Биография Селевко Г.К. Российская педагогическая энциклопедия - педагогическая технология

педагогическая технология

совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образоват. цели. П. т. предполагает соответствующее науч. проектирование, при к-ром эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

П. т. - относительно новое понятие пед. науки. В 60-70-х гг. 20 в. оно ассоциировалось гл. обр. с методикой применения ТСО. В этом смысле оно до сих пор используется во мн. заруб. публикациях; в США издаётся спец. науч. журн. «Educational Technology».

В исследованиях рос. специалистов понятие «П. т.» получило более широкий смысл и прилагается к большому кругу образоват. процессов, рассматривается в пед. системах разл. уровня: нац. и региональных, уч. заведений или групп учащихся. Практически оно наиб. широко используется при описании пед. систем учреждений общего и проф. образования.

В любой пед. системе П. т. - понятие, взаимодействующее с дидактич. задачей. Если дидактич. задача выражает цели обучения и воспитания, то П. т. - пути и средства их достижения. При этом в структуре дидактич. задачи определённые личностные качества учащихся, подлежащие преобразованию, выступают как цели обучения и воспитания в конкретных условиях (содержание образования).

Содержат. описание элементов пед. системы даёт представление и о П. т. Состоит П. т. из предписаний способов деятельности (дидактич. процессы), условий, в к-рых эта деятельность должна воплощаться (организац. формы обучения) и средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя-педагога к занятиям и наличие соответствующих ТСО). С дидактич. точки зрения проектирование П. т. - это разработка прикладных методик, описывающих реализацию пед. системы по её отд. элементам. В основе таких описаний лежат теоретич. представления о пед. явлениях, опирающиеся на достоверные исследоват. данные.

В П. т. наиб. сложен вопрос. об описании личностных качеств учащегося. На всех стадиях пед. процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в т. н. диагностичных понятиях, т.е. их описание должно удовлетворять ряду условий: однозначной определённости, обеспечивающей чёткую дифференциацию конкретного качества от других; наличию соответствующего инструментария для выявления диагностируемого качества в процессе уч. контроля; возможности определения разл. уровней сформированности и качества по достоверной шкале измерений.

В отеч. психол.-пед. науке задачи диагностичного описания свойств и качеств личности решены лишь частично. Так, в известной классификации осн. свойств личности, предложенной К. К. Платоно-вым («О системе психологии», 1972), различаются группа социальных свойств, группа свойств, описывающих опыт конкретной деятельности, группа интеллектуальных качеств и группа генетич. свойств. наиб. полное диагностичное описание может быть дано целям формирования опыта личности. Менее полны диагностичные описания интеллектуальных и генетич. свойств. Не решён вопрос. диагностичного описания социальных свойств личности. Поэтому пока нет достаточных оснований говорить о П. т. в воспитат. процессах.

Методика диагностичного описания опыта личности и её интеллектуальных качеств представлена нек-рой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентиров. тестов для контроля степени достижения учащимися диагностично поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения (число уч. элементов, степень абстракции их описания, степень осознанности их изучения) и качество его усвоения (уровень усвоения и степень автоматизации применения усвоенных умений).

На основе диагностичного целеполага-ния разрабатываются стандарты образовательные (т.е. фактически - содержания обучения), уч. программы и учебники, а также строятся дидактич. процессы, гарантирующие достижение заданных целей. Благодаря диагностич-ному целеполаганию в П. т. осуществляется обоснованное дозирование объёмов уч. дисциплин, включенных в уч. план образоват. учреждений, и тем самым преодолевается перегрузка учащихся. В то же время П. т. позволяет достаточно точно определить расчётными методами необходимые соответственно целям обучения сроки обучения предметам и сроки подготовки в целом.

В проектировании содержания обучения П. т. придаёт большое значение методикам наглядного представления уч. материала, в т. ч. уч. элементов, подлежащих усвоению.

Технология обучения представляет собой вариативную составляющую П. т.: выбор определяется особенностями дидактич. задачи. Разумеется, выбор технологии обучения подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений (наилучших для данных условий). П. т. предоставляет в распоряжение преподавателя широкий спектр дидактич. возможностей, обеспеченных качеств, критериями для их оценки и выбора.

