Центр для мужчин переживших насилие. Как работает первый в России кризисный центр для мужчин? Отделение консультативного приёма

К 120-летию со дня рождения Антона Семеновича Макаренко

«Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины».

Так считал А. С. Макаренко, воспитавший несколько тысяч трудных советских подростков в колониях. При этом он был уверен, что овладеть этим искусством может каждый родитель и воспитатель.

«Никаких детских катастроф, никаких неудач, никаких процентов брака, даже выраженных сотыми единицы, у нас быть не должно! <…> Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь, может каждый человек, если он действительно захочет это сделать», - утверждал Макаренко без всякого пафоса и преувеличения, с твердой убежденностью в своих словах.

Возможно, в рамках своего времени педагог был прав - нам судить трудно. Но современные родители и воспитатели, безусловно, не могут рассчитывать только на свои воспитательные методы. То, каким вырастет ребенок, - во многом дело промысла Божия. Но ответственности за воспитание детей с нас никто не снимал. В обществе, лишенном общих ценностных ориентиров, ответственность православных еще выше.

Свою «Книгу для родителей» Макаренко посвятил семейному воспитанию. Общаясь со множеством детей и подростков в колониях, педагог увидел, что многие ошибки в воспитании совершаются именно в семье.

Прежде всего, Макаренко взывает к родителям: будьте ответственными!

«Если вы родили ребенка, - это значит на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель».

Воспитание детей - это органичная часть жизни родителей. Отец или мать не могут быть жадинами, сквернословами или пьяницами на работе, а дома перевоплощаться в прекрасных, добрых и чутких воспитателей. Макаренко настаивает на том, что родители должны быть очень внимательны ко всему, что они говорят и делают, и если они увидят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, то это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем уничтожить. Например, если отец двоих детей разлюбил свою жену и полюбил другую, Макаренко говорит ему: «Потушите ваше новое чувство. Плохо, трудно, но вы обязаны потушить. Останьтесь отцом в вашей семье. Вы это обязаны сделать, потому что в вашем ребенке растет будущий гражданин, и вы обязаны пожертвовать в известной мере своим любовным счастьем». (Слово «гражданин», столь много значившее в советские годы, каждый читатель может заменить на актуальное лично для него).

Макаренко подчеркивает, что воспитание детей должно быть осознанным процессом, постоянно находящимся в центре внимания родителей. Если ребенок начинает проказничать, плохо себя вести, то игнорировать это ни в коем случае нельзя. Бывает, что ребенок нашкодит раз, другой, а родители воспринимают его поведение как норму, не обращают внимания. Потихоньку у такого ребенка могут развиться серьезные недостатки, а расстроенные родители будут только печально шептаться наедине, но на людях будут сохранять достоинство, скрывая ущербность своего воспитания. Таких родителей Макаренко называет бракоделами.

«Таким именно путем общество получает известную порцию шкурников, портачей, мошенников, болтунов, вралей, прогульщиков, хамов, лакеев, пошляков, самодуров, снобов и воров.

Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения, почему вы малодушно не спрашиваете себя: был ли я в своей семейной жизни большевиком?

Если сын оскорбляет мать, никакой фокус не поможет. Это значит, что вы очень плохо воспитывали вашего сына, давно воспитывали плохо, долго. Всю воспитательную работу нужно начинать сначала, нужно многое в вашей семье пересмотреть, о многом подумать и прежде всего самого себя положить под микроскоп. А как поступить немедленно после грубости, нельзя решить вообще, - это случай сугубо индивидуальный. Надо знать, что вы за человек и как вы вели себя в семье. Может быть, вы сами были грубы с вашей женой в присутствии сына. Впрочем, если вы оскорбляли вашу жену, когда сына не было дома, - тоже достойно внимания».

Для Макаренко очень важно то, что родители воспитывают ребенка не для себя, не для будущей карьеры или семейной жизни, не вообще просто так. Так и в христианстве: оказывается, христианином надо быть не только в храме, не только среди невоцерковленных коллег по работе, а в каждый момент своей жизни, в том числе и в семье. Ведь мы воспитываем детей не просто так, мы воспитываем их для встречи со Христом и для вечной жизни. А чтобы дети выросли хорошими христианами, родителям тоже надо быть верными Христу.

Макаренко констатирует, что вместо того, чтобы задать себе поставленный выше вопрос, родители всегда ищут оправданий. И главное оправдание, которым они защищаются от ответственности, - это отсутствие времени. Нам некогда оценивать свои методы воспитания, нам некогда изменять свою жизнь, у нас и так мало времени, чтобы полностью посвящать его детям. Макаренко подметил, что такие родители часто рисуют в своем воображении целительные разговоры с детьми. Но преувеличивать значение педагогических бесед - большая ошибка. Поучительные речи родителей крайне редко оказываются полезными.

