоизма или низкой самооценки, возникающей из-за нехватки любви и заботы в детстве.

Выбор любви к Богу приводит в действие любовь Бога с помощью молитвы и служения. Следовательно, уныние может быть тем, что откроет путь к духовному интересу и развитию. Многие пришли к Богу только в тисках отчаяния и безнадежности. Эго настолько сильно, что иногда, лишь оказавшись «на дне», человек решает отказаться от господства эго. Если это происходит, дух внутри обновляется, и апатию сменяет надежда. «Непрестанная молитва» может быть единственным доступным способом выхода из тяжелых или длительных периодов кармического долга. Иногда его называют «проверкой веры», которую можно выдержать, помня о том, что «и это пройдет» и «те, что стоят и ждут, тоже служат».

Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более - объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.

«Помогите отреагировать» - просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика. Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, - он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные. У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, - гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».

Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.

Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:

Трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
- трудности в различении эмоций и телесных ощущений;
- сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии;
- стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям;
- склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.

Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета. Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка - эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах. К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым - собственно проблемы с различением эмоций.

Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, - неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский. А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в какой-нибудь критической ситуации. Если бы не пара нюансов. Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо. Необязательно кричать или устраивать бой подушками - но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение. Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.

Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в каких-то случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее. Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх. Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, - а это, как ни крути, критически важно.

Психическое здоровье и EQ

Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия - не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, - в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.

Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.

Врожденная или приобретенная?

Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами - это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве. Эта форма алекситимии плохо поддается лечению. Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга - по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, - мозолистом теле.

Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей - как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. На развитие алекситимии может влиять и воспитание. Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.

Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около семи-восьми процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, - и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».

Выпустить пар

Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?

В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, - например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты. Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам. Получается замкнутый круг.

В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях - собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами. Типичный пример - так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.

Как измерить

Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но данные, полученные с их помощью, оказались довольно противоречивыми, так что наибольшее распространение получила предложенная в 1985 году Джорджем Тейлором 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с ее использованием доказали стабильность, надежность и валидность полученных результатов. Сейчас существует более современная 20-пунктовая версия опросника.

Что делать, если вы или ваш близкий - алекситимик?

Считается, что врожденная алекситимия плохо поддается коррекции, а вот вторичную можно вылечить с помощью - в частности, гештальттерапии, арт-терапии, гипноза и психодинамической терапии. Все эти виды терапии помогают человеку осознавать и высказывать свои эмоции. Психосоматические расстройства, панические атаки и депрессии, иногда сопутствующие алекситимии, имеет смысл лечить медикаментозно - но для этого в любом случае нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Профессор психологии Дебора Серани дает алекситимикам и их родным следующие советы:

«Если ваш близкий - алекситимик, не наказывайте его за его эмоциональную неотзывчивость - это следствие его нейробиологической и психологической природы. Вместо этого будьте терпеливы, объясняйте свои нужды буквальнее и лаконичнее: «Я устала и не хочу готовить еду. Давай закажем готовый ужин» (вместо того, чтобы долго рассказывать о своей усталости в надежде, что человек поймет, что вы неспособны приготовить ужин. - Прим. Т&Р). И помогайте им распознавать эмоции и давать им названия: «Ты выглядишь рассерженным. Тебя что-нибудь беспокоит?» Помогайте им обращать внимание на очевидные триггеры эмоций: «У тебя скоро экзамены, ты чувствуешь тревогу?» Осознание того, что ваш близкий может не говорить с вами на одном эмоциональном языке, поможет в случае конфликта или недопонимания.

Если у вас алекситимия, ваша цель - в том, чтобы усилить вашу способность идентифицировать и понимать чувства. Изучение субъективного опыта других людей тоже важно. Вот несколько способов развить эти навыки:

1) Дневник. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может помочь развить способность человека распознавать эмоции. Рекомендуется вести дневник каждый день, описывая более-менее значимые события.

