Броневик ленина где находится. Подлинная история ленинского броневика

    10%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 10% от вклада партнера первого уровня. От вкладов лично проглашенных партнеров Вы будете получать 10%. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    5%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 5% от вклада партнера второго уровня. Формируйте команду инвесторов и получайте прибыль без вложений. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    3%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 3% от вклада партнера третьего уровня. Все инвесторы третьего инвестора принесут вам 3% от вклада партнеров. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    1.5%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 1.5% от вклада партнера четвертого уровня. Партнеры на четвертом уровне это солидное достижение для пассивного дохода. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    0.5%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 0.5% от вклада партнера пятого уровня. Формируйте профессиональную команду инвесторов и получайте высокий доход до 5-ого уровня. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

Очередную "разоблачительную" статью на историческую тему. Некто Сергей Кутовой решил подвергнуть сомнению устоявшееся в советской историографии мнение о том, на каком броневике выступал В.И.Ленин по прибытию на Финляндский вокзал 3 апреля 1917 года. Как известно, официально считалось, что трибуной вождю социалистической революцией служил бронеавтомобиль "Остин-Путиловец", получивший позже имя "Враг капитала".

Предвзятость автора и его поверхностность можно обнаружить в первом же абзаце. Кутовой пишет: отечественной истории эти боевые машины запомнились нам прежде всего как один из символов смутного революционного времени. Палящий по Зимнему крейсер «Аврора», стремительно летящая по степи тачанка - и броневик, c которого воспламенял народ речью Ульянов (Ленин).
Действительно, среднее и старшее поколение хорошо помнит эту официальную легенду, обязательную к изучению в советские времена. В ночь с 3 на 4 апреля в Россию из Финляндии вернулся из эмиграции Владимир Ленин, и прямо у вокзала, где его встречали товарищи по партии, решил продвинуть в массы свои «Апрельские тезисы». Но подходящей трибуны не нашлось, и тогда Ильич влез на башню оказавшегося поблизости броневика. Чем и положил начало оригинальной традиции: призывать к революции, стоя на какой-нибудь бронетехнике…"
Все бы хорошо, да вот не двигал Ленин в массы с броневика "Апрельские тезисы". Он вообще не был готов к выступлению и был ошарашен той встречей, которую ему устроили на Финляндском вокзале. Поэтому обращение к собравшимся было кратким, общим и эмоциональным. Тут уж не до тезисов, с которыми он ознакомил товарищей позже, по прибытию во дворец Ксешинской.

В общем, если уж автор "разоблачения" проигнорировал историческую правду, а привел некий миф, отложившейся у него в голове, то дальнейшие его размышления априори поставились по сомнение.
Далее идет повествование о истории бронеавтомобилей, о использовании их Российской армией в период Первой мировой войны, о модернизациях английского броневика "Austin". Для обширного путешествия по этой теме автор статьи видимо использовал книгу Барятинского М. и Коломиеца М. "Бронеавтомобили русской армии 1906 - 1917 гг.", где тоже высказано сомнение о броневике-трибуне.
Кутовой пишет: "...Ленин, произнесший историческую речь в апреле месяце того года, никак не мог делать это с башни «Остина-Путиловца», как утверждала официальная легенда, а выступал с британского «Остина». Зачем же было тогда фальсифицировать историю?".
Броневик "Остин-Путиловец" был российской модификацией английского "Остина". Кроме технических отличий броневики отличались и внешне: у английского пулеметные башни стояли в ряд, а у российского располагались по диагонали. Официально "Остин-Путиловец" в апреле 1917 года не был еще запущен в массовое производство, Февральская революция помешала. Серийный выпуск этих бронемашин начался лишь в 1918 году. Вот на этом факте и играют "ревизионисты", заявляя, что тот броневик, что сейчас стоит в Военно-историческом музееартиллерии, инженерных войск и войск связи, не мог быть тем самым ленинским.
Здравый смысл и факты якобы подтверждают это мнение - машины времени не существует и техника 1918 года просто не могла попасть в апрель 1917-го. И можно было бы согласиться, что да, и тут официальная пропаганда нас обманула, ввела в заблуждение. Но, почему бы немного не напрячь мозг?
"Остин-Путиловец" был разработан в 1915 году, а в 1916 году на Путиловском заводе были собраны опытные образцы для полевых испытаний. Ну не на макете же 1:43 испытывать новый броневик! Само собой это были реально действующие броневики. Об этом видимо "разоблачители" и позабыли или, по их мнению, решение царского правительства о запуске в серию "Остина-Путиловца" было принято после ознакомления с чертежами?

