Цапа гравицапа. Гравицапа - что это такое? Научные разработки российских ученых

Британский инженер Роджер Шауэр, автор двигателя, для которого не нужно топливо, основал в 2001 году компанию для разработки своей идеи и умудрился за эти годы обратить в свою веру массу ученых и технарей, поначалу воспринявших ее в штыки. С возмущением и ярым желанием вывести зарвавшегося англичанина на чистую воду строили они по всему миру аналоги его двигателя и в итоге констатировали: работает. Перед суровой правдой эксперимента пали инженеры Великобритании, Германии, Китая и сотни энтузиастов по всему миру. А пару лет назад пало и НАСА. Китай тоже вроде как в деле - в начале осени появились сообщения о создании тамошними учеными работающего прототипа двигателя и о скором его тестировании в космосе.

В космос на ведре

А по логике, всего этого быть не должно. Ведь принципы работы EmDrive нарушают фундаментальные законы физики, по которым, чтобы создать движение, надо от чего-нибудь оттолкнуться, а чтобы отправить в дальний полет что-нибудь нужное, надо при этом выбросить в противоположном направлении что-нибудь ненужное. У Шауэра технология безотходная: в волноводе, выполненном в виде усеченной пирамиды, запаянной с обоих концов, ходит электромагнитная волна - от одного торца к другому. Будь у них один диаметр, била бы она в оба торца одинаково, но поскольку размер разный - длина волны изменяется.

Как напоминает Шауэр, импульс, передаваемый волной при отражении, пропорционален ее длине. В итоге импульс на более широком торце будет меньше, чем на узком - и появляется тяга. Без выбрасывания всякого реактивного «мусора».

Как уже было сказано, эту «гравицапу» (гравицапа - важная деталь пепелаца, космического аппарата из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», позволявшая совершать межгалактические перемещения. - «ВМ» ) тестировали не единожды - в одном только НАСА несколько раз. Вердикт каждый раз был примерно такой: «Она и правда работает! Но как?!» И пока скептики разбираются с тем, почему фурычит то, что фурычить не должно, энтузиасты смакуют открывающиеся перспективы.

Они действительно захватывающие, - сказал «ВМ» историк науки Сергей Александров. - Ведь получается, что на отправку в полет космического корабля не понадобятся тонны стандартного топлива - одного хорошего аккумулятора вполне хватит. Кроме того, достижение 2-й космической скорости (она нужна кораблю, чтобы преодолеть земное притяжение) требует сейчас от аппарата весьма прихотливой траектории. С двигателем Шауэра корабль будет перемещаться как по маслу - с любой скоростью и по любой выбранной кривой.

А еще аномальное английское «ведро» обещает сделать для нас полной банальностью путешествие на Луну. Посещение спутника станет чем-то вроде поездки из Москвы в Ярославль на поезде: четыре часа в пути - и можно уже прыгать замедленными прыжками по кратерам, что твой Армстронг.

Срочно требуется Келдыш

«Электричка» - это вообще, похоже, передовой транспорт. Причем в галактических масштабах:

Есть довольно серьезные основания полагать, что техногенные НЛО (не путать с галлюцинациями, мистификациями, «взрывами болотного газа» и прочими фантазиями) используют для полета электромагнитные волны, - объясняет Александров. - На это еще в 1970–1980-х годах обратил внимание профессор МАИ Феликс Зигель, дотошно исследовавший этот феномен с чисто утилитарной целью - научиться летать, как они. Например, накопились уже тонны свидетельств того, что близкий полет этих агрегатов серьезно нарушает работу земных электроприборов - от лампочек и автомобильной сигнализации до радиолокаторов.

То есть от них действительно исходит довольно мощный электромагнитный импульс. Не стоит забывать и про то, что ЭМ-поле гораздо гибче в управлении, им гораздо проще манипулировать, чем, например, какими-то механическими процессами. Добавьте к этому аэродинамику (в отличие от всех остальных форм крыла, дисковая форма устойчива на всех углах атаки) - получается оно самое, НЛО. И вполне возможно, что EmDrive - это та самая предтеча, которая позволит нам поднять на совершенно иной уровень земную авиацию и космонавтику.

Кто выступит в авангарде двигательной революции, пока не понятно. Но России, похоже, там не будет.

У нас все попытки развернуть работы по этой теме уходят в песок. Например, еще в 1999 году мне точно такую же схему излагал один толковый радиоволновик. Мы попытались рыпнуться в профильные институты, я лично, работая тогда в весьма серьезном космическом заведении, забрасывал руководство докладными записками - тщетно. Мне говорили «cпасибо», и на этом дело заканчивалось. Ведь визуально там нарушение закона сохранения импульса, на такие вещи у РАН реакция просто истерическая, а по всем нормативам без одобрения академии хода разработке нет.

А сейчас все еще печальнее: какую научную отрасль ни возьми, руководство на всех уровнях, начиная с начальников отделов, вообще не оперирует понятиями будущего - все заточены на текущую хозяйственную деятельность. Для того чтобы электромагнитные двигатели появились у нас, нужен кто-то харизматичный уровня Королева или Келдыша.

Не остаться на бобах

Ну, по поводу «рыпнуться и получить лишь спасибо» - в этом не только наши поднаторели. История изобретательства изобилует конспирологическими байками про противодействие таинственных сил революционным веяниям прогресса. От сгоревшей лаборатории Николы Теслы до цепочки странных смертей, косивших в начале нулевых российских ученых у нас и за рубежом.

Как правило, в качестве заказчиков в рассказах фигурируют подлые монополисты, которых хлебом не корми, а дай положить под сукно очередное изобретение, призванное спасти человечество от их всеохватных щупалец.

Прецеденты, конечно, были, чего уж там. Классическая история, говорят, случилась с одноразовыми зажигалками.

Изобретенные в 1940-х, они появились в магазинах лишь спустя 20 лет. И все из-за монополистов-спичечников, выкупивших и запрятавших куда подальше патент на их производство.

Не сильно повезло аналогичным американским трамваям - в начале 1920-х годов тамошние автокорпорации выкупили и закрыли сотни независимых трамвайных компаний, расчищая рынок для собственных бензиновых монстров.

А еще, говорят, нас лишили такой полезной штуки, как хроновизор, который в 1960-х якобы изобрел итальянский священник Эрнетти. По его словам, прибор позволял наблюдать любое событие в истории человечества путем настройки на остаточные вибрации, которые сохраняются в результате совершения любого действия.

Интересно, что в группу исследователей входил и знаменитый физик Энрико Ферми, который, будучи при смерти, заявил, что хроновизор (который к тому времени уже куда-то загадочно подевался) действительно существовал и даже работал. Конспирологи утверждают, что агрегат никуда не пропадал, а до сих пор исправно функционирует где-то в подпольях Ватикана...

