Без суффиксальный способ образования слова. Бессуффиксный способ словообразования, суффиксальный, приставочный

«Корень в родственных словах» - Слово с безударной гласной. К солнцу колосом взойду. Пшеничный колосок. Отдохнём. Хлеб. Будьте здоровы. Правописание корня в родственных словах. Месим тесто. Непроверяемые словарные написания. Угадай. Словарная работа. Умение правильно писать корень. Корень в родственных словах. Четвёртый лишний. Колосочек.

«Словообразование глаголов» - Тема урока: Вывод. Орфограммы частей слова. Словообразование глаголов. Цели урока: Работа над темой урока. Но все же мы не привыкли отступать! Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание безударных окончаний. Глаголы. Расскажи. Глаголы образуются. Динамическая пауза. Орешек знания тверд.

«Образование деепричастий» - Кузька осмотрелся. Глагол. Диадох. Образование деепричастий. Деепричастия с суффиксом. Обернулась Яга. Тест. Скорлупа яичная. Взрослые играть не любят. Ответьте на вопрос. Вышел Кузька. Подберите к рисунку А. Шахгелдяна как можно больше словосочетаний. Какие деепричастия образованы правильно. Деепричастия.

«Образование форм слова» - Формы. Слова, в которых основа остается одной и той же. Солнечный. Формы слова. Урок. Стены комнаты засверкали яркими красками. Волшебный урок. Улыбчивое оранжевое Солнышко. Родители – Солнца работали – они освещали и согревали Землю. Однокоренные слова. Солнышко было совсем маленькое. Солнце – Папа и Мама – Солнце с доброй улыбкой смотрели на проказы Солнышка.

«Словообразовательные средства» - Критерии оценивания. Книжечка. Выпишите слово. Значение суффиксов субъективной оценки. Мышонок в норке. Шапочка. Собеседник. Книжонка. Мышонок. Выборочный диктант. Слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маменька. Выразительные словообразовательные средства.

«Родственные слова» - По отношению к предыдущим слова родственным не является. Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Из Библии. Сжечь корабли – решительно порвать с прошлым. Брегет – фирма часов, здесь «часы». Этимология 30. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. Пенаты – античные духи, охранявшие покой семьи.

Всего в теме 24 презентации

Теме “Словообразование” в школьной программе выделяется определенное количество учебных часов, но большую часть времени обычно используют на изучение состава слова. Это необходимо и оправданно, т.к. орфографические ошибки в основном допускаются учащимися в правописании гласных и согласных в корнях, суффиксах и приставках, поэтому ребята должны научиться легко и быстро определять значимые части слова и применять соответствующие правила. А вот словообразовательному анализу уделяется гораздо меньше времени.

С введением же ЕГЭ возникла необходимость научить детей определять и способы образования слов, ибо это задание стало традиционным в части В.

И если учащиеся в основном легко усваивают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы словообразования, то бессуффиксный обычно вызывает затруднения.

Попробуем разобраться в специфике и особенностях бессуфиксного способа словообразования.

Бессуффиксный способ менее распространен, чем другие морфологические способы образования. С его помощью образуются только существительные. Он характеризуется тем, что новое слово образуется без добавления суффиксов, приставок (т.е. аффиксов). Производящая основа, т.е. основа, от которой образовалось данное слово, превращается в новое слово, в одних случаях – с обязательным смягчением конечного согласного, например: мазать – мазь, копать – копь, копи, резать – резь, белый – бель, тихий – тишь и иногда с изменением ударения: переписать – перепись, зелёный – зелень, глухой – глушь; в других – без смягчения конечного согласного: бегать – бег, загибать – загиб, обменять – обмен; в третьих – с помощью окончания –а: управа, замена, нажива.

Бессуффиксным способом образуются существительные мужского рода II склонения (бег), женского рода III склонения (глушь, мазь), 1 склонения (нажива).

