Бой у разъезда Дубосеково: подвиг, который не ставят под сомнение. Герои-панфиловцы

История ВОВ полна героических страниц. Однако за 70 лет, прошедших со дня Победы, было выявлено и немало фальсификаций, а также рассказов о том, как происходили некоторые события, вызывающие сомнения в своей достоверности. В их числе подвиг 28 панфиловцев, который упоминается в гимне Москвы и который не раз становился основой для сценариев художественных фильмов.

Предыстория

В первые месяцы после в городах Фрунзе и Алма-Ата была сформирована 316-я стрелковая дивизия, командование которой поручили тогдашнему военкому генерал-майору И. В. Панфилову. В конце августа 1945-го это военное формирование вошло в состав действующей армии и было направленно на фронт под Новгород. Спустя два месяца его перебросили в район Волоколамска и приказали занять полосу обороны протяженностью в 40 км. Солдатам дивизии Панфилова пришлось постоянно вести изнуряющие бои. Причем только за последнюю неделю октября 1941 года ими было подбито и сожжено 80 единиц вражеской техники, а потери противника в живой силе составили более 9 тысяч офицеров и солдат.

Дивизия под командованием Панфилова имела в своем составе 2 артиллерийских полка. Кроме того, в подчинении у неё находилась одна танковая рота. Однако один из ее стрелковых полков был плохо подготовлен, так как его сформировали незадолго до отправления на фронт. Панфиловцам, как их позже стали называть в советской печати, противостояли три танковые и одна стрелковая дивизии Вермахта. Враги перешли в наступление 15 октября.

Одна из самых известных советских патриотических легенд, зародившихся в период Великой Отечественной войны, рассказывает о событиях у разъезда Дубосеково, которые якобы происходили 16 ноября 1941 года. Впервые она появилась в газете “Красная звезда”, в очерке фронткорра В. Коротеева. Согласно этому первоисточнику, 28 человек, числившихся в составе четвертой роты второго батальона 1075-го полка, которыми командовал политрук В. Клочков, в ходе ожесточенного 4-часового боя уничтожили 18 танков врага. При этом почти все они погибли в неравной схватке. В статье была также приведена фраза, которую, по утверждению Коротеева, перед смертью произнес Клочков: “Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!”

Подвиг 28 панфиловцев: история одной фальсификации

На следующий день после первой статьи в “Красной звезде” был опубликован материал под авторством А. Ю. Кривицкого, озаглавленный как “Завещание 28 павших героев”, которых журналист называл не иначе, как панфиловцы. Подвиг солдат и их политрука был описан во всех деталях, однако в публикации не упоминались имена участников событий. Они впервые попали в прессу лишь 22 января, когда все тот же Кривицкий представил подвиг панфиловцев в развернутом очерке, выступая в качестве очевидца тех событий. Интересно, что “Известия” писали о боях под Волоколамском еще 19 ноября и сообщали всего о 9 подбитых танках и 3 сожженных.

Рассказ о героях, ценою жизни защитивших столицу, потряс советских людей и воинов, сражавшихся на всех фронтах, а командование Западного фронта подготовило ходатайство, обращенное к Наркому обороны, о том, чтобы присвоить 28-ми отважным воинам, указанным в статье А. Кривицкого, звания Героев Советского Союза. В результате уже 21 июля 1942 года Президиум Верховного Совета подписал соответствующий указ.

Официальное разоблачение

Уже в 1948 году было проведено масштабное расследование, имеющее целью установить, действительно ли имел место подвиг 28 панфиловцев. Причиной стало то, что за год до этого в Харькове был арестован некто И. Е. Добробабин. Его привлекли к ответственности с формулировкой “за измену Родине”, так как следователи обнаружили неопровержимые факты, подтверждавшие, что в годы войны он добровольно сдался в плен и поступил на службу к оккупантам. В частности, удалось установить, что этот бывший полицай в 1941 году был участником боя под разъездом Дубосеково. Более того, оказалось, что он и Добробабин, упоминавшийся в статье Кривицкого, - одно и то же лицо, и ему посмертно присвоено звание Героя. Дальнейшее расследование позволило считать все изложенное в статьях, в которых был описан подвиг панфиловцев под Москвой, фальсификацией. Выявленные факты легли в основу справки за подписью тогдашнего Генпрокурора СССР Г. Сафонова, которую представили 11 июня 1948 года.

Критика в прессе

Результаты расследования, поставившего под сомнение факт, что подвиг панфиловцев в виде, описанном в публикациях “Красной звезды”, имел место на самом деле, так и не попали в советскую прессу. Лишь в 1966 году в “Новом мире” появилась первая статья, касающаяся ноябрьских боев у Дубосеково. В ней автор призывал изучить факты, касающиеся того, кем были панфиловцы, подвиг которых описывался во всех учебниках истории. Однако дальнейшего развития эта тема в советской прессе так и не получила вплоть до начала перестройки, когда были рассекречены тысячи архивных документов, в том числе и результаты расследования 1948 года, установившие, что подвиг героев панфиловцев — это всего лишь литературный вымысел.

Откуда взялось число 28

Свет на то, как и почему в 1941 году произошло искажение фактов, касающихся воинов-панфиловцев, проливает стенограмма допроса корреспондента Коротеева. В частности, он указывает, что по возвращении с фронта изложил информацию о бое 5-й роты 316-й стрелковой дивизии, которая полегла на поле битвы, так и не сдав своих позиций, редактору “Красной звезды”. Тот его спросил, сколько всего было бойцов, и Коротеев, который знал, что она была недоукомплектованной, ответил, что 30-40, добавив, что сам в 1075-м стрелковом полку не был, так как пробраться на его позиции оказалось невозможным. Кроме того, он сообщил, что, согласно политдонесению из полка, двое солдат пытались сдаться, но были застрелены своими товарищами. Таким образом, было решено опубликовать цифру 28 и написать только об одном смалодушничавшем бойце. Так появилась легенда и вымышленные “погибшие, все как один, панфиловцы”, подвиг которых воспевали в стихах и песнях.

Отношение к подвигу

Сегодня кощунственно спорить о том, были ли героями панфиловцы. Подвиг всех тех солдат честно выполнивших свой долг в ноябре 1941-го, несомненен, как и их огромная заслуга в том, что советские войска не допустили фашистских захватчиков в столицу нашей Родины. Другое дело, что факт того, что в числе награжденных оказались предатели, является оскорблением памяти настоящих героев, не пощадивших своих жизней ради достижения Великой Победы, 70-ю годовщину которой вскоре будет праздновать все человечество, не страдающее исторической амнезией.

В редакцию «Новосибирские новости» пришло письмо от Юрия Шишкова, заслуженного работника Российской Федерации, главного конструктора «Новосибирского государственного проектного института». Юрий Андреевич уже давно интересуется темой подвигов героев Великой Отечественной войны. «Новосибирские новости» публикуют текст письма-расследования на тему подвига панфиловцев.

Вместо предисловия

Максим Жаров, автор публикации, озаглавленной «Кривицкого за этот миф надо было отправить в ГУЛАГ» Лента. Ру (12 июля 2015) задал вопрос историку Алексею Исаеву: «...два года назад Вы разбирались в этой истории, участвовали в дискуссиях. Вы говорили тогда, что дело о 28 панфиловцах надо подтверждать или опровергать на основании не только наших, но и немецких документов. Какие-то немецкие документы есть о том бое у разъезда Дубосеково?»

«Да, они существуют. Эти документы говорят, что немцы проехали через Дубосеково, особо ничего не заметив. Никакие люди, которые выбили у них 18 танков, в этих документах не упоминаются... мы о них ничего не знаем, в том числе, из-за утраты документов и гибели участников этих боев».

Ответы на этот и многие другие возможные вопросы по затронутой теме изложены в прилагаемой статье.

Из 28 панфиловцев погибли не все, 6 остались в живых. Не понятно, почему их свидетельства не были приняты во внимание, например, стенограмма беседы с Васильевым И. Р., принятая в основе данной статьи. То же других участников боя. Разве такое забывается?


По их сведениям, позиции панфиловцев были трижды атакованы врагом, причем дважды немцы отходили, неся потери в живой силе и технике. А по данным историка А. Исаева они проехали мимо, «ничего не заметив».

Где логика и правда? Допустим, возможно предположение, что количество подбитых танков могло быть завышенным (особенно в последней танковой атаке), хотя это не меняет сути дела, так как в то же время участниками боя подтверждено, что в ходе первой атаки немецкие танки, встретив упорное сопротивление панфиловцев, повернули назад. Спрашивается тогда, почему так произошло, и сколько из 20 танков надо было уничтожить, чтобы заставить оставшиеся танки отступить, не выполнив приказ.

