Большая энциклопедия нефти и газа. Поведенческие реакции организма: свойства нервных процессов, определяющих индивидуальные особенности поведения

Психологические особенности подросткового возраста, когда они особенно выражены, получили обозначение "подросткового кризиса", а связанные с ним отклоняющиеся формы поведения - "пубертатного криза". Подростковый возраст является критическим только в отношении становления личности и её характерологических особенностей. Характер закладывается именно в подростковом возрасте, а в последующей жизни может претерпеть изменения только под влиянием чрезвычайных воздействий. Суть подросткового кризиса составляют поведенческие реакции.

Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться из-под опеки родителей, учителей, наставников, старшего поколения вообще. Потребность освободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. У мальчиков она выражена сильнее, чем у девочек. Проявляется в желании поступать "по-своему", "самостоятельно". У делинквентных подростков реакция сказывается в символических татуировках; при психопатиях и патохарактерологических реакциях одним из крайних проявлений являются побеги из дома и бродяжничество с целью пожить свободной жизнью.

Реакция группирования со сверстниками имеет сущность в нерегламентированном общении, через которую удовлетворяется потребность в коммуникации. В общении со взрослыми она удовлетворена быть не может. Различают группировки просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

Просоциальные группы - это группы, интересы которых и поведение соответствуют общественным ценностям и принятым в обществе нормам.

Асоциальные группы - это группы с отклоняющимся поведением при сохранении связей членов группы с позитивными формальными группами.

Антисоциальные группы - группы с правонарушающим, преступным поведением, когда связи с обществом ослаблены, а групповые ценности, противостоят ценностям общества.

По типу отношений группировки могут быть классифицированы:

жестко регламентированная группа, отличающаяся однополым составом с постоянным лидером, фиксированной ролью каждого члена группы и статусом его в этой группе. Состав группы стабилен, прием новых членов сопряжен с особыми испытаниями и ритуалами;

свободные группы , которые отличаются нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера, состав разнополый и нестабильный, интересы нечеткие (разного рода тусовки, неофициальные клубы; группировки по территориальному признаку, например, проживающие в одном микрорайоне; временные, ситуативные группировки, образовавшиеся и распадающиеся по окончании сезона).

Хобби-peaкция (реакция увлечения) составляет один из компонентов структуры личности и располагается между влечениями и наклонностями, но не имеет непосредственной связи с инстинктами. Выделяются увлечения:

интеллектуально-эстетические, связанные с интересом к самому предмету; наслаждение доставляет сам процесс, а не его результат;

телесно-мануальные включают все, что питается намерением укрепить свою силу, волю, выносливость, ловкость, искусные навыки; удовольствие доставляет не процесс, а достигаемый результат;

лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций и положений, в которых можно предводительствовать, руководить; в них удовлетворяется потребность во власти;

накопительские увлечения проявляются в коллекционировании; благодаря им достигается эмоциональное насыщение акизитивными эмоциями;

эгоцентрические увлечения питаются желанием быть в центре внимания окружающих; здесь главное - показная сторона увлечений, "чтобы заметили";

азартные увлечения основываются на своеобразной жажде обогащения и проявляются в тяготении к картежным играм, заключении пари, лотереям, играм в финансовые пирамиды; само чувство риска дает насыщение пугническими эмоциями, происходящими от потребности в преодолении опасности, риска;

информативно-коммуникативное хобби заключается в неутомимом поиске новой легкой информации, не требующей критической интеллектуальной переработки, в постоянных поверхностных контактах, позволяющих обмениваться новостями; проявляется как многочасовая пустая болтовня, стояние и глазение в подворотне, интерес к примитивным фильмам; всё усваивается поверхностно и только для того, чтобы "обменяться новостями".

Один и тот же предмет увлечений может основываться на разных побуждениях, т.е. относиться к разным типам хобби. Увлечения могут стать одной из форм психологической защиты: уход от неприятностей и невзгод (это в большей степени присуще шизоидным акцентуантам).