Подобным историям несть числа, - говорит Александров. - Верить им или нет - право каждого. Думаю, что истина, как всегда, где-то рядом. В том числе и с загадочными смертями перспективных ученых. Все-таки причины бывают самые разные, в том числе и достаточно банальные. Например, вполне реальная вещь, когда ученые берут у кого-то деньги под свои изобретения, а когда потом спонсоры приходят и говорят «где?..», ответить гениям часто бывает нечем. Ну, а люди, которые дают деньги, имеют нехорошую привычку в таких случаях прибегать к силовым воздействиям… Что касается диктата транснациональных корпораций, то сейчас мир все-таки серьезно изменился. И замалчивать что-то, спасибо интернету, стало гораздо труднее, и сами компании сильно диверсифицировались, вкладывая серьезные деньги в самые разные отрасли - чтобы если в одном направлении случится финансовый, энергетический или какой-то другой коллапс, не остаться совсем на бобах.

Что ж, похоже, у нас есть шанс проверить, превратится ли «аномальный» двигатель Шауэра в очередную конспирологическую легенду или все-таки (рано ли, поздно ли), отправит нас на Луну или еще куда подальше.

СПРАВКА «ВМ»

Окончательную точку в истории с EmDrive намерен поставить конструктор еще одного двигателя (Cannae Drive), работающего на том же принципе, - Гвидо Петта. В этом году американец планирует запустить детище в космос, чтобы проверить его на низкой орбите.

НЕ ПОЕДЕМ, НЕ ПОМЧИМСЯ: ОТВЕРГНУТЫЕ И ЗАБЫТЫЕ ДВИГАТЕЛИ, О КОТОРЫХ МАЛО КТО ЗНАЕТ

Двигатель Марсоля

В 1950-х годах Жан Марсоль запатентовал молекулярный двигатель внутреннего сгорания, работавший на воде, цинке и сурьме. Вскоре после публикации заявки на патент он погиб вместе с членами семьи и сотрудниками лаборатории. Считается, что к этому приложили руку транснациональные нефтяные монополии.

Диски Шарля

Английский электромонтер Джон Шарль в 1946 году открыл новый эффект электромеханики: в быстро вращающемся диске появлялась радиальная электродвижущая сила с вертикальным вектором.

Чтобы увеличить эту силу, он стал намагничивать диски. Однажды блок колец оторвался от раскручивающего их мотора и сначала завис в 1,5 метра над землей, постоянно наращивая обороты, а потом начал подниматься. В итоге, раскрутившись до сумасшедшей скорости, блок улетел в голубые дали. Побочным эффектом эксперимента оказалось прекращение радиосвязи и выключение радиоприемников в ближайшей округе. Позже Шаль научился управлять «разгоном» этих дисков. Однако английские ученые высмеяли «неуча», а местная энергослужба предъявила гигантский счет за использование электроэнергии, хотя у Шарля была собственная электростанция, и в итоге упекла его в тюрьму. Все оборудование и приборы уничтожили, а дом сожгли.

Бестопливный двигатель Клема

В 1972 году Ричард Клем (штат Техас, США) работал с оборудованием, распыляющим и закачивающим жидкий асфальт, и заметил, что асфальтовый конический насос после отключения электропитания продолжает работать еще до получаса. В итоге появился двигатель, который не требовал топлива. Клем никогда не подавал заявку на патент, поскольку конструкция его мотора была разработана на основе ранее запатентованной конструкции насоса. Большая угольная компания подписала с ним контракт на продажу мотора, после чего Клем скоропостижно умер, а все упоминания о двигателе моментально прекратились.

Установка Филимоненко

В начале 1950-х годов Иван Филимоненко изобрел устройство, которое сейчас называют реактором холодного ядерного синтеза, а в то время было названо гидролизной установкой термоэмиссии (фото 5). Работу поддержали Курчатов, Королев и маршал Жуков.

В 60-х автор подал заявку на изобретение, но экспертная комиссия решила, что работа установки противоречит законам физики. Высокие покровители уже были не у дел (кто-то умер, кто-то был в опале), так что Филимоненко отстранили от должности, и все работы были прекращены.

«Тестатик» Баумана

Швейцарец Пауль Бауманн придумал странный двигатель, напоминающий обычную школьную электростатическую машину с лейденскими банками: два акриловых диска с наклеенными на них 36 узкими секторами из тонкого алюминия вращались в разные стороны. После запуска диски продолжали вращаться самостоятельно неограниченно долго. На основе машины был построен генератор.

Сейчас Бауманн является предводителем закрытой общины из 500 человек в деревне Метерлиха (Швейцария), которая полностью запитывается электричеством от его генераторов и бдительно хранит секрет их работы.

В то время как Россия гуляет четыре дня подряд в связи с Днем защитника Отечества, а в Ванкувере своим чередом проходят зимние Олимпийские игры, космические корабли бороздят просторы нашей Вселенной. И на одном из таких кораблей, спутнике «Юбилейный», стоит «гравицапа» — «устройство для непрерывного передвижения без расхода рабочего тела», «движитель без выброса реактивной массы».

Ученые начали проверку двигателя под названием «гравицапа»

Последние несколько недель в российском интернете слово «гравицапа» стало очень популярным, и связано это с обилием новостей про то самое устройство, расположенное на борту спутника «Юбилейный». Во многих СМИ про этот движитель рассказывал заместитель генерального директора Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева, основатель, директор и научный руководитель Научно-исследовательского института космических систем имени А. А. Максимова, генерал-майор в отставке Валерий Меньшиков. Вот справка про «гравицапу», подготовленная на основе ряда интервью Меньшикова.

ЧТО ТАКОЕ ГРАВИЦАПА: СПРАВКА

История создания и идея работы

«Примерно в 2000 году ко мне пришел Спартак Михайлович Поляков — ученый и талантливый инженер. В одном из стихотворений, написанных за несколько месяцев до смерти, он отождествлял себя с «межзвездным странником», — рассказал Меньшиков в интервью газете «Время новостей» . — Всю жизнь он работал над созданием гравитационного двигателя. Вместе с сыном Олегом Поляков попытался дополнить механику Ньютона простым уравнением, связывающим вращательное движение массы с ее собственным гравитационным полем. Я увидел у Полякова, что есть некая сила , которая позволяет поддерживать в подвешенном состоянии конструкцию весом 40 кг, и понял, что надо заниматься этой проблемой…

Как ученый я отлично понимаю, что потенциал химических двигателей исчерпан. На нем к далеким планетам мы не долетим.

