Цель и смысл человека. Цель и смысл жизни человека

Вступление

Вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным на сегодняшний день. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов(результат знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно- исследовательской, проектной, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему.

Параллельно с освоением деятельности ученик должен сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. И так, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Мастер – класс на тему: «Смысл жизни человека»

Цель:

    способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, освоению положений философии, науки о смысле жизни человека;

    формирование представлений о базовых человеческих ценностях и жизненных приоритетах;

    становление эмоционально-ценностного отношения к миру, к жизни;

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

    формирование метапредметных умений и социальных компетенций учащихся;

    воспитание ценностного отношения к своей и чужой жизни.

Тип:

Вид: дискуссия

Методы обучения: эврестический, проблемно-диалогический, творческий, наглядный.

1. Создание эмоционального настроя перед работой.

Звучит музыка

2. Ознакомление с целями занятия.

«Открыть себя

в себе самом –

Сверх трудная

задача.

«Кто я?-

вопрос горит огнём, -

Чему я предназначен?».

Вместе с автором этих строк Марианной Озолине попробуем и мы ответить сегодня на этот вопрос. Вы догадались конечно, что речь пойдёт на нашем уроке о смысле жизни. Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Как ответить на него? Ведь от этого ответа будет зависеть очень многое, а может и целая жизнь.

О смысле жизни люди задумывались ещё в древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. «Смысл жизни в служении Богу», - утверждали христиане. «Смысл жизни в общественно-полезном труде», - утверждали отцы-правители из нашего недавнего прошлого. Неужели все эти утверждения ложны? Нет, в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед каждым человеком и всем человечеством в целом. У каждого из нас свой мир, своя душа, своя жизнь. Сейчас этот вопрос, думаю, наиболее актуален для нас. В этом возрасте мы пытаемся занять своё место в жизни, стремится найти его. Это столкновение человека с самим собой, как частицей громадного, бесконечного мира, легко дается не каждому. Страшно ощутить бесконечность в самом себе – страшно не заметить её. Когда человек живёт осмысленно – ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий своё назначение, свою судьбу, - это всегда сила…

Я предлагаю вам ответить на вопрос: В чем Смысл жизни видит каждый из вас? И заполнить левую часть таблицы. (1-2 ученика озвучить).

Ответы у всех разные, но это абсолютно закономерно.

2. Работа в группах.

Я предлагаю поработать в группах. Поразмышляйте над высказываниями и определите свою позицию. Согласны ли вы с автором высказывания?

3. Обсуждение результатов групповой работы.

По ходу беседы учитель на доске записывает основные понятия, предлагаемые группами. Образуется запись:

Радость Воспитание сердца

Доброта Жить для других

Познание себя Творчество

Самосовершенствование Ответственность

Помощь другим Контроль над чувствами и мыслями

Что делать если смысл жизни утрачен?

«Результатом утраты смысла жизни является потеря человеком жизнеспособности, воли к жизни, интереса к её процессу и результату. Изучая группу студентов, которые совершили попытку суицида, учёные обнаружили, что 85% из них не видели в своей жизни смысл, при этом 93% из них оказались физически и психически здоровыми. Исследования показывают, что у 90% тяжёлых хронических алкоголиков и почти 100% наркоманов наблюдается утрата смысла жизни».

Эпизод фильма.

Заполнение таблицы. (дополнилось ли ваше видение смысла жизни?)

Рефлексия.

Чтобы преодолеть трудности на пути поиска смысла жизни, иногда нужна помощь. Я предлагаю вам упражнение»Я в лучах солнца». На лучах солнца нужно написать свои лучшие качества. Эти качества помогут вам

Подведение итогов.

Нужно ли искать смысл жизни?

Среди тысячи тысяч на шаре земном

Без помощи, лишней опеки

Попробуй в людском состязанье шальном

Себя заявить Человеком!

Ты молод, удачлив, любим и богат,

Не знаешь дороги к аптекам,

А рядом глаза несчастливцев горят,

Средь них окажись Человеком!