Реакции сексуального влечения формируют поведение, которое является транзиторным (преходящим). Половое созревание и пубертатном возрасте приводит к гиперсексуальности,: которая требует реализации. Наиболее часто встречающиеся отклонения: ранняя половая жизнь (характерно для гипертимных акцентуантов), подростковый гомо-сексуализм, мастурбация, петтинг - преднамеренное получение оргазма искусственным возбуждением эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий; групповой секс – со сменой партнеров; групповые изнасилования; вуайеризм - заместительный способ удовлетворения сексуального влече-ния, выражающийся в разглядывании обнаженных гениталий или созерцании полового акта.

В пубертатном периоде развития нередко встречаются реакции, унаследованные от детского возраста.

Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными требованиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой, чаще учебной. Обычно это бывает реакция на уменьшение или утрату внимания со стороны родителей или близких. В пубертатном периоде эта реакция возникает на фоне истероидной акцентуации характера. Её проявления: от побегов из школы и дома до краж и демонстративных попыток самоубийства. Проявления по направленности можно разделить на категории:

Реакция отказа от контактов, игр и даже пищи. У подростков она встречается редко. С ней можно столкнуться при помещении человека в непривычные для него условия, например, в следственный изолятор. Так же реагируют инфантильные субъекты на отрыв от привычной компании сверстников.

Реакция имитации выражается в подражании поведению определенного лица или образа. Серьезные девиации могут быть в случаях, когда для подражания избирается отрицательный герой. Психологической основой этой реакции является врожденный механизм подражания всех живых существ особям своего вида. Разновидностью выступает

Отрицательная реакция имитации, находящая выражение в том, что все поведение строится как противоположное от определенного образца: отказ от предлагаемых семьей материальных благ, от поступления в престижное учебное заведение, от модной одежды, подчеркнутая трезвенность при воспитании в семье алкоголиков и т.д.

Реакция компенсации сводится к тому, что свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой: хилый, слабый мальчик компенсируется в отличной учебе или наоборот, неудачи в интеллектуальной деятельности компенсируются бравадой, озорством, отчаянной смелостью.

Реакция гиперкомпенсации. Подросток старается добиваться успехов именно в той области, в которой он наименее успешен. Робость может толкнуть на отчаянные действия, сензитивные мальчики могут выбирать те виды спорта, где требуется грубая сила – бокс, каратэ, самбо; застенчивые девочки могут принимать на себя роль распущенных девиц и т.д.

Критерии распознавания патологических поведенческих реакций

1. Склонность к генерализации, т.е. проявление в самых полярных ситуациях и вызываться даже неадекватными для этого стимулами.

2. Повторяемость одного и того же поведения по разным поводам.

3. Превышение обычного для большинства "потолка" нарушений.

4. Общая социальная дезадаптация.

Перечисленные ниже реакции типичны не только для подросткового возраста. Если в детском возрасте их проявление приносило ожидаемый эффект, то они закрепились, и во взрослой жизни индивид бессознательно будет прибегать к ним для удовлетворения своих социальных потребностей.

Реакция амбиции. Проявляется в том, что получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить её значение (защитный механизм "девальвация"), одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Например, нищий может похваляться тем, что он более нищ, чем другие, больной - своей более тяжелой болезнью, преступник - числом своих "ходок в зону" и т.д.

Реакция самодовольства. Получив какие-либо блага или привилегии, субъект тут же хвастает перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляют проявления зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, "позеленел", "скривился" от зависти.

Реакция зависти. Субъект именно "зеленеет" "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не может скрыть, ибо считает, что успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства. Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не может скрыть своей радости. Амбиции субъекта льстит, что не он попал в передрягу, а кто-то другой. Эту реакцию следует отличать от злорадства по поводу неудачи конкурента, соперника, врага, когда это примитивная реакция закономерна. Здесь речь идет о мезантропной реакции: "Мне плохо от того, что другим в это время хорошо".

Реакция экспансии (захвата). При появлении в поле видимости каких-либо ценностей или привилегий, которые по заслугам должны быть распределены между участниками каких-либо общих дел, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Например, захват лучшей комнаты в квартире, захват лучшего места в камере заключенных, присвоение себе имущественного права по наследству, получение общественных льгот, вплоть до получения товара без очереди.