Воспитание современного человека, по Макаренко, - процесс социальный в самом широком смысле слова. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя».

Другими словами, один человек сам по себе, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребенка. Современные православные родители, пытаясь оградить своих детей от дурного влияния распущенного мира, часто пытаются этот тезис преодолеть. Полезно, на наш взгляд, было бы иметь в виду следующие слова Макаренко:

«Система бонн и гувернеров, постоянных надсмотрщиков и зудельщиков давно провалилась, не создав в истории ни одной яркой личности. Лучшие, живые дети всегда вырывались из этой системы.

Бессмысленна и безнадежна попытка некоторых родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание индивидуальной домашней дрессировкой. Все равно, это окончится неудачей: либо ребенок вырвется из домашнего застенка, либо вы воспитаете урода.

Материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или педагогических поучений отцов. Материалом будет жизнь во всех ее многообразных проявлениях».

И в советское время многие были недовольны дворовыми мальчишками, которые были хулиганами, обманщиками и портили домашних детей, попадавших в их компанию. Многие родители, видя, что их послушный сын стал капризничать, спорить, ругаться, может быть, даже совершать преступления, говорили, что ребенка испортили двор, улица, плохая компания. Но, замечает Макаренко, «на том же дворе вы найдете десятки детей, для которых семейный коллектив и семейный корректив создали какие-то установки, какие-то традиции, помогающие им осилить влияние уличных мальчиков, не чуждаясь их и не отгораживаясь от жизни семейными стенами».

Трудно сказать, что бы мог посоветовать Макаренко современным родителям-христианам. Но все-таки кажется, что он не стал бы сторонником воспитания в семейном или даже православном гетто. Хорошо, когда у родителей есть возможность отдать детей в православный детский сад и в православную гимназию. Но по каким путям пойдет 17-летний подросток, выпущенный наконец из узкого православного коридора, нельзя сказать однозначно. Думается, что Макаренко не посоветовал бы полностью исключать современную внецерковную жизнь из поля зрения православных детей. (Впрочем, это отдельная и сложная тема, которую мы не предполагаем развивать в данной статье).

Макаренко был принципиальным сторонником большой и дружной семьи. Он считал, что «система единственного ребенка» делает задачу воспитания исключительно трудной. Даже в скромной семье единственный ребенок превращается в принца или принцессу. Родители воспринимают его не иначе, как единственного претендента на счастье и удачу.

«Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение.

Родители, если бы даже хотели, не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества. В подобных случаях только противоестественная слабость родительской «любви» может несколько уменьшить опасность. Но если эта любовь имеет только нормальные размеры, дело уже опасно: в этом самом единственном ребенке заключаются все перспективы родительского счастья, потерять его, - значит потерять все.

Его единственность поэтому неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники».

В такой семье теряется главная составляющая воспитания - коллективное начало. По Макаренко, семья должна быть только коллективом, сплоченным общими интересами и потребностями, общей радостью и общим горем. Отсутствие коллективного опыта формирует у ребенка нравственную пустоту. В то время как правильно организованный семейный коллектив дает опыт общения с близкими и менее близкими людьми, позволяет ребенку узнать ощущение человеческой помощи и человеческой нужды, чувства зависимости, связанности, ответственности.

«Нет братьев и сестер - ни старших, ни младших, - нет, следовательно, ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения, - просто ничего нет, даже обыкновенного соседства.

В очень редких случаях товарищеский школьный коллектив успевает восстановить естественные тормоза для развития индивидуализма. Для школьного коллектива это очень трудная задача, так как семейные традиции продолжают действовать в прежнем направлении».

Нравственно ценная потребность, - утверждает Макаренко, - может вырасти только из коллективного опыта. В качестве эталона он выводит дружную и веселую семью с 13 детьми. Все дети «поражали окружающих удивительным спокойствием своих характеров. В этом переполненном семействе почти не слышно было плача. Даже самые младшие никогда не задавали таких оглушительных концертов», какие случались в других семействах.

Что же делать родителям, у которых только один ребенок? Решение простое: взять в свою семью ребенка из детского дома и полюбить его, как родного. Педагог настаивает: «Сделайте это обязательно, как бы ни затруднительно было ваше материальное положение. И самое главное, не воображайте, что вы его облагодетельствовали. Это он пришел на помощь вашей «косой» семье, избавив ее от опасного крена».

