Был воспитателем александра 2. Начало государственной деятельности

Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система. Приемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влиянием. Отец не получил в своё время хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему важному делу правления государством. Александр вступал на престол тридцати шести лет от роду (родился в 1818г.), зрелым человеком, достаточно опытных в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего “наставника” – известного поэта В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный “план учения” цесаревича, утверждённый императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещённым и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вёл с ним “беседы о законах”. Домашние занятия добавлялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837г.). Двадцати трёх лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен – Дармштадской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

С этого времени началось служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своей кончиною: “Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе.”

Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Всё внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Она получила название эпохи Освобождения, или эпохи Великих реформ . В сознании современников и потомков она прочно соединилась с именем императора Александра II .

Александр II — сын царя, воспитанник поэта.

Будущий император родился 17 апреля 1818 г. В то время царствовал его дядя, Александр I, но поэт В. А. Жуковский, видимо, догадывался, какая судьба ожидает младенца. В стихотворном послании к его матери, великой княгине Александре Федоровне, поэт высказал пожелание, чтобы «на чреде высокой» ее сын не забыл «святейшего из званий: человек».

Прошло восемь лет, и император Николай I предложил Василию Андреевичу должность наставника великого князя Александра Николаевича.

Жуковский был близок ко двору, но не гнался за придворной карьерой. Предложение не привело его в восторг, ибо он знал придворный быт русских царей, пронизанный духом милитаризма.

Наставники императоров России

Но и отказываться от должности, как он понимал, не следовало, раз судьба даровала ему редкую возможность повлиять на будущее России.

Жуковский составил план учения и подал его на высочайшее утверждение. По сути это были те условия, на которых он брался за дело. Во главу угла ставилось изучение отечественной истории, а военному делу отводилось всего шесть недель во время летних каникул. В письме матери наследника поэт предостерегал от увлечения «воинственными игрушками».

«Государыня, простите мои восклицания, — писал он, — но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве — казарму» .

План получил одобрение императора, и поэт вступил в должность наставника. Но в обстановке, в которой рос цесаревич, ничто не изменилось. Едва ли не каждый вечер устраивались военные игры, в которых участвовали родители.

Императрица назначала Николая I «начальником штаба» то к одному из сверстников Александра, то к другому, а то и к нему самому. Николай стал вмешиваться в учебные дела. «Я заметил, — сказал он однажды, — что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам.

Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе».


Александр Николаевич цесаревич c наставником В.А.

Жуковским. Гравюра. 1850-е гг.

Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу.

Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка. «Владычествуй не силою, а порядком, — наставлял поэт будущего царя, — истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа… Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».

Александр рос здоровым и веселым.

Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился. Хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет, явно не по заслугам, цесаревич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он все же не постиг.

Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I.

Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 г.

Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами. В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же Герцен был переведен во Владимир.

Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту, и, конечно, не мог пройти мимо «Записок охотника» И.

С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

§Накануне отмены крепостного права
§Революционная газета «Колокол»
§Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов
§Подготовка крестьянской реформы
§Крестьянская реформа 1861 года

Александр II – российский император из династии Романовых. Прославился прежде всего отменой крепостного права, за что и получил эпитет Освободитель.
Биография Александра II: молодые годы
Александр Николаевич Романов родился в Москве 17 апреля 1818 года.

В честь появления у императора Николая I и императрицы Александры Федоровны наследника в Москве по традиции был дан грандиозный салют.

Александр II получил блестящее домашнее образование. Любопытный факт из биографии императора: его основным наставником был известный русский поэт Василий Жуковский. Законодательство Александр изучал под чутким руководством Михаила Сперанского, военное дело преподавал Карл Мердер, закон Божий – Герман Павский.
В апреле 1834 года, достигнув совершеннолетия, Александр принял присягу и вошел в состав государственных институтов Российской империи, став членом Сената, Синода (в 1835 году), а несколько позже – членом Государственного совета и Комитета министров.

В 1837 году Александр отправился в большую поездку по российским губерниям — Сибирь, Закавказье, центральная часть страны, а в 1838 году предпринял путешествие в Европу.
Обязательной частью биографии наследника престола должна была стать военная служба.

Уже через два года после принятия присяги, в 1836 году, Александр стал генерал-майором, в 1844 году – генералом. В 1853 году началась Крымская война, и на будущего императора легла обязанность командовать войсками столицы.
В самом конце зимы 1885 года отец Александра, Николай I, скончался от стремительного воспаления легких. Получив хорошее образование, солидный военный опыт, став членом Сената и Государственного совета, Александр, однако, к этому времени так и не выработал сколько-нибудь определенных политических взглядов и концепции развития страны.

2. ПЕРВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

Положение усугублялось тем, что «в наследство» от Николая ему достался целый ряд нерешенных проблем: положение крестьян, запутанный и неоднозначный польский вопрос, проигранная Крымская война.
Биография Александра II: зрелые годы
Одним из первых важных решений в биографии Александра-самодержца стало в 1856 году заключение Парижского мира.

По случаю восшествия на престол нового императора была объявлена амнистия участникам Польского восстания 1830 – 1831 годов и декабрьского восстания 1825 года, а также петрашевцам. Кроме того, в честь коронации императора были приостановлены рекрутские наборы.
Безусловно, одним из самых сложных и болезненный оставался крестьянский вопрос. Прекрасно осознавая необходимость давно назревших перемен, Александр в 1858 году дал согласие на реализацию подготовленной либералами реформы, предполагающей возможность выкупа крестьянами земли в собственность.

В 1861 году им был подписан Манифест об отмене крепостной зависимости. Согласно положениям манифеста, крестьяне не только получали свободу и право лично распоряжаться своим имуществом, но и могли создавать органы общественного самоуправления.
Кроме того, в годы правления Александра I были претворены в жизнь реформы, сыгравшие немаловажную роль в развитии государства.

Так, в 1864 году были проведены земская и судебная реформы, в 1870 – городская. В 1860-е в рамках реформирования системы образования в стране были созданы реальные училища, а университеты стали частично автономными. При Александре II в России открылись первые высшие курсы для женщин.

Царствование Александра II ознаменовалось несколькими важными военными событиями: в состав империи вошла значительная часть Туркестана, начались военные действия против Турции (1877 – 1878 годы). Для долгосрочного пользования была передана Америке Аляска, ставшая впоследствии одним из ее штатов.

Император был женат дважды. В браке с первой супругой Марией Александровной, в девичестве принцессой Гессен-Дармштадтской, родились Александра, Николай, Александр (будущий российский император), Владимир, Алексей, Мария, Сергей и Павел.

Вторая супруга, княжна Екатерина Михайловна Долгорукая, подарила Александру четверых детей: Георгия, Ольгу, Бориса и Екатерину.
Темными страницами в биографии Александра стали несколько серьезных покушений. Наиболее известным стал выстрел Дмитрия Каракозова, однако известно о еще по крайней мере четырех попытках.

Последнее покушение стало роковым. Комитетом партии «Народная воля» решение об убийстве императора было принято еще летом 1879 года, а в марте 1881 бомба, брошенная Игнатием Гриневицким, смертельно ранила Александра. Считается, что Александр II погиб именно в тот день, когда намеревался одобрить проект конституции России, подготовленный графом графа Лорис-Меликовым.
Наиболее важным итогом царствования Александра по праву считается крестьянская реформа и отмена крепостного права: не случайно в его биографии фигурирует эпитет «Освободитель».

Памятники Александру II установлены в Санкт-Петербурге, Москве, Софии, Хельсинки, в городе Генерал-Тошево. Памятник в Москве был торжественно открыт в 2005 году. Памятник Александру II в Киеве просуществовал всего 8 лет и в 1919 году был уничтожен большевиками.

© Биография Императора Александра II. Биография Царя Александра II. Политический портрет Императора Александра II. Исторический портрет Императора Александра II.

Психологический портрет Императора Александра II

Author by .Posted in Археология.

Кто был наставником Александра 2.

Воспитание и характер императора Александра II

  1. Генерал-лейтенант П. П. Ушаков главный воспитатель.
    Поэт Жуковский, Василий Андреевич самый известный из учителей царской семьи. Благодаря литературной среде, в которой он являлся яркой фигурой, о нм в роли учителя великих князей и княжон сохранился ряд литературных анекдотов.

    Его также высоко оценивают как воспитателя будущего Александра II, принявшего решение отменить крепостное право, возможно, под влиянием прогрессивных взглядов Жуковского. В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фдоровне.

    В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты будущей императрицы Александры Фдоровны, а в 1826 занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. В 1837 Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири; в 183839 Жуковский путешествовал с ним по Западной Европе.
    Протоиерей Герасим Павский учитель Закона Божия и Священной истории
    Капитан К.