Нужно делать что-то другое, использовать гравитацию, ядерную энергию или резонансный двигатель либо что-то еще — вариантов много…

Основой нового способа перемещения является неукоснительное соблюдение закона сохранения энергии и преобразования ее из одной формы в другую с неравновесным перераспределением кинетической энергии поступательного движения между частями системы. В этой части физики я не отрицаю того, что уже всем известно. Но я работаю еще и в той области, где никому ничего не известно».

Что это и зачем?

По словам Меньшикова, движитель предназначен для любого космического аппарата, особенно для наноспутников, и в этом случае масса движителя будет снижена до нескольких десятков граммов.

«Главное сейчас доказать, что он работает...

Если испытания в космосе также увенчаются успехом, движители без выброса реактивной массы в дальнейшем могут найти применение не только для управления и коррекции орбит космических аппаратов и орбитальных станций, но и как индивидуальные средства передвижения космонавтов в открытом космосе, — говорит Меньшиков. — Сразу внесу ясность: мы не изобретаем вечный двигатель. Для космического аппарата «Союз-Сат-О», входящего в многофункциональную космическую систему (МФКС) союзного государства России и Белоруссии, мы разрабатывали сразу четыре типа новых двигателей: лазерно-плазменный, водяной, инерционный и абляционный. Последний мы создаем совместно с действительным членом РАН (отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления) Гарри Алексеевичем Поповым».

Запуск в космос

По информации ИТАР-ТАСС, первоначально движитель хотели испытывать на МКС, однако затем было принято решение установить его на спутник, где эксперимент, по мнению конструкторов, получается более чистым. В результате он был установлен на спутнике «Юбилейный», который был запущен в мае 2008 года с космодрома Плесецк.

Ход испытаний

Последние новости о ходе испытаний «гравицапы» были обнародованы на минувшей неделе:

«Российские специалисты из Научно-исследовательского института космических систем (филиала Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева) провели завершающие испытания двигателя, основанного на новых физических принципах получения тяги. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщил сегодня заместитель генерального директора ГКНПЦ, директор НИИ космических систем Валерий Меньшиков.

«Наш двигатель сейчас остался последним работающим агрегатом на платформе малого космического аппарата «Юбилейный», — отметил Меньшиков. По его словам, накануне специалисты НИИ КС включили «гравицапу» и через 16 часов работы движителя получили телеметрию, которую планируют проанализировать в ближайшее время. «Проведем эту работу, как только изыщем из внутренних резервов несколько десятков тысяч рублей на обработку телеметрии», — пояснил директор НИИ космических систем.

Результаты первых испытаний, по его словам, были неоднозначными, «в ходе испытаний высветились некоторые проблемы, которые надо решить в дальнейшем, чтобы внести коррективы в аппарат».

Однако в целом специалисты положительно оценивают проведенный на орбите эксперимент».

Финансовый вопрос

«Все наши исследования мы выполняли, можно сказать, на общественных началах. Экспериментальные установки делали энтузиасты своими руками. Можно сейчас вновь посчитать стоимость истраченных на эксперименты киловатт-часов, полос железа и электромоторчиков», — говорит Меньшиков. ИТАР-ТАСС сообщает, что Меньшиков опроверг распространенную в СМИ информацию, что разработчики «гравицапы» израсходовали миллионы рублей бюджетных средств: «Если бы у нас было хотя бы 200-300 тысяч рублей, мы бы провели эксперимент совсем на другом уровне и получили бы более интересные результаты».

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Приведенная выше информация про «гравицапу» у любого разумного человека, особенно если он изучал физику, вызывает недоумение. Сформулируем основные спорные моменты:

— «Я работаю еще и в той области, где никому ничего не известно», — утверждает Валерий Меньшиков. О том, что этот исследователь является генерал-майором в отставке, узнать нетрудно, а вот вопрос о наличии ученой степени у господина Меньшикова остается открытым. В связи с этим утверждения о дополнении механики Ньютона «простым уравнением» в устах Меньшикова выглядят довольно сомнительно и скорее напоминают ставший в последнее время популярным анекдот: «Госдума в третьем чтении утвердила поправки в законы Ньютона».

— В тех словах Меньшикова, где «вносится ясность», что «мы не изобретаем вечный двигатель», упоминается действительный член РАН Гарри Алексеевич Попов. На просьбу корреспондента «Газеты.Ru» подробнее рассказать о работе с Меньшиковым и работе над «гравицапой» Гарри Алексеевич уточнил, что он ведет работы по созданию двигателя для космического аппарата «Союз-Сат-О»,

но разработкой «гравицапы» не занимается.

— Информация о том, что первоначально «гравицапу» хотели испытывать на МКС, но затем было принято решение установить её на спутник, где эксперимент, по мнению конструкторов, получается более чистым, говорит сама за себя. Международное сообщество вряд ли бы оценило подобные испытания…

МНЕНИЕ АКАДЕМИКОВ

«Гравицапа» уже обращала на себя внимание комиссии РАН по борьбе с лженаукой. Подробнее об отношении квалифицированных ученых к этому движителю «Газете.Ru» рассказал председатель комиссии Эдуард Кругляков. Он заявил, что «в Роскосмосе есть огромное количество здравомыслящих ученых, которые знают, что это постыдное дело». Но «гравицапа» стоит на спутнике, который является студенческим, и потому на нем может находиться практически все что угодно.

«Если бы удалось сдвинуть орбиту, шум был бы на весь мир. Но ничего этого не произошло, — говорит Кругляков. — По моим сведениям, некоторое время назад было научное собрание, на котором разбирали этот полет. Тогда Меньшиков сказал, что испытания «гравицапы» прекращаются, практически признав этим, что она не может работать.

А сейчас он вновь поднял эту тему; думаю, что это связано с высказыванием Грызлова».

Напомним, что в конце января председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что многие инновационные предложения и проекты стопорятся в академии наук. «Я знаю, что в академии наук даже есть отдел по лженауке. Меня этот факт очень удивляет: как они могут брать на себя ответственность и говорить, что является лженаукой, а что нет? Это мракобесие какое-то».

Нет сомнений, что это высказывание было вызвано негативной оценкой комиссией деятельности изобретателя «вечной батарейки» и других как будто бы инновационных проектов Виктора Петрика, соавтора Грызлова по изобретению способа очистки радиоактивных вод. Впрочем, это уже совсем другая история, в которой в самое ближайшее время должна наступить развязка.

Безтопливный двигатель Шауэра нарушает земные законы, но работает, обещая доставить нас на луну за четыре часа. Странный агрегат тестируют по всему миру и пока не знают, как к нему относиться.

Британский инженер Роджер Шауэр, автор двигателя, для которого не нужно топливо, основал в 2001 году компанию для разработки своей идеи и умудрился за эти годы обратить в свою веру массу ученых и технарей, поначалу воспринявших ее в штыки. С возмущением и ярым желанием вывести зарвавшегося англичанина на чистую воду строили они по всему миру аналоги его двигателя и в итоге констатировали: работает.