«В наше время было сказано, что дети - «цветы жизни». Это хорошо. Но скоропалительные в суждениях, сентиментальные люди не дали себе труда задуматься над этими прекрасными словами. Если сказано «цветы», значит нужно цветами любоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать. Нужно, пожалуй, самим цветам внушить, что они составляют неприкосновенный «роскошный» букет.

В этом узкоэстетическом и бессмысленном восторге уже заложено его посрамление. «Цветы жизни» надлежит представлять себе не в виде «роскошного» букета в китайской вазе на вашем столе. Сколько бы вы ни восторгались такими цветами, сколько бы ни ахали, эти цветы уже умирают, они уже обречены, и они бесплодны. Завтра вы прикажете их просто выбросить. В лучшем случае, если вы неисправимо сентиментальны, вы засушите их в толстой книге, и после этого ваша радость станет еще более сомнительной: сколько угодно предавайтесь воспоминаниям, сколько угодно смотрите на них, перед вами будет только сено, простое сено!

Нет, наши дети вовсе не такие цветы. Наши дети цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это прекрасный яблоневый сад. И этот сад - наш, здесь право собственности звучит, честное слово, очаровательно! Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим делом: вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки… Не только аромат, не только «гаммы красок», - плоды, вот что должно вас интересовать в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно. Между прочим, у хорошего садовника гусеница никогда не появится».

На севере Москвы открылось крупнейшее в стране учреждение по оказанию всесторонней помощи женщинам, попавшим в трудные жизненные ситуации, сообщает пресс-служба столичного правительства.

"Этот центр универсальный, здесь будет оказываться и методическая, и организационная, и психологическая помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации", - заявил Сергей Собянин на церемонии открытия.

По его словам, раньше в столице действовали только два небольших таких центра.

Директор центра Наталья Завьялова пояснила, что за помощью в центр смогут обратиться женщины, пострадавшие от физического насилия, а также женщины-инвалиды или имеющие детей-инвалидов, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери и женщины, находящиеся в стадии развода.

Отметим, что центр рассчитан на 80 стационарных мест и 115 посещений в день. На его базе планируется вести просветительскую работу, проводить конференции и круглые столы. В ходе осмотра здания Мэру Москвы показали спортивный зал, игровую комнату для детей, комнату матери и ребенка.

P.S. Роман Роман

Круто! На наши налоги открыт КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР для женщин, попавших в сложные ситуации. ПРАВИТЕЛЬСТВО, хоть что-нибудь для МУЖЧИН когда -нибудь откроют? ГДЕ МУЖСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ? Где андрологические центры? Где КРИЗИСНЫЕ ЦЕНТРЫ для мужчин в сложных ситуациях? ГДЕ кризисные центры для воинов - инвалидов? Для отцов, выброшенных из семей? Для разоренных государством мелких предпринимателей? Для мальчиков, изуродованных в призывной армии? Если в законодательстве прописаны РАВНЫЕ ПРАВА всем гражданам, то мы ТРЕБУЕМ РАВНЫХ ПРАВ, независимо от пола! НЕТ гендерной дискриминации и феминофашизму


P .S . Студент-Тт Макспарков

До каких пор мужчины в этой стране будут на положении второго сорта?

Гендерное законотворчество.

Наиболее часто в гендерном законотворчестве атака на права одного пола (дискриминация) называется «защитой прав» другого пола. Причём все существующие в настоящее время гендерные законы закрепляют всегда дискриминацию мужчин, и никогда – женщин. У мужчин нет ни одного законодательного преимущества. а преимущество женщин можно найти при всяком упоминании признаков пола в гендерном законе.*

На протяжении последних десятилетий прослеживается неуклонный рост количества гендерных законов, закрепляющих дискриминацию мужчин. Это совпадает с ростом в нашей стране феминизма, который основан на множестве женских организаций и поддерживается государственной политикой под брендом «защиты семьи». Но, как известно, активизация феминизма – и есть основная причина разрушения института семьи.

Активность феминизма и число гендерных законов - взаимосвязаны. Гендерное законотворчество происходит с подачи и под диктовку феминистских структур, в том числе – международных. Конечная цель этой и подобных ей медленных революций - разрушение России. С позиции Прав человека гендерное законотворчество является нелегитимным и нарушает международные правовые нормы. Человек, рождённый «не с тем полом» не должен быть ущемлён в правах


P .S . Алекс Романов

В то время, как в России (и многих других странах СНГ) именно МУЖЧИНЫ:

Среднестатистически не доживают до пенсии

Во много раз чаще оказываются на улице в статусе бомжа

Платят 2/3 всех налогов и дают 80% ВВП

Примерно в 20 раз чаще травмируются и погибают на производствах

Не получают ни копейки на "мужское здоровье"

Его соосновательница Диана Семенова рассказала нам о своих мотивах, планах и о том, почему в нашей стране многие по-прежнему думают, что проблемы насилия по отношению к мужчинам не существует.