Менее других изучены существительные женского рода типа чернь, мазь, тишь, хотя именно они наиболее интересны в стилистическом отношении. Современные писатели и поэты часто ими пользуются вследствие их краткости, выразительности, эмоциональной насыщенности. К тому же, эти существительные легче других спутать с такими, как соль, пыль, печаль, которые являются корневыми, а не безаффиксными.

Безаффиксные существительные III склонения образуются от основ глаголов и прилагательных, редко – от основ существительных, например: дрожать – дрожь, копать – копь, лгать – ложь, прясть – прядь.

Некоторые существительные в настоящее время соотносятся с прилагательными, в составе которых есть суффикс (гладкий – гладь, мелкий – мель, темный – темь, высокий – высь, ранний – рань и т.д.), но этот суффикс в образовании существительных не участвует, т.к. исторически существительные гладь, темь, высь, рань образовались от исчезнувших однокоренных прилагательных без суффикса.

По образованию к отглагольным безаффиксным существительным примыкают сложные слова: опорная основа их – глагольная; конечный согласный её смягчается, например: живопись, летопись, клинопись.

В составе безаффиксных существительных на -ь часто имеют место приставки и суффиксы, например, в слове завязь приставка за - и корень вяз- , в слове нечисть – приставка не- и корень чист . Но производный характер основы еще не свидетельствует о том, что эти слова образовались с помощью данных суффиксов и приставок. Роль этих частей слова помогает вскрыть особый вид анализа слова по составу – так называемый словообразовательный анализ. Словообразовательный анализ дает возможность установить отношения частей слова. Цель словообразовательного анализа – определить, как образовано данное слово: с помощью какого словообразовательного элемента (суффикса, приставки и т. д.) и от какой производящей основы (от какого слова). Для того, чтобы в слове выделить эти две части, необходимо его сопоставить и по значению и по образованию с другими словами современного русского языка. Например, хотим узнать, как образовано слово завязь: от слова вязь (особый прием письма) с помощью приставки за- или бессуффиксным способом от завязать/ся ). Первое предположение отпадает, во-первых, потому, что со словом вязь завязь не связано по значению, во-вторых, вряд ли найдем в языке такие слова, которые были бы образованы от безаффиксного существительного с помощью приставки.

Остается предположить второе. Доказательствами будут, во-первых, довольно большое количество слов, образованных тем же способом – от основы глагола смягчением конечного согласного: запись, перепись, окись, сыпь, мазь, копь . Во-вторых, значение этих существительных, в том числе и слова завязь, связано со значением глаголов, как действие и его результат или продукт. Завязь – плод растения на начальных этапах его развития, т. е., если несколько огрубить, это “то, что завязалось ”, где глагол завязалось выступает в значении образовалось . Отношения глагольной основы и ос новы существительного доказывают, что производящей является именно глагольная основа, а не наоборот.

Глагольная основа является господствующей, мотивирующей значение производной, т. е. основы существительного. Основа существительного при этом способ образования – зависимая, ее значение мотивировано производящей. Так, мазь – “то, чем мажут”, заваль – “то, что завалялось”, запись – “то, что записано” и т. д.

Те же отношения у существительных с породившими их прилагательными. Основа прилагательного является господствующей, мотивирующей значение существительного. Например: нечисть – “все нечистое”, глушь –“глухое место”, удаль –“свойство удалого” и т. д. Вывести значения глаголов и прилагательных из значения безаффиксных существительных невозможно; отношения производящей и производной основ необратимы.

Таким образом, можно отличить безаффиксные существительные от корневых. Соответствующие глаголы и прилагательные образуются от этих существительных. Так, в современном русском языке слово пыль корневое, основа его непроизводна. Значение глагола пылить или прилагательного пыльный не мотивируют значения существительного пыль, а наоборот: основа существительное является мотивирующей значение и глагола и прилагательного: пылить –“поднимать пыль”, пыльный –“содержащий пыль”. Обратное объяснение невозможно, следовательно, производящей основой является основа существительного, производными – основа глагола и прилагательного. Объяснение значения существительного печаль через значение глагола и прилагательного невозможно, следовательно, основа существительного печаль является производящей.