Известно, что броневики царской армии, участвовавшие в боях имели собственные названия типа "Резвый", "Защитник", "Суворов" и т.п. Броневик же на котором стоял Ленин не имел имени собственного ("Врагом капитала" он стал позже, зимой 1917 года), зато на его борту была нарисована цифра "2", по словам командира бронеавтомотоциклетно-пулеметного отряда при Смольном Федора Антоновича Быкова. Скорее всего боевая машина имела бы название, а вот опытный образец обычно нумеруется. И еще, броневики были взяты из мастерской Петроградского бронедивизиона (где, кстати, и проходили полевые испытания "Остин-Путиловца") совершенно беспрепятственно, т.к. охране было сказано, что они едут на пробные испытания. Организатор этой аферы большевик, член автоброневого движения Георгий Васильевич Елин был не дураком и вряд ли бы стал угонять боевые машины, когда под рукой были опытные образцы, которые можно взять на обкатку.
Итак, броневики "Остин-Путиловец" существовали и в апреле 1917 года в виде испытательных образцов, факт этот не оспоримый. Известно, что броневик Ленина не имел названия, а имел нумерацию, что не характерно для боевого броневика. Броневик был угнан из мастерской под видом испытаний, что было проще сделать именно с испытательной машиной. Все это говорит в пользу того, что никакой фальсификации относительно ленинской бронемашины могло и не быть.
Кутовой пишет: "Зачем же было тогда фальсифицировать историю? Тут есть две версии. Во-первых, когда появилась идея поставить в музей броневик «вождя пролетариата» (в 1939 году), оригинальной машины могли просто не найти. Была найдена похожая - а спустя 22 года мало кто помнил, что «Остин-Путиловцев» в апреле 1917-го еще не было в природе. А может, и помнили, но не придали особого значения. Во-вторых, что тоже не исключено, броневик отечественного производства более вписывался в легенду, чем заморская «аглицкая» машина. Кто знает!"
Обе его версии лишь грязь высосанная из под ногтей. Видно, что он даже и не вникал в историю поиска ленинского броневика, включив дурочку с ориентацией на фальсификацию. Невдомек Кутовому, что поиски "Врага капитала" велись по всей стране на основе следующего документа:
Примета 1 - броневик двухбашенный.
Примета 2 - расположение башен диагональное - левая несколько выдвинута вперед, правая смещена назад.
Примета 3 - башни со щитками.
Примета 4 - под броней 2 руля (второй, дополнительный, перед задней стенкой).
Примета 5 - шасси и двигатель фирмы "Остин"; корпус броневика и башни, а также броня - Ижорского завода.
Примета 6 - вооружение: 2 пулемета "максим" на подвесных в башнях станках.
Примета 7 - в задней броневой стенке, на уровне глаз второго шофера, прорезь наружу с заслонкой.
Примета 8 - в отличие от прочих броневиков, на этом не две, а три фары - третья на задней стенке, для освещения пути, если броневик идет под вторым рулем.
Примета 9 - снаружи, перед дверцей в броневик, - приступка в виде совка.
Примета 10 - на башне лентой красная надпись: "Враг капитала" (по замазанной "двойке").
Искали долго (история поиска началась еще в 1927 году), в поиске принимали участие тысячи людей, находили и "Остин-Путиловцы", но все они были не "Врагами капитала", поэтому поисковые работы велись до победного.
Еще один камень в огород стороников версии о фальсификации. Что мешало т.н. советским "фальсификаторам" найти нужный броневик к 20-ой годовщине Октября, т.е. в 1937 году? Почему они так припозднились и нашли его лишь в 1939 году, а выставили в музее в 1940-ом? Неувязочка какая-то выходит, недоработка.
Вообще, у "ревизионистов" всегда большая проблема с темами на которые они пишут - слышат звон, но незнают откуда он. У того же Сергея Кутового есть такой комментарий к фотографии памятника Ленину у Финляндского вокзала: "У Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге на бронзовом броневике застыл бронзовый Ленин. Создателей культа вождя мирового пролетариата мало заботили отличия оригинального броневика «Остин» от его российской версии «Остин-Путиловец»" .

Невдомек "разоблачителю", что памятник был установлен в 1926 году, когда не было даже попыток установить на каком броневике был произнесена речь вождем пролетариата. И невдомек ему, что это всего лишь символ, памятник, метафора, а не отображение исторической действительности (в противном случае, Ленин на многих монументах должен был быть без бороды и усов). Художественные произведения не должны быть документальными, в противном случае известный памятник Петру Первому на коне можно тоже назвать фальсификацией, а это уже бдет пахнуть откровенным маразмом.

В отечественной истории эти боевые машины запомнились нам прежде всего как один из символов смутного революционного времени. Палящий по Зимнему крейсер «Аврора» , стремительно летящая по степи тачанка — и броневик, c которого воспламенял народ речью Ульянов (Ленин) .

