Цели держав в первой мировой войне. Положение на северо-западном фронте

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

v предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

v уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

v развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

v личностный подход педагогики сотрудничества;

v комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь ;

v последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: -Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), . История России. ХХ век., . Истрия России (в таблицах и схемах), . Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

1. Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

2. «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

3. Повод, причины, характер войны. Цели участников.

4. Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

5. Человек на войне (на основе краеведческого материала)

6. Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

1. Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

2. Причины и итоги 1 Балканской войны.

3. Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г. Уэллс).

v Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

v Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

v Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

v Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

2. Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

3. Назвать причины войны.

4. В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек. Под ружье было поставлено 67 млн. чел. Почему столь масштабной оказалась война?

5. Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России , настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов и) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э. Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В. Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

1. Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

2. Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

3. Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик, выдающийся микробиолог. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

v передача всех колоний;

v сокращение численности вооруженных сил до;

v Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

v оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

v демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

v передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

v репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):

v разделение Венгрии и Австрии;

v передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

v признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

v репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):

v передача Греции прибрежных территорий Фракии.

4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):

v Словакия переходит к Чехословакии;

v Трансильвания передается Румынии;

v Банат передается Югославии.

v установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

v сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до;

v передача территорий.

6. Вашингтонская конференция гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

v Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

Вопросы и задания к пункту параграфа стр. 218

Вопрос. Определите, какие цели преследовали государства, вступившие в войну в середине 1914 г. Какой характер в связи с этими целями война носила для каждого государства?

Первая мировая война, начавшаяся 19 июля 1914 г., была порождена острыми противоречиями между основными европейскими капиталистическими государствами в ходе борьбы за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала, а также за передел уже поделенного мира.

Первопричиной подготовки и развязывания мировой войны 1914–1918 гг. явилось стремление Германской империи силой оружия установить свое господствующее положение в Европе и мире и, с другой стороны, решимость сторон Тройственного согласия (Антанты) не допустить подобного исхода.

Таблица: «Цели участников войны»

п. 1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 220

Вопрос. Почему война 1914-1918 гг. приобрела общеевропейский и мировой характер?

Старый Свет разделился на два враждующих между собой лагеря - Тройственный союз и Антанту. Столкновение между этими группировками было неизбежным, что и произошло летом 1914 года. Но вряд ли кто мог тогда представить, что столкновение интересов выльется не в обычный конфликт, а в конфликт мирового масштаба – Первую мировую войну 1914–1918 годов.

Итак, к 1914 году крайне обострилась международная обстановка. Этому способствовало усиление борьбы между странами за рынки сбыта и политическое влияние в мире.

Так же в начале XX в. оформились блоки стран – участниц Первой мировой войны. С одной стороны это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз (1882), и с другой – Англия, Франция и Россия, создавшие Антанту (1904–1907). Ведущую роль в австро-германском и романо-британском блоках играли соответственно Германия и Англия. Конфликт между этими двумя государствами и привел к конфронтации сил в Европе вылившейся в будущем в Первую мировою войну. Особенностью этого военного конфликта было то, что впервые в истории он охватил все европейские державы.

п. 2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 221

Вопрос 1. Сравните людские и военно-технические ресурсы двух военно-политических блоков в начале войны. На чьей стороне было преимущество?

Численность армии, количество легких орудий и самолетов Антанты превышала численность Центральной державы. Преимущество было на стороне Антанты.

Вопрос 2. Какие государства несли основную нагрузку в обеспечении боевой мощи Антанты и союза Центральных держав?

Основную нагрузку несли государства:

Антанта – Россия, Великобритания, Франция.

Центральные державы – Германия.

Вопрос 3. Почему политики и общество с обеих сторон рассчитывали на быструю победу?

К началу боевых действий оба блока развернули миллионные армии и создали развитую военную промышленность. Однако, недооценили экономические и военные возможности своих противников. Обе противоборствующие стороны готовились к скоротечной войне продолжительностью не более 6-8 месяцев, а в итоге война длилась более четырех лет, и привела к огромным материальным и людским потерям.

п. 2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 223

Вопрос 1. Проследите по карте (с. 234) ход военных действий 1914 г.