2) Чтение романов. Язык описания мыслей, чувств, моментов и опытов буквально живет в романах. Исследования показывают, что это отличный способ научиться выражать накопившиеся чувства.

3) Экспрессивные искусства. Уроки актерского мастерства, танцев, изобразительного искусства или класс терапии через движение помогают людям с алекситимией распознать и выразить свои эмоции.

4) Групповая психотерапия. Интерактивный аспект групповой терапии позволяет детям и взрослым как исследовать собственные мысли и чувства, так и переживать обмен эмоциональным опытом с другими людьми.

5) Гипноз и уроки релаксации. Пока большинство видов психотерапии используют разговор как основной способ уменьшить симптомы алекситимии, гипноз и уроки релаксации развивают воображение и навыки ментализации (способности вообразить психическое состояние другого человека. - Прим. T&P), чтобы усилить понимание эмоций.

Одно из главных наблюдений, сделанных Фрейдом (1923; Freud 1936), а позднее подтвержденных многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями, заключается в том, что эмоциональные процессы осознаются (во втором значении) не полностью и не всегда. Систематический обзор данной проблемы содержится в работах Долларда и Миллера, в которой была сделана попытка синтезировать психоанализ и теорию научения (Dollard, Miller, 1950) Несмотря на многие упрощения и неточности, подход этих авторов представляется нам в принципе верным, поэтому им можно воспользоваться для характеристики процесса осознания эмоций.

Итак, некоторые эмоциональные процессы не осознаются. Не осознаются прежде всего те процессы, которые возникли и формировались в тот период, когда сознание человека не было еще достаточно развитым, - в раннем детстве. Поэтому многие эмоциональные переживания и ассоциации этого периода никогда не получают своего выражения в знаковых формах, хотя и могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека.

По мере развития сознания создаются все более адекватные условия для осознания эмоций. Последнее происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в первоначально недифференцированной массе внутренних переживаний (вызываемых раздражениями, поступающими из внутренних органов) некоторые специфические переживания, связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом или сексом. Этот процесс различения осуществляется при активном содействии других людей, которые посредством соответствующих указаний направляют внимание на определенные аспекты внутреннего опыта, помогая соединять отдельные переживания в более общие структуры, связывать переживаемые состояния с их причинами и проявлениями.

Такой процесс научения состоит не только в выделении эмоционального процесса, но и в дифференциации и анализе его особенностей. Стало быть, человек учится не только узнавать, что он испытывает злость, но и замечать, что с ним происходит, когда он зол, какие у него возникают при этом мысли и образы, как он в связи с этим хотел бы поступить, какая интенсивность и качественные особенности характерны для состояний, например, озлобления, печали, обиды и т.д.

Чтобы эмоциональный процесс был воспринят и выделен среди других внутренних процессов, он должен достигнуть определенной силы и уровня организации. Слабая или недостаточно организованная эмоция часто не осознается. Так, человек за несколько дней перед важным экзаменом может проявлять различные признаки напряжения и беспокойства (например, забывать мелкие дела, обнаруживать повышенную чувствительность к фрустрации, испытывать затруднения при сосредоточении внимания) и в то же время не замечать этого состояния беспокойства. То же самое можно сказать о чувстве голода. Когда оно еще недостаточно выражено и не «замечается» субъектом, оно может вызывать увеличение возбуждения, например в виде повышенной раздражительности.

Осознание эмоционального процесса может затрудняться действием особых блокирующих механизмов. Согласно Долларду и Миллеру, затрудненный доступ к сознанию имеют те эмоциональные процессы, проявление которых сталкивается с наказанием (отрицательным подкреплением). Нам предстоит выяснить два вопроса, связанных с этим утверждением.