Как появилась идея

Идея возникла за чашкой чая в августе 2017 года. У моей коллеги Ирины Чей, ставшей впоследствии руководителем «Двоеточия», на тот момент уже был опыт работы в кризисных центрах, а я сталкивалась с проблемой, так как вела частную психологическую практику. Мы говорили о том, что мужчине, пострадавшему от насилия, в нашей стране некуда обратиться. И подумали: почему бы не создать такое место самим? Сначала мы хотели открыть единый кризисный центр для людей обоих полов, но подумав, решили, что мужчинам будет проще попросить помощи в пространстве, созданном специально для них. В нашей патриархальной системе мужчина обязан быть сильным, а мы работаем со случаями, когда человек не смог постоять за себя – поэтому испытывает стыд и страх.

Финансирование

Мы нашли негосударственный проект, который поддерживает социально значимые инициативы, подали заявку, описали свою концепцию, и, к нашему удивлению, выиграли грант. Его координаторы помогали нам на протяжении всего запуска.

Замалчивание проблемы

Мы начали с исследования. Я написала проникновенный пост на своей странице в соцсети об известных мужчинах, подвергшихся насилию, чтобы привлечь внимание людей к проблеме, и попросила анонимно заполнить опрос. Пост вызвал резонанс, набрал около 6 000 просмотров, нам начали писать, что мы делаем важное дело. Мы не ожидали такой бурной реакции – это еще раз подтвердило, что тема очень важная и актуальная.

Результаты анкетирования нас шокировали. Большинство респондентов высказали сомнения в том, что мужчина вообще может быть подвергнут сексуальному насилию. А некоторые люди считают, что действия, которые однозначно осуждаются, если совершены по отношению к женщине, вполне допустимы в случае с мужчиной.

Мы поняли, что помимо организации работы самого центра, нам предстоит еще и заниматься просветительской деятельностью, а также вести статистику, которой сейчас в нашей стране по данной проблеме не существует, что только подкрепляет иллюзию ее отсутствия. В Великобритании, например, вопрос изучается, и там известно, что мужчины страдают от домашнего насилия почти также часто, как и женщины.

Как организована помощь

Сейчас наша работа организована таким образом: есть трое постоянных психологов и юрист, а также пул специалистов, которых мы привлекаем по мере необходимости. Все сотрудники – выходцы из Восточно-Европейского Института Психоанализа, у них есть опыт работы с пострадавшими от насилия. В будущем с расширением штата мы планируем обучение и подготовку психологов по данной проблеме перед началом консультирования.

Постоянного помещения у нас нет, мы снимаем кабинеты в разных частях города по каждому запросу индивидуально. На данный момент к нам обратились десять человек. Далеко не все доходят до личной встречи, но многим достаточно даже переписки – полученный отклик оказывает на них терапевтический эффект.

Для удобства мы организовали три пути получения помощи: очная в Петербурге, дистанционная в Skype и письменная по электронной почте. У каждого обратившегося в распоряжении пять бесплатных консультаций. Также мы оказываем юридическую поддержку, так как мужчине часто тяжело обратиться в правоохранительные органы из-за боязни насмешек.

Сейчас самое важное для нас – создать максимально безопасное пространство, где пострадавшие могут получить помощь. Мы гарантируем анонимность и конфиденциальность каждому обратившемуся. Одна из задач – дать понять человеку, что он такой не один. Потому что насилие окружает нас повсюду, и каждый в той или иной степени сталкивался с ним. Мы хотим дать мужчинам возможность рассказать о том, что с ними произошло, и получить помощь квалифицированных специалистов.

Кто чаще страдает от насилия

Если говорить о группах риска, то они очень разные: от закрытых мужских коллективов (армия, спортивные училища, корабли, подлодки) до партнерского насилия. Мы думаем, что именно проблемы в семье станут самым частым поводом для обращения в наш центр.

В случае с мужчинами часто психолог – единственный человек, которому пострадавший смог рассказать о пережитой травме. Как бы банально это не звучало, но простое «проговаривание» иногда может сильно облегчить состояние. Конечно, мужчины традиционно менее доверчивы и открыты к принятию помощи, но они и более стабильны.