28.6.1914 Балканы Убийство сербскими националистами наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены в Сараево (Босния)

2.8.1914 Западный фронт Вторжение германских войск в Люксембург

4.8.1914 Западный фронт Вторжение германских войск в Бельгию

12.8.1914 Балканы Войска Австро-Венгрии вторглись в Сербию

16.8.1914 Западный фронт Бельгийская армия оставляет Льеж и отходит к Антверпену

16-24.8.1914 Балканы Австро-венгерские войска потерпели поражение от сербов в районе хребта Цера

17.8-15.9.1914 Восточный фронт Вторжение войск (1-й и 2-й армий) русского Северо-Западного фронта в Вост. Пруссию. Разгром русских войск в Восточно-Прусской операции.

18.8-21.9.1914 Восточный фронт Русские войска Юго-Западного фронта нанесли поражение австро-венгерской армии в Галицийском сражении. 21 сентября осаждена крепость Перемышль. Русские войска заняли Галицию.

21-25.8.1914 Западный фронт Пограничное сражение французских и британских войск против наступающих германских армий. Союзные войска потерпели поражение и были вынуждены отойти за р. Марну

8.1914 Африка Англо-французские войска заняли германскую колонию Того

5-12.9.1914 Западный фронт Германские войска потерпели поражение в Марнском сражении и были вынуждены отойти за реки Эна и Уаза

16.9 - 15.10.1914 Западный фронт “Бег к морю”. Войска обеих сторон вышли на побережье западнее Остенде

28.9-8.11.1914 Восточный фронт Варшавско-Ивангородская (Демблин) оборонительно-наступательная операция русских войск против германо-австрийских армий в Польше. Противник отброшен на исходный рубеж

15.10 - 20.11.1914 Западный фронт Сражение во Фландрии на реках Изер и Ипр. Стороны перешли к позиционной обороне

29.10.1914 Южный фронт Турецкие корабли и германские крейсера “Гебен” и “Бреслау” обстреляли Одессу, Севастополь, Феодосию, Новороссийск

1.11.1914 Германская эскадра адмирала М.Шпее (5 крейсеров) нанесла поражение английской эскадре адмирала К.Крэдока в Коронельском бою

11-12.1914 Южный фронт Бои русских и турецких войск на эрзурумском направлении

7.11.1914 Китай Англо-японские войска после осады (с сентября) захватили германскую военно-морскую базу Циндао в Вост. Китае

10.11.1914 Месопотамия В устье рек Тигр и Евфрат высадился британский экспедиционный корпус, образовав Месопотамский фронт

11.11.1914 Восточный фронт Отбита попытка германских войск окружить русские армии в районе Лодзи

11.1914 Восточный фронт В Ченстоховско-Краковской операции русские войска нанесли поражение австро-венгерским войскам и вышли к Кракову

22.11.1914 Месопотамия Англичане заняли оставленную туркам Басру

3.12.1914 Балканы Контрнаступление сербских войск. Стороны заняли оборону на пограничных рубежах

9.12.1914 Месопотамия Англичане захватили Эль-Курну и укрепились в южной части Месопотамии

22.12.1914 Южный фронт Разгром русскими войсками наступавшей турецкой армии в Сарыкамышской операции

1914 Тихий океан В 1914 году Каролинские, Марианские и Маршалловы острова на Тихом океане были захвачены Японией, германская часть Новой Гвинеи и Соломоновы острова - австралийцами, острова Самоа - новозеландцами.

Вопрос 2. Какую роль сыграл Восточный фронт на первом этапе войны?

На Восточном фронте происходили боевые действия между Россией (Антанта) и Центральными державами. Восточный фронт по своей протяжённости намного превосходил Западный фронт. По этой причине война на Восточном фронте имела менее позиционный характер по сравнению с Западным фронтом. На Восточном фронте происходили крупнейшие сражения Первой мировой войны.

Вопросы и задания к параграфу стр. 223

Вопрос. Опираясь на материал предшествующих параграфов, определите основные причины Первой мировой воны, выбрав правильные ответы из предложенных:

а) неравномерное развитие стран мира в XX в.;

б) убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево;

в) столкновение интересов ведущих держав мира;

г) притязания наиболее развитых стран на лидерство в мире;

д) конкурентная борьба держав за завоевание новых рынков. Объясните свой выбор.