Приходят минуты, что горя черней,

Крутых разногласий с веком...

И даже в последнем, смертельном рывке

Остаться сумей человеком!

И с кем бы судьба ни столкнула в пути,

С владыкой иль бедным калекой,

Ты помни: все люди – дети земли,

И будь среди них человеком!

Антуан де Сент – Экзюпери: «Ты ищешь смысла в жизни, но единственный её смысл в том, чтобы ты, наконец, сбылся, а совсем не в ничтожном покое, позволяющем забыть о противоречиях. Если что-то сопротивляется тебе и причиняет боль, не утешай, пусть растёт – значит, ты пускаешь корни, ты выбираешься из кокона. Благословенны муки, рождающие тебя, нет подлинности, нет истины, которые явились бы как очевидность.

Анкета.

1.Думали ли Вы прежде о смысле жизни?

2.В чём Вы видели смысл жизни до настоящего урока?

3. Дополнилось ли ваше видение смысла жизни после урока и чем?

4. Как вы считаете, нужно ли искать смысл жизни?

«У твоей жизни один смысл – научиться радоваться, а потом научиться радовать других. Начни с первого.

Смысл жизни невозможно выдумать, извлечь из мысленных конструкций, найти – он либо приходит сам, либо не приходит вовсе. Появление смысла не нужно даже ожидать, ибо ты спугнёшь эту райскую птицу своим напряжением, и она не залетит в твой сад. Можно только готовиться к тому, что эта птица посетит твоё сердце и пропоёт свою песню о счастье, о любви, о вечности и неистребимости жизни. Смысл – это последствие нашей благодатной жизни, смысл – как рассвет, придёт с такой же неумолимостью, как и каждое утро на земле. Твоя жизнь – планета, которую ты должен сделать прекрасной, тогда и на ней наступит рассвет». В.Лермонтов

Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию. Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:

1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма. Вывод: жизнь бессмысленна. Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.

2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности.

3) человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.

Смысл жизни человека:

1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.

2) Смысл жизни в самой жизни.

3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.

Самореализация

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.

Самореализация – осуществление потенциала. То к чему мы стремимся и есть самореализация. Многие даже не осознают этого. Некоторые люди остаются неудовлетворенными, полученными благами от жизни или от деятельности. Причиной этому может быть отсутствие интереса к своей деятельности. Также отсутствие цели и желаемого результата. Для достижения желаемого успеха, надо очень много поработать над собой. Чтобы личности само реализовалась, надо постоянно совершенствоваться. Это полное использование своих талантов, способностей, возможностей.

Чем лучше человек раскроет собственные способности, тем больше он может рассчитывать на успех. Самореализация-это рост эффективности человека в любой сфере жизни.

Самореализация это основа успеха жизни человека. В процессе самореализации важна независимость от мнения толпы. Толпа очень сильно влияет на человека. Если человек имеет талант к музыке, а толпа не одобряет, он пойдет на поводу толпы. Неважно то, что он мог стать гениальным музыкантом или композитором. Не следует идти на поводу толпы, потом толпа будет восхищаться тобой.

Если окунуться в мир компании Apple. Все вспомнят его создателя Стива Джобса. Изначально у него были способности в механике, тогда он увлекался радиотехникой. После отчисления из колледжа, он хочет заработать на поезду в Индию. Он знакомится с техническим гением. Тогда у них не было грандиозных планов. Через некоторое время у них возникают некоторые идеи насчет персонального компьютера. Совершенствуя свои знания и умения, компания стала одним из успешных компаний.

Самореализация ведет к достижения более высокого уровня совершенства. Это процесс полного выявления и осуществления своих возможностей,достижения запланированных целей, который позволяет достичь желаемого результата.

Основные модели:

Нигилистическая.

Карьеристская.

Потребительская.

Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми - необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

В науке существуют два подхода к характеристике личности:

1) Сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Личность – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей.

2) Рассматривает личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.

