Биологическое направление в криминологии (общая хар-ка). Направления в криминологии

Традиционно выделяется три основных направления развития криминологии как науки, возникших во второй половине XIX в. При этом эти криминологические направления возникли в борьбе с классической школой уголовного права, не отвечавшей уже требованиям своего времени. Основным постулатом классической школы являлось и является до сих пор то, что уголовное наказание объявлялось единственным инструментом предупреждения преступлений, выполняя функции общей и частной превенции. При этом не принимались во внимание при назначении наказания личность преступника, механизм преступного поведения.

1. Антропологическое (др.-греч, άνθρωπος – человек + логия, т.е. наука о происхождении и эволюции человека как биологического существа) или биосоциальное, что точнее, направление. Основателем этого направления считается Чезаре Ломброзо (1836–1909), профессор судебной медицины, тюремный врач-психиатр, не имевший юридического образования и не интересовавшийся уголовным правом, хотя и до него были подобные исследования, на которые он ссылается. Заслуга Ломброзо в том, что он впервые провел капитальнейшее эмпирическое исследование, изучив 26 886 преступников, впервые применив метод контрольных групп, в качестве каковой обследовал 25 447 добропорядочных граждан и на этой основе предпринял попытки к классификации и типологии преступника и осужденного, открыв новый этап в криминологических исследованиях. Никто из криминологов в последующем не исследовал эмпирическую базу такого объема. Его основная книга – "Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения" (1871), издававшаяся поэтапно. В этой книге изложены многолетние исследования осужденных – душевно больных, содержащихся в тюрьмах. Преступники, считал Ломброзо, – это двуногие тигры среди людей, это хищники, которые не могут приспособиться к обычным человеческим условиям и в силу своих психофизических качеств способны лишь убивать, грабить и насиловать... И как тигра нельзя превратить в домашнее животное, так и преступника нельзя исправить, т.е. сделать честным, поэтому судить их бессмысленно, их надо беспощадно уничтожать или, в крайнем случае, изолировать. Судить же о том, является человек преступником или нет, позволяли, как он полагал, внешние признаки туловища, головы, конечностей, форма рта, тип глаз, форма носа и т.п. Отсюда и название школы – антропологическая. По этим внешним признакам Ломброзо выделял виды преступников: "Убийцы отличаются холодным неподвижным, стеклянным взглядом; носы их загнуты, как у хищной птицы; уши мясистые и вместе с тем длинные; растительность чрезвычайно обильная, но не на лице; скулы большие, зубы длинные, иногда с выдающимися клыками, а губы часто тонкие. Преступники-воры имеют быстро бегающие глаза, редкую бородку и подвижное лицо. Преступники по половому побуду имеют толстые губы, большие челюсти, педерасты – длинные волосы, мягкую кожу" . Ломброзо считал преступника прирожденным. В последующих своих работах, придавая главное значение внешним (соматическим) признакам, Ломброзо изучил и роль физиологических и психологических свойств, влияние на преступность климата, географических особенностей, расы, цивилизации, миграции, питания, алкоголизма, просвещения, экономики, воспитания, возраста, наследственности, пола, семейного положения, профессии . Поэтому более точным было бы название этого направления как биосоциальное. В то время его последователями, считается и учениками, были Энрико Ферри (1856–1928) (некоторые ученые его считают представителем социологического направления, хотя он как раз является наиболее ярким представителем именно биосоциального направления), и Рафаэль Гарофало (1852–1934), в свою очередь, побудившие Ч. Ломброзо к переработке чисто антропологических взглядов в биосоциальное направление. Э. Ферри на столько хорошо владел антропологическим методом, что во время Парижского уголовноантропологического конгресса он пригласил сомневавшихся криминологов Тарда и Лакассаня в Убежище св. Анны, где отдельно содержались и душевнобольные, и совершившие общественно опасные деяния. Среди осмотренных им лиц он безошибочно по форме головы определил убийц и воров. За эту способность он прослыл среди современников ясновидящим . Поэтому в то время заключение антропологов в суде имело решающее значение.

В настоящее время эта концепция развивается криминологами Кречмером, Шелдоном, Хуттеном, супругами Глюк и др.

Биосоциальное направление развивал также Франц фон Лист (1851–1919). Он полагал преступление как индивидуальным явлением, так и явлением общественной жизни. Преступление, по его мнению, – результат одновременного воздействия биологических и социальных факторов. Он исследовал "фоновые" явления преступности (алкоголизм, проституцию и т.п.), а также нищету, безработицу, кризисы и считал возможным устранить их при помощи реформ. Его вывод – преступность вечна как смерть или болезнь.

З. Фрейд полагал, что все люди преступники и ими движут лишь сексуальные и агрессивные инстинкты. Инстинкты подавляет воля, как внешне данная и не зависящая от человека. Если воля не действует под влиянием климата, времени года и т.п., то человек совершает преступление.

2. Социологическое направление развивал в аспекте статистических исследований преступности математик, астроном Адольф Ламбер Жак Кетле (1796–1874). Он имел о юриспруденции самое отдаленное представление, как и Ч. Ломброзо. Его книгу "Человеческие возможности, или опыт социальной физики" (1826) К. Маркс назвал "превосходной". Его основной постулат: "Во всем, что касается преступлений, числа повторяются с таким постоянством, что этого нельзя не заметить". Он сформулировал тезис о "норме преступности", т.е. определенное количество преступлений в стране за определенный промежуток временя является стабильным, поэтому это норма, а не патология. Кетле писал: "Существует бюджет, который выплачивается поистине с ужасающей аккуратностью и правильностью. Это – бюджет тюрем, рудников и эшафотов... Мы можем с полной достоверностью предвидеть, сколько человек запачкают свои руки кровью ближнего, сколько будет подлогов, отравлений; мы можем это сделать с такой же точностью, с какой мы предсказываем количество смертных случаев и рождений в ближайший год" . Все же Кетле – математик, порой не видевший за цифрами социальной сущности такого явления, как преступность, как иной за деревьями не видит леса, поэтому он и представлял преступность в виде массы преступлений, т.е. "деревьев", а не цельное явление – "лес".

Продолжил развитие этого направления Габриель Тард (1843–1904) в книге "Философия криминологии" (конец XIX в.), имевший юридическое образование. Тард последовательно "разбивает" учение Ломброзо, не признает прирожденного преступника, но считает, что есть "привычный преступник" как определенный "профессиональный" тип. Тард обосновал социальное происхождение преступности статистическими исследованиями, своей теорией "подражания" ближнему (преступнику). Он заложил основы социально-психологического анализа в криминологии.

Вместе с тем начал и обосновал социологическое направление русский ученый и писатель А. Н. Радищев, создавший еще в 1801 г. произведение "О законоположении", а Μ. Н. Гернет в книге "Общественные причины преступности" (1906) более чем через 100 лет, продолжил, о чем подробнее далее.

3. В противовес антропологическому или биосоциальному направлению, которое исследовало личностно-микросредовый уровень, а также и социологическому, статистически установившему закономерности преступности в обществе, но не предлагавшему радикальных перемен, возникло марксистское криминологическое крыло, которое было чрезвычайно радикальным, ибо оно предлагало на макросоциальном уровне решать проблему преступности – посредством революции свергнуть класс господствующий, ликвидировать эксплуатацию и вытекающие из нее нищету, безработицу и т.п. Ф. Энгельс (1820–1895) в своем масштабном, именно криминологическом, исследовании "Положение рабочего класса в Англии" на статистическом и эмпирическом исследовательском материале убедительно доказал, что истоки преступности – в антагонистическом классовом делении общества, порождающем колоссальное социальное неравенство, нищету, безработицу и, как следствие, постоянно воспроизводимую, растущую преступность, а также связанные с ней социальные отклонения – пьянство, самоубийства и др. Так, он писал: "Какие могут быть основания у пролетария, чтобы не красть? Очень красиво звучит и очень приятно для слуха буржуазии, когда говорят о “святости частной собственности”. Но для того, кто не имеет никакой собственности, святость частной собственности исчезает сама собой. Деньги – вот Бог на земле. Буржуа отнимает у пролетария деньги и тем самым превращает его на деле в безбожника. Что же удивительного, если пролетарий остается безбожником, не питает никакого почтения к святости и могуществу земного Бога! И когда бедность пролетария возрастает до полной невозможности удовлетворить самые насущные жизненные потребности, до нищеты и голода, то склонность к пренебрежению всем общественным порядком возрастает в еще большей мере.