Первый касается того, что наказывается, второй - как наказывается.
Содержание и характер эмоциональных состояний, подвергаемых наказанию, зависят как от социальных норм, так и от индивидуального жизненного опыта. Так, в конце XIX века в определенных общественных кругах осуждалось всякое проявление женщиной сексуальности. Следует напомнить, что такие нравственные нормы имели в истории развития различных культур довольно широкое распространение. Примером может служить, скажем, культ девственности, крайне выраженный в католицизме и в других религиях. Запреты в области сексуальной жизни женщин, выражавшиеся в требованиях скромности, сдержанности и даже презрения в отношении всякого проявления сексуальности, в намеренном притуплении сексуальной инициативы, были важным моментом воспитания в разные исторические эпохи, а на рубеже XIX и XX столетий проявлялись с особой силой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Фрейд так часто наблюдал у своих пациенток признаки отрицательных эмоций, связанных с собственной сексуальной активностью. Например, в одном из анализируемых Фрейдом случаев (French, 1944) сильно выраженные соматические симптомы, проявлявшиеся у молодой женщины, были вызваны тем чувством отвращения, которое она испытывала в связи с возникшим сексуальным возбуждением, когда ее обнял мужчина.

Другим примером отрицательно подкрепляемой эмоции может служить страх у мужчин. «Настоящий мужчина» не должен бояться - проявление страха обрекает его на осуждение и насмешки. В некоторых социальных группах осуждение вызывают также переживания гнева, злоба или обиды. Считается, что человек должен быть благоразумным, снисходительным и т.д. Злость оценивается отрицательно, например, в христианской этике. Принцип смирения долгое время рассматривался как существенные компонент христианского воспитания.

Еще одним примером осуждаемой эмоции является проявление нежности у мужчин. Хотя идеальные герои современных фильмов и произведений литературы лишены таких суровых признаков мужества, какими они обладали в прошлом, когда быть настоящим мужчиной значило проявлять твердость, не поддаваться чужим чувствам и т.п., во многих социальных группах по-прежнему считается, что нежность отнюдь не достоинство мужчины.

Как замечает Витвицкий, осуждению подвергается и сам факт проявления сильных эмоций (аффектов); их обнаружение вызывает, во всяком случае у так называемых воспитанных людей, реакцию стыда (Витвицкий, 1963).

Человек может гармонизировать себя, доведя свои бессознательные эмоции до сознательного состояния. Таким образом, наша задача – выявить её, довести до осознания, найти пути разрешения этой эмоции и удалить.
Конечно, эмоция останется, но она уже не будет для нас разрушительной.

Шаг 1. Найти и обезвредить

Первый шаг на пути спасения – распознать и признать наше бессознательное. Когда мы понимаем, что та или иная эмоция овладела нами и периодически портит кровь, тем самым выводим ее на сознательный уровень. И враг теряет свою безграничную власть над человеком. Но имейте в виду: за первой эмоцией может проявиться следующая, а потом ещё одна и ещё. Проработать надо все. Только в этом случае можно стать хозяином своих эмоций. И, зная об негативном воздействии именно бессознательных эмоций, научиться ими управлять.

Шаг 2. Устраняем неполадки

Но распознать и признать негативную эмоцию недостаточно. Особенно, если разбушевавшееся бессознательное успело натворить бед. Надо помочь ослабленному организму прийти в норму. Немного теории, чтобы понять, на чем основываются приемы работы с бессознательным.

Эмоциональные расстройства всегда имеют под собой почву изменения химических процессов, то есть сбои в выработке и распаде определенных нейромедиаторов (белков, которые производятся в нервной системе). Это серотонин, известный всем “гормон счастья”, дофамин, дающий чувство возбуждения, ацетилхолин, отвечающий за повседневную активность и другие. Та или иная эмоция, чересчур выраженная, “кричит” о том, что в организме человека имеются биохимические неполадки. Моторчик заржавел и нуждается в хорошей смазке. Цель: восстановить работу “моторчика” – химических процессов. Как? Прежде всего, с помощью “пищевой фармацевтики”.