Для выбора дидактич. процесса в П. т. используются особые понятия алгоритма функционирования и алгоритма управления. Построение алгоритма функционирования (правил познават. деятельности учащихся) опирается на определённую психол. теорию усвоения знаний, принятую в данной П. т. От совершенства теории усвоения зависит скорость и нек-рые др. показатели качества обучения. Однако выдвинутые психологами гипотезы усвоения не доведены до инструментального уровня, как того требует П. т. Для построения управляемого дидактич. процесса разработана обобщённая схема алгоритма функционирования. Она охватывает неск. этапов обучения: ориентировки (формирования представления о целях и задачах усвоения предмета, о логич. структуре курса и т. п.; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих метод. приёмов изучения), исполнения (изучение отд. тем курса, межпредметных связей и др.), контроля и корректирования.

Алгоритм управления представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции познават. деятельности учащегося для достижения поставленной цели. Для реализации каждой из возможных целей обучения следует применять строго определенный алгоритм управления познават. деятельностью учащегося, что позволяет не только оценивать успешность процессов обучения, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью

Разрабатываются спец. показатели эффективности у ч занятий, способы их нахождения и интерпретации их смысла Это способствует снижению значения субъективных (и чаще всего не конструктивных) подходов к оценкам уч достижений

П т предоставляет преподавателю возможности для осмысленного выбора и инструментальной оптимизации дидак-тич процесса в целом

При выборе способа управления дидак-тич процессом решается вопрос. и о наиб. подходящих (доступных) для соответствующих целей ТСО

Особая проблема в II т - целенаправленный выбор организац. форм обучения, т к время, отведенное на образоват. деятельность в уч заведении в целом и по отд. дисциплинам, до сих пор определяется не пед.соображениями Решением этой проблемы может быть достигнута гармонизация и II т и пед.системы уч заведения в целом

При использовании апробированных в II т методов меняются требования к иск-ву и способности педагога к импровизации в сторону точного соблюдения предписаний II т

Развитие работ в области II т и накопление соответствующего исследоват.материала существенно обогащает педагогику, повышая степень ее практико-ориентиров характера

Лит Янушкевич Ф Технология обучения в системе высшего образования M 1986, Беспалько В II Слагаемые пед.технологии M 1989, с г. о ж с Педагогика и прогрессивные технологии обучения M, 1995 Кларин M В Пед.технология в уч про цессе, M, 1989 В II Беспалько

Книга представляет собой учебно-методическое пособие нового поколения. Представлены около 500 технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных технологий; в отдельной главе выделены педагогические технологии на основе применения современных информационных средств
В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания и применяемых методик, дастся необходимый для освоения материал. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»), В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
Книга ориентирует читателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для широкого круга работников образования, учителей и студентов педагогических, психологических и социально-педагогических специальностей.

Структура качеств личности ребёнка.
Цель всех образовательных учреждений общества - сформировать человека, наделить его определенным комплексом качеств, которые позволили бы ему благополучно существовать в современном мире, быть защищенным от превратностей судьбы. Для этого педагог прежде всего должен иметь представление об объекте воспитания - личности ребенка. В настоящее время в практике работы образовательных учреждений используются несколько обобщённых моделей личности (по К.К. Платонову, И.П. Иванову, Д. Кеттеллу, Э. Фромму, З. Фрейду и др.).

Модель структуры качеств личности по К.К. Платонову
На рисунке 2 представлена модель структуры качеств личности, в основе которой лежит разработанная русским психологом К.К. Платоновым классификация.

В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретённые при жизни (социальные) компоненты. По их соотношению в структуре личности К.К. Платонов разделил все качества на четыре иерархических уровня-подструктуры.
1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).
2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУД), играют огромную роль в процессе обучения.
3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и тс, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

