Чем загрязняется балтийское море. Экологические проблемы и международное сотрудничество в регионе балтийского моря

Это крупнейший водоем мира с солоноватой водой. Его площадь 370 тыс. км2 и объем 21 тыс. км3. Площадь бассейна Балтики 1,7 млн. км2. Общий речной сток в морс составляет около 450 км3.

С запада, через Датские проливы, в Балтику поступает высокосоленая и богатая кислородом пода из Атлантики. Это происходит нерегулярно, в результате сильных западных ветров. За XX столетие было около 90 втор-жений соленой воды, но с 1983 до 1992 г. не было ни одного. В январе 1993 г. в море поступило из Атлантики 300 км³ весьма соленой воды, половина которой была насыщена кислородом. Такие вторжения способствуют улуч-шению состояния моря, в особенности водных масс, занимающих глубо-ководные впадины. Впадины имеют глубины до 250-260 м и разделены порогами глубиной всего лишь 18-25 м.

Сложный рельеф дна и причудливый контур береговой линии пре-допределяют разнообразие гидрологических и гидрохимических условий моря, от почти пресноводных Ботнического и Финского заливов до высокосоленых проливов в западной части Балтики и от приемлемою состояния воды в центральной части моря у его поверхности до време-нами заморного состояния (т.е. состояния отсутствия растворенного кислорода) в некоторых глубоководных впадинах.

В бассейне моря проживает около 120 млн. чел., преимущественно в южной и юго-восточной частях бассейна, из них 80 млн. чел. живут в прибрежной зоне. Вследствие экономической деятельности как на по-бережье, так и в бассейне увеличивается загрязнение воды моря. Непос-редственными причинами являются сбросы бытовых и промышленных стоков и рассеянного сельскохозяйственного загрязнения. Это приво-дит к эвтрофикации моря, снижению концентрации кислорода в воде, накоплению токсических веществ в пищевых цепях, снижению рыбных ресурсов и численности водоплавающей птицы и морских животных.

Состояние Балтики есть отражение сложной комбинации факторов, как природных, так и антропогенных.

Главные экологические проблемы Балтики

Во-первых, избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.

Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Летом прошлого года туристов, отдыхающих на пляжах Балтийского моря, начали пугать необычные насекомые. Внешне они напоминали ядовитых скорпионов и отличались чрезмерной агрессивностью. Энтомологи констатировали, что эти насекомые не известны природе. Это мутанты. Причина — невероятная загрязненность этого водоема. Сегодня Балтийское море является одним из самых загруженных водных путей — на его долю приходится более 15% мировых морских грузовых перевозок. Ежегодно на Балтике перевозится порядка 170 миллионов тонн нефтепродуктов. По прогнозам специалистов, к 2015 году этот объем вырастет еще на 40%.

Каждый день в море курсирует около 2000 судов. Контролировать экологическую безопасность Балтийского региона становится все труднее. Среди огромного количества танкеров, сухогрузов, паромов и пассажирских судов бывает невозможно найти виновников очередного разлива нефтяного пятна или сброса нечистот. Пролить в море полторы тонны нефти и остаться незамеченным — это почти штатная ситуация на Балтике.

В конце января этого года в Эккернфердской бухте села на мель немецкая подводная лодка. Чудом топливо не разлилось. А саму субмарину и ее экипаж удалось спасти.

В августе 2002 года в Балтийском море было обнаружено нефтяное пятно размером 320 тысяч кв. метров. Разлив такого размера содержит примерно полторы тонны нефтепродуктов. Источник загрязнения установлен не был…

Спустя год в районе национального парка Куршская коса было загрязнено более 30 километров моря. В ходе очистки береговой полосы было собрано более полутора тонн смеси нефти с песком, в которой содержалось 20% чистого мазута. Виновник происшествия снова не был найден.

Говорят, что снаряд дважды не падает в одну воронку, но национальному парку не повезло еще раз. В сентябре 2006 года на морском побережье Куршской косы обнаружили маслянистую вязкую жидкость светло-коричневого цвета, предположительно таловое масло, которое применяют при строительстве, эксплуатации и ремонте нефтяных и газовых скважин.

Летом того же года в 33 милях от мыса Таран были обнаружены крупные нефтяные пятна. Площадь загрязненной поверхности составляла более 2 тыс. кв. метров. Еще два пятна размером 4,4 и 7,5 тыс. кв. метров были обнаружены во владениях Швеции. В акватории Польши нефтяная пленка покрыла 6,2 тыс. кв. метров моря.

В июне прошлого года в акватории Канонерского судоремонтного завода Санкт-Петербурга был зафиксирован разлив нефтесодержащих смесей. Прошло более полугода, но администрация петербургского судоремонтного завода все еще выясняет причины и пытается установить виновника аварии.

Понятно, что хозяева полуторатонных нефтяных плевков на Балтийском море не всегда известны, но более масштабные аварии небезымянны. Китайский сухогруз Fu Shan Hai разлил в 2003 году 1200 тонн дизельного топлива, американский танкер Baltic Carrier в 2001 году — 2700 тонн нефти.

На морском нефтетерминале Бутинге, расположенном на территории Литвы рядом с Клайпедой, в январе прошлого года танкер Antarktica, который ходит под флагом Каймановых островов, пролил во время разгрузки около 400 кг нефти. Всего на литовском терминале в течение трех лет было обнаружено более четырех фактов несанкционированных утечек нефти. Специалистами были выявлены массовые нарушения эксплуатации терминала, и сегодня ситуация по-прежнему остается критической.