Самое главное - бой у Дубосекова был. Если бы его действительно не было, на танкоопасном направлении это было бы преступлением.

Список воинов 2-го взвода, представленных к званию Героев Советского Союза, был составлен командиром 4-й роты капитаном П. М. Гундиловичем (который был награжден тремя боевыми орденами, погиб 10 апреля 1942 года). Учитывая отсутствие точных сведений и давность по времени, при составлении этого списка возможны отдельные неточности и даже ошибки, но умышленная фальсификация того, что в действительности боя у разъезда Дубосеково не было (и что он был выдуман) исключена.

Очень важно сказать при этом, что подвиг панфиловцев 2-го взвода был символичен в том смысле, что занимая позиции на переднем крае обороны, они не отступили, сражаясь до последнего. Другие панфиловцы 1075-го полка (особенно 4-й роты 2-го батальона) и всей дивизии тоже мужественно сражались как герои, многие из них погибли, но оставшиеся в живых под натиском врага вынуждены были отступить. Впоследствии они также получили за этот бой награды. Но представлять всех к званию героев (например, полностью 4-ую роту численностью 140 человек) было нереально.


Командир 8-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии генерал-майор И.В. Панфилов (слева) в расположении штаба дивизии в деревне Гусенево (Западный фронт, ноябрь, 1941 г.). Фото: politikus.ru

Основной довод на период представления: по имеющейся информации считалось, что у разъезда Дубосеково все 28 панфиловцев 2-го взвода погибли и поэтому награждаются посмертно.

Оставшиеся в живых старший сержант Васильев И. Р. и старшина Шемякин Г. М. после соответствующей проверки получили звезду Героя Советского Союза. Также красноармеец Шадрин И. Д. после проверки в сентябре 1942 года. Красноармеец Тимофеев Д. Ф. прошел проверку, но не успел получить награду, так как умер в 1947 году.

Информацию о показаниях полковника И. В. Капрова и работе прокурорской бригады, разговоре с маршалом Г. К. Жуковым можно найти в статье академика РАН Г. А. Куманева, опубликованной на сайте Кр. ru 22 июля 2015 года. Почему «члены прокурорской бригады ставили перед собой одну цель - развенчать подвиг 28 панфиловцев» для меня лично, как, очевидно, многих других остался загадкой.

Под Москвой. Октябрь 1941-го

В конце октября 1941 года в ходе наступления на Москву немецкие войска вышли на ближние подступы к нашей столице, в результате чего сложилась реальная угроза ее полного окружения и захвата врагом. Обе стороны готовились к решающей схватке. Из отдаленных районов страны (Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и др.) срочно перебрасывались на фронт под Москву новые воинские формирования.


Битва под Москвой. Фото: istmira.com

В ходе боев на Волоколамском направлении немецкие войска также понесли тяжелые потери и, нуждаясь в пополнении резервами, по состоянию на 2 ноября 1941 года перешли временно к обороне, а затем в новое наступление в середине ноября. Над страной нависла смертельная опасность.

Как показали дальнейшие военные действия, разгром немецко-фашистских войск под Москвой во многом зависел от высокого морального духа наших воинов и массового проявления ими героизма, о чем идет речь в данной статье на примерах боя панфиловцев у разъезда Дубосеково, а также подвигов других героев.

Дубосеково. Ноябрь 1941-го

Здесь, у разъезда Дубосеково, в 7 км юго-восточнее Волоколамска, 75 лет тому назад 16 ноября 1941 года в ходе битвы за Москву небольшая группа наших воинов, всего лишь один взвод 4-ой роты второго батальона 1075-го полка 316-й стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова совершила легендарный подвиг, вошедший в историю Великой Отечественной войны, ставший примером мужества и стойкости.

Важно, наверное, также учитывать, что в первой половине ноября 1941 года (где-то около двух недель тому назад) 4 рота только что вышла к Волоколамску из окружения. Ротой командовал старший лейтенант П. Гундилович. Взводом - политрук роты В. Клочков и сержант Добробабин. Личный состав взвода известен поименно, также как и биографии воинов, погибших в бою 16 ноября или оставшихся в живых.

Надо сказать, что описание этого боя и участие в нем некоторых героев-панфиловцев средствами массовой информации и следственными органами, привлеченными для выявления достоверности событий того времени, трактовалось по-разному. В 2011 году в одной из газет была опубликована статья, в которой утверждалось, что

«...не было 28 героических панфиловцев, ... никакого боя у разъезда Дубосеково не было...».

Еще ранее в выписке из архивных материалов послевоенных лет, в 1948 году в частности, отмечалось, что нет оперативных документов о подвиге и гибели 28 панфиловцев.

Так на войне тоже случалось, тем более обстановка на фронте была очень сложная, тяжелая. Накануне был отдан и зачитан в войсках приказ о нашем контрнаступлении на этом участке фронта, что совпало с началом второго наступления немецко-фашистских войск на Москву. Ежедневно на фронте гибли тысячи людей.

Насколько серьезным было положение свидетельствует тот факт, что командир 316-ой стрелковой дивизии, генерал-майор И. В. Панфилов, тоже погиб в бою через 2 дня.


Карта боевых действий на ближних подступах к Москве в ноябре 1941 г.

Через 7 лет в ходе расследования в 1948 году бывший командир полка, полковник И. В. Капров, очевидно, под давлением комиссии прокуратуры, действительно мог сказать, что в этот день он лично находился на другом участке и данными о ходе боя взвода у разъезда Дубосеково не располагает.

Но все же необходимо отметить, что оперативные карты с описанием боевых действий на левом фланге 316-ой стрелковой дивизии были изданы в книге «Разгром немецких войск под Москвой» (Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941-31 января 1942 г. г.). 4.1./ под главной редакцией маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова, М., 1943. с.42-43.

Указанный труд, изданный еще в годы войны, с предисловием А. В. Жаворонкова переиздан в 2006 году издательством Главархива Москвы, 535 страниц.

Есть там и описание боя героев-панфиловцев у разъезда Дубосеково.

Полк занимал оборону на рубеже высоты 251.0, Петелино, разъезд Дубосеково. В книге говорится о гибели политрука Клочкова и сержанта Добробабина.

Наверное, тогда и особенно теперь не столь уж важно точное количество его участников, кто из них и сколько уничтожил вражеских автоматчиков и сжег танков, кто и какие слова в эти минуты говорил своим боевым товарищам. Важно, что бой у Дубосеково был, герои-панфиловцы стояли до последнего на смерть, враг был задержан на 4 часа.

Из 28 представленных к званию Героев Советского Союза 22 воина погибли смертью храбрых в бою, 6 других, как оказалось в последствии, раненые, контуженные (в том числе, сержант Добробабин) остались в живых, что было неизвестно при издании указа о награждении в июле 1942 года и публикации вышеуказанной книги.


Отступление немецкой армии от Москвы (декабрь 1941 г.) Боевая техника, брошенная гитлеровцами на подмосковных дорогах. Фото: politikus.ru

Не повезло связному политрука Клочкова, участнику боя 16 ноября 1941 года, красноармейцу 2-го взвода Кожубергенову Даниилу Александровичу в присуждении звания героя. Случилось так, что он остался жив, но по ошибке в указе был назван другой Кожубергенов Аскар, хотя сослуживцы по роте подтвердили участие Даниила Кожубергенова в этом бою (см. Куманев Г. А. «Подвиг и подлог»: стр.145-147).

Что еще очень важно учитывать? Как пишет Куманев Г. А. в ЦАМО имеется документ от 18 мая 1942 года, где указаны 28 героев Панфиловской дивизии, павших 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково, представленных к правительственной награде. Почему об этом не сообщают средства массовой информации, сомневающиеся в достоверности подвига героев-панфиловцев?

Как же так, ведь есть свидетельства очевидцев, непосредственных участников боя у разъезда Дубосеково. Причем, рассказанные не после войны, а, в зависимости от обстоятельств, сразу же или всего лишь через год. Уже спустя несколько дней об этом рассказал рядовой Иван Натаров, тяжело раненный и умерший в медсанбате, а через год - рядовой Илларион Васильев, позднее - другие очевидцы.

В статье используется информация на основе стенограммы беседы с ним. Как можно не верить ему, сибиряку? Отдельные выдержки из указанной стенограммы от 22 декабря 1942 года с рядовым Васильевым Илларионом Романовичем (родился в 1910 году в селе Мунгат, ныне Крапивинского района Кемеровской области) со ссылкой на архивные источники, опубликованные в книге А. М. Самсонова «Великая битва под Москвой. 1941-1942», Изд-во Академии наук СССР, М., 1958 (стр.134-136) приведены ниже, причем данные из рассказа И. Васильева, хотя и не полностью, но практически без изменений. Автором в данной статье изложены имеющиеся сведения об инженерной подготовке позиций к обороне, о ходе боя с отражением вражеских атак и кратко о судьбе наших воинов (с использованием публикаций разных авторов, в том числе своих, в газете «Трудовая правда») .


