Чем индивид отличается от развитой личности: определение понятий и их различия. Что такое личность? Ключевые свойства личности

Введение

1. Соотношение понятий: личность, человек, индивид, индивидуальность

2. Индивидуальность как свойство личности

Заключение

Введение

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Личностью в психологии обозначается системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Так, биогенетический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма; социогенетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.; психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Отечественная общепсихологическая теория личности базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины, и развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

Цель данной работы: изучение и характеристика таких понятий как личность и индивидуальность.

Соотношение понятий: личность, человек, индивид, индивидуальность

Приступая к изучению индивидуальности и личности, прежде необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности и индивидуальности.

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон (рис. 1).

Появляясь на свет, человек несет в себе прежде всего родовую принадлежность, которая выражается понятием «индивид». Таким образом, это понятие характеризует носителя определенных биологических свойств. Постепенно человек обретает особое социальное качество и становится личностью, т.е. реальным человеком.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. С одной стороны, человек существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Фунда-ментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

Индивид - это человек как единица общества. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Затем человек, включаясь в систему общественных отношений, приобретает особое социальное качество, становится личностью. Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, рассматриваемый как общественное существо, и обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества. При этом, не всякий человек является личностью, только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью.

Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные, так и благоприобретенные свойства (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт и др.).

) Становление личности - есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

) Становление индивидуальности - есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Рисунок 1 - Базовые понятия: индивид, личность, индивидуальность

Таким образом, можно сказать, что индивид формирует в себе личность. При этом, личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется во всем: в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности и т.д.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке:

со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других;

об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Индивидуальность как свойство личности

Взаимосвязь понятий «личность» и «индивидуальность» в отечественной психологии вызывает ряд противоречивых мнений. Как пишет В.С. Мерлин, «распространен взгляд, что личность - это то же самое, что индивидуальность». По мнению ученого, это не так, более того, именно в том, что понятие индивидуальности отличается от понятия личности, заключается сущность отличия психики животного от психики человека: «Животные обладают индивидуальностью, но не личностью. Личностью является только человек».

А.Г. Асмолов следующим образом характеризует взаимосвязь этих основных понятий в психологии: «Связь между индивидом, несущим видовой опыт человечества, личностью, приобщающейся к различным картинам мира и типовым формам поведения в социогенезе как истории человечества, и индивидуальностью, строящей себя и мир в персоногенезе как жизненном пути человека, передается формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности. Так, например, индивидуальность понимается как единичность, неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям общих личностных черт. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии.

Другая традиция - понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, такими, которые обнаруживаются только у отдельного человека и генетически связаны с конкретными незакономерными обстоятельствами его развития. Она определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.

Еще одна традиция - понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности.

При этом, разные авторы предлагают и разные характеристики индивидуальности, в которых «читаются» оттенки понимания данной категории. Так, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов используют термин целостная индивидуаль-ность, Б.Г. Ананьев - комплексная, В.С. Мерлин - интегральная, А.В. Брушлинский - субъектно-деятельностная, Э.А. Голубева - структурно-функциональная.

Выделяют два основных подхода к соотнесению понятий «индивидуальность» и «личность». С одной точки зрения, индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей. Тогда это понятие становится более широким, чем личность. С другой точки зрения, индивидуальность в структурной организации человека объединяет лишь незначительную группу качеств. Отсюда - структура личности человека шире структуры его индивидуальности. Как пишет Е.П. Ильин, некоторые авторы (например, В.П. Тугаринов) считают, что индивидуальность является признаком личности, что не лишено оснований; другие (Б.Г. Ананьев) полагают индивидуальность признаком человека как биологического и социального существа, т.е. индивидуальность признается новым психофизиологическим образованием.

Сегодня общепринятым можно признать следующее определение: индивидуальность - это особая форма бытия отдельного человека в обществе, в рамках которого он живет, действует как автономная, уникальная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений.

Итак, индивидуальность человека состоит в том, что каждый индивид неповторим, но, особенно в том, что каждый индивид - это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность. То есть, сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого.

Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. При этом, индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Но, если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования.

Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно-обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей. Таким образом, индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности.

Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Только что родившиеся дети, так похожие друг на друга, с первых минут своей жизни демонстрируют свою индивидуальность в поведении и восприятии окружающего мира. Пусть это проявляется в реакции на приход и уход мамы, особенностях подачи самых примитивных сигналов окружающим или выражении негативного отношения к чему-либо. Ребенок проявляет свободную волю, которая приобретает все более конкретные формы в ходе его развития. По мере взросления индивидуальность претерпевает изменения под влиянием внешних и внутренних факторов. индивидуальность личность самобытность

Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности. Неповторимость психики человека определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова). Индивидуальность, таким образом, есть личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других - маловыразительно, малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Так, оригинальность интеллекта, состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенностях переработки информации, т.е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера) и решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в силе воли, удивительном мужестве, самообладании. Оригинальность может состоять в своеобразном сочетании свойств конкретного человека, придающем особый колорит его поведению или деятельности.

Значительную роль в современном процессе развития индивидуальности личности играют средства массовой информации. Телевизионные программы и передачи, например, побуждают личность к несколько одностороннему, стандартизированному развитию. Яркие образы восприятия угнетают такие функции мышления, как анализ и самоанализ. Часто акценты в предоставляемых телевидением программах уже расставлены и как бы подталкивают зрителя к определенным выводам. Особенно это опасно для развивающейся личности, которая только начинает свой процесс социализации и часто принимает любую авторитетно заявленную теорию за истину.

Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении как психологии личности, так и других направлений психологии.

Одним из важнейших, определяющих свойств индивидуальности является способность, выражающаяся в степени качества выполнения той или иной деятельности. Способности - это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей. Основой для развития способностей могут быть всевозможные комбинации общих и специальных индивидуально-психологических качеств. Среди самых распространенных можно назвать такие способности, как трудоспособность, выносливость и т.д. Так, Э.А. Голубева выяснила, что сочетание природных предпосылок социальных способностей составляет сложные системокомплексы. Например, при развитых лингвистических способностях люди отличаются пассивностью, преобладанием зрительной памяти над всем другим, развитыми второсигнальными функциями. Люди с коммуникативными склонностями запоминают информацию большей частью на слух, в качестве общих характеристик у них наблюдается подвижность психики и нервной системы. При способностях к музыкальному самовыражению на первый план выходят лабильность нервной системы в разных возрастах, большая восприимчивость и чувствительность, а также преобладание непроизвольного уровня регуляции.

Способности - это те особенности психологии человека, которые определяют продуктивность получения различных навыков и умений, но наличие способности к чему-то не означает изначального обладания уже заложенными умениями и навыками. Способности человека выступают только тенденцией к более легкому освоению тех или иных знаний. Так же, как засеянное поле является лишь возможностью по отношению к будущему урожаю, который может вырасти из семян, но лишь при благоприятных условиях, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. В том случае, когда определенный набор свойств личности совпадает с требуемыми в данной сфере труда, а освоение профессии происходило достаточно легко и в установленные сроки, есть смысл говорить о наличии у данного человека способностей к этой конкретной деятельности.

Поскольку человек отличается от другого как раз своими способностями, этот набор качеств можно назвать индивидуально-психологическими особенностями. Система способностей, присущих человеку, включает в себя качества основные (свойства, непосредственно относящиеся к преобладающей деятельности (музыкальный слух певца или зрительная память художника)) и дополнительные (свойства, не имеющие прямого отношения к выполняемой основной деятельности, но помогающие справляться со своими обязанностями достаточно качественно (хороший глазомер у строителя или выносливость у водителя-дальнобойщика)). Но и ведущие, и вспомогательные компоненты образуют единство, обеспечивающее качественный уровень обучения и воспитания, и вместе с тем определяют особенные способы и методы, связанные с личными качествами педагога.

К числу общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические характеристики, определяющие принадлежность индивида к одному из трех типов людей. И.П. Павлов классифицирует их как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Эта типология образована в процессе учения о том, что высшая нервная деятельность определяется существованием в ней двух сигнальных систем:

) образной и эмоциональной;

) сигнализации образов посредством слова - сигнала сигналов.

Например, художественный тип характеризуется преобладанием сигналов первой сигнальной системы; мыслительный - относительным преобладанием сигнала сигналов; средний тип - равным наличием обеих сигнальных систем.