Нищета предоставляет рабочему на выбор: медленно умирать с голоду, сразу покончить с собой или брать то, что ему требуется, где только возможно, т.е. попросту говоря, красть. И тут мы не должны удивляться, если большинство предпочитает воровство голодной смерти или самоубийству" .

К. Маркс (1818–1883) на статистическом уровне исследует корреляционную связь бедности (пауперизма) и преступности в статье "Население, преступность и пауперизм" и делает вывод": "Должно быть, есть что-то гнилое в самой сердцевине такой социальной системы, которая увеличивает свое богатство, но при этом не уменьшает нищету, и в которой преступность растет даже быстрее, чем численность населения" . Вывод следует сам собой – он радикален – смена одной социальной системы на другую.

В. И. Ленин (Ульянов) (1870–1924), рассуждая о перспективах развития криминальных явлений, писал в своем классическом юридическом исследовании "Государство и революция": "Коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной причины эксцессы неизбежно начнут отмирать" .

Таким образом, развитие криминологической мысли до возникновения цельных криминологических теорий и криминологии как науки осуществлялось, по меньшей мере, по трем курсам: теологическом, философском, политологическом. История криминологии как науки в XIX в. развивалась так же, причем фактически по трем направлениям параллельно: антропологическом или, что точнее, биосоциальном, социологическом, радикальном. Надо помнить также о том, что в науке существуют и другие точки зрения по поводу выделения направлений развития криминологии. Криминология в России развивалась несколько иначе, чем за рубежом, и формироваться как наука она стала значительно позже. Причем прошла свои исторические, наверно, более сложные этапы, учитывая прежде всего серию революций, особый путь России как евроазиатской державы. И в России социологический путь изучения преступлений прошел на основе споров в науке о предмете уголовного права.

Население, преступность и пауперизм // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 515.

  • Ленин В. И. Государство и революция // Поли. собр. соч. Т. 33. С. 91.
  • Позитивизм (Конт 1798-1857, Спенсер 1820-1903, Маркс 1818-1883)

    Классическая школа уголовного права и криминологии (18 в.)

    Позитивизм (19 в)

    направления:

    Биологическое (антропологическое) ---- психологическое ---- социологическое


    Плюралистические, критические, редикальные, интегративные,

    постмодернистскиеи др. концепции (20-нач. 21 в.)

    Родоначальник биологического направления – Ч. Ломброзо (1835-1909) тюремный врач в Турине. С помощью антропологических методов он изучал различные параметры строения тела многочисленных заключенных. Он исследовал 11 тыс. лиц.

    «Прирожденный» преступник, отличается от других людей чертами «вырождения» («преступник» - это атавистическое существо, которое воспроизводит в своей личности яростные инстинкты первобытного человечества и низших животных). Признаки «вырождения» проявляются в «ненормальности» строения тела (строение черепа, приросшие мочки ушей). Ломброзо создал целую серию «портретов» различных преступников. Разработанная классификация включала 4 типа: прирожденные, душевнобольные, по страсти, случайные.

    Ч. Горинг (1870-1919) провел исследования заключенных и студентов, никаких различий между ними не было.

    Ученики Ломброзо Э. Ферри (1856-1929) и Р. Гарофало (1852-1934) признавали роль биологических, наследственных факторов, но они также уделили внимание психологическим и социальным факторам.

    Ферри выделял антропологические, физические и социальные детерминанты преступлений. Наказание должно выполнять предупредительную функцию. Государство должно стать инструментом улучшения социально-экономических условий.

    Гарофало попытался отойти от уголовно-правового понимания преступления. Он считал, что преступным являются те деяния, которые ни одно цивилизованное общество не может расценивать иначе и которые караются уголовным наказанием.

    Э. Кречмер (1888-1964) – немецкий ученый, прослеживал связь между типом строения тела, характером человека, а следовательно, его поведенческими реакциями, включая преступные.

    Эктоморфы (высокие и худые - чаще всего робкие, заторможенные, склонные к одиночеству)

    Мезоморфы (сильные и мускулистые – динамичные, стремление к господству)

    Эндоморфы (невысокие, полные – общительны, спокойны, веселы)

    Строение тела не является дифференцирующими факторами по отношению к преступности.

    К. Юнг (1923) 2 основные типа личности: экстраверты (ориентированы на общение, новаторство) и интроверты (ориентированы на себя, замкнутые).

    Психологическое направление в криминологии.

    Психологическое направление связывают с 2 именами: Р. Гарофало и Г. Тард.

    Тард (1843-1904):

    Объяснил преступное поведение подражанием и обучением. Т.к. в основе преступного акта лежат психологические механизмы, следовательно, суд должен решать вопрос лишь о виновности/невиновности обвиняемого, тогда так меры воздействия на виновного определяет медицинская комиссия.

    Основной закон развития общества и цивилизации ученый видит в подражании.

    Повышение благосостояния, уровня жизни, образования не влечет за собой сокращение преступности.

    Широкая распространенность преступлений людей богатых.

    Фрейд (1856-1939) выделял в структуре личности 3 составляющие: «Я», «Оно», «Сверх-Я»:

    1) «Оно» - глубинный слой бессознательных влечений, не было бы других составляющих личности, человек бы действовал по велению «Оно».

    2) «Я» - сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью – природной и социальной.

    3) «Сверх-Я» - внутриличностная совесть, своего рода моральная цензура, представляющая собой установки общества. «Сверх-Я» - посредник между бессознательным и сознанием в их непримиримом конфликте, ибо сознание само по себе неспособно обуздать веления бессознательного.

    Учение о «либидо» - половом влечении, которое, начинается с раннего детства, на бессознательном уровне определяет большинство намерений и поступков человека.

    Неофрейдизм – К. Хорни (1885-1952) исследует проблему невротизации личности, а ведь среди лиц, находящихся в местах лишения свободы, наблюдается высокий удельный вес лиц с невротическими расстройствами.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ « ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

    Кафедра государственно-правовых

    и уголовно-правовых

    дисциплин

    Реферат

    Биологическое (антропологическое) направление в криминологии

    выполнила: учащаяся

    3 курса 297 группы

    Давидовская В.Ю.

    преподаватель:

    Семьянов А.С.

    Введение…………………………………………………………….3

    Глава 1. Биологическое направление в криминологии и основные антропологические концепции причин преступности………………………………….………………………4-9

    Глава 2. Чезаре Ломброзо - основоположник антропологического (биологического) направления в криминологии………………………………………………………10-13

    Заключение…………………………………………………………14

    Список использованных источников………………………….15

    Введение

    В ХХ веке криминология доказала свою научную состоятельность и необходимость как науки. Не будет лишним заметить, что свое развитие криминология начала задолго до своего признания. Борьба с преступностью была бы немыслима без криминологических знаний. Хотя многие утверждают, что криминология имеет сугубо теоретический характер, на мой взгляд, это не совсем верно, т.к. криминология имеет очень важное практическое значение.

    В конце XIX века криминология получила гениальное наследие в виде исследований Чезаре Ломброзо. Его наблюдения продвинули развитие криминологии на несколько шагов вперед, т.к. именно он стал основоположником антропологического (биологического) направления в криминологии, а также стал отправной точкой для своих последователей, которые с огромным успехом улучшили и развили его достижения.

