Чему учит рассказ никита кожемяка. Тема: «Богатырь Никита Кожемяка

Цель. Знакомство с историческим образом былинного богатыря Никиты Кожемяки. Учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения, развивать умения рассуждать, анализировать. Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России. Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины. Дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.

Ход занятия.

1.Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие! Собрались мы сегодня на беседу добрую, да складную, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались!

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.

Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая… Русская земля славилась мужественными и сильными людьми. Много славных подвигов совершили они, оберегая свою землю и в давние времена. Давайте поговорим о богатыре Никите Кожемяка.

2.Слушаем. ) Если богатырь на страже - Может быть уверен каждый: От врагов защищена Наша матушка-земля! Просмотр мультфильма «Никита Кожемяка».

Обсуждение мультфильма «Никита Кожемяка»

3.Беседуем .

Назовите местность, где проживал Никита Кожемяка. (Нижний Новгород)

Чем занимался Никита Кожемяка? (мял кожи)

С какой просьбой царь Владимир обратился к Никите Кожемяке? (Побороть Змея Горыныча)

В какую одежду, обувь был одет главный герой? (рубаха, штаны, сапоги) Одет в белую рубаху, с закатанными рукавами. На рукавах вышивка. Ворот и низ рубахи отделаны красной каймой. Подпоясан богатырь поясом цвета бирюзы. Костюм дополняют белые штаны с голубыми полосами. Поверх рубахи темно-серый фартук. За спиной у богатыря висят на веревках куски бычьей кожи). (Показ слайда).

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась ткань одежды и начиналось тело человека: шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, места предплечий низ рукавов, подол рубахи.

Назовите внешний облик Никиты Кожемяки: рост, телосложение, прическа: цвет и длина волос. (Богатырского телосложения. Светлые волосы средней длины, подвязаны красной узкой лентой. Развиты мускулы на руках и ногах).

Никита Кожемяка стоит в позе, широко расставив ноги, руки полусогнуты. Ему навстречу молодые люди согнувшись от тяжести. волокут кувшин питья:

«Ай да силища богатырская! Смельчаку у нас почет-уважение - испей доброго меду нашего». (Показ слайда). Видно, что люди, жившие рядом с ним, уважали Никиту

Каким себя Никита Кожемяка показывает перед царем? (Никита Кожемяка по натуре своей был застенчивым, робким. Из-за неуверенности в своих силах отказался выполнить просьбу царя Владимира).

Какого роста Никита Кожемяка? (среднего, неприметного)

Каким вы себе представляете этого богатыря? Опишите его.

(Сильный, огромного роста, широкоплечий, могучий, смелый, трудолюбивый.)

Каким способом князь Владимир проверил силу Никиты Кожемяки? (борьбой с разъяренным быком)

- Какая злая сила угрожала Киеву?

Кто такой Змей Горыныч? (Дракон, количество голов змея бывает от трех до двенадцати. В случае нападения дракон способен извергать огонь. У Змея есть крылья, длинный хвост стрелой и когтистые лапы).

Как отнеслись жители к появлению змея?

Почему они стали отдавать дочерей на съедение ему? (Не было силы, которая могла ему противостоять.)

Что произошло с царской дочерью?

Подумайте, почему не к своим воинам, а именно к Никите Кожемяке обратился царь с просьбой спасти Царевну? (Вынужден обратиться к нему, только Никита мог победить змея.)

Сразу ли согласился Никита идти спасать царскую дочь?

На какую хитрость пошел царь?

Что же заставило Никиту пойти на бой со Змеем Горынычем? (Жалко стало Никите детей беззащитных, которых легко может обидеть каждый, и соглашается помочь им). (Показ слайда).

Какие черты характера проявляются у героя, когда он видит плачущих детей? (Доброта, любовь к Родине, к своему народу.)

- Какими словами можно заменить слово «богатырь»? (Богатырь - силач, борец, воин, храбрец)

Какие национальные черты русского характера прославляет сказка?

Смог ли змей одолеть богатыря?

Что предложил Змей-Горыныч Никите? - Почему Никита стал делить землю, а потом море? (С целью перехитрить Змея и победить зло.)

Какие черты характера проявляются у героя в данной момент?

(Мудрость, смекалка, находчивость, хитрость.)

Какими словами заканчивается сказка? Расскажите.

Какая черта проявилась у Никиты? (Бескорыстие.)