Оглавление
Предисловие к первому тому
Введение: Технологический подход в образовании
I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий
1.1. Основные категории и закономерности педагогики
1.2. Личность ребёнка как объект и субъект в образовательной технологии
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
1.4. Способы умственных действий (СУД)
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)
1.8. Сфера творческих качеств (СТК)
1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)
1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий
2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии
2.2. Структура педагогической технологии
2.3. Терминологические взаимоотношения
2.4. Основные качества современных педагогических технологий
2.5. Научные основы педагогических технологий
2.6. Классификация педагогических технологий
2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии
Вопросы и задания для самоконтроля
III. Современное традиционное обучение (ТО)
3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения
3.2. Технология классического и современного урока
3.3. Пути совершенствования традиционной технологии
Вопросы и задания для самоконтроля
IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)
Вопросы и задания для самоконтроля
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
5.1. Игровые технологии
5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология современного проектного обучения
5.4. Интерактивные технологии.
5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
Вопросы и задания для самоконтроля
VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
6.1. Технология программированного обучения
6.2. Технологии уровневой дифференциации
6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
6.4. Технологии индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Грапицкая, В.Д. Шадриков)
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
6.6. Технологии групповой деятельности
6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Вопросы и задания для самоконтроля
VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (B.C. Библер, СЮ. Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сеиновский, М.А. Чошанов)
7.6. Технологии интеграции в образовании
7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах
7.8. Технологии концентрированного обучения
7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга
Вопросы и задания для самоконтроля
VIII. Частнопредметные педагогические технологии
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология па основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе
8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России»
8. 9. Технологии учебников и учебно-методических комплектов
Вопросы и задания для самоконтроля
IX. Альтернативные технологии
9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning)
9. 2. Технология вероятностного образования (A.M. Лобок)
9.3. Технология мастерских.
9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)
Вопросы и задания для самоконтроля
X. Природосообразные технологии
10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (A.M. Кушнир)
10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку A.M. Кушнира
10.4. Технология обучения детей с признаками одарённости
Вопросы и задания для самоконтроля
XI. Технологии свободного образования
11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)
11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
11.4. Технология саморазвития (М. Моптессори)
11.5. Технология Дальтон-план (X. Паркхерст)
11.6. Технология свободного труда (С. Френе)
11.7. Школа-нарк (М.А. Балабан)
11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответы на вопросы и задания для самоконтроля
Предметный указатель
Именной указатель.

Книга представляет собой учебно-методическое пособие нового поколения. Представлены около 500 технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных технологий; в отдельной главе выделены педагогические технологии на основе применения современных информационных средств
В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания и применяемых методик, дастся необходимый для освоения материал. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»), В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
Книга ориентирует читателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для широкого круга работников образования, учителей и студентов педагогических, психологических и социально-педагогических специальностей.

Самоуправляющие механизмы личности (СУМ).
Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система.

Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют четыре интегральные группы качеств (психогенные факторы развития): потребности, способности, направленность, Я-концепция.

Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности являются основой мотивов действий и поступков человека. Потребности можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, в истине, в эстетическом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека.

Способностями называют качества личности, которые обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности. По существу, каждой потребности соответствуют свои способности. Знание человеком своих способностей, наличие определённого положительного опыта их использования также во многом определяют его выбор поведения и жизнедеятельности.

Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. Как уже говорилось выше, в неё входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.

Оглавление
Предисловие ко второму тому
Введение. Краткое содержание вводных (теоретических) глав первого тома
Основные категории педагогики
Личность как объект и субъект образовательной технологии
Структура качеств личности ребёнка
Знания, умения, навыки (ЗУН)
Способы умственных действий (СУД)
Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
Действенно-практическая сфера личности (СДП)
Сфера творческих качеств (СТК)
Сфера психофизиологического развития (СПФР)
Возрастные и индивидуальные особенности личности
Сущность технологического подхода в образовании
Соотношение «технологии» и других педагогических понятий
Основные качества современных педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии
XII. Технологии развивающего образования
12.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
12.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
12.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)
12.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
12. 5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
12. 6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г. К. Селевко
12. 7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан)
12. 8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

XIII. Информационно-коммуникационные образовательные технологии
13. 1. Технологии формирования информационной культуры
13.2. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении
13.3. Технологии компьютерного урока
13.4. Технология подготовки учителя-предметника к компьютерным занятиям
13.5. Технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе
13.6. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
13.7. Технология медиаобразования
13.8. Использование средств ИКТ в управлении школой
Вопросы и задания для самоконтроля
XIV. Социально-воспитательные технологии
14.1. Технологии семейного воспитания
14.2. Технологии дошкольного воспитания
14.3. Технология «Школа - центр воспитания в социальной среде» (С. Т. Шацкий)
14.4. Технологии социально-педагогических комплексов
14.5. Технологии дополнительного образования
14.6. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
14.7. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
14.8. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)
14.9. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
14.10. Технология установления связей с общественностью (PR-технологии)
Вопросы и задания для самоконтроля
XV. Воспитательные технологии
15.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
15. 2. Технология «жёсткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
15. 3. Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова
15. 4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
15. 5. Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В. А. Караковский, Н.Л. Селиванова)
15. 6. Технологии воспитания в современной массовой школе
15. 7. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по E.H. Степанову)
15. 8. Технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания
15.9. Воспитание в процессе обучения
15.10. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову
15.11. Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения
15.12. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
15.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
Вопросы и задания для самоконтроля
XVI. Педагогические технологии авторских школ
16.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург)
16.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)
16.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
16.4. Педагогическая гимназия (А.Г. Каспржак)
16.6. Современный сельский социокультурный комплекс (А.З. Андрейко)
16.7. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)
16.8. Центр дистанционного образования «Эйдос» (А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова)
16.9. Другие разновидности авторских школ
Вопросы и задания для самоконтроля
ХVII. Технологии внутришкольного управления
17.1. Технология управления общеобразовательной школой (по B.C. Лазареву, A.M. Поташнику)
17.2. Технология методической работы в школе
17.3. Технология педагогического эксперимента
17.4. Технология внутришкольного контроля и мониторинга
17.5. Технологии проектирования и освоения новых технологий
Заключение
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответы на вопросы и задания для самоконтроля
Предметный указатель
Именной указатель.