Действительно, среднее и старшее поколение хорошо помнит эту официальную легенду, обязательную к изучению в советские времена. В ночь с 3 на 4 апреля в Россию из Финляндии вернулся из эмиграции Владимир Ленин, и прямо у вокзала, где его встречали товарищи по партии, решил продвинуть в массы свои «Апрельские тезисы». Но подходящей трибуны не нашлось, и тогда Ильич влез на башню оказавшегося поблизости броневика. Чем и положил начало оригинальной традиции: призывать к революции, стоя на какой-нибудь бронетехнике…

По легенде, шанс войти в историю как «стальная трибуна вождя» получил броневик «Остин-Путиловец», который затем отправили в музей, благодаря чему этот уникальный экспонат истории бронетехники сохранился до наших дней. Однако на сей счет имеются изрядные сомнения, поскольку именно эта модель в апреле 1917 года только находилась в проекте. Впрочем, начнем по порядку — с самого появления в России этих машин.

Бронеавтомобиль (броневик) можно назвать старшим братом танка и бронетранспортера, поскольку он появился раньше их и раньше принял участие в боевых действиях. Однако первые прототипы этих машин мало чем отличались друг от друга, представляя собою защищенные боевые повозки, неуклюжие и медлительные — наподобие паровой «черепахи» английского инженера Джеймса Коуэна (James Cowan).

Их функции были смешанными: их делали как почти универсальные крепости на колесах, но в основном для атаки на вражеские порядки. Правда, почти все они закончили свою карьеру в виде единичных опытных образов. Исключением стали «боевые трактора» британской армии, использованные ею в англо-бурской войне. Это были медлительные паровые гусеничные машины, обшитые листами брони, тянувшие за собою бронированные же прицепы. Тут уже наблюдалась некоторая универсальность функций.

Это уже потом боевые машины начали получать более узкую специализацию: танк — как машина для штурма укрепленных полевых позиций, бронетранспортер — для передвижения под защитой брони пехоты, расчетов, радиостанций, технических команд, командиров.

Бронеавтомобиль, представляющий собою обшитый стальными листами автомобиль (отсюда и название), вооруженный пулеметами и (на ряде моделей) пушкой калибра 37-76 мм, не мог преодолеть укрепления. Ну разве что снести пару деревянных «рогаток»! Он с трудом передвигался вне дороги, и любое бревно или траншея становились ему непреодолимым препятствием. Он не мог принять больше 2-3 десантников — но и они уже создавали экипажу тесноту.

Но зато бронеавтомобиль стал эффективной передвижной огневой точкой. Защищенной от пуль противника, способной ехать быстрее и дальше любого кавалерийского отряда. Это делало его просто незаменимым в целом ряде военных операций. К примеру, представьте себе такую боевую ситуацию конца XIX — начала XX века: нужно срочно выбить противника, захватившего поселок или станцию, расположенную в нескольких километрах. Пока он там окончательно не укрепился, нарыв окопов и ДОТов, или не начал там концентрировать прочие свои силы. Сделать это внезапно с помощью пехоты будет очень трудно. Поэтому обычно в таких ситуациях посылали подразделение кавалерии. Однако даже захваченный врасплох противник будет обороняться — и он наверняка заранее расставил свои пулеметные точки, с которых будет поливать свинцом все важнейшие подходы и проходы. Так что ваша удалая атака (со свистом и размахиванием шашками) если и не захлебнется, то уж точно уполовинит ваш эскадрон. Вот тут как раз и пригодится бронеавтомобиль, который, не боясь пуль противника, сможет возглавить или прикрыть атаку.

Вместе с пехотой броневик мог принять участие в уличных боях, а также в наступлении на полевые позиции — если это позволяли условия (отсутствие непроходимых препятствий и прямого артиллерийского огня). Он мог провести быструю разведку, возглавить авангард или прикрывать подразделение на марше в арьергарде.

Впрочем, в далеком 1900 году полезность такой машины понимали единицы. Тогда даже пулеметы все еще вызывали скепсис у престарелых генералов, делавших ставку на штыки и шашки. Поэтому когда русский изобретатель Борис Григорьевич Луцкой (1865-1926), автор первых русских грузовых автомобилей, предложил Артиллерийскому комитету проект первого в мире бронеавтомобиля, он был отвергнут.

Тем временем идея активно развивалась на Западе. В 1902 г. англичанин Фредерик Роберт Симс построил броневик, представляющий собою обшитый листами брони грузовик с открытым верхом и вооруженный двумя пулеметами. Причем Симс снабдил свою машину перископом, с помощью которого экипаж мог бы наблюдать за полем боя. Это была очень полезная и передовая мысль. Тогда же частично защищенный бронеавтомобиль построила французкая фирма «Шарон, Жирардо и Вуа», а в 1903 году американец Эдвин Дайтон собрал первый тяжелый броневик. Впрочем, этот «форт на колесах» оказался слишком тяжелым.