    Выводы, сделанные Ч. Ломброзо, используются, и по сей день в нелегкой борьбе с преступностью, которая всегда занимала, и будет занимать одно из первых мест среди наиболее острых проблем, тревожащих общественное мнение.

    ГЛАВА 1. Биологическое направление в криминологии и основные антропологические концепции причин преступности

    С течением времени криминология сформировала три фундаментальных взгляда на причины преступности и сущность преступника. Один из них основывается на придании первостепенного значения антропологическим чертам преступников, второй пытался разобраться во влиянии воли самого индивида на совершение им преступления. Последний заключался в положении о том, что все находятся в полной подвластности Богу, который только один повелевает всеми поступками людей, в том числе и преступными.

    Все эти мысли были преддверием концепции, которая была разработана известным итальянским ученым, профессором психиатрии и судебной медицины из Турина Чезаре Ломброзо. Он первым провел систематическое, хотя и не совсем структурированное, исследование преступников, содержащихся в тюрьмах. Итальянец стал основателем целого направления в науке - криминологической антропологии. Её задачей он считал изучение преступника, который в отличие от преступления, остался без внимания ученых. Деятельность Ломброзо явилась переломным моментом в познании, поворотом в научных изысках о личности преступника как носителя причин общеопасного деяния.

    Ни для кого не является тайной, что эволюционная теория видов Ч.Дарвина оказала огромное влияние на науку своего времени. Её основные положения, особенно те, которые касаются естественного отбора, были использованы для изучения развития общества. В самом деле, если эволюционно человек произошел от человекоподобной обезьяны, затем пережила стадию первобытной дикости, то существование преступности можно считать проявлением атавизма, т.е. внезапным воспроизведением на свет в наше время среди современных людей, людей первобытных, близких к своим человекоподобным предкам. К тому же из уст Дарвина звучало такое высказывание: « В человеческом обществе некоторые из наихудших предрасположенностей, которые внезапно, вне всякой видимой причины проявляются в составе членов семьи, возможно, представляют собой возврат к первобытному состоянию, от которого мы отделены не столь многими поколениями». Теория Ломброзо с вытекающими из неё интерпретациями исходит из положения о том, что между некоторыми физическими особенностями организма человека и преступным поведением существует определенная зависимость. Он выдвинул всем известный тезис о прирожденном преступнике. Итальянский ученый полагал, что от рождения существует тип человека, что внутренний мир преступника «атавистичен», т.е. у него наблюдается своего рода генетический сдвиг назад, к тем качествам, которые были свойственны первобытным людям. Позже эпилепсию и нравственное помешательство также стали относить к причинам преступного поведения наряду с атавизмом.

    Чезаре Ломброзо разработал классификацию преступников, которая оказала и продолжает оказывать влияние на последующие попытки криминологов систематизировать преступников по группам. Классификация Ломброзо включает такие группы: 1) прирожденные преступники, которые, по мнению ученого, составляют около 40% всех нарушителей закона; 2) душевнобольные преступники; 3) преступники по страсти, к которым он относил и «политических маньяков»; 4) случайные преступники (псевдопреступники); 5) привычные преступники. Некоторые ученые высказываются об ошибочности положения Ч. Ломброзо о существовании прирожденных преступников, однако они не отрицают его вклад в развитие криминологии.

    В более поздних работах Ломброзо модифицировал свою теорию и проанализировал большое число факторов, влияющих на преступность. В последнем издании своего « Преступления» (1895 г.) он рассматривает зависимость преступности от метеорологических, климатических, этнических, культурологических, демографических, экономических, воспитательных, наследственных, семейных и профессиональных влияний. При всем этом он признает, что прирожденный преступник необязательно должен совершить преступление, т.к. при благоприятных внешних, социальных факторах преступные наклонности человека могут так и не реализоваться в течение всей его жизни.

    Следует отметить, что не без влияния материалов, собранных Ломброзо, известным французским криминалистом Бертильоном был разработан антропологический метод идентификации преступников. Исследования Ломброзо использованы при помощи создания детектора лжи и некоторых графологических (почерковедческих) методов. Определенное практическое значение имели также и интерпретация Ломброзо татуировок преступников, анализ их преступного жаргона. Биосоциологические теории получили распространение вслед за Ломброзо, в частности к ним относится клиническая криминология, которая берет свое начало в трудах одного из последователей Ломброзо - Гарофало, который в книге « Критерии опасного состояния» (1880 г.) объяснял преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям.

    Антропологический (биологический) подход к преступнику имел место и в более поздних работах. В свое время профессор Гарвардского университета Э. Хуттон более 15 лет проводил обширное антропологическое изучение преступников. В своей книге « Американский преступник», написанной в 1939 г., он обобщил результаты своих исследований, где выяснил, что с увеличением роста преступника тенденции к убийству несколько усиливаются, а склонность к грабежу и краже явно уменьшаются. Преступники, совершившие убийства при отягчающих обстоятельствах, отличаются от других преступников тем, что они выше ростом, тяжелее по весу, шире в груди, с большой грудью, ссылаясь именно на эти факты, Э. Хуттон заключает, что существование типа прирожденного преступника - это реальный факт.

    Аналогичные исследования проводил профессор Колумбийского университета У.Шелдон в рамках своей теории конституционных типов преступников. Он выделил три основных типа: 1) эндоморфный (с сильно развитыми внутренними органами); 2) мезоморфный (с развитым скелетом и развитой мускулатурой; 3) эктоморфный (с нежной кожей и хорошо развитой нервной системой), а также их комбинации. У.Шелдон утверждает, что среди изученных несовершеннолетних преступников преобладали мезоморфы, было немного эндоморфов и незначительное число эктоморфов. Его концепция была изучена очень многими учеными и подтвердили его гипотезу.

    К биологическим теориям можно отнести теорию психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского врача-психоаналитика. Он является основателем общей теории человеческой мотивации как системы инстинктивных стремлений. З.Фрейд различал три основные сферы в психике человека. Id (Оно) – вместилище двух основных врожденных, инстиктивных побуждений: Eros (секс) и Thanatos (инстинкт смерти, разрушения). Id действует на подсознательном уровне. Ego (Я) - сознательная часть психики, которая контролируется человеком. Super-ego (Сверх-Я, или совесть) - сфера интеранализованных нравственных норм, запретов, предписаний, сформировавшаяся в процессе социализации. Между Id и Super-ego существует непримиримое противоречие, поскольку Id имеет гедонистический характер, требует немедленного удовлетворения потребностей, а Super-ego является препятствием, затрудняющим полное удовлетворение этих потребностей, и выступает, таким образом, чем-то вроде внутреннего контролера поведения. Сферы Id и Super-ego редко находятся в равновесии, между ними чаще всего наблюдается конфликт.

    По мнению же американского ученого-фрейдиста У.Уайта, человек рождается преступником, а его последующая жизнь является процессом подавления разрушительных инстинктов, заложенных в Оно. Преступления совершаются, когда Оно выходит из-под контроля Сверх-Я. Уайт считает, что большинство мотивов преступного поведения во многом совпадают с желаниями и устремлениями типичного обывателя. Профессор Колумбийского университета Д.Абрахамсен, используя фрейдовскую концепцию Оно и Сверх-Я, вывел формулу преступления:

    Преступление = (преступные устремления, заложенные в Оно+ криминогенная ситуация): контролирующие способности Сверх-Я

    Основываясь на фрейдистском понимании соотношения сознательного и бессознательного в человеческой психике, английский криминолог Э. Гловер дал трактовку сущности преступления: оно является своеобразной ценой цивилизации за приручение дикого от природы зверя. Преступность, по мнению Э.Гловера, представляет собой один из результатов конфликта между примитивными инстинктами, которыми наделен каждый человек, и альтруистическим кодексом, установленным обществом.