Реакция агрессии. В любом случае конфронтации (противостояния двух субъектов), индивид, чувствуя свою безнаказанность, немедленно реализует "пристройку сверху" (по Берну Э.): оскорбляет, унижает, пускает в ход грубую силу. Эта реакция выступает естественным продолжением реакции экспансии. Агрессивность в подобных случаях отличается несоразмерной ситуации жестокостью, объясняемой непомерно раздутой.амбицией.

Реакция ревности. Если субъект получил возможность "пристройки сверху" к другому субъекту, он начинает чрезмерно опекать другого, не давая никому посягнуть на его "эмоциональную собственность". Точно так же ведет себя субъект, если "пристроился снизу" к более сильной личности; он словно "прилипает" к нему, стараясь во всем угодить, ловя каждое его слово и желание. Ревность в этом случае сродни ревности собаки к своему хозяину.

Поведение животных представляет собой сочетание врожден­ных форм поведения и индивидуально приобретенного жизнен­ного опыта. Сложные поведенческие реакции, свойственные дан­ному виду животных и передающиеся по наследству, называются инстинктами. В основе инстинктов лежат комплексы безусловных рефлексов, реализующиеся в обычных условиях жизни в ответ на раздражения. Инстинкты являются продуктом естественного от­бора и направлены на сохранение и воспроизводство вида. Все вышеописанные биологические формы поведения - пищевые, половые, социальные и прочие - базируются на инстинктивной деятельности животных.

У лошадей, крупного и мелкого рогатого скота детеныши рож­даются настолько сформировавшимися, что уже в первые часы после рождения могут самостоятельно отыскать сосок молочной железы, сосать и двигаться вслед за матерью. У свиней новорож­денный молодняк не столь зрелый, имеет несформированную сис­тему теплорегуляции, однако и они рождаются с рефлексом соса­ния - одним из самых важных в первые дни жизни.

Также врожденным является поведение самок перед и во время родов. Сразу после родов самки часто беспокоятся, продолжитель­но облизывают детенышей. Рефлекс облизывания очень важен для новорожденного (массаж кожи, ее обсушивание, дезинфекция пу­повины лизоцимом слюны) и для матери. С остатками плодных вод на коже детеныша мать получает гормоны, стимулирующие отделение последа. Кроме того, во время облизывания она «запо­минает» запах и внешний вид своего детеныша и потом может его отыскать среди другого молодняка.


К врожденным формам поведения относятся нищий прими ление восторга, радости, дружелюбия, боязни, уничижи три страха, гнева, злобы и других чувств. Эмоции свойсик-имм ии-м видам животных. Так, собаки, лошади, коровы и другие ж шин ш.н плачут от боли или горя; у всех домашних животных чувство |>нлм ста сопровождается типичными двигательными реакциями, и кие нением голоса, мимикой.

У стадных животных чувство страха, испуга проявляется часто в форме паники («стампед» - паника у лошадей, безотчетный страх, ужас - например, во время пожара).

Приобретенные, т. е. индивидуальные формы поведения скла­дываются из обучения и мышления. Обучение - это форми­рование поведения животных в процессе индивидуального разви­тия с первых дней жизни. Основная роль здесь принадлежит ок­ружающей среде. В процессе обучения на базе врожденных ин­стинктов у животных возникают и закрепляются новые - услов­ные рефлексы. Например, при боксовом содержании у телят вырабатываются условные пищевые рефлексы на звук и внеш­ний вид тракторного агрегата, развозящего корм. Уже при пер­вых звуках мотора телята начинают беспокоиться, выстраиваются вдоль кормушки, начинается заметная саливация. Для врача долж­но быть интересно, что к месту раздачи корма первыми встают здоровые телята более высоких рангов, а больные, ослабленные и низших рангов оттеснены.



Условные рефлексы сохраняются в течение всей последующей жизни животного, но могут затормаживаться и исчезать навсегда, когда пропадает в них необходимость.

