Былинный богатырь добрыня никитич. Добрыня Никитич

Жизнь богатыря Добрыни в древнерусской литературе не так проста и эпически-спокойна, как жизнь Ильи Муромца . Само рождение его в некоторых былинах обставляется какой-то тревогой в природе: злое начало – какой-то «скипер-зверь» – обеспокоено его появлением на свет.

Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Мультфильм

Отец Добрыни, Никита Романович, – родом из Рязани. «Молодой, удалой Добрынюшка – хорошего роду-племени, горазд стрелять из лука, плавать, бороться, играть на гуслях». Он вежлив и обходителен, исполняет почетные службы при дворе князя Владимира , совершает разные тонкие дипломатические поручения, нов душе своей носит разлад: он тоскует и жалобится на свою долю богатыря: «Ах, ты, гой еси, сударыня родна-матушка! Ты на что меня, Добрынюшку несчастного, спородила. Спородила бы, государыня родна-матушка, ты меня беленьким горючим камешком, завернула в тонкий льняной во рукавичек, спустила бы меня в сине-море; я бы век, Добрыня, в море лежал, – не ездил бы я, Добрыня, по чисту полю, не убивал бы я, Добрыня, неповинных душ, не проливал бы я крови напрасныя, не слезил бы, Добрыня, отцов-матерей, не вдовил бы, Добрыня, молодых жен, не пускал бы сиротать малых детушек». Нет в нем мужицкого спокойствия Ильи, который на жизнь смотрит просто, как на «служение» родине.

Из подвигов Добрыни главный – борьба со Змеем-Горынычем , которого он убивает и освобождает его пленников и пленниц. Все остальные подвиги Добрыни уже чисто личного свойства и во всех запутаны женщины. Илья с презрением и грубой чистотой относится к «бабе». Добрыня мягче, нежнее, он тоньше чувствует и оттого страдает.

Убив змея, он подвергается мести Марины, змеевой любовницы. Она взяла булатный нож и начала «резать следы» Добрыни (один из видов колдовства), приговаривая: «горите вы, следочки да Добрынины, в той, было, в печке муравленой, горит-ко в Добрынюшке по мне душа!»

Добрыня, очарованный заговором, влюбляется в Марину, но она обращает, его в «тура – золотые роги». Мать Добрыни, Мамелфа Тимофеевна, сама чародейка, пригрозила Марине, что она обратит ее в сороку, если Добрыне не будет возвращен прежний вид. Марина испугалась угрозы, освободила богатыря от чар и была им убита.

Победив поленицу (богатыршу), Настасью Микуличну, Добрыня женится на ней. Его любви к жене предстояло впоследствии большое испытание. Во время его отъезда, Алеша Попович обманул Настасью Микулишну вестью, что Добрыня убит, и, при посредстве князя Владимира, готов был уже вступить с нею в брак, как вдруг явился Добрыня: он прибыл на брачный пир, переодетый гусляром. Жена узнала его по кольцу, а с обманщиком Алешей Добрыня разделался по-своему.

Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем. В. М. Васнецов. 1913–1918 гг.

Добрыня Никитич входит в знаменитое трио русских богатырей. Традиционно он считается самым мудрым. Как правило, Добрыня выступает в образе опытного витязя благородного происхождения, состоящего на службе у князя Владимира. Женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича.

ВЕЖЛИВЫЙ И СКРОМНЫЙ

Добрыня предстает перед нами в совершенно неожиданном образе - богатыря, славного не только силой и смекалкой, но и тем, что у русичей называлось вежеством. Молодец отличался учтивостью, способностью к дипломатии. Он в любой ситуации способен найти наиболее благоприятный исход. Возможно, именно потому богатырь так приближен к князю Владимиру.

Герой часто выполняет его поручения, в том числе те, от которых отказываются иные славные воины. Впрочем, существует и версия, согласно которой Добрыня является племянником самого князя. В любом случае народная молва была склонна приписывать богатырю происхождение самое высокое. Добрый молодец был сыном рязанского воеводы Никиты, обучен и владению музыкальными инструментами, и пению, и стрельбе. Он ловок, прекрасно плавает - одним словом, наделен всяческими дарованиями и талантами, простому человеку несвойственными.