Однако первенство по разливам принадлежит не Литве, а Польше. Так, в декабре 2007 года в реке Висле произошли сразу две утечки нефти, превратив главную водную артерию Польши в нефтяную. Первый разлив случился 10 декабря в результате аварии на трубопроводе Полоцк — Нова Велька, который принадлежит государственному предприятию по эксплуатации нефтепроводов «Дружба» (PREN Przyjazn). Несмотря на то, что удалось собрать лишь 15% разлитого топлива, работа трубопровода была возобновлена через неделю. В результате 16 декабря произошла повторная утечка. На этот раз около 100 тонн дизельного топлива двигалось по Висле в сторону Балтийского моря. К счастью, опасность загрязнения удалось предотвратить, но, несмотря на заверения польских властей о том, что опасность миновала, следует отметить высокую вероятность оседания в холодной воде активно испаряющихся тяжелых фракций, присутствующих в нефтепродуктах. В будущем они могут подниматься время от времени, причиняя вред экосистеме.

По данным специалистов, участвовавших в исследованиях трансграничного поступления загрязняющих веществ из устья Вислы в Польше, содержание нефтепродуктов в районе Калининградского морского канала в пробах воды увеличивается в десятки раз. Несмотря на это, в настоящее время Польша ведет подготовительные работы по строительству судоходного канала через польскую часть Вислинской (Балтийской) косы для организации нового пути судоходства из порта Эльблонг в Балтийское море. По оценкам экспертов, в случае реализации польского проекта будет полностью нарушен природный водный баланс в этом регионе Балтийского моря.

Третья проблема акватории Балтийского моря — накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.

Четвёртая проблема — Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его берегах людей. Главная экологическая проблема Балтики заключается в эвтрофикации - избыточном поступлении органических веществ, в первую очередь соединений азота и фосфора, способствующих размножению сине–зеленых водорослей, зарастанию залива, отмиранию глубинных слоев и разрушению экосистемы в целом, - подчеркнул Марис Звиедрис.

Азот и фосфор являются питательной средой для водорослей, способствуют зарастанию, заилению и "цветению" водоемов.

Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота и фосфора в воде становится очень сильной, при этом уменьшается количество кислорода и нарушается естественный баланс. Чем выше температура, тем выше процесс зарастания моря.

Проект станции очистки разрабатывался в советское время - в 1979 году, сама станция и очистные сооружения были построены в 1991 году. Одновременно со строительством очистных сооружений была принята Директива Европейского союза об очистке сточных вод, в которой определены требования по уменьшению параметров концентрации загрязнения азота и фосфора после очистки сточных вод. В те времена технология работы системы очистных не предусматривала отделения азота и фосфора в составе коммунально–бытовых и промышленных водоотходов. В 2001 году была проведена реконструкция, которая предусматривала обновление и улучшение нескольких технологических узлов в работе биологических очистных сооружений.

Проекты «Чистое балтийское море» Фонда Джона Нурминена направлены уменьшение эвтрофикации за счет повышения эффективности удаления фосфора на городских очистных сооружениях. Целью является достичь уровня содержания фосфора до 0,5 мг на литр в очищенных сточных водах, что является нормативом, рекомендованным Хельсинской комиссией по защите морской среды Балтики (Helcom). Задачей проектов является сокращение в общей сложности выбросов на 2500 тонн фосфора в регионе Балтийского моря.

В соответствии с программой действий, разработанной Helcom в отношении Балтийского моря ежегодная фосфорная нагрузка, которая в настоящее время попадает в Балтийское море в объеме 30 000 тонн, должна стать наполовину меньше для возвращения хорошего состояния моря.

Балтийское море. Экологические проблемы

В достижении этой цели, то есть за уменьшение фосфорных выбросов до 15 000 тонн, доля Фонда Джона Нурминена составляет шестую часть.

Фосфор из сточных вод можно удалять как химическими, так и биологическими способами, или их комбинациями. Для уменьшения количества попадающего в Балтику фосфора важно также обратить внимание на обработку осадка на очистных сооружениях.

Первый проект «Чистое балтийское море» был запущен в Санкт-Петербурге на крупных очистных сооружениях в 2005 году. Целью его было уменьшить попадание ежегодной фосфорной нагрузки в Финский залив на 1000 тонн.

Проект был осуществлен в тесном сотрудничестве с водоснабжающей организацией Санкт-Петербурга, с «Водоканалом»

На петербургских крупнейших центральных водоочистных сооружениях решение о первой очереди повышении эффективности удаления фосфора было принято осенью 2007 года, а решение о второй очереди – в 2009 году. Удаление фосфора было запущено на целевом уровне, 0,5 мг на литр очищенных сточных вод, к концу 2010 года такое удалении будет организовано также и на других крупных очистных сооружениях – Северных и Юго-Западных.

В 2009 проекты были запущены и в других районах бассейна Балтийского моря. Кроме Санкт-Петербурга запущены проекты в Гатчине (Россия) и в Риге (Латвия). Повышение эффективности удаления фосфора в рамках финансируемого EС совместного проекта PURE происходит на очистных сооружениях Риги, Юрмалы (Латвия), Бреста (Белоруссия), Гданьска и Щецина (Польша), а также в Кохтла-Ярве (Эстония).

Балтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.

Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.

Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.

Радиационный фон Балтийского моря

Если сравнивать Балтийское море с другими морями и океанами, то Балтика — несомненный чемпион по самому высокому содержанию искусственных радиоактивных веществ.

Морю явно не повезло, считают в санкт-петербургском научном институте «АтлантНИРО». Атомные электростанции, которыми напичкано побережье, перерабатывающие заводы систематически сбрасывают в воду радиоактивные вещества. Если к этому добавить выпадения от испытания ядерного оружия, последствия Чернобыльской катастрофы, то нетрудно представить, что море постепенно может умереть и превратиться в громадную грязную лужу, на берегах которой никому не придет в голову жить.

Стратегия регулирования состояния Балтийского моря заключает-ся в развитии сотрудничества между всеми странами бассейна моря. Первое соглашение о сотрудничестве было принято в 1974 г. в Хельсин-ки. Была создана Комиссия по защите морской среды Балтийского моря, разрабатывающая и координирующая осуществление совместных про-грамм. Центральной задачей текущей экологической программы явля-ется сокращение нагрузки от точечных источников загрязнения. На 1996 г. идентифицированы 132 «горячих точки» особенно значитель-ных источнике» загрязнения в пределах бассейна и ведется работа по сокращению сбросов из них. Есть основания полагать, что состояние моря может быть сохранено и даже улучшено, но это требует дальней-ших согласованных усилий всех стран бассейна.

