Церковнославянский язык. Программа для воскресных школ

Учебник Т. Л. Мироновой сформировался на основе многолетнего опыта преподавания церковнославянского языка в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете и на Учебных курсах Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Он содержит грамматику церковнославянского языка, упражнения и контрольные работы по каждой теме, словарь к учебным текстам. Предназначенное для учащихся средних и высших учебных заведений, как светских, так и церковных, пособие будет полезно и тем, кто осваивает церковнославянский язык самостоятельно, стремится лучше понять Священное Писание и православное богослужение. Издание 3-е, существенно переработанное и дополненное, подготовлено в рамках Программы Российской Государственной библиотеки "Книга в пространстве культуры".

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК И ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ.
Открывая грамматику, дабы научиться по ней церковно-славянскому языку, необходимо знать о важнейших свойствах этого языка, нераздельно связанного с Русской Православной Церковью. Слово живого языка - английского, русского, китайского, любого - несет в себе энергию действия. И потому любое имя есть не только и не столько сочетание звуков и грамматическая структура. Любое имя содержит в себе смысл, который позволяет воздействовать на человека одним только тем, что произносится.

Повествование о светлых людях и их добрых делах, чистое слово, не замутненное сомнением, иронией, скептицизмом, оставляет в человеке чувство чистоты, так теплый летний дождь промывает запыленные стекла окна. Слово же злое неизбежно порождает в душе человека чувство катастрофы, отягчает ее грузом злого воздействия. Слово, таким образом, есть дело. Это его свойство люди издревле используют в религиозных и магических обрядах, творя словом добро и зло.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Церковнославянский язык, Миронова Т.Л., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Программа курса, К учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 4 класс, Кочергина В.А., 2012

Пояснительная записка

Памяти Нины Павловны Саблиной

«Н.П. САБЛИНА относилась к тому малому стаду, что стоит во Имя Слова. Кандидат филологических наук, доцент, педагог с сорокапятилетним стажем, всю свою жизнь она радела о восстановлении русской языковой культуры, высшей и питающей частью которой является живой церковнославянский язык». (Ирина Рубцова)

Нас долго совесть будет мучить:
Не знали, не уберегли...
Господь берёт на небо лучших
От грешной страждущей земли.
И смерть внезапно, словно мина,
Дыханье жизни прервала.
Равноапостольная Нина
Сестру, наверно, позвала.
И вот она летит над нами,
Чиста, как снег, душа её...
Взгляни: сверкает, словно пламя,
Словесной сабли остриё. (Татьяна Егорова)

«Языкознание имеет исключительное значение для развития ума» - утверждал профессор протоиерей В.В. Зеньковский. В народном представлении грамотность всегда рассматривалась как ключ к Божественному Писанию, особенное внимание на изучение церковнославянского языка в своей сельской школе обращал великий педагог С.А. Рачинский.

Среди причин, якобы мешающих современным людям посещать Богослужение, часто называют «непонятность» богослужебного языка. Детям нам тоже предстоит объяснить, почему Церковь до сих пор молится на этом древнем языке, и зачем его надо изучать.

Церковнославянский язык никогда не был разговорным, он был создан святыми солунскими братьями специально для общения с Богом, как язык, возвышенный над мирской суетой, язык Богослужения и Богообщения. Отказаться от него - означало бы сильно себя обеднить, примитизировать наше Богообщение.

Оценить красоту и поэтичность церковнославянского языка невозможно, если его совсем не понимаешь, ну а для этого надо потрудиться. Убеждая детей в необходимости изучения церковнославянского языка, мы приводим известный аргумент - ни у кого не вызывает возражений необходимость знания английского языка для профессионального роста. Точно также для духовного роста требуется знание языка сакрального, языка, на котором молились святые, для того, чтобы и нам приобщиться к их духовному опыту.

На уроках, по совету Н.П. Саблиной, мы приводим примеры, как звучал бы, допустим, привычный для нас возглас «Вонмем!» на современном языке - «Внимание!». У детей это, как правило, вызывает улыбку и убеждает их в том, что не стоит торопиться с переводом богослужения на современный язык.

Говоря о необходимости преподавания церковнославянского языка, д.ф.н. Журавлев В.К. считает, что освоение нашими детьми церковнославянского языка - это их воцерковление, введение во Храм. Он отмечает, что «искони русские дети учились читать по Псалтири и Часослову», но затем «в результате семидесятилетнего господства богоборческого режима церковнославянский язык был изгнан из системы народного образования... Перебиты священнослужители, пастыри, дабы «рассеять стадо. И где-то бродят ягнятки - русские ребятки. Но у нас есть священный рожок церковнославянский язык. Он-то и приведет русских ребяток в Храм Божий. И да воскреснет Русь Святая!»