Иногда у животных вырабатываются не полезные, а вредные рефлексы. К этому может привести, например, неправильное обра­щение (побои, грубый окрик, причинение боли), особенно во вре­мя кормления или доения. В таких случаях у молочных коров, на­пример, затормаживаются пищевые, половые, лактационные ре­флексы и снижается продуктивность. Спокойное, доброжелатель­ное отношение к животному предотвращает эти явления.

В обучении животных важное место занимают импринтинг (запечатление) и подражание. Импринтинг, или запечатление, запо­минание окружающих предметов и обстановки, - это одна из форм ранней памяти. Детеныши запоминают мать, неподвижные пред­меты вокруг логова или гнезда, место обитания. Многие животные инстинктивно перемещаются за движущимся предметом (утята, гу­сята и цыплята обычно следуют стайкой или цепочкой за матерью; если вместо матери перед ними идет человек - они его «запечатле­вают» и двигаются за ним, как за матерью). Также и родители «за­поминают» своих детенышей и отличают их от чужих.

У некоторых видов животных импринтинг по отношению к де­тенышам не столь силен, и они «принимают на воспитание» чу­жих, но раз запомнив, покормив и облизав, они уже считают их

Своими. На этом основано выращивание группы телят или же­ребят под контролем одной коровы-кормилицы или кобылы. Им-принтинг проявляется также у кошек, сук и птиц, когда они вмес­те со своими детенышами выкармливают, защищают и обучают «подкидышей».

Большое значение имеет импринтинг в формировании группо­вого поведения: каждое животное в группе запоминает других жи­вотных и их социальный ранг, что приводит к спокойному, бес­конфликтному поведению.

Таким образом, в импринтинге сливаются врожденные формы поведения и индивидуально приобретенные условные реакции.

Подражание является другой формой обучения. Подражая ма­тери или другим животным, молодняк обучается выбирать и при­нимать корм, правилам поведения внутри группы. Обучению спо­собствует игровая форма поведения. В играх со сверстниками или взрослыми животными отрабатываются элементы взрослого пове­дения - охоты, нападения, защиты.

Подражать могут и взрослые животные. Так, во время пожара в конюшне лошади легко поддаются панике и скучиваются, не же­лая выходить из помещения. В таких случаях стараются вывести из огня самую спокойную лошадь, и остальные, подражая, следу­ют за ней. Дрессировка собак проходит более эффективно на пло­щадке, когда собаки имеют возможность наблюдать за поведением других животных и подражать им. Домашние животные часто под­ражают человеку.

Иногда подражание приводит к вредным привычкам. Приме­ром может быть извращенный рефлекс сосания, когда коровы вы­сасывают молоко у себя или у других коров. Такая порочная при­вычка быстро распространяется среди животных, и борьба с ней безрезультатна, поэтому корову, у которой проявился такой по­рок, следует сразу же изолировать.

Итак, импринтинг и подражание приводят к развитию но­вых рефлекторных реакций и сложных форм поведения на ос­новании уже собственного опыта. Однако не всегда, анализируя поведение животных, можно объяснить его обучением или под­ражанием другим животным и закрепленными условными реф­лексами.

Животным свойственно и мышление, проявляющееся в форме инсайта (озарение) и элементарной рассудочной деятель­ности. Инсайт - проявление у животных определенной реакции без предварительных проб и ошибок, и это уже не условный ре­флекс. Животное начинает понимать отношения между стимула­ми или событиями и у него внезапно возникает новая реакция. Первоначально реакции типа инсайта были описаны у человеко­образных обезьян, когда шимпанзе, чтобы достать высоко подве­шенный банан, составляли пирамиду из ящиков и залезали на нее


или же использовали палки как орудия труда. Хозяева домашних животных могут привести очень много примеров, когда их питом­цы внезапно решали какую-то задачу. Так, одна овчарка утром забросила сапог в кровать хозяина, чтобы он вывел ее из дома, очевидно, уловив причинно-следственную связь.

