Быть знаменитым некрасиво значение. Стихотворение Б.Л

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” является его программным произведением: в нем автор высказывает свои мысли о том, каким должен быть творческий человек, описывает свои взгляды на литературное творчество. Используя краткий анализ “Быть знаменитым некрасиво” по плану на уроке литературы в 9 классе, можно легко и доступно объяснить школьникам суть этих взглядов.

Краткий анализ

История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический сборник “Когда разгуляется”, вместе с другими произведениями, написанными Пастернаком за три плодотворных года.

Тема стихотворения – сущность творчества и кодекс жизни поэта.

Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества. Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части композиции Пастернак говорит о том, что следование кодексу жизни в итоге приведет творческого человека к литературному бессмертию.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – сложный, Борис Пастернак использует переходы от одного размера к другому по схеме спондей — пиррихий — пиррихий — ямб.

Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе “, “быть притчей на устах у всех “,

Эпитеты – “жизни целой “, “живому следу “, “единой долькой “.

Сравнения – “как прячется в тумане местность “.

Антитеза – “поражения – победа “.

История создания

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” было написано после целой череды событий в жизни поэта – его признали, он стал членом Союза писателей, умер “вождь народов”, но общая окололитературная суета волновала его все меньше, в основном Пастернак занимался переводами. В то же время он много размышлял о сути творчества, результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облеченная в поэтическую форму в 1956 году.

Существует относящаяся к истории создания гипотеза, что этим произведением, которое без преувеличения можно назвать программным, Борис Пастернак продемонстрировал неприятие творческого выбора Владимира Маяковского, который в то время считался лучшим поэтом современности и личностью чуть ли не неприкосновенной.

Стихотворение поэт включил в свой сборник “Когда разгуляется”, который наполнился более чем сорока стихотворениями в период с 1956 по 1958 годы.

Тема

Общая тема – это суть творчества и путь творческого человека, его предназначение, однако Пастернак также размышляет о смерти и жизни, о судьбе, о целях творчества в самом широком смысле.

Композиция

Композиционное строение стиха достаточно несложное – он трехчастный. В первой части поэт как будто выливает на читателя ушат ледяной воды, говоря о творцах, которые являются притчей у всех на устах, ничего при этом не знача.

Вторая часть представляет собой рразмышления о том, каким все-таки должно быть человеку. занимающемуся творчеством, – Пастернак видит его человеком, живущим без самозванства, но ради вечности. Он должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность.

И третья часть – это указания другим поэтам, что нужно сделать для того, чтобы остаться в вечности, а не приобрести только сиюминутную славу. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно быть живым до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в “Быть знаменитым некрасиво”.

Основной мотив произведения – познание и поиск себя.

Жанр

Это философское произведение, послание Пастернака к современникам и потомкам, его поучение, где сам поэт выступает в роли наставника. Он показывает другим тот путь, который сам считает истинным – не к признанию современниками, но к чему-то далекому и вечному. Пастернак использует сложные переходы от одного размера к другому, спондей сменяется пиррихием, а том, в свою очередь – ямбом. Это позволяет ему достаточно свободно выражать свои мысли, не ощущая скованности формой. Рифма же вежде одинаковая – перекрестная.

Средства выразительности

Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – все это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительные средств, таких как:

  • Метафоры – “ оставлять пробелы в судьбе “, “ быть притчей на устах у всех “,
  • Эпитеты – “ жизни целой “, “ живому следу “, “ единой долькой “.
  • Сравнения – “ как прячется в тумане местность “.
  • Антитеза – “ поражения – победа “.

Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.

Окружающая жизнь для художника — не только источник вдохновения и предмет эстетического интереса. Она просвечена его нравственным чувством, и она сама, в свою очередь, покоряя художника, это чувство в нем порождает и укрепляет. Художник у Пастернака всегда был «заложник», но и «должник», отданный до конца искусству. Осознание особости, избранности судьбы поэта отличает и позднего Пастернака. Оно помножено на жизненный опыт, углублено анализом и потому по-настоящему впечатляет. В нем подчеркнут и выдвинут нравственный аспект — идея ответственности художника перед целым миром, перед самим искусством и непосредственно людьми.
Глубокая органичность темы долга, служения подтверждена у Пастернака разнообразием вариантов ее выражения. Она выступает в логике культурно-исторических и евангельских уподоблений — в стихотворении . Или возникает вдруг, на гребне свободной и широкой лирической волны, в «Земле». Или — достаточно непривычно — приобретает характер почти что сентенции в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво».
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» было написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли, самой сущности своего бытия на земле.
Поздний академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство поэта, верного своему образу мира, отличному от того, что предлагала советская литература:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