Шаг 3. Выбор меню доверяем… мозгу

Одно блюдо может изменить биохимический состав мозга - повысить или понизить уровень определённых нейромедиаторов. Когда мы чувствуем себя подавленными и уставшими, то к чему тянемся? Правильно, к шоколадке. А в минуты внутреннего беспокойства и сильного раздражения “охладить” свой организм можно, съев что-нибудь кисленькое: ягоды крыжовника, клюкву, квашеную капусту, всевозможные кисломолочные продукты и т.д. И неспроста! Именно эти продукты в большом количестве содержат вещества, которые требует разбалансированный организм.

Скажем, вы испытываете сильнейшие стыд и унижение. Один из нейромедиаторов, которого в организме крайне не хватает при данной эмоции, – серотонин. Вспоминаем, какие продукты способствуют активной выработке в организме “гормона счастья” – молоко, индюшатина, яйца, лесные орехи, семечки, миндаль, морские водоросли и, разумеется, сыр и шоколад. Если включить эти деликатесы в свой рацион, можно очень помочь себе поправиться. Но дать такие рекомендации для каждой эмоции нельзя: слишком много факторов приводят к эмоциональным дисфункциям, разобраться в которых может только опытный врач. Зато в наших возможностях чутко прислушиваться к своему мудрому организму. Он обязательно подскажет, чего вам стоит есть побольше и в чем необходимо себя ограничить.

Шаг 4. Исключаем “искусственную” еду

“Полезно все, что в рот полезло” – не наш девиз. Сейчас прилавки заполонены различными продуктами быстрого приготовления. Поставил в СВЧ – раз и у тебя получается торт, рыба или запеченное мясо. “Эти продукты содержат большое число так называемых ксенобиотиков – искусственно созданных биологических гормонов. Они крайне негативно воздействуют на психику человека”, – рассказывает Татьяна Чернышева. Ксенобиотиками могут кормить курей, других животных, мясо которых потом ест человек. Очень многие полуфабрикаты, различные подсластители, вкусовые добавки содержат эти химические гормоноподобные вещества. Пища, напичканная ксенобиотиками, – лакомство для бессознательного, а для здоровья – самый настоящий бич. Не злоупотребляйте!

Шаг 5. Ограничиваем “гормоны счастья”

С кофе, колой, шоколадом, мороженым, сыром и бананами следует быть начеку. Если человек съедает чрезмерное количество этих продуктов, у него может возникнуть даже состояние невменяемости”, – предупреждает Татьяна Чернышева. – Он будет неадекватно вести себя, дурить и не сможет сам объяснить, почему поступил таким образом. То есть не только наркотики, алкогольные напитки могут вызвать неконтролируемые действия, но и увеличенное потребление в организм веществ, вызывающих перевозбуждение нервной системы”. Поэтому помним: от пользы до вреда – один шаг. Шоколад, бананы, сыр в последнее время все чаще позиционируются как чуть ли не панацея от всяческих эмоциональных расстройств, особенно от депрессии. Не увлекайтесь!

Шаг 6. Придерживаемся рационального питания

Если хотите повысить свой психоэмоциональный статус – придерживайтесь рационального питания. Это не какая-то специальная диета. А питание, которое подходит для нас как индивидуумов на данный момент нашего развития, в зависимости от уровня нагрузки и, конечно, учитывая наш метаболический конституциональный тип”. У людей от рождения разные конституциональные типы обмена веществ. В Аюрведе, древнеиндийской оздоровительной системе, – это три доши (вата, капха, питта), в китайской традиционной медицине – влажные и сухие типы. Еще одна классификация антропометрическая. Все люди делятся на: нормостеников (рёберный угол равен 90 градусов): гиперстеников(реберный угол больше 90 градусов), у таких людей кишечник относительно длиннее и обмен веществ медленнее; гипостеники (реберный угол меньше 90 градусов),кишечник относительно короче чем у нормостеников,обмен веществ более ускорен. Поэтому и нельзя дать универсальный совет, какую пищу лучше есть. То, что одному лекарство, для другого может оказаться вредным.

Шаг 7. Вдыхаем нужный сигнал

Еще один друг сильного тела и бодрого духа – ароматерапия. Доказано, что ароматы растений стимулируют или подавляют выделение различных нейромедиаторов. Сигнал запаха идет в лимбическую систему мозга, которая созидает эмоции. Итак, подбираем необходимые масла, чтобы привести организм в равновесие. Ваши постоянные спутники – злость и страх? Подойдет эфирное масло «роза натуральная». Не дает покоя чрезмерная гордость и презрение? Пополните домашнюю аптечку маслами сандалового дерева, розы, мяты, корицы и жасмина. В аннотации к аромамаслам всегда можно прочитать об оказываемом ими эффекте. Но все же прежде чем сделать покупку, хорошенько к ней присмотритесь, точнее принюхайтесь. Если аромат нравится, скорей всего, ваш организм нуждается именно в тех компонентах, которые содержатся в данном масле. Запах не приятен, несмотря на многообещающие характеристики? Такое масло может и навредить – лучше продолжить поиск! А теперь вдыхаем! На подушку перед сном пару капелек. С утречка зажжем аромалампу с живительным ароматом и помедитируем.

Шаг 8. Медитируем и смеемся

Медитация - это необыкновенно действенный способ обрести гармонию внутри себя и с внешним миром. Книг, обучающих различным медитациям, бесчисленное множество. Но одну хотим выделить особо – «Книга медитаций» Хосе Л.–Фуэнтеса. Она представляет собой мини-энциклопедию – все о медитации. Тоненькая книжечка, но информация в ней – на вес золота. Это десятки целительных медитаций, лечение смехом, цветотерапия и другие помощники в оздоровлении. «Человеческое существо соскальзывает в болезнь тогда, когда теряет контроль над своим бессознательным», – пишет Хосе Л.-Фуэнтес. Автор объясняет, что бессознательное разговаривает с нами на языке болезней. Различные недуги - это подавленные нами чувства вины, страха, гнева и т.д. Автор предлагает медитации к болезням горла, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, астме, онкологическим заболеваниям и другим, в основе которых лежат эмоциональные нарушения. Медитация – очень эффективный способ работы со своими эмоциями.

Шаг 9. Находим свою тональность

Музыкотерапия – естественный метод оздоровления, доступный всем. Хорошая музыка – настоящий бальзам для души и, разумеется, эмоций. Благо, музыкальных произведений, избирательно действующих на психику, сейчас на любой вкус и слух. Неплохой вариант – слушать звуки природы: шум прибоя, дождя, пение птиц и шелест листвы. Благодаря такой природной музыкотерапии можно легко привести в порядок свои эмоции и чувства. Записи флейты, рояля, классические произведения (Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие), древнеиндийская музыка Гандхарва Веда, которая воплощает самую утонченную технику изменения психологии – выбор огромен.

Психоаналитик Станислав Мицкевич также советует учитывать тональность музыкальной композиции. Правильно подобранное произведение может оказать воистину целительное воздействие на организм. Вегетативной нервной системе (которая поддерживает наш иммунитет и которую мы ослабляем своими негативными бессознательными эмоциями) соответствует тональность «СИ». Это – 6-я симфония Чайковского, 2-ой концерт Паганини, «Неоконченная симфония» Шуберта и т.д. Тональности «До» принадлежит психика (2-й концерт Рахманинова, «Большая симфония» Шуберта и 5-я симфония Бетховена). «Ми» – эмоциональная сфера. Это произведения: «Весна» Вивальди и «1-я симфония» Скрябина. Если вы чрезмерно возбуждены, то помогут минорные тональности: они действуют седативно. Но, как и с ароматерапией, доверьтесь своему чутью. Если рекомендуемая музыка режет слух и вызывает раздражение – она не для вас. Удалось найти свою музыкальную «таблетку»? Отлично, но не впадайте в крайности. Нет надобности слушать одну и ту же композицию денно и нощно. Лучше часто, да небольшими порциями питать свой слух музыкальными изысками. Превращать оздоровление в пытку – глупо и бессмысленно.