Историческим прообразом Добрыни считают дядю Владимира Святославовича с материнской стороны, служившего при племяннике воеводой.

БЫЛИННЫЕ ПОДВИГИ

Добрыня является главным героем шести русских былин и упоминается еще в 53 историях. Многие сказания о дюжем богатыре имеют до нескольких десятков вариаций с теми или иными разночтениями. Поэтому вновь обратимся к основным сюжетам.

Добрыня и Илья Муромец . Как вышел из юношеской поры Добрыня Никитич, разнеслась по Руси весть о силе его и удали. Решил наведаться к нему Илья Муромец да на богатыря могучего подивиться. Съехались витязи во чистом поле. Сражались и палицами боевыми, и саблями острыми - поломались и сабли, и палицы. Тогда сошлись богатыри в рукопашном бою. Ан тут у Ильи правая нога подвернулась, левая рука ослабла. Заборол его Добрыня, сел сверху и начал вопрошать, кем будет его могучий противник. Как сказал Илья, кто он, Добрыня взял его за руки, обменялся с ним крестами и побратался. А Муромец по возвращении уговорил матушку Добрыни Амельфу Тимофеевну отпустить сына с побратимом в стольный Киев-град.

Добрыня и Змей . Предупреждала матушка Добрыню, чтобы не ездил к горам Сорочинским, не топтал змеенышей, не купался в Пучай-реке. Да сын мать не послушал, потоптал змеенышей, много русичей спас из полона змеева, а как искупался в Пучай-реке, налетел на него страшный Змей да стал грозиться сжечь-погубить. Метнулся Добрыня к одному берегу, к другому - не может найти ни одежи своей, ни палицы. Но заприметил шапку греческую, схватил ее, ударил Змея, тот и упал на сыру землю. Уже собрался Добрыня отрубить чудищу его головы, ан Змей, пообещав не трогать русский люд, вымолил у богатыря братание.

Поверил витязь супостату, отпустил. Приехал в Киев-град и узнал, что Змей украл племянницу князя Владимира - Забаву Путятишну. Тут не стерпел Добрыня, доехал до гор Сорочинских на коне могучем да с плеткой шелковой (что мать подарила), заборол Змея, а вместе с Забавой освободил и много народа русского: и князей, и витязей.

Добрыня Никитич освобождает Забаву Путятишну. И. Я. Билибин. Конец XIX в.

Добрыня и Маринка . Вздумалось Добрыне по Киеву-граду погулять. Проезжал он мимо дома Маринки Кайдаловны, еретицыбезбожницы. Хотел выстрелом сбить голубей, что на крыше сидели, да рука его дрогнула, и пробил он окно стекольчатое. Рассердилась Маринка и заговорила следы богатыря на любовь жгучую. Воротился к ней Добрыня, а она его обратила туром-атаманом - главой стада из девяти других туров, превращенных Маринкой витязей. И так бы Добрыня остался в образе златорогого, если бы не крестная матушка его, молодая вдова Анна Ивановна.

Пригрозила она обратить Маринку собакой подворотною. Испугалась еретица, вернула облик человеческий и Добрыне, и другим витязям, принялась ластиться к богатырю, да тот взял и срубил ей голову, чтобы больше зла не чинила.

Добрыня и Алёша . Поехал Добрыня за тридевять земель в Золотую Орду, а супруге своей Настасье Микулишне наказал ждать его три года, а коли не воротится, вдовой жить или замуж идти. Просил только отказать Алёше Поповичу, ежели тот придет свататься, потому как он Добрыне брат крестный.

Минуло ровно три года. Пришел к Настасье Алёша Попович рассказывать, что видел он Добрыню убитым в чистом поле, а потом принялся уговаривать стать его женой. Отказала ему Настасья, да под угрозами князя Владимира пришлось согласиться. Сидит Настасья на свадебном пиру, плачет-печалится. А Добрыня тем временем супротив Золотой Орды бьется. Так бы и не узнал ни о чем, если бы не прилетели два голубя да не начали толковать, что в Киеве деется. Вернулся Добрыня, пришел в княжий терем в коморошьем платье, бросил в чарку свой перстень обручальный, подал жене любимой - по той примете она его узнала и обрадовалась. А Алёшу Поповича только мольбами княгини удалось в живых оставить.