Подразделение 82-й мотострелковой дивизии 5-й армии Западного фронта ведёт наступление на последние опорные пункты врага в Можайске (январь 1942 г.). Фото:politikus.ru

Успешные действия взвода на новом рубеже обороны у разъезда Дубосеково были обусловлены следующим: их было немного, но это были «обстрелянные», уже опытные и храбрые воины, выжившие в предыдущих смертельных схватках с врагом. Удачно выбрав позицию по обе стороны дороги, ведущей к разъезду, они надежно закрепились на рубеже. Несмотря на то, что уже был ноябрь месяц, буквально зарылись в землю, вырыв окопы, не поленились, как говорится, закрыть их местами шпалами в два наката.

Во многих статьях об этом даже не упоминается, также, впрочем, как и о встрече с немецкими автоматчиками в начале боя, офицере-парламентере и других деталях, рассказанных очевидцем. Вряд ли такое можно забыть или исказить преднамеренно, тем более, что в тот период упреков к оставшимся в живых панфиловцам еще не было.

Вот как об этом рассказал сам И. Васильев (здесь и далее сохранена дословно запись его воспоминаний) .

«Приказали окопаться около разъезда Дубосеково. Окопались... Взяли лошадей и сани и давай шпалы возить, укрепления делать. У нас с правого фланга была ложбинка, а с левого фланга - луг большой, который подходил к линии железной дороги. Дорога как раз шла из деревни Жданово... Мы на этой дороге окопались и укрепились. Два ряда шпал накатником накатали, замаскировались».

Ранним утром 16 ноября после сильного налета авиации и бомбежки, не причинившей им особого вреда, они были атакованы ротой немецких автоматчиков, шедших по полю в полный рост как на прогулку, причем, без поддержки танков. Шли, используя скрытые подступы местности, со стороны левого фланга наших позиций, которые защищались основными силами взвода. Взойдя перед позициями на бугор стали видны как на «ладони».

Судя по всему, немцы шли без разведки и элементарно «напоролись» на наши позиции. По команде сержанта Добробабина прицельным огнем, неожиданным для врага, были практически расстреляны в упор. Атака захлебнулась, немцы бежали обратно, оставив на поле боя убитых и раненых.

Вспоминает И. Васильев. «Наши воины подпустили врага совсем близко, и только тогда помощник командира взвода сержант Дуброварин (правильно Добробабин) дал команду. Мы по автоматчикам огонь открыли... Автоматчиков мы отбили. Тут у нас недолгая схватка была. Уничтожили человек до 80. Там не до счету, считать не приходилось (по другим данным уничтожено 70 автоматчиков).

После этой атаки политрук Клочков подобрался к нашим окопам, стал разговаривать. Он поздоровался с нами.

Как выдержали схватку?

Ничего, выдержали.

Мы думали, что, отбив атаку автоматчиков, нам придется продвигаться вперед. Но команды вперед нам не дали».

Такое начало во многом способствовало в дальнейшем успешной борьбе с немецкими танками. Их было очень много для взвода, но танкам надо было втянуться в узкую горловину по дороге к разъезду между железнодорожными насыпями и позициями взвода для выхода на Волоколамское шоссе. И сделать это они смогли, как оказалось, только с большими потерями и задержкой по времени.

При отражении атаки автоматчиков боем руководил сержант И. Добробабин, а последующих двух танковых атак политрук В. Клочков, который дал приказ бойцам приготовить противотанковые гранаты, связки гранат и бутылки с зажигательной смесью, а также построиться в цепь друг за другом. Ведя непрерывное наблюдение за продвижением вражеских танков и ходом боя, он в необходимых случаях давал команды бойцам о броске из окопа и подрыве танков. В такой обстановке не выполнить приказ было просто невозможно.


Политрук Клочков заметил колонну танков. Говорит: «Движутся танки, придется еще схватку терпеть нам здесь».

«Ничего,- говорит политрук,- сумеем отбить атаку»...

«Танки стали продвигаться по направлению к нашим окопам, продвинулись совсем близко... Офицер вылез из танка и закричал: «Рус, сдавайтесь в плен!» Тут сразу в него несколько залпов положили». В этот момент среди воинов обнаружился трус, который вышел из окопа, «поднял руки кверху, ударился в панику. Когда мы ехали на фронт, то мы говорили, что паникерам и трусам нет на советской земле места, их должна карать своя же рука...».

«Стрелял в него я сам лично»,- добавляет И. Р. Васильев.


Начался бой с гитлеровскими танками. «С правого фланга били из противотанкового ружья, а у нас не было противотанкового ружья. Приходилось выскакивать из окопа. Команду политрук подавал... под танки связки гранат подбрасывать... На экипажи бросали бутылки с горючим. Что там рвалось, не знаю, только здоровые взрывы были в танках».

«Мы эту атаку отбили, 15 танков уничтожили (по официальным данным 14) . Танков 5 отступили в обратную сторону за дер. Жданово»...

По воспоминаниям И. Добробабина (в записи 1989 года, показанной по телевидению 20 ноября 2016 года) применение бутылок с зажигательной смесью было весьма эффективным. В этом бою он лично поджег несколько танков. После этого боя была небольшая передышка, минут в 30. И снова политрук Клочков заметил приближение противника - вторую партию танков.

«Товарищи,- сказал он,- наверное, помирать нам здесь придется во славу Родины»...

Танки стали приближаться к нам совсем близко «... «Из окопа выскакиваешь, бежишь, зубы стиснув. Думаешь - все равно: помирать так помирать, бить так бить. С таким настроением выскакивали из окопов и шли».

«В этой последней атаке, - рассказывал И. Р. Васильев, - я два танка подорвал. Я помню, что бросил связку гранат. Тут меня ранило»...

Описывая ход боя, надо сказать, что перед немецкими танкистами тоже была задача не из простых. Когда они заехали на бугор, то увидели перед собой многие десятки тел своих солдат, среди которых могли быть и раненые. Надо было лавировать между ними либо давить. Уничтожить наших защитников они не смогли или не имели на это времени, на предложение о сдаче в плен наши ответили огнем, у фашистов был приказ, и танки пошли вперед. (В бою дорога каждая минута, за танковой колонной шли другие войска).

Результаты боя известны. Оставшиеся в живых после первой атаки наши воины, во второй уничтожили еще 4 танка. Итого всего было уничтожено 18 танков.

Комсомольской правдой 15 сентября 2011 года было опубликовано письмо в эту газету маршала Советского Союза Д. Т. Язова под заголовком «Маршал Дмитрий Язов: 28 героев-панфиловцев - выдумка? А кто же тогда немцев остановил?» Вряд ли можно сказать об этом лучше.

«Бой этих героев у разъезда Дубосеково явился не только подвигом мужества; он имел крупное тактическое значение, так как задержал продвижение немцев на много часов, дал возможность другим нашим частям занять более удобные позиции и т. д.». («Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», 2006 г., стр.45).

Много лет тому назад о подвиге героев-панфиловцев узнала вся страна благодаря инициативе военных корреспондентов. Память о них и других героях в битве за Москву жива до сих пор.

«Как определить то, что поддерживало нас в те неизмеримо тяжелые дни? Мы были обыкновенными советскими людьми. Мы любили Родину. Каждая пядь земли, отданная врагу, казалась отрезанным куском собственного тела».

Из воспоминаний З.С.Шехтмана, бывшего командира 1077-го полка 8-й гвардейской стрелковой имени И. В. Панфилова дивизии

316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова явилась той силой, что должна была не пропустить врага на волоколамском направлении. Последний эшелон бойцов из района Крестцов и Боровичей прибыл на станцию Волоколамск 11 октября 1941 года. Подготовленной обороны не было, как не было и других войск.

Дивизия заняла оборону на фронте 41-й километр от Рузы до Лотошино и сразу же начала создавать узлы сопротивления на вероятных направлениях удара врага. Иван Васильевич Панфилов был уверен, что враг станет делать ставки на танки как главную ударную силу. Но… «Смелому и умелому танк не страшен», - говорил Панфилов.

«Врагу Москвы не сдадим, - писал И.В.Панфилов жене Марии Ивановне, - уничтожаем гада тысячами, сотни его танков. Дивизия бьется хорошо...» Только с 20-го по 27-е октября 316-й стрелковой дивизией было подбито и сожжено 80 танков, уничтожено более девяти тысяч солдат и офицеров врага.