Наконец, на бронеавтомобиль устанавливают башню, и он приобретает знакомые нам очертания. Увы, в этом нас на несколько месяцев обогнали австрийцы, построившие в 1904 году свой «Аустро-Даймлер». Эта трехтонная машина вооружалась одним пулеметом Максима во вращающейся полусферической башне и развивала около 25 км/ч. Однако у властей Австро-Венгрии он интереса не вызвал даже после модернизации (появился второй пулемет и более мощный двигатель).

Лучшая судьба оказалась у бронеавтомобиля, разработанного подъесаулом Сибирского казачьего полка М. А. Накашидзе. Подъесаул был очень талантливым, увлекающимся техникой человеком и ратовал за повсеместное внедрение автомобилей в армию. В начале русско-японской войны Накашизде служил в Маньчжурской армии, где задумался о создании боевой машины на автомобильной базе. Уже в конце 1904 года он предложил свой проект. Его броневик был защищен хромоникелевой 4,5-мм броней, вооружался 8-мм пулеметом системы Гочкиса и имел ряд интересных особенностей. Так, его люки (водителя и командирский) могли приподниматься в горизонтальной плоскости, образуя защитную крышу, из-под которой члены экипажа осматривали окрестности. Помимо люков, машина была оборудована и перископом. Спицы колес защищались стальными колпаками и имели цельнолитые шины. Для преодоления канав, траншей и прочих подобных препятствий броневик был снабжен двумя переносными мостиками; во время движения их прикрепляли к борту.

Неудачно идущая война, видимо, несколько протрезвила русское военное руководство. Оно положительно оценило бронеавтомобиль. Постройку машины поручили вышеупомянутой французской фирме «Шарон, Жирардо и Вуа». В 1905 году броневик прибыл в Россию и начал проходить испытания: стрельбы, маневры, пробеги. Спустя еще три года восемь бронеавтомобилей Накашидзе поступили в войска.

К сожалению, на этом вооружение русской армии бронетехникой и закончилось. Когда же грянула Первая мировая , пришлось срочно импровизировать. Например, устанавливать на обычном грузовике орудийные щиты. Всего за несколько недель на Ижорском заводе были собраны «Руссо-Балт» — первые бронеавтомобили полностью отечественного производства. В качестве базы для них использовали одноименные грузовики Рижского завода. Машины имели простейшую конструкцию, у них даже не было башни, а вооружение расставили так: в боковых амбразурах по пулемету, в передней — третий пулемет или пушка.

19 октября 1914 года сформированное из них подразделение под названием «1-я пулеметная автомобильная рота» отправилось на фронт, где они могли встретиться со своими немецкими «сородичами». Правда, те германские бронеавтомобили во многом уступали даже «Руссо-Балтам», поскольку представляли собой, скорее, частично бронированные самоходные пушки на базе грузовика.

У западных союзников России ситуация с бронетехникой была ненамного лучше — полноценных броневиков (британский «Ланчестер», французский «Пежо») было крайне мало. Поэтому осенью 1914 года там тоже импровизировали — наспех крепили к бортам грузовиков стальные листы, ставили в кузове пулеметы или малокалиберные пушки.

Однако инженеры и рабочие трудились не покладая рук — и уже в 1915 году появляется множество новых моделей бронеавтомобилей. Это было начало их недолгого звездного часа как самых грозных сухопутных машин.

Тем временем Россия отправила в Британию комиссию Главного военно-технического управления для закупки лучших моделей бронетехники. Требования к ней были жесткие: полное бронирование (в том числе крыши), наличие двух пулеметных башен. Так как ничего подобного англичане пока не имели, то компания «Austin Motor Co. Ltd» решила воспользоваться случаем заработать и взялась за проектирование новой боевой машины, предназначенной для русских союзников. Так осенью 1914 года появился бронеавтомобиль «Остин».

Машина была довольно скверная, поскольку базой для нее послужил далеко не самый подходящий легковой автомобиль — со всеми вытекающими последствиями. Во-первых, слабый двигатель — всего 30 л.с. Во-вторых, слабое шасси. В третьих, первые две причины не позволили установить на машине нормальное бронирование, поэтому пришлось ограничиться 3,5-4 мм листами. Как говорили впоследствии, это был прекрасный броневик для… борьбы с зулусами. Но для фронта он явно не годился.

Тем не менее 48 броневиков «Остин» (по цене 1150 фунтов стерлингов за каждый) в конце декабря 1914 года прибыли в Россию, где из них сформировали несколько взводов. В составе каждого были три «Остина», 4 легковых автомобиля, 4 мотоцикла без коляски и один с коляской, грузовик, автомастерская и автоцистерна. Бои тут же показали недостатки машин — и несколько их них переделали, покрыв 7-мм броней. А британцам поручили усовершенствовать «Остины», обратив внимание на остальные недостатки конструкции.