    К. Мердер военный инструктор.
    М. М. Сперанский законодательство.
    К. И. Арсеньев статистика и история.
    Е. Ф. Канкрин финансы.
    Ф. И. Брунов внешняя политика.
    Академик Коллинз арифметика.
    К. Б. Триниус естественная история.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Личность и воспитание императора Александра II

Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система. Приемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влиянием. Отец не получил в своё время хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему важному делу правления государством. Александр вступал на престол тридцати шести лет от роду (родился в 1818г.), зрелым человеком, достаточно опытных в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего “наставника” – известного поэта В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный “план учения” цесаревича, утверждённый императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещённым и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вёл с ним “беседы о законах”. Домашние занятия добавлялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837г.). Двадцати трёх лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен – Дармштадской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

С этого времени началось служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своей кончиною: “Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе.”

Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Всё внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Помогите пожалуйста решить тест.
Российская империя в царствование Александра II.
Вариант 1.
Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?
А) Ф. Лагарп;
б) В.А. Жуковский;
в) С.С. Уваров.
Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу»?
а) А.И.
Герцену;
б) председателю редакционных комиссий Я.И. Ростовцеву;
в) Александру III,
3. Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864г.?
а) состязательность сторон в ходе судебного процесса;
б) наказание розгами виновных;
в) гласность суда;
г) отделение полиции от следствия;
д) создание особого суда для дворян;
е) введение суда присяжных;
ж) бессословность суда.
Земские учреждения не решали вопросов…
а) строительства дорог;
б) строительства школ и больниц;
в) организации судебных органов;
г) развития торговли и промышленности.
Представители какого сословия преобладали в земствах?
а) крестьяне;
б) дворяне;
в) купцы;
г) мещане.
Какие крестьяне считались временнообязанными?
а) не заключившие выкупной сделки с помещиком;
б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне.
Для чего были созданы Редакционные комиссии?
а) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян;
б) для редакции журналов и газет;
в) для сбора статистических данных о крестьянских наделах.
По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась…
а) собственностью крестьянской семьи;
б) собственностью крестьянской общины;
в) государственной собственностью.
9. Как крестьяне должны были платить за землю по реформе 1861 г.?
а) сразу 100% стоимости надела помещику;
б) в течение 49 лет государству, которое заплатило за них помещику;
в) 100% стоимости надела помещику в течение 59 лет.
10. Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался…
а) месячина;
б) испольщина;
в) барщина;
г) отработки.
11. Военная реформа 1874г.:
а) вводила всеобщую воинскую повинность;
б) сохраняла 20-летний срок службы;
в) объявляла новый рекрутский набор;
г) сокращала сроки службы до 6 лет.
12. Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в.была заложена:
а) на Донбассе;
б) в Сибири;
в) в районе Баку;
г) в Средней Азии.
Соотнесите событие и дату:
1) начало перевода крестьян на выкуп а) 1878;
2) судебная реформа б) 1марта 1881;
3) убийство Александра III в) 1863;
4) Берлинский конгресс г) 1864.
Как называлась первая народническая организация в России?
а) «Земля и воля»;
б) «Чёрный передел»;
в) «Народная воля»;
г) «Освобождение труда».
К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжение реформ?
а) либеральное;
б) радикальное;
в) консервативное;
г) реакционное.
Какое имя лишнее и почему?
а) И.В. Гурко;
б) П.Д. Зотов;
в) М.Д. Скобелев;
г) П.С. Нахимов.
17. На Берлинском конгрессе произошло:
а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора;
б) создание новой коалиции против России;
в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора.
18.С какой страной в 1860г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?
а) с Японией;
б) с Китаем;
в) с США;
г) с Кореей.
Расставьте в хронологической последовательности:
а) Сан-Стефанский мирный договор;
б) отмена крепостного права в России;
в) введение всеобщей воинской повинности;
г) судебная реформа.
Распределите в 2 столбца термины, относящиеся к истории России до 1861г.(1) и после 1861 г.(2).
а) оброк;
б) выкуп;
в) тягло;
г) отрезки;
д) временнообязанные;
е) барщина;
ж) чересполосица.

В разделе на вопрос Кто был наставником Александра 2. П заданный автором Посошок лучший ответ это Генерал-лейтенант П. П. Ушаков - «главный воспитатель» .
Поэт Жуковский, Василий Андреевич - самый известный из учителей царской семьи. Благодаря литературной среде, в которой он являлся яркой фигурой, о нём в роли учителя великих князей и княжон сохранился ряд литературных анекдотов. Его также высоко оценивают как воспитателя будущего Александра II, принявшего решение отменить крепостное право, возможно, под влиянием прогрессивных взглядов Жуковского. В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы Александры Фёдоровны, а в 1826 занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. В 1837 Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири; в 1838-39 Жуковский путешествовал с ним по Западной Европе.
Протоиерей Герасим Павский - учитель Закона Божия и Священной истории
Капитан К. К. Мердер - военный инструктор.
М. М. Сперанский - законодательство.
К. И. Арсеньев - статистика и история.
Е. Ф. Канкрин - финансы.
Ф. И. Брунов - внешняя политика.
Академик Коллинз - арифметика.
К. Б. Триниус - естественная история.