Изнуряющие бои не прекращались, к концу октября фронт дивизии составлял уже 20 километров - от разъезда Дубосеково до населенного пункта Теряево. Подтянув новые силы, заменив разбитые дивизии новыми и сосредоточив против дивизии Панфилова более 350 танков, к середине ноября противник был готов к генеральному наступлению. «Завтракать будем в Волоколамске, а поужинаем в Москве», - рассчитывали фашисты.

На правом фланге держал оборону 1077-й полк стрелковой дивизии, в центре находились два батальона 1073-го полка майора Елина, на левом фланге, на самом ответственном участке Дубосеково - Нелидово, в семи километрах к юго-востоку от Волоколамска, находился 1075-й полк полковника Ильи Васильевича Капрова. Именно против него были сосредоточены главные силы противника, пытавшегося прорваться к Волоколамскому шоссе и к железной дороге.

16 ноября 1941 года наступление врага началось. Бой, который дала ночью под Дубосеково группа истребителей танков 4-й роты 2-го батальона 1075-го полка во главе с политруком Василием Георгиевичем Клочковым, вошел во все учебники истории. В течение четырех часов панфиловцы сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков. Большинство совершивших этот беспримерный подвиг легендарных воинов, в том числе и Василий Клочков, пали в ту ночь смертью храбрых. Остальные (Д.Ф.Тимофеев, Г.М.Шемякин, И.Д.Шадрин, Д.А.Кожубергенов и И.Р.Васильев) были тяжело ранены. Бой под Дубосеково вошёл в историю как подвиг 28 панфиловцев, всем его участникам в 1942-м году советским командованием присвоено звание героев Советского Союза…

Панфиловцы стали для фашистов страшным проклятием, о силе и мужестве героев ходили легенды. 17 ноября 1941 года 316-я стрелковая дивизия была переименована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию и награждена орденом Красного Знамени. Сотни гвардейцев были награждены орденами и медалями.

19-го ноября дивизия потеряла своего командира… 36 суток сражалась под командованием генерала И.В. Панфилова 316-я стрелковая дивизия, защищая столицу на главном направлении. Еще при его жизни воины дивизии в ожесточенных боях уничтожили свыше 30 тысяч фашистских солдат и офицеров и более 150 танков.

Не добившись решающих успехов на волоколамском направлении, главные силы противника повернули на Солнечногорск, где они намеревались прорваться сначала на Ленинградское, потом на Дмитровское шоссе и с северо-запада войти в Москву.

В 1967 году в деревне Нелидово, расположенной в полутора километрах от разъезда Дубосеково, был открыт Музей героев-панфиловцев. В 1975 году на месте боя воздвигнут мемориальный ансамбль из гранита "Подвигу 28" (скульпторы Н.С.Любимов, А.Г.Постол, В.А.Фёдоров, архитекторы В.Е.Датюк, Ю.Г.Кривущенко, И.И.Степанов, инженер С.П.Хаджибаронов), состоящий из шести монументальных фигур, олицетворяющих воинов шести национальностей, сражавшихся в рядах 28 панфиловцев.

Всероссийская государственная (!) телевизионная и радиовещательная компания с радостью, как будто нашла потерянный пенсионеркой кошелёк, сообщила об очередном разоблачении советских мифов. На этот раз выяснилось, что подвиг 28 героев-панфиловцев был выдуман советскими журналистами. Новость тут же подхватили, разнесли по всему интернету и принялись смачно обсуждать. В общем, у некоторых ребят сегодня очередной праздник.

А дело всё в том, что Государственный архив России опубликовал справку-доклад о подвиге 28 героев-панфиловцев. Доклад подготовлен Главным военным прокурором ВС СССР генералом-лейтенантом юстиции Н. Афанасьевым 10 мая 1948 г. Почему понадобилось публиковать этот доклад именно сейчас, ещё предстоит выяснить. А пока просто полюбопытствуем, что же содержится в докладе и зачем вообще понадобилась такая справка.

Оказывается, началось всё с того, что в 1947 г. за измену Родине был арестован некто И.Е. Добробабин. Выяснилось, что гр. Добробабин участвовал в боях в районе Дубосеково, за что был награждён звездой Героя Советского Союза и где сдался в плен немцам.

Далее выяснилось, что кроме Добробабина в живых из 28 погибших героев-панфиловцев остались ещё несколько человек, в связи с чем и решено было организовать проверку обстоятельств того знаменитого боя. В результате проверки оказалось, что впервые о бое гвардейцев дивизии им. Панфилова сообщалось в газете «Красная Звезда» от 27 ноября 1941 г. При этом в статье журналиста Коротеева говорилось, что все панфиловцы-участники боя погибли и что из пятидесяти четырёх немецких танков были уничтожены восемнадцать. На следующий день, то есть 28 ноября, в «Красной Звезде» появилась передовица литературного секретаря газеты Кривицкого под названием «Завещание 28 павших героев». Кривицкий писал, что бойцов было двадцать девять, но один из них сдался в плен, и был застрелен товарищами. Остальные двадцать восемь «погибли, но не пропустили врага». Позднее, уже в январе 1942 г., Кривицкий снова вернулся к этой теме, и «Красная Звезда» подробно рассказала о бое, о переживаниях бойцов, названных при этом поименно. И в июле 1942 г. всем перечисленным бойцам были присвоены звания Героев Советского Союза.

Далее в справке-докладе говорится, что все художественные произведения, посвящённые 28 героям-панфиловцам, основаны на статьях «Красной Звезды». Тайны, кстати, из этого никто и не делал. Так, Н. Тихонов, автор поэмы «Слово о 28 гвардейцах» сообщал, что основывался исключительно на статье Кривицкого и что других материалов у него не было.

А что же происходило на самом деле близ Дубосеково? Был ли подвиг? Или, может быть, немцы не рассматривали Москву в бинокли, а советский солдат не отстоял свою столицу, и как-то так, незаметно для всех Москву сдали Гитлеру?

Главное политическое управление РККА провело в 1942 г. свою проверку обстоятельств того боя, и вот, что было установлено. 4 рота 1075 стрелкового полка занимала оборону Нелидово - Дубосеково - Петелино. В результате боёв с наступающим противником полк понёс большие потери и отошёл на новый оборонительный рубеж. «Легенда о 28 героически сражавшихся и погибших героях началась статьёй О. Огнева ("Казахстанская Правда" от 2.4.42.), а затем статьями Кривицкого и других».

Как видим, ошибаются все, даже Главпуркка: статья Кривицкого появилась много раньше статьи Огнева.

Были опрошены и местные жители, показавшие, что бой панфиловской дивизии у села Нелидово и разъезда Дубосеково состоялся, немцы в результате этого боя были отбиты, а политрук Клочков действительно погиб в этом бою.

Коротеев, впервые написавший о 28 героях, поведал, что о героических боях под Москвой, в частности, о бое одной роты с немецкими танками, ему рассказал комиссар панфиловской дивизии Егоров. Комиссар порекомендовал ему ознакомиться с политдонесением и написать об этом бое. «В полидонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника» , о том, что рота стояла насмерть, и что два человека сдались в плен. Но ни фамилии бойцов, ни их число не назывались. Когда же готовилась публикация в газете, журналисты решили исходить из того, что в роте на тот момент было человек тридцать-сорок, минус два предателя. Так и появились 28 героев-панфиловцев.

Что же касается самих военных и командования 1075 стрелкового полка, то командир полка И.В. Капров показал буквально следующее: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было - это сплошной вымысел». И далее: «...В этот день у разъезда Дубосеково, в составе 2-го батальона дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах...»

Что же получается? Была панфиловская дивизия? Была. Приняла бой у разъезда Дубосеково? Приняла. Отбила немцев? Отбила. Подвиг это или... так себе? Пожалуй, что всё-таки подвиг. Так в чём же ложь? Оказывается, в цифре 28. Но, простите, государственный телеканал сообщил: «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов, подтвердили в Госархиве России. Рассекречен документ, автор которого - главный военный прокурор СССР Николай Афанасьев. Еще в 48-м он доложил Андрею Жданову, что история о героизме 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова выдумана». Целиком и полностью - это значит, что не было ни дивизии, ни подвига. Однако в опубликованных документах ничего похожего не значится. Из документов следует, что героев было не 28, а значительно больше. Всё остальное опровергнуть не получилось. Выходит, что число героев выросло, а подвиг оказался вымыслом? То есть подвиг засчитывается только при числе героев равном двадцати восьми?

Нет. Просто это не подвиг панфиловцев - вымысел советских журналистов, а разоблачение подвига панфиловцев - «целиком и полностью» вымысел журналистов России, а точнее - ВГТРК. Другими словами, в год семидесятилетия Победы Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания взяла на себя роль фальсификатора и очернителя. А если ещё более узко, то государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения.