Перед суровой правдой эксперимента пали инженеры Великобритании, Германии, Китая и сотни энтузиастов по всему миру. А пару лет назад пало и НАСА. Китай тоже вроде как в деле — в начале осени появились сообщения о создании тамошними учеными работающего прототипа двигателя и о скором его тестировании в космосе.

В космос на ведре

А по логике, всего этого быть не должно. Ведь принципы работы EmDrive нарушают фундаментальные законы физики, по которым, чтобы создать движение, надо от чего-нибудь оттолкнуться, а чтобы отправить в дальний полет что-нибудь нужное, надо при этом выбросить в противоположном направлении что-нибудь ненужное.

У Шауэра технология безотходная: в волноводе, выполненном в виде усеченной пирамиды, запаянной с обоих концов, ходит электромагнитная волна — от одного торца к другому. Будь у них один диаметр, била бы она в оба торца одинаково, но поскольку размер разный — длина волны изменяется.

Как напоминает Шауэр, импульс, передаваемый волной при отражении, пропорционален ее длине. В итоге импульс на более широком торце будет меньше, чем на узком — и появляется тяга. Без выбрасывания всякого реактивного «мусора».

Как уже было сказано, эту «гравицапу» (гравицапа — важная деталь пепелаца , космического аппарата из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!» , позволявшая совершать межгалактические перемещения. — «ВМ») тестировали не единожды — в одном только НАСА несколько раз. Вердикт каждый раз был примерно такой: «Она и правда работает! Но как?!» И пока скептики разбираются с тем, почему фурычит то, что фурычить не должно, энтузиасты смакуют открывающиеся перспективы.

— Они действительно захватывающие, — сказал «ВМ» историк науки Сергей Александров. — Ведь получается, что на отправку в полет космического корабля не понадобятся тонны стандартного топлива — одного хорошего аккумулятора вполне хватит. Кроме того, достижение 2-й космической скорости (она нужна кораблю, чтобы преодолеть земное притяжение) требует сейчас от аппарата весьма прихотливой траектории. С двигателем Шауэра корабль будет перемещаться как по маслу — с любой скоростью и по любой выбранной кривой.

А еще аномальное английское «ведро» обещает сделать для нас полной банальностью путешествие на Луну. Посещение спутника станет чем-то вроде поездки из Москвы в Ярославль на поезде: четыре часа в пути — и можно уже прыгать замедленными прыжками по кратерам, что твой Армстронг.

Срочно требуется Келдыш

«Электричка» — это вообще, похоже, передовой транспорт. Причем в галактических масштабах:
— Есть довольно серьезные основания полагать, что техногенные НЛО (не путать с галлюцинациями, мистификациями, «взрывами болотного газа» и прочими фантазиями) используют для полета электромагнитные волны, — объясняет Александров. — На это еще в 1970-1980-х годах обратил внимание профессор МАИ Феликс Зигель, дотошно исследовавший этот феномен с чисто утилитарной целью — научиться летать, как они. Например, накопились уже тонны свидетельств того, что близкий полет этих агрегатов серьезно нарушает работу земных электроприборов — от лампочек и автомобильной сигнализации до радиолокаторов.

То есть от них действительно исходит довольно мощный электромагнитный импульс. Не стоит забывать и про то, что ЭМ-поле гораздо гибче в управлении, им гораздо проще манипулировать, чем, например, какими-то механическими процессами. Добавьте к этому аэродинамику (в отличие от всех остальных форм крыла, дисковая форма устойчива на всех углах атаки) — получается оно самое, НЛО.

И вполне возможно, что EmDrive — это та самая предтеча, которая позволит нам поднять на совершенно иной уровень земную авиацию и космонавтику.
Кто выступит в авангарде двигательной революции, пока не понятно. Но России, похоже, там не будет.

— У нас все попытки развернуть работы по этой теме уходят в песок. Например, еще в 1999 году мне точно такую же схему излагал один толковый радиоволновик. Мы попытались рыпнуться в профильные институты, я лично, работая тогда в весьма серьезном космическом заведении, забрасывал руководство докладными записками — тщетно. Мне говорили «cпасибо», и на этом дело заканчивалось. Ведь визуально там нарушение закона сохранения импульса, на такие вещи у РАН реакция просто истерическая, а по всем нормативам без одобрения академии хода разработке нет.

А сейчас все еще печальнее: какую научную отрасль ни возьми, руководство на всех уровнях, начиная с начальников отделов, вообще не оперирует понятиями будущего — все заточены на текущую хозяйственную деятельность. Для того чтобы электромагнитные двигатели появились у нас, нужен кто-то харизматичный уровня Королева или Келдыша.

Не остаться на бобах

Ну, по поводу «рыпнуться и получить лишь спасибо» — в этом не только наши поднаторели. История изобретательства изобилует конспирологическими байками про противодействие таинственных сил революционным веяниям прогресса. От сгоревшей лаборатории Николы Теслы до цепочки странных смертей, косивших в начале нулевых российских ученых у нас и за рубежом.
Как правило, в качестве заказчиков в рассказах фигурируют подлые монополисты, которых хлебом не корми, а дай положить под сукно очередное изобретение, призванное спасти человечество от их всеохватных щупалец.

Прецеденты, конечно, были, чего уж там. Классическая история, говорят, случилась с одноразовыми зажигалками.
Изобретенные в 1940-х, они появились в магазинах лишь спустя 20 лет. И все из-за монополистов-спичечников, выкупивших и запрятавших куда подальше патент на их производство.
Не сильно повезло аналогичным американским трамваям — в начале 1920-х годов тамошние автокорпорации выкупили и закрыли сотни независимых трамвайных компаний, расчищая рынок для собственных бензиновых монстров.

А еще, говорят, нас лишили такой полезной штуки, как хроновизор, который в 1960-х якобы изобрел итальянский священник Эрнетти. По его словам, прибор позволял наблюдать любое событие в истории человечества путем настройки на остаточные вибрации, которые сохраняются в результате совершения любого действия.

Интересно, что в группу исследователей входил и знаменитый физик Энрико Ферми, который, будучи при смерти, заявил, что хроновизор (который к тому времени уже куда-то загадочно подевался) действительно существовал и даже работал. Конспирологи утверждают, что агрегат никуда не пропадал, а до сих пор исправно функционирует где-то в подпольях Ватикана...