В России могут открыться кризисные центры для мужчин, которые бьют своих жён и детей. По поручению вице-премьера Ольги Голодец Минтруд проработает этот вопрос и до 15 апреля представит свою точку зрения в правительство.

Домашние тираны

Замминистра образования, член правительственной комиссии по делам несовершеннолетних Вениамин Каганов рассказал RT, что создание кризисных центров обсуждалось на заседании, но добавил, что «пока это просто постановка вопроса».

По словам Каганова, несправедливо, когда женщины с детьми вынуждены спасаться от супругов и уходить из дома.

«Справедливее было бы, если бы было наоборот — помещать куда-то мужчин на время, чтобы они не мешали своей семье жить», — считает заместитель министра.

В пресс-службе Минтруда сообщили, что пока не готовы комментировать этот вопрос.

Ещё один участник заседания, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак полагает, что такие центры должны находиться не только в крупных городах, но и в маленьких населённых пунктах.

Как объясняет Спивак, согласно нынешнему законодательству, человек может получать помощь только добровольно. Если же пострадавшие женщины будут обращаться в центр с жалобой, специалисты, скорее всего, не смогут ничего предпринять — для принудительного воздействия на дебоширов потребуется корректировка законов.

«Нужно проанализировать, возможно ли это в рамках действующего правового поля. Если возможно, то как? Такая задача была поставлена на заседании», — подчёркивает Спивак.

Эксперт добавляет, что в международной практике существует более широкий комплекс мер по борьбе с домашним насилием. Решение по каждому конкретному случаю принимает суд.

«Например, суд может обязать пройти курс реабилитации, курс помощи психолога и до конца курса ограничить общение с пострадавшими. Именно обязать. У нас такого нет. Это никак не вписывается в наше законодательство», — поясняет он.

По мнению Спивака, кризисные центры могут проводить комплексные программы психологической и педагогической помощи.

«Психолог должен работать с эмоциональной сферой, научить приёмам управления гневом. Задача педагогов — объяснить, что ты можешь решать те же самые задачи, но другим способом. Например, если мужчина бьёт ребёнка за невыученные уроки, то нужно дать понять, что задача выучить уроки — правильная, а методы — неправильные», — считает он.

«У нас не принято выносить сор из избы»

Эксперт отмечает, что в России домашнее насилие довольно распространено.

«Это чрезвычайно закрытая сфера. У нас не принято выносить сор из избы, не принято обращаться за помощью — в силу того, что мало кто может помочь, и потому что культура такая», — отмечает Спивак.

Кроме того, он выделяет несколько наиболее опасных периодов, когда у детей чаще всего происходят конфликты с родителями: кризис самостоятельности (в районе 3-х лет), кризис семи лет, кризис подросткового возраста.

По мнению Спивака, чаще всего конфликты в семье связаны с тем, что родители не справляются с воспитанием. Среди других причин — фоновый стресс (потеря родственника, переезд, материальные трудности), низкая самооценка родителя, гиперактивный, трудный характер ребёнка.

15 тысяч жертв ежегодно

Писательница и общественный деятель Мария Арбатова приводит данные МВД, согласно которым в России ежегодно 15 тыс. женщин погибают в результате домашних побоев. По её словам, с 1991 года эта статистика практически не меняется.

Активистка считает, что нужен не отдельный центр для мужчин, а скорее комплексный, куда могла бы обратиться вся семья.

«Смешно говорить о центрах для насильников, когда недостаточно центров для самих жертв», — отмечает Арбатова.

По её мнению, в 50% российских семей так или иначе применяется физическое насилие. Арбатова считает, женщинам в нашей стране не созданы условия для защиты: после написания заявления в полицию жертва должна снять побои, собрать другие доказательства, найти адвоката. Мало того что женщина должна заниматься этим самостоятельно, у неё для всего есть только сутки: по прошествии 24 часов дебошира из полицейского участка отправляют обратно домой, где он снова остаётся с ней один на один.

«Весь прошлый год женское сообщество поднимало вопрос домашнего насилия. В итоге мы не то что не продвинулись вперёд в решении этой проблемы, а сделали шаг назад — в первом чтении был принят закон о декриминализации семейного насилия», — говорит писательница.

Напомним, летом 2016 года в Госдуму был внесён законопроект о декриминализации побоев в отношении близких родственников. Авторы инициативы таким образом предлагают устранить неоднозначную норму законодательства — сейчас рукоприкладство вне семьи квалифицируется как административное правонарушение, а в семье — как уголовное преступление.