Конечно, любой народ и любое государство имеют свои мифы. Миф формирует отношение человека к окружающему миру, объясняет этот мир и придает ему смысл. При этом миф - это вовсе не обязательно выдумка. Исследователь мифа, философ А.М. Пятигорский определял миф как историю о «не-обыкновенной» личности с «не-обыкновенным поведением». Миф никогда не создается нарочно, он всегда рядом с человеком. Все, чем человек окружает себя и есть миф, поскольку все вещи всегда нагружены смыслом.

Подвиг панфиловцев - это тоже миф, потому что это и есть история о необыкновенных людях и необыкновенном поведении. Но это не значит, что подвига не было, что он - выдумка. Этот подвиг иллюстрирует народный героизм и отношение людей к войне и противнику. И неважно, говорил или нет Клочков свои знаменитые слова. Слова Клочкова-Кривицкого в любом случае объясняют действия тех, кто погибал под вражескими танками.

Суть происходившего семьдесят лет назад не в том, кто что сказал, дралась ли четвёртая или пятая рота и где сколько было человек - двадцать восемь или тридцать пять. И если у разъезда Дубосеково погибло не двадцать восемь советских солдат, а шесть или сто пятьдесят три, это ровным счётом ничего не изменит и ни на что не повлияет. «28» стали символом. Как Брестская крепость, как моряки-черноморцы. Эти символы обозначают стойкость и верность долгу; за ними стоят люди, которые умирают, но не сдаются. Оспаривать эти символы не просто кощунственно, но и так же нелепо, как пытаться выяснить: правда ли, что «нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» и «в живых осталось только семеро молодых солдат»? Жил ли Серёжка на Малой Бронной, а Витька на Моховой?

Ну давайте отныне будем говорить не «28 героев-панфиловцев», а «128 героев-панфиловцев». Легче нам от этого станет? Перестанем мы себя чувствовать обманутыми тоталитарным режимом?

Во время военных действий, во время любого хаоса вполне естественны путаница и неразбериха. Иногда сложно получить точные данные и тогда приходится довольствоваться примерными. Журналист Коротеев и редактор «Красной Звезды» генерал-майор Ортенберг остановились на двадцати восьми бойцах. Ну и что?

В том, что подвиг был, нет никаких сомнений, и никто опровергнуть этого не смог. Пусть даже советские журналисты навязали на этот подвиг розовый бантик, пусть назвали неточное число сражавшихся и погибших, но суть происходившего никоим образом не пошатнулась. И утверждать на этом основании, что «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов» значит попросту расписаться не то в профнепригодности, не то в ангажированности. А может, и в том, и в другом единовременно.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 22

Комментарии

22. Лебядкин : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-25 в 10:56

Иогу лично засвидетельствовать то, что случацно стало известно мне. Панфиловская дивизия - была, и часть её приняла бой, ибо приказ об отступлении на заранее подготовленные позиции дивизия то ли не получила своевременно, то ли не "захотела отступать". Это мне извастно ещё с 80-х годов прошого века от тогда ещё живого участника обороны Москвы.
То есть - повторю - дивизия такая была, и её часть сражалась под Дубосеково. Это - истина. Остальное - в деталях - мне неведомо.

21. Владимир Петрович : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-24 в 14:37

В чем истинная цель тех, кто под видом установления истины развенчивает былины о подвигах наших солдат. Я не случайно обозначил их как былины, потому что в каждом таком событии совершенно логично могут присутствовать неточности и это совершенно не подрывает доверие к первичной информации. Военный репортер был впечатлен событиями благодаря которым горстка людей остановила мощный моторизованный кулак направленный на Москву. Многое ли он мог выяснить тогда, в условиях продолжающегося боевого взаимодействия? О какой точности может идти речь? Зачем ловить кого-то на слове? Все мы знаем подвиг был, пусть не двадцать восемь (пусть больше или меньше) пусть умело или не очень, но эти люди остановили фашистскую машину под Москвой. Честь им и хвала. А копаться в телах и судьбах людей что бы уличить неточности- грязное и недостойное дело. Так вот все же о том, кому и для чего это надо. Это надо обслуживающим иностранные интересы либералам, нужно им это для того чтобы понизить возможную самооценку Россиян. Заставить их усомниться и разувериться в величии побед и свершений которые совершили наши деды. Делается это последовательно и неуклонно. Делается с высоких ученых трибун. И вот уже только кислой ухмылки удостаиваются те кто вспоминает ледовое побоище, Святой князь позиционируется как бандит и рэкетир. Это реально происходит в нашей науки, потому, что мы не смотрим- кому мы доверяем. Кому мы доверяем нашу память и нашу историю, нельзя быть в этом вопросе простодушным.

20. Олег Московский : Русскому сталинисту, на 17
2015-07-24 в 09:05

//А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).//

Совершенно согласен. Например кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский" вошла в современный репертуар самых известных мировых симфонических оркестров! Причем в исполнении итальянского симфонического оркестра сопровождается кадрами из этого великого фильма с субтитрами. А сколько таких шедевров нам подарила сталинская эпоха в искусстве? И не сосчитать. А что сейчас? Полная творческая импотенция современных "деятелей культуры". Причем именно Сталин повернул искусство лицом к народу, сделал его патриотическим по содержанию, безжалостно избавился от либерально-иудейского духа и антирусской направленности, характерной для ленинского этапа. И что мы видим на экранах сейчас? Тот же самый либерально-иудейский дух и русофобию. Какова эпоха, таково и искусство.

19. Алёша :
2015-07-24 в 04:22

Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет - это сильно!


"28 панфиловцев" - станет вторым. И пока на этом видимо всё. Фильм о Евпатии Коловрате - очер. комикс а-ля Голливуд. С Пересветом видимо всё заглохло ибо ни слуху, ни духу.

18. Коротков А. В. : Ответ на 17., Русский Сталинист:
2015-07-23 в 23:02

сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).


Кстати, прошла новость, что его отреставрировали (наконец-то!), и покажут на Венецианском фестивале.

Надеюсь, выпустят полученный результат и на носителях. И хорошо бы не испорченный (с оригинальными титрами и фонограммой) вариант.

17. Русский Сталинист : Ответ на 16., Туляк:
2015-07-23 в 20:50

Абсолютно верно.
С начала 30-х годов Советская Власть (т.е. лично Сталин) взяла твёрдый курс на возрождение Русской Истории, о чём Вы справедливо написали, приведя массу конкретных примеров из всех сфер искусства и культуры. Отрицать такие факты невозможно, только лишь забалтывать.
Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет- это сильно!
А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).

16. Туляк : Ответ на 11., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 19:49

Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней.

Тут я с Вами решительно не соглашусь! И в школе учили этому и фильмы есть и про А.Невского и про Суворова и про Ушакова и про Нахимова и про Минина и Пожарского и про Петра Первого и про Ивана Грозного и про Михайло Ломоносова и про Ярослава Мудрого и про Вс Руднева и крейсер "Варяг" и про Емельяна Пугачёва и про Андреева, создателя Русского Ансамбля Русской Балалайки и про Пятницкого с его знаменитым на весь мир Русским Народным Хором и многих прочих и прочих других исторических личностях ДО советской эпохи! А уж про ВОВ фильмов просто не счесть! А сколько фильмов, стихов, песен было сложено про простого Человека Труда! Вы не найдёте НИ ОДНОЙ профессии, про которую не было бы снято, хотя бы одного фильма, не сложено стихов, песен, не написано кртин и т.д. и т.п...... И тысячи книг писались про всё это! Если привести ВЕСЬ СПИСОК того, что было показано на кино и телеэкранах, написано в книгах, сложено в стихах и песнях, изображено в живописи, и даже отснято в мультиках для детей, то этот СПИСОК, не просто с лихвой перекроет ВСЁ что в этом плане сделано при нынешней власти, но и получиться (если это мереть в процентном выражении) что за 25 лет "демократии" в России ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО!!! А если ещё взять и посмотреть на то, что сделано, то окажется, что больше половины, это ВРАНЬЁ и ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ИСТОРИИ!!! Эти два документальных фильма, по нашим временам - РЕДКОСТЬ! В основном, это бред о "Сталинграде" Бондарчука, ложь о "Цитаделе" МиГалкова, "Сволочи", 4 дня в мае", "Штрафбат" и прочая мерзость, на которой НЕ ДАЙ БОГ учить истории России наших детей!

15. Сергей Владимирович : Ответ на 13., Алёша:
2015-07-23 в 18:45

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846


Спасибо и Вам, Алексей!