Тридевять земель, или тридевятое (тридесятое) царство, часто встречается в русском фольклоре. Тридевять - это 27 в старинном счете по девяткам, а тридесять - 30.

Добрыня и Василий Казимирович . Собрал князь Владимир пир да и начал спрашивать, кто из добрых молодцев, удалых богатырей не побоится ехать в землю половецкую, чтобы свезти хану Батуру дань за 12 лет. Расхвастался тут молодой витязь Василий Казимирович, а уже выйдя из палат княжеских, пригорюнился. И быть бы беде великой, если бы не встретился ему Добрыня Никитич. Выпытал богатырь у друга всю правду и уговорил князя отправить их вдвоем - не платить дань, а требовать. Трижды испытывал друзей Батур - и трижды Добрыня принимал удар на себя. А под конец последнего испытания - битвы смертной - призвал Батур все войско татарское, но пришел на помощь Добрыне Василий Казимирович. Одолели богатыри татар и повезли в Киев дань богатую.

Дата: 2014-03-31

В детстве все мы сначала слышали (или смотрели мультфильмы), а потом и читали русские былины. И о том, что былинных богатырей на Руси было трое, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, мы знаем. Так же, из статьи о Илье Муромце, мы знаем, что Илья Иванович был вполне реальным человеком, с непростой и, порой, запутанной судьбой.

Хотелось бы узнать и об остальных богатырях.

В этой статье, я расскажу вам о Добрыне Никитиче.

Но сначала немного былин.

Добрыня Никитич

Итак, кто же такой былинный богатырь Добрыня, чем он так запомнился людям, что рассказы о нем дошли до наших дней?

Существует немало былин о Добрыне Никитиче. Пожалуй, самая известная из всех - «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

В былинах повествуется о том, что Добрыня долго служил при Киевском князе Владимире. Служил верой и правдой. Прославился силой, храбростью, умом, нравом крутым, но справедливым. Был приближен к князю. Нередко выполнял поручения Владимира, вплоть до поручений личного характера, как, например, сватовство невесты для князя.

Из тех же былин, становится известно, что Добрыня был женат на Настасье Микулишне, которая, была дочерью не менее знаменитого богатыря Микулы Селяниновича. Из былин, мы узнаем, что был у Добрыни и Настасьи ребенок.

А теперь давайте перейдем к человеку, послужившему прототипом былинному Добрыне.

Добрыня настоящий

С большой долей уверенности, можно сказать, что прототипом былинного Добрыни стал Добрыня реальный. Да - да, не удивляйтесь, реального человека тоже звали Добрыня, правда, был он вовсе не Никитич. Но есть предположение, частично подтверждаемое историческими фактами и летописными документами, о том, что родом Добрыня и сестра его Малуша, мать Владимира, из села Низкиничи, что на Волыни. Отсюда и прозвище Добрыни - Низкинич. Впоследствии Низкинич видоизменилось в Никитич.

Был он дядей князя Владимира по материнской линии. Более того, был Добрыня Владимиру не только дядей, но и дядькой, то есть воспитателем, советником, ближайшим другом, а, по совместительству, еще и поверенным во многих делах и воеводой войска княжеского.

Биография Добрыни

Есть сведения, что князем Киевским Владимир стал с подачи Добрыни, который желал видеть своего воспитанника на княжеском престоле, а не его старшего брата Ярополка. Да и жениться на Рогнеде, дочери половецкого повелителя Рогволда, до того бывшей женой Ярополка, Владимира практически заставил Добрыня. Зачем дядьке это было нужно? Да, по большому счету, чтобы потешить собственное самолюбие, ведь мать Владимира, Малуша, хоть и была из достаточно знатного рода Свенельдичей, все же при князе Святославе Игоревиче, отце Владимира, была рабыней, ключницей. А Рогнеда однажды уже отказывала сватам, присланным Владимиром, мотивируя тем, что она рода знатного, именитого не пойдет за рабского сына, будь он хоть трижды князь. И отказ этот Добрыню задел за живое, гораздо сильнее, чем самого Владимира. Кстати, Владимир в молодости был большим любителем женщин, даже имел собственное подобие гарема. Возможно, поэтому отказ строптивой половчанки его не сильно расстроил, тем более, что она была не совсем во вкусе будущего Киевского князя.