При этом ранее уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова поддержала законопроект, отметив, что в российском законодательстве созданы необходимые механизмы защиты семьи.

«Безусловно, домашнее насилие недопустимо. Безусловно, дети не должны стать жертвами или заложниками той или иной ситуации. Для этого создаются и созданы достаточные меры и системы», — считает Кузнецова.

Алтайский Краевой кризисный центр для мужчин — инновационное учреждение в структуре Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита). Деятельность Центра свидетельствует о преодолении однобокого подхода к оказанию социальной помощи семье, когда мужчина не попадал в поле зрения специалистов. Хотя, очевидно, без определения роли и места мужчины в современном обществе и семье, невозможно говорить о полноценной, комплексной, эффективной реабилитации семьи.

  • В 2002 г. Центру был присвоен статус базового экспериментального учреждения Министерства труда и социального развития РФ.
  • В 2006 г. на основании конкурса учреждений социального обслуживания семьи и детей, организованного Министерством здравоохранения и социального развития РФ КГУСО "Кризисный центр для мужчин" был присвоен статус опорно-экспериментального учреждения социальной сферы.

Философия Центра:

Мы совершенно убежденны в том, что:

  • любой человек может оказаться перед лицом жизненных катастроф и неурядиц;
  • любой человек нуждается в крепкой семье и поддержке общества для реализации своего жизненного потенциала;
  • мы верим и работаем с семьёй как с полноправным партнёром процесса изменений клиента;
  • благополучие общества зависит от благополучия, составляющих его членов;
  • мы можем помочь клиенту, его семье осознать собственные способности, верим в их потенциал и создаем условия роста социальной компетентности в решении проблем;
  • мы верим, что следование высшим стандартам интегративности и профессионализма поможет нам в обеспечении наилучшего качества помощи клиенту и его семье .

Структура Центра

Отделения Центра:

  • Отделение консультативного приема.
  • Отделение "экстренной психологической помощи населению по телефону".
  • Отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Отделение по работе с неполной отцовской семьей.
  • Отделение профилактики насилия в семье.

Целевая группа:

  • Мужчины, переживающие ситуативные кризисные состояния: потеря работы, утрата близкого человека (состояние "острого горя"), семейные конфликты, предразводная ситуация, развод, пережившие острый инфаркт миокарда и др.;
  • Проблемно-ориентированные группы мужчин: мужчины, воспитывающие детей без матери, участники экстремальных событий и локальных вооруженных конфликтов, мужчины, допускающие жестокое обращение с близкими родственниками, мужчины, чья профессиональная деятельность связана со стрессогенными условиями труда;
  • Мальчики-подростки, состоящие на учёте в органах внутренних дел и/или внутришкольном учёте.

Виды деятельности:

  • Предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;
  • Проведение социального патронажа семьи клиента Центра, нуждающегося в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
  • Оказание содействия клиентам Центра в их социальной адаптации и реабилитации;
  • Осуществление мероприятий по повышению стрессоустойчивости и психологической культуры населения, укрепление ценности семьи и здорового образа жизни, в т.ч. через пропагандистскую, издательскую, просветительскую деятельность, организацию выступлений в СМИ по актуальным проблемам деятельности Центра;
  • Осуществление мероприятий, направленных на профилактику девиантных форм поведения, суицидов, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений, насилия в семье и других социальных рисков;
  • Привлечение государственных, муниципальных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей, организаций инвалидов, и т.п.) к решению проблем клиентов Центра, которые они не могут преодолеть самостоятельно;
  • Осуществление правозащитной деятельности, представление интересов клиента Центра в суде;
  • Участие в разработке и реализации целевых программ социальной защиты населения;
  • Внесение предложений в органы государственной власти по совершенствованию законодательства в области охраны прав семьи, работы социальных служб по профилактике кризисных явлений;
  • Методическое обеспечение учреждений социального обслуживания населения края по профильным направлениям деятельности Центра, в том числе обучающие и супервизорские сессии, повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания;
  • Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объёма предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества;
  • Проведение научно-исследовательской работы, апробация, внедрение и отработка инновационных форм, методов и технологий социального обслуживания, подготовка научно-методических рекомендаций, сборников статей, тезисов и т.д.
  • Изучение и адаптация к условиям региона зарубежного опыта, развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

Отделение консультативного приёма

Цель: предоставление консультативных социально-психологических, социально-правовых, медико-социальных, социально-педагогических услуг клиентам центра посредством осуществления комплекса психокоррекционных, реабилитационных, просветительских мероприятий.