Подумайте и скажите, почему люди сочинили сказку о простом человеке, ремесленнике, который в принципе не являлся профессиональным воином? Вот преграда на пути Её так просто не пройти Надо быстро вспоминать И пословицы сказать! (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев)

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Кто Родине верен, тот в бою примерен. - Тот герой, кто за Родину горой. -Кто смел тот на коня сел. -За край свой насмерть стой. -Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. -Сам погибай, а товарища выручай. -С родной земли умри, но не сходи. -Жить - Родине служить. -Счастье Родины - дороже жизни. -Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт. -Если дружба велика, будет Родина крепка.

4.Обобщаем. Жили на Руси такие люди, которые сражались с врагами за родную землю. Они славились своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством. В народе защитников Руси любили и уважали, за доброту, отвагу, смекалку, бескорыстность, любовь к своему народу. Про них слагали песни, сказки, былины. Защитников Руси объединяла любовь к Родине, они вставали на защиту своей земли при каждой опасности. Сказка прославляет черты русского характера: смелость, мудрость, храбрость, трудолюбие, отвагу, широту души, бескорыстие, доблесть, доброту.

5.Играем. Дидактическая игра «Старинное и современное оружие». Игра «Кокой богатырь?» Воспитатель перечисляет разные качества, и если они подходят к богатырям, дети хлопают в ладоши, а если, это качество не подходит - топают ногами: храбрый, трусливый, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый, выносливый, смелый, ловкий. Подвижная игра: "Змей Горыныч и Никита Кожемяка".

6.Творим, рисуем, радуемся. У каждого богатыря в старину должен был быть надежный друг, боевой товарищ — верный конь. Богатырь заботился о нем, и животное служило ему верой и правдой, выручая в самых трудных ситуациях. Лепка богатырского коня. 7.Прощалочка . Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: защищать с вою Родину, беречь ее, защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными и отважными, любить свою землю, свой народ.

Богатырское наше правило:

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь!

Все были молодцами, хорошо выполняли все задания, были внимательными, сообразительными, ловкими и смелыми. И я хочу сделать вам подарки - раскраски о русских витязях. Спасибо за внимание.

Русская народная сказка "Никита Кожемяка"

Жанр: волшебная героическая народная сказка

Главные герои сказки "Никита Кожемяка"

  1. Никита Кожемяка, русский богатырь, который пошел биться со Змеем не ради царевны, а ради сирот.
  2. Змей, сказочное чудище, которое делало сиротами детей и похищало девушек
  3. Царь, князь киевский
  4. Царевна, царская дочь, попала в плен к Змею
План пересказа сказки "Никита Кожемяка"
  1. Похищение царевны
  2. Собачка
  3. Никита Кожемяка
  4. Бой со Змеем
  5. Раздел земли
  6. Смерть Змея
Кратчайшее содержание сказки "Никита Кожемяка" для читательского дневника в 5 предложений:
  1. Змей крадет царскую дочь, а та через собачку сообщает родителям про Никиту Кожемяку
  2. Царь с помощью сирот упрашивает Кожемяку убить Змея
  3. Кожемяка вызвал Змея и чуть не задушил его.
  4. Змей предлагает делить землю
  5. Как разделили землю, погнал Кожемяка Змея воду делить и утопил его.
Главная мысль сказки "Никита Кожемяка"
Русский богатырь берет не только силой, но и хитростью.

Чему учит сказка "Никита Кожемяка"
Сказка учит нас отзывчивости, учит заступаться за слабых, учит тому, что против врага любые средства хороши. Учит проявлять хитрость и находчивость.

Отзыв на сказку "Никита Кожемяка"
Сказка "Никита Кожемяка" мне очень понравилась, ведь в ней показан настоящий русский богатырь, который двенадцать кож разом рвет, который триста пудов на себя наматывает и которого боится сам Змей. Это героическая сказка, в которой богатырь побеждает зло и восстанавливает справедливость, причем не ищет выгоды и славы для себя.

Признаки волшебной сказки:
Волшебное сказочное чудовище - Змей
Гиперболы - триста пудов, двенадцать кож, пять тысяч сирот
Сказочный подвиг - деление земли и моря.