По значению эти существительные довольно разнообразны. Одни из них имеют отвлеченное значение: называют отвлеченное состояние человека или природы, например: оторопь, одурь, охрипь, рань, шаль, лень, удаль, оттепель, опредмеченный признак, например: высь, ширь, глубь, темь, сырь, синь, желть; опредмеченное действие и его результат или продукт, например: резь, мазь, ложь, дрожь, запись, связь, исповедь, летопись, машинопись. Другие имеют собирательное значение, например: россыпь, розвязь, заваль, прель, нечисть (все нечистое) , ветошь, зелень (овощи) , дичь (дикие птицы) . Третьи – конкретно-предметное значение: являются названием места: топь, вязь (трясина) , паль, падь ; названием вещества: накипь, перекись, окись, пригарь; конкретных предметов: привязь, постель, насыпь, занавесь, упряжь.

Некоторые существительные дают качественную оценку человека и его поступков или явлений: бездарь, бестолочь, нехристь, мразь, погань, заумь, дурь, небыль и т. д.

Как можно судить лаже по приведенным примерам, безаффиксные существительные на -ь относятся к разным пластам словарного состава русского языка. Большая часть их является разговорно-просторечными и даже диалектными. Среди безаффиксных существительных есть и названия узко специальные (взвесь, недокись, перекись, закись) .

Отнести этот разряд существительных к числу продуктивных вряд ли возможно: судя по данным словарей, новых слов безаффиксного образования на -ь не образуется. Если и происходит некоторое пополнение словарного состава литературного языка безаффиксными существительными, то только за счет проникновения единичных слов из просторечно-разговорной сферы. Довольно много индивидуальных новообразований в произведениях русских поэтов и писателей, но достоянием общенародного литературного языка они пока не стали.

Основные способы словообразования.

Законы словообразования с примерами :

1) Учитывать лексическое значение слова (наручники <= рука (ручники по смыслу не подходят)-приставочно-суффиксальный)

2) Производная и производящая основа должны отличаться на минимум морфем (задаром =>даром – приставочный)

3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводящее, но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую)

I) Суффиксальный

  • Наречия на –о, -е (молниеносно-молниеносный)
  • Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть)
  • Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)

II) Переход из одной части речи в другую (думаю не стоит объяснять, так как всё понятно)

III) Приставочный (если слово существует в языке и обйсняет исходное слово)

  • Глаголы (воздействует-действует…)
  • Наречия (навсегда – всегда…)
  • Существительное (сверхчеловек – человек…)
  • Прилагательное (гиперактивный – активный….)
  • Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)

IV) Приставочно-суффиксальный (главное, чтобы логически слово объясняло исходное)

  • Глаголы (разбежаться – бег…)
  • Прилагательное (беспомощный - помощь…)
  • Существительное (подснежник – снег, поморье – море…)
  • Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый)

V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса)

  • Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть, бег – бегать….)
  • Образ. от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….)

VI) Сложение основ (легко, но не путать с суффиксальным: Земледельческий <= земледелие, суффиксальный )

VII) Сложение и суффиксация (такого на ЕГЭ нет).

VIII) Способ, которого также нет в ЕГЭ. Постфиксальный – это аффиксальный способ словообразования, который использует в качестве средства словообразования постфикс: купать – купаться.

Подробнее о способах словообразования

Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:

  • от какого слова образовано данное слово?
  • каким способом образовано данное слово?

Выделяют следующие способы образования:

1) проситель ниц а проситель (суффиксальный способ, с помощью суффикса –ниц-);

3) под окон ник а окн о (приставочно-суффиксальный способ, с помощью приставки под- и суффикса –ник-);

4) взрыв взрыв ать (одинаковая общая часть, способ образования – бессуффиксный);

5) пят иэтаж ный ← пять этаж ей (сложение двух корней).