М.: 2006. Т.1 - 816с., Т.2 - 816с.

Книга представляет собой учебпо-методическос пособие нового поколения. Представлены около 500 технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных технологий; в отдельной главе выделены педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги стала концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет собой совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания и применяемых методик, дастся необходимый для освоения материал. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»), В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для широкого круга работников образования, учителей и студентов педагогических, психологических и социально-педагогических специальностей.

Том 1.

Формат: pdf

Размер: 20 ,7 Мб

Скачать: drive.google

Том 2.

Формат: pdf

Размер: 1 3,3 Мб

Скачать: drive.google

ТОМ 1
Предисловие к первому тому
Введение: Технологический подход в образовании
I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий
1.1. Основные категории и закономерности педагогики
1.2. Личность ребёнка как объект и субъект в образовательной технологии
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
1.4. Способы умственных действий (СУД)
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)
1.8. Сфера творческих качеств (СТК)
1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)
1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий
2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии
2.2. Структура педагогической технологии
2.3. Терминологические взаимоотношения
2.4. Основные качества современных педагогических технологий
2.5. Научные основы педагогических технологий
2.6. Классификация педагогических технологий
2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии
Вопросы и задания для самоконтроля
III. Современное традиционное обучение (ТО)
3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения
3.2. Технология классического и современного урока
3.3. Пути совершенствования традиционной технологии
Вопросы и задания для самоконтроля
IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4.4. Технология витагеиного образования (А.С. Белкин)
Вопросы и задания для самоконтроля
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
5.1. Игровые технологии
5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология современного проектного обучения
5.4. Интерактивные технологии.
5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
Вопросы и задания для самоконтроля
VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
6.1. Технология программированного обучения
6.2. Технологии уровневой дифференциации
6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
6.4. Технологии индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Грапицкая, В.Д. Шадриков)
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
6.6. Технологии групповой деятельности
6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Вопросы и задания для самоконтроля
VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (B.C. Библер, СЮ. Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сеиновский, М.А. Чошанов)
7.6. Технологии интеграции в образовании
7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах
7.8. Технологии концентрированного обучения
7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга
Вопросы и задания для самоконтроля
VIII. Частнопредметные педагогические технологии
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология па основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе
8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России»
8. 9. Технологии учебников и учебно-методических комплектов
Вопросы и задания для самоконтроля
IX. Альтернативные технологии
9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning)
9. 2. Технология вероятностного образования (A.M. Лобок)
9.3. Технология мастерских.
9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)
Вопросы и задания для самоконтроля
X. Природосообразные технологии
10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (A.M. Кушнир)
10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку A.M. Кушнира
10.4. Технология обучения детей с признаками одарённости
Вопросы и задания для самоконтроля
XI. Технологии свободного образования
11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)
11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
11.4. Технология саморазвития (М. Моптессори)
11.5. Технология Дальтон-план (X. Паркхерст)
11.6. Технология свободного труда (С. Френе)
11.7. Школа-нарк (М.А. Балабан)
11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко
Вопросы и задания для самоконтроля