— Подобным историям несть числа, — говорит Александров. — Верить им или нет — право каждого. Думаю, что истина, как всегда, где-то рядом. В том числе и с загадочными смертями перспективных ученых. Все-таки причины бывают самые разные, в том числе и достаточно банальные. Например, вполне реальная вещь, когда ученые берут у кого-то деньги под свои изобретения, а когда потом спонсоры приходят и говорят «где?..», ответить гениям часто бывает нечем. Ну, а люди, которые дают деньги, имеют нехорошую привычку в таких случаях прибегать к силовым воздействиям… Что касается диктата транснациональных корпораций, то сейчас мир все-таки серьезно изменился. И замалчивать что-то, спасибо интернету, стало гораздо труднее, и сами компании сильно диверсифицировались, вкладывая серьезные деньги в самые разные отрасли — чтобы если в одном направлении случится финансовый, энергетический или какой-то другой коллапс, не остаться совсем на бобах.

Что ж, похоже, у нас есть шанс проверить, превратится ли «аномальный» двигатель Шауэра в очередную конспирологическую легенду или все-таки (рано ли, поздно ли), отправит нас на Луну или еще куда подальше.

СПРАВКА «ВМ»
Окончательную точку в истории с EmDrive намерен поставить конструктор еще одного двигателя (Cannae Drive), работающего на том же принципе, — Гвидо Петта. В этом году американец планирует запустить детище в космос, чтобы проверить его на низкой орбите.

НЕ ПОЕДЕМ, НЕ ПОМЧИМСЯ: ОТВЕРГНУТЫЕ И ЗАБЫТЫЕ ДВИГАТЕЛИ, О КОТОРЫХ МАЛО КТО ЗНАЕТ
Двигатель Марсоля
В 1950-х годах Жан Марсоль запатентовал молекулярный двигатель внутреннего сгорания, работавший на воде, цинке и сурьме. Вскоре после публикации заявки на патент он погиб вместе с членами семьи и сотрудниками лаборатории. Считается, что к этому приложили руку транснациональные нефтяные монополии.

Диски Шарля

Английский электромонтер Джон Шарль в 1946 году открыл новый эффект электромеханики: в быстро вращающемся диске появлялась радиальная электродвижущая сила с вертикальным вектором.
Чтобы увеличить эту силу, он стал намагничивать диски. Однажды блок колец оторвался от раскручивающего их мотора и сначала завис в 1,5 метра над землей, постоянно наращивая обороты, а потом начал подниматься.

В итоге, раскрутившись до сумасшедшей скорости, блок улетел в голубые дали. Побочным эффектом эксперимента оказалось прекращение радиосвязи и выключение радиоприемников в ближайшей округе. Позже Шаль научился управлять «разгоном» этих дисков. Однако английские ученые высмеяли «неуча», а местная энергослужба предъявила гигантский счет за использование электроэнергии, хотя у Шарля была собственная электростанция, и в итоге упекла его в тюрьму. Все оборудование и приборы уничтожили, а дом сожгли.

Бестопливный двигатель Клема

В 1972 году Ричард Клем (штат Техас, США) работал с оборудованием, распыляющим и закачивающим жидкий асфальт, и заметил, что асфальтовый конический насос после отключения электропитания продолжает работать еще до получаса. В итоге появился двигатель, который не требовал топлива. Клем никогда не подавал заявку на патент, поскольку конструкция его мотора была разработана на основе ранее запатентованной конструкции насоса. Большая угольная компания подписала с ним контракт на продажу мотора, после чего Клем скоропостижно умер, а все упоминания о двигателе моментально прекратились.

Установка Филимоненко

В начале 1950-х годов Иван Филимоненко изобрел устройство, которое сейчас называют реактором холодного ядерного синтеза, а в то время было названо гидролизной установкой термоэмиссии (фото 5). Работу поддержали Курчатов, Королев и маршал Жуков.
В 60-х автор подал заявку на изобретение, но экспертная комиссия решила, что работа установки противоречит законам физики. Высокие покровители уже были не у дел (кто-то умер, кто-то был в опале), так что Филимоненко отстранили от должности, и все работы были прекращены.

«Тестатик» Баумана

Швейцарец Пауль Бауманн придумал странный двигатель, напоминающий обычную школьную электростатическую машину с лейденскими банками: два акриловых диска с наклеенными на них 36 узкими секторами из тонкого алюминия вращались в разные стороны. После запуска диски продолжали вращаться самостоятельно неограниченно долго. На основе машины был построен генератор.
Сейчас Бауманн является предводителем закрытой общины из 500 человек в деревне Метерлиха (Швейцария), которая полностью запитывается электричеством от его генераторов и бдительно хранит секрет их работы.

Двигатель Шойера нарушает земные законы, но работает, обещая доставить нас на Луну за четыре часа. Агрегат тестируют по всему миру и пока не знают, как к нему относиться.

Британский инженер Роджер Шойер (Roger John Shawyer), автор двигателя, для которого не нужно топливо, основал в 2001 году компанию для разработки своей идеи и за эти годы обратил в свою веру массу ученых и технических инженеров, поначалу воспринявших ее в штыки. С возмущением и желанием вывести безумного англичанина на чистую воду были построены они по всему миру аналоги его двигателя и в итоге было констатировано: работает. Суровую правду эксперимента признали инженеры Великобритании, Германии, Китая и сотни энтузиастов по всему миру. А пару лет назад признало и НАСА. В 2013-2014 годах двигатель «Cannae Drive» испытывался в лаборатории NASA «Eagleworks» в космическом центре имени Джонсона. Китай тоже подключился - прототипы EmDrive были отправлены в космос для проверки на борту космической лаборатории «Тяньгун-2».

Согласно публикации International Business Times, был подтвержден факт изготовления прототипа двигателя для тестирования на низкой околоземной орбите. В сентябре 2017 года появились новые сообщения об успешном создании работающего прототипа двигателя EmDrive в Китае.

В космос на ведре

По логике, всего этого быть не должно. Принципы работы EmDrive нарушают фундаментальные законы физики, по которым, чтобы создать движение, надо от чего-нибудь оттолкнуться, а чтобы отправить в дальний полет что-нибудь нужное, надо при этом выбросить в противоположном направлении что-нибудь ненужное. У Шойэра технология безотходная: в волноводе, выполненном в виде усеченной пирамиды, запаянной с обоих концов, ходит электромагнитная волна - от одного торца к другому. Будь у них один диаметр, била бы она в оба торца одинаково, но поскольку размер разный - длина волны изменяется.

Как напоминает Шойер, импульс, передаваемый волной при отражении, пропорционален ее длине. В итоге импульс на более широком торце будет меньше, чем на узком - и появляется тяга. Без выбрасывания реактивного «мусора».

Эту «гравицапу» (гравицапа - важная деталь пепелаца, космического аппарата из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», позволявшая совершать межгалактические перемещения) тестировали не единожды - в одном только НАСА несколько раз. Вердикт каждый раз был такой: «Она работает! Но как!» Пока скептики разбираются с тем, почему работае то, что работать не должно, энтузиасты радуются открывающимся перспективам.