«Остины» второй модификации оснащались более мощным 50-сильным двигателем, шасси 1,5-тонного грузовика, усиленной рамой, броней 4-5 мм. Изменили форму корпуса. Все это увеличило маневренность и скорость броневика, который уже развивал по шоссе 50 км/ч и не боялся ухабов, ломавших ходовую часть предыдущей модели. В 1915 году эти машины поступили в Россию. Еще через год прибыли «Остины» третьей модификации, имевшие бронестекла и кормовой пост управления. Такая схема позволяла броневикам уверенно давать задний ход, что очень облегчало маневрирование или экстренное отступление.

Всего же с 1915 по 1919 год (учитывая поставки для Белой Армии) в Британии было куплено 240 «Остинов». Тем не менее, они не полностью отвечали всем требованиям фронта. К тому же машина российского ВПК медленно, но уверенно раскручивалась — и бронемашины начали делать сами, в крайнем случае закупая за границей только шасси и двигатели. Нужно отметить, что в эти годы в России было очень много проектов бронетехники — их создавали инженеры, механики, военные, просто сколь-либо разбирающиеся в технике люди. И их уже не клали под сукно, а отбирали лучшие.

Так были созданы бронеавтомобили Мгеброва (на базе «Рено», имевшие очень скошенное бронирование), тяжелый «Путилов-Гарфорд», вооруженный 76-мм орудием. Интересен был броневик конструкции штабс-капитана Поплавко, который был сконструирован для разрушения полевых проволочных заграждений и таким образом мог выполнять функцию танка. А пушечно-пулеметные броневики штабс-капитана Некрасова были приспособлены для движения по железным дорогам, быстро превращаясь в бронедрезину.

Поэтому на Путиловском заводе решили начать модернизацию «Остинов». Выехавшие из ворот завода броневики получали 7,5-мм броню, кормовой пост управления (машины 2-й модификации) и специальные колеса, с установленными на них не проблемными пневматическими шинами, а «гуссматиками», в которых воздушная камера была заменена эластичным пористым наполнителем.

Было также намечено начать собственную сборку на базе британских шасси. Последних заказали 2 000 единиц, но столь грандиозному размаху помешала революция. В итоге первый «Остин» российской сборки, получивший название «Остин-Путиловец», увидел свет только в конце лета 1917 года. Его отличительная черта — пулеметные башни установлены не в ряд (две рядышком), а по диагонали (правая в передней части корпуса, левая в задней). Именно такая машина и стоит в ленинском музее.

Но тогда получается, что Ленин, произнесший историческую речь в апреле месяце того года, никак не мог делать это с башни «Остина-Путиловца», как утверждала официальная легенда, а выступал с британского «Остина». Зачем же было тогда фальсифицировать историю? Тут есть две версии. Во-первых, когда появилась идея поставить в музей броневик «вождя пролетариата» (в 1939 году), оригинальной машины могли просто не найти. Была найдена похожая — а спустя 22 года мало кто помнил, что «Остин-Путиловцев» в апреле 1917-го еще не было в природе. А может, и помнили, но не придали особого значения. Во-вторых, что тоже не исключено, броневик отечественного производства более вписывался в легенду, чем заморская «аглицкая» машина. Кто знает! Но это внесло в историю отечественного бронеавтомобиля большую неразбериху. Чтобы как-то сгладить неточности, авторы статей начали путать модернизированные «Остины» с «Остинами-Путиловцами», хотя отличить их нетрудно сразу же — по внешнему виду. И не только по башням, но и по очертаниям корпуса в районе переднего и заднего постов управления.

Впрочем, вернемся к реальной истории российской бронетехники. Во время Гражданской войны «Остины» и «Остин-Путиловцы» состояли на вооружении армий и отрядов белых, красных, зеленых, интервентов и бесчисленного множества самостийных республик. При этом бывшие боевые товарищи русской армии теперь носили на себе имена «Самсон» (белые), «За вильну Украину» (петлюровцы), «Смерть капиталу» (красные) — и могли встретиться в бою друг с другом.

В СССР они продержались на вооружении довольно долго — до 1931 года, пока не были полностью заменены новыми бронеавтомобилями, массово поступавшими в войска. Это были БА-27, созданные в 1927 году на базе грузовика АМО Ф15. Нельзя сказать, что он был намного лучше «Остинов» — мотор в 35 л.с. едва тянул 4-х тонную машину, хотя ее вооружение — одна 37-мм пушка, один пулемет — было чуть посолидней. Однако замена требовалась главным образом потому, что к броневикам времен Первой мировой и Гражданской войн, большая часть которых производились на базе западных автомобилей, уже просто не было запчастей.