Предметный указатель
Именной указатель

ТОМ 2
Предисловие ко второму тому
Введение. Краткое содержание вводных (теоретических) глав первого тома
Основные категории педагогики
Личность как объект и субъект образовательной технологии
Структура качеств личности ребёнка
Знания, умения, навыки (ЗУН)
Способы умственных действий (СУД)
Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
Действенно-практическая сфера личности (СДП)
Сфера творческих качеств (СТК)
Сфера психофизиологического развития (СПФР)
Возрастные и индивидуальные особенности личности
Сущность технологического подхода в образовании
Соотношение «технологии» и других педагогических понятий
Основные качества современных педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии
XII. Технологии развивающего образования
12.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
12.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
12.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)
12.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
12. 5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
12. 6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г. К. Селевко
12. 7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан)
12. 8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон
Вопросы и задания для самоконтроля
XIII. Информационно-коммуникационные образовательные технологии
13. 1. Технологии формирования информационной культуры
13.2. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении
13.3. Технологии компьютерного урока
13.4. Технология подготовки учителя-предметника к компьютерным занятиям
13.5. Технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе
13.6. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
13.7. Технология медиаобразования
13.8. Использование средств ИКТ в управлении школой
Вопросы и задания для самоконтроля
XIV. Социально-воспитательные технологии
14.1. Технологии семейного воспитания
14.2. Технологии дошкольного воспитания
14.3. Технология «Школа - центр воспитания в социальной среде» (С. Т. Шацкий)
14.4. Технологии социально-педагогических комплексов
14.5. Технологии дополнительного образования
14.6. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
14.7. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
14.8. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)
14.9. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
14.10. Технология установления связей с общественностью (PR-технологии)
Вопросы и задания для самоконтроля
XV. Воспитательные технологии
15.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
15. 2. Технология «жёсткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
15. 3. Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова
15. 4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
15. 5. Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В. А. Караковский, Н.Л. Селиванова)
15. 6. Технологии воспитания в современной массовой школе
15. 7. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по E.H. Степанову)
15. 8. Технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания
15.9. Воспитание в процессе обучения
15.10. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову
15.11. Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения
15.12. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
15.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
Вопросы и задания для самоконтроля
XVI. Педагогические технологии авторских школ
16.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург)
16.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)
16.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
16.4. Педагогическая гимназия (А.Г. Каспржак)
16.6. Современный сельский социокультурный комплекс (А.З. Андрейко)
16.7. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)
16.8. Центр дистанционного образования «Эйдос» (А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова)
16.9. Другие разновидности авторских школ
Вопросы и задания для самоконтроля
ХVII. Технологии внутришкольного управления
17.1. Технология управления общеобразовательной школой (по B.C. Лазареву, A.M. Поташнику)
17.2. Технология методической работы в школе
17.3. Технология педагогического эксперимента
17.4. Технология внутришкольного контроля и мониторинга
17.5. Технологии проектирования и освоения новых технологий
Заключение
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответы на вопросы и задания для самоконтроля
Предметный указатель
Именной указатель

Селевко Г.К.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Москва Народное образование

Рецензенты:

В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. МоскваК.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, пе-

дагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва

А.М. Кушнир – доктор психологических наук, МоскваО.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный

колледж», г.Ярославль Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой

общей и социальной психологии КГУ, г. Курган Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики вос-

питания ИПКРО, г. Псков

Селевко Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.

В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, фор- мально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

© Селевко Г.К.

© Народное образование

Предисловие к первому тому........................................................................................................

Введение: Технологический подход в образовании..................................................................

I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий.................

1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии............................

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН).............................................................................................

1.4. Способы умственных действий (СУД).................................................................................

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)................................................................

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)...........................................

1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)...............................................................

1.8. Сфера творческих качеств (СТК)..........................................................................................

1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)...............................................................

1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности.....................................................

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических

технологий.......................................................................................................................................

2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии...........................................

2.2. Структура педагогической технологии................................................................................

2.3. Терминологические взаимоотношения................................................................................

2.4. Основные качества современных педагогических технологий...........................................

2.5. Научные основы педагогических технологий.....................................................................

2.6. Классификация педагогических технологий.......................................................................

2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии..............................................

III. Современное традиционное обучение (ТО).......................................................................

3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения.................................

3.2. Технология классического и современного урока...............................................................

Урок в малочисленной сельской школе...........................................................................................

3.3. Пути совершенствования традиционной технологии..........................................................

Вопросы и задания для самоконтроля..............................................................................................

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации

педагогического процесса............................................................................................................

4.1. Педагогика сотрудничества..................................................................................................

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.......................................................