    В наше время клиническая криминология наиболее обстоятельно разработана в трудах французского ученого Пинателя. Он выделил понятие преступных способностей, определяемых на основе клинического психоанализа. Помимо психоанализа для коррекции поведения потенциальных или реальных преступников клиническая криминология предлагает такие средства, как электрошок, хирургическое вмешательство, включая кастрацию, стерилизацию, лоботомию, медикаментозное воздействие в целях снижения уровня агрессивности, склонности к насилию по самым незначительным поводам.

    Согласно вышеизложенному можно сделать вывод, что существовало и существует множество мнений по поводу понятия преступника и различных причин, влияющих на формирование данного понятия.

    Глава 2. Чезаре Ломброзо - основоположник антропологического (биологического) направления в криминологии.

    У истоков современной науки массовой психологии стоит фигура человека и ученого, заслуги которого в этой области не оценены по достоинству. На него с неоправданной легкостью навешивались ярлыки, ему давались часто взаимоисключающие политические оценки. Однако вклад Чезаре Ломброзо поистине неоценим для криминологии.

    « Внезапно однажды утром мрачного декабрьского дня я обнаружил на черепе каторжника целую серию атавистических ненормальностей… аналогичную тем, которые имеются у низших позвоночных. При виде этих страшных ненормальностей - как будто ясный свет озарил темную равнину до самого горизонта - я осознал, что проблема сущности и происхождения преступников была разрешена для меня», - такие слова были сказаны в 70-х годах XIX в. тюремным врачом, итальянцем Ч. Ломброзо. Чезаре Ломброзо (1835-1909) - выдающийся итальянский психиатр, криминалист и криминолог. Ч. Ломброзо родился 6 ноября 1835 г. в Вероне. В 1858 г. он получил ученую степень доктора медицинских наук в Павианском университете. С 1862 г. Ломброзо становится профессором университета в Павии, где начинает читать лекции по курсу психических заболеваний. В 1859-1865 гг. в качестве военного врача участвовал в войне за независимость Италии. В 1867 г. назначен профессором в клинику душевнобольных в Павиа, 1871 г. – руководителем неврологического учреждения Песаро, а в 1876 г. – профессором судебной медицины Туринского университета.

    Многие психиатры обоснованно считают Ч. Ломброзо предтечей нескольких научных школ, в частности морфологической теории темперамента. Его книга « Гениальность и помешательство» является классикой психиатрии. Именно Ч. Ломброзо в своей книге «Преступный человек» изложил первый опыт практического применения психофизиологического метода «детекции лжи» (с использованием прибора - прообраза полиграфа) для выявления лиц, совершивших преступления. Большое внимание итальянец уделял тому, что «психический процесс преступления надо всегда рассматривать как болезненное явление независимо от того, страдает ли преступник каким-либо психическим расстройством или нет. А за отсутствием других доказательств большое значение может иметь трансформация болезненных психических процессов вследствие наследственности, тесно связывающей между собой преступность, сумасшествие и самоубийство. Преступники и сумасшедшие могут происходить от самоубийц; от сумасшедших могут рождаться самоубийцы и преступники; преступники, наконец, дают жизнь самоубийцам и сумасшедшим, часто без всякого специфического признака душевной болезни или преступности. Следовательно, болезненное состояние не уничтожается, а претерпевает превращение».

    В своей первой работе - «Преступный человек» Ч. Ломброзо выдвинул теорию о том, что преступник может быть опознан по внешним физическим признакам, сниженной чувствительности органов чувств и болевой чувствительности. « И эпилептикам, и преступникам свойственны: стремление к бродяжничеству, бесстыдство, леность, хвастовство совершенным преступлением, графомания, жаргон, татуировка, притворство, слабохарактерность, моментальная раздражительность, мания величия, быстрая смена настроения и чувств, трусость; то же тщеславие, наклонность к противоречиям, преувеличению, болезненная раздражительность, дурной характер, причудливость. И я сам наблюдал, что во время грозы, когда у эпилептиков учащаются приступы, заключенные в тюрьме тоже становятся более опасными: разрывают на себе одежду, ломают мебель, бьют служителей». Таким образом, преступник находится в особых патологических условиях, обусловливаемых в большинстве случаев разными процессами или разными специальными условиями. Под впечатлением своего открытия Ч. Ломброзо стал изучать антропологические особенности большого массива преступников. Ломброзо изучил 26 886 преступников, контрольной группой для него послужили 25 447 добропорядочных граждан. Исходя из полученных результатов, Ломброзо выяснил, что преступник - это своеобразный антропологический тип, который совершает преступления в силу определенных свойств и особенностей своего физического сложения. Ломброзо полагал, что преступление столь же естественно для человека, как и для представителей животного и растительного мира, которые убивают и поедают друг друга. Ч. Ломброзо приводил доказательства того, что нравы и обычаи первобытности продолжают действовать и его время в среде преступников.

    В 1890 г. вместе известным социологом Р. Ляски Ломброзо выпускает исследование, в котором психические характеристики индивида и нации самым тесным образом переплетаются с политическими и правовыми феноменами - « Политическая преступность и революция в отношении к праву, уголовной антропологии и государственной науке». Самым тщательным образом здесь исследовались связи и влияния, существующие между индивидуальной патологической («врожденные преступники») психикой и социально-политическими феноменами и процессами в обществе.

    Ломброзо следующим образом связывает болезненные типы психики с формами политической деятельности: « Разные виды сумасшествия отражаются в типах политических преступников. Мономаны и параноики, почти всегда обладающие интеллектом выше среднего, строят обыкновенно широкие системы, но они редко способны действовать и поэтому пренебрегают большой публикой, запираются в интимном кружке и, наподобие настоящих ученых, ограничиваются идеологией, тем более грандиозной, чем меньше они способны к деятельности». Данная работа стала одной из основополагающих в процессе рождения новой общественной науки - массовой психологии.

    Заключение

    Проблемы, связанные с преступностью, всегда являлись самыми запутанными и животрепещущими и вызывали множество дебатов со стороны ученых. Однако для решения данных проблем требуется множество практических исследований, которые зачастую не оцениваются по достоинству. Примером таких исследований могут служить выводы, сделанные величайшим ученым в области антропологии и психологии, Ч. Ломброзо, которые не были восприняты всерьез в свое время. Однако следует отметить, что эмпирические исследования Чезаре Ломброзо, имеют очень важное значение в сфере криминологии и не потеряли своей актуальности и в XXI в. А относительно суждений Ч. Ломброзо о роли психических аномалий в механизме преступного поведения можно отметить тот факт, что и современные исследователи в области психиатрии во многом приходят к тождественным с ним выводам.

    Список использованных источников

    1. Алексеев А.И. Криминология: учебное пособие.- М.:издательство «Щит-М», 1999.-678 с.

    2. Антонян Ю.М. Криминология: - М.: Логос, 2004.- 448 с.

    3. Иншаков С.М. Зарубежная криминология: - М.: Юристъ, 1997.- 325 с.

    4. Кудрявцев В.И., Эминов В.Е. Криминология: - М.:Юристъ, 1999. - 678 с.

    5. Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты:- М.: ИНФРА-М, 2004.- 320 с.

    6. Ломброзо Ч. Политическая преступность и революция в отношении к праву, уголовной антропологии и государственной науке:- М.: ИНФРА-М, 2003.- 315 с.

    7. Шеханцов Г.Г. Криминология:- Мн.: Тесей, 2006.- 296 с.

    1. Криминология (4)

      Лекция >> Государство и право

      Сформировать криминологию как самостоятельную науку. §1. Классическое и антропологическое направления криминологических... направление криминологической теории Почти одновременно с биологическим направлением криминологии , ...

    2. Криминология как наука ее предмет методология и место в системе друг

      Курсовая работа >> Государство и право

      Противодействия им. § 5. Классическое и антропологическое направления криминологических теорий Представители классических криминологических... Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии , основоположником которой...