«Они действительно захватывающие, — говорит историк науки Сергей Александров. - Получается, что на отправку в полет космического корабля не понадобятся тонны стандартного топлива - одного хорошего аккумулятора хватит. Достижение 2-й космической скорости (она нужна кораблю, чтобы преодолеть земное притяжение) требует от аппарата весьма прихотливой траектории. С двигателем Шойера корабль будет перемещаться с любой скоростью и по любой выбранной кривой».

А еще аномальное английское «ведро» обещает сделать для нас обыденным путешествие на Луну. Посещение спутника станет чем-то вроде поездки из Москвы в Ярославль на поезде: четыре часа в пути - и можно прыгать замедленными прыжками по кратерам, что твой Армстронг.

Срочно требуется Келдыш

«Электричка» - это вообще, передовой транспорт. Причем в галактических масштабах:

«Есть довольно серьезные основания полагать, что техногенные НЛО (не путать с галлюцинациями, мистификациями, «взрывами болотного газа» и прочими фантазиями) используют для полета электромагнитные волны, - объясняет Александров. - На это в 1970–1980-х годах обратил внимание профессор МАИ Феликс Зигель, подробно исследовавший этот феномен с утилитарной целью - научиться летать, как они. Накопились тонны свидетельств того, что близкий полет этих агрегатов серьезно нарушает работу земных электроприборов - от лампочек и автомобильной сигнализации до радиолокаторов. От них исходит довольно мощный электромагнитный импульс.

ЭМ-поле гораздо гибче в управлении, им гораздо проще манипулировать, чем механическими процессами. Добавьте к этому аэродинамику (в отличие от всех остальных форм крыла, дисковая форма устойчива на всех углах атаки) - получается оно самое, НЛО. И вполне возможно, что EmDrive - это та самая предтеча, которая позволит нам поднять на совершенно иной уровень земную авиацию и космонавтику.»

Кто выступит в авангарде двигательной революции, пока не понятно. Но России, похоже, там не будет.

«У нас все попытки развернуть работы по этой теме уходят в песок. Еще в 1999 году такую же схему излагал один толковый радиоволновик. Мы обращались в профильные институты, я лично, работая тогда в весьма серьезном космическом заведении, писал руководству докладные записки - тщетно. Мне говорили «cпасибо», и на этом дело заканчивалось. Визуально там нарушение закона сохранения импульса, на такие вещи у РАН реакция негативная, а по всем нормативам без одобрения академии хода разработке не будет. А сейчас еще печальнее: какую научную отрасль ни возьми, руководство на всех уровнях, не оперирует понятиями будущего - все заточены на текущую хозяйственную деятельность. Для того чтобы электромагнитные двигатели появились у нас, нужен харизматичный ученый уровня Королева или Келдыша.»

Не остаться на бобах

История изобретательства изобилует конспирологическими историями про противодействие таинственных сил революционным веяниям прогресса. От сгоревшей лаборатории Николы Теслы до цепочки странных смертей в начале нулевых российских ученых у нас и за рубежом. Как правило, в качестве заказчиков в рассказах фигурируют монополисты, которых хлебом не корми, а дай положить под сукно очередное изобретение, призванное спасти человечество от их щупалец.

Прецеденты, конечно, были. Классическая история случилась с одноразовыми зажигалками. Изобретенные в 1940-х, они появились в магазинах спустя 20 лет. Из-за монополистов-спичечников, выкупивших и не пускающих в жизнь патент на их производство.

Не сильно повезло американским трамваям - в начале 1920-х годов автокорпорации США выкупили и закрыли сотни независимых трамвайных компаний, расчищая рынок для собственных бензиновых монстров.

А еще нас лишили такой полезной штуки, как хроновизор, который в 1960-х изобрел итальянский священник Эрнетти. По его словам, прибор позволял наблюдать любое событие в истории человечества путем настройки на остаточные вибрации, которые сохраняются в результате совершения любого действия. В группу исследователей входил знаменитый физик Энрико Ферми, который заявил, что хроновизор (который к тому времени загадочно исчез) действительно существовал и работал. Конспирологи утверждают, что агрегат никуда не пропадал, а до сих пор исправно функционирует в подпольях Ватикана…

«Подобным историям несть числа, - говорит Александров. - Верить им или нет - право каждого. Истина, как всегда, где-то рядом. В том числе и с загадочными смертями перспективных ученых. Причины бывают разные, в том числе и банальные. Реальная вещь, когда ученые берут деньги под свои изобретения, а когда спонсоры приходят и говорят «где..», ответить гениям часто бывает нечем. А люди, которые дают деньги, имеют нехорошую привычку прибегать к силовым воздействиям… Что касается диктата транснациональных корпораций, то сейчас мир изменился. Замалчивать что-то, благодаря интернету, стало гораздо труднее, и сами компании сильно диверсифицировались, вкладывая серьезные деньги в разные отрасли - если в одном направлении случится финансовый, энергетический или какой-то другой коллапс, чтобы не остаться на бобах.»

У нас есть шанс проверить, превратится ли «аномальный» двигатель Шойера в очередную конспирологическую легенду или все-таки (рано ли, поздно ли), отправит нас на Луну или еще куда подальше. Окончательную точку в истории с EmDrive намерен поставить конструктор еще одного двигателя (Cannae Drive), работающего на том же принципе, - Гвидо Петта. В этом году американец планирует запустить детище в космос, чтобы проверить его на низкой орбите.

ОТВЕРГНУТЫЕ И ЗАБЫТЫЕ ДВИГАТЕЛИ, О КОТОРЫХ МАЛО КТО ЗНАЕТ

Двигатель Жана Марсоля

В 1950-х годах Жан Марсоль запатентовал молекулярный двигатель внутреннего сгорания, работавший на воде, цинке и сурьме. Вскоре после публикации заявки на патент он погиб вместе с членами семьи и сотрудниками лаборатории. Считается, что к этому приложили руку транснациональные нефтяные монополии.

Диски Джона Шарля

Английский электромонтер Джон Шарль в 1946 году открыл новый эффект электромеханики: в быстро вращающемся диске появлялась радиальная электродвижущая сила с вертикальным вектором. Чтобы увеличить эту силу, он стал намагничивать диски. Однажды блок колец оторвался от раскручивающего их мотора и сначала завис в 1,5 метра над землей, постоянно наращивая обороты, а потом начал подниматься. В итоге, раскрутившись до сумасшедшей скорости, блок улетел в голубые дали. Побочным эффектом эксперимента оказалось прекращение радиосвязи и выключение радиоприемников в ближайшей округе. Позже Шаль научился управлять «разгоном» этих дисков.