14. Сергей Владимирович : 28 панфиловцев
2015-07-23 в 18:33

Читал книгу, я об этом уже писал, назыаалась она "Красный дым". Сборник повестей о пограничниках. ... Отступающй полк и 28 пограничников, присоединившихся к полку, которых оставили прикрыть отход полка...Покинуть позицию они могли после того, когда увидели бы "ракету красного дыма". Скорее всего, они понимали, что ракеты не будет - полку надо оторваться. За день боя, имея стрелковое вооружение и гранаты, они перемолотили батальон пехоты, несколько танков и БТР. Об этом, в послесловии, как о доказанном факте, сообщал архив ВС СССР.

13. Алёша : Ответ на 7., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 18:24

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"


Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846

12. Сергей Абачиев : Великолепно, Светлана!
2015-07-23 в 18:22

Беда только в несоизмеримости количества зрителей ВГТРК и количества посетителей портала . Ну да ничего! Господь правду видит и "малое стадо" у Него на виду и даже на особом почёте!

11. Сергей Владимирович : Ответ на 8., Туляк:
2015-07-23 в 17:56

"И один в поле воин, коль по-русски скроен." Про подвиг Н.Сиротина есть отличный документальный фильм:http://goo.gl/c54BBT Вот ещё один Подвиг Русских Солдат в начале войны, не менее показательный:http://goo.gl/SjQz19


Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней. "Молодечная битва", в которой полегли, защищая Русь, опричники... После этого их, вроде, уже и не было - все полегли. Суворов, не проигравший ни одного из сражений; Ушаков, не потерявший ни одного корабля, да и погибших моряков не так уж много было. Надо бы начинать обучение школьников вот с таких примеров.

9. Леонид Болотин : Бои за оборону Москвы - как будто это было вчера
2015-07-23 в 17:13

Мой Отец в 1964 году работал собственным корреспондентом «Известий» по Узбекистану, и при его корпункте в Ташкенте была общественная приемная, которой руководил отставной полковник, родом из Казахстана. К сожалению, я не помню, как его звали, но думаю, в архиве Отца как-нибудь найду его имя и фамилию. В Июне 1964 года отец доставил меня в Москву, чтобы вместе со мной отдохнуть в «известинском» доме отдыха «Пахра» для моей психологической реабилитации после тяжелой операции, которые я перенес в Апреле. Но поехал отец не только в отпуск, а совместил его с делами. Мы прилетели в Москву вместе с руководителем общественной приемной – отставным полковником. Разместились в старой части гостиницы «Москва» - в бывшем «Гранд-отеле», окна наших номеров как раз выходили на музей Ленина, похожий на сказочный дворец. И вот утром следующего дня я проснулся один в номере, однако услышал голос Отца за стенкой и отправился в номер, где остановился полковник… Пришел туда и потихоньку уселся в большое кресло, чтобы не прервать разговор.
В начале войны полковник служил в дивизии генерала Панфилова, конечно, в ином - более младшем звании, и вот он рассказывал Отцу, а потом стал обращаться и ко мне. Рассказывал он очень буднично боях под Москвой в Октябре и снежном Ноябре 1941 года.
Сперва я ничего не понимал, поскольку не застал начала разговора: скупые слова рассказчика были так сильны и точны, хотя и без малейшей цветистости, от чего первым моим впечатлением от рассказа, что это происходило несколько месяцев назад - осенью 1963 года. И меня охватил ужас оттого, что Москве недавно угрожала такая напасть… И только потом из «будничного», без малейшего пафоса рассказа я понял, что речь идет об осени 1941 года, и успокоился, стал внимательнее вслушиваться. Полковник называл номера больших и малых частей и населенных пунктов, километраж до окраин Москвы, и потери, потери, потери - половина личного состава, две трети, три четверти. В основном большие потери были уже после смерти гвардии генерал-майора Панфилова, генерал умер беречь своих солдат. А потерибыли среди тех, кто оказался на передовой всего за несколько недель до боев. До этого дивизия прибыла из Казахстана сначала под Новгород, а потом была переброшена под Москву… Но перед тем бойцы Панфилова ещё на учениях в Казахстане прошли занятия против «танкобоязни» с помощью наездов на учебные окопы тракторов и бульдозеров… Этим и отличается их успешность в борьбе с немецкой техникой во время последней попытки нацистов атаковать и захватить Москву.
Полковник почти ничего не говорил о самом себе, только упоминал себя в связи с какими-то моментами, которым он был свидетелем, например, когда говорил что-то о генерале Панфилове…
И хотя мне было всего шесть с половиной лет, я уже тогда что-то слышал о подвиге «28 панфиловцев». В стране шла подготовка к празднованию ХХ-летия Победы, и в телепередачах, по радио, в газетах и журналах (Мама научила меня читать в начале шестого года моей жизни, и тогда я уже просматривал «Пионерскую правду», которую выписывали для сестры, любил листать «Неделю» - приложение к «Известиям», журнал «Пионер»), много рассказывали о войне. И в моих любимых книгах - Детской Энциклопедии в желтом переплете, в двухтомник Вершигоры о Ковпаке с множеством фотографий, тоже было много о войне. Но о самом генерале Панфилове я тогда слышал впервые, и о его дивизии, и о его смерти. Потому и слушал полковника, затаив дыхание с широко раскрытыми глазами.
И только многие годы спустя, когда мне самому перевалило за сорок, я понял, откуда было мое чувство от рассказа полковника, как о чем-то происходившем совсем недавно. Именно так чувствовал своё недавнее прошлое ветеран войны, для него это было будто вчера. И его чувство через рассказ передавалось мне.
Так и сейчас происходившее в 1992 году, я воспринимаю, как совсем недавнее прошлое, хотя за этот срок родилось и выросло целое поколение людей. Но мне памятны картины, которые возникали в моем сознание, в моем внутреннем взоре от простых слов полковника: я видел эти колонны немецких танков и другой вражеской бронетехники, видел форму немецких солдат и офицеров, слышал их гортанную речь, которые когда-то видел и слышал рассказчик-полковник, видел эшелоны и моих земляков из Средней Азии, и эшелоны сибиряков
Меня резанула по сердцу попытка принизить подвиг всех панфиловцев. Подобная информационная атака была и в 2011 году, когда отмечалось 70 битвы под Москвой. Мерзавцы от историографии никак не могут уняться. Им надо научно бить по сусалам, по сусалам, по сусалам!!!
http://www.sovross.r...s.php?name=News& ;file=article&sid=588848

8. Туляк : Ответ на 5., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 17:09

6. Алёша : Re: Подвиг был
2015-07-23 в 16:34

С рассветом, из-за горизонта,
Пришли они в моторном рёве
Прицелами дырявя мир.
Две роты чёрных мастодонтов,
Давно привычных к вкусу крови,
А в главном танке - командир.
Упрятав ястребиность взора
За толстой, башенной бронёю,
Гонимый в битву силой древней,
Он наблюдал зрачком прибора
Как его танки шли свиньёю
Давя чужую, для них, землю
Слоновьей, многотонной тяжестью,
Купая траки в белом снеге
И копотью поганя высь...

А в головах у экипажей,
Оглохших в гусеничном беге
Навязчивая билась мысль:
Прорваться с грохотом и блеском
К Москве, покуда длится осень,
Сломив заслоны и преграды.
Но ждали их за перелеском.
В два раза меньше - двадцать восемь.
Правда не танки, а солдаты.
И дождались. И крепко слились
Со сталью крупповской брони
В объятиях огня и смерти.
И танки намертво застыли,
Среди заснеженной земли...

Кто мёртв душою, что ж, не верьте.

5. Сергей Владимирович : И один в поле воин...
2015-07-23 в 15:22

"И один в поле воин, коль по-русски скроен."

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. Та самая дивизия, части которой стояли в Брестской крепости и возле неё.
Противотанковая пушка, калибр - 76 миллиметров, вес в боевом положении полторы тонны. Шестьдесят снарядов. Карабин, патроны. Вес снаряда - девять килограмм. Наиболее действительный огонь по бронированным целям - 600 метров, прямая наводка. Направление обороны простое - за Родину.

Противник: вторая танковая группа любимца фюрера Гудериана. Четвёртая танковая дивизия вермахта, авангард. Колонна из 59 немецких танков.

Основной немецкий боевой танк Т-III: вес - 20 тонн, двигатель Maybach мощностью 250 л.с., скорость 32 км/ч. Экипаж -5 человек. Габариты: 5,69х2,81х2,335м. Вооружение: 37-мм пушка и три пулемета MG34.

Двести танкистов, 150 пулемётов, 59 пушек, 1200 тонн немецкого железа.

Танковый батальон прикрывала рота пехоты в грузовиках, пешком и на лошадях с велосипедами. А именно: четыре офицера, 26 унтер-офицеров, 161 солдат. Вооружение: 47 пистолетов, 16 шмайссеров,132 карабина, 12 ручных пулемётов, 3 противотанковых ружья, три 50-мм миномёта. 22 лошади, 9 пароконных повозок, 1 полевая кухня, 9 велосипедов. Гусенично-колёсные бронемашины. Мотоциклисты.