Причины войны: стремление всех стран к захвату новых территорий, разделу колоний и устранению конкурентов; стремление стран отвлечь внимание народа от внутренних проблем; каждая страна преследовала свою цель:

Германия стремилась расширить свои владения и установить доминирование в мировой политике;

Франция хотела вернуть обратно Эльзас и Лотарингию, а так же захватить Саарский угольный бассейн;

Австро-Венгрия имела территориальные претензии к Сербии, Черногории, Румынии и России, а также стремилась подавить национально-освободительное движение;

Англия стремилась уничтожить Германию, как своего основного соперника в торговли, а также забрать у Турции богатые нефтью земли;

Италия стремилась расширить свое господство на Балканском полуострове;

Россия хотела захватить Константинополь, проливы Босфор и Дарданеллы, а также остановить назревающую в России революцию.

Причины:

    Противостояние союза Германия-Италия-Япония и союза Англия-Франция-США (унизительные условия Версальского договора не устраивали Германию (большие репарации, запрет на армию и тяжелую артиллерию, отмена всеобщей воинской обязанности, ликвидация Генерального штаба)

    Территориальные споры (Страны, потерявшие часть территории, хотели ее вернуть, а страны, получившие территориальные приращения, стремились их сохранить или приумножить.)

    Соперничество великих держав друг с другом, их стремление к экспансии, к европейской и мировой гегемонии. Наращивание военной мощи. Гонка вооружений.

    Опасность войны особенно возросла, когда в ряде стран пришли к власти диктаторские, авторитарные и тоталитарные режимы, готовые силой изменить существующую систему. Их обшей наиболее характерной чертойбыла полная или частичная ликвидация демократических прав и свобод, подавление оппозиции, диктатура одной партии во главе с вождем, обладавшим диктаторской властью.(н-р, Установление власти национал-социалистической партии в Германии. Приход к власти А.Гитлера.)

    К противоречиям и конфликтам капиталистического мира добавлялись его конфликты и противоречия с Советской Россией (с 1922 г. – Советским Союзом) – первым государством, которое провозгласило и записало в своей Конституции, что оно ставит своей основной задачей "установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах" в результате "победы международного рабочего восстания против ига капитала". Советский Союз поддерживали созданные во многих странах коммунистические партии, которые считали СССР отечеством всех трудящихся, прокладывающим человечеству путь к счастливой, свободной жизни без капиталистической эксплуатации и угнетения. В 1919 г. они объединились единую мировую партию – Третий (Коммунистический) интернационал (Коминтерн), в уставе которого было сказано, что он ведет борьбу "за установление мировой диктатуры пролетариата.

Характер Второй Мировой войны

В войне приняло участие 61 государство мира, на территории которых проживало 80% населения Земли. Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. В армии воюющих стран было призвано 110 миллионов человек. В общей сложности война втянула в свою орбиту 3/4 населения земного шара. Если Первая мировая война длилась чуть больше 4 лет, то Вторая – 6 лет. Она стала и наиболее разрушительной из всех войн. Потери и разрушения, вызванные Второй мировой войной, не имеют себе равных. Людские потери во Второй мировой войне составили не менее 50-60 млн. человек. Материальный ущерб оказался в 12 раз больше, чем в Первой мировой войне. Вторая мировая война отличалась от Первой самим характером боевых операций. Если Первая была по преимуществу позиционной войной, в которой оборона была сильней атаки, то во время Второй – широкое применение танков, авиации, моторизация армии и усиление ее огневой мощи позволили пробивать оборону противника и стремительно выходить к нему в тыл. Война стала более маневренной, боевые действия более динамичными, их географический размах шире. Причем, в ходе войны разрушительная сила оружия продолжала увеличиваться: к концу ее появилось ракетное и ядерное оружие – самое страшное оружие XX века.