Социализация – процесс воздействия общества на индивида на протяжении всей жизни. Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия. Развитая личность не должна иметь внешних запретов, т.к. она воспитала внутренние требования и нормы, которые делают внешние ограничения ненужными. Подлинно развитая личность всегда находится в противодействии с обществом.
Личность – это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и, вместе с тем, типичного, социального. Личность, таким образом, может проявляться как индивидуально выраженное явление. Таким образом, личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельностью и самодостаточностью. Социальная роль, которую выполняет личность, формируется и имеет значение только в обществе, в этом смысле личность всегда выражает себя в качестве представителя того или иного общества, исторической эпохи. Однако личность всегда неповторима, так как общественное, типичное она всегда реализует в индивидуальной, присущей только ей форме. Кроме того, не надо забывать, что причины индивидуально – неповторимых особенностей определяются набором генов, полученных от родителей, и в этом смысле каждая личность уникальна.

Понятие личности стало отражать в себе 4 важнейшие характеристики : индивидуальность, духовность, социальный статус и коммуникативный характер.

Общепринятая типология личности

Тип личности Характеристика

Политический Воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает свое нормативное поле общения.
Эстетический Тяготеет к общению в неролевой ситуации, в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен.
Религиозный Главное - общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-признанием. Все остальное приобретает второстепенное значение.
Социальный для него общение - форма самоотдачи. Основная форма жизни - любовь Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности.
Экономический Основа поведения - прагматическая ориентация. В общении с стремится прежде всего к достижению пользы.

Процесс социализации проходит через несколько стадий: детство, юность, зрелость и старость. Различают начальную или первичную социализацию (она происходит в детстве и юности), и продолженную или вторичную (в зрелости и старости).

Становление личности в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации (они играют важнейшую роль в становлении личности) – родители, братья, сестры, родственники, учителя и т.д. Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники TV и т.д.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Также различают институты первичной социализации (семья, школа) и институты вторичной социализации (СМИ, армия, церковь).

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, соц. ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация – обратный процесс восстановления утраченных ценностей и соц. ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. Если процесс десоциализации слишком глубок, то он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно.

Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

Для нормального вхождения в общество, для его адаптации, гармонично существования самого общества необходимо воспитание личности.

Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).

Основные цели воспитания:

подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт);

развить общественно ценные качества личности;

стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

научить человека взаимодействию с другими людьми;

научить человека труду.

Внутренний мир человека

Внутренний (духовный) мир человека - это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека

Познание - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни - формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего, способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства - эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют чётко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Структура мировоззрения : знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.

Можно выделить следующие особенности мировоззрения :

1. Оно всегда исторично, т.е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.

3. Мировоззрение всегда связано с убеждением - устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Пути формирования мировоззрения - стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нём выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессиместическим.

С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:

Обыденное (или житейское) - является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

Религиозное - связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа - религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

Научное - теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека : даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собойменталитет человека.

Менталитет (позднелат. mentalis - умственный) - это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.

Социально значимые черты, формирующиеся в результате общения, составляют внутренний мир личности . Они характеризуются в таких понятиях, как ценностные ориентации, самостоятельность, ответственность, моральность, честь, достоинство.

Ценностные ориентации - продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами культуры и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания. Ценностные ориентации - одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида.

Самостоятельность личности проявляется в способности при принятии решений опираться на собственные физические, интеллектуальные и духовные силы. Самостоятельная личность не находится в зависимости от чужих мнений, оценок, желаний и способна противостоять давлению извне. Самостоятельный человек обдумывает возникающие проблемы, вырабатывает модель поведения и добровольно ей следует, согласуясь со своей совестью.