Отделение консультативного приёма функционирует с января 1997 года, и было создано в связи с актуальной потребностью клиентов в получении консультативных услуг специалистов различных профилей. Действительно, зачастую трудная жизненная ситуация клиента характеризуется неблагополучием во многих сферах, что обусловливает целесообразность различной по направленности помощи. Реализуя принцип комплексности, в отделении ведут консультативный приём специалисты: специалист по социальной работе, психологи, психотерапевт, андролог, сексолог.

Оказание комплексной консультативной помощи в трудной жизненной ситуации является оптимальной технологией, направленной на активизацию внешних и внутренних ресурсов человека необходимых для преодоления кризисной ситуации, обретения адаптивного личностного механизма и трансляции данного опыта на своё ближайшее социальное окружение.

Консультативный процесс как вид деятельности отделения представляет собой чётко налаженную безотказно функционирующую систему, которая имеет оптимальное, в плане достаточности и информативности, документальное сопровождение, что позволяет оперативно анализировать процесс и реагировать на изменения в нём. Важным системообразующим звеном консультативного процесса является первичный приём. Специалист первичного приёма, исполняя функции координации консультативного процесса, обеспечивает его оперативность и бесперебойное функционирование. Основное содержание первичного приёма — всесторонний анализ специфики жизненной ситуации клиента, его запроса и направление на приём к соответствующему специалисту, а также поддержание мотивации на посещение консультации посредством создания принимающей эмоциональной атмосферы, информирование об услугах Центра и предварительная запись на консультации.

Консультативная деятельность является проблемно чувствительной, ярко представляющей специфику проблемных полей обращений клиентов. Систематичность и специфичность запросов клиентов сигнализирует о возникшей проблемной зоне социального неблагополучия, что можно рассматривать как форму социального заказа на тот или иной вид и направление работы. В этом случае экстренное реагирование на возникшее социальное неблагополучие является основным наполнением содержания деятельности специалистов отделения. Этот формат осуществляется посредством разработки целевых программ, фокусно направленных на разрешение социально-психологическими средствами заявленной проблематики. Формат экстренного реагирования помимо поиска и исследования целевых групп предполагает также технологическую мобильность специалистов, которая заключается в освоении и внедрении инновационных пространств психосоциальной работы с мужчинами. В результате обозначенного подхода, в отделении помимо консультативного приёма функционируют следующие программы и проекты:

  • Программа "Психосоциальная работа с мужчинами, перенёсшими острый инфаркт миокарда " (реализуется на базе отделения реабилитации Алтайского краевого кардиологического диспансера);
  • Программа "Психологическое сопровождение лиц в кризисном состоянии" , представляющая собой этапное курирование клиентов, переживающих кризисное состояние;
  • Психологический клуб "Восхождение к индивидуальности" , открытая, постоянно действующая группа, нацеленная на самоактуализацию индивидуальности через раскрытие ресурсов и потенциалов личности участников;
  • Программа развития индивидуальности "33 ", тренинг-группа личностного роста рационально-эмотивной направленности, группа закрытая, её название исходит из структуры.

Реализуя принцип комплексности, клиентам предоставляются социально-медицинские андрологические консультативные услуги. Для данных услуг свойственно сочетание сугубо медицинской направленности и социально-психологической. Так немаловажным аспектом андрологической помощи является формирование у клиента ответственного репродуктивного поведения, которое проявляется, прежде всего, в наличии мотивации на сохранение и трансляцию репродуктивного здоровья как неотъемлемой части жизни современного мужчины.

В структуре деятельности отделения преобладают социально-психологические услуги, что соответствует запросам и потребностям клиентов.

Социально-психологические услуги специалистов направлены на содействие клиентам — мужчинам трудоспособного возраста, переживающим трудную жизненную ситуацию и их ближайшему окружению, — в улучшении психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

Целью работы психолога является создание психологических условий для формирования культурно-продуктивной самоактуализирующейся личности клиента, обладающей чувством жизненной перспективы, действующей осознанно, способной зрело и ответственно анализировать свою жизненную ситуацию с различных точек зрения и самостоятельно преодолевать трудную жизненную ситуацию.

Социально-психологические услуги осуществляются в двух формах работы:

  • Индивидуальное психологическое консультирование.

Индивидуальные психологические консультативные услуги должны обеспечивать оптимизацию значимых межличностных отношений, а также активизацию и мобилизацию потенциалов и ресурсов личности клиента, необходимых для преодоления трудной жизненной ситуации и решения социально-психологических проблем. Психологическое воздействие основано на диалоговом взаимодействии посредством циркуляции психологической информации между психологом и клиентом . Психологическая информация, которую получает и использует психолог, является конкретным знанием об особенностях функционирования психической реальности клиента, полученным психологом на основе обобщенной научной теории.