Правило №1.

Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

Ловушка!

перечита л ← перечита ть (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова.

Правильно : перечитал, н.ф. перечита ть – чита ть (приставочный способ).

Правило №2.

Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

Ловушка!

вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!

Правильно : вход вход ить (бессуффиксный способ).

Помни!

При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:

Е/о/и/а/ноль звука (собр ать – собир ать – собер у);

Ошибка : виш енный ← виш ня (суффиксальный способ, суффикс –енн).

Правильно : вишен ный ← вишн я (суффиксальный способ, суффикс –н).

Шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пуск ать, пуст ить, пущ у);

Б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (люб ить, любл ю, влюбл енный).

При подборе однокоренного слова помни следующее:

часть речи от какой части речи может быть образовано каким способом
существительное существительное приставочный, суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

прилагательное суффиксальный, бессуффиксный
глагол
прилагательное существительное суффиксальный, приставочно-суффиксальный
прилагательное приставочный
глагол суффиксальный
глагол глагол приставочный, суффиксальный
существительное суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

прилагательное
наречие существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

причастие суффиксальный
причастие, деепричастие только глагол только суффиксальный

Способы словообразования:

1) Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной части речи в другую.

Переход – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в изменении морфологических признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной части речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову.

В прошлое (какое? ) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что? ) прошлое.

В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое? , т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? – вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.

2) Приставочный способ.

Помни! Приставка не меняет часть речи!

Распространенные модели:

раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.

анти, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное.

приставка + любой бесприставочный глагол = глагол.

3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи).

4) Приставочно-суффиксальный способ.

5) Сложение

При сложении обычно в слове выделяются два корня, части корней, слова в определенном падеже или слово является аббревиатурой (МГУ, ЕГЭ).

Алгоритм действий.

1) Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти у глаголов).

2) Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.

3) Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)

4) Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Разбор задания.

Из предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь!

Рассуждаем. Если необходимо найти слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствовать в слове, которое нужно выписать. Попробуем найти эти слова. Их оказалось не так уж и много: сначала, несуразности, непонятно. Теперь к этим словам подберем ближайшего однокоренного «родственника».

Сначала – начало (отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ),

Несуразность – несуразный (образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный),

Непонятно – понятно (отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ).

Таким образом , правильный ответ – слово сначала.

Потренируйся.

1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти.

2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне.

3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

1) бездонной

2) предстать

Способы словообразования - это достаточно сложная тема русского языка, вызывающая большие сомнения у учеников. Задание на их определение было включено в единый государственный экзамен, причем в блок заданий с повышенным уровнем сложности. Именно для этого в статье будут представлены хитрые приемы определения.

Для того чтобы правильно определить способ словообразования, недостаточно знать их все. В этом деле нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, производное слово и конечное должны отличаться друг от друга только на одну морфему, то есть различия должны быть лишь в приставке либо суффиксе. Во-вторых, очень важно правильно понимать смысл слова. Например, слово "наручники" образовано от слова "рука", а не от слова "ручники". В-третьих, не следует путать переходные части речи.

Способы словообразования: виды

В русском языке существует семь способов словообразования, но на едином государственном экзамене встречается только четыре из них. Самые распространенные мы разберем ниже.

Суффиксальный способ

Самый распространенный способ. Имеется много слов, которые при любом раскладе будут образовываться этим способом: наречия, которые оканчиваются на -О/-Е; существительные, которые имеют в своем составе НИ, ТИ, ЕНИ; а также глаголы, одной из морфем которых будет являться суффиксы -ИВА-, -ЫВА-, -ВА-. Это один из самых простых способов.