Английские ученые высмеяли «неуча», а местная энергослужба предъявила гигантский счет за использование электроэнергии, хотя у Шарля была собственная электростанция, и в итоге упекла его в тюрьму. Все оборудование и приборы уничтожили, а дом сожгли.

Бестопливный двигатель Ричарда Клема

В 1972 году Ричард Клем (Техас, США) работал с оборудованием, распыляющим и закачивающим жидкий асфальт, и заметил, что асфальтовый конический насос после отключения электропитания продолжает работать еще до получаса. В итоге появился двигатель, который не требовал топлива. Клем не подавал заявку на патент, поскольку конструкция его мотора была разработана на основе ранее запатентованной конструкции насоса. Большая угольная компания подписала с ним контракт на продажу мотора, после чего Клем скоропостижно умер, а все упоминания о двигателе прекратились.

Установка Ивана Филимоненко

В начале 1950-х годов Иван Филимоненко изобрел устройство, которое сейчас называют реактором холодного ядерного синтеза, а в то время было названо гидролизной установкой термоэмиссии (фото 5). Работу поддержали Курчатов, Королев и маршал Жуков.

В 60-х автор подал заявку на изобретение, но экспертная комиссия решила, что работа установки противоречит законам физики. Высокие покровители не могли помочь (кто-то умер, кто-то был в опале), Филимоненко отстранили от должности, и все работы были прекращены.

«Тестатик» Пауля Баумана

Швейцарец Пауль Бауманн придумал двигатель, напоминающий обычную школьную электростатическую машину с лейденскими банками: два акриловых диска с наклеенными на них 36 узкими секторами из тонкого алюминия вращались в разные стороны. После запуска диски продолжали вращаться самостоятельно неограниченно долго. На основе машины был построен генератор.

Сейчас Бауманн является предводителем закрытой общины из 500 человек в деревне Метерлиха (Швейцария), которая полностью запитывается электричеством от его генераторов и бдительно хранит секрет их работы.

Еще один изобретатель безтопливного двигателя - Джон Сирл. Созданный им «левитирующий диск» пролетел от Англии до Австралии за 30 минут

Фото: Keystone Pictures USA/ZUMAPRESS (TASS)

Шауэра нарушает земные законы, но работает, обещая доставить нас на луну за четыре часа. Странный агрегат тестируют по всему миру и пока не знают, как к нему относиться.

Британский инженер Роджер Шауэр, автор двигателя, для которого не нужно топливо, основал в 2001 году компанию для разработки своей идеи и умудрился за эти годы обратить в свою веру массу ученых и технарей, поначалу воспринявших ее в штыки. С возмущением и ярым желанием вывести зарвавшегося англичанина на чистую воду строили они по всему миру аналоги его двигателя и в итоге констатировали: работает. Перед суровой правдой эксперимента пали инженеры Великобритании, Германии, Китая и сотни энтузиастов по всему миру. А пару лет назад пало и НАСА. Китай тоже вроде как в деле - в начале осени появились сообщения о создании тамошними учеными работающего прототипа двигателя и о скором его тестировании в космосе.

В космос на ведре

А по логике, всего этого быть не должно. Ведь принципы работы EmDrive нарушают фундаментальные законы физики, по которым, чтобы создать движение, надо от чего-нибудь оттолкнуться, а чтобы отправить в дальний полет что-нибудь нужное, надо при этом выбросить в противоположном направлении что-нибудь ненужное. У Шауэра технология безотходная: в волноводе, выполненном в виде усеченной пирамиды, запаянной с обоих концов, ходит электромагнитная волна - от одного торца к другому. Будь у них один диаметр, била бы она в оба торца одинаково, но поскольку размер разный - длина волны изменяется.

Как напоминает Шауэр, импульс, передаваемый волной при отражении, пропорционален ее длине. В итоге импульс на более широком торце будет меньше, чем на узком - и появляется тяга. Без выбрасывания всякого реактивного «мусора».

Как уже было сказано, эту «гравицапу» (гравицапа - важная деталь пепелаца, космического аппарата из фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», позволявшая совершать межгалактические перемещения. - «ВМ») тестировали не единожды - в одном только НАСА несколько раз. Вердикт каждый раз был примерно такой: «Она и правда работает! Но как?!» И пока скептики разбираются с тем, почему фурычит то, что фурычить не должно, энтузиасты смакуют открывающиеся перспективы.

Они действительно захватывающие, - сказал «ВМ» историк науки Сергей Александров. - Ведь получается, что на отправку в полет космического корабля не понадобятся тонны стандартного топлива - одного хорошего аккумулятора вполне хватит. Кроме того, достижение 2-й космической скорости (она нужна кораблю, чтобы преодолеть земное притяжение) требует сейчас от аппарата весьма прихотливой траектории. С двигателем Шауэра корабль будет перемещаться как по маслу - с любой скоростью и по любой выбранной кривой.

А еще аномальное английское «ведро» обещает сделать для нас полной банальностью путешествие на Луну. Посещение спутника станет чем-то вроде поездки из Москвы в Ярославль на поезде: четыре часа в пути - и можно уже прыгать замедленными прыжками по кратерам, что твой Армстронг.

Срочно требуется Келдыш

«Электричка» - это вообще, похоже, передовой транспорт. Причем в галактических масштабах:

Есть довольно серьезные основания полагать, что техногенные НЛО (не путать с галлюцинациями, мистификациями, «взрывами болотного газа» и прочими фантазиями) используют для полета электромагнитные волны, - объясняет Александров. - На это еще в 1970–1980-х годах обратил внимание профессор МАИ Феликс Зигель, дотошно исследовавший этот феномен с чисто утилитарной целью - научиться летать, как они. Например, накопились уже тонны свидетельств того, что близкий полет этих агрегатов серьезно нарушает работу земных электроприборов - от лампочек и автомобильной сигнализации до радиолокаторов.

То есть от них действительно исходит довольно мощный электромагнитный импульс. Не стоит забывать и про то, что ЭМ-поле гораздо гибче в управлении, им гораздо проще манипулировать, чем, например, какими-то механическими процессами. Добавьте к этому аэродинамику (в отличие от всех остальных форм крыла, дисковая форма устойчива на всех углах атаки) - получается оно самое, НЛО. И вполне возможно, что EmDrive - это та самая предтеча, которая позволит нам поднять на совершенно иной уровень земную авиацию и космонавтику.

Кто выступит в авангарде двигательной революции, пока не понятно. Но России, похоже, там не будет.

У нас все попытки развернуть работы по этой теме уходят в песок. Например, еще в 1999 году мне точно такую же схему излагал один толковый радиоволновик. Мы попытались рыпнуться в профильные институты, я лично, работая тогда в весьма серьезном космическом заведении, забрасывал руководство докладными записками - тщетно. Мне говорили «cпасибо», и на этом дело заканчивалось. Ведь визуально там нарушение закона сохранения импульса, на такие вещи у РАН реакция просто истерическая, а по всем нормативам без одобрения академии хода разработке нет.