Художественному типу присуща красочность образов, формируемых непосредственным воздействием реального впечатления, переживаний, эмоций. Но в то же время, наличие у человека художественных способностей, вовсе не означает, что он должен стать или станет в дальнейшем выдающимся или даже посредственным художником. Просто представителю этого типа легче, чем другому, освоиться в деятельности, требующей впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии, и поэтому существуют стереотипы представлений о той или иной профессии, которые в реальной жизни очень часто подтверждаются.

Мыслительному типу присуща - абстрактное восприятие и построение логических систем, теоретизирование. Способности мыслительного типа дают возможности для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др.

Применение своим способностям представители этого типа могут найти в таких предметах, как математика, философия, физика, языкознание и т.д. Здесь должны пригодиться перечисленные качества для овладения основами этих наук. То есть, присутствие у человека ярко выраженных предпосылок конкретного типа не означает его полной бездарности в других областях. Можно говорить лишь об относительном преобладании одних компонентов психики над другими. Но при этом все же вторая сигнальная система абсолютно преобладает над первой, поскольку языковые и мыслительные свойства имеют решающее значении в профессиональной деятельности, а творческое отражение мира опосредуется мыслями, выраженными словесно. Областью преобладания первой сигнальной системы можно назвать эмоциональные образные реакции, переживаемые человеком во сне, где осознанные процессы мышления теряют свою силу.

Итак, индивидуальность - это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.

В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.

Заключение

Таким образом, человек - своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт; обобщает социальное и биологическое начала. Понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении: индивид, индивидуальность, личность.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми - необходимое условие для его становления и развития.

Индивидуальность - своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно индивидуальностью определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Индивидуальность является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

Список используемой литературы

Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, Академия, 2007. - 526 с.


Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид . Индивид – материальная основа личности.

Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

1. Внешним человеческим обликом . Наиболее важное значение здесь имеют, прежде всего:

    строение тела , его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей ;

    прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.);

    особое строение гортани способной к членораздельной речи;

    отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры ;

    высоко развитая центральная нервная система и мозг ;

2. Способность к мышлению ;

3. Способность к труду .

Индивидуальность

Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. Понятие индивидуальность отражает неповторимость и уникальность качеств, свойств и способностей данной конкретной личности.

Индивидуальные качества выражают:

а) самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой , действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой , быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества).

б) целостность : это значит, что качества и свойства данной личности не делимы и не отделимы от нее, т.е. не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе.

Личность

Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Личность – средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она – социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Неповторимость и индивидуальное своеобразие существования человека как личности означает: каждый человек неповторим , уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно – в умственных способностях, чувствах , в своем характере , общении , труде , не говоря уже о внешнем облике и поведении .

Единство социального и индивидуального , сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей – важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

Основными элементами психической жизни личности являются побуждения , характер , способности , мировоззрение .

1. Побуждения . К побуждениям личности относят все то, что приводит ее в движение , выступает целью или мотивом человеческой деятельности. Человек обладает сознанием. Поэтому главными побудительными причинами поведения и деятельности личности выступают не бессознательные потребности, не слепой инстинкт жизни, а потребности осознанные , проявляющиеся как цели и мотивы . При этом, если иметь в виду различие природной или социокультурной основы всех человеческих побуждений, их классифицируют на:

    побуждения естественные (биологические): потребности, влечения, инстинкты, склонности, предрасположения;

    побуждения культурно-исторические или социальные : интересы, цен­­­ности, мотивы, цели, чувства, эмоции;

2. Характер – качества личности как социального существа, сформированные социальной средой, системой социальных отношений , социальным статусом и ролями .

Содержания характера составляют: иерархическая структура основных потребностей, мотивов дея­тель­ности, интересов, ценностей и целей жизни. Это то, что зависит от социальных условий жизни людей и их деятельности. Например, человек от природы обладает способностью к членораздельной речи, к мышлению и труду. Но сами по себе эти способности, будучи заложены изначально в любом человеческом индивиде, развиваются в то, что они есть лишь в определенных условиях . Для человеческого индивида такими условиями, являются общение с другими людьми и обусловленные этим общением социальные отношения . Человек сам по себе, т.е. без других людей – не более чем животное, хотя и высокоразвитое. Личинка бабочки в возможности содержит все необходимое, чтобы развиться в бабочку. Но для того, чтобы это произошло, требуются определенные условия . Если бабочку бросить в воду или муравейник – она погибнет. Если человеческого индивида (ребенка) поместить в волчью стаю, то следствием этого будет нечто мало похожее на человеческую личность.

Форма характера определяется темпераментом, от которого зависят индивидуальные особенности протекания нервных про­цессов, их сила и скорость.

3. Способности . Различают: а) естественные (то, что заложено природой: глаз художника, ухо музыканта, рука скульптора и т.п.); б) наработанные самой личностью в процессе социализации и самовоспитания .

К основным способностям личности можно отнести:

    внимание;

  • интеллект (умственные способности);

    мышление;

4. Мировоззрение .

Мировоззрение – это определенная система знаний , убеждений и ценностей жизни данной личности и обусловленный им стиль мышления .

Личность, как ее определяют социологи, – это «целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения” (В.А. Ядов).

Изучение социальных качеств личности предполагает анализ трех основных аспектов ее взаимо­действия с обществом.

1) Социальное положение (статус).

2) Общая направленность внутренней жизни личности: психический склад, характер, способности, мировоззрение.

3) Социальная деятельность и сознание (самосознание ).

Основные факторы развития личности:

1) Биологическая наследственность;

2) Физическое окружение (природная среда);

3) Культура;

4) Групповой опыт;

5) Индивидуальный опыт.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не обязательно входят в характеристику его личности. Они могут быть, и не представлены в формах деятельности и общения, важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития.

Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность.

Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе меж личностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека.

Быт личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны того, какие отношения личности в деятельности реализуются, мы говорим о направленности личности. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны способов реализации отношений личности, мы говорим о способностях личности. Когда мы рассматриваем интеграцию, единство и взаимосвязь направленности и способов деятельности, интеграцию социального поведения и предметной деятельности – мы говорим о характере. Таким образом, структура личности в ее отношениях и взаимодействии с миром включает в себя направленность, способности и характер.

Когда мы говорим об отношениях личности человека к миру и связанных с этим переживаниях, то мы обращаемся к следующему миру, в котором живет человек, – это «мой», внутренний мир. Это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущением личной причастности, личной отнесенности к чему-либо, «событийности» существования с другими людьми. Это мир, в который может войти предметная деятельность как «моя личная» деятельность, как творчество, а не просто утилитарно – полезная деятельность. Обезличенное предметное действие, социальное поведение входит в «мой» мир как межличностное общение, как соприкосновение с внутренними мирами других людей, как способ открыть себя другим людям, как самовыражение. В «моем» мире появляется и специфические для него виды деятельности: игра, искусство, религия, общение как соприкосновение внутренних миров.

Личная отнесенность индивидуума к внешнему и социальному миру проявляются в той мере, в какой они становятся частью мира внутреннего, в той мере, в какой их быт становится для человека «событийным» или событием. В основе этого мира лежат не объект – объектные отношения, как в мире внешнем, не субъект – объектные отношения, как в мире социальном, а субъект – субъектные отношения. Чтобы понять другого человека, мы должны понять этого человека в его субъектных характеристиках (каковы его мотивы, намерения и т.д.). Поэтому главный критерий интерсубъективного поведения, когда завязываются действительно личные, «событийные» отношения между людьми, – не полезность, не правильность, а искренность, правдивость и открытость. Мы верим художнику (актеру, писателю, живописцу), если считаем выраженные им переживания искренними, и в этом случае у нас возникает сопереживание, и «мой» внутренний мир обогащается новым переживанием, новым взглядом на мир, которого не было в личном опыте.

Человек является личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя, как неотъемлемый компонент, формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, – это вопрос о ее самосознании, о личности «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности.

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «я»: в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет, поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента.

Единство организма и самостоятельность его органической жизни является первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности, связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания. Элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения личности или распада личности бывают связаны с нарушениями органической чувствительности.

Источник самосознания никак не приходится искать в «соотношениях организма с самим собой. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым.

Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой, в которой формируется личность.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность, самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить, и связано с выработкой цельного мировоззрения.

Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя к более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

На этих высших ступенях развития личности и ее самосознания особенно значительны, оказываются индивидуальные различия. Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается нами личностью, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. «Индивидуальность», – говорим мы о человеке ярком, т.е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью, это означает нечто большее и другое. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мысли, не банальность чувства, силу воли, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личность – это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе.

Подлинная личность определенностью своего отношения к основным явлениям жизни заставляет и других самоопределиться. К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне не протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное, наступательно – утверждающее.


В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается по существу всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией. Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду – личности.

Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. При этом в разном плане изучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психических свойств, которые характеризуют человека как индивида, индивидуальность, личность.

Понять что такое личность можно только при изучении реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.

Смысл изложенного заключается в том, что наша цель была последовательно, шаг за шагом проследить путь познавательного проникновения в психическую жизнь личности и на основании этого предположить, что все многообразие психических явлений – функций, процессов, психических свойств деятельности… – принадлежит личности и смыкается в ее единстве.

Существует большое количество понятий, что такое личность в отечественной и зарубежной литературе, но это каждый раз определяется только уровнем развития науки и позицией автора.


Похожая информация.


Индивидуальность как свойство личности. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого. Индивидуальность человека состоит:
в том, что каждый индивид неповторим,
но, особенно в том, что каждый индивид - это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.

Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе.

Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности» (6).

Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.

Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей. Таким образом, индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности.

Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личности. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, его социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия. Индивидуальность - это особое сформировавшиеся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, его сознания и деятельности. Так «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы: предметная, биологическая и социальная».


Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.

Понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.

Индивидуальность - это своеобразие конкретно взятого человека, совокупность лично ему принадлежащих особенностей и стилей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного взятого человека в многообразности его мыслей, чувств, проявлений силы воли, способностей и талантов, мотивов, потребностей, интересов, привычек, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллектуального уровня, склонностей и других различных особенностей.

Проблема индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.

Неповторимость человеческой психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).

Термин «индивидуальность » употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимости определенных признаков, присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду. Как правило словом «индивидуальность» определяют какую - либо главную особенность личности человека, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других - маловыразительно, малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта например состоит в способности видеть то, чего не замечают другие, в особенностях переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в ее силе, удивительном мужестве, самообладании.

Индивидуальность определяет личность конкретнее, детальнее и тем самым более полнее. Она является постоянным объектом исследования как при детальном изучении психологии личности, так и других направлениях психологии.

Большинство из нас - это не мы. Наши мысли - это чужие суждения; наша жизнь - мимикрия; наши страсти - цитата!

Оскар Уайльд

Личность-это часть триады, выражающая себя через сознание.

Сознание это свойство нашего биологического компьютера – мозга принимать и обрабатывать информацию об окружающем мире и взаимодействовать с ним.

Под оболочкой личности находится индивидуальность – неповторимое естество каждого человека, подчеркивающее его уникальность и задача личности – стать инструментом выражения этой индивидуальности. Если личность не выполняет эту функцию, то она становится не живым лицом, а маской, скрывающей под собой индивидуальность. Таких масок нам приходилось видеть не мало, они были эталонами социально приемлемых личностей в каждой эпохе. Каждый день такие маски штампует конвейер общественной системы, их примеряют ребенку с детства родители, дет сад, в школе, вузе, на работе. Эта маска содержит черты одобряемых обществом личностных черт, социальных и социально управляемых, зависимых от основных внешних регуляторов, каких как критика и похвала (кнут и пряник). Маленький ребенок, будучи ориентирован на родителей, зависим от их мнения. Он принимает на себя программы, содержащие “я – образ” того, каким ему диктуют быть в качестве “хорошего”, он боится осуждения и наказания и жаждет одобрения, похвал и поощрений, и тем самым становится легкой марионеткой в руках общественного эгрегора. Принимая на свое лицо чужие лекала, ребенок начинает их воспринимать как свои и реализует их жизненные программы. Чем слабее индивидуальность, тем лучше приживается программа. Многие, проживая жизнь, не могут ответить себе на вопрос: “Кто же я есть?”, так сильно масочные программы затирают их настоящее лицо, заставляя их бессознательно оправдывать чужие ожидания и проживать чужую, а не свою жизнь.

Что вы сейчас знаете о себе? Кроме того, кем вас хотели видеть близкие. Что вы знаете о своем предназначении, смысле вашей индивидуальной жизни? Кто вы? Если вы дали ответы на эти вопросы, не взывая к своим социальным ролям, значит вы носитель индивидуальности, а не маски.

Эго и эгоизм

У термина личности множество определений, и много противоречивых мнений: психологи ставят личность на главное место, считая ее самым важным атрибутом психики. По их мнению, личность это путь эволюции, результат социального воздействия. Они считают, что личностью мы не рождаемся, а становимся сами, а общество и государство помогают нам в этом, представляя личность как психологический облик человека как члена общества, сознающего свою роль в нём”.

Эзотерики и мистики приписывают личности негативные свойства, аргументируя тем, что личность является маской, ширмой, ложным лицом, под которым человек скрывает свое истинное лицо, а сердцевиной личности является ее эгоизм, в котором видят причину всех бед человечества и природы.

И снова мы попадаем в крайности, выйти из которых поможет срединный путь Будды: Истина посередине, в точке гармонии двух крайностей. Личность это не зло и не добро, она это составляющая триады, часть нашего естества, без которого на данном этапе, невозможно развитие человека. Мы уже прошли животную стадию, в котором нам помогало бессознательное, и ныне проходим стадию социального развития, в котором нам помогает личность, в следующей стадии развития, на качественно новом этапе, нам будет помогать наш дух познавать и осваивать духовную сферу (духовную а не религиозную). Не пройдя и не выучив уроки, данные личностью, дальнейший путь развития невозможен, потому ныне не эффективны практики ухода от мира и погружения в нирвану, не научившись жить в нашем мире, человек не сможет познать множество иных миров, существующих вне восприятия личностного сознания.

Но говорить и тем более спорить о положительных или отрицательных основах личности бессмысленно, если не определиться в терминах.

Есть два вида фундамента, из которых произрастает личность, ими являются Эго и Эгоизм. Это вовсе не тождественные понятия, как может казаться на первый взгляд. Эго центрирует энергию индивидуальности, заземляя её на личности и привязывая ее к телу. Эго позволяет личности воспринимать себя автономной единицей, понимать свою индивидуальность и выражать её, ощущать свою значимость, а также значимость, автономию и право на жизнь всех окружающих.

Эго обогащает восприятие человека взглядом изнутри, дает ему возможность ощутить свои личностные границы и границы других людей. Имея эго, мы не перестаем чувствовать границы других. Оно дает возможность сознанию чувствовать себя каплей в общественном океане, клеточкой в организме, где не теряя своей индивидуальности и питая её, вы ощущаете границы других, таких же значимых, как и вы.

Эгоизм- также центрирует энергию сознания в личность, привязывая его а физическому телу и отождествляя личность и ее сознание с мозгом, но в отличие от эго, эгоизм замыкает личность на своей системе и ее границах, не замечая и не учитывая интересы других. Иными словами, эгоизм-есть ничто иное как центрация на собственном эго и его утверждении за счет других.

Эгоизм - внедрённый в человечество вирус, который изменяет Эго, усиливая его эгоцентричность и заземление, и превращает людей в роботов, которых держит их под контролем. Задумывались ли вы, кому служат эгоисты? Своему эгоизму, удовлетворяя его прихоти, и будучи зависимыми от него они редко осознают эту зависимость. Эгоизм любит поклонение, угодливость, восхищение, восхваление, почитание, фанатичную преданность, подобострастие, раболепие, страх других перед собой. Наши эгоистичные потребности диктуют нам понятия добра и зла: добром считается то, что выгодно; злом – то, что невыгодно.

Он господствует в нынешней личностной системе, и заметен во всех сферах жизни, включая духовную, когда духовные посредники и гуру, выясняют, чей авторитет истеннее, и чей бог лучше. Эгоизм процветает в научных кругах: наука изучает мир, с единственной целью: чтобы эффективней его эксплуатировать. Эгоизм большинства современных ученых тяготеет к расширению кругозора для того, чтобы демонстрировать свой интеллект и превосходство над другими, показывая, что они глупее и таким образом утверждаться за счет других.

Эгоизм подчинил большую часть человечества и его главная задача - не позволить человеку осознать самого себя и выйти на гармоничное взаимодействие с Миром иначе им невозможно будет управлять.