Впрочем, в 30-е годы перевооружение Красной Армии уже шло семимильными шагами, и появились такие весьма совершенные машины, как БА-10, БА-И, БА-6, БА-11 и другие. Но почему же в 1941 году подавляющее большинство их закончило боевой путь в придорожных канавах или разбитыми на полях сражений? Дело в том, что золотой век бронеавтомобилей был недолог. Уже в 1915 году, с превращением войны из маневренной в позиционную, броневики столкнулись с непреодолимыми трудностями в виде бесконечных, ощетинившихся кольями и проволокой, траншей. А вот маневренная Гражданская, напротив, нуждалась в броневиках, они были там ферзями поля боя — и именно поэтому стали одним из символов того времени.

В 1916-м на поля сражений медленно вполз танк , который мог спокойно преодолевать траншеи, воронки, а главное — делать проходы в заграждениях. Но пока танки ездили со скоростью 5-10 км/ч и не могли проехать более 40-50 км, броневики оставались единственной быстроходной боевой машиной. И их создавали во всех промышленно развитых странах мира, в расчете на будущую маневренную «войну моторов».

Однако с появлением быстроходных танков (получивших прозвище «крейсерских»), способных проводить молниеносные рейды, наступать вдоль трасс и выполнять другие функции, прежде принадлежащие исключительно броневикам, последним пришлось уступить свое место. Танк был лучше защищен, обладал большей проходимостью и был лучше вооружен — хотя советские тяжелые броневики превосходили в этом немецкие легкие танки (45-мм пушки против 20-мм и 37-мм).

Впрочем, те же проблемы были у немецких, французских и британских броневиков. Поэтому во Второй мировой они были окончательно вытеснены в разряд техники для вспомогательных операций и функций. Например, разведки. Кстати, последние советские броневики и были специальными разведывательными машинами — речь идет о знаменитых БРДМ.

Пожалуй, лишь в одном бронеавтомобили остаются незаменимыми — в борьбе с партизанами. Как уже говорилось выше, первые английские «Остины» были наиболее пригодны для усмирения зулусов. А современные броневики — американские бронированные «Хаммеры» — нашли свое призвание в борьбе с иракскими повстанцами...

Дабы не потерять этот крайне интересный материал с захватывающей историей...


Илл. 2. Бронеавтомобиль "Остин" 1-й серии


Илл. 3. Бронеавтомобиль "Остин" 2-й серии


Илл. 4. Бронеавтомобиль "Остин" 3-й серии "Спартак"

Эти остины хорошо зарекомендовали себя на фронте, поэтому 22 апреля 1915 г. последовал ещё один контракт на 50 машин по несколько изменен-ному проекту. На автомобилях требовалось нарастить толщину брони до 7 мм, усилить шасси и увеличить углы горизонтального обстрела пулемётов. Этот заказ был выполнен англичанами не так оперативно, но всё же к началу ноября все бронемашины оказались в России . Характерной особенностью остинов 2-й серии (второй заготовки) являлась изменённая форма крыши над шофером - теперь она не мешала пулемётному огню на носовых курсовых углах. Для уменьшения перегрузки шасси проектировщики сократили длину бронированного корпуса относительно такового у машин первой поставки, что вынудило отказаться от задней двери.
Опыт боевого применения бронеавтомобилей на фронте требовал уст-ройства кормовых рулевых постов. Основным методом применения машин был следующий: броневики не массированно, поодиночке подъезжали к вражеским траншеям и вели по ним продольный пулемётный огонь. После, для отхода, нужно было развернуться, но перегруженные машины далеко не все-гда могли совершить такой маневр на пересеченной местности, движение же задним ходом осложнялось совершенно неудовлетворительным обзором на-зад с водительского места. Для решения проблемы вырабатывались кустар-ные решения заднего рулевого управления: рулевые тяги тросами под дни-щем соединялись с механизмом задней рулевой колонки. Переоборудование остинов 2-й серии происходило на местах, в условиях фронтовых мастер-ских; на части машин централизованно в Петрограде внедрялся проект, раз-работанный инженером Л. Е. Земмерингом.
25 августа 1916 г. с фирмой Остин был заключён новый контракт на поставку очередных 60 бронеавтомобилей . Машины 3-й серии отличались от предшествующих следующим: установлен заводского изготовления зад-ний руль, использованы пуленепробиваемые стёкла, для укрытия кожухов пулемётов применены броневые щитки, в задней части предусмотрена вторая входная дверь. Эти машины были произведены и отправлены в Архангельск к июлю 1917 г., также известно, что в августе месяце в Запасной бронедиви-зион в Петрограде поступило как минимум 35 таких машин. Сведений об от-правке броневиков на фронт в 1917 г. не имеется, хотя это не исключено. Тем не менее, в основном они шли на вооружение уже автобронеотрядов Красной армии в годы гражданской войны.
Надо особо подчеркнуть: у остинов всех трёх серий пулемётные башни располагались рядом, перпендикулярно продольной оси автомобиля. Это не позволяло вести огонь из обоих пулемётов в одну сторону на всех курсовых углах, башни перекрывали друг другу значительные углы обстрела. Чтобы избавиться от этого недостатка, специалисты Броневого отдела Военной ав-томобильной школы разработали эскизный проект бронекорпуса с диаго-нальным расположением башен. Для осуществления проекта фирме Остин, помимо готовых машин, в августе 1916 г. было заказано 60 шасси с двойным рулевым управлением. Производство броневиков на базе этих шасси поручи-ли Путиловскому заводу, на основе указанного выше эскизного проекта были разработаны детальные чертежи. При своевременной поставке шасси завод обязывался произвести первые бронемашины к середине января 1917 г. Од-нако эти сроки не были выдержаны: первые шасси начали прибывать только в начале 1917 г., работы по броневикам на Путиловском заводе задержива-лись, а после февральской революции и вовсе остановились. Дело сдвину-лось с мёртвой точки только в августе, и к марту 1918 г. было забронировано два шасси, ещё три находились в полузаконченном виде. В 1919 г. брониров-ку остинов по путиловскому проекту передали Ижорскому заводу. Там, в Колпино, было изготовлено 45 «русских остинов» .