Используются следующие технологии:

  • Психологическое сопровождение лиц в кризисном состоянии.

Цель — содействие клиенту в продуктивном изменении личности при кризисных состояниях для преодоления трудных жизненных ситуаций и эффективного жизнеосуществления в индивидуальных социальных обстоятельствах. Сопровождение осуществляется достаточно длительный период времени, необходимый для проявленности позитивных личностных изменений на поведенческом уровне в конкретной жизненной ситуации клиента.

Кризисное консультирование.

Цель — оказание клиенту экстренной кратковременной психологической помощи (в том числе по телефону) направленной на поддержку жизненного тонуса, повышение стрессоустойчивости и психической защищенности, анализ, исследование и мобилизация физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов, а также формирование мотивации к активным действиям для выхода из кризисного состояния и преодоления трудной жизненной ситуации.

Психологическое консультирование.

Цель — повышение внутриличностной компетентности клиента, налаживание значимых межличностных отношений, формирование потребности в психологических знаниях с целью полноценного развития личности на каждом возрастном этапе, самоактуализация индивидуальности и повышение психологической культуры клиента и его микросоциальной среды.

При реализации вышеперечисленных технологий работы используются следующие техники, приёмы и методы: беседа, интервью, 5-ти шаговый рефрейминг, парадоксальная интенция, интерпретация, свободные ассоциации, обратная связь, самораскрытие, отражение чувств, перифразиование, анализ актуальных эмоций, уточнение, прояснение, побуждение, подбадривавние, активное слушание, директива, конфронтация, провокация, придание значимости, молчание, эмпатическая позитивная поддержка, анализ альтернатив, воздействующее резюме, современное бихевиорально-когнитивное консультирование, мультимодальная психотерапия.

Групповая работа

Психологические услуги, оказываемые в групповой форме, направлены на развитие и формирование навыков социальной компетентности клиентов посредством привития социально ценных норм поведения, формирования личностных посылок для адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности и установок на личностный и социальный рост. Активное психологическое воздействие основано на процессах групповой динамики малой группы, которая представляет собой многоуровневую структуру межличностных отношений и, посредством структурирования процессов обратной связи, служит инструментом самоисследования коммуникативного стиля, социальных установок и личностных ресурсов клиентов участников группы.

Используемые технологии:

  • Социально-психологический тренинг.

Цель — развитие умений и навыков, способствующих личностному и социальному развитию, самореализации индивидуальности и актуализации личностных ресурсов с последующей отработкой и закреплением навыков их использования в условиях работы тренинговой группы.

Группа само и взаимопомощи.

Цель — объединение клиентов переживающих общую проблемную ситуацию для передачи опыта преодоления асоциальных форм жизнедеятельности, снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряжённости и помощи в выходе из состояния дискомфорта. Посредством формирования чувства сопереживания и взаимной поддержки фасилитируется ощущение безопасности и эмоциональной защищённости участников, способствуя успешной социальной адаптации участников.

Клуб общения.

Цель — создание психологических условий для сохранения, поддержания и укрепления психологического, социального и психического здоровья клиентов, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь, в сфере межличностных отношений и эффективного общения.

При реализации технологий групповой работы используются следующие техники, приёмы и методы: групповая дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, управление процессами групповой динамики, структурирование процесса обратной связи, развивающие психологические упражнения, психогимнастика, аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация, дыхательные и телесно-ориентированные техники, элементы психодрамы, арттерапии.

Психокоррекционные мероприятия носят заявительный характер и реализуются в индивидуальной и групповой формах работы. Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии и направлена на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента.

В процессе работы специалист получает от клиента психологическую информацию, касающуюся особенностей личности, межличностных отношений клиента, специфики социально-демографического статуса и жизненной ситуации. Содержание данной информации является профессиональной тайной. Психолог обязан предпринимать меры по обеспечению конфиденциальности всей полученной от клиента информации, и несёт ответственность в установленном порядке за разглашение профессиональной тайны.

Специалистами отделения осуществляется инновационная форма социального обслуживания — выездная консультативная бригада. В целях повышения доступности консультативной помощи для регионов края в 2000 году внедрён в работу формат выездной консультативной бригады. В составе консультативной бригады участвуют специалисты: психолог, психотерапевт, андролог, специалист по социальной работе. Для удобства населения и структурирования работы специалистов осуществляется предварительная запись на консультации, для чего проводится информационная кампания в местных СМИ.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»