Ответственность характеризуется способностью человека контролировать свое поведение с точки зрения выполнения им принятых норм, отвечать за свои поступки перед другими людьми и самим собой.
Ответственность личности перед обществом выражается в сознательном соблюдении моральных принципов и правовых норм, выражающих социальную необходимость. Ответственная личность самостоятельно формулирует для себя социальные обязанности, требует от себя их выполнения и производит самооценку совершаемых поступков. Признание человеком своих ошибок вызывает уважение у других. Напротив, стремление уйти от ответа за совершенные действия оценивается как внутренняя слабость.
Моральность личности определяется принятием или непринятием человеком существующих в данном обществе (группе) ценностей, норм и эталонов взаимоотношений. Усвоение этих правил и осознанное подчинение им формирует моральность личности; отрицание и неподчинении - аморальность.
Важным фактором, влияющим на моральность личности, является чувство стыда. Стыд - острое переживание человеком неудовлетворенности собой, раскаяние и обвинение себя перед другими, осуждающими аморальное поведение. Стремление избежать подобных эмоций является мощным стимулом самосовершенствования.
Честь - оценка личности окружающими, определяющая отношение людей к человеку. Это оценка основана на том, насколько честно личность выполняет принятые на себя перед группой обязательства. Часто такие обязательства закрепляются в так называемых кодексах чести (кодексах чести офицера, судьи, врача, адвоката и т.п.).
Достоинство - самооценка личности, осознание ею ценности своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполняемого социального долга и своего общественного значения. Достоинство личности проявляется в уровни ее притязаний (высоких или низких), в способности отстаивать свою позицию, действовать независимо и ответственно.

План урока по теме: «Цель и смысл человеческой жизни»

Цели :
1. Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни.
2. Понимание разницы между материальными и нематериальными целями.
3. Осознание собственных целей и стремлений.

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Организационные формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания; исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения: «поле проблем», «аналитик» и др.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Метапредметные:

Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

Формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

Умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;

Умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Умение видеть культурологические связи

Ход урока

Организационный этап (1 мин.) Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и уверена, мы с вами на сегодняшнем уроке будем плодотворно сотрудничать!

Учитель предлагает детям написать сочинение “Автобиография будущего”: - Я хочу предложить вам небольшое, но увлекательное задание. Оно будет немного похоже на сочинение. Вам, наверное, всем знакомо слово “биография”. Его точное значение - жизнеописание. Автобиография - это описание своей жизни. Автобиографию обычно нужно писать при приеме на работу или поступлении в институт.

Она должна содержать краткие и точные сведения об основных этапах жизненного пути человека. Сегодня вы попытаетесь написать “автобиографию будущего”. Загляните немного вперед. Подумайте и помечтайте.
Попытайтесь ответить на такие вопросы.
1. Как вы видите свою жизнь от настоящего момента до 2020г.?
2. Какими будут ваше образование, профессия?
3. Есть ли семья, дети?
4. Материальное положение?
5. Что составляет основную гордость за прожитые годы?

Перед подростком должен быть чистый листок бумаги. Подписывать его не обязательно, но если студент хочет, он может написать имя и фамилию.
Вспомогательные вопросы, приведенные выше, нужно написать на доске.
I. Обсуждение сочинений “Автобиография будущего”
Преподаватель рассказывает об обобщенных результатах сочинений:
1. Какие жизненные достижения наиболее ценятся студентами?
2. Что больше ценят мальчики, что - девочки?
3. Насколько мечтания учащихся духовны или бездуховны, эгоистичны или альтруистичны?
Студенты высказывают свое мнение, приводят аргументы в защиту тех или иных жизненных ценностей.
П. Выявление целей, к которым люди могут стремиться в жизни
На доске:
Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Счастливая семья
Слава
Деньги, богатство
Дружба
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Уважение и восхищение окружающих
Наука как познание нового
Хорошее здоровье
Уверенность в себе и самоуважение
Хорошая пища
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть или положение
Хороший дом, квартира
Сохранение жизни и природы на Земле
Счастье близких людей
Благополучие государства

Задание 1. Перепишите данный перечень в свою тетрадь. Разбейтесь на пары и, обсуждая этот список, выберите те стремления, над которыми, по вашему мнению, человек не властен. Напротив каждого стремления поставьте соответствующую пометку - “властен” или “не властен”.
Задание 2. Читая внимательно каждое из стремлений, отметьте, какие из них материальные, а какие нематериальные. Напротив каждого стремления в тетради поставьте соответствующую пометку. Работайте парами.
Примечание . Перед выполнением этого задания нужно объяснить студентам значение слов “материальный” и “нематериальный”.
Материальным называется то, что можно увидеть, потрогать или еще как-то воспринять органами чувств; можно продемонстрировать или доказать факт существования.
Нематериальное нельзя потрогать и, следовательно, проверить наличие; тем не менее, это существует.
Задание 3. Выпишите отдельно пять целей, которых вы хотели бы достичь в жизни Студенты выполняют задание.