В этом стихотворении Пастернак противопоставляет свой творческий путь пути Владимира , неумеренно прославляемого после объявления его Сталиным «лучшим поэтом современности». Что ж, вождю был необходим «придворный» поэт, который бы нес идеологические установки современности в массы, и по воле рока выбор его пал на знаменитого футуриста. А Пастернака отвращала судьба «знаменитых», постигшая Маяковского, он не мыслил жизни вне тайны и незаметности, а истинную поэзию всегда отделял от окололитературной суеты.
Отметим пока что: поэту, как полагал Пастернак, противопоказано быть знаменитым, «заводить архивы», для его таланта губительны успех и шумиха. Кроме того, любовь публики мимолетна, порой несправедлива, зачастую подвержена моде. Поэт, безусловно, творит для людей, в этом как раз и заключается насущный смысл любого творческого акта. Но именно, для и во имя людей, а не ради их восторженных оценок и тем более не в целях угоды вкусам власть предержащих. Пастернак относится к славе как к мирской суете, его искусство сродни милости небожителей, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Поэт испытывает радость от самого творчества. Оно — его стихия и способ существования. Он не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.
Поэт формулирует сентенцию: «Цель творчества — самоотдача». На первом месте для Пастернака — высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. Собственно, в поздних стихах Пастернака с их высоким, проповедническим утверждением долга видна решительная активизация «я», уже не столько очевидца мирового процесса, сколько его прямого соучастника. А в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» активизация эта доведена до предела. В подтексте стихотворения — все то же характерное для Пастернака стремление к единству, но, будучи осложнено чувством непонятости, — субъективный момент в стихотворении очевиден, — оно выражает себя не прямо, а от противного, через конфликт. Все это вносит в философско-эстетическую концепцию художника новые акценты, но не разрушает ее основы — утверждения единства с миром как принципа животворящего и нравственно-образующего.
Вообще, стихотворение требует вдумчивого прочтения в контексте всей лирики Пастернака, ее тематических признаков, философской направленности, специфических особенностей. О том, как опасно делать выводы в отношении произведений большого поэта, как нелегко проникнуть в художественный мир его, свидетельствует самонадеянно высказанное Мандельштамом мнение, согласно которому «Быть знаменитым некрасиво» «звучит, как официальный отчет». ошибался: чего в стихотворении нет, так это «официальности», скорее, оно создает впечатление учительного послания, но доверительного, искреннего, честного, словно задушевный разговор добрых друзей.
У Пастернака обращают на себя внимание приметы разговорной речи: «над рукописями трястись», «быть притчей на устах у всех», «в конце концов», «не видать ни зги», «за пядью пядь». Поэт употребляет фразеологизмы и просторечные обороты, которые сообщают особую выразительность речи при малом объеме слов и передают разговорную интонацию.
Есть и еще один немаловажный аспект интерпретации стихотворения. Несмотря на то что заключительные восемь стихов невозможно соотнести с каким-то определенным местом Священного Писания, нельзя не отметить, что они, как и весь текст, состоят из библеизмов. «Быть знаменитым некрасиво» по содержанию и поэтике ориентировано на евангельские апостольские послания. Пастернак, человек глубоко верующий, но попавший в ловушку атеистической русской литературы советского периода, тем не менее остается верен своим моральным принципам и религиозным убеждениям и формулирует те нравственные законы и этические догмы, без которых не мыслит жизни подлинного художника.
Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум стихотворца хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. По сути, поэт подводит итог своему творчеству стихотворением «Быть знаменитым некрасиво». Но подвести итоги — не значит поставить точку. Последняя книга лирики — не конец пастернаковской поэзии, всегда устремленной в будущее, настроенной на восприятие его зова:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут. Но разве может это иметь какое-то значение для поэта, отдающегося творчеству целиком, без остатка, уподобляющегося в самоотдаче Иисусу Христу, совершающему крестный подвиг? Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям:

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Так завершается стихотворение Пастернака, такими же настроениями проникнута его заключительная книга лирики. Это его последнее — нет, постоянное, всегдашнее и навсегда живое - поэтическое слово.

На протяжении всей своей творческой жизни Борис Пастернак старался быть неординарным, необычным. Самые яркие работы этого автора были написаны в период раннего развития СССР. Тоталитарный режим, который царил вокруг, требовал от писателей и поэтов особой ловкости, своеобразного лицемерия и умения угождать правящей партии. Однако Пастернак не мог вести двойной образ жизни и в своих стихотворных работах напрямую высказывал мысли и чувства.

Конечно же, за такую откровенность, поэт был неоднократно осужден верхушками правления и его творческие работы попадали под строгую цензуру. Хотя за рубежом, романы и стихи Пастернака издавались, публиковались и получили свой круг поклонников.

У Бориса Леонидовича было не очень много друзей среди поэтов и литераторов того времени. Просто он совершенно не желал общаться с лицемерами и подлизами, которые старались угодить тоталитарным правителям.

Пастернак, обращаясь к своим товарищам, публикует стихотворение «Быть знаменитым некрасиво». В нем автор неоднократно убеждает своих коллег не складировать архивы написанного творчества, не трястись над рукописями. Ведь если изданные произведения действительно велики, о них читатель вспомнить и через сотню лет.