Очень часто в результате инсайта у животного с одного раза закрепляется условный рефлекс. Так, лошади умеют отвязываться, распуская узел повода, которым они привязаны к коновязи, а со­баки - приносить хозяевам домашние тапочки.

Физиологические механизмы инсайта объяснить довольно трудно, так как не всегда ясно, чем именно такой процесс отли­чается от научения или подражания. Однако большинство зоо­психологов признают, что инсайт включает в себя элементы мышления, так как животные выявляют причинно-следственные отношения между предметами и явлениями, используя их в до­стижении своей цели.

Еще менее изучена элементарная рассудочная деятельность животных, в наличии которой уже никто из физиологов или зоопсихологов не сомневается и не пытается объяснить все многообразные формы поведения лишь комплек­сами инстинктов и условных рефлексов. Животные улавливают простейшие эмпирические законы, т.е. выведенные из собст­венного опыта, связывающие предметы и явления окружаю­щей среды, и способны оперировать ими при построении сво­его поведения.

В основе рассудочной деятельности лежит способность от­дельных нейронов мозга избирательно реагировать на раздражи­тели в зависимости от их свойств и расположения в простран­стве. Для реализации рассудочной деятельности необходим из­быток нейронов в мозге для восприятия всех многообразных деталей окружающей среды, а также хорошо развитые взаимо­связи между ними, т. е. сложная система синаптических контак­тов между нейронами.

Любой по сложности рассудочный акт складывается из следую­щих этапов:

1. Восприятие информации, являющееся функцией анализато­ров. Центральный аппарат восприятия заложен в сенсорных отде­лах коры больших полушарий. Сбор информации обо всех прояв­лениях окружающей среды и отдельных раздражителей называет­ся аналитической функцией мозга.

2. Отбор наиболее существенной информации, необходимой для принятия решения определенной задачи, - синтетическая функ­ция мозга. В этих процессах участвуют эмоции, посредством кото­рых оценивается биологическая значимость раздражителей и са­мого поведения. Проводится объединение отдельных нейронов в функциональные структуры, обеспечивающие аналитико-синте-тическую деятельность мозга.

3. В процессе синтеза принимается решение к выполнению биологически адекватного поведенческого акта в данной обста­новке (ситуации).

Таким образом, мышление животных опирается на аналитико-синтетическую интерпретацию корой больших полушарий голов­ного мозга внешних воздействий, биологических потребностей и условно-рефлекторной деятельности. Конкретное мышление дает возможность животным использовать собственный жизненный опыт для изучения конкретной ситуации и отражения ее в своем поведении.

Уже с момента рождения у животных развивается сознание, т. е, восприятие текущих событий окружающей действительности, что является основным компонентом его поведения, направлен­ного на выживание. Однако для принятия правильного решения животное должно иметь информацию и о своем месте в среде оби­тания на основе индивидуального опыта.

Итак, поведение животных строится на базе трех основных ком­понентов высшей нервной деятельности - инстинктах, обучаемос­ти и рассудке. В зависимости от преобладания каждого из них мож­но условно охарактеризовать ту или иную форму поведения как ин­стинктивную, условно-рефлекторную или рассудочную.