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин).........................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

учащихся (активные методы обучения) ................................................................................

5.1. Игровые технологии............................................................................................................

Игровые технологии в дошкольном периоде................................................................................

Игровые технологии в младшем школьном возрасте...................................................................

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте..................................................

5.2. Проблемное обучение.........................................................................................................

5.3. Технология современного проектного обучения...............................................................

5.4. Интерактивные технологии................................................................................................

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного

материала (В.Ф. Шаталов).........................................................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации

учебного процесса........................................................................................................................

6.1. Технология программированного обучения......................................................................

6.2. Технологии уровневой дифференциации...........................................................................

Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик).......................

Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В.

Фирсов).............................................................................................................................................

Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель

сводных групп», «стратовая» дифференциация)...........................................................................

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)........

Модель «Профильное обучение»..................................................................................................

6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)....

Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного

образования.....................................................................................................................................

Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении........................

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).................................

Вертикальный вариант (Красноярский).........................................................................................

Горизонтальные варианты..............................................................................................................

6.6. Технологии групповой деятельности................................................................................

Модель: групповая работа в классе...............................................................................................

Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)..................................................

Модели коллективного творческого решения проблем................................................................

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием

опорных схем при комментируемом управлении.....................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и

реконструирования материала.................................................................................................

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)...........................................................................

7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)..............................................................

7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев).............................................

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,

Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)..................................................................................................

7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов).287

7.6. Технологии интеграции в образовании

Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева.............................................................

Модель «Технология воспитания экологической культуры».......................................................

Модель глобального образования..................................................................................................

Концепция холистической педагогики..........................................................................................

Концепция гражданского образования..........................................................................................

7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах................................................

Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» ................................................

Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем...............................

Модель межпредметных связей......................................................................................................

7.8. Технологии концентрированного обучения.......................................................................

Особенности идеографических моделей........................................................................................

7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга..............................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

VIII. Частнопредметные педагогические технологии..........................................................

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)............................

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

.....................................................................................................................................................

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)..................

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).....

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)..................................................

8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского..........................

8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе.....................................

А.Е. Сутормина................................................................................................................................

года – 91» В.А. Гербутова...............................................................................................................

А.В. Зарубы......................................................................................................................................

О.Г. Парамонова..............................................................................................................................

...........................................................................................................................................................Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95»

З.В. Климентовской.........................................................................................................................

«Учителя года России - 96» Е.А. Филипповой..............................................................................

А.Е. Глозмана...................................................................................................................................

В.А. Морара.....................................................................................................................................

А.В. Крылова....................................................................................................................................

И.Б. Смирнова..................................................................................................................................

И.А. Карачевцева.............................................................................................................................

Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004»

Е.И. Славгородского........................................................................................................................

8.9. Технологии учебников и учебно-методических комплексов............................................

Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»........................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

IX. Альтернативные технологии..............................................................................................

9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning).........................................

9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)....................................................

Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка.............

9.3. Технология мастерских.......................................................................................................

9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской).............................................

Предтечи, разновидности, последователи.....................................................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

X. Природосообразные технологии.........................................................................................

10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья...................

10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир)...............

Природосообразная модель обучения чтению А.М. Кушнира....................................................

Модели природосообразного обучения письму А.М. Кушнира..................................................

10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира...........

10.4. Технология обучения детей с признаками одаренности..................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

XI. Технологии свободного образования.................................................................................

11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)..................................................

11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого..................................................................................

11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)...........................................................................

11.4. Технология саморазвития (М. Монтессори)....................................................................

11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст)........................................................................

11.6. Технология свободного труда (С. Френе)........................................................................

11.7. Школа-парк (М.А. Балабан)..............................................................................................

11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко......................................................

Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................

Предметный указатель для 1 и 2 тома.....................................................................................

Именной указатель для 1 и 2 тома...........................................................................................

Ответы на вопросы и задания для самоконтроля..........................................................................

Предисловие к первому тому

Со времени издания книги «Современные образовательные технологии» (Г.К. Селевко, Народное образование, 1998) прошло уже более пяти лет. Мир вступил в новое тысячелетие.

В российском образовании провозглашены сегодня принципы гуманизации ,демократизации ,развития ,вариативности , которые дают возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по своей модели, учитывающей региональные и местные условия. Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур.

Появилось множество новых педагогических течений, обучающих и воспитательных систем, технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ори-

ентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и предназначена эта книга, названная нами «Энциклопедией».

Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала. Обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок представлен в классифицированном и обобщенном виде, в котором нашли отражение:

а) все основные направления развития образования; б) все иерархические уровни образования: от метатехнологий государственного уровня до

микротехнологий самовоспитания индивида; в) все возрастные категории образовательных объектов: от младенчества до взрослого, со-

циально зрелого возраста.

В каждой из технологий четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания технологии и применяемых методик, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.

Описания технологий заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного многолетнего опыта работы автора. Авторскими являются и анализ, и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую классификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, рекомендательный список доступных литературных источников.

Первая глава представляет описание договоренностей относительно терминологии и структуры основных психолого-педагогических понятий, которые используются в дальнейшем изложении.

Во второй главе приведен анализ понятия образовательной технологии. Рассмотрены различные толкования этого понятия, его связь с родственными понятиями педагогики. На основе критического анализа имеющейся литературы и обобщения образовательной практики предложена авторская концепция понятия «педагогическая технология ».

Получили развитие идеи о многомерной, многоаспектной структуре образовательных технологий и их классификации, предложен аналитический аппарат широкого технологического подхода к образовательному процессу.

В последующих 15 главах даются краткие (концентрированные) описания образовательных технологий в системе классификации, основанной на выделенных автором направлени-

ях модернизации традиционной технологии. «Энциклопедия» содержит 36 таблиц и 125 ри- сунков-схем.

В двухтомнике описано около 500 образовательных технологий, включая воспитательные

и социально-воспитательные технологии. Сделаны ссылки на технологии и системы, являющиеся предтечами, разновидностями или последователями описанных технологий. В заключение раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

Особенностью книги «Энциклопедия образовательных технологий» является ее дидактическая направленность. К каждой главе даются контрольные вопросы с выборочными ответами, правильные ответы приводятся отдельно. Навигационный библиографический аппарат книги включает: колонтитулы, подробный предметный и именной указатели, списки рекомендуемой литературы, к некоторым параграфам даны краткие «словарики». Кроме чисто информационно-справочной функции, «Энциклопедия» может использоваться:

как учебное пособие;

для организации отдельных учебных курсов по педагогическим технологиям;

при изучении отдельных разделов педагогики;

для повышения квалификации педагогических работников и т.д.

при организации методической работы;

для анализа и обобщения педагогического опыта (в том числе собственного);

при построении индивидуальных образовательных программ;

при разработке программ развития образовательных учреждений;

при освоении и использования образовательных технологий в практике.

Пособие предназначено в основном для практических работников образования, поэтому рекомендованные литературные источники относятся к наиболее доступным изданиям Московских и Санкт-Петербургских издательств.

Автор выражает глубокую благодарность коллективам и руководителям инновационных школ и территорий Российской Федерации, которые вели и сегодня ведут работу по применению и дальнейшей разработке многих из описанных технологий:

– г. Ярославль – № 26 (Сибриков А.В., Бройде Б.А.), № 59 (Квитницкая Г.Л., Закатова И.Н.), № 70 (Маслов Д.Е., Игнатченко Г.В.)

Ярославская область – г. Рыбинск – № 2 (Богачев Б.Н., Беляева Л.А.), № 8 (Смирнова С.В., Селезнева Н.Н.), № 18 (Горева Н.В., Ульянова Т.С., Короткова З.М.), № 19 (Журавлев В.В., Озеров В.А., Худякова М.Н.)

г. Углич – № 8 (Тихомирова Н.А., Курзина Т.Н.)

Первомайский МО (Лебедева Т.Н.), Пречистенская СОШ (Курсо Т.И., Горчагова Г.А.)

г. Архангельск – СОШ № 36 (Пантелеева Г.Н.)

г. Воркута – гимназия № 5 (Мурасова А.М., Куйдан Г.В.)

г. Иваново, частная школа «Шанс» (Замыслов С.В., Замыслова Н.Н.)

г. Котлас Архангельской обл. – СОШ № 75 (Дунаева Н.В.)

г. Калининград – лицей № 10 (Петропавловская С.М.), СОШ № 47 (Гнатенко О.А.)

ст. Каневская Краснодарского края – СОШ № 2 (Колесник Т.А.)

г. Муром Владимирской обл. – СОШ № 5 (Филоненко Л.Т.)

г. Орск Оренбургской обл. – с.ш. № 32 (Устиченко Л.И.)