Направление движения, важнее не придумаешь - Москва.

17 июля 1941 года. Маленькая белорусская деревня Сокольничи. Мост через неширокую речушку Добрысть. Заболоченные берега. За речкой, в зелени второго месяца лета затерялась в маскировке единственная пушка и солдат. Арьергард артиллерийской батареи стрелкового полка. Перед мостом, с другой стороны реки, забитая немецкими танками дорога - Варшавка. Сзади, лихорадочно спешащий на новый рубеж обороны, реку Сож, родной стрелковый полк.

Главное - время, чтоб они успели занять рубеж и окопаться.

Думаю, они тебе больше тридцати раз пальнуть не дадут, - сказал командир батареи, - заткнёшь мост и отходи. Замок от пушки - с собой в вещмешок. Лошадь за сарайчиком. Догонишь.
- Ничо, таварищ старший лейтенант, я всё сделаю. Я деревенский, вы мене токо оставьте ещё снарядов, и вам быстрее ехать будет и лошадям проще, не так тяжельше, - маленький сержант смотрел снизу вверх спокойно и уверенно, как будто перед тем, как сделать привычную и тяжёлую сельскую работу на своей земле в деревне на орловщине. От деревни Сокольничи до районного центра Кричева - пять километров. Несколько минут езды. Но 17 июля 1941 года, чтобы преодолеть это расстояние гитлеровцам понадобилось два с половиной часа.

Очевидцы говорят, что командир вначале боя был где-то рядом - корректировал, но как только Сиротинин первым выстрелом подбил перед въёздом на мост головной танк, а затем последний, который попал в сектор обстрела пушки на дороге, то он ушёл за батареей. Мост был закупорен. Задача выполнена. Но вторую половину командирского приказа на отход Сиротинини не выполнил. У него было шестьдесят снарядов. И десять немецких танков, застрявших в болоте при попытке съехать с дороги. И еще танки на подходе. И бронемашины. И пехота, гитлеровская спесь, захватчики, оккупанты в серых мундирах в секторе обстрела орудия.

И начался бой. А когда в руках у тебя оружие, полно боеприпасов, а впереди враг, а позади..., а они едут, как на параде, как у себя дома и отступать не в радость, то наплевать с какой стороны пушки механизмы вертикальной и горизонтальной наводки. Извернулся, наизнанку, но навёл. Было бы желание. Навёл, выстрелил, засёк попадание, принёс снаряд, навёл, выстрелил, снаряд...

Цивилизованная, упорядоченная, правильная Европа, павшая к ногам фашистов почти без боя, закончилась ещё в Бресте, но они пока этого не поняли. И старший сержант объяснял им эту истину прилежно, на понятном для них языке и не жалея себя. Преподаватель валил свою аудиторию железными доводами наповал, жалел только об одном, что мог не успеть довести эту истину до каждого солдата в немецкой колонне и тем, кто следует за ними. Ученики, старшему сержанту, попались неважные, тему так и не усвоили. Кроме тех самых рьяных, кто остался с ним изучать учебный материал навсегда. И даже немцы оценили совершенство и простоту изложения материала в исполнении сержанта и его учебно-боевого пособия.

Обер-лейтенант Фридрих Хёнфельд. Цитата из дневника: "Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он вёл бой в одиночку. Бил из пушки по нашим танкам и пехоте. Казалось, бою не будет конца. Храбрость его была поразительна.

Это был настоящий ад. Танки загорались один за другим. Пехота, прятавшаяся за бронёй, залегла. Командиры в растерянности. Не могут понять источник шквального огня. Кажется, бьёт целая батарея. Огонь прицельный. Откуда взялась эта батарея? В колонне 59 танков, рота пехоты, бронемашины. И вся наша мощь бессильна перед огнём русских. Разведка докладывала, что путь свободен. Больше всего нас изумило то, что против нас бился один единственный боец. А мы думали, что в нас стреляет целая артиллерийская батарея".

Поняв, что атакой в лоб они русских артиллеристов не сломят фашисты пошли в обход. Окружив позицию Сиротинина, они открыли ураганный огонь. И только после этого замолчала пушка, и перестал бить карабин. Больше всего немцев изумило то, что против них сражался один единственный боец.

"Всех поразило, что герой был юнцом, почти мальчишкой. В строю немецких солдат, он стоял бы последним на правом фланге. Он произвёл по нам пятьдесят семь выстрелов из орудия и потом, ещё бил и бил по нам из карабина. Рассеял лобовую атаку пехоты. Уничтожил десять танков и бронемашин. Рядом с его могилой осталось целое кладбище наших солдат".

Полковник оказался мудрее своего младшего офицера. И ещё известно: немцы настолько были поражены мужеством русского солдата, что похоронили его с воинскими почестями.

"Все удивлялись его храбрости. Полковник перед могилой говорил: "Если бы такими как он были бы все солдаты фюрера, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Всё-таки он русский. Надо ли такое преклонение?"

Обер-лейтенант Хёнфельд так и не понял, в какую войну и с кем ввязалась Германия. Обер- лейтенант Хёнфельд убит под Тулой летом 1942 года. Советские солдаты обнаружили его дневник и передали военному журналисту Фёдору Селиванову.

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. И, пятьсот фашистов, двести пулеметов, пятьдесят девять пушек. Тысяча двести тонн немецкого железа.

Старший сержант Сиротинин Николай Владимирович, командир орудия противотанковой батареи похоронен со всеми воинскими почестями солдатами и офицерами четвёртой танковой дивизии вермахта на берегу реки Добрысть, у села Сокольничи.

Неизвестный подвиг тысяча девятьсот сорок первого года. За который он награждён Орденом Отечественной Войны Первой Степени, посмертно, через девятнадцать лет, в 1960 году.
http://tvspas.ru/pub...pole_voin/16-1-0-597

4. Русский Сталинист : Ответ на 2., рудовский:
2015-07-23 в 14:53

Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

Абсолютно верно.
Но дело в том, что некоторым субъектам очень чешется развенчать "советские мифы", обмакнуть нас в унитаз, вот они и цепляются к цифрам и второстепенным деталям.
Ага, там было не 28 панфиловцев, а 128- значит, коммуняки как всегда насвистели. Не было подвига!
Там подбили не 100, а 25 танков- не было подвига!
В тот день толщина снежного покрова была 5 см, а не 7 см- не было подвига!
В тот день солнце вышло из-за туч в 13.25, а не в 13.15- не было подвига!
Клочков не произнёс слова про Москву, а просто матерился- не было подвига!
И во на такой ублюдочно-ущербной логике они и "развенчивают" мифы.

3. Вятчанин : Легенда, а не миф
2015-07-23 в 12:48

Да, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО в суровом 1941 году журналисту провести подробное расследование подвига героев-панфиловцев, остановивших колонну танков под Москвой. Статья в газету была написана по горячим следам, участники боя погибли, опрашивать было некого. Поэтому журналисту пришлось пользоваться в деталях художественным вымыслом. Тем более что главная задача фронтовой газеты была пропагандистская: вдохновлять на битву с фашистами.
Вправе ли журналист пользоваться художественным вымыслом? Все пособия по журналистике скажут: художественный вымысел при создании журналистского произведения допустим, если он не искажает сути события. Борис Полевой взял историю одноногого летчика Маресьева и на документальной основе написал замечательную повесть. Но один факт он все-таки "приукрасил", чтобы усилить образ героя. Во время операции литературный Мересьев просит хирурга ампутировать ему гангренозную ногу без наркоза, а настоящий Маресьев после выхода в свет повести признавался, что такой просьбы он не высказывал. Впрочем, фактов ампутации конечностей без наркоза за отсутствием такого на фронте можно найти немало. Но ведь эта деталь не отменяет подвиг реального Маресьева.
Что касается определения мифа, то лучше было бы назвать подвиг 28 героев-панфиловцем легендой, так как миф в обиходе все-таки понимается как сказка. Легенда - это устный жанр о подвигах героев, передающийся из уст в уста, которая имеет под собой документальную основу, но обрастает в ходе пересказывания додуманными подробностями. Так, рассказ С.С.Смирнова о подвиге бессменного часового, который 9 лет простоял на часах в городе Осиновец, имеет подзаголовок "Почти легенда". Писатель долго собирал из разных источников сведения о бессменном часовом, но так и не узнал его точную фамилию и имя, его возраст и дальнейшую судьбу.