Но Добрыня обиду запомнил, и когда подвернулся удобный случай, уговорил Владимира, привыкшего выполнять дядькины советы, все же взять Рогнеду. Причем Добрыня имел в виду вовсе не в жены, а скорее в наложницы, тем самым сломив гордую красавицу, опозорив ее и опустив до рабского уровня. Что из этого вышло, мы знаем из истории.

Став единовластным правителем Киева, Владимир назначил Добрыню новгородским посадником, фактически отдав власть над Новгородом, где до этого сам княжил, своему дяде.

Сначала Добрыня устанавливает в Новгороде языческих идолов, которым поклонялись в Киевской Руси и самом Киеве, а затем, по примеру своего племянника, крестит Новгород в христианскую веру. Причем делает это не просто принудительно, но с изрядной жестокостью.

Но как бы там ни было, Добрыня человеком был грамотным, умелым руководителем, знал, когда можно и нужно применить силу и показать власть, а когда можно и по-хорошему. В общем, Новгород при нем процветал.

Что же касается личной жизни воеводы, то он действительно был женат, правда была ли его жена на самом деле богатыршей, дочерью Микулы Селяниновича не известно, скорее всего, нет. Зато достоверно известно, что был у Добрыни сын, звали мальчика Кснятин, после принятия крещения Константин.

Впрочем, внуки и правнуки тоже были. Род Добрыни Низкинича получился достаточно именитый, и завершился на преподобном Варлааме, последнем потомке воеводы.

Но вы можете спросить, с чего вдруг такая уверенность в том, что Добрыня именно Низкинеч?

Все очень просто. Эту информацию не сложно проследить из некоторых исторических фактов.

Во первых, Добрыня был сыном Малка Любечанина Мсиши-Люта Свенельдича, прозванного Мстиславом Лютым. А к его владениям относилось несколько сел на юго-запад от Владимира-Волынского, Низкиничи, Будятичи и Клаусов. Так же это подтверждается и летописным текстом, из которого следует, что княгиня Ольга отправила сестру Добрыни Малушу на родину, в Будятичи, предварительно забрав у нее сына. Который, впоследствии, был отправлен под присмотром Добрыни в Новгород. Возможно, таким образом, Ольга надеялась оградить собственного сына от посягательства более любимого отцом Владимира, на киевский престол. Но, как показывает история, ничего из этого не вышло.

Теперь становится предельно ясно, какой же был на самом деле былинный богатырь Русский Добрыня Никитич, и какую роль сыграл в истории Киевской Руси.



Оставьте свое мнение в комментарии:

круто оч помогло кароче 5

Добрыня Никитич

Великий русский богатырь. Второй по значению после Ильи Муромца (смотри Илья Муромец ) и первый перед Алешей Поповичем (смотри Алеша Попович ). Добрыня Никитич всегда мирил Илью Муромца с Алешей Поповичем. Если бы не он – не было бы у нас Трех богатырей.

По своему происхождению Добрыня Никитич был из княжеского рода, потомственным военным. Родом Добрыня из города Рязани. Воспитанием богатыря занималась мать – Амелфа Тимофеевна, потому что его отец – Никита Романович, умер, когда Добрыня еще даже и не родился. Мать дала сыну хорошее образование. Он «научился в хитру грамоту», и конечно же занимался музыкой. Пианино тогда, конечно, не было. Поэтому первые гаммы он играл на гуслях. А еще – он замечательно пел и играл в шахматы. В будущих богатырских делах все это ему очень пригодилось, и Добрыня не раз вспоминал свою мать добрым словом.

Больше всего Добрыня Никитич любил сражаться с разными змеями. Самих змей он не любил и, как справедливо пишут авторы энциклопедических словарей: «Борьба со змеиным племенем началась для него рано, когда „стал молоденький Добрынюшка Микитинец на добром коне в чисто поле поезживать… малых змеенышей потаптывать“. Надоело, наконец, Добрыне потаптывать малых змеенышей. Не богатырское это дело, – решил он, и поехал к Пучай-реке сразиться с главным Змеем – Горынычем (смотри Змей Горыныч ).»