Пословицы к сказке "Никита Кожемяка"
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Богатырская рука однажды бьет.
Славна богатырями земля Русская.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Никита Кожемяка"
Повадился в одно время в Киев летать страшный змей, много народу погубил. Утащил однажды он царскую дочь, да с ней собачка увязалась.
И царевна, как улетит Змей, посылала собачку с сообщениями к царю с царицей.
Наказал царь дочери узнать, кого боится Змей и ему сообщить.
Оказалось, что боится Змей только Никиты Кожемяки. Пошел царь лично к Никите, а тот в это время кожи мял. Испугался царя и порвал все кожи разом. А потому осерчал и отказался на Змея идти.
Но царь привел к Никите пять тысяч сирот и не смог детям отказать Кожемяка. Обмотался пенькой, и пошел к Змею. Стал того на бой вызывать, бревна растаскивать.
Вышел Змей, бился с ним Кожемяка, душить начал. Взмолился Змей - не убивай меня, давай лучше весь мир меж собой разделим.
Согласился Кожемяка, впряг Змея в соху и провел черту до Черного моря. А потом погнал Змея воду делить. тут и утонул Змей.
А Кожемяка домой вернулся кожи мять.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Никита Кожемяка"

Никита Кожемяка издавна был героем народных сказок на Руси. Это типичный пример богатыря, который не просто сильный и храбрый, но еще и добрый. Есть несколько вариантов сказки, но во всех них Никита Кожемяка – это богатырь, который убил дракона и спас царевну. Больше всего похожи украинская и белорусская вариации, а в русской значительно отличается только окончание. Хотя всегда он остается героем, простым добрым богатырем.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека – Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее – убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Окончание сказки

В белорусской и украинской версии, после того как Кожемяка побеждает змея, место, где он жил, стали называть Кожемяками. В русском варианте змей, которого победил Кожемяка, просит пощады, и доброе сердце богатыря сдается. Змей отдает половину своей земли богатырю. Тот разделил территорию бороздой, а в ней и утонул змей.

Никита Кожемяка

Это сказание не просто о герое, это классическая сказка Киевской Руси. Изначально была создана летопись. Впервые она была засвидетельствована еще в 992 году, но тогда богатыря еще не звали Кожемяка, это был юнец, обладающий невероятной силой, который во время ссоры с отцом разорвал кожи. С тех пор, конечно, сказка претерпела эволюцию. Если изначально это был юнец, который победил печенежского монстра, то в более поздних вариантах это уже богатырь, который сразился с фантастическим монстром и спас царевну. Типичная народная сказка, на которой воспитали не одно поколение детей.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Занятие № 1

Тема: "Создание образа народного героя-богатыря из русской народной сказки "Никита-Кожемяка"

Цель занятия. Передача художественного образа народного героя-богатыря через просмотр современного мультфильма "Никита-Кожемяка".

  1. Учить детей свободно передавать былинный образ фигуры человека красками на бумаге.
  2. Развивать творческую активность, фантазию при создании эскиза художественного образа былинного героя простыми карандашами на бумаге, анализировать художественное произведение при составлении устного портрета сказочного героя.
  3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к художественным произведениям разных направлений.
  • Беседа
  • ИКТ: мультимедийная презентация; мультфильм "Никита Кожемяка"
  • Упражнение "Продолжи поговорку".

Материалы и инструменты.

  • Раскраски с изображением былинных героев.
  • Схемы пошагового рисования человека.
  • Карточки для упражнения "Продолжи поговорку"
  • Бумага, простые карандаши, ластики, точилки.

Зрительный ряд: надписи на доске: "Художник-миниатюрист", "Художник-иллюстратор", "Художник-мультипликатор"; рисунок-образец "Никита Кожемяка".

Ход занятия

I Вводная часть занятия

Сегодня мы с вами познакомимся с былинно-сказочным творчеством художников разных направлений: палеха, книжной графики, мультипликации. Тема нашего занятия "Изображение былинно-сказочного образа Никиты Кожемяки" и создадим художественный образ народного героя-богатыря карандашами на бумаге через просмотр современного мультфильма "Никита-Кожемяка".

3. Настрой детей на занятие.

II Основная часть занятия

1. Просмотр мультфильма "Никита Кожемяка".

2. Обсуждение мультфильма "Никита Кожемяка":

Назовите местность, где проживал Никита Кожемяка. (Нижний Новгород)

Чем занимался Никита Кожемяка? (мял кожи)

С какой просьбой царь Владимир обратился к Никите Кожемяке? (Побороть Змея Горыныча)

В какую одежду, обувь был одет главный герой? (рубаха, штаны, сапоги)

Назовите внешний облик Никиты Кожемяки: рост, телосложение, прическа: цвет и длина волос. (громадная фигура, русые волосы средней длины)

3. Просмотр презентации "Никита Кожемяка" слайды 3-16. Знакомство с историческим образом былинного богатыря Никиты Кожемяки.

1) "Былинные времена" (Слайд 3).Чтение текста в слайде.

2) "Портрет Никиты Кожемяки" (Слайд 4). Педагог кликает мышью по изображению.

Из слов Бабы Яги понятно, что Никита Кожемяка обладал силой не мерянной. Только Никите Кожемяке по силам было справиться со Змеем Горынычем. Педагог кликает мышью по слайду.

Обратите внимание на портрет Никиты Кожемяки. Черты лица европейского типа. Цвет волос и глаз светлый. Развиты мускулы на руках и ногах. Одет в белую рубаху с вышивкой красного цвета. Поверх рубахи темно-серый фартук. За спиной у богатыря висят на веревках куски бычьей кожи. Подтверждением этому является легенда о Никите Кожемяке, описанная в повести временных лет от 992 года.

4. Знакомство детей с легендой о Никите Кожемяке.

5. Анализ легенды:

  1. Как описывается характер Никиты Кожемяки в легенде? (застенчивый, добрый)
  2. Какого роста Никита Кожемяка? (среднего, неприметного)
  3. Каким способом князь Владимир проверил силу Никиты Кожемяки? (борьбой с разъяренным быком)

Мы просмотрели мультфильм о Никите Кожемяке, познакомились с легендой о нем.

6. Продолжение просмотра презентации.

А теперь рассмотрим, каким образ Никиты Кожемяки представляют художники разных направлений. На одной из своих иллюстраций (педагог кликает мышкой) художник Юрий Скирда изобразил героя с развитыми мускулами, также в белой рубахе с закатанными рукавами. На рукавах вышивка. Ворот и низ рубахи отделаны красной каймой. Подпоясан богатырь поясом цвета бирюзы. Костюм дополняют белые штаны с голубыми полосами. На лбу белая повязка. Никита Кожемяка стоит в позе, широко расставив ноги, руки полусогнуты. Ему навстречу молодые люди согнувшись от тяжести. волокут кувшин питья:

"Ай да силища богатырская!
Смельчаку у нас почет-уважение -
испей доброго меду нашего".

Видно, что люди, жившие рядом с ним, уважали Никиту. Сам царь к Никите пожаловал. Каким себя Никита Кожемяка показывает перед царем?

Педагог кликает мышью по следующему изображению-видео.

Оказывается Никита Кожемяка по натуре своей был робким. Из-за неуверенности в своих силах отказался выполнить просьбу царя Владимира. Что же заставило Никиту пойти на бой со Змеем Горынычем?

3) "Характер Никиты Кожемяки" (Слайд 5).

Рассмотрим изображение, где Никита Кожемяка тушит пожар. В руках у него емкость, размером с двухэтажный дом, из которой льется вода. Художник намеренно изобразил героя огромного роста, показав его богатырскую силу. Богатырь одет в светлую рубаху, темно-серый фартук, штаны светло-серые, красные сапоги. Художник изобразил еще одну черту характера Никиты Кожемяки, что богатырь всегда готов прийти на помощь людям, оказавшимся в беде. В рисунке художника Владимира Долгова Никита Кожемяка богатырского телосложения, в красно-коричневой рубахе. На груди и на рукавах рубахи орнамент белого и красного цветов. Длинный коричневый фартук. Светлые волосы средней длины, подвязаны красной узкой лентой.

Вокруг Никиты изображены плачущие дети. Глаза Никиты Кожемяки печальны. (Педагог кликает мышью по нижнему изображению справа: просмотр фрагмента из мультфильма). Жалко Никите детей беззащитных, которых легко может обидеть каждый, и соглашается помочь им.

4) "Изображение былинного героя палехскими мастерами" (Слайд 6).

Одной из традиций палехских художников является изображение различных сказочных сюжетов. За доброту, отвагу, смекалку, бескорыстность, любовь к своему народу, мастера палехского искусства отобразили подвиг Никиты Кожемяки в своих работах.

Перед вами две шкатулки, на которых Никита Кожемяка одет в белую рубаху с засученными рукавами, красный фартук на левой шкатулке и красные штаны на правой. Ноги его обмотаны белыми онучами, т.е. портянками и обуты в лапти. В руках у Никиты дубина с утолщенным концом - палица.

На левой шкатулке в ногах у богатыря притаился на коротких лапах дракон черного цвета, цвета тьмы, беды. Изо рта язык раздвоенный торчит. Смотрит на Никиту так, словно хочет укусить его. На другой шкатулке косматое чудовище красного цвета с зелеными крыльями стережет плачущую царевну.

Тщательно, и четко, и в то же время изящно расписали художники людей, животных, пригорки, растительность, постройки. Каждая композиция продумана до мелочей.

Профессия художника, занимающегося росписью лаковых миниатюрных изделий, называется "художник-миниатюрист". Отличительные черты палехской росписи - миниатюрное, мелочное письмо, многообразие элементов композиции и их живописность. Обыкновенная коробочка из папье-маше сегодня считается ювелирной драгоценностью.

Палехские художники также занимаются и книжной графикой. На иллюстрации "Бой Никиты Кожемяки со Змеем Горынычем" художник Алексей Орлеанский изобразил героя в зеленой рубахе с мечом в руке, в красной накидке и красных сапогах с белыми отворотами, облегающих черных штанах с мелким зеленым узором. На открытке художник Зайцев А. изобразил Никиту в оранжевой рубахе с белыми отворотами и белом фартуке, в синих штанах.

5) "Художники-иллюстраторы" (Слайд 7).

Художники, занимающиеся искусством книжной графики относятся к профессии "художники-иллюстраторы". На иллюстрации "Змей Горыныч" художника Николая Михайловича Кочергина Никита Кожемяка в белой рубахе, красном фартуке замахивается плеткой на дракона. На следующей иллюстрации художник Владимир Долгов показывает Никиту Кожемяку в костюме красных, коричневых и белых цветов.

6) "Иллюстрации разных художников" (Слайд 8).

На слайде представлены иллюстрации художников-иллюстраторов, на которых Никита Кожемяка одет в белую или красную рубахи, белые или голубые штаны, белые или темно-серые онучи. Каждый художник в своем произведении по-своему раскрывает сказочного богатыря. У Виталия Луьяненко поверх рубахи герой обмотан накидкой, скрепленной на талии поясом, у Сергея Даниленко Никита в шлеме и обмотан толстыми веревками. Сергей Сачков изобразил Никиту Кожемяку с золотистыми волосами подвязанными красной лентой. Подпоясан Никита черным пояском. Верхняя часть туловища художником намеренно зрительно преувеличена, чтобы показать мощь богатыря.

Художники Ирина и Владимир Пустоваловы в своих иллюстрациях добавили в костюм Никиты Кожемяки, толстые серые веревки (пеньку), серый фартук, голубую повязку, скрепляющую волосы.

7. Работа с таблицей "Цветовые символы славянской мифологии"

Педагог обращает внимание детей на таблицу "Цветовые символы в Славянской мифологии". Приложение № 2.

Не случайно художники использовали в своих произведениях определенные цвета. В стародавние времена одежда считалась оберегом богатыря, защищая его от гибели. Рубаха белого цвета одевалась перед битвой, на чистое тело.

7) "Изображение былинного героя художниками-мультипликаторами" (Слайд 9).

Над созданием мультфильма работают много людей. В том числе и художники-мультипликаторы, которые рисуют эскизы героев мультфильма. Перед вами два рисунка с изображением Никиты Кожемяки из рисованных мультфильмов. (Педагог кликает мышью). На следующем рисунке изображен мальчик " - это Никита Кожемяка в детстве из современного мультфильма "Никита Кожемяка". В детали изображения, в отличие от рассмотренных рисунков добавлены тени и рисованный персонаж кажется немного объемным. (Педагог кликает мышью). Последнее изображение выполнено художниками-аниматорами по рисункам художников-мультипликаторов с помощью специальных компьютерных программ в трехмерном изображении. Наш герой выглядит объемной игрушкой.

8) "Изображение Змея Горыныча" (Слайд 10).

Змей Горыныч - дракон, т.е. фантастическое существо. В разных сказках количество голов змея бывает от трех до двенадцати. В случае нападения дракон способен извергать огонь. У Змея есть крылья, но о них известно то, что они могут быть "огненными". Тело змея в сказках не описывается, однако на картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. В одних сказках Змей Горыныч живет в воде, спит на камне в море, в других сказках он живет в горах. В разных странах мира тоже существуют свои драконы. Вот, например анимационная картинка восточного дракона, который очень схож с русским Змеем Горынычем и подходит под описание в произведении "Былины и героические сказки". (Педагог кликает мышью по слайду. Появляется анимированная картинка дракона).

8. Викторина "Никита Кожемяка" (Слайды 11 - 15).

9. Упражнение "Продолжи поговорку". Дети делятся на две команды. Каждой команде дается набор карточек с поговорками, разделенными на части. Побеждает команда, первая собравшая все карточки правильно. Приложение № 2.

10. Инструктаж по практической работе. Создание эскиза богатыря Никиты Кожемяки. "Построение фигуры богатыря" (Слайд 17).

У взрослого мужчины рост составляет около восьми голов. Исходя из этих идеальных пропорций головы и тела, можно приблизительно определить сравнительную величину других частей фигуры. Ноги начинаются на уровне середины фигуры, т.е. четырех голов. Границы проходят приблизительно через подбородок, грудь, талию и середину фигуры; бедра приходятся на середину высоты тела. Верхняя и нижняя части ноги составляют каждая по две "головы". Наиболее широкая часть у мужчины, как правило - плечи, составляющие две и одну треть "головы". Так как наша задача нарисовать богатыря в одежде, то необходимо учитывать его крупное телосложение и толщину одежды, обуви.

11. Практическая работа . Построение фигуры богатыря простыми карандашами на бумаге.

III Итоговая часть занятия

1. Рефлексия занятия.

Что понравилось сегодня на занятии?

С какими профессиями художников познакомились?

Вызвал ли у вас интерес к работе по слайдам презентации?

2. Анализ педагогом эскизов детей.

Занятие № 2 (продолжение)

Тема занятия: "Создание былинного образа богатыря Никиты Кожемяки красками в цвете"

Продолжительность занятия - 1,5 ч.

Занятие проводится с детьми третьего года обучения. Возраст детей 10 - 12 лет

Цель занятия: создание условий для оформления сказочного образа богатыря в цвете красками на бумаге.

  1. Создать в цвете образ богатыря Никиты Кожемяки.
  2. Развивать творческую активность, фантазию при создании художественного образа былинного героя с помощью техник аля-прима; набрызг, печатание.
  3. Оформить фигуру богатыря с использованием цветовой и орнаментальной славянских символик.
  4. Воспитать в детях любовь к истории и живописи русского народа.

Дидактическое сопровождение занятия:

  • Беседа
  • ИКТ: мультимедийная презентация.
  • Подвижная игра: "Змей Горыныч и Никита Кожемяка".

Материалы и инструменты.

  • Иллюстрации с изображением русского героя.
  • Бумага, простые карандаши, ластики, точилки, краски, кисточки, салфетки.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор.

Зрительный ряд: надписи на доске: рисунок-образец "Никита Кожемяка"; таблицы: "Цветовые символы в Славянской мифологии", "Славянские символы"; плакаты с надписями: "Я не победимый Змей, кто желает быть добычею моей"; "Вместе мы сила, мы не победимы".

Ход занятия

I Вводная часть занятия

1. Приветствие педагогом детей.

Сегодня на занятии мы продолжаем работу по созданию образа богатыря Никиты Кожемяки по мотивам мультфильма.

Занятие проводится с целью создания былинного образа богатыря Никиты Кожемяки в цвете.

Цель занятия: создание условий для оформления сказочного образа богатыря в цвете красками на бумаге.

2. Проверка организации рабочего места: расположение бумаги, красок, кисточек, салфеток на столе.

3. Настрой детей на занятие. Смачивание красок.

II Основная часть занятия

1. Самостоятельный просмотр детьми мультимедийной презентации (фоновое сопровождение практической работы). Слайды 17 - 27

    1.1 "Построение фигуры богатыря" (Слайд 17). Педагог напоминает правила построения фигуры богатыря.

    1.2 "Поэтапное построение лица" (Слайд 18

Никита Кожемяка издавна был героем народных сказок на Руси. Это типичный пример богатыря, который не просто сильный и храбрый, но еще и добрый. Есть несколько вариантов сказки, но во всех них Никита Кожемяка - это богатырь, который убил дракона и спас царевну. Больше всего похожи украинская и белорусская вариации, а в русской значительно отличается только окончание. Хотя всегда он остается героем, простым добрым богатырем.

Сюжет сказки

Злой змей украл дочь киевского князя и спрятал ее в своем доме, чтобы никто не мог до нее добраться. Она тоскует по дому и очень хочет вернуться, но змей не отпускает царевну.Позже змей рассказал царевне, что на всем свете он боится только одного человека - Никиту Кожемяку. С этих пор она стала думать о том, как бы ей уговорить Никиту на бой с змеем. Заключенная отправляет отцу письмо, чтобы тот отыскал богатыря и уговорил того спасти ее - убить страшного змея. Что же отвечает царю Кожемяка? Это весьма нетипично для сказок, ведь он отказывает. Когда первые царские делегаты навестили дом Никиты, он так удивился, что случайно разорвал двенадцать кож, что уже свидетельствует о немалой силе. Множество посланников ходит к Никите, а он остается непреклонным, но соглашается только тогда, когда к нему отправляют плачущих детей: богатырь просто не может вынести детские слезы. Обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым для змея, силач отправляется спасать царевну. Длительный бой между богатырем и змеем заканчивается победой Кожемяки.

Окончание сказки

В белорусской и украинской версии, после того как Кожемяка побеждает змея, место, где он жил, стали называть Кожемяками. В русском варианте змей, которого победил Кожемяка, просит пощады, и доброе сердце богатыря сдается. Змей отдает половину своей земли богатырю. Тот разделил территорию бороздой, а в ней и утонул змей.

Никита Кожемяка

Это сказание не просто о герое, это классическая сказка Киевской Руси. Изначально была создана летопись. Впервые она была засвидетельствована еще в 992 году, но тогда богатыря еще не звали Кожемяка, это был юнец, обладающий невероятной силой, который во время ссоры с отцом разорвал кожи. С тех пор, конечно, сказка претерпела эволюцию. Если изначально это был юнец, который победил печенежского монстра, то в более поздних вариантах это уже богатырь, который сразился с фантастическим монстром и спас царевну. Типичная народная сказка, на которой воспитали не одно поколение детей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Тайпаны – это род ядовитых змей семейства аспидовых. Тайпаны считаются одними из лидеров по смертоносности укуса. До того момента, пока не выработали противоядие (середина XX века), погибало до 90% укушенных людей. Сейчас имеется в роду только два…

Изображение змеи, кусающей себя за хвост (уробороса), является одним из древнейших символов, известных человечеству. Изображение уробороса знакомо многим, но мало кто знает, что обозначает этот символ. Точную дату и место происхождения уробороса…

Драконы являются популярными персонажами компьютерных игр, доступных также на компактных электронных устройствах. В зависимости от сюжета, они предстают то свирепыми монстрами, разрушающими все на своем пути, то мудрыми стражами сокровищ. В игре…

Герои русских сказок представляют собой часто волшебные силы, которые в древние времена служили предметом веры людей в мистическую реальность. Каждый сказочный герой обладает своим уникальным типажом – один затевает козни, другой блестяще побеждает…

Русская земля богата своей историей, сказаниями, былинами и, конечно же, своими богатырями. До наших дней дошли повествования о жизни и подвигах былинных героев – Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Известно, что за этими вымышленными…

Число три это число гармонии и совершенства, которое используется во всех мировых культурах. Особенно троицу любят русские, что видно по многочисленным русским сказкам. Число три в русских сказках
Русскую землю охраняли в сказках три главных…

Богатырь – былинный персонаж, хотя можно говорить и о том, что богатыри существовали на Руси как таковые, ведь принято причислять к ним всех мужчин, обладающих значительной силой, умением и сноровкой.
Инструкция 1Основные черты русского…

Одним из самых известных русских богатырей считается Алеша Попович. Он является персонажем былин и сказаний, в которых повествуется об исключительной смелости мифологизированного богатыря, сравнимой лишь с силой Святогора. Основное занятие Алеши…

Основное занятие Добрыни Никитича - защита Руси от внешних врагов. Этот русский богатырь по своей значимости занимает вторую позицию после Ильи Муромца. Вместе с Алешей Поповичем они образуют знаменитую тройку богатырей. Кроме того, былина о Добрыне…

Былинный образ богатырей является особенностью русского эпоса. Подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны во многих сказаниях и отражают целый пласт мировоззрения периода Киевской Руси. В данной статье мы разберемся с тем, кто такие богатыри,…