г. Шарья Костромской обл. – СОШ № 7 (Толстоброва Т.С., Бурлакова Е.П.)

г. Енисейск Красноярского края – СОШ № 2 (Шароглазова А.В.)

Особую благодарность автор высказывает ученым, принимавшим участие в обсуждении и рецензировании книги: член-корреспонденту РАО В.Г. Бочаровой, профессорам В.В. Новикову, Е.Н. Степанову,Р.В. Овчаровой, К.Я. Вазиной, Я.С. Турбовскому, П.И. Третьякову, А.Г. Каспржаку, Н.Л. Дашниц, А.М.Кушниру,О.Г.Левиной.

Посвящаю своей жене, воплотившей образ Учителя с большой буквы, матери двоих замечательных детей, бабушке троих внуков, заботливой и умелой хозяйке – Заслуженному учителю школ РФ – Альбине Николаевне Селевко

Введение: Технологический подход в образовании

Системы образования наиболее развитых стран мира (к которым относился и бывший

СССР) в последние десять-двадцать лет перешли к новому этапу, который характеризуется изменением:

– отношения к «знаниям, умениям и навыкам» как к приоритетной цели образования; это место начинают занимать ценности мышления, творчества, компетентностей личности;

– традиционных подходов к его содержанию – переход к сообразному с современным

уровнем развития общества компетентностному подходу;

– иерархии целей образования : интегративные цели обучения доминируют над предметными, деятельностный подход вытесняет преподносящий;

образовательных ценностей и смыслов: не «вы должны выучить и воспроизвести…»,

а «мы поможем вам овладеть и применить…»;

характера педагогических отношений : авторитаризм уступает место сотрудничеству,

вдалбливание знаний «сверху» – партнерству в познании и деятельности.

Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, происходит дальнейшее развитие: предлагаются иное содержание, новые подходы, новое право, новые отношения, новое поведение.

Формируется новый педагогический менталитет:

Формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь ».

Методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом наиндивидуализацию образовательных программ.

Информационно-телекоммуникационные средства обучения и воспитания охватыва-

ют все большее образовательное пространство.

Личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками становится важнейшей составляющей педагогического процесса.

В воспитании взят ориентир на общечеловеческие духовные ценности , становление

нравственного облика выпускника.

Происходит дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, средств массовой коммуникации, микро- и макросоциума.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного развития.

В психолого-педагогическом планеосновные тенденции совершенствования образова-

тельных технологий характеризуются переходом:

от образования как трансляции к образованию как диалогу с культурой ;

от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития ,

позволяющего использовать усвоенное;

от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий, к компетентностным характеристикам личности;

от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным, профильным ииндивидуализированным программам обучения;

от внешней мотивации учения к внутренним мотивам самосовершенствования;

от дисциплинарно-знаниевой и принудительно-нормативной доминанты образования к доминантесаморазвития, самостроительства и самосовершенствования ребенка.

Вхождение России в мировое образовательное пространство сталкивается со многими трудностями: социальными, политическими, экономическими и др. Процессы модернизации образования не поспевают за требованиями времени.

Вместе с тем в современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.

Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход , применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания

технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. В ХХ веке технологии, основанные на достижениях физики, химии, энергетики, биологии, математики, информатики и других наук, произвели технологическую революцию.

Технологический подход в производственной сфере – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Применение технологического подхода и термина « технология » к социальным процессам , к области духовного производства – образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

Понятия «образовательный процесс», « образовательная технология » (технология в сфере образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс»,« педагогическая технология » , ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование – ещё и развитие ребёнка. Однозначного толкования этих терминов не существует; так, образовательная технология иногда понимается узко – как технология учебного процесса. С другой стороны, понятие «педагогическая технология» относится, очевидно, ко всем разделам и видам непрерывного образования (дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, семейное, профессиональное, производственное, специальное и др.). В зарубежной литературе применение этих терминов имеет близкие написания: «technology in education» («технологии в образовании»), «technology of education» («технологии образования»), «educational technology» («педагогические технологии»). В дальнейшем изложении мы будем, иногда пренебрегая их различиями, применять и тот и другие термины как взаимозаменяющие.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:

с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт

и его использование;

комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем

Технологический подход к обучению, предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей; сегодня он активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Бершадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева. Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, Е.С. Полат, А.Я. Савельева, Г.К. Селевко, А.И. Умана и других ученых, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и других).

По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.

Конечно, следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и др. направлений науки и практики.