1.Реакция оппозиции или протеста . В раннем дошкольном возрасте она может возникнуть при ограничении активности ребенка, при чрезмерном или насильственном кормлении, при преждевременном или неумеренно строгом приучении к горшку, У старших детей в основе реакции протеста - глубокая обида, ущемленное самолюбие, недовольство, озлобленность, возникающие из-за чрезмерных требований, непосильных нагрузок, утраты или недостатка внимания, несправедливых или жестоких наказаний. 2.Реакции активного протеста. Непослушание, грубость, разрушительные действия, вызывающее или агрессивное поведение. 3.Реакции пассивного протеста. Отказ от еды, уход из дома, попытки самоубийства, отказ от речи (мутизм), энурез, энкопрез, повторные рвоты, запоры, насильственный кашель, замаскированная враждебность к «обидчику», замкнутость, нарушение эмоционального контакта. 4.Реакция отказа. Самые ее типичные проявления встречаются в раннем возрасте. Она возникает в связи с утратой ребенком чувства безопасности, неудовлетворенной потребностью в общении с эмоционально значимой фигурой. Наиболее выраженные проявления этой реакции - неподвижность, заторможенность, отсутствие стремления к общению, исчезновение реакций на происходящее вокруг. Утрачивается желание играть, наслаждаться сладостями. Появляются подавленность, расстройство сна, утрата аппетита. Способствует возникновению этой реакции ослабленность соматическими заболеваниями. 5.Реакция имитации. Она характеризуется копированием поведения наиболее авторитетного для ребенка лица. Ребенок может подражать активности взрослого или поведению референтной группы (асоциальной компании детей). Нарушение поведения возникает, когда копируются асоциальные формы поведения (сквернословие, хулиганские поступки, воровство, бродяжничество), аддиктивное поведение (курение,вдыхание летучих веществ, употребление алкоголя). Эта реакция особенно упорно повторяется и приводит к более глубокой дезадаптации, если развивается на фоне расторможенных влечений или сама провоцирует преждевременное развитие инстинктивных проявлений (например, сексуальных). 6.Реакция компенсации. Может возникнуть как форма психологической защиты, при которой разочарованные своей неудачей в одной сфере дети стремятся достичь больших успехов в других областях. Эта реакция может лечь в основу нарушений поведения, если ребенок, не сумевший проявить себя в школе, станет укреплять свой авторитет за счет асоциального поведения (хулиганства, воровства и т. д.). 7.Реакция гиперкомпенсации. Отличается от предыдущей тем, что свою неспособность или свой дефект дети преодолевают за счет сверхусилий в наиболее трудной для них области деятельности. Если пугливый подросток будет пытаться гиперкомпенсировать свой страх нападениями на других подростков или опасной ездой на велосипеде, мотоцикле, автомобиле (угоняя их у владельцев), то таким образом эта реакция станет механизмом развития нарушенного поведения. 8.Реакция эмансипации. Это стремление высвободиться из-под опеки родителей, воспитателей и вообще всех взрослых. Способствует появлению этой реакции мелочная опека, лишение самостоятельности, постоянное давление, отношение к подростку как к несмышленому маленькому ребенку. Реакция эмансипации проявляется скрытым сопротивлением порядкам или попытками уйти из-под контроля взрослых. В первом случае это игнорирование советов, указаний и инструкций, непринятие помощи, упрямые попытки делать все самостоятельно, отвержение правил и норм, установленных взрослыми. Во втором случае это попытки устройства самостоятельной жизни. 9.Реакция группирования. Осуществляется созданием неформальных групп сверстников и подростков, несколько старших или младших по возрасту. Эти группы обычно отличаются определенной стойкостью. Наиболее склонны к объединению подростки, запущенные и безнадзорные. Активность таких групп нередко носит антисоциальный характер (хулиганство, мошенничество, воровство). 11.Реакции увлечения. Тесно связаны с влечениями, наклонностями, интересами личности и проявляются удовлетворением некоторых потребностей, побуждений. Выделяют информативно-коммуникативные увлечения (удовлетворение жажды получения новых сведений, потребности в контактах, позволяющих обмениваться новой информацией); увлечения, основанные на удовлетворении чувства азарта (возникающие при различных играх, в особенности на деньги или другой «интерес»); эгоцентрические увлечения , позволяющие быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях) и т. д. Постоянная сосредоточенность на хобби, аффективная заряженность в процессе осуществления своего увлечения позволяют эти реакции в ряде случаев рассматривать как сверхценные образования (осуществление сверхценных идей). Болезненный характер этих увлечений подтверждается также нелепостью цели, которую ставит перед собой подросток (составить коллекцию лапок насекомых, осколков посуды), непродуктивностью увлечения (отсутствуют завершенные итоги того, на что могут быть потрачены годы.

Две категории реакций были выделены как Лейнгом и Стефаном (Leung & Stephan, 1998,2000), так и Райтом и Тэйлором (Wright & Taylor, 1998) - открытая реакция на несправедливость и отсутствие открытой реакции. Поведенческая реакция на несправедливость включает четыре этапа. Во-первых, ситуация определяется как несправедливая. На этом этапе человек приходит к выводу, что он заслуживает иного результата или лучшего обращения, чем то, которое имело место (Crosby, 1976). По мнению Джоста (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994), некоторые люди не чув­ствуют несправедливости, оправдывая существующую систему, что связано с от­сутствием революционного классового сознания, недостатком общения тех, с кем несправедливо обходятся, и низким уровнем групповой идентичности. Другая при­чина заключается в том, что желание верить в справедливое устройство мира так­же заставляет людей считать, что им не следует страдать от несправедливости (Lerner, 1980).

Фернхэм (Furnhara, 1985), например, обнаружил, что в период апартеида в Южной Африке чернокожие демонстрировали большую склонность верить в спра­ведливое мироустройство, чем их собратья в Великобритании. Вера чернокожих южноафриканцев в справедливое мироустройство уменьшала их восприимчивость к несправедливому обращению, и, возможно, это делало их поведенческие реакции на несправедливость социальной системы менее выраженными. Наконец, как от­мечалось выше, определенные культурные установки могут смягчать остроту не­справедливости. Представление о карме в Индии является основой веры в предо­пределенность страдания и приглушает ощущение несправедливости, Таким обра­зом, если несправедливость не определяется как таковая, то поведенческая реакция на нее может отсутствовать.

На втором этапе виновник обвиняется в совершенной несправедливости. Атри­буция вины предполагает принятие решения о том, что индивид или группа несут ответственность за несправедливость, их действия были предумышленными и зло­намеренными (Tedeschi & Nesler, 1993). Атрибуция вины обычно связана с чув­ством гнева, по крайней мере на Западе (Quigley & Tedeschi, 1996). Иногда атри­буция вины себе или окружающим является ошибочной (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994). В таком случае, несмотря на то что несправедливость не остается неза­меченной, мер в отношении виновника не предпринимается, поскольку на него не возлагают ответственность за совершенную несправедливость. Подобным образом, когда тот, кто несет ответственность за несправедливость, признает свою вину в происшедшем, восприятие несправедливости становится не столь острым и пре­дупреждает возможные реакции (Bies, 1987; Davidson & Friedman, 1998).


Подобным образом, исследование, проведенное в Японии, показывает, что при­несение виновником извинений за содеянное может смягчить негативную реакцию на несправедливость (Ohbuchi, Kameda & Agaric, 1989). В ходе исследования сту­денты, получившие незаслуженную негативную оценку со стороны другого студен­та, реагировали на нее менее агрессивно, если обидчик извинился за свои заблуж­дения, которые привели к несправедливой оценке.

В исследовании, которое учитывает ряд аспектов двух названных этапов, Фрой-денталер и Минула (Frcudenthaler & Mikula, 1998) обнаружили, что у австрий­ских женщин чувство несправедливости по поводу разделения домашних обязанно­стей, определялось ощущением нарушения их прав и атрибуцией вины партнеру, при этом оправдывающие партнера обстоятельства не принимались во внимание. В предыдущем разделе мы говорили о том, что вообще нарушитель чаще обвиня­ется в своем недостойном поведении в индивидуалистической, чем в коллекти­вистской культуре. Однако остается непонятным, существуют ли культурные различия в результативности компенсаторного поведения, связанного с совер­шенным проступком, такого как объяснение своего дурного поведения или при­несение извинений.

На третьем этапе человек должен прийти к пониманию того, что в его интере­сах или в интересах его группы отреагировать на несправедливость определенны­ми действиями, а не бездействием. Однако следует отметить, что порой люди реа­гируют на несправедливость спонтанно, почти не обдумывая свое поведение.