А сейчас все еще печальнее: какую научную отрасль ни возьми, руководство на всех уровнях, начиная с начальников отделов, вообще не оперирует понятиями будущего - все заточены на текущую хозяйственную деятельность. Для того чтобы электромагнитные двигатели появились у нас, нужен кто-то харизматичный уровня Королева или Келдыша.

Не остаться на бобах

Ну, по поводу «рыпнуться и получить лишь спасибо» - в этом не только наши поднаторели. История изобретательства изобилует конспирологическими байками про противодействие таинственных сил революционным веяниям прогресса. От сгоревшей лаборатории Николы Теслы до цепочки странных смертей, косивших в начале нулевых российских ученых у нас и за рубежом.

Как правило, в качестве заказчиков в рассказах фигурируют подлые монополисты, которых хлебом не корми, а дай положить под сукно очередное изобретение, призванное спасти человечество от их всеохватных щупалец.

Прецеденты, конечно, были, чего уж там. Классическая история, говорят, случилась с одноразовыми зажигалками.

Изобретенные в 1940-х, они появились в магазинах лишь спустя 20 лет. И все из-за монополистов-спичечников, выкупивших и запрятавших куда подальше патент на их производство.

Не сильно повезло аналогичным американским трамваям - в начале 1920-х годов тамошние автокорпорации выкупили и закрыли сотни независимых трамвайных компаний, расчищая рынок для собственных бензиновых монстров.

А еще, говорят, нас лишили такой полезной штуки, как хроновизор, который в 1960-х якобы изобрел итальянский священник Эрнетти. По его словам, прибор позволял наблюдать любое событие в истории человечества путем настройки на остаточные вибрации, которые сохраняются в результате совершения любого действия.

Интересно, что в группу исследователей входил и знаменитый физик Энрико Ферми, который, будучи при смерти, заявил, что хроновизор (который к тому времени уже куда-то загадочно подевался) действительно существовал и даже работал. Конспирологи утверждают, что агрегат никуда не пропадал, а до сих пор исправно функционирует где-то в подпольях Ватикана...

Подобным историям несть числа, - говорит Александров. - Верить им или нет - право каждого. Думаю, что истина, как всегда, где-то рядом. В том числе и с загадочными смертями перспективных ученых. Все-таки причины бывают самые разные, в том числе и достаточно банальные. Например, вполне реальная вещь, когда ученые берут у кого-то деньги под свои изобретения, а когда потом спонсоры приходят и говорят «где?..», ответить гениям часто бывает нечем. Ну, а люди, которые дают деньги, имеют нехорошую привычку в таких случаях прибегать к силовым воздействиям… Что касается диктата транснациональных корпораций, то сейчас мир все-таки серьезно изменился. И замалчивать что-то, спасибо интернету, стало гораздо труднее, и сами компании сильно диверсифицировались, вкладывая серьезные деньги в самые разные отрасли - чтобы если в одном направлении случится финансовый, энергетический или какой-то другой коллапс, не остаться совсем на бобах.

Что ж, похоже, у нас есть шанс проверить, превратится ли «аномальный» двигатель Шауэра в очередную конспирологическую легенду или все-таки (рано ли, поздно ли), отправит нас на Луну или еще куда подальше.

СПРАВКА «ВМ»

Окончательную точку в истории с EmDrive намерен поставить конструктор еще одного двигателя (Cannae Drive), работающего на том же принципе, - Гвидо Петта. В этом году американец планирует запустить детище в космос, чтобы проверить его на низкой орбите.

НЕ ПОЕДЕМ, НЕ ПОМЧИМСЯ: ОТВЕРГНУТЫЕ И ЗАБЫТЫЕ ДВИГАТЕЛИ, О КОТОРЫХ МАЛО КТО ЗНАЕТ

Двигатель Марсоля

В 1950-х годах Жан Марсоль запатентовал молекулярный двигатель внутреннего сгорания, работавший на воде, цинке и сурьме. Вскоре после публикации заявки на патент он погиб вместе с членами семьи и сотрудниками лаборатории. Считается, что к этому приложили руку транснациональные нефтяные монополии.

Диски Шарля

Английский электромонтер Джон Шарль в 1946 году открыл новый эффект электромеханики: в быстро вращающемся диске появлялась радиальная электродвижущая сила с вертикальным вектором.

Чтобы увеличить эту силу, он стал намагничивать диски. Однажды блок колец оторвался от раскручивающего их мотора и сначала завис в 1,5 метра над землей, постоянно наращивая обороты, а потом начал подниматься. В итоге, раскрутившись до сумасшедшей скорости, блок улетел в голубые дали. Побочным эффектом эксперимента оказалось прекращение радиосвязи и выключение радиоприемников в ближайшей округе. Позже Шаль научился управлять «разгоном» этих дисков. Однако английские ученые высмеяли «неуча», а местная энергослужба предъявила гигантский счет за использование электроэнергии, хотя у Шарля была собственная электростанция, и в итоге упекла его в тюрьму. Все оборудование и приборы уничтожили, а дом сожгли.

Бестопливный двигатель Клема

В 1972 году Ричард Клем (штат Техас, США) работал с оборудованием, распыляющим и закачивающим жидкий асфальт, и заметил, что асфальтовый конический насос после отключения электропитания продолжает работать еще до получаса. В итоге появился двигатель, который не требовал топлива. Клем никогда не подавал заявку на патент, поскольку конструкция его мотора была разработана на основе ранее запатентованной конструкции насоса. Большая угольная компания подписала с ним контракт на продажу мотора, после чего Клем скоропостижно умер, а все упоминания о двигателе моментально прекратились.

Установка Филимоненко

В начале 1950-х годов Иван Филимоненко изобрел устройство, которое сейчас называют реактором холодного ядерного синтеза, а в то время было названо гидролизной установкой термоэмиссии (фото 5). Работу поддержали Курчатов, Королев и маршал Жуков.

В 60-х автор подал заявку на изобретение, но экспертная комиссия решила, что работа установки противоречит законам физики. Высокие покровители уже были не у дел (кто-то умер, кто-то был в опале), так что Филимоненко отстранили от должности, и все работы были прекращены.

«Тестатик» Баумана

Швейцарец Пауль Бауманн придумал странный двигатель, напоминающий обычную школьную электростатическую машину с лейденскими банками: два акриловых диска с наклеенными на них 36 узкими секторами из тонкого алюминия вращались в разные стороны. После запуска диски продолжали вращаться самостоятельно неограниченно долго. На основе машины был построен генератор.