Шаг 10. Освобождаемся от негатива

Учеными доказано, что всего лишь одна негативная эмоция вызывает более ста (!) биохимических сдвигов в организме. Вы можете не придать особого значения, что где-то там позлились на старушку, которая отдавила вам ногу в автобусе. Или испытали стыд за свое поведение. Но, увы, эти негативные эмоции часто уходят на бессознательный уровень. И в один «прекрасный» день дают о себе знать в виде острой болезни или серьезного психического расстройства. «Ни в коем случае не надо «впускать» в себя отрицательные эмоции и настроения, – советует целитель Геннадий Малахов. – Они подавляют и разрушают жизнедеятельность организма». Контролируя свои эмоции сегодня, мы творим для себя счастливое завтра.

Шаг 11. Обретаем контроль над собой

К тому же существует достаточно много хороших способов научиться этому самому контролю. Для любителей восточной экзотики прекрасно подойдет китайская оздоровительная гимнастика ЦИГУН, которая учит человека владеть собой в любых жизненных ситуациях. «Выдрессировать» свое бессознательное также поможет йога и различные психотренинги. Действенная техника тренировки эмоций дается в книге ученого-исследователя, доктора психологии Мирзакарима Норбекова «Тренировка тела и духа».

И в заключение небольшое напутствие от д-ра Кристофера Смита.
– По своей природе организм всегда может сам себя вылечить за счет действия вегетативной нервной системы, если только будут устранены все токсины, которые создают проблему. Эти токсины могут носить и эмоциональный характер. Поэтому контролируйте свои бессознательные эмоции и будьте здоровы!

К сведению:

Как говорили древние…

В последние годы все больше ученых и светил мировой медицины приходят к выводу, что человек своими эмоциями формирует большинство недугов. Интересно, что никакой сенсации в этом нет. Знание об огромном влиянии эмоций на здоровье своими корнями уходит в древние века. Индийская система оздоровления Аюрведа, которой уже 5000 лет, гласит: сознание оказывает сильнейшее влияние на тело. Освобождение от болезни зависит от того, войдем ли мы в контакт с собственным сознанием, приведем его в равновесие, а затем сообщим это равновесие своему телу. А войти в контакт со своим сознанием – как раз и означает побороть свое бессознательное, подняться над ним.

В основе китайской традиционной медицины также лежит знание о влиянии длительных и сильных эмоций на физическое здоровье. Скажем, селезенка реагирует на повышенную тревожность. Гнев и раздражительность разрушают печень. И до тех пор, пока не разобраться с эмоциональными нарушениями, лечить болезнь бессмысленно.

Что это значит — иметь эмоции? Кажется очевидным, что иметь эмоции значит испытывать их. Если вы счастливы, но не знаете этого, в каком смысле вы можете быть счастливы на самом деле?

Похожие размышления звучали у Уильяма Джеймса Американский психолог, созда­тель одной из первых теорий, в которых субъек­тивный эмоциональный опыт соотносится с физио­логическими функциями. . Сознательное чувство, считал он, — это то, что отличает эмоции от других психических состояний, таких как, например, желания. Он писал, что без сознательного чувства «мы считаем, что у нас ничего не осталось позади, нет «умственного вещества», из которого эмоция может быть образована». Зигмунд Фрейд соглашался:

Сущность эмоции в том, что мы должны чувствовать её, то есть что она должна войти в сознание.

Но эмоции — сложные штуки. Даже если мы испытываем эмоции, есть детали, связанные с ними, о которых мы, как правило, ничего не знаем. Клинические психологи, к примеру, рекомендуют пациентам, испытывающим проблемы с неконтролируемым гневом, искать предупреждающие знаки — например, потливость в ладонях или спазм челюсти, — чтобы они были готовы к подступающему приступу гнева и могли смягчить его. И когда мы напуганы или сексуально возбуждены, ритм наших сердец и частота дыхания увеличиваются без нашего ведома (хотя мы можем распознать это изменение, если заострить на нем внимание). Более того, страх, кажется, способен скрыто усиливать сексуальное возбуждение — или ошибочно приниматься за него.