Хронологически Вторую мировую можно разделить на три больших периода. Первый период – с 1 сентября 1939 года до июня 1942 года. Для него характерен расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй период – с июня 1942 года по январь 1944 года – это время перелома в ходе войны, когда инициатива и превосходство в силах переходят в руки стран антигитлеровской коалиции. Третий период – с января 1944 года до 2 сентября 1945 года – заключительный этап войны, в ходе которого достигнутое превосходство стран антигитлеровской коалиции было реализовано в ходе разгрома армий противника, когда обозначился кризис правящих режимов государств-агрессоров и наступил их крах. Планы германского командования предусматривали разгром Польши в «молниеносной войне» с последующей переброской войск на французскую границу. План в основном был реализован.1 сентября 1939 год – вторжение немецких войск в Польшу, начало Второй Мировой войны. 17 сентября на территорию Польши вторглись советские войска. Был произведен новый передел границ. Польша снова лишилась государственности. Англия и Франция рассчитывали на позиционную войну и не оказали Польше существенной помощи. 10 мая 1940 года началось германское наступление против англо-французских войск. Северная часть Франции была оккупирована. В южной было создано прогерманское государство. К концу лета 1940 года одна Англия продолжала борьбу с Германией и Италией. Премьер-министром стал Уинстон Черчилль – сторонник бескомпромиссной борьбы с Гитлером. Германия решила начать против Англии воздушную войну. До поздней осени 1940 года страна подвергалась непрерывным бомбежкам.

В марте 1941 года по инициативе приезидента США Рузвельта американский конгресс принял закон о ленд-лизе, т.е. о предоставлении оружия и военного снаряжения взаймы или в аренду тем странам, оборона которых представлялась жизненно важной для США. Не покончив с Англией, Гитлер решил, тем не менее, что настала пора разгромить СССР, который в 1939-1940 годах присоединил к себе Латвию, Литву, Эстонию, часть Финляндии, Бесарабию и Северную Буковину. В декабре 1940 года был составлен план молниеносный войны против СССР. Германия подписала с Италией и Японией Тройственный пакт, по которому все они договорились о совместных действиях по переделу мира. К договору присоединились страны-сателлиты Германии. Сталин знал о начале концентрации германских войск на советско-германской границе и готовился к войне, но хотел оттянуть ее начало. Гитлер напал 21 июня 1941 без предъявления ультиматума.

Цели воюющих сторон

Цели Германии в войне были:

1. Ликвидация СССР и социализма, как государства, системы и идеологии. Колонизация страны. Уничтожение 140 млн. «лишних людей и народов».

2. Ликвидация демократических государств Западной Европы, лишение их национальной независимости и подчинение Германии.

3. Завоевании мирового господства. Предлог агрессии - неминуемая угроза нападения со стороны СССР.

Цели СССР определились в ходе войны. Это:

1. Защита свободы и независимости страны и социалистических идей.

2. Освобождение порабощенных фашизмом народов Европы.

3. Создание демократических или социалистических правительств в соседних странах.

4. Ликвидация германского фашизма, прусского и японского милитаризма.

Вторая мировая война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. На его различных этапах с обеих сторон одновременно участвовало от 8 до 12,8 млн. человек, от 84 до 163 тыс. орудий, от 6,5 до 18,8 тыс. самолетов. Общий театр военных действий в 5,5 раза превышал территории, охваченные Первой мировой войной. Всего же в войну 1939-1945 гг. были втянуты 64 государства с совокупным населением в 1,7 млрд. человек. Потери, понесенные в результате войны, поражают своими масштабами. Погибло более 50 млн. человек, а если учитывать постоянно уточняющиеся данные по потерям СССР (они колеблются от 21,78 млн. до около 30 млн.), эта цифра не может быть названа окончательной. Только в лагерях смерти уничтожено 11 млн. жизней. Экономика большинства воевавших стран была подорвана.

Именно эти страшные итоги Второй мировой войны, поставившие на грань уничтожения цивилизацию, заставили активизироваться ее жизнеспособные силы. Об этом свидетельствуют, в частности, факт оформления действенной структуры мирового сообщества – Организации Объединенных Наций (ООН), противостоящей тоталитарным тенденциям в развитии, имперским амбициям отдельных государств; акт Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, тоталитаризм, наказавших главарей преступных режимов; широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов о запрете на производство, распространение и применение оружия массового поражения и т. д.

(Стр. 29)

1. Какие цели преследовали державы в Первой мировой войне?

Ответ: Если Германия и Австро-Венгрия намеревались создать «новую Европу», где влияние Англии, Франции и России свелось бы к нулю, то члены Антанты рассчитывали ликвидировать германскую угрозу, разделив территории членов Тройственного союза на несколько государств.