Свирепова О.В., преподаватель курсов церковнославянского языка при Серпуховском благочинии,

Захарова Л.А., директор воскресной школы «Вертоград»

Учебно-тематический план

Часть 1. Церковнославянский Имяслов. 4 класс (10-11 лет)

Урок 1. Завещанный образ родного языка
Урок 2. Азъ и Буки
Урок 3. Веди и Глаголь
Урок 4. Добро и Живете
Урок 5. Есть и Ять
Урок 6. Зело и Земля
Урок 7. Иже и И десятиричное
Урок 8. Како и Людие
Урок 9. Мыслете и Нашъ
Урок 10. Онъ, Омега и Отъ
Урок 11. Покой и Рцы
Урок 12. Слово и Твердо
Урок 13. Укъ и Херъ
Урок 14. Фертъ и Фита
Урок 15. Цы и Червь
Урок 16. Ша и Шта
Урок 17. Еръ, Ерь и Еры
Урок 18. Я и Юсъ малый, Ю
Урок 19. Кси и Пси
Урок 20. Ижица
Урок 21. Азбучная молитва
Урок 22. Стихи
Урок 23. Зачет

Часть 2. Основы церковнославянской грамоты. 5 класс (11-12 лет)

Урок 1. Ажурное надстрочье
Урок 2. Слова под титлами
Урок 3. Буквенная Цифирь
Урок 4. Чередование согласных.
Урок 5. Звательный падеж
Урок 6. Неполногласие.
Урок 7. Глагол «Быти»
Урок 8. Правила чтения. Псалом 1.
Урок 9. Местоимения личные 1 и 2 лицо
Урок 10. Местоимения личные 3 лицо
Урок 11. Псалом 90. Чтение
Урок 12. Псалом 33. Чтение
Урок 13. Псалом 50. Чтение
Урок 14. Глаголица и кириллица
Урок 15. Зачет

Церковнославянский язык. Миронова Т.Л.

М.: Международный фонд славянской письменности и культуры, 2008 - 302 с.

Книга посвящена протестантизму – направлению христианства, которое исповедуют ныне по всему миру. Почему протестанты, или, как они себя назвали, «евангельские христиане», никогда, за все шестьсот лет своей истории, не хотели состоять в одной церкви, под началом одного первосвященника? Почему, глубоко преданные идеалам Христа, они совсем иначе, чем католики и православные, относились к памяти Божьей Матери? Почему нетленные мощи угодников и земную красоту икон они считают позорным для христианина «идолопоклонством»? Почему в России немалое число людей не гнали иноземных проповедников, а шли в «штундисты», рискуя жизнью ради новой веры? Ответ на эти вопросы дает вероучение протестантов – членов лютеранской, реформатской, англиканской, баптистской и множества других церквей. В книге раскрываются мировоззренческие установки протестантизма, особенности его догматики, культа, этики, а также его увлекательная история. Книга предназначена для студентов и преподавателей гуманитарных вузов, а также всех интересующихся историей религии и культуры.

Формат: pdf / zip

Размер: 4,4 Мб

Скачать:

RGhost

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Церковнославянский язык и путь Богопознания
Урок 1
§1. Церковнославянская азбука
§2. Трудности церковнославянской азбуки
Урок 2
§1.Как читать по-церковнославянски
§2. Надстрочные знаки
§3. Титла, паерок
§4. Изображение чисел в церковнославянской графике
Урок 3
§1. Слова церковнославянского языка, их происхождение и значение
§2. Изменение значений церковнославянских слов в русском языке
§3. Звуковые особенности церковнославянских слов
Урок 4
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
§1. Грамматические свойства имени существительного
§2. Изменение имен существительных по числам
§3. Изменение имен существительных по падежам
§4. Типы склонения имен существительных
Урок 5
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§1. Первое склонение имен существительных
§2. Второе склонение имен существительных
§3. Чередование согласных при склонении имен существительных
Урок 6
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
§1. Третье склонение имен существительных
§2. Четвертое склонение имен существительных
Урок 7
МЕСТОИМЕНИЕ
§1. Местоимение и его значения
§2. Личные местоимения 1-го и 2-го лица и возвратное местоимение сод
§3. Личные местоимения 3-го лица
§4. Местоимения ИЖЕ, ЕЖЕ, IАЖЕ
Урок 8
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§1. Грамматические свойства имени прилагательного
§2. Склонение кратких имен прилагательных
§3. Склонение полных имен прилагательных
§4. Степени сравнения имен прилагательных
Урок 9
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
§1. Имя числительное и его значения
§2. Склонение количественных числительных
§3. Уклонение порядковых числительных
НАРЕЧИЕ
§4. Наречие и его значения
Урок 10
ГЛАГОЛ
§1. Грамматические свойства глагола
§2. Глагол в настоящем и простом будущем времени
§3. Глаголы архаического спряжения
§4. Глагол в сложном будущем времени
Урок 11
ГЛАГОЛ
Глагол в прошедшем времени
Глагол в аористе
Трудные случаи спряжения аориста
Глагол в имперфекте
Урок 12
ГЛАГОЛ
§1. Глагол в перфекте
§2. Глагол в плюсквамперфекте
§3. Глагол в повелительном наклонении
§4. Глагол в желательном наклонении
§5. Глагол в сослагательном наклонении
Урок 13
ПРИЧАСТИЕ
§1. Грамматические свойства причастия
§2. Склонение действительных причастий настоящего времени
§3. Склонение действительных причастий прошедшего времени
§4. Склонение страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Урок 14
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§1. Подлежащее и сказуемое
§2. Второстепенные члены предложения
§3. Дательный самостоятельный
Урок 15
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§1. Сложносочиненные предложения
§2. Сложноподчиненные предложения
§3. Придаточные цели в церковнославянском языке
§4. Придаточные условия в церковнославянском языке
Контрольные работы
Контрольная работа № 1
(уроки 1,2,3)
Контрольная работа № 2
(уроки 4, 5,6, 7)
Контрольная работа № 3
(уроки 8,9,10,11)
Контрольная работа № 4
(уроки 12,13,14,15)
Словарь
Список рекомендуемой литературы