Немногие монархи удостоились в истории эпитета «освободитель». Александр Николаевич Романов такую честь заслужил. А ещё Александра II называют царём-реформатором, потому что сумел сдвинуть с мёртвой точки многие старые проблемы государства, грозившие бунтами и восстаниями.

Детство и юность

Родился будущий император в апреле 1818 года в Москве. Мальчик появился на свет в праздничный день, в Светлую среду в Кремле, в Архиерейском доме Чудова монастыря. Здесь в то праздничное утро собралась вся Императорская фамилия, прибывшая для встречи Пасхи. В честь рождения мальчика московскую тишину разорвал пушечный салют в 201 залп.

Архиепископ московский Августин крестил младенца Александра Романова 5 мая в церкви Чудова монастыря. Его родители на момент рождения сына были Великими князьями. Но когда подросшему наследнику исполнилось 7 лет, его мама Александра Фёдоровна и отец стали императорской четой.

Будущий император Александр II получил отменное домашнее образование. Его главным наставником, ответственным не только за обучение, но и за воспитание, был . Священную историю и Закон Божий преподавал сам протоиерей Герасим Павский. Академик Коллинз учил мальчика премудростям арифметики, а Карл Мердер дал основы военного дела.


Не менее известные учителя были у Александра Николаевича и по законодательству, статистике, финансам и внешней политике. Мальчик рос весьма смышлёным и быстро усваивал преподаваемые науки. Но при этом в юношеском возрасте, как и многие его ровесники, был влюбчивым и романтичным. Например, во время поездки в Лондон он влюбился в юную британскую .

Интересно, что через пару десятков лет она превратилась для русского императора Александра II в наиболее ненавидимого европейского правителя.

Правление и реформы Александра II

Когда Александр Николаевич Романов достиг совершеннолетия, отец ввёл его в состав главных государственных институтов. В 1834 году цесаревич вошёл в Сенат, в следующем году – в состав Святейшего Синода, а в 1841-ом и 1842-ом Романов стал членом Государственного Совета и Комитета министров.


В середине 1830-х наследник совершил большое ознакомительное путешествие по стране и посетил 29 губерний. В конце 30-х побывал в Европе. А ещё он весьма успешно прошёл воинскую службу и в 1844 году стал генералом. Ему была вверена гвардейская пехота.

Цесаревич руководит военно-учебными заведениями и председательствует в Секретных комитетах по крестьянскому делу 1846 и 1848 годов. Он довольно хорошо вникает в проблемы крестьян и понимает, что изменения и реформы давно назрели.


Грянувшая Крымская война 1853-56 годов становится серьёзным экзаменом для будущего государя на его зрелость и мужество. После объявления в Петербургской губернии военного положения Александр Николаевич принимает на себя командование всеми войсками столицы.

Александр II, вступив в 1855 году на престол, получил тяжелое наследие. Его отцу за 30 лет правления не удалось решить ни одного из множества острых и давно назревших вопросов государства. К тому же тяжелое положение страны усугубилось поражением в Крымской войне. Казна была пуста.


Действовать нужно было решительно и быстро. Внешняя политика Александра II заключалась в том, чтобы с помощью дипломатии прорвать плотное кольцо блокады, сомкнувшееся вокруг России. Первым шагом оказалось заключение Парижского мира весной 1856 года. Условия, принятые Россией, нельзя назвать очень выгодными, но ослабленное государство не могло диктовать свою волю. Главное, удалось остановить Англию, которая желала продолжать войну до полного разгрома и расчленения России.

Той же весной Александр II посетил Берлин и встретился с королём Фридрихом Вильгельмом IV. Фридрих приходился императору родным дядей по матери. С ним удалось заключить тайный «двойственный союз». С внешнеполитической блокадой России было покончено.


Внутренняя политика Александра II оказалась не менее успешной. В жизни страны наступила долгожданная «оттепель». В конце лета 1856 года по случаю коронации царь амнистировал декабристов, петрашевцев, участников Польского восстания. А ещё на 3 года приостановил рекрутские наборы и ликвидировал военные поселения.

Назрело время и для решения крестьянского вопроса. Император Александр II принял решение отменить крепостное право, этот уродливый пережиток, который стоял на пути прогресса. Государь выбрал «остзейский вариант» безземельного освобождения крестьян. В 1858 году царь дал согласие на программу реформы, разработанную либералами и общественными деятелями. Согласно реформы, крестьяне получали право выкупить наделённую им землю в собственность.