Американские и шведские ученые установили, что 405 регионов моря на Земле испытывают такую сильную нехватку кислорода, что там могут исчезнуть признаки жизни. Из 10 самых больших вымерших районов 7 находятся в Балтийском море. Площадь мертвых зон на Балтике составляет в общей сложности 40 000 кв. км, что примерно равно территории Эстонии.

Балтийское море является хрупкой и закрытой экосистемой в силу своей географии и гидрографии. Это внутреннее море, состав воды которого обновляется только каждые 30 лет. Однако, несмотря на это, многочисленные экологические проблемы намеренно замалчиваются властями стран региона, так как оглашение реального уровня его загрязнения может препятствовать развитию туристической отрасли и реализации балтийской рыбы на внешних рынках, а осуществление новых энергетических проектов никак не сможет ухудшить экологическую ситуацию в море. Хуже уже некуда… При подготовке статьи использовалась информация из открытых источников.

Экологические проблемы Балтийского моря

Уникальная середа Балтийского моря

Хотя это море является относительно небольшим и неглубоким, в исключительно обширной зоне Балтийского водосбора проживает около 85 миллионов человек, используя его для различных целей. Лишь неглубокие узкие датские проливы Скагеррак и Каттегат связывают Балтийское море с океаном, а это значит, что вода в Балтике меняется медленно и вредные вещества остаются здесь на протяжении десятилетий. Что касается восстановления здоровья экосистемы Балтийского моря, ключевой проблемой является эвтрофикация.

Уникальной особенностью Балтийского моря является солоноватая вода – смесь пресной и соленой морской воды. Солоноватая вода и холодные зимы создают сложные условия для обитания организмов в Балтийском море. Многие обитающие в Балтийском море виды живут на пределе адаптации, поэтому флора и фауна Балтики чрезвычайно чувствительна к изменениям в окружающей среде. Международная морская организация (International Maritime Organisation, IMO) в 2004 году объявила Балтийское море особо уязвимой морской зоной.

Эвтрофикация – общая проблема

Эвтрофикация обозначает поступление биогенных элементов (азот и фосфор) в природные водне объекты и негативные последствия этого процесса. Эвтрофикация ведет к нарушению экологического равновесия водных объектов, вредит рыболовству и отрицательно влияет на использование вод в питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целях. Загрязнение водоемов излишними биогенными элементами повышает уровень первичной продукции: в эвтрофных водоемах возникает массовое развитие микроскопических водорослей и наблюдается «цветение» воды. Увеличение количества микроскопических водорослей уменьшает прозрачность воды. Типичное явление в высокопродуктивных водоемах – цветение вод сине-зелеными водорослями, многие виды которых являются ядовитыми.

Эвтрофикация обозначает поступление биогенных элементов (азот и фосфор) в природные водные объекты и негативные последствия этого процесса. Эвтрофикация ведет к нарушению экологического равновесия водных объектов, вредит рыболовству и отрицательно влияет на использование вод в питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целях. Загрязнение водоемов излишними биогенными элементами повышает уровень первичной продукции: в эвтрофных водоемах возникает массовое развитие микроскопических водорослей и наблюдается «цветение» воды. Увеличение количества микроскопических водорослей уменьшает прозрачность воды. Типичное явление в высокопродуктивных водоемах – цветение вод сине-зелеными водорослями, многие виды которых являются ядовитыми.Отсутствие растворенного кислорода и образование сульфида водорода (H2S) приводят к заморам водных организмов.

Проблемы Балтийского моря

Отсутствие кислорода в придонных слоях воды вызывает активное поступление фосфора из донных отложений в воду и усиливает процесс эвтрофикации.

Основными источниками поступления биогенных элементов в водоемы являются коммунальные и промышленные сточные воды, а также сельскохозяйственное производство. Для улучшения состояния водоемов крайне важно сократить нагрузку по биогенным веществам, в особенности по фосфору, поскольку чаще всего именно фосфор является биогенным элементом, регулирующим продукцию фитопланктона во внутренних водоемах.

Одним из наиболее экономически эффективных и быстрых способов решения проблемы эвтрофикации является усовершенствование удаления фосфора на городских очистных сооружениях. ХЕЛКОМ (Хельсинская комиссия по защите морской среды Балтийского моря) рекомендует достижение среднегодового содержания фосфора в очищенных сточных водах на уровне 0,5 мг/л. Необходимо также обеспечить устойчивую обработку осадка, поскольку удаляемый из сточных вод фосфор остается в осадке.

Материалы

Информационная брошюра об эвтрофикации

Проект по городскому сокращению эвтрофикации

Tallinna Ehituskool

По Экологии на тему:

Экологические проблемы

Балтийскогоморя

Дмитрий Шиманов

Введение

Человек – не единственное существо, подверженное морской болезни. Когда море заболевает, от этого страдают многие живые существа. А в итоге все равно страдаем и мы сами.

Морская программа Эстонского Фонда Природы направлена на то, чтобы помочь нашему уникальному Балтийскому морю. Море кажется безграничным и бездонным, а количество воды в нем бесконечным. И все-таки совершенно ясно, что безрассудная деятельность человека оказывает губительное влияние на здоровье моря. Балтийское море, омывающее берега Эстонии, считается на сегодняшний день одним из самых загрязненных морей мира. Этому способствует и медленный водообмен, и человеческая деятельность: токсичные вещества, сбрасываемые в воду, накапливаются в тканях растений и животных и оказывают влияние на здоровье морских организмов. Сточные воды и химикаты, переносящиеся реками в море, приводят к бурному росту водорослей, отчего из глубинных слоев моря пропадает кислород, происходит быстрое зарастание прибрежных мелководий и мелких заливов, и донные отложения превращаются в ядовитую грязь. Вдобавок изменяются многие другие свойства воды и ухудшаются условия нереста. Одной из проблем является увеличивающийся объем судоходства в Балтийском море и сопутствующие аварийные разливы нефти.

Экологические проблемы Балтийского моря

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара.

Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление воды может произойти в среднем за 30-50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки - Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории. поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению.

Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики - избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря - Борнхольмской, Готландской и Гданьской.

Вторая по значимости проблема Балтийского моря - накопление тяжелых металлов - ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть - при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца - 3 тыс. т, кадмия - около 50 т, а ртути - «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов.

Третья из наиболее острых проблем Балтики - загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти.Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Все экологические проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из множества разнообразных источников через реки, трубопроводы, захоронения, от эксплуатации судов и, наконец, из воздуха.

Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского залива.

Состояние Балтийского моря и особенно Финского залива вызывает всеобщее беспокойство. Финский залив является одной из наиболее загрязненных частей Балтийского моря. Избыток биогенов, становится причиной эвтрофикации как открытого моря, так и прибрежных зон. Увеличилось число токсичных видов сине-зеленых водорослей, их цветение, помутнение воды и загрязнение береговой линии и рыболовных снастей. Кроме этого, растущее число нежелательных некоренных видов угрожает ущербом и разрушением морской экосистемы.

В будущем, в основном из-за быстрого роста перевозок, произойдут значительные изменения в использовании земли и моря. Рост перевозок наземным и морским транспортом, а также портовых работ увеличит риск загрязнений, связанный с транспортировкой нефтепродуктов и химикатов.

Приоритеты:

Эвтрофикация, особенно вклад сельского хозяйства;

Опасные вещества;

Наземный транспорт;

Морской транспорт, в том числе при выполнении Балтийской стратегии;

Воздействия на окружающую среду в процессе рыболовства и применения различных практик;

Защита и охрана морского и прибрежного биоразнообразия;

Выполнение Совместной комплексной программы природоохранных мероприятий в регионе Балтийского моря;

Морская научная экспедиция – Gretagrund

Правительство Эстонской Республики решило в 2010 создать морской заповедник Гретагрунд для защиты уникальной среды обитания разных растений, животных и редких видов птиц.

Согласно законопроекту, по предложению Эстонского Фонда Природы, под охрану берется отмель Гретагрунд, находящаяся в уезде Сааре. На отмели будет создан новый природный подзащитный объект - первый заповедник Эстонии, полностью находящийся в море.

Изучение природной среды отмели Гретагрунд в сотрудничестве с морскими биологами, и предложение создания заповедника является частью работы Эстонского Фонда Природы по защите морской флоры и фауны.

Существует несколько типов охраняемых природных территорий на Балтийском море. Некоторые из них, такие как Охраняемые территории Балтийского моря (BSPAs) или Ключевые орнитологические территории (IBAs), созданы в интересах разных стран международными организациями, например HELCOM и BirdLife. Такие территории важны для всего Балтийского моря. Морские территории сети Natura 2000 являются еще одним примером усилий по охране морских экосистем. Они утверждаются на национальном уровне. Большую роль в сохранении морской среды играют также национальные охраняемые территории. Созданные в наиболее важных и уязвимых районах, они гарантируют сохранение морских природных ценностей.

Важным пунктом является создание сети морских охраняемых территорий. Такая сеть особенно важна для перемещающихся групп животных, таких как птицы, млекопитающие и рыбы, особенно мигрантов. Если будут охраняться только районы зимовок, а районы размножения останутся неохраняемыми, вид может столкнуться с риском вымирания. Некоторые прибрежные районы также особым образом связаны.

Рифы - вероятно, наиболее привлекательные и экологически важные биотопы в восточной части Балтийского моря, настоящие оазисы, обеспечивающие высокое биоразнообразия рыб, птиц, беспозвоночных и растений. Рифы могут быть биологического происхождения (например, коралловые рифы) или геологического - как рифы в Балтийском море, сформированных на грунтах и скалах, возвышающихся среди песчаного дна. В зависимости от особенностей условий окружающей среды в каждом регионе они формируют уникальные образования, становящиеся домом для специфичных типов растений и животных.

Наиболее типичными в таких условиях видами являются красные, бурые и зеленые водоросли, а также виды животных, связанные с дном, например, асцидии, мшанки, двустворчатые моллюски (Modiolus modiolus, Mytilus sp., Dreissena polymorpha), ракообразные, придонные рыбы.

Рифы используются для нереста большинством промысловых видов рыб и обеспечивают кормовыми территориями ныряющих птиц, питающихся моллюсками и ракообразными. Рифы привлекают рыб, за которыми следуют и тюлени, поэтому рифы играют важную роль в пищевых цепях.

Защита Балтийского моря

Развитие транспортной инфраструктуры в балтийском регионе, активная перевозка нефти и нефтепродуктов, рост уровня потребления - все это существенно увеличивает угрозу разрушения природных комплексов Балтики. Снижение этой угрозы возможно только при наличии сильной и консолидированной позиции и совместных действий всех экологических организаций региона.

Балтийская программа WWF объединяет усилия WWF России, Швеции, Дании, Финляндии, Германии, Латвийского и Польского программных офисов WWF, а так же Эстонского Фонда Природы (ELF) и Балтийского Фонда Природы (Россия) для сохранения окружающей среды Балтийского моря как составной части экорегиона «Северо-восточная Атлантика».

Балтийская программа WWF направлена на развитие комплексного управления территориями, побережьями и акваториями всего водосборного бассейна Балтики и на расширение возможностей местных жителей по устойчивому использованию ресурсов Балтийского моря. В настоящее время WWF работает над расширением сети охраняемых морских и прибрежных территорий для сохранения наиболее важных природных объектов Балтийского моря и его бассейна. WWF принимает меры, направленные на установление зон, свободных от рыболовства, на применение исключительно природосберегающих методов лова и внедрения административных и рыночных механизмов поддержки экологически дружественных рыболовецких предприятий.

Еще в 1996 – 1999 годах WWF реализовал программу, которая способствовала возвращению орлана-белохвоста в Балтийский регион.

Информационная поддержка WWF способствовала тому, что в 2004 году Балтийское море было объявлено особо уязвимым морским районом. Нам удалось добиться этого решения, несмотря на активное противодействие тех, кто перевозит нефтепродукты на старых и экологически опасных судах. Признание Балтийского моря особо уязвимым морским районом означает, что все суда, проходящие Балтийское море, должны принимать дополнительные меры предосторожности при навигации.

ELF подготовил несколько бригад по устранению загрязнения нефтью, которые могут принять участие в ликвидации разлива нефти в Балтийском море.

В настоящее время WWF работает над расширением сети охраняемых морских и прибрежных территорий для сохранения наиболее важных природных объектов Балтийского моря и его бассейна. WWF принимает меры, направленные на установление зон, свободных от рыболовства, на применение исключительно природосберегающих методов лова и внедрения административных и рыночных механизмов поддержки экологически дружественных рыболовецких предприятий. WWF добивается сокращения поступления биогенных элементов в Балтийское море за счет поддержки устойчивых методов ведения сельского хозяйства, эффективной очистки сточных вод, сохранения и восстановления водно-болотных угодий.

Балтийское море (c древности и до XVIII века в России было известно как "Варяжское море") - внутриматериковое окраинное море , глубоко вдающееся в материк. Балтийское море расположено в северной Европе, принадлежит бассейну Атлантического океана.

Крайняя северная точка Балтийского моря расположена вблизи полярного круга, крайняя южная - около города Висмара (Германия). Крайняя западная точка расположена в районе города Фленсбурга (Германия), крайняя восточная - в районе Санкт-Петербурга. Из-за большой вытянутости вдоль меридиана и параллели отдельные районы Балтийского моря размещаются в различных физико-географических и климатических зонах. Это в свою очередь оказывает влияние на океанологические процессы, происходящие в море и отдельных его районах. Площадь моря: 415 тысяч километров. Глубина: средняя - 52 метра, максимальная - 459 метров.

Балтийское море имеет три крупных залива : Ботнический, Финский, Рижский. В него впадает около 250 рек, среди которых Нева, Висла, Неман, Даугава, Одер.

Связь Балтийского моря с Атлантическим океаном осуществляется через Северное море, проливы Скагеррак, Каттегат и Датские проливы (Большой и Малый Бельт, Эресунн (Зунд) и Фемарн-Бельт), однако, эта связь затруднена из-за мелководности проливов (глубина на порогах 7-18 метров). Поэтому воды Балтики очень медленно обновляются за счет более чистых атлантических вод. Период полного обновления воды в Балтийском море составляет около 30-50 лет.

В Балтийском море низкое содержание соли . Его воды представляют собой смесь соленой воды из океана и пресной воды, поступающей из многочисленных рек. Степень солености моря в разных местах имеет отличающиеся друг от друга показатели, что обусловлено слабым вертикальным перемещением слоев воды. Если в юго-западной части моря она составляет 8 промилле (т.е. в каждом килограмме воды содержится 8 г соли), в западной части 11 промилле, то в центральной акватории - 6 промилле, а в Финском, Рижском и Ботническом заливах едва превышает отметку в 2-3 промилле (средняя соленость Мирового океана - 35 промилле).

Длина береговой линии Балтики - 7 тысяч километров. Побережье распределено между странами следующим образом: Швеции принадлежит 35% побережья, Финляндии - 17%, России - около 7% (примерно 500 километров). Оставшуюся часть побережья делят между собой Литва, Латвия, Эстония, Польша, Германия, Дания. Побережье моря и прилегающие земельные территории сильно заселены и интенсивно используются человеком. На побережье размещены транспортные комплексы, крупные промышленные предприятия. На Балтийский бассейн приходится одна десятая часть объема мировых морских перевозок.

Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его берегах людей. Экологические проблемы Балтийского моря связаны со многими сторонами жизни общества, такими как производство и потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды.

Главные экологические проблемы Балтики

Во-первых, избыточное поступление в акваторию азота и фосфор а в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.

Вторая значимая проблема Балтики - загрязнение воды нефтью . С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов . Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца - 3 тысячи тонн, кадмия - около 50 тонн, а ртути - 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.

Балтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.

Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.

Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Экологические проблемы Балтийского моря

Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики - избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей , с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей.

Вторая по значимости проблема Балтийского моря - накопление тяжелых металлов - ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля . Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть - при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Свинец, кадмий, ртуть - все эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов.

Третья из наиболее острых проблем Балтики - загрязнение нефтью, давним врагом моря . С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Все экологические проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из множества разнообразных источников через реки, трубопроводы, захоронения, от эксплуатации судов и, наконец, из воздуха.

Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского залива.

Международная организация "Коалиция чистая Балтика" , объединяющая экологов 10 стран Балтики, обращает внимание на опасную ситуацию в связи с введением в эксплуатацию нефтеналивного порта Приморск. "По имеющейся у нас информации, здесь не сформирована необходимая инфраструктура по ликвидации крупных разливов нефти, хотя загружаются танкеры дедвейтом свыше 100 тысяч тонн. Любая серьезная авария способна вызвать полномасштабную экологическую катастрофу для всего нашего региона".

Состояние Балтийского моря и особенно Финского залива вызывает всеобщее беспокойство. Финский залив является одной из наиболее загрязненных частей Балтийского моря . Избыток биогенов, становится причиной эвтрофикации как открытого моря, так и прибрежных зон.

Увеличилось число токсичных видов сине-зеленых водорослей, их цветение, помутнение воды и загрязнение береговой линии и рыболовных снастей.

Кроме этого, растущее число нежелательных некоренных видов угрожает ущербом и разрушением морской экосистемы.

Главные экологические проблемы Балтийского моря и Финского залива обычно связаны со многими сторонами жизни общества, такими как производство и потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды, региональное и городское планирование и охрана природы.

Природоохранные меры не будут эффективными, если их принимать отдельно. Экологические аспекты, например, касающиеся почвы, воды и воздуха должны быть неотъемлемой частью процесса принятия решений во всех сферах общества.

Чрезвычайную важность имеют экологическое образование и повышение информированности населения по экологическим проблемам . В соответствии с принципом 10 Декларации, принятой в Рио, и с принципами Орхуской конвенции граждане должны иметь право доступа к экологической информации, участия в принятии решений и обращения к правосудию в связи с экологическими проблемами.

Балтийское море - уникальный водоём , нуждающийся в защите от разрушительной деятельности человека. Нужно помнить, что последствия наших необдуманных действий могут проявиться только через десятки лет, ведь воды Балтики обновляются очень медленно, и антропогенное влияние на экосистему Балтийского моря может стать бомбой замедленного действия.

Страны Балтийского региона столкнулись с серьёзными экологическими проблемами, решить которые можно только при взаимодействии на различных уровнях. Необходимо активное сотрудничество всех стран Балтики, принятие законодательных проектов, защищающих Балтийское море. Необходимо популяризация экологически рационального образа жизни, экологическое образование людей. Главное, не оставаться равнодушными, и тогда есть надежда, что совместными усилиями мы сможем сохранить окружающую среду и научиться жить в гармонии с природой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

КАЛИНИНГРАДСКИЙ МОРСКОЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«Экологические проблемы Балтийского моря»

Курсанта Неумоиной Марии

Курс, группа 1 курс,15-СВ-31

Научный руководитель

Козловская Татьяна Анатольевна

Калининград 2015

1. Физико-географическая характеристика Балтийского моря

Балтийское море глубоко вдается в материк и связано с Мировым океаном (покрывающим более 70 % земной поверхности) только узкими проливами, ведущими в Северное море мимо датских островов. Балтийское море вытянуто приблизительно с юго-запада на северо-восток, причем его крайняя северная точка расположена вблизи полярного круга (65°40" с. ш.), а крайняя южная - около Висмара (53°457 с. ш.), так что по широте оно занимает около 12°. По долготе оно протянулось примерно на 21° - от самой западной точки близ Фленсбурга (9°1(У в. д.) до С.-Петербурга (30°15" в. д.). Таким образом, отдельные области Балтийского моря лежат в различных геологических и климатических зонах, что имеет большое значение для океанологических условий в этих областях.

Площадь поверхности Балтийского моря составляет около 415 000 км2. Балтика имеет очень длинную линию берега. Даже при генерализации береговой черты ее длина составляет около 7000 км, а если учесть все детали берега, включая и многочисленные острова, то эта длина превысит 22 000 км! Общее количество островов в Балтийском море составляет несколько тысяч, но большинство из них очень малы. Граница между сушей и морем-линия берега - является, вероятно, наиболее примечательной и важной природной границей на нашей планете. Здесь соприкасаются и взаимодействуют друг с другом гидросфера, литосфера и атмосфера. На линии берега две глазные граничные поверхности океана - верхняя (вода - воздух) и нижняя (вода - дно) - переходят друг в друга. Эти общие положения в полной мере относятся и к Балтийскому морю, где вдоль тянущейся на много тысяч километров береговой черты встречаются самые разнообразные формы берега и где постоянно можно наблюдать преобразующую деятельность моря.

В наиболее широких географических очертаниях Балтийский регион как совокупность территорий, выходящих на берег Балтийского моря, подразделяется на:

· Балтийское Поморье (в составе: Померания и Польское Поморье) - юго-западное побережье Балтики

· Прибалтику (включая Финский залив) - юго-восточное побережье Балтики

· Скандинавию за вычетом Норвегии - северное побережье Балтики.

Страны Балтийского моря в современном (2015 год) составе - 9 государств: Дания, Швеция, Финляндия, Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша и Германия.

2. Морские млекопитающие, ихтиофауна Балтийского моря.

Ихтиофауна

Ихтиофауна Балтийского моря и Куршского залива крайне разнообразна. В водах моря обитают 2 вида круглоротых и 67 видов рыб. К исчезнувшим в последние десятилетия видам относятся: балтийский осетр

алоза из сельдевых

кефаль-рамада,

гребенчатый губан

В то же время здесь появились 2 новых вида, ранее не обитавших - стальноголовый лосось

бычок-кругляк.

а так же млекопитающие такие как Обыкновенный тюлень,

Кольчатая нерпа

3. Экологическое прошлое Балтийского моря

Основной экологической проблемой Балтийского моря является его загрязнение. После Второй мировой войны в Балтийское море было сброшено около 3 млн.т. химического оружия, в котором содержалось 14 крайне ядовитых веществ. В то время никто особо не задумывался о том, какие последствия это может принести, а между тем, уже сейчас, исследователи отмечают повышение уровня содержания в море этих веществ.

Для 80 миллионов жителей живущих на берегах Балтики, вопросы его экологии имеют первостепенное социальное и экономическое значение. В рамках Межправительственного соглашения стран-участниц Хельсинкской конвенции развернуто широкое, гласное и интенсивное международное сотрудничество прибалтийских стран по проблеме защиты морской среды Балтийского моря, в частности -- по постоянному контролю (мониторингу) радиоактивного загрязнения Балтики. До семидесятых годов радиационная обстановка Балтийского моря определялась глобальным радиоактивным загрязнением, возникшим как следствие испытаний ядерного оружия в атмосфере и последующего выпадения радионуклидов на земную поверхность.

В настоящее время для стран, расположенных вокруг Балтийского моря, важными являются проблемы, связанные с его радиоактивным загрязнением, особенно учитывая тот факт, что море обладает крайне низкой способностью к самоочищению. Балтийское море при площади около 400000 км2 весьма мелководно (средняя глубина около 50 м, объем около 20000 км3) и, из-за сильной обособленности от Атлантического океана, среднее время полной замены воды в нем составляет около 27 лет. Следует отметить нынешнее общее экологическое неблагополучие Балтийского моря. Оно связано со сбросом в его воды промышленных отходов девяти стран, наличия на побережье развитой атомной энергетики.

C момента пуска первой атомной станции на побережье Балтийского моря на фоне глобального радиоактивного загрязнения возникла потенциальная опасность загрязнения в результате работы, и тем более аварий, прибалтийских АЭС. В этот же период в Балтийское море через Датские проливы стали проникать радионуклиды техногенного происхождения, сброс которых осуществлялся ядерными перерабатывающими заводами Западной Европы. Воды, загрязненные радионуклидами (главным образом, радиоактивным цезием), проникали с глубинным придонным течением из Северного моря в Балтийское. Наиболее интенсивное поступление этого вида загрязнения было отмечено в 1978--1979 годах. В 1986 г. авария Чернобыльской АЭС резко изменила радиационную обстановку на Балтике. Среди долгоживущих радионуклидов, поступивших в атмосферу при аварии на ЧАЭС, достигших путем воздушного переноса акватории Балтийского моря, основными были цезий-134 и цезий-137. На основе анализа распределения радиоактивного цезия в водах Балтийского моря была сделана оценка количества цезия-137, выпавшего на поверхность акватории в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Пятнистый характер загрязнения затруднил в первый период после аварии установить уровень загрязнения Балтийского моря в целом. Дальнейшие наблюдения позволили проследить тенденцию снижения концентраций радиоактивного цезия в восточной части Финского залива за счет поступления относительно чистых речных вод.

Одновременно происходило перемещение загрязненных водных масс в западном направлении. При этом шло увеличение концентраций радиоактивного цезия в водах собственно Балтийского моря. Наименьшим по значимости источником искусственных радионуклидов являются сбросы предприятий, действующих в зоне Балтийского моря. Большинство нуклидов от этих источников можно обнаружить лишь в непосредственной близи от места сброса. Основные потенциально-опасные источники поступления техногенных радионуклидов в окружающую среду Балтийско- го региона сосредоточены в Ленинградской области. Но необходимо учитывать, что и за границами области имеются ряд объектов, которые в аварийных ситуациях могут оказать воздействие на радиационную обстановку в регионе в целом. В первую очередь к этим объектам необходимо отнести Кольскую АЭС, а также Игналинскую АЭС (Литва) и Тверскую АЭС, атомный ледокольный флот и объекты Министерства обороны. В пределах рассматриваемого региона находится значительное количество радиационно-опасных объектов, связанных с применением радионуклидов и источников ионизирующего излучения в ядерной энергетике, промышленности, медицине, судостроении, научных исследованиях и т. д. В основном они сконцентрированы в Санкт-Петербурге и вблизи него.

4. Нынешние экологические проблемы Балтийского моря

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара.

Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление воды может произойти в среднем за 30-50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки - Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает бoльшая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории. поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению.

Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики - избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря - Борнхольмской, Готландской и Гданьской;

Вторая по значимости проблема Балтийского моря - накопление тяжелых металлов - ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть - при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца - 3 тыс. т, кадмия - около 50 т, а ртути - «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов. Третья из наиболее острых проблем Балтики - загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти.

Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Все экологические проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из множества разнообразных источников через реки, трубопроводы, захоронения, от эксплуатации судов и, наконец, из воздуха.

Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского залива.

5. Решение экологических проблем (будущее) Балтийского моря

балтийский море экологический азот

Всем этим проблемам была посвящена международная конференция, которую в конце сентября провели Ленинградский зоопарк и Балтийский фонд природы. Участниками конференции стали ученые, специалисты реабилитационных центров животных Северной Европы, представители «Росприроднадзора», фонда «Леноблприрода», петербургского океанариума «Планета Нептун». А основной целью был обмен опытом по спасению осиротевших детенышей и выработка программы действий по организации в Петербурге реабилитационного центра для тюленей. Аналогичные центры по спасению детенышей ластоногих, как отмечалось, уже давно существуют во многих странах Европы, в США и Канаде .

Участники конференции познакомились с современным состоянием природных популяций тюленей на северо-западе России, в Голландии, Финляндии, Литве и Эстонии. Выяснилось, например, что в некоторых областях Балтийского моря тюлени практически исчезли. А биологи из Латвии и Польши рассказали, что не только спасают детенышей, попадающих в их реабилитационные центры из природы, но и готовят к вольной жизни и выпускают на свободу серых тюленей, родившихся в зоопарках. Отмечалось, что интересный опыт по выращиванию и возвращению в природу осиротевших тюленят накоплен в Tara Seal Research Center в Великобритании.

С особым интересом коллеги встретили Лени Харт, которая в 1972 году организовала центр по спасению ластоногих в Голландии. Первый спасенный ею тюлень нашел приют во дворе дома Лени, но очень скоро эта жизнерадостная и энергичная дама сумела привлечь к проблеме реабилитации попавших в беду животных внимание тысяч людей. За три года с помощью волонтеров при финансовой поддержке голландских фирм и благодаря добровольным пожертвованиям граждан ей удалось создать прекрасно оборудованный реабилитационный центр.

В нем есть карантинные боксы, в которых подобранные детеныши живут первые недели. Там осиротевшие малыши, которые часто сильно ослаблены и страдают различными заболеваниями, проходят полное обследование и получают необходимую помощь. Только когда сотрудники центра убеждаются, что подопечные выздоровели, их переводят в помещения с большими бассейнами, где детеныши имеют возможность плавать, учиться ловить рыбу, отдыхать на берегу, общаться со своими сверстниками. После периода реабилитации всех попавших в центр животных выпускают на волю.

Центр каждый день открыт для посетителей, поскольку Лени и ее сотрудники считают, что знакомство с тюленями и проблемами, с которыми они сталкиваются в природе, - это возможность привлечь внимание людей к состоянию окружающей среды. Интересные занятия для детей начиная с трех лет, школа рыболовов, лекции и экскурсии для взрослых - просветительная деятельность центра очень разнообразна. Но, пожалуй, основное внимание здесь уделяют подготовке волонтеров.