Борис Леонидович пишет о том, что любой поэт должен создавать свои творения лишь для самоотдачи, а не для успеха и шумихи.

Конечно, такие строки резко ударили по самооценке ровесников Пастернака. Многие поэты и писатели перестали здороваться с автором стихотворных строк, принимая работу «Быть знаменитым некрасиво» на свой счет. Хотя Борис Леонидович не ставил перед собой цель унизить кого-то из товарищей. Он лишь пытался сказать, что при любых обстоятельствах не следует превращаться в подлецов.

Нужно создавать достойный образ творческого человека, о котором наследники будут вспоминать с гордостью. Поэт уверен, что ход истории и прямое участие человека в ней будет меняться неоднократно. И те подвиги, которые творятся в одно время, могут считаться низкими поступками уже через пару десятилетий. По этим причинам, Пастернак старался оставаться «живым» - искренним и человечным в любых обстоятельствах.

«Быть знаменитым некрасиво»


Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б.Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо глазах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился: «Цель творчества - самоотдача, Л не шумиха, не успех».

В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчеркивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Услышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать интересным не только современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, художнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства». По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточно глубокая по философской наполненности метафора «любовь пространства» может символизировать удачу, музу, принесшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.

Будучи поэтом-философом, Б.Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.

БЛ. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к своим успехам. Ведь главное - повести за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б.Л. Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа. Тема назначения поэта и поэзии является глубоко прописанной в русской классической поэтической традиции.

В этой связи стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой, При этом чередуются женская и мужская рифмы. В стихотворении широко используются изо-бразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы («притча на устах у всех», «за пядью пять»), антитеза («пора-женья» - «победы»), а также прием подчеркивания вертикальных координат художественного пространства («подымает ввысь», «окунаться в неизвестность»), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характерен для медитативной лирики в целом. Основным эпитетом является эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно, Б.Л. Пастернак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто. Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова «надо», «должен», «не должен».

«Быть знаменитым некрасиво» Борис Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

Творческий путь Бориса Пастернака был весьма непростым и неординарным. Сегодня его по праву считают одним из ярчайших русских поэтов 20 века. Однако свои самые знаменитые произведения, включая роман «Доктор Живаго», который принес автору Нобелевскую премию, пастернак написал в эпоху становления и развития СССР. Естественно, для того, чтобы стать известным литератором в стране с тоталитарным режимом, необходимо было обладать не только ярким и самобытным талантом, но и уметь скрывать свои истинные чувства как на публике, так и в произведениях. Этому пастернак так и не сумел научиться, поэтому периодически подвергался опале со стороны правящей элиты. Тем не менее, он был популярен, а его стихи, романы и пьесы, периодически исчезавшие из продажи и браковавшиеся цензурой, печатались за рубежом и переписывались от руки. Автор был действительно знаменит, но стеснялся того, что его узнают на улице и всячески пытался принизить собственный вклад в литературу. Впрочем, так себя вели далеко не все советские литераторы. Многие из них, не имея и сотой доли таланта Пастернака, считали себя настоящими гениями и всячески это подчеркивали. Тем более, что в те времена ценился не столько литературный дар, сколько лояльное отношение к политике партии.

Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами. Те, кто был обласкан властью, могли позволить себе жить в роскоши, хотя со страниц газет призывали народ к равенству и братству. Поэтому в 1956 году пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху . После публикации этого произведения, которое вошло в сборник «Когда разгуляется», многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что свое рифмованное послание он адресовал лично им. На самом же деле автор создал своеобразный кодекс чести литератора, рассказав о том, каким он видит настоящего поэта или же писателя. По его мнению, современным литераторам не следует заботиться о своем творческом наследии, создавать архивы и «над рукописями трястись». Пройдут годы, и если эти люди были по-настоящему талантливы, то будущие поколения читателей это оценят. Если же нет, то тщательно собранные и рассортированные бумаги будут вечно пылиться в музейных и библиотечных запасниках, так никем и невостребованные. Поэт убежден, что «цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех» . Он призывает своих коллег «жить без самозванства», т.е. не присваивать себе чужие заслуги и не пытаться выглядеть лучше в глазах окружающих. По мнению пастернака, жизнь все равно все расставит по своим местам, и для потомков будет гораздо важнее знать, что человек, произведениями которого они восхищаются, не был подлецом. Поэтому автор убежден, что жить надо так, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Кроме этого, поэт призывает собратьев по перу «окунаться в неизвестность и прятать в ней свои шаги», а не упиваться властью, деньгами и благосостоянием, которые предопределяют судьбу и лишают человека той искры в творчестве, которая именуется талантом.

Пастернак знает о том, что история создается людьми и трактуется ими в угоду собственных интересов. Поэтому он убежден, что в этом мире все относительно, и не стоит упиваться своими достижениями, которые могут спустя много лет восприниматься совсем по-иному. Автор считает, что настоящий поэт не должен отличать «пораженья от побед», потому что время все равно всех рассудит по-своему. И единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т.е. уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях.