Чему равна сумма всех углов треугольника. Сумма углов треугольника

Предварительные сведения

Вначале рассмотрим непосредственно понятие треугольника.

Определение 1

Треугольником будем называть геометрическую фигуру, которая составлена из трех точек, соединенных между собой отрезками (рис. 1).

Определение 2

Точки в рамках определения 1 будем называть вершинами треугольника.

Определение 3

Отрезки в рамках определения 1 будем называть сторонами треугольника.

Очевидно, что любой треугольник будет иметь 3 вершин, а также три стороны.

Теорема о сумме углов в треугольнике

Введем и докажем одну из основных теорем, связанную с треугольников, а именно теорему о сумме углов в треугольнике.

Теорема 1

Сумма углов в любом произвольном треугольнике равняется $180^\circ$.

Доказательство.

Рассмотрим треугольник $EGF$. Докажем, что сумма углов в этом треугольнике равняется $180^\circ$. Сделаем дополнительное построение: проведем прямую $XY||EG$ (рис. 2)

Так как прямые $XY$ и $EG$ параллельны, то $∠E=∠XFE$ как накрест лежащие при секущей $FE$, а $∠G=∠YFG$ как накрест лежащие при секущей $FG$

Угол $XFY$ будет развернутым, следовательно, равняется $180^\circ$.

$∠XFY=∠XFE+∠F+∠YFG=180^\circ$

Следовательно

$∠E+∠F+∠G=180^\circ$

Теорема доказана.

Теорема о внешнем угле треугольника

Еще одной теоремой о сумме углов для треугольника можно считать теорему о внешнем угле. Для начала введем это понятие.

Определение 4

Внешним углом треугольника будем называть такой угол, который будет смежным с каким-либо углом треугольника (рис. 3).

Рассмотрим теперь непосредственно теорему.

Теорема 2

Внешний угол треугольника равняется сумме двух углов треугольника, которые не являются смежным для него.

Доказательство.

Рассмотрим произвольный треугольник $EFG$. Пусть он имеет внешний угол треугольника $FGQ$ (рис. 3).

По теореме 1 ,будем иметь, что $∠E+∠F+∠G=180^\circ$, следовательно,

$∠G=180^\circ-(∠E+∠F)$

Так как угол $FGQ$ внешний, то он смежен с углом $∠G$, тогда

$∠FGQ=180^\circ-∠G=180^\circ-180^\circ+(∠E+∠F)=∠E+∠F$

Теорема доказана.

Пример задач

Пример 1

Найти все углы треугольника, если он является равносторонним.

Так как у равностороннего треугольника все стороны равны, то будем иметь, что и все углы в нем также равны между собой. Обозначим их градусные меры через $α$.

Тогда, по теореме 1 будем получать

$α+α+α=180^\circ$

Ответ: все углы равняются по $60^\circ$.

Пример 2

Найти все углы равнобедренного треугольника, если один его угол равняется $100^\circ$.

Введем следующие обозначения углов в равнобедренном треугольнике:

Так как нам не дано в условии, какой именно угол равняется $100^\circ$, то возможны два случая:

    Угол, равный $100^\circ$ - угол при основании треугольника.

    По теореме об углах при основании равнобедренного треугольника получим

    $∠2=∠3=100^\circ$

    Но тогда только их сумма будет больше, чем $180^\circ$, что противоречит условию теоремы 1. Значит, этот случай не имеет места.

    Угол, равный $100^\circ$ - угол между равными сторонами, то есть

    Эта теорема сформулирована и в учебнике Атанасяна Л.С. , и в учебнике Погорелова А.В. . Доказательства этой теоремы в этих учебниках существенно не отличаются, а поэтому приведем ее доказательство, например, из учебника Погорелова А.В.

    Теорема: Сумма углов треугольника равна 180°

    Доказательство. Пусть АВС - данный треугольник. Проведем через вершину В прямую, параллельную прямой АС. Отметим на ней точку D так, чтобы точки А и D лежали по разные стороны от прямой ВС (рис.6).