    3. Тесты для самоподготовки по Криминологии с объяснениями

      Тесты >> Государство и право

      Отрицательно 2. Антропологическое направление в криминологии позволило использовать хирургические методики 3. Антропологические теории... структуре причин преступления? Биологические Социальные В отношении одних преступлений – биологические

    Криминология изучает социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические характеристики личности преступника. Кроме того, ключевым для данной темы и для криминологии в целом является вопрос о том, какую природу имеет преступное поведение человека: биологическую или социальную.

    Теории биологического и биолого-социологические направлений в криминологии

    Физиогномика и френология. Классическая школа криминологии стремилась вообще исключить признаки личности человека, совершающего преступления, из предмета рассмотрения криминологии. Однако практика показала, что такое представление является излишне упрощённым. Человек далеко не всегда ведёт себя рационально. Поиск других факторов, являющихся причинами поведения людей, осуществлялся в рамках позитивистского направления в криминологии.

    Позитивистское направление - это направление, которая колоссально способствовала становлению криминологии как автономной самостоятельной науки. Ею были представлены очень важные для криминологии идеи, к которым пришли посредством некоторых мыслителей, обладавших ценными идеями, однако которые не достигли уровня школы. Их всех объединяет позитивистский тон, основанный на методе эксперимента, поскольку они отказались изучать преступления как юридическую сущность, предпочитая изучение преступника, то есть живого человека, совершившего преступление.

    Эти мыслители вписываются в криминологические направления, которые относятся к физиогномике, френологии, общей антропологии и психиатрии:

    1) Физиогномика изучает характер человека по чертам лица (физиономии), считая, что существует тесная связь между чертами лица с одной стороны и психическими качествами, с другой сторон.

    Основателем физиогномики считается Дж. Де Ла Порт, который в 1601 году опубликовал работу под названием «Человеческая физиогномика», ныне известную в криминологии как первое научное исследование преступника.

    В становлении физиогномики как науки существенный вклад внёс писатель, швейцарский философ Лафатер, указав, что в физиогномике отражается душа человека, но это можно увидеть только по воле Бога, и могут это увидеть только «избранные люди».

    Хотя физиогномика учёными считается псевдонаукой, в настоящее время она влияет на ум человека, и это отражено в литературе. Здесь различия между положительными и отрицательными персонажами особенно подчёркиваются физиологическим, внешним, физическим видом.

    Френология («frenos» - гр. - ум; «logos» - слово, мысль, наука) - это наука, считающая, что психические способности индивидуумов расположены на определённой поверхности человеческого мозга.

    Создателем френологии является немецкий врач-невролог Франц Иозеф Галль (1758-1828). При проведении экраноскопических исследований, Ф. И. Галль выявил существование выпуклостей, опухолей, шишек на поверхности черепа и предположил, что психические функции индивидуумов расположены именно в этих неровных местах, которых он называет черепными шишками (от французского слова «Ьовае» - выступ, выпуклость, опухоль).

    Ф. И. Галль считал, что «преступления являются продуктом индивидов, их совершающих, а следовательно, их характер зависит от природы этих индивидов и от тех условий, в которых эти индивиды находятся; лишь принимая во внимание эту природу и эти условия, можно правильно оценивать преступления»

    Ф. И. Галль также стал первым, кто предложил классификацию преступников в зависимости от биологических признаков. Он предложил делить их на три категории:

    Ф. И. Галль установил 85 подобных черепных шишек, утверждая, что достаточно пощупать череп человека, чтобы определить уровень его интеллекта.

    Также френологией занимался немецкий врач Спурзгейм (1776-1832) и основатель социологии Огюст Конт и др.

    Хотя френология считается ненаучной теорией, её заслугой является то, что ею впервые была исследована кора головного мозга.

    Антропологическая концепция

    Физиогномика и френология стали предшественницам криминальной антропологии, учения, которое часто связывается с работами итальянского криминолога Чезаре Ломброзо и его учеников. Он считал что черты преступника схожи с антропологическими чертами первобытного человека и человекообразных обезьян то есть схожи именно по внутренним и внешними признаками строения человека

    Именно Чезаре Ломброзо является автором «прирожденного преступника». Он в своем труде «Преступный человек» заложил в основы уголовного права, (ее еще называют финской по имени города). В своих теоретических положениях Ломброзо опирался на философию позитивизма, используя вместе с тем и многие взгляды вульгарных материалистов того времени. Наиболее подробно Ломброзо развил теорию «прирожденного преступника» выделил несколько их типов: убийцы, насильники воры и т. д. Особо он выделил этап прирожденного «политического преступника» для которого, по мнению Ломброзо, характерно стремление к разрушению всего установившегося в обществе. Он выделил что преступник - особый природный тип. Он считал, станет человек преступником или нет, зависит от врожденной предрасположенности, причем для каждого типа преступлений (убийства, изнасилования, хищения) характерны свои аномалии физиологии, психологии и анатомического строения.

    Ломброзо разработал таблицу признаков прирожденного преступника - таких черт (стигм), которые выявил путем непосредственного измерения физических черт того или иного лица и посредством их наличия решал прирожденный или нет перед ним преступник. Нетрудно увидеть в этой концепции перенесение эволюцию по биологической теории развития видов Чарьза Дарвина в сферу изучения преступности. Признаками которые выделил Ломбразо явились следующие:

    Необычно маленький или большой рост

    Маленькая голова и большое лицо

    Низкий и наклонный лоб

    Отсутствие чёткой границы роста волос

    Морщины на лбу и лице

    Большие ноздри или бугристое лицо

    Большие, выступающие уши

    Выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей

    Высокие скулы

    Пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами

    Кривой или плоский нос

    Выдающаяся вперёд челюсть

    Мясистая нижняя и тонкая верхняя губа

    Ярко выраженные резцы и вообще ненормальные губы

    Маленький подбородок

    Тонкая шея, покатые плечи при широкой груди

    Длинные руки, тонкие пальцы

    Татуировки на теле.

    Также Ломбразо выделил таких специфических преступников как умалишенные и преступники по страсти. А в работе «Женщина преступница и проститутка» именно в этой работе он выразил свое мнение, что женщины преступники превосходят мужчин по своей жестокости.

    В России приводилась проверка теории Чезаро Ломбразо патологоанатом Д. Н. Зернов на основании специально проведенных исследований пришел к убеждению, что «прирожденного преступника» не существует, Зернов отмечал, что среди преступников встречаются люди с признаками дегенерации точно так же, как и среди непреступных людей.

    Но вклад Чезаро Ломбразо в криминологию не оспорим именно он поставил вопрос о причинах преступного поведения и о личности преступника. И основная идея его мысли считаю что причина преступности это цепь взаимосвязанных причин.

    Клиническая Криминология. Данная концепция основана французским ученым Жаном Пинателем и итальянскими авторами Филлипо Граматика и ди Тулио. Так же у клинической криминологии существует и другое название теория «опасного состояния личности» Совершение преступлений характеризуется внутренней склонностью конкретного человека то есть отдельного индивида к совершению преступлений которая может быть выявлена специальными тестами, а также изучением образа поведения, и скорректирована с использованием медицинских методов.

    Концепция предлагает расширить систему не определенных приговоров. Преступность объявляется медицинской проблемой за которую общество не несет ответа что является подсознательными импульсами человека Более весомый вклад в формирование этого направления внес итальянский ученый Ф Граматика По его мнению, уголовная политика на основе социальной защиты должна ориентироваться в большей степени на индивидуальное, а не на общее предупреждение преступности. Главной целью называл - выведение преступника из состояния повышенной склонности к криминалу, его перевоспитание и пересоциализация, что эффективнее защищает общество от преступлений, чем жесткие карательные меры. Так же активный сторонник в несший в эту концепцию не мало важный вклад французский криминолог Ж. Пина-тель разработал этапы криминологической диагностики реальных и потенциальных преступников: диагностика преступных способностей; диагностика социальной неприспособленности и диагностика опасного состояния. Диагностика социальной неприспособленности, представляет собой в выявлении черт личности и ее поведения, касающихся профессии, физических склонностей, интеллекта, инстинктов.

    Методы так называемой коррекции криминальных наклонностей, практикуемыми клиницистами, помимо широко применяемого психоанализа являлись электрошок, лоботомия, медикаментозное воздействие, хирургические методы и так далее.

    Теория конституционного предрасположения

    Так же были предприняты попытки завязать предрасположенность человека к совершению преступлений в зависимость от его тело сложения (конституционального типа. Выделяют три основных соматических типа:

    Эндоморфный - тенденция к ожирению, мягкая округлённость тела, короткие и тонкие конечности, тонкие кости, гладкая кожа; расслабленная личность с повышенным уровнем комфортности, любит роскошь, экстраверт.

    Мезоморфный - преобладание мышц, костей и опорно-двигательной системы, большое туловище, широкая грудь, большие ладони и руки, плотное телосложение; активный, агрессивный и несдержанный тип личности.

    Эктоморфный - преобладание кожи, хрупкое тело, тонкие кости, покатые плечи, маленькое лицо, острый нос, тонкие волосы; чувствительный тип с расстройствами внимания и бессонницей, проблемами с кожей и аллергиями

    Каждому человеку присуши данные соматические типы. К тому же было замечено преобладание мезоморфного типа который являются характерно выраженным.

    В качестве мер, которые необходимо предпринять для предотвращения совершения преступлений, сторонники данной теории (немецкий психиатр Эрнст Кречмер, американские криминологи Уильям Шелдон, Шелдон и Элеонора Глюк и другие) предлагали гормональную терапию, а также помещение потенциальных преступников в специальные лагеря, где их будут обучать навыкам общественно-полезного поведения.

    Современные концепции биологических причин преступного поведения

    Прогресс в 20 веке двигает не только технику на новый уровень но и прорыв во всех сферах жизни общества в то числе биологии с подвинула криминологию на новые направления в биологических теориях причин преступности и преступной личности преступника. В частности генетика с подвигла криминологию на возрождение учеными биологической концепции которые попытались объяснить причины преступного поведения личности с точки зрения биологии на основании новых научных методов. Такими явились на пример:

    Исследования преступности близнецов

    Именно исследования в этой области позволяют определить наличие зависимости между генетической особенностью человека и социологическим влиянием

    Возможность рождения детей с одинаковым генетическим кодом - однояйцовых близнецов, заложенная в природу человека, даёт способ определить, есть ли зависимость между генетическими особенностями человека и характером его поведения. Было обнаружено, что если один из таких сиблингов совершает преступление, то и второй с большой степенью вероятности последует по его стопам.

    Генетик Ф. П. Эфроимсон проанализировал данные о частоте совершения преступлений близнецами в США, Японии нескольких странах Западной Европы за 40 лет, было отобрано нескольких сотен пар близнецов. Было установлено, что оба однояйцовых близнеца оказывались преступниками в 63 процентах, а оба разнояйцовых - только в 25 процентах случаев

    Данные исследований преступности близнецов более всего направлены на изучение вероятностной закономерности вовлечения второго близнеца в совершение преступления. Именно эти исследования существенно упрочнили позиции сторонников биологических теорий личности преступника. Однако их противники указывают, что данное объяснение не является единственно возможным. Предполагается, что генетически задаётся не склонность к совершению противоправных поступков, а определённый тип реакции на социальные факторы, формирующие личность.

    Кроме того, при повторных исследованиях были получены и противоречащие вышеизложенным результаты. Так, немецкий психолог и социолог Вальтер Фридрих по итогам исследований поведения большого числа близнецов сделал вывод о том, что «интересы и установки определяются общественной средой и развиваются в социальной деятельности человека.

    Хромосомная теория преступности

    Не более доказательна и хромосомная теория. По мнению ее сторонников, нарушения в хромосомном наборе у мужчин всегда способствуют психопатизации личности и ее криминальной агрессивности. Некоторые авторы прибегли даже к реанимации расистских концепций и стали утверждать, что «хромосома преступности» более распространена среди желтых рас, чем среди белых, особенно у японцев, арабов и евреев.

    Концепция хромосомных причин преступности подвергается острой критике со стороны ученых и в капиталистических государствах. Так, Центр по изучению преступности американского национального института здоровья в 1970 г. опубликовал доклад, содержащий обзор исследований в различных странах, в котором сделано заключение о недоказанности мнения о том, что люди с хромосомными аномалиями типа ХУУ являются более агрессивными, чем преступники с нормальным набором хромосом4б. В 1972 г. во Франции состоялась конференция по криминогенности хромосомных аномалий. Ее участники опровергли взгляд о статистически значимой зависимости между преступностью и хромосомными аберрациями. К такому же мнению пришла Лаборатория судебной медицины и психиатрии второго Университета в Бордо, обобщив данные 96 трудов по аномалии типа ХУУ.

    Результаты исследований «криминогенное» хромосомных аномалий в буржуазной науке противоречивы. Так, колебания относительно уровня распространенности лишней Y хромосомы среди преступников достигают 20-кратных размеров, а по синдрому Клайнфельтера даже 36-кратных. Не совпадают мнения и относительно характера криминальности названных лиц: одни - только насильственно-сексуальные, другие - корыстные, третьи считают их склонными к поджогам и бродяжничеству. Как всегда, при исследовании биологических факторов в буржуазной криминологии не проводилось дифференцирование влияния социальных и биологических условий формирования личности. Полно неясностей и понятие «агрессии», связываемое с названными хромосомными аномалиями.

    Хромосомная теория, как и близнецовая, статистически нерепрезентативна, в ней не всегда использована контрольная группа. Ряд представителей буржуазной криминологии отмечают, что существует много граждан с хромосомными аномалиями, которые не совершают преступлений. Преобладающая же часть преступников не имеют каких-либо хромосомных отклонений. Наследственные теории внеклассовый и вне историчны. Они игнорируют классово-историческую изменчивость преступности, в то время как генотип человека не меняется по крайней мере в течение 40 тыс. лет и уровень хромосомных аномалий относительно стабилен.

    Вывод: преступность - не биологическая, а социальная категория (иное не доказано). Ее изменчивость с изменением социальных условий является бесспорным фактом. Бесспорна также стабильность биологически наследуемых признаков. Но если из двух сопоставляемых явлений одно беспрерывно меняется, а другое нет, то трудно усмотреть основание для того, чтобы приписать им причинно-следственную связь. Индивидуальные свойства и качества, в том числе и врожденные, связанные с уникальным характером генетической программы каждого человека, безусловно, предопределяют многое в его поведении. Предопределяют (на уровне возможного), но не являются причиной.

    Проблема соотношения социального и биологического в личности преступника

    дипломная работа

    2.1 «Антропологическая» школа в криминологии

    В 70 - 80 гг. XIX в. в уголовном праве возникло новое направление, которое в противоположность классическому иногда называют позитивистским. Оно было представлено двумя основными школами: «антропологической» и «социологической». «Антропологи» (Ломброзо, Ферри, Гарофало), выступившие впервые в 70 гг. XIX в., рассматривали преступность как биологическое явление, а преступников - как особую породу людей, которую можно распознать по особым физическим признакам («стигматам»).

    «Социологи», выступившие несколько позже, в 80 гг. XIX в., заявляли, что преступность есть результат взаимодействия множества факторов («физических», «индивидуальных» и «социальных») и что существует категория людей, находящихся в опасном состоянии, от которых общество должно защищаться до того, как они совершат преступление. «Антропологи» и «социологи» предлагали коренным образом реформировать уголовное право и процесс. Они предлагали отбросить как «устаревшие» важнейшие принципы и институты уголовного права: принцип «nullum сrimen sine 1еgе» (нет преступления без закона), принцип соответствия наказания тяжести содеянного, понятия состава преступления, вины, вменяемости и т.п. То обстоятельство, что новые течения в буржуазном уголовном праве появились именно в 70-80 гг. XIX в., не было случайностью. В этот период обостряются противоречия во всех западных государствах, усиливаются экономические кризисы, растет безработица и нищета народных масс. Как неизбежное следствие этого неуклонно растет преступность, прежде всего, профессиональная преступность, политическая, и резко увеличивается преступность среди молодежи.