Планы Вильгельма II предусматривали территориальные захваты на востоке Европы и в Средиземноморье, которые могли обеспечить рейху жизненное пространство и природные ресурсы. Победа позволяла Германии установить контроль над заморскими колониями Англии и Франции. В свою очередь венский кабинет стремился за счёт военного успеха предотвратить распад дуалистической империи, укрепить свои позиции на Балканах и в Карпатах.

Главная цель английского правительства заключалась в разгроме своего основного конкурента - Германии и восстановлении международного престижа Британской империи. Французские правящие круги мечтали о возвращении Эльзаса и Лотарингии, захвате Рейнской промышленной зоны и ликвидации влияния Германии на Ближнем Востоке. Наконец, Россия претендовала на территории со славянским населением в составе Германии и Австро-Венгрии. Кроме того, царь Николай II лелеял планы захвата Константинополя (Стамбула) и превращения Чёрного моря в «русское озеро».

Наступление войск Антанты на Западном фронте.

4. Каков вклад России в победу Антанты?

Ответ: Военные действия России на Восточном фронте способствовали тому, что силы Тройственного союза вынуждены были вести война на 2 фронта, что быстро истощало силы противника. Также успехи во время боевых действий с войсками Османской империи охладили военный пыл Турции, которая вступила в войну на стороне Тройственного союза.

5. Что такое государственное регулирование военной экономики?

Ответ: Государственное регулирование военной экономики – государственное регулирование социально-экономической сферы с целью обеспечения фронта обеспечение фронта оружием, продовольствием и другими необходимыми предматами.

6. Каковы итоги Первой мировой войны?

Ответ: Первая мировая война, продолжавшаяся более четырёх лет, стала величайшим бедствием в истории человечества. В неё было втянуто 38 государств (включая британские доминионы) с населением 1,5 млрд человек (60% жителей земного шара). Военные действия развернулись на территории площадью свыше 4 млн квадратных километров. Под ружьём находились более 70 млн человек, из которых 9,5 млн были убиты и более 20 млн ранены и искалечены.

Продолжительное пребывание военнослужащих в окопах и лагерях для военнопленных, нужда и бедствия населения в тылу отрицательно повлияли на психику многих людей.

Многомесячные военные действия нанесли колоссальный материальный ущерб: тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены заводы, дороги, мосты, памятники культуры.

В результате войны произошли изменения на политической карте мира. Рухнули Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи. В Европе возникли новые государства: Польша, Чехословакия, Австрия, Венгрия, Югославия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Народы колониальных и зависимых стран увидели перспективы освобождения.

Первая мировая война открыла эпоху невиданных потрясений и революций. Начиналась новая страница истории XX в.

1. Можно ли было избежать войны, если бы не был убит эрцгерцог Франц Фердинанд? (с. 29)

Ответ: Убийство эрцгерцога было лишь поводом к войне. Германии к войне была готова, поэтому был бы найден другой повод для начала военных действий.

2. Какой фронт был решающим на каждом из этапов Первой мировой войны? Свой ответ аргументируйте. (с. 29)

Оба фронта имели значение, так как разрушили планы Германии относительно молниеносной войны.

Восточный фронт, так как немецкие воска в этот период развернули здесь маневренную войну, отодвинув линию фронта дальше на Восток, постепенно нанося сокрушительные удары по русской армии. Однако и успехи не заставили себя ждать – Брусиловский прорыв, в результате которого противник был отброшен обратно к Карпатским горам.

Западный фронт, так как в России уже произошла Февральская революция, после которой выдвигались требования о выводе России из войны. А на Западном фронте в это время Германия предпринимала последние попытки разгромит Антанту.

Западный фронт – наступление войск Антанты и капитуляция Германии и ее союзников.

3. Какова роль пропаганды в создании атмосферы патриотического подъёма? (с. 29)

Ответ: Пропаганда сплачивает население страны против общего врага. Способствует усилению патриотических чувств человека и желанию защитить свою семью, близких людей.

4. Каковы причины победы Антанты в войне? Могла ли Антанта одержать победу без участия США? (с. 29)

Ответ: Истощение ресурсов Германии и помощь США. Антанта могла одержать победу без помощи США, так как еще в 1917 г. Германия предлагала Антанте мирные переговоры.