Илл. 5. Шасси "Остин" с кормовым постом управления перед отправкой в Россию. 1917 г. На их базе собирали "русские остины" с диагональным расположением башен. Фото из коллекции М. В. Коломийца


Илл. 6. "Остины" русской бронировки перед зданием заводоуправления Адмиралтейских Ижорских заводов. Колпино, весна 1919 г.

Применяя этот краткий обзор лучших крупносерийных броневиков русской армии времён первой мировой войны к сюжету о машине, послу-жившей трибуной Ленину, легко выявить главное несоответствие. Владимиру Ильичу должно было быть крайне неудобно выступать в апреле 1917 г. с броневика с диагональным расположением башен, первый образец которого был произведён только в марте 1918 г. Или броневик был не остин, или башни располагались не по диагонали. Но все причастные к вопросу утверждали, что броневик был именно "остин".


Илл. 8. "Ленинский" броневик - "Враг капитала", обнаруженный на базе ОСОАВИАХИМа в Сосновке под Ленинградом. Февраль 1939 г.

Примечания.
Автор выражает искреннюю признательность Максиму Викторовичу Коломийцу за помощь советами и предоставленные фотоматериалы.
Куликовская Л. Л. Броневик «Враг капитала». Л., 1986. Предыдущее издание: Кущий Г. С. «Враг капитала». Л., 1979.
Вместе с броневиком в 1992 г. из бывшего Ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина (на тот момент уже Мемориального музея В. И. Ленина) в ВИМАИВиВС был передан небольшой, но содержательный документальный фонд, включающий материалы о поисках бронемашины, доказательствах её подлинности, договоры, ведомости и акты, касающиеся реставраций экспоната, а также детальные обмерные чертежи. В Музее артиллерии это: Архив ВИМАИВиВС, Ф. 3р, Оп. 54, Д. 1-15.
Тарасов К. А. Встреча В. И. Ульянова (Ленина) 3 апреля 1917 г. на Финляндском вокзале в воспоминаниях // Петербургский исторический журнал. 2014. № 1. С. 152.
Архив ВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 54. Д. 4. Л. 27.
Куликовская Л. Л. Указ. соч. С. 16.
Архив ВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 54. Д. 2. Л. 53, 55.
Куликовская Л. Л. Указ. соч. С. 39.
Архив ВИМАИВиВС. Ф. 3р. Оп. 54. Д. 4. Л. 14.
Там же. Д. 2. Л. 51.
Там же. Д. 4. Л. 35.
Коломиец М. В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. М., 2008. С. 108.
Там же. С. 116.
Там же. С. 127.
Там же. С. 264-266.

Бронеавтомобиль фирмы "Остин" был обречен стать одним из символов революции. Но российской истории он запомнился не только на митингах.

Воин

"Остины" заказывались в Великобритании, а модернизировались в России. И стали самыми массовыми бронемашинами русской армии в годы Первой мировой войны. Их команды формировались из добровольцев - больно рискованной была служба. Машины открывали огонь, лишь подъехав почти вплотную к позициям противника. Артиллерийские снаряды легко прошивали броню...

Бронемашины участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве и многих других операциях. Сохранилось немало описаний подвигов, совершенных отважными экипажами. Одним из героев Первой мировой стал полковник Александр Добржанский, успешно применявший бронеавтомобили в засадах...