Приставочный способ

В эту группу входят практически все остальные наречия, большое количество глаголов (бежал - прибежал), существительных (память - гиперпамять), а также прилагательные (новый - сверхновый) и местоимения (где - нигде).

Приставочно-суффиксальный способ

Вот здесь и пригодится один из факторов, описанных выше. Очень важно правильно определить смысл. Например, снег - подснежник, полесье - лес. Очень легко определить способ словообразования у наречий, которые закачиваются на -ОМУ/ЕМУ, -ЫХ: по-твоему, во-вторых, влево - все это будет приставочно-суффиксальный способ.

Бессуффиксный способ

Бессуффиксный способ словообразования - скрытый и непонятный большинству. Как правило, таким образом появляются новые существительные от глаголов: смотреть - смотр, порезать - порез. Также существительные могут стать производным словом от прилагательных: широкий - ширь, далекий - даль. Стоит отметить, что все представленные выше способы словообразования являлись морфологическим. Таким образом, можно сделать вывод, что морфологический способ словообразования - это способ, при котором появляется новое слово путем изменения его же формы с помощью какой-либо морфемы (суффикса, приставки или при их совместном участии).

Выводы

Различные способы словообразования занимают обширный раздел в системе русского языка. Знание методов появления новых частей речи и новых слов помогает безошибочно выполнить задания на выпускном едином государственном экзамене, а также правильно и грамотно построить свою устную и письменную речь.

Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в русском языке.

Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов :

  • диахронический (историческое формирование);
  • синхронитический (собственно образование новых словоформ).

Как уже было сказано ранее, создание новых лексических единиц базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования прилагательных, глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.

Цели и функции СО

Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций , которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).

Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции :

  1. Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
  2. Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
  3. Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
  4. Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
  5. Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.

Средства образования

Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.

Существует два типа основ в СО : производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.

Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, постфикс). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:

  • префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
  • суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
  • постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.

Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.

Виды словообразования

В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:

  1. Префиксальный (приставочный способ образования слов).
  2. Суффиксальный.
  3. Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
  4. Постфиксальный.
  5. Бессуффиксный.
  6. Сращение (слов или их основ, аббревиация).
  7. Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
  8. Сложные виды.

Теперь подробно рассмотрим каждый из них.

Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (приставка). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.


Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.

Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.

Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.

Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.

Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.

Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.

Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.

Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.

Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:

  • сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
  • аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.

Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.

Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.

Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.

Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.

Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.

Словообразовательный разбор

СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано , а также какие модели при этом применялись.

СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:

  1. Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
  2. Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
  3. Определить производную и производящую основы.
  4. Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
  5. Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).

Пример словообразовательного разбора:

  1. Богатство – начальная форма «богатство».
  2. Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
  3. Богатство (производная) ← богатый (производящая).
  4. Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
  5. Другие процессы задействованы не были.

Способы словообразования

2 Основные способы образования слов в русском языке

Выводы

Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.

Словообразовательный разбор

Производится по плану, в ходе которого определяется:


Если произвести разбор слова «тишь», то нужно ответить на данные выше вопросы:

  1. Лексическое значение слова — «состояние тишины».
  2. Образовалось от слова «тишина».
  3. Образовалось с помощью отсечения суффикса.
  4. Бессуффиксный способ.

Таким образом производим разбор слов из данного на картинке высказывания:

«гладь» — гладкий — гла[д´] - бессуффиксный

«божья» — Бог — бож[й´]а - суффиксальный

«благодать» — благодатный — благода[т´] - бессуффиксный

Как видим, не все слова, у которых не выделяется суффикс, образованы способом отсечения этой морфемы.

Бессуффиксный способ словообразования

Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?

Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо - оно образует новое слово или форму слова.

Такой суффикс может быть обозначен Ø.

Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова - профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.

Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.

Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.

Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.

Формообразующий нулевой суффикс

Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:

  • мужского рода прошедшего времени: везли — вёз Ø;
  • условного наклонения: высохла бы - высох Ø бы;
  • повелительного наклонения: сядьØ.