Преподаватель . В представленном списке к материальным ценностям относятся деньги, хорошая пища, красивая одежда, ювелирные украшения, хорошая квартира, хорошее здоровье.
Остальные цели, которые побуждают деятельность и делают жизнь осмысленной, являются нематериальными.
Достаточно ясно, что люди должны жить в тепле и чистоте, хорошо питаться, но если жизнь подчинена насыщению только этих потребностей, счастье будет кратковременным. Если человек сыт, никакая еда не сделает его счастливее. Физические потребности нетрудно удовлетворить - ненасытна лишь жадность. Но не следует отвергать их совершенно. Пусть каждый ест ровно столько, сколько нужно, - жадность и распущенность не должны руководить человеком.
По поводу того над какими стремлениями человек властен, а над какими нет, возникли разногласия. Кто-то считает, что достижение почти каждой из перечисленных целей находится в его власти. Кто-то, напротив, больше полагается на обстоятельства, чем на себя.
На самом деле вопрос, что же играет большую роль - воля человека или обстоятельства жизни, - является непростым, дискуссионным. Об этом рассуждают философы, журналисты, писатели. И каждый человек самостоятельно ищет на него ответ. В соответствии с ним и складывается жизненная позиция: активная или пассивная, которая существенным образом предопределяет успешность деятельности и жизни человека.
Можно сделать вывод: нельзя отрицать влияние внешних обстоятельств на результаты деятельности, их обязательно надо учитывать, считаться с ними. Но активная позиция, когда человек принимает на себя ответственность за достижение поставленных целей, является более плодотворной. Такие люди более удачливы в жизни и добиваются больших успехов.

Далее выясняется общее мнение группы по поводу того, какие же цели являются наиболее важными в жизни. Учащиеся смотрят на списки целей: написаны на доске и те цели, которые выбраны ими лично (задание 3). Производится опрос и выясняется, что самое главное для каждого учащегося (пять выбранных целей). На доске отмечаются звездочками повторно упоминаемые пункты.

Далее преподаватель объясняет, что такое цель и смысл жизни.
Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию. Философия выработала три основных ответа на вопрос «в чем смысл жизни человека (?)»:

1) Человечество не имеет ни какого назначения, оно – ошибка природы. Человек всегда остается с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо его бытие бессмысленно. Эта философия получила название экзистенциализма. Вывод: жизнь бессмысленна. Человек помимо своей воли заброшен и в этот мир и в сою судьбу. Живет он в чуждом мире, жизнь глубоко иррациональна, т.к. в жизни преобладает страдание, люди испорчены, изуродованы своим существованием. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Важнейшее понятие – страх, сопровождаемый меланхолией, тоской, отчаянием. Человек ощущает дисгармонию между тем, что он есть и тем, чем он должен быть. Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами.

2) Теологическая точка зрения: назначение человека в мире имеет вне биологический смысл. Следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности.

3) Человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом. Конкретный человек умирает, а общество продолжает существовать. Смысл жизни в служении обществу.

Смысл жизни человека:

1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни.

2) Смысл жизни в самой жизни.

3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми.