Подъехал Добрыня к реке, видит: на берегу девки-портомойницы работают, богатырские и крестьянские порты стирают. Увидели они Добрыню Никитича и стали отговаривать со Змеем сражаться. То ли Добрыня им так приглянулся, то ли к Змею Горынычу уже привыкли, – нам неведомо.

Не послушался Добрыня Никитич – нырнул в реку и поплыл. Только он до середины реки добрался, откуда ни возьмись прилетает Змей Горыныч и пикирует прямо на беззащитного богатыря. Дышит на него огнем, сыплет огненными искрами. Разве что не бомбит. Богатырь не растерялся и нырнул, а вынырнул уже на другом берегу реки. Вышел Добрыня на берег и «сокрушил Змея шапкой земли греческой». Тот пал на сыру землю и стал просить прощения. Добрыня добрый был богатырь. Простил он на первый раз Змея Горыныча, но как показало время, напрасно. Змей Горыныч, унеся ноги от Добрыни, тут же взялся за старое. Пролетая над Киевом, похитил любимую племянницу Владимира Красное Солнышко, – Забаву Путятишну. Пришлось богатырю снова сразиться с Змеем.

Добрыня Никитич был родственником Владимиру Красное Солнышко. И когда князь приказал ему и своему брату Путяте (отцу освобожденной Забавы) пойти и наказать жителей Новгорода, которые не хотели креститься, а упорно поклонялись богам языческой мифологии. Добрыня подчинился. Вместе с Путятей они крестили всех оставшихся в живых жителей Новгорода. С тех пор в народе сложилась шутливая пословица: «Путята крестит мечом, а Добрыня огнем».

За свою жизнь Добрыня Никитич одержал множество великих побед. Он не боялся вступить в сражение даже с Бабой ягой (смотри Баба яга ). Да что там Яга! Добрыня Никитич вступил в бой с Мариной Игнатьевной – известной во всей округе ведьмой, «чародейницей», «отравительницей», «коренщицей», колдуньей, которая умела превращать человека в животное.

Дело было так; Зашел как-то Добрыня Никитич в «Маринкин переулок». Подойдя к ее дому, он вдруг в окошке видит целующихся Змея Тугарина и Маринку. Дрогнуло тут богатырское сердце, и пустил он стрелу прямо в окошко. Змей Тугарин, тут же на месте погиб, а Маринка стала предлагать себя Добрыни Никитичу в жены. Тот, конечно, не согласился. Зачем ему такая жена? Марина Игнатьевна рассердилась и превратила богатыря в «гнедого тура» – то есть в рогатого быка. Вот тут бы и сказки конец, если бы не выручила мать Добрыни. Увидела Амелфа Тимофеевна, что сделала с ее сыном Марина Игнатьевна и пришла на помощь. Сына сразу же расколдовала, человеком сделала, а Маринку превратила в «кобылу водовозную». Так она с тех пор воду и возит.

Женился Добрыня Никитич на очень хорошей девушке – Настасье Никулишне. Всю жизнь он ее очень любил. Однажды, уходя на работу в чисто поле, Добрыня наказал жене, чтобы она его ждала ровно 12 лет, а если он задержится, чтобы выходила замуж за кого хочет. Главное – не за Алешу Поповича.

Прошло время, богатырь задержался и настала пора Настасье снова выходить замуж. Она, конечно, этого очень не хотела. Но тут, откуда ни возьмись, появился богатырь Алеша Попович и стал сильно настаивать, чтобы она стала его женой. Пришлось Настасье согласиться. И тут во время свадьбы вернулся с работы из чистого поля Добрыня Никитич. Чтобы его не узнали, он переоделся скоморохом и стал петь песни, и играть на гуслях (вот где пригодились ему уроки музыки!).

По песням Настасья Никулишна узнала своего мужа. Добрыня Никитич был очень обижен на Алешу Поповича и решил драться с ним не на жизнь, а на смерть. И убил бы, наверное, если бы не Илья Муромец, который их помирил.