В Голландии большинство жителей прибрежных деревень и городков знают, как нужно действовать, обнаружив на берегу детеныша или ослабевшего взрослого тюленя. В результате проходит всего несколько часов, и найденное животное оказывается в реабилитационном центре.

Центр Лени Харт помогает многим странам организовывать работу по реабилитации тюленей. Прошлым летом и сама Лени, и волонтеры ее центра неоднократно приезжали в Петербург и учили сотрудников нашего зоопарка тонкостям ухода за тюленятами. Первый опыт оказался удачным, хотя, конечно, пришлось столкнуться с множеством проблем, в том числе с оборудованием специальных помещений для содержания животных, поступивших из природы.

Дело в том, что небольшие размеры зоопарка не позволяют организовать карантинную зону на его территории. В связи с этим зоопарк обратился к губернатору Ленинградской области В. П. Сердюкову с просьбой оказать содействие по подбору земельного участка для создания карантинного центра для диких животных. Письмо было передано для рассмотрения в комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды. В случае положительного решения вопроса в таком центре можно было бы создать условия для реабилитации не только детенышей тюленей, но и других диких животных, попавших в беду.

Как показала конференция, все участвовавшие в ней организации осознают необходимость создания у нас в Петербурге или в Ленинградской области реабилитационного центра и готовы к сотрудничеству. Создана рабочая группа, которая будет координировать работы по организации такого центра.

В России разработана и утверждена государственная программа, предусматривающая реконструкцию, модернизацию старых и строительство новых портовых сооружений в восточной части Финского залива .

В рамках этой программы предусмотрено сооружение газоперерабатывающего завода и портовых сооружений в районе бухты Ермиловская, пролива Бьерке-зунд и комплексного регионального заказника «Березовые острова» (северо-восточная часть глубоководного района восточной части Финского залива). Важнейшее значение при этом должно уделяться обеспечению экологической безопасности района и оценке возможных воздействий на окружающую среду.

Рассмотренные методы должны быть эффективны для качественного и быстрого устранения экологических проблем.

Главные экологические проблемы Балтийского моря и Финского залива обычно связаны со многими сторонами жизни общества, такими как производство и потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды, региональное и городское планирование и охрана природы, поэтому вопросы охраны окружающей среды, экономики, социального развития, здравоохранения должны решаться одновременно и с участием общественности.

Природоохранные меры не будут эффективными, если их принимать отдельно. Экологические аспекты, например, касающиеся почвы, воды и воздуха должны быть неотъемлемой частью процесса принятия решений во всех сферах общества.

Состояние Балтийского моря и особенно Финского залива вызывает всеобщее беспокойство. Финский залив является одной из наиболее загрязненных частей Балтийского моря. Избыток биогенов, становится причиной эвтрофикации как открытого моря, так и прибрежных зон. Увеличилось число токсичных видов сине-зеленых водорослей, их цветение, помутнение воды и загрязнение береговой линии и рыболовных снастей. Кроме этого, растущее число нежелательных некоренных видов угрожает ущербом и разрушением морской экосистемы.

Источники

1. http://www.elfond.ee/delayem/

2. http://www.geogcentury.ru

3. http://in39.ru

4. Одум Ю. Основы экологии / Пер. с англ. М.: Мир, 1975. 740 с.

5. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 510 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Решения, обеспечивающие увеличение или уменьшение степени ущерба окружающей среде. Затраты по улучшению состояния окружающей среды Балтийского моря, его проблемы, виды зягрязнений. Международное сотрудничество в области решения экологических проблем.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

    Анализ экосистемы Балтийского моря. Экологическое воздействие разливов нефти. Североевропейский газопровод и экологическая безопасность Балтийского моря. Законодательные аспекты охраны окружающей среды. Система мониторинга транспортировки углеводородов.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2009

    Общие положения Конвенции по защите морской среды Балтийского моря. Правила предупреждения загрязнения морской среды. Значение Конвенция по защите морской среды Балтийского моря. Приложение по предотвращению загрязнения моря нефтью и вредными веществами.

    реферат , добавлен 26.12.2013

    Экологические проблемы Балтийского моря. Общая характеристика предприятия, социально-экологических аспектов функционирования. Деятельность терминала. Природоохранные технологии. Проблемы очистки сточных вод от соединений марганца и железа, пути решения.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2016

    Проблема загрязнения Каспийского моря в результате антропогенной нагрузки. Изучение эпидемиологического состояния ихтиофауны казахстанского сектора акватории Каспийского моря. Сбор биологического материала от ихтиофауны. Анализ биоматериалов рыб.

    статья , добавлен 06.10.2014

    Проблема загрязнения мирового океана. Экологические проблемы Черного моря. О международных механизмах решения экологических проблем. Масса воды Мирового океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков.

    реферат , добавлен 21.04.2003

    Азовское море - северо-восточный боковой бассейн Чёрного моря, краткая характеристика. Главные техногенные факторы, оказывающие наиболее негативное воздействие на экологическую систему моря. Пути решения экологических проблем, основные методы очистки.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Экологические проблемы Каспийского моря и их причины, пути решения экологических проблем. Каспийское море - уникальный водоём, его углеводородные ресурсы и биологические богатства не имеют аналогов в мире. Разработка нефтегазовых ресурсов региона.

    реферат , добавлен 05.03.2004

    Причины осушения и экологические проблемы Аральского моря, пути их решения. Превращение острова Возрождения в полуостров. Изменения в климате Приаралья как следствие усыхания моря. Деградация Арала, надежда на восстановление северного Малого Арала.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2012

    Характеристика акватории и климата Финского залива. Источники и факторы антропогенного воздействия на природу южного берега Финского залива, загрязнители почв и вод. Водосборный бассейн Финского залива: Невская губа, бассейны рек Плюсса, Нева и Луга.