III. Рефлексия Методика-интервью “Что было главным в жизни”
Преподаватель предлагает учащимся провести интервью. Они разбиваются на пары: один принимает роль репортера, другой - интервьюируемого. При этом нужно представить, что тот, кого интервьюируют, - человек очень пожилого возраста. Ему исполнилось 80, а может быть, и 90 лет, но, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление. Вся жизнь позади.
Репортер хочет изучить жизненные достижения и свершения этого человека.
Учащиеся садятся парами и по очереди интервьюируют друг друга. Репортеры должны делать записи, чтобы затем рассказать классу о своем интервью.
Вопросы интервью
1. Что было для вас самым важным в жизни?
2. Какое личное качество больше всего помогло вам в трудных
ситуациях?
3. Что помогало и что препятствовало в вашей жизни созданию
близких взаимоотношений с другими людьми?
4. Что вы сделали для своей семьи?
5. Как изменилась природа? Что стало лучше, а что - хуже?
6. Пережили ли вы какие-либо экологические катастрофы?
7. Думаете ли вы, что если люди не изменят своего отношения
к природе, то человечество погибнет из-за того, что энергоресурсы будут исчерпаны, а сама загрязненная планета станет
непригодной для жизни?
8. Внесли вы какой-нибудь вклад в сохранение природы и жизни
на Земле?
Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.

Далее следует обсуждение.
Для создания атмосферы группового обсуждения можно задать следующие вопросы.
1. Каковы те цели, к достижению которых стремится большинство людей, - материальные или духовные по своей природе?
2. Есть ли какие-либо сходства в ответах на вопросы?
3. Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи и воспитание детей имеют существенное значение для людей разных культур и времен. Важной проблемой нашего времени является сохранение растительного и животного мира Земли, который находится на грани гибели. Существование ближайших поколений людей из-за экологических проблем находится под большим вопросом.

Либо вариант 2

Составьте синквейн по теме «Смысл жизни»:

1 строка – тема или предмет (1 существительное)

2 строка – описание предмета (2 прилагательных)

3 строка – описание действия (2 глагола)

4 строка - фраза, выражающая отношение к предмету

5 строка – синонимы, расширяющий или обобщающий смысл темы или предмета (1 слово)

Или Эссе (обращение к эпиграфу) Как смысл жизни отражается в характере человека и его поступках?

Задается множеством вопросов. Однако есть один, который интересует человечество больше, чем остальные. В чем заключается смысл жизни? Философы, психологи и священнослужители пытались ответить на этот вопрос, но ни один из ответов не оказался универсальным.

Что говорили проповедники мировых религий

В чем же состоит цель и Обществознание дает такое определение: это мысленный ориентир, имеющийся у каждого. Именно поэтому можно смело утверждать, что у разных людей смысл жизни будет разным. Например, Христос проповедовал о том, что смысл жизни человека заключается в служении Богу и в том, чтобы обрести вечную жизнь после смерти.

Будда верил, что главной целью человеческого существования является жизнь, прожитая в гармонии. Обрести ее можно, только если отказаться от любых желаний и от ненависти. Пророк Мухаммед говорил о том, что в понимании божественных истин состоит цель и смысл жизни человека. Обществознание дает верное определение цели существования. У каждого человека она будет зависеть от собственных взглядов, религиозных предпочтений, сложившегося миропонимания.

Взгляд философов

Платон справедливо замечал, что жизнь, которая не исследуется человеком, «не стоит того, чтобы жить». Стало быть, согласно мнению философа, именно в постижении закономерностей бытия и состоит цель и смысл жизни человека. Обществознание - это предмет, который помогает школьнику сравнить несколько различных теорий, выбрать для себя ту, которая больше подходит его собственным взглядам на мир. Еще один философ Фридрих Ницше связывал цель жизни со смертью Бога или же потерей веры в универсальные законы Вселенной, в космический порядок.

Альбер Камю считал, что цель своего бытия человек создает своими руками, принимая те или иные решения. Однако никто не смог дать прямого и четкого ответа на вопрос о том, в чем цель и смысл жизни человека. Обществознание является наукой, которая вбирает в себя знания из нескольких смежных областей - философии, религии, социологии, психологии. Именно поэтому так важно уделить должное время изучению этой дисциплины. Ведь она является синтезом тех знаний, которые уже получены человеком в разных сферах исследований. Для современных людей смысл нередко заключается в воспитании достойных детей, саморазвитии, улучшении этого мира.