Алеша Попович попросил прощенья, и три богатыря остались добрыми друзьями.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

I. Добрыня и Змей Былина «Добрыня и Змей» - центральная и самая древняя в цикле былин о Добрыне. Змееборчество - один из наиболее распространенных сюжетов в фольклоре народов всего мира. Змей - традиционное воплощение зла, и победа героя над змеем знаменует торжество

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

II. Добрыня и Дунай Былина «Добрыня и Дунай» относится к числу поздних, она сложилась в XVI–XVII веках.Исследователи былин Ю.И. Смирнов и В.Г. Смолицкий отмечают, что в поздних былинах намечается «отход от эпической монументальности», в этих былинах богатыри бывают подвержены

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

III. Добрыня и Маринка Образ «чародейницы», колдуньи Маринки, возможно, восходит к образу славянской богини смерти и злых чар Марены. Так что победа Добрыни над Маринкой означает не разрешение личного конфликта, а уничтожение воплощенного зла. В некоторых вариантах былины

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Добрыня Никитич Добрыня Никитич - средний из трех богатырей, основных героев русского героического эпоса.Его срединное положение обусловлено не толь ко возрастом, но и тем, что в его образе нет крайностей, в нем гармонично сочетаются различные качества: храбрость воина

Из книги автора

Добрыня Никитич Великий русский богатырь. Второй по значению после Ильи Муромца (смотри Илья Муромец) и первый перед Алешей Поповичем (смотри Алеша Попович). Добрыня Никитич всегда мирил Илью Муромца с Алешей Поповичем. Если бы не он – не было бы у нас Трех богатырей.По

Из книги автора

Из книги автора

Добрыня Никитич Добрыня Никитич – богатырь, один из основных героев русского эпоса, средний из трёх богатырей.Средним богатырём Добрыня Никитич был не только из-за возраста, но и потому что в его образе не было крайностей, всё держалось где-то на уровне середины. В тех

Добрыня Никитич - храбрый богатырь в русских былинах. Добрыня Никитич - главный герой многих русских былин. Храбрый богатырь служил при войсках князя Владимира.

Он имел жену - самую красивую девушку на Руси Настю, которая была дочерью еще одного известного богатыря Микулы Селяновича. Добрыня Никитич часто исполнял поручения князя, за которые не осмеливались браться другие члены княжеского полка.

Князь Владимир ценил Добрыню Никитича за то, что он никогда не боялся сложностей и вместе со своими друзьями смело проходил те испытания, которые устрашали других. Согласно приданию, богатырь Добрыня Никитич погиб в бою под рекой Калкой, и был похоронен с большими почестями на кургане, который в наши дни имеет название Добрынин курган.

Былины о Добрыне Никите

В древней русской литературе насчитывается около 50 сюжетов, в которых фигурирует Добрыня Никитич. Этот богатырь упоминался также в былинах о других богатырях, в частности, об Илье Муромце и Алеше Поповиче.

О Добрыне Никитиче до наших дней сохранилось восемь русских былин:

  • 1. «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича»
  • 2. «Добрыня и Змей»
  • 3. «Добрыня и Настя»
  • 4. «Добрыня и Маринка»
  • 5. «Добрыня и Василий Каземирович»
  • 6. «Добрыня и Алеша Попович»
  • 7. «Поединок Добрыни Никита с Дунаем Ивановичем»
  • 8. «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».

Наиболее известная былина о Добрыне Никитиче - «Добрыня и Змей», в ней повествуется о мужественном сражении Добрыни со злым чудовищем змеем, который жил в Новгороде.

Характер и прототипы Добрыни Никитича

Образ Добрыни Никитича в русских былинах изображен очень ярко. Этот богатырь в отличие от других героев своего времени, обладает не только дюжинной физической силой, но и острым умом. Князь Владимир отправлял Никиту Добрыню не только воевать с врагами, но и решать дипломатические вопросы с соседними государствами.

Никита Добрыня был образован и учтив, что помогало ему без кровопролитий защитить интересы своего князя и всей державы. В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое - воеводе.

В летописях упоминается о том, что воевода Добрыня смог укротить Новгородского змея, который мучил всех местных жителей. Также достоверно известно, что воевода Добрыня смог найти для князя Владимира красавицу- жену Рогнеду, что стало основой былины русского цикла «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».

Сохранились также исторические факты, что возлюбленная Добрыни, Марина, славилась по русской земле как сильная чародейка. В былине Добрыня Никитич Марина, мы видим девушку - чародейку, которая знает все премудрости древней магии.