Словобразовательный нулевой суффикс

Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.

Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.

  1. должен иметь синоним - ненулевой суффикс: глушь — безлюд[йэ];
  2. имеет произодящее слово: глушь - глухой, например у слова «гам» нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.

Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от

  • глагола и имеет:
  1. абстрактное значение действия: подскочить - подскокØ, ходить - ходØ, бежать - бегØ;
  2. предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить — всходØы, водить - вождьØ, (лёд колоть) — ледоколØ, (сталь варить) - сталеварØ;
  3. значение места действия: подорвать - подрывØ, заливать - заливØ, подъезжать - подъездØ, отводить - отводØ;
  4. значение объекта или результата действия: подливать - подливØ, дарить — дарØ, взрывать - взрывØ;
  • прилагательного и имеет:
  1. отвлечённое значение признака: тихий — тишьØ, гладкий — гладьØ, глубокий - глубьØ;
  2. значение носителя признака: интеллигентный - интеллигентØ, курильский - КурилØы, корабельный — корабльØ;
  3. значение человека, выполняющего действие: горе мыкать — горемыкØа, обслуживать — обслугØа.

  • существительного и имеет:
  1. значение существа женского пола: кум - кумØа, лис - лисØа;
  2. собирательное значение: чёрный - черньØ, поросли - поросльØ;
  3. Значение существа по месту пребывания: ризничØий.

Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Слова различных частей речи образуют прилагательные, к которым применяется бессуффиксный способ, примеры даны ниже:

  • от существительных:
  1. с общим значением: будни - буднØий, золото — золотØой;
  2. со значением отсутствия чего-либо: без хвоста -бесхвостØый, без головы - безголовØ ый;
  3. со значением принадлежности: отец — отчØий, орёл — орлØий;

  • от глаголов со значением признака по действию: заехать - заезжØий;
  • от прилагательных и наречий со значением превосходящей степени признака: ниже - низшØий, горше - горшØий.

Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

К числительным редко применяется бессуффиксный способ образования, примеры поэтому малочисленны: пять - пятØый, шесть - шестØой . Все эти слова образуются по одному и тому же принципу: от количественного числительного образуется качественное.

Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами

Бессуффиксный способ редко применяется и к наречиям:

  1. нулевой суффикс есть в некоторых наречиях, образованных приставочным способом: плавать - вплавьØ, низ - внизØ;
  2. нулевой суффикс образует некоторые наречия, со значением состояния: жалеть - жальØ.

Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом

Из всех слов, образованных при помощи нулевого суффикса, чаще других слов встречаются в русском языке существительные. Именно их используют составители экзаменационных работ для проверки знаний выпускников. Поэтому закончить тему «Бессуффиксный способ» целесообразно алфавитным перечнем существительных, которые встречаются в заданиях ЕГЭ и ГИА чаще всего.

анализировать - анализ.

ввозить - ввоз; вводить - ввод; взглянуть - взгляд; вздохнуть - вздох; взлететь - взлёт; взмахнуть взмах; встречать - встреча; всхлипывать - всхлип; выбросить - выброс; вывихнуть - вывих; выводить - вывод; выговорить - выговор; выдохнуть - выдох; вызызывать - вызов; выкрикнуть - выкрик; выпускать - выпуск; вырезать - вырез; высевать - высев; выстрелить - выстрел; выхлопать - выхлоп; выступать - выступ; вычитать - вычет; выходить - выход.

доводить - довод; договориться - договор; докладывать - доклад; домыслить - домысел; доносить - донос; допускать - допуск; досмотреть - досмотр; дрожать - дрожь.

Ездить - езда.

забегать - забег; забивать - забой; забирать - забор; заботиться - забота; завалить - завал; завесить - завеса; завидовать - зависть; заводить - завод; завозить - завоз; загорать - загар; загибать - загиб; загонять - загон; заезжать - заезд; зажимать - зажим; заказать - заказ; закатиться - заказ; залежаться - залежь; заливать - залив; заложить - залог; замахнуться - замах; замесить - замес; засушить - засуха; звенит - звон.