2. рудовский : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 11:14

Бред какой-то.
Ездил я к этому мемориалу с июне (опосля И-В монастыря) с небольшой группой путешественников. И там несколько десятков человек было - очевидно, те, кто решил посетить это место из уважения к памяти погибших. Причем люди сплошь в 2, 3 и даже 4 семейных поколения.
Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?
Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

1. Алёша : Re:Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 04:53

"...государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения."

Если два-три человека в государстве озвучивают какие-то правильные вещи, это совсем не означает, что все остальные принимают их как руководство к действию.
Как раз наоборот. Таковы правила игры. И волки сыты и овцы целы.

История о 28 панфиловцах, защищавших Москву, известна почти каждому. При этом постоянно возникают споры вокруг достоверности этих событий, впервые описанных в газете «Красная звезда». В Кремле, например, считают, что «история в том или ином виде с героями-панфиловцами действительно имела место». Об этом сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Министр культуры Владимир Мединский и вовсе заявил, что никто не должен ставить под сомнение достоверность и подлинность подвига солдат на подступах к Москве. Правдива ли история о 28 панфиловцах, обсудили эксперты .

Вопросы:

На чем основывается история о 28 панфиловцах?

Никита Петров

Рассказ о подвиге гвардейцев-панфиловцев опубликовал в газете «Красная звезда» 28 ноября 1941-го литературный секретарь газеты Кривицкий. Уже в названии его статьи - «Завещание 28 павших героев» - содержалось как будто бы точное число героев, а в самом тексте вполне категорично утверждалось: «Сложили свои головы - все двадцать восемь. Погибли, но не пропустили врага». Позднее сам Кривицкий признал, что написал статью по поручению редактора «Красной звезды», который и назвал ему вымышленное число погибших.

Михаил Мягков

История основывается на реальном бое, который произошёл в один из самых критических моментов обороны Москвы. Первыми, кто его описал, были военные корреспонденты «Красной звезды». Их источник - рассказы очевидцев, записанные в конце ноября 1941 г. Именно тогда появилась цифра 28 панфиловцев. Существуют также стенограммы бесед с другими военнослужащими 316-й стрелковой (Панфиловской) дивизии, которые хранятся в научном архиве Института российской истории РАН.

Почему возникают споры о правдивости истории о 28 панфиловцах?

Никита Петров

Сомнения в достоверности этой истории возникли уже в 1942-м, и причина была в том, что не все награжденные погибли, а выжившие, как оказалось, побывали в плену, а кое-кто даже служил у немцев. Выводы Военной прокуратуры 1948-го, проверявшей все эти обстоятельства, не были обнародованы, но частично просочились наружу. В дальнейшем слухи о том, что этот подвиг выдуман и нереален, только росли и множились. К середине 1960-х голоса сомневающихся стали столь заметны, что мимо этого уже не могло пройти Политбюро ЦК КПСС. На одном из заседаний 10 ноября 1966-го Леонид Брежнев с возмущением говорил: «Подвергается критике в некоторых произведениях, в журналах и других изданиях то, что в сердцах нашего народа является святым, самым дорогим. Ведь договариваются же некоторые наши писатели, а их публикуют, до того, что якобы не было залпа Авроры, что это, мол, был холостой выстрел и так далее, что не было 28 панфиловцев, что их было меньше, чуть ли не выдуман этот факт, что не было Клочкова и его призыва, что "за нами Москва и отступать нам некуда"». Но если в условиях советской цензуры можно было запретить обсуждение этой темы, то после августа 1991-го в условиях свободной печати были обнародованы документы, не оставлявшие сомнений в том, что это миф.

Михаил Мягков

Суть спора в том, что одни (и в их числе бывший директор Государственного архива РФ С.В. Мироненко) стоят на позиции, что фамилии 28 панфиловцев были взяты с потолка, такого боя не было. Они ссылаются на доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева от 1948 года, где говорится, что подвиг 28 панфиловцев - выдумка военных журналистов. Их цель - разоблачить миф. Но не будем наивными. Цель разоблачителей - показать несостоятельным весь смысл жертвенной борьбы за свою родину. Раз не было подвигов, не было и людей, которые были готовы на них идти, и сегодня не будет. То есть лучше бы нас освободили американцы, так бы хоть демократию навязали. Другие говорят, что бой был и в нём участвовали эти 28, хотя отличившихся в Панфиловской дивизии было намного больше. Мне близка позиция академика РАН Г.А. Куманёва, который пишет: «Оказалось, что не все "двадцать восемь" оказались погибшими. Что из этого? То, что шестеро из двадцати восьми названных героев, будучи ранеными, контуженными, вопреки всему выжили в бою 16 ноября 1941 года, опровергает тот факт, что у разъезда Дубосеково была остановлена танковая колонна врага, рвавшаяся к Москве? Не опровергает».

Был ли бой под Дубосеково?

Никита Петров

Согласно научным публикациям, основанным на материалах архивов, в том числе и немецких, установлено, что 16 ноября 1941-го 1-я и 2-я немецкие танковые группы начали наступление утром в 07:40 и, пройдя село Нелидово и платформу Дубосеково, уже к 9 часам утра заняли Большое Никольское и Петелино. То есть танки не были остановлены. А к исходу дня танковые группы захватили Рождествено и Лысцево, продвинувшись за день на десять с лишним километров. Позднее на территории Нелидовского сельсовета жители нашли сначала тела трёх погибших бойцов Красной Армии, потом по весне ещё троих, в их числе политрука Клочкова. Все они похоронены в братской могиле на окраине села Нелидово. То есть, реальная картина событий 16 ноября совершенно не соответствует запущенному Кривицким мифу.

Михаил Мягков

Да, был. В день начала нового германского натиска на Москву - 16 ноября 1941 года - 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова была атакована одной пехотной и двумя танковыми дивизиями вермахта. Но в два-три прыжка достигнуть столицы не получилось. Танки врага завязли в нашей обороне. Факт, что тогда героически сражались вся 316-я Панфиловская дивизия, весь 1075-й полк и вся её 4-я рота, в состав которой и входили легендарные 28 панфиловцев. После войны командир полка И.В. Карпов отмечал: «В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах». Уже 18 ноября 1941 г. 316-я дивизия была переименована в 8-ю гвардейскую и награждена орденом Красного Знамени. В этот день погиб в бою её легендарный командир генерал-майор Иван Васильевич Панфилов.

Являются ли панфиловцы реальными людьми?

Никита Петров

Все награжденные Указом Президиума Верховного совета СССР от 21 июля 1942 года были реальными людьми, но не совершавшими того, что им приписывалось. История возникновения списка для представления к награждению сама по себе свидетельствует о случайном характере его формирования и о заведомой подгонке числа награжденных к заданной газетными очерками цифре 28.

Михаил Мягков

Реальный политрук Клочков сражался и погиб под Дубосеково. Именно там сражались и остальные 28 героев. Есть их имена, фотографии, послужные списки. Они не были инопланетянами, как сегодня нам пытаются представить. Счастье, что кто-то из этих 28-ми остался жив. Кстати, сам генерал И.В. Панфилов, который служил ещё с Первой мировой, знал, что солдат надо обучать не погибать, а уничтожать противника. Артиллерийские засады, специальные тройки бойцов, вооружённые гранатами и «коктейлями Молотова», - это его заслуга и его тактика. Результат - признание немецких генералов: «316-я русская дивизия имеет в своем составе много хорошо обученных солдат и ведет поразительно упорную борьбу».

В чем историческое значение истории о 28 панфиловцах?

Никита Петров

Можно с уверенностью говорить, что история возникновения и развенчания любого исторического мифа поучительна и важна. Никогда не стоит забывать, что истина всегда конкретна. И в данном случае и очерк Кривицкого в «Красной звезде», и многочисленные книжные публикации его и других авторов не выдержали проверку на конкретность и на соответствие данным исторических источников. Важен и второй урок, обозначающийся в сегодняшней полемике вокруг 28 панфиловцев. Нельзя строить воспитание патриотических чувств на лжи или «нас возвышающем обмане». Правда всегда рано или поздно открывается. И результатом многолетнего обмана и идеологического оболванивания будут цинизм подрастающего поколения и неверие уже ни во что.

Михаил Мягков

Это бой-символ. И этот символ помог нам победить в 1945-м. Сегодня память о 28 панфиловцах - это часть нашей большой правды о войне. Правды, которая вошла в наш генофонд, формирует наше историческое сознание. Тот, кто сегодня не верит, что эти 28 могли остановить 18 немецких танков, тот, возможно, первым побежал бы с поля боя у Дубосеково в морозный ноябрьский день 1941-го. И ещё: кто-нибудь считается сегодня с тем, что спартанцев, остановивших персов в V веке до н.э., было не триста, а, может быть, больше или меньше? Нет. Цифра триста вошла в историю, культуру, стала легендой. Так и подвиг 28-ми стал легендарным, когда легенда сложена из были.