    Господствовавшая до этого в уголовном праве «классическая» школа не могла объяснить невиданного роста преступности, да и не пыталась этого сделать, так как свое основное внимание она сосредоточивала на чисто юридическом анализе преступлений и отдельных институтов уголовного права.

    В то же время в этот период широкое распространение получает учение марксизма, согласно которому ответственность за рост преступности лежит на капиталистическом обществе, и только с его уничтожением возможно надеяться на полное искоренение преступности в жизни человеческого общества. Все это вызывало необходимость появления новых идей, которые бы не отмежевывались от вопросов причин и сущности преступности, а, наоборот, ставили бы эти вопросы.

    В основе идей «антропологической» и «социологической» школ лежали самые различные философские, социологические и общеюридические теории.

    «Антропологи» заимствовали некоторые мысли философов Бюхнера, Фогга, Молешотта, в которых те отождествляли законы природы с законами общества. «Антропологи» трактовали преступление как биологическое явление, присущее не только человеческому обществу, но и животным и даже растениям.

    Большую роль в формировании и обосновании взглядов «антропологической» школы сыграло учение философа и социолога Спенсера. Согласно Спенсеру человеческое общество, подобно животному организму, подчинено биологическим законам. На этом основании Спенсер делал вывод о естественном и вечном характере человеческого общества и присущих ему явлений.

    Взгляды «антропологов» и «социологов» находятся также под сильным влиянием социал-дарвинизма - направления в социологии, которое пыталось использовать учение Дарвина о борьбе за существование в мире животных и растений при объяснении закономерностей общественного развития. Опираясь на положения социал-дарвинизма, «антропологи» и «социологи» рассматривали преступность как проявление борьбы за существование между преступником и обществом и поэтому обосновывали право общества наказывать вредных ему лиц, независимо от их вины, правом всякого организма на существование, на самозащиту. Преступники представляют собой людей, не приспособленных к жизни в обществе, поэтому их необходимо уничтожить или, по крайней мере, изолировать от общества Кузнецова Н.Ф. Современная буржуазная криминология. М., 1976. С. 48. .

    Мальтузианская теория народонаселения также была использована «антропологической»» школой. Опираясь на ее положения, «антропологи»» требовали принятия мер к тому, чтобы ликвидировать якобы существующую «расу преступников». Лучшим способом для достижения этой цели они объявили стерилизацию и физическое уничтожение преступников. «Антропологическая» школа пытается доказать существование рас, предрасположенных к преступности или к отдельным видам преступлений. Эта сторона учения «антропологической» школы в дальнейшем была широко использована германским фашизмом, поставившим цель уничтожить целые расы и народы.

    «Антропологическая» школа возникла первоначально в Италии, где у нее оказалось большое число приверженцев. Основателем новой школы стал итальянский врач Чезаре Ломброзо, опубликовавший в 1876 г. работу «Преступный человек в его соотношении с антропологией, юриспруденцией и тюрьмоведением». В 1881 г. была опубликована «Криминология» итальянского юриста Гарофало, и в том же 1881 г. под названием «Новые горизонты уголовного права и процесса» вышла в свет основная работа итальянца Ферри «Уголовная социология» Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. Классическая школа и антрополого-социологическое направление. М., 1985. С.69. .

    С 1880 г. Ломброзо и его единомышленники начали издавать свой журнал «Архив уголовной психиатрии и уголовной антропологии». С этого же времени начинают собираться международные конгрессы уголовной антропологии, организуемые Ломброзо и его сторонниками.

    Надо сказать, что взгляды Ломброзо не представляли собой чего-то абсолютно нового. Так, еще в конце XVIII - начале XIX в. широкое распространение получила френология - теория австрийца Галля. Согласно Галлю существуют люди с дурной организацией мозга - преступники, которых можно выявить по строению их черепа. Галль предлагал уничтожать таких людей, изучив их череп и убедившись в том, что они представляют собой врожденных неисправимых преступников.

    Одним из предшественников «антропологической» школы является французский психиатр Деспин. По его мнению, преступники представляют собой людей «нравственно помешанных», т.е. со здоровым, но «порочным» состоянием мозга. Это «нравственное помешательство» выражается во врожденном отсутствии нравственного чувства, в отсутствии раскаяния и угрызений совести и в крайней непредусмотрительности.

    Важнейшим источником «антропологической» школы послужило также учение французского психиатра Мореля, выдвинувшего теорию прогрессирующего вырождения человеческой расы, которое находит свое выражение в передающихся по наследству душевных болезнях и преступности.

    Таким образом, многие исходные положения «антропологической» школы были сформулированы задолго до Ломброзо. В его работах эти положения были уже возведены в ранг «основополагающей» криминологической теории, и из них были сделаны радикальные выводы для организации уголовной репрессии.

    Одним из важнейших постулатов «антропологической» школы является трактовка преступления в качестве вечного и естественного явления. Так, Ломброзо утверждал, что преступление является естественным и необходимым феноменом, как зачатие, рождение, смерть, душевные болезни.

    Для «антропологов» преступление свойственно всякому обществу, на любой стадии развития человечества, человеческое общество не в состоянии избавиться от язвы преступности, а может только в той или иной мере ослабить тот вред, который причиняется преступлением.

    Более того, для сторонников «антропологической» школы преступление есть явление, свойственное не только человеческому обществу, но и животному и даже растительному миру. В частности, у животных Ломброзо обнаружил существование 22 видов убийств: из корысти, ради пропитания, «детоубийство» и т. п. Ему «удалось» выявить «прирожденных преступников» среди животных, отмеченных аномалиями черепа См.: Решетников Ф.М. Указ. соч. С.74. . Например, к числу «преступных» он относил норовистых, злых лошадей с узким убегающим лбом. Данная Ломброзо биологическая трактовка преступления полностью игнорировала принципиальную противоположность между характером отношений, складывающихся в человеческом обществе во взаимоотношениях людей, и той борьбой за существование, которая имеет место в условиях животного и растительного мира.

    Исходя из этой ложной установки о биологической сущности преступления Ломброзо выдвинул утверждение о существовании особого типа человека, «прирожденного преступника», отличающегося по своим физическим и психическим данным от обычных людей. «Антропологи» рассматривали «прирожденных преступников» как совершенно самостоятельную расу людей, резко отличающуюся от остального человечества, когда превращение нормального организованного человека в преступника так же невозможно, как невозможно превращение шимпанзе в гориллу.

    Подвергнув сравнительному исследованию заключенных в тюрьмах и обычных граждан (солдат, пожарных, студентов), Ломброзо заявил, что им обнаружен тип «прирожденного преступника» (примерно 40% из всех заключенных), которого легко обнаружить по определенным физическим признакам («стигматам»). К таким признакам Ломброзо относил, прежде всего, особенности черепа: глубокие лобные пазухи, очень объемистые скулы, громадные глазные орбиты, многочисленные затылочные углубления, птицевидный тип носового отверстия, так называемый «лемуров» придаток челюсти и т. п. Лицо «прирожденного преступника», согласно Ломброзо, имеет следующие признаки: отвислые уши, косые глаза, кривой нос, скошенный лоб, узкие губы, богатая шевелюра на голове и жидкая борода.

    Чуть ли не каждый из указанных Ломброзо признаков стал предметом специального изучения со стороны многочисленных его последователей. Например, Оттоленги, изучая носовую кость черепа, пришел к выводу, что по ней можно различать не только преступников и обычных граждан, но и воров, убийц и т. п. В частности, у большинства воров он обнаружил короткий, широкий, сплющенный нос, который во многих случаях отклонялся в сторону. Детально изучив морщины на лице, он пришел к выводу, что «прирожденного преступника» можно выявить по специфичной скуловой морщине, проходящей посреди щеки, которую назвали «морщиной порока» См.: Ломброзо Ч. Преступление. М.: Фирма «Спарк», 1994. С. 143. .