Великие реформы Александра II оказались действительно революционными на то время. Он поддержал Земское положение 1864 года и Городовое положение 1870 года. Были введены в действие Судебные уставы 1864 года и приняты военные реформы 1860-70-х годов. Состоялись реформы в народном образовании. Наконец были отменены позорные для развивающейся страны телесные наказания.

Александр II уверенно продолжал традиционную линию имперской политики. В первые годы правления он одержал победы в Кавказской войне. Успешно продвинулся в Средней Азии, присоединив к территории государства большую часть Туркестана. В 1877-78 годах царь решился на войну с Турцией. А ещё он сумел наполнить казну, прирастив совокупный доход 1867 года на 3%. Сделать это удалось путём продажи Аляски Соединенным Штатам.


Но в последние годы царствования Александра II реформы «забуксовали». Их продолжение было вялым и непоследовательным. Всех главных реформаторов император отправил в отставку. В конце правления царь ввёл в России ограниченное общественное представительство при Государственном совете.

Некоторые историки полагают, что правление Александра II, при всех его плюсах, имело огромный минус: царь проводил «германофильскую политику», которая не отвечала интересам государства. Монарх благоговел перед прусским королём – своим дядюшкой, и всячески содействовал созданию единой милитаристской Германии.


Современник царя, председатель Комитета Министров Пётр Валуев, в своих дневниках писал о сильном нервном расстройстве государя в последние годы его жизни. Романов находился на грани нервного срыва, имел усталый и раздраженный вид. «Коронованная полуразвалина» – такой нелестный эпитет, данный Валуевым императору, точно объяснял его состояние.

«В эпоху, где нужна в нём сила, - писал политик, - очевидно, на неё нельзя рассчитывать».

Тем не менее, в первые годы правления Александр II успел сделать для государства Российского многое. И эпитеты «Освободитель» и «Реформатор» он действительно заслужил.

Личная жизнь

Император был человеком увлекающимся. На его счету множество романов. В юности у него случился роман с фрейлиной Бородзиной, которую родители срочно выдали замуж. Потом ещё один роман, и снова с фрейлиной Марией Трубецкой. А с фрейлиной Ольгой Калиновской связь оказалась настолько прочной, что цесаревич даже принял решение ради брака с ней отречься от престола. Но родители настояли на разрыве этих отношений и женитьбе на Максимилианне Гессенской.


Тем не менее, брак с , в девичестве принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софьей-Марией Гессен-Дармштадтской, был счастливым. В нём родилось 8 детей, 6 из которых – сыновья.

Император Александр II для своей больной туберкулёзом жены заложил любимую летнюю резиденцию последних российских царей – Ливадию, выкупив земли вместе с имением и виноградниками у дочерей графа Льва Потоцкого.


Мария Александровна скончалась в мае 1880 года. Она оставила записку, в которой были слова благодарности супругу за счастливую совместную жизнь.

Но монарх не был верным мужем. Личная жизнь Александра II была поводом для пересудов двора постоянно. Некоторые фаворитки родили от государя внебрачных детей.


Крепко завладеть сердцем императора сумела 18-летняя фрейлина . Государь женился на давней возлюбленной в том же году, когда умерла супруга. Это был морганатический брак, то есть заключённый с лицом не царского происхождения. Дети от этого союза, а их было четверо, не могли стать наследниками престола. Примечательно, что все дети родились в то время, когда Александр II ещё был женат на первой супруге.

После того, как царь женился на Долгорукой, дети получили законный статус и княжеский титул.

Смерть

За время правления на Александра II покушались несколько раз. Первое покушение случилось после подавления Польского восстания в 1866 году. Оно было совершено в России Дмитрием Каракозовым. Второе - в следующем году. На этот раз в Париже. Убить царя пытался польский эмигрант Антон Березовский.


Новое покушение было совершено в начале апреля 1879 года в Петербурге. В августе того же года исполнительный комитет «Народной воли» приговорил Александра II к смерти. После этого народовольцы намеревались взорвать поезд императора, но по ошибке подорвали другой состав.

Новая попытка оказалась ещё более кровавой: в Зимнем дворце после взрыва погибло несколько людей. По счастливой случайности император вошел в комнату позже.


Для охраны государя была создана Верховная распорядительная комиссия. Но она не спасла жизни Романова. В марте 1881 под ноги Александру II народовольцем Игнатием Гриневицким была брошена бомба. От полученных ранений царь скончался.

Примечательно, что покушение состоялось в тот день, когда император решился дать ход поистине революционному конституционному проекту М. Т. Лорис-Меликова, после которого Россия должна была пойти по пути конституции.