извиваться - извив, изгибать - изгиб; изломать - излом; изменить - измена; износить - износ; импортировать - импорт; исповедоваться - исповедь; испугать - испуг; исходить - исход;

клевать - клёв; клеветать - клевета; клеить - клей; клеймить - клеймо; конспектировать - конспект.

ловить - ловля; ломать - лом.

махнуть - мах;

набирать - набор; навесить - навес; нагревать - нагрев; наделять - надел; надзирать - надзор; надрывать - надрыв; нажимать - нажим; накатить - накат; накипать - накипь; наклонять - наклон; налететь - налёт; наливать - налив; намекать - намёк; нанести - нанос; наплывать - наплыв; нарастать - нарост; наряжать - наряд.

оборонять - оборона; обрезать - обрез; обрывать - обрыв; обряжать - обряд; обстрелять - обстрел; описать - опись; опираться - опора; оправить - оправа; опрашивать - опрос; ориентироваться - ориентир; осадить - осада; оскалиться - оскал; отвечать - ответ; охранять - охрана.

перебрать - перебор; переломит - перелом; переменить - перемена; переносить - перенос; переломать - перелом; переправиться - переправа; прибиваться - прибой; переносить - перенос; перерасходовать - перерасход; пересказывать - пересказ; пересматривать - перемотр; перехватить - перехват; победить - победа; повторить - повтор; погоняться - погоня; покосить - покос; покрывать - покров; почитать - почёт; пощадить - пощада; преградить - преграда; приветствовать - привет; приговорить - приговор; приезжать - приезд; принимать - приём, приказать - приказ; прикладывать - приклад; примешать - примесь; примечать - примета, пощадить - пощада, прясть - пряжа;.

разбегаться - разбег; разбирать - разбор;

Свистеть - свист; сгибать - сгиб; сговориться - сговор; сдвигать - сдвиг; скосить - скос; скрежетать - скрежет; скрипеть - скрип; скучать - скука; слетаться - слёт; сломать - слом; сменить - смена; смешать - смесь; смотреть - смотр; смыслить - смысл; снарядить - снаряд;

травить - травля; тормозить - тормоз; трепетать - трепет; трещать - треск.

убирать - убор; угореть - угар; уговориться - уговор; ударить - удар; уделить - удел; укладывать - уклад; уколоть - укол; укусить - укус; уличить - улика; уплатить - уплата; упрекать - упрёк; уронить - урон; услужить - услуга, утратить - утрата; уходить - уход.

хвалить - хвала; хохотать - хохот; хрустеть - хруст.

шелестеть - шелест.

Бессуффиксный способ, примеры которого даны выше, является, как видим, довольно распространённым явлением в русском языке.

Основные способы образования слов в русском языке

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. При приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано.

Бежать - у-бежать. (Оба слова являются глаголами.)

Школьный - до-школьный. (Оба слова являются прилагательными.)

Дедушка - пра-дедушка. (Оба слова являются существительными.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи.

Дом - дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется.)

Сила - силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного.)

Удиви-ть - удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола.)

Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Скорый - у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного.)

Есть - на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола.)

Особый способ словообразования - бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть - бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается) .

Переход-и-ть - переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола.)

Крич-а-ть - крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола.)

Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются.

Глуx-ой - глушь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Тих-ий - тишь- . (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса.)

Образование слов с помощью сложения

С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ.

При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова:

ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.

При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке.

Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-.

Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа) .

Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь) .

Сем-И-летний (от словосочетания семь лет) .

Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово.

Стенгазета (от словосочетания стенная газета) .

Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент) .

ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности) .

Особым случаем сложения считается слияние. Часто употребляемое словосочетание иногда превращается в единое сложное слово. При этом не происходит с