Документы (с. 30)

В чём заключался психологический эффект газовой атаки германских войск под Ипром?

Ответ: среди солдат возникла паника, так как они раньше не сталкивались подобным.

Как, по вашему мнению, русское отступление лета 1915 г. сказалось на ходе Первой мировой войны? (с. 30)

Ответ: действия на Восточном фронте в данный период помогли странам Антанты перестроить свои экономики на нужды войны. Во время отступления Германские войска понесли значительные потери. Однако был сломлен дух русской армии.

Какие меры являлись для Антанты первоочередными в процессе прекращения боевых действий? Каким образом предусматривалось ограничить военную активность Германии? (с. 31)

Ответ: Эвакуация германских войск из занятых стран. Передача части вооружения странам Антанты.

Ограничение военной активности Германии – возвращение германских войск в пределы Германии, сокращение вооружения германских войск.

Урок: « Россия в первой мировой войне».

разработан для учащихся 11 класса в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Цели урока:

    И зучить основные этапы первой мировой войны, подготовку к войне противоборствующих сторон, уделить внимание хронологическим рамкам; проанализировать влияние первой мировой на внутреннее положение страны, причины кризиса власти. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции.

    Формирование учебных умений (анализ исторического источника, сравнение, обобщение исторических фактов, навыки групповой работы);

    Формирование информационной культуры учащихся;

    Развивать коммуникативные навыки работы в группах;

    Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации.

    Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов.

    Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

    Воспитание патриотизма на примерах мужества и героизма русских солдат

    Содействовать воспитанию уважения к истории как к науке о прошлом.

Оборудование урока:

учебник История России (Измозик В.С., Рудник С.Н.)

Атлас «Всемирная история»,

настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

    Повод, причины, характер войны. Цели участников.

    Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

    Война и российское общество.

    Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения.

Начало первой мировой войны. Поводом к началу войны явилось убийство 28 июня 1914 года в Сараево наследника австрийского престола экс герцога Франца - Фердинанда. Австрийский принц захватил Боснию на которую претендовала Сербия. Австро-Венгрия под давлением Германии начала войну. Убийство в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

    Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

    Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Причины войны: 1. Противоречия между европейскими державами; 2. Борьба за сферы влияния. Война сразу приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В нее было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Большая часть вины за разжигание войны лежит на германо-австрийском блоке, затеявшем большой передел Европы и мира. Она планировала сокрушить Францию, а затем и Россию, присоединить к себе прибалтийские и польские губернии России, некоторые французские колонии в Африке, прочно обосноваться в Турции на Ближнем и Среднем Востоке. Австро-Венгрия стремилась подчинить Балканские государства.

Тройственный союз

Антанта

В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Обучащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Тройственный союз

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Тройственный союз

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Россия

Антанта

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Франция

Антанта

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Англия

Антанта

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Тройственный союз

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Тройственный союз

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Япония

Антанта

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Италия

Антанта

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне?

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (генералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна» провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Сообщение о Брусиловском прорыве.

    Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

    Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

    Что такое «позиционная война»?

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Изучение третьего вопроса начать с того, что страну захлестнула волна германофобии.

Наблюдается взрыв патриотизма. Война породила «беженство». С середины 1915 года нарастает революционное движение, антивоенные выступления в армии (братания, дезертирство и т. д.) , мощный подъем стачечного движения. К началу 1917 года в стране назрел общенациональный кризис.

Работа с источником «Из беседы английского военного представителя в России генерала А. Нокса с генералом-квартирмейстером П.П. Лебедевым 1 октября 1915 года».

Учитель ставит вопрос обучающимся: «Чью сторону вы принимаете в данном вопросе? Аргументируйте свою точку зрения».

    Итоги.

В 1917 году русские войска терпят поражение на фронтах мировой войны в условиях революции. В марте 1918 года Советская Россия заключает сепаратный мир с Германией - Брестский мир на грабительских условиях: Россия утратила Прибалтику, часть Белоруссии и Закавказье. Выплата Россией контрибуции, потеря флота др.

В ноябре 1918 году - поражение Германии и ее союзников от Антанты.

    Дом задание

п. 11, составить хронологическую таблицу «Основные события первой мировой войны».