Читайте также

Рассмотрим одно исследование 1974 года (2). Ученые использовали привлекательных женщин-интервьюеров, которые должны были опросить группу мужчин: одна проводила опрос среди мужчин, пересекающих опасный подвесной мост, а другая опрашивала группу, переходившую мост, который не был страшен или опасен. Женщины просили мужчин заполнить анкету. Люди на «опасном» мосту отвечали на вопросы с большим сексуальным подтекстом и были больше расположены к тому, чтобы связаться с женщиной-интервьюером после анкетирования. Это говорит о том, что люди на «страшном» мосту (бессознательно) интерпретировали реакцию своего организма на опасность как возникающее влечение к женщине.

Но как можно продемонстрировать бессознательные эмоции в действии? Мы знаем, что эмоции влияют на нас. Когда мы в хорошем настроении, к примеру, нам всё нравится больше. Если найти ситуацию, в которой эмоция имеет предсказанное воздействие, но люди, за которыми мы наблюдаем, не осознают появление предсказанной эмоции, то мы могли бы выйти на что-то.

Именно это психологи Петр Винкельман и Кент Берридж попытались сделать. В своих экспериментах 2004 года они показывали участникам изображения счастливых и расстроенных лиц, но старались воздействовать на подсознание — демонстрировали картинки так быстро, что респонденты не могли на сознательном уровне понять, что им вообще показывают лица (1). Затем у них было задание выпить новый лаймово-лимонный напиток и оценить его. Когда испытуемых спросили, как они себя чувствовали, было ясно, что у них не было сознательного понимания каких-либо изменений настроения. Но люди, которым показывали счастливые лица, не только оценили напиток лучше, чем другие испытуемые, они и выпили его больше!

Почему некоторые бессознательные формы счастья влияют на нас? Как отмечают Винкельман и Берридж, «с точки зрения эволюции и нейробиологии, есть веские основания полагать, что, по крайней мере, некоторые формы эмоциональной реакции могут существовать независимо» от нашего сознания.

Если говорить с точки зрения эволюции, способность иметь сознательные чувства, вероятно, позднее достижение.

Возможно, эмоции существуют лишь потому, что они работают без сознательной обработки. Ученые отмечают:

Оригинальная функция эмоций заключается в том, чтобы позволять организму адекватно реагировать» на хорошие и плохие вещи в жизни, и «сознательные чувства, возможно, не всегда были необходимы.

Действительно, исследование, которое провели в 2005 году (3), показало разницу в бессознательных и сознательных паттернах страха в мозгу. Исследователи полагают, что это поможет нам понять механизмы, лежащие в основе возникновения страха после травмы, который, как они говорят, является «автоматическим и не поддающимся непосредственно сознательному контролю».

Читать об этом

Когда мы начинаем думать об этом, перестаёт казаться странным, что неосознанные эмоции выражаются неправдоподобно. В конце концов, кто из нас не слышал, как кто-то угрюмо вскрикивает: «Я не сержусь!»

Ссылки на исследования

1. Piotr Winkielman, Kent C. Berridge. Unconscious Emotion/American Psychological Society, 2004; Volume 13, Number 3

2. Dutton, Donald G.; Aron, Arthur P. Some evidence for heightened sexual attraction under conditions of high anxiety/Journal of Personality and Social Psychology, Vol 30(4), Oct 1974, 510-517. http://dx.doi.org/10.1037/h0037031

3. Leanne M. Williams, Belinda J. Liddell, Andrew H. Kemp, Richard A. Bryant, Russell A. Meares, Anthony S. Peduto, Evian Gordon. Amygdala–prefrontal dissociation of subliminal and supraliminal fear/Human Brain Mapping/Volume 27, Issue 8, August 2006. Pages 652–661