Эгоизм не позволяет человеку чувствовать другого, для него имеет значение лишь то, что касается лично его.

Окружающий мир эгоист видит сквозь призму собственной корысти: людей воспринимает и оценивает по тому, что может из них извлечь в свою пользу. Наши эгоистичные потребности диктуют нам понятия добра и зла: добром считается то, что выгодно; злом – то, что невыгодно.

Эгоист-это клетка в организме, которая очертила и укрепила свои границы и заявила право на превосходство. Она растет подобно опухоли, высасывая энергию из других, направляя ее на свои личные нужды.

Программа “эгоизм” изменила наше эго в сторону большего центрирования и заземления энергии личности, сделав людей разрозненными. Благодаря нему человек не ощущает тех природных взаимосвязей между людьми как частиц Единого Целого. Он изменяет сознание, внушая человеку необходимость тянуть одеяло на себя, диктует его превосходство над другими.

В зависимости от того, на каком фундаменте восприятия мира произрастает личность (эго или эгоизме) можно судить о ее жизненной ориентации.

До того как людям стал доступен этап развития личности, они ощущали себя Единым, находясь в материнской колыбели природы. Индивидуальность каждого составляла и дополняла это всеобщее единое как клеточка свой организм. Но с появлением эго, эта самая клеточка, наконец, ощутила свои границы, установила и стала защищать их. В жизни это выражается в том, что наше Эго отождествляет себя не со Всеобщим, а с Личностью, считая Личность самым важным для него, полагая, что личность и ее границы и есть её истинная сущность.

Эго ориентируется на внешний мир, данный ему в физических ощущениях, руководствуясь принципом “комфорта-дискомфорта”, выраженного через наслаждение и боль.

Через наслаждение эго чувствует возвышение своего «Я», а через боль – подавленность, унижение и дискомфорт. Эти два регулятора делают личность предсказуемой по принципу: “стимул-реакция” и по этому же принципу управляемой.

Как найти свою индивидуальность и узнать себя настоящего?

Удивительно и непонятно: тело – мое,
мозг – мой, а где же я сам?

Для начала очистите свое эго от эгоизма и отбросьте личностную маску, навязанную вам извне. Природа Индивидуальности дана существованием, природа масочной личности навязана общественным мнением и его регуляторами. Личность удобна в социуме, но ей проще манипулировать. Покуда вы служите своему Эгоизму, ваша психика имеет кнопки, нажимая на которые и заставляя чувствовать боль или удовольствие, вами будут играть как собакой Павлова знатоки этого коварного психического механизма.

Архетипы личности и индивидуальности



Общество раздражается на индивидуальность, потому, что индивидуальности не присущ овечий стадный инстинкт. Индивидуальностью управляет архетип Льва а, лев, как правило, двигается в одиночку.Личностная маска, подавившая свою индивидуальность, имеет архетип овцы, которая предпочитает всегда находится в толпе, где чувствует себя комфортно в компании с равными: более защищенной, уверенной и безответственной: “Мы толпа, а, следовательно, никто конкретно”.
Каждый человек рожден львом, но общество программирует человеческий ум, воспитывая из людей овец. Это дает эгоистичную маскарадную ограниченную личность, уютную, приятную, удобную, и послушную. Пастухи взращивают в обществе зависимых рабов, не осознающих свое рабство, а не людей, которые посвятили себя свободе. И это вполне объяснимо: обществу нужны рабы, потому, что государственные интересы требуют покорности.
Для того, чтобы вы могли ощутить свою индивидуальность и сбросить маску чужого лица, обратимся к старой притче о том, как овца вырастила львенка, и он считал себя овцой до тех пор, пока старый лев не схватил его и не отвел к пруду, где показал ему его отражение. Многие из нас подобны этому льву – наше представление о себе складывается не из нашего непосредственного опыта, а из мнений других. А “личность”, навязанная извне, заменяет индивидуальность, которая могла бы вырасти изнутри. Мы стали только овцой из стада, мы не можем свободно двигаться и не осознаем своей истинной природы. Пришло время посмотреть на собственное отражение в пруду и сделать движение, чтобы разрушить то представление о себе, в которое вас заставили поверить с детства.

Евгения Бейнарович