    Углы DВС и АСВ равны как внутренние накрест лежащие, образованные секущей ВС с параллельными прямыми АС и ВD. Поэтому сумма углов треугольника при вершинах В и С равна углу АВD. А сумма всех трех углов треугольника равна сумме углов АВD и ВАС. Так как эти углы внутренние односторонние для параллельных АС и ВD и секущей АВ, то их сумма равна 180°. Теорема доказана.

    Идея этого доказательства состоит в проведение параллельной линии и обозначении равенства нужных углов. Реконструируем идею такого дополнительного построения, доказав эту теорему с использованием понятия о мысленном эксперименте. Доказательство теоремы с использованием мысленного эксперимента. Итак, предмет мысли нашего мысленного эксперимента - углы треугольника. Поместим его мысленно в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью(1этап).

    Такими условиями будут являться такое расположение углов треугольника, при котором все их три вершины будут совмещены в одной точке. Такое совмещение возможно, если допустить возможность «перемещения» углов, посредством движения сторон треугольника не меняя при этом угол наклона (рис.1). Такие перемещения по сути есть последующие мысленные трансформации (2 этап).

    Производя обозначение углов и сторон треугольника (рис.2), углов получаемых при «перемещении», мы тем самым мысленно формируем ту среду, ту систему связей, в которую помещаем наш предмет мысли (3 этап).

    Линия АВ «перемещаясь» по линии ВС и не меняя к ней угла наклона, переводит угол 1 в угол 5, а «перемещаясь» по линии АС, переводит угол 2 в угол 4. Поскольку при таком «перемещении» линия АВ не меняет угла наклона к линиям АС и ВС, то очевиден вывод: лучи а и а1 параллельны АВ и переходят друг в друга, а лучи в и в1 являются продолжением соответственно сторон ВС и АС. Так как угол 3 и угол между лучами в и в1 - вертикальные, то они равны. Сумма этих углов равна развернутому углу аа1 - а значит 180°.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В дипломной работе проведены «сконструированные» доказательства некоторых школьных геометрических теорем, с использованием структуры мысленного эксперимента, что явилось подтверждением сформулированной гипотезы.

    Излагаемые доказательства, опирались на такие наглядно-чувственные идеализации: «сжатие», «растягивание», «скольжение», которые позволили особым образом трансформировать исходный геометрический объект и выделить его существенные характеристики, что характерно для мысленного эксперимента. При этом мысленный эксперимент выступает в роли определенного «креативного инструмента», способствующего появлению геометрического знания (например, о средней линии трапеции или об углах треугольника). Такие идеализации позволяют схватить в целом идею доказательства, идею проведения «дополнительного построения», что позволяет говорить о возможности более осознанного понимания школьниками процесса формально-дедуктивного доказательства геометрических теорем.

    Мысленный эксперимент является одним из базовых методов получения и открытия геометрических теорем. Необходимо разработать методику передачи метода ученику. Остается открытым вопрос о приемлемом для «принятия» метода возрасте ученика, о «побочных эффектах» излагаемых таким образом доказательств.

    Эти вопросы требуют дополнительного изучения. Но в любом случаи, несомненно, одно: мысленный эксперимент развивает у школьников теоретическое мышление, является его базой и, поэтому, способности к мысленному экспериментированию нужно развивать.

    Теорема. Сумма внутренних углов треугольника равна двум прямым углам.

    Возьмём какой-нибудь треугольник AВС (рис. 208). Обозначим его внутренние углы цифрами 1, 2 и 3. Докажем, что

    ∠1 + ∠2 + ∠3 = 180°.

    Проведём через какую-нибудь вершину треугольника, например В, прямую МN параллельно АС.

    При вершине В мы получили три угла: ∠4, ∠2 и ∠5. Их сумма составляет развёрнутый угол, следовательно, она равна 180°:

    ∠4 + ∠2 + ∠5 = 180°.

    Но ∠4 = ∠1 - это внутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых МN и АС и секущей АВ.

    ∠5 = ∠3 - это внутренние накрест лежащие углы при параллельных прямых МN и АС и секущей ВС.

    Значит, ∠4 и ∠5 можно заменить равными им ∠1 и ∠3.

    Следовательно, ∠1 + ∠2 + ∠3 = 180°. Теорема доказана.

    2. Свойство внешнего угла треугольника.

    Теорема. Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним.

    В самом деле, в треугольнике ABC (рис. 209) ∠1 + ∠2 = 180° - ∠3, но и ∠ВСD, внешний угол этого треугольника, не смежный с ∠1 и ∠2, также равен 180° - ∠3.

    Таким образом:

    ∠1 + ∠2 = 180° - ∠3;

    ∠BCD = 180° - ∠3.

    Следовательно, ∠1 + ∠2= ∠BCD.

    Выведенное свойство внешнего угла треугольника уточняет содержание ранее доказанной теоремы о внешнем угле треугольника, в которой утверждалось только, что внешний угол треугольника больше каждого внутреннего угла треугольника, не смежного с ним; теперь же устанавливается, что внешний угол равен сумме обоих внутренних углов, не смежных с ним.

    3. Свойство прямоугольного треугольника с углом в 30°.

    Теорема. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.

    Пусть в прямоугольном треугольнике АСВ угол В равен 30° (рис. 210). Тогда другой его острый угол будет равен 60°.

    Докажем, что катет АС равен половине гипотенузы АВ. Продолжим катет АС за вершину прямого угла С и отложим отрезок СМ, равный отрезку АС. Точку М соединим с точкой В. Полученный треугольник ВСМ равен треугольнику АСВ. Мы видим, что каждый угол треугольника АВМ равен 60°, следовательно, этот треугольник - равносторонний.

    Катет АС равен половине АМ, а так как АМ равняется АВ, то катет АС будет равен половине гипотенузы АВ.

    Материалы, расположенные на этой странице, являются авторскими. Копирование для размешения на других сайтах допускается только с явного согласия автора и администрации сайта.

    Сумма углов треугольника.

    Смирнова И. Н., учитель математики.
    Информационный проспект открытого урока.

    Цель методического занятия: познакомить учителей с современными методами и приемами использования средств ИКТ в различных видах учебной деятельности.
    Тема урока: Сумма углов треугольника.
    Имя урока: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н Толстой.
    Методические новшества, которые будут положены в основу урока.
    На уроке будут показаны методы научного исследования с использованием ИКТ (использование математических экспериментов, как одной из форм получения новых знаний; экспериментальная проверка гипотез).
    Обзорное описание модели урока.
    1. Мотивация изучения теоремы.
    2. Раскрытие содержания теоремы в ходе математического эксперимента с использованием учебно-методического комплекта «Живая математика».
    3. Мотивация необходимости доказательства теоремы.
    4. Работа над структурой теоремы.
    5. Поиск доказательства теоремы.
    6. Доказательство теоремы.
    7. Закрепление формулировки теоремы и ее доказательства.
    8. Применение теоремы.

    Урок по геометрии в 7 классе
    по учебнику «Геометрия 7-9»
    на тему: «Сумма углов треугольника».

    Тип урока: урок изучения нового материала.
    Цели урока:
    Образовательные: доказать теорему о сумме углов треугольника; получить навыки работы с программой «Живая математика», развитие межпредметных связей.
    Развивающие: совершенствование умений осознанно проводить такие приемы мышления как сравнение, обобщение и систематизация.
    Воспитательные: воспитание самостоятельности и умения работать в соответствии с намеченным планом.
    Оборудование: мультимедийный кабинет, интерактивная доска, карточки с планом практической работы, программа «Живая математика».

    Структура урока.

    1. Актуализация знаний.
      1. Мобилизующее начало урока.
      2. Постановка проблемной задачи с целью мотивации изучения нового ма-териала.
      3. Постановка учебной задачи.
      1. Практическая работа «Сумма углов треугольника».
      2. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника.
      1. Решение проблемной задачи.
      2. Решение задач по готовым чертежам.
      3. Подведение итогов урока.
      4. Постановка домашнего задания.

    Ход урока.

    1. Актуализация знаний.

      План урока:

      1. Экспериментальным путем установить и выдвинуть гипотезу о сумме углов любого треугольника.
      2. Доказать это предположение.
      3. Закрепить установленный факт.
    2. Формирование новых знаний и способов действий.
      1. Практическая работа «Сумма углов треугольника».

        Учащиеся садятся за компьютеры и им раздаются карточки с планом практической работы.

        Практическая работа по теме «Сумма углов треугольника» (образец карточки)

        Распечатать карточку

        Учащиеся сдают результаты практической работы и садятся за парты.
        После обсуждения результатов практической работы выдвигается гипотеза о том, что сумма углов треугольника равна 180°.
        Учитель: Почему мы пока не можем утверждать, что сумма углов абсолютно любого треугольника равна 180°.
        Ученик: Нельзя выполнить ни абсолютно точных построений, ни произвести абсолютно точного измерения, даже на компьютере.
        Утверждение, что сумма углов треугольника равна 180°, относится только к рассмотренным нами треугольникам. Мы ничего не можем сказать о других треугольниках, так как их углы мы не измеряли.
        Учитель: Правильнее было бы сказать: рассмотренные нами треугольники имеют сумму углов приблизительно равную 180°. Чтобы убедиться в том, что сумма углов треугольника точно равна 180° и при том для любых треугольников, нам надо еще провести соответствующие рассуждения, то есть доказать справедливость утверждения, подсказанного нам опытом.

      2. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника.

        Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока «Сумма углов треугольника».

        Работа над структурой теоремы.

        Чтобы сформулировать теорему, ответьте на следующие вопросы:
        • Какие треугольники использовались в процессе проведения измерений?
        • Что входит в условие теоремы (что дано)?
        • Что мы обнаружили при измерении?
        • В чем состоит заключение теоремы (что надо доказать)?
        • Попробуйте сформулировать теорему о сумме углов треугольника.

        Построение чертежа и краткая запись теоремы

        На этом этапе учащимся предлагается сделать чертеж и записать, что дано и что требуется доказать.

        Построение чертежа и краткая запись теоремы.

        Дано: Треугольник ABC.
        Доказать:
        டA + டB + டC = 180°.

        Поиск доказательства теоремы

        При поиске доказательства следует попытаться развернуть условие или заключение теоремы. В теореме о сумме углов треугольника попытки развернуть условие безнадежны, поэтому разумно заняться с учениками развертыванием заключения.
        Учитель: В каких утверждениях говорится об углах, сумма величин которых равна 180°.
        Ученик: Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма внутренних односторонних углов равна 180°.
        Сумма смежных углов равна 180°.
        Учитель: Попробуем для доказательства использовать первое утверждение. В связи с этим необходимо построить две параллельные прямые и секущую, но необходимо это сделать так, чтобы наибольшее количество углов треугольника стали внутренними или входили в них. Как можно этого добиться?

        Поиск доказательства теоремы.

        Ученик: Провести через одну из вершин треугольника прямую параллельную другой стороне, тогда боковая сторона будет являться секущей. Например, через вершину В.
        Учитель: Назовите образовавшиеся при этих прямых и секущей внутренние односторонние углы.
        Ученик: Углы DBA и ВАС.
        Учитель: Сумма каких углов будет равна 180°?
        Ученик: டDBA и டBAC.
        Учитель: Что можно сказать о величине угла ABD?
        Ученик: Его величина равна сумме величин углов ABC и СВК.
        Учитель: Какого утверждения нам не хватает, чтобы доказать теорему?
        Ученик: டDBC = டACB.
        Учитель: Какие это углы?
        Ученик: Внутренние накрест лежащие.
        Учитель: На основании чего мы можем утверждать, что они равны?
        Ученик: По свойству внутренних накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей.

        В результате поиска доказательства составляется план доказательства теоремы:

        План доказательства теоремы.

        1. Через одну из вершин треугольника провести прямую, параллельную противолежащей стороне.
        2. Доказать равенство внутренних накрест лежащих углов.
        3. Записать сумму внутренних односторонних углов и выразить их через углы треугольника.

        Доказательство и его запись.

        1. Проведем BD || АС (аксиома параллельных прямых).
        2. ட3 = ட4 (так как это накрест лежащие углы при BD || АС и секущей ВС).
        3. டА + டАВD = 180° (так как это односторонние углы при BD || АС и секущей АВ).
        4. டА + டАВD = ட1 + (ட2 + ட4) = ட1 + ட2 + ட3 = 180°, что и требовалось доказать.

        Закрепление формулировки теоремы и ее доказательства.

        Для усвоения формулировки теоремы учащимся предлагается выполнить следующие задания:

        1. Сформулируйте теорему, которую мы только что доказали.
        2. Выделите условие и заключение теоремы.
        3. К каким фигурам применима теорема?
        4. Сформулируйте теорему со словами «если …, то…».
    3. Применение знаний, формирование умений и навыков.

    . (Слайд 1)

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Цели урока:

    • Образовательные :
      • рассмотреть теорему о сумме углов треугольника,
      • показать применение теоремы при решении задач.
    • Воспитательные :
      • воспитание положительного отношения учащихся к знаниям,
      • воспитывать в учащихся средствами урока уверенность в своих силах.
    • Развивающие :
      • развитие аналитического мышления,
      • развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебном процессе,
      • развитие логического мышления, способности четко формулировать свои мысли.

    Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    – Сегодня на уроке мы вспомним определения прямоугольного, равнобедренного, равностороннего треугольников. Повторим свойства углов треугольников. Применяя свойства внутренних односторонних и внутренних накрест лежащих углов докажем теорему о сумме углов треугольника и научимся применять ее при решении задач.

    II. Устно (Слайд 2)

    1) Найти на рисунках прямоугольный, равнобедренный, равносторонний треугольники.
    2) Дать определение этим треугольникам.
    3) Сформулировать свойства углов равностороннего и равнобедренного треугольника.

    4) На рисунке KE II NH. (слайд 3)

    – Укажите секущие для этих прямых
    – Найти внутренние односторонние углы, внутренние накрест лежащие углы, назвать их свойства

    III. Объяснение нового материала

    Теорема. Сумма углов треугольника равна 180 о

    По формулировке теоремы, ребята строят чертеж, записывают условие, заключение. Отвечая на вопросы, самостоятельно доказывают теорему.

    Дано:

    Доказать:

    Доказательство:

    1. Через вершину В треугольника проведем прямую BD II AC.
    2. Указать секущие для параллельных прямых.
    3. Что можно сказать об углах CBD и ACB? (сделать запись)
    4. Что мы знаем об углах CAB и ABD? (сделать запись)
    5. Заменим угол CBD углом ACB
    6. Сделать вывод.

    IV. Закончи предложение. (Слайд 4)

    1. Сумма углов треугольника равна …
    2. В треугольнике один из углов равен, другой, третий угол треугольника равен …
    3. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна …
    4. Углы равнобедренного прямоугольного треугольника равны …
    5. Углы равностороннего треугольника равны...
    6. Если угол между боковыми сторонами равнобедренного треугольника равен 1000, то углы при основании равны …

    V. Немного истории. (Слайды 5-7)

    Доказательство теоремы о сумме углов треугольника «Сумма внутренних
    углов треугольника равна двум прямым» приписывают Пифагору (580-500 г.г. до н.э.)

    Древнегреческий ученый Прокл (410-485 г.г. н.э.),