На четвертом этапе человек должен реализовать свое решение. В соответствии с теорией мобилизации ресурсов, определенные типы поведенческих реакций воз­можны лишь при наличии у индивида, с которым обошлись несправедливо, опре­деленных ресурсов (Klandermans, 1989; Martin, Brickman & Murray, 1984; Tilly, 1978). Эти теоретики утверждают, что, например, коллективный протест неосуще­ствим при отсутствии необходимых ресурсов (время, сцлы, деньги, поддержка). Возможно, это положение следует рассматривать более широко. Вообще люди вряд ли будут реагировать на несправедливость определенными действиями, если у них отсутствуют соответствующие ресурсы. Подобным образом, если человек считает, что его поведенческая реакция на несправедливость бессмысленна и не приведет ни к какому результату, вряд ли он станет что-либо предпринимать (Klandermans, 1989). Может быть, уместно отметить, что поведенческая реакция на несправедли­вость не обязательно должна быть конструктивной, осмысленной и результатив­ной в глазах субъекта поведения. Месть, агрессия, бесчинства и деструктивный протест, например, могут принести глубокое удовлетворение тем, кто прибегает к соответствующему поведению, несмотря на то что ситуация, которая породила несправедливость, в результате такого поведения может остаться прежней. Таким образом, если люди не считают, что они заслуживают лучшей участи, не обвиняют обидчика, не считают, что в их интересах предпринять определенные действия, не имеют в своем распоряжении ресурсов, необходимых для реализации определен­ного поведения, или не верят, что их поведение приведет к желаемому результату, они бездействуют. Разумеется, отсутствие поведенческой реакции не означает отсутствия психологической реакции.

Мы рассмотрели ряд причин, по которым диапазон поведенческих реакций представителей коллективистской культуры может быть достаточно узок. Их стремление к избеганию конфликтов ведет к подавлению поведенческих реакций. В коллективистских обществах, таких как Япония и Таиланд, преобладает вто­ричный контроль (изменение самого себя в соответствии с окружением), в инди­видуалистических же обществах, таких как США, предпочтение отдается первич­ному контролю (изменение окружения в соответствии с собственной личностью) (McCartyetal., 1999; Weisz, Rothbaum & Blackburn, 1984), и это еще одна причи­на, по которой поведенческие реакции в коллективистских обществах менее вы­ражены.

Подводя итог, можно сказать, что культура может оказывать влияние на про­цессы, лежащие в основе поведенческих реакций на несправедливость, на любой стадии. Судя по всему, у представителей коллективистских культур не обращают внимание на незначительные проявления несправедливости со стороны членов мы-группы в интересах сохранения гармонии. Вероятно, они более восприимчивы к объяснениям и извинениям, чем представители индивидуалистических культур. Даже если несправедливость замечена, существует достаточно много обстоя­тельств, с учетом которых представители коллективистских культур могут решить, что цена реакции на несправедливость неоправданно высока по сравнению с ре­зультатами. Кроме того, возможно, деструктивная реакция рассматривается ими как бессмысленная и бесполезная. При этом представители коллективистских культур, по-видимому, чаще, чем представители индивидуалистических культур, реагируют па несправедливость конструктивно.

Как уже говорилось выше, акцент на эгалитаризме и справедливости в культу­рах с незначительной дистанцией по отношению к власти с высокой степенью ве­роятности может привести к деструктивному поведению представителей такой культуры, как реакции на несправедливость. В культурах, где дистанция по отно­шению к власти значительна, люди с высоким общественным положением могут особенно остро реагировать на несправедливость, поскольку они, очевидно, не ожидают ее и, как правило, располагают необходимыми для реакции властью и ресурсами. Люди с низким социальным статусом в таких культурах, скорее всего, подобны коллективистам в их стремлении не ощущать несправедливость или не реагировать на нее, поскольку их реакция может нарушить нормы иерархии и по­влечь угрозу возмездия. Фатализм, который присущ культурам с высокими пока­зателями дистанции по отношению к власти, тоже способствует нежеланию реа­гировать на несправедливость Qost, 1995). В культурах, в которых дистанция по отношению к власти значительна, реакция на несправедливость, очевидно, во мно­гом зависит от уровня возможностей человека, в отличие от культур, где дистан­ция по отношению к власти невелика.