    Другой последователь Ломброзо - Фригерио - всецело посвятил себя изучению ушей преступников при помощи специально изобретенного им «отометра» (от латинского «ото» - ухо).

    Исследованием рук преступников занялся еще один «ученый» - Марро, который установил, что у убийц обычно бывают толстые и короткие руки, а у воров, наоборот, - тонкие и длинные.

    Ломброзо и другие «антропологи» не ограничились чисто «внешним» изучением преступников. Они заявили, что вес мозга и количество извилин мозга у преступника меньше, чем у нормальных людей; они находили особенности даже в желудке, сердце и других внутренних органах преступника; по их утверждениям, преступник по весу и росту отличался от нормальных людей и т.д.

    Ломброзо подверг исследованию зрение, вкус, обоняние, осязание, развитие сосудистой системы, даже способность преступника краснеть и пришел к выводу, что все виды чувствительности у преступников притуплены. На основании всего этого «антропологи» заключили, что все истинные преступники обладают определенным, причинно связанным рядом телесных, антропологически доказываемых, и душевных, психофизически доказываемых, признаков, которые характеризуют их как особую разновидность, собственно, антропологический тип человека и обладание которыми с неизбежной необходимостью делает их носителя преступником, совершенно независимо от всех социальных и индивидуальных условий жизни.

    Следует отметить, что, согласно Ломброзо, черты «прирожденного преступника» по-разному проявляются у различающихся по своим «стигматам» основных преступных типов: воров, мошенников и убийц. При этом он заявлял, что в наиболее опасном «преступном типе» - убийце - сосредоточены все характерные черты «прирожденного преступника».

    Положения «антропологической» школы о существовании особого типа «прирожденного преступника» с присущими ему физическими и психическими признаками были опровергнуты уже в конце XIX в. многими криминалистами с помощью фактов и статистических данных. В частности, они показали, что признаки, якобы отличающие «прирожденных преступников», без труда можно обнаружить у людей, никогда не совершавших преступлений, у людей, нравственность и поведение которых безупречны даже с точки зрения «антропологов». В то же время на фактах было показано, что среди самых матерых убийц, воров-рецидивистов и т.п., встречаются такие, которые совершенно лишены многочисленных признаков, указанных «антропологами» в качестве отличительных особенностей «прирожденного преступника».

    В чем же видела «антропологическая» школа причину появления «прирожденного преступника»?

    С помощью фальсифицированных данных «антропологи» старались доказать, что преступник по строению мозга и черепа близок к первобытному человеку Фокс В. Указ.соч. С.265. .

    «Антропологи» также старались доказать сходство между преступниками и жителями некоторых районов Африки, искажая при этом различные научные данные. В качестве одного из «доказательств» этого сходства фигурировала даже склонность преступников к татуировке. Однако ясно, что татуировка, распространенная у некоторых народов, связана с определенным уровнем культурного развития, традициями, религиозными представлениями и не имеет ничего общего с татуировкой у преступников. Последняя вызвана отнюдь не врожденными качествами преступников, а условиями тюремной жизни.

    Все эти утверждения «антропологов» о сходстве преступников с первобытными людьми понадобились им для того, чтобы выдвинуть положение об атавистической сущности преступления. Так, Ломброзо и Ласки писали, что в преступнике можно видеть проявление преатавизма, восходящее к плотоядным и грызунам.

    Политический же смысл такой трактовки преступления состоит в стремлении доказать, что поскольку преступник есть проявление атавизма, то человеческое общество не виновато в его преступлении, а с преступником можно обращаться как с получеловеком, не связывая репрессию «человеческими» рамками. Единственное, что общество может обещать преступнику, - это измерить, взвесить и повесить его.

    Наряду с этим они попытались использовать утверждение Деспина о том, что преступление есть вид «нравственного помешательства», т. е. помешательства, которое, не проявляясь в области душевной деятельности, затрагивает исключительно нравственность человека. Согласно Ломброзо нравственная позиция, которая делает ее носителя не борцом за интересы общества вообще, а борцом за интересы только класса (группы людей - С.Д.), должна рассматриваться как нравственное помешательство.

    Ломброзо предложил еще одно объяснение преступности - эпилепсию. Все преступники были им объявлены больными эпилепсией в той или иной форме. Однако и это утверждение Ломброзо было опровергнуто криминалистами и врачами после довольно серьезного изучения данной гипотезы.

    Таким образом, современниками Ломброзо были опровергнуты его утверждения о том, что преступность - это атавизм, «нравственное помешательство» или эпилепсия. Противники его теории указывали, что никак нельзя объяснять появление «прирожденного преступника» такими исключающими одно другое состояниями, как атавизм, «нравственное помешательство» и эпилепсия. Остается отметить, что все эти «гипотезы» понадобились Ломброзо и его единомышленникам для того, чтобы доказать, будто преступники представляют собой особую расу людей, специфическую биологическую разновидность, тем самым отрицая социальную природу преступности.

    Специального рассмотрения заслуживает вопрос об оценке «антропологами» политической преступности, ее причин, характера и методов борьбы с нею.

    Ломброзо и его единомышленники проповедовали путь реформ и отказа от революций. Под «революцией» они понимают постепенные реформы; под «бунтом» - массовые движения народа за свои права, в том числе и вооруженные См.: Решетников Ф.М. Указ. соч. С.79. . «Антропологи» пытались отрицать, что причина политических преступлений лежит в человеческом обществе и его пороках. Кроме того, они считали, что усиление эксплуатации, ухудшение материального положения народных масс даже способствует борьбе с политическими преступлениями. Так, Ломброзо утверждал, что, с точки зрения политических преступлений, крайние степени бедствий и несчастий имеют гораздо более благоприятное влияние на человека, чем довольствие и счастье.

    Причиной политической преступности «антропологи» объявляли существование особой разновидности людей, якобы страдающих «политическим сумасшествием». Это видно из той оценки, которую дал в свое время Ломброзо участникам Парижской коммуны, утверждая, что они - преступники, сумасшедшие, пьяницы и восстали лишь ради удовлетворения своих аморальных аппетитов.

    Предупредительными мероприятиями против революционного движения «антропологи» называли проведения самой суровой репрессии в отношении его участников. Смертная казнь, ссылка на необитаемые острова и в болотистые местности - вот те меры, которые они заслуживают.

    При огромном росте детской преступности в то время Ломброзо первым провел исследование этого вида преступности. Его позиция сводилась к тому, что моральные аномалии, которые создали бы применительно к взрослому преступность, проявляются у детей в гораздо больших размерах и с теми же признаками, особенно благодаря наследственным причинам. В этом отношении ничего не может сделать воспитание: оно дает детям, самое большее, внешний блеск, что является источником всех наших иллюзий. Оно не может изменить тех, кто родился с извращенными инстинктами.

    Несмотря на ошибочность положения Ломброзо о существовании прирожденных преступников, нельзя отрицать его вклад в развитие криминологии. Некоторые западные криминологи считают началом становления криминологии как самостоятельной науки работы именно этого ученого. Известный французский криминолог М. Ансель отмечал, что существенной новизной явились не теория прирожденного преступника и не доктрина об атавизме в преступности, значение имел перенос центра тяжести в оценке преступления на человека, совершающего этот акт. Именно Ломброзо начал исследовать фактический материал, поставил вопрос о причинности преступного поведения и о личности преступника Ансель М. Новая социальная защита. М., 1976. С. 187. . В более поздних работах Ломброзо отказался от своих радикальных взглядов, практически восприняв позицию «социологов» См.: Ломброзо Ч. Преступление. М.: Фирма «Спарк», 1994. С. 166. .