Зачем искать смысл бытия?

Почему же столь многие занимаются поиском цели и смысла жизни человека? Эссе по обществознанию поможет учащемуся разобраться в этом непростом вопросе. В работе можно упомянуть о том, что никто не хотел бы согласиться с тем, что бытие является бессмысленным. Человек всегда стремился отыскать «смысл своего бытия» - то, что поможет его обогатить. И далеко не всегда этим способом сделать являются материальные блага. Достигнув определенного уровня благосостояния, человек все равно может испытывать ощущение глубокой внутренней пустоты.

Основное определение

Кратко цель и смысл жизни человека (обществознание - основной предмет в школе, который занимается изучением такого рода вопросов) можно описать так: это выбор, который человек делает самостоятельно и осознанно. Он может быть рассмотрен в трех временных измерениях - прошлом, настоящем и будущем. Нужно учитывать и то, что возможность реализовать смысл своего бытия во многом зависит от тех внешних условий, в которых живет человек. Обязательным является наличие определенных демократических свобод. Например, крепостные крестьяне не могли реализовывать смысл своего бытия, поскольку они не обладали этими возможностями.

Обретение смысла жизни: пример

В сочинении по обществознанию «Цель и смысл жизни человека» школьник может упомянуть тот факт, что основными смыслообразующими компонентами для большинства людей являются возможности творить, служить другим людям, реализовывать свои таланты и способности, жертвовать собой во имя великой цели. Нередко основным компонентом выступает возможность сделать что-то для другого человека. Наглядно это может проиллюстрировать история одного электрика, который в 30 лет заболел неизлечимой болезнью. Всю свою жизнь он ругался с окружающими, любил выпивать. Когда жить ему осталось всего несколько месяцев, он был в полном одиночестве. Все свое время электрик проводил перед телевизором.

Служение обществу - возможность обрести смысл

В конце концов он решил посвятить немного из оставшегося времени своей жизни, служению другим людям. Он предложил свои услуги по починке системы кондиционирования в одном из общественных центров неподалеку. Через несколько недель он избавился от страха перед смертью, так как к нему постоянно приходили люди, с ним здоровались по имени, приносили ему пищу.

Он обрел смысл, поиском которого занимался всю жизнь. Человек понял, что стоит сделать что-нибудь для других людей, чтобы почувствовать свою нужность, значимость своей жизни. И каждый из нас обладает такой потребностью. Даже если жизнь сложилась относительно благополучно, мы испытываем желание сделать что-то для тех, кто не входит в наш семейный круг. Человеку нужно чувствовать, что он вносит вклад в жизнь общества.

Человек в отличие от животных осознает конечность своего существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в определении цели и смысла жизни. Размышления над смыслом жизни становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути, поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченных Целей, а какими - нельзя. Здесь появляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость. Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех - богатых и бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования человека. Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть. Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он попадет в рай, если нет - в ад. Современная наука, прежде всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физическое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70-75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встречаются редко. Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества и, в широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой дея - тельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов. Однако соотношение личного и общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают. Такое представление о смысле и ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека. Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической природе. Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Сначала он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту. Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации. Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости. Стремление оставить свой след в истории - смысл существования людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности среди современников и потомков любой ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных интересов и потребностей. Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи. И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В истории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления. Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом. Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни - от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет? Подобная постановка проблемы означает, что задачей медицины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать целью науки, общества и самого человека, а именно развитие богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни человечества. Вопросы и задания 1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком ко нечности своего существования и определением им цели и смысла своей жизни? 2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества? 3. Как понимает проблему смысла жизни философия? 4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни обще ства? 5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизнен ного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент? 6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необходи мо ли это? Почему? 7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей. 8. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого: «Человек может рассмат ривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому ра зумный человек должен был сделать и всегда делал в отношении беско нечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно... Я умру так же, как и все... но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех... человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все жи вое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов». Объясните, в чем он видит смысл жизни. 9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с точки зрения смыс ла жизни: О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были. 2.3.