Вспомним добрым словом и забытых героев Первой мировой, и броневик с Финляндского вокзала - пусть он и не участвовал в боях. У него героическая родословная. Непридуманная!

Легенда

А вот мифов о самом ленинском броневике - с избытком. Достоверно известно, что к встрече вернувшегося из эмиграции лидера большевиков в ночь с 3 на 4 апреля 1917 года его соратник Николай Подвойский решил устроить демонстрацию силы сторонников партии. Чтобы встречали вождя матросы, солдаты и - непременно - военная техника. Поскольку заполучить боевые машины было проблематично, под видом испытаний раздобыли учебную из броневого дивизиона в Михайловском манеже. В отличие от боевых она не имела названия, а числилась под номером "2" в запасной бронероте.

По свидетельствам очевидцев, Ленина внесли на руках на крышу машины. Со временем появилась легенда, что вождь забрался туда самостоятельно, а после выступления отправился на броневике в особняк Кшесинской, штаб большевиков, периодически останавливаясь для новых зажигательных речей. Шофер Василий Федоров позднее утверждал, что броневик участвовал в штурме Зимнего, причем на переднем руле имеет повреждение от юнкерской пули...

Известно, что машина охраняла Ленина и его соратников в Смольном. А в 1919 году, когда на Петроград наступали войска Юденича, "Враг капитала" (так назвали броневик после революции) принимал участие в боях под Пулково, Красным Селом и Ямбургом. В 1922 году броневик передали гарнизону Петропавловской крепости, и он затерялся. И только в 1927 году, к 10-летию революции, о нем вспомнили вновь. Начались поиски, в которых участвовали ветераны событий, архивисты, музейщики. Был собран огромный материал, но саму машину нашли только через двенадцать лет в Сосновке на Выборгской стороне на заброшенном складе Осоавиахима.

Экспонат

Опознали символ революции по нескольким признакам - бронеавтомобиль имел наружные фары, которых не было у других машин, а также башни, установленные с искривлением, и два руля для переднего и заднего хода. На переднем отыскался и пресловутый след от юнкерской пули, а позднее под слоем краски криминалисты обнаружили цифру "2".

Старые большевики, впрочем, считали рассказы шофера Федорова вымыслом, а его самого самозванцем. За статус ленинского броневодителя развернулась настоящая борьба. А специалисты осторожно сомневались, что Ленин мог выступать с найденного броневика, поскольку машину построили на Путиловском заводе в августе 1919го...

Отреставрированный броневик разместили во дворе Музея революции - бывшего особняка Кшесинской. Позднее революционный "Остин" переехал к музею Ленина в Мраморном дворце. Ныне он украшает экспозицию Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что же сказал Ильич с броневика?

Подлинная речь Ленина очевидцам не запомнилась. Журналист-революционер Константин Еремеев вспоминал: "Я стоял вблизи, у самого броневика. Я хорошо видел оратора и отчетливо слышал его слова. Но в памяти у меня нет его слов. Я их забыл - я помню многое из позднейших речей Ильича, помню дословно ряд выражений, слышанных в другой обстановке. Но этой первой речи я не помню - думаю, что и никто не помнит".

Позднее речь, которую никто не запомнил, назвали "знаменитой". Со временем сложилась "каноническая" версия - Ленин завершил выступление словами: "Да здравствует социалистическая революция!". А в 1926 году на пьедестале памятника у Финляндского вокзала эту фразу выбили в другой редакции: "...и да здравствует социалистическая революция во всем мире!"

ВЗГЛЯД ПОЭТА

Броневик

Эта ночь была непроста,-
В ней родился победы клич!
Броневик у вокзала встал,
И с него говорил Ильич!

И казалось ему самому:
Броневик лишь сигнала ждет -
Будто сам подставил ему
Броневое плечо народ.

Черной ночью, от искр рябой
Изменялся города лик,
Человеческий шел прибой,
Унося с собой броневик.

В алых блесках факельных пен
Человечеству нес привет,
Бурю нес больших перемен,
Всей земле - неведомый свет.

В море лет тот прибой не стих,
До сих пор он в сердцах звучит,
Жив и отблеск волн огневых,
Броневик в апрельской ночи.

А теперь он стоит суров,
Как исполнивший долг боец,
И не нужно высоких слов,
И не нужен красок багрец.

Пусть на нем играет заря
Молчаливо и горячо,
Только шапку сними, смотря
На его седое плечо!

Николай Тихонов

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Мощность двигателя - 50 л.с.

Масса - 5,3 т.

Вооружение - два 7,62мм пулемета "Максим".

Толщина брони - 4,5-7 мм.

Скорость по шоссе - до 50 км/ч.

Экипаж - 4 человека.

Всего изготовлено машин различных модификаций (1914-1919 годы) - около 250.